Как пишется вог танец

  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Как пишется: «вок» или «вог»?

Правило

Слово «вок» чаще всего используется в сочетании «сковорода вок», где лексемы пишутся раздельно, согласно правилу: сочетания с неизменяемыми определениями пишутся в два слова. Соответственно, «вок» — не склоняется, поэтому проверить его конечную согласную невозможно, аналогичное явление происходит и со словом «вог».

Значение

Вок – глубокая небольшая сковорода с выпуклым днищем, где равномерно раскаляется масло. Широко применяется в азиатских странах. Также именуется и блюдо, приготовленное в этой посуде.

Вог — стиль танцев, основывающихся на движениях, имитирующих позы моделей из популярного журнала «Vogue».

Примеры

  • Предварительно следует нагреть масло в вок.
  • В сковородку типа вок положите лапшу и равномерно обжарьте ее.
  • Используйте движения вог и создайте свой уникальный танец, с помощью которого вы покорите жюри.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Vogue

Voguing Masquerade Ball (30471245435).jpg

Performer voguing in the Old Way at the Vogue Ball, National Museum of African Art, 2016

Origin Ball culture, Harlem, New York City, United States

Vogue, or voguing, is a highly stylized, modern house dance originating in the late 1980s that evolved out of the Harlem ballroom scene of the 1960s.[1] It gained mainstream exposure when it was featured in Madonna’s song and video «Vogue» (1990), and when showcased in the 1990 documentary Paris Is Burning (which went on to win the Grand Jury Prize at the 1991 Sundance Film Festival).[2] In its modern form, this dance has become a global phenomenon that continues to evolve both stylistically and demographically.[3]

History[edit]

This style of dance arose from Harlem ballroom cultures, as danced by African-American and Latino gay men, from the early 1960s through the 1980s. The Harlem Renaissance shaped a distinctly Latino and African American LGBTQ culture in Harlem from 1920 to 1935, which included advancement in literature, arts and music and demonstration that aspects of identity like race, gender and sexuality can be fluid and intersecting.[4]

The Balls that began during this time eventually shifted from elaborate pageantry to vogue dance battles. The dance battles consisted of dance learned during prison years.[5] Inspired by the style of Ancient Egyptian Hieroglyphs and the famous images of models in Vogue magazine, voguing is characterized by striking a series of poses as if one is modeling for a photo shoot. Arm and leg movements are angular, linear, rigid, and move swiftly from one static position to another.[1]

Dance competitions often involved throwing «shade,» or subtle insults directed at one another in order to impress the judges and the audience. The competition style was originally called «presentation» and later «performance.»[6] Over the years, the dance evolved into the more intricate and acrobatic form that is now called «vogue».[2][3][7]

Vogue dance presents gender as a performance. Drag queens pretend to apply makeup («beat face»), style hair and don extravagant clothing through the dance moves.[8] Depending on the competition category, participants may perform the traditional behaviors of their biological sex to demonstrate «realness,» or passing as straight.[9] Although there are varying gender and sexuality classifications and categories, each fits into either Female Figure (FF) or Male Figure (MF). Female Figure includes trans women, cisgender women and drag queens, while Male Figure includes butch queens, butch women and cisgender men.[10] No matter the category, performances and competitions are camp, which embodies the spirit of extravagance and is exaggerated and artificial.[11][12]

The precise origins of voguing are disputed. Although many cite the story in which Paris Dupree takes out a Vogue magazine and mimics the poses to the beat of the music (and other queens subsequently followed), there are other accounts that note voguing may have originated from black gay prison inmates at Rikers Island, performed for the attention of other men as well as throwing shade.[1] Voguing is continually being developed further as an established dance form that is practiced in the Black and Latino gay ballroom scene, and clubs in major cities throughout the United States, centered in New York City.[3][13]

Styles[edit]

There are currently three distinct styles of vogue: Old Way (pre-1990); New Way (post-1990); and Vogue Fem (circa 1995).[14]

Old way[edit]

Old way is characterized by the formation of lines, symmetry, and precision in the execution of formations with graceful, fluid-like action. Egyptian hieroglyphs and fashion poses serve as the original inspirations for old way voguing. In its purest, historical form, old way vogue is a duel between two rivals. Traditionally, old way rules dictated that one rival must «pin» the other to win the contest. Pinning involved the trapping of an opponent so that they could not execute any movements while the adversary was still in motion (usually voguing movements with the arms and hands called «hand performance» while the opponent was «pinned» against the floor doing «floor exercises» or against a wall).[15]

New way[edit]

New way is characterized by rigid movements coupled with «clicks» (limb contortions at the joints) and «arms control» (hand and wrist illusions, which sometimes includes tutting and locking). New way can also be described as a modified form of mime in which imaginary geometric shapes, such as a box, are introduced during motion and moved progressively around the dancer’s body to display the dancer’s dexterity and memory. New way involves incredible flexibility.[2]

Vogue Fem[edit]

Vogue Fem («Fem» is derived from the French word femme, meaning «woman») is fluidity at its most extreme with exaggerated feminine movements influenced by ballet, jazz and modern dance. Styles of Vogue Fem performances range from Dramatics (which emphasizes stunts, tricks, and speed) to Soft (which emphasizes a graceful, beautiful, and easy flow continuations between the five elements). There are currently five elements of Vogue Fem:

  • Duckwalk: The duck walk receives its name from the appearance the name references (a duck walking) that involves squatting on your heels and kicking your feet out as you move forward on the beat.
  • Catwalk: Catwalking is an exaggerated feminine walk where the legs are crossed over each other, the hips are thrust from side to side, and the hands are thrown forward in opposition to the legs.
  • Hands: In performance, the hands of the performer often told a story (demonstrated in the category Hand Performance/Arms Control) This is the component of performing used to throw shade. For example, miming an expression of horror at the way the opponents face looks.
  • Floorwork: This component demonstrates the competitors’ sensuality as they roll, twist, and otherwise move on the ground in such a way as to capture the attention of the judges.
  • Spins and Dips: The most recognizable feat in Vogue Fem. Dips can be described as a ground-level stunt. This can be executed by spiraling down to the floor and tucking one leg, while the other is extended and creating the illusion that one’s head has touched the floor. This is to be executed on what is called the HA! a loud metallic crash in the music or verbal “HA!” heard throughout music to accent this specific movement. The dip originated from Pop, Dip, and Spin which is the foundation and base of Old Way. [16]
  • Voguing Masquerade Ball (30471245675).jpg

  • Voguing Masquerade Ball (30384506411).jpg

  • Voguing Masquerade Ball (30471230845).jpg

Scenes and chapters[edit]

The ballroom scene has evolved into a national and international underground dancesport with major balls and dance competitions being held in different regions of the United States and around the world.[17] New York State continues to be the mecca of the ballroom scene as well as the dance style, but regional voguing «capitals» exist—Chicago and Detroit for the Midwest. Atlanta, Charlotte, Dallas, Miami for the South. Los Angeles and Las Vegas for the West Coast. Baltimore, D.C, Connecticut, Philadelphia, Pittsburgh. and Virginia for the East Coast.[18]

International cities in Western Europe (the U.K., France, the Netherlands, Belgium, Germany, Austria and Sweden), Eastern Europe, Latin America (Mexico, Brazil, Chile, Colombia, Costa Rica, Panama) and Asia Pacific (Japan and New Zealand) have sprouted and held competitions inspired by voguing from the original balls of New York City.[19][20][21][22]

Influence on pop music[edit]

Influence on Madonna[edit]

Madonna is commonly credited to popularize this dance craze. Such was the popularity of her song «Vogue», that Madonna has largely been perceived as the inventor of this dance style, and which has nevertheless not remained central to her performance work according to authors of The SAGE Handbook of Popular Music (2014).[23] MFA Stephen Ursprung from Smith College felt that «Madonna created a market for voguing» and further asserted «voguing has left its mark on the world» through a «close connection» with the singer.[24]

Danish lecturer Henrik Vejlgaard, commented that both her song and video made «voguing a popular dance concept in many parts of the world».[25] A 1994 article from academic journal Public Culture, said that the gay ball dance form was popularized by Madonna «in a way that made it seem like she practically invented it».[26]

Although Madonna’s song «Vogue» brought popularity and awareness to the dance style, the pop singer still received criticism from those who believe she exploited and appropriated the ballroom culture.[27] Cultural appropriation involves the adoption of certain aspects of a minority or disadvantaged culture by a member of the majority culture without proper acknowledgement of the origin.[28] The 1990 music video was choreographed by Jose Gutierez Xtravaganza and Luis Camacho of the House of Xtravaganza. However, all of the celebrities mentioned in the song are white, and Madonna herself is a white woman. Even though Madonna referenced the Harlem ballroom culture by including members of the community in the production of the video, critics still say that she erased the originating culture since she is the primary mainstream association with the style.[29]

Further influence[edit]

Several other notable pop celebrities and artists have been influenced by Voguing, including performers such as Teyana Taylor, Rihanna, Willow Smith, FKA Twigs, Ariana Grande, and Azealia Banks have all taken inspiration from voguing from dances of past and contemporary voguers, while also incorporating the beats traditionally attached to the dance.[30][31][32][33]

One of the most recent influences of voguing (and Ball culture) comes from the documentary film Kiki, in which contemporary Balls and Voguing is represented through the scenes and styles that now exist.[34][35]

Depictions in media[edit]

  • Deep in Vogue
  • Paris Is Burning
  • How Do I Look
  • Pose
  • Strike a Pose
  • Legendary

See also[edit]

  • House of Aviance
  • House of Xtravaganza
  • Willi Ninja
  • Locking (dance)
  • Waacking (dance)

General:

  • LGBT culture in New York City
  • African-American LGBT community

References[edit]

  1. ^ a b c Stuart., Baker (2011-01-01). Voguing and the house ballroom scene of New York City 1989-92. ISBN 9780955481765. OCLC 863223074.
  2. ^ a b c Becquer, Marcos; Gatti, Jose (1991-09-01). «Elements of Vogue». Third Text. 5 (16–17): 65–81. doi:10.1080/09528829108576327. ISSN 0952-8822.
  3. ^ a b c Schaefer, Brian (2015-07-23). «Vogueing Is Still Burning Up the Dance Floor in New York». The New York Times. ISSN 0362-4331. Archived from the original on 2018-06-08. Retrieved 2017-05-01.
  4. ^ «A Brief History of Voguing». The National Museum of African American History & Culture. Smithsonian Institution. Archived from the original on 13 December 2019. Retrieved 13 December 2019.
  5. ^ «A Brief History of Voguing». The National Museum of African American History & Culture. Smithsonian Institution. Archived from the original on 13 December 2019. Retrieved 13 December 2019.
  6. ^ Jackson, Jonathan David (Autumn 2002). «The Social World of Voguing» (PDF). Journal for the Anthropological Study of Human Movement. 12 (2): 26–42. Archived from the original (PDF) on 2015-12-28. Retrieved 2017-05-02.
  7. ^ Upadhye, Janet (2012-06-21). «Vogue: Not Madonna’s Dance». HuffPost. Archived from the original on 2017-03-15. Retrieved 2017-05-02.
  8. ^ «A Brief History of Voguing». The National Museum of African American History & Culture. Smithsonian Institution. Archived from the original on 13 December 2019. Retrieved 13 December 2019.
  9. ^ Buckner, Rachel. «Underground Ball Culture». Grinnell College. Archived from the original on 28 December 2019. Retrieved 13 December 2019.
  10. ^ Wallace, Stephaun Elite. «Ball Categories». House of Luna. Archived from the original on 13 December 2019. Retrieved 13 December 2019.
  11. ^ Jeffs, Lotte (2016-10-04). «What is Voguing?». Elle. Archived from the original on 2019-12-13. Retrieved 13 December 2019.
  12. ^ Bekhrad, Joobin. «What does it mean to be camp?». BBC. Archived from the original on 15 December 2019. Retrieved 13 December 2019.
  13. ^ Veine, France (March 13, 2014). «French Drag Queen Dance Battles». VICE. Archived from the original on April 29, 2017. Retrieved April 1, 2017.
  14. ^ Tara, Susman (2000-01-01). «The Vogue of Life: Fashion Culture, Identity, and the Dance of Survival in the Gay BalIs». DisClosure: A Journal of Social Theory. 9 (1). doi:10.13023/disclosure.09.15. ISSN 1055-6133.
  15. ^ Livingston, Jennie (1991-08-01), Paris Is Burning, archived from the original on 2017-04-20, retrieved 2017-05-02
  16. ^ L02|url=https://www.youtube.com/watch?v=E3c7Gv5RHaw%7Caccess-date=2017-05-02%7Carchive-date=2017-03-17%7Carchive-url=https://web.archive.org/web/20170317031650/https://www.youtube.com/watch?v=E3c7Gv5RHaw%7Curl-status=live}}
  17. ^ streetstar (2013-08-22), STREETSTAR 2013 — Vogue Femme Final Battle Lasseindra (FRA) vs Ida»Inxi» Holmlund (FIN), archived from the original on 2021-12-22, retrieved 2017-03-20
  18. ^ Bailey, Marlon M. (2013-08-29). Butch queens up in pumps : gender, performance, and ballroom culture in Detroit. ISBN 9780472051960. OCLC 820123691.
  19. ^ «Inside Eastern Europe’s Wild, Competitive Voguing Scene». Vice. Archived from the original on 2022-03-13. Retrieved 2017-05-02.
  20. ^ «Watch: Aya-Bambi, the Japanese dancing couple who will leave you hypnotised». CatchNews.com. Archived from the original on 2017-04-15. Retrieved 2017-05-02.
  21. ^ Morton, Frances (May 9, 2017). «Inside New Zealand’s Radical Pacific Queer Community». Vice. New Zealand. Archived from the original on September 13, 2017. Retrieved Sep 13, 2017.
  22. ^ Villegas, Richard (2016). «How voguing and ballroom became cool in Latin America». Remezcla. Archived from the original on July 17, 2018. Retrieved May 30, 2018.
  23. ^ Bennett, Andy; Waksman, Steve (2014). The Pop Star: Madonna; Achieving Stardom; Gender and Genre. The SAGE Handbook of Popular Music. SAGE Publishing. pp. 340–343. ISBN 978-1-4739-1099-7. Retrieved March 5, 2022 – via Google Books.
  24. ^ Ursprung, Stephen (May 1, 2012). «Voguing: Madonna and Cyclical Reappropriation». Smith College. Archived from the original on June 27, 2012. Retrieved June 18, 2015.
  25. ^ Vejlgaard, Henrik (2007). Anatomy of a Trend. McGraw Hill Professional. p. 51. ISBN 978-0-07-159470-7. Retrieved May 2, 2021 – via Google Books.
  26. ^ «Ball Culture». Public Culture: 236. 1994. Retrieved March 5, 2022 – via Google Books.
  27. ^ Chatzipapatheodoridis, Constantine (2017). «Strike a Pose, Forever: The Legacy of Vogue and its Re-contextualization in Contemporary Camp Performances». European Journal of American Studies. 11 (3). doi:10.4000/ejas.11771.
  28. ^ «cultural appropriation». Cambridge Dictionary. Archived from the original on 2019-11-09. Retrieved 2019-12-13.
  29. ^ Goodman, Elyssa (25 April 2018). «The Historic, Mainstream Appropriation of Ballroom Culture». Them. Archived from the original on 8 November 2019. Retrieved 13 December 2019.
  30. ^ Hunt, Kenya (2014-11-18). «How voguing came back into vogue». The Guardian. ISSN 0261-3077. Archived from the original on 2017-06-07. Retrieved 2017-05-02.
  31. ^ «Meet Leiomy Maldonado, the Trans Latina Vogue Dancer Whose Hair Flip Inspired Beyoncé & More». LATINA. Archived from the original on 2017-03-13. Retrieved 2017-05-02.
  32. ^ «NEW MUSIC: Azealia Banks’ new Vogue-worthy track «The Big Big Beat» is an instant-hit». afropunk.com. 22 February 2016. Archived from the original on 2016-08-06. Retrieved 2017-05-02.
  33. ^ «Leiomy Maldonado Talks Signature Hair Flip That Inspired Beyoncé». Vibe. 2017-01-25. Archived from the original on 2017-05-10. Retrieved 2017-05-02.
  34. ^ Kenny, Glenn (2017-02-28). «Review: ‘Kiki’: The Vogueing Scene, Still a Refuge for Gay and Transgender Youth». The New York Times. ISSN 0362-4331. Archived from the original on 2017-03-02. Retrieved 2017-05-02.
  35. ^ MovieZine (2016-06-30), Kiki (2016) — Trailer, archived from the original on 2021-12-22, retrieved 2017-05-02

Further reading[edit]

  • Lawrence, Tim (2011). ««Listen, and You Will Hear all the Houses That Walked There Before»: A History of Drag Balls, Houses and the Culture of Voguing». Voguing: Voguing and the House Ballroom Scene of New York 1989–92. By Regnault, Chantal. Baker, Stuart (ed.). London: Soul Jazz Records. ISBN 978-0-9554817-6-5. OCLC 973610399.

External links[edit]

  • Media related to Vogue (dance) at Wikimedia Commons

From Wikipedia, the free encyclopedia

Vogue

Voguing Masquerade Ball (30471245435).jpg

Performer voguing in the Old Way at the Vogue Ball, National Museum of African Art, 2016

Origin Ball culture, Harlem, New York City, United States

Vogue, or voguing, is a highly stylized, modern house dance originating in the late 1980s that evolved out of the Harlem ballroom scene of the 1960s.[1] It gained mainstream exposure when it was featured in Madonna’s song and video «Vogue» (1990), and when showcased in the 1990 documentary Paris Is Burning (which went on to win the Grand Jury Prize at the 1991 Sundance Film Festival).[2] In its modern form, this dance has become a global phenomenon that continues to evolve both stylistically and demographically.[3]

History[edit]

This style of dance arose from Harlem ballroom cultures, as danced by African-American and Latino gay men, from the early 1960s through the 1980s. The Harlem Renaissance shaped a distinctly Latino and African American LGBTQ culture in Harlem from 1920 to 1935, which included advancement in literature, arts and music and demonstration that aspects of identity like race, gender and sexuality can be fluid and intersecting.[4]

The Balls that began during this time eventually shifted from elaborate pageantry to vogue dance battles. The dance battles consisted of dance learned during prison years.[5] Inspired by the style of Ancient Egyptian Hieroglyphs and the famous images of models in Vogue magazine, voguing is characterized by striking a series of poses as if one is modeling for a photo shoot. Arm and leg movements are angular, linear, rigid, and move swiftly from one static position to another.[1]

Dance competitions often involved throwing «shade,» or subtle insults directed at one another in order to impress the judges and the audience. The competition style was originally called «presentation» and later «performance.»[6] Over the years, the dance evolved into the more intricate and acrobatic form that is now called «vogue».[2][3][7]

Vogue dance presents gender as a performance. Drag queens pretend to apply makeup («beat face»), style hair and don extravagant clothing through the dance moves.[8] Depending on the competition category, participants may perform the traditional behaviors of their biological sex to demonstrate «realness,» or passing as straight.[9] Although there are varying gender and sexuality classifications and categories, each fits into either Female Figure (FF) or Male Figure (MF). Female Figure includes trans women, cisgender women and drag queens, while Male Figure includes butch queens, butch women and cisgender men.[10] No matter the category, performances and competitions are camp, which embodies the spirit of extravagance and is exaggerated and artificial.[11][12]

The precise origins of voguing are disputed. Although many cite the story in which Paris Dupree takes out a Vogue magazine and mimics the poses to the beat of the music (and other queens subsequently followed), there are other accounts that note voguing may have originated from black gay prison inmates at Rikers Island, performed for the attention of other men as well as throwing shade.[1] Voguing is continually being developed further as an established dance form that is practiced in the Black and Latino gay ballroom scene, and clubs in major cities throughout the United States, centered in New York City.[3][13]

Styles[edit]

There are currently three distinct styles of vogue: Old Way (pre-1990); New Way (post-1990); and Vogue Fem (circa 1995).[14]

Old way[edit]

Old way is characterized by the formation of lines, symmetry, and precision in the execution of formations with graceful, fluid-like action. Egyptian hieroglyphs and fashion poses serve as the original inspirations for old way voguing. In its purest, historical form, old way vogue is a duel between two rivals. Traditionally, old way rules dictated that one rival must «pin» the other to win the contest. Pinning involved the trapping of an opponent so that they could not execute any movements while the adversary was still in motion (usually voguing movements with the arms and hands called «hand performance» while the opponent was «pinned» against the floor doing «floor exercises» or against a wall).[15]

New way[edit]

New way is characterized by rigid movements coupled with «clicks» (limb contortions at the joints) and «arms control» (hand and wrist illusions, which sometimes includes tutting and locking). New way can also be described as a modified form of mime in which imaginary geometric shapes, such as a box, are introduced during motion and moved progressively around the dancer’s body to display the dancer’s dexterity and memory. New way involves incredible flexibility.[2]

Vogue Fem[edit]

Vogue Fem («Fem» is derived from the French word femme, meaning «woman») is fluidity at its most extreme with exaggerated feminine movements influenced by ballet, jazz and modern dance. Styles of Vogue Fem performances range from Dramatics (which emphasizes stunts, tricks, and speed) to Soft (which emphasizes a graceful, beautiful, and easy flow continuations between the five elements). There are currently five elements of Vogue Fem:

  • Duckwalk: The duck walk receives its name from the appearance the name references (a duck walking) that involves squatting on your heels and kicking your feet out as you move forward on the beat.
  • Catwalk: Catwalking is an exaggerated feminine walk where the legs are crossed over each other, the hips are thrust from side to side, and the hands are thrown forward in opposition to the legs.
  • Hands: In performance, the hands of the performer often told a story (demonstrated in the category Hand Performance/Arms Control) This is the component of performing used to throw shade. For example, miming an expression of horror at the way the opponents face looks.
  • Floorwork: This component demonstrates the competitors’ sensuality as they roll, twist, and otherwise move on the ground in such a way as to capture the attention of the judges.
  • Spins and Dips: The most recognizable feat in Vogue Fem. Dips can be described as a ground-level stunt. This can be executed by spiraling down to the floor and tucking one leg, while the other is extended and creating the illusion that one’s head has touched the floor. This is to be executed on what is called the HA! a loud metallic crash in the music or verbal “HA!” heard throughout music to accent this specific movement. The dip originated from Pop, Dip, and Spin which is the foundation and base of Old Way. [16]
  • Voguing Masquerade Ball (30471245675).jpg

  • Voguing Masquerade Ball (30384506411).jpg

  • Voguing Masquerade Ball (30471230845).jpg

Scenes and chapters[edit]

The ballroom scene has evolved into a national and international underground dancesport with major balls and dance competitions being held in different regions of the United States and around the world.[17] New York State continues to be the mecca of the ballroom scene as well as the dance style, but regional voguing «capitals» exist—Chicago and Detroit for the Midwest. Atlanta, Charlotte, Dallas, Miami for the South. Los Angeles and Las Vegas for the West Coast. Baltimore, D.C, Connecticut, Philadelphia, Pittsburgh. and Virginia for the East Coast.[18]

International cities in Western Europe (the U.K., France, the Netherlands, Belgium, Germany, Austria and Sweden), Eastern Europe, Latin America (Mexico, Brazil, Chile, Colombia, Costa Rica, Panama) and Asia Pacific (Japan and New Zealand) have sprouted and held competitions inspired by voguing from the original balls of New York City.[19][20][21][22]

Influence on pop music[edit]

Influence on Madonna[edit]

Madonna is commonly credited to popularize this dance craze. Such was the popularity of her song «Vogue», that Madonna has largely been perceived as the inventor of this dance style, and which has nevertheless not remained central to her performance work according to authors of The SAGE Handbook of Popular Music (2014).[23] MFA Stephen Ursprung from Smith College felt that «Madonna created a market for voguing» and further asserted «voguing has left its mark on the world» through a «close connection» with the singer.[24]

Danish lecturer Henrik Vejlgaard, commented that both her song and video made «voguing a popular dance concept in many parts of the world».[25] A 1994 article from academic journal Public Culture, said that the gay ball dance form was popularized by Madonna «in a way that made it seem like she practically invented it».[26]

Although Madonna’s song «Vogue» brought popularity and awareness to the dance style, the pop singer still received criticism from those who believe she exploited and appropriated the ballroom culture.[27] Cultural appropriation involves the adoption of certain aspects of a minority or disadvantaged culture by a member of the majority culture without proper acknowledgement of the origin.[28] The 1990 music video was choreographed by Jose Gutierez Xtravaganza and Luis Camacho of the House of Xtravaganza. However, all of the celebrities mentioned in the song are white, and Madonna herself is a white woman. Even though Madonna referenced the Harlem ballroom culture by including members of the community in the production of the video, critics still say that she erased the originating culture since she is the primary mainstream association with the style.[29]

Further influence[edit]

Several other notable pop celebrities and artists have been influenced by Voguing, including performers such as Teyana Taylor, Rihanna, Willow Smith, FKA Twigs, Ariana Grande, and Azealia Banks have all taken inspiration from voguing from dances of past and contemporary voguers, while also incorporating the beats traditionally attached to the dance.[30][31][32][33]

One of the most recent influences of voguing (and Ball culture) comes from the documentary film Kiki, in which contemporary Balls and Voguing is represented through the scenes and styles that now exist.[34][35]

Depictions in media[edit]

  • Deep in Vogue
  • Paris Is Burning
  • How Do I Look
  • Pose
  • Strike a Pose
  • Legendary

See also[edit]

  • House of Aviance
  • House of Xtravaganza
  • Willi Ninja
  • Locking (dance)
  • Waacking (dance)

General:

  • LGBT culture in New York City
  • African-American LGBT community

References[edit]

  1. ^ a b c Stuart., Baker (2011-01-01). Voguing and the house ballroom scene of New York City 1989-92. ISBN 9780955481765. OCLC 863223074.
  2. ^ a b c Becquer, Marcos; Gatti, Jose (1991-09-01). «Elements of Vogue». Third Text. 5 (16–17): 65–81. doi:10.1080/09528829108576327. ISSN 0952-8822.
  3. ^ a b c Schaefer, Brian (2015-07-23). «Vogueing Is Still Burning Up the Dance Floor in New York». The New York Times. ISSN 0362-4331. Archived from the original on 2018-06-08. Retrieved 2017-05-01.
  4. ^ «A Brief History of Voguing». The National Museum of African American History & Culture. Smithsonian Institution. Archived from the original on 13 December 2019. Retrieved 13 December 2019.
  5. ^ «A Brief History of Voguing». The National Museum of African American History & Culture. Smithsonian Institution. Archived from the original on 13 December 2019. Retrieved 13 December 2019.
  6. ^ Jackson, Jonathan David (Autumn 2002). «The Social World of Voguing» (PDF). Journal for the Anthropological Study of Human Movement. 12 (2): 26–42. Archived from the original (PDF) on 2015-12-28. Retrieved 2017-05-02.
  7. ^ Upadhye, Janet (2012-06-21). «Vogue: Not Madonna’s Dance». HuffPost. Archived from the original on 2017-03-15. Retrieved 2017-05-02.
  8. ^ «A Brief History of Voguing». The National Museum of African American History & Culture. Smithsonian Institution. Archived from the original on 13 December 2019. Retrieved 13 December 2019.
  9. ^ Buckner, Rachel. «Underground Ball Culture». Grinnell College. Archived from the original on 28 December 2019. Retrieved 13 December 2019.
  10. ^ Wallace, Stephaun Elite. «Ball Categories». House of Luna. Archived from the original on 13 December 2019. Retrieved 13 December 2019.
  11. ^ Jeffs, Lotte (2016-10-04). «What is Voguing?». Elle. Archived from the original on 2019-12-13. Retrieved 13 December 2019.
  12. ^ Bekhrad, Joobin. «What does it mean to be camp?». BBC. Archived from the original on 15 December 2019. Retrieved 13 December 2019.
  13. ^ Veine, France (March 13, 2014). «French Drag Queen Dance Battles». VICE. Archived from the original on April 29, 2017. Retrieved April 1, 2017.
  14. ^ Tara, Susman (2000-01-01). «The Vogue of Life: Fashion Culture, Identity, and the Dance of Survival in the Gay BalIs». DisClosure: A Journal of Social Theory. 9 (1). doi:10.13023/disclosure.09.15. ISSN 1055-6133.
  15. ^ Livingston, Jennie (1991-08-01), Paris Is Burning, archived from the original on 2017-04-20, retrieved 2017-05-02
  16. ^ L02|url=https://www.youtube.com/watch?v=E3c7Gv5RHaw%7Caccess-date=2017-05-02%7Carchive-date=2017-03-17%7Carchive-url=https://web.archive.org/web/20170317031650/https://www.youtube.com/watch?v=E3c7Gv5RHaw%7Curl-status=live}}
  17. ^ streetstar (2013-08-22), STREETSTAR 2013 — Vogue Femme Final Battle Lasseindra (FRA) vs Ida»Inxi» Holmlund (FIN), archived from the original on 2021-12-22, retrieved 2017-03-20
  18. ^ Bailey, Marlon M. (2013-08-29). Butch queens up in pumps : gender, performance, and ballroom culture in Detroit. ISBN 9780472051960. OCLC 820123691.
  19. ^ «Inside Eastern Europe’s Wild, Competitive Voguing Scene». Vice. Archived from the original on 2022-03-13. Retrieved 2017-05-02.
  20. ^ «Watch: Aya-Bambi, the Japanese dancing couple who will leave you hypnotised». CatchNews.com. Archived from the original on 2017-04-15. Retrieved 2017-05-02.
  21. ^ Morton, Frances (May 9, 2017). «Inside New Zealand’s Radical Pacific Queer Community». Vice. New Zealand. Archived from the original on September 13, 2017. Retrieved Sep 13, 2017.
  22. ^ Villegas, Richard (2016). «How voguing and ballroom became cool in Latin America». Remezcla. Archived from the original on July 17, 2018. Retrieved May 30, 2018.
  23. ^ Bennett, Andy; Waksman, Steve (2014). The Pop Star: Madonna; Achieving Stardom; Gender and Genre. The SAGE Handbook of Popular Music. SAGE Publishing. pp. 340–343. ISBN 978-1-4739-1099-7. Retrieved March 5, 2022 – via Google Books.
  24. ^ Ursprung, Stephen (May 1, 2012). «Voguing: Madonna and Cyclical Reappropriation». Smith College. Archived from the original on June 27, 2012. Retrieved June 18, 2015.
  25. ^ Vejlgaard, Henrik (2007). Anatomy of a Trend. McGraw Hill Professional. p. 51. ISBN 978-0-07-159470-7. Retrieved May 2, 2021 – via Google Books.
  26. ^ «Ball Culture». Public Culture: 236. 1994. Retrieved March 5, 2022 – via Google Books.
  27. ^ Chatzipapatheodoridis, Constantine (2017). «Strike a Pose, Forever: The Legacy of Vogue and its Re-contextualization in Contemporary Camp Performances». European Journal of American Studies. 11 (3). doi:10.4000/ejas.11771.
  28. ^ «cultural appropriation». Cambridge Dictionary. Archived from the original on 2019-11-09. Retrieved 2019-12-13.
  29. ^ Goodman, Elyssa (25 April 2018). «The Historic, Mainstream Appropriation of Ballroom Culture». Them. Archived from the original on 8 November 2019. Retrieved 13 December 2019.
  30. ^ Hunt, Kenya (2014-11-18). «How voguing came back into vogue». The Guardian. ISSN 0261-3077. Archived from the original on 2017-06-07. Retrieved 2017-05-02.
  31. ^ «Meet Leiomy Maldonado, the Trans Latina Vogue Dancer Whose Hair Flip Inspired Beyoncé & More». LATINA. Archived from the original on 2017-03-13. Retrieved 2017-05-02.
  32. ^ «NEW MUSIC: Azealia Banks’ new Vogue-worthy track «The Big Big Beat» is an instant-hit». afropunk.com. 22 February 2016. Archived from the original on 2016-08-06. Retrieved 2017-05-02.
  33. ^ «Leiomy Maldonado Talks Signature Hair Flip That Inspired Beyoncé». Vibe. 2017-01-25. Archived from the original on 2017-05-10. Retrieved 2017-05-02.
  34. ^ Kenny, Glenn (2017-02-28). «Review: ‘Kiki’: The Vogueing Scene, Still a Refuge for Gay and Transgender Youth». The New York Times. ISSN 0362-4331. Archived from the original on 2017-03-02. Retrieved 2017-05-02.
  35. ^ MovieZine (2016-06-30), Kiki (2016) — Trailer, archived from the original on 2021-12-22, retrieved 2017-05-02

Further reading[edit]

  • Lawrence, Tim (2011). ««Listen, and You Will Hear all the Houses That Walked There Before»: A History of Drag Balls, Houses and the Culture of Voguing». Voguing: Voguing and the House Ballroom Scene of New York 1989–92. By Regnault, Chantal. Baker, Stuart (ed.). London: Soul Jazz Records. ISBN 978-0-9554817-6-5. OCLC 973610399.

External links[edit]

  • Media related to Vogue (dance) at Wikimedia Commons

Еще в 1980-х годах слово vogue ассоциировалось лишь с названием модного журнала – по крайней мере у тех, кто не был вовлечен в контркультуру Нью-Йорка. Но через 10 лет, когда вдохновленные модельными позами танцоры заявили о себе всему миру, оно приобрело совершенно иное значение. Рассказываем, как и где из главного издания в мире моды родилось новое танцевальное направление вог.

Что такое вог?

Вог – это танец с элементами модельных поз и подиумной походки. Изначально направление называлось presentation, позже его переименовали в performance, и только спустя годы появилось всем известное vogueing – производное от названия журнала Vogue. Особенность этого танца заключается в пластичности движений, экстравагантном позировании и самовыражении. Сразу вспоминаются слова Тайры Бэнкс: «Не так важно иметь красивое тело, важно уметь с ним обращаться». Здесь не важен пол, главное – это артистизм, мимика, эмоциональная игра и желание заявить о себе. Быть услышанным – один из главных постулатов этого танца, ведь за ним скрывается сложная история сообщества борцов за свободу. 

История появления направления 

Родиной направления считается Нью-Йорк – именно там впервые зародился художественный танец, который долгое время жил в бальной культуре Гарлема. Вог был создан в 1980-х годах субкультурой чернокожих и латиноамериканских «креативщиков». Направлением руководила гендерная текучесть – ЛГБТ-сообщество, где никому не навязывают половое восприятие, стремилось создать свой собственный мир самовыражения посредством танца и моды. 

В 1990-м Мадонна выпустила песню с одноименным названием и вывела вог из подпольной сцены в мейнстрим. Впервые с этим направлением американская певица познакомилась в клубе Sound Factory в Челси – там же она пригласила лучших танцоров в свою команду и выпустила черно-белый клип с их участием. Сингл Vogue возглавил чарты в более 30 странах мира и положил начало глобальной популяризации экстравагантного танца. Считается, что именно благодаря этому субкультурное движение официально переросло в дух того времени и танцевальное направление, которое развивается по сей день.

Какие существуют стили танца и основные направления?

По словам преподавателя по танцам вог Дарьи Ельцовой, направлений здесь очень много, но при этом появляются и новые. На больших «соревнованиях» по вогу, которые называются балами, можно встретить множество их вариаций, но основными считаются следующие категории: 

Runway – искусство походки, демонстрации себя и своего аутфита.

Old way – один из первых появившихся танцевальных категорий вога. Кратко его можно охарактеризовать как танец позами.

New way – здесь за основу идет использование растяжки и геометрии в позах и линиях.

Fem (вариантов написаний много) – эта категория вышла из Old way и постепенно обрела свою базу в пяти технических элементах: catwalk (искаженная имитация подиумной походки) и duckwalk (ходьба в приседе), spin and dips (вращение, поворот и определенное положение при падении на пол), floor performance (работа с полом) и hands performance (представление кистями руками).

В воге, как и в любом другом направлении танца, одежда не должна сковывать движения. Учитывая, что в воге есть элементы с растяжкой, идеальным вариантом будет эластичный сет из леггинсов и топа.

При выборе одежды стоит еще учитывать направление танца: например, в категории fem танцуют преимущественно в юбках и на каблуках, а для old way подходит широкая одежда. В целом, здесь нет ограничений – фантазия и креативный подход только приветствуются.

Что касается нарядов для бала, то нюансов здесь очень много, отмечает Дарья Ельцова. Подбор образа на каждое мероприятие происходит в соответствии с тем, что заявлено в теме бала. Важную роль играют и ощущения самого танцора, а также категория, в которой он выступает. 

«Если танцор не соблюдает тему мероприятия, его могут чапнуть – то есть не дать пройти селект, отбор перед соревнованиями. Перед каждым балом организаторы объявляют общую тему и отдельную подтему для каждой категории. Если участник не соблюдает ее, то его могут просто не пропустить дальше, даже несмотря на хорошие танцевальные навыки. Поэтому аутфит для бала должен быть отшит и сделан со вкусом – платье из H&M здесь не подойдет», – говорит Дарья.

А что насчет балов и соревнований?

Считается, что до 60-х годов ЛГБТ-сообщество жило в изоляции, и единственным безопасным для него местом, где толерантность была не пустым звуком, были закрытые бары и кабаре. Вог-балы появились как способ жить в соответствии со своим мироощущением и отчасти продемонстрировать равенство без насилия. Участники здесь соревнуются за звание лучшего вогера, демонстрируя красочные наряды и танцевальные навыки в рамках заявленной категории. В рамках бала проходят батлы – здесь танцоры соревнуются в танцевальных поединках.

Вог-батлы сильно отличаются от других, говорит Дарья Ельцова: «Здесь все происходит на импровизированном подиуме, где в начале каждый участник должен получить оценку: 10’s (безоговорочно проходит) или Chop (точно не проходит). Затем батлы проходят между двумя участниками, которые соревнуются одновременно по всей длине подиума».

Как вог развивается в России

Балы в России еще только набирают обороты и стремятся достичь такого же масштаба, как в Европе и на родине вога – в Америке, отмечает Дарья Ельцова. Во многих, даже небольших, городах нашей страны проходят балы, на которых собираются танцоры с разных уголков России. Самыми крупными считаются московские балы, которые в среднем длятся 12 часов. Перед основным мероприятием часто еще проводят бал Kiki формата, где участники просто хорошо проводят время и веселятся, а после – afterparty, переходящие в «тусовочные» выходные. 

Фото: pexels.com/SHVETS production, cottonbro; meropriyatiya-v.ru

Vogue как танец начал формироваться в 70-х – 80-х годах прошлого столетия в Нью-Йорке и неразрывно связан с хаус музыкой, так как вог изначально танцевался именно под классические хаус биты. В самом начале своего развития это был танец, целиком и полностью состоявший из позирования — posing (с англ. pose — поза). Тогда на первый план выходило умение быстро под музыку сменять позы: очень выразительные, яркие, завораживающие. Люди соревновались в этом мастерстве: артистично менять позы, похожие на фото моделей с глянцевых журналов, под музыку. Именно поэтому для зарождавшегося стиля танца прижилось название vogue. Cоревнования по vogue проходили в клубах и назывались балами, и стали одной из ярких частей ballroom-культуры.

Vogue как танец – от pop, dip and spin до vogue femme

Важным компонентом в воге является мода. Этот стиль начинал развиваться во время большой популярности топ-моделей, во время расцвета крупных модных домов – Гуччи, Версаче – и эта высокая, дорогая мода для богатых сильно повлияла на становление танца. Например, в категории runway (англ. — подиум) – нужно показать умение красиво ходить по подиуму как топ-модели. Существует много категорий, связанных с дизайном одежды, с умением модно одеваться. Например, в best dressed (англ. — лучшая одежда) важно максимально круто подобрать наряд. В категории labels (англ. — этикетка) соревнуются в количестве надетой (и подобранной) дорогой брендовой одежды. Человек на самом деле выходит, выворачивает одежду и показывает судьям бирки.

Постепенно поузинг начинает усложняться и эволюционировать. Так появляется «pop, dip and spin» (англ. остановка, уход в партер и вращение) – новая форма vogue, названная по трём основным исполняемым элементам. В стремлении к сложному и более интересному, в желании удивить других, люди между позами стали добавлять движения и динамические перемещения. Таким образом, появляется танец (в привычном нам понимании), также основанный на позах, под те же хаус биты. Также в воге, в его зарождении были жёсткие, сильные движения из единоборств, поскольку в это же время были популярны фильмы о боевых искусствах, и милитари элементы, например марши.

По мере становления высшего и среднего образования более доступным, по мере роста популярности спорта, появляются люди с хорошей танцевально-акробатической подготовкой. Они стали добавлять в свои выходы (в воге правильнее сказать: представления, перформансы) трюки, сложные танцевальные и акробатические элементы. Стиль усложняется, люди стараются привнести новое, удивить. Танцоры, кто не имеет такого образования и навыков, предложили им выступать в отдельной категории, чтобы у всех были одинаковые шансы на победу. Таким образом появилась категория performance with gymnastics (англ. представление с гимнастикой). По прошествии некоторого времени эти категории – pop, dip and spin и performance with gymnastics –стали называться old way (старый способ вогирования) и new way (новый способ) соответственно. Сейчас в США очень мало тех, кто танцует old way и new way, самая популярная категория на данный момент – vogue femme (англ. female – женский, женственный). Интересно, что эти категории (old way и new way) возродились в России и Европе.

В России вог стал развиваться в 2008-2010 гг. Всё началось с мастер-классов приезжих из Штатов мастеров вога – Benny Ninja и Archie Burnett. Они показывали именно old way и new way, таким образом в нашу страну вог пришёл не в самой современной форме на тот момент, а в изначальной. Именно поэтому эти категории у нас достаточно широко распространены, в отличие от США. Vogue femme появился в России несколько позже, и ему нужно было время «раскачаться», чтобы стать самой популярной категорией. В американской вог-культуре существуют и нетанцевальные категории, про которые мы упоминали выше: labels, best dressed, runway. Это своеобразная «битва харизмы»: выигрывает чаще тот, кто умеет себя преподнести, передать эмоции, заставить зрителя смотреть на себя. В воге такие вещи, как умение показать себя, подача, перформанс, экспрессия, имеют очень большое значение, зачастую большее, чем техника движений.


Балы

Вог из современных баттловых стилей почти единственный, где имеет значение костюм и внешний вид. На балах чаще всего выдвигают требования по одежде, непременные к исполнению. Если объявлено, что обязателен образ Женщины-кошки – значит нужно прийти в костюме именно персонажа, а не абстрактной кошки. Если цвет бала – красный, то все приходят в красном. Если требования не выполнены – то участника чапнут (англ. chop – рубить), то есть дисквалифицируют.

Vogue как танец – от pop, dip and spin до vogue femme

Селект (отбор перед самими соревнованиями) в воге называют «десятки». Это название закрепилось с того времени, когда судьи имели таблички и выставляли участникам баллы. Соответственно, высший балл – десятки – означал и означает сейчас проход в следующий тур соревнования. Сейчас табличек с оценками нет, вместо этого судьи показывают десять пальцев.

В России вог начался с танцевальных категорий, а не с культуры вообще. С самого начала не было разделения на категории, все танцевали просто «вог»: все способы, какие знали на тот момент, вперемешку. А только-только после приезда Benny Ninja и Archie Burnett old way и new way – это всё, что знали люди. Сейчас мы понимаем, что это разные способы танцевать, и их не стоит смешивать, для каждого из них выделены отдельные категории. Конечно, со временем стиль развивался и в нашей стране, появлялись танцоры, которые стали специализироваться отдельно в каждой категории, первые из которых были old way, new way, runway и vogue femme. Затем больше и больше категорий приходили из США, и уже на данный момент на балах в России может быть заявлено более 20 категорий. Сами балы могут идти дольше, чем 12 часов: много участников, много категорий. В отличие от России, в Штатах балы проводятся часто, чуть ли не каждую субботу, притом исключительно ночью. В нашей же стране крупные балы, которые стремятся приблизиться к американскому эталону, так же проходят ночью.


Вог – танец самовыражения

Чем же стал исконно американский танец, вышедший из американской клубной культуры, так привлекателен в России? В первую очередь, по той причине, что вог – это танец о самовыражении. Вог приемлет в свои ряды очень разных людей. Человек может обладать любой фигурой и внешностью, сколь угодно странным, вести себя странно – в вог-культуре это приветствуется, поэтому в кругу вогеров собралось много необычных людей. В нашей стране этот стиль приобретает форму почти искусства. Многие российские танцоры делают перформансы, снимают видео в стиле вог. Например, House of Bonchinche – известный и первый российский вог-дом – делает что-то новое и отличное от традиционных, классических балов и вечеринок: большее, чем сам танец, представления на основе вога.

Во-вторых, вог привлекателен тем, что помогает поверить в себя, раскрепощает, учит верить в свои силы. Очень много уверенности нужно, чтобы выходить на балах. На самом деле вог-культура довольно жёсткая, в ней не дают никому расслабиться (по аналогии с реальной жизнью, которая зачастую не добра и мягка). Например, существует такое понятие, как шейд (shade – англ. тень), которое означает бросить тень, показать жестами, что соперник тебе не нравится. При этом есть важное правило no touching (без прикосновений), которое было сформировано в целях безопасности всех участников. Самое интересное, что после бала, после самого баттла, несмотря на все брошенные на соперника шейды, участники могут обняться по-дружески и разойтись с приятными эмоциями.

Vogue как танец – от pop, dip and spin до vogue femme

Важный вопрос, волнующий многих: есть ли место детям в воге? В стране зарождения этой культуры дети не танцуют вог. В США это в первую очередь культура, притом клубная, взрослая – это закрытая тусовка. В Россию и страны Европы вог пришёл в первую очередь как танец, и уже затем – как культура. Мы его танцуем в танцевальных классах, учим движения; в Нью-Йорке и других городах и штатах такого очень мало. Исходя из того, что в России вог – это танец, его танцуют и дети тоже, и многие родители поддерживают их желание. В этом случае в группе должен быть грамотный педагог, который будет рассказывать, что ребёнок может танцевать, а что – нет.

Вог – широкий и разносторонний стиль, и многие, кто хочет выразить, презентовать себя, могут найти своё место. Если человек любит красиво и модно одеваться – выходит в категории best dressed или label, если любит ходить по подиуму – runway для него. Те, кто желает показать хорошую фигуру и лицо – категория body and face создана для этого. Практически каждый может себя найти в воге.


Дом в вог-культуре

Дом – это танцевальная семья, где есть отец, мать и дети. Родители – отец и мать – это основатели дома и они в свое время придумывают название для новой семьи. Кстати, названия вог-домов носят обычно названия известных модных домов – брендов. Например, House of St. Laurent, The House of Margiela, House of Balenciaga, House of Mizrahi – это дома высокой моды.

На сегодняшний день мало основывается новых домов, в основном они все очень старые – с 80-х, 90-х годов. Один из самых известных новых домов – House of Amazon, его основательница Leiomy Maldonado. Все танцоры вога мечтают, стремятся попасть в дом, это почётно и престижно. Обычно родители дома замечают кого-либо, например, на балу или видят его танец в сети и приглашают в дом, если он им нравится.


О статусах

Раз в год в Нью-Йорке проходит бал, на котором человеку могут присудить один из статусов, это происходит общим решением наиболее влиятельных американских домов. Один из этих статусов – Legendary (легендарный), его дают танцорам, которые сделали большой вклад в вог-культуру, которые много побеждали на балах, завоевали много

трофеев и имеют какой-то уникальный стиль, оказавший влияние на других танцоров. Следующий и более высокий статус по значимости – Iconic или Icon (икона). Присуждается по прошествии многих лет тем, кто также сделал большой вклад в культуру, организовывал балы, очень популярен. Следующий и наивысший – Hall of fame (зал славы). Существуют другие статусы, которые так не присваиваются так официально. Statement (заяявление) – для танцоров, кто ярко заявил о себе на балу, Star (звезда) – для тех, кто много выигрывал и скоро может стать легендой.

Статусы присуждают исключительно в США, только в Нью-Йорке. В других странах и в России в том числе статусы не присуждаются, поскольку сейчас в мире мы видим тенденцию на объединение всех вог-сцен. Сцена – это место развития вог-культуры. Например, Нью-Йорк – самая крупная и главная сцена; Париж – пожалуй, вторая по значимости, затем российская и других стран. Если сцена хочет относиться к культуре, то она не имеет права присуждать свои отдельные статусы. Как минимум, такое явление будет противоречивым: многие танцоры состоят в американских домах, но будут присуждать статусы в своей стране самостоятельно. Это неправильно, к тому же на данный момент наблюдается стремление к сближению всех сцен.

Помимо статусов, в США и с этого года – в России, дают награды один раз в год. Например, лучший New Way года, лучший Old Way года, лучший Butch Queen Vogue Fem года, лучший Womens Performance года. Также могут быть такие награды, как лучший дом года, лучший отец, мать года. Награды присуждают за достижения, за значимые свершения.


Об альтернативных сценах

Существуют две альтернативные вог-сцены: Major scene, или Original scene (мажор-сцена, или главная сцена) и Kiki scene (кики сцена). Как произошло разделение? Когда вог достиг больших масштабов, сформировалась своя тусовка, где выделились люди, которые обычно судят и те, кто обычно выигрывают. В этих условиях новичкам было сложно соревноваться и проходить даже «десятки», выходя на одних балах с опытными танцорами и обладателями многих побед. Этим новичкам надоело, что в судейских креслах сидят одни и те же и голосуют за одних и тех же.

Vogue как танец – от pop, dip and spin до vogue femme

Таким образом, эта талантливая молодёжь собралась и решила создать для себя отдельную сцену, где у них будут свои балы, свои судьи, свои знаменитости. Они создали альтернативную сцену, не такую помпезную, не такую серьёзную и назвали ее кики сцена, где они веселились и расслаблялись, но ничего серьезного там не происходило. Со временем кики сцена также разрасталась и становилась более сильной, и уже сейчас нельзя определённо точно сказать, где танцуют лучше: на главной или на кики сцене. Не возбраняется выходить на балы на обеих сценах. На кики сцене есть свои дома, присуждаются отдельно статусы, и вполне может быть такое, что человек состоит в кики доме и ориджинал доме одновременно.

Автор: Евгения Плотникова, Светлана Воробьёва

Еще статьи:

Вог танец

Vogue (voguing) – это стиль танца, который в последние несколько лет, завоевал большую популярность.

Данный танцевальный стиль представляет собой микс самых разнообразных направлений.

Танцоры школы танцев «Вог» используют в своих постановках позирование, балет, элементы гимнастики, хип-хоп и многое другое. Исполнители данного стиля являются мастерами импровизированного движения под музыку«House».

История возникновения Вог танца

Танцевальный стиль «Вог», представляет собой целую молодежную субкультуру, которая зародилась в 60-х годах в Америке. Но по-настоящему популярным стиль стал после выхода клипа «Vogue» известной певицы Мадонны.

Преподаватели школ танцев «Вог» признаются, что женщины чаще мужчин приходят к ним на занятия. По мнению участников студий танцев, «Вог» – больше чем просто танец, это самовыражение всей призмы эмоций не столько через движения тела, сколько через свой внешний вид.

В хореографических коллективах, которые специализируются на танце, объясняют: «Для того чтобы научиться танцевать «Вог», кроме изучения базовых движений, необходимы артистизм и сексуальность».

Разновидности стиля танца Вог

В настоящее время выделяют 4 разновидности танцевального стиля «Вог»:

  1.  Old Way – характеризуется классическим позированием.                                                                                   
  2.  Vogue Femme – элегантный и сексуальный вид танца «Вог», ассоциируется с «женским началом».                                                                                                                                                                                
  3.  Vogue Dramatic – основывается на непредсказуемых падениях, балетных вращениях и гимнастических прыжках.                                                                                                                                                          
  4.  New Way – состоит из замысловатых и резких движений рук.

Ключ к пониманию данного направления – это сочетание несовместимых видов танца.

Особенностью данного стиля является позирование и модельная походка.

«Дом» представителей Вог танца

Только у танцоров стиля Вог имеются «Дома».

Основателем дома является Папа или Мама «Вог Дома», которые определяют единую философию «семьи». Также в «Доме» присутствуют Бабушки и Дедушки, они являются бывшими Мамой и Папой «Дома».

Все остальные танцоры, которые имеют принадлежность к «Дому» – это Сыновья и Дочери. Также в «Домах» существуют Принцы и Принцессы, ими являются самые талантливые, по мнению Папы, воггеры.

Попасть в «Дом» можно единственным способом: понравиться главе «Дома».

Если ты удивишь Папу «Дома» своей манерой и техникой, то он вышлет тебе приглашение.

Вог-домам присуща абсолютная сплоченность семьи.

Несколько слов обязательно нужно уделить «Балам» Вогеров.

«Бал» Вогеров проходит на модельных подиумах. Главным критерием одежды для выступления становится не удобство, а красота. С помощью одежды Вогеры настраиваются на правильную для выступления манеру. Необычный наряд является визиткой для танцора, часто они шьют одежду на заказ. Танцора могут даже снять с выступления, если судьи признают костюм неприемлемым, поэтому каждый Вогер является своеобразным стилистом.

Танцы на ТНТ: Вог

Популярному телевизионному шоу «Танцы на ТНТ» не пришлось прикладывать много усилий, чтобы популяризировать стиль Вог в России. Такой эпатажный и не похожий на другие стили Вог сразу полюбился зрителям телеканала ТНТ.

Участники, которые приходили на проект с этим танцем, никогда не оставались без внимания. Стоит упомянуть, что самый популярный видеоролик с данного проекта принадлежит участнице Алёне Двойченковой и её Вог танцу.

При этом проект раскрыл, что в основном танцоры стиля Вог не являются «универсальными».

Хотя из каждого правила есть исключения, на данном проекте такими исключениями стали Алиса Доценко и Даша Ролик, которые смогли доказать свою универсальность.


 

Выступления с Вог танцем от участников проекта Танцы на ТНТ

Самыми запоминающимися выступления в проекте с применением такого танцевального стиля, как Вог, являются следующие:

  1.  Самое популярное исполнение Вога на ТНТ принадлежит Алёне Двойченковой. Эпатажное выступление под музыку группы Little Big.                                
  1.  Одно из первых достойных Вог-выступлений принадлежит Алисе Доценко, в 4 выпуске 1 сезона «Танцы на ТНТ» она потрясла зрителей своей техничностью.                
  1.  Прекрасное вог-исполнение Даши Ролик сделало песню ONUKA – Vidlik очень популярное, поскольку все, кто видели выступление танцовщицы, не смогли и забыть о песне.                                                                                                                             
  1.  Самый молодой Воггер в шоу, Александра Киселёва удивила зрителей под музыку Michael Sims – Road of Dreams.                                                                                          
  1.  Один из популярнейших в России вогеров, Виталий Клименко удивил наставников в 8 серии второго сезона.                                                                                      

С каждым годом популярность танцевального стиля только возрастает, поэтому можно в скором времени ожидать новых выступлений звезд. 

Читайте также:

  • Физическая нагрузка на танцах
  • Джамп стайл
  • Поппинг

Что такое вог?

Это стиль танцев, основывающихся на движениях, которые имитируют позы и мимику моделей из журнала Vogue. Вог имеет латино- и афроамериканские корни. Этот танец зародился более пятидесяти лет назад и предназначался для самовыражения гей-культуры. В наше время вог, уже утративший ярко выраженную сексуальную окраску, танцуют и парни, и девушки. Когда-то это направление было малоизвестным, а сейчас этот удивительный стиль, включающий хип-хоп, акробатику и модельные позы, завоевал громкую популярность среди молодежи. 

Вог (Vogue) - особенности танца

История возникновения вог

История танца в 60-х Вог зародился в 60-х годах ХХ века в Гарлемской тюрьме. В те годы геи пытались найти способ выразить себя. Они стали участвовать в гарлемских балах Нью-Йорка, появляясь там в женских нарядах. Люди, которые не могли приблизиться к пьедесталу высокой моды, стали участвовать в собственных шоу, получившие название Vogue Ball. На импровизированных подиумах они сумели действительно ощутить себя моделями, демонстрируя талант и мастерство, а также выразить в танце чувства, придумывая образы и создавая костюмы для выступлений. 

Подобные балы проводить непросто оказалось весьма непросто. Американское общество было настроено весьма негативно. Но количество геев среди черных и цветных кварталов стремительно увеличивалось. Уже в конце 60-х они стали участниками девичьего шоу в Лас-Вегасе. В танцах этого шоу использовались позы и пантомима моделей. От 70-х до 90-х В 70-х в танец vogue немного изменился: акцент сместился с женского костюма на индивидуальность танцующего. Так вог превратился в способ самореализации, положив начало новому танцевальному направлению и уличной субкультуре. Существует и другая версия происхождения танца vogue. В 60-е темнокожих моделей не брали на работу. И такие девушки проводили свои показы, на которых пародировали подиумную походку и позы. Что такое вог, широкий круг людей узнал в 1990 году из документального фильма «Париж горит», в котором была показана жизнь американских геев. Миру стало известно о двух сторонах жизни этих людей: полной унижений и бедности днем, и яркой и красочной ночью. Но настоящую известность стилю вог принесла легендарная американская певица Мадонна, исполнив одноименную песню, которая в 1990 возглавила все мировые хит-парады. Ее черно-белый клип, в котором певица продемонстрировала изящные движения, особую грация и артистизм был горячо одобрен зрителями, узнавшим, что такое вог.

Особенности танца Вог (Vogue)

Отличительными особенностями вога являются: энергичные движения руками; нарочито манерная походка; падения; вращения; огромное количество поз; эмоциональная игра. Главной изюминкой вога считается замирание танцора в вычурной модельной позе на несколько мгновений. Исполняется он под музыку в стиле House. С помощью этого танца артист передает свое мироощущение, свои сокровенные мечты и желания. В танце даже присутствует некоторый эпатаж. Танцор может раскрыть свою индивидуальность, ведь он знает, что такое вог — это отличная возможность выразить собственные эмоции. Все это можно наблюдать на регулярно устраиваемых балах, напоминающих красочный праздник жизни. Яркий и оригинальный наряд — автограф танцора. 

Многие исполнители шьют на заказ одежду для танцев. Вогер должен иметь хороший вкус и индивидуальный стиль одежды. Если жюри танцевальных конкурсов посчитает костюм участника неподходящим, то его могут беспощадно снять с соревнований. 

Направления танца Vogue dance претерпел немало изменений с момента своего появления. Некоторые танцоры принимали изменения, некоторые оставались верными старому стилю. Эти расхождения привели к тому, что в танце выделилось 4 основных направления: Old way vogue – оригинальные движения танца, акцент делается на позы и грациозность. Это направление включает элементы наиболее раннего вога. Зародившийся от поз моделей из журнала, он позже впитал в себя элементы различных культур (египетские фрески, восточные единоборства и т. д.). New way vogue – усложненные элементы, которые требуют баланса и контроля, при этом акцент делается на движения рук. Это направление возникло после 90-х. Оно основывается на различных танцевальных направлениях, флексинге, акробатических элементах, а также музыкальности и растяжке. Vogue femme – наиболее женственный подстиль вога, базирующийся на подчеркивании линий фигуры, женственности и сексуальности. Vogue dramatic – основывается на акробатических трюках. 

Вог (Vogue) - особенности танца

Дома ( клубы) вог (vogue)

Вог имеет собственную структуру и иерархию. Танцоры этого стиля объединяются вокруг определенного дома. Известнейшими домами в мире вога являются House of Ninja, House of Xtravaganza, House of Mizrahi, House of Aviance, House of Lebeija. Каждый дом – это отдельное танцевальное сообщество, которое имеет свою социальную философию. Члены дома — одна большая семья, состоящяя из детей, матери, отца и отца-основателя. На батлах и шоу дома между собой соревнуются. Однажды одному из самых известных вогеров и основателю House of Ninja – Вилли Ниндзе – удалось перенести вог на концертные сцены. Он первым представил вог-постановку «Красный Восток». 

Вог (Vogue) - особенности танца

Во что одеться для занятия vogue dance?

Для любых современных танцев, в том числе и для вога, подойдет та одежда, в которой будет удобно выполнять любые, даже самые резкие, движения. Подойдут обтягивающие тело майки и футболки, узкие джинсы, штаны или эластичные лосины. Возможно также дополнение образа такими аксессуарами и украшениями, как объемные браслеты на запястьях, крупные серьги в ушах. Они помогут лучше понять стиль танца, а также максимально раскрыть задуманный художественный образ. Но очень важно не переусердствовать с украшениями и дополнительными атрибутами, так как безопасность и удобство во время урока вога должны быть на лидирующих позициях.

Баттлы и балы

Для вогеров проходят балы на подиуме, и их не стоит путать с баттлами, где можно танцевать все что угодно. На соревнованиях участники домов показывают, чему они научились, и это очень привлекательная часть интересной культуры. Например, в рамках конкурса Runway & Posing танцоры удивляют своей походкой и замысловатыми позами, многие из которых сложно повторить.

А вот на балах танцевать можно только в рамках заявленных категорий, например runway (где выбирают лучшую походку) или face-перформанс (победителя ждет награда за красивое лицо). Участники выходят в красочных костюмах, где каждая деталь продумана, и танцор доказывает на деле, что он – настоящая звезда. Все, кто побывал на таких балах, понимают, что такое вог, и проникаются уникальной культурой. 

Основные направления танца Вог

Существует четыре разновидности вога:

Old Way – традиционный вариант танца. Здесь присутствуют классические позы и движения.

Vogue Femme с ярким женским началом, сексуальным и очень элегантным.

Vogue Dramatic, состоящий из акробатических прыжков, вращений и неожиданных падений.

New Way характеризуется сложным движением рук, особенно кистей. Это самый динамичный и сложный вариант вога.

Надо признать, что танец vogue уверенно занимает второе место в России по уровню техники. В нем раскрывается творческий потенциал человека, и это уникальная возможность выразить свои эмоции. Каждый может проявить индивидуальность, показывая себя в энергичном танце.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется вовсе неаккуратно
  • Как пишется вовсе не удобно
  • Как пишется вовсе не страшно
  • Как пишется вовсе не медленно
  • Как пишется вовсе не легкое дело