Как пишется все ноты

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

что можно поиграть на фортепиано

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

звукоряд, октавы

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

нотоносец

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

низкие и высокие ноты

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

ноты первой октавы

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

длительности нот

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

длительности нот

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

размеры

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

дробление в размерах

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

громкость звуков

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Вверх

Урок 2. Нотная грамота

Нотная грамотаТеория музыки невозможна без нотной грамоты. В этом вы уже успели убедиться, когда изучали на первом уроке ступени звукоряда. Вы уже знаете, что основным ступеням звукоряда присвоены те же названия, что и нотам, и понимаете что такое понижение ступени, т.е. ноты.

Этого достаточно, чтобы приступить к изучению нотной грамоты «с нуля». Если нотная грамота вам знакома, все равно просмотрите материал урока с целью убедиться, что вы ничего не пропустили, когда изучали нотную грамоту ранее.

Цель урока: познакомиться с нотной грамотой «с нуля», получить представление о паузах и длительностях нот, их расположении на нотном стане и других связанных с этой темой понятиях.

Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

Содержание:

  • Кто придумал ноты
  • Расположение нот на нотном стане
  • Знаки альтерации
  • Ключи на нотном стане
  • Длительности нот
  • Паузы
  • Тест на проверку знаний

Заметим, что большинство современных музыкальных сайтов чаще предлагают для гитары именно аккорды либо табулатуру (табы) к песне, нежели традиционную запись на нотном стане. Для начинающих музыкантов нужно уточнить, что аккорды и табы – это те же самые ноты, только записанные в другом виде, т.е. в другом виде музыкальной нотации, поэтому выучить ноты нужно обязательно. В общем, приступаем!

Кто придумал ноты

Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.

Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.

Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.

Поскольку процесс формирования способов записи звуков развивался в разных странах параллельными курсами, возникли разные варианты нотаций. Так, в немецкой музыкальной традиции дополнительной ноте «си» присвоили букву Н, следующую за буквой G. Это связано с тем, что у немцев буква В была уже занята нотой «си-бемоль», которую располагали сразу за нотой «ля».

Современное понимание звукоряда и основных его ступеней сложилось в 17 веке, а звук, соответствующий по высоте «си-бемолю», долгое время считался базовым элементом музыкальной системы, т.е. не пониженным и не повышенным. Сегодня общепринятой считается система нотации в виде C, D, E, F, G, A, B. Хотя и обозначение ноты «си» в виде Н тоже можно встретить. Мы уже начали и далее продолжим изучать системы нотации и записи нот на нотном стане, принятые в современном мире музыки.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Названия нот на нотном стане общий вид

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Названия нот на нотном стане подробно

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

Ноты субконтроктавы на нотном стане

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1. Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

Клавиатура фортепиано и нотный стан

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей [А. Сиротюк, 2015]. Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Как изобразить ноту до руками

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Нота до руки и нотный стан

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Знаки альтерации

В конце предыдущего урока вы уже выучили символы диеза (♯) и бемоля (♭). Вы уже поняли, что если нота повышается на полутон, к ней добавляют значок диеза, если понижается на полутон – значок бемоля. Так, повышенная нота «соль» будет записана как G♯, а пониженная нота «соль» как G♭. Диез и бемоль называются знаками альтерации, т.е. изменения. Слово происходит от позднелатинского alterare, что переводится как «изменять».

Повышение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-диезом, понижение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-бемолем. Для дубль-диеза есть специальный значок, похожий на крестик , но, т.к. его трудно подобрать на клавиатуре, может использоваться обозначение ♯♯ или просто две решетки ##. Чтобы обозначить дубль-бемоль, пишут либо 2 значка ♭♭, либо латинские буквы bb.

Чтобы обозначить повышение или понижение ноты на нотном стане, значок диеза или бемоля располагается либо непосредственно перед нотой, либо, если ту или иную ноту нужно снизить или повысить во всем произведении, в начале нотного стана с нотами к произведению. Для случаев, когда изменение ноты предусмотрено на протяжении всего произведения, за символами диезов и бемолей закреплены определенные места на нотном стане:

Знаки альтерации

Уточним для надписи на картинке, что под словосочетанием «в скрипичном ключе» подразумевается нотоносец для нот 1-5 октав, а под словами «в басовом ключе» – нотоносец для всех остальных октав от малой до субконтроктавы. Чуть позже мы расскажем про скрипичный и басовый ключи подробнее. Пока поговорим о том, как запомнить расположение диезов и бемолей на нотоносце.

В принципе, это несложно, если вы успели выучить расположение значков, обозначающих ноты. Так, значок диеза располагается ровно на той линии нотоносца, что и та нота, которую требуется повышать. Для нотоносца в скрипичном ключе вам нужно запомнить, где находятся ноты в диапазоне от «ля» 1-й октавы до «соль» 2-й октавы, и вы легко поймете закономерность размещения диезов:

Диезы

Точно такая закономерность наблюдается при расположении бемолей. Они тоже находятся на тех строчках, что и ноты, к которым они относятся. Здесь в качестве ориентира используются ноты в диапазоне от «фа» 1-й октавы до «ми» 2-й октавы:

Бемоли

С диезами и бемолями в басовом ключе действуют абсолютно те же закономерности. Для ориентирования в диезах вам следует запомнить расположение нот от «соль» малой октавы до «ля» большой октавы:

Диезы басовый ключ

Для ориентирования в бемолях нужно запомнить расположение нот от «ми» малой октавы до «фа» большой октавы:

Бемоли басовый ключ

Как вы уже заметили, для расположения диезов и бемолей в начале произведения возле ключа – скрипичного или басового – задействуются только основные линейки нотоносца. Такие знаки альтерации называются ключевыми.

Знаки альтерации, относящиеся только к одной ноте, называются случайными или встречными, действуют в пределах одного такта и располагаются непосредственно перед этой нотой.

А сейчас давайте разберемся, что же делать, если нужно отменить диез или бемоль, установленный в начале нотного стана. Такая необходимость может возникнуть при модуляции, т.е. при переходе в другую тональность. Это модный прием, часто применяемый в эстрадной музыке, когда последний припев или куплет и припев исполняется на 1-2 полутона выше, чем предыдущие куплеты и припевы.

Для этого существует еще один знак альтерации: бекар. Его функция – отмена действия диезов и бемолей. Бекары тоже подразделяются на случайные и ключевые.

Функции бекара:

  • Случайный бекар отменяет действие случайных знаков альтерации, ставится в том месте и перед той нотой, для которой нужно отменить действие диеза или бемоля, и действует в пределах такта.
  • Ключевой бекар отменяет действие диезов и бемолей, указанных в начале произведения, т.е. ключевых. Он действует до следующей смены ключевого знака либо, если такового не будет, до конца произведения.

Чтобы было нагляднее, посмотрите, где располагается случайный бекар на нотном стане:

Случайный бекар

А теперь посмотрите, где располагается ключевой бекар, и вы сразу поймете разницу:

Ключевой бекар

Уточним, что запись на нотном стане применяется для гитары и фортепиано, и любых других музыкальных инструментов, а вот табы, которые вы видите на предыдущей картинке под нотным станом, используются для гитары.

В гитарных табах 6 линий по количеству струн гитары. Верхняя линия обозначает самую тонкую струну, которая будет нижней, если вы возьмете гитару в руки. Нижняя линия означает самую толстую гитарную струну, которая является верхней, когда вы держите гитару в руках. Цифры указывают, на каком ладу зажимать ту струну, на которой написана цифра.

Применительно к иллюстрации по случайному бекару мы видим, что сначала нужно было играть «до-диез», который как раз находится на втором ладу 2-й струны. После бекара, т.е. отмены диеза, нужно играть чистую ноту «до», которая находится на первом ладу 2-й струны. Финальный урок нашего курса будет посвящен игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, и мы расскажем, как легко и просто запомнить расположение нот на гитарном грифе.

Подведем итог и сведем воедино всю информацию по знакам альтерации на следующей картинке:

Знаки альтерации

Если вы уже умеете играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а сейчас решили подтянуть теорию, рекомендуем прочитать параграф 11 «Знаки альтерации» в учебнике Варфоломея Вахромеева «Элементарная теория музыки», где есть примеры разбора нотной записи [В. Вахромеев, 1961]. Мы же переходим к выполнению ранее данных обещаний и расскажем, что же такое ключи применительно к нотному стану.

Ключи на нотном стане

Мы ранее использовали словосочетания «в скрипичном ключе» и «в басовом ключе». Расскажем, что имеется в виду. Дело в том, что за каждой из линий нотоносца условно закреплена определенная звуковысотность. Ввиду того, что в мире существует множество музыкальных инструментов, издающих самые разные звуки, понадобились некие «точки отсчета» звуковысотности, и их роль отдали ключам.

Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.

Ключи – перечень:

  • Скрипичный – так называемый ключ «Соль», закрепляет на 2-й линии высоту звука «соль» 1-й октавы. Главная точка расположена по центру спирали ключа и как бы «накручивается» на 2-ю линейку нотного стана.
  • Басовый– так называемый ключ «Фа», закрепляет на 4-й линии высоту «фа» в малой октаве. 2 точки знака стоят сверху и снизу 4-й линии нотоносца, если вести отсчет снизу.
  • Альтовый – так называемый ключ «До», закрепляет высоту «до» в 1-й октаве на 3-й линии, используется преимущественно для альтовых инструментов.
  • Теноровый – тоже ключ «До», но уже на 4-й линии, используется для таких инструментов как фагот, виолончель и тромбон.

Давайте проиллюстрируем:

Ключи

Заметим, что когда-то ключей «До» было больше. Ключ «До» на 1-й линии назывался сопрановым, на 2-й – меццо-сопрановым, на 5-й – баритоновым, а употреблялись они для вокальных партий соответственно указанным диапазонам. Вообще, разные ключи в нотах нужны, чтобы не делать добавочные линии нотоносца в избыточных количествах и облегчить восприятие нот. К слову, чтобы упростить чтение нот, используется ряд дополнительных обозначений, о которых мы сейчас поговорим.

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать.

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1 Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2 Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3 Четвертная – тянется на «раз и».
4 Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5 Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Обозначения длительности нот

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Объединение нот

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Объединение нот внутри такта

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки [В. Вахромеев, 1961].

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Паузы

Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:

Длительности пауз

Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А теперь переходим к изучению гармонии в музыке.

1 Свойства звука3 Гармония в музыке →

В основных моментах, связанных с образованием звука мы разобрались. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а если более конкретно – о нотном письме. Сегодня будем вникать в суть того, как выглядит нотное письмо, как читать ноты и т.д.

Ноты, длительности и их обозначения

Собственно, первое, что нам нужно усвоить в вопросе записи нот, это факт того, что нотное письмо – устоявшаяся система записи звуков при помощи специальных знаков – нот. То есть, иных вариантов нет и быть не может. Сам нотный знак (нота) обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым.

музыкальная теория для чайников нотная запись

К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.

Для того, чтобы понять, каким образом обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотный стан – пять параллельных полос, в которых записывают ноты. Линии отсчитываются снизу, а в начале нотного стана (каждой строки) ставится вертикальная черта. Точно такая же черта будет стоять и в конце строки, что логично.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот. Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз. В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.

Длительность нот, как уже сказано в предыдущем абзаце, обозначается хвостами у штилей. Чем короче нота по своей длительности – тем больше хвостов имеется у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит вдвое короче предыдущей. Помимо этого, каждая предыдущая длительность состоит из двух следующих длительностей.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Для упрощения понимания, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота – это единица. Дальнейшие ноты будут составлять половины (и прочие части) от целой ноты. То есть:

1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.

Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключи

Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д. Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано. Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключ ставится в начале нотного стана и обозначает высоту определенного звука. Скрипичный ключ также именуется Ключ Соль – его “завитушка” своим центром указывает на расположение ноты Соль первой октавы на нотном стане, т.е. получается, что нота Соль располагается на второй линии.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Басовый ключ (или Ключ Фа) своей точкой обозначает высоту звука Фа малой октавы. Альтовый ключ отсылает нас к ноте До первой октавы, которая находится на третьей линии. Также применяется Теноровый ключ, который также отсылает нас к ноте До, но для него она будет находиться на четвертой линии. Альтовый и теноровый ключи применяются для небольшого количества инструментов – альта, тромбона и виолончели, фагота и снова тромбона, соответственно.

Гитаристы используют скрипичный ключ, бас-гитаристы – басовый ключ, клавишники – скрипичный и басовый ключ.

Знаки альтерации

Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, напоминаю вкратце: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация – понижение или повышение основной ступени – обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бекара, который отменяет действие предыдущих знаков.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.

Дополнительные знаки, увеличивающие длительность

Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.

Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Две точки увеличивают длительность на половину и еще четверть. Ставятся две точки аналогично одной точке – у головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Лига – выгнутая линия, связывающая между собой две ноты, находящиеся рядом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а продолжительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме залигованных нот. Лига может применяться как в конкретном такте, так и для переноса звучания ноты между тактами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Фермата – это знак в виде полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколько угодно времени.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Паузы

Перерывы в звучании нот называются паузами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

В эти моменты не звучит ничего, кроме тишины. Продолжительность пауз аналогична продолжительности нот – каждая пауза имеет собственное обозначение длительности, а система работы аналогична длительности нот.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.

С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.

Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.

Содержание статьи:

  • Ноты и длительности
  • Что такое размер и такт
  • Знаки альтерации — диезы и бемоли
  • Скрипичный и басовый ключи
  • Паузы – их разновидности и написание
  • Нотный стан и все что на нем располагается
  • Динамика – ручка громкости для композитора
  • Штрихи – музыкальная артикуляция
  • Дополнительные знаки – акколада, фермата, восьмерка

Ноты

В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

dlitelnosti not

А вот как выглядит деление нот.

Delenie not

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Gruppirovka vosmyh not

Что означает музыкальный размер и что такое такт

Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.

Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.

Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.

Silnye i slabye doli

Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.

Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется ТАКТОМ. На письме такты разделены тактовыми чёрточками.

5 Doli i takty

Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.

Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:

Muzykalnye razmery

Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.

Нижнее число обозначает длительность каждой доли.

Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).

Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).

Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.

Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.

Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:

Диез –повышает звучание ноты на полтона.

Diez

Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.

Bemol

Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.

poltona na klaviature

На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.

Diezy na klaviature

Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.

А на этой картинке указано расположение бемолей:

Bemoli na klaviature

Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:

 Sol diez i Do diez Sol bemol i Do bemol

Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.

Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

bekar

Также существует дубль-диез:

dubl diez

и дубль-бемоль:

Dubl bemol

Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.

Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».

Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.

                        Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

vysota not na stane

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Skripichnyi i basovyi kluchi

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

zvukoryad

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

zvukoryad

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

bukvennye oboznacheniyz not

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

evolyuziya skripichnogo klyucha

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.

Raspolojenie not na stane v skripichnom klyuche

Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:

Raspolojenie not na stane v Basovom klyuche

Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Dlitelnosti pauz

Мы условились, что пауза — это тишина. Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33». По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.

Нотный стан — что на нем располагается

Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?

Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом.  Эта система получила название нотный стан.

Notnyi Stan

Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.

 Звукоряд Октава Диапазон

Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.

Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д.  Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).

И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.

zvukoryad

Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.

Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.

Oktavy na klavishah pianino

Динамика

Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.

oboznacheniya muzykalnyh shtrihov

Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Oboznachenie Legato

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Oboznachenie stakkato

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

       Дополнительные музыкальные знаки

В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:

Melismy

Заключение

Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.

Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Музыка – универсальный язык, на котором общаются все люди мира. Она льется как речь, здесь тоже есть фразы, паузы, интонации. Любой говорящий человек обладает индивидуальными речевыми привычками. Любой играющий человек обладает собственным стилем. Но так же, как для всех носителей языка работает общая грамматика, так и для всех музыкантов работает общая нотная грамота. И тот, кто знает, как читать ноты с листа, умеет общаться со всеми музыкантами мира.

Музыкальное произведение можно читать как книгу. Эта книга не передает мысли, но передает эмоции. Нотная запись отражает не буквы и слова, а движение тона и ритма. Выучить нотную грамоту намного проще, чем выучить любой новый язык. Это не может не радовать начинающего. За одну статью мы пройдем практически всю «музыкальную грамматику», и вы научитесь читать ноты с листа. Останется только закрепить и отработать материал. Ведь, чтобы язык не забылся, на нем нужно постоянно разговаривать. А чтобы не забыть, как выглядят слова, нужно время от времени читать и писать.

Рабочее поле

Все, что мы записываем, располагается на нотном стане. Это пять горизонтальных линий, которые и обозначают высоту ноты. Они нумеруются снизу вверх: нижняя – первая, верхняя – пятая. Ноты, которые мы читаем, на листе предстают в четырех вариантах.

  • На линиях
  • Между линий
  • Над и под станом
  • На добавочных линейках

Расположение нот

Скрипичный ключБасовый ключ

[Скрипичный и басовый ключи]

За каждым положением закреплена определенная высота-нота. Но структура зависит еще и от ключа, в котором мы работаем. Чаще всего вы будете встречать скрипичный ключ. Его начинают рисовать от второй линии, на которой расположена соль первой октавы. Поэтому его еще называют «ключ соль». Читать ноты с листа в скрипичном ключе следует так.

  • Первая линия – ми (E)
  • Вторая – соль (G)
  • Третья – си (B)
  • Четвертая – ре (D)
  • Пятая – фа (F)

На линиях

  • Первый просвет – фа (F)
  • Второй – ля (A)
  • Третий – до (C)
  • Четвертый – ми (E)

Между линий

Запомнить расположение помогает мнемонический прием: «Every Good Boy Does Fine» и «FACE» (как слово «лицо»). Под станом находится ре (D), над станом – соль (G). В скрипичном ключе записывают партии для инструментов, звучащих высоко: например, для скрипок и гитар. Когда-то также использовался старофранцузский ключ: нота соль здесь стояла не на второй, а на первой линии. Сейчас о нем уже забыли, зато часто встречается басовый ключ. Эту дугу начинают рисовать от четвертой линии, которая в данном случае принимается за фа. Читать ноты с листа в ключе фа нужно так.

  • Первая линия – соль (G)
  • Вторая – си (B)
  • Третья – ре (D)
  • Четвертая – фа (F)
  • Пятая – ля (A)

Басовый между линий

  • Первый промежуток – ля (A)
  • Второй – до (C)
  • Третий – ми (E)
  • Четвертый – соль (G)

Басовый на линиях

Для запоминания используйте мнемонические фразы: «Good Boys Do Fine Always» и «All Cows Eat Grass». Под станом пишется фа (F), над станом – си (B). Вы могли заметить, что ноты находятся в том же порядке, что и в скрипичном ключе. Если об этом помнить, читать с листа будет легче. Мы имеем дело с замкнутой цепочкой A-B-C-D-E-F-G-A. Представьте, что полотно нотного стана просто прокрутили вверх: цепочка сдвинулась, но очередность осталась той же.

Скрипичный и басовый ключи расположение нот

[Расположение нот в скрипичном и басовом ключах]

Основные и дополнительные символы

Чтобы читать ноты с листа, нужно понимать, что обозначает каждый значок на рабочей области. Основные элементы – небольшие черные и белые овалы с шестами и флажками. Штили могут быть направлены вверх или вниз. Это зависит от того, как высоко забралась нота. С третьей линейки штили разворачиваются вниз и рисуются слева. Если рядом стоит несколько восьмых, шестнадцатых, тридцать вторых или шестьдесят четвертых (длительности мы рассмотрим дальше), они группируются и объединяются общей перекладиной.

Штили верх и низ

[Направление штилей]

Группировка восьмых

[Группировка восьмых]

В начале листа могут стоять знаки альтерации – диезы и бемоли. Диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает. Об этом мы тоже еще поговорим. Здесь же, рядом, указывается размер. Читать его следует так: верхняя цифра обозначает количество долей в такте, нижняя – длительность доли (половина, четверть, восьмая и т.д.). Кстати, такт отделяется вертикальной чертой. Мы познакомимся с несколькими размерами, когда будем рассматривать ритм.

Размер темп знаки

[Знаки альтерации, размер, темп]

Сразу под заголовком, с левой стороны обычно пишут темп произведения. Это либо термин, описывающий скорость приблизительно (например, адажио), либо точное числовое значение, которое измеряют в ударах в минуту (например, 100 bpm). Пока будете читать ноты с листа, встретите и другие символы: форте, пиано, крещендо, форшлаг и т.д. Это знаки, обозначающие характер исполнения.

РепризаПовтор такта

[Реприза и знак повтора такта]

Жирная линия с двумя точками – реприза. Часть, заключенную в репризы, нужно повторить. Если стоит только одна реприза, нужно повторить всю предшествующую ей часть. Есть еще символ, обозначающий повтор только предыдущего такта, он похож на процент.

Как читать с листа высоту нот

В скрипичном ключе мы можем уместить две октавы (от до первой октавы до до второй октавы). Правда, придется задействовать вспомогательные линейки. Басовый ключ вмещает малую октаву и захватывает часть большой. Мы можем читать ноты для пианино с листа сразу для обеих рук. В этом случае у нас будет две строки: для обоих ключей. Хотя на клавиатуре пианино больше октав.

  1. Субконтроктава (неполная)
  2. Контроктава
  3. Большая
  4. Малая
  5. Первая
  6. Вторая
  7. Третья
  8. Четвертая
  9. Пятая (тоже неполная)

Чтобы перейти в самый низ или в самый верх, за пределы нотного стана, на листе рисуют добавочные линейки. Мы их уже видели. Если воспроизвести ноты октавы по порядку, получится гамма. На начальном этапе ученикам дают читать и осваивать две гаммы: мажорную и минорную. Характер их звучания (радостный, позитивный мажорный или грустный, серьезный минорный) зависит от расположения тонов и полутонов. У мажора это тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. У минора – тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Мажорная гамма

[Мажорная гамма (до-мажор)]

Минорная гамма

[Минорная гамма (ля-минор)]

Полутон – минимальное расстояние между клавишами пианино. А на гитаре его образуют два соседних лада. Тон складывается из двух полутонов. Гамма до-мажор располагается на белых клавишах, они как раз соответствуют описанному порядку. Но если мы захотим сыграть мажорную гамму, например, от ре, придется задействовать черные клавиши, иначе порядок тонов-полутонов нарушится, и у нас не получится стройного звучания.

Как читать с листа ноты других тональностей? Возьмем, к примеру, ре-мажор. Отложим от ре мажорный порядок полутонов (1, 1, 0,5, 1, 1, 1, 0,5). Придется сыграть черные фа-диез и до-диез. Чтобы произведение звучало гармонично и не выпадало из тональности, мы не должны играть ничего, кроме звукоряда ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез. Это наши семь ступеней натуральной гаммы ре-мажор. И два диеза здесь должны соблюдаться на протяжении всего произведения (хотя мы можем нарушить это правило). Поэтому смело выносим их в начало нотного стана.

Ре мажорЗнаки ре мажор

[Гамма ре-мажор и ее постоянные знаки альтерации]

Диез (#) обозначает повышение на полтона. Бемоль (b) – понижение. Если мы выставили фа-диез и до-диез в начале листа, нам не нужно каждый раз ставить диез перед фа и до. В какой бы октаве эти ноты ни находились, мы будем всегда читать и играть их с повышением. А если захотим, чтобы в каком-то одном моменте вместо фа-диеза прозвучала фа, поставим бекар. Бекар отменяет диезы и бемоли. Поначалу это может показаться сложным, но на самом деле такой принцип сильно облегчает запись и чтение.

Выставили знаки один раз, и не нужно писать их постоянно. Если встречается бекар, отменяем повышение или понижение в одном конкретном месте. А если для особой краски понадобилось единожды повысить ноту, ставим диез конкретно перед ней. Такие одиночные диезы и бемоли называются случайными знаками.

Случайные знаки альтерации

[Бекар и случайные знаки альтерации]

С одиночными нотами и знаками разобрались. Что насчет созвучий? Вы будете быстрее читать ноты пианино с листа, если запомните, как на нотном стане выглядят интервалы и аккорды. Интервал – это поочередное или одновременное воспроизведение двух звуков. На нотоносце такие сочетания располагают либо друг за другом, либо друг под другом, с общим штилем.

  • Прима. Представляет собой одну ноту.
  • Секунда. На нотоносце выглядит как два слипшихся овала. На пианино располагается на соседних клавишах, играется двумя соседними пальцами.
  • Терция. Встает на соседние линейки или в соседние просветы. На пианино ее играют пропуская один палец: большим и средним, указательным и безымянным или средним и мизинцем. Занимает расстояние в три клавиши.
  • Кварта. Один овал на линейке, другой – в следующем просвете. На пианино этот интервал играют пропуская два пальца: либо большим и безымянным, либо указательным и мизинцем.
  • Квинта. Ее играют большим пальцем и мизинцем, как и все широкие интервалы. Овалы для квинты записываются через линейку или через просвет.

ПримаПрима знаки

[Прима]

Большая секундаСекунда знак

[Секунда]

КвартаКварта знак

[Терция]

КвинтаКвинта знак

[Кварта]

КвинтаКвинта знак

[Квинта]

По той же логике вы можете понять, как читать с листа ноты сексты, септимы и октавы. Что же касается аккордов, то они выглядят как три облачка на трех соседних линиях или в трех соседних просветах. Аккорд – это три звука, расставленных по терциям. Поэтому и на нотоносце он выглядит как две объединенные терции. Иногда рядом с нотной записью можно встретить буквенное обозначение аккорда: A, Am, D, Dm и т.п. Это облегчает чтение, если вы знаете буквенные соответствия.

Мажёрное трезвучиеАккорды

[Аккорды]

Как читать с листа длительности нот

Теперь вы найдете нужные клавиши, прочитав символы на нотоносце. Но в каком ритме их нажимать? Как долго держать? Когда отпускать? Вся эта информация также зашифрована в нотной записи. Главным образом – в длительностях.

  • Целая – белое облачко без палочки. Обозначает условно самый долгий звук.
  • Половина – белый овал с палочкой. Две половины по времени равны одной целой.
  • Четверть – черный овал со штилем. Одна целая длится так же долго, как две половины или четыре четверти.
  • Восьмая – черная со штилем и хвостиком. В два раза меньше четверти.
  • Шестнадцатая. Здесь уже два хвостика. Две шестнадцатых – это одна восьмая.
  • Тридцать вторая, шестьдесят четвертая, сто двадцать восьмая… Наверняка, логику деления вы уже поняли.

Целая

[Целая нота и целая пауза]

Половина

[Половинные]

Четверть

[Четвертные]

Восьмая

[Восьмые]

Шеснадцатая

[Шестнадцатые]

Тридцать вторые

[Тридцать вторые]

Тридцать четвёртые

[Шестьдесят четвертые]

Читать ноты с листа не означает непрерывно нажимать клавиши пианино. Огромное значение для построения музыкальной текстуры имеют паузы. У них те же длительности, что мы сейчас разобрали. Из комбинаций звуков разной продолжительности и пауз разной продолжительности и получается музыка. Как это все применить? Просто считайте.

  • Восьмая – раз
  • Четверть – раз-и
  • Половина – раз-и-два-и
  • Целая – раз-и-два-и-три-и-четыре-и

То есть, пока вы произносили счет для целой, прошло время, за которое можно было сыграть две половины, или четыре четверти, или восемь восьмых. Любую песню, любое классическое произведение, любой джингл, мелодию, напев можно разложить на эти длительности. Но помимо этого у каждого произведения есть размер.

Каждый раз, когда вы начинаете читать с листа ноты для пианино или другого инструмента, вы видите две цифры. Верхняя – количество долей в такте. Нижняя – длительность, которой равна доля. К примеру, «2/4» означает, что такт состоит из двух четвертей (по нашему счету получается «раз-и-два-и»). Все произведение делится на такты, которые разграничиваются вертикальными линиями. Это условное деление: не всегда можно на слух понять, где находится граница. Но раздел помогает работать с фразировкой и ритмом, а также упрощает чтение.

Начинающим читать с листа ритм нот помогает деление на сильные и слабые доли. Это еще более условное деление, его даже не отображают на письме. Но в голове музыканта всегда чередуются акценты и слабые удары. К примеру, размер 4/4 можно представить как комбинацию сильная-слабая-сильная-слабая. Акцент всегда приходится на первый удар. И если мы его смещаем, акцентируя слабую долю, получаем синкопу, а слушатель – эффект обманутого ожидания.

Наиболее распространенные размеры – 2/4 и 4/4. Мало у кого получится отличить их друг от друга на слух. Главное в них – четная пульсация. Их можно посчитать на раз-два или раз-два-три-четыре. А вот 3/4 или 6/8 считаются на раз-два-три. Такой ритм характерен для вальса, и его уже легко узнать. Существует и множество специфических размеров. Они ломают привычную для среднего слушателя пульсацию, поэтому не обрели популярность. Наверное, самый ходовой из них – 5/8.

Размер темп знаки

[Размер и темп]

Также, когда будете читать ноты для пианино с листа, в самом начале увидите обозначение темпа. Это может быть термин на итальянском или точное число. Число можно ввести в онлайн-метроном, который и отсчитает нужный темп. С терминами немного сложнее. Подразумевается, что каждый исполнитель должен примерно представлять скорость игры, которую обозначает то или иное слово. Рассмотрим несколько из них.

  • Adagio – медленно (50-60 ударов в минуту)
  • Andante – неторопливо (60-70)
  • Andantino – не спеша (70-80)
  • Moderato – умеренно (90-110)
  • Allegretto – довольно быстро (110-120)
  • Allegro – скоро (130-160)
  • Vivace – живо, бойко (160-170)
  • Presto – очень быстро (180-200)
  • Prestissimo – в высшей степени быстро (более 200)

Нота с точкой

[Нота с точкой]

И на десерт нота с точкой. Как читать такое обозначение, если оно попадется в нотном листе? Точка говорит о том, что нужно выдержать длительность и протянуть звук еще на половину длительности. То есть четверть с точкой равняется четверти и восьмой. Половина с точкой равняется половине и четверти. И так далее.

Фермата

[Фермата]

Не путайте точку с ферматой. Фермата говорит нам, что можно держать звук сколько угодно долго, до бесконечности. Также не путайте точку сбоку с точкой снизу. Последняя не имеет отношения ни к длительностям, ни к размерам. Она обозначает прием стаккато, о котором как раз пришло время поговорить.

Динамика и экспрессия

Нотная запись содержит информацию не только о высоте звуков и ритме, но и о способе игры. При чтении вы встретите овалы, соединенные дугами, отмеченные точками или просто чистые. Как читать такие ноты для пианино с листа? Дуги говорят о том, что звуки должны прозвучать слитно. Вы отпускаете предыдущую клавишу только тогда, когда нажимаете следующую. Этот прием называется «легато».

Легато

[Легато]

Если дуг нет, нужно воспроизводить звуки один за другим, отдельно, прерывисто, «нон-легато». А если под облачками стоят точки, то на клавиши следует нажимать резко, как бы подпрыгивая. Этот прием называется «стаккато», он делает звук не просто прерывистым, но также очень коротким, нервным. Эти три приема передают разные эмоции, состояния или характеры: певучесть, плавность, нежность, спокойствие или, наоборот, бодрость, энергичность, злость, решительность.

Стакато

[Стаккато]

Посмотрим, как читать с листа ноты для пианино с другими музыкальными обозначениями. Это тоже своего рода приемы, но легато, нон-легато и стаккато используются постоянно, а эти встречаются нечасто. Скорее их можно назвать «штрихами» или «мелизмами».

Форшлаг. Обозначается перечеркнутой ноткой, стоящей перед основной. Основная играется как обычно, даже с некоторым акцентом, а перечеркнутая быстро, резко. Она звучит практически незаметно, ее тон не улавливается слухом. Обычно задействуется соседняя клавиша. Переход осуществляется быстро, так, что два звука сливаются в один.

Форшлаг

[Форшлаг]

Мордент. Обозначается волнистой линией. Нужно быстро перескочить на соседнюю клавишу вверх и обратно. Если мордент перечеркнут, то вниз и обратно. То есть резко воспроизводим три звука: последний дольше, чем предыдущие. Но длительность должна сохраняться. К примеру, если видим на листе четвертную ноту до с перечеркнутым мордентом, на пианино читаем ее как тридцать вторую до, тридцать вторую си и восьмую до с точкой (в сумме получаем четверть).

Перечёркнутый модернет

[Перечеркнутый мордент]

Группетто. Обозначается специальным завитком. Это поступенное опевание основного тона. Видим до с группетто – играем ре, до, си, до. Длительности также складываются. Первые три звука быстрые, последний долгий.

Групетто

[Группетто]

Трель. Помечается сочетанием букв «tr». Играется быстрыми ударами по соседним клавишам. Видим на листе одну ноту – читаем как шесть.

Трель

[Трель]

Остались, пожалуй, только обозначения динамики. Они помогают создать дополнительное напряжение, сделать музыку более выразительной, эмоциональной. Эти символы подсказывают исполнителю, где нужно нажать на клавиши сильнее, а где слабее, где нужно сыграть тихо, а где громко. Собственно, они так прямо и говорят.

Форте

[Forte (громко)]

Пиано

[Piano (тихо)]

Фортиссимо

[Fortissimo (очень громко)]

Пианиссимо

[Pianissimo (очень тихо)]

Метсо форте

[Mezzo forte (умеренно громко)]

Метсо пиано

[Mezzo piano (умеренно тихо)]

Кресцендо

[Crescendo – постепенное усиление звука]

Диминуэндо

[Diminuendo – постепенное ослабление]

Также можно встретить знак акцента или сфорцандо – «sf». Если говорить о штрихах, читать с листа ноты для пианино не сложно. К примеру, гитара позволяет передать намного больше нюансов и исполнить массу специфических трюков: слайды, бенды, хаммеры, вибрато, тэппинг и многое другое. Для этих приемов используются специальные значки. Но это тема для отдельной статьи.

Как развивать навык чтения

Даже если вы предельно ясно поняли, как читать ноты с листа, и выучили все обозначения, это еще не все. Главное, закрепить знания и отработать навык чтения до автоматизма. Ваш речевой аппарат может моментально воспроизвести текст, который вы прочитали в книге. Точно так же ваши пальцы способны моментально сыграть музыку, которую вы прочитали в нотной тетради. Нужно лишь тренироваться. А ускорить развитие помогут дополнительные занятия.

Сольфеджио. Если вы будете не просто читать ноты с листа и искать их на клавиатуре пианино, а пропевать их, ваш мозг быстрее свяжет графические элементы со звуками и порядком клавиш. Вы удивитесь, когда заметите, насколько сильно это ускоряет процесс обучения. Это развивает способность предслышания: вы без инструмента сможете представить мелодию, которая записана на листе. Останется только опустить руки на клавиши, а дальше они сами все сыграют.

Когда читаете ноты с листа, старайтесь узнавать интервалы и запоминать, как они звучат. Чтобы было проще запомнить, отмечайте эмоцию, которую вызывает тот или иной интервал. Например, кварта может показаться вам торжественной, малая терция грустной, а большая – радостной. Когда слушаете музыку, пробуйте определить интервалы и аккорды. На уроках сольфеджио даже проводят такие специальные мероприятия – музыкальные диктанты.

Работа с ритмом. Метроном можно использовать не только для ровной игры и четкого попадания в доли. Это приспособление развивает чувство ритма, а также помогает разобраться с длительностями. Вам не нужно считать про себя, пускай счет ведет метроном. Впоследствии вы начнете чувствовать, на какой щелчок нужно нажать клавишу, а на какой отпустить. Читать с листа длительности нот – это, наверное, самое сложное при воспроизведении нотной записи.

Не стоит забывать и о размерах. Уметь чередовать сильные и слабые доли, слышать границы тактов, помещать нотные длительности в метрический контекст тоже важно. Отрабатывайте четные и нечетные размеры, разбирайте необычные пульсации, которые встречаете в современных песнях. Поработайте с синкопами – акцентированием слабых долей.

Игра вслепую. Старайтесь не смотреть на клавиатуру. Когда начнете быстро читать ноты с листа, вы забудете, как выглядят руки на клавишах пианино. Но первое время невероятно сложно заставить себя смотреть четко перед собой. Просто поставьте себе условие и ищите клавиши пальцами на ощупь. Это легко: две высоких узких до-диез и ре-диез окружены плоскими до, ре, ми; три высокие узкие фа-диез, соль-диез и ля-диез окружены плоскими фа, соль, ля, си.

При этом старайтесь искать нужную тональность в разных тесситурах. Главная задача – соблюдать мелодию, максимально метко и быстро прыгая из одной октавы в другую, из басового регистра в верхний. В результате вы перестанете тратить время на верчение головой, начнете чувствовать клавиатуру и улучшите навык предслышания.

Упражнения. Для учеников музыкальной школы это обязательно. Они чуть ли не с первого занятия начинают осваивать восходящие, нисходящие и расходящиеся гаммы. Потом добавляются арпеджио по типу челночного бега. Затем ученики разучивают этюды на отработку разных ходов. Небольшие шустрые пьесы тоже помогают улучшить навык чтения и развить беглость пальцев.

И конечно, нельзя забывать о больших, серьезных классических произведениях. Здесь мы уже практикуемся по полной программе. Но большинству интереснее учиться читать ноты с листа на современных популярных песнях. Соответствующие нотные записи можно найти в интернете. А если хит выпустили совсем недавно и его еще не разобрали, у вас есть отличная возможность попрактиковаться в нотации.

Да, можно заниматься музыкой, не разбираясь в нотной грамоте. Да, многие легендарные рок-музыканты, знаменитые поп-исполнители, великие продюсеры не умели читать ноты с листа. Это не помешало им добиться славы. Но здесь нет закономерности. Если вы чувствуете, что обучение нотной грамоте помогает вам лучше понимать музыку, быстрее развиваться как музыканту, расширять горизонты, не останавливайте себя.

Изучение нот на нотном стане.

ЦЕЛИ
  1. Знать расположение нот на нотном стане.
  2. Знать расположение нот на грифе гитары, бас-гитаре, пианино.
  3. Знать правило записи ключей, знаков, размера и нот.
  4. Знать название и расположение октав на нотном стане и инструменте.

Знание расположения нот на нотном стане необходимо любому музыканту, который хочет самостоятельно развивать свою технику и играть любые произведения. Знания нотного стана и нотной грамоты открывают двери в мир музыки. Ноты — это язык на котором общаются музыканты. Все лучшие партии и адаптации записаны в виде нот, а не табулатуры и аккордов. Упражнения которые позволят вам нарастить исполнительскую технику давно уже изобретены, только дело в том, что записаны они в нотах.

Приступим!

Нотный стан

Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу-вверх.

Кроме этих линий существуют еще дополнительные линии. Пишутся они вне нотного стана снизу или сверху. Считаются эти линии от нотного стана, что снизу, что сверху. Говорить нужно так: нота “до” первой октавы находится на первой дополнительной линии снизу, нота “соль” малой октавы находиться под второй дополнительной линией снизу, нота “си” второй октавы пишется над первой дополнительной линией сверху.

Ноты

Нот всего семь: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Придумал такое название нот Гвидо д’Ареццо.

Почему именно столько и почему в таком порядке. вы узнаете из этого видео (нужны знания школьного курса физики).

Вернёмся обратно к музыке, и к тому, как сделать её гармоничной.

Правописание нот

Ноты на нотном стане должны писаться либо на линии, либо между линиями, на дополнительных линиях, либо под, либо над дополнительных линиях.


Штили нот до третьей линией пишутся справа вверх, от третьей линии и выше, пишутся слева вниз.


В группе нот направление штилей зависит устанавливается на усмотрения композитора. Но на данном уровне придерживайтесь правила: каких нот в группе больше, требующих штиля вверх или штиля вниз с той стороны и ставятся штили у всей группы.

Наименование нот и обозначения нот.

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (е), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (джи), ЛЯ – A (а), СИ – H (аш).

Откуда взялись эти буквы. Раньше звукоряд стандартна начинался не с «до», а с ноты «ля», и ноту «си» не использовали, а использовали «си бемоль» (что такое бемоль вы узнаете на следующем уроке). Так и называли ноты в соответствии с латинским алфавитом.

Поэтому, когда решили дать букву ноте «си» использовали латинскую «H» (аш) — следующую после известных нам A B C D E F G.

Октава

Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава.

Например: между двумя соседними СОЛЬ — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Надо сказать, что каждый инструмент имеет свой определённый диапазон октав.

Необходимо заучить последовательность октав и их название. Они все начинаются с ноты «До» и заканчиваются нотой «Си»

Ключ

Вы наверное заметили две не понятные «закарючки» 

Это музыкальные ключи. Ключи придуманы для того, чтобы партии были написаны именно в той октаве, в которой играет музыкант на определённом инструменте.

Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты.

Скрипичный Ключ

В музыкальной грамоте всё не «просто так». У каждого инструмента свой октавный диапазон. Например, диапазон скрипки от малой октавы и до третьей октавы. Для того чтобы все необходимые ноты находились на нотном стане, а не за его пределами, решили, что в партиях для скрипок «СОЛЬ» второй октавы будет находиться на второй линии нотного стана.

 такой ключ назвали «Скрипичным» , этот ключ называют имеет второе название – «Ключ СОЛЬ»

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого по звучанию нот.

В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы.

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты.

Басовый Ключ

Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.Второе название басового ключа – ключ «Фа»

Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Басовый ключ

Знаний об этих двух ключах нам хватит для дальнейшего освоения курса. Добавим ещё, как соотносятся ноты в Басовом и Скрипичном ключах.

Расположение нот на клавиатуре.

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них. Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

Расположение нот на грифе гитары.

Расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

Целый тон — базовый музыкальный интервал, на основе которого строятся все остальные. Если рассматривать клавиатуру то Целый тон это интервал (расстояние) между «ДО» и «РЕ» («Ре» и «МИ» и т.д.), а между «МИ» и «ФА» интервал — пол тона (полутон). Если рассматривать интервалы на гитаре, то между всеми ладами интервал пол тона

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём: И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.


Расположение нот на грифе бас-гитары.

Строй 4-струнной бас-гитары аналогичен строю контрабаса или гитары (без двух самых тонких струн) на октаву ниже.

Ноты для бас-гитары записываются в басовом ключе (ключ «фа»).


Проверка:

  1. Как по-другому называются скрипичный и басовый ключи?

    Ответ:

    Скрипичный ключ называется ключ соль, басовый — ключ фа.

  2. Как пишутся штили нот на нотном стане?

    Ответ:

    штили нот до третьей линии пишуться справа вверх, от третьей линии и выше- слева вниз.

  3. Как называются (по возрастанию) октавы на нотном стане?

    Ответ:

    субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.

  4. Буквенное обозначение ноты «си»?

    Ответ:

    «H»

  5. Назовите расположение нот на нотном стане.

    Ответ:

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Абсолютный Слух

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется все мы неидеальны
  • Как пишется все люди как люди
  • Как пишется все латинские цифры
  • Как пишется все кончено
  • Как пишется все знаки зодиака