Как пишется заяц прописными буквами

Есть одна старая шутка – не знаешь, как правильно писать «заяц» или «заец», пиши – кролик. И все-таки как верно? Грамотно написать поможет знание всего лишь одного правила.

Читайте в статье

  • Правильное написание
  • Какое правило используется
    • Примеры предложений
  • Как неправильно писать

Правильное написание

Единственным верным вариантом написания является «заяц».

Какое правило используется

Почему именно «я», ведь есть и другие речевые вариации – «заЕц», «заИц»?

Буква «я» находится в корне слова и является безударной. Вспоминаем правила – чтобы проверить безударную гласную, нужно так изменить слово, чтобы она стала ударной. Это не наш случай, потому что трансформация не позволяет подобрать проверочное слово.

Чтобы понять правильность написания «заяц» нужно просто запомнить применение буквы «я», так как слово является словарным. Безударную букву «я» нельзя проверить никакими правилами.

Примеры предложений

Приведем несколько примеров правильного написания:

  • Заяц – древнерусское слово, обозначающее прыгун.
  • Заяц выскочил из леса и быстро побежал по полю.
  • Серый заяц, который живет в средней полосе, зимой не меняет цвет шубки на белый.
  • Зимой заяц питается корой деревьев и кустарников.
  • При поедании коры заяц быстро стачивает зубы, но у него тут же вырастают новые.

Как неправильно писать

Заец, заиц

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Поиск ответа

Ответ справочной службы русского языка

Ваша интерпретация смыслов соответствует значению первых компонентов слов. Однако в текстах, по нашим наблюдениям, написания пенорожденная и пенн орожденная не разграничиваются по смыслу и употребляются как собственно орфографические варианты. В лингвистических словарях, в том числе в орфографических, слово не зафиксировано.

Опираясь на значение, можно обосновать написание с одним н: пенорожденная ― рожденная из пены, в морской пене. Однако, по-видимому, на написание влияет модель сложных слов, образовавшихся сложением основы прилагательного с основой причастия. Ср.: новорожденный, мертворожденный, живорожденный, законнорожденный, животрепещущий. При сложении основы прилагательного пенный с причастием удвоенная н сохраняется.

Слово пен(н)рожденная родилось в поэтическом языке, в подражание эпитетам Гомера. Вероятнее всего, это произошло в начале 20 века. Приведем несколько примеров той эпохи:

Ткань Ореад ― лазурный дым
Окутал кряж лилово-серый;
Она ж играет перед ним
С пенорожденною Киферой.

К пеннорожденной Афродите
С нежданной силой я взывал
И громом песен поражал
Аидских змей живые нити.

Эпитет может употребляться и как перифраза:

В одной руке держала она плод, другую опустила, целомудренным движением закрывая наготу свою, как
Пеннорожденная. (Д. С. Мережковский. 1905)

Поэтическая речь – экспериментальная лаборатория языка. Здесь не только создаются новые слова по существующим моделям, но и пробуются новые модели, соединяется несоединимое, возможны и орфографические эксперименты. Для поэта особую ценность имеет звучание слова. Благодаря удлинению первого н создается аллитерация: пеннорожденная.

В заключение добавим интересный факт. У слова пен(н)орожденная мы обнаружили предшественника. В. К. Тредиаковский в поэме «Телемахида» – переводе французского романа «Приключение Телемаха» – вводит неологизм пенородная.

Случай сей показался сном всем спасшимся мною;
Начали так на меня взирать в удивлении зельном.
Мы на остров приплыли Кипр в том месяце вешнем,
Кой издревле есть посвящён Афродите Богине.
Время сие, по Киприйцам, прилично сей пенородной…

Превращая французский роман в русскую «ироическую пииму», В. К. Тредиаковский обогащал ее язык эпитетами, не свойственными источнику, но типичными для гомеровского стиля. Словотворческий опыт поэта-экспериментартора был воспринят поэтами XIX и ХХ веков.

Здравствуйте. В сказках часто встречается употребление предлога «о» вместо предлога «с». ( Змей о трех головах). От чего это зависит? Есть ли правило, согласно которому можно делать такую замену в художественных текстах?

Ответ справочной службы русского языка

Это устаревшее употребление предлога о (при характеристике кого-, чего-л. путем указания на количество входящих в него или составляющих его частей, деталей, элементов и т. п.). В современных текстах предлог о используют в этом значении для стилизации, имитации народной речи либо в ироническом смысле.

Спрашиваю в третий раз: запятая перед тире нужна или нет? Спасибо. // Настоящие гадюки, или гадюки (лат. Vipera) – род ядовитых змей семейства гадюковых. // Очковая змея, или индийская кобра (лат. Naja naja) – вид змей из рода Настоящие кобры.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед тире в подобных случаях нужна.

Здравствуйте, уважаемая Грамота! Пожалуйста, ответьте, как правильно: фестиваль воздушных змеев (или змей )

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ваше написание корректно, если в тексте второе слово этого сочетания является именем собственным (индивидуальным именем змея). Если же оно имеет значение символа, отвлеченной идеи, выраженной изображением змея, глотающего собственный хвост, то корректно написание со строчной буквы: змей уроборос.

Ответ справочной службы русского языка

Академические словари в своих рекомендациях не расходятся. «Русский орфографический словарь» под ред. В. В. Лопатина (М., 2012) и словарь «Прописная или строчная?» В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой (М., 2011) фиксируют: Белый Бим Черное Ухо, Муха-цокотуха.

Первое написание соответствует правилу: «С прописной буквы пишутся нарицательные слова, выступающие как названия персонажей в сказках, пьесах, баснях и некоторых других произведениях художественной литературы, фольклора, напр.: Красная Шапочка, Змей Горыныч, Серый Волк, Синяя Борода, Дед Мороз, Петушок со Шпорами. »

По этому же правилу пишется имя персонажа в сказке К. И. Чуковского Муха. Но к нему добавляется приложение – имя нарицательное цокотуха ‘тараторка, трещотка’. Ср.: Рокфеллер-старший, Дюма-сын; Илья-пророк, Николай-угодник; Иван-царевич, Иванушка-дурачок.

Главный ориентир в области правописания – академические орфографические словари и справочники. Рекомендации по написанию слов орфографического словаря на нашем портале соответствуют академическим.

Ответ справочной службы русского языка

В предложении ошибка. Правильно: запускай бумажного змея. Змей – одушевленное существительное (в т. ч. об игрушке). См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. – 5-е изд., испр. – М., 2008.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать имена персонажей сказки, состоящее из двух слов — оба с прописной или только первое с прописной? Например, в тексте, с которым я работаю, встречаются «Бурый медведь», «Гималайский медведь», «Синий кит». Меня смущает то, что в некоторых случаях имя не называется полностью: «Вот вам подарок, — сказал медведь» (а не «сказал Бурый медведь»), но при этом персонажей-медведей несколько, хотя они и не пересекаются в одной ситуации.

Подобный подход к именам есть у Кэррола: Чеширский Кот, Мартовский Заяц, Белый Кролик, но мне попадались разные написания и этих имён. Какой же вариант предпочтительнее? Или твёрдого правила нет? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правило есть, оно приведено в словаре В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой «Прописная или строчная?» (М., 2011). С прописной буквы пишутся нарицательные слова, выступающие как названия персонажей в сказках, пьесах, баснях и некоторых других произведениях художественной литературы, фольклора, напр.: Красная Шапочка, Змей Горыныч, Серый Волк, Синяя Борода и т. д. По аналогии с написанием Серый Волк корректно: Бурый Медведь, Гималайский Медведь, Синий Кит.

Ответ справочной службы русского языка

2. Запятая не требуется.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, существительное » змей » (в словосочетании «воздушный змей «) является одушевленным или неодушевленным?

Ответ справочной службы русского языка

Змей – одушевленное существительное во всех значениях (в т. ч. об игрушке).

Ответ справочной службы русского языка

«Дети запустили воздушного змея» или «дети запустили воздушный змей «?

Ответ справочной службы русского языка

Учительница неправа. Правильно: Дети запустили воздушного змея. Змей – одушевленное существительное (в т. ч. об игрушке). См.: А. А. Зализняк. Грамматический словарь русского языка. – 5-е изд., испр. – М., 2008.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Следует ориентироваться на орфографический словарь: _ Змей Горыныч_.

Источник

Как пишутся прописные и строчные буквы и что это такое

Русские буквы отличаются друг от друга не только по начертанию и обозначению звука, но и по размеру. Правильное написание подчиняется определенным правилам. Прописные и строчные буквы — что это такое знает каждый школьник, особенно ученик начальной школы. Но полученные в школе знания забываются очень быстро, и взрослые вряд ли вспомнят определения этих терминов.

Виды графических знаков на письме

Прописные и строчные буквы – это две разновидности начертания графических значков на письме. Интересно, что разделение на такие разновидности есть далеко не во всех языках. Они присутствуют в кириллице, а еще в греческом алфавите, латинском, армянском. Необычна ситуация в Грузии. Заглавных значков (с определенным смыслом употребления) там нет, но отдельные участки текста (к примеру, названия, заголовки), набираются большими значками. Они имеют начертания маленьких, но отличаются от них по размеру. В других системах письма разделения на прописные буквы и маленькие не существует.

Для первого знакомства с ними достаточно усвоить краткую информацию:

А чтобы информация запомнилась лучше, задержалась в голове надолго и не превратилась в путаницу – нужно изучить вопрос глубже, вникнув в детали.

Это интересно! Уроки русского: как будто – как правильно пишется

Прописная

Это заглавная, большая, красивая, начальная. Буквенный знак увеличен в размере по сравнению с остальными. Чаще всего в строке она одна, именно с нее начинается предложение. В начальной школе дети с большим старанием учатся выводить первый азбучный знак – ведь он должен получиться красивым.

Первое официальное употребление прописных знаков замечено в 15 веке. Однако дальнейшие исследования показали, что люди старались красиво оформить начальные символы имени, фамилии, предложения еще задолго до начала 15 века. Такие графические значки, украшенные орнаментами и завитушками, назывались буквицами.

Прописные буквы в тексте пишутся только в тех случаях, которые подтверждаются орфографическими правилами. Самые распространенные из них, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике, будут обозначены ниже.

Это интересно! Слово также: пишется слитно или раздельно

Еще одно определение «прописной» встречается в начальной школе на этапе обучения письменной грамоте. Оно менее распространенное, поэтому не фигурирует в словарях. Используется лишь для разграничения типа письма, антонимом к слову «прописной» является «печатный». Когда учитель просит записать слово, предложение, текст прописью – он подразумевает строчные и прописные буквы. А их выбор должен происходить на основе изученных правил.

Строчная

Это маленькая буковка. В предложение и тексте она встречается намного чаще графических значков предыдущего вида. Объясняется это тем, что маленькие буквенные знаки в несколько раз чаще используются на письме – таковы правила русской орфографии.

Все буквы, не попавшие под правила написания заглавных, выстраиваются в одну строчку и имеют одинаковую высоту, потому они именуются строчными.

Обратите внимание! Ударение в термине «строчная» падает не на первый, а на последний слог, как бы ни хотелось ассоциировать его произношение с произношением слова «стрОчка».

Основные отличия

Прописные и строчные буквы имеют ряд отличий друг от друга.

Заключаются они в следующем:

Усвоив для себя, чем отличаются прописные от малых графических значков, человек перестает путать два этих термина между собой.

Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры

Примеры

Наглядный пример, как выглядят начертания обеих категорий.

Пр. А Б В Г Д Е Ё Ж З И
Стр. а б в г д е ё ж з и й
Пр. К Л М Н О П Р С Т У Ф
Стр. к л м н о п р с т у ф
Пр. Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Стр. х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

При сравнении графических значков, стоящих рядом, сразу становится понятно, какие из них ПРОПИСНЫЕ, а где строчные.

Это интересно! Как пишутся корни слов с чередованием гласных: правило и примеры

Правописание заглавных букв

В русском языке употребление двух видов начертания подчиняется правилам соответствующего раздела орфографии. Согласно им, новое предложение начинается с заглавного знака, который как будто возглавляет армию маленьких, обычных значков. Он показывает, что предыдущая мысль закончилась, и началась другая, или просто обозначает начало мысли. Еще с заглавного начинается прямая речь, цитаты, каждая новая строчка стихотворения.

Но есть и другие, более сложные правила, объясняющие правописание заглавной и строчной букв:

Во всех остальных случаях, когда слово не включено в категорию собственных имен, а является именем нарицательным, пишутся строчные начертания.

Возможные трудности в выборе варианта

В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.

Важно! Когда выбор размера начертания буквы (заглавного/маленького) требуется для заполнения важных документов или выполнения серьезных заданий, работ – лучше проверить себя по словарям и справочникам.

Возможные затруднения в выборе размера графического значка:

Полезное видео: строчные русские буквы

Вывод

На самом деле, вникая в материал, преподаваемый на уроках в учебном заведении, ученик и студент хорошо усваивают правописание графических знаков, понимают различия и особенности их употребления, а значит, и серьезных трудностей в соблюдении этой нормы у них не возникает.

Главное – запомнить определения, уяснить для себя некоторые сложности. А в случае затруднения не забывать о возможности обращения к словарю.

Источник

Письмо заглавной и строчной буквы З,з.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа п. Сажное

Яковлевского района Белгородской области»

Методическая разработка урока

«Русский язык» (обучение письму)

по программе «Начальная школа XXI века»

под редакцией Н.Ф. Виноградовой, 1 класс

тема: «Письмо заглавной и строчной буквы З, з»

Кобзева Ольга Геннадиевна,

учитель начальных классов
МБОУ «НОШ п. Сажное»

Планируемые результаты обучения.

Познавательные : общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; логические – осуществление анализа поэлементного состава заглавной и строчной буквы З, з ; моделирование звуковой схемы слов.

Регулятивные : умеют учитывать выделенные ориентиры деятельности, вносить необходимые коррективы в учебно-операционные действия.

Коммуникативные : умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать вопросы, формулировать простые выводы.

Личностные : понимают значение границ собственного знания и незнания; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Оборудование : тетрадь для 1 класса, презентация «Прописи», компьютер, проектор, бумажные элементы буквы З, з, слова ( зайка, з а мок, зима, змея, глаза, узор ), картинка зайца.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Организационный момент. Введение в тему.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

— Давайте проверим наши рабочие места, как мы сидим, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, начинаем наш урок. ( Плакат «Сиди правильно».)

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час за ним гонялся.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета.

– Как вы догадались, что это заяц? По каким признакам? Что ещё вы знаете о зайце?

Вот наш заяц, вы не бойтесь за него. Он пришёл к нам из русской народной сказки «Колобок» (Картинка). Вы знаете эту сказку?

— Кто читал или слышал эту сказку? Расскажите. (Рассказы детей.)

— А какие ещё вы знаете сказки, где героем был заяц? ( Ответы детей).

– Верно. Так заканчивается сказка. Вот и наш Заяц решил нам помочь в обучении грамоте и подарить букву.

— Как вы думаете, какая это буква? (Ответы детей). Какова тема нашего урока? Цели?

II. Изучение нового материала.

– Верно, сегодня на уроке вы познакомитесь с буквой З и научитесь писать заглавную и строчную букву.

(Заглавная буква З состоит из двух элементов – из двух полуовалов. Верхний полуовал начинаем писать чуть выше вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до вспомогательной линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.)

Инструктаж о положении прописи на парте при письме, об умении правильно держать ручку, о правильной посадке во время письма.

Запись заглавной буквы З ; имен собственных по образцу.

– Прочитайте слова, которые вы написали.

– Прочитайте предложение. ( На доске ) Сколько в нём слов? (Зоя и Зина играли во дворе.)

– Какие слова в этом предложении написаны с большой буквы? Почему? Напишите предложение по образцу на дополнительной строке.

– В какие игры можно играть во дворе?

– Зоя и Зина играли в слова. Хотите к ним присоединиться?

В звезде найдёшь ты букву З,

И в золоте и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

И чем больше слов на букву З, з

– Вы можете написать слова, с которыми вы играли? Почему? (Не умеем писать строчную букву з .)

(Буква з состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии рабочей строки, закругляем вверх вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, не касаясь её. Второй элемент – петля. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вниз за нижнюю строку, делаем петлю (петля пересекается на нижней линии рабочей строки). Заканчиваем письмо немного выше нижней линии рабочей строки.)

Зайки скачут по лужайке.

(Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз.)

Вдруг в лесу мелькнула тень,

Зайки спрятались за пень,

На носочки поднялись,

(Встать на носки, руки согнуты перед собой, кисти вниз.)

Серый зайка, оглянись,

(Повороты головы направо-налево.)

Не сидит ли за кустом

Серый волк с большим хвостом?

(Учащиеся повторяют упражнения за учителем.)

3. Самостоятельное выполнение работы.

— Напишите слова по образцу. ( Из печатного сделать письменный): зайка, з а мок, зима, змея, глаза, узор.

4. Индивидуальная форма (на местах и у доски)

– Заяц принёс из леса буквы и рассыпал у вас по странице (карточки у тех, кто у доски). Попробуйте из этих букв составить слова. Запишите.

(змея, земля, глаз, язык).

Далее проводится коллективная проверка работы.

– Что общего во всех этих словах? (У всех встречается строчная буква з).

Подчеркнуть букву з, разделить слова на слоги, поставить ударение.

5. (Работа в группе). Звукобуквенный анализ слов.

– Прочитайте слова, которые написаны на стр.42 (газета, зерно, юнги, ёлки, земля, мелки, кегли, ямки).

— Сравните слоговый, звуковой и буквенный состав этих слов. Какие слова подходят к данной схеме? Напишите это слово рядом со схемой.

6. Воспитательная задача

Наступила ночь в лесу.

Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка – это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц – беляк. Вот что – то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки.

По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Физ. минутка (пальчиковая гимнастика)

7. (Работа в парах). Задания на резервной странице.

1. Измените одну букву. Запишите новые слова.

Коза – козы, роза – розы, зима – зимы, змея – змеи ( сравнение: один – много).

8. Дифференцированная работа в рабочей тетради № 2 или в тетради «Я учусь писать и читать».

1. Записать предложения.

У Зои и Зины зоркие глаза.

У Зои земляника. Но она зелёная.

Звуковой анализ (Дополнить: над звонкими согласными звуками поставить красный колокольчик.

Раскрасить зелёным карандашом те части рисунка, на которых написана буква З, з. (зонтик).

– Кто доволен своей работой?

– Почему надо бережно относиться к слову?

Вот кончается урок.

Все старались, не ленились

И чему-то научились.

– Расскажите, что делали, что было самым трудным? (Самооценка и оценка работы). Для тебя Доминика, … Аня, … и т. д.

– Что предстоит сделать на следующем уроке?

(Игрушки на ёлке). Все молодцы, спасибо за работу.

Список используемых материалов

1. Русский язык. Обучение грамоте: методические рекомендации к урокам [Текст] /Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 544 с. ISBN 978-5-360-03772-9

2. Прописи №2 к учебнику «Букварь» 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / М.М. Безруких, М.И. Кузнецова. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 64 с. : ил. ISBN 978-5-360-03843-6

3. Школа физминуток (1-4 классы): практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников [Текст] – М. : ВАКО, 2005. – 208 с. ISBN 5-94665-199-4

5. Животные леса /Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 63, [1] с. : ил. ISBN 978- 5-358-02213-3

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется змея прописными буквами, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как пишется змея прописными буквами», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Задания с буквой З для дошкольников и младших школьников

Чтобы ребенку проще было запомнить букву необходимо давать зрительный образ, опираться на ассоциации и эмоциональную сферу малыша. В этом помогают «живые буквы», например, картинка зомби. Да, одновременно страшный и веселый зомби, точно не оставит равнодушным ребенка, эмоции ребенка будут затронуты. Далее выделяем первый звук в слове ЗОМБИ — это З. Объясняем ребенку, что этот зомби очень похож на букву З.

Для работы с «живыми буквами» есть более спокойные картинки. Скачать и посмотреть можно тут.

Буква З в картинках

Живая буква З — зомби.

источник


Букварь с буквой З для самых маленьких

Буква З букварь

Источник: Наталья Ткаченко «Учимся читать с 2 лет. Азбука, букварь, прописи»


Буква З в картинках

Буква З в картинках для детей 4-6 лет.


Олеся Жукова «Букварь для будущих отличников». Буква З


Задания с буквой З для дошкольников

Раскраска буква З

Раскраска с буквой З

Пропись печатной буквы З. Развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок) и фонематического восприятия (определение позиции звука [З] в словах).


Пропись печатной буквы З для дошкольников. Обведи, допиши, напиши букву З.

пропись печатной буквы З

Я учу буквы, Тренажер для автоматизации навыков, Дмитриева В.Г.

Найди букву З

Любимое задание детей по поиску буквы З в раскраске. Кроме этого можно найти все слова со звуком [З] и составить несколько предложения или может быть рассказ по картинке.

Буква З спряталась

Буква З для дошкольников

Оксана Гомзяк «Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы»


Буква З для дошкольников

Автор: И.И. Пилат, В.А. Кныш «УЧИМ БУКВЫ ИГРАЯ»


Задания с буквой З

Интересные задания с буквой З

Светлана Яковлева «Узнаю буквы — 1»


Задания с буквой З

Буква З задания

И. Васильева «Дружок: Уроки логопеда. Учим буквы»


Задания для чтения с буквой З

Обучение грамоте буква З

Обучение чтению буква З

Вилена Коноваленко «Пишем и читаем. Тетрадь №2. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Логопедический букварь

Букварь чтение с буквой З

Читаем с буквой З

Наталья Тегипко «Логопедический букварь»


Задания для дошкольников. Обведи и раскрась зайца, землянику и воздушного змея. Повтори стишок:
«Змея зайчик запускал —
Землянику затоптал».
Допиши букву З. Напиши в пустых окошках букву З. Прочитай слоги. Назови слова с этими слогами. Закрась части мозаики с буквой З.

Буква З пропись

Учим букву З

«Букварь-пропись». Климкина Ю.Е., Соловьева С.А.


Задания по обучению грамоте детей дошкольного возраста. На первом рабочем листе дети знакомятся с графическим образом буквы З, читают или повторяют слоги. Далее работа ведется над фонематическим восприятием — определения позиции звука [З] в словах.

Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»


Пропись с буквой З 

для дошкольников

Пропись буква З

Инна Андреева: 30 уроков письма

Инна Андреева: 30 уроков письма

1 Задание — нарисуй ушки зайчику.

Ушки и зайца похожи на букву З. Слово ЗАЯЦ начинается со звука [З]. На это обращаем внимание детей.

2 Задание — прописываем букву З. Это задание хорошо подойдет для маленьких детей, потому как буква крупная и ее легко обводить детям с ещё несформированной мелкой моторикой. В конце строки есть свободное место для того, чтобы ребенок попробовал написать букву З самостоятельно.

3 Задание — отгадывание загадки, поиск слов со звуком [З], а это развитие фонематического восприятия и развитие мелкой моторики — картинку ребенок раскрашивает.

4 Задание — прописать букву С.


Прописи с буквой З для подготовки к школе

Пропись с большой буквой З

Пропись заглавная буква З

Пропись маленькая буква З

Пропись со строчной буквой З

Готовые рабочие листы из прописи Олеси Жуковой с буквой З. Хорошее задание для отработки графомоторных навыков.

Буква З пропись

пропись с буквой З

З прописи

пропись с буквой З

«Азы чистописания, прописи-раскраска» Яворовская И.А.

Пропись буква З

«Прописи для дошкольников 6-7 лет», Колесникова Е.В.

Задания с буквой З для учеников 1 класса

Буква З лого тетрадь

Составитель: Коптик С.А. «Рабочая тетрадь логопедических занятий  для учащихся 1 класса»


Пропись с буквой З

Развивающие задания с буквой З

Задания с буквой А Задания с буквой Ы Задания с буквой У
Учим букву «Б» Учим букву «В» Учим букву Ь, Ъ
Задания с буквой О Задания с буквой И, Й Задания с буквой М
Задания с буквой Р Задания с буквой Я

Перейти к содержанию

«Заец» или «заяц» — как правильно?

На чтение 3 мин Просмотров 274 Опубликовано 07.03.2022

Не можете решить, как написать слово правильно — «заец» или «заяц»? Давайте посмотрим, что по этому поводу написании в школьных учебниках по русскому языку.

Как пишется правильно: «заец» или «заяц»?

Какое правило применяется?

При написании предложенного нам слова сомнение вызывает вторая гласная в его корне. Она стоит в безударной позиции, поэтому четко расслышать ее не получается. Обычно в таких ситуациях для проверки гласной к слову подбирают однокоренные, так, чтобы в них спорная буква находилась под ударением. Но к существительному «Заяц» таких проверочных слов подобрать невозможно. Это слово является словарным, и его правописание необходимо либо запомнить, либо проверять по словарю в случае сомнений.

Примеры предложений

  1. Интересно, почему безбилетный пассажир в транспорте называется заяц, а не волк или лиса?
  2. В детстве моей любимой игрушкой был плюшевый заяц синего цвета с огромным бантом на шее.
  3. Ты гляди, как скачет, ну чисто заяц!

Как неправильно писать

September 4 2011, 21:23

Categories:

  • Животные
  • Еда
  • Природа
  • Cancel

Строчная или прописная? Названия и клички

Не знаете, писать строчную или прописную букву? В этом посте была информация о строчной или прописной в именах собственных. Но иногда люди даже не могут разобраться, является ли слово собственным или нарицательным…

Ниже — правило из справочника Розенталя.

1. Клички животных пишутся с прописной буквы, например: собаки Валетка, Пушок; кот Васька; слониха Манька; медвежонок Борька, лошадь Вронского Фру-Фру.Если индивидуальные названия употребляются в качестве названий видов животных или в переносном смысле, то они пишутся со строчной буквы, например: мишки на картине Шишкина; плюшевый мишка.

 Примечание. Названия пород животных, в том числе и образованные от географических наименований, пишутся со строчной буквы, например: корова холмогорка, лошадь битюг, собака болонка, куры кохинхинки.

2. Названия видов и сортов растений, овощей, фруктов, цветов в специальной литературе пишутся с прописной буквы, например: малина Мальборо, земляника Победитель, смородина Выставочная красная, слива Никольская белая, морковь Нантская, картофель Эпикур, пшеница Днепровская-521, фиалка Пармская, тюльпан Черный принц.В текстах, не перегруженных названиями сортов растений, овощей, фруктов и т. д., эти названия заключаются в кавычки и пишутся со строчной буквы, например: клубника «виктория», помидор «иосиф прекрасный», яблоки «пепин литовский», «бельфлер китайский», озимая рожь «ульяновка», георгин «светлана».
Общепринятые названия цветов, плодов пишутся со строчной буквы, например: анютины глазки, иван-да-марья, белый налив, папировка, ренклод, розмарин.

3. Названия сортов вин, образованные от географических наименований, пишутся со строчнойбуквы, например: цимлянское, мадера, токай (но названия марок вина: шампанское Абрау-Дюрсо, портвейн Айгешат).

Всего найдено: 33

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему в этом предложении союз то…то не отделяется от деепричастных оборотов:» Впереди, среди света и теней, то садясь на задние лапки и поднимая торчком уши, то делая короткие прыжки, двигался заяц…»

Ответ справочной службы русского языка

Союз то… то служит для связи однородных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, поэтому отделять его от самих оборотов не нужно. Запятыми выделяется весь ряд однородных обстоятельств: Впереди, среди света и теней, то садясь на задние лапки и поднимая торчком уши, то делая короткие прыжки, двигался заяц

Ср.: Заяц то делал короткие прыжки, то, поднимая торчком уши, садился на задние лапки. В этом предложении союз то… то соединяет однородные сказуемые, а деепричастный оборот, относящийся ко второму сказуемому, выделяется запятыми.

Нужна ли в этом месте (выделено двойными квадратными скобками) запятая? И почему? Нападавшие достали оружие, и {Заяц} из карабина начал стрелять в {Волка} и {Лису}, обедавших[[,]] сидя на траве слева у западного входа в {пещеру}.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна. Подобные случаи соединения причастного оборота и деепричастного приводит Д. Э. Розенталь: Кучер, спавший опершись на локоть, начал пятить лошадей (Гонч.); Даже и Ласка, спавшая свернувшись кольцом в краю сена, неохотно встала (Л.Т.)

Здравствуйте! 1. Подскажите, в предложении «Заяц боится волка» в каком падеже стоит слово «волка»? 2. Действительно ли утверждение: «Глагол «боится» управляет родительным падежом»?

Ответ справочной службы русского языка

Это форма родительного падежа. Для того чтобы в этом убедиться, можно заменить слово волк на неодушевленное существительное, например: Заяц боится смерти. Здесь слово смерть точно стоит в родительном падеже, поскольку у неодушевленных существительных эта форма не совпадает с формой винительного падежа.

Здравствуйте! Как правильно: заяц боится темноты или темноту?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: боится темноты.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно — две заячьи лапки или две заячьих лапки? Имеет ли значение, живой заяц или жареный, например?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: две заячьи лапки. Живой это заяц или нет, значения не имеет.

«Насколько серьезна ситуация с зайцами в общественном транспорте, говорят цифры». Нужно ли в данном предложении слово ЗАЙЦАМИ брать в кавычки? Благодарствуйте!

Ответ справочной службы русского языка

Нет, слово заяц в значении «безбилетник» не требуется заключать в кавычки. Это значение давно уже не является новым, непривычным.

Вставьте на месте пропуска частицу НЕ или НИ в зависимости от значения, раскройте скобки. 1) Кто (н_) разу (н_) был на Кавказе, тому, наверное, (н_) понять (н_) только многих стихов Лермонтова, но и его прозы. 2) Покоя (н_) было (н_) днём (н_)ночью, хотя мы (н_) раз пытались усп_коить своих (н_)угомо (н, нн) ых сосед_й. 3) Откуда (н_) воз_мись прямо перед нами дорогу перебежал заяц. Что же делать? Я верил приметам. Поэтому (н_) смог (н_) вернуться (во) свояси. 4) (За) чем бы я к нему (н_) обращался, о чём бы я его (н_) просил, отказа от него (н_)когда (н_) было. 5) Вообще это был человек, о котором принято говорить так: «(Н_) рыба (н_) мясо, (н_) то (н_) сё, (н_) в городе Богдан (н_) в селе Селифан». 6) Чацкий (н_) смог реализовать себя (н_) в статской, (н_) в военной службе, (н_) в научной, (н_) в творческой деятельности, (н_) в налаж_вани_ быта крестьян, (н_) в семейной жизни. 7) Кто (н_) прокл_нал станц_о (н, нн) ых см_трит_лей, кто с ними (н_) бран_вался? (А. С. Пушкин.) 8) Так спешите (же) пр_обретать знания, пока (н_)поз_но. 9) Ещ_ не ум_р ты, ещ_ ты (н_) один. (О. Э. Мандельштам.) 10) И так было тихо и бе_ветре (н, нн) о, что (н_) один лист самой треп_тной берёзы (н_) ш_лохнулся.

Ответ справочной службы русского языка

«Справка» не выполняет домашних заданий.

Здравствуйте, у меня возник вопрос по падежам. Это вопрос по тестам в школе, ребенок допустил ошибку, но у меня есть сомнения. «Монумента заяц удостоился за то, что он спас великого русского поэта». Вопрос: Слово «поэта» винительного или родительного падежа? Спасибо, Анна

Ответ справочной службы русского языка

Слово поэт стоит в вин. падеже. Подробнее о том, как помочь ребенку различать род. и вин. падежи, см. в ответе на вопрос № 284354.

Существует ли форма женского рода у слова «енот» — «енотиха»? Названия каких животных употребляются только в форме мужского или женского рода? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слово енотиха можно образовать, но общеупотребительным и стилистически нейтральным оно не будет.

Вообще же у существительных – названий животных категория рода выражает противопоставление по полу не столь последовательно, как у названий лиц. Общие названия животных, не содержащие указания на пол, могут относиться как к мужскому роду (дельфин, окунь, чиж), так и к женскому роду (жаба, крыса, акула). От общих названий животных мужского рода достаточно регулярно образуются суффиксальным способом существительные женского рода – названия самок (заяц – зайчиха, слон – слониха), и возможности русского языка позволяют образовать названия самок от очень многих названий животных мужского рода (хоть опоссумиха, хоть пингвиниха). Но при этом чем более «экзотическим» будет название животного, тем менее употребительным будет и название самки. Если слова зайчиха и слониха стилистически нейтральны, то опоссумиха и пингвиниха уже будут относиться к разговорно-просторечной лексике, и в нейтральных контекстах будут использованы описательные конструкции: самка опоссума, самка пингвина.

зайцы ходят пешком какие есть ещё значения этого выражения

Ответ справочной службы русского языка

Заяц пассажир, не имеющий билета. Смысл фразы в том, что за проезд в общественном транспорте надо платить (или, если нет билета, ходить пешком).

Для этой игры нам нужен заяц и лиса – выходите(,) желающие.

Нужна ли (обязательна ли) запятая?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна (обязательна).

На стартовой странице ГРАМОТЫ,РУ в статье о склонении фамилий я снова столкнулась с противоречием. В одном абзаце статьи Вы пишите, что фамилии, совпадающие с нарицательными существительными (Гроза, Жук, Палка), не склоняются :
«Опыт работы нашего «Справочного бюро» показывает, что …………………………….во всех случаях склонение фамилии зависит от пола носителя; фамилии, совпадающие с нарицательными существительными (Гроза, Жук, Палка), не склоняются. Немалое число носителей языка убеждены, что правил склонения фамилий так много, что запомнить их не представляется возможным».
А в конце статьи я прочитала, что такие фамилии ничто не мешает склонять:
«Азбучная истина № 8. Склонение фамилий подчиняется законам ……………. Совпадение фамилии по форме с нарицательными существительными (Муха, Заяц, Палка и т. д.) не является препятствием для их склонения».
Как же все-таки правильно – склонять или не склонять? Заранее благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, прочитайте статью внимательнее: «…Среди носителей языка распространено немало заблуждений относительно правил склонения фамилий. Вот главные из них: решающим фактором является языковое происхождение фамилии («не склоняются фамилии грузинские, армянские, польские и т. д.»); во всех случаях склонение фамилии зависит от пола носителя; фамилии, совпадающие с нарицательными существительными (Гроза, Жук, Палка), не склоняются. Немалое число носителей языка убеждены, что правил склонения фамилий так много, что запомнить их не представляется возможным».

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать имена персонажей сказки, состоящее из двух слов — оба с прописной или только первое с прописной? Например, в тексте, с которым я работаю, встречаются «Бурый медведь», «Гималайский медведь», «Синий кит». Меня смущает то, что в некоторых случаях имя не называется полностью: «Вот вам подарок, — сказал медведь» (а не «сказал Бурый медведь»), но при этом персонажей-медведей несколько, хотя они и не пересекаются в одной ситуации.

Подобный подход к именам есть у Кэррола: Чеширский Кот, Мартовский Заяц, Белый Кролик, но мне попадались разные написания и этих имён. Какой же вариант предпочтительнее? Или твёрдого правила нет? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правило есть, оно приведено в словаре В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой «Прописная или строчная?» (М., 2011). С прописной буквы пишутся нарицательные слова, выступающие как названия персонажей в сказках, пьесах, баснях и некоторых других произведениях художественной литературы, фольклора, напр.: Красная Шапочка, Змей Горыныч, Серый Волк, Синяя Борода и т. д. По аналогии с написанием Серый Волк корректно: Бурый Медведь, Гималайский Медведь, Синий Кит.

Как правильно ставить ударение в слове «хваста» в словосочетание заяц хваста?

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на первый слог: хвАста.

Склоняется ли фамилия ЗАЯЦ ???

Ответ справочной службы русского языка

Мужская фамилия Заяц склоняется (Заяца и Зайца), женская — нет.

Как пишется слово?

Чтобы узнать как пишется то или иное слово, необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.

Часть речи — Существительное

ЗАЯЦ — слово может быть как одушевленное так и неодушевленное, смотрите по предложению в котором оно используется.

Начальная форма слова: «ЗАЯЦ»

Слово Морфологические признаки
ЗАЯЦ
  1. Единственное число;
  2. Именительный падеж;
  3. Мужской род;
  4. Одушевленное;

Правильно писать:
«ЗАЯЦ»

Все формы слова

ЗАЯЦ, ЗАЙЦА, ЗАЙЦУ, ЗАЙЦЕМ, ЗАЙЦЕ, ЗАЙЦЫ, ЗАЙЦЕВ, ЗАЙЦАМ, ЗАЙЦАМИ, ЗАЙЦАХ

По какому правилу проверить слово «заяц»

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Правило звучит так:
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать.

НЕВЕРНО!
«ЗАЕЦ»

Примеры предложений со словом «заяц»

Из-за дерева появляется заяц.

Перепуганный заяц бегал кругом его ствола.

Прежде чем приступить к исследованию мозга человека, он начал изучать мозг моллюска, известного под названием морской заяц.
Дик Свааб, Ты это твой мозг: Всё, что ты захочешь узнать о своем мозге, 2013

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется заявочка
  • Как пишется заявления на пенсию
  • Как пишется заявления на выходной
  • Как пишется заявление судебным приставам
  • Как пишется заявление проректору