Третья кассация – последний заход
Когда все стадии обжалования (первая инстанция, апелляция, кассация в окружном суде и жалоба в ВС РФ) пройдены, остается последний шанс. Шанс весьма и весьма условный, но бывают случаи, что он срабатывает.
Мало кто действительно понимает, что это такое – жалоба председателю ВС, что это за процесс и как это работает.
Письмо ли это или жалоба, как по-новому с этим работать и что именно делать? Разберем детально.
Юристы группы «Лигал Мил» внимательно отслеживают важные изменения в законодательстве и судебной практике, чтобы использовать в своей работе достоверную и свежую информацию.
Написание жалобы Председателю Верховного Суда
Основной причиной для отказа в принятия кассационной жалобы является ее несоответствие установленным на законодательном уровне нормам, форме и правилам. На практике часто встречаются ситуации, когда отказ в принятии заявлении является необоснованным. Действенным инструментом, который позволяет продолжить борьбу за решение судебного вопроса в пользу клиента является составление мотивированной и соответствующей всем формальным требованиям жалобы. На законодательном уровне нет никакого порядка для составления и подачи такой жалобы в Верховный Суд. Но этот факт не является существенной преградой для стороны в защите нарушенных прав.
На заметку! При отклонении кассационной жалобы Верховным судом, заявителю следует обратиться к Председателю. При этом требуется дополнительно (повторно) уплатить государственную пошлину (в соответствии с Налоговым кодексом РФ).
Жаловаться можно тогда, когда по своей кассационной жалобе в ВС вы получили отказ в передаче жалобы на рассмотрение в заседании суда.
1) вы прошли первую ступень кассации (в АС МОк)
2) далее вы обратились во вторую ступень кассации (в ВС РФ)
3) вашу жалобу «отклонил» единолично судья ВС без передачи ее на рассмотрение
4) вот и пришло время жаловаться председателю ВС на отказное определение.
Как правильно обжаловать отказное определение ВС
Система рассмотрения кассационных жалоб построена таким образом, что перед тем, как заявление попадет судебной коллегии, она должна пройти стадию предварительной оценки обоснованности жалобы. На этом этапе ее может «завернуть» и не допустить к рассмотрению судья, рассматривающий обращение.
Во время предварительной стадии проверки, судья ВС изучает следующие факты:
- Соблюдение сроков для подачи обращения.
- Оформление документа.
- Суть претензии, изложенной в обращении.
Если жалоба проходит эту проверку, считается, что половину своего пути до коллегии, она уже преодолела.
Далее, обращение изучает судья, который во время проверки может не усмотреть в заявлении оснований для пересмотра дела.
Отказ в принятии заявления к рассмотрению может быть вынесен по нескольким причинам:
- Несоответствие поданной жалобы законодательным актам РФ.
- Неправильно подсчитан срок давности для подачи жалобы.
- Допущены ошибки в оформлении документа.
Следующий этап проверки полученной судом кассационной жалобы — изучение документа судьей.
На этом этапе отказ от передачи документа на рассмотрение коллегией может быть вынесен по следующим причинам:
- Документ не соответствует правовым нормам.
- Нарушения, заявленные в жалобе, не серьезны.
- Нарушения, заявленные в документе, считаются серьезными, но не отражаются на исходе рассматриваемого дела.
- Нарушения не искажают сути правосудия.
Во время рассмотрения полученной жалобы судебной коллегией, суд вправе вынести одно из следующих решений:
- Не удовлетворить жалобу.
- Удовлетворить ее частично.
- Не рассматривать полученную жалобу и прекратить производство по делу.
- Не рассматривать полученную жалобу.
Во всех вышеперечисленных случаях заявителю должно быть отправлено определение, где указывается причина отказа (как правило, очень кратко).
Если поданная в Верховный суд кассационная жалоба была возвращена с отказом о принятии к рассмотрению, то подавшее ее лицо получает на руки определение, в котором содержатся все причины для принятия такого решения. Копия документа предоставляется двумя способами:
- При личном обращении человека в канцелярию суда.
- Путем направления определения по почте на адрес регистрации заявителя, указанный в обращении.
Подготовка кассационной жалобы. Форма и содержание документа
Чтобы Председатель пересмотрел решение, важно, чтобы полученное им заявление соответствовало всем требованиям к такого рода документам. В частности, в этом документе должна содержаться следующая информация:
- Данные об адресате.
- Данные о заявителе, в том числе и контактные данные для уведомления о результатах рассмотрения.
- Номер дела.
- Описание обстоятельств дела со ссылками на нарушенные судами нормы права.
- Доводы и аргументы, на основании которых заявитель передает жалобу на рассмотрение Председателя.
- Перечень предлагающихся к заявлению документов.
- Дата составления обращения и подпись заявителя.
Обратиться с заявлением к Председателю ВС можно двумя способами:
- Передав его в канцелярию суда лично.
- Направив документы по почте.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- Отклоненная кассационная жалоба.
- Определение суда, в котором содержатся основания для отказа в рассмотрении жалобы.
- Доказательства совершения судом неправомерных действий и нарушений.
При непредставлении вышеперечисленных документов, заявление не будет рассмотрено.
Срок подачи жалобы
Процедура кассационного обжалования в Верховном Суде РФ судебных актов по экономическим спорам предусматривает, что стороны в течение двух месяцев после вынесения судом округа постановления по делу могут обратиться с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ (ст. 291.1, ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ).
Судья Верховного Суда РФ в течение двух месяцев (трех – в случае истребования дела) изучает жалобу, после чего выносит либо определение о передаче дела для рассмотрения судебной коллегией ВС РФ, либо об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ).
Если в передаче дела для рассмотрения коллегией будет отказано, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с определением судьи, своим определением отменить его и передать дело для рассмотрения в коллегию (ч 8 ст. 291.6).
Конституционный Суд РФ разъяснил, что ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что «обращение заинтересованных лиц к Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителю с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и совершении этого процессуального действия возможно только в виде надлежащим образом оформленных кассационных жалобы, представления и в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование; при этом время рассмотрения кассационных жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении этого срока учитываться не должно».
Время рассмотрения этих жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении данного срока не учитывается (ст. 291.1, ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ, Постановление КС РФ от 12 июля 2018 г. N 31-П).
Если срок уже пропущен, заявители вправе ходатайствовать о восстановлении срока со ссылкой на установление сроков лишь Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.07.2018 (ст. 291.2, ст. 117 АПК РФ), содержание которого идет вразрез с применяемой ранее практикой и Верховного Суда РФ, и самого Конституционного Суда РФ (определения от 27.06.2017 № 1358-О, 1387-О, 1388-О, от 28.09.2017 № 2042-О).
Полномочия Председателя ВС РФ. Содержание просительной части жалобы
Председатель ВС – это самый верх судебной иерархии. Но именно в процессуальных рамках жалобы председателю он может только еще раз изучить жалобу, отменить определение нижестоящего судьи ВС и передать жалобу на рассмотрение в заседание. Сам вынести итоговое решение по жалобе, отменить или изменить решение он не может. Соответственно, просить его можно только об одном – «прошу передать кассационную жалобу на рассмотрение в заседание».
Кто именно читает жалобу председателю? Читать ее должен сам председатель или его заместитель. Тем не менее, для таких жалоб есть целый аппарат. И судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут. Подписывает ответ на жалобу заместитель председателя. Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».
Оплата госпошлины за подачи жалобы Председателю ВС РФ
В настоящее время, несмотря на отсутствие в Налоговом кодексе РФ прямой нормы, устанавливающей обязанность по уплате государственной пошлины, в силу того, что Конституционный Суд РФ приравнял по правовому статусу жалобу на определение судьи к кассационной жалобе, при подаче жалобы на определение судьи в Верховном Суде РФ требуют представления доказательств уплаты государственной пошлины за ее рассмотрение Председателем ВС РФ или его заместителем в размере, установленном за рассмотрение кассационной жалобы.
На чтение 11 мин Просмотров 2.9к. Опубликовано 15.01.2022
Для многих жалоба Председателю Верховного Суда РФ является последним шансом, жалобой в последнюю инстанцию, но для некоторых с этой точки только и начинается настоящая работа (но об этом позднее). В данном руководстве мы рассмотрим, как данную жалобу из практически пустой, безнадежной формальности превратить в средство правовой защиты, которое позволить пересмотреть судебное решение или приговор.
Предшествующее рассмотрение кассации:
Сразу нужно оговориться, что есть две исключительно важных, безусловных составляющих, которые должны быть соблюдены ещё до того, как Вам в голову пришла мысль написать жалобу Председателю Верховного Суда РФ:
Первое – это сроки. Время в судебном процессе, очень сильно недооцененный фактор, всё нужно делать своевременно, от стадии к стадии ваши процессуальные возможности существенно сужаются и на каждую стадии отводиться своё, отведенное процессуальным законом время. И только по уголовным делам, кассационная жалоба в Верховный Суд и жалоба Председателю ВС РФ не имеет сроков, по делам ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ эти сроки четко определены. И нужно серьезно относиться к соблюдению этих сроков, а если они пропущены, то уметь подтверждать уважительность причины пропуска сроков, и знать практику, позволяющую эти сроки восстанавливать.
Второе — это содержание кассационной жалобы, ранее направленной в Верховный Суд РФ и отклоненной судьей единолично. Если эта жалоба лишь повторяет доводы апелляции, касается вопросов факта или оценки судом доказательства, то и жалоба Председателю ВС РФ шансов иметь не будет. Речь в Вашей кассационной жалобе должна идти о существенных (существенных не для Вас, а с точки зрения практики ВС РФ) нарушениях, которые повлияли на судебное решение. Каждый довод в Вашей кассационной жалобе должен быть раскрыт именно с точки зрения этих двух аспектов. Сильных доводов к отмене судебного решения или приговора, не должно (да и не может) быть много. В целом для отмены обжалуемого судебного акта достаточно одного единственного, но полностью подходящего под вышеуказанные критерии довода, но на практике одним доводом мало кто ограничивается. И действительно судья вполне адекватно воспринимает жалобы в которых указано три – четыре значимых довода, но таких жалоб очень мало. Многие юристы и адвокаты действительно не делают различий между апелляционным и кассационным обжалованием, позволяя вставлять в кассационную жалобу доводы о существенных нарушениях без оценки того, как это повлияло или могло повлиять на вынесенное судебное решение, без учета практики Верховного Суда РФ, а то и просто приводят аргументы – заведомо не являющиеся предметом кассационного рассмотрения, пределы которого четко определены в законе. Порой кассационные жалобы содержат перечень из десяти, двадцати, а порой и более нарушений. Толку от такой жалобы – ноль, но зато душа юриста спокойна, он перечислил всё что мог и клиент не упрекнет его в том, что суд отклонил его жалобу из-за того, что он забыл указать какое либо из нарушений. Судье тоже разбирать такую жалобу несложно, на рассмотрение судебной коллегии она не будет передана, даже если среди десятка слабых «притянутых за уши» доводов будет пара значимых нарушений способных повлечь отмену приговора или судебного решения. Судье (на самом деле судебному аппарату) не нужно будет придумывать как «обойти» неудобный довод о вопиющем нарушении, искажающем суть правосудия, в проекте определения все слабые и неуместные доводы будут аргументированно и обоснованно отклонены, и заявителю или его юристу будет шаг за шагом разъяснена их неправота, и под этим ворохом объяснений будут похоронены «среди прочего» реально сильные доводы, на которые пришлось бы искать ответы если бы жалобы не была засорена средними и слабыми доводами.
Таким образом хорошая кассационная жалоба – это 1 — 2 сильных довода к отмене, либо изменению судебного акта и один довод, который невозможно рассмотреть без истребования материалов дела (истребование материалов дела значительно увеличивает шансы на успешное кассационное рассмотрения дела в Верховном Суде РФ, поэтому оформлению данного довода нужно уделить отдельное внимание, а также не следует прилагать к жалобе копии документов из дела в подтверждении данного довода, позволяющие рассмотреть его без истребования дела).
И так, если необходимые условия соблюдены и поданную Вами ранее кассационную жалобу можно считать «хорошей», то правильно оформленная жалоба Председателю ВС РФ дает шанс на пересмотр дела.
Название:
Наиболее правильное наименование для такой жалобы – «Жалоба на определение судьи Верховного Суда РФ». Также корректными могут считаться: «кассационная жалоба в порядке ч. 5 ст. 401.10 УПК РФ» — для уголовных дел, «кассационная жалоба в порядке ч. 4 ст. 390.7 ГПК РФ» — для гражданских дел, «кассационная жалоба в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ», «кассационная жалоба в порядке ч. 4 ст. 323 КАС РФ».
На сайте Верховного Суда РФ информация по жалобам Председателю ВС РФ отражается как информация по кассационной жалобе, с тем же номером, что и ранее отклонённая судьей Верховного Суда РФ кассационная жалоба.
Предмет обжалования:
Предметом обжалования является судебный акт об отказе передаче кассационной жалобы для судебного рассмотрения кассационной инстанции, вынесенный судьей Верховного Суда РФ единолично. И по итогам рассмотрения возможны всего два вида решений – либо определение судьи отменяется, и жалоба предается на кассационное рассмотрение в судебную коллегию Верховного Суда РФ, либо определение судьи ВС РФ остается без изменений. Никаких других видов решений не предусмотрено.
Рассмотрение:
По смыслу структуры кассационного обжалования, читать жалобу на определение судьи ВС РФ должен или сам Председатель ВС РФ или его заместитель. Но на самом деле, учитывая количество таких жалоб – физически это невозможно и для рассмотрения таких жалоб в Верховном Суде есть целый аппарат. Подписывает ответ на жалобу заместитель Председателя ВС РФ. При этом ответ Зампредседателя, приравнивается к ответу Председателя ВС РФ и Председателю ВС РФ уже не обжалуется.
Содержание:
Самый важный момент – это то, что в жалобу, адресованную Председателю Верховного Суда РФ, нельзя писать иные правовые основания, отличные от тех, которые указывались в кассационной жалобе. Смысл обращения сводиться к несогласию с выводами судьи Верховного Суда РФ относительно ранее изложенных в кассационной жалобе доводов. Таким образом никаких «новых» аргументов и дополнительных мотивировок ранее изложенной позиции указывать не следует. Нарушение указанного правила порой приводит к тому, что жалоба вовсе не попадает в аппарат Председателя ВС РФ, а отклоняется консультантом. Соответственно, при составлении жалобы, нужно сосредоточиться на ранее заявленных доводах, при этом, сами доводы, в полном объеме приводить необязательно.
Жалоба строиться следующим образом:
Во-первых, отталкиваясь от содержания самого обжалуемого определения, следует обратить внимание Председателя ВС РФ на доводы кассационной жалобы, которые не были приведены или не были рассмотрены судьей Верховного Суда РФ.
Судья обязан изложить (хотя бы кратко) доводы кассационной жалобы. Кроме того, должны быть приведены мотивы отклонения доводов.
В определении судьи ВС РФ, вы увидите преимущественно абстрактные формулировки:
«не усматривается причин для передачи на кассационное рассмотрение»
«были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции»
«доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда»
Исходя из сложившейся практики, судьи ВС РФ отклоняя доводы кассационных жалоб, излагают свои выводы весьма кратко и неконкретно, без объяснений — почему они пришли к таким выводам. В действительности шансы на отмену дает только полное отсутствие мотивов отклонения доводов, а не дословное применение выявленного в ряде Определений Конституционного Суда РФ принципов необходимости мотивировки решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым доводы кассационной жалобы отвергаются.
Во-вторых, важным моментом является умение указать в жалобе Председателю ВС РФ на существенность тех нарушений, доводы о которых судья ВС РФ отклонил, посчитав, что нарушения несущественные. Тут опираться следует исключительно на практику Верховного Суда РФ (Обзоры) и Постановления Пленумов ВС РФ.
Удовлетворение жалобы Заместителем Председателя ВС РФ:
Удовлетворение жалобы состоит из двух решений. Это отмена определение судьи Верховного Суда РФ и решение о передаче жалобы, вместе с делом на рассмотрение суда кассационной инстанции. Таким образом данным решением за подписью Заместителя Председателя Верховного Суда РФ полностью отменяется отказ судьи ВС РФ и дело передается на рассмотрение по существу. В подавляющем большинстве случаев последующее рассмотрение в кассации является результативным, хотя дело не всегда окончательно разрешается Судебной коллегией ВС РФ, а чаще с соответствующими указаниями отправляется в нижестоящую кассацию, но итогом всё равно обычно становиться изменение или отмена обжалуемого судебного акта.
Отказ в удовлетворении жалобы Заместителем Председателя ВС РФ:
Данный отказ является окончательным типовым судебным решением в национальной системе права. Этот отказ не обжалуется.
Однако, в течении относительно короткого промежутка времени, остаются шансы на пересмотр по новым обстоятельствам. Такие обстоятельства можно получить, обратившись в Европейский суд по правам человека или Конституционный Суд Российской Федерации. В Европейский суд следует обращаться если в деле имеются признаки нарушения Европейской Конвенции, срок такого обращения с 1 февраля 2022 года составляет всего 4 месяца (не продляется и не восстанавливается), при этом время отсчитывается, без учета отказа Председателя ВС РФ, для дел рассматриваемых в порядке ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ со дня получения или опубликования отказа судьи Верховного Суда РФ, для уголовных дел со дня получения отказа в сплошной кассации (1-я кассационная инстанция), а для КоАП РФ и постановлений вынесенных в порядке УПК РФ не подлежащих рассмотрению в сплошной кассации – срок отсчитывается с апелляционного рассмотрения (даты получения апелляционного определения).
В Конституционный Суд РФ можно обращаться в течении 12 месяцев со дня вынесения отказа Заместителя Председателя Верховного Суда РФ. Конституционный Суд РФ компетентен рассматривать вопросы нарушения конституционных прав и осуществлять проверку конституционности закона примененного в конкретном дела по жалобе участника данного дела. Если будет установлено, что закон не соответствует Конституции РФ, либо применен вопреки конституционно-правовому смыслу этого закона, то судебный акт, в котором применен этот закон подлежит пересмотру по новым обстоятельствам. При этом реализация решений Европейского суда (ЕСПЧ) и постановлений Конституционного Суда РФ ничем между собой не отличаются, но по решению Европейского суда, кроме того, присуждается ещё и денежная компенсация за допущенное нарушение Конвенции и в возмещение ущерба.
Еще один механизм пересмотра судебных решений – пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам (не путать с вышеуказанными новыми обстоятельствами). Механизм, настолько редко работающий и оставляющий столь высокую долю судебного усмотрения, что можно было бы оставить его без внимания. В реальности, шанс на пересмотр дает только вступление в законную силу приговора участнику судебного разбирательства в связи с преступлением, совершенным им в связи с рассмотрением дела, повлиявшим на исход дела. Иные существенные обстоятельства, под которыми многие ошибочно понимают новые доказательства, реальных шансов на пересмотр не дают. Также в качестве вновь открывшихся обстоятельств судами, ввиду разъяснений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ принимаются решения Комитета ООН (обращения в Комитеты ООН возможны в течении 5 лет после последнего национального судебного акта), но механизм исполнения этих решений также не носит безусловный характер.
И судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут. Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».
Конституционный Суд РФ разъяснил, что ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что «обращение заинтересованных лиц к Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителю с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и совершении этого процессуального действия возможно только в виде надлежащим образом оформленных кассационных жалобы, представления и в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование; при этом время рассмотрения кассационных жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении этого срока учитываться не должно».
Читать ее должен сам председатель или его заместитель. Тем не менее, для таких жалоб есть целый аппарат. И судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут. Подписывает ответ на жалобу заместитель председателя. Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».
В случае, если Ваши права нарушаются — обращайтесь по контактам ниже:
Пишите | Звоните | Пишите на сайте |
---|---|---|
mail@cpk42.com | +7 495 123 3447 | Форма здесь |
Следите за новостями в наших социальных сетях:
По моей жалобе Заместитель Председателя Верховного Суда РФ отменил отказное определение судьи ВС и передал кассационную жалобу для рассмотрения. Рассказываю о том, как так получилось. Подробно про нюансы ч. 3 ст. 390.7 ГПК РФ.
Коротко про процедуру обжалования в Верховном Суде РФ
Не каждая жалоба попадает на рассмотрение судебной коллегии Верховного Суда.
Сначала жалобу смотрят сотрудники аппарата ВС на предмет формальных нарушений. Уже на этом этапе более трети жалоб сходят с дистанции — их возвращают заявителям без рассмотрения.
Затем жалобу изучает судья ВС единолично и без вызова сторон. Здесь уже решается вопрос о том, достойна ли жалоба внимания высшей инстанции. Если да, то жалобу передают для рассмотрения в судебном заседании, то есть её рассмотрят по существу. Если нет, то судья вынесет определение об отказе в передаче (отказное определение).
В 2020 в коллегию по гражданским делам поступило 50 386 жалоб, а рассмотрели за этот период 564 жалобы. В общем, шанс на то, что Верховный Суд рассмотрит жалобу равен примерно одному проценту. Что делать остальным 99 %?
Что делать, если отказали в передаче?
Часть 3 статьи 390.7 Гражданского процессуального кодекса говорит о том, что Председатель ВС или его заместитель вправе не согласиться с отказным определением. В таком случае он выносит определение об отмене данного определения и передаёт кассационную жалобу для рассмотрения.
Аналогичная норма есть в арбитражном процессе — ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ.
Понятно, что сам по себе Председатель или его зам отказное определение не отменят. Для этих целей придётся написать жалобу на их имя. Требования к такой жалобе отдельно нигде не прописаны, но попробуем разобраться.
Кому пишем?
Думаю, что эффективнее писать заместителю Председателя, который одновременно является председателем той коллегии, куда вы хотите попасть. Если нужно в гражданскую коллегию, то её председателю (на момент написания этой статьи, это Глазов Юрий Владимирович).
Когда-то давно пробовал писать Председателю, но с 2017 года ответ так и не получил. А вот с зампредом всё получилось.
Как назвать документ?
Интуитивно хочется назвать как-то так — Жалоба на отказ в передаче кассационной жалобы…
Однако есть Постановление Конституционного Суда РФ от 12.07.2018 № 31-П, в котором КС указал, что такого рода обращения возможны «только в виде надлежащим образом оформленных кассационных жалобы, представления». То есть нужна новая кассационная жалоба.
Свою жалобу я назвал так: «Кассационная жалоба, содержащая жалобу на отказ в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции в порядке ч. 3 ст. 390.7 ГПК РФ».
Сколько платить госпошлины?
Раз это кассационная жалоба, то и платить нужно, как за неё? Это было бы логично. Но есть Письмо Минфина России от 6 февраля 2018 г. № 03-05-06-03/6663.
В этом письме Департамент налоговой и таможенной политики Минфина посчитал, что для подачи жалобы Председателю ВС РФ нужно платить пошлину, как при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера. Обосновали они это тем, что такая жалоба — это самостоятельно значимое юридическое действие. В общем, Минфин хочет, чтобы мы платили побольше: 300 рублей для граждан и 6 000 рублей для организаций.
Оставлю такую позицию без комментариев. Своему доверителю рекомендовал оплатить всё-таки 300 рублей, а не 150 рублей. Вопрос принятия жалобы был важнее.
Какой срок на подачу жалобы?
Нужно успеть до истечения срока на кассационное обжалование по «обычной» жалобе. То есть нужно успеть уложиться в 3 месяца после вынесения определения кассационным судом общей юрисдикции. По АПК РФ — в 2 месяца после первой кассации.
Если кассационную жалобу в ВС РФ подавали в последние дни срока, то шансов подать жалобу Председателю (зампреду) ВС РФ в срок практически нет.
В моём случае доверитель обратился к нам с просьбой написать жалобу в ВС РФ уже когда срок истёк. Судья ВС сроки нам восстановил (это отдельная увлекательная история, о которой в другой раз), но всё-таки вынес отказное. Поэтому в жалобе Зампреду я продублировал ходатайство о восстановлении срока, пояснив, что ранее нам его уже восстановили.
Что писать в просительной части?
Я формулировал так:
1. Не согласиться с Определением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции…
2. Вынести определение об отмене Определения № … и о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
3. Отменить судебные акты по делу и направить дело на новое рассмотрение.
Разумеется, указанные советы не гарантируют отмену отказного определения судьи ВС. В первую очередь важна правовая позиция и подтверждение существенного нарушения судами норм права.
Подробнее про судьбу моей кассационной жалобы напишу в отдельной статье.
UPD 01.03.2022.
Коллегия удовлетворила жалобу — судебные акты нижестоящих инстанций отменены.
Если вам интересна тема обжалования судебных актов (в т.ч. и в ВС РФ), то вот наш телеграм-канал, там есть полезные советы на эту тему. Подписывайтесь
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Подача жалобы председателю верховного суда
Подача жалобы председателю верховного суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Подача жалобы председателю верховного суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2021 N 306-ЭС21-8232 по делу N А65-2107/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными бездействия старшего судебного пристава, выразившегося в ненадлежащем выполнении своих должностных обязанностей, решения старшего судебного пристава, оформленного как постановление.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как, удовлетворяя требования, суды руководствовались ст. ст. 198, 200 АПК РФ, ст. ст. 121, 126, 127 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и исходили из обстоятельств дела, свидетельствующих, что жалоба, поданная в порядке подчиненности, не была рассмотрена надлежащим образом и в установленный законом срок.Относительно довода о том, что судебные акты апелляционной и кассационной инстанций не подписаны, необходимо отметить следующее. Кассационная жалоба Токарева А.Н. подана в Верховный Суд Российской Федерации в электронном виде посредством использования функционала электронной подачи документов официального сайта арбитражных судов в сети Интернет www.arbitr.ru. К кассационной жалобе в соответствии с пунктом 3.3.3 Порядка подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденного приказом Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 N 46-П, приложены обжалуемые судебные акты путем выбора пользователем копии соответствующего судебного акта из информационной системы «Картотека арбитражных дел».
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
На сегодня эта публикация уже заработала 432,58 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Краткое содержание:
- Последний шанс
- Когда можно жаловаться председателю ВС?
- К какой процессуальной стадии относится жалоба председателю ВС?
- Что писать в жалобе председателю ВС?
- Какой срок подачи жалобы председателю ВС?
- Что может председатель ВС и о чем его просить?
- Кто ее вообще читает, эту жалобу председателю?
- Какой возможен ответ на жалобу?
- Что делать дальше?
- Как затрагивает жалобу председателю ВС реформа кассации – 2019?
- Обсуждение
Последний шанс
Когда все стадии обжалования приговора пройдены, остается последний шанс.
Шанс довольно условный, но иногда и он срабатывает.
Не все точно понимают, что это такое – жалоба председателю ВС, что это за стадия и как ему вообще писать. Что это – письмо или жалоба, как новая реформа это затрагивает, что писать?
Разберем в формате F.A.Q. (частые вопросы и ответы).
Мы разбираем на примере уголовного дела, но логика применима и к гражданским делам.
Когда можно жаловаться председателю ВС?
Жаловаться можно тогда, когда по своей кассационной жалобе в ВС вы получили отказ в передаче жалобы на рассмотрение в заседание суда.
Иначе говоря, если разобраться пошагово:
1) вы прошли первую ступень кассации (сейчас это новый кассационный суд, а до октября 2019 года – Президиум областного суда);
2) далее вы обратились во вторую ступень кассации (Судебная коллегия ВС);
3) вашу жалобу «отфутболил» единолично судья ВС без передачи ее в заседание;
4) вот теперь уже можно жаловаться председателю ВС на этого судью (а вернее – на его отказное постановление).
К какой процессуальной стадии относится жалоба председателю ВС?
Есть понятные стадии – апелляция, кассация, надзор.
А жалоба Председателю вообще в рамках какой стадии происходит?
Стадия эта не самостоятельная – это не отдельная процессуальная ступень обжалования, она входит как составная часть в кассацию второй ступени (кассация в ВС) и в надзор.
Регулируется эта жалоба председателю ВС теми же нормами УПК о кассации и о надзоре. Собственно, вся эта стадия устанавливается только одним пунктом УПК (для кассации – ч. 5 ст. 401.10 УПК, которая говорит о том, что председатель вправе не согласиться с судьей ВС и все-таки передать жалобу в судебное заседание). Норма для надзора аналогичная.
Проще говоря (на примере кассации), это всего лишь еще одна кассационная жалоба, если первую «отфутболили». Такая вторая попытка.
На первой ступени кассации (в новый кассационный суд) такой второй попытки нет (председателю кассационного суда пожаловаться нельзя), а вот на второй ступени (кассация в ВС) такая попытка есть (это и есть жалоба председателю ВС).
Кстати, в канцелярии ВС жалобу председателю ВС учитывают именно как кассационную жалобу. Поэтому иногда возникает непонимание, когда смотришь сайт ВС – почему по одному делу от одного человека столько жалоб и их не заворачивают (ведь есть запрет повторной жалобы)? Вот поэтому просто все учитывается, как кассационная жалоба.
Что писать в жалобе председателю ВС?
Подробнее этот момент рассматривается в другой статье.
Но, если кратко: полностью копировать предыдущую кассационную жалобу не стоит. Все-таки на этой стадии вы жалуетесь не на все нижестоящие суды «одним скопом», а на последнее постановление судьи ВС.
Общую логику доводов жалобы упрощенно можно выделить так – «судья ВС проигнорировал следующие существенные нарушения материального и процессуального права….При этом по аналогичным случаям практика ВС такие нарушения учитывает (привести примеры из практики)».
Доводы предыдущей жалобы нужно сильно сократить и изложить их кратко, «не размазывая».
Не пытайтесь задавить председателя всей массой несправедливости, которую Вы обнаружили по своему делу. Качество довода, его четкость и понятность – гораздо важнее совокупности «огромной кучи ошибок по всему делу».
В целом, рекомендации по составлению кассационной жалобы остаются те же. Смотрим подробнее советы по составлению в Особенностях кассационной жалобы.
Какой срок подачи жалобы председателю ВС?
В уголовном процессе никакого срока нет. Его в целом для кассации нет (разве что есть срок 1 год для жалоб в сторону ухудшения приговора). В сторону улучшения приговора для осужденного срока нет, можно не бояться опоздать.
В гражданском процессе ограничение по срокам есть – уложиться нужно в те же самые 3 месяца, которые даны для кассационной жалобы в Судебную коллегию ВС (ч. 3 ст. 390.7 УПК). В это срок не входит время, которое вашу жалобу «мурыжил» судья ВС, отказавший в передаче жалобы.
Что может председатель ВС и о чем его просить?
Председатель ВС – это самый «большой начальник» в судебной системе. Но именно в процессуальных рамках жалобы председателю (ч. 5 401.10 УПК) он может только еще раз изучить жалобу, сказать «дружок, ты не прав» нижестоящему судье ВС, который ранее жалобу «отфутболил», и передать жалобу на рассмотрение в заседание.
Сам вынести итоговое решение по жалобе, отменить или изменить приговор он не может.
Соответственно, просить его можно только об одном – «прошу передать кассационную жалобу на рассмотрение в заседание».
Кто ее вообще читает, эту жалобу председателю?
Строго по пункту закона (ч. 5 401.10 УПК) читать ее должен сам председатель или его зам.
Но страна-то огромная, понятно, что такой «большой босс» сам все читать не будет. Да и замы все ли жалобы читают, а тем более разбираются в них?
Конечно, для таких жалоб есть целый аппарат. Судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут.
Подписывает ответ на жалобу заместитель председателя.
Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».
Поэтому не стоит исходить из того, что там «понабрали студентов» и они массово штампуют отписки. Исходя из такой логики, смысла писать вообще нет (да как и вообще что-то обжаловать – получил приговор и сиди себе спокойно).
Позиция такого нигилизма* понятна и требует уважения (человек ведь не от каприза к такой позиции пришел, он столько порогов оббил перед тем, как в ней убедиться), но комментировать ее бессмысленно.
Какой возможен ответ на жалобу?
Если жалоба действительно грамотная и доводы не «притянуты за уши», то сработать может – тогда жалобу передадут в заседание. И, скорее всего, в заседание не Судебной коллегии ВС, а в заседание нижестоящего кассационного суда.
А если не сработало, то в ответ будет простое письмо. Даже не постановление – обжаловать будет нечего (да и некуда уже). Письмо будет небольшое, на несколько страниц – с простым содержанием «все доводы оценены, дело рассмотрено без нарушений, вина установлена, в жалобе отказать».
Что делать дальше?
Опять-таки строго по последовательной процедуре обжалования – это последняя ступенька в судебной системе.
Но варианты, возможно, еще есть. Правда, зависят они от конкретных обстоятельств дела, и не все из этих вариантов применимы к каждому делу.
Подробнее смотрим здесь.
Как затрагивает жалобу председателю ВС реформа кассации – 2019?
Напрямую не затрагивает.
Реформу кассации в вопросах и ответах смотрим здесь.
А также понятная и подробная статью коллеги, четко понимающего суть кассации.
Реформа кассации «перелопачивает» первую ступень кассации и, в некотором виде, апелляцию. А жалоба председателю находится на следующей, второй ступени кассации (кассация в ВС). Чисто технически касательно жалобы председателю в УПК меняются только номера и пункты статей, а суть и механизм остаются теми же.
Адвокат Александр Мельчаев
Напишите жалобу Председателю суда. Основаниями для обжалования действий судьи служат нарушения последним установленных процессуальных и материальных норм, из-за которых интересы и права участников процесса были ущемлены. Правильно составленная и обоснованная жалоба влечет за собой привлечение судьи к дисциплинарной ответственности, которая не отменяет вынесенное решение по делу. Для этого предусмотрена процедура апелляции.
Ситуации, когда необходимо писать жалобу
Обжаловать действия судьи имеют право все участники процесса: истцы, ответчики или их законные представители, свидетели и другие заинтересованные лица. Поводом для написания обращения могут быть следующие ситуации:
- Превышен срок, отведенный на рассмотрение дела, т.е. более 2 месяцев (ст. 154 ГПК РФ).
- Ходатайства, поданные участниками процесса, игнорируются.
- Искажаются сведения в протоколах судебных заседаний при фиксации хода рассмотрения дела.
- Судья ведет себя некорректно, грубит участникам процесса.
- Игнорируются просьбы о приобщении к делу доказательств.
- Возникли основания предполагать, что представителем Фемиды нарушен принцип равенства сторон и беспристрастности суда.
- Создаются препятствия к высказыванию сторонами своих доводов.
Судебный процесс включает в себя несколько этапов. Каждый этап должен проходить в рамках определенных процессуальных и материальных требований, которые не всегда соблюдаются, вследствие чего и возникают нарушения. Обжаловать их можно у председателя суда, в котором проходит производство по делу (районный, арбитражный, апелляционный или верховный суд). Именно он уполномочен оценивать правомерность обращения на начальном этапе обжалования действий судьи.
Как правильно написать частную жалобу председателю
Документ не имеет строгих норм по оформлению, но чтобы председатель его не вернул и вынес справедливое решение, необходимо придерживается официально-делового стиля при написании и следующих рекомендаций:
- Верхний правый угол используется для написания наименования суда, ФИО председателя, адреса, а также анкетных и контактных данных заявителя.
- Ниже посередине пишется название документа, т.е. «Жалоба».
- Под названием перечисляются обстоятельства нарушения со стороны представителя Фемиды и приводятся правовые нормы, которые были нарушены в процессе разбирательства.
- Под фабулой излагается просьба о принятии мер в связи с выявленными правонарушениями. Например, об ускорении рассмотрении дела и принятии дисциплинарных мер в отношении нарушителя.
- В конце документа ставится дата и подпись заявителя.
Составляя жалобу, рекомендуется пользоваться Кодексом судебной этики, законами «Об органах судейского сообщества» (ФЗ-30) и «О статусе судей в РФ» (ФЗ №3132-1).
Скачать образец
Обращение можно написать от руки, но при наличии неразборчивого почерка, желательно набрать документ на компьютере. Бланк есть в канцелярии и его можно скачать на сайте суда, в котором проходит рассмотрение дела.
К обращению обязательно прилагаются документы, аудио или видеофайлы, подтверждающие факт правонарушения со стороны представителя Фемиды.
Скачать образец жалобы на судью председателю суда
Способы передачи жалобы
Документ предоставляется председателю несколькими способами:
- Передается в ходе личного посещения.
- Направляется по почте или с помощью курьера – прикладывается уведомление, которое подтверждает факт получения обращения судебным органом.
- Отнести в канцелярию, где он будет зарегистрирован.
Срок рассмотрения жалобы на судью
Конкретной нормы в законодательстве, которая определяет срок подачи жалобы и рассмотрения ее председателем, нет. Исходя из практики, целесообразно писать обращение не позднее нескольких дней с момента совершения или выявления правонарушения. Так вероятность защитить свои права более высокая.
Что касается периода рассмотрения, то многие суды руководствуются ФЗ-59, где прописан 30-дневный срок, отводимый на принятие решений по обращениям граждан, хотя эта норма считается неприменимой для частных жалоб на действия судей. Чтобы добиться скорейшего рассмотрения, заявители могут настаивать на гарантиях своевременной правой защиты участников процесса, которые обеспечивает быстрое восстановление их прав.
Например, ст. 6.1 ГПК РФ закрепляет 5-дневный период на предоставление ответа и принятие мер по заявлению об ускорении рассмотрения судом дела, если оно долго не рассматривается и происходит затягивание процесса.
Ответственность судей
Если жалоба председателю на действия судьи подана обоснованно и в конечном итоге удовлетворена, представитель Фемиды подвергается дисциплинарному взысканию. Ответственность и наказания судей закреплены в ФЗ №3132-1.
Могут применяться следующие санкции:
- Замечание.
- Предупреждение.
- Прекращение полномочий.
Последний вариант возможен, если судьей совершено существенное правонарушение и доказана вина, нарушены требования Кодекса судейской этики; действия искажают принципы, на которых основано судопроизводство или грубо нарушены права участников процесса. Кроме этого на прекращение полномочий можно рассчитывать в том случае, если доказано, что характер нарушений представителя Фемиды говорит о несовместимости с его высоким званием.
Вид наказания определяется в течение полугода с момента рассмотрения обращения, а максимальный срок действия санкций — 2 года. Взыскание может быть снято через год с момента его оглашения в том случае, если судья в течение указанного периода не совершит новое правонарушение или проступок (п. 8, ст. 12.1 ФЗ 3132-1).
Решение председателя об удовлетворении требований или об отказе в удовлетворении оформляется письменно. Даже если жалоба не удовлетворена председателем, ее написание доказывает факт серьезности подхода к отстаиванию своих интересов, что вынуждает судей более ответственно подходить к выполнению своих обязанностей.
Видео: Скандал в административном суде г.Алматы
Председателю Верховного суда Российской Федерации
121260, Москва, ул. Поварская, д. 15
Истец:
_ФИО_(наименование)_,
(для граждан дата и место рождения,)
СНИЛС или ИНН или
сведения о паспорте или ОГРНИП или
водительское удостоверение – если известны,
если не известны указание на отсутствие сведений)
Для юридических лиц ИНН, ОГРН
(если они известны)
адрес: 110000, г. Москва,
ул. К.Маркса, д. 0, кв. 00
телефон: 8(900)123-45-67
Ответчик:
_ФИО_(наименование)_,
(для граждан дата и место рождения,
место работы (если они известны)
СНИЛС или ИНН или
сведения о паспорте или ОГРНИП или
водительское удостоверение – если известны,
если не известны указание на отсутствие сведений)
Для юридических лиц ИНН, ОГРН
(если они известны)
адрес: 110000, г. Москва,
ул. Таежная, д. 1, кв. 1
телефон: 8(900)111-11-11
Дело Хорошевского районного суда
г. Москвы № 2-0001/0000
Госпошлина 150 руб.
КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА
на отказ в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
В производстве Хорошевского районного суда г. Москвы находилось гражданское дело № 2-0001/0000 по иску _ФИО_(наименование)_ к _ФИО_(наименование)_, о взыскании задолженности договору.
00.00.0000 года Хорошевским районным судом г. Москвы было вынесено решение, в соответствии с которым исковые требования _ФИО_(наименование)_ удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в Московский городской суд.
00.00.0000 года апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, решение Хорошевского районного суда города Москвы от 00.00.0000 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба — без удовлетворения.
00.00.0000 г., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции вынесла определение которым решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 00.00.0000 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 00.00.0000 года по делу № 2-0001/0000 оставлены без изменения, кассационная жалоба _ФИО_(наименование)_ — без удовлетворения.
Заявитель считает вынесенные решения Хорошевского районного суда города Москвы, Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда и Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции подлежат отмене в связи с неправильным применением норм процессуального права и норм материального права.
Суды неправомерно оставили доводы ответчика без внимания, и посчитали позицию истца доказанной.
Как следует из положений ч. 4 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В нарушение положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды не исследовали и не дали надлежащей оценки доводам ответчика.
В соответствии со ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда, и доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Однако вопреки требованиям закона это сделано не было.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Российская Федерация как правовое государство обязана обеспечивать эффективную систему гарантирования защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 г. N 9-П, от 10 февраля 2006 г. N 1-П и др.).
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (ч. 2 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Учитывая изложенное, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм процессуального права, привели к неправильному разрешению спора по существу.
Согласно ст. 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В силу ст. ч. 3, ст. 390.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и до истечения срока подачи кассационных жалобы, представления на обжалуемый судебный акт вынести определение об отмене данного определения и передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Время рассмотрения этих жалобы, представления в Верховном Суде Российской Федерации при исчислении данного срока не учитывается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 390.2 – 391 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
прошу:
1. Отменить определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от __.__.20__ года № ___ об отказе в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
2. Передать кассационную жалобу для рассмотрения в судебном заседании в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Приложение:
1. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
2. Заверенная копия решения Хорошевского районного суда г. Москвы от 00.00.0000 года.
3. Заверенная копия апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 00.00.0000 года.
4. Заверенная копия определения судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 00.00.0000 года.
5. Копия определения Верховного суда РФ от __.__.20__ года, ___.
6. Копии настоящей кассационной жалобы по количеству лиц, участвующих в деле.
«___»________ ____ г.
Заявитель: __________________/___________________________/