Если географические названия именуются топонимами, а названия населённых пунктов — ойконимами, то названия жителей тех или иных населённых пунктов определяются термином «этнохоронимы» (от суммы греческих слов: народ + местность + имя).
Образуются этнохоронимы при помощи различных суффиксов от тех же ойконимов, например, Екатеринбург — екатеринбуржцы, Ирбит — ирбитчане. Или: Сысерть — сысертчанин, Туринск — туринец. Или: Кушва — кушвинка, Полевской — полевчанка, Волчанск — ой… Да-да, для некоторых топонимов-ойконимов в русском языке нет соответствующего устоявшегося этнохоронима. Или в принципе есть, но он представляется труднопроизносимым или неблагозвучным. Причём чаще всего от этого страдает женский род. В таких случаях используют как вариант описательную форму этнохоронима, например: жительница города Волчанска.
К счастью, у нас, на Среднем Урале, красивых ойконимов гораздо больше, чем неблагозвучных. Предлагаем убедиться.
- Алапаевск- алапаевец — алапаевчанка
- Арамиль — арамилец — арамильчанка
- Артёмовский — артёмовец — артемовчанка
- Асбест — асбестовец — асбестовчанка
- Берёзовский — берёзовец — березовчанка
- Богданович — богдановичец — жительница Богдановича
- Верхняя Пышма — верхнепышминец — верхнепышминка
- Верхняя Салда — верхнесалдинец — верхнесалдинка
- Верхний тагил — тагильчанин — тагильчанка
- Верхняя Тура — верхнетуринец — верхнетуринка
- Верхотурье — верхнетурец — жительница Верхотурья
- Волчанск — волчанец — жительница Волчанска
- Заречный — зареченец — зареченка
- Екатеринбург — екатеринбуржец — екатеринбурженка
- Ивдель- ивдельчанин- ивдельчанка
- Ирбит — ирбитчанин — ирбитчанка
- Каменск-Уральский — каменскуралец — каменскуралочка
- Камышлов — камышловец — камышловчанка
- Карпинск — карпинец — карпинчанка
- Качканар — качканарец — качканарка
- Кировград — кировградец — кировградка
- Краснотурьинск — краснотурьинец — краснотурьинка
- Красноуральск — красноуралец — красноуралочка
- Красноуфимск — красноуфимец — красноуфимка
- Кушва — кушвинец — кушвинка
- Лесной — лесничанин — лесничанка
- Михайловск — михайловчанин — михайловчанка
- Невьянск — невьянец — жительница Невьянска
- Нижние Серги — нижнесергинец — нижнесергинка
- Нижняя Салда — нижнесалдинец — нижнесалдинка
- Нижний Тагил — нижнетагилец/тагильчанин — тагильчанка
- Нижняя Тура — нижнетуринец — нижнетуринка
- Новая Ляля — новолялинец — новолялинка
- Новоуральск — новоуралец — новоуралочка
- Первоуральск — первоуралец — первоуралочка
- Полевской — полевчанин — полевчанка
- Ревда — ревдинец — ревдинка
- Реж — режевчанин/режевлянин — режевчанка/режевлянка
- Североуральск — североуралец — североуралочка
- Серов — серовчанин/серовец — серовчанка
- Среднеуральск — среднеуралец — среднеуралочка
- Сухой лог — сухоложец — жительница Сухого Лога
- Сысерть — сысертчанин- сысертчанка
- Тавда — тавдинец — тавдинка
- Талица — таличанин — таличанка
- Тугулым — тугулымец — тугулымчанка
- Туринск — туринец — туринчанка
Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
Появление человека на Урале
Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района Республики Башкортостан.
Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.
Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова
Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были абсолютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.
Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Капова (Шульган-Таш), расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.
Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.
Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.
Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.
Коренные народы Урала
Вогулы (манси)
Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Одним из коренных народов были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Они пошли от юдинской археологической культуры, названной так по Юдинскому городищу. Памятники юдинской культуры X-XIII веков известны в лесном Зауралье по рекам Туре, Тавде, Лозьве и их притокам. В северной части влияние на народ оказывала культура хантов, а в южной — сибирских татар.
Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытеснили воинственные кочевые племена. Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они именуются «югрой».
Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе — в 1732, более позднее — в 1751.
После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность.
Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.
Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля.
Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили жертвы.
Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская.
С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту.
Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.
Коми (зыряне)
Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье. Произошел от вымской археологической культуры. Относятся к угро-финской языковой группе. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск.
Коми-пермяки
Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. Предки коми-пермяков пошли от родановской археологической культуры (сложившейся на основе ломоватовской), которая была так названа по Роданову городищу в Верхнем Прикамье. По реке Каме и ее притокам известно более 300 памятников родановской культуры IX-XV веков. По оценкам историков, их численность составляла не менее 4,5 тысяч человек. Территория обитания народа совпадала с границами Перми Великой. Коми-пермяки относятся к угро-финской языковой группе.
Поселения (городища и селища) стояли на берегах рек, жили в деревянных домах. Занимались пашенным земледелием. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.
Выделяется две обособленные группы коми-пермяков — язьвинская (возникла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы) и верхнекамская — зюздинская.
В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и сейчас сохраняется основное ядро этого народа.
Коми-язьвинцы
Небольшой по численности коренной народ Пермского края. Проживают на своей исторической родине на верхней Язьве (Красновишерский район Пермского края). Продолжают говорить на особом диалекте коми языка. Коми-язьвинцы являются потомками коми этнической общности, которая в дорусский период истории Урала занимала междуречье Вишеры, Колвы, Язьвы, Глухой Вильвы и Боровой.
Башкиры
Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Предки башкир формировались в степях Приаралья и прилегающих районах Средней Азии, затем они мигрировали в степи и лесостепи Южного Урала. Формирование современного башкирского народа (со своим самоназванием «баджгард», «башкурт») началось в Приуралье в IX-X веках, когда они расселились по обоим склонам Уральского хребта: по рекам Белая, Ай, Юрюзань, Уфа, Дема, Сакмара, Большой Ик, Мензеля, Урал, Уй, Миасс. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. Южные башкиры кочевали, жили в юртах, питались мясом и молоком. Северные башкиры занимались пастушеским скотоводством и охотой.
В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая — к Казанскому ханству, третья — к Сибирскому ханству. В XI-XV веках в состав башкир вливались новые массы тюркоязычного населения. В 1557 году Башкирия вошла в состав России. Башкиры были самым многочисленным из нерусских народов Урала.
В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В 1704-11, 1735-37, 1738-39, 1740 годах на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы. Очаги сопротивления каждый раз жестоко подавлялись царскими войсками. В восстании Пугачева (1773—1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал.
Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии – город Уфа.
Марийцы (черемисы)
Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.
Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем «оремискано». Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода.
Удмурты
Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они составляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки — Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар — укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.
Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южных удмуртов — чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.
Нагайбаки
В Нагайбакском районе Челябинской области живут потомки крещеных татар-казаков, получивших название нагайбаки. Их признают потомками ногайских татар, которые не ушли из Среднего Поволжья после завоевания Иваном IV Казанского ханства. В Оренбургской губернии нагайбаков было три группы, но в настоящее время сохраняют самосознание только две группы. Самая многочисленная — в Нагайбакском районе Челябинской области (около 10 тысяч человек). Нагайбаки имеют статус коренного малочисленного народа.
Современные нагайбаки помнят своих предков, которые первыми вошли в Париж во время Отечественной войны. За это они получили землю, на которой основали в том числе село Париж. Также на землях нагайбаков в этой части Челябинской области встречаются и другие европейские топонимы: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Требия и другие. Эти названия появились по предложению Оренбургского генерал-губернатора.
Татары
Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.
Агафуровы — в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар
Культура народов Урала
Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.
Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.
Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.
Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.
Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.
Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.
Читайте также:
- История заселения и освоения Урала с древних времен
- Покинутый мир чердынских манси
- История Урала
Алиса Коробка
РЗ
Рыбка Золотая
Как называются жители Калуги, Костромы, Севера, Дальнего Востока, Урала.. .
Чуть не забыла: Италии, Болгарии, Чувашии, Башкирии, Белоруссии, Украины.
Дм
Дмитрий
Калужани, костромчани, северяни, дальневосточники, уральцы, итальянцы, болгары, чувашцы, башкирцы, белоруссы, украинцы. ( Правильность не гарантирую)
Алекс
Калужане, костромичи, северяне, уралчане, итальянцы, болгары, чуваши, белоруссы, украинцы.
если я правильно вопрос поняла.
AG
Arsen Gevorgyan
Калужани, костромчани, северяни, дальневосточники, уральцы, итальянцы, болгары, чувашцы, башкирцы, белоруссы, украинцы.
ТП
Татьяна Пейчинович
Калужани, костромчани, северяни, дальневосточники, уральцы, итальянцы, болгары, чувашцы, башкирцы, белоруссы, украинцы.
НГ
Николай Гусаров
Белорусы с одной С! И страна не Белоруссия, а Республика Беларусь вообще-то…
Ив
Иван
Почему калужанИ, костромчанИ, северянИ, башкирцы, чувашцы? Вы уверены, знатоки?
Коренные народы – отдельная страница в истории Урала, где отражено всё многообразие древних традиций, языков и промыслов нашего края.
Урал – стык Европы и Азии. Здесь встречаются горы, реки, леса и степи. Всё это природное многообразие непосредственно влияло на быт, культуру и привычки древних людей, населявших его земли.
Так рождались религия, поверья и традиции. Передаваясь из поколения в поколение, многие из них дошли до наших дней. Сейчас Урал – это многонациональный район со своей уникальной социальной, экономической и промышленной историей. Урал ломает представление о России, раздвигает границы воображения, поистине впечатляет и заставляет задаваться вопросом: как в одном регионе сочетается такое многообразие культур?
Давайте вместе окунемся в прошлое Урала и посмотрим, насколько многогранен этот край.
Краткая история народов Урала
Первые племена поселились на Урале около 10 тыс. лет назад. К середине I тысячелетия Европейское и Азиатское Приуралье достигли угры. Именно они являются предками современных народов ханты и манси. Вскоре угорское племя стало единственным этническим образованием на уральских землях.
С XII века на Урал пришли первые русские. Это были люди из Новгородского княжества, что собирали дань у местного населения.
В XIII–XIV веке на русскую землю ступили монголо-татары. Войска стали активно захватывать земли половцев: так в Поволжье и Южный Урал хлынул поток кочевников.
В XV веке в состав Русского государства вошли территории Прикамья, где жили коми-пермяки. К концу 15-го столетия земли Урала уже были заселены уграми, удмуртами, марийцами, башкирами, народами ханты и манси. В XVI веке в результате походов Ермака продвижение в Зауралье превратилось в необратимый процесс: преобладающим населением в регионе стали русские.
В дальнейшем границы расселения народов стали приближаться к современным. Усилилось движение татар, мордвы, чувашей и марийцев на Южный Урал, возросла численность нерусского населения.
Чем активнее развивалась промышленность, тем больше русских людей приходило на уральские земли. Коренных народов становилось всё меньше, а традиции забывались. Многое сохранилось лишь на полках музеев и на страницах библиотечных книг. Но народы Урала есть, и культура их до сих пор жива, стоит только чуть внимательнее оглядеться вокруг.
Коренные народы Урала:
- Ханты (остяки)
- Манси (вогулы)
- Коми-зыряне
- Коми-пермяки
- Удмурты
- Марийцы
- Мордва
- Башкиры
- Ненцы
- Татары
Ханты и манси
Почему народы ханты и манси часто упоминают вместе? Всё дело в том, что у обоих племен ближайшими родственниками были венгры (мадьяры), а их язык относится к одной языковой группе – финно-угорской.
Несмотря на общую историю, у двух народов есть одно важное отличие: манси по природе были кочевниками и в основном занимались оленеводством, в то время как ханты проживали в тайге, а их основным промыслом была ловля рыбы.
Основные занятия и традиции народов ханты и манси
Манси – коренной народ Северного Урала и Ханты-Мансийского автономного округа, ближайшие родственники народа ханты. Около 60% используют в обиходе русский язык, родным является мансийский.
Основные занятия манси – охота и оленеводство. Также люди занимались собирательством орехов, ягод, трав и кореньев.
Одежду манси изготавливали из шкур и украшали бисером и различными орнаментами. Ели в основном дичь, рыбу и дары из северных лесов: орехи и ягоды. Кухонную утварь мастерили из дерева или бересты.
Основным продуктом питания народов ханты и манси являлась свежая кровь оленя и костный мозг. По мнению коренных жителей Югры, кровь животного, наравне с сырым мясом, помогала от болезней, согревала в морозы и укрепляла иммунитет.
В Свердловской области местом традиционного проживания является Ивдельский городской округ, а именно: пос. Бахтиярова Юрта, Юрта Курикова, Суеватпауль и другие.
По данным администрации Ивдельского округа на момент 2017 года численность манси составляла 108 человек. Всего на территории РФ по данным переписи 2010 года проживает 12269 человек.
Ханты – коренной малочисленный народ, проживающий на территории ХМАО-Югры, ЯНАО и Тюменской области. Исторический язык народа – хантыйский (остяцкий).
Основными занятиями являются охота, собирательство, скотоводство и рыболовство. Северные группы также занимаются оленеводством. Традиционные ремесла – резьба по дереву, кузнечное дело, изготовление изделий из бересты, ткачество. Как и у родственников манси, основной пищей народа ханты было мясо дичи, рыба, ягоды и орехи.
Численность населения народа ханты в России составляет около 30,9 тыс. человек
Народы Коми
Коми – народ финно-угорской ветви. В зависимости от территории, на которой проживали люди, выделяли 2 группы племен: коми-пермяки и коми-зыряне.
Чем отличаются коми-зыряне от коми-пермяков?
Коми-зыряне (в переводе «люди, живущие на границе») – коренное население Республики Коми, а коми-пермяки – народ, по большей части проживающий на территории Пермского края.
Численность населения коми-зырян по последней переписи – около 350 тыс. человек. Коми-пермяков значительно меньше – 95 тыс. человек.
Древнейшими занятиями коми-зырян были охота и ловля рыбы. Южные коми больше занимались земледелием (рожь, ячмень) и животноводством.
Коми-пермяки с XII века занимались активной торговлей с новгородцами, земледелием и животноводством. Традиционными женскими промыслами были ткачество и прядение. Ранее было распространено гончарное ремесло, позднее – плетение изделий из бересты.
В культуре коми-пермяков ритуальным кушаньем считались пельмени. Они символизировали жертвоприношение домашних животных: свиньи, барана и коровы. В Кудымкаре в честь пельменя установлен памятник.
Удмурты
Удмурты (вотяки) – один из древнейших народов Приуралья. Основная часть проживает в Республике Удмуртия и на сопряженных территориях: Башкортостане, Пермском крае.
Основными занятиями были земледелие и скотоводство. Также преобладало бортничество и рыболовство.
По данным переписи населения в 2010 году численностью населения удмуртов в России составляет около 552 тыс. человек.
Башкиры
Башкиры – тюркский народ Южного Урала, проживающий на территориях Республики Башкортостан и Челябинской области.
Долгое время башкиры были кочевниками, и только к XIX веку стали оседать. Основными занятиями стали земледелие, животноводство и бортничество.
Здесь любят кумыс, айран, конскую колбасу и всеми любимый чак-чак с ароматным башкирским медом. Едят здесь много, угощают щедро, встречают гостей радушно, а праздники отмечают пышно и громко.
В России проживает около 1,5 млн башкир, из которых 1,2 млн – в Республике Башкортостан.
Путешествуете по Уралу? Мы подготовили для вас интересную статью об уральских сувенирах и о том, где можно их раздобыть!
Выбор предлога. Как правильно: на Урале или в Урале?
Как правильно: на Урале или в Урале?
Употребление предлога в в пространственном значении связано с представлением об ограниченном пространстве, при отсутствии этого значения употребляется предлогна. Ср.: машины стояли во дворе (окруженное забором или домами пространство) – дети играли на дворе (вне дома; ср.: на дворе сегодня холодно).
1) С административно-географическими наименованиями употребляется предлог в с винительным и предложным падежами, например: в город/городе, в район/районе, в область/области, в республику/ республике; в Сибирь/Сибири, в Белоруссию/Белоруссии, в Закавказье.
Сочетание на Украину/Украйне возникло под влиянием украинского языка (ср.: на Полтавщину/Полтавщине, на Черниговщину/ Черниговщине) и поддерживается выражением на окраине.
С названиями горных областей употребляется предлог на: на Алтай/Алтае, на Кавказ/Кавказе, на Урал/Урале (имеется в виду горная местность без точно очерченных границ). Но: в Крым/Крыму (только частично ограниченное горами степное пространство). Употребление предлогов в – на с предложным падежом при названиях гор во множественном числе придает сочетаниям разное значение: в Альпах, в Андах, в Апеннинах, в Пиренеях и т. д. значит «в горах, среди гор»; на Балканах – Балканском полуострове, на Карпатах –на поверхности гор.
В некоторых случаях закрепляется один из синонимических предлогов: работать в фотостудии – работать на киностудии (на радио, на телевидении).
Иногда сказывается исторически сложившаяся традиция; ср.: в деревне – на хуторе, в селе – первый на селе работник; в учреждении – на предприятии, в переулке – на улице; ср. также: в комбинате бытового обслуживания – на мясокомбинате.
На выбор предлога влияет семантика управляющего слова и значение всего сочетания. Ср.: поехал на вокзал – вошел в вокзал, пошел на студию – вошел в студию (сказывается соответствие приставки в- и предлога в).
2) В выражениях на почте, на заводе, на фабрике, на стадионе употребление предлога на объясняется тем, что первоначально понятия «почта», «завод», «фабрика», «стадион» не связывались с представлением о помещении или здании: почта когда-то была на почтовой станции, на которой содержали ямщиков и держали лошадей; завод, фабрика, стадион могли занимать открытую территорию и состоять из нескольких сооружений (ср.: в мастерской, в цехе, в спортзале связывалось с представлением о закрытом помещении). Употребляются сочетания: на избирательном участке, но: в полицейском участке, на полевом стане, но устарелое: в военном стане, в агитпункте, но: на наблюдательном пункте.
3) При названиях зрелищных организаций и мероприятий установилось такое употребление: в театре, в кино, в цирке (имеется в виду помещение) – на концерте, на выставке, на спектакле (имеется в виду исполнение, представление). В профессиональном употреблении встречаются сочетания: работает на театре, занят в концерте (ср.: служит на флоте).
4) При названиях учебных заведений употребляется предлог в: в университете, в институте, в техникуме, в школе; при названиях частей учебного заведения – предлог на: на филологическом факультете, на романском отделении, повтором курсе.Сочетания в классе, в аудитории связаны с обычным использованием предлога в при обозначении закрытого помещения.
5) При названиях средств передвижения обычно употребляется предлог на: на теплоходе, на катере, на поезде, на трамвае, на автобусе, на метро, на самолёте и т. д.Употребление предлога в предполагает нахождение внутри предмета: спал в автомобиле, сидел в машине, обедал в самолете, рыба валялась в лодке и т. д. Ср. предлоги при названиях закрытых и открытых видов экипажей: в карете, в лимузине–на дрожках, на санках. Возможные варианты связаны с условиями контекста; ср.: с трудом удалосьсесть в трамвай – сел на трамвай, чтобы скорее добраться до дому.
., ., . / Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999.
Как правильно: «ИЗ отпуска» или «С отпуска»? Досадная ошибка, которую многие делают
Как правильно: «со школы» или «из школы», «из отпуска» или «с отпуска», «с магазина» или «из магазина»? Вы никогда не задумывались над тем, какой предлог употребить? Хорошо, если вы уверены в своей грамотности. Но огромное количество соотечественников делают одну и ту же ошибку – путают предлоги «из» и «с».
В этой статье я хочу рассказать, как быстро и просто выбрать нужный предлог
Сначала давайте разберемся, для чего их используют.
Предлог «из» участвует в конструкциях, обозначающих направление действия откуда-либо: это может быть источник или место, из которого что-то исходит (из дома), или преодоление границ (из берегов) .
Также он используется при описании предмета или состава (из бумаги) , указании источника информации (из газеты) , описании части целого (один из тысячи) и во многих других случаях. Но нас интересует именно направление, поэтому подробно на иных значениях я останавливаться не буду.
Предлог «с» по смыслу – синоним предлога «из». Он тоже указывает на источник, откуда начинается движение (или действие), или, наоборот, куда это действие направлено. Сравните: «спуститься с горы» и «бороться с сорняками» . Но других значений у предлога тоже предостаточно, если вам интересно, в Толковом словаре много подробностей.
Так как же их различать, если они так похожи?
Первый способ – это запомнить, что предлог «из» используют, когда действие совершается «изнутри – наружу». Например, сейчас я сижу в квартире, но собираюсь ее покинуть, поэтому я выйду « ИЗ квартиры ». В то время как предлог «с» часто обозначает направление движения «сверху вниз» ( спуститься СО сцены ).
Еще один способ – подобрать антонимы.
Антонимы у предлогов отличаются, и звучат они так: «из» – «в», «с» – «на». Когда вы затрудняетесь с выбором предлога, подумайте, какой из антонимов подходит для описания обратной ситуации?
Например, как сказать «выйти ИЗ отпуска» или «выйти С отпуска»? Представляем противоположный случай. Уходим мы «В отпуск», а не «НА отпуск», «В» – антоним предлога «ИЗ», значит, правильно будет «выйти ИЗ отпуска».
Провернем то же самое с другой парой. Приехать « С Урала» или « ИЗ Урала»? Уезжали мы «НА Урал», следовательно, верным будет вариант «С Урала».
Но, как и заведено в русском языке, у любого правила есть исключения
Например, по логике надо бы говорить «ИЗ Украины» , ведь речь идет о суверенном государстве. Однако литературная норма языка прислушивается к своим историческим традициям, а не к политическим изменениям. Поэтому в словарях зафиксированы варианты «НА Украину – С Украины» как единственно верные.
- Большой толковый словарь русского языка, гл. ред. С. А. Кузнецов.
- Русский язык и культура речи, О.И. Глазунова
Поставьте, пожалуйста, «палец вверх» и подпишитесь на канал – это очень поможет развитию проекта.
С уважением, автор канала «Беречь речь» – здесь пишут о русском языке с юмором и любовью.
Источники:
http://pandia.ru/text/80/414/64790.php
http://zen.yandex.ru/media/id/5bbf8e7bf4355200abca8104/5dd42eddd9fa153cb6e52e98