Как пишется жития святых

Повседневная жизнь святых, их подвиги и чудеса  непостижимая тайна. Безусловно, все тайное притягивает. Как пишутся жития святых и какие существуют «законы жанра» в одном из важнейших видов церковного творчества – агиографической литературе, рассказывает архимандрит Сильвестр (Стойчев), старший помощник ректора КДА по учебно-методической работе, член епархиальной комиссии по канонизации святых.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Жития святых занимают центральное место в христианском воспитании человека. На житийных примерах угодников Божиих с первых веков христианства воспитывались многие поколения верующих. Вплоть до наших дней. Отче, расскажите, пожалуйста, что представляют собой жития святых и какова их функция?

– Написание жития святого – часть процесса канонизации. Житие создается на основании подробного изучения биографических материалов, свидетельств. Задача жития – не просто дать биографические сведения, а проиллюстрировать, по каким критериям Церковь опознает в человеке святого и как именно Она сделала это в конкретном случае. 

  Каким образом пишется житие?

– В Древней Церкви основанием для написаний житий были мученические акты и свидетельства, оставленные очевидцами. Естественно, что со временем процесс канонизации несколько усложнился, в том числе и относительно составления жития. На современном этапе при канонизации собираются и подробно исследуются источники жизнеописания, нередко привлекаются узкие специалисты в различных областях: историки, юристы, само собой богословы и канонисты. Результатом такой кропотливой работы является в том числе и написание жития, если принято решение о канонизации.

Почему говорят, что жития святых – это житие самого Господа?

У апостола Павла есть такие слова: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский, блж. Феофилакт объясняя их, акцентируют, что благодать Божья настолько меняет святого человека, что он не делает ничего своевольного, что бы противоречило учению Христа Спасителя, но все делаемое сообразует с евангельским словом настолько, что можно сказать: «Не я живу, но Христос живет во мне». Павел, как бы продолжая эту мысль, говорит в другом Послании: «В вас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе» (Фил 2:5). 

В силу Своей природы Бог не может быть познан людьми, как постигается сущность вещей чувственного мира: прямо, целиком и во всей полноте. Получение истинного представления о Боге превышает человеческие возможности. Как христиане могут познать Бога?

– Следует учитывать, что, с одной стороны, в христианском богословии присутствует учение о так называемом естественном Откровении, подразумевающем определенного рода пути, основанные на природных способностях, раскрывая которые человек может прийти к идее Творца.  

Но двигаться далее посредством собственных природных способностей он не может, поэтому Господь открывает себя. Таким образом, Богопознание предполагает Откровение. Именно с Откровения Бога начинается Священная история человечества. Цель религии – не просто идея Бога, а связь с Ним, отношения. И в этом плане процесс познания включает в себя исполнение воли Божьей. Господь открывает Себя и одновременно показывает путь к Себе. Творец не просто говорит, что Он существует, а заявляет: чтобы прийти к Нему, нужно следовать Его закону. Православная Церковь, канонизируя святых, очередной раз за свою историю показывает всем: вот путь, по которому можно прийти к Богу, этим путем шел прославляемый нами святой, и все вы, желающие спастись, держите этот же путь, ибо его прошли до вас множество и множество людей Божьих.

Шебуев Василий Козьмич (17771855) «Димитрий Ростовский». Ростовский архитектурно-художественный музей-заповедник

В 1689 году была выпущена первая книга «Жития святых» Димитрия Ростовского (сентябрь, октябрь, ноябрь). Что заставило взяться его за этот труд? Какими источниками он пользовался?

– Необходимо понимать исторические реалии того времени. В области богословия – это время западного влияния. На эту тему написано много исследований.  Было бы наивным полагать, что влияние ограничивалось только богословскими системами. Степень влияния оценивается по-разному, но в любом случае оно было достаточно масштабным и касалась многих сторон церковной жизни.  

Перед святителем Димитрием стояла трудная задача написать жития святых, при том что количество источников было ограниченным. Есть святые, о жизни которых сохранилось много материалов или, наоборот, сведения скудные. Об отдельных святых нам известно всего лишь, что они родились, удалились куда-то для христианских подвигов и почили праведно, к примеру, через 50 лет. И все. Написать пространное житие на основании этих данных невозможно. Задача автора житий в таких случаях многократно усложняется. При таких условиях работу автора житий можно сравнить с трудом иконописца, нередко не имеющего данных о святом, которого будет писать. В таких случаях в иконописи существует традиция изображения согласно понесенным подвигам: мученики в такой-то цветовой гамме, святители так-то, монахи такими-то. То есть создается именно образ, отображающий представление Церкви о подвиге мучеников, архиереев, праведных мирян и т. п. А указание имени говорит о том, кто именно изображен. Составитель житий иногда при недостатке данных использует подобные методы. И это закономерно, так как, повторюсь, житие святого – это не биография в общепринятом значении этого слова и не воспоминания современников, но вербальная икона святого. Существуют исследования на тему, как именно развивался такой жанр духовной литературы, как житие, в Византии и на Руси.

Собор всех святых

Отче, а были какие-то стандарты в агиографическом творчестве?

– В исследованиях, посвященных агиографической литературе, можно встретить утверждение, что в Византии своеобразным эталоном, на который ориентировались составители, было житие прп. Федора Студита и некоторых других святых. Но это не означает вовсе, что факты его биографии приписывались другим святым, а лишь говорит о том, что указанное житие было неким ориентиром при написании схожих текстов. Например, если я хочу написать хорошую проповедь, то буду руководствоваться уже существующей хорошей проповедью, например, святителя Филарета Дроздова.

Примерно такая же схема использовалась по отношению к житиям?

– Да. В каждом жизнеописании необходимо было указать первичное мирское положение: происхождение святого, воспитание, внутренний духовный переворот, приведший или к вере во Христа, или к решению принять мученичество, или к желанию уйти в монастырь. И, наконец, венец жизни – мученичество, исповедничество, приобретение даров: молитвы, слез, прозорливости и т. п. Вот примерно по такому лекалу, если можно так выразиться, составлялись жития. Но для освещения всех этих обстоятельств не всегда была и есть информация. И речь идет не только о древних святых.

Возьмите жития новомучеников. Зачастую нам известно, что учился священник, например, в Киевской семинарии, которую закончил в таком-то году, рукоположен во священники и направлен в такую-то епархию, и все. Из следственного дела узнаем, что он обвинялся в том-то и том-то. И далее – смертный приговор. Но мы не имеем никаких сведений о том, что заполняло жизнь этого человека, какие обстоятельства пришлось пережить, какие подвиги нести, какие переживания он испытывал в камере. 

То есть мы не имеем возможности знать в подробностях, как жил и что чувствовал человек во время испытаний веры, пыток и надругательств?

– Безусловно. Но нужно понимать, что даже краткое житие раскрывает перед нами величие подвига того или иного подвижника, а тем более – мученика.

Когда святитель Димитрий писал свои тексты, он также сталкивался с подобными вещами. Поэтому нужно учитывать, что для написания каждого отдельного жития он имел разные объемы исходного материала. У агиографа есть жития не очень подробные, которые можно назвать житийной справкой. Но в любом случае он проделал грандиозную работу, которая свидетельствует о том, что в Православной Церкви явлен целый сонм святых, что они были, есть и будут. 

Потому что не может существовать Церковь без святых, ибо Ее задача – это святость. Мы призваны к святости. Задача церковного писателя – указать на эту святость.  

Жития святых – это вечно недописанная книга…

– Совершенно верно. Так как святые в Церкви есть и будут, ибо в Ней пребывает Дух Святой.

Какими материалами пользовался святитель Димитрий, где он их искал?

– Думаю, что исследовать источники, которыми пользовался святитель, это будущая задача церковной науки. Главное понимать, говоря о его трудах, что на нем лежала миссия обогатить церковную письменность житийной литературой. В этом направлении он проделал огромную работу.

Отец Сильвестр, какой Вам представляется Церковь будущего?

– Хороший вопрос. Я не футуролог, в будущее не заглядываю (смеется). Могут случиться самые разные обстоятельства, возникнуть различные ситуации и положения. Но основная задача Церкви была, есть и будет – спасение. Уверен, что Церковь с этой миссией справлялась и в византийскую эпоху, и во времена средневековой Руси, и в советское лихолетье. Исполнит она свое предназначение и сейчас, и в будущем тоже.

Беседовала Наталья Горошкова

Повседневная жизнь святых, их подвиги и чудеса непостижимая тайна. Безусловно, все тайное притягивает. Как пишутся жития святых и какие существуют «законы жанра» в одном из важнейших видов церковного творчества агиографической литературе, рассказывает
архимандрит Сильвестр (Стойчев), старший помощник ректора КДА по
учебно-методической работе, член епархиальной комиссии по канонизации святых.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Жития
святых занимают центральное место в христианском воспитании человека.
На житийных примерах угодников Божиих с первых веков христианства
воспитывались многие поколения верующих. Вплоть до наших дней. Отче,
расскажите, пожалуйста, что представляют собой жития святых и какова их
функция?

— Написание жития
святого — часть процесса канонизации. Житие создается на основании
подробного изучения биографических материалов, свидетельств. Задача
жития — не просто дать биографические сведения, а проиллюстрировать, по
каким критериям Церковь опознает в человеке святого и как именно Она
сделала это в конкретном случае.

Каким образом пишется житие?


В Древней Церкви основанием для написаний житий были мученические акты и
свидетельства, оставленные очевидцами. Естественно, что со временем
процесс канонизации несколько усложнился, в том числе и относительно
составления жития. На современном этапе при канонизации собираются и
подробно исследуются источники жизнеописания, нередко привлекаются узкие
специалисты в различных областях: историки, юристы, само собой
богословы и канонисты. Результатом такой кропотливой работы является в
том числе и написание жития, если принято решение о канонизации.

Почему говорят, что жития святых — это житие самого Господа?

У
апостола Павла есть такие слова: «И уже не я живу, но живет во мне
Христос» (Гал. 2:20). Свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский, блж.
Феофилакт объясняя их, акцентируют, что благодать Божья настолько меняет
святого человека, что он не делает ничего своевольного, что бы
противоречило учению Христа Спасителя, но все делаемое сообразует с
евангельским словом настолько, что можно сказать: «Не я живу, но Христос
живет во мне». Павел, как бы продолжая эту мысль, говорит в другом
Послании: «В вас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе»
(Фил 2:5).

В силу Своей
природы Бог не может быть познан людьми, как постигается сущность вещей
чувственного мира: прямо, целиком и во всей полноте. Получение истинного
представления о Боге превышает человеческие возможности. Как христиане
могут познать Бога?


Следует учитывать, что, с одной стороны, в христианском богословии
присутствует учение о так называемом естественном Откровении,
подразумевающем определенного рода пути, основанные на природных
способностях, раскрывая которые человек может прийти к идее Творца.

Но
двигаться далее посредством собственных природных способностей он не
может, поэтому Господь открывает себя. Таким образом, Богопознание
предполагает Откровение. Именно с Откровения Бога начинается Священная
история человечества. Цель религии — не просто идея Бога, а связь с Ним,
отношения. И в этом плане процесс познания включает в себя исполнение
воли Божьей. Господь открывает Себя и одновременно показывает путь к
Себе. Творец не просто говорит, что Он существует, а заявляет: чтобы
прийти к Нему, нужно следовать Его закону. Православная Церковь,
канонизируя святых, очередной раз за свою историю показывает всем: вот
путь, по которому можно прийти к Богу, этим путем шел прославляемый нами
святой, и все вы, желающие спастись, держите этот же путь, ибо его
прошли до вас множество и множество людей Божьих.

Шебуев Василий Козьмич (1777-1855) «Димитрий Ростовский». Ростовский архитектурно-художественный музей-заповедник

В 1689 году была выпущена первая книга «Жития святых» Димитрия Ростовского (сентябрь, октябрь, ноябрь). Что заставило взяться его за этот труд? Какими источниками он пользовался?


Необходимо понимать исторические реалии того времени. В области
богословия — это время западного влияния. На эту тему написано много
исследований. Было бы наивным полагать, что влияние ограничивалось
только богословскими системами. Степень влияния оценивается по-разному,
но в любом случае оно было достаточно масштабным и касалась многих
сторон церковной жизни.

Перед
святителем Димитрием стояла трудная задача написать жития святых, при
том что количество источников было ограниченным. Есть святые, о жизни
которых сохранилось много материалов или, наоборот, сведения скудные. Об
отдельных святых нам известно всего лишь, что они родились, удалились
куда-то для христианских подвигов и почили праведно, к примеру, через 50
лет. И все. Написать пространное житие на основании этих данных
невозможно. Задача автора житий в таких случаях многократно усложняется.
При таких условиях работу автора житий можно сравнить с трудом
иконописца, нередко не имеющего данных о святом, которого будет писать. В
таких случаях в иконописи существует традиция изображения согласно
понесенным подвигам: мученики в такой-то цветовой гамме, святители
так-то, монахи такими-то. То есть создается именно образ, отображающий
представление Церкви о подвиге мучеников, архиереев, праведных мирян и
т. п. А указание имени говорит о том, кто именно изображен. Составитель
житий иногда при недостатке данных использует подобные методы. И это
закономерно, так как, повторюсь, житие святого — это не биография в
общепринятом значении этого слова и не воспоминания современников, но
вербальная икона святого. Существуют исследования на тему, как именно
развивался такой жанр духовной литературы, как житие, в Византии и на
Руси.

Собор всех святых

Отче, а были какие-то стандарты в агиографическом творчестве?


В исследованиях, посвященных агиографической литературе, можно
встретить утверждение, что в Византии своеобразным эталоном, на который
ориентировались составители, было житие прп. Федора Студита и некоторых
других святых. Но это не означает вовсе, что факты его биографии
приписывались другим святым, а лишь говорит о том, что указанное житие
было неким ориентиром при написании схожих текстов. Например, если я
хочу написать хорошую проповедь, то буду руководствоваться уже
существующей хорошей проповедью, например, святителя Филарета Дроздова.

Примерно такая же схема использовалась по отношению к житиям?


Да. В каждом жизнеописании необходимо было указать первичное мирское
положение: происхождение святого, воспитание, внутренний духовный
переворот, приведший или к вере во Христа, или к решению принять
мученичество, или к желанию уйти в монастырь. И, наконец, венец жизни —
мученичество, исповедничество, приобретение даров: молитвы, слез,
прозорливости и т. п. Вот примерно по такому лекалу, если можно так
выразиться, составлялись жития. Но для освещения всех этих обстоятельств
не всегда была и есть информация. И речь идет не только о древних
святых.

Возьмите жития новомучеников.
Зачастую нам известно, что учился священник, например, в Киевской
семинарии, которую закончил в таком-то году, рукоположен во священники и
направлен в такую-то епархию, и все. Из следственного дела узнаем, что
он обвинялся в том-то и том-то. И далее — смертный приговор. Но мы не
имеем никаких сведений о том, что заполняло жизнь этого человека, какие
обстоятельства пришлось пережить, какие подвиги нести, какие переживания
он испытывал в камере.

То
есть мы не имеем возможности знать в подробностях, как жил и что
чувствовал человек во время испытаний веры, пыток и надругательств?


Безусловно. Но нужно понимать, что даже краткое житие раскрывает перед
нами величие подвига того или иного подвижника, а тем более — мученика.

Когда
святитель Димитрий писал свои тексты, он также сталкивался с подобными
вещами. Поэтому нужно учитывать, что для написания каждого отдельного
жития он имел разные объемы исходного материала. У агиографа есть жития
не очень подробные, которые можно назвать житийной справкой. Но в любом
случае он проделал грандиозную работу, которая свидетельствует о том,
что в Православной Церкви явлен целый сонм святых, что они были, есть и
будут.

Потому что не может
существовать Церковь без святых, ибо Ее задача — это святость. Мы
призваны к святости. Задача церковного писателя — указать на эту
святость.

Жития святых — это вечно недописанная книга…

— Совершенно верно. Так как святые в Церкви есть и будут, ибо в Ней пребывает Дух Святой.

Какими материалами пользовался святитель Димитрий, где он их искал?


Думаю, что исследовать источники, которыми пользовался святитель, это
будущая задача церковной науки. Главное понимать, говоря о его трудах,
что на нем лежала миссия обогатить церковную письменность житийной
литературой. В этом направлении он проделал огромную работу.

Отец Сильвестр, какой Вам представляется Церковь будущего?


Хороший вопрос. Я не футуролог, в будущее не заглядываю (смеется).
Могут случиться самые разные обстоятельства, возникнуть различные
ситуации и положения. Но основная задача Церкви была, есть и будет —
спасение. Уверен, что Церковь с этой миссией справлялась и в
византийскую эпоху, и во времена средневековой Руси, и в советское
лихолетье. Исполнит она свое предназначение и сейчас, и в будущем тоже.

Беседовала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/zhitiya-svyatyh-kto-i-kak-ih-sostavlyaet

  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Житийная литература

Житие – это раздел христианской литературы, в котором объединены описания жизни и деяний людей, причисленных к лику святых. Также это книги, повествующие о чудесах, видениях, нахождении и перенесении мощей. Житийную литературу еще называют агиографией, то есть писаниями о святых.

Житийная литература

Житие всегда писалось по канону. Автор придерживался структурных и содержательных ограничений. Описание создавалось после смерти святого, но не всегда после канонизации. Главная цель такого сказания – сделать человека героем, прославить, привести его в пример последователям.

Основа жития – биография святого. Автор обычно был знаком с героем лично или же описывал его жизнь по рассказам современников. Примерный план жития:

  • Предисловие. Автор говорил о своей многогрешности, недостойности, призывал помощь святых.
  • Введение. Приводились цитаты из священных писаний.
  • Основная часть. Описывалась деятельность исторической личности. Обычно указывалась богоизбранность героя еще до рождения или в младенчестве. Упоминались чудеса, сопровождавшие его всю жизнь.
  • Концовка. Автор восхвалял святого, благодарил Бога за ниспослание людям такого великого человека.

Житийная литература существовала до XVII века. Постепенно авторы забывали о каноне. Описание жизни святых больше напоминало обычную биографию.

  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Житие

Житие

(пишется с прописной буквы как первое слово названия произведения), напр.: Житие протопопа Аввакума

Орфографический словарь русского языка.
2006.

Синонимы:

Смотреть что такое «Житие» в других словарях:

  • Житие — (греч. βιος, лат. vita) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные… …   Википедия

  • ЖИТИЕ — ЖИТИЕ, жития, ср. 1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк.). Жития святых. || То же, что биография (книжн. устар.). 2. То же, что жизнь (книжн. устар., теперь шутл.). Благоденственное и мирное житие.… …   Толковый словарь Ушакова

  • житие — См …   Словарь синонимов

  • житие — житие’м житие’, житие’м …   Словарь употребления буквы Ё

  • житие́ — житие, я, житием, в житии[не житиё, ём]; мн. жития, ий …   Русское словесное ударение

  • ЖИТИЕ — ЖИТИЕ, я, мн. я, ий, ср. 1. То же, что жизнь (во 2 и 3 знач.) (стар.). Мирное ж. 2. В старину: повествовательный жанр описание жизни (лиц, канонизированных церковью). Жития святых. | прил. житийный, ая, ое (ко 2 знач.). Житийная литература.… …   Толковый словарь Ожегова

  • житие — житие, жития, жития, житий, житию, житиям, житие, жития, житиём, житиями, житии, житиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • житие — ЖИТИЕ, я, ср Текст, содержащий описание жизни святого, т.е. канонизированного христианской церковью церковного или государственного деятеля, мученика или аскета, включающий в себя биографические данные, молитвы, поучения и т.д. Житие упоминает о… …   Толковый словарь русских существительных

  • Житие — I ср. 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. Изложение наиболее значительных фактов жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. II ср. 1. Временной период от рождения до смерти человека или животного;… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • житие — я; ср. 1. Жизнеописание какого л. святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского. 2. Разг. = Жизнь (2, 4 5 зн.); житьё. Беспечальное ж. ◁ Житийный, ая, ое (1 зн.). Ж ая литература. Ж ые сказания …   Энциклопедический словарь

  • Житие —    религиозно нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Раздел «Святые и свя­тость»
  • Жития святых в Свя­то­оте­че­ской биб­лио­теке
  • Жития святых С.В. Тро­иц­кий
  • Древ­не­рус­ские жития святых как исто­ри­че­ский источ­ник В.О. Клю­чев­ский
  • Святые Древ­ней Руси Г.П. Федо­тов
  • Святые и свя­тость
  • Жития святых по именам
  • Жития пра­во­слав­ных святых
  • Жития святых, пере­ска­зан­ные для детей
  • Тест по житиям святых
  • Кросс­ворды по житиям святых
  • Фото­вик­то­рина. Какой святой изоб­ра­жен на иконе?

Жития́ святы́х – лите­ра­тур­ный жанр жиз­не­опи­са­ний (зача­стую сим­во­ли­че­ских) хри­стиан, кано­ни­зи­ро­ван­ных Цер­ко­вью. Первые Жития святых – нази­да­тель­ные ска­за­ния о хри­сти­ан­ских муче­ни­ках (в Киев­ской Руси были известны в пере­во­дах).

zhitija svjatyh - Жития святых

Первые ори­ги­наль­ные рус­ские жития святых воз­никли в конце XI в. (жития кня­гини Ольги, князей Бориса и Глеба, Вла­ди­мира I Свя­то­сла­вича, “Житие Фео­до­сия Печер­ского”).

В даль­ней­шем Жития святых объ­еди­ня­лись в спе­ци­аль­ные сбор­ники:

  • Минеи-Четьи (Жития святых, изло­жен­ные в кален­дар­ном порядке празд­но­ва­ния их памяти);
  • Синак­са­рии (крат­кие Жития святых);
  • Пате­рики (сбор­ники повест­во­ва­ний о подвиж­ни­ках какой-либо оби­тели).

Хотя многие из древ­них Житий святых без­условно явля­ются под­лин­ными сви­де­тель­ствами совре­мен­ни­ков, всегда сле­дует пом­нить, что они пред­став­ляют собой особый лите­ра­тур­ный жанр, име­ю­щий свои стро­гие каноны и пра­вила. Поэтому, никак не ставя под сомне­ния душе­по­лез­ность избран­ных Цер­ко­вью «житий» для бла­го­че­сти­вого чтения, сле­дует пом­нить, что как к исто­ри­че­ским источ­ни­кам к ним сле­дует отно­ситься с опре­де­лен­ной осто­рож­но­стью.

***

свя­щен­ник Олег Митров,
сотруд­ник Комис­сии по кано­ни­за­ции Мос­ков­ской епар­хии

При всем мно­го­об­ра­зии под­хо­дов раз­лич­ных авто­ров можно выде­лить два основ­ных прин­ципа напи­са­ния житий­ных тек­стов. Первый – про­лож­ный, когда агио­граф сле­дует тра­ди­циям древ­них муче­ни­че­ских актов, изла­гает только собы­тия жизни свя­того как они есть. И второй подход – пуб­ли­ци­сти­че­ский, когда автор пыта­ется само­сто­я­тельно осмыс­лить собы­тия, дать им свою оценку, а при недо­статке фактов реша­ется делать свои пред­по­ло­же­ния. Зача­стую вместе с этим писа­тель увле­ка­ется излиш­ним пси­хо­ло­гиз­мом и лите­ра­тур­ным укра­ша­тель­ством.

Скупые ска­за­ния о муче­ни­ках первых веков, цели­ком осно­ван­ные на под­лин­ных про­кон­суль­ских актах, после окон­ча­ния гоне­ний в IV веке сме­нили «Жития отцов», опи­сы­вав­шие их святую жизнь и научав­шие хри­сти­ан­ским доб­ро­де­те­лям. В более позд­нее время, и осо­бенно в ико­но­бор­че­ский период, в агио­гра­фии начи­нает пре­об­ла­дать рито­ри­че­ское направ­ле­ние, рас­цвет кото­рого при­хо­дится на дея­тель­ность Симеона Мета­ф­ра­ста (X век). В этой тра­ди­ции гораздо мень­шее вни­ма­ние уде­ля­ется фак­ти­че­ской исто­рии, а пред­по­чте­ние отда­ется «похвале» свя­того, причем в житии пре­об­ла­дает общая рито­рика, боль­шое зна­че­ние имеет лите­ра­тур­ная сто­рона, изощ­рен­ная форма, появ­ля­ется неко­то­рый лите­ра­тур­ный шаблон, кото­рый пере­но­сится из жития в житие, допус­ка­ется вымы­сел. Житие ста­но­вится более похо­жим на нра­во­учи­тель­ную про­по­ведь в день памяти свя­того, чем на рас­сказ о его реаль­ной био­гра­фии. Самый рас­про­стра­нен­ный пример: о дет­стве свя­того ничего не известно, но агио­граф поз­во­ляет себе фразу: «В семье бла­го­че­сти­вых роди­те­лей родился бла­го­че­сти­вый отрок…».

Первые жития свв. Бориса и Глеба, Фео­до­сия Печер­ского, состав­лен­ные преп.Нестором, и неко­то­рые другие ранние жития отли­чает про­стота изло­же­ния. Тексты напи­саны сжатым и про­стым языком. Фак­ти­че­ская сто­рона зани­мает в них глав­ное место и не обра­ща­ется в мате­риал для нрав­ственно-рито­ри­че­ского рас­суж­де­ния. Затем с конца XIV – начала XV вв. на рус­скую агио­гра­фию начи­нает влиять визан­тий­ская тра­ди­ция, и многие после­ду­ю­щие писа­тели опи­ра­ются именно на эти образцы. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные до рево­лю­ции Четьи-Минеи свт. Димит­рия Ростов­ского, состав­лен­ные на осно­ва­нии пред­ше­ству­ю­щих рус­ских миней, трудов Симеона Мета­ф­ра­ста и многих других источ­ни­ков, также при­над­ле­жат к этой рито­ри­че­ской тра­ди­ции. Нельзя не отме­тить, что жития, состав­лен­ные в этом жанре, вызы­вали серьез­ную кри­тику цер­ков­ных писа­те­лей и исто­ри­ков.

Конечно, нельзя ста­вить знак равен­ства между совре­мен­ными автор­скими жити­ями, напи­сан­ными в духе цер­ков­ной пуб­ли­ци­стики, и вити­е­ва­тыми визан­тий­скими образ­цами, но опре­де­лен­ное род­ство между ними (вернее, между их недо­стат­ками) суще­ствует. Сейчас после раз­рыва в цер­ков­ном пре­да­нии, вызван­ного гоне­ни­ями XX века, перед нами стоит вопрос: к каким тра­ди­циям в агио­гра­фии мы должны вер­нуться?

Думаю, что пра­виль­нее обра­титься к исто­ри­че­скому, «про­лож­ному», образцу. Осо­бен­но­сти вос­при­я­тия совре­мен­ного чело­века таковы, что инфор­ма­ци­он­ный текст, осно­ван­ный на фактах, легче усва­и­ва­ется умом и даже серд­цем, чем бла­го­че­сти­вая рито­рика. Мне кажется, что искус­ствен­ное под­ра­жа­ние стилю другой эпохи выгля­дит сего­дня как лукав­ство, не говоря уже о том, что бла­го­че­сти­вые вымыслы дают повод внеш­ним упре­кать хри­стиан во лжи.

И вот что еще очень важно ска­зать. При «про­лож­ном» изло­же­нии лич­ность писа­теля как бы скрыта от чита­те­лей, агио­граф только соби­рает факты и изла­гает их напо­до­бие лето­писца. А при автор­ском под­ходе в житии при­сут­ствуют раз­мыш­ле­ния автора, отра­жа­ю­щие его духов­ное устро­е­ние – и если в этом устро­е­нии не все бла­го­по­лучно, есть опас­ность зара­зить своими духов­ными неду­гами мно­го­чис­лен­ных чита­те­лей. Когда чело­век от фактов пере­хо­дит к личным мне­ниям и пред­по­ло­же­ниям, ему очень легко впасть в меч­та­тель­ность и ока­заться за рам­ками цер­ковно-исто­ри­че­ской дей­стви­тель­но­сти.

***

игумен Борис (Дол­женко)

Из духов­ных книг, кото­рые попа­дают в руки совре­мен­ному чита­телю, сле­дует обра­тить особое вни­ма­ние на книги житий­ные, содер­жа­щие жития и исто­рии из жизни подвиж­ни­ков веры и бла­го­че­стия, и учи­тель­ные, в кото­рых опи­сы­ва­ется путь к хри­сти­ан­скому совер­шен­ству св. Отцами, опытно про­шед­шими его. Самая рас­про­стра­нен­ная ошибка ново­на­чаль­ных – исполь­зо­вать житий­ную лите­ра­туру, как учи­тель­ную. При всех своих худо­же­ствен­ных досто­ин­ствах и увле­ка­тель­но­сти повест­во­ва­ний, они не могут слу­жить учеб­ни­ками духов­ной жизни. Они опи­сы­вают лишь внеш­нюю сто­рону жизни святых: их бла­го­че­сти­вых роди­те­лей, необык­но­вен­ное рож­де­ние, уда­ле­ние от сверст­ни­ков и дет­ских игр, уеди­нен­ное житель­ство, суро­вую одежду, скуд­ную пищу, нази­да­тель­ные про­ис­ше­ствия с их уча­стием. О внут­рен­нем же пути к свя­то­сти, сту­пе­нях духов­ного роста, подви­гах и иску­ше­ниях, соот­вет­ству­ю­щих каждой сту­пени, даются лишь отры­воч­ные све­де­ния, а чаще всего об этом умал­чи­ва­ется. Назна­че­ние этих книг – воз­гре­вать в чита­теле жела­ние спа­се­ния и усер­дие к подвигу.

О том же, как про­хо­дить самый подвиг, надобно читать в книгах учи­тель­ных, при­ме­ром кото­рых могут слу­жить тво­ре­ния свт. Игна­тия Брян­ча­ни­нова, свт. Фео­фана Затвор­ника, свт. Тихона Задон­ского, письма Оптин­ских стар­цев, «Доб­ро­то­лю­бие», «Лествица» и т.д. В житиях святых и пате­ри­ках собраны на немно­гих книж­ных стра­ни­цах чудеса и исклю­чи­тель­ные случаи, про­ис­хо­див­шие в тече­ние десят­ков, и даже сотен лет, с раз­ными людьми, в разных стра­нах. Неопыт­ного же чита­теля зна­ком­ство с этими кни­гами при­во­дит к мнению, что духов­ная жизнь должна быть напол­нена чуде­сами и необык­но­вен­ными поступ­ками, что в них-то, а не в испол­не­нии Еван­гель­ских запо­ве­дей и работе над собой, состоит суть духов­но­сти. Они начи­нают искать чудо­твор­цев, посе­щать места, где про­ис­хо­дит что-то необыч­ное, с вол­не­нием и тре­пе­том соби­рают изве­стия и слухи о чудес­ных собы­тиях, что-то из про­чи­тан­ного в житиях святых пыта­ются испол­нить сами – и, нако­нец, при­хо­дят в опас­ное духов­ное состо­я­ние. Хорошо сказал об этом прп. Иоанн Лествич­ник: «Удив­ляться трудам сих святых – дело похваль­ное, рев­но­вать им – спа­си­тельно, а хотеть вдруг сде­латься под­ра­жа­те­лем их жизни – есть дело без­рас­суд­ное и невоз­мож­ное». Чудеса же и сейчас имеют место в жизни Церкви и каж­дого веру­ю­щего чело­века, но про­ис­хо­дят они не часто. Под­лин­ным чудом, не мень­шим, чем появ­ле­ние све­тя­щихся фигур и исце­ле­ние от неиз­ле­чи­мой болезни, явля­ется обра­ще­ние неве­ру­ю­щего чело­века к Богу и исправ­ле­ние от тяжких грехов, вошед­ших в навык.

«К тихому при­ста­нищу»

Цитаты о житиях святых

«Жития рас­ска­зы­вают про свя­тость, а не про собы­тия чело­ве­че­ской жизни. Именно этим агио­гра­фия (то есть опи­са­ние свя­то­сти) отли­ча­ется от био­гра­фии (опи­са­ния жизни)».
Алек­сандр Кра­вец­кий

«Агио­гра­фи­че­ский жанр — это не исто­ри­че­ская хро­ника и не сбор­ник сви­де­тель­ских пока­за­ний. Это рас­сказ о хри­сти­ан­ском подвиге реально суще­ство­вав­шего чело­века, кото­рый фор­ми­ру­ется и пишется по совер­шенно иным кано­нам — с акцен­том на про­яв­ле­ния его личной свя­то­сти, на моменты, через кото­рые все больше и больше про­сту­пает про­цесс пре­об­ра­же­ния чело­века. В конце концов, мы же ведь не срав­ни­ваем икону и кар­тину — они из совер­шенно разных миров и, оче­видно, служат разным целям. Также и здесь. Нужно всегда пом­нить об этой гра­нице и не сти­рать ее».
исто­рик Вален­тин Сте­паш­кин

«Раз­бор­чи­вость в дове­рии к старым памят­ни­кам при опи­са­нии святых более нужна, чем при опи­са­нии собы­тий граж­дан­ских. Преж­ние повест­во­ва­ния о святых Рус­ской Церкви писаны — немно­гие совре­мен­ни­ками, очень многие — людьми позд­ними, при том писаны людьми разных даро­ва­ний и раз­ного обра­зо­ва­ния. Повто­рять все эти пове­сти без раз­бора, без поверки, — грешно пред чистою сове­стию и стыдно пред про­све­щен­ным умом. Не оскор­бим мы старых повест­во­ва­те­лей, если на место позд­него, неоправ­ды­ва­е­мого ничем изве­стия, поста­вим изве­стия других, более древ­них памят­ни­ков. Это будет служ­бою правде, кото­рую все должны ува­жать. <…>
Такие слова, каковы: от юнаго воз­раста устра­нялся от дет­ских игр, или от юности обу­ча­шеся бла­го­че­стию и т. п., встре­тите почти в каждом житии, и потому ошиб­кою при­зна­ется выда­вать их за исто­ри­че­ские черты, тогда как это только приемы био­графа позд­него. Ошиб­кою счи­тает сочи­ни­тель повто­рять ныне и те приемы био­гра­фов, кото­рые каза­лись нази­да­тель­ными в свое время и кото­рые ныне могут послу­жить только к соблазну. Сочи­ни­тель не счи­тает обя­за­тель­ными для себя те объ­яс­не­ния, какие позд­ний био­граф давал тем или другим про­ис­ше­ствиям или его личные раз­мыш­ле­ния. Житие нынеш­него вре­мени должно быть напи­сано так, чтобы оно было поучи­тельно и нази­да­тельно для людей нынеш­него вре­мени. В этом убеж­де­нии сочи­ни­тель неко­то­рые изве­стия био­гра­фов про­хо­дил мол­ча­нием и допол­нял ста­рин­ные ска­за­ния такими изве­сти­ями, о кото­рых нет и намека у древ­них, или раз­мыш­ле­ни­ями, кото­рые вызы­вает позд­нее время».
свт. Фила­рет (Гуми­лев­ский), цер­ков­ный исто­рик и агио­граф

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется жители урала
  • Как пишется жиртрест
  • Как пишется жиросжигающие
  • Как пишется жираф на английском языке
  • Как пишется жимолость или шимолость