Повседневная жизнь святых, их подвиги и чудеса – непостижимая тайна. Безусловно, все тайное притягивает. Как пишутся жития святых и какие существуют «законы жанра» в одном из важнейших видов церковного творчества – агиографической литературе, рассказывает архимандрит Сильвестр (Стойчев), старший помощник ректора КДА по учебно-методической работе, член епархиальной комиссии по канонизации святых.
Архимандрит Сильвестр (Стойчев)
– Жития святых занимают центральное место в христианском воспитании человека. На житийных примерах угодников Божиих с первых веков христианства воспитывались многие поколения верующих. Вплоть до наших дней. Отче, расскажите, пожалуйста, что представляют собой жития святых и какова их функция?
– Написание жития святого – часть процесса канонизации. Житие создается на основании подробного изучения биографических материалов, свидетельств. Задача жития – не просто дать биографические сведения, а проиллюстрировать, по каким критериям Церковь опознает в человеке святого и как именно Она сделала это в конкретном случае.
– Каким образом пишется житие?
– В Древней Церкви основанием для написаний житий были мученические акты и свидетельства, оставленные очевидцами. Естественно, что со временем процесс канонизации несколько усложнился, в том числе и относительно составления жития. На современном этапе при канонизации собираются и подробно исследуются источники жизнеописания, нередко привлекаются узкие специалисты в различных областях: историки, юристы, само собой богословы и канонисты. Результатом такой кропотливой работы является в том числе и написание жития, если принято решение о канонизации.
– Почему говорят, что жития святых – это житие самого Господа?
У апостола Павла есть такие слова: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский, блж. Феофилакт объясняя их, акцентируют, что благодать Божья настолько меняет святого человека, что он не делает ничего своевольного, что бы противоречило учению Христа Спасителя, но все делаемое сообразует с евангельским словом настолько, что можно сказать: «Не я живу, но Христос живет во мне». Павел, как бы продолжая эту мысль, говорит в другом Послании: «В вас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе» (Фил 2:5).
– В силу Своей природы Бог не может быть познан людьми, как постигается сущность вещей чувственного мира: прямо, целиком и во всей полноте. Получение истинного представления о Боге превышает человеческие возможности. Как христиане могут познать Бога?
– Следует учитывать, что, с одной стороны, в христианском богословии присутствует учение о так называемом естественном Откровении, подразумевающем определенного рода пути, основанные на природных способностях, раскрывая которые человек может прийти к идее Творца.
Но двигаться далее посредством собственных природных способностей он не может, поэтому Господь открывает себя. Таким образом, Богопознание предполагает Откровение. Именно с Откровения Бога начинается Священная история человечества. Цель религии – не просто идея Бога, а связь с Ним, отношения. И в этом плане процесс познания включает в себя исполнение воли Божьей. Господь открывает Себя и одновременно показывает путь к Себе. Творец не просто говорит, что Он существует, а заявляет: чтобы прийти к Нему, нужно следовать Его закону. Православная Церковь, канонизируя святых, очередной раз за свою историю показывает всем: вот путь, по которому можно прийти к Богу, этим путем шел прославляемый нами святой, и все вы, желающие спастись, держите этот же путь, ибо его прошли до вас множество и множество людей Божьих.
Шебуев Василий Козьмич (1777–1855) «Димитрий Ростовский». Ростовский архитектурно-художественный музей-заповедник
– В 1689 году была выпущена первая книга «Жития святых» Димитрия Ростовского (сентябрь, октябрь, ноябрь). Что заставило взяться его за этот труд? Какими источниками он пользовался?
– Необходимо понимать исторические реалии того времени. В области богословия – это время западного влияния. На эту тему написано много исследований. Было бы наивным полагать, что влияние ограничивалось только богословскими системами. Степень влияния оценивается по-разному, но в любом случае оно было достаточно масштабным и касалась многих сторон церковной жизни.
Перед святителем Димитрием стояла трудная задача написать жития святых, при том что количество источников было ограниченным. Есть святые, о жизни которых сохранилось много материалов или, наоборот, сведения скудные. Об отдельных святых нам известно всего лишь, что они родились, удалились куда-то для христианских подвигов и почили праведно, к примеру, через 50 лет. И все. Написать пространное житие на основании этих данных невозможно. Задача автора житий в таких случаях многократно усложняется. При таких условиях работу автора житий можно сравнить с трудом иконописца, нередко не имеющего данных о святом, которого будет писать. В таких случаях в иконописи существует традиция изображения согласно понесенным подвигам: мученики в такой-то цветовой гамме, святители так-то, монахи такими-то. То есть создается именно образ, отображающий представление Церкви о подвиге мучеников, архиереев, праведных мирян и т. п. А указание имени говорит о том, кто именно изображен. Составитель житий иногда при недостатке данных использует подобные методы. И это закономерно, так как, повторюсь, житие святого – это не биография в общепринятом значении этого слова и не воспоминания современников, но вербальная икона святого. Существуют исследования на тему, как именно развивался такой жанр духовной литературы, как житие, в Византии и на Руси.
Собор всех святых
– Отче, а были какие-то стандарты в агиографическом творчестве?
– В исследованиях, посвященных агиографической литературе, можно встретить утверждение, что в Византии своеобразным эталоном, на который ориентировались составители, было житие прп. Федора Студита и некоторых других святых. Но это не означает вовсе, что факты его биографии приписывались другим святым, а лишь говорит о том, что указанное житие было неким ориентиром при написании схожих текстов. Например, если я хочу написать хорошую проповедь, то буду руководствоваться уже существующей хорошей проповедью, например, святителя Филарета Дроздова.
– Примерно такая же схема использовалась по отношению к житиям?
– Да. В каждом жизнеописании необходимо было указать первичное мирское положение: происхождение святого, воспитание, внутренний духовный переворот, приведший или к вере во Христа, или к решению принять мученичество, или к желанию уйти в монастырь. И, наконец, венец жизни – мученичество, исповедничество, приобретение даров: молитвы, слез, прозорливости и т. п. Вот примерно по такому лекалу, если можно так выразиться, составлялись жития. Но для освещения всех этих обстоятельств не всегда была и есть информация. И речь идет не только о древних святых.
Возьмите жития новомучеников. Зачастую нам известно, что учился священник, например, в Киевской семинарии, которую закончил в таком-то году, рукоположен во священники и направлен в такую-то епархию, и все. Из следственного дела узнаем, что он обвинялся в том-то и том-то. И далее – смертный приговор. Но мы не имеем никаких сведений о том, что заполняло жизнь этого человека, какие обстоятельства пришлось пережить, какие подвиги нести, какие переживания он испытывал в камере.
– То есть мы не имеем возможности знать в подробностях, как жил и что чувствовал человек во время испытаний веры, пыток и надругательств?
– Безусловно. Но нужно понимать, что даже краткое житие раскрывает перед нами величие подвига того или иного подвижника, а тем более – мученика.
Когда святитель Димитрий писал свои тексты, он также сталкивался с подобными вещами. Поэтому нужно учитывать, что для написания каждого отдельного жития он имел разные объемы исходного материала. У агиографа есть жития не очень подробные, которые можно назвать житийной справкой. Но в любом случае он проделал грандиозную работу, которая свидетельствует о том, что в Православной Церкви явлен целый сонм святых, что они были, есть и будут.
Потому что не может существовать Церковь без святых, ибо Ее задача – это святость. Мы призваны к святости. Задача церковного писателя – указать на эту святость.
– Жития святых – это вечно недописанная книга…
– Совершенно верно. Так как святые в Церкви есть и будут, ибо в Ней пребывает Дух Святой.
– Какими материалами пользовался святитель Димитрий, где он их искал?
– Думаю, что исследовать источники, которыми пользовался святитель, это будущая задача церковной науки. Главное понимать, говоря о его трудах, что на нем лежала миссия обогатить церковную письменность житийной литературой. В этом направлении он проделал огромную работу.
– Отец Сильвестр, какой Вам представляется Церковь будущего?
– Хороший вопрос. Я не футуролог, в будущее не заглядываю (смеется). Могут случиться самые разные обстоятельства, возникнуть различные ситуации и положения. Но основная задача Церкви была, есть и будет – спасение. Уверен, что Церковь с этой миссией справлялась и в византийскую эпоху, и во времена средневековой Руси, и в советское лихолетье. Исполнит она свое предназначение и сейчас, и в будущем тоже.
Беседовала Наталья Горошкова
Повседневная жизнь святых, их подвиги и чудеса — непостижимая тайна. Безусловно, все тайное притягивает. Как пишутся жития святых и какие существуют «законы жанра» в одном из важнейших видов церковного творчества — агиографической литературе, рассказывает
архимандрит Сильвестр (Стойчев), старший помощник ректора КДА по
учебно-методической работе, член епархиальной комиссии по канонизации святых.
Архимандрит Сильвестр (Стойчев)
— Жития
святых занимают центральное место в христианском воспитании человека.
На житийных примерах угодников Божиих с первых веков христианства
воспитывались многие поколения верующих. Вплоть до наших дней. Отче,
расскажите, пожалуйста, что представляют собой жития святых и какова их
функция?
— Написание жития
святого — часть процесса канонизации. Житие создается на основании
подробного изучения биографических материалов, свидетельств. Задача
жития — не просто дать биографические сведения, а проиллюстрировать, по
каким критериям Церковь опознает в человеке святого и как именно Она
сделала это в конкретном случае.
— Каким образом пишется житие?
—
В Древней Церкви основанием для написаний житий были мученические акты и
свидетельства, оставленные очевидцами. Естественно, что со временем
процесс канонизации несколько усложнился, в том числе и относительно
составления жития. На современном этапе при канонизации собираются и
подробно исследуются источники жизнеописания, нередко привлекаются узкие
специалисты в различных областях: историки, юристы, само собой
богословы и канонисты. Результатом такой кропотливой работы является в
том числе и написание жития, если принято решение о канонизации.
— Почему говорят, что жития святых — это житие самого Господа?
У
апостола Павла есть такие слова: «И уже не я живу, но живет во мне
Христос» (Гал. 2:20). Свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский, блж.
Феофилакт объясняя их, акцентируют, что благодать Божья настолько меняет
святого человека, что он не делает ничего своевольного, что бы
противоречило учению Христа Спасителя, но все делаемое сообразует с
евангельским словом настолько, что можно сказать: «Не я живу, но Христос
живет во мне». Павел, как бы продолжая эту мысль, говорит в другом
Послании: «В вас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе»
(Фил 2:5).
— В силу Своей
природы Бог не может быть познан людьми, как постигается сущность вещей
чувственного мира: прямо, целиком и во всей полноте. Получение истинного
представления о Боге превышает человеческие возможности. Как христиане
могут познать Бога?
—
Следует учитывать, что, с одной стороны, в христианском богословии
присутствует учение о так называемом естественном Откровении,
подразумевающем определенного рода пути, основанные на природных
способностях, раскрывая которые человек может прийти к идее Творца.
Но
двигаться далее посредством собственных природных способностей он не
может, поэтому Господь открывает себя. Таким образом, Богопознание
предполагает Откровение. Именно с Откровения Бога начинается Священная
история человечества. Цель религии — не просто идея Бога, а связь с Ним,
отношения. И в этом плане процесс познания включает в себя исполнение
воли Божьей. Господь открывает Себя и одновременно показывает путь к
Себе. Творец не просто говорит, что Он существует, а заявляет: чтобы
прийти к Нему, нужно следовать Его закону. Православная Церковь,
канонизируя святых, очередной раз за свою историю показывает всем: вот
путь, по которому можно прийти к Богу, этим путем шел прославляемый нами
святой, и все вы, желающие спастись, держите этот же путь, ибо его
прошли до вас множество и множество людей Божьих.
Шебуев Василий Козьмич (1777-1855) «Димитрий Ростовский». Ростовский архитектурно-художественный музей-заповедник
— В 1689 году была выпущена первая книга «Жития святых» Димитрия Ростовского (сентябрь, октябрь, ноябрь). Что заставило взяться его за этот труд? Какими источниками он пользовался?
—
Необходимо понимать исторические реалии того времени. В области
богословия — это время западного влияния. На эту тему написано много
исследований. Было бы наивным полагать, что влияние ограничивалось
только богословскими системами. Степень влияния оценивается по-разному,
но в любом случае оно было достаточно масштабным и касалась многих
сторон церковной жизни.
Перед
святителем Димитрием стояла трудная задача написать жития святых, при
том что количество источников было ограниченным. Есть святые, о жизни
которых сохранилось много материалов или, наоборот, сведения скудные. Об
отдельных святых нам известно всего лишь, что они родились, удалились
куда-то для христианских подвигов и почили праведно, к примеру, через 50
лет. И все. Написать пространное житие на основании этих данных
невозможно. Задача автора житий в таких случаях многократно усложняется.
При таких условиях работу автора житий можно сравнить с трудом
иконописца, нередко не имеющего данных о святом, которого будет писать. В
таких случаях в иконописи существует традиция изображения согласно
понесенным подвигам: мученики в такой-то цветовой гамме, святители
так-то, монахи такими-то. То есть создается именно образ, отображающий
представление Церкви о подвиге мучеников, архиереев, праведных мирян и
т. п. А указание имени говорит о том, кто именно изображен. Составитель
житий иногда при недостатке данных использует подобные методы. И это
закономерно, так как, повторюсь, житие святого — это не биография в
общепринятом значении этого слова и не воспоминания современников, но
вербальная икона святого. Существуют исследования на тему, как именно
развивался такой жанр духовной литературы, как житие, в Византии и на
Руси.
Собор всех святых
— Отче, а были какие-то стандарты в агиографическом творчестве?
—
В исследованиях, посвященных агиографической литературе, можно
встретить утверждение, что в Византии своеобразным эталоном, на который
ориентировались составители, было житие прп. Федора Студита и некоторых
других святых. Но это не означает вовсе, что факты его биографии
приписывались другим святым, а лишь говорит о том, что указанное житие
было неким ориентиром при написании схожих текстов. Например, если я
хочу написать хорошую проповедь, то буду руководствоваться уже
существующей хорошей проповедью, например, святителя Филарета Дроздова.
— Примерно такая же схема использовалась по отношению к житиям?
—
Да. В каждом жизнеописании необходимо было указать первичное мирское
положение: происхождение святого, воспитание, внутренний духовный
переворот, приведший или к вере во Христа, или к решению принять
мученичество, или к желанию уйти в монастырь. И, наконец, венец жизни —
мученичество, исповедничество, приобретение даров: молитвы, слез,
прозорливости и т. п. Вот примерно по такому лекалу, если можно так
выразиться, составлялись жития. Но для освещения всех этих обстоятельств
не всегда была и есть информация. И речь идет не только о древних
святых.
Возьмите жития новомучеников.
Зачастую нам известно, что учился священник, например, в Киевской
семинарии, которую закончил в таком-то году, рукоположен во священники и
направлен в такую-то епархию, и все. Из следственного дела узнаем, что
он обвинялся в том-то и том-то. И далее — смертный приговор. Но мы не
имеем никаких сведений о том, что заполняло жизнь этого человека, какие
обстоятельства пришлось пережить, какие подвиги нести, какие переживания
он испытывал в камере.
— То
есть мы не имеем возможности знать в подробностях, как жил и что
чувствовал человек во время испытаний веры, пыток и надругательств?
—
Безусловно. Но нужно понимать, что даже краткое житие раскрывает перед
нами величие подвига того или иного подвижника, а тем более — мученика.
Когда
святитель Димитрий писал свои тексты, он также сталкивался с подобными
вещами. Поэтому нужно учитывать, что для написания каждого отдельного
жития он имел разные объемы исходного материала. У агиографа есть жития
не очень подробные, которые можно назвать житийной справкой. Но в любом
случае он проделал грандиозную работу, которая свидетельствует о том,
что в Православной Церкви явлен целый сонм святых, что они были, есть и
будут.
Потому что не может
существовать Церковь без святых, ибо Ее задача — это святость. Мы
призваны к святости. Задача церковного писателя — указать на эту
святость.
— Жития святых — это вечно недописанная книга…
— Совершенно верно. Так как святые в Церкви есть и будут, ибо в Ней пребывает Дух Святой.
— Какими материалами пользовался святитель Димитрий, где он их искал?
—
Думаю, что исследовать источники, которыми пользовался святитель, это
будущая задача церковной науки. Главное понимать, говоря о его трудах,
что на нем лежала миссия обогатить церковную письменность житийной
литературой. В этом направлении он проделал огромную работу.
— Отец Сильвестр, какой Вам представляется Церковь будущего?
—
Хороший вопрос. Я не футуролог, в будущее не заглядываю (смеется).
Могут случиться самые разные обстоятельства, возникнуть различные
ситуации и положения. Но основная задача Церкви была, есть и будет —
спасение. Уверен, что Церковь с этой миссией справлялась и в
византийскую эпоху, и во времена средневековой Руси, и в советское
лихолетье. Исполнит она свое предназначение и сейчас, и в будущем тоже.
Беседовала Наталья Горошкова
http://pravlife.org/content/zhitiya-svyatyh-kto-i-kak-ih-sostavlyaet
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
- Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.
Житийная литература
Житие – это раздел христианской литературы, в котором объединены описания жизни и деяний людей, причисленных к лику святых. Также это книги, повествующие о чудесах, видениях, нахождении и перенесении мощей. Житийную литературу еще называют агиографией, то есть писаниями о святых.
Житие всегда писалось по канону. Автор придерживался структурных и содержательных ограничений. Описание создавалось после смерти святого, но не всегда после канонизации. Главная цель такого сказания – сделать человека героем, прославить, привести его в пример последователям.
Основа жития – биография святого. Автор обычно был знаком с героем лично или же описывал его жизнь по рассказам современников. Примерный план жития:
- Предисловие. Автор говорил о своей многогрешности, недостойности, призывал помощь святых.
- Введение. Приводились цитаты из священных писаний.
- Основная часть. Описывалась деятельность исторической личности. Обычно указывалась богоизбранность героя еще до рождения или в младенчестве. Упоминались чудеса, сопровождавшие его всю жизнь.
- Концовка. Автор восхвалял святого, благодарил Бога за ниспослание людям такого великого человека.
Житийная литература существовала до XVII века. Постепенно авторы забывали о каноне. Описание жизни святых больше напоминало обычную биографию.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
- Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.
Житие
- Житие
-
(пишется с прописной буквы как первое слово названия произведения), напр.: Житие протопопа Аввакума
Орфографический словарь русского языка.
2006.
Синонимы:
Смотреть что такое «Житие» в других словарях:
-
Житие — (греч. βιος, лат. vita) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные… … Википедия
-
ЖИТИЕ — ЖИТИЕ, жития, ср. 1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк.). Жития святых. || То же, что биография (книжн. устар.). 2. То же, что жизнь (книжн. устар., теперь шутл.). Благоденственное и мирное житие.… … Толковый словарь Ушакова
-
житие — См … Словарь синонимов
-
житие — житие’м житие’, житие’м … Словарь употребления буквы Ё
-
житие́ — житие, я, житием, в житии[не житиё, ём]; мн. жития, ий … Русское словесное ударение
-
ЖИТИЕ — ЖИТИЕ, я, мн. я, ий, ср. 1. То же, что жизнь (во 2 и 3 знач.) (стар.). Мирное ж. 2. В старину: повествовательный жанр описание жизни (лиц, канонизированных церковью). Жития святых. | прил. житийный, ая, ое (ко 2 знач.). Житийная литература.… … Толковый словарь Ожегова
-
житие — житие, жития, жития, житий, житию, житиям, житие, жития, житиём, житиями, житии, житиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
-
житие — ЖИТИЕ, я, ср Текст, содержащий описание жизни святого, т.е. канонизированного христианской церковью церковного или государственного деятеля, мученика или аскета, включающий в себя биографические данные, молитвы, поучения и т.д. Житие упоминает о… … Толковый словарь русских существительных
-
Житие — I ср. 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. Изложение наиболее значительных фактов жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. II ср. 1. Временной период от рождения до смерти человека или животного;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
житие — я; ср. 1. Жизнеописание какого л. святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского. 2. Разг. = Жизнь (2, 4 5 зн.); житьё. Беспечальное ж. ◁ Житийный, ая, ое (1 зн.). Ж ая литература. Ж ые сказания … Энциклопедический словарь
-
Житие — религиозно нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных … Эстетика. Энциклопедический словарь
- Раздел «Святые и святость»
- Жития святых в Святоотеческой библиотеке
- Жития святых С.В. Троицкий
- Древнерусские жития святых как исторический источник В.О. Ключевский
- Святые Древней Руси Г.П. Федотов
- Святые и святость
- Жития святых по именам
- Жития православных святых
- Жития святых, пересказанные для детей
- Тест по житиям святых
- Кроссворды по житиям святых
- Фотовикторина. Какой святой изображен на иконе?
Жития́ святы́х – литературный жанр жизнеописаний (зачастую символических) христиан, канонизированных Церковью. Первые Жития святых – назидательные сказания о христианских мучениках (в Киевской Руси были известны в переводах).
Первые оригинальные русские жития святых возникли в конце XI в. (жития княгини Ольги, князей Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, “Житие Феодосия Печерского”).
В дальнейшем Жития святых объединялись в специальные сборники:
- Минеи-Четьи (Жития святых, изложенные в календарном порядке празднования их памяти);
- Синаксарии (краткие Жития святых);
- Патерики (сборники повествований о подвижниках какой-либо обители).
Хотя многие из древних Житий святых безусловно являются подлинными свидетельствами современников, всегда следует помнить, что они представляют собой особый литературный жанр, имеющий свои строгие каноны и правила. Поэтому, никак не ставя под сомнения душеполезность избранных Церковью «житий» для благочестивого чтения, следует помнить, что как к историческим источникам к ним следует относиться с определенной осторожностью.
***
священник Олег Митров,
сотрудник Комиссии по канонизации Московской епархии
При всем многообразии подходов различных авторов можно выделить два основных принципа написания житийных текстов. Первый – проложный, когда агиограф следует традициям древних мученических актов, излагает только события жизни святого как они есть. И второй подход – публицистический, когда автор пытается самостоятельно осмыслить события, дать им свою оценку, а при недостатке фактов решается делать свои предположения. Зачастую вместе с этим писатель увлекается излишним психологизмом и литературным украшательством.
Скупые сказания о мучениках первых веков, целиком основанные на подлинных проконсульских актах, после окончания гонений в IV веке сменили «Жития отцов», описывавшие их святую жизнь и научавшие христианским добродетелям. В более позднее время, и особенно в иконоборческий период, в агиографии начинает преобладать риторическое направление, расцвет которого приходится на деятельность Симеона Метафраста (X век). В этой традиции гораздо меньшее внимание уделяется фактической истории, а предпочтение отдается «похвале» святого, причем в житии преобладает общая риторика, большое значение имеет литературная сторона, изощренная форма, появляется некоторый литературный шаблон, который переносится из жития в житие, допускается вымысел. Житие становится более похожим на нравоучительную проповедь в день памяти святого, чем на рассказ о его реальной биографии. Самый распространенный пример: о детстве святого ничего не известно, но агиограф позволяет себе фразу: «В семье благочестивых родителей родился благочестивый отрок…».
Первые жития свв. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, составленные преп.Нестором, и некоторые другие ранние жития отличает простота изложения. Тексты написаны сжатым и простым языком. Фактическая сторона занимает в них главное место и не обращается в материал для нравственно-риторического рассуждения. Затем с конца XIV – начала XV вв. на русскую агиографию начинает влиять византийская традиция, и многие последующие писатели опираются именно на эти образцы. Наиболее распространенные до революции Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского, составленные на основании предшествующих русских миней, трудов Симеона Метафраста и многих других источников, также принадлежат к этой риторической традиции. Нельзя не отметить, что жития, составленные в этом жанре, вызывали серьезную критику церковных писателей и историков.
Конечно, нельзя ставить знак равенства между современными авторскими житиями, написанными в духе церковной публицистики, и витиеватыми византийскими образцами, но определенное родство между ними (вернее, между их недостатками) существует. Сейчас после разрыва в церковном предании, вызванного гонениями XX века, перед нами стоит вопрос: к каким традициям в агиографии мы должны вернуться?
Думаю, что правильнее обратиться к историческому, «проложному», образцу. Особенности восприятия современного человека таковы, что информационный текст, основанный на фактах, легче усваивается умом и даже сердцем, чем благочестивая риторика. Мне кажется, что искусственное подражание стилю другой эпохи выглядит сегодня как лукавство, не говоря уже о том, что благочестивые вымыслы дают повод внешним упрекать христиан во лжи.
И вот что еще очень важно сказать. При «проложном» изложении личность писателя как бы скрыта от читателей, агиограф только собирает факты и излагает их наподобие летописца. А при авторском подходе в житии присутствуют размышления автора, отражающие его духовное устроение – и если в этом устроении не все благополучно, есть опасность заразить своими духовными недугами многочисленных читателей. Когда человек от фактов переходит к личным мнениям и предположениям, ему очень легко впасть в мечтательность и оказаться за рамками церковно-исторической действительности.
***
игумен Борис (Долженко)
Из духовных книг, которые попадают в руки современному читателю, следует обратить особое внимание на книги житийные, содержащие жития и истории из жизни подвижников веры и благочестия, и учительные, в которых описывается путь к христианскому совершенству св. Отцами, опытно прошедшими его. Самая распространенная ошибка новоначальных – использовать житийную литературу, как учительную. При всех своих художественных достоинствах и увлекательности повествований, они не могут служить учебниками духовной жизни. Они описывают лишь внешнюю сторону жизни святых: их благочестивых родителей, необыкновенное рождение, удаление от сверстников и детских игр, уединенное жительство, суровую одежду, скудную пищу, назидательные происшествия с их участием. О внутреннем же пути к святости, ступенях духовного роста, подвигах и искушениях, соответствующих каждой ступени, даются лишь отрывочные сведения, а чаще всего об этом умалчивается. Назначение этих книг – возгревать в читателе желание спасения и усердие к подвигу.
О том же, как проходить самый подвиг, надобно читать в книгах учительных, примером которых могут служить творения свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Феофана Затворника, свт. Тихона Задонского, письма Оптинских старцев, «Добротолюбие», «Лествица» и т.д. В житиях святых и патериках собраны на немногих книжных страницах чудеса и исключительные случаи, происходившие в течение десятков, и даже сотен лет, с разными людьми, в разных странах. Неопытного же читателя знакомство с этими книгами приводит к мнению, что духовная жизнь должна быть наполнена чудесами и необыкновенными поступками, что в них-то, а не в исполнении Евангельских заповедей и работе над собой, состоит суть духовности. Они начинают искать чудотворцев, посещать места, где происходит что-то необычное, с волнением и трепетом собирают известия и слухи о чудесных событиях, что-то из прочитанного в житиях святых пытаются исполнить сами – и, наконец, приходят в опасное духовное состояние. Хорошо сказал об этом прп. Иоанн Лествичник: «Удивляться трудам сих святых – дело похвальное, ревновать им – спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни – есть дело безрассудное и невозможное». Чудеса же и сейчас имеют место в жизни Церкви и каждого верующего человека, но происходят они не часто. Подлинным чудом, не меньшим, чем появление светящихся фигур и исцеление от неизлечимой болезни, является обращение неверующего человека к Богу и исправление от тяжких грехов, вошедших в навык.
«К тихому пристанищу»
Цитаты о житиях святых
«Жития рассказывают про святость, а не про события человеческой жизни. Именно этим агиография (то есть описание святости) отличается от биографии (описания жизни)».
Александр Кравецкий
«Агиографический жанр — это не историческая хроника и не сборник свидетельских показаний. Это рассказ о христианском подвиге реально существовавшего человека, который формируется и пишется по совершенно иным канонам — с акцентом на проявления его личной святости, на моменты, через которые все больше и больше проступает процесс преображения человека. В конце концов, мы же ведь не сравниваем икону и картину — они из совершенно разных миров и, очевидно, служат разным целям. Также и здесь. Нужно всегда помнить об этой границе и не стирать ее».
историк Валентин Степашкин
«Разборчивость в доверии к старым памятникам при описании святых более нужна, чем при описании событий гражданских. Прежние повествования о святых Русской Церкви писаны — немногие современниками, очень многие — людьми поздними, при том писаны людьми разных дарований и разного образования. Повторять все эти повести без разбора, без поверки, — грешно пред чистою совестию и стыдно пред просвещенным умом. Не оскорбим мы старых повествователей, если на место позднего, неоправдываемого ничем известия, поставим известия других, более древних памятников. Это будет службою правде, которую все должны уважать. <…>
Такие слова, каковы: от юнаго возраста устранялся от детских игр, или от юности обучашеся благочестию и т. п., встретите почти в каждом житии, и потому ошибкою признается выдавать их за исторические черты, тогда как это только приемы биографа позднего. Ошибкою считает сочинитель повторять ныне и те приемы биографов, которые казались назидательными в свое время и которые ныне могут послужить только к соблазну. Сочинитель не считает обязательными для себя те объяснения, какие поздний биограф давал тем или другим происшествиям или его личные размышления. Житие нынешнего времени должно быть написано так, чтобы оно было поучительно и назидательно для людей нынешнего времени. В этом убеждении сочинитель некоторые известия биографов проходил молчанием и дополнял старинные сказания такими известиями, о которых нет и намека у древних, или размышлениями, которые вызывает позднее время».
свт. Филарет (Гумилевский), церковный историк и агиограф