Как пишут анализ стихотворения

Как делать анализ стихотворения


Как делать анализ стихотворения

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 779.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 779.

Анализ стихотворение является необходимым навыком для успешной учебы по литературе. В нем раскрывается основная тема и идея, заложенные автором в сюжет. Чтобы анализ получился целостным и раскрыл все аспекты лирического текста, необходимо при его написании следовать четкому плану. Так как делать анализ стихотворения по литературе?

Как делать анализ стиха?

Чтобы объемно и точно проанализировать стихотворение необходимо составить план, в котором по пунктам будут разбираться особенности произведения. Примерный план стихотворения может быть следующим:

  • История создания стихотворного текста, описание событий, которые привели к его созданию. В этой части можно дать немного информации о жизни автора. Также следует указать, насколько это произведение значимо для поэта.
  • Необходимо определить жанр, предмет и тематику произведения. Предметом изображения в лирическом произведении является внутренний мир человека, его мысли, чувства в их движении и развитии.
  • Рассматриваются сюжет и композиция стихотворения. Сюжет в лирическом произведении очень часто отсутствует. Это обусловлено в основном тем, что лирика – это выразительный род, а не повествовательный, она выражает, а не повествует.
  • Описание лирического героя и передача общего настроения стихотворения. Жизнь в поэтическом тексте представляется через переживания лирического героя. Понятие лирического героя – ключевое для этого вида литературы. Лирический герой – это носитель эмоции, чувства, переживания, определенного состояния, от лица которого создается стихотворение.

Лирический герой часто совпадает с автором, но не всегда. Например, поэт может написать стихотворение от лица бродяги, разбойника или преступника – но ведь это не будет означать того, что сам поэт является бродягой или разбойником.

  • Разбор лексики стихотворения и выразительных средств. Выразительные средства делают стих ярче и богаче. К ним относятся эпитеты, метафоры, аллегории, олицетворение, гипербола и т.д. Также следует обратить внимание на стихотворный метр, которым написано стихотворение.

Существуют следующие стихотворные размеры: ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий

Рис. 1. Стихотворные размеры определения
  • В конце анализа необходимо выразить свое собственное мнение к прочитанному, рассказать, какие чувства вызвало данное произведение.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам научиться, как делать анализ стиха, для которого необходимо не только выделить основную тему и специфику стиха, но и обратить внимание на стихотворные размер и художественно-выразительные средства.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Михаил Казмерчук

    5/5

  • Саша Головнин

    5/5

  • Galina Kravtsova

    5/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 779.


А какая ваша оценка?

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.

Анализ стихотворения:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)

Наверх

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

Анализ стихотворения – это направленный разбор лирического произведения, в ходе которого используется определенная схема для выявления характеристик стиха.

План анализа стихотворения — это полное исследование произведения. Для разбора стиха потребуется информация об авторе, самом произведении, фактах и истории написания. Собственное мнение и восприятие помогут сделать сопоставительный анализ нешаблонным. Для анализа немаловажным будет способность ставить себя на место автора или героя произведения, чувствовать и сопереживать.


План анализа стихотворения

Делать анализ стихотворения необходимо придерживаясь определенного плана (схемы). Таким образом, можно максимально полностью раскрыть все необходимые пункты. План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

А) Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.

Б) Идея

В) Настроение

Г) Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
— без сюжета: образы чувств (…).

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.

  1. Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
  2. Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
  3. Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб 2,4,6,8,10

Хорей 1,3,5,7,9

Дактиль 1,4,7,10

Амфибрахий 2,5,8,11

Анапест 3,6,9,12

Б) Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

5. Композиция лирического произведения.

Необходимо:

  • определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
  • выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
  • определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
  • определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
  • выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.

Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

6. Поэтическая лексика.

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.

  • выяснить меру близости поэтического языка с разговорным
  • определить своеобразие и активность использования тропов

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

  • аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • гипербола — художественное преувеличение;
  • ирония — скрытая насмешка;
  • литота — художественное преуменьшение;
  • метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
  • олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
  • параллелизм;
  • сравнение;
  • эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры:

Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)

  • антитеза/противопоставление;
  • градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
  • инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • повторы/рефрен;
  • риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  • умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:

Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.

  • аллитерация — повторение одинаковых согласных
  • анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф
  • ассонанс — повторение гласных
  • эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф

9. Образ лирического героя, авторское «Я».

  • сам автор
  • рассказ от лица персонажа
  • автор играет какую-то роль

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст  с обязательным цитированием!

В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:

1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека:
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

2. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»


Как писать анализ стихотворения: пример

Рассмотрим как делать анализ стихотворения, на примере стиха «Анчар» (А.С. Пушкин).

Анчар (Пушкин А.С.)

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворенияСтихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. КомпозицияДанное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Смотреть все анализы стихотворений великих русских поэтов-классиков.

Анализ стихотворения

– это направленный разбор лирического произведения, в ходе которого используется определенная схема для выявления характеристик стиха.

План анализа стихотворения — это полное исследование произведения. Для разбора стиха потребуется информация об авторе, самом произведении, фактах и истории написания. Собственное мнение и восприятие помогут сделать сопоставительный анализ нешаблонным. Для анализа немаловажным будет способность ставить себя на место автора или героя произведения, чувствовать и сопереживать.

Проблема выбора

Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.

Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.

План анализа стихотворения

Делать анализ стихотворения необходимо придерживаясь определенного плана (схемы). Таким образом, можно максимально полностью раскрыть все необходимые пункты. План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения

/ когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль

/ о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

А) Тема стихотворения: – пейзаж; – общественно-политическая; – любовная/интимная; – философская.

Б) Идея

В) Настроение

Г) Сюжет: – есть сюжет: образы событий (…каких именно…); – без сюжета: образы чувств (…).

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.

  1. Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
  2. Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
  3. Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб 2,4,6,8,10

Хорей 1,3,5,7,9

Дактиль 1,4,7,10

Амфибрахий 2,5,8,11

Анапест 3,6,9,12

Б) Рифма: аабб – парная; абаб – перекрёстная; абба – кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

5. Композиция лирического произведения.

Необходимо:

  • определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
  • выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
  • определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
  • определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
  • выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный “рисунок”).

Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.

Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

6. Поэтическая лексика.

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.

  • выяснить меру близости поэтического языка с разговорным
  • определить своеобразие и активность использования тропов

Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

  • аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • гипербола – художественное преувеличение;
  • ирония – скрытая насмешка;
  • литота – художественное преуменьшение;
  • метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова “как”, “словно” – отсутствуют;
  • олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
  • параллелизм;
  • сравнение;
  • эпитет – художественное определение.

7. Стилистические фигуры:

Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)

  • антитеза/противопоставление;
  • градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
  • инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • повторы/рефрен;
  • риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  • умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:

Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой “рисунок” речи.

  • аллитерация – повторение одинаковых согласных
  • анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф
  • ассонанс – повторение гласных
  • эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф

9. Образ лирического героя, авторское “Я”.

  • сам автор
  • рассказ от лица персонажа
  • автор играет какую-то роль

10. Литературное направление:

романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр:

эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст с обязательным цитированием!

В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:

1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…

2. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»

Об авторе

Лучший пример анализа стихотворения – это детальный разбор произведений русской классической литературы. В качестве образца можно выбрать любовную лирику известного поэта Ф. Тютчева. Его произведение «О, как убийственно мы любим» — прекрасный образец для анализа на школьных уроках. Работу следует начать с краткой характеристики творчества автора. В данном случае необходимо указать, что поэт считается признанным мастером миниатюрных лирических сочинений.

Его стихи проникнуты философскими размышлениями о смысле жизни, о судьбах людей, их переживаниях и страданиях. Лирика поэта отличается страстным пафосом и эмоциональностью. Данный пример анализа стихотворения также включает небольшое упоминание о том, какие обстоятельства подтолкнули поэта к созданию рассматриваемого произведения.

Основная тема стихотворения «Дума»

Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.

Дума

В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.

Жизнь «потерянного поколения» видится Лермонтову куда более ужасной, чем смерть. Ум и сердце этих людей зачерствели, они не способны ценить жизнь и стараться менять ее к лучшему. На фоне этих переживаний лирический герой обнаруживает признаки этого недуга и у себя.

Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.

Задумка

Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.

В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.

Структура

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим» необходимо продолжить раскрытием особенностей построения данного произведения. Всего лишь несколько строчек поэт посвящает счастливым дням любви. Все произведение построена на контрасте между счастливым прошлым и роковым настоящим. Поэт противопоставляет внешность своей возлюбленной, ее радость и искренность чувств ее нынешнему горю от гонений света. Почти каждое четверостишие представляет собой сравнение прошлого счастья, которое поэт называет сном, и тяжелого настоящего. Данный анализ стихотворения Тютчева отражает особенности его лирики, которая отличается страстностью в выражении автором своих эмоций, огромной экспрессией, и неподдельными переживаниями.

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

  • Так, в произведении часто встречаются метафоры: «меж детей ничтожных мира»(так автор называет людей), «божественный глагол», «молчит его святая лира».
  • Сравнения также присутствуют в стихотворении: поэт уподобляется орлу во второй строфе.
  • Эпитеты придают словам особый оттенок: вдохновлённый поэт становится «диким и суровым», простое слово превращайся в «божественный глагол» в устах поэта.
  • Также в первой и во второй строфе можно увидеть увидеть такой троп, как инверсия («Бежит он, дикий и суровый»).

Автор: Анастасия Сметанова

Тематика произведения

В данном пункте школьник должен несколькими фразами указать, какие идеи чаще всего находили отражение в творчестве автора. Таким небольшим вступлением он покажет свое знание особенностей лирики изучаемого поэта и одновременно сделает небольшое вступление к основной части анализа.

Сюжет и композиция стихотворения в этом пункте должны быть в центре внимания учащегося. Рассматриваемое произведение, как уже говорилось выше, строится на принципе контраста: автор противопоставляет счастливую любовь тяжелому горю от нареканий света. Тема любви сквозной линией проходит через все произведение, определяя лексику и поэтические обороты. Особенностью стиха является то, что оно пронизано горечью и болью. Это произведение стало не признанием в любви, как у многих других поэтов, а раскаянием и просьбой о прощении.

Постмодернизм и проблемы с поиском смысла

Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.

Главная мысль

Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.

Идея

Изучая то или иное произведение, школьники обязательно должны определить его смысл. Как правило, данный пункт вызывает у них серьезные затруднения в связи с тем, что ученики путают тему и идею. Последняя часто скрыта в самом тексте и ее нужно, выражаясь фигурально, читать между строчками. Основная мысль стихотворения заключается в том, что автор считал свой роман с Денисьевой роковым, несмотря на то, что он принес им кратковременное счастье. Показателен тот факт, что автор винит не столько представителей высшего света, которые устроили вокруг ее имени скандал, сколько исключительно себя за все случившееся. Это говорит о благородстве чувств поэта, его ответственности перед любимой женщиной. Пожалуй, бурные признания собственной вины за все случившееся можно назвать главной идеей данного произведения.

Описание

Очевидно, опасаясь отравления или из лени, он не изучил растение досконально, а воспользовался рассказами и легендами местных жителей, весело проводя время у губернатора Макассары. Его псевдо отчеты долгие годы (почти 3 века) составляли основу знаний о ядовитых растениях. На них основывался и Пушкин.

Миф об анчаре как самом ядовитом дереве был развеян в прошлом веке. Это оказалось красивое и совершенно безвредное для птиц и животных, растение, получившее научное название Антиарис Токсикария. Растет это дерево на острове Ява. Ядовитым является его млечный сок. Прежде чем превратиться в смертельный яд, он перегонялся туземцами. В результате, повышалась концентрация ядовитых веществ. Только после такой перегонки местные аборигены смазывали ядом свои стрелы.

Пушкин воспользовался этой легендой-полуправдой об анчаре для выражения своей аллегорической идеи, изложенной в стихотворении.

Образ героя

Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой. Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета. В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная. Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь. Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.

Образ Денисьевой

Проблема того, как сделать анализ стихотворения, должна быть в центре внимания учителя и школьника, поскольку лирическое произведение в силу его специфики разбирать часто оказывается гораздо сложнее, чем прозу.

Если, например, в крупном романе или даже небольшой повести автор подробно раскрывает характер и внешность свои персонажей, то в стихе поэт ограничивается лишь отдельными штриховыми зарисовками. Образ Елены Денисьевой представлен всего лишь несколькими эпитетами, которые тем не менее позволяют увидеть в ней страдающую женщину. Поэт подчеркивает, что ее былая красота исчезла из-за переживаний. Автор акцентирует внимание на том, что слезы иссушили в ней ее женскую прелесть. И в качестве контраста он вспоминает, что в период их счастливой любви она была настоящей красавицей: веселой, молодой, жизнерадостной.

Образы и символы

  1. В центре стихотворения находится образ лирического героя — поэта. Автор описывает его как обычного человека, который в обществе ничем не выделяется, пока «молчит его святая лира». Но когда к поэту приходит вдохновение, он начинает творить, бежит от людей, уединяется в природном уголке.
  2. Природа в стихотворении становится символом спокойствия и умиротворения. Это то место, где душа поэта черпает вдохновение.
  3. Аполлон — древнегреческий бог творчества и красоты, которого поэт упоминает в своих строках, как глашатая творческого зова.

Образ лирического героя

Школьник, который делает анализ какого-либо стихотворения, должен помнить, что в любом лирическом произведении присутствует автор. Последний либо высказывает свои мысли от имени другого персонажа, либо сам непосредственно обращается к читателям. В рассматриваемом сочинении Тютчев от своего имени выражает переполняющие его эмоции, что удваивает ценность данного стиха. Он имеет, таким образом, не только значение художественного произведения, но и показывает читателям реальные события из жизни поэта. Данное произведение, несмотря на его пафосность, вообще характерную для творчества Тютчева, имеет интимное звучание. Ведь в нем поэт делится с читателем своей личной драмой, которая оказала большое влияние на всю его последующую жизнь. О том, что стихотворение имеет личный характер, указывает ряд обращений к читателям, восклицательные предложения, междометия. Поэт очень искренен в выражении своих чувств: он прямо делится своим горем, говорит о жалости к возлюбленной, о ее страданиях. Из рассматриваемого примера видно, что характеристика образа лирического героя позволяет прочувствовать эмоциональный фон стихотворения, понять его содержание, сюжет и идею.

История создания

А. С. Пушкин написал стихотворение «Поэт» в 1827 году. Первую половину этого года он провёл в Москве, часто посещал светские мероприятия, что мешало ему сконцентрироваться на создании шедевров.

После шумного города поэт отправляется в приют спокойствия и умиротворения — в Михайловское (куда годом ранее был отправлен в ссылку). Именно отсюда А.С. Пушкин отправляет в редакцию журнала «Московские ведомости» стихотворение «Поэт»(произведение сразу же было опубликовано).

Язык

Один из последних пунктов плана анализа стихотворения – это обзор средств художественной выразительности, с помощью которых автор доносит свою мысль до читателей. Как правило, наиболее распространенными приемами являются использование эпитетов, сравнений, метафор. Поэтическая лексика позволяет лучше проанализировать структуру и композицию стихотворений. Поэтому учениками следует обратить внимание на данный пункт изучения лирического произведения. В рассматриваемом произведении следует указать на обилие эпитетов, которыми Тютчев характеризует образ своей возлюбленной. Почти в каждом четверостишии имеется пара прилагательных, которыми поэт обрисовывает образ Денисьевой в начале счастливого романа и после разразившегося скандала.

Композиция

В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

Стихи о дружбе

В качестве других образцов лирических произведений можно назвать те, которые посвящены наиболее распространенным темам в лирике: природе, дружбе, Родине. А. Пушкину принадлежит ряд прекрасных сочинений-обращений к друзьям.

Все они при всем своем многообразии отличаются одной главной идеей, которую следует назвать в анализе: мысль о неизменности этого чувства, проходящего через всю человеческую жизнь. Известно, что поэт придавал большое значение дружбе со своими университетскими товарищами и поэтому его лирика является лучшим образцом описания данной темы. Ученики могут выбрать одно из его произведений для анализа на школьном уроке по литературе.

Другие примеры

Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина. При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве.

Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

План
анализа стихотворения
.

Анализ
стихотворения пишется в виде сочинения!

Нужно
написать сочинение, отвечая на вопросы плана.

Не
должно быть отдельных ответов по пунктам.

1. Автор и
название стихотворения.

2. История
создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема (о чём?)

4.  Идея, основная
мысль.

5.Композиция
стихотворения, его деление на строфы

6. Образ
лирического героя, образы стихотворения.

7. Средства
художественной выразительности (с примерами-цитатами)

Проанализировать
художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты,
олицетворения, сравнения, гипербола, антитеза(противопоставление) и др.

Если пишете,
что в стихотворении есть эпитеты, то обязательно нужно приводить
примеры-цитаты.  Каждый троп нужно иллюстрировать примерами-цитатами.

8. Стихотворный
размер, вид рифмы.
Размер: 
_ _’ _ амфибрахий; 
_ _ _’ анапест; 
‘_ _ _ дактиль; 
‘_ _ хорей

_ _’ ямб
Рифма: 
аабб — парная; 
абаб — перекрёстная; 
абба – кольцевая (опоясывающая) 

9. Значение этого
стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с
ним.  

Пример анализа лирического произведения (стихотворения)

(красным шрифтом выделены пункты плана)

! Помним, что стихотворение написал АВТОР, а в самом стихотворении
говорит, думает, переживает уже не автор, а ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ.

Если в стихотворении кто-то признаётся в любви, то этот кто-то не
Пушкин или Лермонтов, а лирический герой данного стихотворения!

Стихотворение «Анчар» было написано А. С. Пушкиным  в 1828 году,
через 2 года после возвращения из ссылки.

Поэта вдохновили сразу два источника: старая легенда о
ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал о растущем на
острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную
казнь. Они должны были принести яд вождю племени.

 А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в
соответствии со своим замыслом.
(это
история создания)

Основная тема
стихотворения – пагубное влияние неограниченной власти одного человека. Силу
этого явления Пушкин познал на себе (волею царя поэт оказался в изгнании).

Идея произведения заключается
в том, что «непобедимый владыка» – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Он  послал
своего раба к анчару, зная, что слуга погибнет, а затем использовал принесённый
яд для того, чтобы нести смерть дальше.

Но поэт обвиняет не только власть. Рабы виноваты не меньше.
Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Раб знал, что несёт яд,
но выполнил приказ тирана. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение
свободы. Это основная идея стихотворения.

Если говорить о композиции, то
произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во
вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном
случае является символом зла.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку,
который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть
яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему
беспрекословно.

Образ
лирического героя
на
протяжении повествования меняется. В самом начале стихотворения  лирический
герой рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой
повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о
смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его
рассказе.

Далее
лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву.
Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека
к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя уже чувствуется
скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

В
стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие
художественные
средства
:

  • метафоры –
    «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на
    древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в
    пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения –
    «Анчар, как грозный часовой»;

В
стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб» («бедный раб» –
«непобедимый владыка»).

Стихотворный
размер
— ямб. Рифма
перекрёстная.

Стихотворение
«Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни
Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С.
Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма
существует и сама собой не исчезнет.
(это значение
стихотворения)


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Необходимость провести анализ стихотворения может вызвать затруднения у человека, который читает его впервые. Не всегда понятно, как следует подойти к подробному анализу и уловить различные смыслы. Прочитайте стихотворение несколько раз, проанализируйте форму и содержание, чтобы понять замысел автора. Также можно показать стихотворение другим, чтобы узнать их мнение и получить всесторонне представление о заложенных в него идеях. Проработайте стихотворение тщательно и без спешки, чтобы улучшить собственное восприятие и научиться анализировать поэзию.

  1. Изображение с названием Study Poetry Step 1

    1

    Прочитайте стихотворение про себя. В первую очередь следует прочитать стихотворение. Возьмите ручку или карандаш, чтобы подчеркивать, отмечать или выделять строки, которые вам понравились или показались необычными. Также можно подчеркивать и обводить все незнакомые либо непонятные слова и словосочетания. Эти единицы можно будет рассмотреть позднее, чтобы использовать в процессе анализа.[1]

    • Первое прочтение следует рассматривать как введение к стихотворению. Не пытайтесь сразу же уловить всю суть и форму. Сначала нужно кратко ознакомиться с текстом.
  2. Изображение с названием Study Poetry Step 2

    2

    Прочитайте стихотворение вслух. Во второй раз прочитайте стихотворение вслух. Читайте своим обычным голосом, не торопитесь и вчитывайтесь в каждое слово. Все непонятные строки следует перечитать еще раз. Прислушайтесь к звучанию и мелодике языка. Насколько заметны различия при прочтении вслух и про себя?[2]

    • Все запятые и точки следует воспринимать как паузы. При чтении вслух делайте паузы после каждой запятой или точки. Поэт использует пунктуацию не просто так: на нее возлагается важная миссия.
    • Каждый перенос строки, пробелы или пропуски между словами и строками следует понимать как паузы. Замедляйте темп чтения в конце строки и делайте паузы там, где нужно.
    • Если стихотворение достаточно популярно, то попробуйте найти аудиозаписи его чтения. Прослушайте записи, но при этом активно следите за текстом, а не просто пассивно слушайте.
  3. Изображение с названием Study Poetry Step 3

    3

    Исследуйте ритм и размер стихотворения. Как правило, у каждого стихотворения есть ритм и размер, если оно написано по определенной схеме. Читайте вслух, чтобы услышать и уловить эти аспекты. Единственный вид поэзии, который не следует четкому ритму и размеру, носит название верлибр, или свободный стих. Все остальные стихотворения следуют определенной схеме.[3]

    • В стихотворении используются рифмы? Поэт рифмует каждую строку со следующей? Через строчку? Проанализируйте схему рифмовки, чтобы определить форму стихотворения.
    • Именно структура рифм позволяет понять форму стиха. К примеру, белый стих вовсе не имеет рифм. В двустишии рифмуются или не рифмуются две строки, а в трехстишии строфа состоит из трех рифмованных или нерифмованных строк.
  4. Изображение с названием Study Poetry Step 4

    4

    Рассмотрите структуру стихотворения. Обратите внимание на организацию содержания, которая позволяет придать стихотворению определенную форму. Какой вид деления используется? Стихотворение может подразделяться на строфы (например, строфа из четырех строк) или просто состоять из определенного количества строк, упорядоченных посредством рифмы или размера.[4]

    • Например, стихотворение «Белеет парус одинокий» М. Ю. Лермонтова состоит из трех четверостиший, а любой из сонетов У. Шекспира — из трех четверостиший и одного двустишия.
  5. Изображение с названием Study Poetry Step 5

    5

    Проанализируйте литературные приемы. Поэты используют различные литературные приемы, которые позволяют вложить в стихотворение более глубокое значение и создать развернутые образы. Среди распространенных литературных приемов можно выделить рифмы, ономатопею, аллитерацию, ассонансы и консонансы. Проанализируйте все литературные приемы стихотворения и подумайте, какое влияние они оказывают на общий заложенный автором смысл.[5]

    • Рифмы — повторение конечных звуков в словах (например, «лицо» и «крыльцо»). Этот прием может использоваться как в рамках одной строки, так и в конце двух отдельных строк.
    • Ономатопея — звукоподражание посредством слов (например, «жужжание» пчелы).
    • Аллитерация — повторение согласных звуков (например, «хр» в «хрустят и хрупки, как хрусталь»).
    • Ассонанс — повторение гласных звуков (например, «у» в «у наших ушки на макушке»).
    • Консонанс, или диссонанс, — неточная рифма, при которой совпадают все или большинство согласных звуков, а ударения или гласные отличаются (например, «кедр» и «бодр»).
    • Метафора — слово или выражение, употребленное в переносном значении, в основе которого лежит сравнение (например, «серебряный ручей»).
    • Сравнение — уподобление предметов или явлений друг другу со словами «будто», «словно» или «как» (например, «то заплачет, как дитя»).
  6. Изображение с названием Study Poetry Step 6

    6

    Определите форму стихотворения. Проанализировав размер, структуру и схему рифмовки, определите форму стихотворения. Существуют различные поэтические формы: сонеты, баллады, акростихи, белые стихи, хайку (хокку), синквейны, эпические поэмы, элегии, лимерики, секстины и вилланеллы. Важно определить форму стихотворения, чтобы лучше понять текст и уловить замысел поэта.[6]

    • Прочитайте примеры различных поэтических форм, чтобы не ошибиться в определении. Также можно изучить отличительные черты конкретной формы.

    Реклама

  1. Изображение с названием Study Poetry Step 7

    1

    Рассмотрите название. Название всегда содержит важные намеки на характер стихотворения, поэтому обязательно уделите ему внимание. Перечитайте и обдумайте название с учетом текста. Подумайте, какое значение вложил автор в название в контексте содержания стихотворения. Делает ли название более глубокой основную мысль?[7]

    • Иногда название указывает на то, к кому обращается поэт, например «Письмо матери» или «К другу». Также название может описывать предмет, жанр или тональность стихотворения, например, «Сонет 18» или «Элегия».
  2. Изображение с названием Study Poetry Step 8

    2

    Определите повествователя. Поэт и повествователь — не всегда одно и то же лицо. Повествование может вестись от лица персонажа стихотворения. Автор может писать в первом («я»), втором («ты», «вы») или третьем («он», «она», «они») лице.[8]

    • Обычно повествователя можно определить без глубокого анализа, но в случае сомнений сейчас не нужно об этом переживать. Просто постарайтесь правильно понять, в каком лице ведется повествование.
  3. Изображение с названием Study Poetry Step 9

    3

    Уточните неизвестные слова и фразы. Если вам попалось непонятное слово, остановитесь и уточните значение в словаре. Также можно подчеркивать слова в тексте, чтобы узнать их значение немного позже. Обязательно узнайте значение незнакомых слов, чтобы глубже понять суть всего стихотворения.

    • Также можно использовать словарь синонимов и найти возможные синонимы таких слов.
    • Узнайте значение слов и перечитайте соответствующие строки с учетом новой информации.
    • Используйте такой же подход для незнакомых имен собственных и непонятных фраз. Иногда нужно изучить примеры в других текстах или почитать статьи в интернете, чтобы понять суть некоторых фраз.
  4. Изображение с названием Study Poetry Step 10

    4

    Определите тон и настроение стихотворения. Как правило, такие аспекты определяются выбором слов и языком стихотворения. Также рекомендуется прочитать стихотворение вслух и прислушаться к ритму каждой строки.[9]

    • Например, стихотворение может быть написано в юмористическом тоне и создавать веселое настроение, как «Вот какой рассеянный» С. Маршака. В качестве примера мрачного и зловещего стихотворения можно привести «Ворона» Эдгара По.[10]
  5. Изображение с названием Study Poetry Step 11

    5

    Учитывайте контекст стихотворения. Постарайтесь понять, когда и с какой целью это стихотворение было написано, чтобы уловить контекст. Возможно, автора вдохновляли исторические события или популярный на тот момент поэтический стиль. Также на него могли оказать влияние определенные картины или другие виды искусства. Контекст позволяет глубже понять замысел автора, правильно читать произведение.[11]

    • Изучайте контекст по другим текстам, научным журналам и статьям в интернете. Посмотрите на год публикации стихотворения и почитайте о литературе того времени.
  6. Изображение с названием Study Poetry Step 12

    6

    Ищите закономерности и повторения. В стихотворениях часто используются повторения, так как они позволяют подчеркнуть главную идею или тему. Поэт может несколько раз использовать одну и ту же строку в виде рефрена, чтобы вновь и вновь напомнить о важном послании. Также ищите закономерности в используемых словах или структуре стиха, которые увеличивают интенсивность. Поэт часто возвращается к определенным образам, темам, словам? Группы схожих слов образуют комбинации.[12]

    • Например, в стихотворении может снова и снова повторяться одна и та же строка: «(и) больше ничего». Задумайтесь над тем, какую цель преследует автор. Часто такое словосочетание либо фраза возвращает читателя к главной идее.
  7. Изображение с названием Study Poetry Step 13

    7

    Порядок следования идей. Порядок идей в стихотворении — еще одна возможная закономерность в тексте. Они располагаются в хронологическом порядке от настоящего к будущему? Произвольно перемещаются из прошлого в настоящее и будущее, а затем снова в прошлое?[13]

    • Иногда вместо временного порядка может использоваться другая организационная структура в виде отрывков беседы или наблюдений.
    • Например, автор может возвращаться к теме воды, описывать в разных строках океан и мелкий пруд. Тема утраченной любви может найти свое отражение в рассмотрении различных моментов из жизни лирического героя в каждой строфе.
  8. Изображение с названием Study Poetry Step 14

    8

    Подведите итог одним предложением. Рассмотрите все элементы формы и содержания, а затем попробуйте подытожить стихотворение в одном-двух предложениях. Запишите общую идею или тему, как вы ее видите. Полагайтесь на подсказки в форме и содержании, а также на собственные мысли и впечатления. Задумайтесь, о чем это стихотворение?[14]

    • Например, стихотворение «Ворон» Эдгара По можно подытожить так: «Это стихотворение говорит о страхе перед смертью, которую олицетворяет находящийся за дверью ворон».
    • Не зацикливайтесь на том, правильно ли вы поняли стихотворение. Поэзия всегда субъективна, поэтому ваше толкование может быть таким же правильным, как любое другое. Каждый человек видит стихотворение по-своему, но не забывайте подкреплять свои мысли доказательствами из текста.

    Реклама

  1. Изображение с названием Study Poetry Step 15

    1

    Покажите стихотворение друзьям или коллегам. Иногда взгляд со стороны может оказаться весьма полезным. Покажите стих близкому другу или однокласснику и спросите, что он думает о нем: «Как ты считаешь, о чем это стихотворение? Что ты чувствовал, когда его читал?»[15]

    • Также можно обратиться с такими вопросами к сотрудникам на работе или одногруппникам в университете. Обратитесь к другим студентам после занятия по литературе и узнайте мнение о стихотворении. Желательно выбрать человека, который хорошо разбирается в поэзии.
  2. Изображение с названием Study Poetry Step 16

    2

    Обсудите стихотворение в поэтическом кружке. Если вы посещаете поэтический кружок, то покажите стих своим друзьям и спросите о впечатлениях. Запишитесь в кружок, чтобы разбираться в поэтической теории, либо организуйте собственную группу любителей поэзии. Обсуждайте стихотворения все вместе, чтобы замечать как можно больше деталей и обмениваться различными толкованиями одного текста.[16]

    • Предложите друзьям прочитать стихотворение, затем выскажите собственное мнение, мысли и впечатления, чтобы начать дискуссию. Делитесь идеями и догадками, анализируйте содержание и форму стихотворения.
  3. Изображение с названием Study Poetry Step 17

    3

    Обратитесь за советом к преподавателю. Всегда полезно обратиться за помощью к учителю литературы. Покажите ему стихотворение и выслушайте авторитетное мнение преподавателя, а затем поделитесь своими идеями. Обсудите возможные подходы к анализу конкретного стиха и всего жанра.[17]

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 30 817 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как писать анализ стиха

Любое лирическое произведение отражает мироощущение поэта, поэтому, чтобы проанализировать стихотворение, необходимо знать об особенностях творческого метода, в рамках которого оно было написано. Кроме того, важным является внимательное прочтение стихотворения, поскольку его анализ должен проводиться на всех языковых уровнях: от фонетического до синтаксического. Чтобы структурировать письменный анализ стиха, воспользуйтесь инструкцией.

Как писать анализ стиха

Инструкция

Начинайте анализ лирического произведения с определения даты написания и публикации. Соберите материал по творческой истории стихотворения, т.к. фактическая сторона очень важна для понимания его темы. Укажите, кому оно посвящено, если у него есть адресат.

Определите тему произведения, т.е. о чем пишет автор: о природе, любви, взаимоотношениях лирического героя и общества, о философских категориях и т.д. Ответьте на вопрос, как тема стихотворения связана с его названием.

Проследите движение лирического сюжета: как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения, его отношение к тому, о чем автор рассказывает в произведении. В этом вам помогут слова, выражающие чувства: грусть, восхищение, страсть, горечь, уныние и т.д.

Определите особенности композиции произведения, т.е. его построения. Найдите основной композиционный прием, используемый автором: повтор, контраст, кольцо, сопоставление по ассоциации и т.д.

Найдите ведущие лейтмотивы произведения и опорные слова, их передающие. Определите общую тональность стихотворения (грусть, радость, восторг, тоска и т.д.). Дайте толкование жанра стиха (сонет, элегия, послание, эклога и т.д.).

Расскажите о лирическом герое произведения, который раскрывается через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации в данный момент. Ответьте на вопрос, какую позицию занимает автор по отношению к своему лирическому герою. Учтите, что не всегда следует отождествлять поэта и его героя.

Рассмотрите изобразительные средства произведения на разных языковых уровнях: звукопись (фонетические средства выразительности), лексика (стилистически окрашенная, наличие синонимов, антонимов, паронимов), поэтический синтаксис.

Определите идею произведения, выявленную в итоге анализа. Ответьте на вопрос, с каким посланием обращается автор к читателю.

Рассмотрите ритмическую организацию стихотворения, определите его размер и виды рифмовки.

Заканчивая письменный анализ стихотворения, определите, как особенности поэтики творческого метода, в рамках которого создано произведение, отразились в нем. Для этого, используя литературоведческий словарь, познакомьтесь с разными направлениями в истории литературы (романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм).

Источники:

  • как писать не меняешься

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут диалог
  • Как пишется ямало ненецкий автономный округ
  • Как пишут диагноз плоскостопие
  • Как пишется якутский язык
  • Как пишут детективы