Как пишут дислексики

О дислексии многие узнают, когда детство давно позади. Так было, например, со Стивеном Спилбергом, у которого дислексия была диагностирована лишь в 61 год [1]. В то же время постановка диагноза может стать важным шагом к поиску решений для улучшения качества жизни.

Что такое дислексия

Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — это распространенные особенности восприятия информации, имеющие нейрологическое происхождение. По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с разными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией, дискалькулией или СДВГ [2].

  • Дислексия — сложности развития навыков чтения.
  • Дисграфия — сложности письма.
  • Дискалькулия/акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями.
  • СДВГ/СДВ — виды синдромов дефицита внимания (и гиперактивности). Это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивности.

Чаще всего дислексию диагностируют у школьников, поэтому, если вы заметили, что ребенок медленно читает или регулярно при письме допускает специфические ошибки (пропускает или переставляет буквы, не ставит точку, слитно пишет слова), это может быть признаками дислексии и дисграфии. Важно понимать, что это никак не связано с ленью: это нейробиологическая особенность.

Дислексию часто называют «врожденной» безграмотностью. Хорошо зная орфографические правила, человек не может их применить в письменной речи. Прилагая максимум усилий для прочтения текста, он делает это медленно, по слогам или по буквам, пытается угадать окончания слов, переставляет буквы или слоги в слове, испытывает сложности в понимании смысла прочитанного. При этом интеллект сохранен, нарушений в функционировании органов слуха и зрения нет. Именно поэтому аудиокниги для дислексиков могут стать полноценной альтернативой чтению напечатанного текста.

Кадр из фильма «Одаренная»

Кадр из фильма «Одаренная»

© Kinopoisk

Дислексия и творчество

Важно понимать, что дислексия не болезнь, а особенность восприятия информации, с которой можно научиться жить. Это подтверждают многочисленные примеры актеров, художников, архитекторов, политиков, изобретателей, у которых была диагностирована дислексия. У многих известных писателей также была эта особенность, что не помешало им создать шедевры, которыми зачитываются и по сей день. Вот, информация, которую собрал сервис аудиокниг Storytel. 

Английскую писательницу Джейн Остен отец забрал из школы из-за сложностей с обучением. Она так и не смогла освоить грамоту, но это не оказалось для нее преградой, чтобы стать первой представительницей реализма, замечательным сатириком и писать романы нравов: ее «Гордость и предубеждение» [3] знают во всем мире.

Дислексия, предположительно, была и у Агаты Кристи. Она долго не могла научиться писать, а когда все-таки научилась, делала столько ошибок, что пришлось перейти на домашнее обучение, потому что и учителя, и ученики смеялись над ней. Тем не менее сегодня, вероятно, нет ни одного человека, который бы не знал ее «Убийство в Восточном экспрессе» [4] и еще сотни детективных историй.

Литературоведы считают, что дислексия была и у Владимира Маяковского. Он совершенно не понимал, как и где ставить знаки препинания — возможно, благодаря этому поэт изобрел знаменитую стихотворную «лесенку». Автор очень чутко относился к речи и чувствовал ее ритм, а мы сегодня наслаждаемся его многочисленными стихотворениями и поэмами, например «Про это» [5].

Также можно вспомнить датского писателя с дислексией — Ганса Христиана Андерсена, обладающего удивительным литературным талантом. Из-за дисграфии учеба в школе непросто давалась будущему сказочнику. Однако, несмотря на это, Андерсен начал создавать свои первые литературные произведения с десятилетнего возраста и стал всемирно известным писателем и автором 24 сборников сказок.

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

© Kinopoisk

Как распознать дислексию

Многие признаки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:

  • ребенку не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход», «выход»);
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • возникают сложности при чтении и письме;
  • ребенок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками.

Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
  • не может правильно повторить серии ударов карандашом по столу с длинными и короткими интервалами;
  • может игнорировать стоящие слева от центра страницы знаки, буквы и даже страницу.

У него нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:

  • при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • отказывается читать вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • не может определить границы слов и предложений.

Кроме того, у ребенка могут быть нарушены ориентация и память:

  • он путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • трудно ориентируется в понятиях «право — лево»;
  • плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;
  • у него наблюдаются проблемы с короткой памятью.

Еще ребенок может испытывать сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:

  • отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • ему трудно организовываться и соблюдать инструкции;
  • он теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
  • на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
  • перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.

Если вы вспомнили что-то подобное о своем детстве, обратите внимание на развитие своего ребенка. Наука сильно шагнула вперед, и сегодня есть куда больше возможностей для детей с дислексией, нежели 20 лет назад. Повторять судьбу Спилберга не стоит: зная свои особенности и особенности своего ребенка, можно уже сегодня сделать жизнь комфортнее.

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Причины дислексии

Точная причина дислексии не ясна, но ученые полагают, что эта особенность передается по наследству: у 49% родителей детей с дислексией диагностирована та же особенность [6]. И около 40% братьев и сестер детей-дислексиков также будут иметь проблемы с освоением чтения и письма.

Кроме того, функциональная МРТ показала, что части мозга, участвующие в чтении и обработке речи, у людей с дислексией работают иначе, чем у других. У дислексика области мозга, которые должны быть активными во время чтения, не работают должным образом. А также наблюдаются трудности с созреванием некоторых отделов головного мозга.

Например, когда дети учатся читать, первым делом они изучают, какой звук издает каждая буква. Затем они обучаются складывать звуки в слова. И последним шагом выясняют значения слов. Например, дети выясняют, что слово «собака» обозначает пушистое гавкающее животное, которое живет в будке.

У детей с дислексией мозг работает иначе, они с трудом соотносят буквы и звуки, поэтому им тяжелее понять, как из звуков складываются слова. Например, слово «локти» дислексик может читать как «ногти» и наоборот. А чтение превращается в медленный и трудный процесс.

Кроме генетики и особого строения мозга, существуют и другие факторы риска, которые могут привести к трудностям обучения:

  • недостаточное внимание к ребенку и отсутствие развивающей среды;
  • тяжелое протекание беременности матери, осложнения во время родов, преждевременные роды, низкий вес ребенка при рождении;
  • травмы головного мозга у малыша, серьезные инфекционные заболевания;
  • никотин, наркотики, алкоголь, которые женщина употребляла во время беременности.

Дислексия не приговор

Дислексия — это результат нейробиологических особенностей человека, она не считается заболеванием, так как интеллект ребенка полностью сохранен. В Международной классификации болезней дислексия, дисграфия и дискалькулия отнесены к расстройствам психологического развития как специфические трудности обучения. В России в нормативных документах системы образования эти термины практически не употребляются, но специалисты часто используют их в общении с родителями и между собой.

Дислексия не диагноз, а нарушение, лекарства для мгновенного избавления от которого еще не изобрели. Ребенку с дислексией и дисграфией требуется помощь специалистов на протяжении нескольких лет, а иногда всего школьного обучения.

Основательница и учредительница Ассоциации родителей детей с дислексией [7] Мария Пиотровская подчеркивает: «На протяжении пяти лет Ассоциация дислексии делает все возможное, чтобы родители и учителя были осведомлены о проблеме и могли вовремя обнаружить у детей дислексию и другие трудности обучения. Очень важно, чтобы родители, педагоги, специалисты сопровождения и, конечно же, дети могли получить профессиональную помощь и поддержку.

Если вы видите, что у ребенка есть трудности обучения, — не медлите, сразу обращайтесь к логопедам или нейропсихологам. Ведь своевременное обращение к специалистам за консультацией даст возможность начать коррекционные занятия с профессионалом, что в будущем улучшит показатели успеваемости ребенка в школе. В Ассоциации дислексии все граждане РФ могут пройти онлайн-диагностику у специалистов бесплатно!

Мне бы очень хотелось, чтобы жизнь каждого ребенка в школе не превратилась в кошмар, в буллинг со стороны педагогов и одноклассников, а стала прекрасным и интересным путешествием по знаниям, результатом которого станет выбор любимой профессии. Со стороны Ассоциации мы делаем все возможное, чтобы осведомить о дислексии как можно больше людей нашей страны, и очень здорово, что в этом нам помогают многие благотворительные фонды и организации».

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Что делать взрослым и детям с дислексией

Сегодня есть два основных подхода к определению дислексии.

Педагогический — когда есть признаки дислексии, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования у педиатра, невролога, психолога. Эта форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.

Клинико-психологический — когда признаки дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития. Чтобы найти эти нарушения, нужно также обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, нейропсихологу.

Родителям важно помнить, что сам по себе человек с дислексией не требует лечения.

Специалисты, которые чаще всего занимаются дислексией

Невролог

При необходимости невролог делает энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Определяет, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин. Очень важно вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. За помощью можно обращаться как в поликлинику, так и в неврологические диагностические центры и институты.

Психолог

Психолог помогает выявить уровень стресса человека. У дислексиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание происходящего делают детей замкнутыми и еще более непонятными для окружающих, что затрудняет социализацию.

Нейропсихолог

Специалист по нейропсихологии помогает выстраивать новые нейронные связи — процесс этот небыстрый и длится 9−12 месяцев. Поэтому не стоит тратить время и деньги на краткосрочные «курсы лечения» и «восстановления».

Кроме того, если вы обнаружили признаки дислексии у своего ребенка, можно обратиться к специалистам Ассоциации родителей детей с дислексией за бесплатной онлайн-консультацией или в специализированные центры [8].

Взрослые с дислексией также могут обратиться за помощью к логопеду или нейропсихологу. Во время диагностики специалист оценивает фонологические навыки, беглость чтения, орфографию, понимание прочитанного и многое другое. Консультацию должен проводить профессионал, хорошо разбирающийся в нарушениях развития речи и чтения. 

15.02.2022

Что большинство из нас знает о дислексии? Многие ответят, что дислексики не умеют писать и читать и никак не могут освоить эти навыки. Некоторые скажут, что это болезнь, которую нужно лечить. Но все такие утверждения лишь отчасти правдивы.

Даже официальная статистика говорит, что 15-20% всех людей на планете имеют те или иные дислексические трудности. Однако в нашей стране на проблемы дислексиков не принято обращать особого внимания. Отсюда – существование различных мифов о дислексии, которые очень далеки от реальности и усложняют жизнь детям с трудностями в чтении и письме, а также и их семьям в целом.

В статье разберём, какие же представления о дислексии являются ошибочны.

Дислексия – это болезнь

Именно так на данное неврологическое расстройство смотрит большинство медиков, педагогов и логопедов. Соответственно, дислексиков лечат, в том числе опасными ноотропными препаратами, которые очень часто только усугубляют проблему и наносят вред психофизическому и интеллектуальному состоянию ребёнка.

Как устроен мозг дислексика

Соответственно, под причины дислексии подводят самые различные факторы:

  • Токсическое поражение центральной нервной системы плода во время беременности матери.
  • Гипоксическое или инфекционное повреждение головного мозга ребёнка.
  • Черепно-мозговые травмы, различные детские инфекции и др.

Более подробно о реальных причинах дислексии можно прочитать в отдельной статье.

В действительности, дислексия, и это является научно доказанным фактом, – генетическая особенность функционирования мозга. Другими словами, ребёнок рождается с дислексией, и она у него СОХРАНЯЕТСЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

Вопрос качества жизни дислексика напрямую зависит от того, будет выполнена коррекция дислексии или нет.

И отсюда вытекает ещё один миф.

Дислексиков нужно лечить!

Нет, это ложное утверждение! Дислексиков бесполезно лечить: ни медикаментозное вмешательство, ни лечение травками, бесконечные занятия с логопедом не дадут нужного результата.

Дислексики нуждаются в коррекции своего состояния, их можно научить читать и писать, если учитывать особенности функционирования мозга.

Суть коррекции дислексии заключается в обеспечении согласованной работы полушарий мозга (обязательно должно доминировать левое полушарие мозга), а также формировании правильной нейродинамики чтения и письма, преодолении моторных трудностей и различных психоэмоциональных проблем. И для этого детям-дислексикам совершенно не нужны таблетки!

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе коррекция дислексия осуществляется исключительно педагогическими методами и специальными физическими упражнениями, которые направлены на стимуляцию работы левого полушария мозга. Применяемые методики, через активизацию работы левого полушария, позволяют всего за 14 дней согласовать работу полушарий мозга, что и открывает детям и взрослым доступ к уверенным навыкам чтения и письма. Вот почему важно именно родителям и педагогам научиться совершенно по-другому воспринимать дислексию и понять, какие преимущества она даёт по жизни.

У дислексиков прыгает текст перед глазами

Дети с дислексией на занятиях по чтению в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

В Интернете очень много видеороликов, которые показывают, как якобы видят текст дислексики. Сегодня всё чаще можно встретить такие видео в интернете, где смоделирован «взгляд» человека, у которого выражена рассогласованность в работе мозга. Считается, что у дислексиков текст буквально расплывается перед глазами, а буквы и целые строчки меняются между собой местами. Но эти видео демонстрируют рассогласованную работу мозга — только и всего. Да, если смотреть такие ролики, то полушария вашего мозга тоже будут рассогласовываться, в результате и вы будете также видеть, причём не только текст!

Но если бы это было действительно так, то как дислексики могли бы читать? На самом деле около 60% всех дислексиков не испытывают каких-то серьёзных трудностей с чтением и письмом – они понимают, что читают, у них нормальный почерк. Да, при этом на письме они могут совершать классические дислексические ошибки и не видеть их, но самое главное в том, что они пишут и читают!

Ответы, почему так происходит и как помочь дислексику быстро улучшить навыки чтения и письма, – в книге учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного».

В действительности у дислексиков прыгают не буквы или строчки – у них прыгает взгляд. Другими словами, они испытывают проблемы с концентрацией внимания и не могут сосредоточиться на тексте.

И дислексиков относительно просто научить бегло читать и понимать прочитанный текст. Для этого требуются физические упражнения, которые согласовывают работу мозга и учат следить глазами по строчке. Неотъемлемым и даже самым главным упражнением для дислексика является графокоррекция, которая не только приводит в норму работу мозговые ритмы, способствует улучшению техники письма и чтения, но и позволяет решить многие психоэмоциональные проблемы.

Что поможет при коррекции дислексии

К тому же заниматься графокоррекцией можно самостоятельно – для этого разработан онлайн-курс, в котором учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе подробно рассказывает о данной методике и объясняет, что и как нужно делать.

Мы знаем, что дислексия – это особый мозг, а не болезнь или отклонение в развитии! Наоборот, дислексия, при коррекции в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, даёт возможность раскрыть потенциал мозга, приобрести навыки, которые недоступны другим людям. Но первый шаг на пути к этому – коррекция дислексия, после которой жизнь ребёнка и всей его семьи меняется кардинально, причём меняется исключительно в лучшую сторону.

Дислексия: упражнения, чтобы научиться писать

Свободина Наталья<br>Генриховна

Содержание:

Как объяснить ребенку, что с ним происходит

Упражнения, чтобы научиться писать

Как превратить минусы в плюсы

Научный журналист о дислексии

Наталья Свободина, учитель-логопед и практический психолог, завершает серию материалов о дислексии, дисграфии и других нарушениях чтения и письма. Как выбрать логопеда? Что делать, если дислексия подтвердилась? Как помочь ребенку научиться не только жить с этими особенностями, но и постараться использовать их плюсы? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в третьей, заключительной, части спецматериала «Дислексия — не болезнь». 

упражнение по устранению дислексии

Как выбрать логопеда

Выявлением дислексии занимается целая команда специалистов. В нее входят логопед, психолог, нейропсихолог. Иногда мы направляем ребенка к неврологу, если есть сопутствующие заболевания, которые мешают освоить чтение и письмо. Затем такая же мультидисциплинарная команда работает с ребенком.

Однако родителям надо в первую очередь обращаться к логопеду. Выбрать лучше опытного специалиста, с большим стажем работы. По моему опыту, один специалист не может одинаково хорошо корректировать и заикание, и нарушение речи при ДЦП, и дислексию, так как каждый логопед специализируется на чем-то одном или на группе близких нарушений.

Если вы не знаете, в какую клинику обратиться, начните с государственного учреждения, потому что туда никогда не попадут люди, закончившие интернет-курсы. В государственные клиники берут на работу только специалистов с академическим профильным высшим образованием.

Логопед направит вас к другим врачам, даст рекомендации, назовет фамилии тех, к кому стоит обратиться. В Москве я советую воспользоваться услугами Городского психолого-педагогического центра. Он имеет 38 отделений по всему городу, в которых работают и логопеды, и психологи, и нейропсихологии. Там же проводятся консилиумы для диагностики.

Как объяснить ребенку, что с ним происходит

дислексия у детей

Если дислексия подтвердилась, это не повод отчаиваться. В первую очередь, ребенку надо объяснить, что с ним происходит. Это позволит ему не погружаться в комплексы, видя успехи сверстников, и даст мотивацию для занятий.

Пятилетним детям я объясняю так: «У нас в голове есть целый мир — это наш мозг. Он состоит из правой и левой половинок, которые соединены мостиком». Я прошу детей соединить ладони и переплести пальцы. Затем говорю: «Представьте, что правая рука — это правое полушарие, а левая — левое. Когда пальцы переплетены, полушария работают слаженно. Тогда вы сосредоточены, можете лучше читать, писать».

Затем прошу расплести пальцы, не разъединяя рук (кулачок к кулачку), и поясняю: «Но вот между ними как будто — раз! — и опустилась занавеска. Все. Одно полушарие «задремало», а другое «улетело». Вы слышите, что учительница что-то говорит, а сами в это время мечтаете о чем-то. А на уроке это мешает. Поэтому мы будем выполнять упражнения, укрепляющие наш мостик между полушариями».

Упражнения, чтобы научиться писать

  1. Мы уже рассказывали о динамической пробе «кулак — ребро — ладонь». Она же может служить и упражнением. Можно усложнить его: попросить ребенка по команде показывать разные фигуры одновременно разными руками, например, левой — ладонь, правой — ребро.
  2. Чтобы облегчить процесс чтения, можно предложить ребенку пальцем или небольшой полоской чистой бумаги закрывать часть текста слева или справа либо с двух сторон, оставляя середину. Какой вариант выбрать, может решить только сам читающий. Иногда это помогает, так как при чтении глаза двигаются не плавно, а скачкообразно. Они могут возвращаться к уже прочитанному или забегать вперед слишком далеко. В этих случаях на помощь приходит частично закрытая строка.
  3. Многие специалисты используют такой прием, как проговаривание вслух при письме. Но ребенка бывает сложно убедить это делать. Тогда я прибегаю к очень условному объяснению этого приема. Говорю ребенку: «Представь, что вот здесь (показываю на его затылок) есть маленький кабинет, в нем сидит директор, который руководит твоим чтением и письмом. К директору приходят сигналы от твоих ушей, глаз, губ, языка, и он дает команду твоей руке, что написать. Если сигналы будут слабые, непонятные, может получиться как в испорченном телефоне. Ты хочешь написать слово «старушка», но еле-еле шевелишь языком, произносишь слово нечетко, и в тетради получается «подушка» или «горбушка». Твоему «директору» в маленьком кабинете некогда разбираться с тем, что ты там пробормотал. Ему надо скорее давать команду, что писать. Поэтому и получается, что ты пишешь совсем не то, что хотел».
  4. Часто мне дети говорят: «А я пишу молча». Но ни дети, ни взрослые на самом деле не пишут молча! Наш язык все время совершает микродвижения.

Попробуйте вытащить кончик языка, прикусить его и начать писать от руки. Уверяю вас, через какое-то время вы почувствуете дискомфорт и остановитесь, потому что язык не сможет совершать свои обычные микродвижения. Надо отметить, что письмо с проговариванием вслух — это не то же самое, что диктовать себе во время письма. В чем разница — объясняют на занятиях логопеды.

Как превратить минусы в плюсы

коррекция дислексии

Дислексию можно скорректировать, помочь ребенку научиться не только жить с этими особенностями, но и постараться использовать их плюсы. А они есть, потому что у дислексиков, как правило, особое видение — они отличаются ярким, образным мышлением. Но и родителям, и детям надо настраиваться на долгую кропотливую работу.

Научный журналист о дислексии

Юлия Муштакова, автор фильма «Дислексия: болезнь ленивых и гениев» на телеканале «Доктор», говорит так: «Мы заинтересовались проблемой дислексии в том числе и потому, что часто слышим от зрителей: ребенок плохо учится, посоветуйте логопеда, нейропсихолога. Проблема оказалась гораздо глубже, чем выглядела на первый взгляд.

Во-первых, потому, что даже по самым приблизительным подсчетам касается каждого пятого школьника в России. Во-вторых, точные причины дислексии — до сих пор загадка и для врачей, и для ученых. В-третьих, дислексия из медицинской проблемы становится социальной. Ребенок сталкивается с унижениями в школе, критикой родителей. Он чувствует, что разочаровал своих близких, считает себя не таким, как все, уверен, что он глупее, хуже других. Естественный выход для него — замкнуться в себе, избегать любого общения, откровенно провоцировать конфликты, словом, все то, что называется девиантным поведением.

Эксперты фильма поделились, что за рубежом даже есть статистика: в регионах, где с детьми-дислексиками работают в школах, создают им специальные условия, количество преступлений, совершаемых подростками, ниже, чем там, где дислексию игнорируют. Организаторы этого исследования, собиравшие статистику, обнаружили, что в тюрьмах оказывается огромное число осужденных именно с таким диагнозом. Часто человек, столкнувшийся с проблемой, растерян. Он не знает, к кому идти, к каким врачам обращаться.

В фильме «Дислексия: болезнь ленивых и гениев» мы постарались дать родителям алгоритм действий, как помочь ребенку. Главное, мы хотели показать, что они не одни с этой проблемой, и дислексия не мешает добиваться успехов».

Материал подготовлен совместно с телеканалом «Доктор».

Фото: ©  Depositphotos

26 октября 2021 14:30 | Отредактировано: 26 января 2022 12:38

* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

 
Вы в курсе, что объединяет таких разных людей, как Уолт Дисней, Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Уинстон Черчилль? Значит, вам знаком диагноз дислексия – частичное специфическое расстройство навыков чтения. Если доверять биографам, все эти знаменитости испытывали очень серьезные сложности с чтением, то есть были дислексиками. К слову, биографии перечисленных личностей подтверждают, что можно прожить яркую жизнь, несмотря на обидный детский ярлык «не такого как все». В этой статье разберемся, как дислексики воспринимают текст и можно ли корректировать неспособность к чтению.

Общие сведения

Дислексия обусловлена недоразвитием или выпадением психических функций, реализующих процесс чтения. Согласно официальной статистике расстройство встречается у примерно 5% детей с нормальным уровнем интеллекта. На каждую девочку с дислексией приходится 4 мальчика-дислексика. Расстройство может выглядеть как синдром, когда нарушение чтения сопровождается частичным расстройством письма (дисграфией), или проявляться самостоятельно.
 

Причины дислексии

Человек с дислексией не способен корректно распознавать буквы. Речь дислексика несвязна, неправильно оформлена с грамматической точки зрения, отличается скудостью словарного запаса. Расстройство может быть обусловлено биологическими и социальными причинами.
 

Биологические факторы

Большинство специалистов склоняются к тому, что в большинстве случаев дислексия развивается под влиянием патологий биологического характера в пренатальном периоде:

  • поражение ЦНС вследствие внутриутробной интоксикации или иммунного конфликта;
  • гипоксия мозга плода в утробе матери, патологии развития пуповины, родовая асфиксия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • травматизация во время сложных родов.

Социальные факторы

Социальные факторы легче поддаются коррекции, что отличает их от биологических. К ним относятся:

  • недостаток общения у ребенка;
  • погрешности в обучении и воспитании (педагогическая запущенность);
  • двуязычие (дети-билингвы могут путать символы из разных языков);
  • слишком ранее начало обучения;
  • дефицит социально-эмоциональных контактов, отдаление от матери (синдром госпитализма).

Люди, подвергавшиеся жесткой критике из-за их особенности в детстве, впоследствии страдают от низкой самооценки и нуждаются в психологической помощи.

Влияние дислексии

  • Орфография
  • Образование
  • Чтение
  • Здоровье
  • Жизнь
  • Карьера
  • Самооценка
  • Математика

 

Патогенез

Чтение – это психофизиологический процесс, при котором одновременно задействуется несколько систем-анализаторов: зрительная, речезвуковая, речедвигательная. Сбои в работе систем нарушают единство процесса. Если с точки зрения психолингвистики механизм дислексии следует рассматривать как частичную задержку развития психических функций, то с когнитивной – это нарушение одного или нескольких познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, осмысливания). И одно, и другое приводит к трудностям с чтением и обучаемостью.
 

Классификация

Специалисты выделяют шесть форм дислексии – в соответствии с механизмом, который нарушен. Каждая из форм требует особого внимания специалистов и семьи.

  • оптическая – зеркальное чтение, перескакивание на соседнюю строку, сложности с различием похожих символов («о» и «е», «b»и «d»);
  • фонематическая – самая распространенная проблема (искажение структуры слов, перестановка слогов);
  • аграмматическая – ошибки в построении речевых отрезков («пойдем дом», «белый птица»);
  • семантическая – беглое чтение на фоне абсолютного непонимания смысла;
  • мнестическая – трудности распознавания букв во время артикуляции (отсутствие понимания связки между звуками и буквами);
  • тактильная – типична для слабовидящих (сложности с пространственным распознаванием).

Симптомы дислексии

Расстройство выявляется в возрасте6-10 лет. У дислексиков не получается сопоставлять звуки и буквы, поэтому показатели техники чтения у них намного хуже, чем у сверстников. Параллельно могут наблюдаться грубые ошибки письма.

Дислексия негативно влияет на процесс формирования личности. Неудачи в школе на уроках чтения могут способствовать развитию мнительности, тревожности, проявлению других аффективных реакций.
 

Фонематическая дислексия

Фонематическая форма дислексии вызвана недоразвитием процессов восприятия, связанных с анализом и объединением составных частей слов в единое целое. Симптомы проявляются в виде замены и смешивания звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам («том» – «дом», «ток» – «кот»), а также с искажением структуры языковых единиц.
 

Семантическая дислексия

Семантическую форму дислексии (так называемое механическое чтение)следует воспринимать как затрудненное понимание синтаксических связей. Также это результат бедности словарного запаса. Пациент понимает слова только в отрыве от текста, поэтому не может зафиксировать смысл прочитанного.
 

Аграмматическая дислексия

В аграмматической форме дислексии симптоматика связана с погрешностями в построении речевых конструкций. Во время чтения пациент неправильно применяет падежи, окончания, может путать времена. Аграмматическая дислексия предполагает допущение аналогичных проявлений и в устной речи.
 

Мнестическая дислексия

Симптомы при мнестической форме дислексии обусловлены неспособностью связывать визуальную форму символа с ее акустическим эквивалентом. Пациенту сложно соотнести звук и обозначающий его печатный (рукописный) знак. Попросту говоря, он не запоминает букв.
 

Оптическая дислексия

Оптическая форма дислексии выражается как чтение задом наперед, предполагает сложности с фокусированием взгляда на нужной строке. Оптическую дислексию объясняют недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений.
 

Тактильная дислексия

Тактильная форма дислексия присуща людям с тяжелыми пороками зрения и проявляется в виде смешения тактильно сходных символов при чтении по Брайлю. Пациент может путать буквы, соскальзывать со строки, пропускать речевые единицы, искажая смысл прочитанного.
 

Диагностика

Дислексия может быть диагностирована только при определенных условиях:

  • отсутствие диагностированной умственной отсталости;
  • отсутствие патологий слуха и зрения;
  • отсутствие расстройств психики, напрямую влияющих на способность читать;
  • не ранее, чем через 2 года от начала активного обучения;
  • ребенку подходит выбранный метод обучения чтению, стимулирует его учиться;
  • сложности возникают только в ходе выполнения заданий, связанных с чтением.

Чтобы обследовать ребенка, можно прийти к логопеду, нейропсихологу, детскому неврологу. Специалисты клиники Исаева консультируют по проблемам дислексии и дискалькулии, общего недоразвития речи, нарушений темпа психического развития, дефицита внимания. Обследование охватывает сбор анамнеза, оценку состояния артикуляционного аппарата, проверку моторики. С помощью специальных тестов врач проводит диагностику устной и письменной речи, а также нейропсихологическую диагностику.

Взрослому человеку официальный диагноз дислексия впервые должен поставить врач-психиатр. Запишитесь на прием к платному психиатру клиники доктора Исаева.
 

Коррекция и лечение дислексии в клинике Исаева

Если обнаружить признаки дислексии в дошкольном возрасте, это дает возможность оперативно и эффективно корректировать проблему. Чтобы приступить к коррекции, необходимо исключить другие расстройства, которые могут коррелироваться с нарушениями речевых процессов. Для лечения расстройства необходима помощь дефектолога, клинического психолога, нейропсихолога.

В клинике неврозов доктора Исаева к преодолению проблемы подходят комплексно, с применением современных методик и с учетом оценки всего спектра нарушений речи и психики у пациента. Не следует упускать из виду, что спутниками дислексии и дисграфии могут быть сидром дефицита внимания, гиперактивность, стрессы, несформированность высших психических функций. В клинике работают квалифицированные врачи, которые успешно лечат сложные когнитивные расстройства. Чтобы обратиться к компетентному специалисту, позвоните по номеру +7 (495) 463-09-45.

Вопросы:



Почему реабилитация необходима пациентам с двойным диагнозом?

Современная клиническая психология делает акцент на необходимости реабилитации пациентов с психическими расстройствами и психологическими проблемами. В основе некоторых заболеваний лежит нарушение психофизиологических процессов, поэтому лечение без реабилитации не принесет стойкого ожидаемого результата. В нашем центре успешно применяются современные программы медикосоциальной реабилитации для самых разных групп пациентов.



Дислексия проходит с годами?

Без коррекции и грамотного лечения проблема не проходит с возрастом. Детская дислексия – это всегда неуверенность в себе, социальная тревожность, депрессия вплоть до мыслей о суициде во взрослом возрасте. Помогут только направленная коррекция расстройства при условии психологической поддержки, а также работа с семейной системой. Обратитесь за помощью в клинику Исаева.



Можно ведь просто взять справку для школы и жить спокойно. Не зря же говорят, что дислексия – это болезнь гениев?

Действительно, есть исследования на тему того, что дети-дислексики обладают незаурядным умственным потенциалом. Но рассчитывать на спокойную жизнь ребенка-школьника со справкой не стоит. Под негативным давлением реальных обстоятельств ребенок может быстро утратить врожденную способность к освоению мира. Заботливые и ответственные родители обязательно воспользуются профессиональной помощью, чтобы вырастить из дислексика в первую очередь счастливого, а возможно и гениального человека.

У вас есть вопросы? Звоните!

Не откладывайте лечение, получите бесплатную консультацию по телефону прямо
сейчас. Мы гарантируем полную анонимность и конфиденциальность при
обращении в нашу клинику. Клиника работает круглосуточно.

ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ

У вас есть уникальная возможность получить КРУГЛОСУТОЧНО анонимную консультацию, записаться на прием или госпитализацию, вызвать доктора или скорую помощь, получить ответы на свои вопросы. Мы выделили отдельную «горячую линию» в приемном отделении. ЗВОНИТЕ:
+7 (495) 367-30-99

Дислексия, дисграфия и дискалькулия — нейробиологические особенности, при которых человеку трудно читать, писать или считать, но при этом его интеллект не нарушен.

Причины возникновения этих особенностей неясны, но могут быть связаны с наследственностью. В России, как правило, дислексию диагностируют в начальной школе, когда ребенок осваивает навыки чтения, письма и счета. Вместе с тем часто на эту особенность не обращают внимания, списывая трудности на лень или невнимательность.

Мы поговорили с тремя читательницами Тинькофф Журнала о том, как они узнали, что у них дислексия, как эта особенность повлияла на их учебу в школе, университете и как сейчас отражается на повседневной жизни.

Это истории читателей из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

«Все просто рекомендовали больше стараться»

О себе. У меня дислексия и дисграфия. Я с трудом справляюсь с написанием и чтением больших текстов, пропускаю слова в предложениях, не замечаю грамматические и пунктуационные ошибки — например, меняю местами «бкуыв» в словах. У меня сложные и запутанные отношения с текстом, даже написание этого материала я откладывала два месяца.

Когда я была маленькой, мама всегда читала мне перед сном бесконечное число сказок, книги Астрид Линдгрен, мои любимые «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, повесть «Хоббит, или Туда и обратно» Толкина. Эта традиция была одной из самых важных, мы относились к ней с особым трепетом. Некоторые фразочки из прочитанных тогда книг цитируем до сих пор.

Мне очень нравились истории. Детское воображение само рисовало сцены, я сопереживала героям и любила обсуждать сюжетные повороты с мамой. Тогда книги казались интереснее мультиков и фильмов, всегда не терпелось поскорее услышать следующую главу. Услышать, а не прочитать самой — ключевой момент.

Мама пыталась научить меня читать до школы, но я знаю об этом только по рассказам. Видимо, ее попытки были мягкими, ненасильственными. В памяти осталась лишь моя любовь к рассматриванию детских книг с картинками — совершенно не помню в них текста.

Как дислексия влияла на учебу в школе и вузе. Все изменилось, когда я попала в школу — сначала в подготовительный класс, а потом и в первый. Это была самая обычная образовательная школа, без углубленок и тематических направлений, рассчитанная на среднего ребенка без особых амбиций. Моя жизнь превратилась в маленький персонализированный детский ад.

Я была скромным, нежным и старательным ребенком. Мне было важно одобрение взрослых, было важно быть хорошей, а хорошие девочки — отличницы, со всем справляются с легкостью и при этом всегда в приподнятом настроении. Я же в школе на уроках родной речи цепенела. Любое, даже самое простое упражнение давалось мне с большим трудом. Это не вязалось с моим представлением об успехе.

Меня всегда учили, что знания — сила, а если чего-то не понимаешь — просто плохо стараешься или недостаточно интересуешься. У меня же учиться совершенно не выходило. Точнее, мне не давались предметы, где нужно было контактировать с буквами. Спасали цифры — с ними мы сразу подружились. Математика, а затем алгебра и геометрия давались с легкостью: я обожала решать задачи и примеры, доказывать теоремы, строить графики и выводить красивые решения.

Единственной сложностью в начальной школе были излишне «литературные» задачи, я в них путалась и не понимала, чего от меня хотят. Когда формулировки задач стали сухими и однозначными, без героев, делящих яблоки, я стала успешно с ними справляться.

Особым видом извращенной пытки была техника чтения. Пишу о ней спустя 20 лет, а комок все равно подступает к горлу. Мы читали на время — все еще не понимаю смысла этого упражнения. Но факт остается фактом: я читала медленнее всех. 27 слов в минуту в четвертом классе — мой рекорд, одноклассники читали в три-четыре раза быстрее. На других уроках спасали любознательность и трудолюбие: я правда старалась соответствовать требованиям к учащимся начальной школы.

Мама пыталась помочь: записывала на курсы по скорочтению, водила на кружки, но это не помогало. Никто из взрослых не присмотрелся и не изучил мою особенность. Все просто рекомендовали больше стараться, практиковаться, больше читать и писать. Просто делать больше. Спойлер: так не работает. Сейчас понимаю, насколько это было непедагогично и жестоко по отношению к маленькому ребенку.

Книги стали символом сакрального знания, доступ к которым я получала, проходя через часы мучения. В средней школе уже не было соревнований по чтению на скорость, зато появились толстенные произведения, вызывающие у меня самые отчаянные чувства. Появился и первый человек, который со строгостью и терпением отнесся к моим антиспособностям, — учительница по русскому и литературе. Она просто была со мной справедлива: я получала свою заслуженную тройку по русскому языку — диктанты давались мне особенно тяжело — и пятерку по литературе.

Как так выходило? Во мне сочетались полная безграмотность и умение запоминать и анализировать тексты. Я читала медленно, но с интересом, запоминала все мельчайшие подробности и с легкостью препарировала текст. Нас учили думать, высказывать свое мнение и писать сочинения, а я это дело обожала. Всего лишь нужно было потерпеть во время чтения и написания текста.

Если сочинения были в качестве домашнего задания, я всегда отдавала их на «корректуру»: кто-то из взрослых читал мои тексты в черновике и исправлял грамматические ошибки, а я потом переписывала на чистовик. Такой помощью пользуюсь всю жизнь, всегда прошу перепроверить свежим взглядом мой текст. И этот тоже.

Чем толще становились книги в старшей школе, тем невыносимее было их читать.

Я просто не успевала подготовиться к урокам и стала искать обходные пути. Сначала были книги с готовыми домашними заданиями по литературе и бесконечное число кратких содержаний, но такие форматы меня быстро перестали устраивать. Авторы пересказов упускали важные детали, теряли мысли — из-за этого мои сочинения становились бездушными и неинтересными. Я переключилась на фильмы, пыталась находить аудиокниги и лекции. Оказалось, что я великолепно воспринимаю информацию на слух. Снова начала просить маму, подруг и всех, кому доверяла, читать мне вслух.

Неожиданно у меня проявилась какая-то странная любовь к писательству и анализу. Школа начала отправлять мои сочинения на конкурсы, я даже что-то выигрывала. Забавно — подросток, который с трудом справляется с чтением, но при этом прекрасно сочиняет.

Если литература стала для меня одним из любимых предметов, то с русским языком мы так и не смогли подружиться. Учительница порекомендовала просто запомнить все правила и пользоваться ими как формулами — по аналогии с математическими задачами. Поэтому все те «задачи», которые можно решить с помощью языковых теорем, стали мне поддаваться.

В старшей школе, после года усердной подготовки с репетиторами, я успешно сдала ЕГЭ по русскому языку и литературе. Эти экзамены собраны по шаблонам и четким правилам. За школьные годы я научилась справляться с паттернами, поэтому баллы по всем предметам были почти максимальные.

Пока училась в школе, мне не приходило в голову, что все эти мучения — симптомы, а не просто неспособность. Вера взрослым — страшная вещь, я сама была убеждена, что плохо стараюсь, недостаточно учусь. Но перед поступлением в университет случайно наткнулась на какую-то лекцию про типы восприятия информации. Люди с дислексией там были представлены как отдельный тип, имеющий определенные паттерны и сложности в обучении.

После этого я прочитала бесконечное число статей, прошла множество тестов, обращалась к специалистам и находила все больше подтверждений двум вещам: первая — у меня дислексия и дисграфия; вторая — в нашей стране дети с такой особенностью не получают должного внимания и, соответственно, не имеют доступа к специальным программам обучения. Дислексия — не болезнь, от нее нельзя вылечиться, но это особенность, которую нужно учитывать.

В университете градус напряжения резко спал: я училась на дизайнерку. Единственной реальной сложностью оказался экзамен по английскому языку, обязательный в конце второго курса. Это была упрощенная версия IELTS. Моей задачей было набрать минимальное количество баллов, просто чтобы не попасть на пересдачу.

За год до экзамена я наняла репетитора, который целенаправленно готовил меня к тесту. Забавно, что учитель особо не понимал, как со мной работать. Зная свои особенности, я сама направляла учебный процесс: каждый раз формулировала запрос и предлагала варианты усвоения новых тем. За год я научилась писать простейшие тексты и говорить. Экзамен сдала успешно.

Как дислексия проявляется сейчас. Говорят, что дислексия и дисграфия острее видны у детей и с возрастом становятся «легче». Я все ждала, когда моя особенность станет незначительной и перестанет так сильно влиять на жизнь. Но я повзрослела, а проблемы остались: все еще пишу с ошибками, пропускаю буквы в словах, переставляю местами слова в простейших предложениях, читаю медленно и с большим трудом.

При этом у дислексиков часто бывают проблемы с заполнением бланков и документов — у меня же этого нет. Думаю, здесь мою особенность компенсируют природная усидчивость и умение сосредоточиться на рутинных делах, требующих особой точности и внимания.

Но кое-что все же изменилось: я научилась принимать свою особенность, открыто о ней говорить — не как о проблеме, а как о части меня самой, которая имеет много преимуществ.

Единственное, чего жутко стесняюсь, — я совершенно не воспринимаю чужие имена и фамилии, ни на слух, ни на письме. Коверкаю ударения, написание и постоянно ошибаюсь. Всегда очень стыдно из-за этого.

По профессии я дизайнерка и, как бы иронично это ни звучало, некоторое время занималась версткой книг. Мне легко работать с текстом как визуальным массивом, нуждающемся в структурировании и систематизации. И еще я работаю с бесконечным числом редакторов, корректоров и с людьми, для которых текст — основной рабочий инструмент. Может показаться странным, но как раз они спокойнее и снисходительнее всего относятся к ошибкам. Я не испытываю никаких трудностей в коммуникации по рабочим вопросам.

До 2022 года на моей книжной полке не было художественной литературы, только нон-фикшен. А в конце этой зимы я перестала слушать музыку, смотреть фильмы — и внезапно художественная литература стала отдушиной

Сейчас почти не пишу тексты от руки, с орфографическими ошибками помогают справляться базовые программы. Я научилась довольно быстро читать про себя, единственное — учитываю усталость и делаю перерывы. Книги для меня — больше не символ недоступного сакрального знания, а просто один из способов получения информации. Не самый удобный, не самый любимый, но все же не запретный.

Именно усталость — основной фактор обострения дислексии. По вечерам после работы я могу начать заговариваться и заикаться, забывать, как пишутся и произносятся простейшие слова. Но я к этому привыкла и просто стараюсь бережно к себе относиться и не перенапрягаться.

Мне бы хотелось, чтобы дислексики были больше представлены в общем информационном поле. Видимость позволяет людям с такими же проблемами, как у меня, находить отклик, поддержку и разделять свой опыт с другими. Чем больше будет рассказано историй, тем меньше детей, возможно, будут себя считать какими-то не такими.

«Только в Англии в 17 лет я узнала, что у меня дислексия»

О себе. Я выросла в очень начитанной и образованной семье, но сама читать не любила, у меня не получалось. В детстве ни я, ни родители не осознавали, что это связано с дислексией, — в моей юности никто даже слова такого не знал. Так рождается большой комплекс «ты самый глупый в компании» — особенно когда в окружении много умных людей. Думаешь, что ты какой-то «неправильный».

Как дислексия влияла на учебу в школе и вузе. Я сменила четыре школы и почти везде училась плохо. Отчасти из-за дислексии, отчасти из-за других причин. Практически никто не догадывался о моей особенности: я просто всегда считалась человеком, который адски неграмотно пишет.

Дислексия возникает по разным причинам, в том числе из-за психологических потрясений. Думаю, это мой вариант. Помню, что до пятого класса училась хорошо, но в четвертом родители почему-то перевели меня в другую школу. Примерно в тот момент начала проявляться дислексия.

Подростком я поступила в третью школу и тогда уже плохо писала. Там я окунулась в историю под названием «Анина неграмотность — это очень смешно, давайте посмеемся все вместе». Каждый поход к доске на уроках русского языка превращался в своеобразный walk of shame. Самое страшное — ты пишешь и искренне не понимаешь, в чем ошибка, не видишь ее, не замечаешь, что дублируешь слова или переставляешь буквы.

Любимый пример: слово «мужчина» в моей голове превращалось в «мурчина» — как я его слышала, так и писала. Или как-то раз я написала бессмысленную фразу swimming pool is being pool. Эта проблема преследовала меня до конца школы, поэтому я решила сразу наречься двоечником, чтобы снять с себя ответственность перед образованной семьей и не сойти с ума. Но мне очень помогала лучшая подруга, которая проверяла мои тексты. Кажется, она эксперт по моей дислексии.

В какой-то момент в моей жизни появились переписки во «Вконтакте». Стало еще «веселее», ведь интернет и подростки довольно злые. Появился страх писать что-либо в публичное пространство, страх осуждения и дикая неуверенность в себе. Я с этим справилась и сейчас замечаю, как порой издеваются над подростками с явной дислексией. Искренне им сочувствую: в этом возрасте сложнее обороняться и осознавать, что ты не идиот и не виноват.

Насчет цифр у меня есть интересное наблюдение. В первой школе, где у меня не было проблем с русским, не было их и с математикой, до шестого класса я круто считала. Сейчас я не считаю в голове и с большим трудом взаимодействую с числами. Не знаю, связано ли это с дислексией.

ЕГЭ сдавала для галочки: знала, что по окончании школы уеду учиться в Англию. Тем не менее у меня был великолепный репетитор по русскому языку. Мне казалось, что я очень хорошо подготовилась к ЕГЭ, на экзамене была уверена в себе, но в итоге завалила его, было очень обидно и грустно.

Поступить в зарубежный университет оказалось не так сложно: важнее был мой талант в фотографии, чем грамотность. Я училась на годичной программе в Лондонском университете искусств — University of the Arts London.

Иногда легче всех предупредить заранее

Для поступления сдала IELTS на 6,5 балла, что на удивление очень неплохо. Долго к нему готовилась, английским занималась вообще лет с двух. С дислексией изучать другой язык, конечно, сложнее — я приняла тот факт, что порой пишу ахинею, потом много раз ее проверяю и обязательно даю проверить другим. По-другому никак.

В целом экзамены, построенные на паттернах, даже с дислексией сдавать легче — если запомнить алгоритм решения. Хотя в моем случае, если я много раз буду повторять одно и то же слово, оно у меня, наоборот, перемешается по звукам и буквам. Я совсем потеряюсь и перестану понимать, как его написать. Как раз в английском такое происходит довольно часто.

Только в Англии в 17 лет я узнала, что у меня дислексия: после первой же письменной работы мне предложили обратиться к психологу и пройти тест. Когда я рассказала об этом родителям, оказалось, что директора нескольких школ, где я училась, предполагали, что у меня дислексия. К сожалению, тогда она считалась не нарушением, а скорее проявлением лени, мои родители тоже так думали. Хотя в детстве есть возможность скорректировать дислексию, во зрелом возрасте вариант один — научиться жить с ней.

Впоследствии я поняла: дислексия делает меня той, кто я есть, дает возможность иначе воспринимать мир, текст и звуки — и это круто.

Насколько я знаю, в Англии и США работает госпрограмма для помощи дислексикам: все в курсе, что это такое, всех тестируют. Ребятам с дислексией помогают в университетах: дают больше времени на сдачу работ, выделяют деньги на покупку книг, потому что дислексик может не успеть прочитать книгу из библиотеки за установленное время. На латинице даже разработаны шрифты для дислексиков. В России же дислексия до сих пор не считается особенностью, на которую стоит обращать внимание, — и вообще «с моим ребенком все хорошо, отстаньте».

В английском вузе дислексия мешала несильно. Во-первых, я много работала с фотографией, во-вторых — представьте ощущение, когда тебе наконец сказали, что ты не идиот и с тобой все в порядке. Это сильно ослабило внутреннее напряжение. Так как учеба длилась год, я не получала дополнительного финансирования, зато могла на одну-две недели позже сдавать работы.

Затем я уехала обратно в Москву и поступила в Британскую высшую школу дизайна на бакалаврскую программу по фотографии BA Photography — сейчас, к сожалению, ее закрыли. В Британке учитывают дислексию при поступлении — понадобилась справка. Ее сложно получить: в Англии я о ней не думала, а в России «дислексии не существует». В итоге я пришла к психиатру и сказала: «Дайте мне справку, пожалуйста».

Психиатр провела какие-то тесты и написала мне непонятный документ, но для Британки его оказалось достаточно. При поступлении мне зачли IELTS, который я сдала на полбалла ниже, чем было нужно. Кроме того, разрешили позже остальных сдавать все эссе.

Как дислексия проявляется сейчас. После Британки я занялась продюсированием. Мне повезло: начала работать с лучшей подругой, которая в школьные годы проверяла за мной все тексты, у нас уже была отлаженная схема. На всякий случай я отправляла ей на проверку даже рабочие письма.

Естественно, Т9 и корректоры — наше все. Не знаю, что было бы без них. Стараюсь не писать от руки, потому что совсем страшно становится. В работе с документами поначалу все сложно, а потом привыкаешь к их языку, пусть и перепроверяешь себя. Важный лайфхак: приходя в новый коллектив или на новую работу, лучше всего сразу сообщить о том, что ты дислексик, а не идиот.

Большой босс, как и остальные коллеги, будет лояльнее относиться к тому, что ты можешь прислать что-то странное. Даже если ты PR-директор и пишешь много текстов — это я тоже проходила.

Новые коллеги часто спрашивают, что такое дислексия. Ты всем рассказываешь уже заученный текст: как она у тебя проявляется, почему дислексия считается особенностью, почему ты не можешь выучить все слова на свете и просто грамотно писать и главное — почему это не оправдание твоей лени.

С друзьями правила и границы тоже давно выстроены. Терпеть не могу, когда мне в соцсетях указывают на ошибки или исправляют меня. Понимаю, что такая реакция — последствие моей подростковой травмы, но пока ничего с этим не могу сделать. Поэтому друзья, зная мою просьбу, уважают ее и воздерживаются от комментариев.

Дислексия зачастую связана с СДВГ, предполагаю, что он у меня тоже есть. Я против того, чтобы ставить себе бесконечные диагнозы, хотя послушать подкасты или интервью про СДВГ бывает полезно, потому что в них рассказывают про механики, помогающие в работе.

Например, во время рабочего звонка можно ходить по офису, а если созвон дома — параллельно заниматься спортом, чтобы переключить мозг. Многие делают себе разноуровневое рабочее место, чтобы в процессе работы можно было принимать разные позы.

«К одиннадцатому классу история с математикой была уже такая, что я могла решать задания только по шаблонам»

О себе. Я родилась в очень интересной семье. Родители — звезды советского спорта и весьма образованные люди. Папа — участник пяти олимпиад, профессор, а мама — рекордсменка мира и врач-невропатолог по специальности. Дома мы всегда общались с интеллигентными, воспитанными и образованными людьми: архитекторами, музыкантами, специалистами по международным отношениям.

Сама я с раннего детства занималась большим теннисом и легкой атлетикой. Несмотря на то что я рано узнала буквы и научилась читать, учиться пошла довольно поздно: в начале первого класса мне исполнилось восемь. Повезло, я попала в благоприятную среду: тогда был какой-то экспериментальный запуск ассоциированной школы Юнеско. Училась по ускоренной программе 1—3, то есть начальная школа состояла из первого, второго и третьего классов, а потом мы сразу попадали в пятый.

Из-за каких-то нововведений классы в школе были разделены по программам. Наш класс «А» был гимназическим — с большим количеством дополнительных предметов, МХК, литературы. Каждый день был английский язык, еще учили второму языку. В классе «Б» без дополнительных обременений учились хорошисты, были классы коррекции со специальной облегченной программой.

Вместо оценок по стандартной шкале мы получали баллы. Чтобы получить какую-то отметку в четверти или в году, нужно набрать определенное количество баллов. Делать это у меня получалось прекрасно. После третьего класса было распределение, и я попала в гимназическую группу.

Как дислексия влияла на учебу в школе и вузе. Не могу сказать, что в начальной школе у меня были проблемы. Математика давалась сложнее, это было связано с дискалькулией. На русском я сидела рядом с отличницей — и тоже периодически с ней сверялась: никак не могла усвоить правила русского языка, хотя писала без ошибок. Приспособительная функция у меня высокая, я фантастически списывала. Кроме спорта, я много занималась мелкой моторикой: вязала крючком, спицами, вышивала. Как поняла потом, это хорошая компенсаторная история. Как известно, мелкая моторика хорошо влияет на развитие разных отделов мозга. Поэтому благодаря занятиям моя дислексия была неявной и не перешла в запущенную стадию.

В средней и старшей школе тоже не было гигантских проблем. Ко мне относились по-особенному, потому что я занималась спортом. Я брала много заданий у учителей и выполняла их, когда не ходила в школу, например из-за тренировок. Всегда была в контакте с преподавателями — они это любят. Если что-то было непонятно, спрашивала, можно ли позаниматься дополнительно, и со мной занимались.

Но потом родители перебрались в другой район Москвы, а я осталась жить у бабушки. Они уговаривали меня поменять школу, убеждая, что удастся найти классную в центре и переехать. Я долго зрела, но в седьмом классе все-таки перешла.

Стало понятно: что-то не то. Двойки по алгебре, полный провал по всем предметам. Я попала в очень неблагоприятный класс. Было как в фильмах, где мальчики-хулиганы жутко издеваются над отличницами и ребятами, которые отличаются от других, а учителя орут и бьют линейками по рукам.

На этом фоне стресс зашкаливал, и я не могла сконцентрироваться на заданиях, которые там давали. Плюс в тот год я много болела. Словом, мой седьмой класс — просто пустое место, я была не аттестована почти по всем предметам.

Я сказала маме, что хочу обратно в старую школу. Она ответила: поезжай, поговори с директором. Поехала — директор меня, конечно, брать не хотела из-за ужасных оценок, тем более в гимназический класс. Я пообещала, что все будет по-другому. В итоге меня взяли в восьмой класс, и все восстановилось — благодаря среде, где учителя идут навстречу. Благоприятная обстановка в школе для детей с подобными особенностями — важный аспект, который сильно помогает.

Так как школа была экспериментальная, в конце каждого года нужно было сдать экзамены, чтобы перейти в следующий класс. Они проходили очень тяжело. Как я узнала потом, у меня СДВ, он и не дает сконцентрироваться в стрессовых ситуациях. Зачастую СДВ и СДВГ идут вместе с дислексией, дисграфией и дискалькулией, редко порознь. Вернуть фокус очень сложно, иногда просто невозможно.

В юности, в 90-е годы, я не знала, что такое дислексия.

Только понимала, что могу читать и перечитывать страницу по несколько раз, притом что я проходила курсы быстрого чтения. Хотя я читала много художественной литературы, не могла сосредоточиться, когда что-то отвлекало, не могла читать в школе, в общественных местах. Я обращала на это внимание, но думала, что это у всех так, списывала все на какие-то звуки.

Со мной все время случались истории: то я заболевала, то меня чудным образом освобождали от экзаменов, то у меня были соревнования, то еще что-то. Мне очень везло. Но к одиннадцатому классу история с математикой была уже такая, что я могла решать задания только по шаблонам. Взять из головы синус с косинусом я не могла, мне нужно было видеть, как это делается на другом примере. Даже зубрежка не помогала — правда, положение дел облегчали дополнительные занятия.

Тем не менее школу я окончила без троек. Хорошо сдала школьные и вузовские экзамены — тогда еще не было ЕГЭ. Но поступить в университет, получить красный диплом, а потом и второй мне помогли черты характера, воспитанные в спорте: организованность, внутренняя собранность. В институте был единственный затык — сдача экзаменов, но с ним я уже справлялась по мере взросления.

Как дислексия проявляется сейчас. У меня трое детей. Когда старшему сыну было 9—10 и он учился в четвертом классе, я заметила, что у него проблемы с почерком и он не понимает, что читает. В то время я еще не знала про дислексию, подумала, что это ерунда, и не связала одно с другим. Потом поняла, что он одарен в математике, но при этом иногда у нас случается такой диалог:

— Слушай, мам, не могу решить задачу.
— Давай прочитаем условие, может быть?
— Нет, я уже прочитал семь раз, не могу решить.
— Ладно, для себя прочитаю.

Начинаю читать вслух, и он такой: «А, понятно». То есть он читал условие и не понимал смысл. И как-то раз друг семьи спросил, не думаю ли я, что у Дениса дислексия. Я поинтересовалась, что это такое, и начала изучать вопрос. Шел 2014 год, информации на тот момент было мало. Я тогда еще не связывала проблемы сына с собственными.

Все же нашла блестящего специалиста, которая поработала с Денисом. Я глубоко погрузилась в эту тему, разобралась, что кроме СДВГ есть еще дислексия, дисграфия, дискалькулия, — у каждого ребенка свой набор.

Когда дочка училась во втором классе, это был 2019 год, я поняла, что у нее тоже проблемы. Дело осложняется тем, что дислексия проявляется у всех по-разному. Нельзя пойти по проторенной дорожке: то, что работало с моим сыном, не сработает с дочкой, хотя я и отправила ее к тому же специалисту. В то время меня осенило: откуда это, может быть, от меня?

Я прошла диагностику у специалиста, которая работала с моими детьми. Она предупредила: вы только не смущайтесь, что в тесте очень детские задания. Тест я провалила. Выяснилось, что у меня дислексия и дискалькулия, но с помощью компенсации — выше говорила о спорте и мелкой моторике — я научилась с ними прекрасно жить.

Тем не менее проблемы, связанные с дискалькулией, довольно серьезные. Например, я знаю дату рождения человека, но не могу посчитать его возраст, сколько лет назад что-то произошло — это ужас. Сюда же относится все связанное с цифрами. Мне сложно посчитать сдачу в магазине, вести расчеты с деньгами — надо садиться и записывать на бумаге. Подсчитать в уме — без шансов, где-то что-то потеряешь. Если няня задержалась только на час, я могу отправить ей в десять раз больше денег.

Ориентироваться во времени тоже сложно. К примеру, перед полетом трудно рассчитать, во сколько выехать из дома, чтобы не опоздать. Если есть кому делегировать это дело, я делегирую или приезжаю сильно заранее. Поэтому у меня всегда жесткий тайминг, и я в него укладываюсь. В силу характера я очень организованная.

У меня все распланировано, не опаздываю. Человек, который меня не очень хорошо знает, может сказать: «У тебя вообще никаких проблем нет, ты всегда приходишь вовремя». Но это непросто — я проделала много работы. Кроме того, дети тоже сильно организуют. Если вдруг что-то идет не по плану и я вываливаюсь из графика, стрессую: что же делать, как же мне теперь все успеть?

Раньше я вела ежедневники, всегда все записывала, сейчас веду дела в календаре на Айфоне

Не так давно я встречалась с женщиной из другого города. У нее СДВГ, а у ее ребенка очень сложный случай с дислексией. Моя знакомая опоздала на 40 минут. Если бы я не знала, что у нее СДВГ, ушла бы. При встрече она сказала: «Я рассчитываю время, но у меня не получается, в Москве это делать еще сложнее, чем в родном городе».

Но еще раз подчеркну: у всех все по-разному. Например, я не могу читать в общественных местах или если дети бегают вокруг, поэтому берусь за книгу, когда все спят. Аудиокниги не слушаю, хотя мне проще взаимодействовать устно. Сложно читать инструкции. Я лучше послушаю рассказ о том, как что-то работает, только бы не читать.

А вот моя дочка инструкцию не воспримет ни письменно, ни устно. В такие моменты надо, чтобы она прыгала или делала колесо, тогда дочь уловит слова. Старший сын справляется с дислексией сам, ему уже 18 лет. Младшему только два — с ним еще ничего не понятно. И когда ты так лавируешь, получается интересная жизнь.

#статьи

  • 17 янв 2023

  • 0

Дислексия — что это такое и как с ней жить

Можно ли вылечить дислексию и мешает ли она добиться успехов в карьере.

Кадр: фильм «Джерри Магуайер»

Анфиса Родионова

Научный коммуникатор, интересуется маркетингом и UX-исследованиями, работает в PR.

Из статьи вы узнаете

  • что такое дислексия;
  • как она проявляется у детей и взрослых;
  • какие есть виды дислексии;
  • как помочь ребёнку с этим расстройством;
  • как упростить жизнь взрослому с дислексией.

Дислексия — это особенность работы мозга, из-за которой человеку сложно читать, при этом его интеллект, зрение и слух в норме.

Чаще всего дислексия развивается вместе с другими нарушениями:

  • дисграфией — трудностями с письмом;
  • дискалькулией — трудностями с изучением арифметики;
  • СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивности и так далее.

По данным European Dyslexia Association (EDA), это расстройство встречается у 9–12% населения планеты. Оно доставляет дискомфорт, однако чаще всего не препятствует успешному обучению и карьере. В EDA утверждают, что многие люди с дислексией преуспевают в творческих профессиях, например в архитектуре.

Расстройство не помешало стать успешными Тому Крузу, Киану Ривзу и Стивену Спилбергу.

Это врождённое расстройство, первые его признаки можно заметить ещё в дошкольном возрасте. Ребёнку тяжело даются занятия, в которых задействованы оба полушария мозга: игра в мяч, езда на велосипеде, игра на музыкальных инструментах.

Однако чаще всего дислексию выявляют в начальной школе, когда начинаются трудности с учебой: ребёнку сложно даётся чтение, письмо и счёт.

Есть тесты, помогающие выявить дислексию у ребёнка. Но важно помнить, что окончательный диагноз может поставить только врач.

Так как дислексию выявляют обычно в детстве, то ко взрослому возрасту человек уже умеет с ней справляться. Но к сожалению, в школах советского и раннего постсоветского периода детей часто просто ругали за ошибки, не пытаясь выяснить причину, по которой учёба даётся сложно. Если у вас были такие проблемы с чтением и письмом в школе, то, возможно, вы живёте с дислексией, но не знали о ней (напоминаем, что проверить это и поставить диагноз может только врач).

Однако, если дислексия появилась у взрослого человека внезапно, это может быть последствием черепно-мозговой травмы или признаком инсульта.

Несмотря на то что люди с дислексией имеют схожие симптомы, более глубокий подход выделяет шесть основных видов дислексии:

  • фонематическая,
  • семантическая,
  • аграмматическая,
  • мнестическая,
  • оптическая,
  • тактильная.

В некоторых источниках она носит название «акустическая дислексия». Фонематическая дислексия считается одной из самых распространённых и связана с системой фонем, то есть звуков речи. Чаще всего встречается у детей младшего школьного возраста.

Признаки фонематической дислексии:

  • Ребёнок с трудом запоминает буквы, путает похожие звуки при говорении. Например, «З» заменяет на «С», «Д» — на «Т», а «Ж» — на «Ш».
  • Ребёнок читает по буквам или искажает структуру слова. Например, пропускает согласные (говорит не «кошка», а «коша»), вставляет гласные между согласными (не «лодка», а «лодака») либо пропускает или переставляет слоги (не «собака», а «сока» или «басока»).

Фото: Nunik5 / Shutterstock

При этом типе дислексии человек с трудом понимает прочитанное. То есть он может хорошо писать и читать, но не может объяснить смысл прочитанного и ответить на вопросы по тексту. Человек с семантической дислексией читает как бы механически, по слогам, но затем не может сложить слоги в слова.

Человек с этим типом дислексии часто совершает очевидные ошибки при построении даже самых простых предложений.

Признаки аграмматической дислексии:

  • человек неправильно использует падежи — например, «из-за дверью», «над стол»;
  • совершает ошибки при согласовании рода существительного с прилагательным — например, «конфета сладкий», «птица красивое»;
  • неправильно выбирает окончания глаголов прошедшего времени — например, «автобус проехала», «ваза разбилось».

При мнестической дислексии нарушена связь между звуками и буквами, которые эти звуки обозначают.

Ребёнку с мнестической дислексией трудно усвоить буквы. Ему трудно повторить в заданной последовательности ряд из трёх-пяти звуков или слов. Если же это ему удаётся, то он обязательно нарушает порядок, сокращает количество, пропускает звуки.

Оптическая дислексия связана с нарушением зрительного восприятия форм символов.

Признаки оптической дислекции:

  • человек читает слово задом наперёд;
  • перепрыгивает через строки при чтении;
  • путает графически похожие буквы — например, «П» и «Н», «Ц» и «Щ», «Т» и «Г», «Ь» и «Р».

Этот тип дислексии характерен для незрячих или слабовидящих людей. Человеку с тактильной дислексией сложно воспринимать азбуку Брайля: буквы с одинаковым количеством точек путаются.

От дислексии нельзя вылечиться совсем — это хроническое состояние. Однако его можно скорректировать. Если обнаружить дислексию в дошкольном возрасте и помочь ребёнку с ней жить, то есть большой шанс подтянуть навыки чтения. Нужно обратиться к логопеду и психологу. При совместной работе специалистов и родителей школьники с дислексией могут учиться наравне с другими детьми.

Нужно тренировать его навыки чтения, запоминания и пересказа текста. Здесь очень важна поддержка родителей. Стоит поощрять ребёнка, растить его уверенность в себе на всех этапах обучения и заниматься его развитием. Как можно помочь:

  • Читайте ребёнку вслух. Это увеличит его словарный запас и разовьёт навыки слушания. Кроме того, это будет стимулировать интерес к чтению.
  • Читайте вместе с ним. Практика, когда родитель и ребёнок читают одну книгу и обсуждают её, помогает ребёнку развивать память и анализировать прочитанное.
  • Перечитывайте любимые книги. Вам может быть скучно читать любимую книгу вашего ребёнка снова и снова, но повторение укрепит понимание текста.
  • Сделайте чтение увлекательным. Чтение должно быть удовольствием, а не рутиной. При дислексии дети склонны избегать чтения, так как оно вызывает сложности. Поэтому важно читать книги, которые будут действительно интересны ребёнку, и делать это в максимально комфортной и поддерживающей обстановке.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Кроме того, многим детям и взрослым намного комфортнее работать с текстом на компьютере или планшете, а не использовать классический напечатанный текст. Это связано с тем, что компьютер создаёт более визуальную и отзывчивую среду.

Чем может быть полезен компьютер при обучении ребёнка с дислексией:

  • В текстовых редакторах есть функция проверки орфографии, которая показывает ошибки и исправляет их.
  • Большинство браузеров могут озвучивать напечатанный текст.
  • Можно использовать программы для преобразования речи в письменный текст.

Большинство методов, описанных выше, будут полезны и для взрослых. Если использовать возможности современных технологий, можно скорректировать свою деятельность так, что дислексия почти не будет о себе напоминать.

Чтобы дислексия не мешала работать, важно не скрывать наличие такого состояния и вместе со своим руководителем найти разумные методы обмена информацией и выполнения задач.

Что можно сделать:

  • Использовать диктофон на встречах и совещаниях вместо ведения конспекта. Только не забудьте предупредить коллег о том, что ведёте запись.
  • Попросите давать вам инструкции и задачи в устной, а не в письменной форме. Здесь на помощь придут голосовые сообщения.
  • Предупредите, что на задачи, связанные с текстом, вам может понадобиться больше времени.

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей
Узнать больше

Facebook Twitter VK Telegram Youtube Яндекс Дзен

Техническая поддержка

Вернуться на старую версию

© 2006–2023, Habr

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется январская вьюга
  • Как пишут дипломы на заказ
  • Как пишут англичане письменно
  • Как пишется ямщики гонят лошадей
  • Как пишут англичане от руки