-
-
November 23 2016, 01:07
- Искусство
- Cancel
ГРИЗАЙЛЬ-ВСЕ ОТТЕНКИ СЕРОГО.
Я всегда восхищалась многоцветьем и яркими красками масляной живописи. Пока не увидела работы в технике гризайль. Это была любовь с первого взгляда. Я искала новые и новые работы и не могла остановиться. Что же такое гризайль? Это техника монохромной живописи. То-есть используют краску одного цвета — обычно сепию или черную. Смешивают эту краску с белой в разных пропорциях, и получаются все оттенки серого или коричневого.
Анжело Трентин 1885 год. .
В технике гризайль работало множество известных мастеров.
Питер Брейгель .
Босх
Босх
Пик популярности техники гризайль приходится на средние века.
Пишут картины в этом стиле не только маслом, но и акварелью или другими красками. Но, на мой взгляд, наиболее эффектно выглядит все-таки масло.
Адриен ван де Венне
Гризайль, несмотря на кажущуюся простоту , очень сложная техника. И здесь недостатки видны намного более отчетливо, чем в обычной полихромной живописи. На разноцветном изображении они не так заметны.
Энгр
Наверное поэтому сейчас этой техникой в живописи пользуются редко — она требует высочайшего мастерства и профессионализма.
Луи Буальи
Амвросий Франкен
Особенно эффектно выглядит , если фон делают цветным. Изображение выглядит до изумления объемным и реальным.
Джованни Беллини. Гризайль
Джованни Беллини. Гризайль
Иногда в технике гризайль писали не всю картину, а только какие-то элементы. Эффект получался сногосшибательный.
Ван Дейк
Гольбейн
Гольбейн
Задний фон справа-в технике гризайль
Техникой гризайль часто пользовались, когда хотели создать то, что мы сегодня называет ЭФФЕКТ 3D: писали фрески, которые издалека выглядели как статуи или барельефы.
На фото вообще невозможно отличить, это гризайль-фреска или скульптура.
Джулио Романо
Пит Саваж
В средние века в технике гризайль делали витражи.
Иногда этот прием использовали на керамике.
Обои в технике ГРИЗАЙЛЬ
Обои в технике ГРИЗАЙЛЬ
Гризайль – это вид живописи, выполняемый тоновыми градациями: в оттенках серого и приближенных к нему нейтральных цветов. Особенно часто такой стиль используют для создания барельефов, различных архитектурных элементов, а также больших декоративных скульптурных схем. Чаще всего у гризайли немного более широкие цветовые гаммы, чем специалисты привыкли утверждать.
- Характеристика
- Какие материалы используют
- История техники
- Этапы
-
Академическая гризайль
- Известные картины в технике гризайль
Характеристика
Картины гризайль создают, когда художник использует ограниченную палитру, связанную с одним цветом. Одним из таких цветов может быть серый, использующийся для создания этюда картины или подмалёвки.
Художник развивает свои изображения при помощи прорисовки теней, бликов и деталей, чтобы добиться желаемого контраста. Гризайль дает детальное изображение, которое выглядит как тщательно обработанная однотонная мраморная статуя. Фактически гризайль — это французское слово, означающее «серый».
В подмалевке нет необходимости в смелых цветах. Нейтральные цвета не должны отличаться напористостью. Они позволяют сформировать детализированные фигуры, визуализируя их и поддерживая иллюзию объекта или формы в трехмерном пространстве.
Автор не беспокоится о том, как будут сочетаться разные цветовые тона или что получится в результате их смешивания. В гризайле цвет появляется при нанесении глазури на холст.
Какие материалы используют
Материалами для работы могут послужить: сепия, масло, гуашь, акварель, акрил.
В технике рисования эмалью измельченная белая стекловидная краска превращается в пасту с помощью её смешивания с водой, скипидаром, маслом лаванды или нефтяным маслом. Затем ее наносят на темную эмалевую основу, обычно окрашенную в чёрный, белый или синий цвет.
Этот метод обычно используют в масляной и акриловой живописи, но есть и техника гризайля акварелью. Хотя этот термин подразумевает наличие определенной палитры, он был расширен с целью получения монохромных картин коричневого или зеленого цвета. В свою очередь, работы, выполненные в коричневом цвете, называют «брюналем», а выполненные в зелёном — «вердайлем».
История техники
Актуальную концепцию разработали много веков назад из-за крайне недостаточного количества пигментов. Беря лишь горстку и желая достичь прекрасных результатов, старые мастера доводили каждый пигмент до предела, добиваясь необходимой яркости.
Этот «внутренний свет», играющий сетью цветов на холсте, стал неотъемлемой частью картины. Поскольку окраска изделия была намного сложнее и требовала большего мастерства, эта практика также часто выбиралась как более быстрая и дешевая альтернатива.
В XIX веке от простого «цвет или краска», использовавшегося в средние века, появился термин «гризайль», обозначающий стекловидный материал с очень богатыми цветовыми вариациями: коричневая гризайль, красный, красный, голубоватый, светло-серый, теплый серый и другие.
Наиболее известных публике представителей, работающих в этой технике, можно считать француза Жан Пуселя (1290-1334 гг.) и английского художника Мэтью Пэриса (1200-59 гг.). Стиль гризайль был популярен среди художников раннего нидерландского Возрождения, в том числе:
- Робера Кампена (1378–1444),
- Яна ван Эйка (1390–1441),
- Хуго Ван Дер Гуса (1440–1482),
- Ганса Мемлинга (1433-1494).
В Нидерландах непрерывную традицию изображения предметов в технике гризайль можно проследить от становления ранней живописи до работ Мартина Хемскерка, Питера Брейгеля Старшего («Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии») и Хендрика Гольциуса, а также через обширные галереи Адриана ван де Венна.
Гризайль, несколько менее распространенная в середине XX века, продолжает оставаться пользующейся спросом художественной техникой.
Этапы
Выделяют 8 этапов работы:
- Набросок карандашом.
- Исключение всех светлых мест объекта и нанесение тонкого слоя краски.
- Ожидание полного высыхания краски.
- Отображение на предмете теней.
- Повторное высыхание работы.
- Отметка полутонов.
- Подсыхание краски.
- Выделение самым светлым тоном подсвеченные места и блики.
Техника рисования включает в себя 9-балльную шкалу для создания иллюзии глубины. Чтобы начать рисование таким образом, художник должен установить шкалу из 9 значений на палитре серой бумаги и соответствующим образом смешать цвета.
После наброска композиции картины и выделения объекта художник ищет узоры светлых и темных тонов, составляющие тени. Благодаря теневым формам картина приобретает массу и объем.
После того как ключевой источник света определен, художник использует различные серебристые оттенки в логической последовательности градаций значений для создания тех или иных фигур. Изделие, обработанное таким образом, называется классической гризайлью.
Затем на готовую картину наносят прозрачную масляную глазурь. Эти значения серого способствуют созданию самых разнообразных эффектов, когда свет пытается пройти сквозь слои краски или отразиться от них. Сеть красок направляет естественный солнечный свет с поверхности через последний слой цвета. Таким образом, свет может отражаться обратно к зрителю с эффектом зеркала.
Академическая гризайль
Стиль гризайль изучают многие художественные школы, различные ВУЗы и училища. Она помогает начинающим прочувствовать тональность. Для того, чтобы быстрее понять принципы этой техники, новичкам предлагают начать с простых предметов — фруктов, ваз, стаканов — всего, что может вместить в себя натюрморт.
Однако задачи и цели художественной и учебной гризайли несколько различны:
- Учебная — это скорее самостоятельная работа, благодаря которой закрепляются ранее изученные живописные приёмы. Создается в качестве основного рисунка, нанесенного на холст, с дальнейшей моделировкой.
- Художественная — это уже целое самостоятельное произведение, утверждающее эстетическую ценность монохромного колорита.
Известные картины в технике гризайль
«Бекка» — Фред Вессель
Портрет, выполненный с использованием метода Вердаччо. Этому методу отдали предпочтение ранние итальянские художники-фрески—темперы. Он очень хорошо подходит для портретной и фигуративной работы, так как розовые тона кожи, которые были тонко покрыты глазурью сверху, будут уравновешены нежным зеленым.
Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе, Джотто
Они считаются одними из важнейших шедевров западного искусства. Творчество Джотто организовано по 4 циклам рассказов героев Евангелия. Это не единственное творение художника, выполненное в технике гризайль.
«Герника» — Пабло Пикассо
Пабло Пикассо
Этот шедевр стал символом ужасов войны и военной разрухи, в то же время в нем были представлены пласты художественных новинок, воплощающие стиль и философию модернизма Пикассо.
«Речной пейзаж с далеким холмом» — Джон Гловер
Джон Гловер
Джон был британским художником, родившимся в 1767 году. Его работы были представлены на многочисленных выставках в галереях и музеях мирового значения.
«Агарь и Измаил в пустыне» — Франсуа Буше
Франсуа Буше
Агарь — египтянка, однажды ставшая наложницей Авраама, родила сына Измаила. Картина написана по одной из легенд об Агари, одна из которых содержит сцену изгнания девушки с ребёнком в пустыню.
«Поклонение волхвов» — Рембрандт Харменс ван Рейн
Простой люд обступил Иисуса, лежащего в яслях. Свет, исходящий от фонаря одного из мужчин, кажется значительно тусклее, чем сияние младенца. Это сияние похоже на очаг, обогревающий собравшихся вокруг. Эта картина — исследование на тему младенчества Иисуса.
«Искушение святого Антония. Внешние створки триптиха» — Иероним Босх
Картина хранится в одной из крупнейших галерей Португалии — Национальном музее старинного искусства. Она отожествляет борьбу человека со злом и самим дьяволом. Святой Антоний — проекция собственного «я» творца.
Вы наверняка знаете о совете начинать работу над новой картиной с быстрого наброска или небольшого эскиза. Делается это для того, чтобы свести сюжет кразумному количеству мазков и размывок. Тональный эскиз (гризайль) — идеальное упражнение для того, чтобы понять тему, с которой вам предстоит работать.
Том Хоффманн в книге «Как понять акварель» дает пошаговый мастер класс, как рисовать в технике гризайля.
Попробуем?
В начале несколько советов, а затем — пошаговый мастер-класс.
Эскиз — не рисунок
Делайте предварительные эскизы на небольших листах бумаги, 20×25 см, чтобы не воспринимать их как полноценные рисунки. Их назначение — помочь вам увидеть,
что именно можно исключить из окончательного варианта картины. Если вы поймете, что чего-то не хватает или что-то можно было сделать иначе, не исправляйте набросок. Лучше прямо на нем запишите свои наблюдения.
Выражение мыслей помогает их запомнить.
В любом случае законченный эскиз поможет решить, насколько значительные изменения нужно внести в композицию. Может случиться, что там, где, на ваш взгляд, было мало деталей, их оказалось как раз достаточно.
Светотень
Определение отношений светотени между крупными формами композиции — необходимый шаг для создания цельной картины. Эскиз в пяти тонах (белый, светлый серый, средний серый, темный серый, черный) выполняется довольно быстро, путем изображения крупных форм. Это также отличный способ развития навыка видеть слоями.
Такое упражнение поможет ответить на вопрос: «Какую роль тон играет во взаимосвязи крупных форм?» Для начала выберите цвет (только один), причем он должен быть чистым и достаточно темным, чтобы исполнять роль черного. Поскольку задание нацелено именно на работу с тоном, не стоит вводить лишние переменные: не смешивайте краску (чтобы не отслеживать цвет) и наносите ее на сухую бумагу (чтобы не просчитывать влажность).
Если вы начали беспокоиться о четкости границ, фактуре или любых других мелочах, вспомните, что это не картина, а упрощенный набросок. Дверь важна, но дверная ручка — наверняка нет.
Пока сохнет каждый слой, постарайтесь оценить, насколько полной выходит иллюзия света и пространства, а также иллюзия материальности того, что вы пишете.
Мастер-класс
1. Проанализируйте предмет изображения
Для этой картины свет очень важен. Сосредоточьтесь только на тоне, чтобы понять, какую роль он играет в создании иллюзии света и тени.
2. Определите основные формы картины
Постарайтесь выделить основные формы, но не больше десяти. Можно обозначить их контурами. Сейчас ваша задача — не конкретизировать их, а только определить их положение.
3. Нанося самый светлый тон, оставьте белые участки
Закрасьте весь лист светлым серым, избегая тех участков, что должны оставаться белыми. Есть ли иллюзия света на эскизе? А иллюзия объема? Как насчет материальности?
4. Добавьте средний серый
Если вы не можете решить, светлого или среднего тона должна быть та или иная форма, выберите тон произвольно. Когда вы закончите набросок, будет ясно, правильно ли вы поступили. Если вы поддадитесь искушению немного приукрасить эскиз (как сделал автор, добавив пятна тени на кучах земли), делайте это по минимуму. Еще раз проверьте убедительность иллюзий света, объема, материальности.
5. Добавьте темный серый
Когда второй слой просохнет, наложите темный серый, избегая средних серых, светлых серых и белых участков. Теперь на фоновой фигуре есть темный слой, а на участке стены позади нее — нет. Обратите внимание, как эффективно этот прием разделил их в сравнении с предыдущим этапом.
6. Положите самый темный тон
Даже по такому упрощенному эскизу становится понятно, насколько важна роль темных тонов в создании иллюзии света, объема и материальности изображения.
Оцениваем упрощенный эскиз
Закончив гризайль, сравните его с исходным изображением или с натурой, чтобы понять, что именно нужно будет сделать по-другому. Увлекшись минимализмом, впоследствии мы можем начать добавлять детали. Спросите себя: «Где требуются значительные изменения, а где — небольшие?» Не пропускайте этот этап. Набросок — лишь примерное подобие будущей картины. Извлекайте из подготовительного этапа все возможное, и тогда ваша работа будет более эффективной, а картина получится целостной.
На первоначальной фотографии две кучи земли настолько похожи по цвету и тону, что кажется логичным воспринимать их как единую форму. Однако эскиз помогает понять, что куда лучше будет разделить их, чтобы показать, что правая куча находится на переднем плане. Также на эскизе левая куча сливается с фоном-стеной. Там, где позади лежит тень, все в порядке, но там, где участок стены освещен солнцем, лишь тонкая линия отделяет одну форму от другой. Возможно, небольшое высветление левой кучи поможет решить обе проблемы. В данном случае пяти тонов недостаточно, и нам нужен еще один тон между светлым и средним. Это хороший пример, когда требуются небольшие изменения.
Упражнение
Возьмите фотографию пейзажа, который вам нравится, и попробуйте выполнить технику гризайля в пяти тонах.
По материалам книги Тома Хоффманна «Как понять акварель».