Как пишут иконы для детей

От посетителей, на бреющем полете проскакивающих залы с древнерусским искусством Русского музея, часто слышно смущенное: «Иконы — не моя любимая тема». А ведь этот фрагмент экспозиции — четыре зала — прекрасное место для короткой познавательной прогулки с ребенком, особенно при плохой погоде.

Попадая в залы древнерусского искусства, убедимся, что ребенок знает, что такое икона.

А что такое икона?

Икона — изображение персонажей из библейской истории. Для людей, исповедующих некоторые конфессии христианства, это — образы для моления. Помните, еще говорят «образА»? Верующие люди молятся не иконам, а изображенным на них существам — святым, апостолам, ангелам-архангелам, Богу, а иконы напоминают о тех, к кому на самом деле обращена молитва. Икона — это как окно в другой мир, где обитают ангелы, архангелы, святые, сам Бог.

Первый зал экспозиции

Архангел Гавриил «Златые Власы» XII в.

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто такой архангел?
  • Куда смотрит архангел?
  • Как думаешь, архангел грустит или радуется?
  • Чем знаменит этот архангел?
  • Почему у него золотые волосы?
  • Что это за зеленые ленточки вьются на уровне ушей?
  • Можно ли это назвать портретом?

На что обратить внимание ребенка?

  • Архангел — помощник Бога, один из старших ангелов. Он — посредник между Богом и человеком, приносит человеку от Бога важные вести, помогает людям.
  • Большие миндалевидные глаза — характерная черта изображенных на древних иконах.
  • Это самая старая икона в экспозиции Русского музея.
  • Волосы архангела пронизаны золотыми нитями, это сусальное золото. В древности золото воспринималось как отблеск божественного света, символ величия и бессмертия Бога.
  • То, что ты видишь, не ленточки, а «слухи». Вообще-то это развивающиеся концы головной повязки, их значение — напоминать, что ангелы всегда на связи с Богом и слышат его волю.
  • Это, конечно же, не портрет. Портрет пишет художник, вкладывает в изображение свое видение мира, свои ощущения, передает характер человека, которого изображает. Икону создает иконописец и пишет не «от себя», а от Бога — по определенным правилам, канонам. Портрет эмоционален, а икона лишена эмоций, нам даже доподлинно неизвестно, грустит ли архангел, печалится, задумался — эмоции свойственны людям, а не архангелам.

Богоматерь Умиление («Белозерская»). I пол. XIII в.

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто изображается на иконах? А на этой?
  • Как изображали Богоматерь на иконах
  • Кем создавались иконы?
  • Почему младенец выглядит совсем стареньким, как будто старше мамы?
  • Почему Богоматерь такая грустная?

На что обратить внимание ребенка?

  • На иконах изображаются святые, ангелы, архангелы, Богоматерь, Христос, апостолы. Все это герои Священной истории, описанной в Священном Писании — Библии. На этой иконе изображена Богоматерь с ребенком — младенцем Христом.
  • Мы уже говорили, что иконописец не был волен выбирать, как ему писать тех или иных героев. Были строгие правила, как кого изображать. Существовало несколько вариантов, как изображать Богоматерь. Этот тип изображения называется «Умиление» — Дева Мария и Младенец прижались друг к другу — щека к щеке, сын нежно обнимает маму.
  • Иконы создавались иконописцами. Так как считалось, что иконописец не сам пишет, а его рукой водит Бог, то древние иконы не имели авторства, подписи. Прежде чем начать писать, иконописец готовился — молился, старался делать только хорошие дела, иметь только добрые мысли. Бывало, что он уходил подальше от людей к отшельникам или принимал какой-то обет на время написания, например, молчания. Сначала в иконе писалось «доличное», и в самую последнюю очередь писались руки и лик, после чего икона становилась уже образом.
  • Часто младенец на иконах выглядит совсем не малышом, а маленьким старичком. Говорят, это потому, что хоть он и младенец, но он сын Бога, и все несовершенства мира перед ним раскрыты заранее, и собственная печальная судьба — а Христос погибнет в 33 года — известна заранее.
  • Богоматерь на иконах иногда выглядит действительно грустно. Мы уже говорили, что эмоции мало свойственны «героям» икон, но Богоматерь — самый человечный персонаж, к тому же не Руси она была очень почитаема. Одна из версий этой грусти — Деве Марии заранее открылись, как и младенцу Христу, те события, которые произойдут через 33 года, и она печалится и о сыне, и о всем несовершенном мире.

Второй зал экспозиции

Чудо Св. Георгия о Змие, с житием. I п. XIV в., Новгород

Если ребенок очень впечатлителен, то осмотр этой иконы лучше отложить, так как изображены испытания, выпавшие на долю святого Георгия, а они были весьма жестоки.

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Ты знаешь этот сюжет? Расскажи.
  • Напоминает тебе эта икона комикс?
  • На главном «экране» и на маленьких «экранах»-клеймах вокруг главного сюжета — это все один и тот же главный герой или разные?

На что обратить внимание?

  • В некой земле жил злобный дракон, он же змий, который нападал на людей. Народ земли договорился с чудищем, что оно не станет хватать всех без разбору, а будет строго по очереди. Однажды настала очередь самой царевны (не этой иконе ее зовут Елисава) идти в логово зверя. Святой Георгий, проезжавший мимо, увидел плачущую девушку и спросил, что с ней.
  • Выяснив печальную историю, он пообещал спасти царевну, что и сделал. В одном варианте победу удалось одержать силой молитвы, в другом — пришлось использовать копье. Затем Георгий велел царевне надеть на побежденного змея поясок и повел чудовище в город, где объяснил людям, что поверг монстра с помощью своей веры.
  • Сказать про икону «комикс» — это, конечно, сильно. Такие иконы называются «житийными» — когда вокруг основного сюжета в маленьких «окошках»-клеймах рассказывается житие, то есть жизнь главного героя иконы.
  • На одной и той же иконе могут изобразить события, которые отделяют друг от друга большие отрезки времени. Это характерно для икон. Вот мы видим, как Святой Георгий раздает богатства нищим, в следующих клеймах уже помещены его мучения за веру.

Третий зал экспозиции

Андрей Рублев и мастерская. Апостол Петр, ок. 1408 г., Москва

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто такие апостолы?
  • Кто из них Петр, а кто Павел?
  • Почему они наклонились, а не стоят ровно?

На что обратить внимание?

  • Апостолы — это любимые ученики Иисуса Христа, того самого младенца, которого мы видели на иконе с мамой. Младенец вырос, стал взрослым и основал учение — будущую религию христианство. У Иисуса были ученики и последователи.
  • Самые преданные и близкие ученики, апостолы, впоследствии несли новую религию остальным людям. У каждого из апостолов были свои знаки, отличительные черты и своя роль.
  • Отличить, кто Петр, а кто Павел очень легко, если знать несколько деталей. Петр часто изображался с ключами от рая — найдите ключ на этой иконе. Павел — с закрытой книгой, в которой изложено учение Христа.
  • Апостолы наклонились неспроста — они молятся за людей перед Богом — Иисусом Христом. Эти иконы создавались не для того, чтобы стоять отдельно. Они — части иконостаса. Что это такое? Это перегородка, отделявшая алтарь (главную часть церкви, куда обычным людям просто так заходить нельзя) от остальной части храма. Иконостас представлял собой поставленные друг на друга и закрепленные иконы. Иконы эти были организованы в ряды. Иконы апостолов составляли деисусный ряд или чин. Деисус — моление. В центре этого ряда икон располагался образ Иисуса, а справа и слева к центральной иконе приставляли уже иконы тех, кто молится перед Христом за род человеческий — Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов, апостолов. Иконы Петра и Павла как раз из такого иконостаса.
  • Иконы должны были стоять очень высоко, поэтому в них нет мелких деталей, силуэт ясный и четкий, чтобы было видно и понятно издалека.

Троица Ветхозаветная, сер. XVI в., Новгород

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто изображен на иконе?
  • Ты знаешь эту библейскую историю?
  • Почему у женщины и мужчины закрыты руки?

На что обратить внимание?

  • На иконе показан один из самых известных библейских сюжетов — три ангела пришли к Аврааму, который признал в них посланников Бога, привел к себе домой и усадил за стол. Ангелы принесли Аврааму весть, что у него и его жены вскоре родится долгожданный ребенок.
  • Обратите внимание: этот ребенок уже обозначен на иконе — внизу между родителями, хотя вроде как еще не родился.
  • У Авраама и его жены Сарры закрыты руки одеждами, когда они подают ангелам еду. Это говорит о смирении и особом преклонении перед гостями, которых хозяева боятся даже ненароком коснуться.
  • Ангелы в особом жесте сложили пальцы и благословляют пищу.
  • В иконе очень заметен эффект обратной перспективы. Более далекие предметы изображаются крупнее, чем объекты на первом плане. Одна из версий — древние иконописцы просто не умели правильно рисовать. Но другое толкование интереснее: перспектива обратная, потому что это не мы смотрим на них, а они через окно иконы смотрят на нас из того мира.

Четвертый зал экспозиции

Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Ок. 1502 г. Из иконостаса Ферапонтова монастыря

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто изображен на иконе?
  • Что означают жесты?

На что обратить внимание?

  • Другой вариант изображения Богоматери и младенца. Такой тип икон называется «Одигитрия» и переводится с греческого как «путеводительница».
  • Младенец правой рукой благословляет людей, а в левой держит свиток. Торжественный образ — младенец снова выглядит не как ребенок, а как вполне себе царственный взрослый. Жест Богоматери скорее указывает на младенца.
  • Образ выглядит утонченно, изысканно, изящно. Цвета как будто специально подобраны и продуманы, много золота, которое уже выполняет не столько роль божественного света, сколько декоративную — для красоты.
  • Эта икона считалась покровительницей русского государства, а потому много переписывалась, тиражировалась, как сказали бы мы сегодня.

Приблизительное время чтения: 7 мин.


print

Среди детских вопросов о вере немало таких, которые касаются молитвы, икон, богослужения… в общем, того, что относится к церковной жизни. Мы собрали несколько таких вопросов и предложили ответить на них протоиерею Александру Елатомцеву, настоятелю храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовнику православной школы «Рождество».

Дети спрашивают о церковной жизни

Фото Марии Митрониной

Почему иконы пишутся в таком мультяшном стиле?

Своим вопросом ты попал в одну болевую точку Церкви. Дело написания икон — это очень важный способ благовестия (распространения Благой вести, то есть веры христианской). К сожалению, не всегда иконы достигают такого высокого уровня, часто они пишутся по низким вкусам заказчика или по неумению иконописца. Если ты поинтересуешься и рассмотришь настоящие иконы (Троицу Рублёва, Владимирскую икону Богородицы, иконы древних Афонских монастырей, греческие мозаики), то ничего мультяшного там не найдешь.

Иногда иконы кажутся чересчур простыми, как будто написаны ребенком. Уверяю тебя, рисовать просто как дети мечтали все настоящие художники — но не у всех получается! Так непосредственно и духовно точно изображать лики святых могут только святые и чистые души. Взрослые грешные люди пытаются подделать эту простоту и чистоту — вот и получается «мультяшно».

Хотя, может быть, ты имел в виду другое — что люди и животные изображены на иконах иначе, чем на обычных картинах, то есть не в реалистической манере, с непривычными пропорциями? Так ведь это же специально делается, а вовсе не из-за неумения нарисовать «как в жизни». Икона раскрывает нам духовный мир, который совсем не такой, как наш земной, его не увидишь обычными глазами, поэтому для его изображения реалистическая манера не годится. А какая годится? Та, которая передает самые важные смыслы, причем передает не буквально, а символически. Это и есть язык иконописи, где ничего не рисуется просто так, где все имеет свое символическое значение — и цвет, и размеры, и очертания фигур. Никакой мультяшности в этом нет, ведь если изображение не реалистическое, это не значит же, что оно непременно мультяшное.

В молитве святого Макария Великого (из вечерних молитв) есть слова: «И неосужденно ныне сном уснути сотвори и без МЕЧТАНИЯ, и несмущен помысл раба Твоего соблюди». Что значит «без мечтания»? Разве мечтать нельзя?

Очень хорошо, что ты задумываешься над смыслом слов святых молитв. Слово «мечтание» имеет разные значения. Ребенку мечтать полезно — мечтать в смысле «думать». О дальних путешествиях и приключениях, о преодолении опасностей и о любви. Так у ребенка (и даже у взрослого) расширяется сознание, он примеряет на себя верность и предательство, силу и слабость, ставит перед собой какие-то цели.

Если это хорошие цели и ты будешь их достигать — значит, не зря мечтал. Если это так и останется только мыслями без добрых дел, тогда слово «мечтание» приобретет дурной смысл, станет «пустым мечтанием».

А в молитве мечтаниями называют воспоминания и мысли о своих грехах. Грехи вспоминаются и тянут человека к себе, смущают, пачкают душу. Вот от таких мечтаний, которые могут прийти даже во сне, мы и просим Бога избавить нас.

Дети спрашивают о церковной жизни

Фото Марии Спартесной

Пять хлебов освящают в церкви в честь того, как Иисус Христос накормил народ пятью хлебами и двумя рыбами. А почему не освящают две рыбы?

Так повелось издревле, и мне кажется, вот почему. Рыба была образом Спасителя. По-гречески рыба — ιχτυς (ихтюс) Это словечко принято было расшифровывать так:

греческий русский
ι

χ

τ

υ

ς

Иисус

Христос

Теу

Юос

Сотэр

Иисус

Христос

Божий

Сын

Спаситель

Из-за того, что рыба — образ Спасителя, первые христиане часто рисовали рыб даже в храмах. Но рыба — только образ, а хлеб становится самим Телом Христовым в причастии. Поэтому Церковь оставила для богослужения более важный предмет, именно хлеб (числом пять, как это было в Евангелии). То есть еще накануне праздника (а хлеб освящается как раз на вечерней службе перед праздником) Церковь нас готовит к Литургии, напоминает о хлебе небесном.

Какие правила должен соблюдать священник?

Этих правил очень много. Если говорить о внешних, формальных правилах, то их и не перечислить: священник должен епископа (то есть свое церковное начальство) слушать, своим приходом руководить, храм строить (или ремонтировать), службу служить старательно, и так далее. Многие правила христианской жизни священник должен выполнять строже, чем мирянин. Например, если мирянин овдовеет, то по церковным правилам он может жениться второй раз. А священник — не может. Если он женится второй раз, то перестанет быть священником, потому что должен строго хранить святость брака, а брак, по слову Иисуса Христа, должен быть единственным.

Внешние правила вытекают из внутренних правил. А внутренних правил у священника должно быть три:

Любить Бога

Любить Церковь

Любить свою паству.

Именно свою паству, а не себя, чтобы Бог не сказал священнику в конце его пути: «Себя-то ты пас хорошо, себе служил, а вот Моих овец растерял!» Поэтому священнику приходится по отношению к себе быть очень строгим, а по отношению к другим — снисходительным. Но опять же, снисходительность не должна привести к тому, чтобы люди забыли, что путь к Богу узкий, трудный. По этому пути священник должен идти первым, тогда другим идти за ним будет легче.

Дети спрашивают о церковной жизни

Фото Романа Леонова

А можно лепить из церковных свечей фигурки, или это нехорошо?

Фигурки можно лепить, но только не из свечей, а из огарков, то есть из отходов. Все-таки свечку приготовили в жертву Богу, и именно на это ее надо употреблять. Если ты устала стоять и молиться, лучше, конечно, лепить, чем бегать по храму или болтать, но даже если лепишь что-то в храме — все равно повторяй про себя: «Господи, помилуй!»

Можно ли молиться без икон?

Можно, но это требует больших усилий.

Икона — это окошко в невидимый мир, где живут Бог и святые. Через это окошко удобно заглядывать туда и к ним обращаться. Особенно удобно, если это окошко хорошее, прозрачное, то есть через него хорошо видно и лики святых действительно сияют красотой и чистотой духовной.

Если такого окошка нет, то приходится взирать на Бога «сквозь стену». Нужно представить Его мысленным взором, предстать перед Ним, особым усилием воли перенестись туда, в мир духовный. Это труднее, но это тоже очень полезный опыт. Только Бога надо представлять таким, каким Его пишут на иконах, или предстоять перед ним как перед Неведомым и Непостижимым, но Благим и внимательным к нам.

Дети спрашивают о церковной жизни

Фото Анастасии Ситниковой

Послесловие для взрослых

Кажется, что может быть проще, чем детские вопросы? Что стоит нам, взрослым, проявить свою осведомленность и открыть несмышленым детям глаза на что-то нам уже известное?

Но на практике выходит наоборот. Если взрослый способен следить за своей речью, за своими объяснениями, он заметит, что сложные речи никуда не годятся, а говорить просто о сложном (просто — то есть доходчиво) не всегда получается.

Кроме того, в вопросе ребенка бывает что-то невысказанное, стоящее за рамками его вопроса, что он только нащупывает или о чем боится спросить, и ответить бывает надо именно на это. Может быть, и не всегда ответишь, но понять смысл вопрошания — очень важно.

В нынешней подборке меня поразил вопрос про иконы. Вопрос кроткий, но очень хлесткий: «Почему иконы пишут в таком мультяшном стиле?» Вопрос задан 14-летним подростком, это время негативной реакции на все нежизненное, ненастоящее, искусственное. Мультяшно — значит поддельно, надуманно, ненатурально. Мультяшные иконы не отвечают запросу видеть перед собой реальную правду, в них не очень-то хочется верить и перед ними молиться. Причем в этом смысле мультяшными как раз запросто могут оказаться иконы реалистичные, написанные в академическом стиле реализма, так как они изображают только земную правдивость, но не свидетельствуют о правде духовной.

Эта правда духовная передается только символическим языком иконописи, но и этот символический язык может оказаться мультиком, если на нем говорить «понарошку», использовать известные обороты и приемы, не проживая их лично.

Мы всегда впадаем в этот «мультик», когда говорим детям про «Боженьку», а не про Бога. Мы живем в этом мультике, когда молимся на густобородого Бога-Отца, взирающего на нас с кучевых облаков. Мы, может быть, даже делаем про себя Евангельскую поправку: «Бога-Отца никто не видел, а этот Саваоф — иконописная условность». Но подросток этой поправки делать не будет! Ему нужна честная икона, духовная правда, открытая тайна.

Что-то ненастоящее есть в нашей взрослой вере и нашем бытовом православии. Вот поэтому такой простой вопрос об иконах так задел меня за живое. Очень бы хотелось являть нашим детям натуральную, не фальшивую веру и точное, высокодуховное Православие.

Читайте также:

Как говорить с детьми о Боге: пять ошибок родителей

И другие подборки Детских вопросов о Боге.

Конспект

занятия по ознакомлению с православием в подготовительной

     к школе группе

ОТКРЫВАЕМ СТРАНИЧКУ В МИР ИКОНОПИСИ

                                                                                   (подготовила Бородина Л.Н.,

                                                                 ст. воспитатель)

Программное содержание: расширять и углублять знания детей об иконах, их отличительных особенностях и ценности для христиан. Развивать познавательный интерес к процессу создания икон художниками – иконописцами. Воспитывать уважение к изображениям на иконах

Предварительная работа: экскурсия в храм, беседа со священником, рассматривание иллюстраций икон, рассказ воспитателя.

Материалы и оборудование: иллюстрации икон, аудиозапись колокольного звона, ¼ листа бумаги с наклеенной посередине иконой на каждого ребенка, клей, кисточки, салфетки, готовые формы для аппликации.

Ход занятия:

Дети сидят на стульях полукругом. На стенде – иллюстрации икон, на столах – приготовлены материалы для аппликации.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним нашу недавнюю экскурсию в храм. Что такое храм? (Дом Божий). Скажите, чем отличается храм от других зданий? (У храма есть купола и кресты). Дети, кто знает, как называется недавно открывшийся в нашем поселке храм? (Успения Пресвятой Богородицы). Сколько частей можно выделить в православном храме? (Три – притвор, средняя часть и алтарь). Ребята, что вы видели в храме, что вам особенно запомнилось? (Ответы детей).

Воспитатель: Дети, в храме есть также колокольня с колоколами, во время богослужений раздается колокольный звон. Я предлагаю вам послушать некоторые виды колокольного звона. Вслушайтесь, как торжественно и празднично звучат колокола. (Прослушивание аудиозаписи колокольного звона).

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что в храме вы видели много икон, давайте с вами побеседуем об иконах. Что же такое икона? В переводе с греческого это значит «образ», «изображение». Но икона – не обычная картина. Скажите, кого изображают на иконах?

Дети: Иисуса Христа, Божью Мать, святых и ангелов.

Воспитатель: Совершенно верно. На Руси иконы называли образами. Икона непросто произведение искусства – это молитвенный образ, который почитают христиане и обращаются к нему с молитвой. Иконы пишут художники-иконописцы по особым правилам – иконописным канонам. Святых иконописцы рисуют так, чтобы их узнавали, отражая на иконе основные особенности их деяний. Так, преподобный Серафим Саровский изображен молящимся на камне в лесу перед образом Божией Матери, целитель Пантелеимон с ложечкой и ларцом с лекарствами в руках, Св. апостолы Петр и Павел – с книгой и грамотой. Мир духовный на иконах изображается не полностью, так как он недоступен человеческому зрению. Иконописец лишь намекает на его присутствие.

Иконы имеют прямоугольную форму, писались на деревянных досках. Доски брали от таких деревьев как липа, сосна, кипарис. Доски сушили, проклеивали тканью, грунтовали, шлифовали, а затем мастер наносил сюжет и приступал к раскрашиванию. Использовалась многослойная система письма, т.е. на одну краску наносилось несколько слоев. Закончив работу, икону покрывали олифой – масляным лаком. Олифа придавала иконе свежесть и блеск, делала краски боле глубокими и яркими. Но в ней таилась и главная опасность – ведь в храме перед иконами горят свечи и лампады, возникают резкие перепады температуры и влажности. От всего этого слой олифы через 80-100 лет теряет прозрачность, и икона становится темной, ее нужно восстанавливать (реставрировать). Сейчас Игорь нам расскажет стихотворение о старинной иконе, потемневшей от времени.

Ребенок:

Икона темная Христа

в старинной золотой оправе

Ты та же сердцу и не та,

икона темная Христа,

Сокрытого в небесной славе.

Икона вечная Христа,

твои черты безгласно строги,

Зажгись бессмертная мечта,

икона вечная Христа,

Веди по голубой дороге!

                              К.Бальмонт

Воспитатель: Дети, кто из вас помнит, чей образ впервые появился на иконе, и каким образом это случилось?

Рассказ ребенка: В давние времена один царь тяжело заболел, и доктора не могли его вылечить. Царь слышал, что Иисус исцеляет людей, но из-за болезни не смог к нему отправиться и послал своего лучшего художника, чтобы тот написал портрет Иисуса. Художник нашел Иисуса, когда тот учил людей и стал писать его портрет. Но сколько ни старался, у него не получалось. В отчаянье художник подошел к Иисусу и спросил: «Почему я не могу написать твой портрет?» Иисус решил помочь несчастному художнику. Он умылся и приложил к лицу полотенце. Когда Иисус отнял полотенце от лица, все увидели, что на полотенце отпечатался лик Иисуса. Художник принес это полотенце своему царю, и тот, приложившись к лику Христа, исцелился от болезни.

Воспитатель: Молодец, ты все правильно рассказал. А как же называется эта первая икона, появившаяся чудесным, необъяснимым образом? (Спас Нерукотворный). Правильно, молодцы дети. А теперь давайте подойдем и рассмотрим иллюстрации икон (Спас Нерукотворный, Богородичные иконы – Иверская, Казанская, Владимирская). Иконы бывают чудотворные – т.е. Божья благодать, пребывающая в иконе, проявляется чудесами, необычными действиями – т.е. люди, которые просят помощи у икон, получают от них исцеление от болезни, спасение от врагов.

Икон с изображением Христа, Божией Матери, святых угодников очень много, но, как правило, мы не знаем имена создавших их художников. Мастера не смели ставить даже на обратной стороне иконы свое имя, потому что не считали себя авторами образов – они чувствовали себя лишь орудием в руках Бога. Приступая к работе, иконописец долго готовился к этому великому делу. Прежде всего, он очищался телесно (постился) и духовно (исповедовался). Он читал Божественные книги, беседовал со священником, молился и приходил в особое состояние – покоя, света, радости или печали. И тогда образ возникал у него. Наиболее прославленные мастера древности – Даниил Черный и Андрей Рублев были монахами и вели праведный образ жизни. Но и они готовились к работе особо. С молитвами готовили краски, материал, с молитвами приступали к работе и славили Бога, заканчивая ее. И все это время их душа была наполнена светом, поэтому и мы, рассматривая икону, исполняемся благодатью.

Христиане с почитанием, т.е. с особой любовью и уважением относятся к иконам и поэтому украшают их золотом, серебром, драгоценными камнями. Это украшение называется оклад. Ребята, я предлагаю вам пройти к столам и украсить иконки, которые я приготовила, красивыми цветами. (Дети аппликацией украшают иконы, воспитатель помогает им.)

Воспитатель: Молодцы, ребята все справились. А теперь давайте наши красивые иконки прикрепим на стену и полюбуемся.

Ребята, а теперь давайте скажем, чем мы сегодня занимались, что нового узнали? (Ответы детей). Вы молодцы, хорошо работали на занятии, правильно отвечали на вопросы. На этом наше занятие окончено, до свидания.

Детский иконописный кружок – оконце в мир церковного искусства

Иеродиакон Паисий (Новоженов) из Свято-Успенского монастыря в Старице – человек многогранный. Он пишет и иллюстрирует книги, снимает фильмы на духовные темы. Примерно, год назад он создал детский иконописный кружок, так как считает, что церковное искусство способно помочь детям «полюбить Святую Русь».

Отец Паисий, как возникла идея создать студию иконописи для ребят? С чего всё началось?

У меня давно была мечта создать иконописную мастерскую, но не для детей, а для взрослых. Однажды на Рождественских чтениях я увидел выставку детских икон. И, хотя я считаю раннее детское творчество на иконных досках не вполне оправданным (а для той выставки иконы рисовали совсем маленькие, девятилетние, дети), как идея увиденное мне понравилось.

И вот как-то я проводил урок рисования в пятом классе Ростовской Варницкой православной гимназии. Темой урока стал «Портрет матери». В то время я был погружен в изучение иконописи, и, когда показывал, как рисовать лицо, не смог перестроиться и у меня получилось нечто схожее с ликом иконы. И, когда дети нарисовали портреты своих матерей, их портреты тоже были похожи на иконы. Тогда и подумал: «А почему бы не создать для детей среднего школьного возраста иконописный кружок?»

Стал разрабатывать конспекты, методические пособия по иконописанию на будущее, обходил мастерские разных курсов и объявлял товарищам, что планирую создать иконописный кружок у себя в городе, просил пожертвовать лишние ненужные образцы. Некоторые смеялись: «Всё он что-то собирает». А я складывал образцы и в коробках привозил в Тверь. Так, за много лет у меня накопился богатый изофонд, благодаря которому, можно было бы в Тверской области открыть Иконописную школу.
Интуиция подсказывала, что это прекрасное начинание – приобщать детей к миру святых икон. Но меня беспокоила духовная сторона дела. Размышлял о том, что придется брать на себя ответственность – допускать конкретных детей учиться иконописи или нет, решать, кому можно, а кому нельзя писать иконы.

Но почему школьникам нельзя изучать иконопись? Хотя бы азы какие-то? За советом я пришел к духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варфоломею. Я знал, что в прошлом он был художником. В свое время отец Варфоломей дал мне очень хорошие советы, как лучше организовать изокружок при Воскресной школе Вифанского монастыря. Он тоже обучался в иконописном кружке, причем у знаменитой хранительницы древнерусской иконописной традиции монахини Иулиании, и поделился своими воспоминаниями об образе этой святой монахини, рассказал, как она любила дисциплину, какая была собранная, мудрая, духовная.

В общем, изложил я старцу Варфоломею свою идею. Думал, вдруг он скажет: «Монахи только молиться должны – и всё – или – нельзя, рано им…» Но он выслушал меня, поддержал и сказал: «Давай прививай детям любовь к церковному искусству». Для меня очень важна была эта поддержка.

Ну, и конечно, я многократно советовался с архимандритом Лукой, заведующим Иконописной школой Троице-Сергиевой лавры. Он дал много советов общего характера, как лучше выстраивать весь учебный процесс.

В 2016 году на мое предложение откликнулся игумен Свято-Успенского Старицкого монастыря отец Димитрий, и мы получили поддержку от благотворителя обители, крупного православного мецената Виктора Борисовича Христенко. Заручившись благословением и материальной поддержкой, можно было приступать к более подробной разработке программы. Чем я и занялся.

Какого возраста ребята пришли в кружок, сколько человек в настоящее время обучаются у Вас? Верующие ли это дети?

Основное количество учеников пришло из существующего при монастыре изокружка для старшей группы – шестнадцать пятиклассников и шестиклассников. Маленькие тоже хотели, но им пришлось отказать. Чуть позже к нам присоединились регент хора, монастырская повариха и одна бабушка. Всего набралось двадцать три человека. Когда я увидел, что учащихся довольно много, даже отпала необходимость давать объявление. Мальчиков, к сожалению, было только трое, а к концу года и вовсе остался один.
Не все учащиеся верующие. Но они ищут свой путь к Богу. На мой вопрос о вере некоторые отвечали, что пока еще не поняли, есть ли Бог. Вера – это такое таинственное чувство… Каждый ребенок стоит перед Богом, у каждого есть личные отношения с Ним. Кто-то чувствует над собой Отца Небесного, но бывает так, что на глаза ребенка словно наброшена завеса и снять ее раньше времени не получается. Я думаю, что для некоторых школьников иконописание – это и есть способ познания Истины.

Некоторые из наших воспитанников еще даже не стали прихожанами храмов, они не практикующие православные, но изучают иконописную технику – и это своеобразный аванс для них. Придет время, я верю, и они будут ходить в храмы, но у них за плечами уже будет опыт, знания, уникальные навыки. Пусть ребята узнают икону, поймут ее смысл, полюбят духовную красоту христианских реалий, а потом, придя в храм, увидят что-то родное, поймут, что их душа-христианка вернулась домой.

Мы удивляемся иногда: «Как так: не верит человек – ведь бытие Бога очевидно!» Но порой приходится терпеливо ждать, когда откроются духовные очи ребенка. Конечно, не молчаливо и бездейственно ждать. Мы объясняем, доносим слово о Боге и Церкви, но и детскую религиозную нерешительность нужно уважать. Вера детей подобна нежному цветочку, и мы не должны пытаться раньше времени раскрыть бутон! Наша задача – бережно ухаживать за растением, поливать его, не загораживать ему солнышко. Всему свое время.

Отец Паисий, как протекает процесс обучения?

Традиционное знакомство с техникой иконописи в современных Иконописных школах предполагает постепенное освоение рисунка различных элементов икон. Вначале учащиеся рисуют отдельно фрагменты архитектуры, горки, деревца. На следующем этапе – складки одежд, фигуры людей. Далее начинается освоение послойной техники письма ликов, делаются копии полуфигур с прописью личного, фигуры в полный рост, многофигурные композиции. Но разница программ профессионального углубления в технику иконописи и детского иконописного кружка (с занятиями один раз в неделю) – колоссальная. Требуется адаптация программы под средний школьный возраст, необходимо также учитывать особенности возрастной психологии, иметь методику преподавания. В работе иконописного кружка для школьника мы не можем использовать, даже приблизительно программы студенческих школ иконописи, потому что имеем дело с детьми. Поэтому мне и пришлось разрабатывать собственную программу. Как образец, конечно, я имел перед глазами Иконописную школу Троице-Сергиевой лавры, но то школа для взрослых студентов с множеством корпусов и помещений, двадцатью преподавателями, а у нас специфика всё же иная.

Надо сказать, что разработать программу было совсем непросто. Ведь она должна была быть интересной и динамичной. Ребенку становится скучно несколько месяцев подряд рисовать фрагменты складок древней иконы, дети должны видеть результаты своей деятельности, иначе они охладевают к занятиям. Очевидно, что им необходимо давать такие задания, в которых могла бы быть изображена икона в полном формате, а не фрагментарно. По этой именно причине мы решили начать с копии иконы святого Георгия, так как в ней соединились все необходимые элементы: и горки, и узоры, и человек. С методической точки зрения идеально подходящей оказалась икона Георгия Победоносца «Чудо Георгия о змии», происходящая из деревни Кукасово (Пудожье), Россия, Карелия, XVI в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия (МИИРК).

Когда я уже стал приближаться к разработке поурочно тематического плана, вдруг обнаружил, что нахожусь перед дилеммой. Надо было каким-то образом выстроить порядок занятий так, чтобы графические упражнения не затягивались на долгие месяцы, но в то же время приступить ускоренно к копированию целой иконы нельзя – детям может не хватить имеющегося арсенала умений. И вот это был самый сложный момент – найти золотую середину. Я решил дать блок упражнений, а затем чередовать начало копирования иконы с продолжением упражнений. Таким образом, дети и свою собственную иконку раньше начали писать, и в то же время не отрывались от графических тренировок, к которым мы постоянно возвращались.

Первый семестр был посвящен работе акварелью. Самые первые занятия – рисованию отдельных элементов, взятых с икон или росписей. Например, какая-нибудь сабелька воина, или шапка князя, кустарник и домик с иконы XV века. Далее для цельных композиций идеально подошли самые простые древнерусские рисунки буквиц. Это копии буквиц преподобного Андрея Рублева: «Лев» и буквица «Цапля, ухватившая змею». Дело в том, что буквицы просты для копирования и в то же время интересны детям по смыслу и образу, ведь изображаются там, как правило, птицы и звери.

На занятиях первого года иконописного кружка дети научились растирать на стекле краски из минералов, готовить клеи и освоили сложную технику темперной живописи.
Занятия в иконописном кружке сегодня – это беседы с презентациями о символах в иконах, о смыслах и сюжетах, об истории иконописи, осваивание техники, знакомство с азами этого искусства.

С какими трудностями столкнулись во время занятий с юными иконописцами? С какими чудесными случаями?

Самая большая сложность и пока не решаемая проблема – это нехватка времени. Я не успеваю каждому ученику уделить достаточное количество личного внимания. При большом числе учеников «педагогическая производительность» оказывается низкой, а обстоятельства не позволяют заниматься в разное время и делить иконописцев на две группы. В общей сложности в наших кружках занимаются 115 учащихся.

По-хорошему, заниматься иконописью можно с пятью учениками, а приходится с двадцатью. Очень часто я замечал, что весь класс входил в какой-то ступор, ученики держали в руках кисти и не решались сделать мазок. К каждому надо было подойти и проверить, правильный ли цвет получился после смешивания ингредиентов. Ведь составить, например, цвет яичной темперы – это довольно непростая операция. Нужно создать сложную консистенцию, в которой количество пигмента, желтка, вина и воды каждый раз по разным причинам получается в разных пропорциях. И такое освоение техники по сути длится целый год.

Если говорить о чудесах… Надо сказать, что, приступая к созданию кружка, я получил благословение настоятеля и вскоре, буквально на той же неделе, наш монастырь посетили члены правительства Татьяна Алексеевна Голикова и другие. Я стоял на монастырском дворе, наблюдая, как делегация идет в храм. Вдруг Виктор Борисович Христенко заметил меня, остановился и спросил, проводится ли в нашем монастыре просветительская работа со школьниками. Я сказал, что такая работа ведется, но есть идея создания иконописного кружка. Виктор Борисович с улыбкой спросил: «Что для этого нужно?» Я ответил. И всё, «что для этого было нужно», было нам предоставлено.

Когда Господь совершает чудеса, они почти незаметны, естественным образом входят в жизнь человека. Для меня уже то, что в монастырь приходят обыкновенные, так называемые светские школьники, и садятся рисовать иконки, слушают рассказ монаха о Православии, – является настоящим чудом и самым дорогим переживанием. Ведь что такое иконопись для детей? Одно только пребывание в мире этого искусства окрыляет душу, возвышает чувства, развивает эстетический вкус. Иконопись – это благодатная святая атмосфера православной истины, запечатленная в красках. Это занятие очень полезно для воспитания души ребенка. Дружба школьников, их совместная творческая деятельность в пространстве святых предметов – это тоже чудо. Вера, молитва, мир, доброта – всё это и есть, как мне кажется, самое главное чудо, быть соучастником которого – счастье.

Отче, изучаете ли Вы с ребятами житие святого, которого рисуете?

Да, конечно, мы говорим о том, кем был святой. Например, уточнили, что Георгий Победоносец – это реальный человек, а Егорий Храбрый – мультфильм, о котором они смотрели, фольклорный образ, чтобы у них не смешивались представления о святом Георгии с героем фильма. Приходилось пояснять, что в языческой древности было время, когда Церковь запрещали и священников сажали в тюрьмы, тогда и пострадал Георгий Победоносец. Ученики спрашивают: «А когда мы встретим святого Георгия в раю, он нас не отругает, что мы плохо или неправильно его нарисовали?» А я их успокаиваю: «Нормально вы нарисовали, и все святые добрые, они не ругаются».

Что делать с иконами, которые пишут Ваши воспитанники? Можно ли их использовать дома для молитвы?

Хотя некоторые задания имеют своей целью копирование иконы святого в рост с прописыванием лика, в полном смысле иконой назвать детскую работу нельзя. Это учебная работа, выполненная на фанере. Чтобы написать настоящую икону, надо учиться несколько лет. Ведь, если присмотреться к каждой работе внимательно, можно увидеть множество мелких огрехов, потертостей, трещин, брызг, подтеков краски, нарушения послойного метода. И это происходит не оттого, что дети небрежны и неблагоговейны, а оттого, что, пока идет процесс обучения, от них нельзя требовать идеальной техники. Мастерства в детских иконах нет, но есть милое старательное вырисовывание. Когда держишь в руках детские иконки, от них веет благодатью, в них много старания. Я бы хотел у себя в келье поставить детские иконы, но, к сожалению, по правилу должен отдавать им всё для их «личных коллекций».

У меня в келье среди икон висит один детский гуашевый рисунок Ангела. У Ангела такой чистый лик, что я эту работу поставил на один уровень с келейными иконами. Я не молюсь перед ним как перед иконой, но его чистота внесла в мою келью ощущение невидимого присутствия ангельских сил. И это, на мой взгляд, очень важное качество настоящей иконы.

Дети покрывают иконки защитным слоем олифы и забирают свои работы домой. В дальнейшем, если они захотят заниматься иконописью или создать иконописный кружок, образцы будут подсказывать им, как правильно подбирать цвета, ведь меня уже рядом не будет и им самим придется продолжать творческий путь. Детские иконописные кружки, на мой взгляд, не должны ставить своей целью написание икон для храмов, хотя многие из них могли бы занять достойное место в домашнем иконостасе семьи. Цель детского иконописного кружка – это развитие у школьников эстетического вкуса и графических навыков. Конечно, хотелось бы научить их видеть икону, прочитывать заложенные в ней смыслы, понимать красоту древнерусского искусства. На занятиях дети иногда восклицают: «Надо же, я столько раз смотрел на эту икону и не видел…»

Когда повседневная жизнь учит подростка лишь быстрому реагированию на какие-то примитивные сигналы извне, уходит умение вдумываться и понимать, не остается возможностей для формирования культуры созерцательности.

Мои школьники выкладывают в соцсети фотографии своих домашних икон, перед которыми в углу на полочке теплятся лампады, и их друзья-одноклассники восхищаются и пишут в комментариях: «Какая ты молодец! Икона у тебя прямо как настоящая!» Получается, что наши юные иконописцы подают хороший пример своим сверстникам, показывая, что можно заниматься творчеством, развиваться духовно. Они рассказывают о монастыре, о том, что там очень интересно… Так постепенно увеличивается количество наших воспитанников.

Отче, какие итоги учебного года стали наиболее неожиданными для Вас?

Честно говоря, ожидал, что художественные результаты будут более высокими, что обучение будет даваться легче и дети смогут рисовать всё самостоятельно, но им пришлось много помогать в завершении работ.

Печально для меня было то, что я не смог творчески заинтересовать, увлечь и сохранить старшеклассников. Они как люди, которые ценят время, когда заметили, что у них не получается, стали исчезать. Это, мне кажется, произошло по моей вине. Видимо, ребята сильно переживали, а я не успевал оказать им должного внимания.

А пятиклассники оказались стойкими солдатиками, верными и спокойными, они увлеченно сопели себе под нос на занятиях, но упрямо и настойчиво продержались весь год и победно завершили его. Вот такой интересный результат: пятиклассники оказались более целеустремленными и терпеливыми, чем старшеклассники. И я убедился, что правильно поступил, когда при наборе решил не ставить ограничений детям среднего школьного возраста. Подростковый период оказался наиболее плодотворным, пятиклассники более любознательны. Они и составили ядро группы.

А результатом всего года был мой короткий вывод, который можно сформулировать так: «Иконописный кружок для детей – это очень сложный вид педагогической деятельности».

Отец Паисий, насколько я знаю, у идеи иконописных кружков для школьников есть и оппоненты?

Есть те, кто не согласен с тем, что стоит их создавать. Но когда слишком строгие и недальновидные люди говорят, что светским школьникам ни при каких условиях нельзя касаться к иконописи, что «школьник не живет по церковным правилам, не участвует во всех богослужениях и Таинствах», то можно на это возразить: Господь не говорил нам, что «Блаженны ученые богословы и постники, не пропускающие богослужений», но сказал, что «Блаженны чистые сердцем». И я затрудняюсь сегодня дать ответ на вопрос, кто из нас чище душой – отрок или отроковица двенадцати лет или мы, взрослые люди, прихожане храмов, много знающие, но не оставившие грехов.

Мы много знаем, у нас есть богословское образование, но в моральном плане дети могут превосходить нас. Когда они вырастут и станут самостоятельными, тогда смогут осознанно подойти к сложной церковной традиции иконописания, познакомятся с правилами церковной жизни. А сегодня иконописный кружок для них – это оконце в мир церковного искусства, мир великой культуры Православия. Всё, что они сейчас получают в нашем кружке, даст Бог, процветет в них в свое время. Я думаю, обязательно наступит пора, когда старицкие школьники станут посещать храмы регулярно, полюбят Святую Русь, будут держать посты и совершать молитвы, но добровольно и с полным пониманием того, что им это нужно, что это тот самый благодатный мир добра, в котором они хотят жить.

Но и сейчас ребята приходят в монастырь иногда не в воскресный день, когда проходят наши занятия, а в будни, просто так, небольшими группами, навестить меня после школьных уроков. Я в это время делаю росписи в монастырской трапезной, и дети имеют возможность посмотреть, как создается настенная композиция, помогают, держат палитру, наблюдают за процессом, задают вопросы. Я рассказываю им, как надо смешивать краску и проводить линии, а потом прекращаю работу, и мы идем пить чай. А иногда мы идем в храм, чтобы поставить свечи, и только потом – к столу. Время от времени я доверяю ребятам нарисовать какие-нибудь простые узоры на росписях не потому, что не успеваю, а чтобы у них остались приятные воспоминания, что они поучаствовали в важном деле. Это всё и есть, наверное, самые задушевные моменты в нашем изучении иконописи.

В конце учебного года у нас состоялся примечательный диалог. Дети спросили:

– Можно ли наши иконы освящать?

– Можно, конечно, принести в церковь и окропить святой водой ваши работы, но это необязательно, – ответил я.

Одна девочка сказала:

– Ну да, конечно, мы же их в монастыре нарисовали, поэтому их и так можно считать освященными.

Это рассмешило меня, и я попытался объяснить свою мысль:

– Это-то верно, но освященными иконы становятся не от того, что их пишут в монастыре. Бывает, что художник, ни с кем не советуясь, рисует святого, как ему вздумается, и сразу видно, что образ написан без благоговения. Такой образ нельзя освятить, даже если он написан в монастыре. А если икона написана по правилам, человек, который над ней трудился, имеет доброе и чистое сердце, то благоговение художника передается образу, который он создает. Правила написания иконы я вам объяснял, а души у вас добрые, и, надеюсь, такими они останутся навсегда.



Беседовала Елена Есаулова

Обучаться иконописи может далеко не каждый. Иконопись искусство особое — церковное. Поэтому на обучение иконописи нужно чтобы благословил священник. Икона не похожа на привычные картины, поэтому и иконописцы не похожи на простых художников. Это люди, обязательно глубоко верующие и благочестивые. Сегодня, как и много веков назад иконописи учатся с детства, понемногу постигая тайны старых мастеров. Все приёмы иконописи можно перенять только от опытного учителя — иконописца. В иконописи совершенно особые технические и живописные приемы, поэтому чтобы писать иконы этому нужно много учиться.

Иконописцы соблюдают множество очень строгих правил, о которых можно узнать только от своего учителя. Это правила об образе жизни и творчестве иконописца. Одно из них заключается в том, что иконописцы никогда не придумывают сюжеты своих произведений. Это строго запрещается. На протяжении веков сюжеты икон не изменялись, так как многие иконы являются чудотворными. Иконописцы выполняют «списки», можно сказать, копируют иконы старых мастеров, написанных в древности.

Тем не менее, творчество иконописца огромно и увлекательно, а соблюдение правил (канона) это словно дорога, по которой следует иконописец. Чем ближе иконописец подошел к древним традициям, тем более отточено его мастерство, глубже его работа, тем выше она оценивается людьми в духовном и художественном плане.

Кроме того, преподавать иконопись — большая ответственность и, прежде всего, духовная. Педагог иконописи должен сам превосходно писать иконы и иметь художественно-педагогическое, искусствоведческое и богословское образование. А также такие занятия должны проходить при храмах или монастырях под чутким окормлением священников. В процессе обучения учащимися соблюдаются церковные обряды — например, прочтение молитв в начале и в конце занятия, лекции по Закону Божьему и т.п.

Техника иконописи хранит в себе много приёмов. Икона создается не спеша, долго и тщательно. Сначала заготавливается иконная доска. Она делается из разных пород деревьев, но чаще используется липа. Некоторые считают, что липа — это обязательное условия для создания иконной доски. Это не так. Используются разные породы деревьев, такие как дуб, кипарис, сосна и другие. Иконная доска делается определенной конструкции, которая позволяет иконе долгое время оставаться прямой и ровной, не изгибаться, не высыхать. На доску затем наклеивают специальную ткань – паволоку, после чего покрывают иконным грунтом — левкасом. Грунт иконописцы делают сами, он состоит из клея и мела. Затем на иконе выполняется золочение. Золотятся нимбы, фон и некоторые другие детали в зависимости от сюжета. Золото используется настоящее — сусальное.

Все в иконе имеет свою символику. Например, золото — символизирует сияние Бога, Божественное свечение, а иконная доска символизирует крест, на котором был распят Иисус Христос. Техника письма иконы — станковая темперная живопись. Краски используются специальные, они называются пигменты. Это краски в виде сухих порошков минерального и органического происхождения. Иконописцы вручную добавляют в них специально приготовленный раствор яичного желтка — таким образом, происходит «творение красок».

Пишут икону строго в определенной последовательности: сначала элементы пейзажа, если таковой имеется в сюжете, одежду, какие-то предметы, а потом приступают к написанию лика святого. В завершение наносят обозначения имени святого. Эта подпись — своего рода освящение иконы, иконописец после этого уже ничего не меняет. После покрытия работы специальным защитным слоем (лаково-масляной пленкой или олифой) ее можно считать завершенной.

Настоящий иконописец не должен изображать других сюжетов кроме религиозных. Как уже подчёркивалось, иконописцы это не просто художники. В иконописи есть свой очень важный смысл, иконы посвящены Божественным образам — Спасителю Иисусу Христу, Пресвятой Богоматери, и Святым, а художники изображают окружающий нас мир.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут изложение на огэ 9 класс
  • Как пишут игровой движок
  • Как пишут знак номер
  • Как пишут здравствуйте
  • Как пишут здесь