Как пишут иконы кратко

Этапы написания иконы

Написание иконИконопись – явление своеобразное и довольно сложное. Различают разнообразные виды иконы: мерная икона, аналойная, семейная и т.д. Вне зависимости от вида иконы, иконописец должен соблюдать определённые правила, выдерживать принятую последовательность при работе. Традиционная техника написания иконы складывалась в течение двух тысячелетий. Сам процесс изготовления иконы трудоемкий и длительный, в нем соблюдается определенная строгая последовательность: начинается все с подготовки доски – основы, затем приготавливаются краски, выполняется золочение, после чего происходит сам процесс иконописи и покрытие иконы олифой.

Интересно, что все эти этапы написания иконы носили на Руси название «ремесла», так как каждый этап выполнял отдельный мастер. При всей сложности технологии написания икон, необходимо особо подчеркнуть, что иконопись не сводится только к ремеслу. Иконопись – «умозрение в красках», «богословие в красках». Икона – это предмет мистический, это таинственное явление духовной сущности в материальном мире. Икона — посредник, мостик между миром дольним и миром Горним… Писать иконы может далеко не каждый, пусть даже и высокопрофессиональный, художник. Иконопись требует веры и просвещенности мастера учением Православной Церкви. Каждый настоящий иконописец должен быть православным христианином, иметь священническое благословение на свою деятельность и жить духовной жизнью, особенно в период написания иконы, – поститься, молиться, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн в Таинстве Евхаристии.

Этапы создания иконы:

1. Доска.

Как правило, для изготовления основания иконы используются такие породы дерева, как липа, сосна, ель, на юге – кипарис. Для предохранения доски от коробления делаются специальные шпонки. Если доска не цельная, то она должна быть собрана из отдельных досок и очень хорошо проклеена натуральным клеем. После склеивания и высыхания в икону врезаются шпонки. На лицевой стороне иконы выдалбливается небольшое углубление – «ковчег». В первую очередь, «ковчег» имеет богословское обоснование, символизируя ковчег спасения и глубину духовного измерения. А также «ковчег» имеет практическую пользу, уберегая изображение от повреждений. Скос, ребро, образуемое между двумя уровнями доски – «ковчегом» и полями называется лузгой.

2. Грунтовка доски.

Когда доска готова, мастер приступает к грунтовке, левкашению, на доску наносится левкас. На поверхность доски, пропитанную клеем, наклеивается павалока – кусок льняной или хлопчатой ткани. Предварительно ткань замачивают в клее и лишь после этого приклеивают на доску. Доска должна после этого хорошо просохнуть. Следующим шагом становится нанесение левкаса, основой которого является известняковый мел. Мел предварительно просеивается до чистого состояния. Левкас готовится из клея, воды, мела, при помощи тепловой обработки, варения. Выстоянный левкас в течение суток пригоден для нанесения на саму доску. Количество слоев достигает пятнадцати. Мастер должен следить за тем, чтобы слои были тонкие и ровные. После третьего слоя левкас выравнивают пемзой или шкуркой.

3. Рисунок.

Следующим этапом является рисунок. Рисунок исполняется кистью или углем по просохшему левкасу. Таким способом пользовались древние мастера и пользуются до сих пор некоторые мастера, имеющие за плечами богатый опыт иконописания. В большинстве случаев иконописец пользуется прорисями. Прорись – это переводимый через кальку рисунок, который выполняется на бумаге, а затем переводится на доску при помощи точечного прокалывания контуров изображения, а затем методом припороха.

4. Золочение.

Далее мастер приступает к золочению. Рисунок процарапывается оп контуру, левкас, который окажется под золотом, тщательно полируется. Мастер со всей аккуратностью работает с хрупкими листками сусального золота. Золото может отличаться в цветовых оттенках, в зависимости от примесей другим металлов и пробы.

5. Эмульсия.

Приготовление эмульсии производится с применением желтка куриного яйца. Краски, затертые на желтке, не смываются водой. Используются также активные эмульгаторы масел, чтобы вода и масло не отделялись друг от друга. В качестве разбавителя подходит хлебный квас, сухое белое вино или разбавленный винный уксус.

6. Краски.

В иконописи мастер изготавливает краски зачастую сам из природных минеральных пигментов, но также может использовать и современные пигменты химического производства. Пигменты измельчаются, перетираются, и добавляется эмульсия. Когда краски готовы, мастер переходит непосредственно к живописи.

7. Живопись.

Для иконописи характерна многослойная, лессировочная техника последовательной живописи. Каждый из уровней, этапов прописывания имеет свое богословское значение. Роскрышь, высветление и, наконец, охрение. В последнюю очередь тщательно прописывается лик святого, завершается процесс подрумянкой и нанесением таких мазков как оживки и движки. Они – небольшие прикосновения кисти в самых светлых местах. Оживки называются так потому что оживляют лик, символизируют отблески Божественного света. Затем следуют такие завершающие приему как приплеск и проплавка, что объединяет оживки и охрение. Затем наносятся тончайшие лессировочные слои, сквозь них просвечивает уже написанный лик. Окончательная опись, обведение контуров рисунка кистью, подводит иконописный процесс к завершению. Икона считается полностью завершенной, когда мастер уже выписывает буквы имени святого.

8. Олифа.

После всех проведенных работ разогретая икона покрывается олифой. Олифа предназначена для защиты иконы от влаги, пыли, а также для укрепления красочных слоев и улучшения цвета.

Обучение иконописи

Обучение иконописи

Ико­но­пись – это вид живо­пи­си, обла­да­ю­щий сво­ей эсте­ти­кой, при­ё­ма­ми, тех­но­ло­ги­ей. В дан­ной ста­тье основ­ное вни­ма­ние я уде­ляю эсте­ти­ко-ремес­лен­но­му нача­лу в ико­но­пи­си. Для созда­ния совер­шен­но­го обра­за, по воз­мож­но­сти, нуж­но овла­де­вать и совер­шен­ной фор­мой. Кро­ме овла­де­ния ремес­лен­ны­ми навы­ка­ми необ­хо­ди­мо вос­пи­ты­вать худо­же­ствен­ный вкус, поча­ще созер­цать шедев­ры рус­ской и миро­вой ико­но­пи­си, нахо­дя­щих­ся в музе­ях, что, к сожа­ле­нию, доступ­но не всем. Часто репро­дук­ции икон гре­шат иска­же­ни­ем цве­та, сами ико­ны быва­ют в пла­чев­ном состо­я­нии. Для обу­че­ния необ­хо­ди­мы, конеч­но, хоро­шие аль­бо­мы, репро­дук­ции, луч­ше фото­гра­фии фраг­мен­тов, сде­лан­ные в музе­ях, кото­ры­ми обла­да­ют серьёз­ные ико­но­пис­ные школы. 

После эле­мен­тар­ных упраж­не­ний, опи­сан­ных в преды­ду­щей ста­тье – гор­ки, архи­тек­ту­ра, вода, дере­вья, мож­но при­сту­пить к пись­му антич­ных оде­я­ний свя­тых, поизу­чать систе­му пробело́в на склад­ках. Основ­ные при­ё­мы созда­ния ико­но­пис­ной опти­че­ской систе­мы: роскрышь, при­те­не­ние, высвет­ле­ние, опись, лес­си­ров­ка. Часто уча­щи­е­ся вме­сто посто­ян­ных упраж­не­ний жела­ют узнать какие-то «сек­ре­ты» или «осо­бые тех­но­ло­гии», кото­рых не суще­ству­ет. Луч­ше хоро­шо выпол­нить про­стую зада­чу, напри­мер, мно­го­крат­но напи­сать рукав, или дру­гой фраг­мент оде­я­ний, что­бы он выгля­дел убе­ди­тель­но. Упраж­не­ния мож­но делать на залев­ка­шен­ной натя­ну­той бума­ге или орга­ли­те, неудав­ши­е­ся момен­ты надо научить­ся счи­щать скаль­пе­лем. Роскрышь, т. е. пят­но цве­та на одеж­дах, наби­ра­ет­ся плот­нее, чем гор­ки, но с неко­то­рой долей про­зрач­но­сти. Про­бе­ла́ име­ют сту­пен­ча­тый харак­тер, дости­гая в неко­то­рых древ­не­рус­ских ико­нах до пяти сту­пе­ней. Они долж­ны чёт­ко отде­лять­ся друг от дру­га, иметь свою логи­ку постро­е­ния объ­ё­ма. Начи­на­ют­ся про­бе­ла́ не чисты­ми бели­ла­ми, в них может под­ме­ши­вать­ся цвет роскры­ши или дру­гой пиг­мент. На сире­не­вом цве­те часто дела­ют­ся холод­но-синие про­бе­ла́, такой цвет дают смесь белил и чёр­но­го. Про­бе­ла́ в послед­них фазах дости­га­ют пол­ной плот­но­сти, в сред­них – более про­зрач­но, сквозь них может про­све­чи­вать цвет одежд. С тене­вой сто­ро­ны объ­ём моде­ли­ру­ет­ся «при­те­не­ни­я­ми» – тон­ки­ми, про­зрач­ны­ми, лес­си­ро­воч­ны­ми сло­я­ми крас­ки, цве­та немно­го тем­нее роскры­ши. Завер­ша­ет­ся постро­е­ние фор­мы опи­ся­ми и белиль­ны­ми тон­ки­ми маз­ка­ми. Опи­си созда­ют тене­вую «глу­би­ну», они име­ют раз­ную интен­сив­ность, с тене­вой сто­ро­ны – тем­нее. Необ­хо­ди­мо научить­ся в поис­ках выра­зи­тель­но­сти спо­кой­но «мять» мате­ри­ал, менять про­пор­ции, цве­та, дви­гать какие-то дета­ли, что-то счи­щать частич­но или пол­но­стью. Исправ­ле­ния рисун­ка вид­ны на древ­них ико­нах, ника­кой «гра­фьёй» ста­рые масте­ра не поль­зо­ва­лись. Про­ца­ра­пы­ва­ние кон­ту­ра дела­ет­ся при золо­че­нии, что­бы при нахлё­сты­ва­нии золо­та не поте­рять силу­эт. Тех­ни­ка постро­е­ния объ­ё­ма в иконе мно­го­слой­ная, слои под­су­ши­ва­ют­ся, рабо­та «по сыро­му» не ведётся. 

При напи­са­нии мно­го­цвет­ных празд­ни­ков важ­но гар­мо­нич­но подо­брать цве­та, посте­пен­но уточ­няя их, все­гда луч­ше начи­нать блед­но, чем потом счи­щать слои скаль­пе­лем. В искус­стве ико­но­пи­си мно­гое зави­сит от внут­рен­ней куль­ту­ры чело­ве­ка, его эсте­ти­че­ских прин­ци­пов и ремес­лен­но-худо­же­ствен­ных навы­ков, уме­ние выби­рать из все­го огром­но­го мате­ри­а­ла самое выра­зи­тель­ное. Все цве­та на иконе под­дер­жи­ва­ют друг дру­га, сам по себе цвет вооб­ще не суще­ству­ет, какой нибудь охри­стый цвет рядом с синим выгля­дит ярко-оран­же­вым, а гряз­но-зелё­ный рядом с крас­ным ста­но­вит­ся весь­ма ярким. Мож­но делать коле­ров­ку на бума­ге, при­став­ляя кусо­чек коле­ро­ван­ной бума­ги к дру­гим цве­там. Важ­но не задер­жи­вать­ся на каком-то одном эта­пе, а попро­бо­вать про­ра­бо­тать чёт­ко наи­бо­лее понят­ный эле­мент ико­ны. Начать писать опи­си, про­бе­ла́, затем опять перей­ти к уточ­не­нию цве­та, тогда ста­нет виден даль­ней­ший путь рабо­ты. Конеч­но, мастер­ство дости­га­ет­ся боль­шим тру­дом и прак­ти­кой. Чёт­ко опре­де­лён­ной после­до­ва­тель­но­сти напи­са­ния ико­ны я не придерживаюсь. 

Последовательность написания икон

Ино­гда начи­наю с про­ра­бот­ки лика, ино­гда – оде­я­ний. Укла­ды­вать золо­то, в неко­то­рых слу­ча­ях, при­хо­дит­ся так­же после опре­де­ле­ния основ­ных цве­то­вых пятен и силу­эта, кото­рый в каран­даш­ном рисун­ке не все­гда поня­тен. Каран­даш­ный рису­нок я не обво­жу тём­ной крас­кой, как дела­ют мно­гие ико­но­пис­цы, нано­шу цве­та не так плот­но, что­бы рису­нок про­све­чи­вал сквозь роскрышь, затем наме­чаю склад­ки, про­бе­ла́, сно­ва уплот­няю общий тон, ино­гда меняя, уточ­няя пред­ва­ри­тель­ный рису­нок. Часто при­ме­няю лес­си­ров­ку – это покры­тие тон­ким сло­ем крас­ки уже напи­сан­ных частич­но или пол­но­стью фраг­мен­тов ико­ны. Этот при­ём обоб­ща­ет дроб­но напи­сан­ные дета­ли. При­ме­няю его и в пись­ме ликов. Начи­наю с наи­бо­лее понят­ных мест ико­ны, даль­ней­шее реше­ние обра­за при­хо­дит посте­пен­но. Важ­но научить­ся при­ни­мать воле­вые реше­ния и про­дви­гать рабо­ту, не зацик­ли­ва­ясь на каком-то этапе. 

Нанесене ассиста

Послед­няя ста­дия созда­ния ико­ны – нане­се­ние золо­тых штри­хов на ассист. Лип­кое веще­ство – чес­ноч­ный сок, вини­лик – син­те­ти­че­ский мате­ри­ал. Я поль­зу­юсь вини­ло­вым неза­сы­ха­ю­щим лаком “goldsize”. Гото­вую ико­ну луч­ше под­су­шить несколь­ко дней. На места, где будет ассист, нане­сти мел хоро­ше­го каче­ства, слег­ка вти­рая его кисточ­кой, для обез­жи­ри­ва­ния. Акку­рат­но нане­сти кле­я­щее веще­ство штри­ха­ми и пят­на­ми. Затем мож­но нано­сить золо­то, наре­зая его неболь­ши­ми кусоч­ка­ми и пере­но­ся и при­ми­ная его хлеб­ным мяки­шем. Оста­нут­ся золо­тые штри­хи, в тех местах, где был нане­сён вини­лик. Над­пись я ком­по­ную на каль­ке, затем пере­дав­ли­ваю руч­кой без пас­ты на золо­той фон. По золо­ту мож­но писать акри­ло­вой крас­кой или тем­пе­рой ПВА. Место, где будет над­пись, покры­ваю акри­ло­вым лаком, крас­ка по нему хоро­шо ложит­ся. Золо­то покры­ва­ет­ся про­зрач­ным лаком, ико­на олифится. 

Гото­вая ико­на покры­ва­ет­ся нату­раль­ной оли­фой с сик­ка­ти­вом, посколь­ку син­те­ти­че­ский лак и раз­ба­ви­те­ли выбе­ли­ва­ют жел­ток. Эта опе­ра­ция так­же может пре­вра­тить­ся в про­бле­му и тре­бу­ет навы­ка. Сырая оли­фа без сик­ка­ти­ва дол­го сох­нет и на неё может налип­нуть пыль. Я поль­зу­юсь покуп­ной немец­кой оли­фой, раз­бав­ляя сырой нату­раль­ной. Так­же мож­но про­то­мить нату­раль­ную оли­фу с аце­та­том кобаль­та, кото­рый явля­ет­ся сик­ка­ти­вом, т. е. убыст­ря­ет про­цесс высы­ха­ния. Томят в духов­ке 3–4 часа. Покры­ваю ико­ну кистя­ми не за один раз. Рука­ми осо­бо не раз­гла­жи­ваю, пото­му что мож­но обо­драть ассист и крас­ку. Луч­ше всё это про­бо­вать на каком-либо ненуж­ном эски­зе, кото­рый не жал­ко испортить.

Процесс написания иконы

Ико­на «Вос­кре­се­ние Христово»

Про­цесс написания
1 Воскресение Христово 1
2 Воскресение Христово 1
3 Воскресение Христово 1
4 Воскресение Христово 1
5 Воскресение Христово 1
6 Воскресение Христово 6
7 Воскресение Христово 7
8 Воскресение Христово 8

Ико­на «Спа­си­тель»

Про­цесс написания
1 Спаситель 1
2 Спаситель 1
3 Спаситель 1
4 Спаситель 1
5 Спаситель 1
6 Спаситель 6
7 Спаситель 7

Ико­на «свт. Ген­на­дий Нов­го­род­ский»

Про­цесс написания
1 Святитель Геннадий Новгородский 1
2 Святитель Геннадий Новгородский 2
3 Святитель Геннадий Новгородский 3
4 Святитель Геннадий Новгородский 4
5 Святитель Геннадий Новгородский 5

Ико­на «Свт. Гри­го­рий Бого­слов»

Про­цесс написания
1

Святитель Григорий Богослов 1

Рису­нок каран­да­шом на залев­ка­шен­ной доске 

2

Святитель Григорий Богослов 1

Про­ца­ра­пы­ва­ние контура 

3

Святитель Григорий Богослов 1

Нане­се­ние полимента 

4

Святитель Григорий Богослов 1

Про­дав­ли­ва­ние узора 

5

Святитель Григорий Богослов 1

Нане­се­ние золо­та на нимб 

6

Святитель Григорий Богослов 6

Частич­ная располировка 

7

Святитель Григорий Богослов 7

Позо­ло­та основ­но­го фона на поли­мент без располировки 

8

Святитель Григорий Богослов 8

Нане­се­ние основ­ных цветов 

9 Святитель Григорий Богослов 9
10

Святитель Григорий Богослов 10

Моде­ли­ров­ка лика 

11

Святитель Григорий Богослов 11

Моде­ли­ров­ка лика 

12

Святитель Григорий Богослов 12

Моде­ли­ров­ка лика 

13

Святитель Григорий Богослов 13

Моде­ли­ров­ка лика 

14

Святитель Григорий Богослов 14

Моде­ли­ров­ка лика 

15

Святитель Григорий Богослов 15

Моде­ли­ров­ка лика 

16

Святитель Григорий Богослов 16

Моде­ли­ров­ка лика 

17

Святитель Григорий Богослов 17

Напи­са­ние рук святого 

18 Святитель Григорий Богослов 18
19

Святитель Григорий Богослов 19

Нане­се­ние ассиста 

20

Святитель Григорий Богослов 20

Ком­по­но­ва­ние надписи 

21

Святитель Григорий Богослов 21

Пере­дав­ли­ва­ние надписи 

22

Святитель Григорий Богослов 22

Закон­чен­ная икона 

Ико­на «прп. Сер­гий Радонежский»

Про­цесс написания
1 Преподобный Сергий Радонежский 1
2 Преподобный Сергий Радонежский 1
3 Преподобный Сергий Радонежский 1
4 Преподобный Сергий Радонежский 1
5 Преподобный Сергий Радонежский 1
6 Преподобный Сергий Радонежский 6
7 Преподобный Сергий Радонежский 7
8 Преподобный Сергий Радонежский 8
9 Преподобный Сергий Радонежский 9
10 Преподобный Сергий Радонежский 10
11 Преподобный Сергий Радонежский 11
12 Преподобный Сергий Радонежский 12
13 Преподобный Сергий Радонежский 13
 

Древняя Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первыми живописными изображениями на Руси стали иконы. Древнерусская иконопись по праву считается лучшей в мире. И хотя иконопись как искусство вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, древнерусская иконопись вскоре стала самобытной. Беря свое начало в Х веке, она вплоть до века XVII оставаясь ядром древнерусской культуры.

 43 1
«В мастерской иконописца». Егор Зайцев, 1998 год

Технология написания икон своеобразна и сложна. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.

На чем писали иконы

Писали иконы чаще всего на досках: использовали липу, на Севере — лиственницу и ель, в Пскове — сосну. Вообще выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями и тем, какие породы деревьев были распространены в данной конкретной местности.

Дорогие иконы старались писать на кипарисе: это дерево дольше сохраняется, не впитывает влагу (кстати, традиционно на кипарисовых досках писались иконы в Византии).

43 2
Это только на первый взгляд кажется, что для создания иконы подойдет любая доска.
На самом деле даже выбор материала для будущих икон был строго регламентирован.

Изготовлением досок для икон занимались, как правило, древоделы. Процесс этот был длительным и трудоемким. Доску вытесывали из бревна, выбирая самый крепкий слой ствола — внутренний. Кроме того, дерево должно было быть сухим и выдержанным.

Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок — их склеивали между собой специальным столярным клеем. Для того чтобы на доске держался грунт, лицевая сторона заготовки отстругивалась зубчатым рубанком. С тыльной стороны доска также остругивались, а чтобы избежать коробления доски в будущем, в неё врезались шпонки.

На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями.

43 3
В иконе все символично: ковчег здесь являет собой образ спасения, как ковчег Завета.
Возвышающиеся края доски над ковчегом – это поле,
а скос между полем и ковчегом называется лузга.

Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

На доску наклеивали холст — паволоку, а на паволоку наносили сделанный из мела и рыбьего (чаще осетрового) клея грунт — левкас. После просушки доски левкас шлифовался до такой степени, что поверхность будущей иконы становилась похожей на гладкую кость.

43 4
Прежде чем начать писать икону, доску для нее надо тщательно подготовить.

Итак, доска для будущей иконы готова. А дальше начиналось самое интересное.

Соборное творчество

На Руси икону обычно писала целая артель, которой руководил один мастер — он был духовным наставником и от него зависело воплощение сакрального (божественного) смысла изображаемого.

43 5
Евангелист Лука пишет икону Богоматери (Михаил Дамаскин, XVI век).

Большинство иконописцев были монахами, и мы часто не знаем их имен — художник не ставил свою подпись на иконе, потому что воспринимал себя как смиренное «орудие» Бога.

При соборном процессе разные части иконы писали разные мастера: знаменщики, личники, доличники, позолотчики и олифщики.

На подготовленную основу наносили прориси — контуры будущего изображения. Сначала выполняли первую прорисовку изображений, затем вторую, более подробную. Первая прорисовка делалась легким касанием угля из берёзовых веток, вторая — коричневой или чёрной краской.

43 6
Троица Новозаветная. Вот с таких прорисей начинался процесс написания иконы.

Для каждой иконы был образец прориси: для Богоматери Умиление — свой, для Троицы — свой. Эти образцы — подлинники указывали, какой должна быть «подлинная», соответствующая канону икона. Подлинники, служившие образцами, хранились в монастырях.

Наносили прориси знаменщики — они «знаменовали», какая будет создана икона.

После этого начинали собственно письмо. Сначала золотили то, что требовалось: свет, поля иконы, складки одежды, венцы. Затем выполняли доличное письмо: фон, одеяния, детали. На заключительном этапе писались лик и руки (это называлось личное письмо).

43 7

Образ Спас Золотая Риза был написан
в XI веке специально для Руси.
Свое название икона получила из-за утраченного ныне
сплошного позолоченного оклада.
Иконе можно поклониться в Успенском соборе московского Кремля.

Наиболее сложное в написании иконы — изображение лика. Лики пишутся плавями, то есть жидко разведенными красками, так, чтобы один цвет неприметно перетекал в другой. В завершение работы иконописец наносит так называемые пробела или оживки, которые придают иконе яркость, а лику — выразительность. Иногда фон иконы покрывается тончайшим слоем золота, что придает иконе особо торжественный вид.

Для золотого фона наклеивали на паволоку почти прозрачные листы золотой фольги, а тонкие линии часто прописывали твореным золотом.

Какими красками писали иконы

При написании икон применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.

Темпера как нельзя лучше подходила для написания икон: она требовала от мастера неспешной работы, которая была сродни монашеской аскезе: темперой нельзя моделировать, ее можно лишь наслаивать, строго следя за тем, чтобы новый слой ложился на просохшую краску. Так шло постепенное «раскрытие» образа. То, что мастер видел духовным взором, проявлялось на доске в немеркнущих красках темперы.

43 9
Традиционно используемые в иконописи для приготовления красок минеральные пигменты.
После их предварительной очистки и растирания полученные цветные порошки
разводят в эмульсии на основе яичного желтка.

Темперная живопись требует виртуозной техники и высокой культуры письма. Этого достигали в течение долгих лет ученичества.

В завершение работы икону покрывали масляным лаком — олифой. Он делал поверхность блестящей, а краски — более яркими. Однако же именно олифа стала впоследствии причиной забвения подлинной древнерусской иконы.

Почему поновляли иконы?

Все дело в том, что олифа, которой покрывали иконы, имеет свойство сильно темнеть. И через 50-100 лет после создания иконы от яркого изображения на доске оставалась лишь коричневая пленка, сквозь которую едва проглядывали темные силуэты. Но и «постаревшая» икона по-прежнему оставалась священной, и ее нельзя было выбросить. Поэтому икону поновляли — поверх существующего изображения по тем же или похожим прорисям писали новое, опять покрывали олифой, и… через сто лет повторялась та же история.

43 10
Если внимательно присмотреться к иконе Владимирской Богоматери XII века,
то можно увидеть на ней несколько слоев: от XII века сохранились только лики младенца Христа
и Богоматери, а все остальное — это живопись XV и XVI веков.

Сменялись поколения художников, изменялись и каноны. Например, иконописец XVII века был гораздо свободнее в своем искусстве и писал по-иному, чем иконописец XV столетия. Он мог изобразить больше деталей и фигур, написать богатый фон. Кроме того, появлялись новые краски, которых еще не знали прежние художники. И порой икона со временем из-за многочисленных поновлений преображалась так, что зритель и не догадывался, какой она была раньше.

Под несколькими слоями живописи мог скрываться шедевр Рублева или Дионисия.

Поэтому древнерусская иконопись долго оставалась неизвестной, и лишь в начале XX века старые иконы начали расчищать, бережно, слой за слоем снимая позднюю, в основном не очень хорошую живопись, пока не добирались до первоначального изображения.

Каким должен был быть иконописец

Важно отметить, что иконотворчество на Руси считалось делом почётным и ответственным, оно рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг, требующий соответствующей праведной жизни.

Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы, получение благословения от духовного наставника и уединение. Написание иконы было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось.

43 11Преподобный Алипий Печерский.
Стенная роспись В.М. Васнецова
в Свято-Владимирском соборе Киева
(1885–1895 гг.).

С именем Алипия Печерского связано зарождение русской иконописи домонгольского периода.

Вот какие требования к личности и образу жизни иконописца мы можем прочитать в определениях Стоглавого собора 1551 года: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце, наипаче же всего хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением; а кто не может до конца так пребыть, пусть женится по закону. Подобает живописцам часто приходить к отцам духовным, во всем с ними советоваться и по их наставлению жить в посте, молитве и воздержании со смиренномудрием, без всякого зазора…»

Возможно, и в вашем доме хранятся старинные деревянные иконы, ставшие семейной реликвией, святыней, передающейся от поколения к поколению. И это прекрасная традиция.

А в нашем интернет-магазине «Япос» вы можете приобрести замечательные иконы, изготовленные в Дивеевских мастерских с соблюдением технологий древних мастеров и украшенные бисером, золотым шитьем, натуральными камнями. Они обязательно займут достойное место в домашнем иконостасе и будут храниться в вашей семье много лет.

button-pro-crown

PRO аккаунты для художников

check

Продажи через магазин в Facebook и Instagram

check

Управление клиентами и продажами через CRM

check

Почтовые рассылки произведений

check

Продажа репродукций и цифровых версий

Подробнее

button-pro-crown

PRO аккаунты для художников

arrow-toparrow-down

check

Продажи через магазин в Facebook и Instagram

check

Управление клиентами и продажами через CRM

check

Почтовые рассылки произведений

check

Продажа репродукций и цифровых версий

Подробнее

Энциклопедия • 14 июня 2018

Иконопись

Увидеть невидимое

С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» — особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало.

Иконопись

И́конопись (от иконы и писать), также иконописание, изография — вид христианской церковной живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон.
Такие произведения заменяли красками письменное слово, подобно тому, как готический собор переводил на визуальный язык схоластику и тайны алхимии.

Что такое икона?

Древнегреческое слово «икона» (εἰκών) переводится как «образ», «изображение», «подобие». Но в качестве произведений иконописи обычно рассматривают созданный для молитвы образ, написанный на доске.

Икону часто называют «книгой о вере» и «богословием в красках». На протяжении всей истории христианс

Икону часто называют «книгой о вере» и «богословием в красках». На протяжении всей истории христианства она служила символом веры людей в Бога и его помощь.
Поэтому икона ничего не изображает, она только являет первообраз. Её целью является отразить в человеческом облике божественную сущность.
Отсюда необходимость строгой системы написания священных изображений — иконографического канона. Им определялся состав изображения: как должно писать сюжет, лица и их действия, окружение, каково композиционное решение.

Позиции иконоборцев и иконопочитателей

Непонимание символической сущности икон провело в VIII — начале IX века к спору об иконопочитании. Иконоборцы осуждали почитание икон, считая их идолами, а поклонение им — идолопоклонством.

Патриарх Никифор. Миниатюра из Псалтыри Феодора Кесарийского. 1066 год, фото

Патриарх Никифор. Миниатюра из Псалтыри Феодора Кесарийского. 1066 год, фото

Такая позиция основывалась на ветхозаветной заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» К тому же, она поддерживалась реальными событиями — в народе иконы подчас окружались суеверным поклонением, фетишизировались. Показательны слова Анастасия Синаита ещё в доиконоборческий период: «Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение».
Иконопочитатели восстановили древнее понимание сути образа, когда:

Икона рассматривалась как видимый образ невидимого мира

Согласно Иоанну Дамаскину «иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего». Через иконы для нас тускло просвечивают божественные откровения. Так, почитание икон было закреплено догматом (непреложной истиной) Седьмого Вселенского собора 787 года.

Рождение иконописи

Создание первых рукотворных икон предание связывает с апостолом и евангелистом Лукой, который будучи не только человеком образованным, врачом, но и художником, написал первое изображение Богоматери.
Классической родиной иконописи является Византия. Именно отсюда иконописное искусство вместе с христианской верой приходит сначала в балканские страны, а затем на Русь. Под влиянием византийской художественной культуры складывались целые национальные культуры, в том числе Древнерусская, а также развивалась иконопись всех православных стран: Болгарии, Македонии, Сербии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины и Египта. Под влияние Византии попала и культура Италии, в первую очередь Венеции.
Самые ранние иконы

VI—VII

веков, «Христос Пантократор (Вседержитель)», «Апостол Пётр», «Богоматерь с младенцем», сохранили античную технику энкаустику (связующим веществом красок был воск). Это роднит их с шедеврами египетско-эллинистического искусства — фаюмскими портретами. От них же христианские образы унаследовали большие глаза с печатью отрешенности и золотой фон.

  • Фаюмский мужчины

  • Икона «Христос Пантократор»

Складывание христианского образа

После иконоборческих времен, эллинистическая традиция перерабатывается и приспосабливается к христианскому учению. Античный исчезает, изображение становится более условным, лица сменяют лики. Используется обратная перспектива, то есть точка схода располагается не в глубине изображения, а в стоящем перед иконой человеке, и вневременное изображение. Отсутствует источник света (светоносна вся икона) и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. Все эти особенности изображения призваны были отделить «горний» (небесный) мир от «дальнего» (земного). Для этого также в иконописи запрещалось писать Богоматерь, Христа и других святых с живых людей или по воображению художника, а только в соответствии с иконописным каноном. Поэтому использовали «подлинники» — специальные руководства для иконописцев, где словесно описан каждый сюжет.

Символом своей эпохи стала икона «Владимирской Богоматери». Попав из Константинополя в Киев в начале XII века, икона в 1155 году была вывезена Андреем Боголюбским во Владимир (отсюда название).

Богоматерь Владимирская, 1130-е годы.

На Руси икона стала одной из самых прославленных и почиталас

Богоматерь Владимирская, 1130-е годы.

На Руси икона стала одной из самых прославленных и почиталась чудотворной.

Тип же изображения — «Умиление» (Богоматерь держит младенца Христа на руках и прижимается к нему щекой), стал традиционным и излюбленным на Руси.

Иконопись продолжала развиваться и после разграбления Константинополя в 1204 году, породив новый тип иконы — житийную или икону с житием (помимо самого святого, изображающую сцены из его жития). Но постепенное ослабление Византийской империи, разгром Константинополя вынудили лучших мастеров покинуть страну и искать работу в других краях.

Русская иконопись

Переняв вместе с православной верой новое искусство, Русь, однако, не копировала, а перерабатывала византийский опыт, приспосабливала к своим традициям, создавая уникальные произведения. К тому же, помимо византийской, на Руси имела место и западная культура, в особенности Скандинавская.
К сожалению, большинство иконописных произведений Киевской Руси до нас не дошло, погибнув в разрушительных набегах татар. Но тот период всё же сохранил имя знаменитого русского иконописца XI — начала XII веков — Печерского монаха Алипия (Алимпия).

«Святой Георгий», конец XI либо начало XII века. Одна из древнейших икон на Руси.

Святой воин-муче

«Святой Георгий», конец XI либо начало XII века. Одна из древнейших икон на Руси.

Святой воин-мученик Георгий особо почитался во всем христианском мире.

Древнейшие иконы сохранились до позднего времени в Великом Новгороде, в Софийском соборе. Впоследствии многие новгородские иконы были вывезены царем Иваном Грозным для украшения московских храмов. Из первоначального убранства Софии Новгородской сохранились корсунские иконы «Спас Златая Риза», «Апостолы Перт и Павел» (фото).

  • «Апостолы Петр и Павел», середина XI века

  • Благовещение «Устюжское», начало XII века

Наиболее ранняя из русских икон XII века — «Благовещение» (или как её называют «Устюжское Благовещенье»), к которой стилистически близки две иконы: «Ангел златые власы» и знаменитый «Спас Нерукотворный», с изображением на обороте поклонения кресту.

«Спас Нерукотворный», Новгород, XII век.

Именно этот торжественный и суровый лик Христа изображали

«Спас Нерукотворный», Новгород, XII век.

Именно этот торжественный и суровый лик Христа изображали на русских воинских хоругвях.

В числе лучших русских икон считается «Богоматерь Оранта — Великая Панагия» (Молительница Всесвятая)

В числе лучших русских икон считается «Богоматерь Оранта — Великая Панагия» (Молительница Всесвятая), иногда её также называют «Богоматерь Знамение», «Богоматерь Влахернитисса» или «Ярославская Оранта».

В её композиции учтены многие византийские иконографические традиции, но аналогов в византийских произведениях не имеет.

Одна самых больших русских икон (184×129 см) — «Святой Никола», исполнена иконописцем, достаточно уважаемым, так как он указал в надписи внизу свое имя — Алекса Петров. В русских изображениях святого Николы

XII—XIII

веков всегда очень заметно преклонение перед его образом (либо надписью «сверхсвятой», либо художественностью линий).

Святой Никола с избранными святыми на полях (Никола Липный). Алекса Петров. 1294 год, (фото)

Свято

Святой Никола с избранными святыми на полях (Никола Липный). Алекса Петров. 1294 год, (фото)

Святой Никола почитался как защитник христианской веры и борец с ересью.

Ослабление связи между Русью и Византией, дало благоприятные возможности для становления и развития самобытных художественных школ Новгородской, Владимиро-Суздальской, Тверской, Псковской и других земель.
Монголо-татарское завоевание и иноземная экспансия оказались особенно пагубными для южных и юго-западных земель. Поэтому центр общественно-политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где с середины XIV века установилась гегемония Москвы. Возглавил художественную жизнь «третьего Рима» великий мастер — Феофан Грек.

  • «Богоматерь Донская» (лицевая сторона)

  • «Успением Богородицы» (оборот)

Лучшая из созданных Феофаном или в его кругу икон — «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны, прославившаяся как чудотворная, с «Успением Богородицы» на обороте.
В конце

XIV—XVI

веков сложилось такое русское национальное явление, как высокий иконостас. Древнейший из дошедших до нас русских высоких иконостасов — иконостас Благовещенского собора. В его становлении большую роль сыграли, очевидно, Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи. Высокий иконостас представлял собой высокую стенку из нескольких рядов икон («чинов»).

Фото иконостаса из книги В.Д. Сарабьянова, Э.С. Смирновой «История древнерусской живописи»

Самый ни

Фото иконостаса из книги В.Д. Сарабьянова, Э.С. Смирновой «История древнерусской живописи»

Самый нижний местный ряд — с особо почитаемыми в данной местности иконами. Затем деисусный — изображает моление перед Спасителем за человеческий род с фигурами Богоматери, Предтечи, архангелов, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и столпников. В праздничный ряд включены иконы, посвященные двенадцати основным церковным праздникам. В центре появившегося в начале XV века, пророческого ряда находится Богоматерь с младенцем, а в XVI веке возникает праотеческий с центральной Троицей Новозаветной.

Центром всего ансамбля является средняя икона деисусного ряда, изображающая Христа на троне в окружении небесных сил («Спас в силах», или «Спас во славе»).

Первые семь икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем великого иконописца Древней Руси — Андрея Рублева.

В 1918 году в дровяном сарае в Звенигороде были найдены три рублевские иконы из деисусного чина («Зв

Самое совершенное произведение Рублева — икона «Троица» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыр

Самое совершенное произведение Рублева — икона «Троица» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

В XIV веке культ Троицы на Руси был популярен, что имело не только богословскую, но и историческую основу. В Святой Троице, как нераздельной, осуждалась раздробленность и проповедовалась единение, а в Троице как неслиянной, осуждался иноземный гнет и звучал призыв к освобождению.

Продолжателем рублевского направления и крупнейшим художником второй половины XV века был Дионисий, чье влияние сказалось на всем искусстве последующего XVI столетия.

XVII век в истории русской иконописи начался с борьбы двух живописных школ: «годуновской» (многие произведения выполнены по заказу Годунова и его родственников) и «строгановской» (от фамилии меценатов Строгановых). В иконописи ярче всего проявила себя «строгановская школа», иконы которой несли усиленное эстетическое начало: виртуозный рисунок и богатый тонкий орнамент. Самый известный мастер этот направления — Прокопий Чирин (фото икон).

  • Прокопий Чирин. «Никита Воин». 1593 год

  • Прокопий Чирин. «Избранные святые», конец XVI — начало XVII века

Во главе иконописцев в середине XVII века стоял мастер Симон Ушаков, чьи первые произведения стали сенсацией, расставанием со многими канонами традиционной иконописи. Икона «Спас Нерукотворный» и другие его произведения, хоть и оставались в рамках Средневековья, вызывали в России ярость у ревнителей традиции.
Постепенно начинается упадок иконописи: иконы пишутся больше «на заказ», с XVIII века масляная живопись вытесняет традиционную темперную технику, а писанию икон привлекаются светские, в частности неверующие художники.

иконы

Выражение «язык иконописи» представляет собой нечто большее, чем просто метафора. Сакральные образы становятся для людей эталонами того, как следует видеть невидимое, сплачивая молящихся.

Условность изображения. Условностью письма подчеркивалась в облике изображенных на иконе лиц их неземная сущность, духовность. Отсюда стилизованные пропорции фигур (удлиненные или укороченные) — идея преображенной, очищенной плоти, обитающей в небесном мире.

Надписи. Надписи (титлы) — необходимый элемент иконы, выражающий первообраз также как и само изображение, поэтому без них не может быть иконы. Символично, что на русских иконах надписи часто даются по-гречески, то есть, рассчитаны не на понимание, а на сакральное отождествление образа и имени.

Примеры титлов на церковнославянском языке, фото

Примеры титлов на церковнославянском языке, фото

Раскрытие иконы. На языке иконописи процесс написания икон предстает как символический процесс постепенного раскрытия изображения, как будто изображение уже было дано изначально, а теперь иконописец открывает его миру посредством своего духовного зрения. Поэтому считалось, что инаковерующий (и неверующий) художник не может правильно открыть изображение и, значит, принадлежащая его кисти икона не признавалась священной.

Цвет. Основы христианской символики цвета разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV веке. Так, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый (начало и конец спектра) означает самого Христа — начало и конец всего сущего. Красный — цвет крови Христа, божественный огонь, в Византии это — цвет царского достоинства, но на иконах мучеников он может символизировать жертвенность ради Христа.

Золотой цвет воспринимался как божественный или «фаворский», что связано с библейской легендой Преоб

Золотой цвет воспринимался как божественный или «фаворский», что связано с библейской легендой Преображения Христа на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии.
Этот цвет передавался на иконах не красками, а золотом, в знак причастности к Божеству.

Белый цвет символ Божественного света, цвет святости и простоты.

Голубой и синий — цвет неба, чистоты, символ вечного мира. Зеленый — цвет Святого Духа, символ вечной жизни. Христос всегда изображается в вишневом хитоне и голубом плаще — гиматии, а Богоматерь — в темно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории.

Знак греха. Грех и порок в христианской иконографии обозначается стоящими дыбом волосами — традиционной прической демонов. Рога начинают изредка появляться только к XVII веку, не отменяя вздыбленных локонов. Подобная прическа у людей означает, что это грешник, еретик или язычник. Но если хохлатый человек написан темной краской, значит, это уже бесовская сила.

Сатана в аду с душой Иуды в руках. Фрагмент иконы «Страшный суд», середина XV века, фото

Сатана в аду с душой Иуды в руках. Фрагмент иконы «Страшный суд», середина XV века, фото

Право и лево. В иконописи определение правой и левой части происходит не с точки зрения зрителя, а со стороны центральной фигуры изображения. Таким образом, «правая» часть изображения приходится по правую руку этой фигуры (для зрителя лево), а «левая» — по левую (для зрителя право). То же самое в отношении восьмиконечного креста — его нижняя поперечная часть изображается с наклоном справа налево. Противопоставление правой и левой части соответствует противопоставлению Ветхого (левая часть) и Нового Завета (правая часть). Фигуры, находящиеся справа от центрального изображения всегда значимей тех, что слева.

В иконах Страшного Суда праведники находятся по правую руку от Христа, грешники — по левую руку. (фо

В иконах Страшного Суда праведники находятся по правую руку от Христа, грешники — по левую руку. (фото)

«Записывание» икон. Переписывание («записывание») икон — нанесение на старом изображении новых записей, не лишено сакрального характера. Дело в том, что иконы, пусть даже распадающиеся от старости нельзя было уничтожать. Иногда их хоронили на кладбище или же пускали по текущей воде, по аналогии с погребением в ладье. Однако люди верили, что после «записывания» первое изображение непременно будет влиять на второе.

Техника иконописи

Иконопись по существу является продолжением техники стенописи, освобожденной от архитектурной зависимости.

«Первая забота иконописца — превратить доску в стену».

Пишут иконы на деревянных досках, тщательно подобранных (обычно используют липу). Доска может иметь с передней стороны углубление — ковчег, а может быть и без него. Затем начинается подготовка доски к живописи, для чего её проклеивают хорошо сваренным жидким клеем, и наклеивают паволоку,

т. е.

холст, или серпянку — редкую пеньковую ткань. Далее доску грунтуют левкасом, состоящим из вареного масла и мела. После этого идет шлифовка в несколько приемов и окончательная отделка поверхности хвощом, или, как в наше время, стеклянной бумагой.
Только теперь на подготовленной доске можно делать рисунок, сначала первую прорисовку, затем вторую — более подробную. После этого начинается собственно «роскрышь» — прокладка основных тонов.

Этап золочения иконы, фото

Этап золочения иконы, фото

Как и в древности, в качестве краски иконописцы используют яичную темперу на природных минеральных пигментах. Сначала всё необходимое золотят творёным золотом или покрывают ассистом (штрихи из сусального золота): поля иконы, свет, одежды Христа и Богоматери, престолы. Затем мастер пишет одежды, строения, , а на заключительном этапе — лики. По завершении всех работ готовую икону покрывают защитным слоем — льняной олифой.

иконы

В конце XIX — начале XX веков происходит настоящий переворот в науке о церковном искусстве. На Западе, а затем в России реабилитируется византийское искусство. Возрастает интерес и к русской иконе. Свои впечатления о ней высказал Матисс, побывавший в Москве в 1911 году: «Русские не подозревают, каким художественным богатством они обладают… Ваша учащаяся молодежь имеет здесь, у себя дома, несравненно лучшие образцы искусства, чем за границей. Французские художники должны ездить учиться в Россию. Италия в этой области дает меньше».
Настоящим переворотом уже для широких кругов стала выставка 1913 года, на которой посетителям открылось, что икона — это «одно из самых совершенных произведений русского гения».

Иконопись: шпаргалка

Художники, работавшие в технике иконописи: Алимпий Печерский, Алекса Петров, Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор «с Городца», Даниил Черный, Дионисий, Прокопий Чирин, Симон Ушаков, Никифор Савин, Семен Спиридонов

Вы эксперт, если:

• Знаете, что почитать надо не сами иконы, а первообразы, которые эти иконы отражают
• Видите назначение иконы в молитве, а не в украшении храмов
• Понимаете, что все изображения на иконе имеют своё значение и символику

Вы профан, если:

• Считаете, что иконопись — не более чем направление живописи
• Видите в иконах аналогов языческих «идолов»

Автор: Ирина Фрыкина

Автор: Ирина Фрыкина

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Главная иллюстрация: византийская икона «Апостол Лука», начало XV века, фото

Считается, что в иконах заключена духовная энергия, а иконописцы не создают образ, а лишь проявляют и раскрывают то, что заложено высшей силой. Разберемся в символах икон и познакомимся с процессом их создания.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Рассмотрим все этапы создания иконы. В первую очередь разберемся с символическим значением икон — это тесно связано с процессом их написания.

В православной традиции икона — это изображение первообраза. Мы видим на ней не мирской, а духовный образ человека, визуальное проявление его святости. Поэтому в иконе заключена определенная энергия, духовная сила.

🙏 Иконописец — традиционно монах, благочестивый человек, который ведет праведный образ жизни. Ведь перед созданием иконы он должен прозреть будущий образ своими духовными очами. Работа над иконой проходит в посте и молитве.

☦️ Смотреть на иконы должны были только православные верующие. Иностранцев могли не пускать в церкви как иноверцев. Есть предание о том, как одному немцу продали дом, стены которого были расписаны духовными сюжетами — и перед продажей сбили изображения со всех стен, а пыль вымели. В этом выражалась не только и не столько нелюбовь к иноверцам, сколько забота о правильном контакте с духовной энергией иконы.

🌍 При создании иконы иконописец символически выполняет те же действия, что и бог при сотворении мира. Фон иконы — свет, позем — сотворение земли и отделение тверди от воды, доличное письмо (травы, животные, здания) — все, что бог создал до Адама, а личное письмо — уже сотворение человека.

🌱 Внутри иконы встречаются разные части мироздания. Доска, на которой ее пишут, символизирует растительный мир. Пигменты для красок представляют минеральный мир. А яйцо, на котором замешивается пигмент, и рыбный клей — мир животный.

Теперь поэтапно разберем процесс создания иконы.

👥 Кстати, традиционно считается, что иконописцы не «творят» и не «создают» образ. Они лишь проявляют, раскрывают его — а образ как бы входит внутрь доски и отпечатывается там высшей силой. Иконописец как духовный, праведный человек становится руками бога в этом процессе.

🟫 Икона пишется на одной или нескольких деревянных досках, скрепленных между собой. В доске делается углубление с бортиками по краям — оно называется ковчег. Это углубление смазывают клеем и накладывают тонкую ткань — поволоку. По одному из толкований, ковчег и поволока символизируют гроб Христа и плащаницу, в которую его завернули.

⬜️ Поверх поволоки в несколько слоев накладывают левкас — специальный иконный грунт из мела или алебастра. Потом грунт шлифуют мокрой сухой пемзой и шкуркой. Символически это уподобляет грунтованную поверхность стене. Когда грунт готов, приходит время для нанесения контура рисунка.

📚 Распространенные типы икон собраны в специальных книгах — образцах подлинников. Они могут быть лицевыми, с буквальными «прорисями», контурами иконы. Или толковыми, где образ описан словами: что это за святой, сколько ему лет, какая у него одежда, какой длины борода и так далее.

📍 По этим образцам делают «знамение» — наносят углубленный рисунок. Этим обычно занимаются мастера-знаменщики, которые иголкой процарапывают грунт, намечая абрис будущей иконы. Краску на икону наносят во много слоев, и такие физические границы помогают не выходить за контур изображения.

1. Этап золочения иконы
2. Этапы работы над иконой
3. Покрытие иконы олифой
4. Утраты на иконе открывают ее структуру: деревянная основа, «паволока» (=ткань), толстый слой левкаса (грунта) с красочным слоем

Итак, доску покрыли грунтом, нанесли графью, пришло время для живописной работы.

Вот как происходит нанесение краски👇

🟡 Сначала золотят отдельные участки — наносят фон и нимбы.

Затем наносят «роскрышь» — основные цвета. После работают над «доли́чным»: моделируют формы и одежды, наводят контуры и высветляют необходимые участки. В случае необходимости рисуют пейзаж («горки»), растения («травы») и здания («палаты»).

👤 В последнюю очередь переходят к написанию ликов («лично́му»). Сперва заполняют контуры ликов и других обнаженных частей тела красновато-коричневым темным тоном («санкирем»). Потом постепенно высветляют выпуклые части и формируют объем лика. Это символизирует путь, который проходит человек от незнания, духовной темноты, греха к богу. В конце присутствие божественного света усиливается ассистом — штрихами из сусального золота или серебра.

💧 На последнем этапе художник покрывает готовую икону защитным слоем — олифой. Олифление иконы уподобляется одному из церковных таинств — елеопомазанию. Икона будто бы проходит через этот обряд.

👥 Как правило, в создании иконы участвует несколько человек. В этом символически выражена идея соборности церкви — хотя иконописец мог создавать иконы и в одиночку. Мастера обычно специализируются на чем-то одном: кто-то пишет доличные изображения — пейзажи, палаты, одежды, кто-то лики.

✍️ На иконах обязательно есть подписи. Изначально так обозначали тех, кто изображен на иконе, но со временем образы стали узнаваемыми, и подписи превратились в символ изначального Слова Божия. В русской традиции подписи до сих пор зачастую делают на греческом, хотя допустим и славянский вариант. Свои имена иконописцы на иконы не ставили за очень редким исключением.

😈 Все этапы создания иконы обязательно должны проходить в правильном порядке. Сохранились любопытные легенды о существовании «адописных» икон, то есть тех, где под красочным слоем или даже левкасом скрывалось изображение дьявола. Упоминания таких икон многочисленны. Например, в житии Василия Блаженного рассказывается, как он разбил образ Богородицы, почитавшийся чудотворным. А затем выяснилось, что на нем под верхним слоем краски был нарисован бес. Однако ни одной реально существующей «адописной» иконы по сей день исследователями выявлено не было.

1. Тихвинская икона Божьей Матери в окладе, украшенном жемчугом
2. Мадонна ди Сан Лука, икона в окладе из Болоньи
3. Романово-ярославский список иконы Казанской Божией матери, в ризе 1881 года
4. Оклад Владимирской иконы, 1657
5. Св. Леонтий Ростовский, басменный оклад, втор. пол. 16 века

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут иконы иконописцы
  • Как пишут иконы для детей
  • Как пишут иисус старообрядцы
  • Как пишут изложение на огэ 9 класс
  • Как пишут игровой движок