Как пишут конспект

Обычно студенты еще в школе приобретают навыки составления конспекта. У тех же, кто в старших классах не выработал ценного умения быстро и систематизированно делать письменные заметки по существу, в первые месяцы учебы в вузе возникают проблемы: три-четыре полуторачасовые лекции в день или работа с источниками при подготовке к семинару превращаются в затяжную пытку. Оказывается, не всегда нужно записывать все, что говорит лектор, или копировать в тетрадь огромные фрагменты учебных материалов: правильно писать конспект – настоящее искусство, которому при желании можно быстро научиться.

Содержание

  • Что такое конспект
  • Виды
    • План-конспект
    • Схематический план
    • Текстуальный конспект
    • Свободный
    • Тематический конспект
    • Графический
  • Как писать
    • Конспект лекций
    • Литературы
    • Оформление конспекта
  • Необычные виды конспектирования
    • Майнд-карты
    • Метод Корнелла
  • Пример конспекта
  • Видео по теме
  • Комментарии

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. КонспектФизической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Виды

Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.

План-конспект

За основу берется план, который нередко предлагается лектором в начале занятия или самостоятельно составляется перед прочтением книги. По мере раскрытия вопросов каждый подпункт «обрастает» комментариями, и в итоге они превращаются в структурированный, логический текст. Такой конспект отлично подойдет для подготовки к выступлениям на семинарах, позволит не упустить важные моменты и раскрыть суть поставленного вопроса.

Схематический план

КонспектОбычно используется для проработки текста, реже, чтобы кратко записать лекцию, если заранее известно ее содержание и преподаватель практически диктует. С его помощью удобно структурировать информацию и устанавливать взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала, что способствует его лучшему усвоению. Составляется план-схема в виде списка вопросов, на которые в ходе прочтения книги или прослушивания лекции даются ответы.

Текстуальный конспект

Составить такой конспект непросто, зато в результате получается реферативная запись, насыщенная тезисами и выдержками из первоисточника, целостно и развернуто отражающими его суть. Обычно он делается на основе плана, иногда вопросного, который дополняется точными фрагментами из текста. Такой конспект актуален для гуманитариев, например, изучающих литературу или философию, где авторские цитаты имеют большое значение.

Свободный

Может сочетать в себе все перечисленные выше варианты и состоять из выписок, цитат, плана, тезисов и прочего. Свободное конспектирование позволяет изложить материал максимально целостно и подходит для различных дисциплин.

Тематический конспект

Суть этого способа ведения записей в том, чтобы осветить изучаемый вопрос с различных точек зрения, используя не один, а несколько источников. Такой конспект максимально полно раскрывает тематику, однако больше подходит для самостоятельной работы с печатным текстом.

Графический

Чаще всего используется студентами, изучающими технические науки. В его основе – схематичные рисунки, графики, таблицы, которые лектор часто дает в мультимедийной презентации или просто на плакатах, развешенных на доске. Достаточно перенести их в тетрадь и сделать краткие пояснения к ним.

Как писать

КонспектХороший конспект сделать непросто, но никто и не обещал, что в вузе будет легко. Чтобы понять, правильно ли составлены записи, следует перечитать их через пару дней. Если без труда удалось восстановить в памяти важную информацию, значит, все в порядке. Если нет, придется потренироваться или сменить тактику, чтобы окончательно определиться, как делать конспект так, чтобы он был хорошим подспорьем в подготовке к занятиям и экзаменам, а через пару лет при необходимости смог послужить справочником.

Конспект лекций

Правила написания конспекта лекции весьма условны, но чтобы сделать его максимально полным и понятным, надо:

  1. Начинать запись только после осмысления сказанного преподавателем, не пытаясь законспектировать все дословно.
  2. Разработать систему стандартных сокращений.
  3. Выделять важные моменты (тему, термины, формулы) цветными ручками или маркерами.
  4. Логически структурировать информацию как минимум разбивкой на абзацы, а между ними оставлять пустыми по нескольку строчек – свободное место позже может пригодиться для уточнений, расшифровки незнакомых понятий, терминов.

Литературы

Прежде чем приступить к составлению конспекта литературного источника, стоит хотя бы один раз внимательно полностью прочитать текст. Это позволит выявить основные особенности материала, стиль и характер изложения, главную идею, разобраться с незнакомыми терминами.

Дальнейшая работа связана с анализом информации. На этом этапе следует отделить главное от второстепенного, структурировать материал, располагая его в логически правильном порядке.

Оформление конспекта

Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:

  • Всегда выделять заголовки, важные понятия, формулы и выводы подчеркиванием, пастой другого цвета, пропуском строки. Чтобы не тратить драгоценные секунды на смену ручек во время лекции, проще после ее окончания перечитать запись и отметить маркерами нужные места – так даже эффективнее, поскольку уже сложится общее впечатление о прослушанном, и будет несложно расставить приоритеты.
  • КонспектИспользовать «сигнальные» символы: указатели, восклицательные и вопросительные знаки, пометки вроде NB! (обратить внимание) и т. д.
  • Применять аббревиатуры и сокращения, но предпочтение отдавать общепринятым вариантам, например:
    • гос-во (государство);
    • кол-во (количество);
    • ин-т (институт);
    • стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т. д.

Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.

  • Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.

Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.

Необычные виды конспектирования

Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.

Майнд-карты

Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.

Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.

Метод Корнелла

КонспектЭтот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.

Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.

Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ. 
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.

Содержание

  1. Что такое конспект?
  2. Какой объем должен иметь конспект?
  3. Основные требования при написании конспекта
  4. Виды конспектов
  5. Как составить конспект – общие рекомендации
  6. Как составить конспект по различным видам текста
  • Как правильно сделать конспект по лекциям?
  • Как правильно конспектировать статьи
  • Как сделать конспект по книге
  • Как написать конспект по параграфу
  • Как составить конспект по учебникам
  1. Главные ошибки при составлении конспекта
  2. Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
  3. Как повысить уникальность конспекта

01 Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему. 
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу — сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату. 
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно. 

Проверить уникальность

Повысить уникальность

Оформить работу по ГОСТУ

Что такое конспект

02 Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

03 Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

требования при написании конспекта

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

  • Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
  • Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

  • Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

04 Виды конспектов

Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

  • План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
  • Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
  • Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
  • Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
  • Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

05 Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

  • Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  • Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  • Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  • Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  • Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  • Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  • Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
  • Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  • Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  • Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

составить конспект

06 Как составить конспект по различным видам текста

Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.

  • Как правильно сделать конспект по лекциям?

Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.

Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.

Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.

как составить конспект лекций

  • Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

  • Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

  • Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

  • Как составить конспект по учебникам

Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.

07 Главные ошибки при составлении конспекта

Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.

  • Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  • Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  • Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

ошибки при составлении конспекта

Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.

08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.

Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.

Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.

09 Как повысить уникальность конспекта

Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.

Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.

Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.

Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.

Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.

Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.

Полезные ссылки:

Что такое антиплагиат и как он работает?

Антиплагиат — обзор сайта, отзывы, видео 

Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента

Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример

Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент

Что такое плагиат — как снизить и убрать из текста

Ученикам и студентам: как оформить конспект

Шпак Юлия<br>Александровна

, автор статей | Обновлено 1 фев 2023

Содержание:

Как написать конспект: пошаговая инструкция

Ментальные или интеллектуальные карты

Конспект – сокращённое письменное изложение книги или лекции при помощи тезисов, таблиц, графиков, планов, схем. В него включают доказательства, примеры, выводы и рисунки для сохранения причинно-следственных связей и смысловой законченности. Объёмная информация структурируется логическими блоками.

Навык конспектирования очень важный

При создании конспекта большой объем информации структурируется логическими блоками

В процессе конспектирования работает долговременная память, поэтому работа над текстом позволяет автору запомнить информацию и легко восстановить её даже спустя длительное время. Грамотно составленный текст служит хорошим пособием для изучения материала.

Преимущества конспектирования перед другими письменными способами сохранения информации:

  • Работает краткосрочная и долгосрочная память. Это сохраняет информацию в памяти надолго.
  • Легко восстановить информацию по памяти без больших временных затрат.
  • Обработка и анализ информации дают глубокое понимание материала.
  • Через оформление текста реализуется раскрытие творческого потенциала.

Виды конспектов

В зависимости от способа оформления, такие тексты бывают нескольких видов.

  • Плановый – информация структурируется по определённому плану.
  • Схема – логические блоки связаны друг с другом в определённую схему.
  • Текстуальный, его основа – сокращенный текст.
  • Свободный – комбинирование разных способов.
  • Тематический – один текст раскрывает одну тему.
  • Графический – состоит из формул, схем, графиков и рисунков.

Кроме привычных способов конспектирования, существуют и альтернативные способы:

  • Метод Корнелла.
  • Метод боксов.
  • Метод таблиц.
  • Метод нумерации.
  • Метод индексов.
  • Ментальные карты.

Подробнее о них мы поговорим дальше.

Как написать конспект: пошаговая инструкция

Конспектирование требует внимания и сосредоточенности. Чтобы работа над материалом была эффективной, воспользуйтесь простым алгоритмом.

  1. Ознакомьтесь с темой материала. Если конспект составляется по книге или учебнику, просмотрите их содержание и объём, пролистайте книгу, выборочно почитайте отрывки. Если вам предстоит конспектирование лекции, узнайте тему, терминологию и принятые сокращения.
  2. Сокращайте слова. В каждом предмете есть общепринятые способы сокращения слов, которые часто встречаются в тексте. Чтобы не запутаться, ведите словарь сокращений. Он будет полезен, когда вашей работой будет пользоваться кто-то ещё, или вы спустя некоторое время вернётесь к тексту.
  3. По возможности накидайте план текста.
  4. Заведите словарь тезисов и определений по заданной теме.
  5. По каждому параграфу книжного текста или тематическому фрагменту речи лектора записывайте ключевые фразы.
  6. Делайте короткие записи на основе материала.
  7. Оставьте место на полях для пометок и комментариев. Отмечайте важные места, требующие пояснения фрагменты, возникающие в процессе чтения или слушания вопросы.
  8. Оставляйте место там, где вы не успели за лектором или пропустили главу, которая показалась вам незначительной. При необходимости вы сможете вернуться к этому месту и доработать текст.
  9. Если в тексте или лекции есть непонятные слова и определения, раскройте их. Дополнительную информацию уточните у преподавателя или в интернете. В книгах ищите поясняющие сноски.
  10. Пользуйтесь цветовым оформлением текста.
  11. Не оставляйте незаполненными пропущенные места. Постарайтесь сразу найти необходимую информацию и получить ответы на вопросы.

Конспектирование – это способ зафиксировать точную информацию на бумаге. Поэтому не отклоняйтесь от темы, сокращайте фразы без изменения слов. Если вам хочется изложить свои мысли по теме, делайте сноски на полях.

Плановый конспект

Основа текста – предварительный план, который озвучил лектор. Или который вы написали, опираясь на содержание книги. Это скелет, который будет обрастать комментариями, определениями, фактами. Итог – логически структурированный тезисный текст.

  1. Запишите план работы.
  2. Дополняйте структуру, следуя плану.

Схема

Какое бывает конспектирование

Схематическое оформление подходит для конспектирования книг.

Схематическое оформление подходит для конспектирования книг. Лекции таким способом записывать трудно, за исключением отдельных включений в текст, когда нужно ввести ряд определений или вопросов с ответами. Схема состоит из соединённых по смыслу блоков, в каждом из которых есть подзаголовок (тема, вопрос, определение) и его содержание.

  1. Запишите все подзаголовки.
  2. Раскройте суть каждой темы.
  3. Соедините стрелками связанные между собой блоки.

Текстуальный конспект

Когда нужно сохранить неизменность фраз и цитат, их записывают дословно. Результат – краткий справочник, содержание которого зависит от потребности:

  • сборник цитат;
  • справочное пособие из формул, определений;
  • подборка вопросов и ответов на них;
  • словарь.

Такими записями пользуются студенты гуманитарных направлений: философия, психология, литература. Их используют и как дополнение в качестве справочного или методического материала.

Текстуальный конспект считается довольно трудоёмким из-за количества текста, который нужно записать. Нужно разработать систему оформления информации, например, по алфавиту или при помощи заметок и символов на полях.

  1. Продумайте заранее, как вы будете записывать выдержки из текста. Если у вас сборник цитат, оставьте место на полях для указания авторства. Если словарь – продумайте алфавитный указатель.
  2. Записывайте фразы внимательно и аккуратно. Пользуйтесь сокращением слов.

Свободный конспект

Он подходит для записи лекций, когда преподаватель не озвучил предварительный план.

  1. Записывайте ключевые фразы.
  2. Выделяйте заголовки и подзаголовки.
  3. Пользуйтесь схемами, таблицами, графиками и рисунками.
  4. Используйте цветные маркеры, чтобы оформлять текст.
  5. Оставьте место на полях для комментариев, вопросов и пояснений.

Тематический конспект

Его делают в тех случаях, когда необходимо собрать и структурировать информацию из разных источников. Например, подготовка к дипломной работе, реферату, уроку или презентации. В такой работе важно указывать источники, чтобы в будущем можно было вернуться к ним и раскрыть материал.

  1. Изучите список источников: книги, статьи в печатных изданиях, интернет.
  2. Составьте план текста.
  3. Сделайте закладки в книгах или подборку файлов со ссылками.
  4. Оставьте место на полях для комментариев.
  5. Сделайте дополнительную графу на полях для ссылок на источники. Источники выпишите отдельно и пронумеруйте, чтобы отсылка к ним не занимала много места.

Графический конспект

Подходит для изложения статистических данных и технических предметов. Здесь преобладают таблицы, рисунки и схемы, текст служит для оформления графики.

Метод Корнелла

Метод подходит для выделения важного при анализе больших объёмов информации. Для этого страница делится на блоки, каждый из которых содержит информацию определённого характера. Метод Корнелла удобен для записи хронологических событий, анализа литературных произведений, составления психологического портрета или истории болезни, а также для конспектирования лекции.

  1. На листе формата А4 или в тетради начертите 2 горизонтальных линии: одну наверху и одну внизу листа. Над верхней линией запишите дату и тему конспекта. Под нижней линией оставьте место для выводов.
  2. Разделите центральную часть листа вертикальной линией на два столбца. Левый столбик должен быть меньше правого минимум в 2 раза.
  3. Если вы слушаете лекцию, то заполняйте сначала правую часть короткими фразами, а слева отмечайте самое необходимое. Если вы работаете с печатным материалом, порядок заполнения не имеет значения.
  4. Оставляйте место между тематическими блоками – потом вы можете к ним вернуться.
  5. После работы запишите выводы под таблицей.

Метод боксов

Способ логической обработки информации похож на предыдущий метод. Разница в том, что каждая отдельная тема заключается в блок. Блоки не позволяют информации по разным темам смешаться между собой.

  1. На листе нарисуйте разные по форме и размеру блоки. Хорошо, если вы знаете тему и план урока – так вы не ошибётесь с количеством блоков. Если такой возможности нет, делайте несколько блоков на листе. Располагайте фигуры на листе хаотично.
  2. Подпишите каждый блок согласно теме.
  3. Тезисно заполните блоки.

Конспект из блоков нагляден. Оформление блоков разными геометрическими формами и цветами помогает выделить разные темы, а стрелки между ними укажут на логические связи.

Метод таблиц

Как создать правильный конспект

Конспектирование требует внимания и сосредоточенности

Таблицы – наглядная структура, которая подходит для конспектирования тем с повторяющимися факторами или сведения нескольких элементов в единую систему.

  1. Расположите лист горизонтально и расчертите его на необходимое количество столбцов.
  2. Вносите тезисы в соответствующие столбцы.
  3. Таблицы требуют дополнительного анализа и оформления цветом и стрелками для выделения смыслов и связей.

Метод нумерации

Нумеровать тезисы рекомендуется тогда, когда вы работаете с нелогичным изложением материала. Например, художественным произведением. Нумерация удобна и в том случае, когда лектор часто перескакивает с одной мысли на другую и постоянно отвлекается от темы.

  1. Используйте ручки двух-трёх цветов для оформления.
  2. Оставляйте поля справа и слева. В правой колонке ставьте номер мысли. В левом поле отмечайте, с какой мыслью связана эта.

Метод нумерации позволяет схематично дать ответы на вопросы после лекции в виде ряда цифр, отвечающих за ту или иную мысль.

Метод индексов

Индекс – графический или символьный знак, который оставляют в тексте для выделения. Подходит при потоковом изложении материала.

  1. Разработайте свою систему символов. Например, «!» – важная мысль, «?» – требует уточнения, и так далее. Запишите её, чтобы не забыть.
  2. Оставьте место на полях для комментариев и пояснений.
  3. Оставляйте пометки в тексте по ходу записи.
  4. Не забудьте вернуться к конспекту, если есть необходимость его доработать.

Ментальные или интеллектуальные карты

На первый взгляд ментальная карта кажется хаотичной, потому что от центрального блока, где записана основная тема, тянутся многочисленные разветвляющиеся линии с текстовыми обозначениями. Но разобраться в такой структуре просто.

  1. В центре листа напишите заголовок.
  2. От заголовка отведите линии для подтем, а от них – линии для ключевых тезисов.
  3. Пишите ёмкими фразами.
  4. Не используйте больше четырёх уровней в одной карте.

Карта – ваш помощник. Она должна быть наглядной и понятной вам.

Оформление конспектов

Внешний вид записей зависит от ваших вкусовых предпочтений. Требование к тексту только одно: он должен быть понятен вам. Чтобы выполнить это требование, придерживайтесь основных рекомендаций.

  • Выделяйте заголовки, важные тезисы и понятия при помощи маркеров, ручек другого цвета или подчёркивания. Конспект печатного материала проще оформить красиво. На лекции не всегда есть время, чтобы оформлять текст художественно, но вы можете вернуться к нему после и выделить цветным маркером важные места.
  • Всегда оставляйте поля для комментариев.
  • Разработайте свою систему символов для обозначения важных элементов.
  • Пользуйтесь общепринятыми и собственными сокращениями слов. Собственные сокращения стоит записать, чтобы не было проблем при чтении текста.
  • Сокращайте предложения.

Конспектирование помогает в учёбе, на работе и в быту. Пробуйте разные методы оформления, комбинируйте таблицы и блоки с интеллектуальными картами, и вы всегда сможете вернуться к нужной вам информации.

Фото: © Shutterstock.com

17 января 2023 23:20 | Отредактировано: 1 февраля 2023 02:17

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Хотите ли вы добиться успехов в учебе или достичь вершины карьерного роста — умение эффективно конспектировать материал является ценным навыком для хранения, запоминания, воспроизведения и восстановления информации. Если вы будете следовать простым шагам и советам ниже, то научитесь не просто конспектировать, но и составлять такой конспект, который поможет вам применять ваши знания и сохранять обработанный материал.

  1. Изображение с названием Take Better Notes Step 1

    1

    Подготовьте все материалы, необходимые для ведения конспекта. Звучит довольно просто, но для эффективного конспектирования действительно важно, чтобы перед уроком, встречей или лекцией все необходимые принадлежности были приготовлены и разложены по местам.

    • Если вы пользуетесь бумагой и ручками, убедитесь, что у вас есть тетрадь для записей с достаточным количеством чистых листов и по две ручки каждого цвета. Если вы используете ноутбук, проверьте, что он полностью заряжен или что вы сможете сесть возле розетки.
    • Если вы носите очки, убедитесь, что не забыли их взять. Они понадобятся в том случае, если учитель или лектор решит записать какую-нибудь важную информацию на доске. Имейте при себе тряпочку из микрофибры, чтобы при необходимости протереть очки Кроме того, не забудьте занять такое место в помещении, откуда вы будете хорошо видеть и слышать выступающего.
  2. Изображение с названием Take Better Notes Step 2

    2

    Приходите подготовленным. Прежде чем идти на урок, лекцию или встречу, не забудьте просмотреть свои записи с предыдущего раза. Так вы сможете легко и быстро подхватить дальнейший ход лекции с того места, где она закончилась.

    • Если вам рекомендовали что-то почитать по теме в качестве подготовки к занятию, не забудьте сделать это, а также составить аннотации. Это поможет вам понять темы, понятия или идеи, о которых преподаватель, скорее всего, будет говорить на занятии. Хорошей идеей будет законспектировать главу или статью заранее. Сделайте это на одной стороне листа, с тем чтобы дополнить конспект во время занятия.[1]
    • Помните о старой мудрости: «Готовишься наудачу — готовишь неудачу».
  3. Изображение с названием Take Better Notes Step 3

    3

    Будьте активным слушателем. Во время конспектирования многие люди допускают ошибку — механически, бездумно записывают, не пытаясь на самом деле разобраться в том, о чем идет речь. Прикладывайте усилия и разбирайтесь в темах во время занятий, а не после. Сосредоточьтесь на словах преподавателя, а если что-либо непонятно, задавайте вопросы.

    • Когда преподаватель закончит объяснение темы или сделает паузу, поднимите руку и задайте интересующие вас вопросы. Он наверняка оценит, что вы слушали его внимательно и хотите разобраться в том, что вам неясно.
    • Если вы разберетесь в изучаемой теме во время занятия, дома придется приложить меньше усилий.
  4. Изображение с названием Take Better Notes Step 4

    4

    Ведите конспект от руки. Хотя конспектирование на ноутбуке удобнее, недавние исследования показали, что те, кто ведут записи от руки, запоминают информацию лучше. Вероятно, так происходит потому, что пользователи ноутбуков просто переводят услышанное в текст, слово в слово, опуская момент обработки сказанного.[2]

    • Если вы все же конспектируете с использованием ноутбука, не стоит делать этого слово в слово. Старайтесь понять, что говорит преподаватель.
    • Вывод: вам стоит конспектировать от руки всякий раз, когда это возможно.
  5. Изображение с названием Take Better Notes Step 5

    5

    Не бойтесь задавать вопросы. Когда вы сталкиваетесь с информацией, которую не понимаете, не стоит говорить себе, что решите эту проблему позже, и после кратких пометок двигаться дальше — задайте учителю или лектору уточняющий вопрос.

    • Посудите сами: если вам непонятно сейчас, то вам будет вдвойне непонятно, когда вы будете самостоятельно пересматривать записи позже.
    • Не бойтесь попросить учителя или лектора повторить, особенно если вы чувствуете, что он сказал что-то важное.

    Реклама

  1. Изображение с названием Take Better Notes Step 6

    1

    Сосредоточьтесь на ключевых словах и понятиях. Самая важная перемена, которую вы можете совершить для улучшения своих навыков конспектирования — сосредотачиваться исключительно на записях ключевых слов и понятий.

    • Определите самую главную информацию. Записывайте отдельные слова или ключевые фразы, которые больше всего отражают тему лекции — даты, имена, теории, определения — только самые важные детали, которые определяют суть. Исключайте все заполнения, связки и второстепенные детали — если вам понадобится эта информация, вы прочитаете учебник.
    • Подумайте о том, что вы хотите сохранить и запомнить. Почему вы ходите на этот урок? Для чего вы пришли на данный семинар? Почему ваш работодатель отправил вас на эту конференцию? Хотя вашим первым порывом может быть желание просто записать слово в слово все, что вы видите или слышите, вам стоит помнить о том, что вы ведете конспект для того, чтобы потом выучить информацию с его помощью, а не пишете рассказ.
    • Прежде всего обращайте внимание на новую информацию. Не тратьте свое время на запись того, что вы и так уже знаете: это бесполезная трата времени. Сконцентрируйтесь на том, чтобы выделять из сказанного и записывать любую новую информацию, которой вы еще не знаете — именно в этом и заключается главная ценность конспектирования, и именно она принесет вам больше всего пользы.
  2. Изображение с названием Take Better Notes Step 7

    2

    Используйте метод «вопрос, ответ, доказательство». Это очень эффективный метод ведения записей, потому что он заставляет нас в процессе конспектирования вникать в суть материала и позволяет описать тему своими словами. Эта техника перефразирования информации доказала свою эффективность — с ее помощью студентам удается гораздо эффективнее как понимать, так и запоминать проработанный материал.[3]

    • Вместо того чтобы бездумно переносить на бумагу строчку за строчкой, внимательно слушайте выступающего и постарайтесь понять материал. Сделав это, составьте конспект в виде серии вопросов, основанных на материале, а затем запишите свои собственные ответы.
    • Например, с вопросом: «Какова центральная тема трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»?» — ответом может быть: «Больше, чем просто трагическая история любви, «Ромео и Джульетта» повествует о последствиях затаенной обиды».[4]
    • Под этим ответом вы можете привести доказательства вашего утверждения, дав ссылку на пример из текста. Такая стратегия позволяет записать всю ключевую информацию в кратком, легко читаемом формате.
  3. Изображение с названием Take Better Notes Step 8

    3

    Используйте стенографию. Среднестатистический студент записывает 1/3 слова в секунду, в то время как среднестатистический оратор говорит со скоростью в 2/3 слова в секунду. Разработка своей собственной системы стенографии поможет вам вести записи более эффективно и не отставать.

    • Попробуйте писать «зн.» вместо «значит», «орг-я» вместо «организация», «др.» вместо «другой» и так далее. Ставьте знак плюса вместо слова «положительный». Вы можете использовать аббревиатуры и сокращения для тех слов, которые многократно повторяются во время лекции — например, вместо того, чтобы 25 раз писать «монголо-татарское иго» на уроке истории, вы можете написать «монг-тат. иго». Попробуйте писать конспект одними согласными: «н звтр нжн сдлть дмшн здн».
    • Разумеется, самое главное — чтобы вы смогли потом расшифровать свои записи. Если вам кажется, что с этим могут возникнуть проблемы, попробуйте оставить пометки с ключевыми сокращениями. К тому же вы можете вернуться к конспекту после занятия и вписать полную форму сокращений.
    • Если лектор по-прежнему говорит быстрее, чем вы можете записывать, и стенограмма не помогает, вы можете принести на занятие записывающее устройство — это даст вам возможность прослушать лекцию второй раз и заполнить пробелы в ваших записях.
  4. Изображение с названием Take Better Notes Step 9

    4

    Ведите конспект так, чтобы он имел привлекательный внешний вид. Вам не захочется возвращаться к материалу и разбирать свои записи, если конспект будет грязным, неорганизованным и трудночитаемым. Соответственно, очень важно, чтобы все было красиво! Вот несколько советов, которые помогут вам придать конспекту привлекательный внешний вид:

    • Всегда начинайте с новой страницы. Вам будет легче читать, если каждая тема или занятие будут начинаться с чистой страницы. В правом верхнем углу поставьте дату и пишите только с одной стороны листа, особенно если пишете ручкой с жирными чернилами, проступающими сквозь бумагу.
    • Следите за тем, чтобы писать разборчиво. Ведение конспекта будет пустой тратой времени, если потом вы не сможете в нем разобраться! Неважно, как быстро вы пишете: следите, чтобы ваш почерк был мелким, аккуратным и читаемым, а строки не заходили одна на другую.
    • Используйте широкие поля. На каждой странице с внешней стороны расчертите ручкой и линейкой широкие поля. С ними конспект не будет казаться переполненным, и у вас будет возможность делать пометки на потом, когда будете перечитывать.
    • Используйте символы и схемы. Такие вещи, как стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики и прочие визуальные средства часто становятся прекрасными помощниками в понимании связей и запоминании ключевых понятий, особенно если вы лучше воспринимаете информацию визуально.
  5. Изображение с названием Take Better Notes Step 10

    5

    Используйте в конспекте цветную кодировку. Многие находят, что информация лучше читается и запоминается, если при ведении конспекта использовать разные цвета.

    • Это происходит потому, что цвет стимулирует творческие зоны головного мозга, делая записи более интересными и потому более удобными для запоминания и хранения. Цветная кодировка помогает ассоциировать цвет с информацией, позволяя запомнить материал конспекта с относительно небольшими усилиями.[5]
    • Попробуйте использовать разноцветные ручки для разных частей конспекта. Например, вопросы вы можете писать красным, определения — синим, выводы — зеленым.
    • Вы также можете использовать маркер, чтобы выделять ключевые слова, даты и определения. Однако не перестарайтесь — не стоит подменять реальную учебу раскрашиванием конспекта.
  6. Изображение с названием Take Better Notes Step 11

    6

    Делайте конспект учебника. После лекции вы можете дополнить ваш конспект информацией из учебника. Конспектирование учебника — еще один навык, который стоит освоить.

    • Предварительный просмотр материала: прежде чем вы приступите непосредственно к чтению текста, просмотрите материал, чтобы понимать, о чем речь. Прочтите вступление и заключение, заголовки, подзаголовки, первые и последние предложения каждого параграфа. Просмотрите также схемы, иллюстрации и диаграммы.
    • Активное чтение текста: теперь возвращайтесь к началу и тщательно прочтите весь текст от первого до последнего слова. После каждого параграфа выделяйте ключевые слова, факты, понятия и цитаты. Используйте визуальные подсказки в самом учебнике — места, выделенные жирным шрифтом или курсивом, цветом или списком обычно являются ключевыми.
    • Конспектирование: после того как вы тщательно прочитали текст, возвращайтесь к началу и законспектируйте всю выделенную вами информацию. Постарайтесь не переписывать предложения целиком (это пустая трата времени), а перефразировать их своими словами, где это возможно.

    Реклама

  1. Изображение с названием Take Better Notes Step 12

    1

    Просмотрите свой конспект позже в тот же день. Если вы просмотрите сделанные записи после лекции или чуть позже в тот же день, то информация отложится и запомнится значительно лучше. Нет необходимости тратить на это много сил и времени — будет достаточно 15–20 минут каждый вечер.

    • Заполните пропуски. Используйте повторный просмотр для того, чтобы дописать дополнительную информацию, которую вы вспомнили из урока или лекции.
    • Пишите краткое содержание. Другой эффективный инструмент для того, чтобы информация из конспекта отложилась в вашей памяти — резюмировать краткое содержание внизу страницы.
  2. Изображение с названием Take Better Notes Step 13

    2

    Проверьте себя. Проверьте, насколько вы усвоили материал: закройте конспект и попробуйте объяснить тему самом себе (вслух или про себя).

    • Посмотрите, как много важных деталей вам удастся вспомнить. После этого прочтите еще раз свои записи и резюмируйте информацию, которую упустили.
    • Объясните материал другу. Объяснить материал другу — отличный способ проверить, полностью ли вы понимаете тему и охватывает ли ваш конспект ее всесторонне.
  3. Изображение с названием Take Better Notes Step 14

    3

    Заучите конспект. По-настоящему вы оцените пользу хорошего конспекта тогда, когда придет время экзамена, и вам нужно будет заучить весь материал. Если вы следовали совету и каждый вечер пересматривали конспект по 20–30 минут, то обнаружите, что информация заучивается гораздо легче. Вот несколько популярных техник на запоминание, которые вы можете попробовать:

    • Строчка за строчкой: если вам нужно запомнить какой-то отрывок текста, вот хорошая техника. Вы читаете первую строчку несколько раз, а затем пытаетесь повторить ее вслух, не подглядывая в учебник. Затем читайте вторую строчку, снова несколько раз, и пытайтесь повторить, не смотря в книгу. Продолжайте таким образом до тех пор, пока не сможете повторить весь отрывок текста без помощи учебника.
    • Придумывание истории: этот метод заключается в том, чтобы превратить информацию, которую вам нужно запомнить, в простую запоминающуюся историю. Например, если вы хотите запомнить первые три элемента периодической таблицы Менделеева (водород, гелий, литий), то можете использовать следующую историю: «(Во)лодя — (ге)ний в (ли)тературе». История необязательно должна иметь смысл — на самом деле чем она бестолковее, тем лучше.
    • Мнемонические техники: использование мнемонических техник — отличный способ запомнить слова в определенном порядке. Чтобы сделать мнемонику, просто возьмите по первой букве каждого слова, которые вы хотите запомнить, и составьте из этих букв короткое предложение. Например, если вы хотите запомнить последовательность музыкальных аккордов EGBDF, вы можете использовать следующую мнемонику: «Европейский Голубь Будет Добрым Фазаном».[6]
    • Более подробную информацию об эффективных и популярных мнемотехниках можно найти в этой статье.

    Реклама

Советы

  • Старайтесь использовать короткие фразы и списки: помните о том, что это конспект, а не сочинение.
  • Когда пишете конспект, не забывайте подчеркивать ключевые слова, которые могут быть включены в контрольную работу.
  • Если лектор (или другой выступающий) повторяет что-либо более двух раз, скорее всего, это что-то важное, и вам стоит уделить сказанному особое внимание.
  • Если в вашей школе это разрешено, вы можете использовать разные яркие маркеры для выделения. Материал, выделенный цветом, будет бросаться в глаза и привлекать ваше внимание.
  • Будьте внимательны к тому, что говорит преподаватель; не отвлекайтесь на остальных людей вокруг.
  • Записывайте самое важное, что вам нужно знать.
  • Не забудьте завести отдельную тетрадь для каждого предмета и не забудьте подписать тетрадь.
  • Не нужно записывать каждое слово, которое вы слышите.
  • Записывайте информацию, перефразируя ее — это помогает лучше донести услышанное до сознания.
  • Если вы читаете книгу для урока литературы, держите всегда под рукой пачку бумаги для заметок — вряд ли вам разрешат писать в самой книге.

Реклама

Предупреждения

  • Если решили вести запись на диктофон, спросите у преподавателя разрешения на это.
  • Не отвлекайтесь на тех, кто в данный момент не выступает.
  • Приготовьте отдельный лист или стикеры для сносок и (если хотите) проставляйте порядковые номера своих пометок на обоих листах — так вам будет ясно, какое высказывание к чему относится.

Реклама

Что вам понадобится

  • Как минимум две ручки или два карандаша
  • Стирательная резинка (если у вашего карандаша нет ее сверху)
  • Очки или другие средства
  • Много бумаги
  • Маркеры для выделения (минимум два цвета)
  • Хотя бы одна пачка разноцветных листков для пометок (стикеров)
  • Папка или скоросшиватель для того, чтобы держать ваши записи в организованном порядке (если вы ведете их не в тетради)

Об этой статье

Эту страницу просматривали 140 062 раза.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут код программисты
  • Как пишут код индусы
  • Как пишут код для игр
  • Как пишут когда умирает человек
  • Как пишут когда соболезнуют