Как пишут летопись


Вид на Ипатьевский монастырь в Костроме. Фото: А.Савин (Wikimedia Commons)

Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни —
Когда-нибудь, и скоро, может быть,
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге,
Все под руку достанутся твою —
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.
А. С. Пушкин. Борис Годунов

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.
«Задачи союзов молодёжи» (текст выступления В. И. Ленина на III съезде комсомола 2 октября 1920 года)

Историческая наука против лженауки. Это третий материал, посвященный древним русским летописям. В нем речь пойдет о том, как некоторые из них выглядят, поскольку в места их хранения огромному количеству людей никогда не попасть, а также о содержании. Ведь некоторые читатели «ВО» считают, что все это так где-то и лежит, никто на новый русский язык старинные тексты не переводит, на предмет подлинности не изучает, языковедческим видам анализа не подвергает, а все открытия в этой области один только профессор Петухов и делает. Поэтому начнем, мы, пожалуй, с Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, где вместе с другими ценнейшими рукописными сочинениями наших предков хранится и летопись, получившая название Лаврентьевской. И названа она так по имени того человека, который переписал ее в 1377 году, а в конце, на самой последней странице, оставил и вот такой интересный автограф: «Аз (я) худой, недостойный и многогрешный раб божий Лаврентий мних (монах)».

Русские летописи: от внешнего вида до содержания
Страница Лаврентьевской летописи, оборот 81 листа. Содержит часть поучения Владимира Мономаха с описанием его военных походов, 1377 г. Источник: сайт Российской национальной библиотеки

Начнем с того, что написан этот манускрипт на «хартии», или, как еще называли этот материл, «телятине», то есть пергаменте, или особым образом выделанной телячьей коже. Читали ее много, так как видно, что листы ее не только обветшали, но и на страницах видны многочисленные следы капель воска от свечей. То есть на своем шестисотлетнем веку эта книга повидала немало.

Ипатьевская летопись хранится в Рукописном отделе Библиотеки Академии наук в Санкт-Петербурге. Сюда она попала еще в XVIII веке из Ипатьевского монастыря, что находится под Костромой. Относится она к XIV веку и выглядит очень солидно: переплет деревянный, обтянутый темной кожей. Считается, что написана она четырьмя (пятью!) различными почерками, то есть писали ее несколько человек. Текст идет в два столбца, написанных черными чернилами, но заглавные буквы выписаны киноварью. Второй лист манускрипта весь написан киноварью и потому особенно красив. Заглавные же буквы на нем, напротив, сделаны чернилами черного цвета. Очевидно, что писцы, над ним трудившиеся, своей работой гордились. «Летописец Русский с богом починаем. Отче благий», — написано было кем-то из переписчиков перед текстом.

Что же касается самого древнего списка русской летописи, то он также сделан на пергаменте и в XIV веке. Это Синодальный список Новгородской Первой летописи, который хранится в ГИМе, то есть Историческом музее в Москве. Просто раньше он находился в Московской синодальной библиотеке, и вот по ее имени его и назвали.

Очень интересным памятником прошлого является, конечно же, знаменитая иллюстрированная Радзивиловская, или Кенигсбергская, летопись, ведь в ней так много цветных иллюстраций. Названа она так потому, что какое-то время находилась во владении панов Радзивиллов, а Кенигсбергской ее называют потому, что нашел ее Петр Первый в Кенигсберге. Находится она в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге. Почему-то именно она вызывает подозрения, так сказать, в своей «несостоятельности», поскольку, мол, плохие Радзивиллы как раз ее и подделали. Но написана она в конце XV века, и не где-нибудь, а… в Смоленске. Написана полууставом, то есть почерком несколько более быстрым и более простым, чем куда более торжественный и основательный устав, хотя этот шрифт тоже очень красив.

Но главное — это миниатюры Радзивиловской летописи, которых 617! Вы только подумайте: 617 рисунков, выполненных в цвете, причем все цвета яркие, очень жизнерадостные и хорошо иллюстрируют то, о чем написано в тексте. и войска, идущие в поход под развевающимися стягами, и картины битв, осад – словом, война во всех ее тогдашних видах. Мы видим князей, восседающих на «столах», служивших им троном, и иностранных послы с грамотами в руках. Мосты, крепостные башни, и стены, «порубы» — темницы, «вежи» — так назывались на Руси кибитки кочевников. По рисункам Радзивиловской летописи мы все это можем себе наглядно представить. То же самое можно сказать и про оружие и доспехи, их тут не много, а просто очень много. И все рисунки сочетаются с текстом. И вывод: такое количество рисунков вкупе с текстом подделать чисто физически невозможно. А главное, такая подделка не имела бы смысла, поскольку легко устанавливалась бы перекрестным сличением с другими текстами, а ошибки в иллюстрациях – данными археологии. Куда ни кинь, всюду клин! Или ты подделываешь один к одному, мол, нашли еще один список ранее неизвестный и хотим продать его за очень большие деньги (тут еще есть хоть какая-то надежда, что не раскусят, хотя очень слабая), или вносим туда изменения, и нас тут же разоблачает первый попавшийся специалист! То есть в любом случае затраченные деньги не окупятся. Только 617 миниатюр… ну… по 500000 р. за каждую + текст… дорогое выходит удовольствие, не так ли? А главное, чего ради?


Радзивиловская летопись. Миниатюра с изображением сражения полков Мстислава Романовича и Василька Володаревича Минского; пленение Мстислава Васильком, 1197 г. Описание события на миниатюра в тексте летописи: «в лето 6705. …Тое же зимы посла Давыд ис Смоленьска сыновца своего Мстислава, свата великого князя Всеволода, в помочь зятю своему на Витбеск, и победи я Василко с черниговци, и Мстислава, свата княжа, взяша и ведоша его к Чернигову»

Именно таковы самые древние списки русских летописей. Они, кстати, потому и названы «списками», что их «списали» с куда более древних манускриптов, которые до нас не дошли.

Тексты любой летописи писались по погодам, поэтому записи в них обычно начинаются так: «В лето такое-то (то есть в год) бысть то-то… или не бысть ничего, или не бысть ничтоже», а далее идет описание случившегося. Летописание велось «от сотворения мира», то есть чтобы перевести ту дату в современное летосчисление, нужно вычесть из летописной даты либо число 5508 либо 5507. Некоторые сообщения были очень короткими: «В лето 6741 (1230) подписана (то есть расписана) бысть церковь святые Богородицы в Суздале и измощена мрамором разноличным», «В лето 6398 (1390) бысть мор во Пскове, яко же (как) не бывал таков; где бо единому выкопали, ту и пятеро и десятеро положиши», «В лето 6726 (1218) тишина бысть». Когда событий было много, летописец пользовался следующим выражением: «в то же лето» или «того же лета».

Текст, который относился к одному году, называется статьей. Статьи в тексте идут подряд, их выделяет лишь красная строка. Заглавия давались лишь особо значимым текстам, посвященным, например, Александру Невскому, псковскому князю Довмонту, Куликовской битве и ряду других важных событий.

Но неверно думать, что летописи именно так и велись, то есть подряд год за годом делались записи. На самом деле летописи — это сложнейшие литературные произведения, посвященные русской истории. Дело в том, что их авторы-летописцы были одновременно и монахами, то есть служили Господу, и публицистами, и историками. Да, они вели погодные записи о том, чему были свидетели, вставляли в записи своих предшественников назидательные добавления, которые узнавали из той же Библии, житий святых и других источниках. Вот так и получался у них «свод»: сложный «микст» из библейских мотивов, назиданий, прямых указаний стоящего над летописцем епископа или князя, и его личного мироощущения. Разбирать летописи по силам только высокоэрудированным специалистам, иначе можно после этого легко отправиться искать могилу Святополка Окаянного на польско-чешскую границу.


Радзивиловская летопись. Увод половцами части русского населения в плен, 1093 г. Описание события на миниатюре в тексте летописи: «…и люди разделиша и ведоша во вежи к сердоболем своим и сродником. Много рода христьяньска…»

В качестве примера рассмотрим сообщение Ипатьевской летописи о том, как князь Изяслав Мстиславич сражался с Юрием Долгоруким за княжение в Киеве в 1151 году. В нем фигурируют три князя: Изяслав, Юрий и Андрей Боголюбский. И каждый имел своего летописца, причем летописец Изяслава Мстиславича открыто восхищается умом и его военной хитростью; летописец Юрия подробным образом рассказал, как Юрий, пустил свои ладьи в обход через Долобское озеро; ну а летописец Андрея Боголюбского расхваливает доблесть своего князя.

А затем после 1151 года они все умерли и посвященные им летописи попали в руки уже к летописцу очередного киевского князя, для которого личного интереса они уже не представляли, потому как стали далеким прошлым. И он объединил все эти три рассказа в своем своде. И сообщение вышло полным и ярким. И перекрестными ссылками легко проверить, откуда что было взято.

Как же удается исследователям выделять из более поздних летописей более древние тексты? Дело в том, что отношение к грамотности в то время было очень уважительным. Написанный текст имел определенное сакральное значение, недаром существовала поговорка: написано пером — не вырубишь топором. То есть переписчики древних книг с большим уважением относились к трудам своих предшественников, так как для них это был «документ», истина перед Господом Богом. Поэтому тексты полученных ими для переписывания летописей они не переделывали, а лишь отбирали интересующие их события. Вот почему известия XI-XIV веков сохранились в поздних списках практически неизменными. Что позволяет их сравнивать и выделять.

Кроме того, летописцы указывали источники информации: «Когда я пришел в Ладогу, рассказали мне ладожане…», «Се же слышал от самовидца». Такие приписки встречаются в текстах постоянно. Также было в обычае указывать: «А се от иного летописца» либо «А се с другого, старого». Например, в псковской летописи, где рассказывается о походе славян на греков, летописец записал на полях: «О сем писано в чудесах Стефана Сурожского». Некоторые летописцы участвовали в княжеских советах, бывали и на вече, и даже бились с врагами «подле стремени» своего князя, то есть ходили с ним походы, были и очевидцами, и непосредственными участниками осад городов, и чаще всего, даже уйдя из мира, занимали в обществе высокое положение. Мало того, в летописании участвовали и сами князья, их княгини, княжеские дружинники, бояре, епископы, игумены. Хотя были среди них и простые монахи, и скромные священники самых обычных приходских церквей.


Радзивиловская летопись. Построение города Белгорода по повелению Владимира Святославича, 990 г. Описание события на миниатюре в тексте летописи: «В лето 6498. Заложи Белъгород и наруби во нь от иных городов, и многи люди введе вонь. Бе бо любя град сей»

И не надо думать, что писались летописи «объективно». Напротив, кто как «видел», тот так и писал, помня, однако, что Бог за ложь, тем более письменную, «документ, между прочим», накажет вдвойне. Конфликт интересов в летописях опять же прослеживается очень четко. Летописи рассказывали и о заслугах тех же князей, но они же и обвиняли их в нарушении прав и законов. То есть не все и тогда (как и сейчас!) покупалось за деньги и силой принуждения!

P. S. Рекомендуемая статья для дополнительного чтения: Щукина Т. В., Михайлова А. Н., Севостьянова Л. А. Русские летописи: особенности и проблемы изучения // Молодой ученый. 2016. №2. С. 940-943.

Продолжение следует…

Как составить летопись своего села: метод. рекомендации

Как составить летопись своего села: метод. рекомендации
/
Алт. краев. универс.
науч. б-ка им. В. Я. Шишкова; сост.: Л. И. Лукьянова, Е.
М. Терентьева ; отв. за вып. Л. В. Фарафонова. –
Барнаул: РИО АКУНБ, 2011. – 12 с.
Скачать
пособие в виде PDF файла

В пособии даются
практические советы библиотекарям по написанию
летописи села: организации работы, методике сбора
материала, его обработке и систематизации.
Источник:

сайт АКУНБ им. В.Я. Шишкова

 

Депозитарий документов бахаи.
Поддержите этот сайт, установите у себя наш баннер


Этот сайт о памяти общины. Присылайте рассказы о своей общине бахаи. Мы их опубликуем в этом блоге.


Сетевые архивы с материалами о Вере Бахаи
>>



Исследования Веры
Бахаи: библиография статей и книг
>>



Материалы семинара по
ведению текущей документации Местного Духовного
Собрания >>



Биографии на сайте «Архивы —
память общины» >>


Материалы семинара: Европейские
архивы бахаи >>



Как составить летопись своего села: методические рекомендации

сост.: Л. И. Лукьянова, Е. М. Терентьева
 
 
Содержание
Вступление



Что такое летопись?



Учредитель летописи, его обязанности


Авторский коллектив (составители), его обязанности и
отчетность


Что важно для
летописца?



С чего
начать работу над летописью?

Структура летописи, порядок ее ведения

Какие сведения рекомендуется отражать в исторической
справке?

Отражение в летописи современной жизни села



Об
электронном варианте летописи


Сбор и обработка
материалов


Летопись – памятник духовной культуры



Рекомендуемая
литература

Современные библиотеки активно
занимаются изучением прошлого своего края. Они
традиционно накапливают сведения из истории городов и
сельских населенных пунктов: оформляют альбомы и папки
газетных вырезок, записывают воспоминания старожилов –
очевидцев различных памятных событий, собирают рукописи,
дневники, письма, фотографии земляков.
В настоящее
время многие библиотеки приступили к написанию
летописей своих сел. Надеемся, предлагаемые методические
рекомендации окажут помощь летописцам в их работе,
помогут в сборе и фиксации материалов об истории и
современной жизни села.

Что такое летопись?

Каждому культурному человеку
хорошо известны исторические произведения XI–XVII вв., в
которых повествование велось по годам. Это летописи –
самые значительные памятникиобщественной мысли и
культуры Древней Руси.
Впоследствии летописи не
только отражали исторические сведения, но и включали
записи о современных летописцу событиях по годам.
В
нашем случае летопись – это рукописный текст истории и
современной жизни села в хронологической
последовательности.
В летописи регулярно фиксируются
сведения об общественно значимых, неординарных,
политических, экономических, культурнобытовых событиях
данного села:

  • статистика рождений,
    браков, разводов и смертей;

  • общее количество населения
    села, количество школьников, призывников,
    пенсионеров, другая статистическая информация;

  • различная информация по
    экономике, культуре, инфраструктуре
    поселения;

  • сведения об учреждениях и
    организациях, расположенных на территории села,
    значимые вехи и достижения в их деятельности, ФИО
    руководителей с начала деятельности учреждений и
    организаций и по настоящее время;

  • трудовые, боевые, учебные
    и иные общественно значимые достижения жителей села
    или других лиц, имеющих отношение к сельскому
    поселению;

  • решения сельской и
    вышестоящих администраций и органов, касающихся
    жизнедеятельности села;

  • публикации в средствах
    массовой информации по вопросам, связанным с
    историей и современным положением сельского
    поселения;

  • важнейшие события в жизни
    сельской школы;

  • информация о событиях и
    празднованиях, отмечаемых в селе, природных
    особенностях и явлениях на его территории;

  • сведения о трудовых
    занятиях, народных промыслах, увлечениях и
    интересах жителей села;

  • хозяйственная деятельность
    физических лиц и организаций на территории села;

  • другие события, факты,
    цифры и даты, имеющие общественную
    значимость для
    данной местности.

Учредитель летописи, его обязанности

Учредителем летописи является
администрация органа местного самоуправления.

В ее обязанности входит:

  • принятие решения о
    создании летописи и составе авторского коллектива
    (составителей);

  • регистрация данного
    документа;

  • обеспечение составителей
    информацией, находящейся в компетенции администрации
    села;

  • содействие составителям в
    сборе информации от учреждений, организаций и
    физических лиц, имеющих отношение к данному
    сельскому поселению;

  • в установленные сроки
    инвентаризации проверка наличия летописи
    как
    документа администрации села.

Авторский коллектив (составители), его обязанности и
отчетность

Состав авторского коллектива
(составителей) утверждается решением главы органа
местного самоуправления. На общественных началах в него
могут войти краеведы, представители администрации,
библиотекари, учителя, ветераны войны и труда, жители
села, школьники. Желательно привлечь к работе по
составлению летописи местных поэтов, художников,
фотографов.
Участников необходимо заранее подготовить
к этой работе – помочь овладеть методикой
самостоятельной работы с книгой и архивными источниками,
научить их:

  • глубже работать с
    исторической литературой;

  • делать выписки,
    извлечения, давать ссылки;

  • записывать воспоминания
    очевидцев на различные носители информации;

  • составлять правильную
    библиографическую запись.

Работа потребует тесного
контакта с местными и краевыми архивами, музеями,
общественными организациями.
Очень важно, чтобы у
авторского коллектива (составителей) летописи имелась
возможность работать с современными техническими
средствами: компьютером, сканером, копировальным
аппаратом. С их помощью любой письменный или печатный
документ, а также фотоархив станет доступен каждому,
желающему его увидеть.
В установленные администрацией
села сроки составители готовят отчет о проделанной
работе и перспективах дальнейшей деятельности по
созданию летописи.

Что важно для
летописца?

Современным создателям
летописей своих населенных пунктов принципиально
важно соблюдать принципы этичности и достоверности при
общении с людьми, предоставляющими информацию:

  • чувствовать
    ответственность за людей, с которыми они работают и
    чью жизнь и культуру изучают: избегать нанесения
    морального вреда или неправильного обращения,
    уважать благополучие, работать на долгосрочное
    сохранение артефактов, активно консультироваться с
    теми, кого исследуют, с целью установления рабочих
    отношений;

  • гарантировать, что
    исследование не повредит безопасности, достоинству
    или частной жизни людей, в отношении которых
    осуществляются профессиональные действия;

  • выяснить, желают ли лица,
    предоставившие информацию, сохранить анонимность или
    получить известность, и сделать все, чтобы
    исполнить эти пожелания. При этом нужно предупредить
    их о возможных последствиях такого выбора: несмотря
    на соблюдение условий, анонимность может быть
    раскрыта, а широкое признание – не
    состояться;

  • заранее заручиться
    согласием изучаемых лиц, которые могут быть
    затронуты исследованием. Это касается, в первую
    очередь, старожилов и ветеранов сельских поселений;

  • ответственно и
    своевременно планировать работу по созданию летописи
    как в настоящее время, так и на перспективу.

Таким образом, современный
летописец в ответе не только перед людьми, которых
затрагивает своим исследованием, но и за истинность той
информации, которую он распространяет и обеспечивает ее
правильное понимание.

С чего
начать работу над летописью?

Подготовка к сбору и систематизации материалов:

  • предварительное знакомство
    с историей
    своей местности и
    административно-территориальным положением села;

  • беседа с учеными и
    исследователями, занимающимися местной историей, на
    предмет методики сбора материалов и их
    систематизации;

  • составление плана.

Изучение литературы и других информационных
источников:

  • книги, журналы, газеты;

  • нормативные акты;

  • архивы своего села и
    района;

  • краевой и центральный
    архивы;

  • семейные документы;

  • свидетельства и
    воспоминания старожилов, переселенцев.

Структура летописи, порядок ее ведения

Структуру летописи
разрабатывает авторский коллектив (составители) и
утверждает глава местной администрации. Как правило,
летопись состоит из двух основных частей:
1. История
населенного пункта.
2. Летопись (хроника) населенного
пункта.

В соответствии с российским
законодательством, статус документа имеет бумажный
вариант сельской летописи, который регистрируется в
администрации села. Все записи в книге ведутся с
указанием даты события, текста информации о прошедшем
событии.
Источники информации могут быть официальными
и неофициальными, письменными и устными, представлены в
виде фото-, видео- и
аудиозаписей. Каждый источник
информации имеет свое значение,
степень достоверности
и значимости. Даже табличка на могильном
памятнике,
на правах источника информации, дает три вида
информации: дату рождения, смерти и место захоронения
человека.
На титульном листе летописи помещаются
сведения о современном
названии села с указанием
района, края и времени начала ведения данного документа.
При полном заполнении предыдущей книги летописи работа
продолжается в следующей. В этом случае на титульном
листе летописи
под названием населенного пункта
указывается ее номер (книга 1, книга 2,
книга 3 и т.
д.).
Летопись заполняется черными чернилами, ровным
красивым почерком, буквами средней величины с
использованием различного трафарета. В тексте не должно
быть исправлений, зачеркиваний. Записи ведутся с двух
сторон листа.
Страницы проставляются в верхнем
внешнем углу. Сноски даются внизу листа более мелким
почерком и отделяются короткой линией от основного
текста. Сноски обозначаются звездочками.
Повысят
ценность собранных материалов сопровождающие их
фотоальбомы, подлинники (ксерокопии) документов, образцы
фольклора данной местности, аудио- , видеоряд, отдельные
обзорные и тематические материалы, которые ввиду
большого объема не вошли в текст самой летописи. Эти
материалы хранятся как самостоятельные единицы. Не
допускается вклеивание фотографий, документов и т. п. в
книгу летописи.

Какие сведения рекомендуется отражать в исторической
справке?

В разделе «История» приводится
литературно обработанный текст истории поселе-
ния с
момента его основания.
В исторической справке
рекомендуется отражать следующие сведения:

  • расположение населенного
    пункта относительно районного центра и
    железнодорожной станции;

  • расположение на берегу
    реки или удаленности от нее;

  • географическое
    расположение, природно-климатические условия;

  • дата основания поселения;

  • имя основателя;

  • изменения в названии;

  • происхождение названия,
    связанные с этим легенды, были и т.д.

Отражение в летописи современной жизни села

Во второй части летописи на
втором листе книги летописи помещаются следующие
сведения: ФИО, должность ответственного за ведение
книги, период, в который он вел записи.
Начинается
ведение хроники современной жизни села с краткого обзора
его социально-экономической и культурной жизни: площадь,
количество жителей,
предприятия, организации,
учреждения, находящиеся на территории
данного
населенного пункта.
В центре строки крупным шрифтом
выделяются цифры с обозначением года событий (2007,
2008, 2009, 2010 и т. д.).
Дата событий выделяется
красными чернилами и свободным от
текста полем.

Например:
12 января
____________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
В верхней части лицевой стороны листа на первой линии
трафарета
проставляется год.
Записи ведутся в
порядке хронологии. В начале – события с известными
датами, в конце месяца – с неизвестными. Если не
известен месяц – событие записывается в конце года.
После этого перечисляются приказы, постановления местной
администрации. Далее – краткий статистический обзор
(опираясь на данные органов власти, предприятий,
учреждений, организаций и т. д.).
Записи в книгу
летописи необходимо вести регулярно (не реже одного раза
в квартал) в хронологическом порядке.

Об
электронном варианте летописи

Одновременно с бумажным
вариантом летописи, по возможности, ведется ее
электронная версия. Она должна полностью дублировать
бумажный текст. При этом условии электронная версия
является полноправной авторской копией летописи.
В
случае утраты бумажного варианта она должна быть
восстановлена
на основе ее электронной копии.
После окончания и сдачи в сельскую библиотеку очередной
книги летописи ее электронная копия записывается на
цифровой носитель в двух экземплярах и дальше передается
по одному экземпляру в сельскую библиотеку и местную
администрацию.

Сбор и обработка
материалов

Основными источниками для
создания летописи являются документальные источники,
полученные из архивов и музеев.
Сбор материалов
предполагает выявление сведений о селе из книг,
сборников, журналов, газет и различных информационных
материалов. Нужно быть готовым
к тому, что во многих
случаях информацию придется собирать буквально по
крупицам. Это может быть глава или абзац из книги, всего
несколько строк в газетной статье или одна из дат в
хронике событий.
Выявление сведений необходимо
начинать с изучения краеведческого фонда. Особенно
тщательно следует прорабатывать краеведческие
библиографические пособия, в первую очередь,
краеведческие пособия,
подготовленные сотрудниками
районных (межпоселенческих) библиотек, а также издания
краевых библиотечных цетров («Литература об Алтайском
крае», «Страницы из истории Алтая» и т. д.). Пристально
просматриваются подшивки местных, краевых газет и
журналов.
Для того чтобы восполнить «белые пятна» в
истории населенного пункта, с наибольшей полнотой
запечатлеть знания односельчан о своем селе и довести их
до потомков, краеведческий фонд пополняется
неопубликованными краеведческими документами. Это
машинописные и рукописные материалы, фотографии,
архивные документы или их копии, документы местных
администраций, слайды, видео- и аудиозаписи,
иллюстративный материал. Это могут быть мемуары,
дневники, письма, рисунки, воспоминания старожилов,
переселенцев, знаменитых или известных земляков –
уроженцев села – с пометкой «со слов». Сбор такого
материала у местных жителей осуществляется на
добровольных началах. Каждый «вклад» подлежит обработке:
регистрации, редактированию и определению места хранения
в фонде.
Регистрация таких документов, как единица
хранения, осуществляется в специальной тетради (книге)
либо на карточке. При регистрации
необходимо
проставить число, инвентарный номер поступившего
документа, указать его название, точное имя, отчество и
фамилию автора,
вид документа, аннотацию, способ
приобретения документа (подарен,
обнаружен случайно и
т. п.). Если это копия, то указать место, где хранится
подлинник, а также сослаться на автора – составителя
описания.
Если дается ссылка на рассказ очевидца, то
необходимо указать его
фамилию, имя, отчество, год
рождения и адрес проживания.
Документы хранятся в
папках. Фотографии – в конвертах, в вертикальном
положении, отдельно каждый снимок.

Летопись
– памятник духовной культуры

Существенную помощь в
пополнении исторической части летописи может оказать
использование Интернета, электронных каталогов,
полнотекстовых баз данных и т. д.
Представленная в
летописи информация относится к материалам повышенного
спроса. В целях широкой популяризации собранных в ней
сведений и одновременно сохранности подлинников
документов составители могут предложить создание на
основе этих материалов печатных изданий.
Информация,
представленная на страницах газет, журналов, на радио
и по телевидению, поднимет авторитет, значимость и самой
летописи,
и ее создателей, привлечет к работе по
восстановлению и изучению
истории своей малой Родины
новых заинтересованных лиц.
Электронный вариант
летописи правомерно разместить в Интернете,
обеспечивая доступ к ней как можно большему количеству
людей, интересующихся этой темой.
Созданная летопись
села – это не просто перечисление исторических событий.
Это памятник русской духовной культуры. Она уникальна.

Рекомендуемая
литература

1. В помощь
историко-краеведческой работе библиотек / М-во культуры
РФ ; Гос. Публ. ист. б-ка ; сост. Е. В. Бесфамильная. –
М.,1992. – 83 с.
2. Захарова, Г. Ведем летопись / Г.
Захарова, Е. Зубкова // Хроники краеведа. – 2008. – № 3.
– С. 13–16 ; № 4. – С. 10–12 ; № 5. – С. 13–18.
3.
Летопись села : метод. рекомендации / сост. И. А. Ступко
; отв. за
вып. Т. А. Максоева ; Иркут. обл. публ.
б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского. – Иркутск : [б.
и.], 1996. – 6 с.
4. Составление летописи населенных
пунктов: (из опыта работы) /
Г. Н. Резниченко, Л. А.
Захарова ; Рязан. УНБ, Старожиловская ЦРБ. – Рязань :
[б. и.], 2002. – 5 с.
5. Толкунова, В. Возвращение к
«малой Родине» : [опыт работы отд.
краевед.
библиографии Владимир. ОУНБ] / В. Толкунова //
Библиотека. – 1995. – № 10. – С. 83–84.
6. Удалова,
Л. Профессиональных дел летописцы / Л. Удалова //
Библиополе. – 2006. – № 12. – С. 12–14.
7. Чурочкин,
Б. Летописное искусство / Б. Чурочкин // Хроники
краеведа. – 2009. – № 4. – С. 8–21.
8. Шадрина, Л. В.
В моем селе – моя судьба : (из опыта краевед.
деятельности Баклушин. ист.-краевед. б-ки им. Ф. Ф.
Павленкова Большесоснов. р-на) / Л. В. Шадрина //
Библиотекарю для внедрения в практику работы. – Пермь,
2001. – Вып. 28. – С. 4–20.
9. Летописи: [Электронный
ресурс] // Режим доступа:
http://interpretive.ru/dictionary
10. Летописи:
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://his95.narod.ru/leto.htm

УДК 9(с) + 913
ББК 63.3(2)
+ 26.891
________________________________________
Производственно-практическое издание
Как составить
летопись своего села: методические рекомендации
Составители: Л. И. Лукьянова, Е. М. Терентьева
Ответственный за выпуск Л. В. Фарафонова
Корректор М.
В. Сигарева
Компьютерная верстка С. Н. Арсентьева
Подписано в печать 28.01.2011. Формат 60×84 1/16. Усл.
печ. л. 0,70.
Тираж 1 экз. Заказ № 559.
ГУК
«Алтайская краевая универсальная научная библиотека им.
В. Я. Шишкова». 656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, 5.
© ГУК «Алтайская
краевая универсальная научная библиотека им. В. Я.
Шишкова», 2011

Скачать
пособие в виде PDF файла

  1. Пишем летопись

    Этот проект является платным.

    Подробнее

    Как вы думаете, почему для наших предков было так важно записать, что «в лето такое-то» происходили такие-то события? Что мы с вами ощутим, попробовав стать летописцами?


    Поучаствуйте в проекте и получите знак отличия.


    Мне нравится
    Проект нравится 6 участникам

    Пишем летопись

    Летопись (или летописание) — исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лѣто …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.

    В этом проекте мы с вами попробуем описать какое-то известное событие в виде страницы из летописи.

    • Автор проекта

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут курсовые на заказ
  • Как пишут диагнозы психиатры
  • Как пишут дату во франции
  • Как пишут давление врачи
  • Как пишут грузины слева направо или справа налево