Как пишут музыку для балета

Работа с композитором

Создание
нового хореографического произведения
искусства, будь это балетный спектакль
или отдельный танцевальный номер,
непосредственно связано с содержательностью
и образной выразительностью той музыки,
на основе которой оно должно сочиняться.
«…неверно полагать, что проблема
рождения нового балета решается с
появлением доброкачественной программы
или либретто, как ее часто, но неправильно
называют. Принято считать, что только
программа содержит драматургию. Это
совсем не так, поскольку в ней еще
отсутствует главное существо произведения
— музыка и хореография.

Авторами
балетного произведения являются
композитор, создающий музыкальную
драматургию балета, и балетмейстер,
создающий хороеграфическую драматургию
— его сцены и танцы — на сюжет, предложенный
драматургом». [стр.53]

«Музыка
— это душа танца. Построение, характерность,
темперамент танца заключены в ней и
определяются ею. От того, насколько она
образна, содержательна и выразительна,
во многом зависит качество хореографии,
так как все действие балета — его сцены
и танцы сочиняются балетмейстером на
музыку, которая вдохновляет его и
подсказывает ему хореографические
образы.

Сочиняя
музыку к балету, композитор создает
самостоятельное музыкальное произведение
искусства; балетмейстер же, вдохновленный
музыкой, создает на ее основе
хореографическое произведение — самый
балет. В единстве музыки и танца, в
синтезе композиторского и балетмейстерского
творчества и кроется успех будущего
балетного спектакля.

Какими
качествами должен обладать композитор,
пишущий музыку для балета, и чего мы,
балетмейстеры, от него ждем?

Не
всякий композитор может написать балет.
Композитор, берущийся за это, должен
прежде всего обладать способностью
создавать программную симфоническую
музыку. Только в симфонически построенном
музыкальном произведении может быть
подлинная драматургия, которая всегда
служит основой действенной хореографии.
[с.165-166]

«Чем
образнее оркестровая палитра музыки,
тем ярче, вернее и убедительнее выявляют
свое дарование балетмейстер и артисты,
исполняющие балет. Приемы контрастов,
смены музыкальных ритмов, темпов и
настроений являются обязательными в
каждом балете. Композиторы, пишущие
музыку для балета, должны продолжать и
развивать замечательные традиции
русской классической балетной музыки.

Гений
Чайковского совершил переворот в нашей
хореографии. Появление „Лебединого
озера“ — симфонического произведения,
равного которому не знала история
мировой балетной музыки, заставило и
балетмейстера искать симфоническое
решение действия балета, что и удалось
Льву Иванову в сочиненных им лебединых
танцах». [с.166]

«И
композитор, и балетмейстер — каждый в
своей области — должны быть драматургами.
Если у композитора или хореографа этой
способности не окажется, настоящего
полноценного произведения не получится.
В первом случае будет просто сборник
отдельных музыкальных номеров, а во
втором — танцевальных; то и другое не
будет связано единой мыслью, свободно
развивающейся в музыке, действии и
танцах балета» [с.167].

«Композиционный
план представляет собой драматургическую
канву для будущего музыкального
произведения. /…/

Композиционный
план состоит из определенного количества
номеров соответственно будущим
музыкальным номерам. Каждый номер
композиционного плана представляет
собой:

1)
точное указание времени и места действия
данной сцены или танца; 2) описание
декорации, в которой происходит действие;
3) подробное изложение всего происходящего
на сцене в течение данного музыкального
отрывка (по законам драматургии:
экспозиция, завязка, ступени перед
кульминацией, кульминация и развязка)
с указанием действующих лиц; 4) желательный
характер музыки, ее ритм и размер с
нотным примером музыкального рисунка
или же с указанием на известный пример
из музыкальной литературы; и, наконец,
5) точный хронометраж, то есть
продолжительность музыкального номера
в минутах и секундах» [с.168].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Tchaikovsky, Prokofiev, Adolphe Adam and many others of their time, composed music specifically for ballet. When a new ballet was commissioned, there was someone writing a score for it, then someone making a choreography.

More recently, new classical ballets do appear, but they are choreographed to music that has not originally been written for the purpose. Examples of such ballets are L’histoire de Manon and Mayerling.

Since, clearly, there is demand for new classical ballet, why are new scores for ballet not being written, or at least not written nearly as often as new ballets are made? E.g., Alice’s Adventures in Wonderland is the first full-length score for the Royal Ballet in 20 years (source). Why 20 years with no new scores, and then a ballet for children, as if afraid to write for adults?

asked Jan 5, 2019 at 19:58

Galastel supports GoFundMonica's user avatar

Opera, ballet, and music in general has changed. It is getting smaller, and there is more growth in the «chamber» realm. I personally know composers of both chamber operas and «chamber» ballet/modern dance. The number of performers is much smaller, and the venues they perform at are much smaller.

This music is being written, but it will fly under the radar more since it is not being performed in huge venues with big marquees and a big advertising budget. They are often privately funded, though they may sometimes get grants from arts councils.

The composer I know who writes for dance is intimately connected with the dance troupe, since he is also the accompanist. He has written both percussion accompaniment as well as sound-design recordings. Everyone in the group works together to design the whole program, including the choreography. He is basically commissioned to write the music portion of it, though other people come up with the premise.

As far as why larger ballets are not written, I have to assume it is the same problem as for orchestras, and that is money. Orchestras don’t often have the budgets to take risks on programs that patrons may not come to see. Newer works are more expensive to put on because of the rental of scores and other factors. I imagine large dance companies and the ensembles that play with them face similar challenges. This, and the fact that the public has become conditioned to expect and enjoy only the old favorites, means that smaller projects have a better chance at (modest) success.

answered Jan 6, 2019 at 2:21

Heather S.'s user avatar

2

It’s probably because there are just fewer ballet companies than there once were.

It’s a lot like why there are fewer operas being written today. In a world of increasingly scarce arts funding, a composer would be writing a work that would require not only a concert hall, a conductor, and orchestra, but also a full dance troupe (or vocalists, for an opera), their own instructors, set designers, producers, and so on. And when you consider how few performance opportunities there would be for the work that they wrote, it’s much smarter for them to take those months/years of work and write other pieces that have a much better shot at being performed.

answered Jan 5, 2019 at 20:05

Richard's user avatar

RichardRichard

82.6k16 gold badges186 silver badges360 bronze badges

It still is……You just have to look for it……Mainly of small independent dance companies.

answered Jul 26, 2020 at 0:16

user71062's user avatar

1

Tchaikovsky, Prokofiev, Adolphe Adam and many others of their time, composed music specifically for ballet. When a new ballet was commissioned, there was someone writing a score for it, then someone making a choreography.

More recently, new classical ballets do appear, but they are choreographed to music that has not originally been written for the purpose. Examples of such ballets are L’histoire de Manon and Mayerling.

Since, clearly, there is demand for new classical ballet, why are new scores for ballet not being written, or at least not written nearly as often as new ballets are made? E.g., Alice’s Adventures in Wonderland is the first full-length score for the Royal Ballet in 20 years (source). Why 20 years with no new scores, and then a ballet for children, as if afraid to write for adults?

asked Jan 5, 2019 at 19:58

Galastel supports GoFundMonica's user avatar

Opera, ballet, and music in general has changed. It is getting smaller, and there is more growth in the «chamber» realm. I personally know composers of both chamber operas and «chamber» ballet/modern dance. The number of performers is much smaller, and the venues they perform at are much smaller.

This music is being written, but it will fly under the radar more since it is not being performed in huge venues with big marquees and a big advertising budget. They are often privately funded, though they may sometimes get grants from arts councils.

The composer I know who writes for dance is intimately connected with the dance troupe, since he is also the accompanist. He has written both percussion accompaniment as well as sound-design recordings. Everyone in the group works together to design the whole program, including the choreography. He is basically commissioned to write the music portion of it, though other people come up with the premise.

As far as why larger ballets are not written, I have to assume it is the same problem as for orchestras, and that is money. Orchestras don’t often have the budgets to take risks on programs that patrons may not come to see. Newer works are more expensive to put on because of the rental of scores and other factors. I imagine large dance companies and the ensembles that play with them face similar challenges. This, and the fact that the public has become conditioned to expect and enjoy only the old favorites, means that smaller projects have a better chance at (modest) success.

answered Jan 6, 2019 at 2:21

Heather S.'s user avatar

2

It’s probably because there are just fewer ballet companies than there once were.

It’s a lot like why there are fewer operas being written today. In a world of increasingly scarce arts funding, a composer would be writing a work that would require not only a concert hall, a conductor, and orchestra, but also a full dance troupe (or vocalists, for an opera), their own instructors, set designers, producers, and so on. And when you consider how few performance opportunities there would be for the work that they wrote, it’s much smarter for them to take those months/years of work and write other pieces that have a much better shot at being performed.

answered Jan 5, 2019 at 20:05

Richard's user avatar

RichardRichard

82.6k16 gold badges186 silver badges360 bronze badges

It still is……You just have to look for it……Mainly of small independent dance companies.

answered Jul 26, 2020 at 0:16

user71062's user avatar

1

Содержание:

  • § 1  Понятие о балете
  • § 2  Роль музыки в балете
  • § 3  Компоненты балетного спектакля

§ 1  Понятие о балете

В театре есть особый мир, где не говорят, не поют. Это загадочный и манящий мир танца. Не правда ли, когда попадаешь в огромный зал, чувствуешь себя словно окрыленный радостью? Вот свет меркнет. Дирижёр взмахивает палочкой, и звуки оркестра уносят нас в мир музыки.

Я приглашаю вас совершить путешествие в страну под названием балет. И узнать, кто участвует в создании этого удивительного спектакля.

Балет – это музыкально-театральный спектакль, в котором чувства и мысли героев, их действия, выражаются в музыке и танце.

Создание балетного спектакля – процесс сложный и длительный и начинается, чаще всего, не с музыки, не с сочинения танцев, а с написания либретто.

Либретто – это изложение содержания балета.

§ 2  Роль музыки в балете

Далее композитор сочиняет музыку, которая в балете играет важную роль. Музыка создаёт эмоциональную атмосферу, в которой происходит действие.

Долгое время считалось, что для танца серьёзная музыка не годится. Писалась специальная, танцевальная музыка. Настоящий переворот в балетной музыке произвел Пётр Ильич Чайковский. Он приблизил её к симфонической. Чайковского считают создателем русского классического балета. Замечательные балеты писали композиторы Прокофьев, Хачатурян, Щедрин.

§ 3  Компоненты балетного спектакля

После того, как написана музыка, приступают к работе балетмейстер и художник. Задача художника – создание изобразительного ряда спектакля: декорации, костюмы. Задача балетмейстера – сочинение танцевальных номеров спектакля – сольных и массовых танцев и их разучивание с артистами балета. Эта работа осуществляется в тесном сотрудничестве с музыкантами: дирижером и симфоническим оркестром.

Мысли и чувства, вложенные композитором в музыку, в балете выражаются через танцоров и балерин, которые «разговаривают» со зрителями языком танца, мимики, жеста. В балетном спектакле любое событие, всякое душевное переживание превращается в танец.

Помимо танцев большую роль в балете играет пантомима, то есть немая актёрская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные части танцев, помогает развитию действия. В музыке любого балета танцы чередуются с музыкальными эпизодами, сопровождающими пантомиму.

Перед началом спектакля артистам не обойтись без помощи костюмеров, гримёров, парикмахеров. Именно от их мастерства зависит, в каком образе артист предстанет перед зрителями.

Итак, мы приоткрыли маленькие тайны большого искусства, и узнали, кто задействован в создании балетного спектакля.

Познакомьтесь с балетом, быть может, вы его полюбите. Понять балет не так уж и трудно. Надо только захотеть!

Использованные изображения:



Скачать материал

Балет. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал.



Скачать материал

  • Курс добавлен 06.02.2023

аудиоформат

  • Сейчас обучается 337 человек из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Балет. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал.

    1 слайд

    Балет.
    Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал.

  • В создании балета участвуют: 
сценарист, он же либреттист – он пишет либретто...

    2 слайд

    В создании балета участвуют: 
    сценарист, он же либреттист – он пишет либретто, 
    композитор пишет музыку, 
    балетмейстер (от нем. «постановщик балета») ставит хореографические сцены, танцы, создаёт систему движений в пространстве сцены или танцевальной площадки, определяет грим и костюмы персонажей, выбирает декорации и освещение, сочиняет хореографию (от греч. «пляска» и «пишу»), 
    художник придумывает костюмы действующих лиц и декорации.

  • Балет всегда поражает красотой выразительных движений, жестов, мимики. О...

    3 слайд

    Балет всегда поражает красотой выразительных движений, жестов, мимики. Основными его компонентами являются классический танец, характерный танец и пантомима.

    Классический танец — тот, что сложился во Франции. Он очень красив и изящен. Классический танец исполняется на пуантах (от франц. «остриё, кончик») – специальной обуви, с твердым носком, который изготовляют из розового атласа и закрепляют лентами на ноге танцовщицы. Классический танец включает элементы придворного этикета: поклоны, реверансы, торжественную поступь. Для него необходимы: выворотность ног, отточенная техника прыжков и вращений. Классический танец бывает быстрый, виртуозный – Аллегро или медленный, плавный, лирический – Адажио. Ярким образцом является знаменитое Адажио из балета Чайковского «Лебединое озеро».

  • Характерный танец выражает характеры: национальный, фантастический, комически...

    4 слайд

    Характерный танец выражает характеры: национальный, фантастический, комический, сказочный.

    Пантомима– немая актерская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Она, подобно оперному речитативу, связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. Пантомима и танец объединяются в особом «действенном танце», или па д’аксьон.

  • Музыка в балете подчинена четким танцевальным ритмам. В классических балетах...

    5 слайд

    Музыка в балете подчинена четким танцевальным ритмам. В классических балетах звучат вальсы, польки, галопы, старинные менуэты, гавоты, сарабанды, национальные танцы – итальянская тарантелла, испанское болеро, польская мазурка и др. Издавна применяются ритмы марша. Есть место в балете и для программно-изобразительной музыки, которая обрисовывает картины, объясняет сценические ситуации.
    П. И. Чайковский сравнивал музыку балета с симфонией – многие герои имеют темы-характеристики. Их называют лейтмотивами (от нем. «ведущий мотив»).
    По своему строению балет похож на оперу – начинается с увертюры, делится на действия, картины, сцены и номера. Чаще всего балет заканчивается апофеозом – заключением, в котором участвуют все исполнители.

  • Строение балетау него есть либретто, увертюра и вступление, музыкальные антра...

    6 слайд

    Строение балета
    у него есть либретто, увертюра и вступление, музыкальные антракты,
    может начинаться прологом и заканчиваться эпилогом,
    чаще всего балет оканчивается апофеозом (сцена, где участвуют все исполнители),
    балетный спектакль делится на действия, картины, сцены, номера.

  • Сольные номера:Вариация - танец 1 солиста.
Па-де-де - танец 2 солистов.
Па-де...

    7 слайд

    Сольные номера:
    Вариация — танец 1 солиста.
    Па-де-де — танец 2 солистов.
    Па-де-труа — танец 3 солистов.
    Па-де-катр — танец 4 солистов.
    Массовые номера исполняет кордебалет.

  • Балетные номера бывают сольные, ансамблевые и массовые.


Соль­ный танец в ба...

    8 слайд

    Балетные номера бывают сольные, ансамблевые и массовые.

    Соль­ный танец в балете называется вариациями – танец одного солиста, состоящая из трех частей. . Он похож на оперную арию, потому что как бы рисует портрет героя, помогает понять его харак­тер. Широко известны вариации Китри из ба­лета Минкуса «Дон Кихот».
    Па-де-де – танец двух солистов. Он состоит из общего выхода – антре, лирического дуэта – адажио, мужских и женских вариаций и заключения – коды. Известные па-де-де Одетты и принца Зигфрида из балета Чайковского «Лебединое озе­ро», Жизели и Альберта из «Жизели» Адана, Китри и Базиля из «Дон Кихота» Минкуса.
    И вариации и адажио могут входить в ансамблевые танцы.
    Ансамблевые номера исполняют корифеи – ведущие артисты кордебалета (от 4 до 8 исполнителей).Массовые номера исполняет кордебалет (от франц. «корпус балета») – коллектив танцовщиков – от 8 до 30 человек. Главный принцип композиции в этих танцах – симметрия и геометрическая правильность. Хореографические группы образуют круги, квадраты, звезды, кресты и другие геометрические фигуры.
    Часто в балетное действие включается ряд танцев, расположенных в определенном порядке, который заканчивается балетной кодой. Подобная сюита называется дивертисмент (от франц. «развлечение»).
    Па д’аксьон — действенный танец — основан на выразительных жестах, передающих самые важные моменты действия.

  • Современный балет, который сегодня также пользуется большой популярностью, на...

    9 слайд

    Современный балет, который сегодня также пользуется большой популярностью, наряду с элементами классического танца, широко применяет движения гимнастические и акробатические. Именно они очень часто делают его современным.
    Большую роль в развитии жанра сыграл романтический балет XIX в. с его сказочными, фантастическими сюжетами и главенствующей ролью женских образов («Жизель» Адана, «Коппелия», «Фадетта» Делиба и др.).
    Огромные достижения в балетной музыке были связаны с именами Чайковского («Лебединое озеро», «Спя­щая красавица», «Щелкунчик»), Глазунова («Раймонда»), Стравинского («Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка»), Равеля («Дафнис и Хлоя»).
    Русская музыка XX в. может гордиться балетами Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок»), Шостаковича, Глиэра, Хачатуряна, Караева, Щедрина.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 145 833 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Другие материалы

  • 16.11.2022
  • 166
  • 5
  • 16.11.2022
  • 62
  • 3
  • 16.11.2022
  • 52
  • 0
  • 16.11.2022
  • 62
  • 1
  • 16.11.2022
  • 51
  • 0
  • 16.11.2022
  • 33
  • 0
  • 16.11.2022
  • 32
  • 0
  • 16.11.2022
  • 59
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут моды для игр
  • Как пишут моды для minecraft
  • Как пишут мемуары
  • Как пишут медики буквы
  • Как пишут маркеры