Надписи на иконах
Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения.
Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло ( ҃ )
Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами: . Крещатый нимб (так называемое крестообразное простертие), напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир, — «крестообразно, яко изволи крестом мир спасти». Число 4 — образ пространственной полноты. Четыре «конца», составляющие в пересечении крест, соединяют в нем четыре стороны света.
В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова , что значит Сущий. Прием появляется примерно в XI веке. Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14).
В русской иконописной традиции греческая буква (омега) часто заменяется буквой (от).
На греческих, болгарских иконах буква (омикрон) располагается слева, (омега) — вверху, (ню) — справа, и надпись читается по кругу слева направо.
На русских иконах чаще встречается другой буквенный порядок: слева (о) или (от), вверху (он), справа (наш). Надпись читается построчно, начиная сверху и затем слева направо во второй строке.
Стоит заметить, что библейское объяснение букв на Руси не являлось единственным. Из старообрядческой литературы известно иное их толкование, возможно несколько наивное, но не нарушающее догматических положений Церкви. В соответствии с ним, три буквы выражают, во-первых, триипостасность Бога; во-вторых, Божество Иисуса Христа: (от) — «еже есть отчески». (он) — «оум» (ум), (наш) — «непостижим сый»; и, в‑третьих, воплощение Сына Божия и Его страдания: (от) — «от небес приидох», (он) — «они же Мя не познаша», (наш) — «на кресте распята».
Как следует из этих толкований, порядок чтения букв на Руси также не был единообразным и мог изменяться, совершенно разрывая с греческой традицией и заменяя слово «сущий» сокращением .
Надписи на иконах
Надписи на древних иконах были простыми. Некоторые общеизвестные слова на иконах сокращались. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокращались и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иероглифического знака.
Имена на иконах писались четко читаемыми, но у святых Иоаннов (Предтечи, Златоуста) часто значимо сокращали и имя (Ιωαννης), и именование Предтеча (ο Προδρομος), Златоуст (ο Χρυσοστομος).
Греческое написание | Церковнославянское написание | Перевод, расшифровка |
---|---|---|
Θεος | Бгъ | Бог |
– | Гдъ | Господь |
ΙΣ ΧΣ | IС ХС, IИС ХС, IСЪ ХСЪ | Греч.: сокращенное написание имени Ιησουσ Χριστος.
Церковнослав.: Иисус Христос |
ΙΧΘYΣ | – | Дословно «рыба», греческий акроним отΙησουσ Χριστος Θεου Yσιος, Σωτηπ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель |
ο ων | – | Сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх.3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа |
– | Црь слвы | Царь Славы |
ΜΠ ΘY | МН БЖН | Греч.: сокращение от Μητερ Θεου.
Церковнослав.: Матерь Божия |
– | 1. Б. М.
2. БЦА 3. П. Б. |
1. Божия Матерь
2. Богородица 3. Пресвятая Богородица |
– | I. Н. Ц. I | Сокращенная надпись на Крестах, знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» |
ΤΚΠΓ | МЛ РБ | Греч.: сокращение от Τουτο Κρανιον Παραδεισος Γεγονε
Церковнослав.: Сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» надпись на изображении Креста |
– | ГГ | Гора Голгофа, надпись у подножия изображения Креста |
– | ГА | Голова Адама, надпись при черепе, изображаемом у подножия Креста |
– | К | Копие — одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте |
– | Т | Сокращение от «трость» — одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте |
– | КТ | Сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Креста |
ΑΓΙΟΣ,αγιος | АГИOС, СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН,СТИ, СТ, СВ | Святой |
ΑΓΙΑ, αγια | АГИА, СТАЯ | Святая |
ΟΚΑ, ΟΑΚ | – | Праведник |
– | ПРO | Пророк |
– | АПЛЪ | Апостол |
– | СТЛЬ | Святитель |
– | МЧ, МЧНК | Мученик |
– | ПР | Преподобный |
Надпись | Страна | Перевод |
---|---|---|
Псков. XV в. | Иисус Христос | |
Греция. XVI в. | Иисус Христос | |
Русь. XVI в. | Иисус Христос | |
Византия. XIV в. | Матерь Божия | |
Русь. XVI в. | Матерь Божия | |
Сербия. XIV в. | Матерь Божия | |
Византия. XII в. | Архангел | |
Греция. XVI в. | Архангел | |
Греция. XVI в. | Архангел | |
Греция. XVI в. | Праведник | |
Греция. XVI в. | Праведник | |
Русь. XV в. | Пророк | |
Греция. XVI в. | Пророк | |
Русь. XV в. | Пророк | |
Болгария. XIV в. | Святой | |
Сербия. XIV в. | Святой | |
Русь. XVII в. | Святой | |
Русь. ХII-ХIII в. | Святой | |
Греция. XVI в. | Святой | |
Русь. XVI в. | Святой | |
Русь. XVI в. | Апостол | |
Русь. XVII в. | Апостол | |
Русь. XVII в. | Святитель | |
Русь. XVII в. | Святитель | |
Русь. XVI в. | Мученик | |
Русь. XVII в. | Мученик | |
Русь. XVII в. | Преподобный | |
Русь. XVII в. | Преподобный | |
Русь. XV в. | Иоанн | |
Греция. XVI в. | Иоанн | |
Русь. XVI в. | Иоанн | |
Греция. XVI в. | Предтеча | |
Русь. XVI в. | Предтеча | |
Византия. XI в. | Златоуст | |
Греция. XVI в. | Златоуст |
Шрифт в русских иконах
Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII—XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.
Новгород. XII в. | Прославление Креста. Оборот иконы «Спас Нерукотворный». | |
Новгород. XIV в. | Апостол Петр | |
Тверь. XV в. | Святая Троица | |
Москва. XV—XVI вв. | Дионисий. Митрополит Петр с житием. | |
Вологда. XVI в. | Фрагмент иконы «Похвала Богородице» | |
Москва. XVII в. | Мария Магдалина и Евдокия | |
Палех. XVIII в. | Рождество Христово | |
Мстера. XIX в. | Паисий Великий |
Приводится по: ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002.-290 с. ISBN 5–901721-12–8, с 40
Поддержите «Фому»
«Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.
550₽
1500₽
4500₽
Я соглашаюсь с условиями оферты
Единоразово
Ежемесячно
Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь
От путеводительницы до милующей: как пишется на иконах образ Богородицы
Богородица — один из самых любимых образов русского народа. В православном календаре насчитывается почти 300 почитаемых икон Богоматери, всего же их около 800.
Дева Мария предстает на них разной: она может нежно прижимать сына к себе или торжественно являть его миру; печаль ее то скорбная, то задумчивая. Сегодня мы хотим рассказать, откуда взялось столько священных изображений Богоматери и как в них ориентироваться.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первые иконы
По преданию, первую икону Богородицы создал Лука — он изобразил Деву Марию на доске, которая служила столом Святому Семейству. Согласно Новому завету, апостол был врачом, а не художником, и нет никаких подтверждений, что он действительно когда-либо писал портрет Божией матери. Тем не менее, у предания есть основания: в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице — получается, что именно он сформировал для нас ее образ.
Считается, что именно Лукой написана самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви — Владимирская икона Божией матери. Это не означает, что евангелист лично водил кистью: предположительно, изображение является списком с иконы апостола — то есть воспроизводит полотно Луки.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Согласно еще одному преданию, первая икона появилась благодаря самой Деве Марии. Апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде и попросили мать Христа своим присутствием освятить храм, возведенный для новообращенных, и та ответила: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Когда апостолы вошли в святилище, то увидели, что на одном из столпов появилось нерукотворное изображение Богородицы невероятной красоты.
Говорят, 300 лет спустя император велел его уничтожить, однако как не старались камнетесы, образ Богородицы не исчезал, а лишь погружался в камень еще глубже, и в конце концов мастера, перепугались и сбежали, так и не выполнив приказ.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Оранта, Елеуса и Одигитрия: какие существуют иконы Богородицы
Существует три основных типа икон Божией Матери — согласно преданию, основы их создания заложил апостол Лука. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений», — говорит искусствовед Ирина Языкова. Она объясняет, что связь Богородицы и Христа можно разделить по трем христианским добродетелям — вере, надежде и любви.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вера — Оранта
На этих иконах Богородица изображается в позе Оранты — с греческого это слово переводится как «молящаяся». Богоматерь предстает с воздетыми к небу руками, раскрытыми ладонями наружу — это традиционный жест заступнической молитвы. Оранта появилась еще в Древнем Египте — там это положение считалось символом верности и благочестия. От остальных иконографических типов изображений Богородицу Оранту отличают величественность и монументальность, композиция, как правило, симметрична, а поза статична.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ярославская Оранта Великая Панагия из Спасо-Преображенского собора в Ярославле
Один из примеров Оранты — икона «Неупиваемая чаша» с очень интересной историей. Явление образа произошло в 1878 году крестьянину и отставному солдату из Тульской губернии, который был одержим страстью к алкоголю. Мужчине приснился старец-схимник, который велел бывшему военному отправляться в монастырь в Серпухове, найти там икону «Неупиваемая чаша» и отслужить перед ней молбен. «После этого будешь здоров душой и телом», — напутствовал пьяницу старец.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Трижды солдат видел этот сон, прежде чем отправиться в путь. Он был калекой и не мог ходить, и потому добирался до Серпухова буквально ползком — на четвереньках. Явившись в женский Введенский Владычный монастырь, крестьянин рассказал о видениях и попросил отслужить молебен, но оказалось, что никто не знает иконы с таким названием. Ее принялись искать и обнаружили изображение с чашей, которое располагалась в проходе из соборного храма в ризницу.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Молебен провели возле найденной иконы, и после него солдат не только утратил пристрастие к алкоголю, но и снова встал на ноги. После этого началась череда исцелений — сотни людей, услышав о чуде, приходили в монастырь, чтобы попросить Богородицу о помощи.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Икона «Неупиваемая чаша» была утрачена в 1929 году, когда Никольский собор, где она хранилась, закрыли, а святыни сожгли. Написал новую «Неупиваемую чашу» в 1992 году российский иконописец Александр Соколов — сейчас эта святыня известна всему православному миру.
Икона «Неупиваемая чаша», написанная Александром Соколовым в 1992 году
Надежда — Одигитрия
В переводе с греческого Одигитрия означает «путеводительница». На этих иконах Богоматерь держит младенца Христа одной рукой, а другой показывает на него, тем самым обращая внимание молящихся на Спасителя. Сын Божий одной рукой благословляет мать, а вместе с ней и всех нас, а в левой руке держит символ Евангелия — свернутый свиток.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверь XV века, Византия
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Считается, что создал первую Одигитрию евангелист Лука, а в середине V века ее первообраз был привезен в Константинополь и помещен в храме женского монастыря Одигон — так и появилось название. Каждый вторник с иконой совершали крестный ход по всему Константинополю, и в его ходе регулярно происходили чудеса и исцеления.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сама икона была большой и тяжелой, окованной металлом, и поднять ее могли только несколько мужчин, действовавших сообща. Однако русский паломник Стефан Новгородец, видевший шествие, писал: «Дивное зрелище — семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный».
Одна из самых почитаемых в России Одигитрий — Казанская икона Божией Матери. Она была найдена 8 июля 1579 года в Казани: после чудовищного пожара, который уничтожил половину города, девятилетней девочке Матроне явилась Богородица, которая велела построить на месте сгоревшего дома храм. Сначала словам ребенка значения не придали, однако во время работ на пепелище взрослые обнаружили икону. После этого на месте ее обретения по указу Ивана Грозного построили Богородицкий девичий монастырь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 1904 году икону похитили — оклад священного изображения был украшен драгоценными камнями на огромную сумму, в их число входили даже бриллианты из короны императрицы Екатерины II. Воров поймали, и преступники рассказали, что саму икону сожгли. Однако до сих пор многие верят, что это не так: например, существует предположение, что похищена копия, так как на ночь настоятельница монастыря всегда подменяла настоящую икону в богатом окладе на список.
Московский список Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Любовь — Елеуса
Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки — является самым лиричным сюжетом в иконографии: голова Девы Марии склонена к сыну, который прижимается щекой к ее щеке. Богородица предстает одновременно и как мать, ласкающая своего ребенка, и как символ души, которая существует в любви с Богом.
Одна из самых знаменитых икон этого типа — Владимирская икона Божией Матери. Ее считают главной чудотворицей Руси: например, существует предание, что когда Тамерлан осадил Москву, именно эта икона спасла город. После того, как святыню привезли из Владимира, военачальнику монголов во сне явилась прекрасная дева в окружении ангелов, приказавшая отступить от Москвы. По совету мудрецов хан последовал ее повелению и увел свои войска.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Владимирская икона Божией Матери
Акафистные иконы
Акафистный тип икон носит собирательный характер — он объединяет те иконографические варианты, которые нельзя отнести к трем основным типам. Акафистные изображения строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которыми Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Существует великое множество акафистных икон — «Неопалимая Купина», «Нечаянная радость», «Богоматерь — Живоносный Источник» и другие.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Одна из самых почитаемых акафистных икон в Русской православной церкви — «Всех скорбящих радость». В композицию, помимо Богородицы, традиционно включаются изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Икона «Всех скорбящих Радость» царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе
Впервые икона «Всех скорбящих Радость» прославилась как чудотворная в 1688 году. Согласно преданию, умирающей от разных хворей вдове Евфимии явилась Богородица и велела женщине призвать священника из храма Преображения с этой иконой. Больная послушалась и после молебна выздоровела, став первой в череде исцелившихся.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
К церковной гимнографии прибегают и современные художники. Одна из них — Вероника Пономарёва-Коржевская, выставка которой «Лики Марии — Образы Света» сейчас проходит на Волхонке в «Центре искусств. Москва». «Оградительница чистоты», «Верная надежда», «Насадительница красоты», «Согревающая хладные сердца», «Защитница сирых» — все эти имена, которые известны уже много веков, только сейчас стали сюжетами для изображений.
На работах Пономарёвой-Коржевской Богородицу, написанную строго в соответствии с каноном, дополняет реалистичный фон. Например, на полотне «Избавительница от бесплодия» задним планом стал весенний сад, который только начал цвести, а сама Богородица, запечатленная во время беременности, словно прислушивается к новой жизни, чуть склонив голову. У картины есть своя история — путь Вероники к материнству был долгим и сложным: ребенок пришел в ее жизнь, словно чудо, после 10 лет борьбы и официально поставленного диагноза «бесплодие».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Картина «Избавительница от бесплодия» Вероники Пономарёвой-Коржевской
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Многие художники считают, что иконопись — живое искусство. Оно не должно быть только повторением, ведь если мы будем осуществлять бесконечный копипаст, то ничего не проживем и не почувствуем. Но что можно изменить, а что следует сохранить — очень тонкая грань. Время покажет, удалось ли мне удержаться и не перешагнуть ее», — говорит Вероника о своем творчестве.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Свои работы, несмотря на соблюдение всех церковных правил, в том числе касающихся образа жизни иконописца, Пономарёва-Коржевская называет картинами, а не иконами. «Икона никогда не подписывается автором — в этом принципиальная разница. Ее создатель выполняет роль проводника между небом и землей — он «приводит» иконы в материальный мир. Можно сказать, что я много на себя взяла — дерзнула создать такой синтез канона и современного языка», — говорит художница.
Увидеть полотна, на которых сошлись многовековые традиции и фотореалистичность, можно на выставке до 9 ноября. Одновременно в музее будут работать несколько залов с редкими старинными иконами — у всех посетителей есть редкий шанс посмотреть и на современные картины, и на работы мастеров, создававших свои произведения много веков назад.
Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции условные обозначения и сокращения.
Правила надписи к иконам сложились в течение многих веков. В обучении мастеров иконописный шрифт является отдельным предметом для изучения, наравне с рисунком. В иконописной артели надписи на иконе выполнял глава артели или лучший иконописец. Надпись – это венец всей работы.
Надписи могут быть выполнены на церковнославянском, на греческом и других языках.
Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.
Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.
Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:
Надписи на иконах Господа Иисуса Христа
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος
IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа
ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.
ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.
Црь слвы — Царь Славы
Надписи на иконах Божьей Матери
ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.
МН БЖН — Матерь Божья
Б. М. — Божья Матерь
Бца — Богородица
П. Б. — Пресвятая Богородица
Надписи на иконах святых
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.
ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая
СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой
СТАЯ — святая
ОКА, ОАК — праведник (греч.)
ПРО — пророк
АПЛЪ — апостол
СТЛЬ — святитель
МЧ, МЧНК — мученик
ПР — преподобный
Надписи на Распятии
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)
МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»
ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ
ГГ — гора Голгофа
ГА — Голова Адама, надпись при черепе
К — копие — одно из орудий страстей
Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей
КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.
В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.
Поделиться ссылкой:
Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.
Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.
Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:
Надписи на иконах Господа Иисуса Христа
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος
IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа
ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.
ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.
Црь слвы — Царь Славы
Надписи на иконах Божьей Матери
ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.
МН БЖН — Матерь Божья
Б. М. — Божья Матерь
Бца — Богородица
П. Б. — Пресвятая Богородица
Надписи на иконах святых
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.
ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая
СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой
СТАЯ — святая
ОКА, ОАК — праведник (греч.)
ПРО — пророк
АПЛЪ — апостол
СТЛЬ — святитель
МЧ, МЧНК — мученик
ПР — преподобный
Надписи на Распятии
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)
МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»
ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ
ГГ — гора Голгофа
ГА — Голова Адама, надпись при черепе
К — копие — одно из орудий страстей
Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей
КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.
В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.
micon.ru/icon/poleznaya-informatsiya/nadpisi-na-ikonah.php
azbyka.ru/nadpisi-na-ikonax
Правила написания икон Матери Божией
Добрый день, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
В Православном мире существует много образов икон Божией Матери.
Самые известные из них: Владимирская, Казанская, Смоленская, Взыскание погибших, Всех скорбящих радость, Нечаянная радость, Феодоровская и т. д.
Нам может показаться то, что иконы писались иконописцами по какому-то личному вдохновению.
Но это не так.
Существуют правила и специальные требования, на основании которых пишутся иконы Пресвятой Богородицы.
1. На иконах Божия Матерь всегда изображается в темно-красном мафории. Это — большой четырехугольный плат, укрывающий не только голову, но и всю фигуру. Мафорий символизирует Материнство Пресвятой Богородицы, а покрываемая мафорием голубая (цвет небесной чистоты) туника — Девство.
2. Три золотые звезды на мафории (на челе и плечах) являются символическими знаками Ее Непорочности: «до рождества, в рождестве и по рождестве». Во-вторых, звезды — символ Пресвятой Троицы.
3. Поручи (необходимая принадлежность облачения священнослужителей) указывает на Ее сослужение в Церкви Небесному Архиерею — Иисусу Христу.
4. Нимб (лат. nimbus — облако) без вписанного в него креста.
5. Сокращенная надпись: слева MR (греч. Matir — Матерь), справа — ФU (Фeou — Бога).
Только придерживаясь таковых правил, можно написать истинный образ Божией Матери.
В нашей современной России был такой случай. Иконописцы стали писать образ Иверской иконы Божией Матери. И, как известно, на этом образе изображается капли крови, падающие со щеки Пресвятой Богородицы в память о том, что в древние века один нечестивый воин запустил копье в Иверский образ, и со щеки Божией Матери потекла кровь.
Наши современные иконописцы решили не писать эти самые капли крови.
Но на утро, когда они проснулись, они увидели дорисованные капли крови какой-то чудесной красной краской.
Этот случай лишний раз доказывает то, что нужно неукоснительно придерживаться правил иконописания.
<< На главную страницу Духовное чтение >>
Надписи на иконах
Процесс написания иконы сложный и продолжительный, требуется соблюсти многие правила, чтобы работа стала настоящей иконой. И даже когда образ полностью прописан, его нельзя считать совершенным без одной небольшой детали. А именно без надписи.
Надписи на иконах можно сравнить с наречением имени младенца. В древние времена надпись делал сам архиерей, что приравнивалось к освящению иконы. После данного действия икона становилась вполне иконой, и перед ней можно было начинать молиться конкретному святому.
Значение надписи на иконах великий русский философ и проповедник Павел Флоренский охарактеризовал следующим образом: «В иконе есть душа – её надписи». При нанесении надписи икона как бы наполняется жизнью, и процесс её рождения вполне совершается. Имя на иконе – это не просто написанное слово, но часть общей композиции, они украшают и дополняют образ.
Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции условные обозначения и сокращения.
Правила надписи к иконам сложились в течение многих веков. В обучении мастеров иконописный шрифт является отдельным предметом для изучения, наравне с рисунком. В иконописной артели надписи на иконе выполнял глава артели или лучший иконописец. Надпись – это венец всей работы.
Надписи могут быть выполнены на церковнославянском, на греческом и других языках.
Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.
Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.
Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:
Надписи на иконах Господа Иисуса Христа
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος
IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа
ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.
ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.
Црь слвы — Царь Славы
Надписи на иконах Божьей Матери
ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.
МН БЖН — Матерь Божья
Б. М. — Божья Матерь
Бца — Богородица
П. Б. — Пресвятая Богородица
Надписи на иконах святых
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.
ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая
СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой
СТАЯ — святая
ОКА, ОАК — праведник (греч.)
ПРО — пророк
АПЛЪ — апостол
СТЛЬ — святитель
МЧ, МЧНК — мученик
ПР — преподобный
Надписи на Распятии
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)
МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»
ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ
ГГ — гора Голгофа
ГА — Голова Адама, надпись при черепе
К — копие — одно из орудий страстей
Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей
КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.
В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием — служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке.
Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Помочь «Правмиру»
На что пойдут мои деньги