Как пишут на иконах богородицы

Надписи на иконах

Над­писи на иконах – при­ня­тые в рус­ской пра­во­слав­ной ико­но­писи услов­ные обо­зна­че­ние и сокра­ще­ния.

Над­писи могут быть выпол­нены как на цер­ков­но­сла­вян­ском языке, так и на гре­че­ском. В икон­ных над­пи­сях широко при­ме­ня­ется кон­трак­тура (лат. contractura – стя­ги­ва­ние) – сокра­щен­ное напи­са­ние слова с помо­щью началь­ной и конеч­ной букв. Над кон­трак­ту­рами ста­вится над­строч­ный знак сокра­ще­ния – титло ( ҃ )

Сокра­щен­ное над­пи­са­ние имени Иисус Хри­стос, состав­лен­ное из двух пар букв под тит­лами: ic_xc. Кре­ща­тый нимб (так назы­ва­е­мое кре­сто­об­раз­ное про­стер­тие), напо­ми­на­ю­щий о крест­ной смерти Спа­си­теля, иску­пи­тель­ное дей­ствие кото­рой обни­мает весь мир, — «кре­сто­об­разно, яко изволи кре­стом мир спасти». Число 4 — образ про­стран­ствен­ной пол­ноты. Четыре «конца», состав­ля­ю­щие в пере­се­че­нии крест, соеди­няют в нем четыре сто­роны света.

В трех види­мых сто­ро­нах креста нимба пишутся буквы гре­че­ского слова own, что значит Сущий. Прием появ­ля­ется при­мерно в XI веке. Этим над­пи­са­нием под­чер­ки­ва­ется Боже­ство Иисуса Христа, согласно откро­ве­нию, быв­шему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14).

В рус­ской ико­но­пис­ной тра­ди­ции гре­че­ская буква omega (омега) часто заме­ня­ется буквой ot (от).

На гре­че­ских, бол­гар­ских иконах буква omikron (омик­рон) рас­по­ла­га­ется слева, omega (омега) — вверху, nyu (ню) — справа, и над­пись чита­ется по кругу слева направо.

На рус­ских иконах чаще встре­ча­ется другой бук­вен­ный поря­док: слева o (о) или ot (от), вверху on (он), справа nash (наш). Над­пись чита­ется построчно, начи­ная сверху и затем слева направо во второй строке.

Стоит заме­тить, что биб­лей­ское объ­яс­не­ние букв на Руси не явля­лось един­ствен­ным. Из ста­ро­об­ряд­че­ской лите­ра­туры известно иное их тол­ко­ва­ние, воз­можно несколько наив­ное, но не нару­ша­ю­щее дог­ма­ти­че­ских поло­же­ний Церкви. В соот­вет­ствии с ним, три буквы выра­жают, во-первых, трии­по­стас­ность Бога; во-вторых, Боже­ство Иисуса Христа: ot (от) — «еже есть отче­ски». on (он) — «оум» (ум), nash (наш) — «непо­сти­жим сый»; и, в‑третьих, вопло­ще­ние Сына Божия и Его стра­да­ния: ot (от) — «от небес при­и­дох», on (он) — «они же Мя не познаша», nash (наш) — «на кресте рас­пята».

Как сле­дует из этих тол­ко­ва­ний, поря­док чтения букв на Руси также не был еди­но­об­раз­ным и мог изме­няться, совер­шенно раз­ры­вая с гре­че­ской тра­ди­цией и заме­няя слово «сущий» сокра­ще­нием oton.

Над­писи на иконах

Над­писи на древ­них иконах были про­стыми. Неко­то­рые обще­из­вест­ные слова на иконах сокра­ща­лись. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокра­ща­лись и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иеро­гли­фи­че­ского знака.

Имена на иконах писа­лись четко чита­е­мыми, но у святых Иоан­нов (Пред­течи, Зла­то­уста) часто зна­чимо сокра­щали и имя (Ιωαννης), и име­но­ва­ние Пред­теча (ο Προδρομος), Зла­то­уст (ο Χρυσοστομος).

Гре­че­ское напи­са­ние Цер­ков­но­сла­вян­ское напи­са­ние Пере­вод, рас­шиф­ровка
Θεος Бгъ Бог
Гдъ Гос­подь
ΙΣ ΧΣ IС ХС, IИС ХС, IСЪ ХСЪ Греч.: сокра­щен­ное напи­са­ние имени Ιησουσ Χριστος.

Цер­ков­но­слав.: Иисус Хри­стос

ΙΧΘYΣ Дословно «рыба», гре­че­ский акро­ним отΙησουσ Χριστος Θεου Yσιος, Σωτηπ — Иисус Хри­стос Сын Божий, Спа­си­тель
ο ων Сокра­щен­ное напи­са­ние име­но­ва­ния Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх.3:14). Над­пись имени Пре­свя­той Троицы на кре­с­ча­том нимбе на иконах Иисуса Христа
Црь слвы Царь Славы
ΜΠ ΘY МН БЖН Греч.: сокра­ще­ние от Μητερ Θεου.

Цер­ков­но­слав.: Матерь Божия

1. Б. М.

2. БЦА

3. П. Б.

1. Божия Матерь

2. Бого­ро­дица

3. Пре­свя­тая Бого­ро­дица

I. Н. Ц. I Сокра­щен­ная над­пись на Кре­стах, знак слов, напи­сан­ных на трех языках (еврей­ском, гре­че­ском и латин­ском) Пон­тием Пила­том на таб­личке, при­би­той над голо­вой Спа­си­теля: «Иисус Назо­ря­нин, Царь Иудей­ский»
ΤΚΠΓ МЛ РБ Греч.: сокра­ще­ние от Τουτο Κρανιον Παραδεισος Γεγονε

Цер­ков­но­слав.: Сокра­ще­ние от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» над­пись на изоб­ра­же­нии Креста

ГГ Гора Гол­гофа, над­пись у под­но­жия изоб­ра­же­ния Креста
ГА Голова Адама, над­пись при черепе, изоб­ра­жа­е­мом у под­но­жия Креста
К Копие — одно из орудий стра­стей, изоб­ра­жа­е­мое при Кресте
Т Сокра­ще­ние от «трость» — одно из орудий стра­стей, изоб­ра­жа­е­мое при Кресте
КТ Сокра­ще­ние от «копие» и «трость», под­пись у орудий стра­стей на изоб­ра­же­ниях Креста
ΑΓΙΟΣ,αγιος АГИOС, СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН,СТИ, СТ, СВ Святой
ΑΓΙΑ, αγια АГИА, СТАЯ Святая
ΟΚΑ, ΟΑΚ Пра­вед­ник
ПРO Пророк
АПЛЪ Апо­стол
СТЛЬ Свя­ти­тель
МЧ, МЧНК Муче­ник
ПР Пре­по­доб­ный
Над­пись Страна Пере­вод
09_ic_xc Псков. XV в. Иисус Хри­стос
10_ic_xc Греция. XVI в. Иисус Хри­стос
11_ic_xc Русь. XVI в. Иисус Хри­стос
12_mr_thn Визан­тия. XIV в. Матерь Божия
13_mr_thn Русь. XVI в. Матерь Божия
14_mr_thn Сербия. XIV в. Матерь Божия
15_arhaggel Визан­тия. XII в. Архан­гел
16_arhaggel Греция. XVI в. Архан­гел
17_arhaggel Греция. XVI в. Архан­гел
18_prav Греция. XVI в. Пра­вед­ник
19_prav Греция. XVI в. Пра­вед­ник
20_prorok Русь. XV в. Пророк
21_prorok Греция. XVI в. Пророк
22_prorok Русь. XV в. Пророк
23_agios Бол­га­рия. XIV в. Святой
24_agios Сербия. XIV в. Святой
25_agios Русь. XVII в. Святой
26_agios Русь. ХII-ХIII в. Святой
27_agios Греция. XVI в. Святой
28_agios Русь. XVI в. Святой
29_apostol Русь. XVI в. Апо­стол
30_apostol Русь. XVII в. Апо­стол
31_svt Русь. XVII в. Свя­ти­тель
32_svt Русь. XVII в. Свя­ти­тель
33_mch Русь. XVI в. Муче­ник
34_mch Русь. XVII в. Муче­ник
35_prp Русь. XVII в. Пре­по­доб­ный
36_prp Русь. XVII в. Пре­по­доб­ный
37_ioann Русь. XV в. Иоанн
38_ioann Греция. XVI в. Иоанн
39_ioann Русь. XVI в. Иоанн
40_predtecha Греция. XVI в. Пред­теча
41_predtecha Русь. XVI в. Пред­теча
42_zlatoust Визан­тия. XI в. Зла­то­уст
43_zlatoust Греция. XVI в. Зла­то­уст

Шрифт в рус­ских иконах

Рус­ские домон­голь­ские иконы под­пи­сы­ва­лись уста­вом — сим­мет­рич­ным, ста­тич­ным, тор­же­ствен­ным пись­мом. Позже начи­нает при­ме­няться полу­устав — письмо с боль­шим коли­че­ством асим­мет­рич­ных эле­мен­тов. Над­писи молен­ных обра­зов и клейма, неболь­шие иконы Празд­ни­ков нередко начи­нают под­пи­сы­вать раз­лично: боль­шие образы — тор­же­ствен­ной вязью, а клейма — полу­уста­вом, напо­ми­на­ю­щим книж­ные тексты. К сере­дине XVI в. вязь начи­нает изме­няться, услож­няться, и она нередко чита­ется хуже. Буквы удли­ня­ются, многие круг­лые эле­менты букв стро­ятся на основе вер­ти­каль­ных прямых линий. Клейма начи­нают под­пи­сы­ваться беглым полу­уста­вом, почти ско­ро­пи­сью. В XVII в. чита­е­мость шрифта часто еще более ухуд­ша­ется: буквы нередко зна­чи­тельно вытя­ги­ва­ются, и над­пись на иконе — это мно­же­ство вер­ти­каль­ных линий с раз­лич­ными соеди­не­ни­ями. Услож­ня­лись буквы и по-дру­гому. В сере­дине XVII в. в связи с про­вер­кой и ико­но­пи­са­ния отно­си­тельно гре­че­ской тра­ди­ции на рус­ских иконах появ­ля­ются заим­ство­ва­ния новых гре­че­ских шриф­тов. В XVIIIXIX вв. шрифт на тра­ди­ци­он­ных иконах зна­чимо не меня­ется.

01_serafim Нов­го­род. XII в. Про­слав­ле­ние Креста. Оборот иконы «Спас Неру­ко­твор­ный».
02_petr Нов­го­род. XIV в. Апо­стол Петр
03_troitsa Тверь. XV в. Святая Троица
04_petr Москва. XVXVI вв. Дио­ни­сий. Мит­ро­по­лит Петр с житием.
05_valaam Вологда. XVI в. Фраг­мент иконы «Похвала Бого­ро­дице»
06_magdalina Москва. XVII в. Мария Маг­да­лина и Евдо­кия
07_rozhdestvo Палех. XVIII в. Рож­де­ство Хри­стово
08_paisiy Мстера. XIX в. Паисий Вели­кий

При­во­дится по: ред. Т. В. Мои­се­ева. Исто­рия Ико­но­писи. Истоки. Тра­ди­ции. Совре­мен­ность. М., «АРТ-БМБ», 2002.-290 с. ISBN 5–901721-12–8, с 40

Поддержите «Фому»

«Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.

550₽

1500₽

4500₽

Я соглашаюсь с условиями оферты

Единоразово
Ежемесячно

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

От путеводительницы до милующей: как пишется на иконах образ Богородицы

Богородица — один из самых любимых образов русского народа. В православном календаре насчитывается почти 300 почитаемых икон Богоматери, всего же их около 800.

От путеводительницы до милующей: как пишется на иконах образ Богородицы

Дева Мария предстает на них разной: она может нежно прижимать сына к себе или торжественно являть его миру; печаль ее то скорбная, то задумчивая. Сегодня мы хотим рассказать, откуда взялось столько священных изображений Богоматери и как в них ориентироваться.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые иконы

По преданию, первую икону Богородицы создал Лука — он изобразил Деву Марию на доске, которая служила столом Святому Семейству. Согласно Новому завету, апостол был врачом, а не художником, и нет никаких подтверждений, что он действительно когда-либо писал портрет Божией матери. Тем не менее, у предания есть основания: в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице — получается, что именно он сформировал для нас ее образ.

Считается, что именно Лукой написана самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви — Владимирская икона Божией матери. Это не означает, что евангелист лично водил кистью: предположительно, изображение является списком с иконы апостола — то есть воспроизводит полотно Луки.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно еще одному преданию, первая икона появилась благодаря самой Деве Марии. Апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде и попросили мать Христа своим присутствием освятить храм, возведенный для новообращенных, и та ответила: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Когда апостолы вошли в святилище, то увидели, что на одном из столпов появилось нерукотворное изображение Богородицы невероятной красоты.

Говорят, 300 лет спустя император велел его уничтожить, однако как не старались камнетесы, образ Богородицы не исчезал, а лишь погружался в камень еще глубже, и в конце концов мастера, перепугались и сбежали, так и не выполнив приказ.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оранта, Елеуса и Одигитрия: какие существуют иконы Богородицы

Существует три основных типа икон Божией Матери — согласно преданию, основы их создания заложил апостол Лука. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений», — говорит искусствовед Ирина Языкова. Она объясняет, что связь Богородицы и Христа можно разделить по трем христианским добродетелям — вере, надежде и любви.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вера — Оранта

На этих иконах Богородица изображается в позе Оранты — с греческого это слово переводится как «молящаяся». Богоматерь предстает с воздетыми к небу руками, раскрытыми ладонями наружу — это традиционный жест заступнической молитвы. Оранта появилась еще в Древнем Египте — там это положение считалось символом верности и благочестия. От остальных иконографических типов изображений Богородицу Оранту отличают величественность и монументальность, композиция, как правило, симметрична, а поза статична.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ярославская Оранта Великая Панагия из Спасо-Преображенского собора в Ярославле

Один из примеров Оранты — икона «Неупиваемая чаша» с очень интересной историей. Явление образа произошло в 1878 году крестьянину и отставному солдату из Тульской губернии, который был одержим страстью к алкоголю. Мужчине приснился старец-схимник, который велел бывшему военному отправляться в монастырь в Серпухове, найти там икону «Неупиваемая чаша» и отслужить перед ней молбен. «После этого будешь здоров душой и телом», — напутствовал пьяницу старец.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трижды солдат видел этот сон, прежде чем отправиться в путь. Он был калекой и не мог ходить, и потому добирался до Серпухова буквально ползком — на четвереньках. Явившись в женский Введенский Владычный монастырь, крестьянин рассказал о видениях и попросил отслужить молебен, но оказалось, что никто не знает иконы с таким названием. Ее принялись искать и обнаружили изображение с чашей, которое располагалась в проходе из соборного храма в ризницу.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Молебен провели возле найденной иконы, и после него солдат не только утратил пристрастие к алкоголю, но и снова встал на ноги. После этого началась череда исцелений — сотни людей, услышав о чуде, приходили в монастырь, чтобы попросить Богородицу о помощи.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Икона «Неупиваемая чаша» была утрачена в 1929 году, когда Никольский собор, где она хранилась, закрыли, а святыни сожгли. Написал новую «Неупиваемую чашу» в 1992 году российский иконописец Александр Соколов — сейчас эта святыня известна всему православному миру. 

Икона «Неупиваемая чаша», написанная Александром Соколовым в 1992 году

Надежда — Одигитрия

В переводе с греческого Одигитрия означает «путеводительница». На этих иконах Богоматерь держит младенца Христа одной рукой, а другой показывает на него, тем самым обращая внимание молящихся на Спасителя. Сын Божий одной рукой благословляет мать, а вместе с ней и всех нас, а в левой руке держит символ Евангелия — свернутый свиток.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверь XV века, Византия


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Считается, что создал первую Одигитрию евангелист Лука, а в середине V века ее первообраз был привезен в Константинополь и помещен в храме женского монастыря Одигон — так и появилось название. Каждый вторник с иконой совершали крестный ход по всему Константинополю, и в его ходе регулярно происходили чудеса и исцеления.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сама икона была большой и тяжелой, окованной металлом, и поднять ее могли только несколько мужчин, действовавших сообща. Однако русский паломник Стефан Новгородец, видевший шествие, писал: «Дивное зрелище — семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный».

Одна из самых почитаемых в России Одигитрий — Казанская икона Божией Матери. Она была найдена 8 июля 1579 года в Казани: после чудовищного пожара, который уничтожил половину города, девятилетней девочке Матроне явилась Богородица, которая велела построить на месте сгоревшего дома храм. Сначала словам ребенка значения не придали, однако во время работ на пепелище взрослые обнаружили икону. После этого на месте ее обретения по указу Ивана Грозного построили Богородицкий девичий монастырь.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1904 году икону похитили — оклад священного изображения был украшен драгоценными камнями на огромную сумму, в их число входили даже бриллианты из короны императрицы Екатерины II. Воров поймали, и преступники рассказали, что саму икону сожгли. Однако до сих пор многие верят, что это не так: например, существует предположение, что похищена копия, так как на ночь настоятельница монастыря всегда подменяла настоящую икону в богатом окладе на список.

Московский список Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любовь — Елеуса

Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки — является самым лиричным сюжетом в иконографии: голова Девы Марии склонена к сыну, который прижимается щекой к ее щеке. Богородица предстает одновременно и как мать, ласкающая своего ребенка, и как символ души, которая существует в любви с Богом.

Одна из самых знаменитых икон этого типа — Владимирская икона Божией Матери. Ее считают главной чудотворицей Руси: например, существует предание, что когда Тамерлан осадил Москву, именно эта икона спасла город. После того, как святыню привезли из Владимира, военачальнику монголов во сне явилась прекрасная дева в окружении ангелов, приказавшая отступить от Москвы. По совету мудрецов хан последовал ее повелению и увел свои войска.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Владимирская икона Божией Матери

Акафистные иконы

Акафистный тип икон носит собирательный характер — он объединяет те иконографические варианты, которые нельзя отнести к трем основным типам. Акафистные изображения строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которыми Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Существует великое множество акафистных икон — «Неопалимая Купина», «Нечаянная радость», «Богоматерь — Живоносный Источник» и другие.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из самых почитаемых акафистных икон в Русской православной церкви — «Всех скорбящих радость». В композицию, помимо Богородицы, традиционно включаются изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Икона «Всех скорбящих Радость» царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе

Впервые икона «Всех скорбящих Радость» прославилась как чудотворная в 1688 году. Согласно преданию, умирающей от разных хворей вдове Евфимии явилась Богородица и велела женщине призвать священника из храма Преображения с этой иконой. Больная послушалась и после молебна выздоровела, став первой в череде исцелившихся.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К церковной гимнографии прибегают и современные художники. Одна из них — Вероника Пономарёва-Коржевская, выставка которой «Лики Марии — Образы Света» сейчас проходит на Волхонке в «Центре искусств. Москва». «Оградительница чистоты», «Верная надежда», «Насадительница красоты», «Согревающая хладные сердца», «Защитница сирых» — все эти имена, которые известны уже много веков, только сейчас стали сюжетами для изображений.

На работах Пономарёвой-Коржевской Богородицу, написанную строго в соответствии с каноном, дополняет реалистичный фон. Например, на полотне «Избавительница от бесплодия» задним планом стал весенний сад, который только начал цвести, а сама Богородица, запечатленная во время беременности, словно прислушивается к новой жизни, чуть склонив голову. У картины есть своя история — путь Вероники к материнству был долгим и сложным: ребенок пришел в ее жизнь, словно чудо, после 10 лет борьбы и официально поставленного диагноза «бесплодие».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Картина «Избавительница от бесплодия» Вероники Пономарёвой-Коржевской


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Многие художники считают, что иконопись — живое искусство. Оно не должно быть только повторением, ведь если мы будем осуществлять бесконечный копипаст, то ничего не проживем и не почувствуем. Но что можно изменить, а что следует сохранить — очень тонкая грань. Время покажет, удалось ли мне удержаться и не перешагнуть ее», — говорит Вероника о своем творчестве.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свои работы, несмотря на соблюдение всех церковных правил, в том числе касающихся образа жизни иконописца, Пономарёва-Коржевская называет картинами, а не иконами. «Икона никогда не подписывается автором — в этом принципиальная разница. Ее создатель выполняет роль проводника между небом и землей — он «приводит» иконы в материальный мир. Можно сказать, что я много на себя взяла — дерзнула создать такой синтез канона и современного языка», — говорит художница.

Увидеть полотна, на которых сошлись многовековые традиции и фотореалистичность, можно на выставке до 9 ноября. Одновременно в музее будут работать несколько залов с редкими старинными иконами — у всех посетителей есть редкий шанс посмотреть и на современные картины, и на работы мастеров, создававших свои произведения много веков назад. 

Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции условные обозначения и сокращения.

Правила надписи к иконам сложились в течение многих веков. В обучении мастеров иконописный шрифт является отдельным предметом для изучения, наравне с рисунком. В иконописной артели надписи на иконе выполнял глава артели или лучший иконописец. Надпись – это венец всей работы.

Надписи могут быть выполнены на церковнославянском, на греческом и других языках.

micon.ru/images/GolgKrest.jpg

Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.

Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.

Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:
Надписи на иконах Господа Иисуса Христа
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος

IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа

ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.

ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.

Црь слвы — Царь Славы
Надписи на иконах Божьей Матери
ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.

МН БЖН — Матерь Божья

Б. М. — Божья Матерь

Бца — Богородица

П. Б. — Пресвятая Богородица
Надписи на иконах святых
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.

ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая

СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой

СТАЯ — святая

ОКА, ОАК — праведник (греч.)

ПРО — пророк

АПЛЪ — апостол

СТЛЬ — святитель

МЧ, МЧНК — мученик

ПР — преподобный
Надписи на Распятии
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)

МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»

ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ

ГГ — гора Голгофа

ГА — Голова Адама, надпись при черепе

К — копие — одно из орудий страстей

Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей

КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.

В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.

Поделиться ссылкой:

Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.

Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.

Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:
Надписи на иконах Господа Иисуса Христа
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος

IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа

ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.

ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.

Црь слвы — Царь Славы
Надписи на иконах Божьей Матери
ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.

МН БЖН — Матерь Божья

Б. М. — Божья Матерь

Бца — Богородица

П. Б. — Пресвятая Богородица
Надписи на иконах святых
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.

ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая

СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой

СТАЯ — святая

ОКА, ОАК — праведник (греч.)

ПРО — пророк

АПЛЪ — апостол

СТЛЬ — святитель

МЧ, МЧНК — мученик

ПР — преподобный
Надписи на Распятии
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)

МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»

ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ

ГГ — гора Голгофа

ГА — Голова Адама, надпись при черепе

К — копие — одно из орудий страстей

Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей

КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.

В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.

micon.ru/icon/poleznaya-informatsiya/nadpisi-na-ikonah.php

azbyka.ru/nadpisi-na-ikonax

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Правила написания икон Матери Божией

Добрый день, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В Православном мире существует много образов икон Божией Матери.

Самые известные из них: Владимирская, Казанская, Смоленская, Взыскание погибших, Всех скорбящих радость, Нечаянная радость, Феодоровская и т. д.

Нам может показаться то, что иконы писались иконописцами по какому-то личному вдохновению.

Но это не так.

Существуют правила и специальные требования, на основании которых пишутся иконы Пресвятой Богородицы.

1. На иконах Божия Матерь всегда изображается в темно-красном мафории. Это — большой четырехугольный плат, укрывающий не только голову, но и всю фигуру. Мафорий символизирует Материнство Пресвятой Богородицы, а покрываемая мафорием голубая (цвет небесной чистоты) туника — Девство.

2. Три золотые звезды на мафории (на челе и плечах) являются символическими знаками Ее Непорочности: «до рождества, в рождестве и по рождестве». Во-вторых, звезды — символ Пресвятой Троицы.

3. Поручи (необходимая принадлежность облачения священнослужителей) указывает на Ее сослужение в Церкви Небесному Архиерею — Иисусу Христу.

4. Нимб (лат. nimbus — облако) без вписанного в него креста.

5. Сокращенная надпись: слева MR (греч. Matir — Матерь), справа — ФU (Фeou — Бога).

Только придерживаясь таковых правил, можно написать истинный образ Божией Матери.

В нашей современной России был такой случай. Иконописцы стали писать образ Иверской иконы Божией Матери. И, как известно, на этом образе изображается капли крови, падающие со щеки Пресвятой Богородицы в память о том, что в древние века один нечестивый воин запустил копье в Иверский образ, и со щеки Божией Матери потекла кровь.

Наши современные иконописцы решили не писать эти самые капли крови.

Но на утро, когда они проснулись, они увидели дорисованные капли крови какой-то чудесной красной краской.

Этот случай лишний раз доказывает то, что нужно неукоснительно придерживаться правил иконописания.

<< На главную страницу                       Духовное чтение >>

Надписи на иконах

Процесс написания иконы сложный и продолжительный, требуется соблюсти многие правила, чтобы работа стала настоящей иконой. И даже когда образ полностью прописан, его нельзя считать совершенным без одной небольшой детали. А именно без надписи.

Надписи на иконах можно сравнить с наречением имени младенца. В древние времена надпись делал сам архиерей, что приравнивалось к освящению иконы. После данного действия икона становилась вполне иконой, и перед ней можно было начинать молиться конкретному святому.

Значение надписи на иконах великий русский философ и проповедник Павел Флоренский охарактеризовал следующим образом: «В иконе есть душа – её надписи». При нанесении надписи икона как бы наполняется жизнью, и процесс её рождения вполне совершается. Имя на иконе – это не просто написанное слово, но часть общей композиции, они украшают и дополняют образ.

Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции условные обозначения и сокращения.

Правила надписи к иконам сложились в течение многих веков. В обучении мастеров иконописный шрифт является отдельным предметом для изучения, наравне с рисунком. В иконописной артели надписи на иконе выполнял глава артели или лучший иконописец. Надпись – это венец всей работы.

Надписи могут быть выполнены на церковнославянском, на греческом и других языках.

Надписи на иконахНадписи на РаспятииГолгофский крест

Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.

Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.

Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:

Надписи на иконах Господа Иисуса Христа

IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος

IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа

ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.

ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.

Црь слвы — Царь Славы

Надписи на иконах Божьей Матери

ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.

МН БЖН — Матерь Божья

Б. М. — Божья Матерь

Бца — Богородица

П. Б. — Пресвятая Богородица

Надписи на иконах святых

ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.

ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая

СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой

СТАЯ — святая

ОКА, ОАК — праведник (греч.)

ПРО — пророк

АПЛЪ — апостол

СТЛЬ — святитель

МЧ, МЧНК — мученик

ПР — преподобный

Надписи на Распятии

I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)

МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»

ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ

ГГ — гора Голгофа

ГА — Голова Адама, надпись при черепе

К — копие — одно из орудий страстей

Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей

КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.

В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.

Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием — служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке.
Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

Помочь «Правмиру»

На что пойдут мои деньги

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут на арабском языке справа налево или слева направо
  • Как пишут на английском языке прописью
  • Как пишут на анализах срочно
  • Как пишут на java
  • Как пишут мцко