Как пишут песни авторы

Написание песни — это приятный процесс для каждого автора-исполнителя, но если вы спросите его об этом, он, несомненно, признает, что с этим связана борьба. Мы склонны воспринимать великих авторов песен, таких как Джон Майер, как артистов, которые набрасывают новые идеи на
отличную мелодию
, и она чудесным образом звучит хорошо без какого-либо творческого процесса. В действительности же каждый великий автор песен имеет сложный процесс написания песен, которому он тщательно следует, чтобы создать хорошую песню.

В сегодняшней быстро развивающейся музыкальной индустрии у нас нет возможности увидеть музыкальное путешествие за треком. Мы слушаем его и идем дальше, не зная, как он прошел путь от первоначальной идеи до целой структуры песни. Нас устраивает то, что мы чувствуем, но мы никогда не смотрим дальше и не пытаемся понять процесс написания.

Написание текстов, без сомнения, является одним из самых важных аспектов написания песен. Музыкальные продюсеры знают это и предпочитают нанимать автора песен, который знает свой процесс, а не просто беспорядочно набрасывает тексты на свои музыкальные идеи.

Даже успешные группы приходят к тому моменту, когда им необходимо привлечь автора песен, отличного от первоначального автора-исполнителя. Это помогает им повысить качество процесса создания музыки и в некоторых случаях
преодолеть писательский блок
. Это показывает, как много работы происходит за занавесом, которую мы не замечаем.

Вы начали свою музыкальную карьеру, наложили красивую
аккордовую прогрессию
на запоминающийся ритм. Теперь вам нужно писать, но тексты, которые вы кладете на бумагу, не могут вас удовлетворить. Скорее всего, это проблема процесса написания, и в этой статье мы хотим показать вам 10 действенных методов, которые дадут ощутимые результаты.

Эти советы по написанию песен применимы к любому типу авторской карьеры, и, прочитав их до конца, вы сможете распознать все типы блоков в вашем творческом процессе. Затем вы сможете преодолеть их с помощью одного из этих действенных советов, которые мы собираемся представить.

Вы сможете писать песни быстрее, подлиннее и не теряя себя в размышлениях.

Давайте погрузимся.

1. Будьте проще.

Это один из тех советов, которые легче сказать, чем сделать. Вполне понятно, что вы одержимы идеей написать песни, которые потрясут вашу аудиторию, но ирония заключается в том, что подавляющее большинство хитов
поп-
и
рок-музыки
в основном просты. Аккордовые прогрессии легко воспринимать и двигать телом, а тексты песен не отличаются сложностью.

Мы думаем, что нам нужен какой-то революционный
лирический контент
, благодаря которому наше имя будет звучать повсюду, но возьмите наши любимые песни за всю историю, и вы поймете, что они пережили время, потому что были просты для запоминания.

Важно то, что вы хотите сказать своей аудитории. Когда вы
пишете песню
, думайте о своих слушателях и сделайте так, чтобы им было просто понять ваше послание и запомнить ваши мелодии. Именно это делает многие поп-хиты запоминающимися и незабываемыми.

2. Запишите себя.

Очень часто авторы песен отвергают новую песню еще до того, как запишут черновой вариант, и только после того, как она попадает на пленку, видят, что она нравится другим людям. Постарайтесь взять за правило записывать себя время от времени в процессе работы. Каждый раз, когда вы что-то добавляете или меняете, доставайте
микрофон и записывайте это
. Это даст вам представление о том, как вы звучите, что подходит для вашего стиля, а что нет.

Даже если в итоге она вам не понравится, у вас появится больше идей, к которым вы сможете вернуться позже при создании музыки. Это прекрасное чувство — вернуться к старой идее на диктофоне и понять, что у нее есть потенциал. Кроме того, все уже было заложено вашим прошлым.

Запись себя — это также отличный способ поделиться со своими друзьями и семьей для получения отзывов, поскольку автору песни необходимо получить представление о том, как аудитория отреагирует на его/ее стиль.

3. Работайте над мелодической линией.

Иногда ваша мелодия не соответствует тому, что вы пытались передать в своем произведении, и поэтому вы разочаровываетесь в себе. Вы изо всех сил стараетесь добавить басовую линию или написать текст, но это просто не звучит правильно.
Попробуйте поработать над мелодией
или даже изменить ее.

Перемены вдохновляют, поэтому творцы любят менять обстановку, когда у них возникает писательский блок. Изменение одного или многих аспектов вашей мелодии создаст новое ощущение песни, давая вам другой музыкальный мысленный пейзаж, который может вас вдохновить. Не стесняйтесь попробовать.

Поработайте над аккордовыми прогрессиями, используйте другой инструмент или даже добавьте новые. Это может запустить ваш мозг и дать ему свежий набор новых идей. Конечно, рекомендуется сохранить черновой вариант мелодии, прежде чем начать работать над ней или полностью изменить ее.

4. Делайте перерывы.

Когда мы работаем над своими песнями, мы стремимся сделать их личными. Если при написании музыки у нас возникает писательский блок, мы пытаемся заставить себя закончить песню. К сожалению, творческий мозг работает не так, скорее всего, вас прорвет на следующий день, когда вы будете принимать душ или невинно пить кофе на улице.

Творческий мозг лучше работает в условиях низкого стресса, где он может расслабиться и соединить точки, чтобы получить больше идей. Так что если вы чувствуете, что застряли с песней, сделайте перерыв. Для нашего мозга так важно время от времени отдыхать. Форсирование процесса написания песни обычно ухудшает ее качество.

Мы живем в обществе, которое поощряет высокую активность мозга с момента пробуждения и до сна, но это не обязательно должно быть так. Если вы проведете исследование самых творческих людей на земле, то обнаружите, что они не относятся к отдыху своего мозга легкомысленно. Для них это такой же важный процесс, как и их творчество.

5. Практика на черновых набросках.

Не каждая песня должна быть написана для публикации, особенно если вы новичок. Вам нужны черновики, чтобы нарастить мускулы вашего авторства. Это один из самых важных
советов по написанию песен
. Мы набрасываем несколько аккордовых прогрессий, добавляем удар и треск и решаем, что это будет следующая песня. Это не обязательно так. Думайте об этом так же, как культурист, который должен повторять одни и те же движения годами, прежде чем показать себя на соревнованиях, так и ваше написание песен нуждается в таком же повторении, чтобы достичь определенного мастерства.

Не бойтесь играть и экспериментировать над своим треком. Послушайте и решите, хорошо ли вы звучите, затем потренируйтесь делать больше музыки. Нужный трек появится, и вы поймете, когда будете готовы к публикации. Признание того, что вы работаете над черновым вариантом, даст вашему мозгу разрешение на большую свободу при работе над песней. Никогда не знаешь, когда черновой вариант может превратиться в хорошую песню.

6. Установите некоторые ограничения.

В творчестве есть аспект спонтанного вдохновения, который привлекает художников, и в этом есть свои плюсы. Тем не менее, введение некоторых ограничений для вашего вдохновения может помочь вам стать более эффективным в процессе написания песен. Определите персонажей, короткий сюжет, ограниченное количество аккордов или что-то еще, что задаст направление и облегчит принятие решений в процессе сочинения.

Эта структура будет способствовать вашему прогрессу настолько естественно, что вы даже не заметите, как продвинетесь в своей песне. Вы думаете, что придерживаетесь только тех границ, которые сами для себя установили, но вместо этого вы развиваете свое песенное творчество в том же направлении. Таким образом, каждый элемент вашей песни будет вписываться в ваше видение, потому что он был определен еще до начала работы.

Нет нужды говорить, что большинство песен в наши дни имеют одну и ту же общую структуру с небольшими изменениями, чтобы придать ей другое звучание. Особенно это касается поп-песен.

7. Фиксируйте свои идеи.

Одна из самых распространенных ошибок начинающих авторов песен — оставить идею непроверенной до того, как они окажутся в студии. Большинство наших идей приходит, когда мы принимаем душ, едим или едем по шоссе, и самый распространенный рефлекс, который мы испытываем, — это оставить их до возвращения домой. В конце концов, мы приходим домой и ничего не находим, поскольку идея была похоронена под разговорами на работе или чем-то еще.

Вот почему авторы песен должны иметь при себе диктофон для записи мелодий и звуков и блокнот для записи лирического содержания. Как только у вас появляется идея, вы записываете ее на бумаге и записываете на диктофон, как, по вашему мнению, она будет звучать. Тогда ваша идея будет надежно защищена и готова к использованию в студии.

Если вам кажется, что носить с собой блокнот и диктофон слишком накладно, все это может сделать ваш телефон. Просто фиксируйте свои идеи и увидите, как ваша продуктивность взлетит до небес.

8. Изучите ссылки на свои треки.

Во время написания песни очень полезно держать в голове ссылку на трек. Используйте песню, которая вдохновляет вас на то направление, в котором вы хотите писать песню. Изучите ритм, разберите басовую линию и проанализируйте аккордовые прогрессии. Это даст вам возможность сравнить свою песню по качеству звучания и общей завершенности.

Это обычная практика среди музыкальных продюсеров. Когда вы работаете с ними, они обычно просят предоставить им эталонный трек. Это дает им представление о том, как будет развиваться песня, и в целом облегчает процесс работы.

Вы можете использовать этот совет в любой момент вашего процесса, даже если вы не пишете музыку. Возьмите свои любимые песни и разберите их от названия до заставки. Постепенно узнайте, что делает их великими песнями, и вы найдете эту информацию готовой, когда будете писать песню в следующий раз.

9. Изучайте теорию музыки.

Теория музыки расширит ваше понимание музыки и, следовательно, даст вашему мозгу больше элементов для синтеза в музыкальные идеи. Она заставит вас по-другому взглянуть на обычные аккордовые прогрессии, и вы сможете логически развивать простые идеи.

Вам не нужно изучать все сразу, достаточно просто понять некоторые основы, чтобы повысить качество ваших материалов и музыкально понимать, что вы делаете. Например, вы можете начать с теории мажорного аккорда или минорной аккордовой прогрессии и выучить различные формы для их воспроизведения.

Может показаться, что это модное слово, но теория музыки — это смысл, стоящий за всем, что мы делаем в музыке. Это пойдет только на пользу вашему сочинению песен, и вы больше не застрянете на одних и тех же четырех аккордах.

Вот список того, что, по нашему мнению, поможет вам в написании песен прямо сейчас:


  • Ритм:

    Временные подписи, внебитовые ритмы и т.д.

  • Чтение музыкальных листов:

    Клише, длительности нот, ритмы и т.д.

  • Аккордовые прогрессии:

    Общие аккордовые прогрессии, каденции, формы аккордов и т.д.

  • Шкалы:

    Мажорные и минорные гаммы, ключи.

10. Пишите вдали от своих инструментов.

Может показаться очень логичным не отрываться от пианино при написании текстов, однако это не самый инновационный способ. Он может отлично сработать, но есть риск попасть в привычные шаблоны написания песен.

Ваши навыки игры на инструменте ограничены, а ваше воображение — нет. Поэтому вместо того, чтобы начинать играть на инструменте, прогуляйтесь и напевайте мелодии.

После того, как вы получите основную линию и структуру, идите домой и создайте аккордовую прогрессию, поддерживающую ее. Речь идет о том, чтобы привести ваши инструменты и средства в соответствие с вашим видением, а не наоборот.

У знаменитого Тома Уэйтса был очень уникальный способ написания песен. Он садился около четырех или пяти радиоприемников и включал на каждом из них свой канал. Он слушал бурю накладывающихся друг на друга песен и черпал вдохновение для своей следующей песни. Это показывает, что иногда нужно отойти от своих инструментов и попробовать уникальные способы найти вдохновение.

Одна из самых распространенных ошибок новичков — создать целую песню без текста, а потом с трудом его вписать. Ваш проект должен развиваться вокруг текста, поскольку он является ключевым компонентом структуры песни.

11. Выучите структуру песен.

Если вы начнете собирать пазл, не зная, как будет выглядеть конечный результат, вы, скорее всего, будете вслепую гадать, какой кусочек куда положить. То же самое относится и к написанию песен. Вам нужен холст для творческого процесса, и он должен быть индивидуальным. Каждой песне — своя песенная структура.

Существует множество структур песен, и они различаются в зависимости от жанра, к которому вы стремитесь. Самая известная — поп-структура
(куплет
, припев,
припев
), которая работает настолько хорошо, что стала формулой. Рецепт успеха.

Конечно, если вы стремитесь к чему-то другому, существуют и другие структуры песен, которые вы можете попробовать и посмотреть, подойдут ли они вам. Самое главное здесь — узнать, как они могут быть использованы для построения вашей песни, и помочь вам развивать свой проект, используя выбранную структуру в качестве компаса.

12. Разнообразьте свои подходы к написанию песен.

То, что могло сработать в предыдущей песне, может не сработать в нынешней. Вот почему иногда вам будет трудно справиться с песней, даже если вы используете тот же подход, что и в предыдущей работе. Это совершенно нормально, и это хорошо, что вы испытываете такие трудности с песней. Это значит, что в вашей песне есть новизна, а к новизне нельзя относиться так же, как к старым проектам. Вам нужен новый подход.

Под новым подходом мы подразумеваем, что вы должны изменить свой процесс в ту или иную сторону, по крайней мере, до тех пор, пока что-то не сработает. Если вы привыкли
писать музыку перед текстом
, попробуйте сделать наоборот. Если вы всегда пишете музыку на гитаре, попробуйте в этот раз использовать клавиатуру. Если вы пишете название перед песней, попробуйте наоборот. Используйте все, что угодно, чтобы дать понять своему мозгу, что вы делаете это не по-старому, и это принесет вам больше идей.

13. Поразмышляйте над своим личным опытом.

Лучшие песни — это песни, которые нам близки. Нам нравятся красивые мелодии и сложные барабанные партии, но когда в песне говорится о ситуации, которая вам знакома или через которую вы прошли, это воспринимается по-другому. Вот почему мы рекомендуем использовать ваш личный опыт в качестве якоря для вашей песни.

Попробуйте определить, каким опытом вы хотите поделиться со своей аудиторией, и задать атмосферу, в которой вы хотите писать. Это задаст тон и облегчит принятие решений в процессе работы, просто приведя каждый элемент вашей песни к той же истории, которую вы пытаетесь рассказать. Это облегчит вашу жизнь и даст вашей аудитории песню, которая будет иметь смысл и для них. Особенно если они понимают, о чем вы говорите.

Вот почему такие песни, как «Imagine» или «We are the world», имели вечное международное влияние. Все могли соотнести их с рассказанными историями, и все понимали песню во всех ее однородных элементах.

14. Иди куда-нибудь еще.

Творчество и рутина — это как вода и масло, они совершенно не сочетаются. У вашего мозга гораздо больше шансов быть творческим, если его стимулировать, а что может быть лучше, чем новизна? Если вы всегда работаете в своей студии, смените обстановку и сходите в парк. Если вы всегда находитесь в окружении одних и тех же людей, позвоните старому другу или познакомьтесь с кем-то новым. Попробуйте все, что нарушит рутину и заставит ваш мозг работать в режиме открытий.

Среди певцов и авторов песен очень часто случается так, что они уединяются от повседневных дел и через некоторое время возвращаются с готовыми текстами для своих песен. Здесь нет никакой магии, просто захватывающая пища для нашего мозга — новизна. Это, конечно, рекомендуется до определенной степени, когда ваша социальная жизнь не страдает от этого.

15. Попросите о помощи.

Мы могли бы оставить его в конце статьи, но это один из самых необходимых советов по написанию песен. Ни один артист не добился успеха в одиночку, особенно в музыкальной индустрии. Чтобы добиться успеха, нужна целая команда, и автору песен необходимо просить о помощи.

Обратитесь к своим друзьям, спросите знакомых в индустрии или даже отправьте письмо профессору поэзии. Не стесняйтесь учиться и развиваться, ведь именно обратившись к ним, вы сможете получить ответы на вопросы о том, как улучшить свою музыкальную карьеру.

Самые большие идеи приходят через сотрудничество, и артисты это знают. Это основная причина, по которой «перфомансы» являются важным аспектом музыкальной индустрии. Возможно, вы больше верите в то, что «все сделаю сам», но это не поможет вам в долгосрочной перспективе. Придет время, когда вы обратитесь за помощью, и лучше сделать это сейчас.

16. Используйте образцы.

Сэмплирование — одна из основных техник среди музыкальных продюсеров. Это процесс, в котором вы работаете с готовыми к использованию материалами
(петли мелодий
, паттерны ударных и т.д.) в качестве частей песни, которую вы пишете. Это облегчает процесс написания, и в то же время вы обращаетесь за помощью, поскольку используете чужой материал. Как будто кто-то помогает вам с вашей песней, предоставляя часть, которая улучшит ваш продакшн.

Вокруг этой практики возникла своего рода дилемма, когда многие критики посчитали ее неаутентичной. Однако некоторые великие произведения были созданы художниками с использованием сэмплов, и в этом нет ничего плохого. Музыка — это все те же 12 клавиш, повторенные разными способами и в разных паттернах.

Заключение: Где есть воля, там есть и путь.

Существует множество других действенных способов, которые могут помочь вам улучшить качество написания песен, это лишь те, которые мы сочли наиболее практичными. Некоторые из них могут понравиться вам больше, чем другие, но обязательно держите их в голове. Они обязательно пригодятся. Не забывайте, что сочинение песен — это прежде всего веселье, и убедитесь, что вы пишете искренне. Остальное приложится.

#статьи

  • 4 авг 2021

  • 0

Как писать песни: памятка для новичков

Всегда мечтали сочинять песни, но не знали, с чего начать? Вот вам несколько простых советов от практика с 25-летним опытом.

Meery Mary для Skillbox Media

Анна Катунина

Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.


об авторе

Преподаёт и исполняет музыку уже более 25 лет. Даёт уроки вокала и сочинительства песен, игры на фортепиано и фолк-гитаре, диджеинга и йоги ученикам от пяти до ста пяти лет :)  — как онлайн, так и очно. Живёт в «мировой столице живой музыки» Остине, штат Техас, США.



Интересная идея может посетить сонграйтера когда и где угодно. И её, конечно, захочется записать. Важно быть к этому готовым. Поэтому запаситесь блокнотами, ручками и всегда держите их под рукой — дома, на рабочем месте и в машине. Даже если придумается только название, пусть всего из одного слова, — не поленитесь сохранить и его.

Научитесь быстро открывать диктофон на смартфоне — вдруг вам будет удобнее просто напеть мелодию или наговорить слова новой песни.

С подготовкой закончили, а теперь о вдохновении. Так или иначе на всех нас влияют разные исполнители, композиторы и музыканты. Составьте плейлист с творчеством авторов, которых цените больше всего, — пусть он поможет вам не терять это самое вдохновение.

Для этого надо знать, из каких частей вообще состоят песни. Разберём это на примерах.

В самом простом случае у песни всего одна составная часть — куплет (назовём его «А»). Такова популярная ария Summertime («Летней порой») Джорджа Гершвина.

Куплет в ней повторяется дважды (то есть её структура будет A-A). Послушайте сами:

В песнях с припевом уже две разные части (раз куплет «А», то припев пусть будет «В»). Так в знаменитой песне Боба Дилана Blowin’ in the Wind («В дуновении ветра»).

Вот её структура: A-B-A-B-A-B.

Бывает и более сложная структура — из куплета «A», припева «B» и бриджа «C». Такая песня есть у «Битлз» — это Ticket to ride (дословно «Билет в дорогу» или «Билет на поезд»; подробнее о названии песни и её истории читайте в «Википедии». — Пер.).

Структура здесь уже такая: A-B-A-B-C-A-B-C-A-B.

Переслушайте и проанализируйте любимые композиции (обратите внимание на повторяющиеся части внутри каждой).

Так вы научитесь отличать одну песенную структуру от другой и сможете экспериментировать с ними в своём творчестве.

Песня — лаконичная творческая форма. Поэтому важно, чтобы её текст был объединён какой-то общей идеей. Если мыслей много, не пытайтесь все их вместить в одну песню — лучше напишите несколько разных.

С чего бы вы ни начинали, полезно описать идею песни одним-двумя предложениями — сделать логлайн. Он соберёт вас, поможет не растечься мыслью по древу, всегда напомнит о сути.

Для песни «Битлз» Ticket to ride подобный логлайн мог бы выглядеть так: «Моя девушка уходит от меня. И мне грустно, но ей всё равно» (в оригинале: «My girlfriend is moving away from me and I am sad, but she doesn’t care». — Пер.).

Кстати, вовсе не обязательно писать все слова за один присест: многие сонграйтеры ограничиваются куплетом или припевом и продолжают работу позднее, когда вернётся вдохновение.

Для музыкальных экспериментов отлично подходит диктофон на смартфоне или компьютере. Напевайте свой текст на разные лады. Проделайте это хотя бы трижды и переслушайте, что получилось.

А кто-то, наоборот, предпочитает начинать с аккордов. Сыграйте несколько аккордов на гитаре или пианино и запишите на диктофон. Напевайте текст под них, сравнивайте.

Или попробуйте совместить всё сразу: текст, придуманную мелодию и выбранные аккорды.

Если не получается придумать удачную последовательность аккордов, можно позаимствовать её из другой песни с похожим стилем и ритмом. Главное — не копировать саму мелодию: она защищена авторским правом (а вот последовательность аккордов как таковая — нет).

Песне нужно хорошее название! Кто-то выносит в него хук (самую цепляющую строчку), кто-то — повторяющиеся слова из припева. Единого рецепта тут нет: название может быть даже описательным, отвлечённым, то есть без единого слова из самого текста.

Первая версия готова? Теперь дайте своей песне отлежаться. Хотя бы пару дней даже не вспоминайте о ней. Вы вернётесь со свежим взглядом и слухом — и песня предстанет перед вами в новом свете. Скорее всего, вам захочется доработать текст или заменить какие-то аккорды — и ваше творение зазвучит ещё круче.

Готовую песню можно испытать на публике. Например, исполнить на вечере свободного микрофона или хотя бы перед вашим музыкальным наставником. Реальное исполнение и обратная связь помогут исправить недочёты и сгладить неровности, которых вы сами не замечали.

Ещё одна отличная идея — записать своё исполнение и выложить в интернет. В наш век это легко сделать даже дома (достаточно хорошего микрофона и специального софта). Пусть вашу работу оценят потенциальные поклонники и другие артисты. А может, талант ваш приглянётся даже музыкальным продюсерам.


Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Научитесь: Профессия Сонграйтер
Узнать больше

источник: unsplash.com

Как устроена работа сонграйтера в Америке? Композитор Джейсон Блюм, написавший хиты для Бритни Спирс и Backstreet Boys, рассказал о том, с какими трудностями сталкиваются новички и сколько могут зарабатывать авторы коммерческих песен. 

источник: discogs.com

Джейсон Блюм исполняет свои песни

Что делает сонграйтер

Сонграйтер (англ. songwriter — «автор песен») пишет и текст, и музыку для песни. Есть ещё авторы текстов (англ. lyricists). Они создают исключительно тексты, но не трогают музыкальную часть — в этом важное различие двух профессий. По словам Блюма, его единственная обязанность — «создавать хиты для коммерческого рынка и продвигать своё дело, так чтобы оно приносило доход».

В музыкальной индустрии каждый новый день не похож на предыдущий. Блюм говорит: «У меня есть несколько вариантов «типичных» дней. Во-первых, надо сказать, что в Нэшвилле пишут песни не так как в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Лондоне и других центрах музыки. В Нэшвилле, где я сейчас живу, профессиональные сонграйтеры пишут свои песни в офисе. Они сидят с гитарами в специальных комнатах и работают с другими сонграйтерами. Я занимаюсь этим уже больше двенадцати лет и так написал уже сотни и сотни песен.

В других городах у профессиональных сонграйтеров очень часто есть свои студии звукозаписи. Некоторые из них занимаются только написанием аранжировок, то есть записью клавишных, гитары, бас-гитары, ударных, а топлайн, то есть мелодию и текст, пишут другие авторы. Когда я жил в Лос-Анджелесе, я часто работал в домашних студиях со своими коллегами.

Неважно как и где вы пишете, часть времени у вас так или иначе будет уходить на продвижение.

В работу сонграйтера также входит создание демо-записей, которые показывают потенциал их песен. Неважно как и где вы пишете, часть времени у вас так или иначе будет уходить на продвижение. Это встречи, на которых вы показываете свои песни руководителям студий звукозаписи, продюсерам, менеджерам. Но в общем-то это не совсем обычный день. Некоторые дни — или часы — уходят на написание треков, некоторые дни на встречи, в некоторые я записываю демо.

Как правило сонграйтеры работают с музыкальными лейблами, другими авторами и композиторами, с музыкантами. Некоторые могут работать в одиночку. Я чаще всего сотрудничаю с другими композиторами, которые раскрывают мой талант, и со всеми, кому нужны песни: с артистами, продюсерами и звукорежиссёрами.

Большая часть профессиональных сонграйтеров так или иначе связана с работой на лейбле. Они взаимодействуют с другими профессионалами музыкального бизнеса: звукорежиссёрами, продюсерами звукозаписи, исполнителями и менеджерами».

Карьерный рост

Трудно ли стать сонграйтером? В целом, да. «Потенциальный доход у сонграйтера практически безграничен. Топовые сонграйтеры, которые пишут или помогают писать хиты для суперзвёзд, зарабатывают десятки миллионов долларов. Правда этого уровня достигают лишь единицы.

Несмотря на то что нет никаких гарантий, что удастся хоть что-то на этом заработать, некоторым всё же удаётся пробиться — тем, кто действительно талантлив, упрям и умеет хорошо себя продвигать.

Подавляющее же большинство авторов песен не получают хоть сколько-нибудь значительный доход. Изо дня в день они трудятся только чтобы прокормить себя и хоть немного продвинуться к своей мечте. 

Образование и обучение

Во многих университетах можно выучиться на композитора, но высшее образование для сонграйтера не так уж необходимо. По словам Джейсона Блюма, «в музыкальном паблишинге никому не интересно, есть ли у вас диплом по написанию песен и что вы умеете. В этом бизнесе важно только одно: сможете ли вы написать такой трек, который, принесёт вам — и им — много денег.

Это не значит что курсы и воркшопы бесполезны. Безусловно они улучшат ваши навыки написания песен. После хороших курсов у вас появится вдохновение, будут инструменты и методы. Образование это супер.

Своим ученикам я говорю, что в написании песен нет никаких «правил», есть только техники, и их всегда можно заметить в успешных песнях. Как учитель я показываю своим ученикам, какие инструменты работают, а их задача — добавить в песню свои уникальные оттенки.

Мы ведь не рождаемся со знаниями о том какие бывают популярные формы и структуры песен, как лучше всего писать аккордовые последовательности или где размещать рифмы. Мы можем научиться этому только на уроках и семинарах и читая книги по этой теме. 

Радио, на котором играют популярные хиты — наш лучший учитель. Оно может сориентировать и показать, какие именно приёмы работают.

Необходимые навыки

Очень многие в этой области пишут и исполняют свой собственный материал. Блюм говорит: «Играть на музыкальном инструменте не обязательно, но это определенно помогает. Так что изучайте гитару или клавишные — к чему вы больше склонны. Это очень помогает понять как писать песни».

Джейсон Блюм рассказывает о том, как он пришёл к успеху. В видео есть субтитры. 

Личные качества

Эта профессия подходит не всем. Блюм объясняет: 

«Чтобы стать сонграйтером, нужно бесконечное упорство и готовность продолжать идти к цели, независимо от того, сколько времени это займет. Нужно уметь справляться с отказами, фрустрацией и разочарованием, при этом верить в себя настолько, чтобы не бросать своё ремесло, продолжать писать песни, общаться».

Кроме того, вам надо быть готовым к отсутствию гарантированного стабильного дохода. Важно не поддаваться давлению необходимости постоянно производить «хиты».

Образ жизни

Написание песен — это не только искусство, но и бизнес. Джейсон Блюм говорит: «Когда-то я воображал, что сонграйтеры валяются у бассейна, потягивая лимонад, и ждут когда на них снизойдёт вдохновение и напишется блестящая песня. ХА! Мои самые успешные знакомые сонграйтеры работают невероятно много.

Если они не пишут песни, то записывают демо, ходят на деловые встречи и тусуются с людьми, которые могут помочь им продвинуться в карьере. Хотя, конечно, плюс в том что ты сам себе начальник и можешь распоряжаться своим временем как хочешь. Насколько я знаю, успешные сонграйтеры постоянно находятся в движении, всегда или работают, или думают о работе».

Как устроена профессия

источник: unsplash.com

Первый заказ получить непросто, зато отправить куда-то своё резюме труда не составит.

Джейсон Блюм говорит: «Если же вы хотите, чтобы ваши песни звучали на радио, то не будет такого, что вы пишете заявление о приеме на работу и кто-то вас берёт. Если вы не играете в группе, не пишете для успешного артиста или сами не являетесь артистом, то скорее всего ваша цель будет в том чтобы стать штатным композитором в музыкальном издательстве.

Хотя это и звучит как «работа», на деле это означает, что вы подписали эксклюзивное соглашение с издательством о публикации ваших песен. Всё, что вы будете теперь писать, будет выпущено этим издательством, пока действует ваш контракт. При этом у вас не будет графика и обязанности ходить в офис.

Почти никто и никогда не получает «работу» как «сонграйтер». В редких исключениях вас могут нанять как автора песен для телешоу, рекламного агентства или какого-нибудь парка аттракционов, но это не больше 1% случаев.

Вам просто нужно будет писать определённое количество песен в год и чаще всего таких, которые будут монетизироваться артистами на крупных лейблах. Независимо от того, сколько песен вы напишете, вы продлите контракт только в том случае, если ваши песни приносят деньги или если компания считает, что вы создаете потенциальные хиты.

источник: unsplash.com

После того как вы подписываете контракт, вы получаете аванс. Это часть вашего будущего гонорара. Чаще всего, если у вас ещё нет послужного списка хитов, этого аванса будет достаточно, чтобы прокормиться. Но это не зарплата; после того как вы добьетесь успеха, эти деньги вычтут из ваших будущих гонораров.

Большое преимущество штатного сонграйтера состоит в том, что ваш издатель очень заинтересован в продвижении вас и ваших песен. Хотя какие-то способы продвижения некоторые сонграйтеры могут использовать и сами. В идеале ваш издатель должен знать продюсеров, руководителей лейблов, менеджеров студий и артистов.

Они также должны иметь возможность связать вас с артистами звукозаписи и с продюсерами. Именно так чаще всего сонграйтеры записывают свои работы.

Обычно договор с издательством предполагает организацию нетворкинга, сотрудничество с другими штатными композиторами и встречи с издателями на музыкальных мероприятиях. Издатели очень избирательно подходят к тому, с кем подписывать контракт. Они ищут авторов, у которых, по их мнению, есть исключительный материал — «ХИТЫ», ориентированные на текущий рынок».

Джейсон Блюм даёт советы по написанию песен. В видео есть субтитры.

Сколько зарабатывают сонграйтеры

По данным Glassdoor.com, средняя годовая зарплата составляет примерно 65 300 долларов.

За исключением самых редких случаев, 100% вашего дохода составляет гонорар, полученный от покупок записей ваших песен, а также гонорары за исполнение — это когда песни играют на радио, телевидение, в интернете, в самолетах, ресторанах, ночных клубах и концертных залах.

Неважно сколько песен вы напишете или насколько они хороши,

 вам платят только тогда, когда люди покупают или транслируют песни.

Союзы, группы и ассоциации

Блюм — большой сторонник онлайн-возможностей. Он говорит: «Узнайте какие есть в вашем городе музыкальные организации. В них есть образовательные возможности. Международная ассоциация сонграйтеров Нэшвилла (NSAI) имеет отделения в более чем 110 городах. Во многих городах есть ещё одна организация Songsalive.

Сообщество NETN (New England to Nashville) проводит отличные мероприятия для жителей Новой Англии, а организация сонграйтеров Западного побережья помогает тем кто живет в этой части страны. Организация Такси также принимает достойные материалы.

В моей книге «Бизнес сонграйтинга» («This Business of Songwriting») можно найти полный список организаций авторов песен».

Как начать карьеру сонграйтера

Блюм делится своей историей и дает несколько советов для начинающих.

«Я написал свои первые песни в двенадцать лет, играя на отцовской мандолине. Я выступал в кофейнях и ночных клубах, и чередовал свою музыку и популярные песни. После колледжа я уехал из Филадельфии в Лос-Анджелес в погоне за мечтой о написании песен. Я знал, что в крупном музыкальном центре будет больше практики, серьёзных коллабораций и возможностей наладить связи.

Я написал сотни паршивых песен, хотя тогда я об этом и не подозревал!

В свободное от основной работы время я писал песни, записывал демо, участвовал в музыкальных мероприятиях и каждую свободную минуту посвящал учёбе. Я написал сотни паршивых песен, хотя тогда я об этом и не подозревал! Но постепенно я осваивал ремесло и изучал рынок, получал фидбэк от учителей и профессионалов, переписывал свои песни, чтобы они стали максимально сильными. Со временем мои песни улучшались и становились более ориентированными на коммерческий рынок, то есть стали похожи на песни, которые звучат по радио.

источник: jasonblume.com

Мэри Готи (слева) и Джейсон Блюм (справа)

Когда я встретился с музыкальным издателем, он предложил мне переписать мою песню в стиле кантри. После семи перезаписей — и семи новых демок — он отправил эту песню в свой офис в Нэшвилле. Они записали её с новым исполнителем как сингл. Эта песня не принесла мне много денег, зато открыла двери для сотрудничества с профессионалами, работавшими в том издательстве. Это случилось через семь с половиной лет после того, как я переехал в Лос-Анджелес, чтобы стать «сенсацией».

Пока моя песня крутилась в чартах, я поехал в Нэшвилл за новыми связями и коллаборациями. Одну мою песню, написанную в Pro Writer, записала группа суперзвезд через 3,5 года после того как мы её создали. Издатель моего соавтора помог нам с продвижением этой песни. Это изменило мою жизнь.

В одночасье все двери стали для меня открыты, я подписал новый контракт. Это случилось спустя 11 лет после того, как я решил переехать в Лос-Анджелес и стать профессиональным сонграйтером».

Советы Джейсона Блюма:

  • Определите свои слабые стороны и поработайте над ними. Например, вы сильный автор текстов, но вам не удаются мелодии? Если да, то найдите в своём расписании специальное время для написания мелодий или найдите соавтора.
  • Выясните какие приёмы работают. Анализируйте мелодии и тексты своих любимых песен. Поместите их под микроскоп и изучите их гармонию, структуру, лирику, мелодии.
  • Если вы пишете для других артистов, а не для себя и своей группы, обязательно изучите их творчество. Точно так же надо знать какие песни сейчас пользуются успехом. Вы не достигните коммерческого успеха если будете писать в стилях, которые уже вышли из моды (например ваши любимые со старшей школы хиты).
  • Пишите, пишите, пишите. Не ждите, что ваши первые песни сразу выстрелят. Это похоже на развитие мускулатуры: вам нужно постоянно продолжать работать. Некоторые говорят: «Ваши первые пятьдесят песен — это только практика».
  • Ходите на мероприятия, где сможете пообщаться с другими сонграйтерами.
  • И, конечно же, прочтите мои книги «6 шагов к успеху в написании песен» и «Песенный бизнес» — и послушайте все мои обучающие диски ;-)

Источник: facebook.com

Джейсон Блюм, фото с facebook.com

Как я могу улучшить свои песни, сделать их безупречными?

Очень многие думают, что их песни великолепны, что им уже нечему учиться. Надо показывать свои песни людям, которые в этом что-то понимают. Хотя новички нечасто это делают.

На самом деле невероятно сложно написать песню, которую полюбят миллионы и которая будет постоянно крутиться у всех в голове. Если бы это было легко, мы бы давно все стали миллионерами.

Как долго человек должен продолжать писать песни, если он ничего этим не зарабатывает?

Нет никакой гарантии, что вы когда-нибудь что-нибудь заработаете своим творчеством. Я уже 20 лет преподаю сонграйтинг, пишу об этом книги, выпускаю обучающие диски. У меня были тысячи учеников. Пятеро из них написали песни, которые заняли первые места в хит-парадах. Некоторые тоже добились значительных успехов.

Но подавляющее большинство продолжают ходить на свою обычную работу. Мне кажется, меньше чем за пять лет прийти к успеху практически невозможно. Десять лет это уже более правдоподобно. Если вы очень увлечены написанием песен, дайте себе 100 лет на то чтобы получить признание.

Совершенно естественно порой испытывать разочарование. Но если вы теряете веру в себя, думаете только о том как заработать денег и перестали получать удовольствие от процесса… найдите себе другую цель.

Вы могли бы описать одним словом, что принесло вам успех?

Усидчивость.

Запомните: ваша мама, муж, жена или лучший друг не достаточно квалифицированы чтобы оценивать ваш материал, если конечно они не профессиональные музыкальные издатели ;)

Что бы вы предложили тем кто хочет сделать карьеру сонграйтера?

Просите фидбек у профессионалов до тех пор, пока ваши песни не станут достаточно хороши, чтобы выдержать мощную конкуренцию. Запомните: ваша мама, муж, жена или лучший друг не достаточно квалифицированы чтобы оценивать ваш материал, если конечно они не профессиональные музыкальные издатели ;).

Если вы хотите этим зарабатывать на жизнь, расширяйте свой творческий диапазон, выходите за рамки. У артиста должна быть причина выбрать именно вашу песню из тысячи других.

Пишите достойные вещи, но при этом учитывайте, что они должны быть востребованы на современном коммерческом рынке. Иначе это не принесёт вам доход. Что ещё… будьте готовы к тому что это будет длинный путь и годы отказов.

Какая есть главная ошибка у тех кто только начинает?

Они недооценивают количество времени на то чтобы пробиться и переоценивают свои песни.

Перевод Кардаш А. специально для Formusical.ru

Источник: Careersinmusic.com

Авторы песен пишут песни. Звучит просто, правда? Чем на самом деле занимаются авторы песен в современной музыкальной индустрии? И что еще более важно, что вам нужно знать, прежде чем нанимать автора песен или сотрудничать с ним?

В этом руководстве вы узнаете кто такие авторы песен и все, что вам нужно знать о композиторах, в том числе о том, кто они, чем занимаются и как их найти.

Кто такие авторы песен?

Автор песен – профессиональный музыкант, сочиняющий или создающий музыкальные композиции. Это так же может быть написание текстов, мелодий, или целых композиций.

Авторы песен обычно специализируются на одном конкретном аспекте написания и работают с другими авторами песен, которые дополняют их собственные навыки.

Например: автор текста может сотрудничать с другим автором песен, который в первую очередь композитор, чтобы создать полную композицию.

Автор песен – профессиональный музыкант, создающий музыкальные композиции.

Чем занимаются авторы песен?

Авторы песен создают композиции для других артистов или групп в надежде, что их композиции будут записаны более крупными коммерческими исполнителями.

Композиции, создаваемые авторами песен, обычно записываются как демо-записи, которые продаются продюсерам, руководителям, артистам или менеджерам. Если песня выбрана, она будет записана другим исполнителем или группой, авторство будет предоставлено композитору (ам).

Авторы песен обычно сосредотачиваются на конкретном аспекте написания песен и представляют определенный тип авторов песен.

Типы авторов песен

Лирики

Авторы текстов пишут слова или слова к песне. Авторы слов могут работать над музыкой одновременно с композитором или писать тексты для уже готовых песен.

Они также могут предоставлять только части песни, такие как вокальный припев или куплет. То, что влечет за собой проект, зависит от того, насколько далеко продвинута композиция и каковы потребности проекта.

Взаимодействие с другими людьми

Аранжировщик

Аранжировщик – это автор песен, который добавляет определенные музыкальные элементы к уже частично созданной композиции.

Аранжировщики могут добавлять лирические зацепки, мелодии или другие вокальные элементы к существующему биту или музыкальной теме.

Битмейкер

Битмейкеры или продюсеры сочиняют биты или минусовки, которые затем будут обрабатываться другими авторами песен, такими как автор текстов или аранжировщик.

Битмейкеры часто программируют барабаны, перкуссию, басовые партии, а иногда и мелодические элементы, такие как синтезаторы или гитара, для создания композиции, на которой можно строить музыкальное наполнение.

Продюсеры и битмейкеры часто отправляют биты и треки нескольким авторам песен, чтобы найти подходящий аккомпанемент.

Композитор

Композиторам обычно ставят задачу создать большие части композиции, такие как минусовка целиком или части для нескольких инструментов, которые могут включать в себя мелодию, соло и общую композицию.

Композиторы иногда работают в паре с другими авторами песен, такими как аранжировщики или лирики, для завершения идей, музыкальных композиций или композиций, которые они уже закончили.

Продюсеры и битмейкеры часто отправляют биты и треки нескольким авторам песен, чтобы найти подходящий аккомпанемент.

Преимущества найма автора песен

Самым большим преимуществом найма автора песен является возможность добавить новый опыт в ваш проект.

Наем автора песен позволит вам сосредоточиться на том, что у вас получается лучше всего, вместо того, чтобы делать все самостоятельно.

Например: если вы талантливый вокалист, но испытываете трудности с написанием и сочинением музыки, найм автора песен поможет вам сосредоточиться на том, что у вас получается лучше всего.

Подобно найму микс-инженера или мастеринг-инженера, помощь автора песен ведет ваш проект в новом направлении и помогает превратить небольшие идеи в полностью реализованные песни.

Кроме того, работа с другими авторами песен расширяет вашу сеть и помогает формировать отношения сотрудничества, которые могут длиться намного дольше одного проекта.

Работа с другими авторами песен расширяет вашу сеть и помогает формировать отношения сотрудничества, которые могут длиться намного дольше одного проекта.

Как найти и нанять автора песен

Независимо от того, являетесь ли вы автором песен, желающим сотрудничать, или артистом, желающим нанять автора песен, лучший способ связаться с другими композиторами – это онлайн-музыкальные сетевые платформы.

Особенно сегодня индустрия написания песен разрослась, и типы концертов изменились по сравнению с традиционным написанием песен вчерашнего дня.

Как стать автором песен

Стать автором песен во многом зависит от сетевого взаимодействия, обмена музыкой и установления связей в музыкальных жанрах, которые вы надеетесь создавать.

Начните нетворкинг как можно раньше. Будьте профессиональны в том, как делиться своими демками и строить хорошие отношения с клиентами. Ищите соавторов, с которыми вы сможете построить прочные рабочие отношения, и убедитесь, что вы максимизируете свои навыки.

Авторы песен также пишут и записывают массу демо, которые могут охватывать разные жанры, подходы или стили. Так что старайтесь писать часто и в разных жанрах, если можете.

Традиционно авторы песен работали в таких музыкальных центрах, как Лос-Анджелес или Нэшвилл, но сетевые онлайн-платформы упростили совместную работу и написание песен из любого места. Так что присутствие в Интернете просто необходимо для начинающих авторов песен.

Обратиться к другим авторам песен – тоже хороший ход. Как я уже упоминал ранее, авторы песен, которые специализируются на текстах, будут стремиться к сотрудничеству, и наоборот.

Ищите соавторов, с которыми вы сможете построить прочные рабочие отношения, и убедитесь, что вы максимизируете свои навыки.

Песня остается игрой

Индустрия написания песен, безусловно, развивалась с самого начала. Но основные концепции все те же: люди собираются вместе, чтобы сочинять сладкую, сладкую музыку.

Теперь, когда вы немного узнали о тонкостях написания песен, наймите автора песен сегодня и приступайте к работе над следующим хитом!

Если у вас возникли вопросы или пожелания, свяжитесь с нами, заполнив форму ниже.

[caldera_form id=”CF5d303c48db0ef”]

269


Download Article


Download Article

Writing a hit song is a labor of love. Many songwriters spend their careers trying to get into the top 10, but that doesn’t mean you can’t do it. With determination and effort, your song could be the next smash hit. Lay the groundwork by selecting a theme for your song and writing its lyrics. Compose a hit by following common trends, like ones in song speed and accompaniment. Push through roadblocks by trusting your instincts and using past songs as inspiration.

Sample Songs

  1. Image titled Write a Hit Song Step 1

    1

    Choose between digital or physical production. If you plan on writing out your song by hand, you’ll need a pencil, eraser, and staff paper. Digital production will require a suitable computer and a Digital Audio Workstation (DAW), minimum.

    • When building or buying a computer, choose one with a 3.0 dual core processor (or better), at least 8 GB of RAM, and no less than 500 GB of hard drive space.[1]
    • Popular DAWs, which are excellent tools for home or independent production, include Ableton Live, Fruity Loops (FL) Studio, Steinberg Cubase Pro, and Apple Logic Pro.[2]
    • Feel free to use whatever writing utensil you desire for physical production. However, as the song develops, you’ll likely have to make adjustments or changes, so pencil is recommended.

    EXPERT TIP

    Timothy Linetsky is a DJ, producer, and music educator that has been making music for over 15 years. He is a certified Ableton trainer and creates educational YouTube videos focused on producing electronic music. He has over 90,000 YouTube subscribers.

    Timothy Linetsky

    While digital has a lot of power, there’s something unique about every live sample. Timmy Linetsky, musician and producer, tells us: «For example, think about somebody playing a shaker. Every time somebody moves a shaker the sound is slightly different — every single time! It’s very hard to digitally recreate the way the beads move around on the inside of a shaker, because the sound is so dynamic. It’s changing constantly, and it’s difficult to create the randomness or simulate that character digitally.»

  2. Image titled Write a Hit Song Step 2

    2

    Select a theme. Tap into universal themes and emotions so anyone can connect with your song. Heartache is a common topic in hit music, but there are many other options, like falling in love, the feeling of a perfect day, betrayal, loss, and hope.[3]

    • The theme of your song will guide you in the production of its lyrics and sound. These should align with the feelings and use words associated with your theme.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Hit Song Step 3

    3

    Draft lyrics that are timeless. Timeless lyrics will still be enjoyed even after a considerable time has passed. These kinds of lyrics also generally have a wide audience, which will improve your overall popularity with many different age groups.

    • If your lyrics aren’t catchy, you’ll never be recognized as a hit songwriter. Look for lyrical inspiration in poetry, art (like exhibits at museums), and the natural world.[4]
    • Some example of timeless hits from the 60s through the 70s include «Paint it Black» by The Rolling Stones, «Brown Eyed Girl» by Van Morrison, «Go Your Own Way» by Fleetwood Mac.
    • Timeless hits from the 80s through the 2000s include «Don’t Stop me Now» by Queen, «Don’t Stop Believin’ » by Journey, «Billy Jean» by Michael Jackson, «Smells like Teen Spirit,» by Nirvana, and «Mr. Brightside» by the Killers.[5]
  4. Image titled Write a Hit Song Step 4

    4

    Split your lyrics into syllables on staff paper. Alternatively, you can do this in your DAW if you’ve decided to produce your song digitally. By splitting your lyrics into syllables, you can be certain that each syllable gets a tone.

    • Generally, each syllable of the lyrics will be assigned a tone (also called a «note»). In some situations, a single tone may be sustained for a few syllables or split into a run of tones, like sixteenth notes, for a single syllable.
    • Even when you plan on sustaining a single tone for many syllables or beats, breaking up the lyrics into syllables will help you keep track of the rhythm of the song.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Hit Song Step 5

    1

    Set the tempo. Tempo is a musical term that refers to the speed of the song. This is usually recorded in BPM (beats per minute). You can set the tempo with a metronome, though most DAWs come with a digital version of this tempo-keeping tool.[6]

    • Although a hit can be nearly any tempo, most use one that is between 117 and 122 BPM. You may want to use this trend in to your advantage when writing your hit song.
    • Do some research on the genre or kind of music you want to produce. Some kinds of songs have specific speed requirements, like the usual 90 BPM of ballads.[7]
  2. Image titled Write a Hit Song Step 6

    2

    Write the bassline. The bassline is comprised of lower-tones and percussion, like drums and cymbals. This part of the song is generally simple and repetitive, but catchy. It should follow along with the pulse of your tempo.[8]

    • Although percussion instruments tend to dominate the bassline, low-tone single notes, chords, and runs of notes can be added in with other instruments. Try doing this with a piano, guitar, or baritone.
    • The bassline of your song should loop so that it plays through most of your song. This pattern may be adjusted at transitions, like where the verse switches to the chorus, solos, or at a musical bridge towards the end of the song.
  3. Image titled Write a Hit Song Step 7

    3

    Design a catchy melody. The melody is the main through-line of the song. When you hum along with the main part of a song, you’re humming the melody. In most cases, the melody is made up of a single instrument, a single voice, or a single instrument paired with a voice.[9]

    • The melody of your song should complement and synchronize with the beat of the metronome and the bassline.
    • Instruments frequently used for the melody include the piano, guitar, brass (like the trumpet or trombone), organs, synth tones, and more.
    • Design your melody so it has contour. The natural rise and fall of tone throughout the melody, along with dynamic (volume) changes will make your melody more interesting to listeners.[10]
  4. Image titled Write a Hit Song Step 8

    4

    Round out your song with accompaniment. Be sparing when adding more instruments to your song. On average, most hit songs have no more than seven instruments (including voices).[11]
    Too many instruments/voices can make your song distorted and unclear.

    • If you’re a novice songwriter, you may want to keep the number of accompanying music instruments (including voices) added at this point to two or three to prevent oversaturation and muddiness.
    • Harmonize the accompanying instruments in chords. Use pleasing sounding arrangements of single-tone notes or runs of notes in the accompaniment.[12]
  5. Image titled Write a Hit Song Step 9

    5

    Use a basic and engaging major chords. Although songs written in minor keys can be compelling, few rise to the top as hits.[13]
    Chord structure that is too complicated can overwhelm listeners. Stick to simple, archetypal patterns that contribute to the atmosphere of the song.[14]

    • One common chord progression in hit songs is I – V – VIm – IV, as in: C – G – Am – F ; D – A – Bm – G ; A – E – F#m – D ; G – D – Em – C ; and E – B – C#m – A.
    • There are many different chords to choose from and unique ways of putting chords together. Experiment with these to find what works best with your song.
  6. Image titled Write a Hit Song Step 10

    6

    Showcase the important parts of your song. When you reach the end of a build or powerful lyrics, increase or decrease the dynamics (volume) correspondingly. Use an extra instrument or two to emphasize these parts of your song. Use rests (pauses) to increase tension.[15]

    • Unusual sounds or samples can create an enjoyable surprise in your song. DJ Premier did this artfully by bringing out the drumline with a sample of birds chirping.[16]
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Hit Song Step 11

    1

    Trust your instincts. Even though many trends in hit music have been analyzed, no composer or researcher has figured out how to write a hit every time. Strong feelings usually convey potent messages to listeners, so using your feelings as a guide for writing your hit can be helpful.[17]

    • Save drafts before making changes to your song. Some additions can make a song worse, in which case you might want to roll back the song to a previous version.
  2. Image titled Write a Hit Song Step 12

    2

    Inspire yourself with songs from the past. Re-purpose themes, licks, and riffs from old music. Put your own spin on these and incorporate them into your own melody. Take inspiration from your favorite oldies or the classics. Revitalize forgotten hits of the past by creating your own song from them.[18]

    • Avoid copying a song note for note, word for word, or even too closely. Doing so could be interpreted as plagiarism and could result in legal trouble.[19]
    • Explore different avenues of inspiration. You may find that collaborating with another artist pushes you to make your best work.
  3. Image titled Write a Hit Song Step 13

    3

    Be flexible. Trying to follow the rules too rigidly can stifle your creativity. It can also make your sound too stiff or lacking in fluidity. When brainstorming ideas for your song, be willing to try new things. You never know when an unexpected lyric or combination of sounds will occur to you.[20]

    • Because music can be fickle, you might want to keep a physical notebook for ideas or take musical memos on your phone for ideas that pop into your head.
  4. Image titled Write a Hit Song Step 14

    4

    Be persistent. When mining for gold, it can take quite a while before finding the motherload. In the same way, even talented songwriters write many songs before they strike upon a hit.[21]
    Train your song writing abilities by practicing writing songs as frequently as possible.

  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How can I get in touch with a producer to make a hit song?

    Community Answer

    It’s hard to get in touch with a producer if you don’t yet have a following. Put your song(s) on YouTube first. If they become popular enough, a producer might see them and set you on the path to fame.

  • Question

    What is the structure of a hit song?

    Community Answer

    Most hit songs are structured: Verse / Pre-Chorus / Chorus / Verse / Pre-Chorus / Chorus / Bridge / Chorus, but these can be mixed up to suit your needs.

  • Question

    Is it necessary to write a pre-chorus?

    Community Answer

    Strong structure is largely fluid. Whatever style you want to use can be used. If you feel a pre-chorus isn’t right for your song, feel free to leave it out.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

References

About This Article

Article SummaryX

To write a hit song, try to come up with lyrics that are timeless and that can apply to a wide audience across many age groups. Once you’ve written great lyrics, come up with a catchy melody, which is the part of your song that people will hum along to when they’re listening. If you need some inspiration, try listening to some popular songs to see what made their melodies so special. As you’re writing your song, remember that there’s no guaranteed formula for making a hit, so don’t be afraid to trust your instincts. To learn how to compose the music for your future hit song, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 321,449 times.

Reader Success Stories

  • Frank SanFelippo

    Frank SanFelippo

    Jul 15, 2016

    «I found this info really grand. It’s keeping me from writing one so bland. The rhyming parts need not be true, as…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Writing a hit song is a labor of love. Many songwriters spend their careers trying to get into the top 10, but that doesn’t mean you can’t do it. With determination and effort, your song could be the next smash hit. Lay the groundwork by selecting a theme for your song and writing its lyrics. Compose a hit by following common trends, like ones in song speed and accompaniment. Push through roadblocks by trusting your instincts and using past songs as inspiration.

Sample Songs

  1. Image titled Write a Hit Song Step 1

    1

    Choose between digital or physical production. If you plan on writing out your song by hand, you’ll need a pencil, eraser, and staff paper. Digital production will require a suitable computer and a Digital Audio Workstation (DAW), minimum.

    • When building or buying a computer, choose one with a 3.0 dual core processor (or better), at least 8 GB of RAM, and no less than 500 GB of hard drive space.[1]
    • Popular DAWs, which are excellent tools for home or independent production, include Ableton Live, Fruity Loops (FL) Studio, Steinberg Cubase Pro, and Apple Logic Pro.[2]
    • Feel free to use whatever writing utensil you desire for physical production. However, as the song develops, you’ll likely have to make adjustments or changes, so pencil is recommended.

    EXPERT TIP

    Timothy Linetsky is a DJ, producer, and music educator that has been making music for over 15 years. He is a certified Ableton trainer and creates educational YouTube videos focused on producing electronic music. He has over 90,000 YouTube subscribers.

    Timothy Linetsky

    While digital has a lot of power, there’s something unique about every live sample. Timmy Linetsky, musician and producer, tells us: «For example, think about somebody playing a shaker. Every time somebody moves a shaker the sound is slightly different — every single time! It’s very hard to digitally recreate the way the beads move around on the inside of a shaker, because the sound is so dynamic. It’s changing constantly, and it’s difficult to create the randomness or simulate that character digitally.»

  2. Image titled Write a Hit Song Step 2

    2

    Select a theme. Tap into universal themes and emotions so anyone can connect with your song. Heartache is a common topic in hit music, but there are many other options, like falling in love, the feeling of a perfect day, betrayal, loss, and hope.[3]

    • The theme of your song will guide you in the production of its lyrics and sound. These should align with the feelings and use words associated with your theme.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Hit Song Step 3

    3

    Draft lyrics that are timeless. Timeless lyrics will still be enjoyed even after a considerable time has passed. These kinds of lyrics also generally have a wide audience, which will improve your overall popularity with many different age groups.

    • If your lyrics aren’t catchy, you’ll never be recognized as a hit songwriter. Look for lyrical inspiration in poetry, art (like exhibits at museums), and the natural world.[4]
    • Some example of timeless hits from the 60s through the 70s include «Paint it Black» by The Rolling Stones, «Brown Eyed Girl» by Van Morrison, «Go Your Own Way» by Fleetwood Mac.
    • Timeless hits from the 80s through the 2000s include «Don’t Stop me Now» by Queen, «Don’t Stop Believin’ » by Journey, «Billy Jean» by Michael Jackson, «Smells like Teen Spirit,» by Nirvana, and «Mr. Brightside» by the Killers.[5]
  4. Image titled Write a Hit Song Step 4

    4

    Split your lyrics into syllables on staff paper. Alternatively, you can do this in your DAW if you’ve decided to produce your song digitally. By splitting your lyrics into syllables, you can be certain that each syllable gets a tone.

    • Generally, each syllable of the lyrics will be assigned a tone (also called a «note»). In some situations, a single tone may be sustained for a few syllables or split into a run of tones, like sixteenth notes, for a single syllable.
    • Even when you plan on sustaining a single tone for many syllables or beats, breaking up the lyrics into syllables will help you keep track of the rhythm of the song.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Hit Song Step 5

    1

    Set the tempo. Tempo is a musical term that refers to the speed of the song. This is usually recorded in BPM (beats per minute). You can set the tempo with a metronome, though most DAWs come with a digital version of this tempo-keeping tool.[6]

    • Although a hit can be nearly any tempo, most use one that is between 117 and 122 BPM. You may want to use this trend in to your advantage when writing your hit song.
    • Do some research on the genre or kind of music you want to produce. Some kinds of songs have specific speed requirements, like the usual 90 BPM of ballads.[7]
  2. Image titled Write a Hit Song Step 6

    2

    Write the bassline. The bassline is comprised of lower-tones and percussion, like drums and cymbals. This part of the song is generally simple and repetitive, but catchy. It should follow along with the pulse of your tempo.[8]

    • Although percussion instruments tend to dominate the bassline, low-tone single notes, chords, and runs of notes can be added in with other instruments. Try doing this with a piano, guitar, or baritone.
    • The bassline of your song should loop so that it plays through most of your song. This pattern may be adjusted at transitions, like where the verse switches to the chorus, solos, or at a musical bridge towards the end of the song.
  3. Image titled Write a Hit Song Step 7

    3

    Design a catchy melody. The melody is the main through-line of the song. When you hum along with the main part of a song, you’re humming the melody. In most cases, the melody is made up of a single instrument, a single voice, or a single instrument paired with a voice.[9]

    • The melody of your song should complement and synchronize with the beat of the metronome and the bassline.
    • Instruments frequently used for the melody include the piano, guitar, brass (like the trumpet or trombone), organs, synth tones, and more.
    • Design your melody so it has contour. The natural rise and fall of tone throughout the melody, along with dynamic (volume) changes will make your melody more interesting to listeners.[10]
  4. Image titled Write a Hit Song Step 8

    4

    Round out your song with accompaniment. Be sparing when adding more instruments to your song. On average, most hit songs have no more than seven instruments (including voices).[11]
    Too many instruments/voices can make your song distorted and unclear.

    • If you’re a novice songwriter, you may want to keep the number of accompanying music instruments (including voices) added at this point to two or three to prevent oversaturation and muddiness.
    • Harmonize the accompanying instruments in chords. Use pleasing sounding arrangements of single-tone notes or runs of notes in the accompaniment.[12]
  5. Image titled Write a Hit Song Step 9

    5

    Use a basic and engaging major chords. Although songs written in minor keys can be compelling, few rise to the top as hits.[13]
    Chord structure that is too complicated can overwhelm listeners. Stick to simple, archetypal patterns that contribute to the atmosphere of the song.[14]

    • One common chord progression in hit songs is I – V – VIm – IV, as in: C – G – Am – F ; D – A – Bm – G ; A – E – F#m – D ; G – D – Em – C ; and E – B – C#m – A.
    • There are many different chords to choose from and unique ways of putting chords together. Experiment with these to find what works best with your song.
  6. Image titled Write a Hit Song Step 10

    6

    Showcase the important parts of your song. When you reach the end of a build or powerful lyrics, increase or decrease the dynamics (volume) correspondingly. Use an extra instrument or two to emphasize these parts of your song. Use rests (pauses) to increase tension.[15]

    • Unusual sounds or samples can create an enjoyable surprise in your song. DJ Premier did this artfully by bringing out the drumline with a sample of birds chirping.[16]
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Hit Song Step 11

    1

    Trust your instincts. Even though many trends in hit music have been analyzed, no composer or researcher has figured out how to write a hit every time. Strong feelings usually convey potent messages to listeners, so using your feelings as a guide for writing your hit can be helpful.[17]

    • Save drafts before making changes to your song. Some additions can make a song worse, in which case you might want to roll back the song to a previous version.
  2. Image titled Write a Hit Song Step 12

    2

    Inspire yourself with songs from the past. Re-purpose themes, licks, and riffs from old music. Put your own spin on these and incorporate them into your own melody. Take inspiration from your favorite oldies or the classics. Revitalize forgotten hits of the past by creating your own song from them.[18]

    • Avoid copying a song note for note, word for word, or even too closely. Doing so could be interpreted as plagiarism and could result in legal trouble.[19]
    • Explore different avenues of inspiration. You may find that collaborating with another artist pushes you to make your best work.
  3. Image titled Write a Hit Song Step 13

    3

    Be flexible. Trying to follow the rules too rigidly can stifle your creativity. It can also make your sound too stiff or lacking in fluidity. When brainstorming ideas for your song, be willing to try new things. You never know when an unexpected lyric or combination of sounds will occur to you.[20]

    • Because music can be fickle, you might want to keep a physical notebook for ideas or take musical memos on your phone for ideas that pop into your head.
  4. Image titled Write a Hit Song Step 14

    4

    Be persistent. When mining for gold, it can take quite a while before finding the motherload. In the same way, even talented songwriters write many songs before they strike upon a hit.[21]
    Train your song writing abilities by practicing writing songs as frequently as possible.

  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How can I get in touch with a producer to make a hit song?

    Community Answer

    It’s hard to get in touch with a producer if you don’t yet have a following. Put your song(s) on YouTube first. If they become popular enough, a producer might see them and set you on the path to fame.

  • Question

    What is the structure of a hit song?

    Community Answer

    Most hit songs are structured: Verse / Pre-Chorus / Chorus / Verse / Pre-Chorus / Chorus / Bridge / Chorus, but these can be mixed up to suit your needs.

  • Question

    Is it necessary to write a pre-chorus?

    Community Answer

    Strong structure is largely fluid. Whatever style you want to use can be used. If you feel a pre-chorus isn’t right for your song, feel free to leave it out.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

References

About This Article

Article SummaryX

To write a hit song, try to come up with lyrics that are timeless and that can apply to a wide audience across many age groups. Once you’ve written great lyrics, come up with a catchy melody, which is the part of your song that people will hum along to when they’re listening. If you need some inspiration, try listening to some popular songs to see what made their melodies so special. As you’re writing your song, remember that there’s no guaranteed formula for making a hit, so don’t be afraid to trust your instincts. To learn how to compose the music for your future hit song, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 321,449 times.

Reader Success Stories

  • Frank SanFelippo

    Frank SanFelippo

    Jul 15, 2016

    «I found this info really grand. It’s keeping me from writing one so bland. The rhyming parts need not be true, as…» more

Did this article help you?

Одной из значимых частей бытия всегда была музыка. Мелодия и слова в любой композиции отражают события, переживания, а также рассказывают истории, которые волнуют ту или иную сторону человеческой души. Композиторы и поэты могут дать бесконечное количество советов о том, как написать песню.

Как написать песню

Но ни один из них не подскажет вам, где взять основные компоненты — вдохновение, энтузиазм и душевный полёт. С этими трудностями начинающий автор просто обязан справиться самостоятельно. Если вдруг муза всё-таки пришла к вам, и вы уверены, что готовы творить, то эта статья как раз для вас. Впереди вас ожидает несколько советов, которые помогут превратить несвязный поток мыслей в популярное музыкальное произведение.

Как написать песню

Содержание:

  • Структура написания песен
    • Куплет
    • Предприпев
    • Припев
    • Bridge
  • Техника написания слов для песни
    • Идеи для тем и названий песен
  • Ошибки, которые совершают начинающие авторы
  • Видео

Структура написания песен

Любая песня имеет определённый набор структурных вариаций, и он, к слову, очень ограничен. Этот набор используется в большинстве музыкальных произведений, и, если вы решили написать композицию, то вам следует запомнить его, как таблицу умножения. Освоение структуры написания песен нельзя назвать захватывающей и волнующей частью обучения, однако, процесс крайне необходим. Набор вариаций следует воспринимать как базис — успех без которого попросту невозможен. Для большинства музыкальных композиций используются следующие структуры:

  • куплет;
  • предприпев;
  • припев;
  • бридж.

Куплет

Куплет является основной структурной единицей песни и отвечает за передачу информации, которая, в свою очередь, является смыслом композиции. Куплет задаёт настрой песни, а также рассказывает какую-либо историю. Куплет должен содержать лаконичный сюжет, а также детали и основные действия эмоциональной картины. Слова куплета в той или иной композиции отличаются, однако, неизменным должен сохраняться мотив. Количество слогов в строках куплета рассчитываются таким образом, чтобы исполнитель с лёгкостью пропел все куплеты в одном ритме.

Предприпев

В конце куплета может быть вставлен дополнительный элемент — предприпев. Этот элемент музыкального произведения представляет собой пару строк, которые находятся непосредственно перед припевом. Основной задачей компонента является некоторая подготовка слушателя к припеву. Предприпев не является обязательным элементом песни, однако, если использовали один раз, то следует продолжить по всему тексту. Мелодия для предприпева, как и для куплетов, будет одинаковой. На усмотрение автора слова могут отличаться или повторяться.

Припев

Самой чувственной частью песни является припев. Хороший припев должен цеплять слушателя за душу. Припев должен быть продуман на 100%. Если вы всё-таки взялись за написание песни, он должен быть лаконичным и очень эмоциональным. Этот элемент является наиболее запоминающимся и в будущем принесёт популярность композиции и композитору: если, конечно, в нём будет хорошая идея. Чтобы стихи хорошо комбинировать с музыкой, не создавайте значительных различий между припевами в начале и конце композиции. Используйте слова, которые были в предыдущих припевах, и не пытайтесь вносить новую тему или информацию.

Bridge

Бридж — необязательный элемент композиции, однако, им можно разбавить свою песню: на несколько секунд поменять направление, отвлечь слушателя от основной идеи, внести некое разнообразие. Всё это делается для того, чтобы в следующем куплете или припеве вновь окунуть слушателя в прежнюю атмосферу (тему).

В песне любого направление и тематики хорошо составленный Bridge не будет лишним. Не так уж важно, будет это откровенная лирика под гитару, текстовка для рэпа или же композиция про любовь и дружбу. Вставляете бридж для того, чтобы разнообразить мотив песни. Построение хорошего бриджа — задача не из лёгких, поэтому послушайте несколько примеров из различных жанров.

Как написать песню

Техника написания слов для песни

Когда вы решили написать музыкальное произведение, пишите то, что подсказывает сердце, однако, не забывайте о том, чего хочет услышать и запомнить слушатель. Чтобы добиться результата, который будет ласкать ухо, придерживайтесь некоторых правил:

  • текст должен соответствовать структуре песни;
  • количество и порядок составляющих элементов композиции, должны соответствовать тематике;
  • текст должен соответствовать размеру произведения;
  • фразы и словосочетания должны быть лёгкими в произношении, чтобы их можно было пропеть;
  • придерживайтесь стилистики произведения, то есть не пытайтесь написать грустный текст под юмористическую мелодию;
  • текст должен быть лаконичным, с простыми рифмами;
  • название композиции должно соответствовать смыслу произведения, а текст не должен уводить слушателя от темы;
  • куплеты должны полностью раскрыть смысл названия. Наставлений и нравоучение в тексте следует избегать.

Идеи для тем и названий песен

Оценка ваших творческих трудов произойдёт по достоинству, если вы научитесь выбирать современные, актуальные темы и превращать их в интересные истории. Сюжет можно подчеркнуть событиями из реальной жизни или личных переживаний.

Современный слушатель ищет музыку в интернете, не стоит забывать об этом. Старайтесь сделать произведение, которое будет выделяться из огромной массы композиций, находящихся в интернете. Когда вам придётся написать песню на заказ, особых трудностей с выбором темы не возникнет, ведь задача будет состоять в раскрытии смысла и создании хорошей рифмы.

Чтобы вы как автор поняли, как написать текст, представьте сюжет произведения, нарисуйте историю в воображении с конкретными событиями, которые будут описываться в песне. Проявите творческий подход, найдите оригинальную тему, которую приятно будет соединить с музыкой, записать и исполнить. Каждый следующий элемент: каждая фраза и каждое слово должны соответствовать главной мысли. Сейчас у каждого автора свои литературные предпочтения и изыскания, так что давать советы в отношении текста очень сложно. Единственное, о чём стоит задуматься автору — это развитие главной мысли и качественная рифмовка.

Писать текст ни о чём — пустая трата сил и времени.

Хотя бы минимальное развитие сюжета обязательно должно присутствовать в произведении, при этом должен звучать подходящий аккомпанемент. При написании текста избегайте многочисленных повторений одного слова, фразы или словосочетания. Постарайтесь расставить слова в тексте таким образом, чтобы текст не резал слух (избегайте большого количества предлогов и союзов). Избегайте словосочетаний, которые представляют собой «воду».

Как написать песню

Если вы решили написать произведение о своих переживаниях и чувствах, будьте уверены, что всеобщего признания композиция не обретёт.

Только избранные поймут вас, однако, в этом нет ничего плохого. Используйте обороты и слова, доступны широкой аудитории, чтобы созданный вами хит стал народным.

В таком случае его оценят в вашем городе и далеко за его пределами. Главная роль в композиции отводится манере интерпретации и выражения мысли. Такую песню буду узнавать, вы сможете её выгодно продать.

Настоящий хит вы должны создать, он не может родиться случайно. Для создания хорошего хита вам понадобится несколько компонентов, расставленных в некотором порядке. Пошаговый план или алгоритм написание текста песни выглядит следующим образом:

  1. Перед началом написания композиции сгенерируйте идею.
  2. Вы должны понимать и ощущать смысл, который в дальнейшем будет раскрыт в композиции.
  3. Придумайте подходящее название. Как люди встречают по одёжке, так и имя композиции сформирует первое впечатление в голове слушателя. Если название будет отталкивающим, вряд ли кто-то заинтересуется песней.
  4. Обрисуйте историю. Опишите цепочку событий, которые будут основой песни.
  5. Начало. Очень многое будет зависеть от вступительного куплета, старайтесь вложить в него информацию, которая будет интриговать и интересовать слушателя.
  6. Средина. Эмоциональный яркий куплет, который будет вызывать эмоции, выводить на новый уровень эмоции, вызванные в первой части произведения. В этом случае вам может пригодиться бридж.
  7. Последние строчки в тексте обязательно должны намекать на окончание сюжета. Постарайтесь написать такой текст, чтобы окончание поставило точку в истории. Нить событий должно подойти к финалу, чтобы не осталось чувства незавершённости в произведении.

Посредством текста песни автор должен донести до слушателя свои мысли. Именно поэтому сочинитель должен написать такие слова, чтобы любой человек мог понять, запомнить и пересказать сам. Специалисты любят произносить фразу: «Основой хорошего текста является уникальная идея».

Если прослушать все песни, которые играют по радио или телевизору, первое место занимают песни на любовную тему. Тема любви без исключения близка всем людям, ведь, как известно, самое большое желание простого человека — любить и быть любимым. Издавна самые популярные эстрадные темы связаны с чувством любви: восторг и боль, страх и надежда, огорчения и радости, обман и наслаждение, то есть вся гамма чувств, которую может подарить нам любовь.

По словам специалистов, самый простой способ сочинить песню, конечно, написать текст о собственных переживаниях. Песни такого рода обычно не приносят грандиозного успеха, так как отличаются неясностью и замысловатостью. Но если вы любите писать такие песни, огорчаться не стоит. Автор должен чётко разграничить песни, которые помогут обрести признание, и строчки, написанные для себя.

Ну вот, наконец, тема песни выбрана, далее следует подумать, с помощью каких методов её можно выразить. Поверьте, песен с подобной тематикой существует более сотни, и чтобы ваше произведение было неповторимым и оригинальным, к нему необходимо подойти с другой стороны. Постарайтесь дать песне оригинальное, единственное название. Черпайте вдохновение из книг, фильмов, телепередач. А также название может таиться в открытке, журнале, газете или рекламе. Песни с самыми лучшими и сильными названиями затрагивают внимание слушателя, заинтриговывают, заставляют испытывать новые чувства.

Из чего состоит песня

Ошибки, которые совершают начинающие авторы

Чего нельзя делать при написании песен:

  • не форсируйте события;
  • во время, когда вам ничего не приходит в голову, поищите источник вдохновения и попробуйте позже;
  • отдохните, поменяйте обстановку;
  • помните, ваша первая песня не станет хитом, но не расстраивайтесь, а обязательно продолжайте работать;
  • музыкальные отрывки или фразы, которые вы уже придумали, но не использовали, храните в отдельной папке или блокноте. В будущем они вам обязательно понадобятся;
  • помните — это ваши песни, и делайте так, как подсказывает сердце.

Видео

Из этого видео вы узнаете, как написать песню.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут периметр во 2 классе
  • Как пишут пароль
  • Как пишут параграф
  • Как пишут очерк
  • Как пишут отчеты