Как пишут песни сначала музыка или слова

У многих людей, которые пытаются писать песни, возникает сомнение: с чего начать творческий процесс. Создать музыку, а потом придумать для нее слова, или наоборот – сначала срифмовать строки?

Написание песен – сложное и кропотливое занятие, требующее от автора таланта и особых умений. Не каждый человек способен создать настоящий шедевр, но кто не пытался, будучи молодым романтиком, сочинять вирши, а освоив несколько гитарных аккордов, подобрать их под текст. Совмещая в одном лице и музыканта и поэта, невольно сталкиваешься с вопросом: как работают профессиональные песенники, что первым выходит в свет – стихи или мелодия?

На самом деле, песню редко создает один человек. Обычно, этот процесс основан на партнерстве двух творческих личностей: композитора и автора текстов. Они взаимодействуют на стыке двух искусств, совмещение которых дает совершенно новое произведение, относящееся к иному направлению культурной жизни. Так художник смешивает в палитре краски, чтобы получить другой цвет. Как же получаются всеми любимые песни, что появляется раньше, а что потом? Пишут ли музыку на слова или, наоборот, на текст накладывают мелодию? Посмотрим на оба варианта, чтобы понять, какой из них наиболее приемлем.

Сначала было слово

Любое хорошее стихотворение само просится, чтобы его пропели. Так происходит, потому что рифмованные строки пишутся в определенном ритме, который является основой всего текста. Другие составляющие, например, рифма, не так важны, ведь есть же произведения, называемые «белым» стихом. В них рифмы нет вообще, или она не настолько явная, как в строках, написанных в традиционном стиле.

Беря готовые стихи, мы уже имеем ритм для будущей песни. Нередко именно поэзия вдохновляет композиторов на создание музыки. Если сочетание получается гармоничным, то произведение будет любимо публикой и обязательно найдет своего слушателя. Часто такой способ написания используется при создании романсов и авторской песни. Примером может служить творчество супругов Никитиных или замечательный вокал Александра Малинина.

Если для песни берется уже известный текст, то это значительно упрощает задачу. Не надо привлекать профессионального поэта, да и строки уже проверены временем и по достоинству оценены читателями. Значит, новое творение уже на пятьдесят процентов обречено на успех. Осталось только придумать удачную мелодию. Но бывает и наоборот…

Когда на музыку пишутся слова

Случается, что удивительная мелодия вдохновляет поэта на творчество. За основу берется настроение и все тот же ритм, только уже музыкального произведения. Он позволяет совмещать два направления в искусстве, и создавать новые произведения. Порой они становятся популярнее инструментальных композиций, которые изначально были самостоятельными «хитами».

Такой подход дает возможность человеку, не имеющему талант к музыкальному сочинительству, но способного писать стихи, проявить себя в песенном деле. Этот прием хорош, когда хочется преподнести кому-либо необычный сюрприз. Не беда, если человек не склонен придумывать музыку, то можно заказать песню.

Если необходимы оригинальные слова, посвященные конкретному человеку, а на ум ничего не приходит, то поможет профессиональный автор. Он быстро и качественно напишет уникальный текст, который хорошо сочетается с ранее выбранной мелодией. В таком случае не придется беспокоиться о реакции поздравляемого, ведь текст будет идеально соответствовать поэтическим канонам.

Итак, становится понятно, что нельзя точно выбрать, что в песне появляется сначала: музыка или стихи. Все зависит от того, кто сочиняет произведение и какие он имеет таланты. Песня может создаваться целиком или в ней используются моменты, написанные задолго до этого. Если произведение гармонично, то люди обязательно его полюбят, исполнитель же получит заслуженную благодарность довольных слушателей.

Творческая студия Татьяны Агаповой

Это вопрос, который задают многим авторам песен: вы пишете сначала музыку или текст?

На этот вопрос нет универсального ответа. Посадите в одну комнату десять команд авторов песен, и вы получите столько же ответов. Это может быть вопросом личных предпочтений, а также обстоятельств: например, застряв в шумном автобусном терминале с одним лишь блокнотом, вы можете пойти по пути написания текста.

В этой статье мы подробно рассмотрим различные подходы к
написанию песен
и то, как каждый из них может тонко влиять на развитие песни.

Лирика Первый подход

Большая часть раннего каталога Элтона Джона была написана сначала в виде текстов. Его соавтор Берни Таупин писал полный текст песни, а Элтон Джон его излагал. Они написали много песен вместе еще до того, как встретились лично, и даже тогда продолжали сотрудничество по принципу «сначала слова». Сейчас мы рассмотрим этот породистый подход.

Написание текстов — это ремесло, которому можно учиться и практиковаться всю жизнь. Хитрость в
написании хороших текстов
заключается в том, чтобы оставить место для музыки, чтобы она сыграла свою роль (каламбурно). Иногда это может означать жертвовать отличной строкой, чтобы избежать перегруженности, но это часть ремесла написания песен.

Первое, что нужно установить при подходе к тексту песни, — это ваша тема, в идеале в виде названия. О чем песня? Что вы пытаетесь сказать? Какую эмоцию (эмоции) вы хотите передать?

Важно знать, куда вы идете, чтобы туда попасть. Нет ничего плохого в лапше (лирической или музыкальной), но в какой-то момент вам нужно начать свой путь.

Как только вы определились с темой, пришло время набросать несколько идей для лирики. Это могут быть фрагменты строк, интересные вещи, которые вы заметили в связи с вашей темой, или случайные слова. Записывайте все; позже вы всегда сможете вернуться и отредактировать.

Я предпочитаю писать ручкой и на бумаге; так легче разбрасывать слова и лирические идеи по странице. Альтернативой записи текстов песен является запись их на диктофон (удобно, если вы гуляете с собакой). Вы можете даже придумать
мелодию
и просто начать петь песню. Тогда это будет больше похоже на гибридный подход (см. ниже), но это нормально!

текст или музыка на первом месте

Теперь, когда у вас есть несколько слов, основанных на теме, начните думать о структуре песни. Будет ли это типичная форма куплет-припев? Или менее распространенная структура AABA? Сама структура не имеет значения, но у песни она должна быть. Иначе это все равно, что пытаться украсить дом, пока он еще не построен.

Теперь пришло время начать писать и превратить свои слова в тексты. Если вы выбираете форму куплет-припев, я бы рекомендовал начать писать текст для
припева
, поскольку именно эта часть запомнится большинству людей. Стоит отметить, что не обязательно писать всю песню сразу. Нередко вместо настоящих текстов используются «фиктивные», когда вы знаете, что хотите чего-то, но не можете до конца сформулировать. Мне нравится представлять, что Кэти Перри сначала написала текст
«рыба с тунцом и яблочный пирог»

, прежде чем решиться на
«Baby, you’re a firework»

.

Когда вы будете довольны припевом, приступайте к
написанию куплета
. Когда он приобретет определенную форму, напишите все оставшиеся куплеты (помня о подходе «меньше — больше», о котором говорилось выше). Следите за тем, чтобы длина строк и количество слогов совпадали для соответствующих строк в каждом куплете. Если в вашей структуре есть другие разделы, например,
бридж
, продолжайте писать тексты и для них.

Поздравляем — у вас есть целая лирика! Отложите его в сторону и дайте себе время отдохнуть от него, даже если некоторые фрагменты кажутся вам не совсем подходящими. Ваш мозг будет продолжать обрабатывать песню в фоновом режиме, пока вы занимаетесь своими делами. Когда вы вернетесь к своему блокноту, у вас будет свежий взгляд на вещи, и вы сможете подправить их, чтобы они стали просто написанными (слишком много каламбуров? Прошу прощения…).


Плюсы и минусы подхода «Лирика прежде всего»:

+ У вас есть четкая, хорошо продуманная лирика, которая привлечет внимание вашей аудитории.

— Если вы сначала напишете все тексты, это может не дать музыке возможности выразить то, что вы хотите сказать.

Первый подход к музыке

Если написание музыки — это больше ваш конек, то вас, скорее всего, привлечет подход, основанный на музыке. Не забывайте оставлять место для текстов песен (если вы не
Dream Theater
). У вас может быть миллиард идей, которые так и норовят вырваться из вашего музыкального гения-разума, но не обязательно, чтобы все они вошли в одну песню.

Процесс применения подхода «сначала музыка» похож на то, о чем говорилось выше. Когда вы садитесь за работу, подумайте об эмоциональном ландшафте вашей песни. Как вы передадите это в аккордовой структуре и гармоническом ландшафте? Какую форму примет мелодия? Как на все это повлияет
темп
?

Затем набросайте несколько музыкальных идей. Это может быть
аккордовая прогрессия
, гитарный рифф или басовая линия (или все три). Хорошо бы записать эти наброски на диктофон, который всегда будет у вас под рукой (благослови бог приложение «голосовые заметки»!). Нет ничего хуже, чем придумать отличную мелодию, а потом забыть ее, пока вы бежите к компьютеру, чтобы загрузить Logic. Я люблю просто начать записывать и смотреть, что из этого выйдет. На моем
диктофоне Zoom h1n
я могу добавить маркеры в файл, чтобы потом легко найти лучшие фрагменты, когда я импортирую их в DAW.

начать с текста или музыки

Опять же, важна структура. Вы должны знать, что вы строите, прежде чем начать! Как только вы определились со структурой, начинайте создавать различные части. Здесь нет правильного или неправильного пути; вы можете сначала написать вокальную мелодию, а затем придумать аккорды, которые с ней сочетаются, или наоборот. Кстати, здесь вам пригодится базовое понимание теории музыки. Вместо того чтобы пробовать целую кучу аккордов, чтобы проверить, работают ли они под мелодию, вы будете знать, что работает, а что нет.

Если вы работаете в хип-хопе, то, скорее всего, бит будет первым, что вы приготовите. При работе над новыми песнями легендарный продюсер
Тимбалэнд
любит придумывать
ритм
, а затем он и его продюсерская команда оформляют его музыкой, после чего добавляют текст.

Наконец, дайте своему мозгу время отдохнуть от песни, чтобы он мог придумать для вас новые идеи. Затем отправьте песню своему мастеру слов (которым можете быть вы), чтобы он добавил текст.


Плюсы и минусы подхода «Музыка прежде всего

+ Скорее всего, в итоге у вас получится очень певучая мелодия и/или крючок.

— Разработка мелодии до написания текста может привести к тому, что вы упустите причудливую, запоминающуюся строчку.

Гибридный подход

Оба описанных выше подхода проходят путь от первоначальной идеи до завершения без какого-либо взаимодействия между этими двумя элементами. Более распространенная техника смешивает и сочетает эти два элемента, так что оба разрабатываются одновременно.

Такой метод типичен, если вы являетесь и автором текста, и композитором, или если у вас есть соавтор, который находится с вами в одной комнате. В этой ситуации что-то все равно придет первым; вдохновением может быть одна строчка, или фраза, или несколько запоминающихся аккордов, сыгранных на акустической гитаре. Что бы это ни было — текст или музыка — не имеет значения. Главное — создать синергию и подбрасывать идеи друг другу (или себе, если вы работаете в одиночку).

Шаги, которые вы предпримете, чтобы писать таким образом, будут такими же, как и выше. Определите эмоциональный путь песни; определите структуру; постройте части; сделайте перерыв; измените слова, аккорды и дорабатывайте, пока не будете довольны. Прелесть такого подхода в том, что каждый элемент может продолжать вдохновлять другой в процессе написания. Леннон и Маккартни начинали писать песни именно так, и я думаю, справедливо будет сказать, что они добились хороших результатов.


Плюсы и минусы гибридного подхода

+ Музыка и текст будут легко сочетаться друг с другом.

— Вы можете оказаться на бесконечной карусели, пробуя различные риффы и лирические идеи, и так и не завершить песню.

Лирика или поэзия?

Джим Моррисон, фронтмен противоречивой рок-группы 60-х годов
The Doors
, писал тексты. Точнее, он писал стихи, которые затем либо превращались в тексты, либо ложились на музыкальный фон. Поэзия и лирика, хотя и похожи, это две разные вещи. Стихотворение призвано быть самодостаточным, выражая себя без необходимости в музыке. Лирика, с другой стороны, является половиной уравнения песни. Сами по себе они могут показаться упрощенными или даже детскими. Но когда текст положен на музыку, эти недостатки исчезают. Бывают случаи, когда композитор берет стихотворение и кладет его на музыку, но это больше характерно для классической музыки.

лирика и поэзия для музыки

Превращение поэзии в лирику

Возможно, вы хотите переложить свои стихи в форму песни. Как бы вы поступили в этом случае?

У вас уже есть эмоциональная база. Первое, на что следует обратить внимание, — это структура. Слова могут не соответствовать классической песенной форме, поэтому вам нужно будет разбить слова на части, подходящие для выбранной вами формы. Вам также необходимо учесть длину строки и симметрию; каждый повторяющийся раздел (стих или строфа) должен следовать одной и той же схеме количества слогов и ударений. Наконец, лирике необходимо пространство, чтобы музыка могла дышать. Не все должно быть выражено словами — позвольте другим инструментам рассказать свою часть истории.

Моя точка зрения

Как насчет моего подхода к написанию песен? Рискуя уклониться от ответа, скажу, что ответ зависит от того, над чем я работаю, и с кем я работаю. Я прежде всего музыкант, поэтому, естественно, склоняюсь к написанию музыки и вокальных мелодий. Когда я работаю над пьесами для театра, я сотрудничаю с коллегами, и часто мы обмениваемся мнениями, кто первый. Я могу получить весь текст или только часть текста для постановки. Я придумываю идеи для этого и отправляю текст обратно для доработки, возможно, пока я пишу следующую часть только как музыку. В других случаях я отправляю идеи только для музыки, может быть, с черновым вокалом, используя фиктивный текст, чтобы лирик мог поработать с ними. Но в любом случае мы все знаем, каков замысел песни и как она будет построена.

Однажды мои соавторы признались мне, что иногда пишут тексты поверх уже существующей песни, используя схему рифмы, структуру и т.д. для формирования текста. Они никогда не говорят мне, делали ли они это, и уж точно никогда не говорят мне песню (на случай, если придется вернуться к чертежной доске). Это хороший прием, который можно использовать, если вы работаете с другими музыкантами и вам трудно придать своим идеям форму. Сложнее сделать это в обратном порядке, потому что будет трудно не думать об оригинальной песне, когда вы придумываете новую музыку, как бы вы ни старались!

Для «обычного» написания песен я почти всегда использую гибридный метод. Для меня трудно разделить эти два понятия, и если я придумаю лирическую строчку, то неизбежно в итоге спою ее в той или иной форме. Точно так же, если я набрасываю текст, и мне нравится аккордовая прогрессия или мелодия, которая появляется, слова последуют за ней. Хотя некоторые из лучших песен были написаны с использованием двух первых подходов, описанных в этой статье, в конечном итоге написание песен — это совместная работа, даже если она ведется между двумя версиями себя.

Заключение

Сочинение песен — это вид искусства, в котором музыка и текст дополняют друг друга, и песня становится больше, чем сумма ее частей. Уберите один элемент, и у вас останется меньше половины песни. Самый верный ответ на вопрос, поставленный в начале статьи, — ни то, ни другое; они оба дополняют друг друга. Как и на вопрос о том, что появилось первым — курица или яйцо, — ответить на него невозможно. И более того, какая разница? В конце концов, все дело в песне.

Поскольку музыка и текст одинаково важны для хорошей песни, полезно экспериментировать с различными подходами, чтобы сохранить свежесть вашего сочинения. Если вы музыкант, который всегда писал песни, придумывая сначала аккорды, попробуйте напеть мелодию в голосовую память, добавить аккорды, а затем текст. Если в процессе написания песен вы в первую очередь обращаете внимание на слова, попробуйте набросать несколько аккордов и напеть свои идеи, прежде чем добавлять текст. Если вы — человек-гибрид, почему бы не найти соавтора, который работает только со словами, и не дать ему поработать над полной песней, прежде чем вы вмешаетесь. По крайней мере, вы узнаете что-то о своем стиле написания и о том, что вам подходит.

Иди и пиши, автор песен. Будущее за вами!

#статьи

  • 4 авг 2021

  • 0

Как писать песни: памятка для новичков

Всегда мечтали сочинять песни, но не знали, с чего начать? Вот вам несколько простых советов от практика с 25-летним опытом.

Meery Mary для Skillbox Media

Анна Катунина

Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.


об авторе

Преподаёт и исполняет музыку уже более 25 лет. Даёт уроки вокала и сочинительства песен, игры на фортепиано и фолк-гитаре, диджеинга и йоги ученикам от пяти до ста пяти лет :)  — как онлайн, так и очно. Живёт в «мировой столице живой музыки» Остине, штат Техас, США.



Интересная идея может посетить сонграйтера когда и где угодно. И её, конечно, захочется записать. Важно быть к этому готовым. Поэтому запаситесь блокнотами, ручками и всегда держите их под рукой — дома, на рабочем месте и в машине. Даже если придумается только название, пусть всего из одного слова, — не поленитесь сохранить и его.

Научитесь быстро открывать диктофон на смартфоне — вдруг вам будет удобнее просто напеть мелодию или наговорить слова новой песни.

С подготовкой закончили, а теперь о вдохновении. Так или иначе на всех нас влияют разные исполнители, композиторы и музыканты. Составьте плейлист с творчеством авторов, которых цените больше всего, — пусть он поможет вам не терять это самое вдохновение.

Для этого надо знать, из каких частей вообще состоят песни. Разберём это на примерах.

В самом простом случае у песни всего одна составная часть — куплет (назовём его «А»). Такова популярная ария Summertime («Летней порой») Джорджа Гершвина.

Куплет в ней повторяется дважды (то есть её структура будет A-A). Послушайте сами:

В песнях с припевом уже две разные части (раз куплет «А», то припев пусть будет «В»). Так в знаменитой песне Боба Дилана Blowin’ in the Wind («В дуновении ветра»).

Вот её структура: A-B-A-B-A-B.

Бывает и более сложная структура — из куплета «A», припева «B» и бриджа «C». Такая песня есть у «Битлз» — это Ticket to ride (дословно «Билет в дорогу» или «Билет на поезд»; подробнее о названии песни и её истории читайте в «Википедии». — Пер.).

Структура здесь уже такая: A-B-A-B-C-A-B-C-A-B.

Переслушайте и проанализируйте любимые композиции (обратите внимание на повторяющиеся части внутри каждой).

Так вы научитесь отличать одну песенную структуру от другой и сможете экспериментировать с ними в своём творчестве.

Песня — лаконичная творческая форма. Поэтому важно, чтобы её текст был объединён какой-то общей идеей. Если мыслей много, не пытайтесь все их вместить в одну песню — лучше напишите несколько разных.

С чего бы вы ни начинали, полезно описать идею песни одним-двумя предложениями — сделать логлайн. Он соберёт вас, поможет не растечься мыслью по древу, всегда напомнит о сути.

Для песни «Битлз» Ticket to ride подобный логлайн мог бы выглядеть так: «Моя девушка уходит от меня. И мне грустно, но ей всё равно» (в оригинале: «My girlfriend is moving away from me and I am sad, but she doesn’t care». — Пер.).

Кстати, вовсе не обязательно писать все слова за один присест: многие сонграйтеры ограничиваются куплетом или припевом и продолжают работу позднее, когда вернётся вдохновение.

Для музыкальных экспериментов отлично подходит диктофон на смартфоне или компьютере. Напевайте свой текст на разные лады. Проделайте это хотя бы трижды и переслушайте, что получилось.

А кто-то, наоборот, предпочитает начинать с аккордов. Сыграйте несколько аккордов на гитаре или пианино и запишите на диктофон. Напевайте текст под них, сравнивайте.

Или попробуйте совместить всё сразу: текст, придуманную мелодию и выбранные аккорды.

Если не получается придумать удачную последовательность аккордов, можно позаимствовать её из другой песни с похожим стилем и ритмом. Главное — не копировать саму мелодию: она защищена авторским правом (а вот последовательность аккордов как таковая — нет).

Песне нужно хорошее название! Кто-то выносит в него хук (самую цепляющую строчку), кто-то — повторяющиеся слова из припева. Единого рецепта тут нет: название может быть даже описательным, отвлечённым, то есть без единого слова из самого текста.

Первая версия готова? Теперь дайте своей песне отлежаться. Хотя бы пару дней даже не вспоминайте о ней. Вы вернётесь со свежим взглядом и слухом — и песня предстанет перед вами в новом свете. Скорее всего, вам захочется доработать текст или заменить какие-то аккорды — и ваше творение зазвучит ещё круче.

Готовую песню можно испытать на публике. Например, исполнить на вечере свободного микрофона или хотя бы перед вашим музыкальным наставником. Реальное исполнение и обратная связь помогут исправить недочёты и сгладить неровности, которых вы сами не замечали.

Ещё одна отличная идея — записать своё исполнение и выложить в интернет. В наш век это легко сделать даже дома (достаточно хорошего микрофона и специального софта). Пусть вашу работу оценят потенциальные поклонники и другие артисты. А может, талант ваш приглянётся даже музыкальным продюсерам.


Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Научитесь: Профессия Сонграйтер
Узнать больше

Как пишутся слова и музыка к песням

Песни пишутся по-разному. У кого-то они рождаются во сне, кто-то очень долго продумывает каждую строчку и каждую ноту. Но есть несколько рекомендаций, которые помогут начинающим «сонг-райтерам».

Как пишутся слова и музыка к песням

Инструкция

Любая песня — это сочетание музыки и текста. Как признаются сами авторы, у некоторых песня начинается с текста, а потом уже сочиняется музыка. Другие, наоборот, наигрывают мелодию, а потом «нанизывают» на нее слова. Третьим приходит уже практически готовое произведение. Так что вы сами со временем определите, какой способ больше подходит вам. Для начала можно попробовать начать с текста.

Проще всего взять уже готовое стихотворение. Многие романсы написаны на стихи поэтов 18-19го веков, потому что они очень музыкальны. Возьмите любое такое стихотворение и попробуйте «пропеть» его. Мелодию можно сочинять на ходу. У вас уже практически получилась песня. Более сложный вариант — написать стихотворение самому. Чаще всего в песнях есть припев, то есть повторяющаяся часть. Она может быть написана в другом стихотворном ритме. Есть песни, в которых текст вовсе не рифмованный или он не пропевается, а проговаривается. В этом случае упор идет на музыкальное содержание произведения. И, в любом случае, в тексте тоже поддерживается определенный ритм.

Следующий этап — написание музыки. Песня — это не только мелодия, но и аккомпанемент. Попробуйте различные аккорды. Возможно, вам понравится какое-то их сочетание, тогда можно будет наложить на них слова припева или куплетов. Подберите несложный ритм. Есть люди, которые могут придумать и спеть удачную мелодию, не зная нот. Но как они смогут себе подыграть, например, на гитаре? Опытные музыканты уже знают, как звучат те или иные аккорды, ноты. Хотя и они могут иногда случайно наткнуться на удачное сочетание. Поэтому, собираясь писать песни, вы должны много и часто заниматься музыкой и овладеть хотя бы одним музыкальным инструментом.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Давайте помусолим тему Текстов песен.

Что важнее – текст или исполнение?

Практика показывает, что исполнение – это 80% результата (успеха или неуспеха!). Доказать тезис очень просто. От англоязычных песен кайф получали? Получали. Смысл понимали? Не понимали. Теорема доказана. Плевать на смысл.

Если кто возразит: «Но для русского слушателя русские исполнители – это другое» — ради Бога. Включите Муз-ТВ и послушайте нашу попсу. Она там – значит, цепляет большинство? Значит, цепляет. Поднимите руку, кто нашёл в этих текстах смысл? Вот именно. Плевать на смысл.

Из этого можно сделать ужасающий вывод: «Плевать на текст – можно написать произвольный набор слов, потом правильно исполнить – и успех в кармане!». Вывод верный, успех в кармане будет. Правда, недолго и сомнительный – такой же, как у нашей попсы. Поднимите руку, кто хочет быть как наша попса?

Собсна, суть рассылки и весь наш подробный разбор, казалось бы, далёких от музыки вещей зиждется на принципе слабого звена: если каждая часть целого совершенна – целое совершенно. Если хотя бы одна часть несовершенна – целое несовершенно.

Ну и если не строить из себя умного, а сказать мысль проще, то всё очевидно: лучше отличное исполнение и отличный текст, чем отличное исполнение и обычный текст.

Отличный текст будут цитировать, вставлять в подписи на форумах, плагиатить, перепевать и выдавать за собственные мысли. Всё это работает на автора. Текст сам будет размножаться, он расползётся по компам юзеров, как вирус. У песни будет шанс стать вечной.

Обычный текст не будут цитировать, вставлять в подписи и перепевать. Максимум, что можно сделать с обычным текстом, это привести его в одном из следующих выпусков как пример обычного текста, и на этом его жизнь закончится. :)

Что писать сначала — текст или музыку?

Ответ на этот вопрос логически вытекает из предыдущих рассуждений (В этом месте лектор поправляет очки, перелистывает страницу учебника и строгим взглядом обводит зал).

Смотрите, раз исполнение важнее, значит, нужно придумать мелодию, исполняя которую, автор тащится (автор, а следовательно, и слушатель), а на неё уже надеть слова. Либо не от мелодии отталкиваться, а от ритма, особенно, если речь идёт о рэпе или о ритмичном участке песни. Или отталкиваться от энергетики – вдруг автор посчитает, что после 2-го припева нужно резко совершать контраст и перейти на шёпот?

Я лично придумываю сначала исполнение с музыкой (мелодия, либо ритм, либо энергетика), потом текст. Кстати, Линкин Парк, о которых я говорил пару выпусков назад, делают так же. Не верите мне – верьте им :)

Что важнее – форма или содержание текста?

Сначала давайте разберёмся, что есть что. Форма – это рифмы, ритмические конструкции, паузы в неожиданных местах, диалоговая форма исполнения (мужчина – женщина) и ещё стопицот приёмов. Форма — это грубо говоря приёмы.

Содержание – это смысл текста, основные идеи, мысли и эмоции, выраженные автором.

Содержание я лично считаю первичным, т.к. Песня начинается с желания автора что-то донести людям, а не с желания «изобразить какую-нибудь красивую и интересную хреновину» (хотя такие направления в каждом виде искусства неизменно возникают). Следовательно, изначально форма подчинена содержанию и назначение её – усилить содержание. Это я выделил для тех, кто до сих пор пишет строчки для рифмы или «потому что интересно звучит». Просто попробуйте писать, исходя из смысла. Посмотрите, что это даст.

Бритни Спирс писала форму. Красиво, но пусто. Бритни спилась, постриглась налысо и её забыли. Битлз писали содержание. Одного застрелили, потом они распались, потом постарели. Их до сих пор помнят.

Теперь давайте прервёмся на музыкальную паузу и внимательно послушаем песню группы Марки – «Давай спасём искусство», обращая внимание на текст.

http://www.realmusic.ru/songs/696158/

Текст.

Марки – Давай спасём искусство.

Нам не повезло — почти

Никто не слушает нормальное музло. Учти,

Им нужно, чтобы тело растрясло,

И ум не напрягало.

Ла-ла-ла-ла

Вся доступность нот

В минимализме — его кушает народ,

И будь отборным калом полон рот —

Его б не волновало.

Ла-ла-ла-ла

Припев

Без усилий, без излишней мощи

Давай спасём искусство!

И споём последнюю песню попроще,

И нам не будет грустно!

Всё у нас не так —

Над нами новая угроза, новый враг.

Давай сегодня вечером чувак,

С тобою выпьем водки,

И так нон-стопом!

Русская душа..

Я променял её на годы кутежа

И не заметил, как за гранью рубежа

Застрял на перемотке…

Знаете, как я анализирую новую песню? Во-первых, я слушаю только её. В это время я не делаю больше ничего. Разве что дышу. :) Всё внимание – в слух. Во-вторых, все ощущения запоминаю (поначалу записывал) по ходу песни, т.е. хронологически. Что бросилось в глаза сначала, что потом, что дальше и так до конца. Что осталось после прослушивания – тоже отдельный пункт. Хочу ли переслушать? Если да – то ради каких моментов? Если нет – почему?

Это помогает понять как своё восприятие, так и законы воздействия музыки на человека (которые работают независимо от того, знают о них или нет).

Ладно, берёмся за текст «Искусства». О чём песня? В чём основная идея? В том, что искусство умирает и ребята призывают его спасти. Идея не самая новая для человечества (искусство «умирает», начиная с Древней Греции, по-моему :), но на фоне идей «Бухаем, пацаны!» — она оригинальна.

Кстати, это очень хороший признак, если послушав вашу песню, слушатель может членораздельно ответить на вопрос «О чём песня?». В этом случае за содержание автор получает 5. :)

Рифмы – не шокируют оригинальностью, но здесь действует такое интересное правило… Когда слушатель представляет то, о чём поётся, на рифмы внимание практически не остаётся. Т.е. если смысл цепляет, берёт за душу – слушатель пропустит даже кровь-любовь. Но при переслушке, естественно, плюнет в автора, так что халявы не ждите :)

Кроме того, рифмовка по строкам необычна: 1-3 строки между собой, 4-я с 8-й, а 5-7 между собой. Эта нешаблонность тоже тянет на себя внимание и в результате песня забирает у слушателя всю доступную оперативную память и он сидит и хлопает ушами.

На припеве ребята явно схалтурили. Рифмы простые-очевидные, да ещё и подогнаны друг к другу в ущерб смыслу. Но исполнили (на мой вкус) прилично, так что волей-неволей сижу и подпеваю :)

Образы. Должен ли быть текст понятным?.

Я не знаю, что делать с этой бедой русских «поэтов» интернета. Беда такая: напишет чёрт знает что и гордится. Спрашиваю у него – «а что значит «волосатая любовь», что ты имел в виду?» Отвечает – «каждый понимает поэзию по-своему, это образы, их нельзя объяснять, ты дурак что ли?»

Тут позиция у меня чёткая. То, что вы пишете, должно быть понятно всем (большинству). В крайнем случае – если большинству непонятно, — вы должны быть в состоянии объяснить свою писанину. Этот подход даёт страшное преимущество.

Смотрите. Если вы написали текст, прочитали его n друзьям и знакомым, — вы можете собрать их вопросы и непонятки, доработать текст и улучшить его. А уж если давать на критику тем, кто в этом смыслит — !!! Можно научиться писать такие тексты за 2 месяца, какие Макаревич всю жизнь учился :)

А если на каждую непонятку и вопрос вы отвечаете «Каждый может иметь своё мнение, это поэзия!» — вы отрезаете себе путь к развитию. Ведь теперь не существует вариантов сильных и слабых – все одинаковы. И что самое печальное – те, кто разбираются в вопросе, увидят вашу твердолобость и не станут говорить ни слова, потому что это бессмысленная трата энергии. Если человек не готов учиться – учитель не нужен.

Друзья, пишите понятно :)

Как придумывать рифмы?

Рифма – это элемент формы. Желательно, чтобы она подчинялась содержанию. Чтобы не получилось, что ты нарифмовал про встречу с бывшей в старом цирке и штангенциркуль, а потом, упиваясь новизной рифмы, начал судорожно пытаться объяснить себе, что за хрень ты насочинял. Сначала ты должен придумать мысль, которую хочешь выразить. Запиши её в любом виде любыми словами. Даже если по ритмике тебе нужно заполнить 3 слога, а мысль ты выразил в 3-х абзацах. :)

В следующих выпусках я буду говорить о лаконичности слога и упругости речи. Там мы будем нещадно сокращать и вырезать. В результате научимся сокращать абзацы до аббревиатур из двух букв. :)

Итак, сначала мысль – потом рифма.

Технически я лично рифмы подбираю по двухбуквенному сходству. В каждом слове есть ударный слог. Возьмём слово «слог». К нему можно подобрать рифмы по следующим «двухбуквиям»: «ло», «ок», ну и «сло» (трёхбуквие).

Ищите слова, где ударный слог содержит «ло». Облом, клоп, лоб, лорд, назло и пр.

«ок»: гудок, молоток, рок, рог, зрачок и прочие слова с суффиксом «-ок».

«сло»: зло, слом, веслом и т.п.

Больше половины уйдут в корзину, но среди оставшихся вполне могут найтись совершенно неожиданные рифмы из разных частей речи. Рифмы могут подсказать, куда дальше направить содержание (если ещё не до конца понимаешь, о чём пишешь :).

Метод очень простой, не нужно составлять словари или запоминать миллионы рифм – достаточно знать русский язык.

И кстати, если брать не первую попавшуюся рифму, а слегка подумать – находятся рифмы просто невероятные (самые невероятные – это имена собственные, их никто никогда не ждёт, даже если вся песня состоит из имён собственных. Они непредсказуемы в большинстве случаев).

Были ли американцы на Луне?

Ответ на этот вопрос я бы хотел узнать. Пишем комменты. :)

Может, кто-то ищет здесь «30 самых правильных слов для написания песни» или ищет ответ на вопрос «С какого слова лучше начать первый куплет?» (начни со слова «я» :) – но я даю в основном подход, суть которого в том, чтобы разбираться в деталях, думать и пытаться понять, за счёт чего одни песни становятся вечными, а другие скорее удаляют.

Хотя идея, конечно, заманчивая. :) Рано или поздно напишу, как Остап Бендер, «Памятку поэту-песеннику» с перечислением самых распространённых образов, идей, тем и рифм. :)

Понятно, что любая из поднимаемых тем – просто огромная и тянет не на один том, но мы будем продолжать и рано или поздно доберёмся до истины.

Mr. Zer0

Здесь вы узнаете как написать песню для музыкальных издателей, телешоу и рекламных роликов, или записать их самим в качестве исполнителя. Это метод написания песен, который поможет вам донести свою мысль и убедиться, что ваши слушатели остаются вовлеченными от начала до конца. Конечно, это всего лишь один из подходов сочинения песен, но он используется многими профессионалами в области написания песен, и он работает.

Придумайте текст песни

1. Начните с заголовка. Начав с названия, вы сможете сосредоточиться на одной идее песни. Создайте фразу из одного-шести слов, которая подытожит суть того, что вы хотите сказать. Или поищите интересную фразу, которая предлагает вам ситуацию или эмоцию. Попробуйте использовать изображение в заголовке, чтобы придать ему больше интереса, или слово действия, чтобы придать ему энергии. Это современный и очень популярный метод.


2. Составьте список вопросов, предложенных по названию.  Начните с того, что спросите себя, что вы хотите сказать о своем названии и что, по вашему мнению, ваши слушатели могут захотеть узнать. Составьте список вопросов. Ваш список может включать: Что означает название? Как вы к этому относитесь? Что стало причиной этого? Как вы думаете или надеетесь, что произойдет дальше? Вам потребуется от трех до четырех вопросов.


3. Выберите структуру песни. Многие из сегодняшних лучших хитов основаны на такой структуре песни: Куплет / Припев / Куплет / Припев / Бридж / Припев. Некоторые добавляют между куплетом и припевом короткий отрезок, который называется «прехорус» или «подъем», чтобы вызвать предвкушение. У куплета и припева есть различимая мелодия, которую слушатель может узнать, когда она появится. 


4. Выберите один вопрос для ответа в припеве и по одному для каждого куплета. Сначала мы сосредоточимся на припеве, так как это самая важная часть вашей песни. Выберите вопрос, на который хотите ответить припевом. Запишите короткую фразу, выражающую ваш ответ. Ищите изображения и слова-действия, чтобы оживить ваши ответы. Что певец чувствует, думает или говорит? Какие эмоции испытывает певец и как бы вы их описали? Тепло или холодно? Темный или светлый? 


Работайте над своей мелодией и аккордами

5. Найдите мелодию в своем тексте.  Выберите одну или две фразы, которые вы придумали на шаге 4. Произнесите их вслух. А теперь скажите их снова с бОльшими эмоциями. Преувеличивайте эмоции в строках. Обратите внимание на естественный ритм и мелодию своей речи, когда вы произносите строки с большим чувством. Это начало вашей мелодии припева. Пробуйте, экспериментируйте, пока не почувствуете себя комфортно.


6. Начните добавлять аккорды к своей мелодии куплета и припева. Попробуйте использовать простой повторяющийся аккордовый паттерн. Здесь вы найдете несколько последовательностей аккордов . (Прокрутите вниз до раздела «Последовательности аккордов».) Здесь вы найдете аккорды для гитары, а здесь аккорды для пианино. Играйте с мелодией и аккордами, пока не найдете то, что вам нравится. Запишите, как вы поете и играете – можно даже сделать запись просто на смартфон. Производить запись необходимо для того, чтобы не забыть то, что вы придумали.


Развивайте свою песню по разделам

7. Работайте над текстом и музыкой первого куплета. Сосредоточьтесь на вопросе, который вы выбрали на шаге 4. Сделайте в первой строке то, что заинтересует слушателей: интригующее утверждение, вопрос или описание ситуации. Во второй строке рассмотрите возможность повторения первой строки другим способом или добавления дополнительной информации. Не двигайтесь слишком быстро; вашим слушателям нужно время, чтобы понять, что происходит в песне. Песня должна быть динамичной, поэтому необходимо продумать развитие песни по смыслу и в музыке.


8. Соедините куплет и припев. После того, как у вас есть куплет и припев, создайте между ними переход, чтобы они соединялись естественно. Вам может потребоваться повысить или понизить мелодию куплета или изменить последнюю строку, чтобы плавно перейти к припеву. СОВЕТ: Мелодии припева обычно имеют более высокий диапазон нот, чем куплеты, потому что они более эмоциональны, а когда мы становимся эмоциональными, наши голоса имеют тенденцию повышаться.


9. Создайте второй куплет и бридж. Выберите другой вопрос, на который вы хотите ответить во втором куплете. Используйте Шаг 7, чтобы проработать текст. Второй припев будет иметь ту же мелодию и лирику, что и первый припев, так что теперь вы почти закончили свою песню. Вам просто нужно добавить связующую третью часть – бридж.

Секция бриджа добавляет пикантности вашей песне – это более эмоциональный момент. Попробуйте две или три строки текста, которые дадут слушателю лучшее представление о ситуации или эмоциях, которые испытывает певец. Мелодия должна отличаться как от куплета, так и от припева. Попробуйте использовать аккорд, который вы раньше не использовали, или измените длину фраз или движение мелодии. Бридж не является обязательным требованием, но он может добавить вашей песне больше эмоции и энергии.


Запишите примерное представление о вашей песне

10. Запишите свою песню. Простое фортепиано / вокал или гитара / вокал часто может быть наиболее эффективным эмоциональным выражением вашей песни. Если вы написали рок-песню, сделайте акустическую версию. Вам не нужно много струнных или ударных – они могут отвлекать. Практикуйте инструментальную и вокальную партии, пока не почувствуете себя комфортно с ними. Чем меньше вам нужно сосредоточиться во время игры или пения, тем больше вы сможете расслабиться и почувствовать эмоции в песне. Попробуйте спеть так, как будто вы это кому-то говорите. Записывайте короткие отрезки, затем сделайте перерыв. Держите песню и эмоции свежими!


Теперь, когда вы знаете, как написать песню за десять шагов. Вы должны понимать, что с первого раза шедевр ни у кого еще не получался.Тренируйтесь, практикуйтесь и не опускайте руки, если что то не получается. Только путем проб и ошибок можно научиться писать хорошие песни. Успехов!

3 912

Комментарии

Вообще это не принципиально и у всех по-разному. У меня, например, получается только вокальную партию под музыку придумывать, либо одновременно музыку с вокальной партией. А под вокальную партию (мелодию, исполняемую голосом) уже подбираю слова.
Несколько раз пробовал сочинять музыку «под текст» (то есть под партию вокала), но ничего хорошего из этого не получалось))
Вообщем, ни один из этих способов не лучше и не хуже, каждый выбирает как ему удобней и ближе)

я так не делал, но если бы надо было сделать песню, сначала бы взял текст, а под него уже музыку…
ну тут уже смотря что важнее будет музыка или текст, придумывая текст под мелодию ты в узких рамках.. мне лично было бы проще мелодию под текст написать)

Чаще «музыка на слова», а не наоборот. Имея текст, ты имеешь представление о музыке, которая должна под него быть написана.

можно просто разделить проблемы… например я пишу тексты уже под готовые треки… или комуто на заказ тексты а они сами под них музыку пишут…

никогда не понимал, как как некоторые умудряются написать сначала текст, а потом музыку. букв 33, а нот всего 7

Всегда считал, что стихи на музыку писать легче, чем наоборот, но недавно один профессиональный поэт-песенник прислал стихи, причём они написаны с учетом вариантов — мужской или женский вокал и заранее взяты в скобки некоторые слова в строфах, которые можно убрать или оставить на моё усмотрение. Сразу видно профи — не ставит музыканта в жесткие рамки, оставляет свободу некоторых действий. Буду пытаться чего нибудь накропать

Пожалуйста, зарегистрируйтесь (это быстро!) или
войдите, чтобы оставлять комментарии и делать ещё массу прикольных вещей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут песни музыканты
  • Как пишут песни исполнители
  • Как пишут песни знаменитости
  • Как пишут песни бтс
  • Как пишут песни артисты