Как пишут пресс релиз

Как сделать правильный пресс-релиз

author__photo

Содержание

Чтобы получить эффективное освещение в СМИ, необходимо уметь составлять грамотные пресс-релизы. Но в какие сроки они должны вписываться и какую информацию следует туда включать?

Есть несколько чётких правил написания пресс-релизов, охватывающих все сферы —  от подачи до структуры. Именно о них пойдёт речь в данной статье.

Оптимизируйте маркетинг и увеличивайте продажи вместе с Calltouch

Узнать подробнее

Что такое пресс-релиз

Пресс-релиз — информационное сообщение, предназначенное для прессы. Оно содержит официальную позицию компании по какому-либо вопросу, анонсирует событие или высказывает реакцию на происходящие события. Чаще всего пресс-релизы выпускают в связи с:

  • Выходом новой продукции. Вспомните, какую рекламу проводит Apple перед выходом нового айфона. В новостях уже за несколько недель появляются тексты пресс-релизов.
  • Мероприятием. Любое значимое и интересное аудитории событие — конкурс, акции в честь праздников можно оформить в пресс-релиз.

В основе любого пресс-релиза лежит новость, а потому он обязательно характеризуется:

  • новизной;
  • актуальностью;
  • информативностью.

В сообщении не должно быть больше одной новости. Смешивание нескольких событий может расставить неверные акценты и запутать аудиторию.

Виды пресс-релизов

Пресс-релизы бывают нескольких видов, в зависимости от целей публикации:

  • Информационный. Цель такого сообщения — рассказ о компании, услуге, продукте. В тексте говорится об изменениях, выходе на новый уровень. Информационный материал обязательно содержит сведения о промежуточных этапах работы.

информационный пресс-релиз

  • Анонсирующий. Сообщение рассказывает о грядущем событии. Такой пресс-релиз обычно содержит приглашение на мероприятие. В тексте есть план, идея и цели будущего события.
  • Новостной. Рассказывает о прошедших событиях. Пресс-релиз насыщен подробностями: имена участников, ход мероприятия, результаты. Другое название такого типа пресс-релиза — итоговый.

новостной пресс-релиз

Для качественной рекламы нужно правильно подобрать тип пресс-релиза, учитывая его особенности и маркетинговую стратегию компании.

Структура пресс-релиза

Структура пресс-релиза

Некоторые утверждают, что пресс-релизы более не актуальны. Говорят, это скучный формат, нацеленный на нерелевантную аудиторию. Но, прежде чем развеять некоторые мифы, начнём с определения того, что такое пресс-релиз и для чего он на самом деле нужен.

Основная идея пресс-релиза — коммуникация. Неважно, оформлен он в виде колонки в газете или на сайте, интервью или видеоролика. Главное — эффективность. Основная цель пресс-релиза — получить освещение и быть замеченным целевой аудиторией.

Чтобы иметь возможность написать эффективный пресс-релиз, необходимо сначала понять его структуру:

Заголовок

Прежде всего, пресс-релиз должен иметь привлекательный заголовок. Это первое, что люди прочтут, и на основании этого примут решение, хотят ли они прочитать всё целиком или нет.

Постарайтесь сделать заголовок коротким — так он легче будет читаться и выглядеть привлекательно. До тех пор, пока его длина не превышает 110 символов, им могут поделиться в твиттере. Придумайте свежий интересный заголовок — процесс принятия решения занимает около 3 секунд, поэтому важно успеть привлечь внимание зрителей.

Лид

Вторая самая важная часть вашего пресс-релиза — это лид, краткое вступление к основному тексту, подводка.

Именно здесь нетерпеливые найдут ответы на самые важные вопросы. В своей подводке ответьте на вопросы 5W:

  • О чем новость?
  • Кто действующие лица?
  • Когда это произошло?
  • Где это произошло?
  • Почему это так важно?

Ваш лид должен быть достаточно длинным, чтобы охватить основные моменты, но достаточно коротким, чтобы сохранить интерес аудитории. Не тратьте время читателя — вы должны разжечь его любопытство, а не давать все детали сразу.

Источник

Если пресс-релиз берёт за основу внешние источники, обязательно приведите ссылки. Таким образом, он станет более достоверным в глазах аудитории. Крайне важно убедиться, что все источники оперируют реальными фактами, а не фейками.

Детали

Раскройте важные детали — основную информацию, которая подтверждает, что пресс-релиз заслуживает публикации. Не нужно писать роман — просто дайте краткие вводные, чтобы репортерам захотелось создать на их основе качественный интересный материал.

Цитаты

Цитаты нравятся людям. Они всегда привносят в текст альтернативный взгляд и делают его более разнообразным. Цитаты сделают выпуск интересным, а структуру более комфортной для восприятия.

Дополнительные данные

Если есть что добавить, лучше это сделать, но не стоит переусердствовать. Иногда меньше — значит лучше, и это полностью актуально для пресс-релизов.

Контактная информация

Добавьте свои контактные данные, чтобы журналисты, получившие пресс-релиз, знали, как с вами связаться. Это важно, так как у вас могут взять интервью или задать дополнительные вопросы. Если элементарно не представиться, шансы на публикацию невелики.

На каких аспектах сосредоточиться и на кого ориентироваться

Прежде чем приступить к написанию пресс-релиза, самое важное, о чем следует подумать — это целевая аудитория. Помните, что угол освещения события, который заинтересует читателей специализированного издания и местной газеты, сильно отличается. Лучше готовить разные версии пресс-релиза для разных целевых аудиторий.

Журналисты и лица, принимающие решения, ищут в истории ключевые элементы. Необходимо точно понимать тематику издания и общий тон материалов, иначе у вашего релиза велик риск попасть в мусорную корзину.

Как написать пресс-релиз

В первую очередь определите цель сообщения. Новость нужно подавать кратко, понятно и в то же время интересно. Поэтому объем пресс-релиза не должен занимать больше 2500 знаков без пробелов — примерно полторы страницы формата А4. Но лучше уложиться в одну страницу.

Каждое сообщение имеет заголовок, отражающий суть текста. По его названию должно быть понятно, о каком событии идет речь. Читателю сложно воспринимать несколько мыслей в одном предложении. По этой же причине абзацы должны состоять не более чем из 6 предложений, чтобы текст не выглядел «простыней».

Есть несколько правил по написанию успешного пресс-релиза:

  1. Не усложняйте текст предложениями с деепричастными и причастными оборотами. Пишите простым, понятным, но при этом живым языком.
  2. Избегайте профессионализмов, канцеляризмов, жаргонной и разговорной речи. 
  3. Исключайте оценочные суждения. Используйте вместо них факты и цифры.
  4. Подкрепляйте историю аргументами, избегайте неопределенных формулировок. 
  5. Вместо местоимений используйте название организации.
  6. Вставляйте в пресс-релизы ключевые слова, важные для ваших покупателей.
  7. Размещайте в релизе гиперссылки на основные страницы вашего сайта.

Оформлять пресс-релиз лучше минималистично — без смайликов и нестандартных шрифтов. Чтобы дополнить текстовую информацию, используйте графические баннеры.

Чек-лист: идеальный пресс-релиз

Дважды проверьте содержание и структуру пресс-релиза, прежде чем его отправить. Удостоверьтесь, что он отвечает следующим критериям:

  • Содержит все вышеперечисленные элементы.
  • Достоин отдельной новости.
  • Объём 200-400 слов.
  • Цепляющий заголовок.
  • Объективный, не рекламный.

Если соблюдены все эти простые условия, есть большие шансы, что пресс-релиз пройдёт во многие медиа. Только внимательно отнеситесь к выбору ресурсов и отправьте заготовку в правильный момент.

Примеры лучших пресс-релизов

Рассмотрим способы создания пресс-релизов на примере самых удачных. 

пример пресс-релиза

В тексте есть все, что нужно успешному пресс-релизу: 

  • привлекательный заголовок с упоминанием бренда;
  • актуальный инфоповод;
  • правильная структура с делением на абзацы;
  • экспертное мнение;
  • упоминание бренда в заголовке;
  • актуальный и цепляющий новостной повод.

Пресс-релиз максимально информативный, без «воды» и оценочных суждений.

пример хорошего пресс-релиза

В этом примере пресс-релиза заголовок сразу привлекает внимание за счет актуальности темы. В лиде и основной части раскрыты детали новости: описание функций новой платформы, ее преимущества перед Zoom. Важно, что здесь есть экспертное мнение — цитата автора проекта.

пресс-релиз строительной компании

На изображении пресс-релиз строительной компании. Его тоже отличает цепляющий заголовок, который сообщает новость. Несмотря на то, что в заголовке нет названия бренда, релиз выигрывает за счет актуального информационного повода. Причем, компания сама его создала, ведь никаких событий или мероприятий не происходило. Строго соблюдая структуру (лид, основная часть с подробностями, экспертное мнение), компания аккуратно и ненавязчиво вплела в текст ссылки на свой сайт и предложение для потенциальных покупателей.

пресс-релиз одноклассников

Статья про «Одноклассники» — пример эффективного пиара с помощью пресс-релиза. Компания рассказывает о новых функциях, которые будут удобны пользователю. В тексте видно, что авторы знают потребности и «боли» своей аудитории. Они делают упор на техническую часть и пользу для потребителя, упоминая бренд.

Заключение

Пресс-релизы — эффективный элемент рекламной кампании. Публикации в СМИ помогают повысить узнаваемость бренда, расширяют клиентскую базу и привлекают новых партнеров. Правильное сообщение будет в меру сдержанным, с ненавязчивым рекламным посылом. С помощью такого формата можно не только анонсировать событие в прессе, но и рассказать о компании читателям — потенциальной аудитории бренда.

caltouch-platform

Сквозная аналитика Calltouch

  • Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
  • Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции

Узнать подробнее

platform

Примеры пресс-релиза. Как написать цепляющий пресс-релиз

Каким должен быть хороший пресс-релиз? Как написать его так, чтобы он не полетел в мусорную корзину, чтобы журналист прочитал его и взял в работу. Pressfeed разобрал цели, структуру, правила написания и конкретные примеры.

Как написать цепляющий пресс-релиз

Иллюстрация Екатерины Урусовой

Что такое пресс-релиз?

С понятием пресс-релиза стоит определиться еще на берегу, дабы избежать возможных неточностей, ошибок и заблуждений. Пресс-релиз — это информационное сообщение для прессы, в котором есть новость, официальная позиция по какому-то вопросу, ответная реакция на определенный информационный повод, анонс какого-то события.

Нужно четко понимать, что пресс-релиз — это в первую очередь новость, поэтому он должен отвечать четким критериям:

  • новизна;
  • актуальность;
  • информативность.

Если вы хотите, чтобы материал напечатали в целевых СМИ, важно, чтобы информация, в нем отраженная, была прежде всего интересной, в этом случае шансы на успех значительно возрастают. Не стоит забывать и о золотом правиле: в одном пресс-релизе должна быть одна новость. Рассказывать обо всем и сразу не стоит, это будет запутывать, отвлекать адресата и, в итоге, может негативно сказаться на общем впечатлении от материала.

Готовый пресс-релиз можно разместить здесь. Если он попадает в повестку — СМИ берут его в публикации.

Не стоит пренебрегать и возможностью снабдить пресс-релиз комментариями руководителя компании , авторитетных в своей теме экспертов. Хорошо, если в тексте будет статистика и уникальные факты. Не забывайте про то, что текст должен быть тематически и профессионально ориентирован и интересен аудитории того издания, в которое он отправляется.

Итак, примером хорошего пресс-релиза будет текст с актуальной новостью, наполненный информативным содержанием и без воды.

Структура пресс-релиза

Задаваясь вопросом о том, как написать пресс-релиз, нужно в первую очередь подумать о его структуре. Внутреннее строение пресс-релиза похоже на дом. И фундаментом для него служит краткий, четкий и одновременно яркий, интригующий заголовок.

Заголовок

Не используйте скучный или малоинформативный заголовок. Заголовок – это основная часть вашего пресс-релиза, его «визитная карточка», он должен быть коротким и интересным.

Заголовок должен содержать в себе новость (информационный повод), упоминать название компании (имя бренда) или события, о котором пойдет речь в тексте и отвечать на вопрос: что? Помните о том, что заголовок, это одна из главных составляющих текста, яркий маркер, который выделяет его среди множества других, и именно от него зависит, будут ли вообще читать вашу новость.

Некоторые придумывают заголовок до написания самого текста, другие возвращаются к этому пункту в конце, универсального совета в таком вопросе быть не может, поскольку подход у всех разный, важно одно — заинтересовать читателя.

Лид

Конкурировать по степени значимости с заголовком может только лид, его задача рассказать: когда и где что-то произойдет или уже произошло. Лид в пресс-релизе — это информационная основа всего текста, он призван моментально привлечь внимание к основной части материала и дополнить идею заголовка. Лаконичность — главная черта лида. Достаточно 2-3 предложений, которые дадут читателю ответы на вопросы: когда, где, как и зачем.

Пример удачных заголовка и лида в пресс-релизе

Заголовок: Теперь в Москве наливают бесплатно!

Лид: Приложение iDrink: за 390 рублей в месяц можно каждый день получать бесплатные кофе, вино, коктейли в 200+ ресторанов и кафе Москвы. Ежемесячная выгода при частом использовании iDrink превышает 10-15 тыс. рублей.

Источник: пресс-релиз компании «Айдринк».

Тело текста

Тело пресс-релиза или его основная часть должно стать логическим продолжением лида и раскрыть все подробности инфоповода. Здесь уже могут быть выдержки из исследований, факты, цифры, статистика, аргументы, цитаты экспертов, руководителя.

Уделите особое внимание первому абзацу, сделайте его максимально информативным, ведь не секрет, что внимание читателя от абзаца к абзацу рассеивается, поэтому не стоит списывать «вступление» со счетов.

Помните, вы должны рассказать историю. Конечно, это не художественный текст и требования к лаконичности (пресс-релиз должен быть объемом не более 2 тыс. знаков) не очень-то располагают к сторителлингу, но люди всегда охотнее будут обмениваться историей, а не сухими фактами, поэтому стоит найти определенный баланс в этом вопросе и сделать новость интересной.

Реклама больше не приводит целевую аудиторию?

Расскажите бесплатно о своем продукте в СМИ

Как это работает

При этом не пишите художественный текст. Пресс-релиз – это не та вещь, где нужно упражняться в творчестве. Релиз – это сообщение СМИ. Поэтому никому не нужны «языковые навороты» в вашем тексте.

Когда пресс-релиз будет готов, дайте ему некоторое время «полежать». Затем прочитайте его вслух, желательно несколько раз, это поможет убрать лишнее, скорректировать текст и сделать его более информативным и лаконичным.

Пример пресс-релиза

Заголовок

6 причин начать использовать виртуальный тур 360° при просмотре недвижимости

Лид

Портал недвижимости Mesto.ua представляет новейший сервис «Виртуальный тур 360°» и приводит шесть веских аргументов для риелторов использовать его при показе объектов клиентам.

Тело текста (первый абзац)

Аренда и покупка жилья в интернете уже давно перестали быть сценариями из научно-фантастических фильмов. Более того, сегодня при подборе объекта недвижимости стало необязательным даже приезжать на осмотр — новейшие достижения человечества в области использования виртуальной реальности (VR) позволяют «прогуляться» по будущей квартире, не выходя из дома или офиса. Портал недвижимости Mesto.ua представляет новейший сервис «Виртуальный тур 360°» и приводит шесть веских аргументов для риелторов использовать его при показе объектов клиентам.

Источник: пресс-релиз портала Mesto.ua.

Далее в пресс-релизе рассказывается, что такое виртуальный тур 360°, как с его помощью повысить свою конверсию, про мобильность сервиса, экономию времени, преимущества визуализации объекта и т. д. То есть полностью раскрывается содержание заголовка и лида. Причем текст разделен на главки, что очень удобно для восприятия.

Что еще нужно знать о подготовке и рассылке пресс-релизов

  1. Избегайте сложно читаемых предложений с деепричастными и причастными оборотами, витиеватых фраз, специальной лексики, аббревиатур, кроме общеизвестных. Пишите понятным и живым языком.
  2. Избегайте оценочных суждений.
  3. Старайтесь не употреблять слов-связок, которые воспринимаются, как канцелярит: «вследствие чего», «таким образом», «впоследствии».
  4. Проверяйте орфографию и пунктуацию.
  5. Старайтесь уместить пресс-релиз на одной, максимум на двух страницах.
  6. Сделайте краткий анонс пресс-релиза и поместите его в тело письма, это повысит шансы на прочтение его журналистом. Находясь в цейтноте, зачастую просто некогда открыть файл с пресс-релизом, поэтому важно уловить суть моментально, из самого тела письма.
  7. Формулируйте тему письма кратко.
  8. Заранее создайте шаблон пресс-релиза со своими контактами:

Шапка. Вся информация о компании, название, логотип, адрес, номера телефонов, указание на распространителя пресс-релиза в случае, если компания прибегает к услугам пиар-агенства.

Информация о контактных лицах. Фамилия, имя, отчество, номер телефона, адрес электронной почты и персонального сайта, если таковой имеется. Дополнительно можно указать время, в которое лучше связываться по тем или иным вопросам.

Выходные данные пресс-релиза: место, время события.

В качестве бонуса

Релиз готов и вышколен. Осталось понять как быстро выйти на редакции российских топовых и отраслевых СМИ — Forbes, Коммерсант, Аргументы и факты и другие, — и при этом не спамить на имейлы редакции, вызывая отторжение. Делается это самостоятельно и бесплатно с помощью платформы Pressfeed.

Работает так: после регистрации вы попадете на ленту запросов, где журналисты из различных медиа, включая телеканалы и радио, запрашивают материалы для своих статей по различным темам. Часто требуются эксперты для интервью, авторы статей и колумнисты.

Нашли запрос по своей теме, отвечаете журналисту. Не имеет значения являетесь ли вы представителем крупной компании или частным лицом, главное — располагать информацией по теме запроса.

А теперь вишенка — платить за публикации в СМИ не нужно! Это взаимовыгодное сотрудничество — журналисты получают экспертные мнения, а эксперты — бесплатный пиар в целевых СМИ и увеличение трафика потенциальных клиентов.

Алиева Кристина

Последние лет 10 пиарщики и прочие сочувствующие люди из медиаиндустрии дружно хоронят пресс-релизы. Мол, пресс-релиз мёртв и теперь всем СМИ подавай уникальную информацию. Но бывают случаи, когда пресс-релиз компании просто необходим — например, когда у вас ПАО и вам по закону необходимо известить общественность о финансовых результатах компании или сообщить о перестановках в топ-менеджменте. Или когда от деятельности вашей организации зависит благополучие всего города (например, вы отвечаете за электричество, воду или подачу тепла), а на линии случилась авария. Или когда вы организуете масштабный event и хотите пригласить на него как можно большее количество людей.

Во всех этих случаях тот или иной вид пресс-релиза бывает просто жизненно необходим. Но, несмотря на то, что пресс-релиз является самым базовым PR-текстом, от журналистов с подозрительной частотой поступают жалобы на то, что профессиональные (вроде как) пиарщики, писать релизы не умеют.

Кристина Алиева, директор по связям с общественностью сервиса InPresso подготовила небольшой текст с рекомендациями о том, как сделать релиз максимально удобным для журналиста.

Правило №1: Придерживайтесь правила «перевернутой пирамиды»

Правило «перевернутой пирамиды» возникло в эпоху расцвета печатных СМИ в Америке. Тогда журналисты придумали очень удобную систему написания новостей, которая сокращала бы временные затраты на редактуру: основная информация новости содержится в первом абзаце (лиде), а дальше абзацы содержат детали новости по убыванию значимости. Такая структура текста позволяла при нехватке площади на полосе не глядя отсекать абзацы, начиная с самого последнего.

Идеально написанная новость — это та, в которой можно оставить только лид, и при этом читатель всё равно сможет понять, в чем же, собственно, новость.

Позже пиарщики тоже прознали про это правило, и, чтобы увеличить шансы своей новости на попадание в газету, начали писать пресс-релизы по правилу «перевернутой пирамиды».

Самое главное, что тут надо запомнить — в первом абзаце должна содержаться вся ключевая информация о событии. Очень коротко эту информацию можно уложить в формулу 5W1H: what, who, where, when, why, how, т.е. в лиде должны быть ответы на вопросы «что произошло?», «кто участвовал/организовывал?», «где произошло/произойдет событие?», «когда произошло событие?», «почему произошло событие?» и «как оно произошло?».

Помните — лид должен быть новостью уже сам по себе. Не обязательно всю информацию укладывать в одно предложение, но желательно уместить пару предложений с ответами на ключевые вопросы в один короткий абзац.

Правило №2: Выберите информативный заголовок

Некоторые компании до сих пор предпочитают высылать пресс-релизы без заголовков (или с заголовком «Пресс-релиз»). Это очень затрудняет работу журналиста, который получает по нескольку десятков, а то и сотен писем в день. Если заголовок заинтересует журналиста, то он прочитает лид, если заинтересует лид, то он прочитает и новость до конца.

Существует три базовых подхода к заголовкам новостей.

· Подход первый — вы просто делаете в заголовке выжимку основной идеи пресс-релиза. Например, «Компания N сделала то-то» или «Генеральный директор компании N заявил о том-то».

· Подход второй: представить, как это будет смотреться в СМИ в виде новости, то есть уцепиться за интересную и общественно-значимую деталь. Например: «17 июня возможны перебои с подачей горячей воды в районах X, Y и Z» или «Из-за проведения мероприятия X улицы в центре города будут перекрыты».

· Подход третий — это выноска в заголовок интересной цитаты спикера вашей компании, который комментирует новость. Например, «Иван Иванов, генеральный директор компании N: «Ситуация с X — это происки конкурентов»» или «Иван Иванов, N: «Сотрудники, допустившие ошибку, уже уволены»». Все три типа заголовков могут быть информативны и интересны, но в каждом конкретном случае необходимо выбрать наиболее уместную стратегию.

Правило №3: Дайте цитату эксперта

Цитата очень хорошо оживляет новость, позволяет вписать в неё то, что невозможно вписать в официальный текст новости. Но и тут есть несколько правил.

Во-первых, цитата должна быть от компетентного в вопросе и/или высокопоставленного в организации человека. К слову, это совсем не обязательно должен быть именно генеральный директор.

Например, дать комментарий по вопросам безопасности пользователей интернет-сервиса может технический директор, который по-человечески объяснит, почему ваш сервис так тяжело взломать, а прокомментировать новость о новых возможностях стажировки в вашей компании сможет HR-директор.

Некоторые компании привлекают для своих релизов комментарии экспертов, которые не являются сотрудниками компании — например, запуск новой линии производства полезных продуктов может прокомментировать квалифицированный врач-диетолог, а развенчать скандальную новость о том, что в вашей колбасе нашли мышь, может руководитель местного отделения надзорного органа, который совсем недавно проверял соответствие вашего производства требованиям законодательства и никаких отклонений не нашел.

Во-вторых, цитата должна быть достаточно эмоциональной, чтобы иллюстрировать речь живого человека, но содержать достаточное количество конкретики — данных, цифр, мнений и т.д.

Правило №4: Используйте только редактируемые форматы файлов

Пиарщики, которые отправляют пресс-релизы в формате PDF или в виде скана подписанного начальством релиза, конечно, давно уже стали притчей во языцех среди журналистской братии. Скажем только одно — не надо так.

Присылайте пресс-релиз журналисту в том виде, в котором он сможет его прочесть, скопировать и отредактировать.

Самые продвинутые, помимо приложенного файла релиза в Word, дублируют ещё и текст новости в теле письма, чтобы сэкономить журналисту и те наносекунды, которые тот тратит на открытие или загрузку приложенного к письму файла. Стоит так делать или нет — решать, конечно, вам, но журналисту такой подход и правда очень удобен.

Вообще, в принципе, сопроводительное письмо к релизу игнорировать не стоит. Даже если вы не дублируете текст новости в письмо, хотя бы в двух словах объясните, в чем содержание новости. И да, вместо темы можно (и нужно) использовать заголовок релиза, чтобы журналист не запутался в километрах переписки с вами, если такая возникнет.

Правило №5: Позаботьтесь о дополнительных материалах

Не нужно думать, что работа над релизом закончилась тем моментом, когда вы написали сам текст. Журналистам сегодня нужны и дополнительные материалы. Например, если вы написали релиз о финансовых результатах компании, пришлите и отчет о финансовой деятельности, чтобы журналист мог сам его изучить и найти что-то интересное. Если вы пишете релиз об аварии, которая вызвала гололёд на улицах города, приложите фотографию с места событий. Если ваша новость заключается в том, что в вашей компании сменился топ-менеджмент, то приложите к релизу биографические справки менеджеров и их фотографии. Если ваш релиз содержит комментарий спикера и при этом вы отсылаете его на радиостанцию, запишите аудио-версию комментария.

Важный совет: если файлов слишком много и они тяжелые, то не стоит прикреплять их к письму — так возникает риск того, что ваше письмо не дойдет до адресата из-за большого размера или попадет в спам. Делайте скидку на то, что не всем журналистам нужен весь объем мультимедиа-файлов, которые вы собрали: кому-то нужна только одна фотография, а кто-то захочет скачать аудиокомментарий. На этот случай лучше выложите все тяжелые мультимедиа-файлы на файлообменник и дайте журналистам доступ к этому архиву (пришлите ссылку). Максимально облегчите журналистам навигацию по виртуальной папке в файлообменнике: на каждом файле должна быть подпись того, что там внутри. То есть «Фото Ивана Иванова (портрет)», а не просто «IMG 082012».

Ну и, конечно, не стоит писать новости по всем маломальски значимым поводам. Здраво оценивайте новостной потенциал вашего релиза и не отправляйте новость в те СМИ, которые априори не заинтересованы в подобной информации.

Пресс-релизы — это своего рода классика в мире разнообразных инструментов для коммуникации PR-специалистов с журналистами. Они были, есть и будут одним из самых эффективных способов донесения информации до медиа. Но судьба множества пресс-релизов печальна — письма нередко попадают в спам, минуя «входящие» журналиста. Таковы особенности массовых рассылок. В статье рассказываем о простых правилах написания и отправки качественных пресс-релизов в СМИ, которые вдохнут в них вторую жизнь.

Как написать пресс-релиз для СМИ

Пресс-релизы являются основным инструментом взаимодействия компаний со СМИ. Но мало выбрать новость, гораздо важнее — суметь грамотно ее подать (с учетом выбора темы) и написать действительно цепляющий пресс-релиз — такой, чтобы его хотелось прочитать от начала и до конца.

Чек-лист факторов читабельности: есть ли новость? 

Для начала стоит определиться, является ли ваш инфоповод новостью. Новость для журналистов — это информация, которая меняет представление человека о каком-либо факте и процессе.

Хокан Хвитфельдт (из книги Э. Фихтелиуса «НОВОСТИ. Сложное искусство работы с информацией») выделяет следующие факторы новости:

  1. Традиционный предмет обсуждения;
  2. Близость к месту событий;
  3. Сенсационный или неожиданный характер;
  4. Участие частных лиц или звёзд;
  5. Доступность содержания для аудитории;
  6. Значимость; 
  7. Отрицательный оттенок. 

Проверьте, соответствует ли ваша новость этим факторам? Если да, то двигаемся дальше.

Визуальная составляющая

Помните, что все любят инфографику? Это доказано многими исследованиями. Инфографика всегда делает текст более ярким и цепляющим, особенно если представлено большое количество статистических данных.

Современные смартфоны позволяют сделать хорошие фотографии даже в полевых условиях, равно как и записать нормальное видео (если важен звук, качество — это решается простой петличкой). И постарайтесь, чтобы человек не заснул, пока смотрит ваше видео.

Если нет подходящей картинки, то можно воспользоваться и другими методами. Например, если вы отправляете пресс-релиз в экономическое издание, то обязательно добавьте цифры с помощью простых графиков в таблице Excel — так пресс-релиз будет выглядеть нагляднее и интереснее. >

Критерии описания события

Важно помнить, что в пресс-релизах нет единого правила описания произошедшего. Главное — менять описание в зависимости от события. Это лучше всего проиллюстрировать примерами: 

Представим, что произошло ЧП. Тогда наше описание должно строиться следующим образом: пострадали ли люди? (в первую очередь) -> как это повлияет на жизнь людей и производство? -> каковы причины? -> какие сроки ликвидации последствий? -> что компания предпримет, чтобы ликвидировать последствия и избежать такого в будущем? 

>А теперь посмотрим на примере собрания акционеров. Здесь важно подсветить состав участников, его цель, принятые решения и их влияние на будущее. >

Структура пресс-релиза

Структура пресс-релиза проста и давно известна всем — это перевернутая пирамида. Вот основные требования (кстати, журналисты за этим очень следят):

  • Новостной повод — в начале;
  • Правило 5W: Что?/Где?/Когда?/Кто?/ Почему?
  • Стиль — информативный, без канцелярита.
  • Текст должен быть простым и кратким, разбитым на абзацы;
  • При использовании цифр добавляем наглядное сравнение (стало/было). 

Проверяем все данные

Здесь важно не ошибиться, иначе через пару минут после публикации наши цитаты будут красоваться в каком-нибудь “Беспощадном пиарщике” (а негативный PR, конечно, тоже PR, но не всегда хороший). Поэтому на данном этапе стоит перепроверить все факты, цитаты и цифры. Также проанализируйте аудиторию и подумайте, какая новость может быть важна для нее.

Кому и как отправлять пресс-релизы

Не забываем, что под разные СМИ нужны разные пресс-релизы: адаптируйте тексты и инфоповоды под тематику выбранных вами медиа.

Например, деловым СМИ интересна компания с точки зрения фактов, цифр и значения события. 

«Челябинск, Россия – 30 июня 2020 г. – ПАО «Мечел» <…> сообщает о завершении заводом «Мечел-Кокс» очередного этапа экологической модернизации производства. Проведена реконструкция <…>, что позволит сократить выбросы загрязняющих веществ. Инвестиции в проект составили 218 млн рублей.

А общественным СМИ интересен человек. Здесь необходима оценка, как то или иное событие влияет на «простого» человека, чем оно ему может помочь. 

«Многие центры и отделения переливания крови сообщают о резком снижении количества добровольцев, готовых сдать кровь и ее компоненты. В то же время <…> потребность в донорской крови только возрастает. Мы решили поддержать доноров в этот непростой период и предоставили центрам и отделениям переливания крови промокоды на бесплатную поездку до места донации и обратно». (Ситимобил).

Освежите список журналистов

>Используйте только свежие списки журналистов — так вероятность того, что ваш пресс-релиз попадет в папку “спам”, снижается. Например, в СКАНе можно посмотреть ТОП наиболее значимых СМИ или сделать рейтинг медиа по цитируемости в конкретной отрасли или регионе. 

Оформляем письмо

К оформлению пресс-релиза стоит подойти так же ответственно, как и к его написанию. Журналисты любят, когда текст релиза содержится в “теле” письма, а в названии — заголовок. Во вложении можно прикрепить текст или дополнительные материалы.

Оцениваем эффективность

Оценить результаты всех выходов в СМИ и посмотреть, какие пресс-релизы были наиболее востребованы, поможет функция пресс-клиппинга в СКАНе. В ней отображаются все перепечатки (а также перепечатанные фрагменты) и полнота цитирования. 

Предлагаем посмотреть, как работает функционал пресс-клиппинга на примере пресс-релиза Сбербанка. 

На картинке ниже мы видим, сколько всего вышло публикаций (139) и какая у новости полнота цитирования (29%). Также график демонстрирует, когда пресс-релиз перепечатали больше всего — 10-го и 11-го января.

Количество перепечаток, сервис «пресс-клиппинг», СКАН-Интерфакс.

Ниже представлена “тепловая карта”, которая показывает, какие отрывки перепечатали больше остальных. Ярко-красным выделены фрагменты, которые лучшего всего разошлись в СМИ.

Тепловая карта, сервис «пресс-клиппинг», СКАН-Интерфакс.

Там же можно посмотреть список СМИ, которые перепечатали пресс-релиз.

Список источников, сервис «пресс-клиппинг», СКАН-Интерфакс.

Пресс-релизы по-прежнему актуальны, а правильно написанные пресс-релизы являются эффективным способом коммуникации со СМИ. Главное — придерживаться простых правил. А оценить эффективность пресс-релизов поможет СКАН.

Раньше пресс-релиз писался сугубо журналистами и сугубо для редакторов печатных изданий. Теперь же этот тип текстов – гораздо более распространенное явление. Пресс-релизы публикуют на разных онлайн-площадках, они стали нужны в первую очередь читателям. Поэтому и писать их нужно, исходя из интересов простых людей.

Написать хороший пресс-релиз способен не только профессионал. Это подвластно любому человеку, который обладает достаточной грамотностью, а также понимает структуру и нюансы данного жанра. И вы тоже сможете, вне зависимости от того, в какой сфере работаете – SMM, контент-маркетинг, менеджмент, предпринимательство. Единственное, что вам нужно – освоить азы и много практиковаться.

Реклама: 2VtzquY3wEz


Читайте также: ТОП-10 курсов для копирайтеров

Что такое пресс-релиз, из чего состоит и зачем нужен

По сути, пресс-релиз – анонс того или иного события/мероприятия. Его используют в самых разных случаях. Перечислим наиболее типичные из них.

1. Выход новой продукции. Обратите внимание на то, что происходит, когда в продажу запускается очередная модель «Айфона». Сеть уже за несколько недель до дня «икс» буквально кишит оповещениями. Менее крупные бренды точно так же объявляют о поступлении, правда, это не настолько заметно.

2. Мероприятие. Если у вас намечается конкурс, акция, фуршет в честь профессионального праздника и прочее, что необходимо донести до сведения широкой публики, это можно оформить в виде пресс-релиза. Также обратите внимание на то, что инфоповод должен быть действительно значимым и интересным.

3. Крупный материал. Если у вас планируется серия статей по какой-нибудь важной теме, либо единичное освещение сенсации, не будет лишним сделать анонс. За примерами далеко ходить не надо – ток-шоу, часто делают пресс-релизы, прежде чем пустить в эфир очередной выпуск.

Примеры пресс-релизов

Перед тем, как писать, включите воображение. Поставьте себя на место рядового читателя и подумайте, действительно ли то, о чем вы хотите сказать, будет ему интересно. Если ответ утвердительный, значит, вы на верном пути.

Вот пример пресс-релиза мероприятия, на которых наверняка был хороший отклик. Внимательно ознакомьтесь с ними, прежде чем мы пойдем дальше.

Пример пресс-релиза

Как видите, здесь все написано кратко и по делу. Не нужно извращаться в словоформах или придумывать оригинальную концепцию. Достаточно преподнести нужную информацию так, чтобы это было понятно.

А это пресс-релиз новости Одноклассников.

Пример пресс-релиза новости

Этот пример гораздо лучше первого. Знаете почему? В предыдущем пресс-релизе автор пытался сообщить читателям несколько фактов, ни больше, ни меньше. А здесь в текст были добавлены тизерные элементы и прямое обращение к людям. Это довольно важно, так как публика хорошо реагирует, когда с ней разговаривают.

Рассмотрим ещё один образец – пример пресс-релиза фильма.

Образец пресс-релиза

В этот раз попробуйте сами проанализировать текст релиза. Что здесь хороши и что плохо. Как можно было сделать лучше.

Статья в тему: Как написать статью

Как написать пресс-релиз для СМИ: готовая структура

Пресс-релиз состоит из трех элементов: заголовка, лида и основной части. Ничего больше придумывать не надо. Знание того, как правильно сформулировать каждый из них, поможет вам делать крепкие тексты, благодаря которым вы будете успешно продвигать свою продукцию, либо же зарабатывать как самостоятельный автор.

Заголовок

Он должен быть интересным, запоминающимся и моментально привлекающим внимание. От названия зависит, будут ли ваш пресс-релиз вообще читать. Существует множество приемов, как вызвать любопытство у публики с первой строчки. Можно использовать цифры («Компания Apple выпускает iPhone с 5 новыми функциями»), обыгрывать меметичные фразы, которые у всех на слуху («Лучшее враг хорошего: курс семинаров по борьбе с перфекционизмом начинается с 23 мая»), указывать на выгоду («Купите 2 упаковки сока и получите третью в подарок!») и т. д.

Лид

Это – первый абзац повествования. В него необходимо вместить все самое лучшее, что у вас есть. Публика должна понять, что не зря потратит время на ваш текст, поэтому делайте упор на то, что интересно ей, а не вам.

Основная часть или «тело» пресс-релиза

Здесь нужно передать суть предстоящего события. Делайте это максимально просто и доходчиво. Не лейте воду, не используйте канцеляризмы, не злоупотребляйте сложной терминологией. Помните, что те, кто будет это читать – простые люди, даже если они работают директорами, редакторами или менеджерами.

Хоть пресс-релиз и отличается от продающего текста, приемы в них практически одни и те же. Выгоды, результаты, факты. Давайте читателям ту информацию, которая им нужна – и вы получите отдачу в сто раз больше.

Кому и как отправлять пресс-релизы

Пресс-релизы нужны для размещения в СМИ. Соответственно, чтобы разместить свой пресс-релиз, зайдите на сайт нужного издания и найдите контактную информацию редакции.

Обратите внимание, что к этому моменту у вас должен быть готовый к размещению материал.

Не отправляйте пустое сообщение с документом. Обязательно составьте сопроводительное письмо. В нем укажите свои цели и опишите продукт, который вы хотите продвинуть с помощью пресс-релиза. Если вы все сделаете правильно, обязательно найдется издание, которое вас опубликует.

Заключение

Умение правильно составить и написать пресс-релиз полезно не только профессиональным авторам, но и обычным людям. Особенно тем, кто так или иначе связан с бизнесом. Кто знает, когда в следующий раз вам придётся написать новость о новом продукте? А теперь представьте, сколько денег вы сможете сэкономить на копирайтерских услугах.

Надеемся, наша статья даст вам хороший толчок. Все остальное – практика, практика и ещё раз практика. Даже если с первого раза у вас получится слабый текст, не отчаивайтесь. Со временем ваши работы будут лучше и эффективнее.

Полезные ссылки:

  • Как составить коммерческое предложение
  • Оформление портфолио копирайтера
  • Как написать заключение статьи

Тематический трафик – альтернативный подход в продвижении бизнеса

Получи нашу книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».


Подпишись на рассылку и получи книгу в подарок!

Пресс-релиз несет в себе общественно-значимую историю: ее нужно пустить в массы и раскрутить. Это работа в жанре журналистики, которая передается потом редактору, и он определяет, отправлять ли ее в СМИ. Сегодня мы расскажем, как написать пресс-релиз, приведем готовые примеры с мероприятий и шаблоны.

  • Подходящие мероприятия

  • Принципы успеха

  • Структура пресс-релиза

    • Элементы

    • Композиция

    • Значимость

    • Заголовок

    • Лид

    • Текст

    • Информация о компании

    • Контакты

    • Дата

  • Оформление пресс-релиза

  • Образцы

  • Подводим итоги

Подходящие мероприятия

Пресс-релиз пишется не для рекламы собственной компании, а для рассказа о важном событии, которое непременно привлечет внимание аудитории. Поэтому его целями могут быть:

  • рассказ о новой программе компании;
  • внедрение инновационных продуктов и услуг на рынок;
  • рекорды;
  • торжественные события;
  • культурные мероприятия;
  • проведение благотворительных программ.

Пресс-релиз можно написать о любом актуальном событии, причем часто эту значимость притягивают за уши, используя специальные приемы.

В дальнейшем материал могут опубликовать полностью или только фрагмент. Журналисты берут из него цитаты при подготовки больших статей. Он может и не публиковаться вовсе, а служить источником информирования СМИ.

Принципы успеха

Новость должна быть интересной, привязанной к текущим событиям. СМИ выбирают актуальные сведения.

Добавляйте подтверждающие материалы. Например, контактная информация: телефоны, электронные ящики, адреса. Фото и видео приветствуются. Отлично подойдут цифры из статистики, которые проинформируют людей о текущей ситуации.

Проверьте, что в вашей статье есть развитие событий. Динамическая новость цепляет взгляд читателя и ведет его до последних строк. Используйте для этого места и описания действий.

Пресс-релиз должен охватывать одну новость. Сосредоточьтесь на важном мероприятии и не пытайтесь охватить несколько событий, склеив их в одном обзоре.

По этому же принципу: один абзац — одна мысль. Самое важное пишем в начале, все остальное — по убыванию значимости к концу. Редакторам будет проще брать абзацы с четкой выраженной мыслью и менять их местами или вовсе убирать. Так он сможет сделать более привлекательный текст, обрезав последние абзацы с незначительными деталями.

Описываемые события должны нести новизну. Что-то произошло впервые, и это вызывает интерес. Но указывайте точные даты при освещении обстоятельств или опустите их вовсе. Неточность не вызывает доверия у аудитории.

Структура пресс-релиза

Элементы

Пресс-релизы пишутся по определенному шаблону. Они содержат:

  • Дату мероприятия.
  • Цепляющий заголовок.
  • Информативный анонс.
  • Место проведения.
  • Причину события.
  • Актуальность мероприятия.
  • Основной текст новости.
  • Комментарий от первого лица.
  • Краткая информация о фирме.
  • Сведения по тематике.
  • Ссылки на фото и видео.
  • Контактную информацию.

Рассмотрим основные элементы подробнее.

Композиция

  • Заголовок.
  • Лид.
  • Основной текст.
  • Справка о компании.
  • Контактная информация.
  • Дата.

Значимость

Помимо классических вопросов что, где и когда, нужно ответить после истории и на вопрос «Ну и что?». Чем удачнее ответ, тем больше вероятность пройти проверку редактора. Нужно не употреблять шаблонные фразы про большую значимость или актуальность, а информативно и аргументированно описывать позицию.

Заголовок

Заголовок должен содержать главную мысль сообщения. Желательно употреблять в нем глагол настоящего времени.
Не подойдут абстрактные названия, из которых нельзя понять о чем конкретно сообщение. К таким приемам относятся пословицы, умные фразы, клише и другие мудрые изречения, не относящиеся к сути.

Хороший заголовок пресс-релиза:

  • «Яндекс» удалил контент «Газпром-медиа».
  • В Москве открыли семь станций Солнцевской линии метро.
  • Главы Facebook, Twitter и Alphabet вызваны в Сенат США.

Плохой заголовок:

  • Продвижение бренда в Инстаграм.
  • Мечты сбылись.
  • Жизнь не дает непосильных испытаний.

Название компании в название лучше не выносить. Редакторы бдительно следят за рекламой и ищут ее даже между строк. Если работу заберут на публикацию, то все моменты с упоминанием могут вырезать. Однако это не правило. Исключения составляют авторитетные компании, названия которых знает каждый.

Лид

Лид — это главный абзац всего релиза. Первый после заголовка, отмечается особым шрифтом и выполняет две противоположные функции: дает всю исчерпывающую информацию и одновременно заинтересовывает читателя ознакомиться с текстом до последних строк. Далеко не все читают статьи от и до, поэтому важно суть вынести в заголовок и в лид. Десерт подается первым, а потом уже второе и первое, по желанию читателя.

Лид может быть фактическим: отвечает на вопросы что, где, когда. Что произошло, в какое время и в каком месте. Обычно содержит один факт. Как вариант, он может содержать комментарий действующих лиц. Или подводить итоги. Или интриговать читателя, сопоставляя удивительные факты.

Текст

Строится по принципу перевернутой пирамиды. Самое важное — в начале. Не нужно готовить читателя, как обычно учат нас делать. Сейчас идет активная борьба за внимание, и цеплять нужно с первых строк, иначе он уйдет к другому материалу. Например, по правилам журналистики, предысторию пишут после основной истории, в середине или в конце. Прием применяется с целью преподнести главное сразу.

О чем говорил заголовок или лид не повторяется совсем или пишется другими словами. В основном тексте идут подробности для самых любопытных читателей, которые остались после лида.

Прямую и косвенную речь лучше сбалансировать: яркие высказывания давать в точной форме, а остальные передавать своими словами. Людей при этом лучше упоминать в формате имя и фамилия, а в заголовке допустимо только по фамилии.

Информация о компании

Справка о компании должна быть небольшой и содержать все важные сведения. Не нужно перезагружать ее излишними деталями, иначе они перевесят весь пресс-релиз.
Разрешается редактировать ее с помощью кегля шрифта, чтобы добиваться зрительного уменьшения размера на фоне остального текста.

Контакты

Контактные данные оставляются для того, чтобы редактор мог связаться с автором пресс-релиза и задать вопросы, уточнить какие-то детали.

Дата

Дата выпуска также указывается в релизе. Ее можно прикрепить сверху до заголовка или снизу после справки и контактной информации.

Оформление пресс-релиза

Пресс-релиз не должен занимать большое количество места. Его максимальный объем должен укладываться в рамки 2500 знаков без пробелов (приблизительно полторы страницы А4) с учетом того, что редакторы что-то уберут. Рекомендуемый объем — одна страница.

Заголовки нужно печатать с большой буквы и соблюдать правила русского языка. Никаких больших букв из Caps Lock: редакторы переделывают заголовки под образец для дальнейшей верстки, и непригодные они будут перепечатывать. И не факт, что ошибок в именах и названиях не будет. Для выделения на общем фоне используется жирный или полужирный шрифт.

Абзацы обязательно выделяются красной строкой. Допустимо не отмечать ею заголовок, подзаголовок и надзаголовок. Визуально красная строка разделяет текст и не пугает читателя большим объемом.
По длине абзацы должны быть не больше 6 предложений. Чтобы текст не выглядел монотонным, их можно писать разной длины и чередовать.

В тексте должны быть стандартные цифровые тире «—», а не короткий дефис «-». Кавычки используются елочки «», а не “”. Кроме того, необходимо очистить текст от лишних пробелов. Это показывает культуру автора.

Перед тем, как вводить аббревиатуры, нужно дать полную расшифровку, а в скобках указать сокращенный вариант и только потом использовать сокращение. Но следует помнить: нагромождение аббревиатур ухудшает читабельность текста. Чередование аббревиатур с синонимами, местоимениями и полными расшифровками помогают избежать этой проблемы.

Итоговая работа должна высылаться в текстовом формате, вне зависимости от того, какая программа была использована. Недопустимо отправлять файлы картинкой: перебивать текст вместо вас никто не будет.

Обязательно укажите дату.
Правильно оформленный текст придаст вашей работе профессионализм.

Образцы

Примеры работ:

  1. https://www.kommersant.ru/doc/3727075.
  2. https://www.kommersant.ru/doc/3727080.

Приведенные примеры наглядно показывают, как пишется пресс-релиз. Плюсы этих работ:

  • цепляющий, короткий, информативный заголовок;
  • уже из вступительной части можно узнать новости;
  • качественное описание действующих лиц;
  • заключение с контактами или упоминание компаний.

Если вы пишите сами, то прочитайте пару примеров и вникните в основные правила. Так будет легче понять, что от вас требуется.

Подводим итоги

Написание пресс-релизов требует предварительной подготовки: изучение структуры, включение основных элементов. Он должен описывать значимые события, отвечать на вопросы что, где, когда, содержать контактную информацию для подтверждения.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Начните пресс-релиз с броского заголовка, выделенного жирным шрифтом. Начните основной текст с даты и города, где пресс-релиз будет выпущен. Первое, оно же ключевое, предложение должно кратко излагать предмет релиза. В остальной части текста важно отразить все важные детали сообщения: кто, что, когда, где, почему и как. Сначала изложите наиболее важные моменты, затем приведите общую информацию, а в конце не забудьте указать контакты.

  1. Изображение с названием Write a Press Release Step 1

    1

    Напишите заголовок. Он должен быть кратким, четким и по существу: для пресс-релиза важно, чтобы заголовок был как можно короче. Профессионалы в области пиара рекомендуют писать заголовок только после того, как написан пресс-релиз. Вернитесь к этому пункту, когда закончите с основным текстом. Помните, именно за заголовок зацепится взгляд любого читателя, так что этот момент крайне важен.[1]

    • Сайт wikiHow признан самым надежным источником информации. Поняли, как это работает? Теперь вы хотите узнать подробности! Заголовок пресс-релиза должен захватывать журналиста так, как читателей захватывают заголовки газет. Он может описывать последнее достижение организации, недавнее событие, заслуживающее огласки, новый продукт или услугу.
    • Заголовки пишутся жирным шрифтом! Шрифт заголовка должен быть крупнее остального текста. Обычно заголовки пишутся в настоящем времени.
    • Первое слово пишется с заглавной буквы, как и все имена собственные. Большинство заголовков пишется строчными буквами, но использование заглавных букв с подходящим шрифтом может придать заголовку более привлекательный внешний вид. Не делайте все слова заглавными.
    • Выделите из пресс-релиза важные ключевые слова. Это самый простой способ написать заголовок. Попробуйте составить из ключевых слов логическое и привлекающее внимание заявление. Если после заголовка идет резюмирующее предложение, примените ту же тактику. Ключевые слова позволят не только улучшить позиции в поисковых системах, но и помогут журналистам и читателям сразу понять содержание пресс-релиза. Посмотрите на действия, указанные в этом первом шаге, и вы поймете, что каждое из них могло бы быть заголовком пресс-релиза.
  2. Изображение с названием Write a Press Release Step 2

    2

    Напишите основной текст. Пресс-релиз должен быть написан так, как вы хотели бы видеть его в новостях. Помните, у журналистов вечно не хватает времени, поэтому они не будут искать дополнительную информацию о вашем особом событии, а напишут рецензию по вашему пресс-релизу. Поэтому он должен охватывать все, что вы хотите, чтобы написали журналисты.[2]
    >

    • Начните с даты и города, в котором будет выпущен пресс-релиз. Не указывайте город только в том случае, если это запутает читателя, например, релиз написан в Москве о филиале компании в Туле.
    • Первое предложение должно захватывать читателя и раскрывать содержание релиза. Например, если заголовок звучит так: «Издательство Карпрен выпускает новую книгу о Второй мировой войне», то первое предложение должно быть примерно таким: «Издательство Карпрен сегодня выпустило новую книгу талантливого писателя Арчи Кей о событиях Второй мировой войны». Это предложение дает дополнительную информацию к заголовку, но также зазывает читать дальше. Следующие одно-два предложения должны развить высказанную в первом предложении информацию.[3]
    • Текст пресс-релиза должен быть компактным. Не используйте слишком длинных предложений и абзацев. Не повторяйтесь и постарайтесь использовать поменьше жаргона. Стремитесь к простоте без лишних слов.
    • Первый абзац (2–3 предложения) должен резюмировать пресс-релиз. В наши дни ни журналисты, ни другие читатели не будут читать пресс-релиз целиком, если начало статьи не вызывает интереса.
    • Предоставляйте факты — события, товары, услуги, люди, цели, намерения, планы, проекты. Вы должны использовать максимальное количество фактов. Простой метод написать эффективный пресс-релиз — это составить список пояснений на вопросы: кто, что, когда, где, почему и как.
  3. Изображение с названием Write a Press Release Step 3

    3

    Текст должен быть ясно связан. Кто, что, когда, где, почему и как — ответы на эти вопросы должны четко проинформировать читателя. Рассмотрим пример составления пресс-релиза на вышеуказанном заголовке:[4]

    • Кто? Издательство Карпрен.
    • Что за новости? Издательство Карпрен выпускает книгу.
    • Когда это произойдет? Завтра.
    • Где будет иметь место данное событие? Во всех крупных книжных магазинах.
    • Почему это новости? Потому что книга написана известным писателем Арчи Кей.
    • Как это будет происходить? Писатель будет раздавать автографы в книжном магазине в Чикаго, а затем совершит тур по стране.
      • После определения основных деталей заполните пробелы дополнительной информацией о людях, продукции, датах и так далее, главное, чтобы она (информация) была связана с новостями.
      • Если ваша компания не является основным предметом новостей, но служит источником пресс-релиза, четко укажите это в тексте.
    • Краткость — сестра таланта. Пресс-релиз не должен превышать трех страниц. В распечатанном варианте должен быть двойной интервал между строками.
    • Вы должны постараться сделать пресс-релиз заслуживающим освещения в печати. Это увеличит его шансы попасть в прессу. Поинтересуйтесь, что актуально для вашего сектора и используйте это, чтобы заинтересовать журналиста или редактора.
  4. Изображение с названием Write a Press Release Step 4

    4

    Напишите пресс-релиз так, чтобы он был написан по делу и с учетом читателей. Есть все шансы, что редактор, которому вы отправите свой пресс-релиз, ежедневно получает десятки таких писем! Если хотите, чтобы ваш пресс-релиз опубликовали, он должен быть хорош, очень хорош! Ну или хотя бы как можно более «готовым к печати»…

    • Первая мысль редактора при виде любого пресс-релиза формулируется примерно так: «Сколько времени я убью на то, что подготовить это к печати?» Если в вашем релизе полно ошибок, не хватает нужной информации и так далее, то, возможно, редактор даже не будет за него браться. Соответственно, проверьте все — от орфографии и до содержания.
    • Почему тем людям не все равно, что вы говорите? Скажем так, если вы обращаетесь к правильной, подходящей аудитории, то все и так понятно. А если нет, то, кхм, зачем им тратить на вас свое время? Чтобы быть на верном пути, вам нужно предоставлять заинтересованным людям интересующие их новости (новости, не рекламу!).
      • Кстати, если отправить пресс-релиз утром, то есть все шансы, что к нему отнесутся внимательнее — так у редакторов будет больше времени привести ваш пресс-релиз в соответствующий формат. В общем, не забывайте про такт.
  5. Изображение с названием Write a Press Release Step 5

    5

    Свяжите все воедино. Добавьте в релиз ссылки на новостные и информационные источники, которые связаны с описываемой вами новостью. Компания, пресс-релиз которой вы подготовили, разместила онлайн какую-то полезную для читателей информацию? Отлично, впишите ссылку!

    • Если волнуетесь о том, соответствует ли ваш релиз стандартам, сделайте ход конем и посмотрите, что и как пишут люди. Возможно, вы даже найдете пресс-релизы, написанные в честь события, аналогичного тому, про которое пишете вы! Сайты вроде PR Web[5]
      и PR Newswire[6]
      вполне подойдут для такого поиска.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Press Release Step 6

    1

    Изучите базовую структуру пресс-релиза. Итак, вы знаете, что должно быть в пресс-релизе. Это хорошо, не спорим. Остается другой вопрос — а как это все между собой связать? Для начинающих, пожалуй, основным советом будет постараться изложить все на одной-единственной странице, не более. Если только вы не пишете про сводки с фронтов Третьей мировой, вряд ли кто-то будет тратить на чтение вашего пресс-релиза много времени. Вот что вам понадобится (о чем-то, к слову, мы уже рассказали):[7]

    • Фраза ПРЕСС-РЕЛИЗ должна находиться вверху слева.
      • Если релиз приурочен к какой-то дате, следует написать «ОПУБЛИКОВАТЬ…», а дальше ту дату, когда надо опубликовать. Без этого примечания релиз будет опубликован сразу же (если, конечно, будет).
    • Далее идет заголовок, выделенный жирным начертанием и расположенный по центру страницы.
      • Если хотите, можно набрать заголовок курсивом.
    • Первый абзац: самая важная информация. Начните с даты появления новости, будет довольно профессионально и по-деловому.
    • Второй (и, возможно, третий) абзац: менее важная информация. Тут место цитатам и фактам.
    • Информация о фирме: тут уже расскажите про вашу компанию. Кто вы, что вы, чем гордитесь, ради чего работаете — объясните все это людям!
    • Контактная информация: тут уже больше про автора (возможно, про вас!). Если ваш пресс-релиз окажется кому-то интересным, то эти люди наверняка захотят разузнать побольше!
    • Мультимедийные материалы: разместите здесь хотя бы ссылку на Twitter.
  2. Изображение с названием Write a Press Release Step 7

    2

    Под текстом релиза разместите стандартный шаблон. Какой именно шаблон? Шаблон с информацией о компании! Когда журналист выберет ваш пресс-релиз для статьи, ему понадобится эта информация — ее надо будет указывать в статье, которую он готовит! Поэтому предоставьте ее заблаговременно в данном разделе.[8]

    • Название раздела должно быть таким: «О компании XYZ».
    • Написав заголовок, в одном-двух абзацах (каждый в 5–6 строк) расскажите о своей компании. В тексте необходимо описать вашу компанию, чем она занимается, какой политикой руководствуется. У большинства организаций имеются профессионально написанные брошюры, презентации, бизнес-планы и так далее. Вы можете взять информацию оттуда.
    • В конце раздела дайте ссылку на ваш сайт. Ссылка должна содержать точный и полный URL (без вложений), чтобы при печати она распечатывалась полностью. Например: http://www.your_company_website.com, а не «нажмите сюда, чтобы посетить наш сайт».
    • Если на сайте компании имеется отдельная страница для средств массовой информации, то это тоже необходимо указать и предоставить URL. На таких страницах указывается контактная информация и информация для прессы.
  3. Изображение с названием Write a Press Release Step 8

    3

    Добавьте контактную информацию. Если ваш пресс-релиз заслуживает освещения в печати, то журналистам понадобится дополнительная информация или они захотят провести интервью с основными действующими лицами. Если вы ничего не имеете против того, чтобы СМИ связывались с вашими ключевыми сотрудниками напрямую, можете предоставить их контакты в пресс-релизе. Например, если вы пишете про инновации, тогда можете предоставить контактные данные вашего инженерного или исследовательского отдела.[9]

    • В противном случае вы должны предоставить контактные данные вашего отдела по связям с общественностью. Если у вас нет такой команды, назначьте кого-либо связующим звеном между СМИ и вашими сотрудниками.
    • Контактные данные должны быть ограниченны текущим пресс-релизом и должны включать в себя:
      • официальное название компании;
      • официальное название отдела по связям с общественностью и контактное лицо
      • адрес офиса;
      • номера телефона и факса с правильными кодами страны и города и добавочными номерами;
      • номер мобильного телефона (необязательно);
      • часы работы;
      • адреса электронной почты;
      • адрес веб-сайта компании.
  4. Изображение с названием Write a Press Release Step 9

    4

    По возможности укажите ссылку на электронную копию релиза. Это, так сказать, правило хорошего тона, так что ведите журнал пресс-релизов на веб-сайте компании — не помешает. Более того, так вам буде существенно проще и распространять пресс-релиз в электронном формате, и следить за ним в архивных целях.[10]

  5. Изображение с названием Write a Press Release Step 10

    5

    Закончите пресс-релиз тремя символами решетки (#) под последней строкой по центру. Это стандарт журналистики. Кто-то может подумать, что вы просидели в Twitter’е слишком много, но на самом деле вы все сделаете правильно.[11]

    Реклама

Советы

  • Используйте заголовок в качестве темы письма. Если вы написали хороший заголовок, то это выделит ваше письмо в почтовом ящике редактора.
  • Почитайте в интернете другие пресс-релизы. Так вы прочувствуете тон, язык, структуру и формат пресс-релиза.
  • Не тратьте время на написание заголовка, пока не напишете текст релиза. Заголовки в газетах и журналах пишут редакторы, но вам не помешает придумать броское название для релиза. Заголовок может быть единственным вашим шансом. Он должен быть кратким и фактическим. Но если вы попытаетесь придумать его до того, как возьметесь за релиз, вы потратите время впустую, ведь вы еще точно не знаете, что именно будет в вашем релизе.
  • Обрабатывайте каждый релиз, фокусируйте его на конкретном секторе и отсылайте его конкретному журналисту, который занимается именно этой темой. Всю эту информацию вы можете найти в интернете. Не ищите легких путей, рассылая один и тот же пресс-релиз по разным секторам разным журналистам.
  • Отправляйте пресс-релиз по электронной почте, однако не забывайте про форматирование в частности и форматы файлов в общем. Релиз должен быть приложен к письму, а не, собственно, размещен в теле письма. Формат вложенного файла, в свою очередь, это или так называемый plain text (.txt), или .RTF. Можно, конечно, отправлять и файлы, созданные в Word, но тут есть тонкость — если вы используете более новые версии этого текстового редактора, в котором файлы сохраняются в формате .docx, то вместе с таким файлом надо отправлять и файл .doc. Сами понимаете, программное обеспечение дорогое, обновлять все и сразу удается не всем. В свою очередь, .pdf-файлы надо отправлять лишь тогда, когда вы отправляете пресс-релиз, где много графических материалов. Разумеется, не надо сначала распечатывать релиз, потом сканировать его и отправлять редактору в формате .jpg — это пустая трата времени (как вашего, так и времени редактора). Отправляйте релиз электронным сообщением.
  • Включите в ваш релиз «призыв к действию». Эта информация о том, что вы хотите от читателя. Например, хотите ли вы, чтобы читатель купил вашу продукцию? Если да, то укажите где ее найти. Вы хотите, чтобы читатель посетил ваш веб-сайт и принял участие в конкурсе или узнал побольше информации о вашей компании? Если да, то укажите адрес веб-сайта компании.
  • Упомяните название компании в заголовке, подзаголовке или первом параграфе, чтобы поисковые системы легче находили ваш релиз. Если вы отсылаете кому-либо распечатанную версию вашего пресс-релиза, то распечатайте его на официальных бланках компании.
  • Очень важно время выпуска. Пресс-релиз должен содержать актуальные и свежие новости.
  • Используйте жаргон и специализированные технические термины только в крайнем случае.
  • Контрольный звонок может помочь продвижению пресс-релиза в печать.

Реклама

Предупреждения

  • Статьи должны быть положительными. Не употребляйте такие фразы, как: «После ухода в отставку предыдущего председателя…», — или: «После определенного периода бездействия…». Такие фразы могут заинтересовать журналиста, и он проведет свое собственное расследование. Даже если председатель ушел в отставку по причине плохого здоровья, в статье могут написать обратное.
  • Не предоставляйте контактную информацию других людей без их согласия. Кроме того, они должны быть доступны в первые дни после релиза.
  • Помните, что у большинства редакторов слишком много работы и мало сотрудников. Если вы облегчите им жизнь, они ответят тем же. Если вы напишете подходящий релиз, то редактор может его напечатать, так как с текстом не придется много работать. Соответственно, если основу релиза будет составлять реклама, в тексте не будет выдержан пиар стиль, то редактор просто его удалит.
  • Всегда включайте цитаты, лучше всего от лица, непосредственно участвовавшего в предмете релиза. Цитата не должна быть слово в слово, но она должна быть правдоподобной. В любом случае вы должны получить разрешение на публикацию цитаты непосредственно у автора фразы. Это также позволит журналистам подготовить статью без подтверждающих интервью.
  • Отправляя пресс-релиз по электронной почте, не указывайте в заголовке письма «пресс-релиз», иначе вы только смешаетесь с толпой. Привлеките внимание редактора броским названием и используйте для этого заголовок пресс-релиза, например: «Компания Бренд выиграла государственный тендер на 30 миллиардов рублей».

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 153 013 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут практику
  • Как пишут соболезнования родным умершего человека
  • Как пишут правильно слово ватсап
  • Как пишут соболезнования людям
  • Как пишут пояснительную записку