Как пишут проектную работу

Содержание

  • 2

  • 3

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 11

  • 12

  • 14

  • 15

  • 17



Рассмотрим правила оформления проектных, проектно-исследовательских работ

В этом разделе представлены общие правила к оформлению проектной, проектно-исследовательской и творческой работы учащегося. Представленные здесь требования и правила оформления подойдут для ученика любого класса, а также для студентов, выполняющих подобные работы.

Параметры страницы проектной работы

Проектная работа должна быть выполнена на листах формата А4 с одной стороны, печатным или рукописным способом, в книжной ориентации.

Проектно-исследовательская работа (проект) независимо от способа набора текста должна быть выполнена с соблюдением следующих полей:

  • левое поле: 30 мм;
  • правое поле: 15 мм;
  • верхнее поле: 20 мм;
  • нижнее поле: 20 мм.

В проектной работе используется шрифт Times New Roman.

Размер шрифта: 14 pt.

Межстрочный интервал: 1,5 (полуторный).

Выравнивание текста (кроме титульного листа и заголовков): по ширине.

В работе независимо от способа набора текста необходимо соблюдение следующего абзацного отступа: 1,25 см или 1,27 см.

Размер полей при оформлении проектной работы

Основные параметры оформления документа проектной работы

Переносы слов в тексте проектной работе

Переносы в тексте проектной работы не являются обязательными, но расстановка переносов позволяет оформить работу более корректно, так как текст с переносами воспринимается легче по той причине, что расположен более плотно, нет разрывов между словами, все отступы одинаковы, что облегчает чтение и делает текст красивее.

Если проектная работа будет преобразована в формат PDF в таком случае оформлять её следует без расстановки переносов в тексте, так как формат PDF не поддерживает переносы в тексте, во время преобразования текста переносы будут убраны и текст проектной работы сместится.

При расстановке переносов в тексте проектной работы они убираются:

  • на титульном листе;
  • в заголовках (названиях) глав, параграфов, пунктов;
  • в названиях рисунков, таблиц, приложений;
  • в словах, написанных прописными буквами;
  • в содержании (оглавлении).

Для автоматической расстановки переносов в тексте необходимо на вкладке «Макет», в блоке «Параметры страниц» выбрать «Расстановка переносов», в выпадающем меню выбрать пункт «Авто».

Автоматическая расстановка переносов в тексте проектной работы

Автоматическая рассановка переносов в проектной работы

Для запрета автоматического переноса слов следует выделить текст или поставить курсор на необходимы абзац после чего на вкладке «Главная» в блоке «Абзац» нажать на кнопку «Параметры абзаца», далее в открывшемся окне перейти на вкладку «Положение на странице» и в списке выбрать «Запретить автоматический перенос слов», после этого в выбранном абзаце будет убран автоматический перенос слов.

Запрет автоматической расстановки переносов в тексте проектной работы

Запрет автоматической рассановки переносов в проектной работы

Зайти в «Параметры абзаца» также можно, нажав, на необходимы абзац правой кнопкой мыши, далее в появившемся контекстном меню выбрать строку «Абзац».

Оформление титульного листа

Оформление титульного листа представлено на соответствующей странице: «Оформление титульного листа», где Вы также можете скачать пример, изменить его с учётом рекомендаций, разработанных Вашей школой, или в соответствии с требованиями учителя.

Требования к нумерации страниц проектно-исследовательской работы (проекта)

Все страницы проектной работы, начиная со второй страницы (СОДЕРЖАНИЯ), должны быть пронумерованы. Нумерация на титульном листе не ставится, но в общий объем работы он входит, соответственно, на листе СОДЕРЖАНИЕ необходимо поставить цифру 2.

Номер страницы проставляется на нижнем поле листа: по центру или справа.

Шрифт: Times New Roman.

Размер шрифта: 12 pt.

На титульном листе нумерация в проектной работе не проставляется, в том случае, если проектная работа будет сдаваться на проверку руководителю вместе с титульным листом или отправляться на печать вместе с ним следует убрать нумерацию с первого листа для этого необходимо на вкладке «Конструктор» в блоке «Параметры» отметить пункт «Особый колонтитул для первой страницы».

Пример оформления нумерации проектной работы

Если проектная работа отправляется руководителю на проверку без титульного листа, а также в том случае, если титульный лист и проектная работа на печать отправляются по отдельности следует пронумеровать работу со 2 страницы, то есть на листе «Содержание» необходимо поставить цифру 2, для этого необходимо во вкладке «Вставка» или «Конструктор» нажать на кнопку «Номер страницы» далее в выпадающем меню выбрать раздел «Формат номеров страниц», в открывшемся окне в блоке настроек «Нумерация страниц» выбрать «Начинать с» и в поле указать цифру 2 (как показано на рисунке, представленном ниже). Не забудьте проверить нет ли нумерации на титульном листе перед печатью.

Нумерация проектной работы со 2 страницы

Нумерация со 2 страницы в проектной работе

Данный способ можно использовать также в том случае, если титульный лист был сформирован через наш инструмент «Создание титульного листа онлайн» и не получается добавить его в проектную работу, например, происходит смещение текста, в таком случае можно распечатать титульный и проект отдельно, а затем объединить их в папке перед сдачей.

Оформление содержания проектной работы

Вторым листом проекта должно следовать СОДЕРЖАНИЕ, оно может быть оформлено как автоматически (предпочтительно), так и вручную.

Более подробно про оформление СОДЕРЖАНИЯ написано на странице: «Оформление содержания проектной работы».

Пример оформленного содержания проектной работы

Оформление заголовков проектной работы

Заголовки исследовательского проекта набираются полужирным шрифтом, в конце заголовка точка не ставится, переносы слов запрещены. Между текстом и заголовком делается пропуск одной пустой строки.

Шрифт заголовков: Times New Roman.

Размер шрифта: 14 pt.

СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ – набираются заглавными буквами с выравниванием по центру. Каждый из представленных элементов начинается с новой страницы.

Глава проектной работы начинается с нового листа, печатается строчными буквами с первой прописной по ширине страницы, главы работы нумеруются арабскими цифрами без точки (например, 1 Глава первая проектной работы).

Главы проекта делятся на параграфы, параграфы с новой страницы не начинаются (такое возможно только в том случае, когда предыдущий параграф заканчивается в конце страницы), печатаются строчными буквами с первой прописной по ширине страницы и нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра обозначает номер главы, а вторая цифра номер параграфа в этой главе, цифры отделяются точкой, например, 1.1 (первый параграф первой главы), 2.3 (третий параграф второй главы).

Параграфы проектной работы могут делиться на пункты, оформление заголовков пунктов такое же, как глав и параграфов с тем лишь отличием, что нумерация пунктов состоит из трёх чисел, где первое число – номер главы, второе число – это номер параграфа в главе, третье число – номер пункта в параграфе, например, 2.1.2 (второй пункт первого параграфа второй главы).

Пример оформления глав, параграфов и пунктов проектной работы

Пример оформления глав, параграфов и пунктов проектной работы

При оформлении и составлении заголовков запрещается:

  • использовать сокращения;
  • перенос слов;
  • ставить точку в конце заголовка;
  • использовать выделение текста с помощью подчёркивания;
  • размещать заголовки отдельно от текста главы, параграфа или пункта (на странице с заголовком должно оставаться минимум 2 строки текста);
  • использовать выделение цветом (цвет текста работы – чёрный);
  • выделять в главе параграф, если он в ней только 1, так же и с пунктом.

Использование сокращений в проектной работе

При использовании сокращений в работе при первом их упоминании необходимо дать их расшифровку, например: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), Организация Объединенных Наций (ООН).

Общепринятые сокращения в тексте проектной работы можно использовать без указания их расшифровки, к таким сокращениям относятся: и т.д., и т.п., см, м, мм, руб. и прочие.

Нельзя вводить в текст исследовательской работы собственные сокращения, к примеру, считается ошибкой сокращение следующих слов: фотографии – фотогр., авторы – авт., химические элементы – хим. эл. и т.д.

Оформление формул в тексте проектной работы

Если в тексте проектной работы необходимо использовать формулы, все они должны быть оформлены единообразно, набраны в специальном редакторе формул, либо набраны печатными символами, текст формулы располагается по центру строки и нумеруется арабскими символами в круглых скобках, номер располагается по правому краю листа.

После приведённой формулы ставится запятая, затем с новой строки должно следовать слово «где» (с маленькой буквы, без абзацного отступа), после которого даётся расшифровка символов, указанных в формуле, каждый символ приводится с новой строки, например:

V = S * h,

где S — площадь;

       h — глубина.

Пример оформления формул в проектной работе

Пример оформления формул в проектной работы

Оформление рисунков, фотографий и диаграмм в проектной работе

Для более наглядного представления материала при написании проекта рекомендуется использовать изображения (рисунки, фотографии, диаграммы). Все изображения должны иметь название, нумерацию. Нумерация должна быть сквозной, проставляется она арабскими цифрами (например, Рисунок 1 – Название рисунка). Название изображения помещается по центру строки без переносов слов. Сверху изображения пропускается одна пустая строка, также пустая строка должна быть пропущена после его названия.

Текст на диаграммах, созданных самостоятельно, должен быть Times New Roman: 10-12 pt.

Рисунки, располагаемые в приложениях, нумеруются в пределах приложения, перед номером рисунка ставится буква приложения, например, Рисунок Б.3 – Название рисунка (третий рисунок в приложении Б).

На все рисунки должны быть даны ссылки в тексте исследовательской работы, например, … как представлено на рисунке 2, … на рисунке 5 показано … и т.д.

Пример оформления рисунков в проектной работе

Пример оформления рисунков в проектной работы

Оформление таблиц в проектной работе

Все таблицы должны иметь название, которое записывается сверху таблицы, без абзацного отступа через тире. Таблицы в проекте должны иметь сквозную нумерацию, точка в конце названия таблицы не ставится (например, Таблица 3 – Название таблицы).

Текст таблицы набирается меньшим шрифтом, чем основной текст (10-12 pt), через одинарный межстрочный интервал.

Каждая таблица должна иметь ссылку в тексте на нее, например, … как представлено в таблице 5.

Таблицы в приложениях имеют двойную нумерацию, где вначале ставится буква приложения затем через точку номер таблицы в приложении (например, Таблица Б.2 – Название таблицы (вторая таблица приложения Б)).

Пример оформления таблиц в проектной работе

Пример оформления таблиц в проектной работы

Оформление списка литературы исследовательского проекта

Список литературы должен быть оформлен единообразно, информации в описании источника должно быть достаточно для его идентификации, более подробно с оформлением списка литературы для проекта можно ознакомиться на странице: «Оформление списка литературы».

Оформление приложений проектной работы

В приложениях к проектной работе размещается дополнительный материал. Приложения размещаются в конце работы после списка использованных источников.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, при этом не используются следующие буквы: Ё, З, О, Ъ, Ы, Ь (данные буквы необходимо пропустить).

Каждое приложение должно иметь информативный заголовок, который помещается под обозначением приложения через одну пустую строку, записывается по центру, полужирным шрифтом, строчными буквами с первой прописной.

Текст приложения может быть набран меньшим шрифтом, чем основной текст: 12 pt, одинарный интервал.

На каждое приложение в тексте проектной работы должна быть ссылка, ссылка может быть оформлена как в круглых скобках (Приложение А), так и дана в тексте, например, … в Приложении А представлен …

Более подробно правила и примеры оформления приложений проекта представлены на странице «Оформление приложений проектной работы».

Пример оформления приложений в проектной работе

Пример оформления приложений в проектной работы

Как написать
исследовательскую работу или проект

(рекомендации для
учащихся и родителей)

        Известно, что новые знания
можно получать от других в готовом виде, а можно находить их самостоятельно.
Причем, знания, добытые в ходе собственных наблюдений и опытов, — обычно самые
прочные. Следуйте рекомендациям и проведите собственное исследование!

        Научно-исследовательская
работа
 — работа
научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований,
экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки
научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в
обществе, научных обобщений.
        Проект работа, направленная на решение конкретной
проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного
результата в виде реального объекта или интеллектуального продукта.
         Итак, главной отличительной чертой проекта является
наличие заранее известного результата. В проектной работе должны быть описаны
конкретные планы, цели и действия для его достижения, т.е. проектный продукт
должен представлять собой воплощение найденного автором способа решения
проблемы проекта.
       Советы по выбору темы:
— Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
— Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу
участникам исследования.
— Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент необычности,
неожиданности.
— Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно
быстро.
Выбирая тему, надо учитывать сочетание желаний и возможностей.                                                        

        Главная задача любого исследователя — найти что-то необычное
в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется
привычным, ясным и простым.

Основные требования к оформлению исследовательской
работы или проекта

Структура
работы

Требования
к содержанию

Титульный лист

Содержит:
— наименование учебного заведения
— фамилию, имя и отчество автора
— тему работы
— фамилия, имя и отчество руководителя
— город и год

Оглавление

Включает наименование всех глав,
разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение

Должно включать в себя:

— проблему исследования

— актуальность выбранной
темы

— объект, предмет исследования

— цель, задачи

гипотезы

— методы исследования

— структуру исследования

— его практическую
значимость

— краткий обзор
литературы

Актуальность: почему
была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала, почему эту
проблему в настоящее время нужно изучать.

Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь
исследователь при завершении работы. При определении цели исследования
необходимо ответить на вопросы: «Зачем мы его проводим?», «Какой результат
предполагается получить?», «Каким видится этот результат еще до его
получения?»

(узнать, выяснить, определить и т.д.).

Цель исследовательской деятельности обычно
формулируется кратко, одним предложением
.

Задачи исследования уточняют цель исследования.
Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные, конкретные
шаги.
Оптимальное  количество задач – три-пять.
Формулировка задач может начинаться с таких слов:
познакомиться,
понаблюдать, провести анкетирование (эксперимент),
провести анализ, выявить, определить, установить и т.д.
Проблема это затруднение, сложный вопрос, задача,
требующие разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на
исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Объект
исследования
это процесс или явление, порождающее проблемную
ситуацию и избранное для изучения, это своеобразный носитель проблемы – то,
на что направлена исследовательская деятельность.
Главный вопрос
при определении объекта исследования — «Что рассматривается?»

Предмет
исследования —
это конкретная часть
объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть
явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными
сторонами и целым.
Предмет исследования определяется при ответе на
вопросы: «Как рассматривать объект?», « Какие отношения ему присущи?»,  «Какие
функции объекта надо изучить?» и т.д.
Гипотеза — предположение, догадка, ещё не доказанная и не
подтверждённая опытом.

Исследовательская работа подразумевает
выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

В
проектной работе гипотеза может быть не всегда. Нет
исследования в проекте – нет гипотезы.

Методы исследования – это способы достижения цели исследования.
Необходимо учитывать, что и подбор методов исследования, и план работы
зависят от того, что вы исследуете.

Также
во введении должна присутствовать характеристика того, что известно об
исследуемом  явлении, в каком направлении происходят исследования других 
авторов.
В литературном обзоре вы должны показать, что
знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите
новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Объём введения небольшой — обычно 2-3 страницы.

Основная часть

Состоит
из глав (разделов), в которых содержится конкретный материал по исследуемой
теме.

В первой главе обычно
приводится анализ полученной информации из различных источников
(литература, интернет-источники, фильмы и др.)

Остальные главы описывают практические
этапы работы,
интерпретацию данных, выявление определенных
закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента,
материал
и методику, описание места и условий исследования, основные результаты. После
проведения интервью, опроса, наблюдения, эксперимента, опыта и т.п.
приводится описание полученных результатов.

Основная
часть работы состоит из 2-3 глав. Каждая глава завершается
выводами.

 В
работе должны быть сделаны ссылки на авторов и источники, из которых заимствуются
материалы. Ссылки на литературу указываются цифрами в квадратных скобках.

Заключение

Включает:
подведение итогов работы, краткие
выводы
(краткие ответы на вопрос «Как решены поставленные  исследовательские
задачи?»).                                                                                                  
Расскажите о важности полученных результатов (самостоятельность,
новизна, оригинальность, их практическое или теоретическое значение).

Объем заключения
не должен превышать 1-2 страницы.

Список литературы

Содержит перечень источников,
использованных при написании работы, составленный в алфавитном порядке.
Необходимо указать издание, его автора, название издательства, год издания.
Укажи интернет-источники, если вы ими пользовались.

Приложения

Представление
всех результатов теоретической и практической деятельности в виде таблиц,
графиков, диаграмм, рисунков, схем и др.; нет ограничения по количеству
страниц.

Общие требования к
оформлению

работы
шрифт Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервал;                                                                       рисунки
и таблицы располагаются в тексте произвольным образом.

Защита
результатов исследования

Следует помнить,
что на все выступление отводится не более 5-7 минут.

Защита ни в коем случае не должна сводиться к
пересказу всего содержания работы.
Задача докладчика: точно и эмоционально
изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы.
Необходимо кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы.


Требования
к презентации:

  1. Первый слайд презентации –
    титульный. На нем указывается: название презентации, ФИО  и место учёбы
    автора презентации.
  2. Использовать только чёткие
    картинки и фотографии с высоким разрешением.
  3. Соблюдать авторские
    права, т.е. если вы используете текст, фотографии и картинки,
    которые  НЕ являются вашими, необходимо указать источники информации
    и ссылку на оригинал (адрес на сайт в Интернете или название книги, ФИО
    художника, автора). Указать это нужно на последнем слайде презентации.
  4. Не используйте слишком яркие
    фоны для слайдов. Картинки и фотографии на таких фонах «теряются»,
    работать с такой презентацией сложно, информационность «сводится к нулю».
  5. Иллюстрации, фон слайда,
    анимация должны быть выдержаны в едином стиле.
    Без крайней
    необходимости не следует применять звук и анимацию.
  6. На слайде не должно быть много
    текста. Размер шрифта надо выбирать так, чтобы текст могли прочитать в
    аудитории. Предпочтительнее использовать темный шрифт на светлом фоне.
  7. Презентация должна быть
    содержательной, иметь не менее 10 слайдов с сопровождающим их
    текстом, НЕ включая титульный и завершающий листы.
  8. Текст должен соответствовать
    нормам русского языка, т.е. не содержать грамматических, пунктуационных и
    лексических ошибок.

Критерии
оценки работ:


соответствие темы проекта возрастным особенностям, глубина исследования


оригинальность и ценность темы исследования


практическая направленность работы


уровень самостоятельности автора при выполнении работы


структурированность работы, логика изложения, наличие и качество выводов


оценка презентации к проекту (ее наличие, эстетичность оформления, соблюдение
единого стиля, качество изображений, содержательность,
правильно
выполненное графическое представление результатов
)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

«СЕВЕРОДВИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

(ГАПОУ АО «СТСИ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Северодвинск 2019

Составители:

Воробьева Наталья Викторовна, зав. учебной частью

Пичугина Мария Анатольевна, преподаватель

Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта рассмотрены  и рекомендованы к использованию на заседании методического совета государственного автономного профессионального  образовательного учреждения  Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

Протокол заседания Методического совета № 3 от «16» апреля  2019 г.

Председатель Методического совета        Виноградова Н.В.

Содержание

1 Основные требования к структуре и оформлению индивидуального проекта        4

1.1 Структура индивидуального проекта        4

1.2 Оформление текстовой части        5

1.3 Оформление заголовков и подзаголовков        5

1.4 Нумерация страниц        6

1.5 Оформление иллюстраций        6

1.6 Оформление таблиц        7

1.7 Основные правила оформления математических формул        8

1.8 Оформление списка литературы        9

1.9 Оформление приложений        10

2 Рекомендации к написанию некоторых разделов индивидуального проекта        12

2.1 Рекомендации к написанию введения        12

2.2 Клише для написания отдельных разделов проектной работы        14

2.3 Рекомендации к написанию заключения        16

Список использованной литературы        17

Приложение А Титульный лист для профессий СПО        18

Приложение Б Титульный лист для специальностей СПО        19

1 Основные требования к структуре и оформлению индивидуального проекта

1.1 Структура индивидуального проекта

Индивидуальный         проект имеет следующую структуру:

  1. Титульный лист (Приложение А, Б);
  2. Содержание;
  3. Введение;
  4. Основная часть;
  5. Заключение;
  6. Список использованной литературы;
  7. Приложения.

Во введении (1-2 страницы) автор может обосновать выбор темы проекта, отразить его актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы. Логичным заключением введения будет формулировка цели и задач исследования, указание методов, которые использовались при разработке проекта.

Основная часть состоит из 1-2 разделов (10-15 страниц). Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй — практический. Содержание основной части должно точно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную обучающимся, характеристику методов решения проблемы, сравнение старых и предполагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость).

Заключение (1-2 страницы) содержит выводы, к которым автор пришел в процессе анализа собранного материала (при этом желательно подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и практическое значение результатов).

Список использованной литературы (не менее 3 источников) оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.

В приложении помещаются дополнительные материалы, которые способствуют лучшему пониманию полученных автором результатов.

По объему индивидуальный проект должен быть не менее 10 листов печатного текста. Для приложений отведено не более 10 стандартных дополнительных страниц.

1.2 Оформление текстовой части

Работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105 – 95 «Общие требования к текстовым документам».

Текст набирается с соблюдением следующих правил:

1. Работа выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм). Текст работы излагается на одной стороне листа;

2. Текст должен быть набран через полтора интервала;

3. Шрифт «Times New Roman», размер шрифта № 14;

4. Параметры полей страницы: левое поле – 3,0 см, правое поле – 1,0 см, верхнее поле– 2,0 см, нижнее поле – 2,0 см.;

5. Текст должен быть расположен по ширине страницы с учетом полей;

6. Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему тексту – 1,5 см;

7. Слова внутри абзаца разделяются только одним пробелом;

8. Перед знаком препинания пробелы не ставятся, после знака препинания — один пробел;

9. Между инициалами, между инициалами и фамилией, перед сокращениями и между ними ставится неразрывный пробел (Сtrl + Shift +пробел) Например: 1998 год, т. д., А. С. Пушкин);

10. Набор текста осуществляется без переносов;

11. Кавычки («»), скобки ([],()), маркеры и другие знаки должны быть сохранены аналогичными на протяжении всего материала;

12. В тексте работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.);

13. Опечатки, описки и графические неточности в тексте исправляются подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черной тушью (чернилами, пастой) рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускаются.

14. В изложении текста лучше использовать безличную форму глагола (применяется, определяется) и т.п.

1.3 Оформление заголовков и подзаголовков

Заголовки разделов следует располагать в середине строк и без точки в конце. Заголовок печатается с прописной буквы шрифтом № 14, без подчеркивания.

Если заголовок включает в себя несколько предложений, их разделяют точками. Точка в конце последнего предложения не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние задерживается между заголовками раздела и подраздела.

Каждый раздел текстового документа следует начинать с нового листа. Также должна быть проведена нумерация разделов основной части работы. Нумерацию проводим согласно правилам:

  • Текст работы делится на разделы и подразделы, которые должны иметь порядковые номера.
  • Заголовки (разделы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части текста и обозначаться арабскими цифрами, например: 1; 2; … При этом точка между номером и названием раздела не ставится.
  • Подзаголовки (параграфы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и обозначаться арабскими цифрами без точки в конце, например: 1.1  , 2.2  , 3.3  и т.д.
  • Если раздел (подраздел) состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Пример

  1. Заголовок первого раздела
  1. Первый подраздел первого раздела
  2. Второй подраздел первого раздела
  3. Третий подраздел первого раздела
  1. Заголовок второго раздела
  1. Первый подраздел второго раздела
  2. Второй подраздел второго раздела
  3. Третий подраздел второго раздела

1.4 Нумерация страниц

Нумерация должна быть сквозной до окончания текстового документа. Первой страницей является титульный лист. Он включается в сквозную нумерацию документа, но номер страницы на нем не ставится. Вторым является содержание, номер страницы также не ставится. На последующих страницах номер проставляют вверху и посредине поля листа арабскими цифрами без знаков препинания шрифтом № 10.

1.5 Оформление иллюстраций

Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы и схемы) нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами, например, «рисунок 3.1» (первый рисунок третьего раздела) или имеют сквозную нумерацию в пределах всего документа.

На все рисунки в работе должна быть ссылка в тексте. Два рисунка, следующие один за другим, должны быть разделены не менее чем двумя строчками текста.

Каждую иллюстрацию сопровождают подрисуночной подписью, которая включает в себя: порядковый номер, заголовок и, если требуется, экспликацию (истолкование, объяснение), которая строится следующим образом — элементы диаграммы, рисунка, графика обозначают цифрами или другими условными знаками, последние выносят за пределы иллюстрации и снабжают объясняющим текстом.

Рисунки располагают после первой ссылки на них в тексте. Ссылки приводят с указанием порядкового номера рисунка, например, «… на рисунок 3.1» или ссылка — (рисунок 3.1); в случае, когда рисунок не заверстан сразу после абзаца, — со ссылкой на него — (см. рисунок 3.1). При ссылке в тексте слово «рисунок» пишется со строчной буквы, в подрисуночной подписи — с прописной буквы. Название рисунка в подрисуночной подписи также пишется с прописной буквы.

1.6 Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Информация в таблице размещается по принципу: одна ячейка — одно сообщение.

Таблицы во всем проекте должны быть выполнены единообразно. Текст в ячейках набирается без абзацного отступа, межстрочный интервал — одинарный. Допускается уменьшение кегля текста шрифта.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица 2» или «см. таблицу 3.1» со строчной буквы. Нумерацию в виде «Таблица 1» располагают над таблицей слева. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Располагают его над таблицей слева.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» («Окончание») и указывают номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 1» («Окончание таблицы 1»).

В случае переноса на следующую страницу, таблицу следует начинать со строки продолжения, т. е. со строки, содержащей только номера столбцов без названия столбцов. При этом в первой части перенесенной таблицы под строкой с названиями столбцов помещается строка продолжения (номера столбцов). Если вся таблица размещается на одной полосе, строка продолжения не делается.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Заголовки граф (столбцов) и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Допускается полужирное прямое начертание шрифта заголовков граф и строк таблицы. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы.

При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф, но это снижает удобочитаемость текста.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе количество десятичных знаков должно быть одинаковым. Если данные отсутствуют, то в графах ставят знак «длинное тире». Если цифры, математические знаки повторяются, проставляют повторные их значения, заменять их кавычками или комбинацией кавычек и тире не допускается.

1.7 Основные правила оформления математических формул

В тексте проекта математические формулы следует набирать в специальных программах — формульных редакторах. В них уже заложены основные правила набора знаков. Кроме того, подобные программы позволяют корректно использовать сложные многоуровневые символы, обозначения матриц, векторов и пр.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (×), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «×».

Группа формул с однотипной левой или правой частью выравнивается по знаку соотношения, при этом сначала набирается самая длинная формула и выключается в красную строку, остальные выравниваются по ней.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле, если они не пояснены ранее в тексте. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Пример

Плотность каждого образца ρ, кг/м3, вычисляют по формуле

,                                                (1)

где        m – масса образца, кг;

        V – объем образца, м3.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (3.1).

Порядок изложения в отчете математических уравнений такой же, как и формул.

При наборе математического текста необходимо соблюдать следующие основные правила.

Набирать цифры в формулах прямым шрифтом: 2 ах, 3у. Сокращенные тригонометрические и математические термины, например, sin, cos, tg, ctg, arcsin, lg, lim и т. д., набирать шрифтом латинского алфавита прямого начертания.

Сокращенные знаки или слова в индексе набирать русским шрифтом прямого начертания на нижнюю линию. Сокращенные наименования физических, метрических и технических единиц измерения, обозначенные буквами русского алфавита, набирать в тексте прямым шрифтом без точек, например, 127 В, 20 кВт. Эти же наименования, обозначенные буквами латинского алфавита, набирать также прямым шрифтом без точек, например, 120 V, 20 kW, если нет в оригинале других указаний.

1.8 Оформление списка литературы

В конце текстового документа приводится список использованной литературы, в который включают все использованные источники, расположенные в алфавитном порядке согласно фамилиям авторов. Список должен содержать не менее 3-5 наименований литературных источников. Выполнение списка и ссылки на него в тексте — по ГОСТ 7.32.

Законодательные и нормативные источники размещают по алфавиту в начале списка; иностранные источники – после перечня всех источников, написанных на русском языке (или переводных). Сведения о книгах (учебниках, справочниках, методических руководствах и т.д.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц. Фамилию автора указывают в именительном падеже. Если книга написана двумя и более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них, а далее указывать и др.

Примеры записей источников в списке использованной литературы:

  • книги одного, двух, трех и более авторов
  1. Киселев С.В., Куранов В.П. Оператор ЭВМ: Учебник / С.В.Киселев, В.П. Куранов. – М., 1999.
  2. Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии / М.В.Ларин. – М., 1998.
  3. Литвинов В.Г. Обучение навыкам работы на клавиатуре ПК: Учебное пособие для 10 – 11 кл/ В.Г. Литвинов, С.В. Киселев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
  • Книги авторского коллектива «Под редакцией»
  1. Информатика: данные, технология, маркетинг / Под ред. А.И.Романова. – М.: Финансы и статистика. 2000. – 270 с.
  • Статья в журнале или газете
  1. Кузнецова Т.В. Инструкция по делопроизводству, порядок составления // Секретарское дело. – 1999. — № 2. – с. 3.

Список использованной литературы необходимо включать в сквозную нумерацию индивидуального проекта.

1.9 Оформление приложений

Приложения располагаются после списка использованной литературы.

Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть проектной работы (таблицы, схемы, рисунки, инструкции, технологические карты и т.д.). Указанный материал включается в приложения в целях сокращения объема основной части работы, его страницы не входят в общий объем работы.

Связь приложения с текстом осуществляется с помощью ссылок, например, (см. Приложение А). Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными, буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах других форматов по ГОСТ 2.301.

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Все приложения должны быть перечислены в Содержании с указанием их номеров и заголовков.

2 Рекомендации к написанию некоторых разделов индивидуального проекта

2.1 Рекомендации к написанию введения

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются общая цель индивидуального проекта, его конкретные задачи и методы исследования.

Обосновать актуальность – значит, объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.

Обосновывая актуальность необходимо кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы данной области исследования.

Например: «Актуальность ее определяется сложившейся неблагоприятной динамикой структуры фактического питания подростков, а также отмеченным в связи с этим ростом хронической патологии органов пищеварения» или «Амфибии до сих пор изучены не полностью, в их жизни остается много загадок. Необходимо разработать охранные меры для сохранения численности и видового разнообразия земноводных. Их изучение необходимо для того, чтобы не лишить Землю таких животных, как жабы, квакши, лягушки и др.»

«Статистические данные указывают на актуальность изучения состояния природной среды Севера и возможных последствий его химического загрязнения».

При определении целей и задач проекта необходимо их правильно формулировать. Формулировка по возможности должна быть краткой и четкой.

Например, «Установить взаимосвязь между циклическими колебаниями солнечной активности и жизнедеятельностью организмов».

Цель конкретизируется и развивается в задачах проекта.

В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе проекта. Задачи могут отражать определенную пошаговость достижения цели, последовательность действий

Пример формулировки задач:

Целью проводимого исследования является оценка состояния эпифитного лишайникового покрова деревьев в окрестностях села …:

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить видовой состав лишайников, обитающих в окрестностях села …;

 2) проследить зависимость лишайникового покрова деревьев от удаленности источника загрязнения;

 3) выяснить, как изменился лишайниковый покров на деревьях с 2000 по 2007 г.».

Наконец после формулирования цели и задач, необходимо коснуться методов и методик, которые использовались при разработке проекта. Успех работы во многом зависит от правильно подобранных и умело использованных методов, которые вытекают из поставленных задач, логики изучаемого процесса.

Методы, используемые при разработке проекта, делятся на три группы:

  • Эмпирические методы (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседы, интервью, измерения, эксперимент),
  • Теоретические методы (абстрагирование, анализ и синтез, обобщение имеющегося опыта, индукция и дедукция и др.),
  • Методы восхождения от абстрактного к конкретному.

Примеры:

«Исследования на водоемах производились еженедельно: наблюдения за периодичностью голосовой активности жерлянок, рост и развитие головастиков в природе, природные факторы. Длина тела взрослых жерлянок определялась путем измерения длины тела амфибий от ротового до центра клоакального отверстия. При наблюдении за головастиками определялось их количество в 1 кв. м».

«Методика работы: сопоставление статистических данных за 1996-2003 гг. по урожайности кормовых трав, удоям коров, яйценоскости кур-несушек и заболеваемости жителей поселка с колебаниями солнечной активности».

В тексте индивидуального проекта должны преобладать сложные союзные предложения с оборотами:

∙ благодаря тому, что…

∙ в силу того, что…

∙ после того как…

∙ в то время как…

В тексте работы полезно комментировать цель, задачи и ход самого проекта, пользуясь оборотами:

∙ как было показано выше…

∙ в рамках проекта считается целесообразным…

∙ в дальнейшем перед нами стоит задача…

∙ ключевым вопросом нашего исследования, которые необходимо рассмотреть в теоретическом разделе, является…

Не рекомендуется использовать

повыше

побыстрее

суффиксы -айш, -ейш

кое-что

что-нибудь

какой-то

Рекомендуется использовать

наиболее…

наименее…

нечто

что-либо

некий

Приемами написания единого по стилю научного текста является использование клише.

2.2 Клише для написания отдельных разделов проектной работы

1. Описание темы:

∙ Настоящий индивидуальный проект посвящен (актуальному вопросу…, характеристике проблемы …, решению вопроса …, анализу литературных данных по проблеме … и т.п.).

∙ Темой индивидуального проекта является …

∙ В работе (рассматривается …, говорится о …, дается анализ и оценка …, обобщаются данные о …).

2. Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена работа:

∙ Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуальность, так как…, чрезвычайно актуальна в последние годы, так как …, привлекает внимание многих ученых, так как является актуальной для …).

∙ Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что …

∙ … Это и определило актуальность более глубокого рассмотрения темы (проблемы), посвященной …

∙ Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как …

3. Характеристика первоисточников, используемых в работе:

∙ Материалом для исследования послужили …

∙ Для анализа литературных данных нами были использованы…

∙ В связи с изучением поставленной проблемы основой для анализа послужили…

4. Характеристика основных подходов к решению поставленной проблемы:

∙ Анализ приведенных литературных данных показывает, что в настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько подходов к ее решению…

∙ Существует несколько подходов к решению указанной проблемы. Первый, описанный в работах …, предполагает …..

Второй подход прослеживается в исследованиях … и заключается в ….

Третий, описанный в публикациях …., основан на ….

∙ В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).

5. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):

∙ Первая точка зрения заключается в том, что …

Вторая точка зрения, представленная в работах …, сводится к тому, что ….

Сущность третьего подхода раскрывается в работах … и состоит в том, что …

6. Выражение отношения к различным точкам зрения: 

а) согласие:

∙ Мы разделяем точку зрения автора …

∙ Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что …

∙ Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомнений, так как …

∙ Заслуживает внимания точка зрения автора …

б) несогласие, критика:

∙ Трудно (нельзя) согласиться с тем, что …

∙ Нельзя принять утверждения … о том, что …

∙ Спорной представляется точка зрения … на …., так как …

∙ Недостаточно аргументированным представляется суждение автора о том, что …

∙ Недостаточно четко сформулировано положение о …

∙ Автор упускает из виду …, не подтверждает выводы о …, необоснованно утверждает то, что …

7. Выбор той или иной точки зрения. Выводы:

∙ Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что …) наиболее обоснованную точку зрения …

∙ Таким образом, есть все основания полагать, что ….

∙ Можно считать, что наиболее убедительной является точка зрения …

∙ Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргументированной, убедительной) является точка зрения …

∙ В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной, научно обоснованной) является идея ….

∙ На основании анализа литературных данных можно сделать заключение о том…

2.3 Рекомендации к написанию заключения

Заключение — это раздел работы, в котором подводятся ее итоги и кратко обсуждаются основные выводы, чтобы акцентировать на них внимание читателя.

Заключение к работе начинается словами: «На основании проделанной работы по ……… можно сделать следующие выводы». Далее следует перечень выводов под порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.).

Практика показывает, что начинать выводы лучше всего с обозначения цели выполненной работы, например: «С целью выяснения взаимосвязи … с … осуществлен анализ литературных данных по …».

Далее в выводах нужно «чередовать глаголы» (глаголы «осуществлен», «исследовано», «изучено» и т.п. следует чередовать в выводах с глаголами «показано», «установлено», «обнаружено» и т.д.), подчеркивая тем самым логическую последовательность раскрытия темы работы, например:

∙ Показано, что …

∙ Исследовано…

∙ Впервые установлено, что …

∙ Изучено…

∙ Впервые обнаружено противоречие …

Завершать выводы принято сведениями о практической значимости полученных результатов и перспективах дальнейшей разработки вопроса. Такой вывод обычно делается в конце заключения и без порядкового номера, например: «Таким образом, сделанные в ходе проведенного исследования выводы, свидетельствуют о его научной и практической значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения поставленной в работе актуальной научной проблемы».

Список использованной литературы

  1. Общие требования к текстовым документам. Межгосударственный стандарт [Текст]: ГОСТ 2.105-95. Изд. сент. 2005 с Поправкой (ИУС 12-2001). – Взамен ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 2.906-71; введ. 1996-07-01.
  2. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]: ГОСТ 7.32-2001. –Изд. октябрь 2006 с Изм. 1 (ИУС 12-2005), Поправкой (ИУС 5-2002). Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 01.07.2002.
  3. Текстовые документы. Межгосударственный стандарт [Текст]. ГОСТ 2.106-96. – Изд. август 2007 с Изм. 1(ИУС 9-2006), Поправкой (ИУС 4-2007). – Взамен ГОСТ 2.106-68, ГОСТ 2.108-68, ГОСТ 2.112-70; введ. 1997-07-01;
  4. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н. Кузнецов — Мн.: Амалфея, 1998.
  5. Нифонтов В.И., Козымина Е.Ю. От реферата – к научно-исследовательской работе: Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных и научно-исследовательских работ / В.И. Нифонтов, Е.Ю. Козымина. – Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005.
  6. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. / А.М. Новиков — М., 1998.
  7. http://www.researcher.ru — Интернет-портал «Исследовательская деятельность…»

Приложение А                                          Титульный лист для профессий СПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Архангельской области

«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

(ГАПОУ АО «СТСИ»)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема. ______________________________________

    Профессия СПО: _________________________

Группа: ___________

Обучающийся                        ______________________ Инициалы Фамилия
                                                         подпись, дата

Руководитель работы ______________________ Инициалы Фамилия
                                             подпись, дата

Северодвинск 2019

Приложение Б                                     Титульный лист для специальностей СПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Архангельской области

«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

(ГАПОУ АО «СТСИ»)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема. ______________________________________

    Специальность СПО: _________________________

Группа: ___________

Обучающийся                        ______________________ Инициалы Фамилия
                                                         подпись, дата

Руководитель работы ______________________ Инициалы Фамилия
                                             подпись, дата

Северодвинск 2019

Подготовка проекта в школе, умение учеником грамотно представить свою работу — это результат требований современной образовательной программы. В современной школе проекты требуют выполнять на компьютере. Как создать школьный проект.

Предполагается, что проектная деятельность раскрывает в ребенке способность мыслить и действовать творчески, формирует самостоятельность в поиске информации и ее обработке, учит ребенка готовить презентацию и представлять ее публике.

Чтобы понять, с чего начать школьный проект, нужно выбрать его тип. Школьные проекты бывают:

  • исследовательские — изучают, рассматривают тему под разными углами; подготавливается, как научное исследование (выдвигают и проверяют гипотезу);
  • практические, практико-ориентированные — результатом становится решение конкретной задачи, которое можно использовать в жизни;
  • творческие — результатом становится творческий продукт, смонтированное видео, плакат, театрализованное представление, новая развивающая игра, спортивная игра;
  • информационные — содержат в себе результаты сбора информации, которую затем представляют публике;
  • ролевые — проекты, в которых распределяют роли, устанавливают правила взаимодействия между участниками. Результат такой работы становится известным только по окончанию, ученики пробуют себя в новых ролях и ситуациях, учатся разрешать конфликты, находясь в образе выбранной роли.

Материалы, презентация, то, из чего состоит и как выглядит школьный проект, будет напрямую зависеть от выбранного типа проекта.

Как написать проект в школе

Все начинается с выбора темы и понимания конечной цели. Она должна быть понятной, четкой и ясной. Чтобы работа продвигалась быстро, ученику тема должна быть интересна. Иначе никакой пользы от проектной деятельности не будет. Не получится успешно защитить проект, который не интересен даже ее создателю.

Этапы работы:

  1. Подготовительный. Определяемся с темой и целью.
  2. Планирование. Выясняем, что нужно для проекта в школе, с какими источниками информации будем работать, как будем ее собирать и анализировать. Решаем, в каком виде будем представлять результаты работы.
  3. Исследование. Собираем и уточняем информацию, выполняем исследовательские задачи.
  4. Выводы. Анализируем информацию, формулируем выводы.
  5. Оформление. Учителя каждого конкретного образовательного учреждения выдвигают свои требования, как составлять проекты в школе, и выдают образцы оформления.

На этапе планирования решают, в каком виде представить информацию. Тогда же и определяются, какая нужна программа для создания школьного проекта на компьютере. В школе для проектов в рамках учебного класса достаточно использовать графический редактор Word. В нем набирают текст, дополняют его картинками.

Как оформить проект

Оформление проекта в младших классах

Чем младше класс, тем меньше текста и больше картинок. Ведь ребенок не только сдает распечатанный проект, но и должен уметь рассказать, о чем в нем написано, ответить на вопросы.

Структура проекта:

  1. Титульный лист. В самом верху пишут полное название образовательного учреждения. В середине листа, по центру пишут слово «Проект». Ниже жирным крупным шрифтом пишут название проекта. Под ним, в правом углу указывают, кто выполнил: имя и фамилию ученика, класс. Затем руководителя: фамилию, имя и отчество. Внизу посередине листа пишут город и год выполнения проекта.
  2. На втором листе размещают оглавление.
  3. Затем идет введение. Здесь прописывают цели и задачи.
  4. Основная часть. В этой части раскрывают тему, можно писать пошагово: «Свою работу я начал с…», «Затем я приступил к…», «В своей работе я столкнулся с такими проблемами…».
  5. Заключение.

Оформление проекта в старших классах

Чем старше ученик, тем более строгие требования выдвигают к содержанию, качеству, количеству информации, отображенной в проекте, и к его оформлению.

Как сделать проект для школы в 9 класс, пошагово

Проект должен иметь четкую структуру:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение с описанием цели, области, в которой ведется работа, с указанием способов, которыми эта цель будет достигнута;
  • описание работы, процесса со всеми стадиями, составляющими, всеми этапами;
  • анализ хода работы, что происходило, с какими проблемами столкнулись, как их преодолели;
  • заключение, где оценивают и анализируют конечный результат; рассматривают перспективы применения работы, как и где можно использовать результаты проекта;
  • библиография — указать все использованные в работе источники и ссылки;
  • приложения (если необходимы).

Когда работа будет готова, ученик переходит к подготовке презентации. Презентацию удобно делать в программе PowerPoint — это простой, комфортный инструмент, отлично подходящий для подобных целей. В презентации школьник отражает основные аспекты проекта, наполняет ее графикой. Опираясь на презентацию с текстом и картинками, гораздо легче донести мысли до слушателей. Такой формат презентации удобен для докладчика: ключевые фразы текста перед глазами не дают разбежаться мыслям, даже если что-то забудется от волнения.

Пример, как правильно написать школьный проект (9 класс)

Пример презентации (9 класс)

Правильный образец оформления школьного проекта для начальной школы

Пример презентации (5 класс)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут программы для машин
  • Как пишут фрески
  • Как пишут французы прописными буквами
  • Как пишут фио на английском
  • Как пишут фазу