Как пишут рассказы писатели

пособие для начинающих авторов

Как написать рассказ:

Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.

Как научиться писать рассказы

Костяк любого хорошего рассказа — это:

  • четко выраженная сюжетная линия;
  • наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
  • максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
  • персонажей должно быть не много.

Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.

Как найти идеи для рассказа

Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.

Заведите несколько полезных привычек:

  • Записывайте все, что приходит вам в голову.
  • Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
  • Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
  • Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.

Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.

Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.

  • Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..

  • Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.

  • Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.

  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.

  • СМИ, историческая литература, дневники

От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.

Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.

Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.

Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.

Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.

Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».

  • Книги по писательскому мастерству

Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.

Стоит прочитать:

  • «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
  • «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
  • «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
  • «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
  • «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
  • «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
  • «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.

Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:

  • главный герой;
  • время действия;
  • сюжет;
  • конфликт;
  • тема.

Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.

И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:

  • Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);

  • Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)

  • Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);

  • Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).

  • Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).

  • Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).

Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.

Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:

  • Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).

  • Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).

  • Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).

  • Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).

Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.

Четыре главных графы:

  • Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.

  • Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.

  • Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?

  • Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.

Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.

Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:

  • против другого персонажа;
  • против Бога (богов);
  • против самого себя;
  • против природы;
  • против общества;
  • против техники или технопрогресса.

Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.

Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.

Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.

Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.

Как составить план рассказа

Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.

Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:

  • От чьего лица будет вестись повествование.

  • Какой будет первая сцена.

  • Каким будет переход от введения к основной проблеме.

  • Какой окажется кульминация.

  • Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.

На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.

Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.

План:

  • Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.

  • Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.

  • Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.

  • Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.

  • Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.

  • Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.

  • Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.

  • Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.

  • Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.

С чего начать писать рассказ

К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.

Но для начала определите тип повествования:

  • Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).

  • Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.

  • Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.

  • Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.

  • Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».

  • Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.

  • Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.

Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:

  • длинных описаний природы и погоды;
  • знакомства со всеми персонажами разом;
  • безымянных диалогов;
  • отсутствия главного героя;
  • слишком подробного описания главного героя;
  • начала по будильнику;
  • вычурности и клише.

Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:

«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».

С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.

Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.

Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.

  • Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.

Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.

Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.

Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.

А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.

Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).

Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.

  • Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.

  • Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.

  • Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.

Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Как написать рассказ от Penfox

Как составить рассказ

Один

1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

Два

2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

Три

3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

План

План:

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем генератором имен для персонажей.

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

«Вычитка» и редактирование

Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.

Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.

Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox 😉

Новинки из жанра рассказ

  • Луна рыдала: перестаньте04.03.2023

    Когда светло — люди живут делами, а в темноте мечтают. Как и везде, в нашем Комолово подозрительная ночь укутывает людей вуалью загадочности и надежд. Но временами она крепко стягивает ткань на наших шеях…

  • Реставратор

    Автор: Дом Родной

    04.03.2023

    В Комолово, задолго до больших торговых комплексов, шумных городских рынков, богатых купеческих кораблей и первых церквей, древние язычники в лунном свете вырезали из дерева своих предков. Там, где сегодня стоят кафе и закусочные,…

  • Тяжелое сердце

    Автор: Дом Родной

    04.03.2023

    На востоке России есть провинциальный город Комолово. В его центре находится психиатрическая лечебница №12, в правом крыле которой я сейчас нахожусь. Мне четырнадцать лет, и считается, что я психически нездоров. Может, оно и…

  • Приключения на курорте. Пройдоха.

    Автор: Казбек Сиюхов

    03.03.2023

    СССР. 1976 год. Санаторий «Звездочка», город Горячий Ключ. Мне, и моему другу Рустему, по 10 лет. В том году, нам несказанно повезло. Наши родители достали для нас путевки в детский санаторий «Звездочка»! Ура!…

  • Глава 1Деревня Джека

    Автор: prizrak_povara

    02.03.2023

    Марта,сходи за снадобьями к лекарю! —Хорошо,мама…сказала она тихим и безнадёжным тоном,нет,наверно даже вздохом.Подходя к лавке она увидела карательный отряд этой деревни.Он занимался в основном казнью еретиков,так они называли тех кто неугоден феодалу этой…


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Хорошая история приковывает внимание читателя и вызывает у него желание узнать больше. Чтобы написать хороший рассказ, вы должны быть готовы исправлять свою работу до тех пор, пока каждое предложение не будет иметь смысл. Для начала придумайте персонажей и составьте план сюжета. Потом напишите первый черновик от начала до конца. Как только у вас будет первый черновик, улучшите его с помощью нескольких стратегий письма. Наконец, внесите правки, чтобы создать окончательный вариант.

  1. Изображение с названием Write a Good Story Step 1

    1

    Проведите мозговой штурм, чтобы найти интересного персонажа или сюжет. Искра истории может исходить от персонажа, который, по вашему мнению, будет интересен, или из концепции сюжета. Запишите свои мысли или составьте ментальную карту, чтобы вам было проще генерировать идеи. Потом выберите один вариант, чтобы превратить его в историю. Вот несколько идей, которые могут вас вдохновить:[1]

    • ваш жизненный опыт;
    • услышанная вами история;
    • семейная история;
    • сценарий в стиле «а что, если…»;
    • история из новостей;
    • сон;
    • интересный человек, которого вы увидели;
    • фотографии;
    • искусство.
  2. Изображение с названием Write a Good Story Step 2

    2

    Развивайте персонажей, составляя их листы (профили). Персонажи являются самым важным элементом рассказа. Читатель должен сопереживать героям, а герои должны продвигать сюжет. Чтобы создать лист персонажа, напишите его имя, личные данные, описание, черты характера, привычки, желания и самые интересные причуды. Предоставьте как можно больше подробностей.[2]

    • Сначала сделайте лист главного героя. Потом создайте профили других основных персонажей, например антагониста. Персонажи считаются основными, если они играют значительную роль в истории, например оказывают влияние на главного героя или на ход сюжета.
    • Выясните, чего хотят ваши персонажи или какова их мотивация. Потом основа сюжета будет вращаться вокруг того, что герой либо добился желаемого, либо нет.[3]
    • Можно создать собственные листы персонажей или найти шаблоны в интернете.
  3. Изображение с названием Write a Good Story Step 3

    3

    Выберите место действия. Место действия указывает, когда и где происходит история. Оно должно в некотором роде влиять на историю, поэтому выберите обстановку, которая дополняет сюжет. Подумайте, как она воздействует на персонажей и их отношения.[4]

    • Например, история о девушке, которая хочет стать врачом, была бы совсем другой, если бы ее рассказывали в 20-х годах прошлого века, а не в наше время. В те времена героине пришлось бы преодолевать дополнительные препятствия, например сексизм. Однако эта обстановка может быть подходящей, если вашей темой является настойчивость, — это позволит вам показать, как героиня пробивается к мечте, противостоя общественным нормам.
    • Или другой пример: рассказ о туристическом походе вглубь незнакомого леса создаст иную атмосферу, нежели приключения героя на заднем дворе дома. Обстановка в лесу может делать акцент на выживании персонажа в дикой природе, в то время как место действия на заднем дворе поможет концентрироваться на семейных отношениях героя.

    Предупреждение: будьте внимательны, выбирая незнакомый временной период или место. Здесь легко ошибиться в деталях, и читатель может заметить ваши ошибки.

  4. Изображение с названием Write a Good Story Step 4

    4

    Создайте план сюжета. Создание плана поможет вам понять, что писать дальше. Кроме того, так вы заполните пробелы сюжета еще до того, как начнете. Используйте результаты мозгового штурма и листы персонажей, чтобы составить план истории. Вот несколько способов:[5]

    • Создайте сюжетную схему экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, сворачивания действия и развязки.
    • Составьте традиционный план с основными пунктами в виде отдельных сцен.
    • Напишите краткое содержание каждого сюжета и превратите это в маркированный список.
  5. Изображение с названием Write a Good Story Step 5

    5

    Решите, от какого лица будет написан рассказ — от первого или от третьего. Это может полностью изменить взгляд на историю, поэтому выбирайте обдуманно. Для полного погружения в историю выберите рассказ от первого лица. С другой стороны, повествование от третьего лица подойдет, если вы хотите сделать акцент на одном персонаже, но немного дистанцироваться от истории, чтобы добавить собственную интерпретацию событий. Также можно вести рассказ от третьего лица, которым является всеведущий повествователь, —это даст вам возможность рассказать обо всем происходящем.[6]

    • Повествование от первого лица. Один персонаж рассказывает историю со своей стороны. Так как история является правдой в глазах этого персонажа, его описание событий может быть недостоверным. Например: «Я шел на цыпочках по полу, надеясь не разбудить его».
    • Повествование от третьего лица. Рассказчик передает события истории, но ограничивается взглядом на одного персонажа. При использование этого типа повествования нельзя передавать мысли или чувства других персонажей, но можно добавить свою интерпретацию обстановки или событий. Например: «Она шла по полу на цыпочках, все ее тело напряглось, так как она старалась не шуметь».
    • Повествование от всеведущего третьего лица. Всевидящий рассказчик повествует обо всем, что происходит в истории, включая мысли и действия каждого персонажа. Например: «Когда она прошла на цыпочках через комнату, он притворился спящим. Она думала, что ее тихие шаги не мешали ему, но она ошибалась. Под одеялом он сжал кулаки».

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Good Story Step 6

    1

    В начале обозначьте место действия и представьте персонажей. Посвятите первые два-три абзаца тому, чтобы погрузить читателя в обстановку. Сначала поместите персонажа в окружающую среду. Потом дайте базовое описание места и включите детали, чтобы показать эпоху. Предоставьте читателю достаточно информации, чтобы он мог нарисовать в голове картинку.[7]

    • Историю можно начать следующим образом: «Эстер достала свой учебник по медицине из грязи и тщательно вытерла обложку о подол платья. Смеющиеся мальчишки унеслись на велосипедах, и последнюю милю до госпиталя она прошла в одиночестве. Солнце опускалось на пропитанный дождем ландшафт, превращая утренние лужи в промозглый полуденный туман. Из-за жары ей хотелось отдохнуть, но она знала, что учитель использует опоздание как предлог, чтобы отстранить ее от обучения».
  2. Изображение с названием Write a Good Story Step 7

    2

    В первых нескольких абзацах обозначьте проблему. Проблема послужит толчком для развития действия, который запустит сюжет и удержит внимание читателя. Подумайте, чего хочет ваш персонаж и почему он не может это получить. Потом придумайте сцену, которая представит эту проблему. [8]

    • Например, расскажите, что группа Эстер получает возможность поработать с настоящими пациентами, и она хочет, чтобы ее выбрали в качестве одного из учеников, которых допустят к этому. Однако, когда она попадает в больницу, ей говорят, что она может быть только медсестрой. Это закладывает сюжет, где Эстер пытается заслужить место врача-практиканта.
  3. Изображение с названием Write a Good Story Step 8

    3

    Заполните середину истории завязкой. Изобразите персонажа, работающего над проблемой. Чтобы сделать историю интереснее, добавьте два-три испытания, с которыми герой столкнется на пути к кульминации рассказа. Так у читателя будет накапливаться тревожное ожидание, пока вы не раскроете, что проиходит.[9]

    • Например, Эстер может пойти в больницу в роли медсестры, найти своих товарищей, переодеться, чуть не попасться, а потом встретиться с пациентом, который нуждается в ее помощи.
  4. Изображение с названием Write a Good Story Step 9

    4

    Предоставьте кульминацию, которая разрешит проблему. Кульминация является высшей точкой рассказа. Придумайте событие, которое заставит персонажа бороться за желаемое. Потом покажите, победил он или проиграл.[10]

    • В истории Эстер кульминация может произойти, когда она попытается помочь пациенту, который потерял сознание. Так как сотрудники больницы стараются вывести ее из палаты, она выкрикивает правильный диагноз, заставив старшего врача потребовать ее освобождения.
  5. Изображение с названием Write a Good Story Step 10

    5

    Используйте сворачивание действия, чтобы приблизить читателя к заключению. Сворачивание действий должно быть кратким, потому что у читателя не будет столько же мотивации читать дальше, как до кульминации. Используйте последние несколько абзацев, чтобы завершить сюжет и подвести итог того, что произошло после разрешения проблемы.[11]

    • Например, старший врач в больнице может похвалить Эстер и предложить стать ее наставником.
  6. Изображение с названием Write a Good Story Step 11

    6

    Напишите концовку, которая заставит читателя немного поразмыслить. Не стремитесь к идеальному завершению в первом черновике. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы презентовать тему и предположить, какими могут быть дальнейшие действия персонажа. Это заставит читателя задуматься об истории.[12]

    • История Эстер может закончиться тем, что она начнет делать обходы больных с новым наставником. Возможно, она задумается, что могла бы потерять, если бы не нарушила правила ради достижения своей цели.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Good Story Step 12

    1

    Начните историю как можно ближе к концу. Читателю необязательно читать о каждом событии, которое приводит к проблеме персонажа. Он лишь хочет увидеть снимок из жизни героя. Выберите развитие действия, которое быстро вовлечет читателя в сюжет. Это поможет вам убедиться, что история не протекает слишком медленно.[13]

    • Например, лучше начинать с Эстер, идущей в больницу, чем с ее поступления в медицинский колледж. Или даже начать с момента, когда она приходит в больницу.
  2. Изображение с названием Write a Good Story Step 13

    2

    Включите диалоги, которые раскрывают какую-либо информацию о персонажах. Диалоги разбавляют текст, что помогает читателю двигаться вниз по странице. Кроме того, диалог позволяет выразить мысли героя его словами без необходимости включать множество внутренних диалогов. Используйте диалоги на протяжении всей истории, чтобы передать мысли персонажа. Однако убедитесь, что каждый отрывок диалогов продвигает сюжет.[14]

    • Например, этот фрагмент диалога показывает, что Эстер расстроена: «Но я лучшая ученица в группе», — умоляла Эстер. — «Почему они должны обследовать пациентов, а не я?»
  3. Изображение с названием Write a Good Story Step 14

    3

    Наращивайте напряжение, делая так, чтобы с персонажами происходили плохие вещи. Трудно делать пакости своим героям, но без этого история будет скучной. Ставьте перед героями препятствия или трудности, которые отделяют их от желаемого. Таким образом, у них будет мотивация что-то решить, чтобы достичь своей цели.[15]

    • Например, то, что Эстер не пускают в больницу в качестве врача, является для нее ужасным опытом. Аналогично, ей может быть страшно, что ее поймает охрана.
  4. Изображение с названием Write a Good Story Step 15

    4

    Задействуйте пять органов чувств, включая осязаемые детали. Используйте зрение, слух, осязание и вкус, чтобы вовлечь читателя в историю. Сделайте обстановку более динамичной, показав читателю, какие звуки они услышат, какие запахи заметят и какие ощущения почувствуют. Это сделает историю более захватывающей.[16]

    • Например, Эстер может среагировать на запах больницы или звук сигнала машин.
  5. Изображение с названием Write a Good Story Step 16

    5

    Используйте эмоции, чтобы читатель сопереживал истории. Постарайтесь сделать так, чтобы читатели почувствовали ощущения персонажей. Для этого объедините действия героя с чем-нибудь универсальным. Эмоции вовлекут читателя в историю.[17]

    • Например, Эстер по-настоящему упорно трудилась лишь для того, чтобы получить отказ, основанный на формальности. Большинство людей тоже оказывались в подобной ситуации.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Good Story Step 17

    1

    Отложите свою работу как минимум на один день, прежде чем пересматривать ее. Трудно сразу же вносить правки в историю, потому что у вас вряд ли получится заметить ошибки и дыры в сюжете. Оставьте рассказ в покое на один день или дольше, чтобы затем посмотреть на него свежим взглядом.[18]

    • Будет полезно распечатать рассказ, чтобы увидеть его с другой стороны. Попробуйте это сделать, когда будете перечитывать историю.
    • Хорошее решение — отложить работу в сторону на некоторое время. Однако не тяните слишком долго, чтобы не потерять интерес.
  2. Изображение с названием Write a Good Story Step 18

    2

    Прочитайте историю вслух, чтобы услышать места, которые нуждаются в доработке. Читая историю вслух, вы иначе ее воспринимаете. Это поможет вам определить нескладные фрагменты или предложения, которые звучат отрывисто. Прочитайте историю и отметьте, где необходимо внести правки.[19]

    • Можно также прочитать рассказ другим людям и спросить их совета.
  3. Изображение с названием Write a Good Story Step 19

    3

    Получите отзывы от других писателей или людей, которые часто читают. Когда будете готовы, покажите свою работу знакомому писателю, учителю, однокласснику или другу. Если есть возможность, отнесите ее литературному критику или зачитайте на семинаре писателей. Попросите читателей предоставить честные отзывы, чтобы улучшить историю.[20]

    • Отзывы самых близких людей, например родителей или лучшего друга, не всегда бывают объективными — они могут слишком заботиться о ваших чувствах.
    • Чтобы отзыв был полезным, вы должны быть восприимчивы к нему. Если вы думаете, что написали самую совершенную историю в мире, то вы не прислушаетесь ни к одному слову.
    • Убедитесь, что вы даете свою работу подходящим читателям. Если вы пишете научную фантастику, но просите мнение у друга-писателя, который увлекается классической литературой, скорее всего, вы не получите идеальный отзыв.

    Совет: возможно, у вас получится найти группу литературных критиков на сайте Meetup.com или в местной библиотеке.

  4. Изображение с названием Write a Good Story Step 20

    4

    Удалите все, что не раскрывает детали персонажа или не продвигает сюжет. Это значит, что, возможно, вам придется сокращать отрывки, которые вы считаете хорошо написанными. Тем не менее, читателю будут интересны только те подробности, которые важны для истории. Редактируя работу, убедитесь, что каждое сохраненное предложение раскрывает что-либо о персонаже или продвигает сюжет вперед. Удалите предложения, которые не соответствуют этому.[21]

    • Например, предположим, что у вас есть отрывок, где Эстер видит в больнице девушку, которая напоминает ей сестру. Несмотря на то что эта деталь может показаться интересной, она не продвигает сюжет и не раскрывает что-либо значимое об Эстер, поэтому лучше ее сократить.

    Реклама

Советы

  • Повсюду носите с собой тетрадь, чтобы записывать идеи, как только они придут к вам в голову.
  • Не начинайте сразу же вносить правки в работу, иначе вы с меньшей вероятностью увидите ошибки или пробелы в сюжете. Подождите несколько дней, чтобы посмотреть на историю свежим взглядом.
  • Пишите черновики, прежде чем сформировать окончательный вариант. Это очень поможет при редактировании.
  • Диалоги и детали — ключ к написанию потрясающей истории. Поставьте читателя на место персонажа.

Реклама

Предупреждения

  • Не затягивайте историю, добавляя дополнительную информацию, в которой нет необходимости для развития сюжета или персонажа.
  • Не редактируйте рассказ во время написания, потому что это замедлит процесс.
  • Обязательно меняйте длину предложений.
  • Не копируйте вещи из других книг, потому что это плагиат.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 28 311 раз.

Была ли эта статья полезной?

Тренируйтесь на рассказах

Короткие истории никогда не выходили из моды. Практичный формат позволяет читателю ознакомиться с ними очень быстро, не тратя много личного времени – перед сном, за чашкой утреннего кофе, по дороге на работу или в обеденный перерыв.

Маленький объем текста (обычно от 2–3,5 тыс. до 20 тыс. слов) не сковывает автора, а, напротив, позволяет его таланту проявиться в полной мере. Если придуманный мир и действующие лица не умещаются в формат рассказика, но корпеть над целым романом писатель-дебютант пока не готов, можно создать сборник рассказов. Действие будет происходить примерно в одном месте и в одно время, персонажи будут одними и теми же и при этом истории останутся краткими и емкими.

Пробуя свои творческие силы, литератор-новичок может написать любой рассказ – от комедийного до фантастического. Никаких жанровых, стилистических и тематических ограничений нет. Рассказы одинаково успешно пишут авторы реалистической прозы, юмористы, фантасты, сказочники и т.д. Мини-произведения могут быть выдержаны в классическом стиле или оказаться экспериментаторскими, новаторскими. Темы также абсолютно любые.

Если написанный текст получит теплые отзывы, это, бесспорно, вдохновит не прекращать творческую работу. Можно будет продолжить оттачивать мастерство в малых формах или даже замахнуться на целый роман.

Особенности формы

Действие в хорошем рассказе движется стремительно – без пространных диалогов и лирических отступлений, лишних деталей и описаний. Быстрый переход к сути, минимум сюжетных линий (как правило, одна, но бывают и две-три), крутые повороты сюжета и эффектная развязка – главные признаки этой литературной формы.

Образы героев должны быть узнаваемыми, запоминающимися, оригинальными и не одномерными. Пара реплик и ярких штрихов к портрету – и персонаж становится понятен и интересен читающей публике. При этом он должен быть живым, что-то чувствовать и, возможно, как-то меняться на протяжении повествования.

Для начала – читайте

С чего начать, если вы решили попробовать себя в качестве создателя рассказиков? Первый совет, который дают все состоявшиеся литераторы – читать как можно больше.

В мире создано немыслимое количество коротких произведений в самых разных жанрах. Для начала стоит освежить в памяти классиков, а затем и познакомиться с современными рассказчиками. У них можно черпать вдохновение, и они научат вас лаконичности.

Не переусердствуйте с количеством действующих лиц

Персонажей в рассказе не должно быть много. Ведь, опять же, это не роман. Даже в детективных рассказиках подозреваемых, в отличие от объемных произведений, довольно мало.

Масса героев, которые что-то делают в разных локациях коротенькой истории, запутают читателя. И все их конфликты не удастся разрешить за маленькое по объему повествование. Если вы не сможете вырезать ненужные сюжетные линии, тормозящие развитие основной идеи, и убрать лишних персонажей, лучше сразу браться за повесть или роман.

Кроме того, события нужно описывать с одной точки зрения – от лица главного героя или второстепенного персонажа, наблюдающего за жизнью главного героя, либо от лица автора. Дать взгляд на происходящее глазами антагониста или еще одного персонажа-протагониста в данном формате будет сложно.

Поразите началом и финалом

Начать рассказ надо с чего-то неизбитого, необычного, внезапного. Это может быть какая-то тайна или интересная проблема, требующая незамедлительного решения.

Кстати, не обязательно первый абзац останется неизменным после того, как вы завершите свою работу. Возможно, вы перепишите его, когда закончите свой опус. Но в любом случае вступление и завязка должны привлекать внимание, интриговать читателя, провоцировать вопросы, а также предвещать дальнейшие события.

Финал небольших литературных форм обычно неожиданный, пробуждающий у читающей публики ярчайшие эмоции. Не менее важно, чем эффектное окончание – разрешение центрального конфликта. Неопределенность редко когда уместна для завершения прозаического произведения любого формата. Впрочем, концовка может быть и открытой, когда читатель сам собирает воедино все выводы. Также она может быть окончательной (с понятным исходом) или кольцевой (возвращающей к началу истории через образ либо действие).

Разработайте структуру

Прежде чем приступить к созданию текста, желательно написать план рассказа. В него надо включить перечень действующих лиц, содержание сюжета, а также примерное начало и концовку истории – это самые важные части текста, его ударные акценты.

Сочиняя будущий мини-шедевр, необходимо избегать долгого введения. Это не роман. Привлечь аудиторию нужно буквально с первых строк.

В остальном структура малой и большой прозы примерно одинакова:

  1. Вступление с представлением героев, времени и места действия.
  2. Завязка, служащая началом главного конфликта.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация – пик действия или драматически напряженный поворот сюжета.
  5. Развязка – последствия кульминации.
  6. Заключение, в котором история завершается.

Конечно, вы имеете полное право на эксперимент. В литературе есть примеры, когда история начинается с конца или не имеет четко выраженного конфликта.

Отредактируйте себя

Литературный дебют – почти как родной ребенок. Все в нем кажется замечательным и совершенным.

Однако буквально каждое предложение можно улучшить при помощи тщательной редактуры. Надо лишь не жалеть «резать» созданный с такими стараниями, с душой и полной самоотдачей шедевр. Помните – правки пойдут только на благо.

Так что, последняя точка в вашем рассказике не означает завершения работы. Первый готовый вариант – далеко не финальный.

Прежде чем редактировать написанный материал, стоит на время вообще забыть про него – на несколько дней, а лучше на неделю. После перерыва вы взглянете на свой труд свежим взглядом. Так легче заметить логические ошибки, неувязки в сюжете, неестественные диалоги, ненужных персонажей и просто лишние или повторяющиеся слова. Каждая строка должна развивать действие либо как-то характеризовать персонажа. Иначе ее следует исключить.

Главное – быть при этом объективным, строгим и даже беспощадным к себе. Скажите честно – захотели бы вы сами прочитать такой рассказ, не скучен и не банален ли он.

Как написать хороший рассказ

Итак, резюмируем. Чтобы написать свой первый рассказик, нужно:

  1. Много читать и учиться у предшественников.
  2. Определиться с темой произведения.
  3. Создать несколько многогранных героев, за которыми будет интересно наблюдать.
  4. Продумать завязку и финал.
  5. Составить план текста и, опираясь на него, написать свое произведение.
  6. Отредактировать написанное (если понадобится, несколько раз). Для контрольной проверки прочитать текст вслух.
  7. Придумать креативный, интригующий заголовок. Сочинять его лучше в последнюю очередь, когда перед вашими глазами будет полное повествование. Обычно заглавие создает интригу либо обозначает ключевых героев, темы или объекты истории.
  8. Выслать рукопись литературному журналу или издательству, которое специализируется на коротких рассказах, либо представить ее на литконкурс. Еще один способ донести свой труд до читателей – разместить его в интернете (в своем блоге, на писательских сайтах или в онлайн-журналах). Предварительно нужно уточнить требования к рукописи в каждом конкретном случае (тематика, минимальный и максимальный объем и т.п.).

Если вы хотите пойти по стопам раннего Чехова, Аверченко и Зощенко, обязательно посмотрите это видео. Оно подскажет начинающим авторам комедийных рассказов, как сделать текст смешнее.

Как написать рассказ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Филатова Т.В. 1


1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа-30» (МБОУ ИЕГЛ «Школа-30») Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа-30» (МБОУ ИЕГЛ «Школа

Соловьева Н.В. 1


1МБОУ ИЕГЛ «Школа-30»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Все больше люди сегодня становятся “рассказчиками”. Так складывается жизнь — проще и быстрее “переговорить” на ходу, на бегу. Пишем мы совсем мало и очень редко.

Но выражать свои мысли в письменном виде — грамотно, эффективно и интересно — по-прежнему, очень важно. Особенно, если ты еще учишься в школе, и впереди тебя ждут сначала школьные изложения и сочинения, проекты, презентации и доклады, а потом поступление в ВУЗ, устройство на работу и прочие важные жизненные этапы.

Письменный текст есть во всем, что мы делаем. И от того, как он написан, часто зависит успех нашего дела: поставят ли нам хорошую отметку, услышат нас или нет, поймут ли нас правильно, убедим ли мы других, поверят ли нам.

В этой научно-практической работе я решила разобраться, как писать просто и эффективно, как доносить свои мысли и выражать себя.

На примере нескольких собственных творческих работ для разных конкурсов, которые проходили в 1 и 2 классах, а также благодаря своему давнему желанию написать книгу с веселыми рассказами для детей, я попыталась разработать пошаговый алгоритм создания литературного текста — рассказа.
Актуальность моего исследования и практической работы по написанию рассказов очевидна. Я полагаю, что выводы и навыки, которые я приобрету, изучая этот литературный жанр, в будущем помогут мне легко писать и эссе, сочинения, сказки, сценарии, готовить доклады, формировать презентации.

Хочу сразу оговориться — все вышеперечисленные виды текстов и художественных произведений, конечно, имеют собственные нюансы и отличия друг от друга. Но структура произведений и этапы работы над ними довольно схожи, поэтому текущая тема поможет мне разобраться в универсальных принципах создания любого текста.

Цель

В настоящей работе я поставила перед собой цель научиться писать рассказы и другие тексты (например, сказки для школьных конкурсов), так, чтобы это:

Было интересно мне и окружающим;

Доносило мои чувства и мысли верно;

Удавалось мне без ожидания “писательской музы”;

Не отнимало много времени.

Ну и конечно, научиться писать просто, ясно, образно.

Задачи

Для того, чтобы достичь поставленной цели, мне нужно решить следующие задачи:

Изучить теоретические вопросы — из каких частей состоит любое произведение.

Как придумать, ввести и не потерять героя.

Понять, что делает произведение интересным.

Выяснить, какие языковые средства делают произведение ярким, гармоничным, полным, выразительным.

Как добиться, чтобы рассказ выглядел законченным.

Можно ли выстроить алгоритм написания рассказа.

Понять, как структура помогает писать.

Также я поставила перед собой задачу — закончить работу над сборником веселых историй о животных, который я начала писать перед выпуском из детского сада.

Челлендж (вызов) этого года для меня — издать эксклюзивный тираж этого сборника и подарить книгу своему классному руководителю, своей школе в лице комиссии НПК, а также своим родным (в первую очередь, бабушкам) и близким друзьям.

Глава 1. Что такое рассказ и каковы его основные составляющие. Алгоритм работы над рассказом

1)Признаки рассказа как жанра художественной литературы

Рассказ – это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с одним или несколькими героями. При этом изображаются кратковременные события.

Можно выделить следующие признаки рассказа:

Небольшой объём;

Ограниченное число действующих лиц;

Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя;

В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни героя;

Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем;

По количеству страниц рассказ может быть и объемным , но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.

Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя;

В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.

Рассказы имеют меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос.

2)Алгоритм работы над рассказом

Перед написанием любого рассказа важно продумать алгоритм работы над его созданием. Многие авторы используют девять основных шагов:

Идея и тема

Важно определить основную мысль (тезис) рассказа — то, ради чего он будет писаться, понять какую идею мы как авторы хотим заложить в рассказ, т.е. некое простое убеждение, которое нам хочется раскрыть. В конце рассказа герои ведь научатся чему-то, чего-то достигнут, сделают определенные выводы. Какими будут эти выводы — это мы должны понять для себя в самом начале работы над рассказом.

Сюжет

Поняв основную мысль, мы должны набросать сюжет, по которому потенциальные герои придут к этой мысли и выводам — ту канву повествования, где всё логически и композиционно связано и вытекает одно из другого. Именно сюжет обозначает последовательность событий в рассказе.

Главное условие в сюжете – занимательность и динамичность. Приоритет стоит отдавать диалогам. Нужно стараться выражать чувства героев ИХ словами, а не своими.

Основной конфликт

Это та “изюминка”, которая будет двигать весь сюжет рассказа. Итогом разрешения конфликта станет кульминация — самый главный напряженный момент в произведении, когда особенно ярко выявляются сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества.

Герои

Герои должны быть интересными, индивидуальными, яркими. Читатели должны их четко представлять, не путать их между собой. Каждый герой должен обладать своим характером, особенностями речи, самобытностью, поведением в определенных сложных ситуациях. Работа над созданием и обдумыванием образов героев очень важная и иногда занимает треть всей работы над рассказом.

Трехактная структура — “скелет” рассказа

Уже сейчас в начальной школе мы довольно много работаем с готовыми, уже написанными текстами, и знаем, что любой текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу, его можно разделить на смысловые части и даже их озаглавить.

Одна из важных задач в начале работы над текстом на наших уроках — это составление плана текста, который выглядит примерно так:

Прочитать текст.

Разделить текст на смысловые части (абзацы).

Определить начало, основную часть и концовку.

Озаглавить каждую часть текста.

Озаглавить весь текст.

Так, становится очевидно, что любой художественный текст (в том числе и рассказ) состоит из:

Начала (мы будем называть его Вступлением или Завязкой). Около 20% рассказа.

Основной части. Обычно в среднем это 60% рассказа.

Концовки (мы будем называть ее Заключением или Развязкой). Это 20% всего объема.

Итак, формула рассказа довольно проста — вступление, приключение, финал. Вступление должно быть интересным, а финал — весомым. Вступление заманивает читателя, а финал заставляет его обдумывать рассказ еще некоторое время после прочтения.

Вступление (завязка)

Часть текста, которая определяет характеры и действия героев. В ней начинается (или завязывается) конфликт, который и будет двигать все развитие сюжета. Сюжета без завязки быть не может – тогда это уже не сюжет.

Основная часть (развитие сюжета)

Название говорит само за себя — развиваются сюжетные линии, их переплетения, намечаются возможные последствия тех или иных событий. На этом этапе читатель начинает активно сопереживать героям и пытается предугадать дальнейшее развитие сюжета.

Кульминация

Самая важная и яркая точка, когда события могут пойти как по одному пути, намеченному героями или автором, так и по абсолютно другому. А это в итоге может породить в финале два радикально отличающихся друг от друга сюжета. Это как чаша весов – куда всё качнётся? Момент, который разрубает клубок проблем и противоречий.

Заключение (развязка)

Все сюжетные линии сходятся в одной точке, разрешаются конфликты и недоразумения между персонажами, они что-то находят для себя, их дальнейшая жизнь становится более или менее ясной. Зло, как правило, наказывается, а Добро, если и не торжествует, то, по крайней мере, не несет сильного ущерба. Если развязка трагическая, то и трагедия персонажей служит делу Добра и Света.

Композиция — одеваем “скелет” в одежды

На этом этапе мы вносим в рассказ те характеристики героев, которые помогут более масштабно раскрыть нашу тему, а также добавляем дополнительные аргументы и факты. Иными словами, мы наполняем текст интересными деталям, подробностями, смыслами.

Название

Придумывать заголовок лучше после того, как рассказ дописан до конца. Если сначала озаглавить текст, а потом писать рассказ, то есть вероятность, что рассказ не будет соответствовать названию совсем.

Стилистика и сильный слог

У каждого автора свой стиль. Иногда мы берем книгу, не глядя на имя писателя, и сразу понимаем, кому она принадлежит. У каждого состоявшегося автора есть свой стиль, который чувствуется.

Чтобы сделать свой рассказ запоминающимся нужно работать над выразительностью своей письменной речи — подбирать слова, которые цепляют, которые интересно читать, использовать образы, метафоры и фразеологизмы, работать с синонимами, вычищать слова-повторы.

Хороший писатель просто обязан грамотно писать, знать литературные нормы, иметь богатый словарный запас и выразительную речь.

Это очень важный критерий, который пробуждает интерес к содержанию написанного. Сухие слова, отсутствие личных впечатлений обедняют содержание и, напротив, наличие эмоциональных акцентов и других уместных “красивостей” обогащают его.

Редактирование текста

Написать текст рассказа — это еще полдела. Следующий этап — редактура. Этот этап обязателен, его нельзя пропустить.

Редактировать текст — это перечитывать его, исправлять ошибки и улучшать. В процессе этого нужно проверить:

логику изложения. Все ли детали и развитие сюжета подчинено одной теме или мы собрали столько деталей, что хватит на целую серию романов;

запятые, ошибки, опечатки. Самое простое здесь — перечитать свежим взглядом и посмотреть, какие слова подчеркивает красным цветом Word;

стилистику. Легко ли читается наш текст? Не слишком ли сложные предложения мы написали? Насколько точно переданы идеи, которые мы в текст вложили? Написано все это простыми словами или витиевато, и мы сами не понимаем, что имели ввиду?

Многие авторы пишут о таком лайфхаке: после создания текста имеет смысл отодвинуть процесс его редактирования на сутки. Через день смотришь на свой текст совершенно новым взглядом — и лучше видны все его слабые и сильные места.

На основе вышесказанного я построила схему с основными этапами работы над текстом и представила ее в формате ментальной карты (mind map) (см. в Приложении 1).

3)Сложности, с которыми встречается автор, и основные ошибки

Страх чистого листа

Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в его голове, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится. Очень часто начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий.

Как с этим справиться:

Чтобы избежать этого выше мы определили четкий алгоритм работы с текстом. Теперь остается просто действовать по плану.

Начинать вступление издалека

Это не повесть и не роман, где можно пару страниц любоваться окрестностями, потом упомянуть о бликах восходящего солнца на море, а потом посвятить еще страниц пять на описание старинного замка, к которому летит стая черных лебедей. Должна быть некая интрига, которая заставит читателя задержать взгляд, заинтересоваться: а что будет дальше?

Как с этим справиться:

Сразу переходить к сути конкретной идеи, которую мы хотим донести. Безжалостно убирать все лишние отступления, которые не ведут героя к тем выводам, которые мы хотим донести до читателя в конце рассказа.

Слишком много героев и деталей для одного рассказа

Бывает так, что ведя главного героя по сюжетной линии, автор так увлекается, что начинает описывать слишком детально всю жизнь героя, весь его внутренний противоречивый мир, всех его друзей и знакомых. И не помнит об одном главном тезисе, а иногда в конце рассказа даже забывает его упомянуть.

Как с этим справиться:

Просто стоит вспомнить, что такое рассказ. Это малая литературная форма, в которой один главный герой и несколько второстепенных решают одну проблемы и приходят к одному главному выводу. И снова удаляем все лишнее, возможно даже целые абзацы, которые не несут смысловой нагрузки для подтверждения главной мысли рассказа.

Сухо и кратко излагать только факты

Все-таки рассказ — это художественная литература, поэтому недостаточно просто изложить все факты и выдать сухой остаток в конце произведения. Русский язык богат и красочен, поэтому нужно использовать языковые выразительные средства, чтобы текст был ярким и запоминающимся, чтобы его было читать легко и интересно.

Как с этим справиться:

Писатель должен работать над своим слогом и стилем. Вот шесть правил, которые могут научиться хорошо писать:

1) Визуализируйте то, о чем пишите;

2) Вступайте в диалог с читателем;

3) Редактируйте текст спустя сутки после написания;

4) Всегда проверяйте текст на грамотность;

5) Как можно больше пишите;

6) Как можно больше читайте.

Разобравшись таким образом с тем, что такое рассказ, какие его отличительные признаки, а также составив последовательный алгоритм работы над рассказом, я перехожу к практической части моей работы — созданию сборника историй о животных и прочих работ на конкурсы.

Глава 2. Как я написала свои первые рассказы

Шаг 0. Захотеть и попробовать

Мне с детства было интересно, как авторы пишут свои произведения. Мама читала мне сказки, а я думала, что когда вырасту обязательно напишу свою книгу для детей. Я еще тогда не знала, как к этому подступиться, но очень хотела это сделать.

Когда мне было 5 лет, мне пришла в голову идея написать веселые истории о животных. Я подумала: “А о ком мне бы хотелось писать? Чьи характеры и истории я хотела бы раскрыть, чему научить ребят и себя”.

Первые истории мы писали с мамой просто “как пойдет”, отчего процесс затягивался, придумывалось все очень сложно, герои вели себя нелогично, а конец рассказа не соответствовал начальной идее.

Так мы придумали 3 первых рассказа, которые в прошлом году нам пришлось полностью переработать.

Шаг 1. Фиксировать все идеи в одном месте

Я решила сначала собрать все идеи по будущим рассказам в одном месте и сортировать их, чтобы было удобно с ними работать.

Поскольку я художник, мне удобнее визуализировать все — так я вижу и картину целиком, и мельчайшие детали в частности.

Мама посоветовала мне использовать ментальные карты (mind map) для сбора и фиксации информации по главным героям, их характерам, их приключениям, как они выходят из ситуаций и какие выводы они из этого делают.

Я начала работу над историями о животных с ментальной карты, в которой прописала Алгоритм работы (см. Приложение 1). Постепенно я наполнила каждый блок схемы, дала развернутые характеристики героям, собрала воедино сюжеты, расписала каждый сюжет по трехактной схеме — Завязка, Основная часть, Развязка.

Вот как выглядела ментальная карта с Алгоритмом в середине моего пути (см. Приложение 2).

Шаг 2. Скрупулезно работать с образами героев

Одним из самых интересных, но и самым сложным был этап создания образов героев. В итоге я просто взяла лист А3 и пастель и начала… рисовать.

Вот так и появились Жирафик Задавалкин, Медвежонок Идея, Дятел Стук, Влюбленная семейка Птах, Лиса Колбаса, Кот Обжоркин, Такса Веселякса.

Получившихся у меня главных героев сборника можно увидеть на моем рисунке в Приложении 3.

Теперь нужно было придумать им имена, характеры, любимые занятия, чем они увлекаются, что умеют делать и прочие детали.

В Приложении 4 можно увидеть более детально фрагменты создания образов главных героев.

Теперь дело с рассказами пошло быстрее — ведь стало ясно, у кого какие ценности, кто как разговаривает. И если возникали спорные моменты в работе над сюжетом, достаточно было просто обратиться к этим характеристикам.

Шаг 3. Продумать общую композицию сборника из 7 рассказов

Поскольку я решила написать несколько произведений об одних и тех же героях, сначала мне нужно было придумать общую идею, которая бы раскрыла характеры каждого героя, сделать так, чтобы герои переплетались в рассказах, чтобы на страницах сборника они учили и помогали друг другу.

Тогда я решила, что раз у меня получилось 7 главных персонажей, значит будет 7 рассказов, в каждом из которых главным героем выступит один конкретный персонаж, а остальные помогут ему сделать главный вывод.

Кроме этого, чтобы рассказы не были похожими друг на друга, и учили читателей разным ценностям, я предварительно очень кратко набросала на ментальной карте основные тезисы каждого рассказа (см. Приложение 5).

Шаг 4. Проработать сюжеты отдельных рассказов

Далее я приступила к работе над сюжетами каждого отдельного рассказа.

Помните, я уже упоминала, каково это было писать рассказ, не имея плана? Изучив теоретические вопросы, связанные с написанием рассказа, я стала набрасывать сюжет в формате трехактной структуры — кратко, но так, чтобы был ясен ход событий.

Пример такого наброска смотрите в Приложении 6 — План рассказа про Таксу Веселяксу.

Шаг 5. Написать рассказы, “надев на скелеты одежду”

Пришла очередь “самого сложного” этапа — написать рассказы. На практике это оказалось намного проще, ведь у меня уже были:

Проработаны главные герои — описана их внешность, характеры, интересы, как они разговаривают. Если возникали сложности с репликами или мотивами поведения, я просто обращалась к своим наработкам и сверялась, может ли этот герой так сказать или так себя повести.

Проработаны все сюжеты вместе и по отдельности, выделены главные тезисы каждого рассказа. Я знала, к чему должна привести читателя в конце каждого сюжета, какие выводы мы с героями и читателями должны сделать, чему научиться.

Определены признаки рассказа как жанра [Глава 1. п.1]. Я постоянно с ними сверялась: много отвлечений от главного тезиса — убираем, слишком много пишу своих мыслей от автора — перевожу эти части текста в диалог героев, рассказ получился на 5 листов — смотрю, какие абзацы можно удалить без потери главного тезиса.

Удивительно, как легко и быстро были написаны черновики рассказов!

Шаг 6. Усилить рассказы яркими выразительными средствами, добавить стилистические приемы

После того, как первые черновики рассказов “отлежались”, я приступила к наполнению рассказов интересными и выразительными средствами — необычные сравнения, шутки, метафоры, перифразы известных поговорок и другие. Тестировала все на папе — читала ему вслух и отслеживала реакцию: если папа смеялся или улыбался, оставляла в тексте, если удивленно переспрашивал — редактировала или удаляла.

Шаг 7. Отредактировать готовый рассказ

Потом настала очередь редактуры. Я еще раз перечитала готовые рассказы. Снова проанализировала, не осталось ли чего-то лишнего, не относящегося к основной теме. Потом проверила грамотность в Ворде. Потом попросила маму отредактировать все стилистические неточности.

Рассказы были готовы.

Шаг 8. Придумать заголовки к каждому рассказу

Я снова обратилась к Главе “Признаки рассказа”, уточнила, какими должны быть названия — запоминающимися, в которых уже содержится часть ответа на главный тезис.

Мне понравилось придумывать названия. Это было довольно весело. Мы с мамой придумывали по несколько заголовков к каждому рассказу и отбирались лучший вариант.

Шаг 9. Сделать иллюстрации к рассказам

Я подумала, что книга не завершенной, если в ней не будет рисунков. Поэтому для каждого рассказа я сделала по одной зарисовке — так, как я вижу главных героев в сложившихся ситуациях.

Шаг 10. Сверстать готовую книгу и отдать на печать

Сразу признаюсь, что это сделала мама, привлекая меня частично к работе. В будущем мне было бы интересно освоить и эту сторону дела.

Так, я написала и издала свою первую книгу. Результат моих усилий вы можете посмотреть — https://disk.yandex.ru/i/fjlizgR3aqSU5A

Как я использовала полученные знания и навыки в дальнейшем — Экосказка для конкурса

Я хочу еще очень кратко показать, как я применила полученные навыки при написании рассказа для конкурса творческих работ “Эко сказка”, проводимого ООО “Нестле Россия” в мае 2020 года.

Изучив Положение о конкурсе, мы набросали ментальную карту с этапами работы над сказкой (см. Приложение 7).

Из Положения следовало, что на конкурс принимаются работы на тему взаимоотношений человека и природы, раскрывающие зависимость здоровья человека от здоровья окружающей среды. Также четко был определен формат подачи конкурсных работ — не более 2 страниц формата А4, включая рисунки.

Стало ясно, что нужно написать рассказ размером не более двух страниц. Тема — почему важно заботиться о природе. Жанр — сказка. Рисунки — приветствуются.

За основу сказки мы взяли реальную историю наших друзей, о которой написала пост подруга мамы.

Главным героем я выбрала Егорку. Нашла веселый рисунок в интернете. Описала его внешность, придумала ему черты характера, поняла его мотивацию.

Для создания сюжета я применила трехактную композицию — завязку, основную часть, развязку.

Поскольку в конкурсе участвовали сказки, я внесла сказочный элемент в основную часть рассказа — во сне к Егорке пришла капелька и они проговорили всю ночь.

Заголовком я выбрала реальную фразу мальчика Ильи — прототипа Егорки. Она очень гармонично вписалась в сказку.

Вот такой рассказ у меня получился — см. Приложение 8.

Главные итоги и выводы, которые я сделала, когда писала эту работу:

Я четко понимала структуру работы над текстом и знала, с чего начать и как довести до конца.

Не было никаких страхов и ступора “чистого листа”.

Я прошла по этапам разработанного алгоритма — это было не сложно и интересно.

Я потратила на это всего около полутора часов.

Я получила огромное удовольствие и от процесса, и от результата.

Заключение

С текстом мы сталкиваемся ежедневно — на учебе, в работе, даже для постов в соцсетях… Часто по текстам нас оценивают, составляют мнение о нас. Почему же иногда трудно написать текст? Ведь хочется уметь писать так, чтобы люди нас понимали, хотели читать еще и еще.

Если говорить просто, умение писать — это способность создавать тексты, которые легко читаются, доставляют удовольствие от стиля изложения, позволяют узнавать что-то новое или по-новому открывать для себя уже известные факты. Такими должны быть не только литературные произведения, но и школьные сочинения, в том числе.

Глупо ждать вдохновения для написания текстов. Ведь нельзя же будет сказать своему школьному учителю: “Наталья Васильевна, сочинение я не написала, у меня вдохновения не было.

Просто надо разобраться, как пишутся тексты, в том числе и малые формы — рассказы, сказки, эссе, сочинения — и разработать алгоритм действий. А потом просто следовать по пунктам этого алгоритма. И когда дойдешь до последнего пункта, увидишь и удивишься — текст уже написан!

И еще хочется сказать, что сильный текст = “простой” текст. Он состоит из простых слов, ясных мыслей, четких образов. Но чтобы его суметь написать так, чтобы не отпустить читателя до самой последней буквы, нужно много работать над собой — визуализировать и фантазировать, подмечать все, даже самые незначительные детали, быть грамотным, развивать свое языковое чутье, как можно больше читать самому.

Ну и конечно, писать. Просто разрешить себе писать и делать это постоянно и с удовольствием.

Теперь я знаю, с чего начать подготовку, как написать первые строки, как не бросить на полпути, как сделать так, чтобы рассказ получился логичным и завершенным, и в то же время интересным.

Список литературы

Багненко В. Как написать интересный рассказ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://bagnenko.name/

Врублевская Г. Как писать прозу. Полный курс для начинающих. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mangadream.ru/wp-content/uploads/2021/03/Vrublevskaya_G._Kak_Pisat_Prozu_Polnyiyi_.a4.pdf

Кинг В. Как написать кино за 21 день. — Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2019.

Мельникова В.А. Рассказ как жанр литературы. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://literatura-ege.ru/%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B/rasskaz/

Сарычева Л. Уступите место драме. — Москва, Бомбора, 2021.

Сахаров И. Семь удивительно простых советов, как научиться писать потрясающие тексты с нуля. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://courseburg.ru/news/7_udivitelnyh_sovetov_kak_nauchitsya_pisat_potryasauschie_teksty-p4522.html

Чуковский К.И. Живой как жизнь. Рассказы о русском языке. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://chukovskiy.su/proza/zhivoj-kak-zhizn/

Шуст А. Текст, который продает. — Москва, Издательство АСТ, 2019.

Приложение 1

Рис. 1. Алгоритм работы над рассказом — основные этапы

Приложение 2

Рис. 2. Ментальная карта Сборника рассказов о животных

Приложение 3

Рис 3. Визуализация образов героев для Сборника рассказов о животных

Приложение 4

Рис. 4. Фрагменты из Ментальной карты Сборника рассказов о животных

с описанием характеров главных героев

Приложение 5

Рис. 5. Распределение основных тезисов по 7 рассказам Сборника о животных.

Приложение 6

Рис. 6. План рассказа про Таксу Веселяксу в форме трехактной структуры.

Приложение 7

Рис. 7. Ментальная карта с этапами работы над Экосказкой для конкурса ООО “Нестле Россия”

Приложение 8

Конкурсная работа — Экосказка “Запах чистоты”

ЗАПАХ ЧИСТОТЫ

(Сказка, основанная на реальных событиях)

Живет в нашем дворе Егорка — веселый рыжий мальчишка. А веснушки у него такие большие, что бабушки говорят, будто его солнышко поцеловало.

 

Егорке 10 лет, почти как мне, и учится он в третьем классе. В школе у него самый любимый предмет — “окружайка”, и не напрасно, ведь он любит собирать разных жучков, червячков и ящериц, а потом болтать с ними как с настоящими друзьями.

Как-то весенним утром, еще в темноте, Егорка пошел в школу. “Вау! Класс! Весна идет, снег почти растаял!” — подумал мальчишка спросонья.

Когда закончились уроки, он пошел домой. Придя в свой двор, он очень сильно удивился, ведь никогда раньше не думал, что их двор может быть настолько грязным — повсюду валялись пластиковые бутылки и мусор, оставленный зимой. Грустный вернулся Егор домой.

Мальчик лег спать, но долго не мог заснуть — он вспоминал картину, увиденную во дворе. Но вскоре все равно задремал. И приснился Егорке сон.

Маленькая капелька запрыгнула на бортик кровати и, свесив ножки, начала разговор.

Ты уже видел, что творится повсюду?

Даааа… Столько мусора во дворе!

И не только в твоем! Это сейчас везде! Грязно, некрасиво! А как вредно для планеты и людей!

Ой, а расскажи мне, пожалуйста, почему?

Вся грязька непременно попадет в землю, в воду, в воздух. И человеку придется пить грязную воду, дышать грязным воздухом и питаться растениями, выращенными на грязной земле. Какое уж тут здоровье…!

Егорка проснулся с криком “Аааа”. Хоть и была суббота, но он больше не смог уснуть. Он долго лежал с открытыми глазами и думал, почему сон был так похож на реальность. Мальчик встал, попросил у мамы перчатки и мешки для мусора. Не позавтракав, побежал на улицу. Позвал своих друзей, и вместе они собрали весь мусор, валявшийся во дворе.

Вернувшись домой, уставший, но довольный, Егорка сказал маме: “Я насладился запахом чистоты!”

Просмотров работы: 568

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут распоряжение правильно
  • Как пишут размеры шкафов
  • Как пишут размеры сумки
  • Как пишут размеры сначала ширина или длина
  • Как пишут размеры высота длина глубина