Как пишут русские писатели

На наш прошлый обзор о том, как писать книги, пришло довольно много откликов. И во многих из них был упрёк, что зарубежные авторы не знакомы с российскими реалиями, отечественным менталитетом и широкой русской душой. Именно поэтому сегодня мы публикуем подборку книг отечественных авторов. Таких книг, действительно, не так много, однако даже здесь нас ждали сюрпризы. Но обо всём по порядку.


1011556573

Юрий Никитин. Как стать писателем… в наше время

Первый же вопрос по предыдущей подборке был про отсутствие именно этой книги. Многие российские авторы считают её главным учебником по написанию книг и литературному мастерству. Автор более 150 романов, ежегодный тираж которых превышает 1 миллион экземпляров.

Приёмы мастерства, уроки, примеры — всего этого очень много в книге. Все, кто её прочитал, признали что она была крайне полезна. Очень интересно читать и о мировоззрении Никитина, о его отношении к литературе и творчеству. А самое главное — боевой и воодушевляющий настрой. Крайне ценная книга.

Единственным минусом, той самой ложкой дёгтя, можно считать только отсутствие какой-либо структуры самой книги, методологической основы. Но и без этого, книга удалась на славу.

Если вы уже читали предыдущую реинкарнацию этой книги «Как стать писателем», то нового материала для вас будет не так много.


1009584725

Михаил Ахманов. Литературный талант. Как написать бестселлер

Книга от писателя, у которого опубликовано больше полусотни книг. Общий тираж — больше 2 миллионов экземпляров. Об этом написано на обложке. Автор, не обласканый критиками, без большого списка наград, но умеющий работать.

Очень интересна позиция книги. Ахманов, в противовес Никитину, заявляет, что писатель — это дар, и стать писателем дано не каждому. Ещё одно противоречие — для кого писать: для себя или для читателя. Никитин считает, что ориентироваться надо на читателя, а Ахманов, напротив, убеждён в том, что писать надо для себя. Обе точки зрения имеют право на существование, вам выбирать какая из них ближе к вашему мировоззрению.

О самом содержимом книги можно сказать только одно — очень полезный и качественный материал. Бестселлер написать вряд ли поможет, но литературный уровень поднять сможет точно.


1013641187Константин Паустовский. Золотая роза

Именно эта книга стала открытием нашего сегодняшнего обзора. Многие со школы помнят Паустовского как автора произведений о Мещерском крае, заячьих лапках и еловых шишках. На самом деле Константин Георгиевич признанный мастер мировой литературы, номинированный на Нобелевскую премию. Десять лет он преподавал прозу в Литературном институте, был заведующим кафедрой литературного мастерства. Именно большой талант совместно с преподавательской деятельностью позволили создать уникальную повесть о писательском труде.

Сложно оценивать книгу признанного гения, классика российской литературы, поэтому мы просто рекомендуем вам как минимум прочитать эту книгу и самостоятельно решить насколько она полезна. Подсказка: полезна.


1011698647Нора Галь. Слово живое и мертвое

Без этой книги наш короткий обзор просто не мог состояться. Великий переводчик и редактор очень доступно рассказывает о том, как нужно обращаться с русским языком. Формально эта книга не про написание текста, но как минимум прочитать, а ещё лучше — держать её у себя на столе, нужно каждому работающему с русским языком. Блистательно написанная книга. Буквально не читается, а проглатывается.

Обязательна к прочтению.


Михаил Веллер. Слово и профессия.

Мы очень долго думали — включать или не включать эту книгу в обзор. С одной стороны, знаменитый автор составил практически энциклопедию успеха в литературе. С другой, книга получились весьма специфической. Однозначно она будет интересна всем почитателям таланта Веллера, но если вдруг вы не относитесь к этой категории, то с прочтением могут быть проблемы.

Большинство положительных примеров и приёмов показаны на произведениях самого Михаила Веллера, при этом к другим авторам, в том числе классикам, он относится без особого пиетета.

Но не смотря на всё вышесказанное, книга всё же заслуживает изучения. Если отбросить личное мнение автора и лирические отступления, то можно почерпнуть очень много полезного.


У нас в запасе осталось книг ещё на одну подборку, и если вы знаете достойные книги о писательстве, пожалуйста, пришлите нам свои рекомендации, мы постараемся включить их в подборку. А может быть даже сделаем отдельный обзор книг, отобранных сообществом.

Составил Кирилл Головастиков

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Портрет художника эпохи СССР

Языки архитектуры XX века

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Портрет художника эпохи СССР

Языки архитектуры XX века

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Все курсы

Спецпроекты

Автор среди нас

Антология современной поэзии в авторских прочтениях. Цикл фильмов Arzamas, в которых современные поэты читают свои сочинения и рассказывают о них, о себе и о времени

Господин Малибасик

Динозавры, собаки, пятое измерение и пластик: детский подкаст, в котором папа и сын разговаривают друг с другом и учеными о том, как устроен мир

Где сидит фазан?

Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин

Путеводитель по благотвори­тельной России XIX века

27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи

Колыбельные народов России

Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов

История Юрия Лотмана

Arzamas рассказывает о жизни одного из главных

ученых-гуманитариев

XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»

Волшебные ключи

Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях

Наука и смелость. Второй сезон

Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими

«1984». Аудиоспектакль

Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»

История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим

Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах

История игр за 17 минут

Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр

Истории и легенды городов России

Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова

Путеводитель по венгерскому кино

От эпохи немых фильмов до наших дней

Дух английской литературы

Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле

Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни

Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров

Советская кибернетика в историях и картинках

Как новая наука стала важной частью советской культуры

Игра: нарядите елку

Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю

Что такое экономика? Объясняем на бургерах

Детский курс Григория Баженова

Всем гусьгусь!

Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками

Открывая Россию: Нижний Новгород

Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области

Как устроен балет

О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета

Железные дороги в Великую Отечественную войну

Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка

Война
и жизнь

Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет

Фландрия: искусство, художники и музеи

Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все

Еврейский музей и центр толерантности

Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах

Музыка в затерянных храмах

Путешествие Arzamas в Тверскую область

Подкаст «Перемотка»

Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке

Arzamas на диване

Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas

Как устроен оркестр

Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера

Британская музыка от хора до хардкора

Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах

Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию

Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта

Новая Третьяковка

Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах

Видеоистория русской культуры за 25 минут

Семь эпох в семи коротких роликах

Русская литература XX века

Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры

Детская комната Arzamas

Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами

Аудиоархив Анри Волохонского

Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда

1960-х

 — начала

1970-х годов

История русской культуры

Суперкурс

Онлайн-университета

Arzamas об отечественной культуре от варягов до 

рок-концертов

Русский язык от «гой еси» до «лол кек»

Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах

История России. XVIII век

Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей

Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур

Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции

Что такое античность

Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях

Как понять Россию

История России в шпаргалках, играх и странных предметах

Каникулы на Arzamas

Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе

Русское искусство XX века

От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео

Европейский университет в 

Санкт-Петербурге

Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих

Пушкинский

музей

Игра со старыми мастерами,

разбор импрессионистов

и состязание древностей

Стикеры Arzamas

Картинки для чатов, проверенные веками

200 лет «Арзамасу»

Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю

XX век в курсах Arzamas

1901–1991: события, факты, цитаты

Август

Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел

Идеальный телевизор

Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей

Русская классика. Начало

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Для меня не существует идеи вне человека, для меня именно он является творцом всех вещей и всех идей, именно он — чудотворец и в будущем владыка всех сил природы. Самое прекрасное в мире нашем то, что создано трудом, умной человеческой рукой, и все наши мысли, все идеи возникают из трудового процесса, в чем убеждает нас история развития искусства, науки, техники. Мысль приходит после факта. Пред человеком я потому «преклоняюсь», что, кроме воплощений его разума, его воображения, его домысла, — не чувствую и не вижу ничего в нашем мире. Бог есть такая же человечья выдумка, как, например, — «светопись», с той разницей, что «фотография» фиксирует действительно сущее, а бог — снимок с выдумки человека о себе самом как о существе, которое хочет — и может — быть всезнающим, всемогущим и совершенно справедливым.

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Художественный стиль

Определение 1

Функциональный стиль языка представляет собой особую его разновидность, которая характеризуется привычной совокупностью тех или иных речевых средств выражения мысли, обусловленной нуждами коммуникации.

Функциональные стили складываются исторически, в ходе развития языка, усложнения речевой практики и расширения сфер деятельности человека.

Специфическое место среди всех речевых стилей принадлежит художественному. С одной стороны, он выступает эстетическим феноменом, характеризуется образностью, эмоциональностью и выразительностью, а с другой — синтезирует стилевые возможности иных функциональных разновидностей языка для реализации замысла автора.

Общие принципы стиля русской художественной литературы складывались на протяжении XVIII-XIX вв., испытывая влияние древнерусской литературы и фольклора.

Подготовься к ЕГЭ и ОГЭ

Разбор ошибок в домашних заданиях с преподавателями, которые прошли через экзамен и знают все тонкости формата

Узнать подробнее

Становление стилевых принципов в литературе XVIII в.

Русская светская литература зарождается во времена расцвета классицизма. Классицистическая поэтика оказывает серьезное влияние на речевую организацию художественных произведений. Одним из значительных достижений в этой области является теория «трёх штилей», разработанная М.В. Ломоносовым. В основе её лежит представление о единых принципах организации стилистически окрашенных средств языка. Они упорядочиваются на основании сферы использования — принадлежности к иерархии жанров, среди которых выделяются высокие, средние и низкие. Для первых характерна только книжная лексика с обилием церковнославянских элементов, для вторых — смешанная, а в третьих возможно использования просторечия и народного языка.

Ограничивая стилевую свободу и разнообразие, эта теория способствовала выработке единых художественных принципов письма.

К началу XIX в. господствовавшая стилевая иерархия расшатывается. В жанры высокого стиля проникают элементы разговорной речи. Этот процесс характерен для поэзии Г.Р. Державина. В то же время активно идёт поиск новых средств выражения, формирования «языка чувств», необходимого в поэтике сентиментализма. Новаторство Н.М. Карамзина связано с попыткой реформирования системы русской стилистики с опорой на западноевропейские образцы. Это, в свою очередь, вызвало резкое неприятие сторонников языковой чистоты, пуристов, увидевших в этом угрозу национальной самобытности.

«Особенности стиля языка русских писателей» 👇

Особенности стиля языка русских писателей, утвержденные А С. Пушкиным

Основные требования к языку художественной прозы были сформулированы А.С. Пушкиным, поэтические и прозаические произведения которого остаются эталонными для русской литературы. Пушкин не оставил единого теоретического труда, посвященного проблемам русского языка или стилистики, однако мыслями о языке художественной литературы наполнены его критические статьи и заметки.

Принципы, положенные в основу пушкинского представления о языке произведений литературы, заключаются в следующем:

  1. Точность словоупотребления, исключающая многословие, напыщенность и переизбыток средств образности в поэзии, логичность и краткость прозы. Пушкин критикует эпигонов русского романтизма за отсутствие в поэзии мысли, наличие общих мест и поэтических штампов, которые ничего не говорят ни уму, ни чувству читателя и являются по этой причине избыточными.
  2. Главным достоинством языка писателя Пушкин признает, помимо точности, также чувство меры, то есть уместность. Развитый языковой вкус, умение работать над стилем своих произведений, совершенствуя его, по мнению Пушкина, отличает мастера пера от графомана. Поэт считает, что и прозе, и в поэзии необходимо следовать чувству меры в отборе выразительных средств. Каждый эпитет или метафора должны не просто служить средством «украшения», но и нести определенную художественно-смысловую функцию, выступая средством авторской оценки или дополняя образ мира в произведении. На этом основан принцип «нагой простоты» поздней лирики и прозы А.С .Пушкина: писатель скупо использует речевые приемы, однако каждый из них предельно точно характеризует персонажа или обстановку действия.
  3. Простота — ещё одно качество, без которого трудно представить себе поэтику Пушкина. Простота стиля не равна упрощению художественного текста. Она связана с доступностью и понятностью его содержания, со стремлением освободить художественную литературу от семантически опустошенных клише и штампов и придать тексту по-настоящему живую образность.

Воплощённые в языке пушкинской поэзии и прозы эстетические принципы были восприняты русскими писателями как образцы, с опорой на которые развивался художественный стиль. Каждый из писателей внёс свой вклад в расширение возможностей языка художественной литературы. Однако общими принципами стали требования точности, краткости и уместности, которые последовательно воплощаются в произведениях И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова.

Столкнувшись с необходимостью создания азбуки для обучения крестьянских детей, Л.Н. Толстой обратился к народной речи как источнику обогащения речи художественной. Учиться у народа также призывал Н.А. Некрасов, чьи произведения представляют собой образец высокого мастерства в использовании художественных возможностей народнопоэтической речи.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут рок песни
  • Как пишут рецензию на фильм
  • Как пишут рецензии на книги
  • Как пишут репортаж
  • Как пишут ремиксы