Как пишут сжатое изложение

Что такое изложение и каковы его цели

Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.

Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.

Изложение развивает:

  • мышление и память;
  • словарный запас;
  • умение структурировать текст;
  • способность отделять главное от второстепенного;
  • навыки грамотной письменной речи.

Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.

Телеграм-канал для умных родителей

Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.

Виды изложений

Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.

По степени компрессии текста изложения бывают:

  • подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
  • сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.

По характеру текста:

  • повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
  • описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.

По учебной задаче:

  • изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
  • изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
  • комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.

А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.

Каналы восприятия информации

Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

Есть три канала восприятия:

  • аудиальный;
  • визуальный;
  • кинестетический.

Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

Как найти ведущий канал восприятия информации

Этапы написания изложения для школьника

На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.

Создание черновика

На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.

Во время первого прочтения:

  • визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
  • аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.

В перерыве

  • визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное;
  • аудиалы должны составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.

Во время второго прочтения:

  • визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы;
  • аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи.

Как быстро писать изложение

Делая пометки по ходу прослушивания, не бойтесь оставлять большие пробелы. После вы сможете легко вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.

Корректировка черновика

Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.

Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.

Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.

Работа над чистовиком

Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.

Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.

Как писать краткое изложение

Независимо от вида изложения, текст черновика лучше сократить, чтобы поместиться в оптимальные рамки и избежать «словесного мусора». Разберемся, что такое сжатое изложение и как следует писать его на ОГЭ по русскому языку.

Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.

Сокращать текст можно тремя способами:

1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.

  • В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за молоком, хлебом, овощами и фруктами. — В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за продуктами.
  • «Послушайте, я прошу вас сделать этот отчет не позднее четверга», — сказал мне руководитель отдела. — Руководитель отдела попросил меня сделать отчет до четверга.

2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.

  • Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
  • К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.

3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.

  • Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.

При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.

Критерии оценивания

На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

Баллы за ОГЭ

За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.

Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

Оценка содержания

За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка сжатия

Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка связности

Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка грамотности

Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

  • 1 орфографическая;
  • 1 грамматическая;
  • 2 пунктуационные;
  • 2 речевые.

Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).

Подготовка к изложению ОГЭ

На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.

Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

  • слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
  • заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
  • засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Как написать сжатое изложение на отлично

В заключение — несколько советов школьникам:

  • В изложении важнее передать основную мысль текста, а не использовать точные авторские формулировки. Поэтому если какая-то микротема запомнилась хуже, напишите ее своими словами. Но при этом оставайтесь в рамках авторского стиля.
  • Заранее придумайте свою систему сокращений: слова «поэтому» и «следовательно» можно заменить стрелками, вместо «человек» писать «чел». Это пригодится вам для создания черновика во время прослушивания текста.
  • В последний день перед ОГЭ постарайтесь не заниматься, в это время организму нужен отдых и восстановление. Накануне экзамена можно сходить на прогулку, разгрузить голову, а главное — хорошо выспаться.
  • Если до экзамена еще полгода или год, не стоит думать, что у вас много времени и откладывать подготовку. О том, как правильно писать изложение на ОГЭ, вы должны знать уже в начале 9-го класса, и начать тренироваться нужно за несколько месяцев до важного события.

Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.

Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.

Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.

Как устроено изложение в ОГЭ по русскому языку 2022? Что важно знать об успешном выполнении этого задания? Как оценивается изложение и как к нему подготовиться? Разбираемся в статье.

изложение огэ русский

Как написать сжатое изложение по русскому языку ОГЭ 2022 в 9 классе?

Как происходит написание изложения в ОГЭ по русскому?

Экзамен по русскому языку состоит всего из девяти заданий, первое из которых — изложение. Ученики приходят в пункт проведения экзамена, рассаживаются по своим местам, ровно в 10:00 слушают инструктаж, заполняют бланки, после чего приступают к изложению.

Организатор включает запись, школьники работают в черновиках. Текст изложения они услышат дважды.

За это время ученик должен успеть записать как можно больше важной информации и не упустить ни одну из трёх микротем.

После завершения записи ученики продолжают работать над текстами: дополнять пропуски, дописывать мысли, делать текст связным и логичным. Далее они переписывают текст сжатого изложения в чистовик и приступают к заданиям с кратким ответом.

Понимать, как устроены задания в ОГЭ по русскому очень важно. Все потому, что этот экзамен требует определенного формата решения и выполнения, и знакомство с ним — залог успешной сдачи. На наших курсах подготовки к ОГЭ мы разбираем с учениками особенности каждого задания ОГЭ и критерии их оценивания. Мы также объясняем школьникам, как лучше всего справляться с самыми сложными вопросами и не попадаться в ловушки экзаменаторов. Записывайтесь, если хотите получить высокий балл на ОГЭ!

Как оценивают изложение

Первый критерий — ИК1 — содержание изложения. Если экзаменуемый не упустил ни одной микротемы и не добавил ничего лишнего от себя, то получает 2 балла.

Далее оцениваются приёмы сжатия исходного текста — ИК2 —. В каждой микротеме (всего их три) должен быть применён хотя бы один приём сжатия, о которых мы расскажем чуть позже. За каждый сжатый абзац ученик получает по одному баллу, итого — 3!

Последний критерий — ИК3 — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложений оценивает логику и абзацное членение. Три абзаца, всё логично, стройно, понятно? Ещё два балла в копилочку!

Итого за изложение можно получить целых 7 баллов! Достаточно много за такую несложную работу. 

Не забывайте, что отдельно по десятибалльной шкале будет оценена грамотность изложения и сочинения в совокупности!

Как написать? 8 этапов работы над изложением в ОГЭ по русскому

1. Первое прослушивание

Сразу положите перед собой два черновика и две ручки (запасную на тот случай, если первая ручка перестанет писать).

Во время первого прослушивания очень важно успеть написать как можно больше информации за диктором. Оставляйте большие пробелы между строчками, чтобы потом можно было легко дописать недостающие части.

Заранее разработайте и продумайте систему сокращений слов, которые часто встречаются в изложениях (человек — Ч, любовь — быстро нарисовать сердечко и так далее). Старайтесь выписывать важные слова, которые имеют смысл и передадут содержание текста. Обычно ученикам интуитивно хочется выписывать короткие слова (у, в, под, на, об…), но по таким записям будет сложно восстановить смысл текста.

2. Пауза

Между прослушиваниями будет небольшая пауза. Пока не началась повторная запись, постарайтесь дополнить пропуски, дописать сокращения. Особое внимание обращайте на первое и последнее предложение абзаца — их нужно написать максимально приближенно к оригиналу. 

Внимательно посмотрите на границы микротем: правильно ли вы выделили абзацы. Во время второго прослушивания обратите внимание на паузы между частями — они должны быть более долгими там, где вы начинаете писать с красной строки.

3. Второе прослушивание

Стараемся максимально заполнить все пропуски и пробелы. Помните: сокращать проще, чем дополнить. Лучше записать больше, так как больше прослушиваний не будет: вы будете работать с тем, что успели написать.

4. Корректировка черновика

Когда закончилось второе прослушивание, сразу же заполняйте оставшиеся пропуски, пока не забыли услышанное. Убедитесь, что все слова, записанные на скорую руку, вам понятны. 

Постарайтесь воспроизвести первое и последнее предложение каждой микротемы. Убедитесь, что у вас три микротемы — каждая из них должна начинать какую-то новую мысль.

5. Сжатие текста: сократите написанное

Теперь пришло время применить приёмы сжатия текста, чтобы получить наши заветные три балла! 

Существует три классических приёма сжатия текста, которые никогда не подводят:

  • исключение;
  • упрощение;
  • обобщение.

Разберем каждый подробнее.

1. Исключение. Первый приём — наш верный друг — разрешает нам исключить (то есть просто вычеркнуть) всё ненужное: синонимы, однородные члены, обороты, вводные слова, лишние подробности. Если вы видите, что без этой информации смысл микротемы сильно не меняется — вычёркивайте смело. Но не переборщите: ваше изложение должно содержать не менее 70 слов!

Пример:
Безусловно, все мы знаем, что такое материнская любовь: это забота, ласка, внимание. Берегите своих драгоценных мам!

После исключения:
Все мы знаем, что такое материнская любовь. Берегите своих мам!

2. Упрощение. Возможность сделать сложные предложения и конструкции более простыми.

Пример:
Нужно смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу, потому что автомобилисты не всегда внимательны: они могут не успеть затормозить.

После упрощения:
Нужно смотреть по сторонам, переходя дорогу. Автомобилисты не всегда внимательны и могут не успеть затормозить.

3. Обобщение. Разрешает заменять однородные члены обобщающим словом или же заменить подробный фрагмент более коротким синонимичным.

Пример:
Я, мама, папа, бабушка, дедушка, брат и его жена собрались за столом. Мы общались, пили, ели, смеялись и смотрели телевизор. Нам очень понравился вечер!

После обобщения:
Вся семья собралась за столом. Нам очень понравился вечер: мы прекрасно провели время!

6. Работа над композицией изложения в ОГЭ по русскому

Проработали все три микротемы? Убедитесь, что текст складно читается целиком, нет логических провалов, несостыковок, скачков. Добавьте переходы при помощи союзов и вводных слов, где это необходимо. 

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию

Если предложение кажется вам “корявым” — вам не кажется! Переформулируйте его, напишите мысль по-другому, чтобы вы были уверены в корректности. Вычистите повторы: если в одном или соседних предложениях повторяется одно и то же слово, замените его местоимением или синонимом.

Затем проверьте постановку знаков препинания (особенно в сложных предложениях)!

Сомневаетесь? Выделите грамматическую основу и начертите схему. 

Помните, что для проверки правописания вы можете использовать орфографический словарь на экзамене. Не знаете, как пишется слово, а словарь не помог? Подберите синоним!

8. С черновика на бланк

Очень внимательно и аккуратно переписываем наш текст на бланк ответов номер 2. Помните, что бланк можно заполнять только с лицевой стороны — обратную сторону не проверяют!

Большое количество ошибок по невнимательности (в орфографии, пунктуации, абзацном членении и так далее) происходит именно на этом этапе. Поэтому не поленитесь в самом конце, когда уже будет написан весь экзамен, включая сочинение, вернуться к листу с изложением и перечитать свою работу.

Как готовиться к изложению

Как и всегда, лучший друг успеха на экзамене — практика. В открытом банке заданий ОГЭ на сайте ФИПИ выложены тексты изложений, который можно запустить и попробовать самостоятельно написать работу. 

Однако в заданиях с развёрнутым ответом главное — проверка. Если у вас нет возможности обратиться к учителю с просьбой проверить вашу работу, записывайтесь на курс подготовки ОГЭ по русскому, который включает в себя как написание изложения, так и проверку преподавателем в соответствиями с критериями от ФИПИ. На нашем курсе вы также основательно подготовитесь ко всем остальным заданиям ОГЭ: мы тщательно анализируем экзамены и разбираем с учениками все лайфхаки и ловушки.

Методика
работы над сжатым изложением

Введение

Овладение
ребёнком письменной речью является значимым обретением в его речевом развитии.
Письменная речь имеет большое значение для умственного развития, она «вводит
ребёнка в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым
сложившуюся психическую систему устной речи».

Важнейшим
этапом уроков по развитию речи является обучение учащихся созданию собственных
высказываний, отвечающих требованиям правильности, стилевой адекватности,
точности, богатства и выразительности. Этот аспект работы называется развитием
связной речи.

В
методике связная речь, высказывание — это и речевая деятельность, и продукт
этой деятельности — текст, речевое произведение. Вся работа по развитию
речи, в конечном счёте, подчинена главной цели — приобретению учащимися
коммуникативной компетенции.

В
методике развития речи принято различать понятия «правильная речь» (это речь,
соответствующая нормам литературного языка) и «хорошая речь» (речь
коммуникативно-целесообразная, точная, богатая и выразительная).
Целенаправленная работа в этом направлении осуществляется в двух аспектах:

1.
Анализ готового текста.

2.
Воспроизведение, трансформация и информационная переработка готового текста.

Изложение
– один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи, который
предполагает два взаимосвязанных речемыслительных процесса: восприятие
высказывания и его воспроизведение. Но при написании сжатого изложения
появляется необходимость не только воспроизвести текст, но и сжать его, применив
определенные приемы компрессии текста. Учащемуся необходимо не просто письменно
пересказать текст, а еще и определить, что в тексте является главным, а что
второстепенным, в каких словах и конструкциях проявляется избыточность речи, а
какие жизненно необходимы для передачи основной мысли текста.

На
современном этапе ОГЭ используются тексты, состоящие из трех абзацев, каждый из
которых содержит микротему. Правильно определив микротему каждого абзаца и
объединив их, учащийся воссоздает общую тему текста. Именно поэтому так важно
передать основной смысл каждого абзаца и основную мысль текста в целом.

Помимо
этого, в каждой их трех микротем учащийся должен применить один или несколько
приемов сжатия текста.

Тема моей работы «Методика работы над сжатым изложением». Считаю
эту тему актуальной потому, что проблема развития связной речи является одной
из самых важных в современной школе, а многие выпускники девятых классов
недостаточно правильно воспринимают текст на слух и письменно в сжатом виде
передают обработанную информацию. Анализ ФИПИ показывает, что школьники
затрудняются при выделении главного (существенного) в тексте, не владеют
способами компрессии текста. Помимо этого, в сжатых изложениях школьников
достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов,
неоправданным повтором слов и многословием.

Начиная
работать над этой темой, я определила несколько задач:

1.
изучить, что такое сжатое изложение;

2.
проанализировать основные способы сжатия текста;

3.
рассмотреть методику работы над сжатым изложением;

4.изучить
приемы и упражнения, помогающие при написании сжатого изложения.

Я
внимательно изучила методические рекомендации И.П.Цыбулько, Г.Т. Егораевой,
С.В. Драбкиной, а также Шкляевой Е.Л., зав. кафедрой русского языка Центра –
онлайн обучения Фоксфорд. Эти рекомендации помогают мне в работе.

Основная
часть

Понятие
и общая характеристика сжатого изложения

Изложение
– вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца,
письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Изложение
используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словаря
фразеологии, синтаксиса, для обучения жанрам – повествованию, описанию,
рассуждению, стилям – художественному, научному, публицистическому.

В
процессе подготовки к изложению ведётся работа над всеми видами речевой
деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и формируются следующие
умения:

·                                
осмысливать коммуникативную задачу автора текста (понимать
текст);

·                                
раскрывать тему, основную мысль высказывания, определять тип и

стиль
речи;

·                                
выделять микротемы (делить текст на части), составлять план;

·                                
отбирать и систематизировать материал;

·                                
подробно, сжато и выборочно, излагать содержание текста с учётом
коммуникативной задачи, языковых особенностей текста — образца.

По
отношению к объёму исходного текста изложения бывают подробные и сжатые.
Подробное изложение — это детальное воспроизведение текста с сохранением его
языковых особенностей. Основная задача такого изложения — как можно подробнее
передать содержание произведения, сохранив его композиционные и языковые
особенности.

Сжатое
изложение призвано передать содержание текста значительно менее подробно, чем
это сделано у автора. Очевидно, что при сжатом изложении отход от авторских
средств, лексики, стиля будет большим, чем при подробном изложении. Именно этот
вид изложения закладывает навыки конспектирования.

Задача сжатого изложения — передать основные моменты содержания
текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые
средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых
особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая
последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть
переданы без искажения. Такие изложения учат избегать многословия, выделять
главное, опуская подробности, не имеющие значения для раскрытия основной мысли
текста.

При
написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля,
однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания,
употребление лексики и фразеологии свободное.

Сжатое
изложение считается наиболее трудным упражнением. Это объясняется тем,
что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию
(сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого
текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной
затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким по
форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют
специальной логической работы над текстом.

При
обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые
умения:

·                                
умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей
исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

·                                
умение сокращать текст разными способами;

·                                
умение правильно и логично излагать свои мысли,

·                                
умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи
содержания.

Это
главные действия и в жизни.

Подготовка
к сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся, приучает их к
содержательной, лаконичной и точной речи.

При
написании изложения перед учащимся стоит ряд задач:

1)
не стремиться воспроизвести текст дословно;

2)
не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и
т.д.);

3)
чередовать разные типы предложений и использовать только хорошо знакомые
конструкции;

4)
правильно употреблять личные местоимения в качестве средства связи частей
текста;

5)
внимательно проверить готовое изложение и при этом:

а)
устранить неоправданные повторы;

б)
снять логические противоречия;

в)
исправить неточное употребление слов.

Основные
способы сжатия текста:

Исключение

·                                
предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты
(подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);

·                                
повторов;

·                                
одного или нескольких синонимов.

Обобщение

·                                
нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов,
фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородные
частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их
обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами)
(Например: В вазе лежали яблоки, груши, мандарины. = В вазе
лежали фрукты.
);

·                                
образование сложного предложения путем слияния двух смежных
предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Упрощение

·                                
разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

·                                
 

·                                
замена сложноподчинённого предложения простым;

·                                
перевод диалога или прямой речи в косвенную;

·                                
замена фрагмента текста синонимичным выражением;

·                                
формулирование мысли своими словами.

Какой
способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от
коммуникативной задачи, особенностей текста. Также при сжатии текста важно
помнить, что можно использовать как каждый прием в отдельности, так и в
сочетании друг с другом.

Обращаю
внимание учащихся на то, что нельзя удалять:  

·                                
авторский тезис

·                                
аргументы автора, которые подтверждают основную мысль

·                                
вывод автора (часто последнее предложение, поэтому рекомендую
его записывать).

Знакомлю
учащихся со средствами связи предложений в тексте:

Лексические
средства связи:

·                                
лексический повтор — повторение одного и того же
слова;

·                                
однокоренные слова;

·                                
синонимы (в том числе контекстные, то есть имеющие
одинаковое или близкое значение именно в данном употреблении);

·                                
антонимы.

Грамматические
средства связи: 

·                                
личные местоимения;

·                                
указательные местоимения;

·                                
местоимённые наречия (там, так, тогда и др.);

·                                
союзы;

·                                
частицы;

·                                
вводные слова и конструкции (одним словом, следовательно,
во-первых и др.);

·                                
единство видовременных форм глаголов — использование
одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность
или последовательность ситуаций;

·                                
неполные предложения и эллипсис, отсылающие к
предшествующим элементам текста;

·                                
синтаксический параллелизм — одинаковое построение
нескольких рядом стоящих предложений.

Сжатое
изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:

·                                
сохранение последовательности в развитии событий;

·                                
наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой
смысловой части;

·                                
использование по возможности грамматических форм, отличных от
предъявленных для восприятия;

·                                
установление смысловой связи между предложениями;

·                                
использование уместно точных и лаконичных средств обобщённой
передачи содержания.

Таким
образом, главная задача сжатого изложения — научить детей в обобщённой форме
освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в
содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно
подбирать слова и синтаксические конструкции.

Можно
пользоваться специальной инструкцией «Как писать сжатое изложение» (Приложение
1), с которой знакомлю учащихся в 5 классе, а в 8 классе – с памяткой для
учащихся «Как писать сжатое изложение» (Приложение 2).

Упражнения
и задания, направленные на компрессию текста.

  Выяснила, что можно использовать следующие типы заданий,
направленных на сжатие текста:

1.
Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).

2.
Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

3.
Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

4.
Составьте на основе текста «телеграмму», то есть  выделите и очень коротко
(в телеграмме важно каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Также
стала применять такие упражнения, которые помогают при работе над сжатым
изложением:

1. Упражнения,
направленные на формирование умения выделять существенное, необходимое в
содержании с точки зрения темы и главной мысли текста, и умения отличать
существенное от второстепенных подробностей, деталей. Первая задача,
которая должна быть решена в сжатом изложении, – определить и суметь выделить
главное, существенное в содержании (без этого не может быть данного
рассказа).

Можно
начинать с упражнений на определение основных признаков отдельных предметов.
При этом следует обратить внимание учащихся на то, когда важно указать только основные
признаки предмета  (дать общее представление о нем), а когда и
второстепенные (конкретизируя данный предмет). 

Задания
к этим упражнениям:

На
нашей планете есть …, где человек под дождём остаётся … . Это неудивительно,
потому что и дождь тоже … .

    Чаще
всего такое … природы наблюдается в…, где воздух необычайно … и …. Дождь …
здесь …, а если это и бывает, то дождевые капли …, не … земли. Видно, как идёт
дождь, но, стоя под дождём, не … его. Это и есть … .

(пропущены
ключевые слова)

Сухой
дождь

    На
нашей планете есть места, где человек под дождём остаётся совершенно сухим. Это
неудивительно, потому что и дождь тоже…сухой.

 
  Чаще всего такое чудо природы наблюдается в пустынях, где воздух
необычайно сух и горяч. Дождь выпадает здесь очень редко, а если это и бывает,
то дождевые капли испаряются, не достигнув поверхности земли. Видно, как идёт
дождь, но, стоя под дождём, не чувствуешь его. Это и есть необыкновенный сухой
дождь.

2. Выделение
предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца)
(Приложение 3). 

3. Определение
детализирующей, объясняющей части микротекста

(Приложение
4). 

4. Сокращение
предложения,  микротекста за счет исключения деталей, подробностей. 

5.Расширение,
 развертывание предложения (микротекста) путем введения деталей,
подробностей, объяснений, раскрытия содержания обобщающего слова и т. д. 

Например:
Зима приходит не сразу. Она начинает творить свою работу ночами. Днём солнце прогоняет
её. И всё-таки холод возьмёт своё.

6. Подбор одного обобщающего предложения к нескольким
предложениям (Приложение 5). 

7. Упражнения, направленные
на выявление языковых средств для сжатой передачи текста. Основное внимание
учителя должно быть обращено на обогащение речи учащихся средствами обобщенной
передачи. Начинать можно с практического ознакомления учеников со средствами
обобщения,  которыми располагает русский язык,  а далее связать эту
работу с изучаемым грамматическим материалом.

Например, учитель
объясняет ученикам, что есть слова с более общим и широким значением
(«вместительные») и слова, обозначающие отдельные предметы,  признаки,
 действия,  составляющие эти широкие значения.  Одновременно
учащиеся учатся классифицировать предметы, признаки, действия, то
 есть  практически получают представление о родовидовых отношениях.

Например,Красные,
синие, жёлтые, зелёные, розовые шары были собраны в огромную гирлянду,
украшавшую вход в новую школу. (разноцветные)

Методические
рекомендации по использованию приёмов сжатия текста при написании изложения

Этапы
работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над
подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При
подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста.
Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая
часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую
часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и
каким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста более
эффективны приёмы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно
легко восстановить основное содержание текста. 

Готовя
класс к изложению, выбираю следующие приёмы, которые помогут успешно решать
поставленные задачи.

1.
Вступительная беседа.

Назначение
этого приема работы — подготовить учащихся к восприятию текста. Круг вопросов,
определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста
и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста,
его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников.

В
беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление
которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные
типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов,
фразеологический.

Вступительная
беседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем
незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной
беседы может оказаться непонятным.

2. Приёмы работы, направленные на восприятие текста.

Восприятие
содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть
использованы такие приёмы, как:

1)
чтение текста учителем;

2)
чтение текста про себя;

3)
параллельное прослушивание текста и чтение про себя.

Какой
из перечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий:


характера изложения (подробное, сжатое, выборочное);


сложности текста;


подготовленности класса.

Во
всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное
восприятие содержание (например, «сформулируйте тему», «основную мысль текста»,
«почему текст назван …?», «как ещё можно озаглавить текст?»).

3.
Беседа по содержанию текста.

Задачу
более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приёмы
работы, направленные на анализ текста. Разбор текста — дело очень важное и
трудное. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое
целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие
факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и
отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь
обосновать своё отношение к воспринятому. В беседе по содержанию целесообразны
вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит
описание природы?», «Докажи, что …», «Как вы считаете, кто прав?». Слишком
большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста,
методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе.
При подготовке к сжатому изложению анализ содержания предполагает выделение и
осмысление главного в содержании, вычленение тематических линий в тексте и
более углубленную работу над содержанием одной из них.

4.
Анализ структуры текста.

Назначение
этого приёма работы — показать, что текст представляет собой не только
тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные
ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что
тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе
связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи
частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи.
Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно
использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным
целым.

5.
Составление плана.

Составление плана — это самостоятельная речевая деятельность,
средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его
воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при
работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное
оформление заголовков.

При
составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и
рассуждение) Различные функционально-смысловые типы текстов строятся
по-разному.

Схема
описания

Художественное
описание

1.
Общее впечатление от предмета.

2.
Описание отдельных признаков.

Деловое
(научное) описание

1.
Назначение предмета.

2.
Главные признаки предмета:

а)
форма, размер;

б)
материал, из которого сделан предмет;

в)
устройство. 

Схема
повествования (рассказ)

1.
Начало действия (завязка).

2.
Развитие действия.

3.
Самый острый момент в развитии действия (кульминация).

4.
Конец действия (развязка).

Схема
дедуктивного рассуждения

1.
Тезис (основное положение).

2.
Доказательства.

3.
Вывод.

Требование
к плану будет зависеть от вида предстоящего изложения. Так, план подробного
изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и
основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать
стилю исходного текста. Такой план будет способствовать лучшему осмыслению и
подробному воспроизведению содержания.

В
соответствии с программой по развитию речи ученик должен уметь составить
простой план повествовательного текста, используя в соответствии с поставленной
задачей разные способы оформления заголовков.
Составление плана — чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений,
активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умение
составить план готового текста поможет ученику и в работе над планом к
сочинению, докладу, реферату.

6.
Устный пересказ текста.

Устный
пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех
видов изложений.

Как
свидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке
выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную
самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового
текста.

7.
Самостоятельное написание учащимися изложения.

8.
Самопроверка, саморедактирование.

В
работе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и
учащихся.

Учитель:

1.
Подготавливает учеников к созданию своих текстов на основе данных.

2.
Проверяет и оценивает созданные тексты.

3.
Заранее готовит и затем проводит анализ изложения в классе.

Ученики:

1.
Готовятся к письменному воспроизведению текста.

2.
Пишут изложения и осуществляют самоконтроль.

3.
Совершенствуют написанное.

Подготовка
к изложению проходит на специальном уроке развития речи. Работа на уроке будет
включать следующие этапы:

1. Сообщение цели изложения.

2.
Подготовка к восприятию текста.

3.
Восприятие текста.

4.
Анализ текста (содержательный, структурный, языковый).

5.
Изложение текста в соответствии с поставленной задачей.

6.
Самоконтроль.

Заключение

Изложения
играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии
учащихся.

В
основе изложений лежит подражание образцу, но вместе с тем, изложение сохраняет
для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как
производящее, так и творческое мышление.

В
процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать,
выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться
от других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на
эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и
творческое воображение.

Углубленная
работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру.

Изложение
(устное и письменное) формирует умение в разных видах речевой деятельности. С
одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно
(чтение), с другой — умение пересказывать текст устно или письменно. Анализ
исходного текста, его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и
последующее его воспроизведение формирует у учащихся связную речь
(коммуникативное умение). Это умение раскрывает тему и основную мысль
высказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по
такому источнику как книга; умение планировать и создавать высказывание с
учетом его задачи, темы, основной мысли; умение строить монологические
высказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование,
рассуждение).

Проведение
специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания,
учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в
соответствии с задачей и условиями общения.

Приложение
1

Инструкция
«Как писать сжатое изложение»

1.
Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

2.
Найдите среди них главную мысль.

3.
Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4.
Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5.
Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей
отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объяснить, обобщить в
соседних частях текста?

7.
Обдумайте средства связи между частями.

8.
Переведите отобранную информацию на свой язык.

9.
Запишите этот сокращённый, «отжатый» текст на черновике.

Приложение
2

Памятка
для учащихся «Как писать сжатое изложение»

Прослушайте
текст.

После
первого чтения текста выполните следующие шаги:

1.                   
Определите тему текста (о чем текст?).

2.                   
Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

3.                   
Определите стиль текста и тип речи, особенности построения
текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета,
конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в
рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

4.                   
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части
и озаглавливая их.

Пишите
названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте
текст во второй раз.

1.                   
Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и
подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение,
обобщение).

2.                   
Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между
эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

3.                   
Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой,
чтобы получился текст.

Помните
о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и
всего текста в целом.

Объём
изложения – не менее 70 слов.

Способы сжатия текста

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Известны следующие способы сжатия текста:

1. Исключение

2. Обобщение

3. Замена (упрощение)

Исключение

    • вводных слов;

    • однородных членов предложения;

    • повторов;

    • однотипных примеров;

    • риторических вопросов и восклицаний;

    • цитат;

    • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

    • пояснений;

    • рассуждений;

    • описаний;

    • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);

  • убрать детали;

  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

  • объединить существенное;

  • составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕР:

до сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

до сжатия

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Обобщение

    • парцеллированных предложений;

    • ряда предложений;

    • связанных одной мыслью, частей предложений;

    • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо

    1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.

    2. Найти в них общее.

    3. Объединить эти факты на основе общего.

      1. Сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕР:

до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Замена (упрощение)

    • однородных членов обобщающим словом;

    • сложного предложения — простым;

    • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

    • прямой речи — косвенной;

    • части текста — одним предложением;

    • части предложения местоимением и т.д.

При ЗАМЕНЕ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;

  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;

  • объединить два или три предложения в одно;

  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;

  • перевести прямую речь в косвенную;

  • найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;

  • сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕРЫ:

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

  • замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;

  • ​замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

до сжатия

Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

после сжатия

Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

ОГЭ Рекомендации по написанию сжатого изложения

ЧТО ТАКОЕ «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»?

Прежде чем приступить к объяснению понятия «сжатое изложение», выясним, что представляет собой вообще изложение.

Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.

Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений — подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.

Сжатое изложение — это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.

Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся — уловить и кратко, без лишней «воды», сформулировать основную суть текста.

Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.

Основных способов сжатия текста три:

1. Исключение.

2. Обобщение.

3. Замена.

Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

  1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.

При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.

Исключить можно:

— вводные слова,

— однородные члены предложения,

— повторы,

— риторические вопросы и восклицания,

— однотипные примеры,

— цитаты,

— рассуждения,

— описания,

— детали, не влияющие на ход авторской мысли,

— другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.

!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.

Обобщению подлежат:

— ряды предложений, связанных одной мыслью;

— части сложного предложения;

— парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);

— другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).

Пример обобщения.

ДоС правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?

После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

  1. ЗАМЕНА.

Заменить можно:

— однородные члены обобщающим словом,

— сложное предложение простым,

— несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,

— прямую речь косвенной,

— часть предложения местоимением и т.д.

Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.

Пример: 

До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.

После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.

До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.

После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал — жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)

Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Несколько советов, как успешно написать сжатое изложение.

1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.

2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.

3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.

4. Как правило, при чтении текста аудитор делает паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).

5. Текст прочитан. Прочитайте то, что записали, соединитезаписанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.

6. Определите тему текста (задайте себе вопрос: «О чем этот текст?»). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.

7. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: «Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?»). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.

!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать  изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.

8. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.

9. Составьте план текста. Краткий, развернутый — на ваше усмотрение. Главная функция плана — помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.

10. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.

11. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.

12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:

— лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);

— лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).

Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац — 1 микротема.

Объем сжатого изложения — не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.

Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.

Памятка

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.
  2. Сформулируйте цель аудирования.
  3. В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения.

Тема?

Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть.

Совокупность микротем = теме текста.

Количество абзацев = количеству микротем.

Сжатое изложение – воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно – логической структуры, стиля  и типа речи исходного текста.

Приёмы сжатия текста

  1. Исключение (удаление) второстепенной информации, подробностей, деталей.

а) исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Например:

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькоеВообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.                                                          (По В.И. Курбатову)

  б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. Например:

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е. Киселёвой)

  в) исключение из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.  (Ю.М. Лотман)

  1. Обобщение (объединение, замена) единичных явлений и фактов.

а) выявление обобщённого содержания какого-либо фрагмента текста

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.  (По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

б) замена однородных членов их обобщённым наименованием.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (=не мешает).(С. Газарян)

  1. Упрощение синтаксических структур.

а) замена придаточного определительного синонимичным определением;

б) замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;

в) сокращение количества структурных частей СП.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут сербы
  • Как пишут свои треки
  • Как пишут сайты на python
  • Как пишут сайты на php
  • Как пишут русские писатели