Как пишут виниловые пластинки

В этой статье я расскажу не только как делают виниловую пластинку, но и многом другом. Процесс создания виниловых записей уходит корнями в фонограф Эдисона. Сначала выполняется мастер- запись, обычно в студии, где инженеры совершенствуют записанный звук. Затем объект, называемый лаком, помещается на записывающий станок, и когда он вращается, электрические сигналы от основной записи перемещаются к режущей головке, которая содержит иглу. Игла высекает паз в лаке, который вращается к центру круглого диска. Затем отпечатанный лак отправляется в производственную линию.

Ламповый фонокорректор

Ламповый фонокорректор

Как делают виниловую пластинку, как создали винил и многое другое

Левчук Александр Николаевич

Левчук Александр Николаевич ©

Потом лак покрывают металлом, таким как серебро или никель, для изготовления металлического мастер-диска. Когда металлический мастер-диск отделен от лака, получается итоговый диск, который имеет гребни вместо канавок. Затем металлический мастер-диск используется для создания, которая затем используется для формирования штамповки. Штампы — это только версии для оригинальной записи, которые будут использоваться для создания фактических виниловых пластинок.

Затем штамп помещают в гидравлический пресс, а винил — между ними. Пары из пресса смягчают пластик, поскольку штампы нажимают на него впечатывая основную запись. Наконец, диск застывает, используя прохладную воду.

Как создали винил

Как только запись будет готова к воспроизведению, ей понадобится надлежащая машина, чтобы оживить ее звучание.

виниловод

Виниловая пластинка готова, вы помещаете на проигрыватель винила и слушаете музыку.

Записи часто упоминаются количеством оборотов, которые они делают на проигрывателе в минуту, или RPM. Это число дает слушателю представление о том, сколько записано в записи на виниле.

Пластинки на 78 оборотов — изготовленные до конца 1950-х годов, эти записи составляли 78 оборотов в минуту в них только около пяти минут звука. Эти хрупкие записи были сделаны с шеллаком.

Ламповый фонокорректор ЗМ №6

Ламповый фонокорректор ЗМ №6

Пластинки на 33 оборотов или LP — Short для «продолжительного проигрывания», такой винил вращается со скоростью 33 и 1/3 оборотов в минуту. Успешно введенные в 1948 году, они играли около 25 минут с каждой стороны. Поскольку они были сделаны из поливинилхлорида, эти записи получили прозвище «винил».

лучший прижим для винила

Пластинки на 45 оборотов — только 7 дюймов (17,5 см) в диаметре, 45-е дебютировали в 1949 году и часто назывались «синглами», поскольку они имели по одной песне с каждой стороны.

Если вы настроены на хорошую музыку, вы можете перелистывать аккуратно сложенные ряды обложек альбомов пластинок, делать свой выбор и вытаскивать блестящий круглый виниловый диск из обложки. Держа его за края, вы аккуратно вставляете его на место, предвосхищая богатые звуки, которые вы скоро услышите.

Ламповый фонокорректор дешевый

Ламповый фонокорректор дешевый

Когда диск начинает вращаться на проигрывателе пластинок, тонарм плавно опускается на внешний край черной виниловой пластинки. После короткой паузы вас приветствуют мелодии, которые звучат более живее, чем цифра, а иногда игла проскакивает через паз, прерывая песню.

винил

До 1970-х годов — до изобретения лент, компакт-дисков и MP3-плееров — люди слушали записанную музыку на проигрывателях. Не было быстрой перемотки вперед, перемотки назад. Вместо этого вы выбирали альбом и наслаждались примерно 25 минутами музыки, прежде чем поставить еще одну запись на проигрыватель винила.

С момента, когда фонограф был изобретен в 1877 году, пока он не был постепенно прекращен и заменен другими музыкальными медиа почти 100 лет спустя, технология, используемая для воспроизведения записанных звуков, слегка изменилась.

??????? ? ???????

В этой статье мы рассмотрим, как работает любимое изобретение и как оно повлияло на культуру и общество. Во-первых, мы увидим, как появилась идея записи звука, и действительно ли Эдисон был первым, кто ее открыл.

Компания Berliner объединилась с компанией-изобретателем Элдриджом Джонсоном, чтобы стать компанией Victor Talking Machine в 1901 году. Она производила и рекламировала как граммофоны, так и записи. Джонсон переделал дизайн граммофона, который до этого времени стоял в большом рупоре, чтобы усилить звук.

недорогой фонокорректор ЗМ № 3

недорогой фонокорректор ЗМ № 3

Для того, чтобы комфортно разместиться в доме, рупор был наклонен вниз, и все устройство было помещено в шкаф. Этот новый дизайн, представленный в 1906 году, назывался Victrola. Между тем, компания также производила диски, записанные известными оперными певцами и музыкантами, давая публике беспрецедентный доступ к музыке.

Со временем дизайн граммофона и процесс записи непрерывно менялись, но основные элементы такие как игла в канавке остались неизменными. К середине 20-го века большинство домов имели проигрыватель. Его массовая популярность продолжалась примерно до середины 1980-х годов, когда кассетные магнитофоны догнали виниловые записи.

прижим для винила

До появления магнитной ленты и цифровых технологий CD плоские диски, изготовленные из пластика на основе нефти под названием винил, были предпочтительными носителями для воспроизведения популярной, классической и джазовой музыки. Виниловые пластинки заменили еще более раннюю систему восковых цилиндров, которые выступали в качестве блоков записи и воспроизведения. К 1920-м годам переносные вертушки под названием Victrolas заменили старые проигрыватели в большинстве домов. Было обнаружено, что винил является более долговечным, чем воск и его гораздо легче хранить.

Виниловые записи формируются в конце длительного процесса записи. Они записываются в специальной комнате, предназначенной, для того чтобы не было посторонних шумов. Вибрации при записи из голосов или инструментов подаются в электронный микрофон.

Фонокорректор ЗМ № 4 обзор

Фонокорректор ЗМ № 4 обзор

Когда эти вибрации принимаются, восковой диск вращается с заданной скоростью. Первоначально эта скорость составляла 78 оборотов в минуту с десятидюймовым диском, но позже музыкальная индустрия адаптировала скорость 33 оборотов в минуту для дисков с диагональю 12 дюймов (30 см) и скорость 45 об / мин для 7-дюймовых (18 см) дисков, часто называемых синглами. Некоторые пластинки работают при 16 оборотах в минуту, но эти виниловые альбомы очень редки.

вертак

Восковой диск вращается с постоянной скоростью, а резкая игла вырезает паз от внешнего края к внутренней части. Вибрации из сеанса записи приводят к вибрации этой иглы при ее движении, воссоздавая звуковые волны исходных голосов или инструментов. Этот восковой диск используется в качестве модели для мастер-диска, изготовленного из металла. Виниловый пластик позже расплавляется и вводится в машину с помощью мастер-диска. Когда металлический диск вдавлен в гибкий винил, канавка воссоздается очень точно.

При прослушивании винила

Проигрыватель пластинок опускает иглу в паз и вибрации подаются в электронный усилитель, который усиливает звук для слушателя. Даже если проигрыватель винила выключен, игла все равно может воспроизводить звук записи.

пассик для проигрывателя винила

Виниловые записи стали популярными по другим причинам, кроме хранения и воспроизведения. Музыканты обнаружили, что обложки используемые для защиты винила, также могут использоваться в художественных целях. Песни можно было скомпилировать на 12-дюймовых (30 см) дисках, называемых альбомами, или меньшие коллекции могли появиться на EP, для Extended Play. Популярные песни из альбомов могут продаваться как синглы на дисках на 45 оборотов в минуту.

Крах виниловой пластинки

К сожалению, хрупкая природа виниловых пластинок оказалась их коммерческим крахом. Кассеты, изготовленные из прочной магнитной ленты, стали популярными в 1970-е годы, а затем революционная цифровая технология компакт-диска их и вовсе заменила.

Тем не менее виниловые пластинки по-прежнему выпускаются в небольших количествах. Многие люди собирают виниловые пластинки в качестве хобби, предпочитая аналоговый звук записи, без стерильного, но более совершенного качества звука на компакт-диске или цифровых записей с компьютера + внешний ЦАП.

пластинка винила

«Дорогой вкус» просто приобрел совершенно новый смысл

Виниловые пластинки стремительно растут в продажах как в новых, так и в старых релизах. Если у вас есть старые записи, которые собирают много пыли, вы можете просмотреть их, есть ли у вас какие-нибудь редкие драгоценные пластинки, которые могут стоить очень большие деньги.

Мы находимся на пути к выяснению, что именно происходит во время воспроизведения проигрывателя, но сначала мы должны понять основы спроса на виниловые пластинки.

Почти столетие проигрыватель пластинок был самым распространенным способом прослушивания записанной музыки. Дизайн был усовершенствован на протяжении многих лет, но концепция мало изменилась, а основные части остались прежними.

проигрыватель винила Victor

На проигрыватель винила укладывается круглая пластинка, на которой есть запись. Штанга (штырь) расположенная в центре, удерживает пластинку (которая имеет отверстие в ее центре). Проигрыватель пластинок имеет коврик, из резины, пробки, или пластика, что защищает запись от царапин. Диск с виниловой пластинкой вращается с помощью ременного привода или системы прямого привода.

Фонокорректор ЗМ №6

Фонокорректор ЗМ №6

Игла, является самым маленьким и возможно, самым важным компонентом проигрывателя пластинок. Она изготовлена из алмаза или другого твердого материала, выполненного в виде конуса и подвешенного на гибкую полоску из металла. Заостренный конец — это единственный фрагмент, который касается верхней части записи, и он перемещается вокруг спиральных канавок диска винила, поднимая вибрации, которые в конечном итоге возвращаются в звук.

виниловый проигрыватель

Игла сидит на одном конце тонарма, похожего на рычаг, который установлен сбоку от диска и расположен параллельно записи. Тонарм следует за канавкой, когда он вращается внутрь, перемещаясь по записи по дуге, когда запись вращается под ней. Когда это происходит, вибрации движутся вдоль гибкой металлической полосы и проводов, размещенных в тональной руке, к картриджу в конце тонального рычага. Картридж получает вибрации, которые преобразуются в электрические сигналы через катушку в магнитном поле. Электрические сигналы передаются по проводам на усилитель, который усиливает мощность сигнала. Наконец, сигналы преобразуются обратно в звуки, которые выходят через акустику или динамики.

Первоначально записанные звуки были в основном монофоническими, то есть все звуковые сигналы объединялись и проходили через один громкоговоритель или канал. Внедрение стереофонических звуковых систем в 1958 году позволило использовать более богатый, более реалистичный звук, когда записывались два набора звуковых волн. При воспроизведении вибрации перемещаются одновременно по двум различным каналам и преобразуются и распределяются через два разных динамика или 2 акустические колонки.

Виниловая пластинка стала более распространенной, поскольку музыка стала популярна.

Ламповый Фонокорректор на лампах 6Ж1П

Ламповый Фонокорректор на лампах 6Ж1П

Однако доступ к записанной музыке привел к большему воздействию широкого спектра музыки для всех типов людей. Местные музыканты, которые сделали запись, могли поделиться своими мелодиями по всему миру.

Индустрия виниловой звукозаписи продолжала расти до середине 20-го века, но после Второй мировой войны портативная музыка стала более популярной. Во второй половине века музыка быстро перемещалась по различным средам от транзисторных радиостанций к ленточным плеерам, а в последнее время — к компакт-дискам и плеерам.

Но даже с тех пор, как люди слушали записанную музыку, она эволюционировала на протяжении многих лет, проигрыватель пластинок можно считать законодателем мод. И в наши дни, мы говорим, что виниловые пластинки возвращаются.

ВЫ ВИДЕЛИ ЭТУ СОБАКУ?

Ниппер, возможно, является одной из самых узнаваемых собак в мире, хотя, вероятно, больше по продукту, чем по имени. В знаковом логотипе Ниппер — это терьер, сидящий рядом с граммофоном, голова слегка наклонена, слушая голос своего хозяина, выходящего из конусообразного рупора.

ниппер

Ниппер 

В оригинальной картине Ниппер прислушивался к электронному фонографу Эдисона, но изображение было продано в Gramophone Company Эмилю Берлинеруа в 1899 году (чтобы стать его торговой маркой) при условии, что фонограф будет перекрашен как граммофон с рупором. В 1901 году компания Berliner стала компанией Victor Talking Machine, которая выпустила много проигрывателей с товарным знаком Ниппера.

Victor

Популярность проигрывателей и виниловых записей достигла своего пика в 1960-х годах, но они пользуются спросом среди некоторых поклонников музыки. В первые дни хип-хопа диск-жокеи в танцевальных клубах хотели, чтобы люди танцевали в лучших частях множества песен. Используя несколько вертушек, они смешивали музыку прямо на месте. Этот процесс, называемый turntablism, включает в себя быстрое переключение между двумя записями, остановку и запуск музыки и перетаскивание иглы против записи, чтобы создать ритмичный звук царапин. Многие считают, что это искусство, так же, как играть на инструменте.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОЙ ЗВУК

Когда вы покупаете музыку на виниле, вы хотели бы иметь такую же запись своем портативном Hi-Fi плеере — или, по крайней мере, на CD, — не покупая её во второй раз. Один из вариантов — конвертер, который может перекодировать аналоговые записи с пластинки на компьютер, а потом на компакт-диски.

Вы можете записать весь альбом или выбрать любимые песни для создания уникальных компиляций.

недорогой Фонокорректор ЗМ № 4

недорогой Фонокорректор ЗМ № 4

Кроме того, многие любители музыки предпочитают просто слушать звучание виниловой пластинки. Они утверждают, что, несмотря на случайные посторонние шумы на пластинке от пыли или царапины, винил имеет более глубокий, более богатый звук, чем цифровая версия, которая может казаться слишком совершенной, приглаженной, излишне чёткой. Они также пользуются другими аспектами записей, такими как вкладыши, фотографии, плакаты и другие альбомы. И многие просто любят социальный аспект собраться вместе с друзьями или семьей, чтобы слушать музыку на проигрывателе пластинки — так же, как это делали люди в старые времена.

Арктур 006

Приглашаем ценителей качественной музыки и любителей антиквариата на наш сайт Звукомания, где вы наверняка найдете самые старые записи превосходного качества, а также статьи на все темы звука.

На нашем сайте вы легко отыщете такие статьи: как слушать грампластинки, что такое виниловые пластинки (или «гибкие пластинки»), которые порадуют вас великолепным звуком. Пусть скептики ухмыляются и говорят, что старая пластинка – уже давно прошедшая эпоха, и это больше не ценится. Не верьте! Винил возвращается, и все большее количество людей начинают ценить «теплое» звучание пластинок и отказываться от CD-дисков.

feniks-006

feniks-006

К тому же поиск детских песен, да и любых других, в исполнении звезд советской эстрады – занятие не из легких, их можно услышать только на старых записях, то есть на виниловых пластинках. Старые музыкальные коллективы с удовольствием возвращаются «к истокам», вдобавок, запись на виниле трудно превратить в запись формата mp3, с которой потом и делаются пиратские копии. Все это, несомненно, способствует возрождению виниловых пластинок. Ну а ди-джея просто невозможно представить без его оборудования и хотя бы парочки пластинок. Купить грампластинки и виниловые пластинки становится с каждым днем все проще и проще, ведь спрос постоянно растет. Мы предлагаем не тратить много сил и времени на поиски любимой композиции, загляните сначала на наш сайт Звукомания.

проигрыватель пластинок Вега 122с

У нас вы найдете лучшие альбомы таких исполнителей, как Barbra Streisand, Elvis Presley, коллектива Rolling Stones и других звезд прошлых лет. Вспомнить молодость помогут детские пластинки, переносящие слушателей в мир старых образов и звуков. Купить пластинки очень легко, продажа пластинок, в частности продажа грампластинок, ведется на выгодных условиях, а доставка выполняется в короткие сроки точно по адресу.

недорогие фонокорректоры ЗМ

недорогие фонокорректоры ЗМ

Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: anl555@bk.ru

Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией  приобрести хорошую звуковую технику…

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/id104002989 или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2 

Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники, FK

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука! 

На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт 

Время на прочтение
9 мин

Количество просмотров 16K

Как вы уже, вероятно, поняли из названия, речь снова пойдёт о виниле. Если точнее, то о грампластинках. Динамично растущий тренд, о причинах которого я уже излагал свои мысли, ставит перед любителями грампластинок ряд интересных вопросов, которые ежегодно муссируются на соответствующих форумах. Многие из этих вопросов связаны с самим носителем (записью пластинок, мастерингом, производством, масса-габаритными характеристиками).

Так, многие люди, неравнодушные к винилу, задаются вопросами: на каких пластинках звук лучше (33 или 45 об. в мин.), чем хороши первопрессы, влияет ли скорость записи на качество. Не редки рассуждения о более высоком качестве «тяжёлого винила» (пластинок с массой 180 – 200 гр.) по сравнению со стандартными. Много кипучих споров вызывает сравнение качества старых и новых «пластов», проблемы мастеринга и ремастеринга.

В этом посте я постараюсь детально рассмотреть, каким образом влияют на качество звука грампластинок некоторые аспекты записи и производства (в частности: скорость, мастеринг, порядковый номер пресса). А также ответить на вопрос: «имеет ли место влияние массы винилового диска на конечный результат воспроизведения?». Я последовательно пройдусь по каждому из этапов производства с лирическими отступлениями, касающимися обозначенных выше вопросов.

В этот раз постараюсь избежать рассуждений о «живости» винилового звука. Данные объективных измерений и психоакустических исследований игнорируются людьми с тяжелой степенью винилозависимости. Субъективность теплой виниловой риторики не позволяет вести сколько-нибудь полезных дискуссий на эту тему. Между тем, полагаю, что имеет смысл провести достаточно детальное «анатомирование» некоторых нюансов, дабы пролить свет на вопросы, беспокоящие растущую армию любителей грамзаписей.

Лакер – селекция и дефекты

Чтобы понять от чего зависит качество звука на виниле, имеет смысл рассмотреть весь производственный цикл создания грамзаписи. Полагаю, подобный ликбез будет полезен людям не знакомым с тем, каким именно образом создается виниловая «магия».

Первым этапом создания пластинки является изготовление лакированного эталона (лакера). Круглый алюминиевый диск покрывают слоем нитроцеллюлозного лака. После высыхания нитроцеллюлозы лакированные диски подвергаются селекции. Специалисты по контролю качества оценивают состояние покрытия. Выявление минимальных неровностей приводит к «отбраковыванию» лакера. «Выживает» не многим более 50 %.

Теоретически любой бракованный лакер, проскочивший контроль и не замеченный при «нарезке», отразится на эталонном прессе, и далее на всей серии пластинок, которые будут напечатаны с его помощью. На практике подобные дефекты крайне редки, а любой дефект замечается на том или ином этапе контроля качества. Существует мнение, что если такая пластика все-таки попадет в продажу, то дефект может существенно увеличить её коллекционную стоимость через N-цать лет.

Мастеринг — срезать частоты, оставив музыку

Перед нанесением (нарезкой) записи на лакер необходимо проведение специального мастеринга, при котором запись будет обработана таким образом, чтобы звучать на виниле максимально качественно. Именно на этом этапе формируется почти всё, что впоследствии мы будем слышать при воспроизведении пластинки.

Как материал для звукозаписи, винил достаточно «притязателен», и мастеринг для грамзаписи представляет собой своеобразный компромисс. С одной стороны, мастеринг-инженер стремится сохранить максимум из исходной записи (передав все музыкальные нюансы), с другой – сделать так, чтобы записанная дорожка не вызывала проблем при воспроизведении.

Сложность винилового мастеринга связана с тем, что более громкие и низкочастотные волны занимают на дорожке большую ширину и глубину. Соответственно, чем выше динамический диапазон и чем шире частотный, тем большую площадь будет занимать дорожка с такой записью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что максимальное качество звука на грампластинке получается при нарезании наиболее глубоких и широких дорожек, максимальным шагом между ними и использовании максимальной скорости вращения диска при записи/воспроизведении.

Идеальным форматом для высокого качества грамзаписи многими инженерами считается один трек на одной стороне 12 дюймового диска, при скорости 45 оборотов в минуту (RPM). Скорость 78 RPM практически не используется в современной грамзаписи. Подавляющее количество современных пластинок записываются/воспроизводятся на скорости 33 оборота в минуту (RPM). При этом пластинки с более высокой скоростью воспроизведения быстрее изнашиваются и, в связи с неэкономным использованием площади, содержат меньше записей. Соответственно, создание коллекции из таких дисков потребует больше вложений.

Существенным аспектом мастеринга грамзаписей является коррекция АЧХ и «смягчение» так называемых «проблемных» диапазонов. Наиболее критичным в этом отношении является участок спектра от 5800 до 7900 Гц, а также единичные резонансные частоты.

Кроме того, любая стереофонограмма, записанная на винил, имеет ряд ограничений по панорамированию. В «виниловом» мастеринге нельзя допускать противофазы левого и правого каналов в области низких частот. Подобный сигнал невозможно воспроизвести в LP формате, по причине широкой траектории записи низкочастотных волн. В случае «несфазированности» каналов грамзаписи, при воспроизведении игла проигрывателя может попросту слететь с нужной траектории. Именно поэтому НЧ-сигнал на правильно обработанных грамзаписях воспроизводится в моно, а СЧ и ВЧ в стерео.

Не менее важным нюансом считается уровень RMS (измеритель действующих значений) исходной записи. При нарезке лакера уровень RMS записи не должен превышать — 12 дБ RMS. Более высокий показатель (особенно в области ВЧ) способен привести к перегреву головки токарного резака.

Сапфиром по лаку – прессом по ПВХ

После селекции лакеры отправляют в студию, и начинается второй этап – запись эталона. Нарезка осуществляется с помощью специального станка — токарного резца, в котором использована специальная сапфировая (алмазная, рубиновая) режущая головка. Контроль осуществляется с помощью микроскопа.

При проведении записи головка резца требует постоянного охлаждения, которое проводится с использованием сжатого гелия. Лаковая стружка от вырезанной дорожки убирается своеобразным пылесосом.

Лакер с записью отправляется на производство, где аэрозольным способом последовательно покрывается двухлористым оловом и серебром. Олово позволяет серебру «прилипнуть» к диску. После этого для увеличения прочности диск гальваническим способом покрывается никелем.

После никелирования металлическая часть эталона отделяется от лакера. В дальнейшем металлический оттиск применяется для штамповки серийных пластинок.

Штамповка готового серийного диска осуществляется при помощи пресса, создающего давление около 1000 кПа или 100 тонн силы на кв.см. Горячий пресс, с установленными эталонными штампами, сплющивает куски поливинилхлорида (в профессиональном жаргоне «печенье»), отпечатывая на них запись.

После этого происходит охлаждение практически готовой пластинки. Далее происходит обрезание кромки, проводится процедура контроля качества, упаковки, и готовый винил поступает в продажу, но это уже история далёкая от вопросов качества записи.

Первопресс – целесообразно или нет

В контексте вопросов о первом прессе более всего нас интересуют процессы штамповки и мастеринга, а также то, что происходит с эталоном во время тысячекратного применения. Как уже отмечалось, характер звучания зависит от мастеринга, проведенного перед созданием эталона, качества лакера и точности записи на резаке. Но эталон не вечен и изнашивается в процессе массового производства. Поэтому поводу возникло достаточно логичное предположение о том, что звучание пластинки, которую выпустили раньше, будет лучше и точнее.

Сами производители грампластинок признаются, что технология изготовления виниловых дисков не позволяет получить два абсолютно идентичных носителя. Соответственно, каждая пластика в каких-то крошечных деталях будет звучать по-разному. При этом те самые легендарные «первопрессы» в каких-то малозначительных (для большинства людей) нюансах будут звучать ближе к исходному оригиналу.

При переиздании, особенно современном, давно записанных альбомов на виниле, необходим повторный мастеринг. Единых стандартов для мастеринга нет. Новый процесс подготовки грамзаписи к изданию, как правило, проводится новым мастеринг-инженером, который, зачастую, не связан ни с исполнителем, ни с его продюсером. У этого инженера может быть свой «взгляд» на то, что и как должно звучать. Поэтому не редки случаи, когда первое и последующие издания существенно отличаются в звучании (правда, иногда сложно определить в худшую или лучшую сторону).

Естественно, что «как бы TRUE» считается именно то издание, над которым работал мастеринг-инженер, связанный с коллективом или исполнителем. Как правило – это именно первый релиз или сверхредкая промо серия. При этом даже убежденные винилопоклонники, съевшие больше «собак» на этой теме, считают первопресс лишь относительным преимуществом. Это отношение хорошо резюмировал в своей статье автор аудиофильского ресурса inthouse.ru, Олег Бочаров:

«Покупать первопрессы в хорошем состоянии — удовольствие не из дешевых, но не так сложно найти второе-третье издание и получить столь же адекватную радость. При наличии выбора я бы советовал не экономить 200-300 рублей, и по возможности брать английский или американский релиз. Плюс оригинальный японский винил сейчас в Москве не так уж и дорог, а звучит вполне на уровне — к примеру, я совершенно спокойно нашел Pink Floyd «Meddle», самурайский тираж 1971 года с английских матриц (то есть близнец первопресса), звук — чудо, а стоит всего $40.»

Эти простые и понятные взгляды на «первопрессы» послужили основой для того, чтобы в «загнивающих» западных странах возникли сугубо маркетологические модели ценообразования на «редкие» и вроде как «хорошо звучащие» грампластинки. Цель вживления идей об «уникальности звучания» отдельных серий пластинок в коллективное сознание — это банальный развод меломанов на максимальное количество бабла за виниловый антиквариат (пылящийся на складах дяди Джона с 197-протёртого года). Таким образом, цена пластинок некоторых серий за полтора-два года может взлететь от $ 40 – 50 до $ 1000 и выше. Наиболее активным пропагандистом таких взглядов является Том Порт (торговец коллекционными первопрессами), который, между всем прочим, не может терпеть современных записей.

«Порт уверен, что все современные переиздания стоимостью 30 долларов ничего не стоят вообще. Никакие плакаты, картинки и буклеты не спасают эту чепуху. Ко всем бонусам и надписям вроде «напечатано с оригинальной мастер-записи» Том Порт относится с презрением.»
Цитата: Stereo.ru

В ряде случаев взгляды Порта относительно обоснованы. Так, некоторые небольшие студии в Европе не учитывают многих особенностей мастеринга и издают откровенную халтуру. Но, вопреки его мнению — это явление не является абсолютной истиной, обязательным условием современного релиза и даже широко распространённой практикой. Более 70 % современных релизов и переизданий могут конкурировать с винтажными пластинками по качеству записи. Могу также отметить, что некоторые современные издания почти неотличимы от старых. Не мало современных мастеринг-инженеров намеренно используют саунд концепции своих коллег из прошлого, чтобы добиться того самого винтажного «true vinyl sound».

180 грамм или чего стоит масса

Многие утверждают, что тяжелые и толстые пластинки (от 180 г. и выше) звучат значительно качественнее, чем менее тяжелые. Обоснований для подобных утверждений зачастую не приводится.

Исторически сложилось, что высококачественные релизы, в момент появления тяжелых прессов, выпускались на более тяжелых «пластах» с массой 180 – 200 грамм. Там и мастеринг был более совершенным, и оригинальные мастер ленты применялись, и технология производства была совершеннее. Но это относится лишь к западным пластинкам конца 60-х – начала 70-х. Советские грамзаписи начала 60-х также были толстыми и увесистыми (в основном для увеличения прочности), но не обладали высоким качеством звучания. В традиции закрепился стереотип о том, что тяжелый винил – это хорошо, а тонкий — как получится.

Сегодня тяжелый винил (как и любой другой) может оказаться совершенно любым. Не мало компаний выпускают толстые пластинки намеренно, дабы привлечь покупателя заветной надписью «180 g», напоминая о времени, когда сахар был слаще, а трава зеленее. При этом мастеринг может оставаться совершенно никаким, как и исходник и качество самого материала пластинки.

Между тем тяжелый винил имеет ряд вполне ощутимых преимуществ: более высокая прочность, способность дольше выдерживать нарушение условий хранения, а также стабильность при проигрывании (что не слишком актуально для владельцев качественных проигрывателей с тяжелыми дисками и столами).

Говоря проще, как мы уже выяснили, наиболее существенным фактором, определяющим качество звучания грамзаписи, является мастеринг, а увеличение массы и толщины скорее служит для повышения долговечности.

Итог

В сухом остатке получаем следующие выводы:

  • первоочередным для качества звука LP является мастеринг и качество мастер-ленты;
  • наиболее предпочтительным, для обеспечения более широкого динамического и частотного диапазона, является использование скорости 45 оборотов в минуту (RPM) с глубокими, широкими дорожками и большим шагом;
  • далеко не все современные релизы существенно уступают первопрессам по качеству, особенно при использовании оригинальных мастер-лент, адекватном мастеринге;
  • цены на первопрессы часто астрономически завышены, за счет существующего ажиотажа, а их реальная коллекционная стоимость может быть значительно ниже;
  • масса в 180 грамм для современной пластинки не является показателем качества звучания и скорее может сказать о долговечности.

Ах да, чуть не забыл! Мастеринг делится не на цифровой и аналоговый, а на качественный и некачественный. Добавлять по этому поводу ничего не стану, так как общеизвестно, что возможности студийных цифровых систем ничем не уступают аналоговым.

Искренне надеюсь, что статья оказалась полезна тем, кто не ищет лёгких путей и рискует связываться с винилом или просто интересуется этой темой.

Напоминаем, что у нас можно приобрести:

→ Проигрыватели
→ Фонокорректоры
→ Пластинки

Использованы фотоматериалы:

dastereo.ru
dayrecords.ru
vinylrecords.ru
mixed.news
Stereo.ru

В тексте использованы цитаты из статьи Олега Бочарова, опубликованной на страницах ресурса inthouse.ru, а также из статьи «Why audiophiles are paying $1,000 for this man’s vinyl» www.wired.com.

На подготовку материала оказало влияние творчество видеоблогера stalker29218 И.В.

На фоне невероятной популярности стриминговых сервисов интерес к винилу даже удивляет. Впрочем, есть ощущение, что постоянный доступ к миллионам аудиозаписей обесценивает каждую из них. Рекомендательные системы планомерно подсовывают каждому треки по интересам, а слушатели даже не запоминают их названия. Ввиду громоздкости и немалой стоимости пластинки ограничивают просторы музыкальной коллекции, что провоцирует интерес к каждой отдельной записи — процесс прослушивания становится более ламповым. Не все опытные поклонники винила изучили процесс его производства — новичкам, тем более, будет интересно в него погрузиться.

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг

  • В тему: Как менялись форматы музыки за 50 лет — от винила до стриминга и обратно

Сначала музыкальный материал адаптируют для записи на винил

На каждую сторону классической 12-дюймовой пластинки может уместиться лишь около 20–30 минут звука. Поэтому звукорежиссёр вместе с командой музыкантов должны определить, какой именно материал пойдёт на запись — его нужно логично разделить на две части. Дизайнеры берут в работу проект центральной наклейки на саму пластинку, а также «конверта». Винил — предмет коллекционирования, поэтому внешний вид здесь не менее важен, чем сама по себе музыкальная запись. Впрочем, сначала происходит оптимизация самого аудиоматериала.

Чтобы записать музыку на винил, каждую композицию для начала нужно особенным образом адаптировать. Данный процесс фактически находится в руках звукорежиссёра (или группы специалистов), с которым работает целый «ансамбль» или отдельный артист. Он должен провести мастеринг записей, которые планируются для переноса на винил, — отрегулировать громкость вокала и инструментов, провести компрессию и нормализацию, оптимизацию тональности. Здесь классический подход к цифровой музыке не подойдёт, нужны специфические знания и навыки.

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг

💡 Важно понимать, что звуковое разрешение записи на винил сокращается ближе к центру пластинки, и это влияет на потенциальную частоту дискретизации, а также точность воспроизведения. Всё это значительно усложняет процесс мастеринга.

Для записи винилового тиража создаётся мастер-пластинка

Мастер-пластинка или мастер-диск — специальный носитель, который будет использоваться для тиражирования (копирования) записей на винил. Он изготавливается из алюминия, который шлифуется до максимально возможной гладкости. С такой «болванкой» важно обращаться очень бережно, чтобы на ней не образовались царапины. Они, мягко выражаясь, не самым положительным образом повлияют на дальнейшее качество записи всего тиража пластинок. Пыль в помещении, по этим же соображениям, также недопустима.

Алюминий покрывают толстым слоем нитроцеллюлозного лака, оставляют до полного высыхания, а затем тщательно проверяют на предмет возможных подтверждений. Излишки нитролака можно удалить, чтобы использовать повторно. Если он лёг некорректно, всё повторяется снова и снова. Чтобы произвести мастер-диск достойного качества, нередко требуется повторить эту процедуру несколько раз подряд. Только после удачной попытки в центре заготовки пробивается инженерное отверстие, которое используется для установки «болванки» на шпиндель и дальнейшей работы с ней.

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг

На мастер-диск производится запись подготовленного материала

Запись музыкального материала на мастер-пластинку производится с помощью карусельного токарного станка. Для этого используется резак с наконечником из сапфира или другого материала, сопоставимого по твёрдости — к примеру, алмаза. С помощью него по краю «болванки» производится пробный разрез, который тщательно изучается под микроскопом. Он должен быть максимально ровным, без засечек и других возможных дефектов. Процесс продолжается только в том случае, если они не обнаружены. В противном случае добиться качественной записи не получится.

Если погрешностей нет, происходит процесс «нарезания» мастер-диска целиком. Остановок быть не может — резак двигается от внешнего края диска прямиком к центру. При этом операция контролируется с помощью специального программного обеспечения, которое переносит адаптированные в цифровом виде записи на поверхность «болванки». Это осуществляется с помощью особенных вибраций, благодаря которым на мастер-диске образуются канавки необходимой продолжительности, а также глубины. Данный процесс контролируется специально обученным инженером, который также вручную отбивает промежутки между записями. Операция заканчивается очередной проверкой.

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг

Для тиражирования записей также нужен штамповочный диск

Да, мастер-пластинка не используется для непосредственного тиражирования винила — она нужна для создания штамповочных дисков. Именно они создают те самые углубления на поверхности копий, которые ценители с радостью разбирают онлайн, с полок ближайших магазинов и по барахолкам. Необходимое число штамповочных дисков зависит от тиража пластинок. Обычно каждого хватает не более чем на тысячу копий — далее износ становится критичным и нужно использовать новый. Кстати, штампы производятся не менее сложно, чем мастер-диски.

Чтобы создать штамп, нужно подготовить мастер-диск. Его промывают и очищают от любой грязи. Далее опрыскивают жидким серебром и снова моют для удаления излишков — после этого наносят хлорид олова. После этого начинается процесс гальванопластики. Мастер-диск погружается в никелевую ванну, и этот материал планомерно проникает во все канавки с обеих сторон «болванки», связываясь с ней за счёт электрического заряда. После окончания процесса из ванны достают уже два диска — второй (его теперь называют отцовским) оказывается с «гребнями» вместо канавок, как на мастер-пластинке.

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг

💡 Любопытно, что описанным выше методом из отцовского диска также можно создать материнский, который фактически будет копией мастер-пластинки. Данную процедуру, если это необходимо, также иногда производят — она особенно актуальна, когда идёт речь о большом виниловом тираже.

Далее идёт формирование будущей виниловой пластинки

Целые виниловые пластинки начинаются из гранул поливинилхлорида (ПВХ). В стандарте они прозрачные — в классический чёрный или любой другой цвет на выбор их красят с помощью специальных красителей. Для одной пластинки нужно от 120 до 200 граммов вещества (в среднем — около 160). Его плавят при температуре около 160°С, а затем сжимают в шайбу. Она помещается в гидравлический пресс с двумя штампами на каждой стороне. Далее в центр помещается наклейка, которая не приклеивается, а фактически вжимается в пластинку. Чтобы она не пошла пузырями, её прогревают при температуре около 120°С.

Процесс прессования происходит под давлением около 135 атмосфер. Во время него осуществляется остужение материала — сначала до 150°С, а потом постепенно до 40°С и ниже. Получается, что гребни штампа буквально выдавливают канавки на достаточно податливом материале. В конце концов, инженеры используют специальную машинку, которая обрезает излишки винила по бокам пластинки. Подобные остатки в дальнейшем могут использоваться повторно. Кстати, весь процесс прессования занимает всего около 30 секунд — это самая быстрая операция в создании подобного музыкального носителя.

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг

💡 Интересно, в сообществе поклонников винила нередко спорят о том, что пластинки должны быть более тяжёлыми. Некоторые считают, что диски на 120–140 граммов не могут выдавать качественный звук — о нём есть смысл говорить лишь после 180 граммов.

В конце пластинки проверяют на брак и готовят к продаже

Каждая партия пластинок проходит контроль качества. Из неё выбирают несколько случайных дисков и тщательно прослушивают, чтобы избежать брака. Это делают не только отдельные инженеры на производстве, но и сами артисты, а также их звукачи. Процесс утверждения сильно разнится, в зависимости от конкретного альбома, а также пожеланий исполнителей и множества сопутствующих обстоятельств. Иногда утверждение проходит только цифровая запись, сделанная с пластинки.

Готовые пластинки укладываются в конверты вручную. На данном этапе происходит очередная проверка, которая призвана гарантировать, что ни один из дисков не повреждён на любом из этапов. Слушатель должен получить максимально качественный продукт без изъянов, и в этом правиле не может быть исключений. Пластинки в конверте упаковываются в термоусадочную плёнку, а потом складываются в коробки для дальнейшей транспортировки в музыкальные магазины и другие точки реализации. На этом процесс их производства заканчивается.

Источник: Review Geek.

Еще пару лет назад релизы на виниле в основном выпускали независимые малые лейблы и альтернативные мейнстриму музыканты. Сегодня Джек Уайт и Black Keys, в первую очередь, анонсируют именно выпуск пластинок, и даже такие звезды поп-сцены, как Тэйлор Сфифт и Бейонсе, тоже хотят услышать, как их музыка звучит из-под иглы. И все они хотят печататься в Нэшвилле — самой большой фабрике по производству винила в США

«Это металлическая матрица, — говорит Джей Миллар (Jay Millar), рассматривая ослепительный серебристый диск в машинном зале завода United Record Pressing, распложенного в пригороде Нэшвилла, штат Теннесси. — Отсюда все начинается».

Пятьдесят лет назад этот завод выпустил первый в США сингл The Beatles, а затем в 70–80-х годах сотни хитовых пластинок на 33 и 45 оборотов от знаменитой своим фирменным звучанием студии звукозаписи Motown. Сегодня старые станки и не думают останавливаться, выпуская шипящие, жужжащие записи, продажи которых возрождаются. Нэшвилл претендует на звание мировой столицы винила — городская музыкальная индустрия пытается удовлетворять растущий спрос на виниловые пластинки.

United Record Pressing — крупнейшая компания по производству винила в США. Она, кстати, расположена неподалеку от Third Man Records — независимого лейбла, основанного Джеком Уайтом (Jack White), сумевшем недавно выпустить самый популярный релиз современного времени.

В следующем году компания планирует установить 16 новых прессов, которые повысят суточные объемы производства до 60 тысяч пластинок. Джей Миллар не стал уточнять, где именно им удалось отыскать эти машины — производство станков для работы с виниловыми записями позакрывалось в восьмидесятых годах, и конкуренция за оставшиеся производственные мощности колоссальна — ведь спрос на винил быстро растет. Несколько последних станков для выпуска металлических мастер-дисков (штампов для производства виниловых пластинок) купили на аукционе, проводившимся Церковью Саентологии, чьи последователи искренне верили, что лучший способ сохранить выступления своего гуру Рона Хаббарда для потомков — записывать их на 33⅓ пластинки.

Слева: заготовки для печати виниловой пластинки, справа — сама пластинка (в данном случае группы Creedence Clearwater Revival)

Сайентологи не единственные, кто решил вернуть винил к жизни. После нескольких лет войны аудиоформатов, в результате которой общие продажи физических носителей снизились в два раза, потребители, судя по всему, приняли решение. Спрос на компакт-диски и загрузки MP3-файлов падает, а продажи потокового аудио и винила растут.

«Теперь у нас есть удобный цифровой вариант и высококачественный виниловый, — считает Миллар. — Наше производство работает 24 часа в сутки, шесть дней в неделю, но мы все равно не успеваем за растущим спросом». По состоянию на середину июня 2014 года продажи винила в США выросли на 40% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Вероятно, в этом году оборот достигнет 6 млн пластинок. Стоить отметить, что в 2007 было реализовано всего около 1 млн виниловых носителей.

Мастер-диск помещают в гальваническую ванну, чтобы сделать свою противоположность — «мать» (матрицу)

Аналоговые аудиофилы, как Джек Уайт и Black Keys, уже давно «печатают» свою музыку в Нэшвилле. Однако с некоторых пор к этой компании присоединились и звезды поп-сцены, ранее не отличавшихся особой любовью в винилу, например Тэйлор Свифт и Бейонсе. Спрос со стороны музыкантов настолько велик, что время ожидания производства партии дисков выросло до 12 недель. Звукозаписывающие компании не анонсируют дату винилового релиза до тех пор, пока не начнется печать именно их релиза.

Процесс печати двухцветного варианта пластинки Джека Уайта The Lazaretto

Лидером продаж в этом году стал альбом Джека Уайта The Lazaretto, за первую неделю разошедшийся тиражом в 40 тысяч пластинок. Это признанный рекорд — ни один виниловый релиз так хорошо не продавался с 1991 года. Кстати, продажи этого альбома все еще продолжаются, и, согласно статистике, составляют 2000 в неделю. В студии Third Man Records, расположенной у входа на фабрику United Record Pressing, недавно Нил Янг записал альбом A Letter Home. Там стоит машина для резки винила с King Records, что в Цинциннати, подаренная Джеймсом Брауном; стеклянный шкаф с игрушкой танцующей обезьяны. Одна половина студии покрашена в красный, вторая — в желтый. Между комнатами Third Records курсируют девушки в фирменных желто-черных цветах. Коридоры украшены чучелами животных, одно из которых напоминает яка.

«На самом деле, это тар,— рассказал Бен Свонк (Ben Swank). Он и Бен Блеквел (Ben Blackwell) — руководители Third Man Records. Они придумали слоган «Ваш проигрыватель не умер» и предложили прямое абонентское обслуживание, которое предполагает ежемесячную доставку всех новых виниловых релизов. После переезда Уайта из родного Детройта в Нэшвилл 2007 году лейбл выпустил около 300 записей, преимущественно синглы. «Джек выпускает больше американщины, а Бен и я — рок-н-ролла и панка. В основном тиражируем сорокапятки. Мы стараемся быть спонтанными: получил мастер? Давайте выпускать его!» — комментирует Свонк.

На студии уже работали Black Keys Дэна Ауэрбаха и Брендан Бенсон. Бен Свонк считает, что Нэшвилл с его исторической связью с кантри становится новым центром притяжения для музыкантов. «Местная община — мать и для поп-музыки, — говорит он. — Мы не бежим от современных технологий. Просто нам кажется, что использовать ленточный микрофон или аналоговую ленту куда романтичней. С другой стороны, так работать тяжелее — и это, наоборот, хорошо, потому что добавляет ценности конечному результату».

Успех Нэшвилла может быть связан и с врожденным консерватизмом города. Кантри, например, по-прежнему записывается в классическом восьмитрековом формате — студии записи, работающие с музыкантами на этом оборудовании сегодня кажутся реликтами, пережившими ядерную войну. «Мы находимся в очень крутом месте, — добавляет Суонк. — Люди по-прежнему жаждут индивидуальности».

Печать пластинки Radon, альбом No Idea benefit for Quinn Clower

Но есть небольшое беспокойство, что аналоговое возрождение лишь временное явление. «Все возвращается, но однажды уходит навсегда, — говорит директор VH1 Билл Фланаган (Bill Flanagan). — Если это просто ностальгия или элитная штуковина для хипстеров, не исчезнет ли она в ближайшие 10 лет? Это возрождение может быть последним вздохом уходящей культуры, прежде чем все поглотят облака [потоковые аудиосервисы]».

В то же время спрос на винил не ослабевает. Каждый год в третью субботу апреля проводится Record Store Day — собирается огромное количество людей, желающих выпустить свой релиз. Ругаются, пытаются пролезть без очереди и обвиняют друг друга в желании в саботаже. Производство — узкая сторона, и очень здорово, что крупные музыканты отмечают высокие продажи виниловых релизов. Физические ограничения пластинки (две стороны примерно по 20 минут каждая) вынуждают возвращаться к формату, утерянному в эпоху 70-минутных компакт-дисков и бесконечного формата iTunes. Крис Мара (Chris Mara), создавший аналоговую студию Welcome в 1979 году, говорит, что если художник хочет создать музыку в формате альбома, он должен вернуться на шаг назад.

Печать виниловой пластинки Sarah Jaffe, альбом Don’t Disconnect

Побочный бизнес Мары — восстановление 24-трековых аналоговых магнитофонов — еще никогда не простаивал: «Ко мне приезжают, чтобы сделать запись самым непростым способом. Они хотят сказать себе и своим фанатам — это наша музыка, наш продукт. Мы сыграли каждую ноту в этом треке».

Возникает вопрос: а может ли винил удержаться на рынке и шагать с высокими технологиями нога в ногу? Джей Миллар думает, что внедрение высоких технологий в техпроцесс возможен — мастер-диски, станки, лаки и т.п. «Возрождение произошло. Мы переходим на новый виток. Винил не собирается уходить. Спрос может выровняться в некоторый момент и перестать так быстро расти. Но тут дело не столько в форме, сколько в содержании. Винил будет жить», — заключает он.

Оригинал: Nostalgia pays in Nashville as rocketing record sales make it the capital of vinyl

P.S. Если есть желание посетить фабрику United Record Pressing, то это можно сделать, если вы окажетесь в Нэшвилле. Компания проводит туры еженедельно по пятницам, подробности здесь.

Как появляется музыка на виниле? Этот путь начинается в студии звукозаписи, где создается мастер-запись музыки. Студии бывают аналоговые и цифровые. Их основное отличие заключается в способе записи музыки. Аналоговые миксы записываются на магнитофоны, цифровые же — на жесткие диски. Качество каждой композиции должно быть доведено до совершенства. И эту работу выполняет звукоинженер. А дальше начинается магия переноса этой самой музыки в канавку.

1.jpeg
Студия звукозаписи

Лаковый мастер-диск

На машину для нарезки грампластинок помещается специальный мастер-диск с лаковой поверхностью. Он вращается и под действием поступающего электрического сигнала резец формирует на нем звуковые дорожки. Эта спиральная канавка нарезается от края к центру. По окончании лаковый диск уже можно слушать, как обычный.

И именно это и происходит – получившийся диск оценивают с точки зрения качества звучания. У такой пластинки есть только один недостаток. Ее дорожки быстро изнашиваются и разрушаются уже после нескольких прослушиваний. Но этого и не требуется. Если с качеством записи на лаковом диске все в порядке, он поступает на завод по изготовлению пластинок.

2.jpg
Станок Неймана для производства мастер-дисков

Штамповка пластинок

На заводе лаковый диск покрывают слоем металла, например серебром или никелем, для изготовления металлического шаблона. После завершения процесса нанесения металлический слой отделяется от лаковой поверхности. Полученный уже металлический мастер-диск представляет собой «негатив» того, что было на лаке: там, где были канавки, появились выступы. И этот металлический слой используется для создания прессовочного штампа, с помощью которых производят виниловые пластинки.

3.jpg
Фабрика по производству винила

Для штамповки пластинок используется мощный гидравлический пресс. В нем размещают металлический мастер-диск и разогретую с помощью пара виниловую массу. После прессовки выступы на «мастере» снова становятся канавками. После окончания процесса получившаяся виниловая пластинка охлаждается и застывает. Остается наклеить на диск этикетку и уложить его в пакет. Виниловая пластинка готова.

2019-02-07_14-24-54.jpg

Виниловые Первопрессы и восковая матрица

Сразу начнем с «мяса». Чтобы понять, как делают виниловый новодел, не лишним будет вспомнить то, как делали виниловые пластинки раньше…
Прогулка в прошлое

Примерно лет 8-10 назад началась эпоха винилового ренессанса
Как и сейчас, в «доцифровую» эру звукозаписи для штамповки пластинок использовалась магнитная лента (пленка) с оригиналом релиза. Это основа. Она называлась (и сейчас называется) мастер-лента. Итак, с магнитофона звуковой сигнал переходил на профессиональный специализированный прибор, у которого была игла, нарезающая бороздки на мягком, восковом диске (его и сейчас так называют, несмотря на то, что уже давно используются более высококачественные, усовершенствованные аналоги). Он во многом напоминал пишущий проигрыватель.

Дальше вход шли сложные гальванопластические процедуры, включающие различные химические и физические производственные процессы. И все это было необходимо для того, чтобы из мягкого диска создать твердый металлический слепок. А восковый оттиск, как правило, при этом героически погибал, принося себя в жертву будущему тиражу блестящих виниловых собратьев.

Итак, металлическая матрица готова. Она получалась полностью инверсной. С этой матрицы уже вполне можно начать печатать тираж нового альбома, но технологи прошлого поступали по-другому…
С получившийся инверсной матрицы производился еще один, самый важный железный и уже ни капли не инверсный слепок.

Так рождалась на свет ее Величество Материнская Матрица. На базе этой основной железной плиты производили большое количество точных копий данной матрицы, и рассылали их по цехам завода, по другим заводам и странам. С этих точных копий и делали тираж виниловых дисков.


2019-02-07_14-05-13.jpg
нарезка звуковой дорожки на воске

К чему приводят хитрости…
Создание и распространение большого числа копий материнской матрицы — это скорее идеальный случай и исключение из правил в рамках изготовления тиража, поэтому бывало, что на практике получалось иначе: огромные контейнеры с копиями материнских матриц было довольно сложно распространять по всем необходимым инстанциям.

Из-за этого на зарубежные заводы производители частенько высылали обычную копию магнитной мастер-ленты, чтобы специалисты других производств винилового тиража сами возились с ней, и своими силами создавали матрицу на ее основе. И вроде все было хитро придумано, но самое обидное здесь — это то, что на качестве звука все эти «премудрости» сказывались не самым лучшим образом. Ведь матрица, созданная лишь с копии мастер-ленты, никогда не сможет иметь качество оригинальной.

Материнские матрицы не хранились вечно. Если, к примеру, через пару лет, поднимался вопрос о допечатке винилового тиража, то создавались новые матрицы, и при этом в качестве основы далеко не всегда использовалась оригинальная мастер-лента.

Так и возникло понятие оригинального первопресса, который до сих пор бесконечно ценятся ценителями и коллекционерами. Потому, самый первый тираж, произведенный изначально — это самое роскошное издание. Первопресс по своему определению звучит намного лучше, чем большинство переизданий пластинки. В этом можно всегда убедиться лично, взяв любимый винил первого тиража и его последующие переиздания. При правильной настройке проигрывателя вы услышите четкую разницу.

Любопытно, что, где-то, в начале 80-х годов ушедшего века начала использоваться по тем временам совершенно инновационная технология DMM (в том числе и в СССР). Она предполагала отсутствие мягкого воскового слепка, а металлическая матрица нарезалась сразу по металлу. Устранение звена без потери качества — всегда плюс. И ликвидация воскового диска не стала исключением.

5 добрых признаков хорошего качества производства:

  • что касается скорости воспроизведения, то виниловые пластинки на 45 оборотов в минуту лучше, чем на 33 оборота;
  • чем шире расстояние между бороздками (дорожками), тем лучше;
  • о размерах винила — толстые диски более качественные;
  • пикча-диски и цветной винил быстрее изнашивается;
  • признанными лучшими производителями виниловых дисков считались и до сих пор считаются США, Британия, Япония и Восточная Европа.

Эпоха новодела: сквозь тернии…


Виниловый новодел имеет ряд конкретных отличий от старых пластинок. Если вы читаете данный материал, значит, вы интересуетесь винилом и знаете, что слово новодел означает весь новый винил, который начали производить лет 10 назад.

Эпоха винилового ренессанса началась после довольно долгого периода застоя в производстве пластинок. В 80-е годы прошлого столетия началось повальное закрытие виниловых заводов в Японии — одних из ведущих мировых лидеров производства виниловых пластинок. Приблизительно к середине 90-х годов таких предприятий почти не осталось ни в Соединенных Штатах Америки, ни в Европе. Наступила тугая тишина. Рынок с рвением начала завоевывать безжизненная цифра…

Но буквально лет 10 тому назад заводы стали восстанавливаться. Это стало сюрпризом для многих. Прекрасным сюрпризом. И сейчас на рынке присутствует много фирменного, лицензионного нового винила -свеженького, красивого и качественного новодела.

Интересно, что у винилового новодела есть целый ряд отличий от олдскульных пластинок. Начнем с преимуществ:
в «доцифровые» времена большое число виниловых дисков производилось из вторичного сырья, так как зачастую заводам приходилось вписываться в жесткие рамки бюджета, выделенного на производство тиража. Например, советский Госзаказ иного и не предполагал.

А нынче используется только лучшая и химически чистая производственная масса (кстати, о конкретном составе, сырье и добавках для создания современных виниловых пластинок мы подробно рассказывали в статье «Изготовление виниловых пластинок: из чего их производят на самом деле?»);

новые пластинки — это тяжелый и массивный винил, а, значит, более качественный, чем его легкие аналоги;
большинство современных тиражей совершенно небольшие, то есть с одной материнской матрицы нарезается ограниченное число копий.

А теперь пару слов о недостатках нового винила:
главный минус, собственно, всего один – непонятное и часто сомнительное происхождение используемой для производства мастер-ленты, но из него вытекают и другие проблемы…

Важно знать, что конкретно выступает в качестве источника звука в процессе нарезки нового винила. Им может быть древняя, неплохо сохранившаяся мастер-лента, оцифрованная в соответствии со строгими правилами и регламентом технологического процесса современности, или компакт-диск.

При создании тиража сейчас делают цифровой реставрированный мастеринг, который в точности дублирует актуальные в наше время ремастированные CD-тиражи, но, естественно, с большей дискретностью и разрядностью.

И это не обязательно плохо. Ведь сейчас наличие оригинальной мастер-ленты не всегда является залогом супер-качественного саунда. Почему? Дело в том, ленты былых времен, прибывая на пыльных архивных полках, кроме того, что с хорошим аппетитом съедаются тараканами, они еще высыхают и изнашиваются. Случается, что самой лучшей и идеально сохранившейся копией оказывается не первая, а, к примеру, третья или пятая, но великолепно «законсервированная».

Что касается профессиональной компьютерной реставрации — ремастеринга, то тут многое зависит от … прямоты рук самого реставратора. Хороших специалистов крайне мало, поэтому их труд – на вес золота.

Источник источнику рознь: старее винил, значит, лучше винил?


Послушайте реальныое звучание

Как мы уже выяснили, использование первоначальной мастер-ленты — это не всегда хорошо. Если материал уже крошится от старости, то, сами понимаете, какого уровня звук он может обеспечить… Поэтому, главное для источника звукозаписи винила – это не оригинальность материала, а его целостность и физическое состояние. Вот, например, на обложках некоторых новых джазовых и блюзовых переизданий есть такая фраза: «восстановлено из лучших сохранившихся источников». Надпись такого рода может обозначать даже то, что для создания тиража использовалась кассета, но с превосходным качеством записи.

Благодаря возрождению производства винила, новому витку его популярности, мы можем наслаждаться отличным звуком, который никогда не сможет дать нам «цифра»

Представьте, что вы пришли на собеседование в компанию своей мечты на очень крутую вакансию, должность. Но у вас, как и у любого даже мега-классного специалиста, имеются недостатки – кто-то не готов работать в ситуации повышенного стресса, другие не умеют правильно организовать подчиненных или, например, кого-то пугает деятельность, связанная с высоким уровнем материальной ответственности и т.д. Но вряд ли вы сможете обо всех своих профессиональных недостатках при первой же встрече смело заявить в глаза будущему боссу.

Правда? Это невыгодно вам и вредно для вашей потенциальной карьеры. Поэтому вы скорее предпочтете умолчать о минусах, выставляя напоказ во всей красе лишь свои сильные стороны. Ложь ли это? Спорный вопрос. Такое поведение принято называть «феноменом честных политиков» (мы уверены, что вы уже догадались, почему используется данное выражение)… Стоп! Наши читатели, наверняка, сейчас не совсем понимают, какое отношение имеет к производству винила эта информация. На самом деле – прямое.

Многим любителям пластинок крайне важно знать, какой именно тип мастеринга задействован в процессе выпуска тиража того или иного новодела. Издатели альбомов любят порой умалчивать о недостатках, превознося только достоинства их продукции. Это нормально. Это и есть «феномен честного политика». Таковы правила игры и бла-бла-бла…В общем, не будем об этом. Но как же быть в такой ситуации виниломану и самостоятельно определить для себя качество производства новенькой пластиночки?

Да, первопресс – это самые лучшие издания, но они обычно стоят целое состояние

2019-02-07_14-14-09.jpg
Виниловая вертушка

Опытный аудиофил может узнать о виде и специфике мастеринга, только сопоставив год издания и производителя. Супер-профессионал (таких мало) все поймет, услышав релиз. Скажем так, коллекционирование новодела – это приключения в рамках тотального хаоса.

Чистой правды вам никто не скажет, а своими силами понять издержки качества, все-таки, весьма сложно. А иногда и не хочется вовсе, дабы не разочаровываться. Чтобы не мучится в догадках, стоит запомнить одну аксиому: самое лучшее – это только первопресс, а все остальное – неплохое, хорошее, иногда очень хорошее, но уже не лучшее.

И тут сам собой возникает самый, пожалуй, честный вопрос: нужен ли обладателю обычной, не самой первоклассной и далеко не брендовой и не супер-мощной аудиотехники (а таких виниломанов большинство) баснословно дорогая пластинка с первопресса?

Хорошего качества порой уже более чем достаточно для получения удовольствия от звучания. Поэтому не будем ругать новоделы, а уже тем более современных издателей, ведь их продукт, их труд дарит нам, меломанам концентрированную радость, настоящий кайф. А первопрессы пусть коллекционируют те, кто может себе это легко позволить и те, кому это, действительно, нужно.

У современных пластинок впереди прекрасное будущее. Мы знаем это.

Хорошего настроения, друзья! И пусть музыка дарит вам чудесные мгновения в эти дни сентябрьской непогоды.

Оригинал статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишут ведьмы цифры
  • Как пишут заявление на отгул
  • Как пишут ввиду
  • Как пишут заявление на материальную помощь
  • Как пишут ванильки