Как написать былину?
Если вы хотите оригинально поздравить именинника, произнести красивый тост или участвуете в качестве барда в ролевой игре — попробуйте сочинить былину. Пишется она нерифмованным стихом, так что ломать голову над рифмами вам не придется.
Вам понадобится
- Словарь древнерусских слов
- Книга с былинами
Инструкция
Прочитайте несколько древнерусских былин. Обратите внимание на то, каким размером они написаны. Запомните ритм. Можно даже простучать его карандашом по столу или просто пальцами.
Обратите внимание на то, каким языком написана былина и на ее содержание. Чаще всего в них рассказывается о героических событиях. Запомните имена героев.
Подумайте, о каких событиях вы бы хотели рассказать в вашей былине. Если вы поздравляете юбиляра, которого хорошо знаете, вспомните наиболее важные эпизоды из его жизни. Их можно представить в торжественной или шуточной форме, былина вполне подойдет и для того, и для другого. Если вы играете в ролевой игре какого-нибудь древнерусского сказителя, решите, о каких персонажах вы хотите поведать остальным участникам.
Набросайте сюжет. Возьмите словарь древнерусских слов и подберите некоторое количество выражений. Это нужно для того, чтобы былина была похожа на древнерусскую.
Выбросите все излишне современные выражения. Они, конечно, могут придать стилизации юмористическую окраску, но их не должно быть слишком много. Впрочем, можно применить и другой прием — написать былину исключительно современным сленгом.
Расскажите придуманный сюжет в том ритме, который использовали для своих произведений древние сказители. Если не все строки вписываются в этот ритм, замените неподходящие слова синонимами.
Былина — жанр устного творчества. Но помните о том, что в древние времена информация передавалась совершенно другими путями, нежели сейчас. Поэтому люди очень многое знали наизусть, и это не требовало от них больших усилий. Современному же человеку такой метод не очень подходит, поэтому запишите балладу. Для юбилея можно сделать чть-то вроде старинной грамоты. Вырежьте из листа ватмана подходящий кусок, напишите на нем былину и сверните лист в трубочку. Прикрепите ленточку. Сделайте стилизованную печать.
Видео по теме
Обратите внимание
Для ролевой игры можно сделать стилизованные гусли или даже достать настоящие.
Готовясь быть персонажем ролевой игры по историческим событиям, необходимо хорошо изучить период, в котором будет существовать ваш игровой мир.
Полезный совет
Не нужно употреблять большого количества архаизмов. Вам необходимо лишь стилизовать былину под старину, но содержание должно быть понятным. Помните о том, что древние сказители говорили на том же языке, что и их слушатели.
Стилизацией должна быть не только сама былина, но и «грамота», на которой она записана. Поэтому используйте подходящие шрифты — устав или полуустав.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Дятлова Ольга Станиславовна
учитель русского языка и литературы
I
квалификационной категории
МКОУ
Новоярковской СОШ
Барабинского
района
Новосибирской
области
Сочиняем былины
(Статья)
На
уроках литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова проходит изучение
былин — произведений, наиболее ярко представляющих раздел «Устное народное
творчество». Читать былины и работать над их понимаем, изучать «новые» старые
слова учащимся нравится. Наверное, звучание родной русской речи, пусть даже
порядком устаревшей, находит отклик в наших душах на генетическом уровне. Язык
напевный, музыкальный, плавный, он одновременно и сложен и прост. Герои былин —
такие понятные и любимые — вызывают восхищение учеников. Программа А.Г.Кутузова
рекомендует по данной теме проведение часа творческой мастерской, во время
которой ученики пробуют силы в написании былины собственного сочинения.
Перед
написанием творческих работ провела необходимую подготовительную работу. На
начальном этапе урока — повторение с последующим за ним инструктажом.
Повторение.
—
Что такое былина?
—
Чем былина отличается от
мифа?
—
Какое отличие у былины от
легенды?
—
Почему о былине говорят,
что она, как явление русского фольклора, относится к «героическому» эпосу?
—
Мечты о чём выражает
русский народ в былине?
—
Для чего в былине
применяется гипербола?
—
С какой целью используется
литота?
—
Назовите, какие постоянные
эпитеты можно встретить в былинах.
—
Существует ли жанр былины
в сегодняшнем мире?
—
Для того, чтобы устранить
такую несправедливость, мы попробуем сегодня сами написать собственные былины.
Инструктаж
по написанию былины.
—
Для того, чтобы определить последовательность
наших действий, устно составим план нашей дальнейшей работы. С чего начать
подготовку к написанию?
1.
Определимся с героем.
Выберите «своего» героя и постарайтесь его представить себе: как он выглядит,
каковы черты его характера, кого и что он любит, чего терпеть не может .
2.
Определите, с кем и за что
он будет сражаться. Не забудьте, что противник условного богатыря должен быть
под стать положительному герою. Враг должен быть очень гадким, чинить
безнаказанно кому-нибудь обиду.
3. Придумайте, кого будет защищать главный герой.
Обязательно это должно быть беззащитное существо, которое не может постоять
само за себя.
4. Определите, в каком временном и географическом
пространстве будут происходить события былины.
5. Придумайте все подробности и детали боя главного
героя со злодеем.
6. Определите, какими словами вы начнёте описывать
зачин былины, а какими концовку.
7. Для оформления выразительной напевности языка
используем междометия: ой да, ай да и т.д.
8. Записываем придуманную историю, сохраняя последовательность
событий.
Примечание:
не забываем вставить в былину особые «изюминки» русских фольклорных
произведений: троекратный повтор, «волшебные» числа, постоянные эпитеты,
сравнения, гиперболу, литоту.
Писать
былины детям понравилось. Не у всех учащихся они получились, но те, которые
«удались» вызвали восхищение и улыбки. Восхищение — потому что на своих
одноклассников учащиеся посмотрели другими глазами, как на людей, немного
сродни писателям. Улыбки — потому что содержание большинства былин получилось
юмористической направленности. Привожу пример нескольких удачных работ своих
учеников.
Олег Новоярковец и Колорадский Жук
Выполнил: Тимофей Груздев
Из того ли то из
города Барабинска,
Из того ли то села
из Новоярково
Выходил дородный
добрый молодец,
Олег Новоярковец
его величали все.
Выходил он в
огороды да во бабкины,
А там силушки-то
нагнано черным-черно.
Так никакая
гусеничка тут не проползыват,
Никакая
стрекозина не пролётыват.
А во главе всей
этой силушки великоей
Стоял
злодей-разбойник Колорадский Жук.
Ай тут старый
русич да Олег Новоярковец
Да берёт он свою
рогаточку тугую.
Он резиночку
шелковую натягивал,
Да он пульку-то
калёную накладывал,
Он стрелял-то в
того ли Колорадского Жука
И выбил-то ему
право око вместе с усиком.
А потом как взял
Олег меч свой деревянный
И как стал он эту
силу всю рубить-крошить.
А й побил он эту
силушку великую!
Славу ему
отовсюду поют:
Олег Новоярковец
— победитель Колорадского Жука!
Олег Новоярковец и Колорадский Жук
Выполнил: Олег Киселёв
Из того ли да
из города Барабинска
Из того ль
села да Новоярково
Выезжал
хвалёный добрый молодец
Удалой Олег да
Новоярковец.
Он стоял с
утра да в огороде,
А в обед хотел
поспеть он в Староярково.
Подъехал он к
огороду бабкину,
А у того ли
огорода да у бабкиного
Нагнано-то
силушки желтым-желто!
Так спецназ-то
тут не прохаживат,
На добром
танке никто не проезживат,
Птица-вертолёт
не пролётыват,
Крутой ОМОН не
прорыскиват.
А подъехал
как-то к силушке великоей
Наш Олег
удалой да Новоярковец.
Он как стал-то
эту силу великую
«Белорусом»
топтать да ядом поливать.
Ай побил он
эту силушку великую
Да личинок-то
этих колорадскиих.
Да сбежал один
молоденький Жучок,
Малыш ещё
совсем, ай крохотулечка:
Он четыре
метра в высоту,
Да пяток
всего-то в ширину.
Основался тот
Жучок на яру да Новоярковском.
Тут Олег уж
подоспел туда
На своём
«Белорусе» да на богатырскоим.
Его мощный
«Белорус» да Новоярковский
С кочки на
кочку по дорогам стал перепрыгивать,
С горы на гору
стал перемахивать,
Крупны лужи
промеж колёс спущал.
Вот и
подобрался он к Жуку да Колорадскому,
Перешёл Олежек
к наступлению.
Разогнал свой
«Белорус», а тот идти не хошь.
Навернул он
круг, а «Белорус»-то — трус!
Говорил Олег
да таковы слова:
« Ах ты,
волчья сыть, да масляной горшок!
Аль бензин не
тот, иль шипы малы?
Что ты на
нозьме, собака, спотыкаешься?»
После этих
слов вскочил в дыбы наш «Белорус»
И на кол
насадил Жука, как пельмень.
И пришёл конец
силушке да великоей!
Слава,
славушка хвалёному дородному
Богатырю
российскому Олегу Новоярковцу!
Словарь диалектных
слов, употреблённых в былине:
Назём — навоз.
Яр
— крутой берег озера, обрыв.
Как
видно, главные герои — отрицательный и положительный — имеют одинаковые имена.
Как это получилось? Перед написанием былин, в момент обсуждения, дети
предлагали кандидатов в главные герои. Так уж получилось, что этим мальчикам
«запали» в сердце одни и те же персонажи: Олег — по имени одноклассника,
«Новоярковец» — по названию населённого пункта. Надо сказать, что фантазии
учащихся нет предела. Они написали былины о Новом Русском, о Катерине свет
Отличнице, о Иване Хакере и др. Вот они, герои нашего времени! Урок получился
очень интересным, ребята почувствовали вкус к сочинительству, поняли, как
занимательно иногда выступить в роли творца.
Былина – древнерусская эпическая песня о жизни и героических подвигах русских богатырей, а также о событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков. Народное название былины — «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом.
Былины – фольклорный вид эпического литературного жанра, однако созданы в стихотворной форме. Обычно тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Певец, рассказчик былин зовется былинником.
Содержание
- Когда были созданы былины?
- Правила чтения былин
- Разновидности былин
- Особенности жанра
- Поэтика былин
- Былины — не крестьянский жанр
- Герои русских былин
- Подвиги былинных героев
- Резюме
Когда были созданы былины?
Известно, что в основе былин лежат события, которые происходили в Х – ХІІ веке. Поэтому оформляться в письменном виде они начали в XIV веке. До этого времени былины существовали в устной форме и передавались с поколения в поколение.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Былины появились еще в Киевской Руси, в среде знати, приближенной к киевскому князю. После усиления Новгорода старины стали писать и на северо-западе государства. Героями песен киевского цикла были богатыри и воины, а новгородского — купцы, гусляры, крестьяне, например, Василий Буслаев и Садко.
Так, к новгородскому циклу относится песня «Вольга и Микула Селянинович», к киевскому — знаменитые рассказы о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Ученые-фольклористы изучают и собирают древние песни и в наши дни. В текстах былин сохранились детали быта крестьян, князей и их дружин, описания старинного оружия, обычаев и традиций.
В них встречаются имена реальных исторических личностей: князя Владимира Мономаха, татарского хана Батыя, воина Пересвета и многих других. А также — названия городов и географических объектов: Киев, Новгород, Муром.
При этом тексты былин унаследовали мифологические черты древнего фольклора. Например, их действующими лицами нередко становятся фантастические персонажи: великаны и оборотни, Змей Горыныч и Соловей-разбойник.
В былинах описывали самые разные эпохи. Сказители рассказывали о важных эпизодах истории, но не обязательно в хронологической последовательности. Всего исследователям известно около ста вариантов сюжетов, которые объединяют в несколько групп: былины о героической борьбе с захватчиками, о сватовстве, о борьбе с чудовищами, о спасении семьи, о состязаниях, о богатырях.
Сюжеты и образы древних песен повлияли и на классическую русскую литературу. Так, персонажи былин появились в поэмах Александра Пушкина «Руслан и Людмила» и Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…».
Первый сборник русских былин выпустили в Москве в 1804 году. Издание пользовалось огромной популярностью в обществе.
Впервые термин «былины» был введён И. Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».
После окончания Отечественной войны данный русский эпос стал неотъемлемой частью наследия литературного жанра.
Чтобы дать понятие о количестве былин, отметим их статистику, приведённую в «Истории Русской Словесности» Галахова. Одних былин киевского цикла собрано:
в Московской губернии — 3, в Нижегородской — 6, в Саратовской — 10, в Симбирской — 22, в Сибири — 29, в Архангельской — 34, в Олонецкой — до 300.
Всех вместе около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших (московских и других). Все известные былины принято делить по месту происхождения: на киевские, новгородские и общерусские (более поздние).
Таким образом, сегодня существует 500 русских былин, которые, к сожалению, исчезли из быта современного человека. Они существуют только в форме литературных произведений.
Правила чтения былин
Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением.
При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой — по три, в третьей — по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.
Как скака́л‑то Илья́ да со добра́ коня,
Припада́л‑то он ко ма́тушке сыро́й земле:
Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля
Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.
Такие песни исполняли певцы-сказители, изначально под аккомпанемент гуслей, позже — без музыки. Слова песни произносили неторопливым речитативом или распевом.
Разновидности былин
Они играют очень важную роль в литературном национальном процессе, так как представляют русский эпос и передают всем поколениям знания о традициях, верованиях и бытии предков.
В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:
- Богатырские (героические);
- Социально-бытовые;
- Сказочные.
Героические былины бывают двух типов:
- Более архаические, повествующие о «старших» богатырях (былина «Святогор», сказание о Микуле Селяниновиче).
- И относящиеся к периоду расцвета Киевской Руси былины основного цикла с «младшими» богатырями: Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем.
К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».
Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.
Особенности жанра
В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.
Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев.
Особенности былин:
- торжественность тона,
- особенный ритм,
- особенный стих.
В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.
Поэтика былин
В своем историческом развитии былины претерпели изменения не только в своем содержании, но и в своей художественной форме. В какой мере крестьянский период жизни былин сохранил их старинную форму, говорить можно лишь относительно.
Выработанные в течение веков композиционные и стилистические приемы создали традиционность былинной поэтики. Сказитель, обладая запасом таких традиционных формул и комбинируя их, получает возможность варьировать былины, то уменьшая, то увеличивая ее, однако не нарушая нисколько самого сюжета.
Поэтические приемы эпоса вместе с тем являются часто и приемами мнемоническими, облегчающими запоминание и воспроизведение былинного текста. Выдержанный эпический стиль былин отличается медлительностью и спокойствием.
Былинный эпос любит медленное развертывание действий, часто прибегает к различным видам повторений, с большой обстоятельностью описывает отдельные детали и нисколько не боится утомить сравнительным однообразием своего стиля.
Внешними приемами былинной композиции являются отстоявшиеся в эпической традиции вступления («запевы», «зачины») и концовки, а также «общие места», т. е. типические традиционные формулы, описывающие излюбленные для былинных сюжетов положения героев или обстановку (таковы напр. типические описательные формулы поклонов богатыря при входе в терем, просьбы благословения у матери, седлания богатырского коня).
Сами былины отличают иногда разницу между «запевом» или «прибауткой» и следующим за ним «зачином». Так в известном начале былины о Добрыне — «Из-под белыя березы кудреватыя» — после поэтического описания величественной «Матки Волги реки» идут такие примечательные слова:
«Все это, братцы, не сказочка,
а все это, братцы, прибауточка.
Теперь-то Добрынюшке зачин пошел:
Во стольном-то граде во Киеве…» и т. д.
Запевы не имеют прямой связи с содержанием былин — они лишь служат как бы увертюрой, прелюдией, их цель привлечь внимание слушателей, настроить их и самого исполнителя на соответствующий данному былинному сюжету общий тон и лад.
Былины — не крестьянский жанр
Былины были записаны от крестьян — однако, вопреки распространенному мнению, их создателями были не сельские жители: это городской жанр. Преобладающее количество былин и исторических песен XVI–XVII веков было сложено скоморохами или другими авторами в среде высшего правящего тогда класса.
Доказательств тому множество:
- Эпическая география не совпадает с ареалом распространения былин
Былины, активно фиксировавшиеся в живом бытовании преимущественно на Русском Севере, не знают «местных» (олонецких, печорских, беломорских и так далее) богатырей. По словам В. Миллера, севернорусские сказители «не прикрепили ни одного богатыря к своей почве».
Единственное исключение — былина о Рахте Рагнозерском — теряется на общем фоне эпических песен о киевских или новгородских богатырях. Упоминания же в былинах собственно севернорусских топонимов построены не на эпической лексике, а на лексике присловий (коллективных прозвищ жителей какой-либо местности) и географических песен:
А раструбисты сарафаны по Моше по реке,
А худые сарафаны в Каргопольской стороны…
- Время былин — не аграрное
Аграрный календарь в строгом смысле слова в эпосе отсутствует: смена сезонов, календарные праздники, оформляющие начало либо завершение полевых работ, практически не отражены, действие происходит на фоне условного «вечного лета» (за исключением нескольких сюжетов с матримониальными коллизиями, где фигурирует снег).
- Пространство былин преимущественно урбанистическое
В эпических песнях упоминаются городские стены, мостовые, княжеские терема и тюрьмы-погреба, кабаки, церкви. Действие разворачивается в конкретно обозначенных локусах: Андрейска мала улица, Маринкин переулочек, улица Игнатьефьска, переюлки Демидофски, Конная горка, Жироевлиньская улица и тому подобное.
- Богатырская и воинская тематика былин свойственна в большей степени военно-аристократической социальной среде, нежели крестьянской
Отталкиваясь от повторяемости в былинах структуры «охота перед боем», эстонский и американский фольклорист Феликс Ойнас заключил, что, так как охота на крупных животных и птиц, равно как и вооруженные сражения, относится к сфере деятельности привилегированных сословий, это свидетельствует об аристократическом происхождении русского эпоса.
По мнению В. Миллера, изначально «слагались песни княжескими и дружинными певцами там, где был спрос на них, там, где пульс жизни бился сильнее, там, где был достаток и досуг, там, где сосредоточивался цвет нации, то есть в богатых городах». Ученые «исторической школы» искали подтверждение своих идей в исторических документах — летописях, «Слове о полку Игореве», в которых упоминаются певцы, воспевавшие «славу» князьям-воинам.
- В былинах отражены черты аристократического быта
Борис Соколов отмечал сходство в описаниях княжеского пира в былинах и московского придворного быта: например, рассадка гостей в зависимости от их значимости «произведена с точным соблюдением местнических правил при царском дворе XVI–XVII веков». В былине «Данило Ловчанин» размещение гостя на непочетном месте становится поводом для конфликта:
Тут и делал Владимер-князь почесьён пир
Про многих хресьян да и про бояринов,
А садил тут Данила да за окольней стол
А с тема он детьми ёго со боярьскима —
А пить и исть есвы да ожурёные.
Говорит тут Данило да сын Игнатьевиць:
«Не сидеть мне за столом бы да за окольнием
А с тема ноньце детеми да со боярьскима,
А пить и ись есвы да ожурёные:
Мне-ка перво бы место моё Данилово —
А сидеть подли князя да по праву руку,
А второ бы место моё Данилово —
А сидеть подли князя да по леву руку,
А не сидеть мне-ка с детеми да со боярьскима!»
Говорит тут кнезь Владимер да стольне-киевьской:
«Уж ты много нонь, Данило, в супор заговорил!
Я накину на тибя службу тяжелую…
Герои русских былин
Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.
Их король Артур – это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).
Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.
Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.
Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна – дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.
В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.
Подвиги былинных героев
Но главное в воинских песнях – не любовные коллизии, а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?
Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.
Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки – и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.
Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.
Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору – по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.
Второй по популярности герой народного эпоса – Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник – Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.
У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.
Третий богатырь Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин – татарский военачальник Тугархан.
Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.
Резюме
Былина – это фольклорный жанр эпического характера, имеющий стихотворную форму, сказания прошлого, повествующие о жизни и подвигах русских богатырей.
Герои былин – богатыри. Они сражались за родную землю, спасая ее от ненавистных врагов. Величественные образы богатырей поднимали дух воина, поддерживали силы, мужество, стойкость.
Часто в них описываются героические события и подвиги, участие в которых принимал народ. Былина как литературный жанр не подвергается достоверной точности. События, описанные в них, часто преувеличены для подчеркивания исключительной смелости героев – богатырей.
Несмотря на то что большинство русских былин записаны в деревнях Русского Севера, исследователи убеждены, что создавались былины в городах, потому что:
- Не существует «северных» (печорских, беломорских и прочих) богатырей, вся география былин привязана к Киеву и Новгороду.
- Действие часто разворачивается в городском пространстве, где есть улочки и переулочки, мостовые, княжеские терема и так далее.
- Наконец, вся их тематика связана с жизнью городской аристократии, в среде которой, видимо, былины и создавались.
Былины создавались не для увеселения, они помогали жить и трудиться русскому человеку. В них отражался уклад жизни русского народа, они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие всей русской литературы.
Былина дает представление о героическом прошлом русских людей, вызывает чувство гордости и уважение к русским богатырям, желание им подражать. Сегодня былины являются настоящими памятниками народного самобытного искусства, которые нужно оберегать, как зеницу ока.
Источники:
- Астахова А. М. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск, 1948.
- Квятковский А. П. Эпос / И. Роднянская. — Поэтический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — С. 376.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 105—107. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
- Лось И. Л. Былины // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Миллер В. Очерки русской народной словесности. M., 1897.
- Петров Н. В. Городское пространство в русском эпосе. Живая старина. М., 2011. № 1.
- Соколов Б. Былины. Литературная энциклопедия. В 11 т. Т. 2.: М., 1929.
Содержание статьи:
- Вам понадобится
- Инструкция
Если вы хотите оригинально поздравить именинника, произнести красивый тост или участвуете в качестве барда в ролевой игре — попробуйте сочинить былину. Пишется она нерифмованным стихом, так что ломать голову над рифмами вам не придется.
- Как написать былину?
- Где собираются барды
- Какие русские художники писали картины с русских сказок
Вам будет интересно:В какой последовательности читать книги Warhammer 40000
Вопрос «помогите найти книгу » — 1 ответ
Вам понадобится
- Словарь древнерусских слов
- Книга с былинами
Инструкция
Прочитайте несколько древнерусских былин. Обратите внимание на то, каким размером они написаны. Запомните ритм. Можно даже простучать его карандашом по столу или просто пальцами.
Обратите внимание на то, каким языком написана былина и на ее содержание. Чаще всего в них рассказывается о героических событиях. Запомните имена героев.
Подумайте, о каких событиях вы бы хотели рассказать в вашей былине. Если вы поздравляете юбиляра, которого хорошо знаете, вспомните наиболее важные эпизоды из его жизни. Их можно представить в торжественной или шуточной форме, былина вполне подойдет и для того, и для другого. Если вы играете в ролевой игре какого-нибудь древнерусского сказителя, решите, о каких персонажах вы хотите поведать остальным участникам.
Набросайте сюжет. Возьмите словарь древнерусских слов и подберите некоторое количество выражений. Это нужно для того, чтобы былина была похожа на древнерусскую.
Выбросите все излишне современные выражения. Они, конечно, могут придать стилизации юмористическую окраску, но их не должно быть слишком много. Впрочем, можно применить и другой прием — написать былину исключительно современным сленгом.
Расскажите придуманный сюжет в том ритме, который использовали для своих произведений древние сказители. Если не все строки вписываются в этот ритм, замените неподходящие слова синонимами.
Былина — жанр устного творчества. Но помните о том, что в древние времена информация передавалась совершенно другими путями, нежели сейчас. Поэтому люди очень многое знали наизусть, и это не требовало от них больших усилий. Современному же человеку такой метод не очень подходит, поэтому запишите балладу. Для юбилея можно сделать чть-то вроде старинной грамоты. Вырежьте из листа ватмана подходящий кусок, напишите на нем былину и сверните лист в трубочку. Прикрепите ленточку. Сделайте стилизованную печать.
Видео по теме
Обратите внимание Для ролевой игры можно сделать стилизованные гусли или даже достать настоящие.
Готовясь быть персонажем ролевой игры по историческим событиям, необходимо хорошо изучить период, в котором будет существовать ваш игровой мир. Полезный совет Не нужно употреблять большого количества архаизмов. Вам необходимо лишь стилизовать былину под старину, но содержание должно быть понятным. Помните о том, что древние сказители говорили на том же языке, что и их слушатели.
Стилизацией должна быть не только сама былина, но и «грамота», на которой она записана. Поэтому используйте подходящие шрифты — устав или полуустав.
Источник
Жду ваши вопросы и мнения в комментариях
Материалы к уроку «Создание собственной былины» (7 кл.)
- Речевая разминка.
Речевая разминка.
Соскочили ребятушки со добрых коней,
А схватилися плотным боем рукопашкою,
А еще борются удаленьки добры молодцы,
А еще борются ребятушки двое суточки,
А и борются ребятушки трое суточки,
По колен они в землю да утопталися,
Не которой один друга не переборет.
- Рабочий лист урока.
Лист № 1.
Части былинного сюжета:
III. Концовка. |
События, составляющие содержание этих частей:
|
Лист № 2.
Памятка сказителя:
- Желаете ли вы описать своего богатыря сильным в бою?
Если да, то переходите к 2.
Если нет, то переходите к 3 (или к 5).
- Воспользуйтесь поэтической формулой:
Где … (имя богатыря) ни пройдет, тут улица,
Где ни повернется, тут проулочек,
Где … (имя богатыря) ни станет, тут площадь.
— или сочините свое описание.
3. Может быть, вы предпочитаете былину о богатыре красивом?
Если да, то переходите к 4.
Если нет, то переходите к 5.
4.Используйте поэтическую формулу:
А глаза – то были ясна сокола,
А и брови – то черна соболя.
Если это описание вас не устраивает, сочините своё.
5. А может, ваш богатырь гордится тяжелым снаряжением?
Если да, то переходите к 6.
Если нет, то переходите к 7.
6.Вам поможет поэтическая формула:
Как у … (имя богатыря) лук во двенадцать пуд,
А поигрывает … (имя) палицей во три тыщи пуд.
В колчане у него полтораста стрел.
Если эта формула не устраивает, придумайте своё описание.
7.Вы хотите видеть своего богатыря богатым?
Если да, то переходите к 8.
Если нет, то переходите к 9.
8. А кольчуги цена сорок тысячей,
А шелому цена да три тысячи,
А стрелы в колчане по пяти рублев,
А коню – то сметы нет.
9. Если все предложенные формулы описания богатыря вам не подходят, пробуйте свои силы в описании его коня:
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в землюшку угрязывал,
Он с землюшки ножи выхватывал,
По сенной копне он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.
Лист № 3.
Эпитеты, предлагаемые для использования в былине:
Чистый, добрый, синее, сырой, белая, сильный, могучий, поганый, неверный, булатный, каленая, вострая, святая, стольный, белокаменные, почестен, солнышко, разбойник, собака, богатырская, лютый, удалой (-енький), дородный, почетный, красная, прямоезжая, лукавый, тугой.
.
Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств
В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.
Обычно былина начинается с короткого вступления???– зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.
Например:
Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице – почестен пир…
После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация – наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:
Тут Илье и славу поют…
Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.
В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:
Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка, замуравила…
Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:
Да У славной У речки У Смородины…
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…
Другая примечательная особенность былин??–??постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.
Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.
А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелк?вая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.
В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.
С таким же преувеличением изображаются в былинах враги. Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.
Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.