48 10 20
Современный цифровой век принес нам новый вид поэзии — цифровые стихи. Вы можете удивиться: как это стихи в цифрах и без единого слова? Именно! Цифровые стихи тем и отличаются от традиционных, что в них вместо слов зарифмованы различные цифры.
Когда точно появился этот вид поэзии сказать трудно. Одни утверждают, что цифровые стихи появились благодаря креативу программистов, которые стремятся все оцифровать. Другие утверждают, что мода на стихи в числах пришла к нам с Запада в 90-е годы 20 века. Третьи говорят, что баловались написанием веселых цифровых стихов еще в школе задолго до всеобщей компьютеризации.
В цифровой поэзии используют только числительные. А для экономии места так числами и записывают. Однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них может отсутствовать — это смысл. Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. Как выглядят цифровые стихи? Например, вот так:
145 4 8
16 9 33
15 98
4 243
Читать цифровые стихи надо вслух и с выражением. Попробуйте, это очень просто. Достаточно произносить написанные числа и уловить ритм.
Не стоит думать, что цифровые стихи примитивнее традиционных стихотворений. Стихи в числах разделяют на жанры, определяют размер и пр. Бывают веселые цифровые стихи, грустные цифровые стихи, стихи классиков в числах и т.д.
Вот, к примеру, стихи Пушкина в цифрах:
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
Или стихи Маяковского в цифрах:
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17
Чувствуете характерный для каждого поэта тон?
А вот, например, хайку в цифрах:
127 148 230.
14 12 20?
0…
А сравните веселые стихи в цифрах
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
7 14 100 0
2 00 13
37 08 5
20 20 20!
И грустные цифровые стихи:
511 16
5 20 337
712 19
2000047
Согласитесь, что цифровые стихи обладают особым обаянием. Они намного ближе к музыке, нежели обычные стихотворения. Цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли. Поэтому цифровые стихи полезно читать вместе с детьми, так они научатся чувствовать ритм и разовьют воображение.
Вы и сами можете сочинять цифровые стихи. Главное, почувствовать ритм. Кстати, цифровые стихи — это прекрасная основа для постижения тонкостей теории стихосложения. Мелодичность стихотворения зависит от порядка чередования в нем ударных и безударных гласных. От того ударный или безударный первый слог зависит род стопы. Всего существует пять стоп: ямб (1 — ударение на втором слоге), хорей (8 — первый слог ударный), дактиль (1000 — ударение на первом из трех слогов), амфибрахий (13 — ударение на втором из трех слогов) и анапест (50 — ударение на последнем из трех слогов).
Единственная трудность — это практическая невозможность перевода цифровых стихов на другой язык. Конечно, иностранец сможет прочитать стихотворение в числах, однако безвозвратно будет утерян ритм. Однако, если вы знаете названия числительных на разных языках, то легко сможете писать цифровые стихи и на английском, и на немецком, и на прочих известных вам языках.
МОУ Одинцовская СОШ №8
Исследовательская работа
Цифровая поэзия
Веретеникова Александра, 6 класс
Валуйская Ирина Владимировна
учитель математики
Одинцово 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Цифровые стихи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………4
Особенности стихов из цифр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….6
Цифры и слова в стихах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………7
Польза цифровых стихов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….8
Примеры цифровых стихов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….10
Искусство чтения стихов из цифр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………14
Рифмы умножения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …22
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Введение.
Цифровой век принес с собой цифровую поэзию – стихи, записанные цифрами. Да, всё правильно: если в обычных стихах мы видим существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то в цифровых стихах, как правило, присутствуют одни числительные. Формально все признаки стиха соблюдаются: есть в них и рифма, и, главное ритм и размер. Оказывается, что цифры могут «говорить» не только сухим языком математики и помогать в решении примеров и задач, а также выражать радость, грусть в стихах. Вы сможете узнать, как создаются стихи из цифр, каково их значение в мире и как нужно прочитать простые цифры, чтобы они превратились в полноценный стих. Ведь это не так уж и просто! Насмотревшись ужастиков про всяческих зловещих киборгов и терминаторов можно задуматься! А что если и впрямь машины когда-нибудь станут умнее человека и взбунтуются? Ведь уже сейчас они считают в миллиарды раз быстрее нас, обыгрывают людей в шахматы, стремительно учатся ходить, говорить и играть по нотам на музыкальных инструментах. Лет через пятьдесят роботы научатся думать и размножаться, и тогда…
Цифровые стихи.
Но нет, кажется не всё так страшно. Потому что кое-что мы ещё долго-долго будем делать лучше машин. Ну например писать стихи. Вот когда роботы превзойдут нас в поэзии, то людям и в самом деле придётся потесниться. Но до этого, слава Богу, ещё далеко, а пока, пока человек и сам идёт в наступление и даже вовсю осваивает …. Машинные стихи. Ну да, а как же ещё назвать стихи, написанные на языке современной техники, языке цифр? Не верите, что такое возможно? Тогда прочитайте с выражение вот такую весёлую считалочку Германа Лукомникова:
8, 8, 50,
9, 9, 60
18, 19,
40, 40, 50.
7, 14, 1,
25, 31,
48, 48,
251.
А если у вас сейчас не то настроение, то вот, пожалуйста, грустный стих из цифр:
148 19
2 3 4 50
711 12
100000 360.
Даже по этим двум примерам можно понять особенности стихотворений из цифр. С одной стороны, они полностью абстрактны – практически всегда непонятно, о чём, собственно в них говорится. С другой стороны, в них хорошо чувствуются ритм и настроение втора. И этим цифровая поэзия похожа на музыку. Может быть, именно эту музыку цифр имел в виду знаменитый поэт Иосиф Бродский, когда однажды написал: «В цифрах есть нечто, чего в словах, даже крикнув их, нет».
Особенности стихов из цифр.
Зато у цифровых стихов есть особенность, отличающая их и от обычных стихов, и от музыки — их почти невозможно перевести для иностранцев. Вот глупости, скажете вы, ведь цифры одни и те же на всех языках и, значит, смысл цифрового стиха будет понятен и эскимосу, и негру преклонных годов одинаково. Это, конечно, верно, но при прочтении на иностранном языке и ритм, и рифма почти наверняка потеряются, то есть наш цифровой стих перестанет быть стихом. Чтобы убедиться в этом, попробуйте для примера прочитать на иностранном языке считалку, что была вначале. Или, наоборот, прочтите на русском языке вот этот цифровой стих, написанный кем-то на английском:
23 507
13 4 7 85
5 9 100 3 11
3000 4 45
11 87 13
14 5 89 16
903 3 7 30
100 90 17
Сами видите (точнее, слышите), на русском это не стих, а ерунда какая-то. Правда, мне удалось написать короткий цифровой стих, который и на английском остаётся стихотворением. Убедитесь сами:
43 32 7 15
36 25 0 16
Но такие двуязычные стихи — большая редкость. И потом, а как быть с другими языками? Ведь, например, грузин или китаец воспримут этот англо-русский стих просто как бессмысленный набор цифр. Так что у цифровых стихов есть свои плюсы и минусы. И, конечно, у них есть враги и поклонники. Одни считают, что стихи из цифр — ничего не выражающая чепуха и настоящие стихи должны писаться с помощью слов. Другие, и их немало -наслаждаются цифровыми стихами и считают, что за ними будущее.
Цифры и слова в стихах.
А может быть, истина, как обычно, прячется посередине между этими крайностями, и давно уже пора писать стихи, в которых и числа, и слова чувствуют себя одинаково уютно. Но подружившись со словами, цифры могут выражать и чувства, и грустные размышления:
18*5
25:16
И опять 25, 25…
И уже никогда 18
(т.е. «18 умножить на 5, 25 разделить на 16…» и т.д.). Так и представляешь повзрослевшего 25-летнего человека, работающего где-нибудь бухгалтером. В его жизни всё предсказуемо и скучно, как в таблице умножения, и ему остаётся только со вздохом вспоминать то прекрасное волшебное время, когда ему было 18.
Но вернёмся в детство. Помните, как у вас во дворе к вышедшему погулять с чем-нибудь вкусным тут же подбегал кто-нибудь из ребят. «48 – половинку просим!» — говорил он стандартную в таких случаях попрошалочку, протягивая поцарапанную руку. «41 – ем один!» — также стандартно отрезал сладкоежка, но потом, конечно же, делился.
Есть ещё один вариант словесно-числовых стихов – они состоят уже не из чисел и слов, а из числов , этаких удивительных кентавров, полученных скрещиванием букв и цифр в одно целое. Вот, например такой стих, правда немножко мрачноватый….
100нет с3ж 1окий в по2ле,
Он к с3жатам вернётся е2-ли…
Польза цифровых стихов.
Мы познакомились с цифровыми стихами двух видов. Один состоит только из цифр, в других цифры перемешаны со словами. Вы не поверите, но есть, оказывается, цифровые стихи… вообще без цифр. Это особые стихи — запоминалки. Вот, например, такой несерьёзный стишок:
Два весёлых великана
Пьют «Тархуна» два стакана.
Требовалось придумать специальные фразы или стихи (они называются мнемоническими), помогающие запомнить телефонный номер 288-53-27. Большинство участников стали придумывать фразы, в которых надо было подсчитывать буквы в словах. Ну, например: Не торопитесь зажигать свечи – ещё не сумерки! Если выписать подряд числа, равные числу букв в словах этого предложения (не=2, торопитесь=8, зажигать=8 и т.д.), то как раз получится тот самый номер.
А вот автор стиха про весёлых великанов пошёл по другому пути – он использовал слова, начинающиеся на те же буквы, что очередная цифра в номере телефона (Весёлых – 8(восемь), пьют – 5(пять), Стакана-7(семь) и т.д.). Вот бы каждому из нас такую чудесную запоминалку для телефона! Ведь такой стих запомнить гораздо проще, чем число из семи цифр. А если бы в нём ещё что-нибудь говорилось о нас…
Но с помощью стихов запоминают не только телефонные номера. В математике существует замечательное число ПИ, равное 3, 14159265368…..). Один математик написал даже интересную книгу об этом числе. Чтобы запомнить хоть несколько первых цифр в записи ПИ, они придумали множество стихов запоминалок. Вот два самых известных (во втором надо подсчитать буквы в словах):
- Чтобы правильно запомнить
Надо только верно счесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть!
- Это я знаю и помню прекрасно:
ПИ многие знаки мне лишни. Напрасны.
У цифровых стихов ещё очень много возможностей. Например, можно использовать знаки математических действий (+, -, : и т.д.) или разные поэтические хитрости. Вот одна из них. С давних времён поэты пишут акростихи. На вид они вроде бы самые обычные, но первые буквы строчек, т.е. первый столбец таких стихов, образуют слово или даже предложение. В цифровых стихах, конечно, не получится зашифровать в первом столбце слово, зато там можно спрятать дату какого-нибудь известного события. Скажем, этот цифровой стих посвящён первому полёту человека в космос, а по его левому краю прочитывается дата этого великого события (12.04.1961).
1031 420
214 40+5
038 2ПИ/15
45000 745
10 3 в кубе 134
9 180 36
66030 (7-4)
140746!!!!!!
(Читается стих так: Тысяча тридцать, четыреста двадцать, Двести четырнадцать, сорок плюс пять, Ноль тридцать восемь, два пи на пятнадцать, Сорок пять тысяч, семьсот сорок пять.// Десять, три в кубе, сто тридцать четыре. Девять, сто восемьдесят, тридцать шесть. Шесть тысяч тридцать, семь минус четыре, Сто сорок тысяч семьсот сорок шесть!!!!!)
В общем, настоящий поэт может писать стихи даже при помощи калькулятора! Жаль, Что на уроках математики вместе с таблицей сложения не объясняют таблицу стихосложения. Но всё ещё впереди!!!!!!!!
Примеры цифровых стихов
Пушкин (я помню чудное мгновенье….)
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
Маяковский
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17
Есенин
14 126 14
132 17 43…
16 42 511
704 83
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02
Веселые:
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
7 14 100
02 00 13
37 08 5
20 20 20!
38 46
0 4 20
7 08 33
20 20 20!
45 108 2
47 16
3 4 502
20 20 20!
7 14 100 0
0 0 0 13
37 08 5
20 20 20!
Грустные:
511 16
5 20 337
712 19
2.000.047
3 1.512
16.025
11 0 3 15
100.006 0 2 0 5
Считалка
2 12 46,
48 3 06.
33 1 102,
8 30 32.
Маpш
18 17 ! 18 16 !
115 13 3006 !
90 17 ! 90 16 !
240 110 ! 526 !
Элегия
30.000… 103.000.000…
48… 102.000.000.000.000… (квадрилион)
115… 106… 43… —
8000… 2003…
2 13 45
27 17
3 12 005
35 16
40 40 003
28 30
90 33
10 20 30
частушки
10 40 5 15 1.000.000 14,
39 8 20, 25 11…
Что такое хорошо?
40 3 05 0 100,
3 15 40:
100 08 00 100,
100 08 40?
жили у бабуси…
40 38
2 128
1 10 1 10
2 128
Гимн Советского Союза
16 13
12 4
17 15 14 2
13 16
4 12
15 14 132!
Антошка, Антошка…
первый куплет.
13,12,
120 30 40,
13, 12,
120 30 8 0.
припев.
3 16,
8 20,
18 40 20
35 12 10…
и ещё:
18*5 (Восемнадцать умножить на пять)
25:16 (Двадцать пять разделить на шестнадцать)
и опять 25, 25…
и уже никогда 18.
Искусство чтения стихов из цифр.
Если мы произнесем эти числа (не важно — вслух или про себя) в один ряд, не принимая в расчет запись столбиком, не деля их на отрезки, получится ряд чисел, ни о чем не говорящих, лишенных какого бы то ни было смысла. Но если мы произнесем эти цифровые отрезки как стихи, числа презабавно будут имитировать стихотворную речь. Не потому, как сказал Гумилев, “что все оттенки смысла / Умное число передает”, а потому, что стихи определяются особой стиховой интонацией. Если кто-то думает, что стихи возникают благодаря поэтическому смыслу, он не то чтобы ошибается — путает два разных явления: поэзию и стихотворную речь. Конечно, стихотворная речь призвана обслуживать поэзию, поэтический смысл. Но, во-первых, неизвестно, что это такое (один из лучших наших поэтов, родоначальник новой поэзии ХХ века Анненский, свою статью под названием “Что такое поэзия?” начинает словами: “Этого я не знаю”), а во-вторых, стихи отличаются от прозы, а стих (стихотворная строка) отличается от предложения (единицы прозаической речи), и вопрос о специфике этой формы в том или ином виде обсуждается уже несколько веков, начиная с первого стиховедческого трактата (Тредиаковский, 1735). Что такое стих? Есть ли определяющая особенность стихотворной речи? Ведь в прозе тоже есть ритм, а может быть, и метр, и даже рифма.
Оказывается, чтобы превратить текст в стихи, надо только прочесть его как стихи, то есть снабдить определенной интонацией. Смысл не имеет значения, его может и вовсе не быть, как в наших цифровых стишках. И выясняется, что эмпирически все знают, что это за интонация и как это делается, судя по тому, как охотно любой читатель правильно читает цифровой стишок и слышит в нем то Пушкина, то Маяковского, то Есенина.
В этих “стихах” есть все, кроме смысла: слова, поскольку произнесенное число становится словом, ритм, стиховой синтаксис — все необходимые стиху элементы: ударные и безударные слоги, словоразделы, метр и стиховая пауза, которой заканчивается каждая строка. Этого достаточно. Однако заметим: если мы отнимем у стихов названия, фокус не получится. Обменяем названиями “грустные” и “веселые” стихи. Произнесем “веселые” грустным тоном:
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20…
Для удобства грустной интонации заменим восклицательный знак на многоточие (хотя грустное восклицание вполне возможно и представимо) и произнесем в замедленном темпе, как и приличествует грустному тону. Получается что-то вроде:
Дождь, и слякоть, и тоска,
и тоска, и слякоть,
буду дома тосковать,
плакать, плакать, плакать…
В последнюю строку вместо троекратного “двадцать” хорошо ложится глагол “плакать”: плакать, плакать, плакать… Не обязательно грустные стихи отличаются от веселых длинной строкой. Например, фатовскую строфу с короткой строкой: “Ласточки пропали, / А вчера зарей / Всё грачи летали / Да как сеть мелькали / Вон над той горой” — можно записать с помощью цифр:
40 18
42 06
20 8 20
219
300 40 6
но, не зная, на какую мелодию эти числа сложены, можно подумать, что это веселые стихи: “птицы прилетели, / и весна пришла!..” — как-нибудь так. А длинную строку наших “грустных” чисел (пятьсот одиннадцать, шестнадцать…) можно произнести очень даже весело-мажорно; представляю, с какой радостью прозвучит в этом случае последняя строка: “два миллиона сорок семь!”
О чем это говорит?
О том, что голос поэта, который мы узнаем в стихах, обусловлен эмоционально окрашенной интонацией. Когда в наборе цифр к имеющимся в нем элементам стиха (словоразделы, размер и даже рифма: пятнадцать — двадцать и т. д.) прибавляется при помощи названия определенная эмоция, возникает интонация; она необходима стиху. У Пушкина это спокойная и мажорная повествовательность, у Есенина — печальный, жалобный напев, призыв к сочувствию (“сто семьдесят!” — смешно, не правда ли, когда число произносится так горестно!), у Маяковского — обращенная к аудитории речь-сообщение, похожая на чеканный, уверенный шаг. И как только мы дактилической строке (два, сорок шесть, тридцать восемь, один) придаем “маяковское” звучание, в нашем воображении строка перестает звучать дактилем (“заступом вырыта яма глубокая”); строка приобретает рваную отчетливость, несвойственную трехсложникам, но характерную для Маяковского.
Нельзя не заметить, что существенную роль играет количество слогов в строке и их ударность. Чередование ударений. Дело в том, что длительность и интенсивность звука — исконные его признаки, и именно с их помощью передается характер речи и ее эмоциональность. Широкая строка с большим количеством слогов передает более протяженную речь, короткая — менее. Но интересно вот что: в прозаической письменной речи мы не можем в полной мере воспользоваться этими качествами звука; количество слогов и чередование ударных и безударных слогов не влияют на интонацию фразы. Как выразить протяжное звучание речи? Или, наоборот, смущенную скороговорку? Прозаик вынужден сообщать о речи своих персонажей в специальных ремарках: “радостно воскликнул” или “глухо пробормотал”; собственная же авторская речь связана повествовательной, нейтральной интонацией, и ее звучание скрыто от нас нарративом.
В стихах все по-другому. В цифровых “пушкинских” стихах (семнадцать, тридцать, сорок восемь, / сто сорок, десять, ноль один…) второй стих ритмически не совпадает с первым: ноль один дает мужское окончание, отличающееся от сорок восемь — женского. Это ощутимо меняет интонацию.
Почему? И почему эмоция как бы сама собой возникает в стиховой интонации и не возникает в прозе? Потому, что стихи произносятся монотонно. Из предложений, стоящих в стиховом ряду, оттесняется на второй план или вовсе изымается фразовая интонация. Есть стихи, которые наглядно демонстрируют вытеснение фразовой интонации ритмической монотонией. Например, в стихе Анненского Обряд похоронный там шел даже порядок слов противится фразовой интонации: если попытаться произнести эту фразу как прозаическую, неизвестно, где в ней ставить фразовое ударение: где центр высказывания, его цель? Поэт явно ориентировался на монотонно-перечислительную интонацию, игнорирующую фразовые акценты. (Нормативная стилистика требует, чтобы цель сообщения находилась под ударением, поэтому в письменном тексте фразовое ударение, как правило, стоит на конце фразы; в прозаическом контексте это предложение должно было бы выглядеть так: “там шел похоронный обряд”. Или “обряд похоронный шел там”, — если говорящий сообщает о месте совершения обряда.)
Свободная от функции сообщения стиховая интонация не может быть свободна от всякого значения. Звук речи всегда что-то выражает. И если интонация не оформляет сообщения, как это происходит в повествовательной интонации прозаической письменной речи, то она выполняет функцию эмотивную. Эти две функции интонации — коммуникативная и экспрессивная (или эмотивная) — связаны как сообщающиеся сосуды: подавление одной повышает уровень значимости другой. Лишенное коммуникативной цели звучание как бы пользуется любым знаком, дающим возможность внести эмоциональную окраску. Числа в наших стишках не могут подать этого знака, они не указывают ни на какую ситуацию; поэтому им приданы названия: Пушкин, Маяковский, Есенин, Веселые, Грустные, — без которых их как стихи нельзя прочесть.
Эта перечислительная монотония не похожа на монотонность прозаического перечисления (…тетрадку, папку, бумагу для принтера, футляр для очков… и т. д.), о которой сказано: “Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой”. Мы произносим набор чисел тем же тоном, что и стихи Пушкина, Маяковского и Есенина, то есть стиховая интонация не зависит от смысла — точнее, от лексико-грамматического содержания. Она перечислительная, монотонно-ритмичная и эмоционально окрашенная. Бывает достаточно одного слова в первой строке стихотворения, чтобы появилась эмоция, окрашивающая весь дальнейший текст. Так в блоковском стихотворении “Май жестокий с белыми ночами!..” слово май, попавшее под ударение (пятистопный хорей), придает мажорный тон всей строфе, даже четвертому стиху: “Неизвестность, гибель впереди!”
Следующий вопрос, который законно возникает, — почему стихи произносятся монотонно? Поэты читают монотонно, а актеры напирают на смысл, и сложилось устойчивое представление, что существует две манеры декламации, две традиции чтения — напевная и смысловая. Стишки из цифр подсказывают, что нужна как раз ритмическая монотония (напев) и что ее достаточно, чтобы текст, состоящий из перечня чисел, стал стихотворным. Кто ввел такое правило? Как держится эта традиция, если поэты — такие разные, как, скажем, те же Маяковский и Есенин? Поэзия так очевидно меняется, а традиция чтения все сохраняется — отчего?
Монотония необходима стихам потому, что она вводит в письменную речь звучание. Фразовую интонацию можно воспринимать умозрительно, не произнося текст. Мы сплошь и рядом, читая, проглатываем какие-то слова, имена собственные обычно воспринимаем только глазами. Монотония же озвучивает речь, даже если мы читаем молча, про себя. Ни один слог нельзя “проглотить” не слыша. Отсутствие его (или, наоборот, лишний слог) ощущается как нарушение размера и сразу улавливается внутренним слухом.
Если кто-нибудь спросит, каким способом достигается озвучивание речи, ответ очень простой: благодаря записи короткими отрезками, обозначающей специфическую стиховую паузу в конце каждого стиха. Эта пауза не похожа ни на одну, известную прозаической речи: это и не синтаксическая пауза, членящая поток речи на синтагмы, не экспрессивная, выражающая эмоциональное отношение к предмету речи, это и не пауза хезитации, когда говорящий останавливается в поисках нужного речевого решения. Невозможно сделать бессмысленную (асемантическую) паузу, не произнося строку монотонно, — ничего не выйдет. А пауза эта — конститутивная. Она и диктует характерное звучание стихотворной речи. Если стих (строка) заключает законченную фразу и пауза тем самым оказывается синтаксической, указывающей на интонацию завершенности, это значит, что просто произошло совпадение строки с предложением, а стиховой паузы с синтаксической; такие совпадения случаются сплошь и рядом (и ими широко пользуются актеры, попирающие стиховую монотонию, заменяющие ее фразовой интонацией), но это не показатель отсутствия асемантической стиховой паузы, это пример, на котором трудно проследить ее действие: плавающим в воздухе тополиным пухом мы же не станем демонстрировать закон всемирного тяготения.
Благодаря стиховой паузе стиховая интонация приобретает характер неадресованности. Фразовая интонация сообщает, передает адресату какую-то информацию, просодически оформляет адресацию. Неадресованность — определяющий признак стихотворной речи, и он вписан в текст благодаря записи отдельными отрезками.
Эффект цифровых стихов замечателен тем, что обнаруживает онтологическое свойство стихотворной речи: необходимость стиховой интонации, невозможность прочтения без нее. Способ произнесения является самой существенной и единственной особенностью, которой отличается стихотворная речь от прозаической. Он обусловлен не традицией чтения, а внутренней организацией стихотворной речи и обозначен ее особой записью — короткими отрезками. В стихах эмоция выражается не описательно, как в прозе, а непосредственно. Так устроена стихотворная речь. В этом ее сокровенный смысл, ее “тайна”.
Привычка с детства к стихам часто оставляет незамеченным самое главное — интонируемый смысл, тот смысл, ради которого пишутся стихи. Душа ребенка еще не готова его воспринять, она реагирует лишь на ритм, и случается так, что человек удовлетворяется этим привычным способом восприятия на всю жизнь. Вообще говоря, поэтический слух — врожденное свойство, встречающееся не так часто и требующее воспитания, к этому искусству нужно иметь природное расположение, да и современная поэзия так далеко ушла в развитии от хрестоматийных образцов, что уловить “необщее выраженье” ее новых представителей не так-то просто. Но ритм (в отличие от интонации) — формальная категория, и если не внести, скажем, в есенинские числа (четырнадцать, сто двадцать шесть, четырнадцать и т. д.) печальную интонацию, оставить числам лишь ритм, голос поэта не будет слышен.
И последнее. Заметим, что в цифровых стихах столь четко выраженная ритмическая монотония не способна передавать оттенки — только простейшую эмоцию: печаль или радость. Есенинская печаль гораздо более проста, чем, скажем, блоковская, высокая и тревожная, или задумчиво-глубокая тютчевская, или — тем более — тоска Анненского, “недоумелая”, как он сам сказал, дрожащая, “как лошадь в мыле”. Но именно эти оттенки и создают то, что мы называем голосом поэта, по которому его можно узнать в двух-трех строках. Даже в числах!
Рифмы умножения.
Вспомним тяжкий труд младших классов- заучивание наизусть таблицы умножения. Ох, и мучение! И странное дело – некоторые произведения запоминаются легко, буквально «с лёту», а другие пока зазубришь…Например, знаменитые «пятью пять – двадцать пять» и «шестью шесть – тридцать шесть» откладываются в памяти моментально, более того – в компанию к ним просится лживое «семью семь – сорок семь». Оно и понятно – рифма! Жаль, что таких удачных совпадений очень мало.
Впрочем, совпадений ли? Так ли уж случайны эти примеры? Оказывается, нет! Они имеют свои математические корни, до которых мы постараемся докопаться.
Начнём с «пятью пять – двадцать пять». Оказывается, такое рифмованное произведение совсем не одиноко. К нему можно добавить и довольно складное «семью пять – тридцать пять», и слегка неуклюжее «девятью пять – сорок пять», и даже «трижды пять – пятнадцать» (в последнем случае рифма подкачала, но математика здесь, конечно, не виновата). И сразу становится понятно, что все наши примеры есть отзвуки одного и того же явления: если нечётное число (3. 5, 7 и так далее) умножить на 5, то результат будет оканчиваться цифрой 5. Пятиклассники легко это докажут, а кто помладше, может рассуждать, например, так. Вспомним, что умножение – это. По сути, многократное сложение. Другими словами, при умножении пятёрки на нечётное число мы должны сложить между собой нечётное количество пятёрок. Давайте-ка при сложении объединим их по парам. Тогда одна пятёрка останется без пары. Например, при умножении на 9 получится:
9*5=
=(5+5)+(5+5)+(5+5)+(5+5)+5
Поскольку в каждой паре складываются пятёрки и получается 10, сумма всех пар оканчивается нулём. Значит, последнюю цифру произведения определит именно непарная пятёрка. Вот так!
Перейдём к «шестью шесть – тридцать шесть». И это рифмованное произведение вовсе не уникально. Полюбуйтесь: «шестью четыре – двадцать четыре», «шестью восемь – сорок восемь» и на закуску «шестью два – двенадцать» (увы, опять последняя рифма не ахти). Здесь бросается в глаза другая закономерность: если чётное число (2, 4, 6 и т.д.) умножить на 6, то результат будет оканчиваться той же цифрой. Причина заключается в том, что 6=5+1. Поэтому при умножении любого числа на 6 можно отдельно умножить его на 5 и к результату добавить то же число. При умножении чётного числа на 5 результат будет оканчиваться нулём (в этом мы убедились чуть выше – помните объединение пятёрок по парам?), и потому, добавив ещё раз исходное число, получим в конце ту же цифру. Например:
6*8=(5+1)*8=5*8+1*8=40+8
Вот так-то! Лёгкие для запоминания рифмы – произведения – вовсе не счастливая случайность, они имеют строгое математическое обоснование. Ну, а другие (типа 9*8=72) приходится запоминать без всяких скидок и льгот. А жаль!
Заключение.
Оказывается, что цифры могут «говорить» не только сухим языком математики и помогать в решении примеров и задач, а также выражать радость, грусть в стихах. Вы сможете узнать, как создаются стихи из цифр, каково их значение в мире и как нужно прочитать простые цифры, чтобы они превратились в полноценный стих. Ведь это не так уж и просто!
Цифровые стихи обладают особым обаянием, ярко выраженным ритмом, какой-то необычной энергетикой и, при желании, большой информативностью. Недалекие, культурно непродвинутые читатели могут возразить, что, мол, какая же это поэзия – где слова, образы, чувства поэта? На что мы ответим, что цифровые стихи ближе к музыке – ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна.
Изучая математику, мы открываем все новые и новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии!
Список используемой литературы
1. Журнал «Фокус», Беларусь, 2009, №9
2. Журнал «Математика для школьников», 2010, №3
3. Журнал «Компьтерра»,Москва, 2011, №1
4. http://offline.computerra.ru/2002/465/20951/
Можно ли сложить из чисел рифмованные строчки, соблюдая правила стихосложения? Давайте попробуем!
Мне нравится
Проект нравится 3 участникам
Цифровыми стихами называются ритмические абстракции, составленные из чисел и звучащие как стихотворения.
Например, такой отрывок из стихотворения Владимира Маяковского «Что такое хорошо?»:
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо
и что такое плохо?
Попробуем записать звучание и ритм этих строк, используя числа:
47 3 9 5
3 4 20
220 305
2 105 17?
(По материалам сайта http://art.mooseum.ru/1-liter/liter-05.php)
В этом проекте мы попробуем найти примеры цифровых стихотворений и составить собственные.
Как написать стихи из чисел в стиле разных поэтов
Как написать стихи из чисел в стиле разных поэтов
Прочитайте вслух числа, делая паузы в конце строк.
Попробуйте подобрать и продолжить свои варианты в таком ключе.
Добавить в закладки
Назначить теги
Хороший совет
65
Совет работает
37
Плохой совет
1
4 комментария
Инна
00
2019-01-03 15:05:37
#
↓
Чё, уже кончились действительно полезные советы?! Такой ересью занимать людей.
Алла
00
2019-01-03 16:17:55
#
↓
Прикольно, только нет ответа на вопрос озвученный в заголовке как писать такие стихи
Евгения
0+1
2019-01-03 16:29:25
#
↓
Инна! Прочитать «цифровые» стихи, улыбнуться — это ли не полезный совет? СПАСИБО АВТОРУ!!!
Валентина
00
2019-01-16 21:10:51
#
↓
Прикольно, но не для данного сайта
Самое популярное
Цифровые стихи
Цифровая поэзия – стихи, записанные цифрами.
Цифровые стихи — числовые ритмические абстракции, звучащие как стихотворения.
Цифровые стихи обладают особым обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой.
Их обязательно надо читать с выражением и вслух.
Цифровые стихи ближе к музыке, ведь ни там, ни там нет слов и готовых образов.
Примеры цифровых стихов
В.Маяковский
2 46 38 1 2 46 38 1 |
В.Маяковский (Стихи о Советском паспорте) Я волком бы выгрыз бюрократизм. Я достаю из широких штанин |
В.Маяковский
40 3 05 0 100, |
В.Маяковский
Что такое хорошо? |
В.Маяковский
47 3 9 5 |
В.Маяковский
Крошка сын к отцу пришел, |
В.Маяковский
15 20 28 5 28 10 20 |
В.Маяковский
Я сразу смазал карту будня, На чешуе жестяной рыбы |
А.С. Пушкин
138 5 15 |
А.С. Пушкин (из романа в стихах «Евгений Онегин») Мой дядя самых честных правил, |
А.С. Пушкин
511 16 3 1512 |
А.С. Пушкин (К ***) — к Анне Керн Я помню чудное мгновенье: В томленьях грусти безнадежной, |
А.С. Пушкин
17 30 48 |
А.С. Пушкин (К ***) — к Анне Керн Я помню чудное мгновенье: |
А.С. Пушкин
17 30 48 |
А.С. Пушкин (письмо Татьяны к Онегину) «Я к вам пишу — чего же боле? |
А.С. Пушкин
17 30 29 5020 6 108 |
А.С. Пушкин (из поэмы «Руслан и Людмила») У лукоморья дуб зеленый; Идёт направо — песнь заводит, |
С. Есенин
14 126 14 170! 16 39 |
С. Есенин (Письмо к женщине) Вы помните, Вы всё, конечно, помните, Любимая! Меня вы не любили. |
С. Есенин
45 132 17 18 7 4 8 |
С. Есенин (Письмо матери) Ты жива еще, моя старушка? Пишут мне, что ты, тая тревогу, |
А. Блок
5 32 4 8 4 5 7 38 1 11 17 5 29 6 16 |
А. Блок (из цикла «Пляски смерти») Ночь, улица, фонарь, аптека, Живи еще хоть четверть века — Умрешь — начнешь опять сначала Ночь, ледяная рябь канала, |
А.Фет
40 18 |
А.Фет
Ласточки пропали, |
Гимн Советского Союза
16 13 |
Гимн Советского Союза
Союз нерушимый |
Жили у бабуси…
40 38 |
Жили у бабуси…
Жили у бабуси |
Бодрые стихи
2 15 42 7 14 100 0 38 46 45 108 2 7 14 100 0 |
Бодрые стихи |
Грустные стихи
511 16 3 1.512 |
Грустные стихи |
Считалка 1
40 9 3 15 |
Считалка 1
Вышел месяц из тумана, |
Считалка 2
2 12 46 |
Считалка 2 |
Частушки 1
2 4 37 |
Частушки 1 |
Частушки 2
10 40 5 15 |
Частушки 2 |
А. Дольский
Арифметика Однажды 2/12 позвали 3/13:
– Пусть видят 5/15, – сказали 2/12, –
– И я Вас, 2/12, – сказали 3/13, – |
Цифры в стихах
Стихи про цифру
|
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. |
Стихи про цифру
|
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. |
Стихи про цифру
|
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. |
Стихи про цифру
|
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. |
Стихи про цифру
|
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. |
Стихи про цифру
|
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. |
Стихи про цифру
|
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. |
Стихи про цифру
|
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. |
Стихи про цифру
|
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. |
Стихи про цифру
|
Стихи — Андрей Юрьевич Богдарин. |
-
November 11 2009, 10:03
- Литература
- Cancel
цифровые стихи и их расшифровка
По рунету бродят цифровые стихи с подражанием Пушкину, Маяковскому, Есенину и т.д.
С Пушкиным все ясно:
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
См. Письмо Татьяны
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
С пропуском ударений Я=сто, что=сто
Есть еще «Веселые стихи»
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
7 14 100 0
2 00 13
37 08 5
20 20 20!
Их удачно расшифровали на одном из форумов
Кабы не было зимы (Зима в Простоквашино) Кабы не было зимы
В городах и сёлах,
(Никогда б не знали мы / Этих дней весёлых. / Не кружила б малышня / Возле снежной бабы,)
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы… = 20 20 20
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы…
А вот с остальными беда: (…была, да сплыла благодаря многоуважаемому v_kolmanosky, см. комментарии)
Маяковский
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17
(тот же юзер предлагает: Я волком бы / Выгрыз / Бюрократизм, 2 46 38 1 — но дальше не работает)
Есенин
14 126 14
132 17 43…
16 42 511
704 83
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02
Грустные
511 16
5 20 337
712 19
2000000 47
частушка
117 117
19 9 5!
117 117
48 35
Районный конкурс учебно-исследовательских проектов
школьников «Эврика — ЮНИОР»
Секция: литературоведение
Цифровая поэзия.
Автор:
Карабанова Екатерина
ученица 5 класса
БОУ СОШ № 53 МО Динской район
п. Найдорф
Научный руководитель:
Тихомирова Евгения Александровна,
учитель математики БОУСОШ № 53
МО Динской район
п. Найдорф
2016 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 1
1. Как появились цифровые стихи 2
2. Особенности стихов из цифр 3
3. Разнообразие цифровых стихов 4
4. Примеры цифровых стихов 5
5. Польза цифровых стихов 7
6. Рифмы умножения 8
Заключение 10
Список используемой литературы 11
Цифровая поэзия.
Карабанова Екатерина
Динской район, п. Найдорф БОУ СОШ №53, 5 класс
Краткая аннотация.
Одной из задач исследования было изучение особенностей цифровой поэзии. Путём исследования доказано, что изучая математику, мы открываем новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии. В работе выделены основные возможности цифровой поэзии в учебном процессе.
Введение.
Цифровой век принес с собой цифровую поэзию – стихи, записанные цифрами. Да, всё правильно: если в обычных стихах мы видим существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то в цифровых стихах, как правило, присутствуют одни числительные. Формально все признаки стиха соблюдаются: есть в них и рифма, и, главное ритм и размер. Оказывается, что цифры могут «говорить» не только сухим языком математики и помогать в решении примеров и задач, а также выражать радость, грусть в стихах. Я узнала, как создаются стихи из цифр, каково их значение в мире и как нужно прочитать простые цифры, чтобы они превратились в полноценный стих. Ведь это не так уж и просто.
На уроке математики при изучении темы «Натуральные числа» учитель прочитала нам цифровые стихи, второй раз я встретилась с цифровыми стихами, только уже в другом качестве, участвуя в математическом КВН. Я заинтересовалась этими стихами, мне захотелось выяснить: когда впервые появились цифровые стихи, кто их авторы, где их можно применять и смогу ли я написать цифровое стихотворение.
Я выдвинула гипотезу, что изучая математику, мы открываем новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии.
Цель работы: изучить цифровые стихи и выяснить возможности цифровой поэзии в учебном процессе.
Задачи:
-
изучить научную литературу по теме;
-
выяснить, в чем заключается особенность цифровой поэзии;
-
показать разнообразие цифровых стихов;
-
вызвать интерес у школьников к цифровой поэзии;
-
выяснить, можно ли применять цифровую поэзию в учебном процессе, и каким образом;
-
найти положительные и отрицательные стороны цифровой поэзии.
Объект исследования: цифровые стихи.
Методы исследования: изучение научной литературы, анализ, сравнение, беседы.
1. Как появились цифровые стихи
Современный цифровой век принес нам новый вид поэзии — цифровые стихи. Вы можете удивиться: как это стихи в цифрах и без единого слова? Именно! Цифровые стихи тем и отличаются от традиционных, что в них вместо слов зарифмованы различные цифры.
Когда точно появился этот вид поэзии сказать трудно. Одни утверждают, что цифровые стихи появились благодаря креативу программистов, которые стремятся все оцифровать. Другие утверждают, что мода на стихи в числах пришла к нам с Запада в 90-е годы XX века. Третьи говорят, что баловались написанием веселых цифровых стихов еще в школе задолго до всеобщей компьютеризации.
В цифровой поэзии используют только числительные. А для экономии места так числами и записывают. Однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них может отсутствовать — это смысл. Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись.
Как выглядят цифровые стихи? Например, вот так:
145 4 8
16 9 33
15 98
4 243.
Эти стихи больше похожи на машинные стихи. Ну да, а как же ещё назвать стихи, написанные на языке современной техники, языке цифр? Послушайте вот такую весёлую считалочку Германа Лукомникова:
8, 8, 50,
9, 9, 60
18, 19,
40, 40, 50.
7, 14, 1,
25, 31,
48, 48,
251.
А если у вас сейчас не то настроение, то вот, пожалуйста, грустный стих из цифр:
148 19
2 3 4 50
711 12
100000 360.
Даже по этим двум примерам можно понять особенности стихотворений из цифр. С одной стороны, они полностью абстрактны – практически всегда непонятно, о чём, собственно в них говорится. С другой стороны, в них хорошо чувствуются ритм и настроение автора. И этим цифровая поэзия похожа на музыку. Может быть, именно эту музыку цифр имел в виду знаменитый поэт Иосиф Бродский, когда однажды написал: «В цифрах есть нечто, чего в словах, даже крикнув их, нет».
2. Особенности стихов из цифр.
Зато у цифровых стихов есть особенность, отличающая их и от обычных стихов, и от музыки — их почти невозможно перевести для иностранцев. Вот глупости, скажете вы, ведь цифры одни и те же на всех языках и, значит, смысл цифрового стиха будет понятен и эскимосу, и негру преклонных годов одинаково. Это, конечно, верно, но при прочтении на иностранном языке и ритм, и рифма почти наверняка потеряются, то есть наш цифровой стих перестанет быть стихом. Чтобы убедиться в этом, попробуйте для примера прочитать на иностранном языке считалку, что была вначале. Или, наоборот, прочтите на русском языке вот этот цифровой стих, написанный кем-то на английском:
23 507 (twenty three five hundred seven)
13 4 7 85 (thirteen four seven eighty-five)
5 9 100 3 11 (five nine one hundred three eleven)
3000 4 45 (three thousand four forty-five)
11 87 13 (eleven eighty-seven thirteen)
14 5 89 16 (fourteen five eighty-nine sixteen)
903 3 7 30 (nine hundred three three seven thirty)
100 90 17 (one hundred ninety seventeen)
Сами видите (точнее, слышите), на русском это не стих, а ерунда какая-то. Правда, мне удалось написать короткий цифровой стих, который и на английском остаётся стихотворением. Убедитесь сами:
43 32 7 15 (forty-three thirty-two seven fifteen)
36 25 0 16 (thirty-six twenty-five zero sixteen)
Но такие двуязычные стихи — большая редкость. И потом, а как быть с другими языками? Ведь, например, грузин или китаец воспримут этот англо-русский стих просто как бессмысленный набор цифр. Так что у цифровых стихов есть свои плюсы и минусы. И, конечно, у них есть враги и поклонники. Одни считают, что стихи из цифр — ничего не выражающая чепуха и настоящие стихи должны писаться с помощью слов. Другие, и их немало — наслаждаются цифровыми стихами и считают, что за ними будущее.
3. Разнообразие цифровых стихов.
Читать цифровые стихи надо вслух и с выражением. Попробуйте, это очень просто. Достаточно произносить написанные числа и уловить ритм.
Не стоит думать, что цифровые стихи примитивнее традиционных стихотворений. Стихи в числах разделяют на жанры, определяют размер и прочее. Бывают веселые цифровые стихи, грустные цифровые стихи, стихи классиков в числах и т.д.
Вот стихи Пушкина в цифрах:
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501.
Или стихи Маяковского в цифрах:
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17.
Чувствуете характерный для каждого поэта тон?
А вот, например, хайку в цифрах:
127 148 230.
14 12 20?
0…
А сравните веселые стихи в цифрах
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
7 14 100 0
2 00 13
37 08 5
20 20 20!
И грустные цифровые стихи:
511 16
5 20 337
712 19
2000047
Согласитесь, что цифровые стихи обладают особым обаянием. Они намного ближе к музыке, нежели обычные стихотворения. Цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли. Поэтому цифровые стихи полезно читать вместе с детьми, так они научатся чувствовать ритм и разовьют воображение.
Вы и сами можете сочинять цифровые стихи. Главное, почувствовать ритм. Кстати, цифровые стихи — это прекрасная основа для постижения тонкостей теории стихосложения. Мелодичность стихотворения зависит от порядка чередования в нем ударных и безударных гласных. От того ударный или безударный первый слог зависит род стопы.
Всего существует пять стоп: ямб (1 — ударение на втором слоге), хорей (8 — первый слог ударный), дактиль (1000 — ударение на первом из трех слогов), амфибрахий (13 — ударение на втором из трех слогов) и анапест (50 — ударение на последнем из трех слогов).
4. Примеры цифровых стихов
Пушкин (я помню чудное мгновенье….)
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
(Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.)
Маяковский
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17
(Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза.)
Есенин
14 126 14
132 17 43…
16 42 511
704 83
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02
(Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.)
Веселые:
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
7 14 100
02 00 13
37 08 5
20 20 20!
38 46
0 4 20
7 08 33
20 20 20!
45 108 2
47 16
3 4 502
20 20 20!
7 14 100 0
0 0 0 13
37 08 5
20 20 20!
Грустные:
511 16
5 20 337
712 19
2.000.047
3 1.512
16.025
11 0 3 15
100.006 0 2 0 5
Считалка
2 12 46,
48 3 06.
33 1 102,
8 30 32.
Маpш
18 17 ! 18 16 !
115 13 3006 !
90 17 ! 90 16 !
240 110 ! 526 !
частушки
10 40 5 15 1.000.000 14,
39 8 20, 25 11…
Что такое хорошо?
40 3 05 0 100,
3 15 40:
100 08 00 100,
100 08 40?
жили у бабуси…
40 38
2 128
1 10 1 10
2 128
Гимн России
16 13
12 4
17 15 14 2
13 16
4 12
15 14 132!
Антошка, Антошка…
первый куплет.
13,12,
120 30 40,
13, 12,
120 30 8 0.
припев.
3 16,
8 20,
18 40 20
35 12 10…
и ещё:
18*5 (Восемнадцать умножить на пять)
25:16 (Двадцать пять разделить на шестнадцать)
и опять 25, 25…
и уже никогда 18.
5. Польза цифровых стихов
Я познакомилась с цифровыми стихами двух видов. Один состоит только из цифр, в других цифры перемешаны со словами. Вы не поверите, но есть, оказывается, цифровые стихи вообще без цифр. Это особые стихи — запоминалки. Вот, например, такой несерьёзный стишок:
Два весёлых великана
Пьют «Тархуна» два стакана.
Требовалось придумать специальные фразы или стихи (они называются мнемоническими), помогающие запомнить телефонный номер 288-53-27. Большинство участников стали придумывать фразы, в которых надо было подсчитывать буквы в словах. Ну, например: Не торопитесь зажигать свечи – ещё не сумерки! Если выписать подряд числа, равные числу букв в словах этого предложения (не=2, торопитесь=8, зажигать=8 и т.д.), то как раз получится тот самый номер.
А вот автор стиха про весёлых великанов пошёл по другому пути – он использовал слова, начинающиеся на те же буквы, что очередная цифра в номере телефона (Весёлых – 8(восемь), пьют – 5(пять), Стакана-7(семь) и т.д.). Вот бы каждому из нас такую чудесную запоминалку для телефона! Ведь такой стих запомнить гораздо проще, чем число из семи цифр. А если бы в нём ещё что-нибудь говорилось о нас…
Но с помощью стихов запоминают не только телефонные номера. В математике существует замечательное число ПИ, равное 3, 14159265368…… Один математик написал даже интересную книгу об этом числе. Чтобы запомнить хоть несколько первых цифр в записи ПИ, они придумали множество стихов запоминалок. Вот два самых известных (во втором надо подсчитать буквы в словах):
-
Чтобы правильно запомнить
Надо только верно счесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть!
-
Это я знаю и помню прекрасно:
ПИ многие знаки мне лишни. Напрасны.
У цифровых стихов ещё очень много возможностей. Например, можно использовать знаки математических действий (+, -, : и т.д.) или разные поэтические хитрости. Вот одна из них. С давних времён поэты пишут акростихи. На вид они вроде бы самые обычные, но первые буквы строчек, т.е. первый столбец таких стихов, образуют слово или даже предложение. В цифровых стихах, конечно, не получится зашифровать в первом столбце слово, зато там можно спрятать дату какого-нибудь известного события. Скажем, этот цифровой стих посвящён первому полёту человека в космос, а по его левому краю прочитывается дата этого великого события (12.04.1961).
1031 420
214 40+5
038 2ПИ/15
45000 745
10 3 в кубе 134
9 180 36
66030 (7-4)
140746!!!!!!
(Читается стих так: Тысяча тридцать, четыреста двадцать, Двести четырнадцать, сорок плюс пять, Ноль тридцать восемь, два пи на пятнадцать, Сорок пять тысяч, семьсот сорок пять.// Десять, три в кубе, сто тридцать четыре. Девять, сто восемьдесят, тридцать шесть. Шесть тысяч тридцать, семь минус четыре, Сто сорок тысяч семьсот сорок шесть!)
В общем, настоящий поэт может писать стихи даже при помощи калькулятора! Жаль, Что на уроках математики вместе с таблицей сложения не объясняют таблицу стихосложения. Но всё ещё впереди!
6. Рифмы умножения
Вспомним тяжкий труд младших классов — заучивание наизусть таблицы умножения. Ох, и мучение! И странное дело – некоторые произведения запоминаются легко, буквально «с лёту», а другие пока зазубришь. Например, знаменитые «пятью пять – двадцать пять» и «шестью шесть – тридцать шесть» откладываются в памяти моментально, более того – в компанию к ним просится лживое «семью семь – сорок семь». Оно и понятно – рифма! Жаль, что таких удачных совпадений очень мало.
Впрочем, совпадений ли? Так ли уж случайны эти примеры? Оказывается, нет! Они имеют свои математические корни, до которых я постараюсь докопаться.
Начнём с «пятью пять – двадцать пять». Оказывается, такое рифмованное произведение совсем не одиноко. К нему можно добавить и довольно складное «семью пять – тридцать пять», и слегка неуклюжее «девятью пять – сорок пять», и даже «трижды пять – пятнадцать» (в последнем случае рифма подкачала, но математика здесь, конечно, не виновата). И сразу становится понятно, что все наши примеры есть отзвуки одного и того же явления: если нечётное число (3. 5, 7 и так далее) умножить на 5, то результат будет оканчиваться цифрой 5. Пятиклассники легко это докажут, а кто помладше, может рассуждать, например, так. Вспомним, что умножение – это, по сути, многократное сложение. Другими словами, при умножении пятёрки на нечётное число мы должны сложить между собой нечётное количество пятёрок. Давайте-ка при сложении объединим их по парам. Тогда одна пятёрка останется без пары. Например, при умножении на 9 получится:
9*5 = (5+5)+(5+5)+(5+5)+(5+5)+5
Поскольку в каждой паре складываются пятёрки и получается 10, сумма всех пар оканчивается нулём. Значит, последнюю цифру произведения определит именно непарная пятёрка. Вот так!
Перейдём к «шестью шесть – тридцать шесть». И это рифмованное произведение вовсе не уникально. Посмотрите: «шестью четыре – двадцать четыре», «шестью восемь – сорок восемь» и на закуску «шестью два – двенадцать» (увы, опять последняя рифма не ахти). Здесь бросается в глаза другая закономерность: если чётное число (2, 4, 6 и т.д.) умножить на 6, то результат будет оканчиваться той же цифрой. Причина заключается в том, что 6=5+1. Поэтому при умножении любого числа на 6 можно отдельно умножить его на 5 и к результату добавить то же число. При умножении чётного числа на 5 результат будет оканчиваться нулём (в этом мы убедились чуть выше – помните объединение пятёрок по парам?), и потому, добавив ещё раз исходное число, получим в конце ту же цифру. Например:
6*8=(5+1)*8=5*8+1*8=40+8
Вот так-то! Лёгкие для запоминания рифмы – произведения – вовсе не счастливая случайность, они имеют строгое математическое обоснование. Ну, а другие (типа 9*8=72) приходится запоминать без всяких скидок и льгот. А жаль!
Заключение.
Оказывается, что цифры могут «говорить» не только сухим языком математики и помогать в решении примеров и задач, а также выражать радость, грусть в стихах. Я узнала, как создаются стихи из цифр, каково их значение в мире и как нужно прочитать простые цифры, чтобы они превратились в полноценный стих. Ведь это не так уж и просто!
Цифровые стихи обладают особым обаянием, ярко выраженным ритмом, какой-то необычной энергетикой и, при желании, большой информативностью. Недалекие, культурно непродвинутые читатели могут возразить, что, мол, какая же это поэзия – где слова, образы, чувства поэта? На что я отвечу, что цифровые стихи ближе к музыке – ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна.
Гипотеза, которую я выдвигала в начале работы, подтвердилась. Изучая математику, я открыла новые слагаемые красоты, приблизилась к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии!
Цифровые стихи можно использовать на уроках математики, для активизации познавательной деятельности и при закреплении материала, на уроках музыки, для развития чувства ритма, во время проведения внеклассных мероприятий, для расширения кругозора.
Математика – это наука, в которой еще много непознанного и неизвестного. И цифровые стихи — только маленькая ступенька в большой мир открытий, куда мне предстоит еще шагнуть.
Список используемой литературы
1. Журнал «Фокус», 2009, №9
2. Журнал «Математика для школьников», 2010, №3
3. Журнал «Компьтерра», Москва, 2011, №1
Интернет-ресурсы:
4. http://offline.computerra.ru/2002/465/20951/
5. Источник: http://www.adme.ru/svoboda—kultura/cifrovye—stihi-436305/ © AdMe.ru
6. http://www.dol.ru/users/levinb/glup_fr.htm