Чтобы сделать и выпустить свой трек, не нужна студия или большая команда. Все это можно сделать и в четыре руки.
Выпускники курса «Коммерческий аудиопродакшн» Влад Нейчев и Саша Воротный создали и официально зарелизили свой первый фит — Voltage. И описали весь процесс в семи простых шагах.
1. Набрать идей
Влад: Ко мне идеи треков приходят по-разному. Например, в момент, когда я:
- — пою/делаю битбокс в ду́ше
- — ищу или синтезирую звуки
- — слушаю музыку или смотрю фильм
- — переживаю/рефлексирую опыт
- — сплю и слышу мелодию во сне
Важно идею не только уловить, но и зафиксировать. Для этого у меня в телефоне на первом экране с приложениями стоит диктофон. Конечно, ни одну из этих записей нельзя показывать людям (там или ужасное исполнение, или все выглядит как полная белиберда), но подход работает.
Не важно, насколько запись убогая — важно, что для мозга это «нативный снэпшот». Раз он смог скомпилировать идею и передать ее через голос, ему не составляет труда через время расшифровать запись голоса обратно в идею.
Саша: Идеи рождаются в среде. В моем случае — в среде музыкантов и их проектов. К примеру, наш коллаб родился на курсе SKVOT.
2. Определиться с концептом
Саша: В случае с этим фитом мы сразу понимали, что будем делать. Влад услышал мою работу на презентации финальных проектов — и предложил ее усилить.
Предыстория такая: я делал финальный проект — по брифу нужно было держаться стилистики Need for Speed, и я пошел искать референс, чтобы сделать очередной заезд немного сочнее и эпичнее. Набрел на стиль Hybrid trap (это подстиль EDM). Для меня это было ново, но я решил попробовать.
Влад: Я понял, что в треке Саши есть грув и динамика, подходящие для EDM — electronic dance music, которой я тоже занимаюсь. Мне показалось, что потенциал этого трека можно было раскрыть еще больше — как минимум за счет хорошего и громкого звука.
3. Выстроить процесс
Влад: Обычно в коллаборациях кто-то больше про идеи, а кто-то — про реализацию.
Если говорить о проработке концепции, то это итеративный процесс, в котором участвуют оба. Сведение и мастеринг правильнее отдать либо стороннему специалисту (если позволяет бюджет), либо лучшему из своей команды (тому, кто сможет это сделать нестыдно).
Как трек готов, нужно проработать его обложку. Тут работа идет по такому же принципу: думаем над концептом → отдаем на аутсорс или делаем сами (если среди нас есть тот, кто компетентен и справится).
Заливкой трека на платформу дистрибьютора (в нашем случае Distrokid) занимается один человек — главный артист. В нашем случае это был не альбом или сингл одного из нас, а общий трек, и кто именно его зальет, было абсолютно не принципиально. Так как для Саши это был первый релиз, а я уже это делал, решили заливать через меня.
Далее трек попадает на все указанные стриминговые платформы.
В коллабах я не вижу смысла в жестком разделении обязанностей и точном подсчете усилий и часов, потраченных с каждой стороны. Если у вас нормальная коммуникация и обоих прёт, каждый делает все, что может, — и работа идет на одном дыхании.
Зато в коммерческих проектах, с большой командой, договоры все-таки нужны — там будут прописаны обязательства и выгоды каждого из участников. При этом главное — не потерять ощущение легкости.
4. Решить, как хранить и обмениваться файлами
Влад: Для хранения файлов я использую десктопную версию Google Drive — моя папка проектов синхронизируется с облаком. Еще там есть функция «версионирования файлов»: Google хранит до 100 версий на протяжении 30 дней (этого вполне достаточно).
Mp3-файлы, расшаренные по ссылке на Google Drive, актуальны после каждого рендера — соответственно, не нужно друг друга ждать, создавать свалку из файлов в телеграм-переписке. Ссылка на файл с рендером просто закрепляется вверху чата. Остается только сказать, чтобы твой коллега проверил, послушал, выдал порцию критики и новых идей. И так циклично — пока не дойдете до финальной версии.
Так как мы оба пишем в FL Studio, то использовали стандартный вариант экспорта проекта в zip-архиве — с включением всех использованных в проекте сэмплов. И всего пару раз нам пришлось бросаться записанными wav-дорожками.
В следующих проектах хотелось бы испытать такую замечательную штуку, как Satellite Sessions — для обмена аудио и миди между разными проектами в разных DAW.
5. Выстроить трек
Влад: Для композиции я выбрал стандартную структуру EDM-треков:
- — интро
- — первый дроп
- — бридж
- — второй дроп
- — аутро
Референсами стали два трека: CVPELLV — Pure Energy и Soulish — Tech Rider. Вдохновившись первым, я понял, что было бы хорошо вставить какой-нибудь вокальный сэмпл в начало, для разгона. Решил поискать а капеллу речитатива в стиле Grime или Drill.
По атмосфере хотелось разбавить электронику чем-то подобным синематику (киношной музыке) — используя мощные перкуссионные ударные, экспрессивные пэды, много реверберации и гранулярных эффектов и, конечно, мощные низкие медные духовые, усиленные подложенными синтами с групповой сатурацией.
Между дропами я решил дожать атмосферу немного в сторону хоррора и типичных для него мелодий на звоночках с шершавой текстурой.
Часто можно услышать, что первый и второй дропы просто дублируют друг друга. Но для меня это просто признак аматорства и/или лени. Поэтому у нас оба дропа отличаются своей гармонией и мелкими фишками, которые дают немного разный баунс.
Отдельное внимание нужно уделить склейкам. Так как у нас трек в стиле EDM Trap, пересолить снэйрами сложно — они в каждом разгоне. Тишина или разница в динамике звука играет важную роль в ощущении.
6. Сделать сведение и мастеринг
Влад: Сведение — это глубокая и обширная тема, в которой надо нарабатывать много компетенций. Но если пройтись по главным аспектам, я бы выделил:
#1. Гейн-стейджинг — расстановка уровней для базового баланса инструментов.
#2. Баланс громкостей, основываясь на индивидуальной психоакустике, твоем контроле и его АЧХ, стиле музыки.
#3. Фазовые искажения (пиу, пау), чаще всего я встречался с противофазой у кика и баса и нежелательным эффектом Phaser и Flanger.
#4. Компрессии всех видов — от однополосной до multiband, от мягкой оптической до резкой транзисторной, параллельной, а еще side-chain техникой для решения конфликтов или добавления пампа.
#5. Эквализация без экстремальных вырезов узкими полосами на более чем 5dB (исключение — высокорезонирующие инструменты в паре с динамическим эквалайзером).
#6. Панорама — помним про моносовместимость и периодически проверяем весь микс в моно.
#7. Сатурация для тембрального подкрашивания или для лучшей читаемости в миксе.
#8. Анимирование — за счет фильтров, передвижения по панораме, работы с пространством за счет автоматизации.
Главные правила в мастеринге:
- — мастер не должен превышать 0dBFS по True Peaks
- — показатель Correlation Meter в SPAN или Vectorscope в iZotope Ozone Imager должен колебаться между 0 и 1.
Я использую сразу три градусника:
#1. SPAN (бесплатный) — смотрю True Peak (<0dBFS) и Correlation Meter ([0:1])
#2. Youlean Loudness Meter 2 (бесплатный) — смотрю True Peak (<0dBFS), Integrated LUFS (зависит от целевой платформы и стиля) и Average Dynamics (~10LU)
#3. Waves Loudness Meter (платный) — смотрю True Peak (<0dBFS), Integrated LUFS (зависит от целевой платформы и стиля)
7. Подготовиться к релизу
Саша: Визуальное оформление трека — тоже важный этап. Перед тем как зарелизить проект, нужно сделать обложку (лучше анимированную) и лендинг со всеми ссылками на этот трек.
Обложку можно сделать и самим, но важно понять, что в ней должно быть. Нужны ли в ней смыслы — или просто хочется яркую картинку с ядреными цветами в стилистике трека, чтобы привлечь внимание и соответствовать настроению.
Правил для обложки нет, кроме технических: формат — в основном jpg или gif, соотношение сторон 1:1 (лучше 3000 х 3000 px), высокое разрешение, название трека и указание авторов. Ну и уникальность.
Для рекламы эффективнее, если обложка будет анимированной (и у тебя есть музыка, которую можно подложить под видео). Так что просто дай немного жизни статичным объектам картинки — и все готово.
Микроанимации — хорошо, акцент на основном — тоже. Усложнять можно, но только если это оправдано (всего в меру, это же не клип). В рекламном месседже главное — анонс выхода вашего трека.
Влад: Для размещения подборки ссылок на трек я пользуюсь сервисом BandLink. Там есть тарифные планы, которые позволяют подключить Facebook Pixel и Google Analytics, чтобы трекать поведение людей на лендинге — и на основе этих действий оптимизировать рекламу.
В Spotify for Artists есть возможность отправить трек на рассмотрение редакторам сервиса — но желательно залить трек через дистрибьютора хотя бы за 4 недели до запланированного релиза. Еще можно присмотреть пользовательские плейлисты и их авторов на SubmitHub — и отправить трек им.
В день релиза нужно быть «самой быстрой рукой на Диком Западе» — разослать трек по всем пабликам и чатам, по которым только можно, отправить трек авторам плейлистов через SubmitHub.
В различных источниках Вы могли встретить такой термин, как «фит». В данной статье разберёмся, что это такое, если контекст является музыкальным.
Фит – это написание русскими буквами сокращения feat. Оно, в свою очередь, происходит от слова featuring и подразумевает совместную запись / совместное исполнение трека.
Именно в этом случае в переводе с английского языка featuring означает «включающий», «содержащий». Скорее всего, Вы могли видеть в названии некоторых композиций сокращение «feat.» или «ft.», например Eminem – Love The Way You Lie ft. Rihanna. Это означает, что в композиции Эминема приняла участие Рианна. На сленге же «feat.» – это совместное исполнение.
Некоторые известные фиты:
- Eminem feat Rihanna — Love The Way You Lie
- Eminem feat Dido — Stan
- DJ SMASH feat. Poёt — БЕГИ
- David Guetta feat. Sia — Let’s Love
- Dr. Dre ft. Snoop Dogg — Still D.R.E.
Термин используется чаще в кругах, тесно связанных с музыкой или сильно ей увлекающихся.
В интервью Дудю от 3 ноября 2020 года российский рэпер Моргенштерн на вопрос о том, есть ли у него фит с Lil Pump (известный американский рэпер) ответил утвердительно: «фит есть», но предложил ему не верить.
Совместная работа с другими артистами имеет большое значение в карьере любого музыканта. Она может сократить и ускорить путь артиста на вершину или же, наоборот, отбросить его назад и испортить музыканту имидж.
✔ Правильный выбор и правильная реализация совместных песен — это продюсерская задача.
В этой статье я не буду затрагивать совместные работы, которые артисты могут записать на творческих началах. Это блог про продюсирование — мы говорим здесь про музыкальный бизнес и его составляющие. Давайте обсудим совместные треки, как инструмент в продвижении артистов.
- Какие задачи решают фиты?
- Какие виды фитов можно выделить?
- Как правильно подобрать артиста на фит и как правильно реализовать фит?
- Почему на Западе крутой фит – в порядке вещей, у нас – редкость?
- Как записать фит с любым артистом: лайфхак.
1. Какие задачи решают фиты?
🔹 Творческая задача
Как говорил ранее, творческую сторону пропускаем.
🔹 Расширение аудитории
Когда два артиста, имеющие аудиторию, записывают совместную песню, на нее обращают внимание слушатели обоих. Главная задача команды каждого артиста — подготовиться к вниманию новой аудитории и постараться ее максимально зацепить. Ваши профили в социальных сетях и стриминговых сервисах должны быть готовыми к этому.
🔹 Имиджевая задача
Это тот случай, когда дуэт записывается, чтобы отнести себя к какой-то категории артистов или же принять участие в каком-то проекте.
🔹 Пополнение репертуара
Любой, даже самый крутой артист, услышав потенциальный хит, почти всегда будет готов исполнить ее совместно даже с начинающим артистом. Хиты нужны всем.
🔹 Финансовая задача
Большой артист может записать дуэт за деньги. На Западе это очень распространено. У нас тоже это начинает работать.
🗣 Пример: трек Arut & Big Baby Tape “VLAGA”. За этот фит Arut, как было объявлено в социальных сетях, заплатил Big Baby Tape 10 биткоинов — больше 300.000 $.
🔹 Пиар
Пример: между двумя артистами публичный роман. И они могут записать совместную романтичную песню.
Другой пример: артисты долгое время работали вместе, а потом они распались как группа. И вот, спустя долгое время, они решили соединиться и выпустить новую песню вместе и попиариться.
🔹 Стратегическая задача
В наши дни это может быть особенно актуально. Например, когда ты записываешь дуэт, потому что артист, с которым ты записываешь трек, имеет отношение к какому-то медиахолдингу или структуре, с которой ты хотел бы дружить. В таком случаем дуэт записывается для того, чтобы заработать лояльность.
2. Какие основные виды «фитов» можно выделить?
Очень условно фиты можно разделить по целям, для которых мы их будем использовать:
- Привлечение внимания к своему звучанию
Когда у молодого артиста появился свой звук, стиль и жанр, в котором он себя хорошо чувствует, и нужно обратить внимание на его репертуар большой массы людей, можно записать дуэт с известным артистом. Делается это с расчетом на то, что аудитория большого артиста придет к молодому артисту и оценит его репертуар. Когда аудитория большого артиста слышит его на фите с молодым исполнителем в новом звучании, то она понимает, что этот звук нехарактерен для их любимого артиста, но все равно крут. Слушатель, захотевший услышать другие песни в таком же саунде, с высокой долей вероятности пойдёт искать их в профайлах артиста на фите. Так мы обращаем внимание большой аудитории на молодого артиста.
🗣 Пример: группа «Каспийский груз». На старте карьеры они выпускали альбомы из 3-х песен, в каждой из которых «гостил» какой-то рэпер: Guf, The Chemodan, Slimus, Словетский и другие. При этом у группы «Каспийский груз» был свой слог, свой звук и аудитория всех артистов, с которыми они делали фиты, обращала на них внимание. Таким образом, группа очень быстро набрала огромную аудиторию.
- Освоение нового формата
Когда артист, наоборот, уже состоялся, но все его знают как артиста определенного жанра. Например, если артист всегда работал только в танцевальном жанре или только писал лиричную музыку, но хочет показать аудитории, что он на самом деле многогранен.
В таком случае он может создать дуэт с молодым артистом, у которого есть интересное звучание, или с состоявшимся артистом с другим звучанием, и записать песню уже не со своим привычным звучанием, а в саунде, характерном для второго артиста. Этим приемом успешно пользуется Баста. Он записывал песни и альбомы с другими исполнителями, большинство из которых были записаны в звучании других артистов.
- Создание нового звука, который по отдельности создать невозможно
То есть когда два разных артиста встречаются, чтобы в коллаборации выдать что-то новое, что они не смогли бы сделать по отдельности. Банальный пример: уличный рэпер записывает песню с хард-рок группой и получается рэп под тяжелую гитару. (Linkin Park и Jay-Z в песне Numb/Encore)
3. Как правильно выбрать артиста на фит и реализовать его?
В первую очередь, надо понять цель и пользу для всех сторон. Далее есть два пути: либо избежать недавних кейсов, либо их повторить.
🗣 То есть, если недавно два других артиста выпустили необычный коллаб и сделали крутой результат, мы можем сделать что-то подобное, чтобы повторить их успех. Либо сделать что-то совершенно другое. Оба этих пути имеют место быть.
Далее надо понять органичность будущего дуэта в контексте других коллабов артиста. Если уже были фиты с другими артистами, новый проект должен органично вписываться в их историю.
⏰ И, самое главное, фиты нужно делать вовремя. Ещё раз повторю: когда вы записываете фит с другим артистом, его аудитория обращает на вас внимание. И вы должны быть к этому готовы.
Пример из жизни, но без имен:
Артист ноунейм купил фит с большим западным артистом и ждет результатов. Но результата нет.
Почему?
Во-первых, потому что это смотрится неорганично и нелогично, аудитория понимает, что этот фит куплен. Даже если слушатель обратит внимание на того, кто купил фит, то он не найдёт других песен нового артиста, а подписываться и ждать не будет. Люди не подпишутся на вас из-за одного хита, они должны полюбить ваш репертуар, а не песню.
Во-вторых, медиа и другие артисты, клипмейкеры и студии звукозаписи поняли, что у него много денег и завысили ему цены за услуги.
4. Почему на Западе крутой фит – в порядке вещей, у нас – редкость?
У этого есть несколько причин:
- На Западе музыка = бизнес;
- Там артисты спокойнее относятся к творчеству, а у нас творчество это для многих – святое;
- В России у многих все еще живет менталитет, когда люди считают, что они всегда должны отвечать за поступки, за действия, за «базар». Таким образом, они не всегда готовы записывать дуэты с какой-то категорией артистов или петь определенные песни, потому что считают, что репутация им дороже;
- На Западе фиты делают, чтобы объединить усилия и ударить в новую точку, а у нас – чтобы объединить усилия и ударить в ту же точку, куда били по-отдельности. То есть там чаще фитуют артисты разных жанров, а у нас – смежных.
5. Как записать фит с любым артистом: лайфхак.
✔ Ответ прост — покажите хит
Есть куча примеров, когда легендарные артисты записывали дуэты с начинающими, у которых была хитовая песня. Молодому артисту, имеющему условный потенциальный хит, очень важно не жалеть песню и не жадничать. Большое имя на фите быстрее раскрутит песню.
Если у вас есть возможность показать песню известному артисту, покажите ему самую крутую. Подход, когда вы записываете в дуэтах обычные песни, а самые крутые оставляете для сольного исполнения, неправильный. Нужно выжимать все из коллабораций, и только так вы получите результат.
🗓 На своем примере могу сказать, что первый хит, в котором я не сомневался – песню «Ты меня не стоишь» – я записал с популярным на тот момент участником группы «Триада» — Нигативом.
🗓 То же самое произошло в 2013 году с песней «Крылья», когда я познакомился с Сергеем Жуковым. Он попросил показать ему какие-то демо, я показал ему самую лучшую свою песню, которую я уже записал сольно и хотел выпустить сольно, но я знал, что Сергею она понравится, так и получилось. Мы записали «Крылья» вместе. Результат — одна из самых громких песен в моей карьере.
Заключение
◽ Правильный фит = правильное позиционирование артиста.
Ваши совместные песни это то, с кем будет ассоциировать вас ваша аудитория в дальнейшем. Поэтому к фитам надо относиться внимательно.
Мой личный подход в продюсировании артистов — избегать больших фитов, пока не создастся музыкальное лицо и не соберется начальная аудитория артиста.
📝 Все описанное в данной статье — правила, которые классно было бы соблюдать в продюсировании артистов, если смотреть на это, как на бизнес. Естественно, творческий подход отличается от прагматичного, да и очень сложно следовать всему, описанному выше.
Даже если взять меня самого, как артиста, я постоянно записывал и записываю песни на творческих началах, мне это нравится. Но я это делаю, понимая, что карьера артиста – не приоритет в моей жизни. Я больше занимаюсь бизнесом и другими направлениями, а быть артистом для меня – это все чаще хобби. Поэтому я могу себе позволить записывать песни на творческих началах.
Если же артист ставит целью своей жизни успех в музыкальной карьере, то он должен внимательно относиться к такому важному инструменту, как совместные песни.
У этого термина существуют и другие значения, см. Фита (значения).
Фита | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Кириллица | |||||||
А | Б | В | Г | Ґ | Д | Ђ | |
Ѓ | Е | (Ѐ) | Ё | Є | Ж | З | |
Ѕ | И | (Ѝ) | І | Ї | Й | Ј | |
К | Л | Љ | М | Н | Њ | О | |
П | Р | С | Т | Ћ | Ќ | У | |
Ў | Ф | Х | Ц | Ч | Џ | Ш | |
Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я | |
Исторические буквы | |||||||
(Ҁ) | (Ѹ) | Ѡ | (Ѿ) | (Ѻ) | Ѣ | Ꙗ | |
Ѥ | ІѢ | Ѧ | Ѫ | Ѩ | Ѭ | Ѯ | |
Ѱ | Ѳ | Ѵ | (Ѷ) | Ын | |||
Буквы неславянских языков | |||||||
Ӑ | Ӓ | Ә | Ӛ | Ӕ | Ԝ | Ғ | |
Ӻ | Ӷ | Ҕ | Ԁ | Ԃ | Ӗ | Ҽ | |
Ҿ | Ӂ | Җ | Ӝ | Ԅ | Ҙ | Ӟ | |
Ԑ | Ӡ | Ԇ | Ӥ | Ӣ | Ӏ | Ҋ | |
Қ | Ҟ | Ҡ | Ӄ | Ҝ | Ԟ | Ԛ | |
Ӆ | Ԓ | Ԡ | Ԉ | Ԕ | Ӎ | Ҥ | |
Ԣ | Ԋ | Ң | Ӊ | Ӈ | Ӧ | Ө | |
Ӫ | Ҩ | Ҧ | Ԥ | Ҏ | Ԗ | Ҫ | |
Ԍ | Ҭ | Ԏ | Ӳ | Ӱ | Ӯ | Ү | |
Ұ | Ҳ | Ӽ | Ӿ | Һ | Ҵ | Ӵ | |
Ҷ | Ӌ | Ҹ | Ӹ | Ҍ | Ӭ | Ԙ | |
Примечание. Знаки в скобках не имеют статуса (самостоятельных) букв. |
Фита́ (Ѳ, ѳ) — предпоследняя буква старо- и церковнославянской кириллицы, последняя (после выхода из употребления в конце XIX века ижицы) буква дореволюционного русского алфавита. Происходит от греческой буквы тета (Θ, θ); имеет такое же числовое значение — 9 (хотя в азбуке традиционно стоит не на 9-м месте, а в конце). В кириллице выглядит как (в некоторых почерках и шрифтах горизонтальная черта пересекает овал заметно ниже середины или даже касается его снизу, что может приводить к смешению этой буквы с Д). В первоначальной глаголице, как предполагают, фита отсутствовала; в позднейшей встречается заимствованный то ли непосредственно из греческого, то ли даже из кириллицы знак (Ⱚ), не имеющий числового значения.
Название «фита» связано с новогреческим прочтением слова θῆτα как [th]и́та, где первый звук тождествен английскому глухому th. В южнославянской традиции (к которой принадлежал и старославянский язык) читалась как [t], чем объясняется, в частности, отсутствие эпентетического (вставного) «л» в слове коринфяне (ср. с иосифляне). В древнерусских и церковнославянских текстах русского извода читалась всегда как [f] и примерно до середины XVII века употреблялась как вариант буквы Ф (ферт), безотносительно этимологии. В ряде орфографических школ употреблялась либо только одна, либо другая буква. Например, в берестяных грамотах на протяжении XIII века фита выступает единственным средством передачи звука [f], а буква Ф не используется; в XIV-XV веках, напротив, в берестяной письменности фита почти полностью вытесняется фертом. В дониконовской и последующей старообрядческой церковнославянской орфографии просматривается тенденция ставить фиту в начале слов, а ферт — в середине.
Начиная с середины XVII века в церковнославянской, а вслед за ней и в русской письменности фита используется этимологически: только в словах, заимствованных из греческого языка (или при его посредстве), и только на месте греческой теты. Например, в слове орѳографія первое [f] передаётся через фиту, а второе через ферт: потому что исходное греческое слово пишется как ορθογραφία (ср. также с написанием лат. orthographia и его вариантами в нынешних западноевропейских языках). Так же объясняется разница написаний в именах Ѳеодоръ (разговорное Ѳёдоръ) и Филиппъ: потому что по-гречески они Θεόδωρος и Φίλιππος (ср. с лат. Theodorus, Philippus).
Пётр I, вводя гражданский шрифт, сперва (1707—1708) отменил букву «ферт» (Ф), сделав фиту единственным способом выражения звука [ф]; но вскоре (1710) различие Ф/Ѳ по церковнославянской системе было восстановлено. Орфографические же реформы 1917—1918 гг., наоборот, упразднили фиту с повсеместной заменой её на Ф. Освободившуюся литеру вскоре приспособили к создаваемым на базе кириллицы письменностям нескольких алтайских языков, придав ей совершенно иное значение: гласного звука /œ/, подобного французскому eu и немецкому ö. Нынче же создатели компьютерных кодировок «развели» эти два использования одного и того же типографского знака по разным кодовым позициям (в Юникоде U+0472/U+0473
для фиты, U+04E8/U+04E9
для «гласной Ө» в кириллице и U+019F/U+0275
для неё же в латинице), а дизайнеры компьютерных шрифтов решили обозначить разницу наглядно, изобразив их по-разному, фиту с волнистой чёрточкой, а ө с прямой: Ѳ, ѳ — Ө, ө — Ɵ, ɵ. Это противоречит традиционному дизайну гражданских кириллических шрифтов, при котором чёрточка внутри O (что бы ни означала получающаяся буква) должна рисоваться прямой или волнистой одновременно с «язычком» буквы Э.
«Неприличность» фиты у Гоголя
В романе Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Ноздрёв называет зятя Мижуева, а затем Чичикова фетюками (Ѳетюкъ). Гоголь объясняет это так: «Ѳетюкъ слово обидное для мужчины, происходитъ отъ Ѳ, буквы, почитаемой нѣкоторыми неприличною». По мнению ряда лингвистов, синонимы фетюк и фатюй на самом деле восходят к венг. fattyú ‛внебрачный ребёнок’. [1]
Любопытно, что один из героев В. И. Даля, наоборот, заменял букву «фертъ ѳитою, потому что ф была, по мнѣнію Стахія, буква вовсѣ неблагопристойная».
Фита и сходные с ней символы в Юникоде
символ | коды | название |
---|---|---|
Ѳѳ | 472, 473 | кириллическая фита |
Ⱚⱚ | 2C2A, 2C5A | глаголическая фита |
Θθ | 398, 3B8 | греческая тэта |
Өө | 4E8, 4E9 | кириллическое «О с горизонтальной чертой» |
Ɵɵ | 19F, 275 | латинское «О с горизонтальной чертой» |
Ссылки
Ресурсы по дореволюционной орфографии
Кириллическая система счисления | |
---|---|
Единицы |
1 = А (аз) | 2 = В (веди) | 3 = Г (глаголь) | 4 = Д (добро) | 5 = Е (есть) | 6 = S (зело) | 7 = З (земля) | 8 = И (иже) | 9 = Ѳ (фита) |
Десятки |
10 = I (и) | 20 = К (како) | 30 = Л (люди) | 40 = М (мыслете) | 50 = Н (наш) | 60 = Ѯ (кси) | 70 = О (он) | 80 = П (покой) | 90 = Ҁ (коппа), Ч (червь) |
Сотни |
100 = Р (рцы) | 200 = С (слово) | 300 = Т (твердо) | 400 = У (ук) | 500 = Ф (ферт) | 600 = Х (хер) | 700 = Ѱ (пси) | 800 = Ѡ (омега) | 900 = Ц (цы) |
Тысячи, миллионы и т. п. |
10 000 = Тьма | 100 000 = Легион | 1 000 000 = Леодр | 10 000 000 = Вран | 100 000 000 = Колода |
См. также |
Алфавитная запись чисел | Глаголица | Кириллица | Русская система мер | Сорок сороков | Счёты | Титло | Числа с собственными именами |