Загрузить PDF
Загрузить PDF
По мере того как технология становится все более и более доступной широкой публике, растет и потребность в программистах. Написание компьютерных кодов и программ, оно же кодинг (от английского «сoding») — это навык, который приобретается и совершенствуется на протяжении долгого времени, но даже самый опытный программист когда-то был новичком. Существует большое разнообразие языков программирования, которые великолепно подходят для начинающих программистов, вне зависимости от того, в какой сфере деятельности вы хотите применять ваши навыки (например, JavaScript довольно сложен, так что лучше начать с HTML или CSS). Узнайте, как научиться писать компьютерные программы, прочитав эту статью.
-
1
Не слишком волнуйтесь по поводу того, какой язык вам стоит выбрать для изучения. Многие начинающие программисты затрудняются выбрать язык, когда они только начинают изучать написание программных кодов. Непосредственно сам язык, который вы выберете, не имеет значения, когда речь заходит об изучении структур и логики построения информации. Эти навыки являются намного более важными, и их можно выучить с любым языком программирования.[1]
- Выбирая язык, сконцентрируйтесь на том, в каких целях вы хотите создавать программные коды, и уже потом выбирайте начальный язык. К примеру, если вы хотите заниматься разработкой веб-сайтов, то вам следует начать с изучения HTML5, а затем дополнить его языками CSS, JavaScript и PHP. Если вы хотите создавать компьютерные программы, то начните изучать C++ или любой другой основной язык программирования.
- Если вы станете профессиональным программистом, то вы можете обнаружить, что никогда не используете язык, который вы изначально выучили, для своей работы. Вместо этого вы будете все время продолжать учить новые языки через документацию и эксперименты.
-
2
Найдите бесплатные онлайн-ресурсы, посвященные вашему выбранному языку. Интернет — это сундук с сокровищами, который хранит в себе бесплатные пособия, курсы и видео, посвященные языку, который вы решили учить. Вы можете выучить основы почти любого вводного языка буквально за день.
- Вот только несколько популярных сайтов: Bento, CodeAcademy, Code.org, html.net, Khan Academy, Udacity, W3Schools и многие другие.
- На wikiHow тоже можно найти разнообразные инструкции для начинающих изучать языки программирования.
- Вы можете найти обучающие видео практически для любого языка на YouTube.
- Stack Exchange — это один из самых популярных форумов, на котором профессиональные программисты отвечают на любые вопросы пользователей.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Арчана Рамамурти — технический директор Workday (Северная Америка). Высококлассный специалист по продуктам, поборница безопасности, сторонница большего распространения интеграции на равных для всех условиях в индустрии технологий. Получила степень бакалавра в Университете SRM и магистра в Университете Дьюка. Работает в области продакт-менеджмента более восьми лет.
Наш специалист делится своей историей:: «Я пришла к написанию кодов, не зная ничего ни о компьютерном дизайне, ни о программировании. Когда я захотела научиться писать программы, я начала с чтения книг по языку и с использования информации из интернета. Сегодня в мире доступно так много ресурсов, что научиться новым навыкам очень легко!»
-
3
Скачайте хороший текстовый редактор. Многие языки программирования позволяют использовать внешние текстовые редакторы для написания программ. Найдите текстовый редактор, который будет отображать отступы и кодовую разметку.
- К популярным программам относятся Notepad++ (Windows), TextWrangler (OS X) и JEdit (любая система).
-
4
Скачайте любые необходимые компиляторы. Некоторые языки программирования требуют компилятор для отображения исходного кода, который вы написали. Компиляторы транслируют исходный код в эквивалентную программу на языке низкого уровня, которая затем обрабатывается компьютером. Многие компиляторы бесплатны и находятся в открытом доступе. Языки, которые требуют использования компиляторов, включают:
- C;
- C++;
- C#;
- Java;
- BASIC;
- Fortran.
-
5
Начните свой первый проект. Выберите хороший вводный проект, который позволит вам испробовать ваши новые навыки. В интернете существует множество предложений и пособий по этой теме. Например, вы можете начать с создания простых веб-сайтов на HTML, простых баз данных и функций на PHP или простых программ на любом из языков, требующих использования компиляторов.
-
6
Комментируйте весь свой код. Все языки программирования имеют функцию комментирования, которая позволяет вводить текст, игнорируемый компилятором. Таким образом к коду можно оставлять комментарии. Эти комментарии исключительно важны, как для того, чтобы сообщить другим, как работает ваш код, так и для того, чтобы напомнить самому себе, что делает код.
- Функцию комментирования можно использовать для того, чтобы быстро убрать часть кода из программы в целях тестирования. Поставьте теги как для комментария в начале и в конце кода, который вы хотите временно исключить из программы, а затем удалите эти теги, чтобы вернуть код.
-
7
Рассматривайте детали других программ или веб-проектов. Когда вы учите код на ходу, не стыдитесь искать подсказки в интернете и смотреть, как другие люди решают аналогичные задачи. Уделяйте время тому, чтобы понять, каким образом код делает то, что он делает.
- Почитайте эту статью, чтобы узнать, как просмотреть исходный код любого веб-сайта.
Реклама
-
1
Запишитесь на курсы. Университеты, колледжи и интернет-программы предлагают программы и курсы, которые не только научат вас программированию, но и помогут вам найти работу. Хотя университетский диплом по специальности программиста не всегда нужен, он может помочь вам найти постоянную работу в качестве программиста.[2]
- Неоспорима и польза от прямого общения с учителем или специалистом в области программирования, которое не всегда доступно через онлайн-курсы.
- Обучение на программиста может обойтись вам довольно дорого, поэтому внимательно подумайте, стоит ли оно того. Если вы увлекаетесь написанием компьютерных программ только в качестве хобби, то вам не стоит тратить время и деньги на профессиональные курсы. Если же вы хотите построит карьеру в этой области, то получение профессионального образования может значительно вам в этом помочь (но, опять же, оно необязательно, если у вас есть талант).
-
2
Расширьте ваши знания. Вы получите пользу не только от изучения языков программирования, но и от курсов по математике и логике, так как эти предметы часто требуются для программирования на высоком уровне. Вам необязательно учить их в учебном заведении, хотя академическая среда может быть полезна.
- Программирование, включающее физические расчеты и моделирование, требует хорошего понимания алгоритмов и моделей.
- Логика — фундаментальная основа программирования, так что понимание логики и процессов поможет вам решать проблемы при написании кода.
- Знание высшей математики чаще всего не требуется для программирования, однако его можно использовать для оптимизации и других преимуществ.
-
3
Выучите больше языков. Когда вы хорошо разобрались с вашим первым языком, вы можете начать учить и другие языки программирования. Найдите язык, который дополняет тот, который вы уже знаете, или же выберите язык, который необходим для определенного проекта. Дополнительные языки, вроде HTML и CSS, как правило, легче всего выучить.
- Java — один из самых популярных языков, и Java-разработчики всегда очень востребованы. Java используется в самых разных системах и имеет бесчисленное множество вариантов применения. На Java пишут приложения для Android — один из самых быстрорастущих рынков.
- C++ очень рекомендуется, если вы хотите влиться в ряды разработчиков видеоигр. Если вы научитесь программировать на Unity (широко используемый и дешевый игровой движок) и UDK (код для популярного движка Unreal), это откроет перед вами некоторые двери, однако они не так полезны за пределами игровой индустрии.
- Если вы хотите создавать приложения для iPhone, Xcode и Objective-C будут вашими первейшими инструментами. Вам понадобится компьютер Mac, посколько компилировать Xcode можно только на Mac.
- Python — язык для написания серверного кода, один из наиболее легких в изучении. Python используется для таких интернет-сервисов, как Pinterest и Instagram, и он достаточно прост, чтобы изучить основы всего за несколько дней.
-
4
Будьте терпеливы. Занимаясь программированием, вы часто будете сталкиваться с проблемами, особенно при поиске багов или применении новых идей. Вам будет необходимо научиться быть довольным достижением небольших результатов, вместо того чтобы решать всю проблему за раз. Терпение поможет вам создать лучший код, а значит, программа будет лучше функционировать и коллеги будут довольны.
-
5
Научитесь работать в команде. Если над проектом одновременно работает несколько человек, у них может быть разное видение того, как этот проект должен проходить. Работа в команде практически неизбежна в деловом мире, поэтому будьте готовы работать с другими людьми, если вы, конечно же, не собираетесь разрабатывать весь проект самостоятельно.
-
6
Найдите работу, на которой вы сможете практиковать свои навыки программирования. Создавайте веб-сайты и компьютерные программы на волонтерской основе. Подработка в небольшой компании также может открыть возможности для написания кода для веб-сайтов и простых программ.
-
7
Общайтесь с другими программистами. Существуют бесчисленные сообщества разработчиков, где вы можете найти поддержку и вдохновение. Ищите конвенции программистов, участвуйте в хакатонах или геймджемах (сборах разработчиков для создания за ограниченное время программ или игр), зарегистрируйтесь на нескольких форумах по программированию, чтобы начать заявлять о себе и обрастать связями.
-
8
Практикуйтесь, практикуйтесь и практикуйтесь. По некоторым оценкам, нужно заниматься программированием около 15 000 часов, прежде чем вас можно будет считать настооящим мастером.[3]
Это означает годы постоянной практики. Вы по-настоящему овладеете мастерством программирования, только когда вложите много времени в практическую работу и станете знатоком своего дела..- Старайтесь заниматься программированием каждый день, даже в выходные. Программирование в свободное время может способствовать прорывам и возникновению новых идей.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 91 019 раз.
Была ли эта статья полезной?
Данная статья описывает основные конструкции в программировании и предназначена для тех, кто хочет в этом разобраться. Но статья не описывает все нюансы, потому что их слишком много. Если описывать их все, будет очень нудно и непонятно.
Использовать будем си-подобный синтаксис, то есть подобный языку си, но не будем вникать в заголовочные файлы, указатели и другие особенности относительно низкоуровневых языков, перейдём на синтаксис более высокоуровневых языков, которые сделают рутинную работу за нас. А конкретно, будем использовать синтаксис языка Java. Добро пожаловать под кат.
Двоичная система счисления
Числа в двоичной системе счисления состоят всего из двух знаков. Нуля и единицы. 00000001 – число один. 00000010 – число два. 00000100 – число 4. Как вы можете заметить, когда единица смещается влево, число увеличивается в два раза. Чтобы получилось число 3, необходимо написать 00000011. Таким образом можно составить все необходимые числа. В данном примере мы использовали двоичное число с восемью знаками, иначе говоря число восьмиразрядное. Чем больше у числа разрядов, тем большее оно может вместить значение. Например, восьмиразрядное число вмещает максимальное значение 255, если считать ноль, тогда 256, а в программировании ноль считается всегда. Если увеличить разряд на один, получится девятиразрядное число и его вместимость увеличится в два раза, то есть станет 512. Но так в программировании никогда не делается и обычно каждая следующая разрядность увеличивается вдвое. Один разряд, потом 2 разряда, потом 4 разряда, потом 8 разрядов, потом 16 разрядов, потом 32 разряда и далее.
Шестнадцатеричная система счисления
Всё аналогично двоичной, только вместо нулей и единиц участвуют цифры от 0 до 15. 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F, где A – 10, B – 11, C – 12, D – 13, E – 14, F – 15.
Знак минус в программировании
Знак минус в двоичной системе счисления обозначается единицей в самом старшем разряде. Конечно же если число может быть минусовым (да, да, в программировании типы цифр бывают неминусовыми и включающим числа со знаком минус). 10000000 – число -1. Это не число -0, потому что минус нулей не бывает, то есть отрицательные числа смещаются влево на один. А вообще, в разных языках программирования может быть разное представление отрицательных чисел, но вам это знание вряд ли пригодится, поэтому пока что думайте, что всё так, как я объяснил.
Буквы и знаки
Буквы, знаки, смайлики и так далее обозначаются также числами. Буква А может быть числом 00000001 или любым другим, или даже комбинацией чисел в зависимости от кодировки символов. Кодировок много.
Типы данных
В программировании есть типы данных. Числовые, такие как 233, которые разобрали выше. Называются почти везде int, от слова integer. С плавающей запятой, такие как 198,76, называются почти везде float. У букв тип char, у строк тип String. Тип bool имеет два значения – истина (true) и ложь (false). У этого типа реализация в разных языках разная, но самая простая, когда ноль — значит ложь, а любое другое число истину. Нестандартные типы данных, такие как числа с фиксированной запятой, рассматривать не будем.
Применение
Прежде чем использовать числа в программировании их нужно объявить, то есть сказать с помощью языка программирования, что они существуют.
int value;
Это стандартное объявление примитивного типа.
Сначала пишем тип, потом имя переменной, то есть нашего числа. Всегда заканчиваем наше выражение, да и любое, точкой с запятой.
Теперь мы можем использовать переменную по её имени.
value = 112;
Здесь мы присвоили переменной значение. В отличии от математики в программировании = значит взять значение справа и присвоить переменной слева. = — это знак/оператор присвоения.
Можно объединить объявление и присвоение, то есть сразу инициализировать переменную.
int value0 = 113;
char a = ‘a’;
String line = “line”;
Буквы выделяются одинарными кавычками, строки выделяются двойными кавычками. Числа типа int не выделяются.
float b = 3.14f;
К числам с плавающей запятой одинарной точности в конце добавляется f.
double c = 1.2;
К числам с плавающей запятой двойной точности ничего не добавляется.
Операторы
С помощью операторов можно складывать, вычитать и делать много других операций с переменными. Операторами являются +, -, *, / и другие. Да даже; является оператором, говорящим, что выражение завершено.
После того как мы записали наше выражение, например сложения,
int a = 127;
int b = -12;
a + b;
получается значение. Но так как оно ни одной переменной не присваивается, оно исчезает. Чтобы присвоить значение переменной используется специальный оператор присвоения, который коротко описан выше.
Повторим ещё раз. Он берёт значение со своей правой стороны и присваивает его переменной в левой стороне. Это оператор =, и он не имеет ничего общего со знаком равно из математики.
int c = 12;
int d = 14;
int e = c + d;
Также у нас есть логические операторы, такие как < (меньше), > (больше), <= (меньше либо равно), == (равно), && (и), || (или) и другие.
Они сравнивают значения или выражения слева и справа, а после выдают истинность в виде типа bool, то есть true или false, и это значение также можно присвоить.
int f = 1;
int g = 4;
bool isTrue = g > f;
Оператор && (и) сравнивает два значения типа bool. Если слева true и справа true, тогда этот оператор возвращает значение true. В других случаях false.
Оператор || (или) возвращает истинность, если хоть одно значение истинно (true).
Комментарии
Комментарии нужны для того, чтобы не забыть, что мы напрограммировали или они информируют тех, кто будет пользоваться нашим кодом. Попросту заметки в коде.
Однострочные комментарии открываются знаками // и заканчиваются в конце строки.
//Комментарий.
int maxCount;
Вторая строка уже не комментарий.
Есть также многострочные комментарии и другие, которые я рассматривать не буду.
Операторы ветвления
Оператор ветвления if
if(a < 154) {
a = a + 1;
}
Если переменная a меньше 154, то есть выражение истинно, выполняет код в фигурных скобках, потом программа выполняется дальше. Код в фигурных скобках называется блоком кода. Он нужен для того, чтобы сказать программе, что этот код принадлежит оператору и именно его нужно выполнить.
Оператор ветвления if можно расширить.
if(isTrue && isFalse){
b = b – 1;
} else {
b = b + 1
}
Если условие оператора истинно, выполняет первый блок кода, а если нет, тогда второй блок кода после else.
Оператор ветвления switch
switch(value){
case 0:
a = a + 1;
break;
case 1:
a = a + b;
break;
case 6:
b = b – a;
b = b – 1;
break;
default:
b = b + 1;
break;
}
Этот оператор сравнивает значение в круглых скобках со значениями после case. Если значения совпадают, выполняет выражение или выражения после case, доходит до оператора break, после выходит из цикла и продолжает программу дальше. Если ни одно значение не совпадает, выполняет выражение после default. default можно и не писать.
switch(value){
case 0:
a = a + 1;
break;
case 1:
a = a + b;
break;
}
Циклы
Цикл for
Циклы выполняют блок кода по кругу, пока определённое действие их не остановит.
for(int i = 32; i >=0; i = i – 1){
a = b + c + d;
}
За круглыми скобками в порядке очереди идут инициализация переменной, которая будет счётчиком, условие, при котором цикл выполняется вновь и вновь при истинности условия, выражение, которое выполняется после того, как выполнится блок кода цикла. То есть этот цикл будет выполняться снова и снова, пока переменная i больше либо равна нулю, и, начиная со второго выполнения цикла, значение переменной i будет уменьшаться на единицу. После того, как условие станет ложным, программа начнёт выполняться дальше.
Цикл while
while(i > 3){
i = i – 2;
}
Цикл while выполняется до тех пор, пока условие в круглых скобках истинно.
Если условие будет ложным, но нам необходимо чтобы цикл выполнился один раз, тогда используем следующую конструкцию
do{
i = i – 2;
} while(false);
Область видимости
int a = 4;
{
int b = 0;
b = a + b;
}
Также фигурными скобками определяется область видимости. Все переменные, объявленные внутри фигурных скобок, невидимы во внешней области, но внешняя область видна внутри фигурных скобок. Поэтому мы можем использовать внутри фигурных скобок внешние переменные, но не можем во внешней области использовать переменные, объявленные внутри внутренней области.
Ключевые слова
В языках программирования есть наборы ключевых слов, в каждом языке свой набор. Этими словами ничего называть нельзя. Ни переменные, ни методы/функции, ничего подобного. Слово while ключевое и другие подобные слова также ключевые.
Массивы
Массивы – это набор значений одного типа. Они удобны, когда нам нужно что-то перечислить.
int[] items = new int[7];
Так выглядит обычное объявление массива. Сначала указываем нужный тип. Потом ставим квадратные скобки, этим говорим языку программирования, что объявляем массив. Далее вписываем его имя. После знака присвоения вписываем выражение инициализации, то есть создания массива. Там мы видим новый оператор new, который используется при создании массива. Если сказать проще, мы создаём семь переменных типа int и присваиваем их нашему массиву под именем items.
Мы создали массив с семью элементами, но обращаться к первому начинаем с 0. Поэтому последний элемент будет под индексом 6. Не забывайте об этом смещении.
Обращение к элементу массива и присвоение его переменной выглядит так
int a = items[0];
Вход в программу
Мы рассмотрели все основные моменты, чтобы хоть что-то понимать, поэтому теперь перейдём к написанию простой программы.
Началом программы является метод main. Любой метод подобен блоку кода, но с именем. Его можно вызвать из другой части программы по имени, но метод main нельзя, потому что он вход в программу, а вход должен быть один. Метод main срабатывает только при запуске.
int addAndMultiplyByTwo(int a, int b){
return (a + b) * 2;
}
А это простейший метод, который сейчас разберём. В круглых скобках указываются входные параметры. Можете их представить, как уже объявленные переменные в блоке кода, которым мы можем присвоить значения извне. Внутри фигурных скобок первый оператор, который мы видим, это return. Он берёт значение справа, которое получается из выражения, и передаёт его вовне. Тип передаваемого вовне значения должен быть таким же, как указанный перед именем метода, то есть int.
int g = 6;
int z = addAndMultiplyByTwo(7, g);
Так метод вызывается и результат его выполнения передаётся в переменную z.
class HelloWorld {
public static void main(String args []) {
System.out.println("Hello World");
}
}
В этом примере сначала создаётся класс HelloWorld. Пока что думайте, что класс – это файл, в который мы записываем текст программы.
Далее идёт объявление метода main. По словам слева от его имени мы можем понять, что метод публичный (слово public), то есть мы можем вызвать его не только из этого класса, но и извне. По слову static мы можем понять, что метод статичный, то есть можно его вызвать без разных манипуляций, которые мы рассмотрим позже. Слово void говорит, что метод ничего не возвращает. В круглых скобках есть аргумент args[]. Этот аргумент является пустым массивом строк. Можно добавить забитый чем-то массив строк, но нам это не нужно, потому что использовать его мы не будем, а программа запустится и так.
Следующим мы видим вызов метода println, в параметр которого помещена строка Hello World. Перед ним мы видим перечисление через точки System.out. Если кратко, слово System означает, что метод println находится в классе System, а слово out – это выходной поток PrintStream, который нужен, чтобы выдать информацию вовне. В этом примере вовне — это консоль. Выходной поток out мы рассматривать не будем. Разбор потоков может вылиться в отдельную статью. Нам важно только знать, что out (объект класса PrintStream) находится в классе System, а метод println находится в объекте out. Все эти перечисления через точку просто указывают путь языку программированию к методу println, чтобы он знал откуда его вызывать.
Этот метод выводит строку Hello World в консоль и переводит курсор на новую строку. На этом программа заканчивается.
Компиляция и выполнение
Синтаксис простой программы мы рассмотрели, но не запустили её. Этим мы сейчас и займёмся.
Для начала скачайте JDK и установите его. Потом в переменных средах вашей операционной системы пропишите в переменной Path путь к папке bin вашего установленного JDK. Это нужно, чтобы операционная система могла найти из консоли программы JDK для компиляции и запуска. Теперь поместите текст программы в текстовый файл с именем HelloWorld. С именем HelloWorld, потому что имя файла и класса должны совпадать. Сохраните и измените расширение файла на java. Перейдите в консоли в папку с файлом и введите javac HelloWorld.java. Программа скомпилируется и поместится в файл HelloWorld.class. Чтобы запустить её напишите java HelloWorld. В выводе вы увидите Hello World. Что мы и хотели.
Импорт
Чтобы использовать другие классы и методы из стандартной библиотеки используем слово import.
import java.util.Random;
После слова import идёт название пакета java.util. Он назван так из-за назначения и, собственно, из-за папок java и util, в которых находится класс Random. Путь javautilRandom.class
Вместо java.util.Random можно вписать любой необходимый нам класс.
Классы и объекты. Статические и динамические реализации
Создадим два класса. Эти классы должны находиться в одной папке, чтобы после компиляции они смогли найти друг друга.
Есть ещё множество способов, чтобы классы могли найти друг друга. Это пакеты, внешние библиотеки, внутрипакетное взаимодействие и другое. Здесь разбирать это не будем. Просто знайте, что есть специальные конструкции и ключевые слова, чтобы использовать эти механизмы.
class MyClass {
public static void main(String [] args){
AnotherClass object0 = new AnotherClass();
System.out.println(object0.a);
System.out.println(object0.addition(8, 10));
}
}
public class AnotherClass{
int a = 9;
int addition(int b, int c){
return b + c;
}
}
Разберём их. Начнём с класса AnotherClass. Перед его именем мы видим слово public, которое говорит, что класс публичный и его могут использовать другие классы. В нём мы создаём переменную a со значением 9 и метод addition. Можно сказать, что класс AnotherClass – это новый тип.
В классе MyClass мы создаём объект object0 класса AnotherClass. Это очень похоже на создание обычной переменной и также используется ключевое слово new, как при создании массива. Оператор new говорит языку программирования, что нужно создать копию этого класса в оперативной памяти. Мы можем создать множество копий и забить ими всю память. Далее мы передаём переменную a этого объекта в метод println. Dызываем динамические метод addition в параметре метода println. Метод addition вернёт результат, а метод println выведет его.
Динамический метод отличается от статического тем, что его можно вызвать только из объекта, загруженного в память. То есть для начала нужно создать объект. Статический метод можно вызывать напрямую из класса, то есть просто написав имя класса, поставить точку и через неё вызвать метод. Но у статических методов есть ограничения. Внутри их тела невозможно обращаться к динамическим переменным объекта класса, в котором находятся эти методы. Так как статический метод не загружается в оперативную память, в нём нельзя использовать переменные объекта, загруженные в неё.
Чтобы создать статический метод, перед его именем нужно написать static.
Конструкторы
class MyClass2 {
public static void main(String [] args){
AnotherClass2 object0 = new AnotherClass2();
AnotherClass2 object1 = new AnotherClass2(6);
System.out.println(object0.a);
System.out.println(object0.a);
}
}
public class AnotherClass2{
public AnotherClass2(){
a = 7;
}
public AnotherClass2(int x){
a = x;
}
int a;
}
В этих классах почти всё идентично предыдущим, но создаётся два объекта класса AnotherClass2. object0 и object1. Но создаются они по-разному.
Разберём класс AnotherClass2. В нём появился новый механизм, который называется конструктор. Конструкторов в классе может быть несколько, начинаются они со слова public, а далее идёт имя класса. В круглых скобках перечисляются параметры, а в теле конструктора описывается инициализация объекта класса. Конструкторы схожи с методами.
Перейдём к разбору конструкторов в классе MyClass2. В этом классе при создании объектов класса AnotherClass2 мы можем указать параметры в круглых скобках. Язык программирования выберет подходящий под параметры конструктор и проинициализирует объект подходящим образом. Так при создании объектов мы можем создать его разновидность нужную нам.
post scriptum
Основы разобраны все. Но всё же я не разобрал наследование и многое другое. Оставляю всё это вам. Привыкайте, потому что, если вы вступите на путь программирования, вам не избежать постоянного самообучения и рытья в бесконечных документациях и спецификациях.
В этой главе мы напишем первую программу на C++ и научимся печатать и считывать с клавиатуры строки и числа.
Функция main
Пожалуй, самая простая и короткая программа на C++ — это программа, которая ничего не делает. Она выглядит так:
int main() {
return 0;
}
Здесь определяется функция с именем main
, которая не принимает никаких аргументов (внутри круглых скобок ничего нет) и не выполняет никаких содержательных команд. В каждой программе на C++ должна быть ровно одна функция main
— с неё начинается выполнение программы.
У функции указан тип возвращаемого значения int
(целое число), и она возвращает 0
— в данном случае это сообщение для операционной системы, что программа выполнилась успешно. И наоборот, ненулевой код возврата означает, что при выполнении возникла ошибка (например, программа получила некорректные входные данные).
Для функции main
разрешается не писать завершающий return 0
, чем мы и будем пользоваться далее для краткости. Поэтому самую короткую программу можно было бы написать вот так:
int main() {
}
Hello, world!
Соблюдая традиции, напишем простейшую программу на C++ — она выведет приветствие в консоль:
#include <iostream>
int main() {
std::cout << "Hello, world!n";
return 0;
}
Разберём её подробнее.
Директива #include <iostream>
подключает стандартный библиотечный заголовочный файл для работы с потоками ввода-вывода (input-output streams). Для печати мы используем поток вывода std::cout
, где cout
расшифровывается как character output, то есть «символьный вывод».
В теле функции main
мы передаём в std::cout
строку Hello, world!
с завершающим переводом строки n
. В зависимости от операционной системы n
будет преобразован в один или в два управляющих байта с кодами 0A
или 0D 0A
соответственно.
Инструкции внутри тела функции завершаются точками с запятой.
Компиляция из командной строки
Вы можете запустить эту программу из какой-нибудь IDE. Мы же покажем, как собрать её в консоли Linux с помощью компилятора clang++
.
Пусть файл с программой называется hello.cpp
. Запустим компилятор:
$ clang++ hello.cpp -o hello
В результате мы получим исполняемый файл с именем hello
, который теперь можно просто запустить. Он напечатает на экране ожидаемую фразу:
$ ./hello Hello, world!
Если опцию -o
не указать, то сгенерированный исполняемый файл будет по умолчанию назван a.out
. В дальнейшем для простых примеров мы будем использовать краткую форму записи команды:
$ clang++ hello.cpp && ./a.out Hello, world!
С её помощью мы компилируем программу и в случае успеха компиляции сразу же запускаем.
Комментарии
Комментарии — это фрагменты программы, которые игнорируются компилятором и предназначены для программиста. В C++ есть два вида комментариев — однострочные и многострочные:
int main() { // однострочный комментарий продолжается до конца строки
/* Пример
многострочного
комментария */
}
Мы будем использовать комментарии в примерах кода для пояснений, а в реальных программах ими лучше не злоупотреблять.
Хорошо: комментировать, что делает библиотека, функция или класс или почему этот код написан именно так.
Плохо: комментировать, что происходит на отдельной строчке. Это признак того, что код можно написать лучше.
Библиотеки и заголовочные файлы
Библиотека — это код, который можно переиспользовать в разных программах. В стандарт языка C++ входит спецификация так называемой стандартной библиотеки, которая поставляется вместе с компилятором. Она содержит различные структуры данных (контейнеры), типовые алгоритмы, средства ввода-вывода и т. д. Конструкции из этой библиотеки предваряются префиксом std::
, который обозначает пространство имён.
Чтобы воспользоваться теми или иными библиотечными конструкциями, в начале программы надо подключить нужные заголовочные файлы. Так, в программе, которая печатала Hello, world!
, нам уже встречался заголовочный файл iostream
и конструкция std::cout
из стандартной библиотеки.
Для C++ существует также множество сторонних библиотек. Наиболее известной коллекцией сторонних библиотек для C++ является Boost.
Ошибки компиляции
Перед запуском программу необходимо скомпилировать. Компилятор проверяет корректность программы и генерирует исполняемый файл. Во время компиляции компилятор может обнаружить синтаксические ошибки.
Рассмотрим пример такой программы:
#include <iostream>
int main() {
cout << "Hello, worldn"
Компилятор может выдать такие сообщения:
$ clang++ hello.cpp hello.cpp:4:5: error: use of undeclared identifier 'cout'; did you mean 'std::cout'? cout << "Hello, world!n" ^~~~ std::cout hello.cpp:4:30: error: expected ';' after expression cout << "Hello, world!n" ^ ; hello.cpp:5:1: error: expected '}' ^ a.cpp:3:12: note: to match this '{' int main() { ^ 3 errors generated.
Первая ошибка — вместо std::cout
мы написали cout
. Вторая ошибка — не поставили точку запятой после "Hello, world!n"
. Наконец, третья – не закрыли фигурную скобку с телом функции.
Ошибки компиляции (compile errors) следует отличать от возможных ошибок времени выполнения (runtime errors), которые происходят после запуска программы и, как правило, зависят от входных данных, неизвестных во время компиляции.
Отступы и оформление кода
Фрагменты программы на C++ могут быть иерархически вложены друг в друга. На верхнем уровне находятся функции, внутри них написаны их тела, в теле могут быть составные операторы, и так далее.
Среди программистов есть соглашение — писать внутренние блоки кода с отступами вправо: компилятор полностью игнорирует эти отступы, а код читать удобнее. Мы будем использовать отступы в четыре пробела. Также мы будем придерживаться стиля оформления кода, принятого в Яндексе. Имена переменных мы будем писать с маленькой буквы, имена функций и классов — с большой (если речь не идёт о конструкциях стандартной библиотеки, где действуют другие соглашения).
Переменные
Любая содержательная программа так или иначе обрабатывает данные в памяти. Переменная — это именованный блок данных определённого типа. Чтобы определить переменную, нужно указать её тип и имя. В общем виде это выглядит так:
Type name;
где вместо Type
— конкретный тип данных (например, строка или число), а вместо name
— имя переменной. Имена переменных должны состоять из латинских букв, цифр и знаков подчёркивания и не должны начинаться с цифры. Также можно в одной строке определить несколько переменных одного типа:
Type name1 = value1, name2 = value2, name3 = value3;
Например:
#include <string> // библиотека, в которой определён тип std::string
int main() {
// Определяем переменную value целочисленного типа int
int value;
// Определяем переменные name и surname типа std::string (текстовая строка)
std::string name, surname;
}
В этом примере мы используем встроенный в язык тип int
(от слова integer — целое число) и поставляемый со стандартной библиотекой тип std::string
. (Можно было бы использовать для строк встроенный тип с массивом символов, но это неудобно.)
Тип переменной должен быть известен компилятору во время компиляции.
От типа зависит:
- сколько байтов памяти потребуется для хранения данных;
- как интерпретировать эти байты;
- какие операции с этой переменной возможны.
Например, переменной типа int
можно присваивать значения и с ней можно производить арифметические операции. Подробнее про разные типы данных и их размер в памяти мы поговорим ниже.
Важно понимать, что тип остаётся с переменной навсегда. Например, присвоить целочисленной переменной строку не получится — это вызовет ошибку компиляции:
int main() {
int value;
value = 42; // OK
value = "Hello!"; // ошибка компиляции!
}
Переменные можно сразу проинициализировать значением. В С++ есть много разных способов инициализации. Нам пока будет достаточно способа, который называется copy initialization:
#include <string>
int main() {
int value = 42;
std::string title = "Bjarne Stroustrup";
}
Если переменная, была объявлена, но нигде дальше не использовалась, то компилятор выдаёт об этом предупреждение. При проверке решений мы используем опцию -Werror
, которая считает предупреждения компилятора ошибками компиляции.
Потоковый ввод и вывод
Поток — это абстракция для чтения и записи последовательности данных в форматированном виде.
Записывать данные можно на экран консоли, в файл, буфер в памяти или в строку. Считывать их можно с клавиатуры, из файла, из памяти. Причём с каждым таким «устройством» можно связать свой поток.
Важно, что потоки не просто пересылают байты памяти, а применяют форматированный человекочитаемый ввод-вывод. Например, числа печатаются и считываются в десятичной нотации, хотя в памяти компьютера они хранятся в двоичном виде.
В программе Hello, world!
нам уже встречался поток вывода std::cout
, по умолчанию связанный с экраном консоли. Познакомимся с потоком ввода std::cin
, связанным с клавиатурой. Для его использования нужен тот же заголовочный файл iostream
.
Рассмотрим программу, которая спрашивает имя пользователя и печатает персональное приветствие:
#include <iostream>
#include <string>
int main() {
std::string name; // объявляем переменную name
std::cout << "What is your name?n";
std::cin >> name; // считываем её значение с клавиатуры
std::cout << "Hello, " << name << "!n";
}
Обратите внимание на направление угловых скобок в этом примере — они условно показывают направление потока данных. При печати данные выводятся на экран, и стрелки направлены от текста к cout
. При вводе данные поступают с клавиатуры, и стрелки направлены от cin
к переменной.
В нашем примере в переменную name
считается одно слово, которое будет выведено в ответном сообщении. Пример работы программы:
What is your name? Alice Hello, Alice!
Однако если ввести строку из нескольких слов с пробелами, то в name
запишется только первое слово:
$ ./a.out What is your name? Alice Liddell Hello, Alice!
Дело в том, что cin
читает поток данных до ближайшего пробельного разделителя (пробела, табуляции, перевода строки или просто конца файла). Чтобы считать в строковую переменную всю строчку целиком (не включая завершающий символ перевода строки), нужно использовать функцию std::getline
из заголовочного файла string
:
#include <iostream>
#include <string>
int main() {
std::string name;
std::getline(std::cin, name);
std::cout << "Hello, " << name << "!n";
}
В этом примере мы печатаем в одном выражении друг за другом несколько строк ("Hello, "
, name
и "!n"
), разделённых угловыми скобками <<
. Таким образом, cin
и cout
позволяют кратко считывать и печатать несколько объектов одной командой.
Например, считывание нескольких чисел целого типа, набранных через пробельные разделители, может выглядеть так:
int main() {
int a;
int b;
int c;
std::cin >> a >> b >> c;
}
Напечатать их значения можно следующим образом:
std::cout << a << " " << b << " " << c << "n";
Обратите внимание, что мы дополнительно вставляем между ними пробелы, чтобы в выводе числа не слиплись вместе. В конце вывода мы вставляем символ перевода строки n
, чтобы отделить этот результат от последующего вывода или от сообщений командной строки.
Download Article
Download Article
As technology becomes more and more accessible, the need for programmers is always increasing. Coding is a skill learned and perfected over time, but everyone has to start somewhere. There are a variety of languages that are perfect for beginners regardless of the field that you’re interested in (ex. JavaScript, etc. JavaScript is quite advanced, so start with HTML or CSS). See Step 1 below to learn how.
-
1
Don’t worry too much about what language you pick. Many beginning coders struggle with what language to pick when they first start learning. (Because they don’t know where to start with their first code). The actual language that you start learning on doesn’t make a big difference when it comes to learning about data structures and logic. These are the skills that matter most, and they can be honed with any language.[1]
- When picking a language, just focus on what kind of development you want to start with and pick an introductory language from there. For example, if you want to learn web development, start with HTML5, supplemented with CSS, JavaScript, and PHP. If you want to want to do desktop applications, start with C++ or another basic programming language.
- If you make coding a career, you will find that you may never use the language that you first learned to code. Instead, you will be learning languages as you go through documentation and experimentation.
-
2
Find free resources online for the language you choose. The internet is a treasure trove of free tutorials, classes, and videos, all tailored towards the language of your choice. You can start getting a basic grasp of just about any introductory language in a day.
- Popular sites include Bento, CodeAcademy, Code.org, html.net, Khan Academy, Udacity, W3Schools, Code School and many more.
- There are a variety of language-specific starter guides available right here on wikiHow.
- You can find how-to guides for almost any programming scenario on YouTube.
- Stack Exchange is one of the more popular Q&A sites for any programming questions you may have.
EXPERT TIP
Archana Ramamoorthy is the Chief Technology Officer, North America at Workday She is a product ninja, security advocate, and on a quest to enable more inclusion in the tech industry. Archana received her BS from SRM University and MS from Duke University and has been working in product management for over 8 years.
Our Expert’s Story: «I came to coding with zero background in either computer design or programming. When I wanted to learn to code, I started by reading Java books and using online information. In today’s world, there are so many resources available, so it’s very easy to learn new skills!»
Advertisement
-
3
Download a good text editor. Many programming languages allow you to use external text editors when you write your code. Find a text editor that will allow you to see indentations and code markup.
- Popular programs include Notepad++ (Windows), TextWrangler (OS X), JEdit, or Visual Studio Code.
-
4
Download any necessary compilers. Some programming languages require a compiler in order to run the code that you create. Compilers translate the code you write into a lower-level language that the machine can process. Many compilers are open-source and free to use. Languages that require compilers include:
- C
- C++
- C#
- Java
- BASIC
- Fortran
-
5
Start your first project. Pick a good introductory project that will help you get your feet wet. There are a variety of suggestions and tutorials online, but some places to start are basic websites for HTML, basic database and form functions with PHP, or simple programs with any of the compiler languages.
-
6
Comment all of your code. All programming languages have a comment feature that allows you to enter text that is ignored by the compiler. This allows you to add comments to your code. These comments are crucial, both for letting others know how your code works and for reminding yourself what your code does.
- You can also use the comment function to quickly remove code from your program for testing purposes. Put comment tags around the code you want to exclude and then remove the comment tags to return the code.
-
7
Pick apart other programs or web projects. When you’re learning as you go, don’t be ashamed to look things up and see how others have tackled the same tasks. Take time to understand why the code is doing what it does.
- See this guide for details on how to view the source code of websites.
Advertisement
-
1
Take classes. Community colleges, tech schools and online programs offer certifications and classes that will help you get a job as well as teaching you programming. An advanced degree like Computer Science is not always necessary, but could help to get a full time programming job.[2]
- (A lot can be said for having one-on-one time with a teacher or programming expert, something that isn’t always available with online sources.)
- Classes can get expensive, so weigh the benefits. If programming is just a hobby, classes may not be worth the time and money. If you want to turn programming into a career, classes can give you a big boost (but again, it’s far from necessary if you have the talent).
-
2
Expand your knowledge. Beyond simply learning programming languages, you will benefit a lot from logic and mathematics classes, as these are often required for advanced programming. You don’t necessarily need to learn this at school, but classroom settings can help.
- Programming involving physics calculations and other simulations requires a strong understanding of algorithms and models.
- Logic is the fundamental basis of programming, so understanding logic and processes will help you problem-solve when you are coding.
- Knowing advanced math isn’t required for most programming, but the knowledge can lead to benefits and optimizations.
-
3
Learn more languages. Once you’ve got a good grasp on your initial language, you can start to branch out. Find another language that complements the one you know, or pick a language for a specific job that interests you. Complementary languages, such as HTML and CSS, are often the easiest to learn.
- Java is one of the most popular languages, and there are often lots of opportunities for Java developers. Java can run on a huge variety of systems and has innumerable applications. Java is used for Android applications, one of the fastest growing markets.
- C++ is highly recommended for developing video games. Learning how to code in Unity (a widely used, low-cost game engine) and UDK (the code for the popular Unreal engine) can help open some doors, though they aren’t as useful outside of the video game industry.
- If you want to make iPhone apps, Xcode and Objective-C are going to be your primary tools. You’ll also need a Mac, since Xcode can only compile on a Mac.
- Python is a server scripting language that is one of the easier languages to learn. Python is used for web services such as Pinterest and Instagram, and is simple enough to learn the basics in just a few days.
-
4
Be patient. You will often be faced with challenges while programming, especially when it comes to hunting for bugs or implementing a new idea. You’ll have to learn to be satisfied with achieving small results rather than solving a whole puzzle at once. Patience leads to more effective code, which will lead to better-performing programs and happier colleagues.
-
5
Learn to work with others. If you have multiple people working on a project, you get multiple viewpoints on how to go about it. Working on teams is virtually unavoidable in the business world, so unless you’re planning to develop everything independently, be prepared to work with others.
-
6
Get a job where you can practice your coding skills. Work as a volunteer designing websites or writing desktop applications. A part time job with a small company can lead to opportunities to write code for websites or simple applications.
-
7
Connect with other programmers. There are countless communities and gatherings of developers that can help support and inspire you. Look up local programming conventions, participate in a hack-a-thon or game jam (timed events with a common theme), and sign up on some programming forums to start expanding your exposure and network.
-
8
Practice, practice, practice. It is estimated that it takes about 15,000 hours before you can be considered an expert in computer programming.[3]
This is years of applied practice. True mastery of programming will come only after you put the time in to practice and become proficient.- Try to spend time programming every day, even when you’re not working. Programming in your free time can lead to breakthroughs and new ideas.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do I make a website after I learn to code?
If you can write HTML, CSS, and Javascript, you can write a coded webpage using a code writer and then you can have your website validated and exported onto the web. There are quite a few websites to do this with online, so look around to find the best choice.
-
Question
Can I use a moble phone to learn how to creat a code?
Actually, yes you can. All you will need to make it possible is to have a mobile text editor.
-
Question
I don’t know a lot about coding, but all of my friends do. I get embarrassed. There are no classes to take in my area, what should I do?
If all of your friends know how to code, you should ask them to teach you! There’s nothing to be embarrassed about, they all had to start somewhere too. If you really want to do it on your own, codecademy.com and code.org are pretty good resources for beginners.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
References
About This Article
Article SummaryX
To code, start by choosing a programming language that you want to learn, like HTML5 or C++, which are basic languages for beginners. Use free resources online, like video tutorials and blogs. Download a text editor like Notepad++, TextWrangler, or JEdit, and a compiler if necessary. In the text editor, start your first project and use online resources and other websites and apps for inspiration. For more experience, try taking an online class, or learning a different language. For tips on completing your first project, read on!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 393,058 times.
Reader Success Stories
-
«I am 14 years old. I always wanted to be a programmer. I searched on Google about programming all by myself and…» more
Is this article up to date?
Download Article
Download Article
As technology becomes more and more accessible, the need for programmers is always increasing. Coding is a skill learned and perfected over time, but everyone has to start somewhere. There are a variety of languages that are perfect for beginners regardless of the field that you’re interested in (ex. JavaScript, etc. JavaScript is quite advanced, so start with HTML or CSS). See Step 1 below to learn how.
-
1
Don’t worry too much about what language you pick. Many beginning coders struggle with what language to pick when they first start learning. (Because they don’t know where to start with their first code). The actual language that you start learning on doesn’t make a big difference when it comes to learning about data structures and logic. These are the skills that matter most, and they can be honed with any language.[1]
- When picking a language, just focus on what kind of development you want to start with and pick an introductory language from there. For example, if you want to learn web development, start with HTML5, supplemented with CSS, JavaScript, and PHP. If you want to want to do desktop applications, start with C++ or another basic programming language.
- If you make coding a career, you will find that you may never use the language that you first learned to code. Instead, you will be learning languages as you go through documentation and experimentation.
-
2
Find free resources online for the language you choose. The internet is a treasure trove of free tutorials, classes, and videos, all tailored towards the language of your choice. You can start getting a basic grasp of just about any introductory language in a day.
- Popular sites include Bento, CodeAcademy, Code.org, html.net, Khan Academy, Udacity, W3Schools, Code School and many more.
- There are a variety of language-specific starter guides available right here on wikiHow.
- You can find how-to guides for almost any programming scenario on YouTube.
- Stack Exchange is one of the more popular Q&A sites for any programming questions you may have.
EXPERT TIP
Archana Ramamoorthy is the Chief Technology Officer, North America at Workday She is a product ninja, security advocate, and on a quest to enable more inclusion in the tech industry. Archana received her BS from SRM University and MS from Duke University and has been working in product management for over 8 years.
Our Expert’s Story: «I came to coding with zero background in either computer design or programming. When I wanted to learn to code, I started by reading Java books and using online information. In today’s world, there are so many resources available, so it’s very easy to learn new skills!»
Advertisement
-
3
Download a good text editor. Many programming languages allow you to use external text editors when you write your code. Find a text editor that will allow you to see indentations and code markup.
- Popular programs include Notepad++ (Windows), TextWrangler (OS X), JEdit, or Visual Studio Code.
-
4
Download any necessary compilers. Some programming languages require a compiler in order to run the code that you create. Compilers translate the code you write into a lower-level language that the machine can process. Many compilers are open-source and free to use. Languages that require compilers include:
- C
- C++
- C#
- Java
- BASIC
- Fortran
-
5
Start your first project. Pick a good introductory project that will help you get your feet wet. There are a variety of suggestions and tutorials online, but some places to start are basic websites for HTML, basic database and form functions with PHP, or simple programs with any of the compiler languages.
-
6
Comment all of your code. All programming languages have a comment feature that allows you to enter text that is ignored by the compiler. This allows you to add comments to your code. These comments are crucial, both for letting others know how your code works and for reminding yourself what your code does.
- You can also use the comment function to quickly remove code from your program for testing purposes. Put comment tags around the code you want to exclude and then remove the comment tags to return the code.
-
7
Pick apart other programs or web projects. When you’re learning as you go, don’t be ashamed to look things up and see how others have tackled the same tasks. Take time to understand why the code is doing what it does.
- See this guide for details on how to view the source code of websites.
Advertisement
-
1
Take classes. Community colleges, tech schools and online programs offer certifications and classes that will help you get a job as well as teaching you programming. An advanced degree like Computer Science is not always necessary, but could help to get a full time programming job.[2]
- (A lot can be said for having one-on-one time with a teacher or programming expert, something that isn’t always available with online sources.)
- Classes can get expensive, so weigh the benefits. If programming is just a hobby, classes may not be worth the time and money. If you want to turn programming into a career, classes can give you a big boost (but again, it’s far from necessary if you have the talent).
-
2
Expand your knowledge. Beyond simply learning programming languages, you will benefit a lot from logic and mathematics classes, as these are often required for advanced programming. You don’t necessarily need to learn this at school, but classroom settings can help.
- Programming involving physics calculations and other simulations requires a strong understanding of algorithms and models.
- Logic is the fundamental basis of programming, so understanding logic and processes will help you problem-solve when you are coding.
- Knowing advanced math isn’t required for most programming, but the knowledge can lead to benefits and optimizations.
-
3
Learn more languages. Once you’ve got a good grasp on your initial language, you can start to branch out. Find another language that complements the one you know, or pick a language for a specific job that interests you. Complementary languages, such as HTML and CSS, are often the easiest to learn.
- Java is one of the most popular languages, and there are often lots of opportunities for Java developers. Java can run on a huge variety of systems and has innumerable applications. Java is used for Android applications, one of the fastest growing markets.
- C++ is highly recommended for developing video games. Learning how to code in Unity (a widely used, low-cost game engine) and UDK (the code for the popular Unreal engine) can help open some doors, though they aren’t as useful outside of the video game industry.
- If you want to make iPhone apps, Xcode and Objective-C are going to be your primary tools. You’ll also need a Mac, since Xcode can only compile on a Mac.
- Python is a server scripting language that is one of the easier languages to learn. Python is used for web services such as Pinterest and Instagram, and is simple enough to learn the basics in just a few days.
-
4
Be patient. You will often be faced with challenges while programming, especially when it comes to hunting for bugs or implementing a new idea. You’ll have to learn to be satisfied with achieving small results rather than solving a whole puzzle at once. Patience leads to more effective code, which will lead to better-performing programs and happier colleagues.
-
5
Learn to work with others. If you have multiple people working on a project, you get multiple viewpoints on how to go about it. Working on teams is virtually unavoidable in the business world, so unless you’re planning to develop everything independently, be prepared to work with others.
-
6
Get a job where you can practice your coding skills. Work as a volunteer designing websites or writing desktop applications. A part time job with a small company can lead to opportunities to write code for websites or simple applications.
-
7
Connect with other programmers. There are countless communities and gatherings of developers that can help support and inspire you. Look up local programming conventions, participate in a hack-a-thon or game jam (timed events with a common theme), and sign up on some programming forums to start expanding your exposure and network.
-
8
Practice, practice, practice. It is estimated that it takes about 15,000 hours before you can be considered an expert in computer programming.[3]
This is years of applied practice. True mastery of programming will come only after you put the time in to practice and become proficient.- Try to spend time programming every day, even when you’re not working. Programming in your free time can lead to breakthroughs and new ideas.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do I make a website after I learn to code?
If you can write HTML, CSS, and Javascript, you can write a coded webpage using a code writer and then you can have your website validated and exported onto the web. There are quite a few websites to do this with online, so look around to find the best choice.
-
Question
Can I use a moble phone to learn how to creat a code?
Actually, yes you can. All you will need to make it possible is to have a mobile text editor.
-
Question
I don’t know a lot about coding, but all of my friends do. I get embarrassed. There are no classes to take in my area, what should I do?
If all of your friends know how to code, you should ask them to teach you! There’s nothing to be embarrassed about, they all had to start somewhere too. If you really want to do it on your own, codecademy.com and code.org are pretty good resources for beginners.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
References
About This Article
Article SummaryX
To code, start by choosing a programming language that you want to learn, like HTML5 or C++, which are basic languages for beginners. Use free resources online, like video tutorials and blogs. Download a text editor like Notepad++, TextWrangler, or JEdit, and a compiler if necessary. In the text editor, start your first project and use online resources and other websites and apps for inspiration. For more experience, try taking an online class, or learning a different language. For tips on completing your first project, read on!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 393,058 times.
Reader Success Stories
-
«I am 14 years old. I always wanted to be a programmer. I searched on Google about programming all by myself and…» more
Is this article up to date?
Код: что ты такое
Код определяет внешний вид и внутреннюю логику программ, сайтов.
Вы пишете сообщение, заказываете еду на сайте или открываете эту статью. Для этого нажимаете на кнопки, иконки или переходите по ссылкам. Чтобы они работали правильно и приводили вас к нужному результату, программисты пишут код.
❓ Что такое код
Это «текст», который составлен на одном из языков программирования. Компьютерные программы, игры и сайты работают по правилам — они прописаны в коде. Код определяет их внешний вид и внутреннюю логику.
❓ Как программист создает код
- Анализирует задачу и понимает, как ее решить. Какие команды расположить в коде и в каком порядке, иногда — какой язык программирования выбрать.
- Пишет код.
- Компилирует код: использует сервис, который создает из текста программу. Запускает ее и проверяет на ошибки.
- Исправляет код, если программа написана неправильно.
- Отдает код на разбор. Его анализируют другие разработчики. Затем программист улучшает код или передает на проверку тестировщику.
- Адаптирует код к новым требованиям и задачам. Например, новым страницам сайта или функциям игры и программы.
❓ Что такое «чистый» и «грязный» код
«Грязным» называют код, который перегружен лишними строками, элементами и командами. Другим разработчикам трудно его читать.
«Чистый» код хорошо структурирован, в нём нет лишнего, все команды на своих местах. Он соответствует образцу кода для похожих задач, его легко понять.
❓ Как писать «чистый» код
Для этого разработчик практикуется и получает опыт. Тренируется сразу писать правильно, например:
→ Называет функции, переменные и классы кода простыми именами. Они отражают, что это за элемент, зачем существует и какие функции выполняет.
→ Назначает функции только одну задачу. Функция — «глагол» языка программирования: она должна выполнять только одно действие и делать это хорошо.
→ Не оставляет комментариев в коде: заботится, чтобы он был понятен.
Научитесь писать «чистый» код на курсах Skypro «Python-разработчик», «Java-разработчик». Даем только те знания, которые приведут вас к предложению о работе, помогаем собрать портфолио и составить резюме. Преподаватели — практикующие программисты с опытом найма и наставничества.
Зарегистрируйтесь для доступа к 15+ бесплатным курсам по программированию с тренажером
Процесс написания кода
—
Жизнь программиста
Видео может быть заблокировано из-за расширений браузера. В статье вы найдете решение этой проблемы.
Не волнуйтесь, если что-то не работает. Если бы всё работало, вас бы уволили.
Насколько важным является процесс кодирования в программировании? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Некоторые считают, что это и есть программирование, но на самом деле это не так.
Факты о программировании
Вот некоторые неочевидные факты о программировании:
- Только 10-20% времени тратится на кодирование
- Большая часть времени тратится на размышления
- Существенная часть времени тратится на отладку
- В день пишутся лишь десятки строк кода, которые пойдут в конечный продукт
Действительно, профессиональные разработчики тратят лишь 10-20% времени непосредственно на написание кода. Сравним, как выглядит работа программиста в реальной жизни с тем, как она обычно представляется в кино. В фильмах программисты постоянно набирают что-то на клавиатуре, но в обычной жизни вы скорее увидите человека, который чешет голову и задумчиво смотрит в экран, записи или вообще в пустоту. Зачастую тот код, который пишет программист, не является конечным. Он может постоянно его дорабатывать, переписывать, и в конечном итоге в день будет написаны несколько десятков строк готового кода, которые пойдут в конечный продукт.
Рассмотрим график, который показывает распределение рабочего времени в зависимости от уровня программиста: от начинающего до профессионального.
Ось Х отражает уровень программиста, а ось Y — его рабочий день. Видно, что есть очень сильная корелляция между уровнем разработчика и тем, на что уходит его рабочее время. Когда человек только начинает учиться программированию, то большую часть времени занимает именно процесс кодинга и отладки. Причем на отладку будет уходить даже больше времени, нежели указано на графике — не менее 90%. Отладка — это процесс поиска ошибок в коде. Именно количество времени, которое уходит на отладку, является одним из показателей уровня программиста. Помимо отладки новичок много занимается и кодингом, потому что ему нужно набивать руку. Кодинг можно сравнить с любым ремеслом, даже боевым искусством. Это такой процесс, который в конечном итоге, когда вы становитесь профессионалом достаточно серьёзного уровня, автоматизируется и становится просто способом реализации того, что вы придумали. И для ремесленника, и для художника, и для программиста первоочередная и самая сложная задача — это создать идею, продумать, что она в себя будет включать и как её воплотить в жизнь. А сам процесс воплощения обычно протекает гораздо проще.
Из чего состоят языки
Процесс кодинга — это непосредственная работа с языком. Пришло время разобраться, что из себя представляет язык. Любой язык программирования, равно как и язык естественный, состоит из 3 элементов.
Лексика
Первый элемент — это лексика. Лексика включает в себя словарь языка — набор слов, который в нём используется. В языках программирования такой набор слов гораздо более ограничен: в нём могут использоваться несколько десятков слов и спецсимволов против десятков тысяч слов в естественном языке. С другой стороны, выучить лексику языков программирования, а значит и усвоить его основы, гораздо проще. Ключевые слова учатся в процессе обучения и очень похожи во многих языках.
Синтаксис
Второй элемент языка — синтаксис, то есть те слова и конструкции, которые в нём присутствуют. Они записываются в виде программ, которые должны быть синтаксически корректными — это означает, что слова должны стоять в определенном порядке и подчиняться определенным правилам. Нарушение синтаксиса — это ошибка, и, в отличие от естественных языков, синтаксис в языках программирования — штука очень строгая, его нарушение сразу приводит к ошибке. Именно с этими ошибками в первую очередь сталкиваются программисты, которые пишут свои первые программы. Синтаксические ошибки просто отслеживать — нужно лишь немного набить руку. Знание синтаксиса — это основа, с которой начинается программирование.
Семантика
Третьим элементом языка является семантика. Одно дело — просто написать синтаксически верную конструкцию, но совершенно другое — чтобы она еще и правильно работала. Семантика подразумевает, что должно происходить под синтаксисом, и как это будет работать. Знание семантики — это уже более глубокий уровень и требует хорошего понимания того, что происходит в том или ином коде, начиная от уровня конкретных конструкций и заканчивая программами в целом. Она сопровождает разработчиков всегда и везде, поэтому важно понимать, зачем выполняется какое-то действие и почему оно так работает.
Чем на самом деле является язык программирования
Языки программирования существуют в 2 формах:
- Стандарт языка
- Реализация стандарта
Первая форма языка — это его стандарт, определяющий синтаксис и семантику. Не у всех языков есть стандарты, и они не всегда появляются до появления самого языка. Обычно появляется какой-то язык, и если он становится популярен, создается его стандарт и спецификация. Большинство современных языков имеют такие стандарты в том или ином виде.
Вторая форма языка — это реализация стандарта. Их может быть несколько, они все могут быть разработаны разными производителями, иметь свои особенности, но все без исключения должны подчиняться спецификации (стандарту). Подчинение спецификации даёт возможность исполнять код в разных средах.
Разобраться в разнице между стандартом языка и его реализацией можно на примере популярнейшего языка программирования JavaScript, который используется абсолютно везде и часто идёт вторым языком почти в каждом проекте, особенно в веб-разработке. Есть стандарт ECMA-262 или ECMAScript, а есть язык JavaScript, который является его реализацией. Существует несколько реализаций ECMAScript, среди которых TypeScript и JScript, которые написаны Microsoft, ActionScript от Macromedia (Adobe) и другие. При этом сам язык JavaScript остаётся такой же реализацией, которая имеет несколько сред исполнения.
Одной из таких сред является браузер. Есть несколько разных браузеров, у каждого из которых своя реализация JavaScript. Существует еще серверная, бэкенд-реализация — она называется NodeJS — которая позволяет исполнять тот же самый JavaScript. Некоторые теряются и не понимают разницы между JavaScript и NodeJS, выбирая, что же из этого им нужно учить. На самом деле, выбор здесь прост: в первую очередь надо осваивать JavaSсript, как самую популярную реализацию стандарта ECMAScript, и только после этого погружаться в специфики сред исполнения. Примерно такая же ситуация с другими языками.
Для любого языка истина в последней инстанции — это его спецификация. Зачастую её очень непросто читать, и есть более человечные способы знакомства с синтаксисом и семантикой языка, но помните о первоисточнике — к нему всегда можно обратиться и найти ответ на вопрос, как работает тот или иной элемент языка.
Заблуждение
Знание синтаксиса языка программирования и семантики и есть программирование?
Есть одно очень важное заблуждение, которое касается практически всех начинающих программистов. Его распространению способствует огромное количество курсов на просторах сети, разговоров на форумах, чатах, где бы то ни было. У молодых разработчиков возникает ощущение, что знание синтаксиса языка и его семантики — это и есть программирование, но на самом деле это не так. Да, это знание очень сильно приближает к освоению программирования, и без него нельзя стать разработчиком, но оно не является определяющим. Точно так же, как покупка фотоаппарата и изучение его документации не делает из человека фотографа, знание синтаксиса и семантики языка программирования не делает из человека программиста.
Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»
Вам ответят команда поддержки Хекслета или другие студенты.