Корни бер-бир – что это такое, как запомнить их правописание и правильно комментировать их на уроке русского языка
Если после корня есть «а» – пишем «и». Если нет «а» – пишем е. Например: забирать – заберу.
2 949
Если у вас в слове корень «бер» или «бир», то надо смотреть, какая буква после корня. Если после корня «а», то в корне пишется «и», если нет «а» – «е». Например: забирать – заберу, отбирать – отберу.
Бер-бир – это так называемые корни с чередованием. То есть гласная в них «чередуется». В одном и том же корне может быть или «и», или «е». Выбор гласной зависит от условий чередования – как раз от того, есть буква «а» после корня или ее нет.
Давайте знакомиться с этой орфограммой подробнее.
Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир
Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.
Пример со словом «разбирать»
Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:
- Что? Буква «и».
- Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
- Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».
А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.
Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.
Пример со словом «разберу»
В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:
- Что? Буква «е».
- Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
- Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».
Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.
На заметку
Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.
Как объяснить чередование «е» и «и»
Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».
Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.
В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.
Примеры слов с корнями бер-бир
Я рекомендую вам произнести каждый пример вслух. И устно объяснить правописание букв «е» и «и». Так вам будет намного проще запомнить правило.
Итак, десять примеров:
- Я заберу детей из садика в пять.
- Мы выбираем Президента.
- Вы долго будете выбирать очки для плавания?
- Убирайтесь!
- Приберись дома, чтобы было чисто.
- Отбери картофелины, которые еще не начали гнить.
- Как правильно подбирать проверочные слова?
- Забирайте все, мне ничего не жаль!
- Переберите все носки.
- Набираем номерок.
Можете даже сами продолжить этот список. Слов с бер/бир в русском языке тьма.
О чем надо помнить
О том, что есть очень много похожих корней. И я вам рекомендую запоминать их все одновременно. Например:
- Мер/мир: замирать – замереть.
- Дер/дир: выдирать – выдеру.
- Тер/тир: вытирать – вытереть
- Пер/пир: отпирать – отпереть.
- Жег/жиг: зажигать – зажечь.
- Стел/стил: постелить – выстилать
На все эти шесть корней действует то же самое правило, что и на бер/бир. Есть «а» после корня – пишем «и». Нет «а» – пишем «е».
Это ведь фантастически просто, согласны?
Полезные материалы по теме
В этом блоке я хочу вам предложить пару-тройку полезностей. Они пригодятся всем, кто учит русский. Но особенно – ученикам, которые готовятся сдавать ЕГЭ, ОГЭ или писать ВПР.
Оставьте мне ваш электронный адрес на этой странице. Я на него сброшу ZIP-архив, а в этом архиве вас будут ждать четыре очень хороших электронных пособия по русскому. Они написаны как раз для учеников. Там все объясняется простыми словами, там есть таблицы и схемы для запоминания. Учиться по этим пособиям – одно удовольствие.
Попробуйте позаниматься на онлайн-тренажерах по русскому языку. Ссылка, которую я дал, ведет на тренажеры с платформы Викиум. Они там полностью бесплатные. Все тренажеры размещены на одной странице, чтобы быстрее найти нужные, перейдите в «Способность к работе с текстом».
Мне самому эти программки очень нравятся, потому что на них можно заниматься, даже пока едешь в автобусе. И это более увлекательно, чем просто решать упражнения.
Еще на Викиуме есть курс «Идеальный русский». За него уже надо будет заплатить денежку, но стоит он всего 890 рублей. В крупных городах это один час занятия с репетитором.
В курсе хорошо объясняется теория, а для практики есть три тренажера. Обращаю внимание, тренажеры в курсе «уникальные», то есть на общей странице с тренажерами Викиума их нет. Посмотрите, может быть, вас заинтересует.
И последнее – несколько моих статей:
- Как стать грамотным. Я даю в этой статье практические рекомендации и конкретные «указания к действиям», которые помогут вам в короткий срок выработать автоматическое грамотное письмо.
- Что такое орфограмма – даю понятное определение слову, учу работать с орфограммами. И рассказываю про свою первую двойку по русскому – мне ее поставили как раз за то, что я списал текст и не объяснил орфограммы.
- Что такое пунктуация – об основных правилах расстановки знаков препинания в тексте.
- Что такое орфография – даю определение этому разделу языкознания и советы по его быстрому освоению.
Полезный совет
Если вы делаете упражнение по русскому, видите слово с пропущенной буквой и не знаете, как его объяснить – гуглите. В гугле можно найти ответы на все вопросы. Обязательно узнайте, как объясняется нужная орфограмма и постарайтесь ее запомнить.
Если вы будете вот так заставлять себя искать правила, то со временем сформируете очень системное представление об орфографии и пунктуации. И сможете «автоматически» писать правильно. Вы будете как бы чувствовать, что вот эта буква или этот знак – правильные. Это очень круто.
Заключение
Наш разговор про корни бер/бир подошел к концу. Остались ли у вас какие-то вопросы? Поняли ли вы, как правильно надо объяснять буквы в этих корнях? Пригодились ли вам дополнительные материалы, которые я приводил по ходу статьи?
Буду ждать от вас обратной связи.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Правописание слов с корнем бер-/бир-
В написании слов с корнем бер-/бир- применим орфографическое правило о чередующихся гласных е/и.
В некоторых словах русского языка не всегда безударный гласный можно проверить ударением. Существует множество слов с чередующимися гласными е/и в корне бер-/бир-. Тогда, чтобы правильно выбрать букву «и» или «е» в слове, воспользуемся правилом орфографии.
Правило
В безударном положении в корне бер-/бир- пишется буква «и», если после корня следует суффикс -а-, а если его нет, то пишется буква «е».
Сравним:
- избирать, избиратель, избирательный — изберу, изберёшь, изберут;
- забирать — заберу, заберёшь, заберём, заберет;
- отбирать — отберу, отберёшь, отберём, отберут;
- прибирать, прибирание — приберу, приберёте, приберём;
- собирать, собиратель, собирательный — соберу, соберёшь, соберут.
Это правило применим в написании слов с чередующимися безударными гласными е/и в корнях:
- блест-/блист-
- дер-/дир-
- жег-/жиг-
- мер-/мир-
- пер-/пир-
- тер-/тир-
- стел-/стил-
- чет-/чит-
Примеры
- блистать, блистательный — блестеть, блестяще;
- сдирать, сдирание — сдеру, сдерёшь;
- обжигать, зажигательный, прижигание — выжег, выжегший;
- замирать — замереть, замерший;
- запирать, запирательное (устройство) — запереть, запертый;
- стирать, обтирать — стереть, обтереть;
- расстилать, расстилание — стелить, перестелить;
- вычитать, вычитание — вычет.
Исключение
сочетать, сочетание.
Видеоурок
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 57
В словах с корнями «бер»/ «бир», правило написания которых легко запомнить, безударный гласный не проверяется с помощью ударения. Правописание этих корней зависит от других факторов.
Хотя тема изучается в младших классах средней школы, многие взрослые продолжают совершать ошибки. Вспомним, что нам говорили на уроках русского языка, и рассмотрим конкретные примеры словосочетаний и предложений.
Правило при написании слов с корнями «бер» / «бир»
Выделяют ряд корней, которые имеют варианты написания: в них чередуются согласные или гласные звуки. К их числу относятся исследуемые корни.
Чтобы правильно выбрать гласный звук в этой морфеме, применяют правило:
Буква «И» в корне «бир» пишется в том случае, если за ним следует суффикс «А».
Если его нет, в корне нужно писать «бер».
Примеры слов
Значения всех слов с чередованием корней «бер» / «бир» восходят к слову «брать».
Примеры:
-
«выбирАть подарок для друга»;
- «забирать ребенка из детского сада»;
-
«соберИте игрушки»;
-
«перебирАть картофель»;
-
«собирАемся в музей»;
-
«уберИте за собой мусор»;
-
«выберУт членов жюри.
Всего в русском языке 9 корней, которые подчиняются этой орфограмме:
Корни с чередующимися гласными |
Примеры слов в словосочетаниях и предложениях |
|
«бер» / «бир» |
что ты выбЕрешь? |
собирАю ягоды в корзинку |
«мер» / «мир» |
замерЕть от восторга |
сердце замирАло от страха |
«пер» / «пир» |
отперЕть ключом |
долго отпирАл дверь |
«блест» / «блист» |
блистАть нарядом |
блестИт на солнце |
«дер» / «дир» |
ЗадирАет нос |
выдерУ сорняк с корнем |
«тер» / «тир» |
вытерЕть насухо |
ежедневно вытирАть пыль |
«стил» / «стел» |
туман расстилАется |
расстелИла скатерть |
«жег» / «жиг» |
ветер обжигАет лицо |
выжЕгший на ложке узор |
«чет» / «чит» |
учимся вычитАть Исключения: чета, сочетание, сочетать |
произвести вычЕт налогов |
Правило написания чередующихся гласных в корне «-бер-/-бир-»
В русском языке для написания безударных гласных в некоторых словах применяются правила. Так, разберем написание слов с безударным корнем «-бер-/-бир-«.
Правило:
В корне «-бер-/-бир-« в безударном положении пишется гласная буква «и», если после корня стоит суффикс «а» и пишется гласная «е», если после корня не пишется суффикс «а».
Примеры:
Посмотрим, как работает данное правило на примере глагола начальной формы «забирать».
Для начала сделаем морфемный разбор слова:
- за — приставка
- бир — корень
- а — суффикс
- ть — окончание
Корень «-бир-« является безударным, но мы видим, что после корня стоит суффикс «а», значит согласно правилу выше в корне следует писать гласную букву «и».
Теперь обратимся к этому же глаголу, но уже в форме 3-го лица единственного числа:
заберет
Как мы видим, после корня в глаголе «заберет» не стоит суффикс «а», значит в корне пишется гласная буква «е».
Приведем еще примеры, которые подчиняются правилу выше:
- собирать, собирает — соберу, соберет и т.д.
- убирать — уберу, уберет и т.д.
- набирать — наберу и т.д.
- выбирать — выберу и т.д.
Правописание в русском языке обширная тема. Незнание многих правил приводит к орфографическим ошибкам при написании слов. Особые трудности вызывает правописание слов с чередующимися буквами в корнях.
Содержание
- 1 Чередующиеся гласные
- 1.1 Орфографическое правило для -бер-/-бир-
- 2 Примеры
- 3 Полезное видео
Чередующиеся гласные
Наиболее сложными правилами грамматики и орфографии в русском языке являются чередующиеся гласные в корнях слов. При склонении буквы в корневой части заменяются на другие, что слышно при произношении. Например:заберу — забирать.
Важно! Чередующиеся гласные в корне правило:в разных однокоренных словах в корневой части могут произноситься разные буквы, которые не проверяются в ударной позиции.
Например: берешь — избираешь, собирать — соберёт.
Грамматическое правило.
Если после корня -бир-/-бер- в суффиксальной части стоит а, то в корневой части пишется «и». К этому правилу так же относятся: -блист- /-блест-, -дир- /-дер-, -жиг- /-жег-, -мир- /-мер-, -пир- /-пер-, -стил- /-стел-, -тир-/ -тер-, -чит-/ -чет- . Если нет суффикса а, то пишется «е».
Орфографическое правило для -бер-/-бир-
Когда пишут слова с корневой частью бер-/бир-, то применяют орфографическое правило чередующихся гласных е/и. В некоторых из них нельзя проверить написание безударного гласного, заменяя его на ударный слог. Способ наоборот, покажет, как сильно происходят изменения (в безударном положении собираешься/брать, в ударном — беру).
Примеры
- собирает, собирание — соберет;
- пробирает, пробирать, пробирающий — беру;
- забирает, забирать, забирающий — заберет;
- разбирает, разбирать, разбирание — разберет, разберутся;
- выбирает, выбирающий, избиратель, избирающий — выберет, изберет.
Полезное видео
Правописание слов с корнем бер-/бир-
В написании слов с корнем бер-/бир- применим орфографическое правило о чередующихся гласных е/и.
В некоторых словах русского языка не всегда безударный гласный можно проверить ударением. Существует множество слов с чередующимися гласными е/и в корне бер-/бир-. Тогда, чтобы правильно выбрать букву «и» или «е» в слове, воспользуемся правилом орфографии.
Сравним:
- изб и р а ть, изб и р а тель, изб и р а тельный — изб е ру, изб е рёшь, изб е рут;
- заб и р а ть — заб е ру, заб е рёшь, заб е рём, заб е рет;
- отб и р а ть — отб е ру, отб е рёшь, отб е рём, отб е рут;
- приб и р а ть, приб и р а ние — приб е ру, приб е рёте, приб е рём;
- соб и р а ть, соб и р а тель, соб и р а тельный — соб е ру, соб е рёшь, соб е рут.
Это правило применим в написании слов с чередующимися безударными гласными е/и в корнях:
Корни бер-бир – что это такое, как запомнить их правописание и правильно комментировать их на уроке русского языка
Если после корня есть «а» – пишем «и». Если нет «а» – пишем е. Например: забирать – заберу.
Если у вас в слове корень «бер» или «бир», то надо смотреть, какая буква после корня. Если после корня «а», то в корне пишется «и», если нет «а» – «е». Например: забирать – заберу, отбирать – отберу.
Бер-бир – это так называемые корни с чередованием. То есть гласная в них «чередуется». В одном и том же корне может быть или «и», или «е». Выбор гласной зависит от условий чередования – как раз от того, есть буква «а» после корня или ее нет.
Давайте знакомиться с этой орфограммой подробнее.
Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир
Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.
Пример со словом «разбирать»
Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:
- Что? Буква «и».
- Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
- Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».
А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.
Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.
Пример со словом «разберу»
В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:
- Что? Буква «е».
- Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
- Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».
Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.
Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.
Как объяснить чередование «е» и «и»
Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».
Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.
В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.
Примеры слов с корнями бер-бир
Я рекомендую вам произнести каждый пример вслух. И устно объяснить правописание букв «е» и «и». Так вам будет намного проще запомнить правило.
Итак, десять примеров:
- Я заберу детей из садика в пять.
- Мы выбираем Президента.
- Вы долго будете выбирать очки для плавания?
- Убирайтесь!
- Приберись дома, чтобы было чисто.
- Отбери картофелины, которые еще не начали гнить.
- Как правильно подбирать проверочные слова?
- Забирайте все, мне ничего не жаль!
- Переберите все носки.
- Набираем номерок.
Можете даже сами продолжить этот список. Слов с бер/бир в русском языке тьма.
О чем надо помнить
О том, что есть очень много похожих корней. И я вам рекомендую запоминать их все одновременно. Например:
- Мер/мир: замирать – замереть.
- Дер/дир: выдирать – выдеру.
- Тер/тир: вытирать – вытереть
- Пер/пир: отпирать – отпереть.
- Жег/жиг: зажигать – зажечь.
- Стел/стил: постелить – выстилать
На все эти шесть корней действует то же самое правило, что и на бер/бир. Есть «а» после корня – пишем «и». Нет «а» – пишем «е».
Это ведь фантастически просто, согласны?
Полезные материалы по теме
В этом блоке я хочу вам предложить пару-тройку полезностей. Они пригодятся всем, кто учит русский. Но особенно – ученикам, которые готовятся сдавать ЕГЭ, ОГЭ или писать ВПР.
Оставьте мне ваш электронный адрес на этой странице. Я на него сброшу ZIP-архив, а в этом архиве вас будут ждать четыре очень хороших электронных пособия по русскому. Они написаны как раз для учеников. Там все объясняется простыми словами, там есть таблицы и схемы для запоминания. Учиться по этим пособиям – одно удовольствие.
Попробуйте позаниматься на онлайн-тренажерах по русскому языку. Ссылка, которую я дал, ведет на тренажеры с платформы Викиум. Они там полностью бесплатные. Все тренажеры размещены на одной странице, чтобы быстрее найти нужные, перейдите в «Способность к работе с текстом».
Мне самому эти программки очень нравятся, потому что на них можно заниматься, даже пока едешь в автобусе. И это более увлекательно, чем просто решать упражнения.
Еще на Викиуме есть курс «Идеальный русский». За него уже надо будет заплатить денежку, но стоит он всего 890 рублей. В крупных городах это один час занятия с репетитором.
В курсе хорошо объясняется теория, а для практики есть три тренажера. Обращаю внимание, тренажеры в курсе «уникальные», то есть на общей странице с тренажерами Викиума их нет. Посмотрите, может быть, вас заинтересует.
И последнее – несколько моих статей:
- Как стать грамотным. Я даю в этой статье практические рекомендации и конкретные «указания к действиям», которые помогут вам в короткий срок выработать автоматическое грамотное письмо.
- Что такое орфограмма – даю понятное определение слову, учу работать с орфограммами. И рассказываю про свою первую двойку по русскому – мне ее поставили как раз за то, что я списал текст и не объяснил орфограммы.
- Что такое пунктуация – об основных правилах расстановки знаков препинания в тексте.
- Что такое орфография – даю определение этому разделу языкознания и советы по его быстрому освоению.
Полезный совет
Если вы делаете упражнение по русскому, видите слово с пропущенной буквой и не знаете, как его объяснить – гуглите. В гугле можно найти ответы на все вопросы. Обязательно узнайте, как объясняется нужная орфограмма и постарайтесь ее запомнить.
Если вы будете вот так заставлять себя искать правила, то со временем сформируете очень системное представление об орфографии и пунктуации. И сможете «автоматически» писать правильно. Вы будете как бы чувствовать, что вот эта буква или этот знак – правильные. Это очень круто.
Заключение
Наш разговор про корни бер/бир подошел к концу. Остались ли у вас какие-то вопросы? Поняли ли вы, как правильно надо объяснять буквы в этих корнях? Пригодились ли вам дополнительные материалы, которые я приводил по ходу статьи?
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Корни с чередующимися гласными
Правописание корней с чередующимися гласными
Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.
I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.
II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.
1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.
2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.
3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.
1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг _ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл _ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
4. Все мое вн _ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб _ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)
5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк _ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р _ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)
8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз _ рило конец этого возр _ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)
9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм _ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)
10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». (Александр Грин. Алые паруса.)
11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл _ стит мокрой землею и зеленью и расст _ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны — осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)
12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)
13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств _ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р _ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап _ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)
16. Она была улыбка, оз _ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р _ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)
18. И здесь р _ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп _ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп _ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)
20. В противоположном углу г _ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)
21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром _ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)
22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)
23. Толпа опять разр _ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)
24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг _ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)
25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр _ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)
26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск _ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к _ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг _ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)
31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол _ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр _ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
33. Из зар _ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з _ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)
34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
35. Он не допускал даже возможности ср _ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал _ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)
37. З _ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут _ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)
39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик _ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск _ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг _ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)
43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Динамо»!» (В. Пелевин. Омон Ра.)
45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол _ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
47. А то ли еще будет, когда великолепные р _ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
49. Сейчас ск _ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)
50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл _ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).
источники:
http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/korni-ber-bir
http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_93
1) -раст- (-ращ-) // -рос-
2) -лаг-//-лож-
3) -скак-//-скоч-
От следующей буквы в корне слова:
1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о;
2) перед г пишем а, перед ж — о;
3) перед к пишем а, перед ч — о.
1) Выросли, растение, выращенные.
Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.
2) Приложить, полагающий.
Исключение: пóлог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-).
3) Скакать, вскочить.
Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.
4) -гар-//-гор-
5) -твар-//-твор-
6) -клан-//-клон-
От ударения — в безударном положении пишем букву о.
4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.
Исключения: при́гарь, вы́гарки.
5) Творе́ние, творе́ц.
Исключение: у́тварь.
6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.
7) -зар-//-зор-
-плав-//-плов-
От ударения — в безударном положении пишем букву а.
7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.
Поплаво́к, плаву́честь.
Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.
9) -мак-//-моч-
10) -равн-//-ровн-
От оттенков значения:
9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;
10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а;
9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.
10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).
Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо).
11) -бер-//-бир-
12) -дер-//-дир-
13) -пер-//-пир-
14) -тер-//-тир-
15) -мер-//-мир-
16) -жег-//-жиг-
17) -стел-//-стил-
18) -блест-//-блист-
19) -чет-//-чит-
20) -кас-//-кос-
От следующего суффикса -а-:
11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;
11) Выбирать, соберу.
12) Выдирать, сдерут.
13) Запирать, отпереть.
14) Стирать, стереть.
15) Умирать, умереть.
16) Сжигать, выжег.
17) Расстилать, застелить.
18) Блистать, блестеть.
19) Вычитать, вычет.
Исключения: сочетание, сочетать.
20) Прикасаться, прикоснуться
21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин
21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-.
21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.