Как пишутся корни бир бер

Корни бер-бир – что это такое, как запомнить их правописание и правильно комментировать их на уроке русского языка

Если после корня есть «а» – пишем «и». Если нет «а» – пишем е. Например: забирать – заберу.

2 949

Бер-бир – что это такое

Если у вас в слове корень «бер» или «бир», то надо смотреть, какая буква после корня. Если после корня «а», то в корне пишется «и», если нет «а» – «е». Например: забирать – заберу, отбирать – отберу.

Бер-бир – это так называемые корни с чередованием. То есть гласная в них «чередуется». В одном и том же корне может быть или «и», или «е». Выбор гласной зависит от условий чередования – как раз от того, есть буква «а» после корня или ее нет.

Давайте знакомиться с этой орфограммой подробнее.

Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир

Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.

Пример со словом «разбирать»

Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:

  1. Что? Буква «и».
  2. Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
  3. Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».

А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.

Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.

Пример со словом «разберу»

В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:

  1. Что? Буква «е».
  2. Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
  3. Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».

Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.

На заметку

Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.

Как объяснить чередование «е» и «и»

Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».

Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.

В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.

Примеры слов с корнями бер-бир

Я рекомендую вам произнести каждый пример вслух. И устно объяснить правописание букв «е» и «и». Так вам будет намного проще запомнить правило.

Итак, десять примеров:

  1. Я заберу детей из садика в пять.
  2. Мы выбираем Президента.
  3. Вы долго будете выбирать очки для плавания?
  4. Убирайтесь!
  5. Приберись дома, чтобы было чисто.
  6. Отбери картофелины, которые еще не начали гнить.
  7. Как правильно подбирать проверочные слова?
  8. Забирайте все, мне ничего не жаль!
  9. Переберите все носки.
  10. Набираем номерок.

Можете даже сами продолжить этот список. Слов с бер/бир в русском языке тьма.

О чем надо помнить

О том, что есть очень много похожих корней. И я вам рекомендую запоминать их все одновременно. Например:

  1. Мер/мир: замирать – замереть.
  2. Дер/дир: выдирать – выдеру.
  3. Тер/тир: вытирать – вытереть
  4. Пер/пир: отпирать – отпереть.
  5. Жег/жиг: зажигать – зажечь.
  6. Стел/стил: постелить – выстилать

На все эти шесть корней действует то же самое правило, что и на бер/бир. Есть «а» после корня – пишем «и». Нет «а» – пишем «е».

Это ведь фантастически просто, согласны?

Полезные материалы по теме

В этом блоке я хочу вам предложить пару-тройку полезностей. Они пригодятся всем, кто учит русский. Но особенно – ученикам, которые готовятся сдавать ЕГЭ, ОГЭ или писать ВПР.

Оставьте мне ваш электронный адрес на этой странице. Я на него сброшу ZIP-архив, а в этом архиве вас будут ждать четыре очень хороших электронных пособия по русскому. Они написаны как раз для учеников. Там все объясняется простыми словами, там есть таблицы и схемы для запоминания. Учиться по этим пособиям – одно удовольствие.

Попробуйте позаниматься на онлайн-тренажерах по русскому языку. Ссылка, которую я дал, ведет на тренажеры с платформы Викиум. Они там полностью бесплатные. Все тренажеры размещены на одной странице, чтобы быстрее найти нужные, перейдите в «Способность к работе с текстом».

Мне самому эти программки очень нравятся, потому что на них можно заниматься, даже пока едешь в автобусе. И это более увлекательно, чем просто решать упражнения.

Еще на Викиуме есть курс «Идеальный русский». За него уже надо будет заплатить денежку, но стоит он всего 890 рублей. В крупных городах это один час занятия с репетитором.

В курсе хорошо объясняется теория, а для практики есть три тренажера. Обращаю внимание, тренажеры в курсе «уникальные», то есть на общей странице с тренажерами Викиума их нет. Посмотрите, может быть, вас заинтересует.

И последнее – несколько моих статей:

  1. Как стать грамотным. Я даю в этой статье практические рекомендации и конкретные «указания к действиям», которые помогут вам в короткий срок выработать автоматическое грамотное письмо.
  2. Что такое орфограмма – даю понятное определение слову, учу работать с орфограммами. И рассказываю про свою первую двойку по русскому – мне ее поставили как раз за то, что я списал текст и не объяснил орфограммы.
  3. Что такое пунктуация – об основных правилах расстановки знаков препинания в тексте.
  4. Что такое орфография – даю определение этому разделу языкознания и советы по его быстрому освоению.

Полезный совет

Если вы делаете упражнение по русскому, видите слово с пропущенной буквой и не знаете, как его объяснить – гуглите. В гугле можно найти ответы на все вопросы. Обязательно узнайте, как объясняется нужная орфограмма и постарайтесь ее запомнить.

Если вы будете вот так заставлять себя искать правила, то со временем сформируете очень системное представление об орфографии и пунктуации. И сможете «автоматически» писать правильно. Вы будете как бы чувствовать, что вот эта буква или этот знак – правильные. Это очень круто.

Заключение

Наш разговор про корни бер/бир подошел к концу. Остались ли у вас какие-то вопросы? Поняли ли вы, как правильно надо объяснять буквы в этих корнях? Пригодились ли вам дополнительные материалы, которые я приводил по ходу статьи?

Буду ждать от вас обратной связи.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Правописание слов с корнем бер-/бир-

В написании слов с корнем бер-/бир- применим орфографическое правило о чередующихся гласных е/и.

В некоторых словах русского языка не всегда безударный гласный можно проверить ударением. Существует множество слов с чередующимися гласными е/и в корне бер-/бир-.  Тогда, чтобы правильно выбрать букву «и» или «е» в слове, воспользуемся правилом орфографии.

Правило

В безударном положении в корне бер-/бир- пишется буква «и», если после корня следует суффикс -а-, а если его нет, то пишется буква «е».

Сравним:

  • избирать, избиратель, избирательный — изберу, изберёшь, изберут;
  • забирать — заберу, заберёшь, заберём, заберет;
  • отбирать — отберу, отберёшь, отберём,  отберут;
  • прибирать, прибирание — приберу, приберёте, приберём;
  • собирать, собиратель, собирательный — соберу, соберёшь, соберут.

Это правило применим в написании слов с чередующимися безударными гласными е/и в корнях:

  • блест-/блист-
  • дер-/дир-
  • жег-/жиг-
  • мер-/мир-
  • пер-/пир-
  • тер-/тир-
  • стел-/стил-
  • чет-/чит-

Правописание слов с корнем бер бир

Примеры

  • блистать, блистательный —  блестеть, блестяще;
  • сдирать, сдирание — сдеру, сдерёшь;
  • обжигать, зажигательный, прижигание — выжег, выжегший;
  • замирать — замереть, замерший;
  • запирать, запирательное (устройство) — запереть, запертый;
  • стирать, обтирать — стереть, обтереть;
  • расстилать, расстилание — стелить, перестелить;
  • вычитать, вычитание — вычет.

Исключение

сочетать, сочетание.

Видеоурок

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 57

В словах с корнями «бер»/ «бир», правило написания которых легко запомнить, безударный гласный не проверяется с помощью ударения. Правописание этих корней зависит от других факторов. 

Хотя тема изучается в младших классах средней школы, многие взрослые продолжают совершать ошибки. Вспомним, что нам говорили на уроках русского языка, и рассмотрим конкретные примеры словосочетаний и предложений.

Правило при написании слов с корнями «бер» / «бир»

Выделяют ряд корней, которые имеют варианты написания: в них чередуются согласные или гласные звуки. К их числу относятся исследуемые корни. 

Правописание корней БИР БЕР

Чтобы правильно выбрать гласный звук в этой морфеме, применяют правило:

Буква «И» в корне «бир» пишется в том случае, если за ним следует суффикс «А». 

Если его нет, в корне нужно писать «бер».

Примеры слов

Значения всех слов с чередованием корней «бер» / «бир» восходят к слову «брать».

Чередующиеся гласные в корне слова

Примеры:

  • «выбирАть подарок для друга»;

  • «забирать ребенка из детского сада»;
  • «соберИте игрушки»;

  • «перебирАть картофель»;

  • «собирАемся в музей»;

  • «уберИте за собой мусор»;

  • «выберУт членов жюри.

Всего в русском языке 9 корней, которые подчиняются этой орфограмме:

Корни с чередующимися гласными

Примеры слов в словосочетаниях и предложениях

«бер» / «бир»

что ты выбЕрешь?

собирАю ягоды в корзинку

«мер» / «мир»

замерЕть от восторга

сердце замирАло от страха

«пер» / «пир»

отперЕть ключом

долго отпирАл дверь

«блест» / «блист»

блистАть нарядом

блестИт на солнце

«дер» / «дир»

ЗадирАет нос

выдерУ сорняк с корнем

«тер» / «тир»

вытерЕть насухо

ежедневно вытирАть пыль

«стил» / «стел»

туман расстилАется

расстелИла скатерть

«жег» / «жиг»

ветер обжигАет лицо

выжЕгший на ложке узор

«чет» / «чит»

учимся вычитАть Исключения: чета, сочетание, сочетать

произвести вычЕт налогов

 Правило написания чередующихся гласных в корне «-бер-/-бир-» 

В русском языке для написания безударных гласных в некоторых словах применяются правила. Так, разберем написание слов с безударным корнем «-бер-/-бир-«.

Правило:

В корне «-бер-/-бир-« в безударном положении пишется гласная буква «и», если после корня стоит суффикс «а» и пишется гласная «е», если после корня не пишется суффикс «а».

 Примеры: 

Посмотрим, как работает данное правило на примере глагола начальной формы «забирать».

Для начала сделаем морфемный разбор слова:

  • за — приставка
  • бир — корень
  • а — суффикс
  • ть — окончание

Корень «-бир-« является безударным, но мы видим, что после корня стоит суффикс «а», значит согласно правилу выше в корне следует писать гласную букву «и».

Теперь обратимся к этому же глаголу, но уже в форме 3-го лица единственного числа:

заберет

Как мы видим, после корня в глаголе «заберет» не стоит суффикс «а», значит в корне пишется гласная буква «е».

Приведем еще примеры, которые подчиняются правилу выше:

  • собирать, собирает — соберу, соберет и т.д.
  • убирать — уберу, уберет и т.д.
  • набирать — наберу и т.д.
  • выбирать — выберу и т.д.

Правописание в русском языке обширная тема. Незнание многих правил приводит к орфографическим ошибкам при написании слов. Особые трудности вызывает правописание слов с чередующимися буквами в корнях.

Содержание

  • 1 Чередующиеся гласные
    • 1.1 Орфографическое правило для -бер-/-бир-
  • 2 Примеры
  • 3 Полезное видео

Чередующиеся гласные

Наиболее сложными правилами грамматики и орфографии в русском языке являются чередующиеся гласные в корнях слов. При склонении буквы в корневой части заменяются на другие, что слышно при произношении.  Например:заберу — забирать.

Важно! Чередующиеся гласные в корне правило:в разных однокоренных словах в корневой части могут произноситься разные буквы, которые не проверяются в ударной позиции.
Например: берешь — избираешь, собирать — соберёт.

Грамматическое правило.
Если после корня -бир-/-бер-  в суффиксальной части стоит а,  то в корневой части пишется «и». К этому правилу так же относятся: -блист- /-блест-, -дир- /-дер-, -жиг- /-жег-, -мир- /-мер-, -пир- /-пер-, -стил- /-стел-, -тир-/ -тер-, -чит-/ -чет- . Если нет суффикса а, то пишется «е».

Орфографическое правило для -бер-/-бир-

Когда пишут слова с корневой частью бер-/бир-, то применяют орфографическое правило чередующихся гласных е/и. В некоторых из них нельзя проверить написание безударного гласного, заменяя его на ударный слог. Способ наоборот, покажет, как сильно происходят изменения (в безударном положении собираешься/брать, в ударном — беру).

Корень бир бер правило

Примеры

  • собирает, собирание — соберет;
  • пробирает, пробирать, пробирающий — беру;
  • забирает, забирать, забирающий — заберет;
  • разбирает, разбирать, разбирание — разберет, разберутся;
  • выбирает, выбирающий, избиратель, избирающий — выберет, изберет.

Полезное видео

Правописание слов с корнем бер-/бир-

В напи­са­нии слов с кор­нем бер-/бир- при­ме­ним орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло о чере­ду­ю­щих­ся глас­ных е/и.

В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка не все­гда без­удар­ный глас­ный мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Существует мно­же­ство слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в корне бер-/бир-. Тогда, что­бы пра­виль­но выбрать бук­ву «и» или «е» в сло­ве, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфографии.

Сравним:

  • изб и р а ть, изб и р а тель, изб и р а тель­ный — изб е ру, изб е рёшь, изб е рут;
  • заб и р а ть — заб е ру, заб е рёшь, заб е рём, заб е рет;
  • отб и р а ть — отб е ру, отб е рёшь, отб е рём, отб е рут;
  • приб и р а ть, приб и р а ние — приб е ру, приб е рёте, приб е рём;
  • соб и р а ть, соб и р а тель, соб и р а тель­ный — соб е ру, соб е рёшь, соб е рут.

Это пра­ви­ло при­ме­ним в напи­са­нии слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся без­удар­ны­ми глас­ны­ми е/и в корнях:

Корни бер-бир – что это такое, как запомнить их правописание и правильно комментировать их на уроке русского языка

Если после корня есть «а» – пишем «и». Если нет «а» – пишем е. Например: забирать – заберу.

Если у вас в слове корень «бер» или «бир», то надо смотреть, какая буква после корня. Если после корня «а», то в корне пишется «и», если нет «а» – «е». Например: забирать – заберу, отбирать – отберу.

Бер-бир – это так называемые корни с чередованием. То есть гласная в них «чередуется». В одном и том же корне может быть или «и», или «е». Выбор гласной зависит от условий чередования – как раз от того, есть буква «а» после корня или ее нет.

Давайте знакомиться с этой орфограммой подробнее.

Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир

Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.

Пример со словом «разбирать»

Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:

  1. Что? Буква «и».
  2. Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
  3. Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».

А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.

Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.

Пример со словом «разберу»

В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:

  1. Что? Буква «е».
  2. Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
  3. Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».

Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.

Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.

Как объяснить чередование «е» и «и»

Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».

Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.

В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.

Примеры слов с корнями бер-бир

Я рекомендую вам произнести каждый пример вслух. И устно объяснить правописание букв «е» и «и». Так вам будет намного проще запомнить правило.

Итак, десять примеров:

  1. Я заберу детей из садика в пять.
  2. Мы выбираем Президента.
  3. Вы долго будете выбирать очки для плавания?
  4. Убирайтесь!
  5. Приберись дома, чтобы было чисто.
  6. Отбери картофелины, которые еще не начали гнить.
  7. Как правильно подбирать проверочные слова?
  8. Забирайте все, мне ничего не жаль!
  9. Переберите все носки.
  10. Набираем номерок.

Можете даже сами продолжить этот список. Слов с бер/бир в русском языке тьма.

О чем надо помнить

О том, что есть очень много похожих корней. И я вам рекомендую запоминать их все одновременно. Например:

  1. Мер/мир: замирать – замереть.
  2. Дер/дир: выдирать – выдеру.
  3. Тер/тир: вытирать – вытереть
  4. Пер/пир: отпирать – отпереть.
  5. Жег/жиг: зажигать – зажечь.
  6. Стел/стил: постелить – выстилать

На все эти шесть корней действует то же самое правило, что и на бер/бир. Есть «а» после корня – пишем «и». Нет «а» – пишем «е».

Это ведь фантастически просто, согласны?

Полезные материалы по теме

В этом блоке я хочу вам предложить пару-тройку полезностей. Они пригодятся всем, кто учит русский. Но особенно – ученикам, которые готовятся сдавать ЕГЭ, ОГЭ или писать ВПР.

Оставьте мне ваш электронный адрес на этой странице. Я на него сброшу ZIP-архив, а в этом архиве вас будут ждать четыре очень хороших электронных пособия по русскому. Они написаны как раз для учеников. Там все объясняется простыми словами, там есть таблицы и схемы для запоминания. Учиться по этим пособиям – одно удовольствие.

Попробуйте позаниматься на онлайн-тренажерах по русскому языку. Ссылка, которую я дал, ведет на тренажеры с платформы Викиум. Они там полностью бесплатные. Все тренажеры размещены на одной странице, чтобы быстрее найти нужные, перейдите в «Способность к работе с текстом».

Мне самому эти программки очень нравятся, потому что на них можно заниматься, даже пока едешь в автобусе. И это более увлекательно, чем просто решать упражнения.

Еще на Викиуме есть курс «Идеальный русский». За него уже надо будет заплатить денежку, но стоит он всего 890 рублей. В крупных городах это один час занятия с репетитором.

В курсе хорошо объясняется теория, а для практики есть три тренажера. Обращаю внимание, тренажеры в курсе «уникальные», то есть на общей странице с тренажерами Викиума их нет. Посмотрите, может быть, вас заинтересует.

И последнее – несколько моих статей:

  1. Как стать грамотным. Я даю в этой статье практические рекомендации и конкретные «указания к действиям», которые помогут вам в короткий срок выработать автоматическое грамотное письмо.
  2. Что такое орфограмма – даю понятное определение слову, учу работать с орфограммами. И рассказываю про свою первую двойку по русскому – мне ее поставили как раз за то, что я списал текст и не объяснил орфограммы.
  3. Что такое пунктуация – об основных правилах расстановки знаков препинания в тексте.
  4. Что такое орфография – даю определение этому разделу языкознания и советы по его быстрому освоению.

Полезный совет

Если вы делаете упражнение по русскому, видите слово с пропущенной буквой и не знаете, как его объяснить – гуглите. В гугле можно найти ответы на все вопросы. Обязательно узнайте, как объясняется нужная орфограмма и постарайтесь ее запомнить.

Если вы будете вот так заставлять себя искать правила, то со временем сформируете очень системное представление об орфографии и пунктуации. И сможете «автоматически» писать правильно. Вы будете как бы чувствовать, что вот эта буква или этот знак – правильные. Это очень круто.

Заключение

Наш разговор про корни бер/бир подошел к концу. Остались ли у вас какие-то вопросы? Поняли ли вы, как правильно надо объяснять буквы в этих корнях? Пригодились ли вам дополнительные материалы, которые я приводил по ходу статьи?

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Корни с чередующимися гласными

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг _ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл _ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн _ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб _ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк _ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р _ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз _ рило конец этого возр _ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм _ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл _ стит мокрой землею и зеленью и расст _ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны — осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств _ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р _ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап _ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз _ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р _ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р _ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп _ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп _ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г _ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром _ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр _ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг _ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр _ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск _ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к _ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг _ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол _ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр _ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар _ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з _ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср _ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал _ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З _ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут _ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик _ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск _ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг _ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Динамо»!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол _ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р _ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск _ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл _ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

источники:

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/korni-ber-bir

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_93

1) -раст- (-ращ-) // -рос-

2) -лаг-//-лож-

3) -скак-//-скоч-

От следующей буквы в корне слова:

1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о;

2) перед г пишем а, перед ж — о;

3) перед к пишем а, перед ч — о.

1) Выросли, растение, выращенные.

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.

2) Приложить, полагающий.

Исключение: пóлог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-).

3) Скакать, вскочить.

Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.

4) -гар-//-гор-

5) -твар-//-твор-

6) -клан-//-клон-

От ударения — в безударном положении пишем букву о.

4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.

Исключения: при́гарь, вы́гарки.

5) Творе́ние, творе́ц.

Исключение: у́тварь.

6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.

7) -зар-//-зор-

8) -плав-//-плов-

От ударения — в безударном положении пишем букву а.

7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.

8) Поплаво́к, плаву́честь.

Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.

9) -мак-//-моч-

10) -равн-//-ровн-

От оттенков значения:

9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;

 

10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а;

9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.

10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).

Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо).

11) -бер-//-бир-

12) -дер-//-дир-

13) -пер-//-пир-

14) -тер-//-тир-

15) -мер-//-мир-

16) -жег-//-жиг-

17) -стел-//-стил-

18) -блест-//-блист-

19) -чет-//-чит-

20) -кас-//-кос-

От следующего суффикса -а-:

11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;

11) Выбирать, соберу.

12) Выдирать, сдерут.

13) Запирать, отпереть.

14) Стирать, стереть.

15) Умирать, умереть.

16) Сжигать, выжег.

17) Расстилать, застелить.

18) Блистать, блестеть.

19) Вычитать, вычет.

Исключения: сочетание, сочетать.

20) Прикасаться, прикоснуться

21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин

21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-.

21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как пишутся названия премий
  • Как пишутся корейские имена на английском
  • Как пишутся названия площадей
  • Как пишутся названия планет
  • Как пишутся названия памятников