Как пишутся корни скак скоч

Корни с буквами «а» и «о»

Особенности написания отдельных корней.

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными с буквами а и о, а также с буквами и и е .

гар – гор. На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением – а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: га́рь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

зар – зор. На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заряни́ца ; под ударением – а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зо́рю).

кас – кос. В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно , но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан – клон. На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением – о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться .

крап – кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропить), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а – в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние . Под ударением – только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап .

лаг – лог – лож. На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подломг, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень −лог в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак – мок – моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: мака́ть, макну́ть, обмакну́ть ; буква о – в словах со значением ‘становиться мокрым’: намока́ть, отмока́ть, обмока́ть, промока́ть (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокрова́тый, мокрота́, мокро́та, мокри́ца) (под ударением – в словах мо́крый, мо́кнуть, намо́кнуть, промо́кнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем н. впитывающим влагу’: промока́ть, промо́кнуть, промока́тельный, промока́шка . Перед ч – всегда буква о , напр.: мочи́ть, намочи́, промочу́, вы́моченный (ср. под ударением: мо́чит, смо́ченный) о глаголах на −ивать типа сма́чивать, выма́чивать см. § 34, Примечание 2).

пай – пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением – а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав – плов. Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: плове́ц и пловчи́ха с буквой о . Под ударением – только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плыву́н (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть – плыву́: наплыва́ть, подплыва́ть, расплыва́ться и т. п.

равн – ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого что н. с кем чем н.), равня́ться (чему н. или с кем чем н.), приравня́ть, поравнять́ся, сравни́ть (ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки – ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, выровня́ть (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с ра́вный , пишется буква о ; в слове равни́на , связанном по значению с ро́вный , – буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а – в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о – в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн – розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь – буква о . Под ударением – а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

рос(т) – рас(т) – ращ. На месте безударного гласного пишется:

а) перед с (без последующего т ) – буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение – о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й);

б) перед ст – буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, вы́ростной, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый);

в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) – только о , напр.: рост, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; рос, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак – скок – скач – скоч. Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением – о , напр.: скок, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на −ивать типа наска́кивать см. § 34, Примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скака́ ть и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слове скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов – напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь); буква о – в приставочных глаголах на −скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочи́ть) и в слове вы́скочка (проверка – формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому чему н. или резко подняться’).

Правописание корней скак скок скач скоч

§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар — гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением — а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения ( гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар — зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением — а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).

кас — кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан — клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением — о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап — кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а — в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние . Под ударением — только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг — лог — лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж — о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак — мок — моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть ; буква о — в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением — в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч — всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

пай — пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением — а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав — плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением — только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть — плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн — ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки — ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , — буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а — в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о — в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн — розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь — буква о Под ударением — а ( ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о ( ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).

рос(т) — рас(т) — ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) — буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение — о́трасль и производные от него ( отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст — буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак — скок — скач — скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением — о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов — напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о — в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка — формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ ( сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор — твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением — не только о ( тво́рческий, тво́рчество ), но и а ( тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) — блещ — блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и — перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е — в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением — е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис — вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть ( виси́т, вися́ ) и производных от него ( повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е — в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип — леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. — буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид — се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и — перед мягким согласным д — в глаголе сиде́ть ( сидя́т, сиди́ ) и производных от него ( просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е — перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. — ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также — перед мягким д — в производных от слова седло́ ( седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением — и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных — также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть ( занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко — в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

Закрепление правописания гласных в корнях –скак-/ -скоч-. (Урок + презентация)

Выбранный для просмотра документ Закрепление корней скак, скоч.docx

Урок русского языка в 6 классе Дата:______________

Тема. Закрепление правописания гласных в корнях –скак-/ -скоч-.

— образовательные: сформировать и закрепить устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов –скак-/-скоч-, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами ;

— развивающие: развивать устную и письменную речь, умение подбирать однокоренные слова;

— воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, интерес к многогранности русской речи.

— личностные: развивать доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, этические чувства, навыки сотрудничества с окружающими людьми в различных социальных ситуациях, мотивации к творческому труду, формировать интерес к русскому языку .

— регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определять правильность выполнения задания на основе различных образцов; оценивать свое задание по параметрам, заранее представленным;

— познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; анализировать, сравнивать, группировать;

— коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; понимать и принимать точку зрения другого; сотрудничать в совместном решении проблемы, задачи;

Предметные: расширить знания и понятийную базу о лексике русского языка, формировать осознание роли языка в жизни человека, важность умений общаться; овладевать сведениями о чередовании ао в корнях -скак-/-скоч- , применять изученное орфографическое правило в практике письма.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Основные понятия: корни с чередованием.

— учебник (Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В.Глазков, А.Г. Лисицын. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016.),

— ИКТ (проектор, экран), презентация по теме;

— пособия для учителя: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык. Рабочие программы;

-педагогические интернет-порталы: https://infourok.ru («ИнфоУрок»), pedmir.ru (Педагогический мир), e-osnova.ru (Журнал «Основа»), teacherjournal.ru («Учительский журнал он-лайн»), festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Используемые технологии, формы работы:

— технологии личностно-ориентированного развивающего обучения;

— технология уровня дифференциации;

— технология проблемного обучения;

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Слово учителя. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Вы разделены на группы, задания вы будете выполнять индивидуально и в группе. Перед вами на партах лежат изображения мобильных телефонов, каждое задание будет вам приходить в виде смс-сообщения, после того, как правильно ответите на вопрос, вам придет радостный смайлик, при неправильном – грустный. Кстати, кто знает, как расшифровывается аббревиатура SMS ? (дословно в переводе с англ. «служба передачи коротких текстовых сообщений», это неизменяемая аббревиатура, которая употребляется в качестве существительного).

Актуализация опорных знаний обучающихся.

-Что такое орфоэпия?

Сообщение 1. Орфоэпическая минутка. Учащимся предлагаются слова, в которых требуется поставить ударение. Воро́та, звоня́т, кружева́, повтори́т, плато́, алфави́т, инструме́нт, ку́хонный, на́чал, создала́.

Запись в тетрадях: число, «Классная работа».

-Дайте определение понятиям: морфема, корень.

Сообщение 2. Один учащийся у доски, члены команды помогают. Словарный (объяснительный) диктант: подбираться, предположение, излагать, устилать, застелить, разбираться, перерасти, заросли, водоросли, изложение.

Какие орфограммы мы вспомнили? Обучающиеся объясняют правописание слов.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

За каждый правильный ответ учащиеся получают карточки с улыбкой (или «сообщение»).

Постановка темы и цели урока.

Сообщение 3. Перед вами слова: выскочить, перескакать, скакуны, перескочить. На какие две группы мы можем поделить слова, почему?

Ребята пытаются выполнить задание и приходят к выводу, что перед ними орфограмма «Чередование гласных в корнях -СКАК-, -СКОЧ- »

Формирование темы и целей урока совместно с учителем.

Запись темы урока.

Работа над темой урока.

— От чего же зависит выбор гласной в корнях –скак-/-скоч-?

Выбор гласной в корнях –скак-/-скоч- зависит от последней согласной корня . В безударном положении в корне –скак-/-скоч- перед к пишется а , перед ч – буква о .)

(ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачок, скачу)

Сообщение 4. Разобрать эти слова по составу: скач-ок-, скач-у . ( Можно составить словосочетания: Скачу на пони, скачу по полю, скачок во времени ).

Физминутка . Если в слове с орфограммой «Чередование гласной в корне» пишется О, то поднимаем руки вверх, если А, то подпрыгиваем, прихлопывая: перескочить через яму, расположение (противника), последний скачок, доскакать до финиша, внезапное озарение, загорелся ярко, прикасайтесь бережно, предполагаемый объект, не горит в огне, растёт на лугу, вечерняя заря, быстро вырос, красивый скакун.

Что такое фразеологизмы? Что такое пословица? Что такое поговорка?

Задание. Соберите устойчивые выражения:

Скакать во весь опор.

Нельзя перескочить, так можно подлезть.

На своей кляче куда хочу, туда и скачу.

Силен слон, но и он спотыкается; ловок тигр, но и он не может выскочить из ямы.

Удача – кляча: садись да скачи.

Не гони скакуна кнутом, гони его овсом.

Через силу и конь не скачет.

Сообщение 6. Запишите, пожалуйста, предложения, объясняя орфограммы. (Учитель диктует предложения. Ребята работают на доске и в тетради, объясняя орфографические правила).

Скачет сито по полям, а корыто по лугам. (К.И.Чуйковский «Федорино горе»).

Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. (Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»).

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Убегает лентой вдаль.

(Сергей Есенин «Пороша»)

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

(Сергей Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»)

VI . Рефлексия. «SMS» Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

Достаточный уровень: Составить орфографический диктант из 15 слов с корнями –скак-/скоч-.

Высокий уровень: составить сказку о «быстрых и смелых» корнях –скак-/скоч-.

VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок, комментирование ответов учащихся.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Слово учителя. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Вы разделены на группы, задания вы будете выполнять индивидуально и в группе. Перед вами на партах лежат изображения мобильных телефонов, каждое задание будет вам приходить в виде смс-сообщения, после того, как правильно ответите на вопрос, вам придет радостный смайлик, при неправильном – грустный. Кстати, кто знает, как расшифровывается аббревиатура SMS ? (дословно в переводе с англ. «служба передачи коротких текстовых сообщений», это неизменяемая аббревиатура, которая употребляется в качестве существительного).

Актуализация опорных знаний обучающихся.

-Что такое орфоэпия?

Сообщение 1. Орфоэпическая минутка. Учащимся предлагаются слова, в которых требуется поставить ударение.

Воро́та, звоня́т, кружева́, повтори́т, плато́, алфави́т, инструме́нт, ку́хонный, на́чал, создала́.

Запись в тетрадях: число, «Классная работа».

-Дайте определение понятиям: морфема, корень.

Сообщение 2. Один учащийся у доски, члены команды помогают. Словарный (объяснительный) диктант: подбираться, предположение, излагать, устилать, застелить, разбираться, перерасти, заросли, водоросли, изложение.

Какие орфограммы мы вспомнили? Обучающиеся объясняют правописание слов.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

За каждый правильный ответ учащиеся получают карточки с улыбкой (или «сообщение»).

Постановка темы и цели урока.

Сообщение 3. Перед вами слова: выскочить, перескакать, скакуны, перескочить. На какие две группы мы можем поделить слова, почему?

Ребята пытаются выполнить задание и приходят к выводу, что перед ними орфограмма «Чередование гласных в корнях -СКАК-, -СКОЧ- »

Формирование темы и целей урока совместно с учителем.

Запись темы урока.

Работа над темой урока.

— От чего же зависит выбор гласной в корнях –скак-/-скоч-?

Выбор гласной в корнях –скак-/-скоч- зависит от последней согласной корня . В безударном положении в корне –скак-/-скоч- перед к пишется а , перед ч – буква о .)

(ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачок, скачу)

Сообщение 4. Разобрать эти слова по составу: выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.

Физминутка . Если в слове с орфограммой «Чередование гласной в корне» пишется О, то поднимаем руки вверх, если А, то подпрыгиваем, прихлопывая:

перескочить через яму, расположение (противника), последний скачок, доскакать до финиша, внезапное озарение, загорелся ярко, прикасайтесь бережно, предполагаемый объект, не горит в огне, растёт на лугу, вечерняя заря, быстро вырос, красивый скакун.

Что такое фразеологизмы? Что такое пословица? Что такое поговорка?

Задание. Соберите устойчивые выражения:

Скакать во весь опор.

Нельзя перескочить, так можно подлезть.

На своей кляче куда хочу, туда и скачу.

Силен слон, но и он спотыкается; ловок тигр, но и он не может выскочить из ямы.

Удача – кляча: садись да скачи.

Не гони скакуна кнутом, гони его овсом.

Через силу и конь не скачет.

Сообщение 6. Запишите, пожалуйста, предложения, объясняя орфограммы. (Учитель диктует предложения. Ребята работают на доске и в тетради, объясняя орфографические правила).

Скачет сито по полям, а корыто по лугам. (К.И.Чуйковский «Федорино горе»).

Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. (Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»).

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Убегает лентой вдаль.

(Сергей Есенин «Пороша»)

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

(Сергей Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»)

VI . Рефлексия. «SMS» Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

Достаточный уровень: Составить орфографический диктант из 15 слов с корнями –скак-/скоч-.

Высокий уровень: составить сказку о «быстрых и смелых» корнях –скак-/скоч-.

VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок, комментирование ответов учащихся.

Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.

Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.

Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.

Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.

Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.

Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.

Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.

Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.

Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.

Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.

Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.

Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.

Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.

Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.

Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.

Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.

источники:

http://orthographia.ru/orfograf_uk.php?oid=6272

http://infourok.ru/zakreplenie-pravopisaniya-glasnyh-v-kornyah-skak-skoch-urok-prezentaciya-4502982.html

Урок русского языка в 6 классе Дата:______________

Урок №37

Тема. Закрепление правописания гласных в корнях –скак-/ -скоч-.

Цели урока:

— образовательные: сформировать и закрепить устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов –скак-/-скоч-, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами;

— развивающие: развивать устную и письменную речь, умение подбирать однокоренные слова;

— воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, интерес к многогранности русской речи.

Планируемые результаты:

— личностные: развивать доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, этические чувства, навыки сотрудничества с окружающими людьми в различных социальных ситуациях, мотивации к творческому труду, формировать интерес к русскому языку.

Метапредметные:

— регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определять правильность выполнения задания на основе различных образцов; оценивать свое задание по параметрам, заранее представленным;

— познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; анализировать, сравнивать, группировать;

— коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; понимать и принимать точку зрения другого; сотрудничать в совместном решении проблемы, задачи;

Предметные:  расширить знания и понятийную базу о лексике русского языка, формировать осознание роли языка в жизни человека, важность умений общаться; овладевать сведениями о чередовании ао в корнях -скак-/-скоч-, применять изученное орфографическое правило в практике письма.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Основные понятия: корни с чередованием.

Учебно-методический комплекс:

— учебник (Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В.Глазков, А.Г. Лисицын. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016.),

— раздаточный материал,

— ИКТ (проектор, экран), презентация по теме;

— пособия для учителя: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык. Рабочие программы;

-педагогические интернет-порталы: https://infourok.ru («ИнфоУрок»), pedmir.ru (Педагогический мир), e-osnova.ru (Журнал «Основа»), teacherjournal.ru («Учительский журнал он-лайн»), festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Используемые технологии, формы работы:

— технологии личностно-ориентированного развивающего обучения;

— технология уровня дифференциации;

— технология проблемного обучения;

— ИКТ.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Слово учителя. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Вы разделены на группы, задания вы будете выполнять индивидуально и в группе. Перед вами на партах лежат изображения мобильных телефонов, каждое задание будет вам приходить в виде смс-сообщения, после того, как правильно ответите на вопрос, вам придет радостный смайлик, при неправильном – грустный. Кстати, кто знает, как расшифровывается аббревиатура SMS? (дословно в переводе с англ. «служба передачи коротких текстовых сообщений», это неизменяемая аббревиатура, которая употребляется в качестве существительного).

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся.

-Что такое орфоэпия?

Сообщение 1. Орфоэпическая минутка. Учащимся предлагаются слова, в которых требуется поставить ударение. Воро́та, звоня́т, кружева́, повтори́т, плато́, алфави́т, инструме́нт, ку́хонный, на́чал, создала́.

Запись в тетрадях: число, «Классная работа».

-Дайте определение понятиям: морфема, корень.

Сообщение 2. Один учащийся у доски, члены команды помогают. Словарный (объяснительный) диктант: подбираться, предположение, излагать, устилать, застелить, разбираться, перерасти, заросли, водоросли, изложение.

Какие орфограммы мы вспомнили? Обучающиеся объясняют правописание слов.

  1. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

За каждый правильный ответ учащиеся получают карточки с улыбкой (или «сообщение»).

  1. Постановка темы и цели урока.

Сообщение 3. Перед вами слова: выскочить, перескакать, скакуны, перескочить. На какие две группы мы можем поделить слова, почему?

Ребята пытаются выполнить задание и приходят к выводу, что перед ними орфограмма «Чередование гласных в корнях -СКАК-, -СКОЧ- »

Формирование темы и целей урока совместно с учителем.

Запись темы урока.

  1. Работа над темой урока.

— От чего же зависит выбор гласной в корнях –скак-/-скоч-?

Выбор гласной в корнях –скак-/-скоч- зависит от последней согласной корня. В безударном положении в корне –скак-/-скоч- перед к пишется а, перед ч – буква о.)

(ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачок, скачу)

Сообщение 4. Разобрать эти слова по составу: скач-ок-, скач-у. (Можно составить словосочетания: Скачу на пони, скачу по полю, скачок во времени).

Физминутка. Если в слове с орфограммой «Чередование гласной в корне» пишется О, то поднимаем руки вверх, если А, то подпрыгиваем, прихлопывая: перескочить через яму, расположение (противника), последний скачок, доскакать до финиша, внезапное озарение, загорелся ярко, прикасайтесь бережно, предполагаемый объект, не горит в огне, растёт на лугу, вечерняя заря, быстро вырос, красивый скакун.

Сообщение 5.

Что такое фразеологизмы? Что такое пословица? Что такое поговорка?

Задание. Соберите устойчивые выражения:

Скакать во весь опор.

Нельзя перескочить, так можно подлезть.

Хорошо тому скакать, кто не хочет пахать.

На своей кляче куда хочу, туда и скачу.

Силен слон, но и он спотыкается; ловок тигр, но и он не может выскочить из ямы.

Удача – кляча: садись да скачи.

Не гони скакуна кнутом, гони его овсом.

Через силу и конь не скачет.

Сообщение 6. Запишите, пожалуйста, предложения, объясняя орфограммы. (Учитель диктует предложения. Ребята работают на доске и в тетради, объясняя орфографические правила).

Скачет сито по полям, а корыто по лугам. (К.И.Чуйковский «Федорино горе»).

Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. (Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»).

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

(Сергей Есенин «Пороша»)

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

(Сергей Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»)

VI. Рефлексия. «SMS» Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание.

Достаточный уровень: Составить орфографический диктант из 15 слов с корнями –скак-/скоч-.

Высокий уровень: составить сказку о «быстрых и смелых» корнях –скак-/скоч-.

VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок, комментирование ответов учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Слово учителя. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Вы разделены на группы, задания вы будете выполнять индивидуально и в группе. Перед вами на партах лежат изображения мобильных телефонов, каждое задание будет вам приходить в виде смс-сообщения, после того, как правильно ответите на вопрос, вам придет радостный смайлик, при неправильном – грустный. Кстати, кто знает, как расшифровывается аббревиатура SMS? (дословно в переводе с англ. «служба передачи коротких текстовых сообщений», это неизменяемая аббревиатура, которая употребляется в качестве существительного).

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся.

-Что такое орфоэпия?

Сообщение 1. Орфоэпическая минутка. Учащимся предлагаются слова, в которых требуется поставить ударение.

Воро́та, звоня́т, кружева́, повтори́т, плато́, алфави́т, инструме́нт, ку́хонный, на́чал, создала́.

Запись в тетрадях: число, «Классная работа».

-Дайте определение понятиям: морфема, корень.

Сообщение 2. Один учащийся у доски, члены команды помогают. Словарный (объяснительный) диктант: подбираться, предположение, излагать, устилать, застелить, разбираться, перерасти, заросли, водоросли, изложение.

Какие орфограммы мы вспомнили? Обучающиеся объясняют правописание слов.

  1. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

За каждый правильный ответ учащиеся получают карточки с улыбкой (или «сообщение»).

  1. Постановка темы и цели урока.

Сообщение 3. Перед вами слова: выскочить, перескакать, скакуны, перескочить. На какие две группы мы можем поделить слова, почему?

Ребята пытаются выполнить задание и приходят к выводу, что перед ними орфограмма «Чередование гласных в корнях -СКАК-, -СКОЧ- »

Формирование темы и целей урока совместно с учителем.

Запись темы урока.

  1. Работа над темой урока.

— От чего же зависит выбор гласной в корнях –скак-/-скоч-?

Выбор гласной в корнях –скак-/-скоч- зависит от последней согласной корня. В безударном положении в корне –скак-/-скоч- перед к пишется а, перед ч – буква о.)

(ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачок, скачу)

Сообщение 4. Разобрать эти слова по составу: выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.

Физминутка. Если в слове с орфограммой «Чередование гласной в корне» пишется О, то поднимаем руки вверх, если А, то подпрыгиваем, прихлопывая:

перескочить через яму, расположение (противника), последний скачок, доскакать до финиша, внезапное озарение, загорелся ярко, прикасайтесь бережно, предполагаемый объект, не горит в огне, растёт на лугу, вечерняя заря, быстро вырос, красивый скакун.

Сообщение 5.

Что такое фразеологизмы? Что такое пословица? Что такое поговорка?

Задание. Соберите устойчивые выражения:

Скакать во весь опор.

Нельзя перескочить, так можно подлезть.

Хорошо тому скакать, кто не хочет пахать.

На своей кляче куда хочу, туда и скачу.

Силен слон, но и он спотыкается; ловок тигр, но и он не может выскочить из ямы.

Удача – кляча: садись да скачи.

Не гони скакуна кнутом, гони его овсом.

Через силу и конь не скачет.

Сообщение 6. Запишите, пожалуйста, предложения, объясняя орфограммы. (Учитель диктует предложения. Ребята работают на доске и в тетради, объясняя орфографические правила).

Скачет сито по полям, а корыто по лугам. (К.И.Чуйковский «Федорино горе»).

Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. (Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»).

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

(Сергей Есенин «Пороша»)

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

(Сергей Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»)

VI. Рефлексия. «SMS» Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание.

Достаточный уровень: Составить орфографический диктант из 15 слов с корнями –скак-/скоч-.

Высокий уровень: составить сказку о «быстрых и смелых» корнях –скак-/скоч-.

VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок, комментирование ответов учащихся.

hello_html_68df7877.jpghello_html_68df7877.jpg

Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.

Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.

Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.

Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.

Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.

Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.

Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.

Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.

Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.

Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.

Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.

Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.

Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.

Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.

Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.

Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.

Сообщение 5.

Сообщение 5.

Сообщение 5.

Сообщение 5.

Сообщение 5.

Сообщение 5.

Скакать 

во весь опор.

Нельзя перескочить,

так можно подлезть.

Хорошо тому скакать, кто не хочет пахать.

На своей кляче куда хочу,

туда и скачу.

Силен слон, но и он спотыкается; ловок тигр, но и он не может выскочить из ямы.

Удача – кляча:

садись да скачи.

Не гони скакуна кнутом,

гони его овсом.

Через силу

и конь не скачет.

hello_html_71ce8a8c.jpghello_html_71ce8a8c.jpg

hello_html_71ce8a8c.jpghello_html_71ce8a8c.jpg

hello_html_79346609.jpghello_html_d4e09af.jpg

hello_html_d4e09af.jpghello_html_m6b86b20.jpg

Скочок — скачок

скачок

В корне СКАК/ СКОЧ гласная зависит от того, какие после неё идут согласные. Когда после гласной буква К, пишется А, корень СКАК. Пример: скакать, выскакивать. Когда после гласной Ч, пишется О, корень СКОЧ. Пример: вскочить. Но слово «скачок» — исключение, поэтому пишется через А.

Скочок — скачок

§ 35. Имеются
корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует
общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с
чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о.

гар — гор. На месте безударного
гласного пишется буква о, хотя под ударением — а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть,
загоре́лый, погоре́лец, горю́чий
; но: гарь, зага́р, нага́р,
уга́р
. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

зар — зор. На месте безударного
гласного пишется а: заря́, зарни́ца,
зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка
(птица), заря́ница; под ударением — а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри
(мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька,
зо́рюшка, зо́ря
(военный сигнал, обычно в выражении бить
или играть зорю).

кас — кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в
остальных случаях пишется о: ср. касаться,
касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться,
соприкосновение, неприкосновенный
(под ударением гласный корня не
встречается).

клан — клон. На месте безударного
гласного пишется о, напр.: поклони́ться,
наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние,
склоне́ние
; под ударением — о и а:
ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и
кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап — кроп. Без ударения пишется буква
о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а
— в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в
значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние.
Под ударением — только а: кра́пать, кра́пина,
кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг — лог — лож. На месте безударного
гласного перед г пишется а, перед ж — о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть,
прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное,
слага́емое, стихослага́тель
, но: заложи́ть, изложи́ть,
отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние,
стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й
. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит,
поло́женный
. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед
г пишется о.

мак — мок — моч. На месте безударного
гласного пишется перед к буква а в
словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать,
макнуть, обмакнуть
; буква о — в словах со
значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать,
промокать
(под дождём), в словах, производных от мокрый
(напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под
ударением — в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть
и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч — всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ
типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание
2).

пай — пой (в глаголе паять
и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением
а и о: ср. запа́янный,
запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й
.

плав — плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н
(трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на
плаву́, наплавно́й
; но: пло́вец и пло́вчиха
с буквой о. Под ударением — только а:
пла́вать, лесоспла́в.

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах,
производных от глагола плыть — плыву:
наплывать, подплывать, расплываться
и т. п.

равн — ровн. Буква а
пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный
‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.),
равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть,
поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться
(в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть
(напр., строчки — ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние,
уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие,
наравне́, равно́
.

Буква о пишется в словах, связанных по
значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без
неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги),
заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать
ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник,
связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению
с ровный, — буква а. В словах с
неясной соотнесенностью пишутся: буква а — в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него
словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю);
буква о — в сочетании не ровён час,
в слове у́ровень.

разн — розн. В многочисленных сложных
словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний,
разноголо́сица
и т. п.) без ударения пишется буква а,
в слове по́рознь — буква о Под
ударением — а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться)
и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

рос(т) — рас(т) — ращ. На месте
безударного гласного пишется: а) перед с (без
последующего т) — буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль;
исключение — о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст — буква а, напр.: расти́,
расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть,
прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние,
расти́тельность, дикорасту́щий
; исключения: росто́к,
ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость,
подростко́вый
(наряду с вариантом подро́стковый);
в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.

Под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с,
подро́сший, ро́слый, дикоро́сы
.

скак — скок — скач — скоч. Если корень
оканчивается на к, то на месте безударного гласного
пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть,
ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й
, хотя под
ударением — о, напр.: ско́к, наско́к,
отско́к, поско́к, соско́к
(о глаголах на -ивать
типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

Если корень оканчивается на ч, то
пишутся: буква а в формах глагола скакать
и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́,
обскачи́, поскачу́, поскачи́
), а также в слоне скачо́к
(проверкой служат формы тех же глаголов — напр., ска́чет, поска́чем,
и производные ска́чка, вска́чь); буква о
— в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть,
подскочить
) и в слове выскочка (проверка — формами
тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит,
соско́чат
и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́
(формы глагола проскака́ть,
проска́чет
) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит); подскачу́, подскачи́
(формы глагола подскака́ть,
подска́чет
приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы
глагола подскочи́ть,
подско́чит
‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или
резко подняться’).

твор — твар. В словах твори́ть,
творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть
и др. без ударения пишется
буква о; под ударением — не только о
(тво́рческий, тво́рчество), но и а
(тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь,
где корень -твар- в современном языке уже не выделяется,
без ударения пишется а.

2. Корни с буквами и и е.

блес(к,т) — блещ — блист. На месте
безударного гласного пишутся буквы и и е:
и — перед ст при последующем
ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет,
блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть
; е
— в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий,
блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск,
блещу́, блещи́, блеща́.
Под ударением — е и ё: бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать,
отблёскивать, проблёскивать, блёстки
.

вис — вес. На месте безударного
гласного пишется буква и в глаголе висе́ть
(виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть,
отвисе́ться
и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и
т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть);
буква е — в словах вы́весить, вы́веска,
подвесно́й, навесно́й, на весу́
(ср. под ударением: пове́сить,
подве́сить, све́сить
).

лип — леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть),
а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. — буква
е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит,
ле́пка
).

сид — се(д). На месте безударного
гласного пишутся: буква и — перед мягким согласным д — в глаголе сиде́ть (сидя́т,
сиди́
) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться,
сиде́лка, посиде́лки
и т. п.); буква е — перед
твердым д: седо́к, седло́
последнем в формах мн. ч. — ё: сёдла),
седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть,
приседа́ть, заседа́тель, председа́тель
, а также — перед мягким д — в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под
ударением — и и е, напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д,
непосе́да, насе́дка, присе́д
; в формах глагола се́сть
и приставочных — также а (на письме я):
ся́ду, ся́дь, прися́дут.

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать,
поднимать, снимать, понимать, унимать
), которым соответствуют
глаголы совершенного вида на -ня́ть
(занять, принять, поднять,
понять, унять
и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых
глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет
(это формы глаголов на -нять),
редко — в производных словах: снимок,
в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется
также в корне глаголов заклинать и
проклинать. В
соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется
(как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие,
проклятие
и т. п.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как пишутся названия сказок
  • Как пишутся корни плав плов
  • Как пишутся названия рыб
  • Как пишутся корни лаг лож
  • Как пишутся названия религий