Интервью Наталии Деминой с Александром Марковым, Сергеем Поповым, Алексеем Водовозовым, Александром Пиперски, Дмитрием Вибе
«Троицкий вариант — Наука» №2(271), 29 января 2019 года
В свете дискуссий в социальных сетях с обсуждением достоинств или недостатков тех или иных научно-популярных лекций мы обратились к лучшим лекторам России с просьбой поделиться рассказами о том, как они готовятся к выступлениям перед слушателями.
Кстати говоря, культурно-просветительский центр «Архэ» проводит конкурс начинающих лекторов «Первая кафедра».
Под конец семестра иногда начинаю звереть
Александр Марков, палеонтолог, лауреат премий «Просветитель» и «За верность науке»
— Как часто вы готовите новую лекцию?
— Совсем новые лекции «с нуля» я готовлю редко: всего несколько раз в год. Обычно за основу берутся материалы уже имеющихся лекций, ведь у меня три больших лекционных курса («Введение в эволюционную биологию», «Эволюция человека», «История жизни на Земле»). Но я постоянно обновляю эти материалы, каждый раз всё заново обдумываю, ищу новые статьи по теме, что-то меняю, что-то добавляю. За осенний семестр (сентябрь-декабрь) я прочел в общей сложности где-то 35–40 лекций. Это и открытые лекции, и лекции в МГУ для студентов (для меня это не разные жанры, потому что я рассказываю публике практически то же самое, что и студентам, разве что чуть более простыми словами).
— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?
— В среднем где-то половина рабочего дня уходит на подготовку одной лекции, если это не совсем новая лекция, а апдейт уже имеющихся материалов. Если совсем новая — уходит в два-четыре раза больше времени.
— Что самое сложное в подготовке такой лекции?
— Успеть ее подготовить. Времени вечно не хватает. А сам процесс подготовки лекции интересный и приносит мне удовольствие. Хотя под конец семестра иногда начинаю звереть. Для удовольствия я читал бы раза в три меньше лекций, чем читаю.
— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?
— Редко. Как правило, мне хватает научных статей.
— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?
— Ну и вопросики вы задаете! Я сам впервые начал заниматься популяризацией, лишь отработав в науке пятнадцать лет, защитив кандидатскую и докторскую. Если бы начал раньше, черт знает, какую ахинею бы нес, наверное. Но люди все разные, и таланты у всех разные. Определенно существуют хорошие научные журналисты, способные читать интересные научно-популярные лекции, вообще не работав в науке. Как это у них получается, я не очень понимаю, и вряд ли могу давать им советы. Видимо, здесь помогает опыт участия во всяких летних школах, олимпиадах, ведение школьных кружков в студенческие годы и т. п.
Конечно, у вас должно быть высшее образование по той специальности, по которой вы собираетесь читать популярные лекции. Хотя на самом деле изредка встречаются такие уникумы, которые ухитряются без профильного образования стать не только популяризаторами, но и уважаемыми учеными. Но это исключительно редкие случаи.
Могу еще посоветовать «Школу лекторов», организованную фондом «Эволюция». Еще совет: консультируйтесь со специалистами, т. е. с грамотными учеными, и игнорируйте записных критиканов, которых сейчас много развелось в соцсетях. Они сами ничего полезного не делают и только поливают грязью тех, кто пытается делать. Довольно бессмысленная публика с невысоким уровнем научной компетентности, компенсирующая резкостью критики отсутствие собственных достижений.
— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?
— На этот вопрос мне трудно ответить, потому что сам я не великий активист-общественник, прямо скажем. Я думаю, что талантливым лекторам, которые при этом не являются профессиональными учеными в той области, о которой собираются рассказывать в популярной лекции, в высшей степени полезно консультироваться с профессионалами. И действительно обкатать лекцию, если найдутся такие профессионалы, готовые не пожалеть собственного времени на это. А в какие-то специальные экспертные советы на общественных началах я не очень верю. Но, может быть, в этом я неправ, просто с детства не люблю коммунистические субботники и всякую прочую неоплачиваемую общественную нагрузку.
Никогда не готовьте лекции по научно-популярным источникам
Сергей Попов, астрофизик, лауреат премии «За верность науке»
— Небольшая преамбула. Ниже я обсуждаю только «статусные» лекции, призванные дать адекватное представление о том, что на самом деле современная наука себе думает по тому или иному вопросу. Сюда не попадают ни встречи вроде «книжного кружка в библиотеке» (или другие виды посиделок с друзьями), ни рассказы для детей младшего школьного возраста, ни совсем базовый культпросвет (вроде «почему бывают затмения»), ни заведомо развлекательные мероприятия.
— Как часто вы готовите новую лекцию?
— Формальный ответ — «несколько в год» (хотя сейчас это скорее один-два раза, не считая традиционных итогов года, а когда-то было пять-шесть, если не больше), но вопрос не вполне корректен, так как темп сильно зависит и от текущей занятости, и от внешних стимулов (важные открытия или другие события в близких областях), и от «срока популяризаторства». Поясню последний пункт. Лекции можно делать только по тем темам, в которых достаточно хорошо разбираешься (в идеале — по темам, в которых так или иначе работаешь). И этот набор конечен. Поэтому со временем существенно исчерпывается тематика (происходит скорее углубление, чем расширение). И тогда темп определяется в основном внешними стимулами (а занятость работает как ограничитель). При этом, конечно, всякое следующее прочтение лекции будет требовать апдейта-апгрейда в свете новых результатов (или того самого углубления), но «дом покрасить — не дом построить».
— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?
— Опять же вопрос в том, как считать. Если поставить перед собой задачу «а не подготовить ли мне лекцию по теме, в которой я ничего не понимаю», то в случае лекции по астрономии это займет у меня недели три чистого времени минимум (найти и вдумчиво прочесть несколько больших обзоров по теме и, видимо, несколько важных оригинальных работ). По другим областям (имею в виду физику) я бы просто никогда не взялся (да и в астрономии не за всё возьмусь). Если же речь идет о нормальной ситуации, когда в ходе профессиональной работы у меня возникло некоторое понимание, которым я хочу поделиться, — то два-три дня чистого времени, поскольку всё уже прочитано, в голове более-менее уложено и возникло ощущение, что есть важные вещи, которые можно выразить простыми словами. И тогда это в основном техническая работа — сделать несколько десятков слайдов и освежить в памяти, что там на графиках и в таблицах.
— Что самое сложное в подготовке такой лекции?
— Создать у себя в голове адекватное представление о достаточно полном современном уровне знаний по соответствующей проблематике, позволяющее не только представить рассказ, но и ответить на вопросы по лекции. Причем это представление должно быть выражено в понятных терминах.
Адекватное представление требует хорошего понимания того, что важно, а что нет, поскольку на популярной лекции нет смысла уходить в частности, если они не иллюстрируют общую картину. Кроме того, важно четко отделять надежно установленные вещи от гипотез и понимать статус этих гипотез.
Важно учитывать, что лекция принципиально отличается от статьи. В научно-популярной статье автор может выверить по источникам любое свое утверждение. Лекция имеет смысл, только если вы можете внятно ответить на вопросы и вообще уйти экспромтом в сторону, раскрывая какой-то вопрос, без потери качества. То есть статья может быть тонкой льдиной (автор пересказал пресс-релиз с пояснениями терминов из энциклопедии), а лекция — только айсбергом. Выходя к аудитории, нужно знать по теме гораздо больше, чем планируешь рассказать.
— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?
— Нет. Постфактум всегда рад советам коллег, которые разбираются в теме лучше меня.
— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?
— Никогда не делать лекции по темам, в которых вы не разбираетесь на уровне, позволяющем прочесть университетскую лекцию по этой теме или сделать научный семинар в профессиональной аудитории.
Представлять, что в зале сидит незлобный, но и не суперснисходительный ученый очень хорошего уровня, работающий в этой области, и слушает вас.
Никогда не готовить лекции по научно-популярным источникам.
— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?
— Нет. Это дело того, кто читает лекции. Ну и, конечно, в конце концов в YouTube дурь всякого будет видна, и устроители нормальных лекториев сделают свои выводы.
Обкатываю лекции на прекрасной аудитории «Гипериона»
Алексей Водовозов, медицинский журналист
— Как часто вы готовите новую лекцию?
— Регулярно. Из меня получился бы плохой преподаватель — очень тяжело повторять один и тот же материал, поэтому и старые лекции основательно модернизируются, адаптируются под конкретные аудитории, собираются новые из нескольких старых и готовятся абсолютно новые, с нуля.
— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?
— Около месяца. Это время уходит на предварительный сбор материала, его анализ, подготовку иллюстраций (перевод инфографики или иногда работа с художниками, если не получается найти готовую картинку, а она очень нужна), подбор, перевод (при необходимости) и редактирование видео. Презентация требует примерно одного-двух дней работы, обычно это около 60 слайдов.
— Что самое сложное в подготовке такой лекции?
— Первое — не налажать в фактуре. Второе — найти ту подачу проблемы, которая заинтересует слушателей разных уровней подготовленности.
— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?
— Обкатываю на прекрасной, но небольшой аудитории книжного клуба-магазина «Гиперион», основная часть премьер проходит там. Так уж сложилось, что среди слушателей много биологов, так что кое-что поправляют сразу на месте, что-то — уже после лекции во время сессии вопросов-ответов, а также по итогам комментариев под опубликованной видеозаписью во всех соцсетях. Особенно это касается всяких мультидисциплинарных тем, например, по тем же ядовитым животным и растениям правки вносились после комментариев герпетологов и химиков, микологов и ботаников, которые, по сути, становились соавторами следующих версий лекций. Примерно как «Теперь уже точно все ядовитые грибы России, издание второе, исправленное».
— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?
— Не начинайте читать лекцию по какой-то теме, пока основательно в ней не разобрались. Да, вы можете в лекции высказывать свое собственное мнение, но оно должно быть хорошо аргументированным, остающимся как в рамках здравого смысла, так и научной картины мира.
— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?
— При желании можно взять за основу опыт проекта «15×4», там очень давно так делают: лекторы собираются вместе и обкатывают свою лекцию на других лекторах и участниках проекта. Сразу вылезают все крупные несостыковки, непонятные для слушателей метафоры и недочеты оформления. Но в таком случае нужно быть готовым не только спокойно выслушать аргументированную критику, но и не игнорировать ее, исправляя и корректируя свои материалы. Думаю, что для единичных лекций в этом нет смысла, достаточно видеозаписи, которую потом от души покритикуют в Сети все желающие. А вот для фестивалей, форумов и прочих крупных мероприятий такая практика может оказаться полезной.
Сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное
Александр Пиперски, лингвист, лауреат премии «Просветитель»
— Как часто вы готовите новую лекцию?
— Я посмотрел в папку, в которой я храню презентации к популярным лекциям для взрослых и школьников, и обнаружил за 2018 год восемь названий, которые можно считать новыми, — так что, наверное, раз в полтора месяца.
— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?
— Это невозможно оценить, потому что абсолютно новых лекций у меня не бывает. Популярные лекции как-то вырастают друг из друга, из курсов, которые я преподаю студентам, из моих научных статей и докладов, из популярных текстов, которые я пишу, а не так, что я придумываю тему, про которую вообще ничего не знаю, и начинаю с нуля готовить рассказ для широкой публики.
Например, осенью прошлого года я читал в Калининграде лекцию «Откуда берутся названия народов?» — я это делал впервые, но до того я написал двадцать небольших текстов для рубрики «Этноним дня» на «Арзамасе». Если засекать только время работы над презентацией, то получатся, наверное, не слишком солидные полдня, но если учесть, сколько времени я писал про эти этнонимы, выйдет уже на порядок больше.
— Что самое сложное в подготовке такой лекции?
— Мне сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное. Когда я только начинал преподавать, я всегда беспокоился, что мне не хватит материала на всю пару — и в итоге готовил столько, что не успевал. Сейчас я гораздо лучше понимаю свой темп, но тем не менее приходится всё время говорить себе: «Не делай 80 слайдов, ты всё равно столько не успеешь и придется комкать».
— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?
— Лекцию не обкатываю, но если я не знаю языка, пример на котором я подобрал, стараюсь уточнять у специалистов, всё ли правильно.
— Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?
— Репетировать перед зеркалом с секундомером. Это полезно еще и потому, что ты заранее понимаешь, когда тебя заносит в слишком сухую науку, а когда, наоборот, в слишком веселую болтовню о жизни, и можешь это скорректировать.
— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?
— Не представляю себе, кто бы пошел работать в такой совет (а точнее, даже советы — по каждой специальности ведь нужен свой): это же огромная работа, если ею реально заниматься. Кроме того, статус такого совета непонятен: не хотелось бы, чтобы он превратился в цензурный комитет — но это, к счастью, и не получится.
Подготовка лекции — это непрерывный процесс
Дмитрий Вибе, астрохимик
— Как часто вы готовите новую лекцию?
— Совсем с нуля — не чаще чем раз в год. На большее нет времени. Но, с другой стороны, подготовка лекции — это непрерывный процесс. Кроме того, у меня в репертуаре есть лекции, которые по самой своей сути предполагают постоянное существенное обновление, например лекция о современных исследованиях Солнечной системы. Да и в других тематиках наука не стоит на месте.
— Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?
— Много, конечно. Чтобы сделать лекцию качественной, нужно знать существенно больше, чем рассказываешь. Это подразумевает знакомство с очень большим объемом материала, даже когда готовишь лекцию, казалось бы, по знакомой теме.
— Что самое сложное в подготовке такой лекции?
— Я бы выделил две вещи. Первое — адекватная оценка аудитории и соответственный подбор материала, чтобы не изрекать уж совсем азбучные истины и не углубиться в никому не интересную детализацию. Второе — четко определить границы и качество своего знания. Отделить вещи, которые я знаю, от вещей, к которым я привык. Если мне зададут вопрос о первых, я на него отвечу, а вот если зададут вопрос о вторых, может получиться неудобно.
— Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?
— Нет. Как правило, нет времени на обкатку. К тому же для меня чтение лекций — хобби, и я могу себе позволить делать их именно так, как считаю нужным.
— Какие бы советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?
— Первый совет — крупно, полужирным курсивом. Ничего лучшего, чем черные буквы на белом фоне, человечество не придумало. Не старайтесь поразить зрителей палитрой. С одной стороны. Но с другой — интересуйтесь условиями освещения в том помещении, где вы будете читать лекцию. Если лекция будет проходить в темном зале (так практически всегда бывает в планетариях), стоит подумать о светлых буквах на темном фоне.
Вообще, запомните второй совет: старайтесь заранее проверить презентацию в боевых условиях, потому что с высочайшей вероятностью на экране проектора ваша презентация будет выглядеть не так, как на компьютере (и всегда хуже и по четкости, и по контрастности, и по цветности, и еще края слайдов будут обрезаться или не попадать на экран).
Третье: для тех, кто использует желтые линии на графиках, в аду есть специальный котел. Четвертое: включая в презентацию видеоролики, на всякий случай заранее научитесь уверенно произносить фразу: «Странно, у меня на компьютере всё работало».
Пятое: если в вашей лекции есть слайд с заключением, пишите слова «Спасибо за внимание!» на этом же слайде меленько внизу, а не на отдельном слайде.
И последнее: уважайте свою аудиторию. Даже тех ее представителей, которые будут убеждать вас, что американцы не летали на Луну, потому что с плоской Земли отправить ракету на Луну невозможно.
— Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?
— Я думаю, что человек, сомневающийся в своих силах, сам найдет, на ком обкатать лекцию. Создание совета мне представляется совершенно бессмысленным.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Эффективное конспектирование – это не просто запись и воспроизведение. Это важная часть учебного процесса, которая помогает вам быстрее усваивать лекционный материал и записывать ключевые моменты в таком виде, который является для вас более удобным. После того как вы правильно подготовились к лекции, приготовьтесь делать заметки. Представленные ниже шаги направлены не только на эффективную организацию учебного процесса, но и на более удобную запись лекций и конспектов.
-
1
Прочтите тему перед лекцией или занятием. Преподаватель задает тему на дом, чтобы вы знали, о чем он будет рассказывать на занятии. Если перед занятием вы прочитаете заданную тему, вы уже будете знать не только общие понятия, но и некоторые детали. В этом случае вы сможете сосредоточить внимание на ключевых моментах лекции и составить хороший конспект.
- Прямо перед занятием быстро перечитайте свои записи по этой теме. Таким образом, вы будете иметь представление о том, на чем вы остановились на прошлом занятии.[1]
- Прямо перед занятием быстро перечитайте свои записи по этой теме. Таким образом, вы будете иметь представление о том, на чем вы остановились на прошлом занятии.[1]
-
2
Попробуйте найти учебные материалы и лекции онлайн. Если ваш преподаватель дает какой-то материал в виде презентаций PowerPoint или сам делает краткие конспекты предстоящих лекций, извлеките из этого максимум пользы! Представьте, что эти лекции – каркас для вашего дома, который вы обставите и заполните собственными конспектами.
- Конечно, очень заманчиво просто сфотографировать или распечатать эти презентации, лекции и конспекты, ничего не записывая на занятии, или сделать для себя несколько пометок на этих распечатках. Но гораздо полезнее использовать эти материалы для написания собственных конспектов. Это лучший способ обработки информации, в этом и есть цель конспектирования.[2]
- Конечно, очень заманчиво просто сфотографировать или распечатать эти презентации, лекции и конспекты, ничего не записывая на занятии, или сделать для себя несколько пометок на этих распечатках. Но гораздо полезнее использовать эти материалы для написания собственных конспектов. Это лучший способ обработки информации, в этом и есть цель конспектирования.[2]
-
3
Теперь давайте обсудим плюсы и минусы составления конспекта во время лекции. Многим студентам намного удобнее печатать, чем писать от руки, но все же есть некоторые причины, по которым рекомендуется писать заметки от руки. Результаты некоторых исследований показывают, что студенты, которые пишут конспекты от руки, намного лучше понимают и запоминают лекционный материал, чем те, кто набирает его на клавиатуре. К тому же, на ноутбуке легко автоматической записи текста лекции. Это значит, что вы пытаетесь успеть напечатать все сказанное лектором, вместо того чтобы выделить из его речи самое главное и записать это в конспект. Поэтому написание текста вручную лучше концентрирует внимание.[3]
- С другой стороны, использование электронных технологий дает возможность форматировать, сохранять, редактировать, использовать и читать файлы совместно, не заботясь о неразборчивом почерке и помарках.
- На ноутбуке есть множество вспомогательных программ и приложений, которые можно скачать даже на планшет: «ноутбук маркет», форматирование в «Microsoft Word», другие программы, с помощью которых можно записывать лекции и делать заметки. Есть программы, которые помогут вам организовать ваши записи, объединить материалы разных разделов и форматов (например, документ электронной почты и PDF файл). Есть программы, в которых можно конспектировать совместно с кем-то, делиться конспектами, делать заметки в режиме реального времени. Такие программы могут стать для вас спасительными или отвлекающими. Только вам судить, что вам удобнее всего.
- Некоторые преподаватели запрещают пользоваться на занятиях электронными гаджетами (или это может быть запрещено учебным заведением), поэтому не стоит пренебрегать советами о том, как правильно записывать конспекты от руки.
-
4
Садитесь впереди. Выберите место в классе, где вас ничего не будет отвлекать. Тогда у вас будет возможность лучше сосредоточить внимание и составить хороший конспект. Выберите место, откуда вы сможете хорошо видеть и слышать преподавателя. К тому же, вы должны хорошо видеть доску. Заходите в класс раньше остальных, чтобы иметь возможность занять самое удобное место.
- Если вас вдруг начнут отвлекать шумные приятели, кондиционер, блики на экране проектора, аккуратно пересядьте на другое место, если это возможно сделать, не поднимая при этом шум и не отвлекая других. В противном случае постарайтесь сделать все возможное, чтобы уменьшить дискомфорт, а в следующий раз сядьте на другое место.
-
5
Обязательно проверьте, есть ли у вас все необходимые принадлежности для составления конспекта. Если вы пишите конспекты от руки, обязательно берите с собой запасную ручку с карандашом и дополнительные листы бумаги (или тетрадь). Если вы печатаете конспекты на ноутбуке или другом электронном гаджете, проверьте перед занятием, полностью ли он заряжен.
- Некоторым студентам больше нравится писать конспекты на отдельных листах, которые можно будет потом вставить в тетрадь-блок или в папке, другим больше нравятся обычные тетради, которые, по их мнению, выглядят более аккуратно.
-
6
Вверху на листочке напишите дату и тему лекции. Убедитесь в том, что лекции и конспекты подписаны, чтобы их было потом удобно организовать и использовать при подготовке. Пишите дату и название лекции наверху на каждой странице.[4]
- Если ваш конспект состоит из нескольких страниц, лучше всего обозначить эти страницы номерами. Это очень полезная вещь, которая позволит хранить конспекты в правильном порядке.
-
7
Теперь вернемся к формату конспекта. Чем больше внимания вы уделяете порядку написания конспекта, тем легче его будет понять и выучить. Один из возможных вариантов – составление плана, особенно если лекция четко структурирована или представлена таким образом. Придерживаясь такого формата, вы будете писать каждый раздел под новым заголовком. Под каждым заголовком раздела запишите главную мысль (в виде подтемы) и дополнительную мысль (в виде вспомогательной темы). Это намного лучше, чем записывать каждую мысль, как новую тему.
- Имейте в виду, что не всегда лекции построены так, что предусмотрена главная тема и подтема. Возможно, после лекции вам придется пересмотреть и немного изменить формат конспекта.
Реклама
-
1
Помните, что лучше делать заметки, а не переписывать всю лекцию под диктовку целиком (или на диктофон). Чтобы составить хороший конспект, вам нужно стать «активным слушателем». Это значит, что вы не просто должны переписывать все сказанное лектором или записывать его речь на диктофон. Вместо этого вам нужно обработать материал и записать только главную мысль того, что было сказано.
- Например, вместо того, чтобы тратить кучу времени, записывая каждую особенность различных действий того или иного правителя, постарайтесь определить ключевые моменты его общей политики и запишите пару ситуаций в качестве примеров. Таким образом, вы уже начали запоминать и обдумывать учебный материла (другими словами, начали процесс изучения).
- Очень важно перерабатывать материал, именно по этой причине многие специалисты не рекомендуют записывать лекции на диктофон.[5]
,[6]
- Если вам очень хочется записывать лекции на диктофон (или это необходимо по каким-то обстоятельствам) – запишите. Спросите лектора, можно ли записать его речь на диктофон. Лекция – это своего рода собственность того человека, который ее читает. Кроме того, в некоторых учебных учреждениях существуют определенные правила касательно записи лекций на диктофон.
-
2
Отнеситесь внимательно к введению лекции. Не тратьте время в самом начале лекции на оформление конспекта для более легкой организации заметок. Всегда будьте готовы записать какую-то важную мысль.
- Обычно лекцию начинают с краткого перечисления того, о чем будет идти речь, по крайней мере, обязательно следует краткое введение. Внимательно слушайте вводную часть, потому что она подскажет, как организовать свои записи и какие мысли и идеи будут самыми важными.
- Не обращайте внимания на опоздавших и болтающих студентов, которые еще не готовы конспектировать лекцию.
-
3
Переписывайте в тетрадь все, что лектор пишет на доске. Каждый лектор по-своему организовывает ход лекции, составляя при этом какие-то записи и наброски, даже если эти записи не очень вам понятны.
-
4
Научитесь следовать плану лектора и понимать его записи и разные подсказки. Преподаватель будет выделять голосом важные моменты лекции, жестикулировать и, возможно, какими-то другими мелочами показывать, что сейчас речь пойдет о важной части лекции. Научитесь распознавать эти подсказки и жесты для того, чтобы было легче уловить главную мысль темы.[7]
- Постарайтесь понять, какие из фраз лектора указывают на важную мысль, которая раскрывает тему. Поймите, что лектор не начнет вам специально сигналить, чтобы вы поняли, что сейчас будет сказана важная мысль или какой-то пример. Но лектор обязательно постарается выделить эту мысль голосом или жестикуляцией. Во всяком случае, так обычно делают все хорошие лекторы, так что вам нужно быть готовым распознать эти сигналы. Например:
- Есть три причины, по которым…
- Во-первых… Во-вторых… В третьих…
- Смысл этого в том, что…
- Последствием может быть…
- Таким образом, становится понятно, что…
- Научитесь обращать внимание и на другие мелочи. Перед важной мыслью или фразой лектор может начать говорить чуть медленнее или громче, повторить слово и фразу, выдержать паузу, а затем продолжить речь (преподаватель так же может сделать глоток воды), начать более демонстративно жестикулировать руками, перестать ходить по аудитории и начать смотреть в одну точку и так далее.
- Постарайтесь понять, какие из фраз лектора указывают на важную мысль, которая раскрывает тему. Поймите, что лектор не начнет вам специально сигналить, чтобы вы поняли, что сейчас будет сказана важная мысль или какой-то пример. Но лектор обязательно постарается выделить эту мысль голосом или жестикуляцией. Во всяком случае, так обычно делают все хорошие лекторы, так что вам нужно быть готовым распознать эти сигналы. Например:
-
5
Попробуйте составить собственную систему сокращений. Это значит, что вы можете придумать знаки и обозначения, чтобы вам не пришлось переписывать каждое слово. Этот полезный навык поможет намного быстрее составлять конспекты, не упустив ничего важного. Делая записи, не стоит увлекаться и рисовать какие-то особенные схемы и значки, потому что их долго рисовать и не так уж просто расшифровать. Поэтому придумайте собственную систему сокращений, значков, символов и так далее. Даже если никто не знает, что обозначают ваши знаки, вы все равно поймете, что имелось в виду.[8]
- Пользуйтесь сокращениями, пропускайте несущественную информацию, чтобы сделать конспект более полным и полезным. Записывайте только ключевые слова, по которым можно воспроизвести смысл материала лекции. Пропускайте разные предлоги и союзы, которые не придают особого смысла лекции. Примерами сокращений, которые сэкономят вам время, являются стрелки «вверх» и «вниз» для обозначения увеличения/уменьшения, обычные стрелки, которые показывают причинно-следственную связь, сокращений по первым буквам (например, МО для международных отношений).
- Старайтесь перефразировать все, кроме точных определений и формул, а также фактов, которые придется заучивать дословно для экзамена.[9]
- Вы можете подчеркивать, обводить, помечать звездочками или любым другим образом выделять ключевые моменты, примеры, определения и другие важные моменты. Придумайте свою систему обозначений для выделения тем и ключевых моментов лекции.
- Нарисуйте схемы, рисунки или диаграммы для понятий и вещей, которые вы не успеваете или не можете сразу объяснить и переписать. Например, вы можете нарисовать круговую диаграмму, чтобы указать примерное соотношение политических партий в выборах, вместо того, чтобы описывать детали по каждой партии.
-
6
Старайтесь писать разборчивым почерком. Обязательно разделяйте слова и предложения, чтобы слова были понятными, и вы могли бы прочитать свои записи позже. Одна из самых неприятных вещей – невозможность разобрать свои собственные записи, особенно если вы пытаетесь подготовиться к экзамену по биологии.
-
7
Оставьте немного места, чтобы позже дописать пропущенный материал. Не жадничайте и не пытайтесь втиснуть все в один маленький лист.[10]
Оставьте на странице немного пустого места. Чем просторнее ваши записи, тем легче будет потом перечитать их и вставить какие-то заметки и аннотации. К тому же, в таком формате намного легче усваивать и запоминать информацию. -
8
Будьте внимательны на протяжении всей лекции, даже в конце. Конечно, когда лекция приходит к концу, очень просто отвлечься на что-то. Другие студенты наверняка начнут собирать вещи, шептаться и обсуждать обед. Тем не менее, заключение лекции так же важно, как и введение, потому что обычно в конце лекции подводятся итоги темы и делаются выводы.
- Если в конце лекции преподаватель начинает подводить итоги, обязательно внимательно вслушайтесь. Вы можете записать это заключение, чтобы проверить организацию своих записей и дополнить их. Если вам кажется, что ваши записи не имеют четкой систематизации, постарайтесь успеть записать основные моменты из заключения лекции. Это будет очень полезно, когда вы будете пересматривать записи.[11]
- Если в конце лекции преподаватель начинает подводить итоги, обязательно внимательно вслушайтесь. Вы можете записать это заключение, чтобы проверить организацию своих записей и дополнить их. Если вам кажется, что ваши записи не имеют четкой систематизации, постарайтесь успеть записать основные моменты из заключения лекции. Это будет очень полезно, когда вы будете пересматривать записи.[11]
-
9
Задавайте вопросы. Во время лекции не стесняйтесь задать вопросы о каких-то пунктах и понятиях, которые вы не поняли. Если другие студенты задают вопросы, запишите себе в конспект вопрос и ответ лектора.[12]
Эта дополнительная информация также может помочь вам найти ответы на свои вопросы.- Если вы стесняетесь задавать вопросы в конце лекции (и раздражать студентов, которые уже одной ногой за дверью), подойдите к лектору лично после лекции. Скорее всего, вы встретите студентов, которые делают так же, и сможете послушать их вопросы и ответы на них.
- Вы также можете составить список вопросов и подойти с ним к преподавателю в другое рабочее время.
Реклама
-
1
Перечитайте свой конспект как можно скорее после лекции. Лучше всего сделать это в тот же день. Может оказаться, что за это время вы уже забыли 80% материала.[13]
Вместо того чтобы потом повторно изучать материал с нуля, основывайтесь на тех записях, которые вы сделали. -
2
Перечитайте, а не просто перепишите свои записи. Скажите себе, что ваш конспект – это черновик, и подумайте, как его можно отредактировать и дополнить. Создайте новый конспект на основе своих переработанных записей. Это очень полезно, особенно если ваши записи неорганизованны и неразборчивы. Именно поэтому нельзя просто переписывать сделанные на лекции записи, сначала нужно их пересмотреть и дополнить.[14]
- Используйте свои записи, которые вы сделали на лекции, как ключевые моменты и опорные слова для нового конспекта, в котором вы организуете все, что записали, в нормальном виде.
- Пропущенные моменты уточните в учебнике и обязательно допишите пропущенный материал.
-
3
Выделите важные части лекции. Когда вы перечитываете свои записи, потратьте немного времени, чтобы выделить или подчеркнуть важные моменты в лекции. Для этого вы можете купить разноцветные ручки или маркеры, придумав себе цветовой код для каждого раздела лекции. Размеченная и организованная таким образом лекция будет очень полезна, когда вы будете готовиться по ней к занятиям и экзамену. Такой способ систематизации позволяет быстрее запомнить ключевые моменты каждой лекции.
-
4
Обязательно конспектируйте пропущенные занятия. Если вы пропустили лекции из-за того, что болели (или по другой причине), обязательно возьмите пропущенный материал у одногруппников. Чтобы лучше понять материал, поговорите с профессором.
- Не стоит полагаться на уже готовые конспекты, которые можно купить в некоторых университетах. К тому же, в некоторых учебных заведениях есть свои правила на этот счет.[15]
Помните, что покупной конспект не является формой «активного обучения», поэтому не так эффективен в процессе усваивания информации. - Если у вас есть есть официально установленная инвалидность (физическая или психическая), из-за которой вам сложно делать записи, обсудите эту проблему с лектором и администрацией вашего учебного заведения. Возможно, вы сможете организовать дополнительные занятия, найти людей, которые помогут вам делать записи, получите официальное разрешение записывать учебный материал на диктофон или найдете другие способы зафиксировать учебный материал.
Реклама
- Не стоит полагаться на уже готовые конспекты, которые можно купить в некоторых университетах. К тому же, в некоторых учебных заведениях есть свои правила на этот счет.[15]
-
1
Разделите лист бумаги на три части. Метод Корнелла предполагает не только составление конспекта, но и составление вопросов к этому конспекту. Теперь разделите лист бумаги на две части, нарисовав вертикальную линию на расстоянии 6 см от левого края. Продолжите эту линию, не доходя до нижнего края листа 5 см. Затем проведите горизонтальную линию на расстоянии 5 см от нижнего края.
- Если вы пользуетесь ноутбуком, то есть программы, в которых можно преобразовать ваши текстовые файлы в конспекты по методу Корнелла.
-
2
Запишите основные мысли лекции. В самом большом разделе вашего листка бумаги делайте заметки, помечайте главные мысли и опорные слова. Оставьте достаточно места для поправок.
- Добавьте примеры, схемы, диаграммы, другие дополнительные материалы, которые соответствуют лекции.
-
3
После лекции задайте себе несколько вопросов. Чтобы придумать и записать эти вопросы, используйте левую сторону страницы. Эти вопросы помогут вам понять некоторые определения, ключевые моменты и так далее. В течение одного-двух дней просматривайте свои записи по лекциям. Таким образом, ваше восприятие информации будет намного более эффективным.
- Опираясь на этот материал, вы можете придумать для себя несколько вопросов. Как вы думаете, какие вопросы будут задавать на экзамене?
- Когда вы учите свои конспекты к экзамену, накройте чем-нибудь правую часть листа. Посмотрите, сможете ли вы ответить на вопросы, которые вы написали на левой стороне листа.
-
4
В нижней части страницы подытожьте материал лекции. В этой части страницы должны быть выводы (или краткое резюме) содержания лекции. Это поможет вам вспомнить ключевые моменты учебного материала.
Реклама
Советы
- Если вы отсутствовали на лекции, обязательно сделайте себе пометку, чтобы не забыть о пропущенном материале. Таким образом, вы обязательно вспомните, что нужно взять конспект у одногруппника, а не забыть про пропущенную лекцию, не ознакомившись с материалом.
- Правильно настройтесь. Чтобы слушать и запоминать, нужно сконцентрировать на этом все внимание. Будьте готовы слушать преподавателя и воспринимать то, что он говорит, даже если вы в какой-то степени с этим не согласны.
- Сохраняйте конспекты по каждому предмету, храните их в одном месте (например в тетради-блоке или обычной тетрадке). Проверьте, в правильном ли порядке лежат ваши конспекты, на всех ли лекциях написано название и номер. Лучше всего пользоваться тетрадью-блоком со сменными листками, чем обычной тетрадью, потому что в ней вы сможете разложить свои конспекты так, как вам удобнее, когда придет время готовиться к экзамену.
Реклама
Предупреждения
- Постарайтесь избегать любых действий и моментов, которые могут отвлечь вас или других от конспектирования (например, не стоит рисовать каракули на полях и щелкать ручкой). Подобные действия обрывают зрительный контакт и снижают концентрацию внимания, к тому же, скорее всего, они раздражают окружающих. Поэтому если вы можете сосредоточиться только притопывая ногой или щелкая ручкой, сядьте с теми, кто делает так же, либо найдите более уединенное место.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 47 153 раза.
Была ли эта статья полезной?
Структура лекционного занятия
Обновлено
2021-03-18
5 мин. для прочтения
сиянс
Типы и структура лекционных занятий.
Содержание
1 Назначение лекций
- Устное изложение информации, выстроенное по строго определённой логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику.
- Основное предназначение лекции:
- помощь в освоении фундаментальных аспектов;
- упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
- распространение сведений о новых достижениях современной науки.
- Функции лекционной подачи материала:
- информационная (сообщает нужные сведения);
- стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
- воспитательная;
- развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
- ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
- поясняющая (формирует базу научных понятий);
- убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).
- Может являться единственно возможным способом обучения (например, если отсутствуют учебники по предмету).
2 Функции лекции
2.1 Информационная функция
Выполняет следующие задачи:
- информирует студентов о различных достижениях науки;
- раскрывает особенности и главные цели конкретной темы;
- знакомит с основными положениями каждой учебной дисциплины;
- сообщает об отдельных проблемах, относящихся к определенной тематике.
2.2 Стимулирующая функция
Выполняет следующие задачи:
- привлечение внимания аудитории;
- вызывание интереса и желания непременно изучить поподробнее конкретную тему.
2.3 Развивающая функция
Выполняет следующие задачи:
- анализ различных явлений;
- активацию умственной деятельности студентов.
2.4 Ориентирующая функция
Выполняет следующие задачи:
- помощь учащемуся сориентироваться и разобраться в огромном количестве различных учебных и научно-исследовательских источников;
- помощь в составлении собственного представления о конкретной проблематике;
- предоставление рекомендованного списка литературы.
2.5 Разъясняющая функция
Выполняет следующие задачи:
- оказание помощи студентам в формировании базы понятий конкретной дисциплины, обсуждаемой темы, предложенной гипотезы или теории.
2.6 Убеждающая функция
- Выполняет следующие задачи:
- подтверждение, доказательство информации, озвученной лектором во время лекции.
- Правдивость сказанных преподавателем слов обеспечивается следующими способами:
- знакомство с реальными фактами;
- предъявление практических доказательств озвученного лектором утверждения.
3 Классификация лекционных занятий
- Вводная лекция.
- Информационная лекция.
- Заключительная лекция.
- Обзорная лекция.
- Проблемная лекция
- Лекция-визуализация.
- Лекция-конференция.
- Лекция вдвоём (бинарная лекция).
- Лекция с заранее запланированными ошибками.
- Лекция-консультация.
3.1 Вводная лекция
Может содержать:
- определение учебной дисциплины;
- краткую историческую справку о дисциплине;
- цели и задачи дисциплины, её роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;
- основные проблемы (понятия и определения) данной науки;
- основную и дополнительную учебную литературу;
- особенности самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
- отчётность по курсу.
3.2 Информационная лекция
- ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;
- самый распространённый вид лекционных занятий в вузах;
- применяется, когда необходимо ввести учащихся в курс по конкретному вопросу или предмету;
- лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить;
- предполагается конспектирование (запись основных моментов доклада).
3.3 Заключительная лекция
Предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки.
3.4 Обзорная лекция
- систематизация научных знаний на высоком уровне
- большое число ассоциативных связей
- исключает детализацию и конкретизацию
- научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов
3.5 Проблемная лекция
- новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации;
- процесс познания студентов приближается к исследовательской деятельности;
- содержание проблемы раскрывается путём организации поиска её решения.
3.6 Лекция-визуализация
- представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала (с использованием аудиовидеотехники);
- чтение лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
- необходимо:
- обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
- обеспечить усвоение новой информации;
- продемонстрировать создание и разрешение проблемных ситуаций;
- продемонстрировать разные способы визуализации.
3.7 Лекция-конференция
- научно-практическое занятие;
- заранее поставленная проблема;
- система докладов, длительностью 5-10 минут;
- каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной программы;
- совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему;
- в конце лекции преподаватель:
- подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов;
- дополняет и уточняет предложенную информацию;
- формулирует основные выводы.
3.8 Лекция вдвоём (бинарная лекция)
- проводится в форме диалога двух преподавателей;
- необходимы:
- демонстрация культуры дискуссии;
- вовлечение в обсуждение проблемы студентов;
- преимущества:
- актуализация имеющихся у студентов знаний;
- создаётся проблемная ситуация:
- наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;
- выявляется профессионализм педагога.
3.9 Лекция с заранее запланированными ошибками
- рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, орфографической);
- в конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.
3.10 Лекция-консультация
- вариант «вопросы-ответы»: лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу;
- вариант «вопросы-ответы-дискуссия»:
- изложение новой учебной информации лектором,
- постановка вопросов,
- организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.
4 Структура лекции
4.1 Вводная часть
- Озвучивается следующая информация:
- название темы (оно должно выражать основную суть и подчеркивать актуальность конкретной тематики);
- цель и задачи (желательно указать связь между новым материалом и предыдущим);
- список использованной литературы;
- значимость темы с теоретической и практической стороны.
- В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.
4.2 Основная часть
- В течение основной части преподаватель:
- раскрывает содержание темы;
- излагает и акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;
- анализирует связи и явления главной идеи;
- даёт определение первостепенным понятиям;
- предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.
- В процессе общения преподавателя со своей аудиторией немаловажную роль играет его облик, поза, жесты, манера говорить, а также грамотно построенная и доступная речь.
4.3 Заключительная часть
- Главные составляющие следующие:
- подведение итогов;
- краткое обобщение основных положений;
- формулирование выводов;
- советы по определению направления для самостоятельной работы;
- озвучивание следующей темы занятия.
- В заключение докладчик выслушивает вопросы студентов и кратко отвечает на них.
- В среднем на заключительную часть отводится 10-15 минут.
5 Шаблон плана лекции
- Учебная дисциплина, контингент обучающихся (направление подготовки, курс, группа).
- Тема лекционного занятия, её место в общей структуре учебной дисциплины.
- Цели занятия
- Основные задачи
- Обучающая
- Развивающая
- Воспитывающая
- По результатам занятия студент должен:
- Иметь понятие о
- Уметь делать
- Владеть знаниями о
- Норма времени: два академических часа.
- Тип занятия: лекция.
- Структура занятия
- Вступительная часть
- Приветствие. Постановка темы, цели, основных задач.
- 5-8 минут
- Основная часть лекции
- Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса.
- Форма изложения:
- метод проблемного изложения;
- объяснение;
- беседа/эвристическая беседа;
- проблемный метод (предъявление проблемы и создание проблемной ситуации);
- наглядный метод: метод иллюстраций — использование картин, рисунков, карт, схем, слайдов, макетов;
- наглядный метод: метод демонстраций — демонстрация опыта, механизма, прибора, модели, анимации, видео.
- 60-65 минут
- Закрепление полученной информации
- Вопрос-ответ, экспресс-опрос; отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок.
- 8-10 минут
- Подведение итогов
- Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов.
- 5-8 минут
- Анонс следующего занятия, задание на дом
- Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения
- Вступительная часть
- Оборудование
- Используемая литература
6 Backlinks
- Лекционные занятия
Дмитрий Сергеевич Кулябов
Профессор кафедры прикладной информатики и теории вероятностей
Мои научные интересы включают физику, администрирование Unix и сетей.
Похожие
- Применение VR и AR в образовании
- Высшее образование. Зачем
- Курс МОЗИиИБ. Управление ключами
- Курс МОЗИиИБ. Установление подлинности объекта
- Курс МОЗИиИБ. Целостность сообщения и установление подлинности сообщения
Лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ.
Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как в преподавании гуманитарных и естественных наук, так и точных дисциплин.
Содержание
- Что такое лекция
- Виды лекций в вузе
- Вводная
- Информационная
- Лекция-конференция
- Лекция-консультация
- Другие виды
- Структура лекций
- Образец плана лекции
- Видео по теме
- Комментарии
Что такое лекция
Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:
- помощь в освоении фундаментальных аспектов;
- упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
- распространение сведений о новых достижениях современной науки.
Функции лекционной подачи материала:
- информационная (сообщает нужные сведения);
- стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
- воспитательная;
- развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
- ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
- поясняющая (формирует базу научных понятий);
- убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).
Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.
Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.
Виды лекций в вузе
Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:
- установочная;
- информативная;
- в форме конференции;
- с допущением ошибок;
- лекция-концерт;
- лекция-презентация;
- лекция-дискуссия;
- в форме консультации;
- обзорная (без детализации);
- проблемная;
- с визуализацей информации;
- бинарная.
Вводная
Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.
Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.
Информационная
Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.
Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.
Лекция-конференция
Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.
Лекция-консультация
Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.
Другие виды
- Обзорные лекции предназначены для систематизации полученных знаний. Их отличительная особенность – направленность на формирование ассоциативных взаимосвязей, необходимых для лучшего понимания информации. В изложении материала отсутствует конкретика и детализация, основная цель занятия – максимальное раскрытие корреляционных зависимостей аспектов изучаемой дисциплины и межпредметных связей.
- Визуализационные лекции предусматривают использование специальных виртуальных средств подачи материала. В рамках такого занятия проводится демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций, слайдов, работа с онлайн-информацией, комментирование и обсуждение просмотренного материала. Этот вариант популярен среди преподавателей и студентов, используется в практике большинства учебных учреждений.
Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.
- Бинарные лекции – один из наиболее интересных и нетрадиционных типов занятий. Изложение материала происходит в виде диалога между двумя преподавателями (например, теоретиком и практиком), каждый из которых отстаивает свою точку зрения касательно рассматриваемой проблемы.
Структура лекций
В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов.
- Вступительная часть необходима для установления связи с материалом, изученным ранее.
Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут.
- Основная часть – самый важный и информативный этап, в контексте которого преподаватель с различных сторон излагает основные моменты темы, давая определение главным понятиям, предлагая оценочные суждения.
- На этапе подытоживания происходит обобщение представленной информации, логическое завершение лекции.
В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.
Образец плана лекции
Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:
- Название дисциплины:
- Тема занятия:
- Цель лекции:
- Основные задачи:
- обучающая:
- развивающая:
- воспитывающая:
- По результатам занятия студент должен:
- иметь понятие о:
- уметь делать:
- владеть знаниями о:
- Норма времени: два академических часа.
- Тип занятия: лекция.
№ | Основные моменты | Излагаемая информация | Время, мин. |
1. | Вступительная часть | Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка темы, цели, основных задач. | 5-8 |
2. | Составление плана | Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса. | 60-65 |
3. | Закрепление полученной информации | Вопрос-ответ, экспресс-опрос, при этом отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок. | 8-10 |
4. | Подведение итогов | Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов. | 5-8 |
5. | Анонс следующего занятия, задание на дом | Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения. | 2 |
- Оборудование:
- Используемая литература:
Этот пример демонстрирует приблизительный план проведения теоретического вузовского занятия, целью которого является изложение нового материала.
Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно сокращает расходы на одного студента, существенно упрощает образовательный процесс, не снижая его эффективности.
Download Article
Download Article
Most people are required to deliver a lecture at some point in their life, whether it be for school, work, or other activities. Delivering a strong lecture will demonstrate intelligence, expertise, and leadership to your audience. However, many struggle to organize their information and may suffer from public speaking anxiety. By learning how to research, develop your content, and deliver the speech, you can impress and educate your audience.
-
1
Consider your purpose. The general purpose of your lecture is most likely to inform your audience about something they don’t know. However, you can consider this purpose more deeply. Are you trying to prepare them for an exam on the material? Are you leading them toward developing their own unique thoughts on the subject? Throughout the research and development of your lecture content, ask how you’re serving your overall purpose.
-
2
Read diverse sources. Don’t develop your lecture material from a single source. Try to get a diverse perspective from professional texts, academic papers, news sources, and even less formal sources like blog posts. Diverse sourcing will give you a more comprehensive understanding of the subject matter and reflect a more authoritative ethos to your audience.
- It’s good to present scholarly perspectives that conflict with each other. This will demonstrate that you are aware of critical perspectives, present a more comprehensive view of the topic, and give your audience something to think about.
Advertisement
-
3
Keep track of your sources. Make sure you are properly citing any sources you plan on using in the lecture and know precisely where each piece of information comes from. Keep written bibliography on the side in case someone requests this information.
- Verbal citations for a lecture don’t have to be as complete as written citations for a paper. You can say some like “According to the U.S. Department of Labor’s 2008 study…” before presenting the relevant information. Still, you should have a complete citation that includes the author, date, author’s qualifications, title, publication, relevant page numbers, and instructions for finding the source on the internet or in print in case someone wants to see your sources firsthand.
-
4
Listen to similar lectures. Use your preferred internet search engine to find other lectures on similar subjects. This can help you both in developing information for your content and giving you a template for how the lecture can be organized and delivered.[1]
YouTube and onlineuniversities.com are good places to find lecture videos.- As with any other source, make sure you cite the lecture if you are using specific information you gathered from it.
Advertisement
-
1
Start with an outline. Divide your content into major points and use them to set up an outline and develop subpoints underneath the major points. Starting with an outline will help you organize your thoughts and help you get starting in writing the actual wording of the lecture.[2]
- Try to organize for consistency and include a relatively equal amount of information, subpoints, reflective questions, and sources for each larger unit of your outline.
-
2
Include an introduction and conclusion. Introductions and conclusions are even more important for verbal lecture than written content because, unlike a written paper, the audience likely won’t be able to go back if they missed something. The introduction should prepare the audience for the most important parts of the lecture and the conclusion should restate those essential parts. [3]
- The statement of purpose should clearly outline the functional value of the lecture. For example, say “By the end of this lecture, you should be able to apply the Pythagorean theorem to calculate the length of sides of a triangle.”
- Directly state the purpose of the lecture in both the introduction and conclusion.
-
3
Work in audience participation. Try to work in elements of your speech that are directly engaging the audience. The best way to do this is to include open questions in your lecture and offer an opportunity to for listeners to answer or give their thoughts. Interactive elements will keep your audience involved and give them an opportunity to apply the information or skills they’re learning.
- You can also organize activities for break out sections. You can break your audience into groups and have them and have them debate a subject against other groups or have them review separate case studies. This works specifically for a classroom lecture.
- Ask an open-ended question that requires your audience to reason their answer like “Why do you think that Britain declined to recognize the Confederacy during the American Civil War?”
-
4
Tailor the length to the amount of time that you have to speak. Consider ahead of time what you can cover in your allotted time. Generally, it takes 2 minutes to recite 1 double-spaced page, although this can vary from person to person. Assign a certain amount of time to each part of your lecture and time yourself as you practice.[4]
- If you don’t have much time, hit only the important points. Try not to go off topic or spend time discussing things that aren’t relevant to your main point.
- It is usually better go slightly shorter with your lecture than to go over the time limit.
-
5
Anticipate questions and confusion. Try to anticipate parts of your lecture that might be confusing and specific questions that the audience may ask. Where you do anticipate confusion, do your best to clarify each part of the information and make time to respond to questions or concerns. You should also try to demonstrate the concept in a practical way. For example, if you’re explaining a difficult math formula, do work out several problems while clearly explaining how the formula applies.[5]
- If you’re having trouble determining this on your own, ask a friend or colleague to review it and determine areas of confusion.
Advertisement
-
1
Provide an outline. If you’re concerned about the audience’s ability to follow along with your lecture, print out copies of your outline and hand them out to the audience. If you have a projector available, you could just project a copy of the outline instead. PowerPoint is an excellent tool for presenting an outline along with your spoken lecture.
- It isn’t a good idea to read your lecture verbatim from a script so try to limit your outline to the key conceptual aspects of the lecture.
- With a PowerPoint or projected outline, don’t over rely on it to keep you on track. Think of it as a note-taking guide for the audience and a way to incorporate visual material like images or video that support your lecture content.[6]
-
2
Practice on your own. Practice will not only improve your technique but lessen any speech anxiety you may be experiencing.[7]
Go over your speech as many times as possible to perfect your delivery.- Consider recording yourself delivering the lecture. This will give you direct insight into how your audience will see you.
- Time yourself when you practice using your phone or a clock. This will help you realize if your lecture is too long or too short.
-
3
Maintain eye contact. Eye contact will demonstrate confidence and help keep your audience engaged. Try to pick out 3 or 4 targets for eye contact amongst the audience ahead of time and rotate between them.
-
4
Moderate your tone and pace. Consider how quickly you’re delivering the lecture and variations in your tone. Going too quickly will cause you to lose some members in your audience, as will speaking with a monotone.
- Public speaking anxiety can cause you to speed up without noticing it. If you find yourself doing this, break up sentences with some sort of marking reminding you to pause. This make you more conscious of your pace.
- You can also mark certain words to put emphasis on. This will provide variation in your delivery tone.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do you deliver a lecture?
Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.
English Professor
Expert Answer
To effectively deliver a lecture, provide your audience with a clear outline of your lecture, rehearse your talking points, remain in control of your delivery, use eye contact strategically, and maintain energy throughout.
-
Question
How long should a lecture be?
Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.
English Professor
Expert Answer
The length of a lecture totally depends on the circumstances surrounding your talk. Make sure to clarify these circumstances before writing and delivering your lecture.
-
Question
How do you become a lecturer?
Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.
English Professor
Expert Answer
If you are interested in becoming a lecturer, make sure you are an expert in your field and have some public speaking experience. Proposing a lecture at your local library might be a good way to begin.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To prepare a lecture, start by putting the information you want to convey into an outline, so you can organize the points you want to make. Then, make sure you have an introduction that states the most important points of your lecture, as well as a conclusion that restates those points. Additionally, include open questions and opportunities for group discussion if you can, since that can keep your audience engaged. Finally, practice your lecture in advance so you can make any necessary adjustments to stay within your allotted time. For tips from our English reviewer on how to research your lecture by listening to other lectures on similar subjects, read on!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 75,536 times.
Reader Success Stories
-
«Very helpful for beginners. Thanks a lot!»
Did this article help you?
Download Article
Download Article
Most people are required to deliver a lecture at some point in their life, whether it be for school, work, or other activities. Delivering a strong lecture will demonstrate intelligence, expertise, and leadership to your audience. However, many struggle to organize their information and may suffer from public speaking anxiety. By learning how to research, develop your content, and deliver the speech, you can impress and educate your audience.
-
1
Consider your purpose. The general purpose of your lecture is most likely to inform your audience about something they don’t know. However, you can consider this purpose more deeply. Are you trying to prepare them for an exam on the material? Are you leading them toward developing their own unique thoughts on the subject? Throughout the research and development of your lecture content, ask how you’re serving your overall purpose.
-
2
Read diverse sources. Don’t develop your lecture material from a single source. Try to get a diverse perspective from professional texts, academic papers, news sources, and even less formal sources like blog posts. Diverse sourcing will give you a more comprehensive understanding of the subject matter and reflect a more authoritative ethos to your audience.
- It’s good to present scholarly perspectives that conflict with each other. This will demonstrate that you are aware of critical perspectives, present a more comprehensive view of the topic, and give your audience something to think about.
Advertisement
-
3
Keep track of your sources. Make sure you are properly citing any sources you plan on using in the lecture and know precisely where each piece of information comes from. Keep written bibliography on the side in case someone requests this information.
- Verbal citations for a lecture don’t have to be as complete as written citations for a paper. You can say some like “According to the U.S. Department of Labor’s 2008 study…” before presenting the relevant information. Still, you should have a complete citation that includes the author, date, author’s qualifications, title, publication, relevant page numbers, and instructions for finding the source on the internet or in print in case someone wants to see your sources firsthand.
-
4
Listen to similar lectures. Use your preferred internet search engine to find other lectures on similar subjects. This can help you both in developing information for your content and giving you a template for how the lecture can be organized and delivered.[1]
YouTube and onlineuniversities.com are good places to find lecture videos.- As with any other source, make sure you cite the lecture if you are using specific information you gathered from it.
Advertisement
-
1
Start with an outline. Divide your content into major points and use them to set up an outline and develop subpoints underneath the major points. Starting with an outline will help you organize your thoughts and help you get starting in writing the actual wording of the lecture.[2]
- Try to organize for consistency and include a relatively equal amount of information, subpoints, reflective questions, and sources for each larger unit of your outline.
-
2
Include an introduction and conclusion. Introductions and conclusions are even more important for verbal lecture than written content because, unlike a written paper, the audience likely won’t be able to go back if they missed something. The introduction should prepare the audience for the most important parts of the lecture and the conclusion should restate those essential parts. [3]
- The statement of purpose should clearly outline the functional value of the lecture. For example, say “By the end of this lecture, you should be able to apply the Pythagorean theorem to calculate the length of sides of a triangle.”
- Directly state the purpose of the lecture in both the introduction and conclusion.
-
3
Work in audience participation. Try to work in elements of your speech that are directly engaging the audience. The best way to do this is to include open questions in your lecture and offer an opportunity to for listeners to answer or give their thoughts. Interactive elements will keep your audience involved and give them an opportunity to apply the information or skills they’re learning.
- You can also organize activities for break out sections. You can break your audience into groups and have them and have them debate a subject against other groups or have them review separate case studies. This works specifically for a classroom lecture.
- Ask an open-ended question that requires your audience to reason their answer like “Why do you think that Britain declined to recognize the Confederacy during the American Civil War?”
-
4
Tailor the length to the amount of time that you have to speak. Consider ahead of time what you can cover in your allotted time. Generally, it takes 2 minutes to recite 1 double-spaced page, although this can vary from person to person. Assign a certain amount of time to each part of your lecture and time yourself as you practice.[4]
- If you don’t have much time, hit only the important points. Try not to go off topic or spend time discussing things that aren’t relevant to your main point.
- It is usually better go slightly shorter with your lecture than to go over the time limit.
-
5
Anticipate questions and confusion. Try to anticipate parts of your lecture that might be confusing and specific questions that the audience may ask. Where you do anticipate confusion, do your best to clarify each part of the information and make time to respond to questions or concerns. You should also try to demonstrate the concept in a practical way. For example, if you’re explaining a difficult math formula, do work out several problems while clearly explaining how the formula applies.[5]
- If you’re having trouble determining this on your own, ask a friend or colleague to review it and determine areas of confusion.
Advertisement
-
1
Provide an outline. If you’re concerned about the audience’s ability to follow along with your lecture, print out copies of your outline and hand them out to the audience. If you have a projector available, you could just project a copy of the outline instead. PowerPoint is an excellent tool for presenting an outline along with your spoken lecture.
- It isn’t a good idea to read your lecture verbatim from a script so try to limit your outline to the key conceptual aspects of the lecture.
- With a PowerPoint or projected outline, don’t over rely on it to keep you on track. Think of it as a note-taking guide for the audience and a way to incorporate visual material like images or video that support your lecture content.[6]
-
2
Practice on your own. Practice will not only improve your technique but lessen any speech anxiety you may be experiencing.[7]
Go over your speech as many times as possible to perfect your delivery.- Consider recording yourself delivering the lecture. This will give you direct insight into how your audience will see you.
- Time yourself when you practice using your phone or a clock. This will help you realize if your lecture is too long or too short.
-
3
Maintain eye contact. Eye contact will demonstrate confidence and help keep your audience engaged. Try to pick out 3 or 4 targets for eye contact amongst the audience ahead of time and rotate between them.
-
4
Moderate your tone and pace. Consider how quickly you’re delivering the lecture and variations in your tone. Going too quickly will cause you to lose some members in your audience, as will speaking with a monotone.
- Public speaking anxiety can cause you to speed up without noticing it. If you find yourself doing this, break up sentences with some sort of marking reminding you to pause. This make you more conscious of your pace.
- You can also mark certain words to put emphasis on. This will provide variation in your delivery tone.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do you deliver a lecture?
Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.
English Professor
Expert Answer
To effectively deliver a lecture, provide your audience with a clear outline of your lecture, rehearse your talking points, remain in control of your delivery, use eye contact strategically, and maintain energy throughout.
-
Question
How long should a lecture be?
Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.
English Professor
Expert Answer
The length of a lecture totally depends on the circumstances surrounding your talk. Make sure to clarify these circumstances before writing and delivering your lecture.
-
Question
How do you become a lecturer?
Christopher Taylor is an Adjunct Assistant Professor of English at Austin Community College in Texas. He received his PhD in English Literature and Medieval Studies from the University of Texas at Austin in 2014.
English Professor
Expert Answer
If you are interested in becoming a lecturer, make sure you are an expert in your field and have some public speaking experience. Proposing a lecture at your local library might be a good way to begin.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To prepare a lecture, start by putting the information you want to convey into an outline, so you can organize the points you want to make. Then, make sure you have an introduction that states the most important points of your lecture, as well as a conclusion that restates those points. Additionally, include open questions and opportunities for group discussion if you can, since that can keep your audience engaged. Finally, practice your lecture in advance so you can make any necessary adjustments to stay within your allotted time. For tips from our English reviewer on how to research your lecture by listening to other lectures on similar subjects, read on!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 75,536 times.
Reader Success Stories
-
«Very helpful for beginners. Thanks a lot!»