Как пишутся междометия образованные путем повтора


0 интересует


0 не интересует


43 просмотров

Как пишутся междометия, образованные повторением слов?​

  • пишутся
  • междометия
  • повторением
  • русский язык
  • 5 — 9 классы



Как пишутся междометия и звукоподражания образованные путем повторения основы слова


спросил

12 Фев, 21


от
zenkatagaev_zn

(29 баллов)



в категории Русский язык


1 Ответ


0 интересует


0 не интересует



Как пишутся междометия и звукоподражания образованные путем повторения основы слова


ответил

12 Фев, 21


от
kudrasovad94444_zn

(98 баллов)



Ответ:Архивариус

1 — 3

2 — 3

3 — 3

4 — 3

5 — 1

6 — 2

7 — 1

8 — 2

9 — 3

10 — 1

11 — 1

12 — 4

13 — 1

14 — 3

15 — 2

16 — 4

17 — 3

18 — 2

Объяснение:

Добро пожаловать на сайт Школьные решения и ответы. У нас вы можете задавать задачи и получать решения от других членов сообщества.

Урок 155

Тема. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Урок 154

Цели: показать, какие знаки препинания используются при междометиях; дать представление об особенностях написания междометий.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, определите цель высказывания, определите части речи.

— Что выражается с помощью междометия?

Ах да (не)ужели вы (не)зна…те чтосс.одня оружейник Просперо и г…мнаст Тибул повели народ что(бы) взять штурмом Дворец Трех Толстяков (Ю. Олеша.)

Комментарий. Ах, да неужели вы не знаете, что сегодня оружейник Просперо и гимнаст Тибул повели народ, чтобы взять штурмом Дворец Трех Толстяков?

Особое внимание надо уделить служебным частям речи и междометию. Междометие выражает тревогу, нетерпение, удивление.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о междометии как особой части речи.

2. Упражнение 416: проверка по цепочке.

В это время двое учеников выполняют на доске морфологический и синтаксический разбор.

Комментарий. Междометия употреблены в значениях:

— существительного-дополнения (1-е предложение);

— глагола-сказуемого (2-е предложение);

— однородных существительных-подлежащих (3-е предложение);

— существительного-обстоятельства (4-е предложение).

В последних двух предложениях междометия выступают самостоятельно, не являются членами предложений.

III. Изучение темы «Дефис в междометиях. Знаки

препинания при междометиях». Слово учителя

Правила правописания междометий и знаков препинания при них довольно просты:

1) Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис: Ой-ой-ой! Тьфу-тьфу-тьфу! Ах-ах!

2) Междометия выделяются запятой или восклицательным знаком: Эх, дубинушка, ухнем!

Как обычно, если вы правильно определите часть речи и ее роль в предложении, то трудностей в постановке знаков препинания не будет.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 417: комментированное письмо.

2. Упражнение 418: выразительное чтение, объяснение орфограмм и пунктограмм, записывание двух-трех предложений с междометиями; морфологический разбор слова — на доске и в тетрадях.

Домашнее задание 1- § 71.

2. Упражнение 420 (подготовить исполнение диалогов по ролям).

Цели: формировать умение отличать производные междометия от самостоятельных частей речи; развивать навыки диалогической речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, определите интонацию высказывания, определите части речи, укажите их роль в предложении. Ахкакпр…ятно оч…mum…ся у теплой печ…ки после лыжной прогулки (по)зимн…му лесу.

Комментарий. Восклицательная интонация предложения создается при помощи смысловой частицы как, а междометие ах поддерживает восклицательную интонацию, выражает чувства радости, [ удовольствия.

Ах, как приятно очутиться у теплой печки после лыжной прогулки по зимнему лесу!

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о дефисном написании междометий и о знаках препинания при них.

2. Упражнение 420: исполнение составленных учениками диалогов с включением междометий (по ролям).

III. Понятие о производных междометиях

1. Беседа по вопросам.

— Что такое производные слова?

— Слова каких частей речи бывают производными?

— Приведите примеры производных наречий, союзов.

2. Сопоставительный анализ предложений.

1) При виде предводителя пиратов ужас охватил меня. Ужас! Сегодня, оказывается, контрольная!

2) Слова батюшки привели меня в смущение. Батюшки! Да как же тебя угораздило?!

3) «Кошмар на улице Вязов» — фильм ужасов. Как ты себя ведешь?! Кошмар!

Комментарий. Очевидно, что совпадающие слова во вторых предложениях каждой пары произошли из существительных. Это и есть производные междометия.

3. Жаргонные междометия.

— Приведите примеры разговорных междометий современных школьников, объясните, какие чувства, настроения они выражают. (Круто! Bay! Отстой! и т. п.)

— Подобные междометия, как и вообще молодежный жаргон, употребляются исключительно в разговорной речи и не должны выходить за рамки общения сверстников. Заметим, что непроизводное междометие Bay! заимствовано из английского языка и соответствует русским аналогам: Вот это да! Здорово! Ого! Влияние английского языка объективно усиливается, особенно в последние годы. Заимствование этого междометия говорит о влиянии даже на способы выражения чувств и настроений молодежи.

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 419: выразительное чтение, письменное выполнение.

Фонетический и морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.

Домашнее задание

1. § 70-71.

2. Упражнение 421.

Цели: показать значение междометий в роли других частей речи; развивать умение отличать междометия от других частей речи, от звукоподражательных слов.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, анализ предложений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки

препинания, сделайте синтаксический разбор, определите

части речи, укажите их роль в предложении.

К…манда стояла (на)смертъ но увы пропустила мяч… в самом конце ма…ча.

(Команда стояла насмерть, но, увы, пропустила мяч в самом конце матча.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 421: чтение вариантов текста с добавлением междометий.

В это время фонетический разбор, разбор слова по составу, словообразовательный и морфологический разбор трое учеников выполняют на доске.

III. Анализ предложений

— Сопоставим предложения и определим роль и значение омонимичных слов.

1)0 тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных колоколен! (К.Д. Бальмонт.)

О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф.И. Тютчев.)

О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (А.А. Григорьев.)

Комментарий. В первом предложении О — усилительная частица при обращении, она не отделяется от обращения запятой. Во втором предложении О — предлог. В третьем — междометие.

2) Далече грянуло ура.

Ура, мы ломим, гнутся шведы! (А.С. Пушкин.) Комментарий. В первом предложении междометие ура употребляется в значении существительного-подлежащего. Во втором — собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет.

3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос!

Ого-го! Отзовитесь!

Комментарий. В первом предложении междометие ого*го употребляется в значении наречия-обстоятельства, во втором собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.

Вывод: междометия могут выступать в роли разных членов предложения, хотя по сути они не являются членами предложения.

IV. Звукоподражательные слова

1. Задание: привести примеры звукоподражательных слов. (Мяу, гав-гав, му-му, хрю-хрю, чик-чирик, дзинь, бац, чмок и т. д.)

2. Беседа.

Интересно, что звукоподражания неодинаковы в разных языках. Вы, наверное, знаете, что «по-английски» кошка, например, говорит мью-мью, а собака — бау-вау.

— Как вы думаете, от чего зависит разница в звукоподражании в разных языках? (От фонетических особенностей каждого языка.)

— Какие чувства, настроения выражают звукоподражания? (Сами по себе они не выражают ни чувств, ни настроений, а лишь пытаются передать различные звуки. Чувства и настроения может создать лишь интонация, с которой звукоподражания произносятся.)

— Иногда звукоподражательные слова относят к междометиям, однако они составляют особую группу. Попробуем это доказать.

3. Анализ текста.

— Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки

препинания, сделайте синтаксический разбор, определите

части речи, укажите их роль в предложении.

Кчему (бы) (не, ни) готовил свое подр…зделениеБлохин, такого соперн…ка (не, ни) он, (не, ни) его игроки явно (не, ни) ож…дали. Да и кто ож..дал(то)? Вот (уж) воист…ну (не, ни)истовые пр…тив-ники лиш… мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.

Комментарий. К чему бы ни готовил свое подразделение Блохин, такого соперника ни он, ни его игроки явно не ожидали. Да и кто ожидал-то? Вот уж воистину неистовые противники -лишь мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.

Обратим особое внимание на разнообразие частиц (и формообразующих, и смысловых), предлогов, союзов и звукоподражательное слово. Оно выступает в роли существительного-подлежащего. Об этой роли звукоподражательного слова говорит, в частности, однородное с ним подлежащее мельканье.

4. Разбор предложений.

Бокал сказал «дзинь!» и разбился.

А щука бух в воду!

Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.

Комментарий. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения: «дзинь!» — в роли дополнения, бух — в роли сказуемого, ква-ква — в роли подлежащего.

5. Вывод.

Звукоподражательные слова, в отличие от междометий, не выражают чувств, настроений, побуждений, они лишь передают звуки окружающего мира. Звукоподражательные слова обычно выступают в роли каких-либо членов предложения.

Домашнее задание

Выписать из художественных произведений предложения с междометиями; выучить фрагменты стихотворений с междометиями наизусть.

Цели: показать значение междометий в художественной речи; развивать интерес к поэзии.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Ученики зачитывают примеры с междометиями, определяют роль междометий в предложениях.

2. Чтение наизусть стихотворных фрагментов с междометиями.

П. Беседа

— К какому стилю речи относится большая часть примеров предложений с междометиями из прозаических произведений? (К разговорному. В художественных произведениях междометия чаще всего встречаются в речи героев.)

— Мы заметили, что, кроме очень частого употребления междометий в разговорной речи, эта особая часть речи активно используется в поэзии. Как вы думаете, почему поэтическая речь изобилует междометиями? (Междометия непосредственно выражают чувства, настроения, переживания, то есть то, что присуще лирической поэзии.)

III. Элементы анализа поэтических текстов

1. Слово учителя.

Для того чтобы бегло, на первый взгляд определить место междометий в творчестве какого-либо поэта, достаточно бывает взять алфавитный список его стихотворений, полистать сборник.

Возьмем, например, том Пушкина: «О, если правда, что в ночи…», «О, кто бы ни был ты…», «Увы! Зачем она блистает…», «Ура! В Россию скачет…».

2. Закрепление материала.

— Запишем поэтические строки, рассмотрим роль и значение междометий.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. (А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Междометие чу выражает призыв к вниманию, тишине, настороженности.) Уде, жарко!., до полдня грибы собирали. Вот из лесу вышли — навстречу как раз Синеющей лентой, извилистой, длинной Река луговая… (Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Междометие .к* выражает чувство усталости, имеет простонародный оттенок.) Эх, вы, сани! А кони, кони! Видно черт их на землю принес. В залихватском степном разгоне Колокольчик хохочет до слез. (С.А. Есенин. Междометие эх выражает чувство удали, веселья, воли, тоже имеет простонародный оттенок.)

Примечание. Можно заранее дать задания по группам: проследить употребление междометий в поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова, современных авторов.

Сопоставление выступлений групп может показать изменения в частотности употребления междометий, изменения в лексическом наборе междометий.

Отметим, что в поэзии XIX века часто употребляются междометия о, увы, ах, чу, редко встречающиеся в современном языке. Эти междометия имеют возвышенный оттенок, в отличие от простонародных, разговорных эх, ух, эй и т. п.

Домашнее задание

Повторить § 70-71, подготовиться к обобщающему уроку.

Правильные решения и ответы на любые задания для школьника или студента быстро онлайн. А если не нашли нужное решение или ответ, то задайте свой вопрос нашим специалистам.

Среди всего многообразия слов в русском языке встречаются такие, которые трудно отнести к какой-либо морфологической группе. Эти слова передают звуки окружающего мира, по-видимому не называя никакого понятия. О них и пойдет речь в статье.

Что такое звукоподражательные слова

Звукоподражательными называют слова, которые воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными или неживыми предметами. С этой точки зрения они не являются словами в полной мере, так как трудно сказать, что они обозначают некое абстрактное понятие, существующее в сознании человека. Но их нельзя счесть и какими-либо явлениями, лежащими за пределами лексики, ведь звукоподражательные слова являются основой для словообразования. Например, звукоподражательное слово «мяу» является основой цепочек «мяукать — мяуканье» и «мяукать — мяукающий» и т. д.

Звукоподражательные слова могут обозначать

  • звуки, издаваемые животными (мур, гав, ку-ку, ква-ква и т. д.)
    ;
  • звуки природы (кап-кап, буль-буль, тук-тук и т. д.)
    ;
  • звуки неодушевленных предметов (тик-так, би-би, дзынь-дзынь и т. д.)
    ;
  • неречевые звуки, издаваемые человеком (кхе-кхе, апчхи, хи-хи-хи и т. д.)
    .

Звукоподражательные слова близки к междометиям, но не являются ими, так как не передают эмоций.

Правописание звукоподражательных слов

Звукоподражательные слова чаще состоят из двух-трех повторяющихся элементов (к примеру
, «тук-тук»)
. Эти повторяющиеся элементы следует писать через дефис.

Синтаксическая роль звукоподражательных слов

Как и междометия звукоподражания могут выполнять функцию самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Рассмотри примеры звукоподражательных слов в предложениях.

Откуда-то раздалось мяу
. — подлежащее.

Она все хи-хи
да ха-ха
, но ничего конкретного. — сказуемое.

Мы услышали ку-ку

. — дополнение.

💡

Использование звукоподражаний, как и междометий, в качестве сказуемых придает речи динамичность.

Звукоподражательная теория происхождения языка

Существует теория, рассматривающая звукоподражание как первые слова человеческого языка и его основу. По мнению Г. Лейбница, опиравшегося на труды древних стоиков, язык возник из звукоподражания. Поскольку не все слова даже древних языков можно объяснить таким образом, ученый высказал мнение, что звуки могут быть символами каких-либо качеств. В настоящее время эта теория считается одной из возможных.

Что мы узнали?

Звуки природы, животных, неживых предметов, а также неречевые звуки, издаваемые людьми, отразились в языке в виде звукоподражательных слов: «бах», «хрю-хрю», «ха-ха» и т. д. Эти слова примыкают к междометиям, хотя и не являются ими, и могут становиться основой для словообразования и выполнять синтаксическую роль в предложении. Звукоподражания пишутся через дефис, если состоят из двух и более повторяющихся элементов.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1
. Всего получено оценок: 94.

10-й класс

Цели урока:

рассмотреть, какое место в
языковой системе занимают звукоподражания,
акцентировать внимание учащихся на происходящих
в языке процессах, познакомить учащихся с
различными научными подходами к изучению
междометий, воспитывать языковое чутье.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Вопрос о звукоподражаниях по-разному
рассматривается лингвистами. Одни считают, что
звукоподражания примыкают к междометиям, близки
к ним по своим морфологическим и синтаксическим
особенностям. Другие описывают звукоподражания
как особую часть речи. В соответствии с третьей
точкой зрения они находятся за пределами частей
речи. Мы будем рассматривать звукоподражания как
особую часть речи.

– Попробуйте самостоятельно сформулировать
определение звукоподражаний. Для этого
воспользуйтесь следующей подсказкой.

Звукоподражания

– это
(самостоятельная/служебная/особая) часть речи,
включающая (изменяемые/неизменяемые) слова,
которые своим звуковым составом воспроизводят
(?).

(Звукоподражания
– это особая
часть
речи, включающая неизменяемые
слова, которые
своим звуковым составом воспроизводят издаваемые
человеком, животными, предметами звуки.
)

– Верно. Заполните данную таблицу
соответствующими примерами.

– Подумаем и скажем: каково же
частеречное значение звукоподражаний? (Частеречное
значение звукоподражаний – воспроизведение
звуков живой и неживой природы.
)

– Можно ли по звукам узнать, какой предмет их
издает? (Да, можно. Например, динь-динь-динь

эти звуки издает колокольчик; ха-ха-ха
– смех
человека; кря-кря
– звуки, издаваемые уткой.)

– Хорошо. Чем звукоподражания отличаются от
междометий?

Воспользуйтесь подсказкой. Семантика
звукоподражаний не зависит от…, она понятна
без…, не вытекает из… .

(Семантика звукоподражаний не зависит от интонации,

она понятна без жестов и мимики,
не вытекает
из контекста и ситуации.
)

– Что общего у звукоподражаний с междометиями?
Продолжите ответ:

Как и междометия, звукоподражания являются…,
но звукоподражания… .

(Как и междометия, звукоподражания являются неизменяемыми
словами,
но звукоподражания грамматически не
изолированы от других слов.
)

– Что из этого следует? (Звукоподражания
могут употребляться в функции членов
предложения.)

– Верно. Но давайте будем более точными. В
функции всех членов предложения могут
употребляться звукоподражания? Придумайте
примеры. Определите частеречную принадлежность
звукоподражаний. (Учащиеся составляют примеры.)

(Анализ примеров показал, что звукоподражания
могут употребляться в функции подлежащего,
сказуемого, дополнения, а также в составе прямой
речи.)

Кошка все мяу
да мяу.
(Сказуемое.)

Вдалеке послышалось гав-гав-гав.
(Подлежащее.)

Гусь настойчиво повторяет га-га-га.
(Дополнение.)

Утка долго стояла на одной ноге, а потом как
закричит: «Кря-кря-кря!»
. (Прямая речь.)

– Молодцы. Как к звукоподражаниям применимы
термины: непроизводные/производные
?

(Большая часть звукоподражаний представляет
собой непроизводные слова: хрю, апчхи
и др.
Производные лексемы образуются путем повтора
одних и тех же или близких звуковых комплексов: гав-гав,
тик-так
и др.)

– Верно ли утверждение, что звукоподражания
могут варьироваться фонетически? (Да, верно.
Например: гав – га-ав – гав-в – гав-гав.
)

– Применительно к теме урока поразмышляем над
словом ха-ха-ха.

Придумайте с этим словом
предложения.

(Петя
вошел в комнату, увидел на сестре новое платье и
так и покатился со смеху: «Ха-ха-ха!».
Невозможно
однозначно сказать, междометием или
звукоподражанием является в данном предложении
слово ха-ха-ха,
так как оно воспроизводит
звуки, издаваемые человеком (смех), и выражает
чувства и эмоции. Слово ха-ха-ха
является
синкретичным.)

– Прочитайте следующие предложения:

И с возом бух в канаву. (И.Крылов)
Однажды
вечером шасть ко мне этот Рогов с товарищем. (В.Короленко)

Незаряженной гранатой Теркин немца с левой шмяк! (А.Твардовский)

– Ах, и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А.Пушкин)

Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько
медведя толк ногой. (И.Крылов)
Андрей
бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове. (А.Чехов)

А колокол бом да бом.

В этих предложениях встречаются слова, о
частеречной принадлежности которых существуют
разные мнения. Как вы думаете: что это за слова? (Бух,
шасть, шмяк, прыг, толк, хлоп, бом.)

– Верно. Ребята, эти слова ученые называют
междометными глаголами, или глагольными
междометиями. А.А. Шахматов называл эти формы
глаголами «мгновенного вида», А.М. Пешковский
– глаголами «ультрамгновенного вида». Как вы
думаете: для какой речи типичны эти формы? (Эти
слова характеризуются экспрессией и типичны для
разговорной речи.)

– Заслуживает внимания точка зрения
Л.Д. Чесноковой. Остановимся на ней подробнее.
На первый взгляд одинаковые слова
Л.Д. Чеснокова делит на три группы. Попробуем
разобраться. В первую группу она включает слова,
которые соотносятся с инфинитивом. Эти слова она
считает особыми глагольными формами, не имеющими
отношения к звукоподражаниям и тем более к
междометиям. Приведите примеры таких слов. (Прыг
– прыгнуть, толк – толкнуть, стук – стукнуть

и т.д.)

– Какими членами предложения являются
подобные слова? (Они выступают в функции
простого глагольного сказуемого.)

– Верно. Какими глагольными признаками при
этом обладают данные лексемы? (Выражают
значение совершенного вида, прошедшего времени,
изъявительного наклонения, управляют другими
словами, сочетаются с обстоятельствами (сильно
толк в бок).
)

– Вторую группу, по мнению Л.Д. Чесноковой,
составляют лексемы, выполняющие функцию
сказуемого, но не имеющие отношения к глаголам.
Эти слова являются звукоподражаниями. Убедиться
в справедливости сказанного можно на примере
предложения: Еду, еду в чистом поле, колокольчик
динь-динь-динь.
Что дает повтор слов? (Лексема динь-динь-динь

в предложении является сказуемым, но к глаголу не
имеет никакого отношения. Повтором слов
обозначена длительность звучания.)

– Хорошо. И, наконец, третья группа. К третьей
группе Л.Д. Чеснокова относит синкретичные
лексемы, сочетающие в себе признаки глаголов и
признаки звукоподражаний. Прочитайте
предложение и найдите в нем такую лексему: Андрей
бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове.

(А.Чехов)

(Это лексема хлоп.
Она одновременно
соотносится с инфинитивом (хлоп – хлопнуть)
и
воспроизводит звук.)

– Не правда ли, точка зрения Л.Д. Чесноковой
интересна? А теперь поразмышляем над тем, как
звукоподражания связаны с другими частями речи и
в чем эта связь проявляется. (Логично
предположить: если звукоподражания являются
элементом морфологической системы русского
языка, то они, безусловно, связаны с другими
элементами данной системы. Эта связь проявляется
в том, что от звукоподражаний могут быть
образованы глаголы, а от них, в свою очередь,
существительные; ква – квакать – кваканье,
бабах – бабахнуть – бабаханье
и др.
Звукоподражания, как знаменательные части речи,
способны употребляться в функции членов
предложения. Наблюдается явление синкретизма.)

Практическая часть урока.

1. Работа с Толковым словарем С.И. Ожегова. Как
звукоподражания представлены в словаре?

2. Творческая работа «Звуки одного утра». Какое
место в вашей работе занимают звукоподражания и
какую роль они играют?

Домашнее задание.
Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Роль и место
звукоподражаний в художественной речи».

Н.М. РУХЛЕНКО,

г. Белгород

Классификации звукоподражательных слов

Исследователями неоднократно предпринимались попытки классификации ономатопов. В частности, имеются разработки в данном направлении у таких авторов, как Н.П. Авалиани, И.В. Арнольд, Н.И. Ашмарин, С.В. Воронин, A.M. Газов-Гинзберг, Е.С. Жаркова, X. Марчанд, А. Фрелих, Г. Хильмер, Н.М.Юсифов и др. Наиболее известные из них — классификация С.В. Воронина по типам акустического денотата, получившая широкое практическое значение в трудах фоносемантистов; С.С. Шляховой — по значимости фонического компонента; А.М. Газова-Гинзберга — по типам звуковых объектов, выделяющего внешнее и внутреннее звукоподражания и др. Представлена попытка классификации ономатопов по степени проявления звукообраза[Тишина 2010]. Так, выделяются четыре группы ономатопов современного русского языка. Первая группа включает лексемы, объединяемые в особую часть речи, если таковая признаётся, или в один из разрядов междометий: кукареку, хи-хи-хи, мням-мням, ква-ква, ам и др.

Вторая группа лексем мотивирована единицами первой группы: каркать, хрюкать, хрюша, квакать, кукушка, цапнуть, стукнуть и т.п. Здесь еще жив звукообраз, но слова приобретают вторичную семантику, деривационное оформление, грамматический статус, происходит процесс лексикализации.

В третьей группе ономатопы осознаются как таковые носителями языка лишь на интуитивном уровне за счет частичного воссоздания звукообраза или формальных показателей звукоподражательности (некоторых исторических суффиксов, редупликации и др.): дребезжать (др-, -зж), брызгать (бр-, -зг-), балаболить (бал-/бол-), тараторить (тар-/тор-), а также шуршать, греметь, драндулет и др. Их ономатопоэтический потенциал может реализоваться лишь в контекстном употреблении, в художественном тексте.

Четвертая группа звукоподражательных слов утратила свой первоначальный образ окончательно: скала, щель, клёст, синица, прапорщик, черта, чепец, вкрапление, аляповатый и др.

По лексическим значениям В.В. Фатюхин делит междометные глаголы на три большие группы: 1) лексически однозначные глаголы; 2) лексически многозначные глаголы; 3) омонимичные глаголы [Фатюхин 2000: 34].

В основе классификации, предложенной рядом других исследователей — источник происхождения того или иного звука, ставшего основой для звукоподражательного слова, в соответствии с чем процесс звукоподражания объективно сводится к трем видам подражаний звукам:

1) звукам, издаваемым человеком (например, ха-ха, кхе-кхе, апчхи);

2) звукам, издаваемым животными и птицами (му-му, мяу-мяу, ква-ква, кукареку, чик-чирик);

3) звукам природы и окружающего мира (бух, кап-кап, тик-так).

3) слова, имитирующие различные звуки, не принадлежащие живым существам: тук-тук, динь-динь [Дудников 1990: 313].

С точки зрения З.А. Петковой по данному основанию выделяются:

2) подражания шумам и звукам явлений природы (кап-кап, буль-буль и т.д.),

3) подражания звукам, производимым неодушевленными предметами (динь-дон, чик-чик и т.д.),

4) подражания непроизвольным звукам человека (ха-ха-ха, апчхи и т.д.) [Петкова 2010].

Будучи одним из мощных экспрессивных средств языка, звукоподражательная лексика широко используется в художественных текстах. Л.А. Горохова выделяет следующие функции, выполняемые ономатопами в художественной литературе:

1. Звукоизобразительная функция.

2. Дескриптивная функция.

3. Идентифицирующая функция.

4. Характеризующая функция.

5. Функция интенсификации эмоционального воздействия.

6. Симплифицирующая функция.

7. Функция экономии языковых средств.

8. Эстетическая функция.

9. Экспрессивная функция[Горохова 2000].

Существующие разнообразные классификации звукоподражательной лексики, по мнению исследователей, можно свести к двум основным направлениям:

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I

1. Звукоподражание (ономатопы, мимемы и др.) не раз являлось объектом научного исследования. Ранние ученые часто рассматривали всю систему звукоподражательной лексики недифференцированно. Вся же система состоит из двух подсистем:

звукосимволическая (с неакустическим денотатом);

звукоподражательная (с акустическим денотатом).

Изучение истории вопроса показывает, что в исследовании звуковой изобразительности в целом к настоящему времени сделано многое. Вместе с тем, дискуссионными продолжают оставаться вопросы частеречной принадлежности звукоподражательных слов, разграничения их от междометий, определения специфики их значения, роли в тексте, в языке детей, детской литературе, проблема их перевода и т.д. Во второй половине ХХ в. возрос интерес к ономатопее в рамках фоносемантической модели лингвистического изучения языковых единиц. Появились новые концепции, разрабатываемые в этом русле (Журавлёв, 1974; Воронин, 1982, 1990; Афанасьев, 1981; Шляхова, 1991и др.).

2. Словообразовательный, морфологический и лексический статус рассматриваемого понятия до сегодняшнего дня является дискуссионным, открытым остаётся вопрос о его частеречной принадлежности. В отечественной лингвистике можно обнаружить противоположные мнения по данной проблеме. А.Н. Тихонов утверждает, что ономатопы обладают лексическим значением и являются полноценными словами, поскольку отражают языковую информацию. В системе частей речи звукоподражания выступают как особые, самостоятельные разряды слов, отличные от междометий. А.М. Пешковский не считает подобные образования словами вовсе, мотивируя это тем, что «здесь всё значение в звуках». Звукоподражательные слова часто относят к числу междометий, несмотря на ряд имеющихся отличий между ними. Однако мы, вслед за многими исследователями, все же придерживаемся того мнения, что звукоподражания следует отграничивать от междометий, так как они представляют собой отдельную часть речи.

3. Существующие классификации звукоподражательной лексики можно свести к двум основным направлениям:

1) по общим структурным элементам и акустическим качествам звуков (А. Фрелих, X. Марчанд, С.В. Воронин, О.А. Казакевич и др.);

2) по источникам звуков (Н.И. Ашмарин, A.M. Газов-Гинзберг, Н.П. Авалиани, Н.М. Юсифов и др.).

Их разряды, грамматические особенности, а также другие их функции изучим подробнее в данной статье.

Междометия

Эту часть речи, согласно школьной программе, изучают в шестом или седьмом классе. Хотя стакиваются с ней гораздо чаще. Еще в самом детстве, когда ребенок не умеет разговаривать, его первыми звуками являются именно они. Междометиями в нашем языке принято называть особую группу речи, которая помогает выражать Лингвисты относят их к особой категории. С точки зрения морфологии они являются частью речи. Однако стоят обособленно от самостоятельных и служебных слов. По функциональности они не несут в себе никакую смысловую нагрузку. То есть значений эти слова не имеют, лишь косвенные. Потом их нельзя назвать самостоятельными.

Что касается служебных, которые помогают соединяться словам в предложении и тексте, то и они не передали междометиям своих функций. Эти слова никому не «служат» и ничего не обозначают. Что же это тогда? Это самые обычные эмоции, когда нам не хватает слов выразить их более оформленно. Скажем: «Ах!», и все поймут, что нас что-либо удивило. Услышим: «Тсс!», и сразу же замолчим, поскольку данное слово обозначает прекращение разговоров или каких-либо действий. Предложения с междометиями являются более эмоциональными и гораздо глубже передают то, что сказать словами не всегда получится.

Сравним: «Ох, больно!» и «Мне больно». Оба эти предложения передают одинаковый смысл. Однако первое передает сиюминутное ощущение человека, второе же может означать и длительное чувство боли. Будет достаточно только охнуть, и нас поймут те, кто находится рядом.

Происхождение

Термины «Звукоподражательные слова» и «Междометия» появились очень давно, еще в начале семнадцатого века. Лингвист Смотрицкий ввел их в обиход в 1619-м году. Тогда он именовал их «междуметия», то есть сказанное между слов. По сути, таковыми они и являются.

Некоторые образовались, что называется, стихийно, от наших выкриков. Например, такие, как «А», «О», «Фу», «Ах», не имеют особой истории происхождения. Это наша невольная реакция на какой-либо раздражитель.

Всем известное слово «Баю-бай» берет свои корни от древнерусского слова говорить (баять). Таким образом, укладывая малыша, родители как бы приговаривают, чтобы он уснул.

Знакомое слово «алло», которые мы произносим, отвечая на звонок, пришло к нам из Англии. Его прямое значение — hello, что переводе «Здравствуйте». Поднимая трубку, мы даем знать, что слышим собеседника, одновременно приветствуя его.

Современный сленг с каждым годом создает все новые звукоподражательные слова и междометия. Появились формы «Упс», «Круто», «Бла-бла». Все они являются родственными нашим привычным «Ах», «Ого», «Да-да».

То есть с течением времени одни междометия исчезают, а на смену приходят другие, более актуальные на сегодняшний день.

Словообразование

Как и любая часть речи, междометия имеют свои особые способы образования. Различают следующие:

  • С помощью аффиксов. От слова «А» образуется более ласковое «Аиньки».
  • Переход из одной ч.р. в другую: «Батюшки! » (от им.сущ.), «Обалдеть!» (от глагола), «Круто!» (от наречия).
  • Сращение: «Вот тебе и на», «И не говори».
  • Сложение: «Кис-кис».

Разнообразие способов словообразования доказывает, что данная часть речи не так проста, как кажется на первый взгляд.

Структура

Классифицируют несколько видов междометий в зависимости от того, из скольких частей они состоят. Первая группа — простые. В их структуре всего одно слово и один корень. Примеры: «Ой», «Увы», «Эх».

Следующий вид называют сложными. Такое наименование они получили благодаря тому, что они складываются из нескольких корней. Например: «ах-ах-ах», «да-да-да», «батюшки-светы», «ого-го».

Последней по структуре группой являются составные междометия. Они образованы из нескольких простых слов: «увы и ах», «вот тебе и раз». Как правило, эта группа происходит от имен существительных, к которым прибавляются междометия.

Виды

Принято подразделять их на несколько типов.

  1. Побудительные. Они, заменяя полнозначные слова, сигнализируют о том, что пора действовать: «Давай быстрее!», «Эй, подскажи, как здесь проехать!», «Тсс, говорите тише — спит ребенок».
  2. Эмоциональные. Такие слова невольно вырываются у человека, когда он удивлен или напуган: «Ах, как это мило!» «Ой, какая же сильная гроза!».
  3. Этикетные. Далеко не все знают, что привычные для нас слова «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо» относятся к классу междометий. Они не имеют самостоятельного значения, передавая лишь нашу вежливую интонацию. Например: «Пожалуйста, отпустите меня погулять. Спасибо вам огромное за помощь! Привет, друзья!»

Без слов этой группы вряд ли воспитанный человек может представить свою жизнь. Они помогают не только украсить нашу речь, но и придают ей некий шарм.

Пунктуация

Как же на письме обособляется эта часть речи? Предложения с междометиями, как правило, имеют запятые.

Например: «Эх, как быстро пролетел отпуск!» После эмоционального слова ставится запятая, поскольку оно стоит в начале предложения. Подобные примеры: «Ого, как вас много здесь!», «Фу, как это некрасиво с вашей стороны».

Особое место занимает междометие «о». Употребляясь вместе с другими словами, оно не отделяется запятыми: «О воздух, как ты чист!», «О нет, вынужден в этом деле вам отказать».

В предложении «Ну как же решиться и позвонить?!» слово «ну» не обособляется, поскольку имеет значение усиления. В случае, когда оно обозначает продолжительность действия, то его необходимо выделить запятой: «Ну, не знаю, сколько это будет продолжаться».

Междометие «какой», которое употребляется как высшая степень чего-либо, не обособляется: «Какой прекрасный вечер!», «Какой ты неряха!».

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий

Особой категорией представлены слова, которые имитируют какие-либо звуки. Они, в отличие от междометий, никакой эмоциональности в себе не несут. Их основная функция — передать похожий звук. Например, тиканье часов передается на письме словом «Тик-так». Когда мы услышим пролетающего мимо жука, то воспроизведем его полет как «Жжж». И таких примеров масса.

Кроме того, эта часть речи активно участвует в образовании различных слов: гав — гавкать, хрю — хрюкать, хи-хи — хихикать.

Самое главное их отличие от междометий — разная роль в языке. На первый взгляд, они очень схожи. Однако путать и не стоит, поскольку звукоподражательные слова не передают чувств и эмоций человека. Они лишь повторяют звучание.

Разряды

Звукоподражательные слова в русском языке разделяются на несколько подвидов:

  • Голоса животных (в том числе птиц): кукареку (петух), мяу (котенок), у-у (сова), пи-пи (мышка).
  • Природные звуки: ба-бах (гром), бум (что-то упало), пшш (шипение воды).
  • Имитация музыкальных инструментов: динь-дон (звенит колокол), трень (игра на гитаре).
  • Издаваемые людьми звуки: хрум (есть морковку), топ-топ (кто-то идет), цок (на каблуках).

Это самые распространенные разряды этой части речи. Звукоподражательные слова и междометия составляют особую группу в русском языке, не относясь ни к самостоятельным, ни к служебным.

Синтаксическая роль

Очень любопытно, что в редких случаях такие маленькие словечки могут являться различными членами предложения. Междометия и звукоподражательные слова, примеры которых были многократно приведены нами выше, бывают:

  • Определениями. Например: «Ай да праздник!» В этом случае междометие «Ай да» отвечает на вопрос «Какой?», заменяя слово «Замечательный».
  • Дополнением: И вдруг вдалеке мы услышали тихое «Ау!».
  • Сказуемым: И дверь внезапно — «Хлоп!»
  • Подлежащим: И тут раздалось громкое «Ура».

Роль междометий и звукоподражательных слов в речи

Без этих, казалось бы, простейших словечек наш язык бы очень обеднел. Ведь большинство из них образовано импульсивно, вне зависимости от нашего желания. Позвать на помощь, вскрикнуть от страха, удивиться поступку — все это междометия, звукоподражательные слова. при первых мы рассмотрели ранее. А вот звуки, издаваемые кем или чем-либо, никак на письме не выделяются. При необходимости лишь ставятся кавычки в предложениях, где есть прямая речь.

Речь с помощью этой категории становится гораздо эмоциональнее. Трудно сдержать радость, когда произошло что-то, чего мы ждали давно. Например: «Ого! Наконец-то, это случилось!». Или же в тяжелый момент, когда человек непроизвольно вздыхает: «Эх, ничего хорошего не вышло».

А как же передать звуки, которые издаются животными? Только с помощью специальных слов. Без них это сделать практически невозможно. Такие слова стараются передать похожие звуки, такие как мычание коровы или хрюканье поросенка.

Упражнения

Для того чтобы закрепить пройденный материал, ребята выполняют специальные задания, повторяя звукоподражательные слова. Упражнения на них и на междометия обычно несложные.

  1. Например, необходимо определить разряд определенной группы: «Ах!», «Ой!», «Батюшки!». По всем признакам это эмоциональные междометия, простые по структуре.
  2. Найти звукоподражательные слова в предложениях.

«Шлеп- шлеп» — слышалось за окном. «Чик-чирик» — так воробьи привлекают внимание. Приближаясь к перрону, поезд пропел: «Ту-ту».

  1. Определить, какие звуки могут издавать скрипка, собака, капли дождя, гром, зевающий человек, падение на пол предмета, дрожание от холода.
  2. Отличить, междометия или подражательные слова употреблены в предложениях:

Здравствуйте, товарищи мои.

— «Бах!» — раздалось в тишине.

Ну давай, поторопись уже!

— «Цып-цып!» Так мы пытались подозвать маленьких птичек.

Батюшки-светы! Какой «Ба-бах» сказал нам гром!

Упражнение на предложения с звукоподражательными словами, а также междометиями могут быть очень многообразны. Но в большинстве своем никакой сложности среди учащихся они обычно не вызывают.

Морфологический разбор

Как и любая часть речи, две эти маленькие подгруппы имеют свой алгоритм разбора. При этом абсолютно идентичный.

  • Определяем часть речи.
  • Обозначаем морфологические призники:

Структура

Разряд по предаваемому значению

Неизменяемость

  • Роль в предложении.

Приведем пример анализа. «Вот тебе и на! Не ждали дождя, а он как полил!»

  1. Вот тебе и на — междометие.
  2. Составное по структуре (несколько слов).
  3. Эмоциональное, передает удивление.
  4. Неизменяемое (не может ни склоняться, ни спрягаться)
  5. Не играет никакой синтаксической роли в предложении, поскольку не заменяет самостоятельную часть речи.

Следующий пример: И тут — «Вжик-вжик!» — пролетел мимо нас мяч.

  1. Звукоподражательное слово (передает полет мяча).
  2. Сложное, состоит из двух повторяющихся основ.
  3. Разряд — звук неживой природы.
  4. Неизменяемость.
  5. В предложении будет обстоятельством (отвечает на вопрос «как»).

Еще один пример: Какой ты у меня невнимательный!

  1. Междометие
  2. Простое, из одного слова.
  3. Эмоциональное, передает возмущение.
  4. Неизменяемость.
  5. Обстоятельство (заменяет слова «очень» или «весьма»).

Вывод

Правописание звукоподражательных слов и таких похожих на них междометий обычно не вызывает трудностей. Все они передают эмоции или звуки именно так, как мы их слышим. Необходимо помнить, что повторяющиеся основы, как, например, гав-гав, всегда будут писаться через дефис.

Стихийность в их образовании делает их неотъемлемой частью нашей жизни. Малыши, не умеющие разговаривать, кричат своим мамам лишь определенные звуки. Родители по ним ориентируются, чего хочет их ребенок. Став взрослыми, мы по-прежнему продолжаем пользоваться этими частями речи. Никто не может нас заставить отказаться от выражения собственных эмоций. А звуки природы? Изобразить их нам каждому под силу, а вот написать на бумаге не всегда легко. Для этого и существуют звукоподражательные слова. Они легко повторяют то, что мы слышим, только на письме.

Без таких, казалось бы, незначительных частей речи нам попросту не обойтись. Ежедневно сталкиваясь с ними в устной речи, нам приходится в некоторых использовать их и в письменной.

Не стоит путать их со служебными частями речи, например, с частицами. Порой они очень похожи между собой. Стоит поминить одно непреложное правило: эти слова передают эмоции, чувства и звуки. Никакие другие группы речи этого делать не могут. Как говорится, для каждого — своя необходимая роль.

Междометия уникальны тем, что не принадлежат ни служебным, ни самостоятельным частям речи. Они призваны выражать чувства, эмоции, побуждения, при этом не называя их. В статье дается полное определение междометий, приведены их признаки, примеры употребления в речи.

Слова, которые помогают выразить волеизъявления, побуждения, всю многогранность эмоций и чувств, не уточняя их, называют междометиями. Они стоят отдельно и не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Фразы, выражающие чувства и эмоции, классифицируются по нескольким признакам:

  • значение
    (побудительные, эмоциональные и этикетные);
  • структура
    (составные, простые и сложные);
  • происхождение
    (непроизводные и производные).

Общее значение таких фраз — выражение чувств, побуждений, эмоций, не называя их. Одно и то же слово может выражать разные чувства, определить которые можно из контекста. Например, «ух»
может обозначать:

  • радость: Ух, хорошо!
  • испуг: Ух, страшный какой.
  • удивление: Ух ты!
  • угроза: Ух, я Вам задам!

Такие слова не отвечают на вопросы и не имеют лексического значения. Чаще всего они не выступают в качестве членов предложения. Как определить, какой член предложения междометие? Это можно сделать, когда оно замещает другие, значимые части речи.

Например:Там, вдали, послышалось протяжное «ау».
«Ау»
выступает в роли подлежащего.

Ай да умница!
«ай да»
является определением.

Правописание междометий

Слова, относящиеся к данной части речи могут писаться:


ТОП-1 статья
которые читают вместе с этой

– отдельно

  • сложные и составные междометия
    Батюшки мои, где ты был?
  • выражения с сокращённой формой местоимения тебя, тебе
    — те. Например: Я те покажу, вот те раз.

– через дефис

  • сложные слова типа
    о-го-го, ей-же-ей,
    ей-богу;
  • слова с повторяющейся основой
    ай-ай-ай, ах-ах, вот-вот и т.д.

На письме междометия всегда выделяются знаком препинания. Это может быть:

  • Запятая
    — ставится, если высказывание сказано с обычной спокойной интонацией, с одной или с двух сторон, в зависимости от позиции в предложении.

    Например: Ой, больно мне. Хорошо-то как, эх. Ваня, чёрт возьми, что ты наделал?

  • Восклицательный знак
    — употребляется после выражений с ярко выраженной интонацией.

    Например: Браво! Молодцы! Ура! Мы победили!

Однако, бывают случаи, когда междометие путают с частицами и знаки препинания не ставятся. Это касается слов о, ну, ах
, в определённых позициях они не выделяются на письме.

Например: О нет, только не это. Ну надо же такому случиться.

Также не выделяются знаками препинания позиции перед словами как, какой,
когда они выражают высокую степень признака.

Слитное написание междометий и звукоподражаний

Междометия и звукоподражания пишутся слитно
: ахти, айда, кукареку, ого, охти, тарарах, гопля, опля, улюлю, эхма, эва, эге, экось
. Например:

Замысел был не ахти
какой, но, в конце концов, я же не резидент, чтобы просчитывать каждый шаг с точностью до миллиметра.
Эй, братцы, айда
к столу!
А он стоит — ни бэ, ни мэ, ни кукареку
.
Ого
, ягоды здесь какие-то, на клубнику похожи, но не клубника.
— Рабочий день кончился давно, а мы сидим пашем… Вдруг — трах-тарарах
!..
— Теперь вы надумали совокупиться — гопля
!
И ей никогда и в голову не приходило, что папы просто не стало — опля
!
А уже за нами улюлю
, погоня.
И там у него были цыплятки, эхма
, тру-ля-ля!
Эва
, у чужих людей жить.
Эге
, матушка, да не пьяна ли ты?
– Очнись, дурень! – прикрикнул Скородум. – Экось
! Всё то ему маячит…

Дефисное написание междометий и звукоподражаний

1.
Сложные междометия и звукоподражания пишутся через дефис
: ей-богу, ей-же-ей, о-го-го, ой-ой-ой, ха-ха-ха, динь-динь-динь, кис-кис, мяу-мяу
. Например:

Нет, этот город мне ей-богу
нравится.
— У меня сложилось, ей-же-ей
, то же самое впечатление!
Когда жена моложе тебя на четырнадцать лет, это о-го-го
какой стимул!
Да… То ли ещё будет, ой-ой-ой
.
Этот подлец думает, что, убив меня, он всё исправит, ха-ха-ха
, как бы не так!
Динь-динь-динь
раздался звонок в дверь.
Кис-кис
… успокойся, это же я!..
И этот хорош: мур-мур-мур
, мяу-мяу
. Лев местного пошиба.

2.
Некоторые составные звукоподражательные слова также пишутся через дефис
: на-поди
.

Написание междометий и звукоподражаний без употребления дефиса

1.
Дефис не пишется
в выражениях типа:

Вот те раз! Черт те знает! Я те покажу!
(те – сокращение от тебя, тебе).

2.
Междометие ммм
следует писать без черточки в том случае, если оно передает ощущение предвкушения чего-то приятного. Например:

Пододвинула себе… ммм
, кажется, это называется соусницей.
Он уже приступил в школе к этим наукам и находил их… ммм
… скучноватыми.

3.
Междометия м-м, м-м-м
употребляется для обозначения звука, произносимого кем-либо в состоянии нерешительности, сомнения, недоумения и т.п. при заминке речи. Часто дефисное написание таких междометий носит вспомогательный характер (сравните: у-у-у и туу-туу-туу). Например:

Как правило, производители, указывая морозостойкость своих материалов, несколько её… м-м-м
… завышают.
Этот город м-м-м
… в нём живут лучшие мастера огранки драгоценных камней и ковки редких пород металла.

Производные междометия, образованные из полнозначных слов, сохраняют ту же орфографию, что и исходное слово. Например:

Упаси господи! Матушки! Здравствуйте! Прощайте! Пожалуйста!

Это же касается междометий, произошедших из слов иноязычного происхождения, например:

Алло! Вау! Бис! Браво!

и из служебных частей речи (частиц — вишь, ишь
):

А вон с теми, вишь
, через дорогу большой дом, с ними и вовсе не водись, задаваки они.
Ишь
, девица… Ладони холодные, мокрые, а глаза горят в темноте, словно у кошки.

Правописание междометий и звукоподражательных слов. НО! Если междометие О стоит перед обращением, то запятая не ставится: О, зачем я не птица! Не прав твой, о небо, святой приговор. М.Ю.Лермонтов. Боже мой! Вот те раз! Вот те тест! Я те(бе) покажу! Творец мой! Оглушил звончее всяких труб А.Грибоедов. Ах, голова моя горит, вся кровь моя в волненьи. Ба! Знакомые всё лица. А.Грибоедов. Через дефис пишутся сложные междометия и звукоподражательные слова: Раздельно пишутся междометные сочетания. Междометия отделяются запятой или восклицательным знаком: Батюшки-светы, ей-богу, ей-же-богу, бай-бай, ей-же-ей, кря-кря, мяу-мяу, цап-царап.

Слайд 36
из презентации «Русский язык в таблицах»
.
Размер архива с презентацией 699 КБ.

Русский язык 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Слово «спасибо»» — О значении слова «спасибо». Растает даже ледяная глыба от слова теплого. Всемирный день «спасибо». Слово «спасибо». Проснувшись 11-го января, вспомните о том, что доброта спасет мир. О значении слова. Синонимы. Каждый день во всех странах и на всех языках звучит слово «спасибо». «Спасибо» в поэзии. Такие непростые простые слова. Слово «спасибо» в пословицах и поговорках. Современная жизнь слова «спасибо».

«Модальные частицы» — Какие служебные части речи вы знаете? Теперь едва ли мы успеем! Хорошо вспомнить зимние каникулы. Контрольные вопросы. Модальные частицы. Именно, всё, бы. Новогодняя ёлка. Наступило утро. – Вот и утро наступило. Да как жирна! Значение модальных частиц. Почти, всё-таки, только. Теперь ли нам дремать в покое? Даже, же, ли. Составьте предложения с частицами, имеющими разное значение. Много приятных картин всплывает в памяти.

«Деепричастия совершенного и несовершенного вида» — Викторина. Распространите предложения. Вид деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Проверка работы на доске. Списать, раскрыв скобки. Мишень. Работа с учебником. Ключ. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Замените глаголы деепричастиями. Обменяйтесь тетрадями. Распределительный диктант. Раздельное написание. Правила образования деепричастий. Картина В.М.Васнецова.

«Предлоги в русском» — Правописание производных предлогов, образованных от существительных. Я с ней недавно во дворе случайно рядом сел. Запиши в словарик. Непроизводные предлоги. Наблюдение над текстом. Русский язык в умелых руках и в опытных устах. Самопроверка. Тренировочное упражнение. Предлог. Предлог обязательно включается в падежный вопрос. Таблица употребления предлогов. Морфологический разбор. Употребление предлогов.

«Слова категории состояния» — Проблемный вопрос. Краткая форма прилагательного. Тренировочное упражнение. Лицо спокойно. Дать понятие о категории состояния как части речи. Алгоритм работы. Категория состояния. Развитие речи. Изучение категории состояния как части речи. Скирды. Подобрать материал. Теория. Самостоятельная часть речи.

«Задания по фонетике» — Работа с перфокартой. Тает снег. Небо голубое. Классификация звуков. Лес. Задания по фонетике и орфоэпии. Течет ручей. Прочитайте надпись. Старый дедушка Пахом. Повторение изученного. Разное может случиться. Орфография. На козе скакал верхом. Составьте слова из букв. Море. Охотник. Звери. Маки выросли на грядке. Лев. Чайки. План работы со скороговорками. Раки выросли на грядке.

Междометие
— это часть русского языка, выражающая побуждения, чувства и эмоции, но не называющая их. Как и служебные части речи, междометия не изменяются.

Не являются междометиями
следующие слова:

звукоподражающие
(имитирующие обычные звуки и звуки, издаваемые птицами, животными или насекомыми): тук-тук, гав-гав, чирик-чирик.

Обозначающие мгновенные действия: топ, шлёп, прыг.

Виды междометий.

Междометия различаются по составу, происхождению и значению.

По составу междометия
бывают:

  • Простые междометия
    — состоящие из одного слова: здорово, ух, браво;
  • Составные междометия
    — состоящие из двух и более слов: ух ты, вот те на, скажите на милость;
  • Сложные междометия
    — состоящие из двух и более основ: ай-яй-яй, ой-ой-ой.

По происхождению
различают:

  • Производные междометия
    — образованные от других слов и словосочетаний (синтаксических конструкции): полно, подумаешь, дудки, скажите на милость
    и др.
  • Непроизводные междометия
    — первородные, не имеющие генетических связей с другими частями речи: ой, ай, ух
    и др.
  • Заимствованные междометия
    — междометия, которые пришли в русский язык из других языков: браво, баста, караул, вау
    и др.

По значению
различают:

  1. Побудительные междометия
    : эй, ну-ка, цыц, но-но, баю-бай
    и другие.
  2. Эмоциональные междометия
    : здорово, браво, ух
    и др.
  3. Этикетные междометия
    : здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, до свидания, спасибо
    и другие.

Синтаксическая роль междометий.

Обычно междометия не являются членами предложения
. Но когда междометия выступают в роли других частей речи в предложении, они занимают своё место среди членов этого предложения. Давайте рассмотрим, какими членами предложения может выступать междометие
, заменяя другие части речи:

  • Из темноты в ответ донеслось бесконечное «ау».
    В этом предложении «ау» заменяет существительное и выступает в роли подлежащего
    .
  • Ай да девица!
    В этом предложении междометие «ай да» заменяет имя прилагательное, поэтому выступает в роли определения
    (какая девица?).

Междометия и знаки препинания.

Рассмотрим следующие правила постановки знаков препинания при междометиях
:

  • Восклицательные междометия выделяются восклицательным знаком, если произносятся с ярко выраженной интонацией: Ба
    ! Кто к нам пожаловал! Ага
    ! Попался!
  • Те же восклицательные междометия могут отделяться запятыми, если произносятся с обычной интонацией: Ох
    , что-то в груди сдавило! Ба
    , какой умный!
  • Также запятой или восклицательным знаком выделяются звукоподражательные слова и повелительно-побудительные междометия: Стоп
    ! Проезд закрыт! — Стоп
    , машина! Тук-тук
    ! К вам можно? — Ау
    , есть кто живой?
  • Междометные выражения, выражающие отношение автора к высказываемым фактам, также выделяются запятыми: К счастью
    , травма оказалась не серьезной. К моей радости
    , мама ответила на телефонный звонок.

Как отличить междометие от частиц?

Некоторые междометия могут иметь омонимы, которые пишутся так же, но на самом деле являются частицами, используемыми для усиления эмоционального оттенка предложения. Как отличить междометия о, ах, ох, ну
и другие от омонимичных частиц?

1) Частица «о» обычно употребляется в обращениях и восклицательных предложениях перед словами «да» или нет»: О да, это то, что нужно!
(сравните с междометием: О, как прекрасен этот день!
)

2) Частица «ну» употребляется в предложениях с усилительным значением: Ну как же ты вырос, мой мальчик!
(сравните с междометием: Ну, мы идём гулять или нет?
)

3) Частица «ах» чаще всего используется с личными местоимениями: Ах ты, хитрая лисья морда!
(сравните с междометием: Ах, как прекрасен это сад!
)

В случаях, когда перед нами не междометие, а частица, запятые не ставятся. Междометия в предложении всегда выделяются знаками препинания. Исключения составляют словосочетания: «эх ты», «ух ты», «ай да», «ах ты», «ох и» и др.

Слайд 1

Правописание междометий

Слайд 2

Правописание междометий и звукоподражаний
Через дефис пишутся Через дефис пишутся
междометия звукоподражания

если они или их части повторяются если они или их части повторяются
ай-ай-ай, ау-ау, кис-кис
ого-го, эхе-хе и др. ням-ням, хи-хи, гав-гав,
тук-тук, хрю-хрю и др.

Слайд 3

Знаки препинания при междометиях
Междометия выделяются запятой. Чу, что-то шуршит в траве.
Ого, какой у тебя дом большущий!
Если междометия произносятся с бóльшей силой голоса, то после них ставится восклицательный знак. Батюшки мои! Да что же это такое?
Чу! Шаги.

Слайд 4

Пунктуация при междометиях
1. «Ох, пошлите за доктором! »
«Чу, сверчок за печкой затрещал… »
«Эй, завяжи на память узелок…»
2. «Эй! Садись ко мне, дружок.»
«Ой! Легка коробушка, плеч не давит ремешок. »

Слайд 5

Расставь знаки препинания

1. О это была райская жизнь! (Н.Гоголь) 2. Жизнь увы не вечный дар! (А.Пушкин) 3. Эй завяжи на память узелок! (А.Грибоедов) 4. Увы на разные забавы я много жизни погубил. (А.Пушкин) 5. Ушица ей-же-ей на славу сварена. (И.Крылов) 6. Мы дело кончим полюбовно но только чур не плутовать. (М.Лермонтов)

Слайд 6

Расставь знаки препинания
1. О, это была райская жизнь! (Н.Гоголь) 2. Жизнь, увы, не вечный дар! (А.Пушкин) 3. Эй, завяжи на память узелок! (А.Грибоедов) 4. Увы, на разные забавы я много жизни погубил. (А.Пушкин) 5. Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И.Крылов) 6. Мы дело кончим полюбовно но только, чур, не плутовать. (М.Лермонтов)

Слайд 7

Вставьте подходящие по смыслу междометия и выделите их знаками препинания
Как красиво весной в лесу!
Мы победили!
Какой неряшливый мальчик!
Каникулы кончились.
Возвращайся скорее, мама
Коля, принеси мою книгу.
Как больно!

Ну
ай-ай-ай
ой
о
увы
ура
пожалуйста

Слайд 8

Ответьте на вопросы теста
1. Какое утверждение является неверным?
а) Междометие – это служебная часть речи.
б) Междометия – это неизменяемые слова.
в) Междометия бывают производными и непроизводными.
г) Междометия выражают различные чувства, не называя их.

2. Какое слово образовано не от междометия?
а) ахнуть
б) аукать
в) каркать
г) охнуть

Слайд 9

Ответьте на вопросы теста
3. Укажите, что выражает междометие в предложении.
Увы! Дворец Бахчисарая скрывает юную княжну (А.С.Пушкин).
а) радость в) сожаление
б) сомнение г) пожелание

4. Укажите, в каком ряду оба междометия используются для выражения речевого этикета.
а) привет, ну-ну
б) здравствуй, шабаш
в) пожалуйста, стоп
г) спасибо, пока

Слайд 10

Ответьте на вопросы теста
5. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Спасибо, вы меня очень выручили.
б) Эй ребята, давайте споем.
в) Алло, я вас слушаю.
г) Пожалуйста, подайте мне кусочек торта.

Слайд 11

Проверьте себя!
а
в
в
г
б

Слайд 12

Автор написал стихи для малышей. Он уверен, что это стихи на звукоподражания. Найдите стихотворение, в котором нет звукоподражаний.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) (Ш-Ш-Ш) — шуршит опавший лист
(С-С-С) — змеиный слышен свист
(Ж-Ж-Ж) — шмели в саду жужжат
(Р-Р-Р) — моторы тарахтят.
2) «Паровозик»
Паровозик — (Ч-Ч-ЧУ),
«Прокатиться я хочу»!

3) » Вертолёт »
Заверчу, закружу (ТР-РРР)!
В небеса улечу (Р-РРУ)
4) Страшно Машеньке в лесу,
Позовём её — (А-У)!

Слайд 13

Морфологический разбор междометия
1.Часть речи.
2.Морфологические признаки: производное или непроизводное.
3. Что выражает (чувство, волеизъявление, приветствие и пр.)

Слайд 14

Слайд 15

Выберите предложение, в котором междометие бы выполняло роль подлежащего.
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) По лесу разнеслось ау.
2) И тут он трах меня по голове!
3) Вдруг я услышал далекое ау.

  • Главная
  • ОГЭ. Теория
  • Первый — последний
  • Повторим культуру к ЕГЭ. Живопись. В.А. Серов (1865-1911).
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Орфограммы.

№ 70. Дефис в междометиях.

Правило, примеры, комментарии.

ПРАВИЛО.

Междометия, образованные путём повтора, пишутся через дефис: ай-ай, ой-ой.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

(О)о, какие сыпались на нас в это время подарки!

О-о, какие сыпались на нас в это время подарки!

Междометия, образованные путём повтора, пишутся через дефис.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Сколько кустов, а клумбы какие, (ай)ай!

Сколько кустов, а клумбы какие, ай-ай!

Междометия, образованные путём повтора, пишутся через дефис.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Такие письма мне, брат, пишут жена да дочка, (ой)ой!

Такие письма мне, брат, пишут жена да дочка, ой-ой!

Междометия, образованные путём повтора, пишутся через дефис.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

E-mail

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Меж­до­ме­тие – осо­бая  часть речи, не вхо­дя­щая ни в са­мо­сто­я­тель­ные, ни в слу­жеб­ные части речи, ко­то­рая вы­ра­жа­ет раз­лич­ные чув­ства, по­буж­де­ния, но не на­зы­ва­ет их.

На­при­мер: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

Осо­бен­но­сти меж­до­ме­тий:

· не свя­за­ны грам­ма­ти­че­ски с дру­ги­ми сло­ва­ми;

· не от­ве­ча­ют на во­про­сы;

· не из­ме­ня­ют­ся;

· не яв­ля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния;

В от­ли­чие от слу­жеб­ных ча­стей речи, меж­до­ме­тия не слу­жат ни для связи слов в пред­ло­же­нии, ни для связи ча­стей пред­ло­же­ния.

Знаки пре­пи­на­ния при меж­до­ме­ти­ях

На пись­ме меж­до­ме­тия от­де­ля­ют­ся от пред­ло­же­ния за­пя­той или вос­кли­ца­тель­ным зна­ком.  

На­при­мер: Тьфу, гос­по­ди про­сти! Пять тысяч раз твер­дить одно и то же…

                    Ах, на свете всё из той же самой глины…

Дефис в меж­до­ме­ти­ях

Если меж­до­ме­тия и зву­ко­под­ра­жа­тель­ные слова об­ра­зо­ва­ны путем по­вто­ра, то они пи­шут­ся через дефис. На­при­мер: бай-бай; ай-ай; гав-гав.

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1. Про­чи­тай­те. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на ин­то­на­цию, с ко­то­рой про­из­но­сят­ся меж­до­ме­тия. Спи­ши­те пред­ло­же­ния в такой по­сле­до­ва­тель­но­сти: 1) пред­ло­же­ния с эмо­ци­о­наль­ны­ми меж­до­ме­ти­я­ми; 2) пред­ло­же­ния с по­бу­ди­тель­ны­ми меж­до­ме­ти­я­ми. Ука­жи­те от­тен­ки эмо­ций и по­буж­де­ния.

1. Ах! Амур про­кля­тый! И слы­шат, не хотят по­нять… 2. Ну! Ви­но­ват! Ка­ко­го ж дал я крюку. 3. Ох, род люд­ской! при­шло в за­бве­нье, что вся­кий сам туда же дол­жен лезть, в тот лар­чик, где ни стать, ни сесть. 4. Про­сти­те; я спе­шил ско­рее ви­деть вас, не за­ез­жал домой. Про­щай­те! Через час яв­люсь… 5. А! Алек­сандр Ан­дре­ич, про­сим, са­ди­тесь-ка. 6. Эх, Алек­сандр Ан­дре­ич, дурно, брат! 7. Эй, за­вя­жи на па­мять узе­лок; про­сил я по­мол­чать… 8. Кри­ча­ли жен­щи­ны: ура! и в воз­дух чеп­чи­ки бро­са­ли! 9. Ах! Боже мой! Упал, убил­ся! 10. По­во­дья за­тя­нул. Ну, жал­кий же ездок. 11. Ах! Злые языки страш­нее пи­сто­ле­та. 12. Эй! Филь­ка, Фомка, ну, лов­чей! 13. Эх! Бра­тец! Слав­ное тогда жи­тье-то было. 14.  Здо­ро­во, Чац­кий, брат! 15. Ну, тучу разо­гнал. 16. Ух! Я точ­не­хонь­ко из­ба­ви­лась от петли: ведь по­ло­ум­ный твой отец… (А. Гри­бо­едов)

За­да­ние №2. Вы­де­ли­те в при­ме­рах из ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума» слова, сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, вы­сту­па­ю­щие в роли меж­до­ме­тий.

1.Бог с вами, оста­юсь опять с моей за­гад­кой. 2. По­ми­луй­те, мы с вами не ре­бя­ты: зачем же мне­ния чужие толь­ко святы? 3. Князь Петр Ильич, кня­ги­ня, боже мой! 4. А мне по­да­ро­чек, дай бог ему здо­ро­вья! 5. «Я до­ска­зал». — «Добро! За­ткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог тер­пе­ние — ведь сам я был женат.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как пишутся матрасы
  • Как пишутся материки
  • Как пишутся маленькие латинские буквы
  • Как пишутся макароны
  • Как пишутся люксы