Предисловие
Раздел 1. Правописание гласных в корне слова
§ 1. Проверяемые безударные гласные в корне
§ 2. Непроверяемые безударные гласные в корне
§ 3. Чередующиеся гласные в корне
§ 4. Гласные после шипящих в корне
§ 5. Гласные после ц в корне
§ 6. Буквы э, е, й в корне
Раздел 2. Правописание согласных в корне слова
§ 7. Звонкие и глухие согласные в корне
§ 8. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня
§ 9. Непроизносимые согласные в корне
Раздел 3. Употребление прописных букв
§ 10. Прописная буква в начале текста
§ 11. Собственные имена лиц и клички животных
§ 12. Прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий
§ 13. Географические названия
§ 14. Названия государств, административно-территориальных единиц, станций и т. д.
§ 15. Астрономические названия
§ 16. Названия организаций, органов власти, политических партий, учреждений, предприятий, фирм
§ 17. Названия исторических эпох, событий, съездов, геологических периодов
§ 18. Названия документов, памятников старины, произведений искусства, органов печати, информационных агентств и др.
§ 19. Наименования должностей, званий, титулов
§ 20. Названия орденов, медалей, знаков отличия, премий
§ 21. Названия, связанные с религией
§ 22. Названия пород животных, видов и сортов растений
§ 23. Названия вин, минеральных вод, кондитерских изделий и т. д.
§ 24. Названия марок машин и механизмов
§ 25. Сложносокращенные слова и аббревиатуры
§ 26. Условные имена собственные
Раздел 4. Разделительные ъ и ь
Раздел 5. Правописание приставок
§ 27. Приставки на -з и приставка с-
§ 28. Приставки пре- и при-
§ 29. Буквы ы и и после приставок
Раздел 6. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
§ 30. буквы о и е после шипящих
§ 31. гласные после ц
Раздел 7. Правописание имен существительных
§ 32. Окончания существительных
§ 33. Суффиксы существительных
Раздел 8. Правописание имен прилагательных
§ 34. Окончания прилагательных
§ 35. Суффиксы прилагательных
Раздел 9. Правописание сложных слов
§ 36. Сложные слова с соединительными гласными
§ 37. Сложные слова без соединительной гласной
§ 38. Сложные существительные
§ 39. Сложные прилагательные
Раздел 10. Правописание имен числительных
§ 40. Числительные количественные, порядковые, дробные
§ 41. Числительное пол-
Раздел 11. Правописание местоимений
§ 42. Отрицательные местоимения
§ 43. Местоименные сочетания
Раздел 12. Правописание глаголов
§ 44. Личные окончания глаголов
§ 45. Употребление буквы ь в глагольных формах
§ 46. Суффиксы глаголов
Раздел 13. Правописание причастий
§ 47. Гласные в суффиксах причастий
§ 48. Буквы нн и н причастиях и отглагольных прилагательных
Раздел 14. Правописание наречий
§ 49. Гласные на конце наречий
§ 50. Буква ь на конце наречий
§ 51. Буквы н и нн в наречиях
§ 52. Отрицательные наречия
§ 53. Слитное или полуслитное (дефисное) написание наречий
Эти наречия пишутся слитно:
§ 54. Раздельное написание наречных выражений
Эти наречия и наречные выражения пишутся раздельно:
Раздел 15. Правописание предлогов
Раздел 16. Правописание союзов
Раздел 17. Правописание частиц
§ 55. Правописание неотрицательных частиц
§ 56. Частица не с существительными
§ 57. Частица не с прилагательными
§ 58. Частица не с числительными и местоимениями
§ 59. Частица не с глаголами
§ 60. Частица не с причастиями
§ 61. Частица не с наречиями
§ 62. Правописание частицы ни
Раздел 18. Правописание междометии и звукоподражательных слов
Раздел 19. Правописание некоторых иностранных слов
Эти правила в справочнике РАН:
§ 23 п. 1–2 — § 199 § 23 п. 4 — § 199
§ 23. Названия вин, минеральных вод, кондитерских изделий и т. д.
1. Общеизвестные названия сортов вин пишутся со строчной буквы: бордо, бургундское, кагор, кахетинское, мадера, мускат, портвейн, рислинг, токай, херес, цимлянское, цинандали, шампанское.
В специальной литературе названия марок вин пишутся с прописной буквы: портвейн Айгешат, шампанское Абрау-Дюрсо, десертное вино Цинандали.
2. Условные названия вин заключаются в кавычки, первое слово пишется с прописной буквы: вино «Солнечная долина», венгерское вино «Бычья кровь», шампанское «Надежда».
3. Названия минеральных вод пишутся со строчной буквы: нарзан, боржоми, ессентуки № 17.
4. В условных (заключенных в кавычки) названиях конфет, тортов, колбас, духов и т. п. первое слово пишется с прописной буквы: конфеты «Мишка косолапый», шоколад «Счастье моё», торт «Киевский», масло «Слобода», сметана «Благода», колбаса «Любительская», духи «Серебристый ландыш», мыло «Красная роза» и т. п.
👋 Привет Лёва
Середнячок
40/250
Задать вопрос
люда174
+10
Решено
6 лет назад
Русский язык
5 — 9 классы
с какой буквы пишутся название конфет
Смотреть ответ
2
Ответ
5
(1 оценка)
3
ethical
6 лет назад
Светило науки — 5 ответов — 0 раз оказано помощи
названия конфет пишутся с заглавной(большой) буквы
(1 оценка)
Ответ
5
(1 оценка)
2
ivmisha2000
6 лет назад
Светило науки — 3 ответа — 0 раз оказано помощи
Названия конфет пишутся с строчной буквы.
(1 оценка)
https://vashotvet.com/task/11013730
Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от люда174
с какой буквы пишутся название конфет
-
Ответ
Ответ дан
ethicalназвания конфет пишутся с заглавной(большой) буквы
-
Ответ
Ответ дан
ivmisha2000Названия конфет пишутся с строчной буквы.
Самые новые вопросы
Математика — 3 года назад
Решите уравнения:
а) 15 4 ∕19 + x + 3 17∕19 = 21 2∕19;
б) 6,7x — 5,21 = 9,54
Информатика — 3 года назад
Помогите решить задачи на паскаль.1)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти произведение всех элементов массива.2)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти сумму четных элементов массива.3)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива.4)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива среди элементов,
кратных 3.
География — 3 года назад
Почему япония — лидер по выплавке стали?
Математика — 3 года назад
Чему равно: 1*(умножить)х? 0*х?
Русский язык — 3 года назад
В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от люда174
с какой буквы пишутся название конфет
-
Ответ
Ответ дан
ethicalназвания конфет пишутся с заглавной(большой) буквы
-
Ответ
Ответ дан
ivmisha2000Названия конфет пишутся с строчной буквы.
Самые новые вопросы
Другие предметы — 2 года назад
Сочинение-рассуждение. прочитайте текст. есть у меня внучка. однажды она говорит: — у веры в субботу день рождения. она
Другие предметы — 2 года назад
Л.н. толстой. как боролся русский богатырь как сказал иван о своей силе? найдите ответ в тексте. запишите.
История — 2 года назад
Кто такой мильтиад и какова его роль в победе над персами?
История — 2 года назад
Какие примеры н. м. карамзин использует для разъяснения пользы новой системы престолонаследия? согласны ли вы с позицией
География — 2 года назад
Дополните схему. она поможет вам лучше усвоить содержание §1.: 1 что изучает география 2 с помощью чего 3 зачем изучают
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Руководитель:
Тегешева Кульшат Илюбаевна
В данном творческом проекте в начальной школе на тему «Орфография. Названия конфет» представлены информационные сведения об истории конфетной обертки, представлены примеры старинных фантиков от конфет и оберток советских времен, а также предложено изучение орфографических правил на примере названий конфет.
Предложенная автором творческая работа в начальной школе «Орфография. Названия конфет» будет интересна для учеников начальной школы, поможет им в легкой игровой форме выучить правила орфографии русского языка.
Созданный учащейся творческий проект «Орфография. Названия конфет» во 2 классе начальной школы содержит интереснейший анализ истории конфетной обертки, а также результаты опроса, проведенного среди учеников начальной школы, на предмет знания орфограмм.
Тема работы, выбранная автором проекта, очень актуальна, так как орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?
Оглавление
Введение
1. История фантика
2. Разновидности орфограмм русского языка
3. Классификация названий конфет по орфограммам
4. Анкетирование
5.Эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Однажды на уроке изобразительного искусства учитель предложила нам попробовать себя в роли дизайнеров и создать свои оригинальные эскизы фантиков от конфет. (Приложение 1). Придумывая названия для своих фантиков, мы столкнулись с тем, что многие ученики нашего класса допустили орфографические ошибки в названиях конфет. Это натолкнуло нас на мысль: «А можно ли с помощью уже существующих фантиков повышать грамотность письма? Можно ли вообще на фантиках найти орфограммы русского языка?».
Тема нашего исследования выбрана неслучайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и с этим нужно бороться.
Учительница нам рассказала о том, что грамотное письмо берёт свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость.
Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?
Перед Новым годом мы попросили наших одноклассников помочь нам собрать обёртки от конфет с русскими названиями.
Цель исследования: выявить возможность изучения орфографии русского языка по обёрткам от конфет.
Задачи:
- Узнать историю происхождения обёрток от конфет.
- Повторить орфограммы, изученные на уроках русского языка.
- Изучить названия разных конфет.
- Найти орфограммы русского языка на обёртках от конфет.
- Классифицировать названия конфет по орфограммам.
- Выяснить, можно ли повысить уровень орфографической зоркости, используя фантики от конфет.
Объект исследования: фантики от конфет.
Предмет исследования: орфограммы русского языка.
Гипотеза: орфографию можно изучать не только на уроках русского языка, но и по обёрткам от конфет.
Методы исследования:
- изучение информации по данной теме;
- изучение оберток от конфет;
- анкетирование учащихся начальных классов;
- классификация;
- эксперимент;
- анализ и обобщение полученных результатов.
1. История фантика
Когда говорят о великом изобретателе Томасе Алве Эдисоне, вспоминают, по крайней мере, пять его самых известных творений: фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку (всего около 1000 патентов).
Последнюю, на самом деле, запатентовал русский ученый Александр Лодыгин, а Эдисон уже занялся ее усовершенствованием. И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году дядюшка Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет. Эх, если бы не он, как бы мы сейчас хранили сладости? (Приложение 2).
В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпансье с различными вкусами, помадка и тянучки, «драже, пралины», зефир, пастила… Коробки для наборов конфет были яркими и красочными, ничуть не уступающими нынешним. На них красовались изящные дореволюционные барышни, а названия были почти всегда связаны с женским полом: «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».
Фантики для конфет и шоколадных плиток были не менее красивыми и разрабатывались с не меньшим тщанием, чем театральные афиши. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» — с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные — с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями.
После революции производство конфет уже не блистало прекрасным оформлением. Даже красивые обертки ушли в прошлое – что уж говорить об украшениях из карамели. (Приложение 3).
В наше время, каких только обёрток не встретишь. Глаза разбегаются от разнообразия и выдумки производителей.
В народе обёртку от конфет называют фантик. Есть определение этому понятию:
Фа́нтик (от слова «фант») — народное название конфетной обертки, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции. Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга.
К созданию эскизов фантиков привлекались лучшие мастера. Ведь в зависимости от того, как подашь продукт, так он и будет продаваться.
2. Разновидности орфограмм русского языка
Изучив историю происхождения фантика, мы решили освежить свои знания об изученных нами на уроках русского языка орфограммах. Для этого поработали с учебниками русского языка М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (2,3 классы), составили перечень орфограмм русского языка.
Список орфограмм русского языка
- Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
- Непроверяемые написания (словарные слова).
- Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова.
- Непроизносимые согласные.
- Написание буквосочетаний.
- Орфограммы с Ь (обозначение мягкости, обозначение формы слова).
- Написание имен собственных;
- Удвоенные согласные.
- Разделительные Ь и Ъ.
- Написание сложных слов.
- Правописание предлога со словом.
- Правописания приставок.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Не секрет, что все без исключения, обожают конфеты. Они дарят нам удовольствие с самого раннего детства. У конфет есть своя визитная карточка- фантик. Часто сладость мы съедаем, а фантик оказывается в урне. Конечно, фантики применяют в декоративно-прикладном творчестве, коллекционируют. Я тоже раньше собирала разные красивые фантики, не обращая особого внимания на того, что на них написано. На уроках русского языка мы часто пишем словарные аудио диктанты. И вот на одном из таких диктантов я услышала сразу несколько слов, которые есть в названиях конфет. Тогда у меня и родилась идея связать фантики с русским языком и доказать, что эти красивые цветные бумажки можно использовать при изучении орфограмм.
Актуальность моей работы заключается в следующем: каждый человек хочет быть успешным, а для этого нужно быть грамотным. Проблема грамотного письма в последнее время является очень острой. Необходимо развивать орфографическую зоркость.
Цель моей исследовательской работы: доказать и показать, что конфетные фантики являются отличным материалом в изучении орфограмм русского языка.
Гипотеза: фантики можно использовать как орфографический материал на уроках русского языка.
Изучение научной литературы.
Анализ данных и классификация.
Арифметическая и математическая обработка информации.
Анкетирование.
Фотографирование.
Теоретическая часть.
1.История возникновения фантиков.
Заворачивать конфеты в фантики начали не сразу как появились первые конфеты, но достаточно давно.Первые обертки для конфет появились во второй половине 19 века. Первые конфетные обертки были двуслойные, их изготавливалииз фольги и бумаги. Первым изобретателем фантиков был американский ученый Томас Эдисон. В 1872 году он придумал парафинированную бумагу, которая и стала первой оберткой для сладостей. Российские кондитеры очень быстро подхватили моду заворачивать свои изделия в бумажные обертки. Над дизайном первых российских фантиков работали известные русские художники: Васнецов, Врубель и многие другие. Так фантики стали самым настоящим произведением искусства. На фантиках можно было рассмотреть портреты знаменитых писателей и поэтов, великих людей России того времени. По фантикам уже тогда можно было изучать азбуку и цифры, узнать о разных странах, разгадывать загадки и ребусы, учить стишки и частушки. (Приложение 1)
2.Значение слова фантик в разных источниках.
Почему фантик так назвали? Это слово является уменьшительно- ласкательным к слову «фант». Пришло это слово из немецкого языка, где «pfand» означает «залог». В толковом словаре Ожегова дается такое понятие слова «фантик»-У детей: конфетная обертка как предмет игры. «Современный толковый словарь русского языка Ефремовой: «фантик»- 1. Конфетная обертка. 2.Особым образом свёрнутая конфетная обертка как элемент игры. Интересно то, что происхождение этого слова изначально подразумевает какие- либо действия с этим предметом, игру.
3. Что такое орфограмма.
Орфограмма (от греч orthos – «правильный» и gramma – «письмо») – это написание в слове, которое определяется правилами орфографии.
Если давать более упрощенный термин, то орфограмма – это то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку
Втом случае, если правильное написание слова невозможно проверить, необходимо обратиться к орфографическому словарю.
Многие ученые по-разному дают определение слову «орфограмма». Например, М.Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». Д.Э. Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил». М.Т. Баранов: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один может быть принят за правильный».
В нашем учебнике русского языка В.П. Канакиной понятие «орфограмма» вводится и говорится, что «орфограммы» – это буквы, которые пишутся в словах по правилам.
Многие школьники знают такое определение орфограммы — это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить.
III.Практическая часть.
Исследование 1
Анализ учебников «Русский язык» 1-4 классов под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
Практическую часть своей исследовательской работы я начала с исследования учебников русского языка 1-4 классов.
Целью этого исследования являлось изучение материалов учебников и составление перечня орфограмм, изучаемых в начальной школе.
Вывод: изучив учебники русского языка 1-4 классов у меня получился вот такой перечень орфограмм:
ПЕРЕЧЕНЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И ОРФОГРАММ
1.Заглавная буква в именах собственных.
2.Буквосочетания ЧН,ЧК, ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
3.Правописание словарных слов.
4.Правописание проверяемых безударных гласных.
5.Правописание глухих и звонких согласных.
6.Правописание непроизносимых согласных.
7.Правописание суффиксов.
После составления перечня орфограмм мне необходимо было выяснить, в названиях каких конфет «спрятались» орфограммы.
Исследование 2
Целью второго исследования стал анализ собранных фантиков по видам орфограмм.
Вывод: мною было исследовано около ста фантиков от конфет. Проанализировав названия конфет на обертках, я обнаружила в них орфограммы и отразила это в диаграмме, которая указывает вид орфограммы и количество фантиков на каждую из них. Наибольшее количество названий конфет относится к орфограмме «Безударные гласные, проверяемые ударением» (Приложение 2).
Во время второго исследования мне встретились в названиях конфет не совсем понятные для меня слова, я обратилась к толковому словарю, чтобы найти их значение.
Грильяж- восточная сладость из застывшего сахара с добавлением ореха.
Lusso— в переводе с итальянского языка означает «роскошь».
Джаззи— от слова джаз (направление в музыке).
Глэйс – в переводе с английского языка «гладкий».
Мулатка— девушка, рожденная от белого и черного человека.
Мокко – один из лучших сортов кофе.
Мономах – греческое слово, обозначающее «единоборец».
Таким образом, проводя своё исследование, я узнала значение некоторых слов.
Исследование 3
Продолжая свою исследовательскую работу, я решила провести опрос среди своих одноклассников. Ребятам нужно было ответить на несколько вопросов.
Цель опроса: выявить, обращают ли внимание мои одноклассники на названия конфет. По результатам опроса я составила таблицу, по которой видно, какое количество ребят интересуются названием, когда едят конфеты, замечали или нет когда-нибудь на фантиках орфограммы.
Вывод: конфеты любят все, большинство не обращают внимание на название и оформление конфетной обертки, несколько человек встречали орфограммы на фантиках.(Приложение 3)
Исследование 4
После анкетирования мне пришла в голову мысль проверить ребят, умеют ли они правильно писать названия некоторых конфет. Я обратилась к своему учителю Ольге Вячеславовне, и мы решили на одном из уроков русского языка провести «сладкий» орфографический диктант.
Цель: выявить на сколько орфографически правильно ребята пишут слова-названия конфет, и кто справится с работой лучше.
Вывод: после проведения диктанта мы получили очень интересные данные. Те ребята, которые обращают внимание и рассматривают фантики, справились с работой лучше. (Приложение 4)
IV.Творческий этап.
Все выводы, сделанные в ходе моих исследований, говорят о том, что каждый ученик должен владеть грамотным письмом и видеть орфограмму в слове. Для это мы решили составить «Сладкий орфографический словарь» для учащихся начальной школы и разработать несколько интересных заданий на развитие орфографической зоркости у ребят. (Приложение 5,6).
А еще я узнала, что у конфетного фантика, как у кажого из нас, есть свой день рождения. Отмечается этот праздник 3 января.
V.Заключение
Проведя все запланированные исследования, изучив различную литературу я узнала много интересного из истории фантиков. Выяснила, что фантики с начала своего существования были средством обучения, воспитания, привития чувства вкуса и красоты. В ходе своей работы я пришла к следующим выводам:
1.Названия на фантиках конфет являются источником информации.
2.В них можно найти различные орфограммы русского языка.
3.С фантиками можно играть в игры, чтобы привлечь внимание к правописанию.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Данная работа дала мне возможность углубить знания по русскому языку, проявить свои творческие способности и привлечь своих одноклассников к изучению орфограмм русского языка.
VI.Литература.
1.Учебники русского языка 1-4 класс под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
2. В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина Малый толковый словарь русского языка.
3.П.А.Грушников Орфографический словарик.
Интернет ресурсы:
https://www.ababilova.com/istoriya-konfetnogo-fantika
https://stranamasterov.ru/node/335444
Приложение 1.
История фантиков.
Приложение 2.
Анализ учебников.
Анализ фантиков по видам орфограмм.
Приложение 3.
Результаты опроса учащихся 4 Б класса МБОУ «ВОК» СП Школа №1
Вопрос |
Кол-во |
Любите ли вы конфеты? |
23 |
Обращаете ли вы внимание на название конфет? |
10 |
Обращаете ли вы внимание на орфограммы на фантиках конфет? |
5 |
Приложение 4.
Результаты словарного диктанта.
Приложение 5.
С ладкий орфографический словарь.
(на каждый вид орфограммы отдельные страницы)
Приложение 6.
Задания на развитие орфографической зоркости.
Карточка 1
Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род число и падеж имён существительных:
Морские просторы, орешки для Золушки, шоколадный вечер, серенада ласточки, внуки, конфета на сливках, радость детям, двойной вкус.
Карточка 2
Запишите существительные в три столбика: 1) женского рода, 2) среднего рода, 3) мужского рода.
Яблоко, барбарис, живинка, ириска, Харитошка, коровка, медунок, весна, дворянка, вишня, невидимка, марсианка, полет ласточки.
Карточка 3
Определи склонение имен существительных:
Черешня, туесок, озорница, желе, Василёк, Артёмка, ириска, пилот, яблоко, цветень, дюшес, снежок, удивление, медунок, серенада.
Карточка 4
Образуй с помощью суффиксов новые слова:
Яблоко, весна, ночка, ромашка, груша, барбарис, детям, желе, слива, коровка, вишня.
Карточка 5
Составь предложения из словосочетаний. Подчеркни основу предложения.
Морская звезда, вишня Владимировна, героическая былина, ореховая роща, парящая чайка, мама Женя, дивные края.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г.
КИЗИЛЮРТ
ПРОЕКТ НА ТЕМУ
«Орфография. Названия конфет»
Подготовила:
Магомедова
Айшат 2 «В» класс
Руководитель:
Абдурахманова
Туказибан Омаровна
Учреждение:
МКОУ
«СОШ № 8» г. Кизилюрт
2017
ГОД
В
данном творческом
проекте в начальной школе на тему «Орфография. Названия конфет» представлены
информационные сведения об истории конфетной обертки, представлены примеры старинных
фантиков от конфет и оберток советских времен, а также предложено изучение
орфографических правил на примере названий конфет.
Предложенная автором творческая работа в
начальной школе «Орфография. Названия конфет» будет интересна для
учеников начальной школы, поможет им в легкой игровой форме выучить правила
орфографии русского языка.
Созданный
учащейся творческий
проект «Орфография. Названия конфет» во 2 классе начальной
школы содержит интереснейший анализ истории конфетной обертки, а также результаты
опроса, проведенного среди учеников нашей начальной школы, на предмет знания
орфограмм.
Тема работы, выбранная
автором проекта, очень актуальна, так как орфографическая зоркость
приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты,
так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую
зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?
Оглавление
Введение
1. История фантика
2. Разновидности орфограмм русского языка
3. Классификация названий конфет по орфограммам
4. Анкетирование
5.Эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Однажды на уроке изобразительного
искусства учитель предложила нам попробовать себя в роли дизайнеров и создать свои
оригинальные эскизы фантиков от конфет. (Приложение 1). Придумывая названия для
своих фантиков, мы столкнулись с тем, что многие ученики нашего класса
допустили орфографические ошибки в названиях конфет. Это натолкнуло нас на
мысль: «А можно ли с
помощью уже существующих фантиков повышать грамотность письма? Можно ли вообще
на фантиках найти орфограммы русского языка?».
Тема нашего исследования
выбрана неслучайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико.
Современное поколение отличается безграмотностью и с этим нужно бороться.
Учительница
нам рассказала о том, что грамотное письмо берёт свое начало от умения замечать
орфограммы, «видеть» их
в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость.
Актуальность исследования заключается
в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной
школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с
полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка
на фантиках от конфет?
Перед Новым годом мы
попросили наших одноклассников помочь нам собрать обёртки от конфет с русскими
названиями.
Цель исследования: выявить возможность
изучения орфографии русского языка по обёрткам от конфет.
Задачи:
1.
Узнать историю происхождения обёрток от конфет.
2.
Повторить орфограммы, изученные на уроках русского языка.
3.
Изучить названия разных конфет.
4.
Найти орфограммы русского языка на обёртках от конфет.
5.
Классифицировать названия конфет по орфограммам.
6.
Выяснить, можно ли повысить уровень орфографической зоркости,
используя фантики от конфет.
Объект исследования:
фантики от конфет.
Предмет исследования:
орфограммы русского языка.
Гипотеза: орфографию можно изучать не только на
уроках русского языка, но и по обёрткам от конфет.
Методы исследования:
·
изучение информации по данной теме;
·
изучение оберток от конфет;
·
анкетирование учащихся начальных классов;
·
классификация;
·
эксперимент;
·
анализ и обобщение полученных результатов.
·
1. История фантика
Когда говорят о великом
изобретателе Томасе Алве Эдисоне, вспоминают, по крайней мере, пять его самых
известных творений: фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор
переменного тока и, конечно, лампочку (всего около 1000 патентов).
Последнюю, на самом деле, запатентовал русский
ученый Александр Лодыгин, а Эдисон уже занялся ее усовершенствованием. И среди
всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году дядюшка Эдисон
придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.
Эх, если бы не он, как бы мы сейчас хранили сладости? (Приложение 2).
В
начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и
монпансье с различными вкусами, помадка и тянучки, «драже, пралины», зефир, пастила… Коробки для наборов конфет были яркими и
красочными, ничуть не уступающими нынешним. На них красовались изящные
дореволюционные барышни, а названия были почти всегда связаны с женским полом:
«Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».
Фантики
для конфет и шоколадных плиток были не менее красивыми и разрабатывались с не
меньшим тщанием, чем театральные афиши. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку,
напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» — с таблицей умножения или
азбукой, и развлекательные — с пословицами, поговорками, частушками,
гороскопами, гаданием и пожеланиями.
После революции производство
конфет уже не блистало прекрасным оформлением. Даже красивые обертки ушли в
прошлое – что уж говорить об украшениях из карамели. (Приложение 3).
В наше время, каких только
обёрток не встретишь. Глаза разбегаются от разнообразия и выдумки
производителей.
В народе обёртку от конфет
называют фантик. Есть определение этому понятию:
Фа́нтик (от слова «фант») — народное название конфетной обертки, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции. Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга.
К созданию эскизов фантиков
привлекались лучшие мастера. Ведь в зависимости от того, как подашь продукт,
так он и будет продаваться.
2. Разновидности орфограмм русского
языка
Изучив историю происхождения
фантика, мы решили освежить свои знания об изученных нами на уроках русского
языка орфограммах. Для этого поработали с учебниками русского языка М.С.
Соловейчик, Н.С. Кузьменко (2,3 классы), составили перечень орфограмм русского
языка.
Список орфограмм русского языка
1.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
2.
Непроверяемые написания (словарные слова).
3.
Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова.
4.
Непроизносимые согласные.
5.
Написание буквосочетаний.
6.
Орфограммы с Ь (обозначение мягкости, обозначение формы слова).
7.
Написание имен собственных;
8.
Удвоенные согласные.
9.
Разделительные Ь и Ъ.
10.
Написание сложных слов.
11.
Правописание предлога со словом.
12.
Правописания приставок.
3.
Классификация названий конфет по орфограммам
После
изучения литературы нас ожидала самая интересная часть исследования —
это поиск орфограмм на фантиках от конфет и классификация названий конфет по орфограммам. С
помощью одноклассников нам удалось собрать 284 фантика. Но не все фантики нам
подошли – попадались фантики с иностранными или вообще несуществующими
названиями. Работу мы начали с того, что провели опись названий конфет по
орфограммам. Вот что у нас получилось:
1.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (19 шт.)
(Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением).
Кареглазка – карий Холодок – холод Медунок – мёд (Москва) вечерняя – вечер Морской (волк) — море Сливки—ленивки – лень Марсианка – Марс Денёк –день Зимолюбка – зимний Газировка — газ |
(Рачки) добрячки — добрый Река молока – реки, молочный Голу́бкина (весточка) – го́лубь Колосок — колос, колосья Золотой ключик – золото, позолоченный Лесной (олень) – лес Тянучка – тянет Кто сказал «Му» — скажет (Мишка) косолапый — косо |
2.
Непроверяемые безударные гласные (19 шт.)
(Правописание безударных гласных в некоторых словах нужно запомнить).
(Райское) яблоко Сорока Ореховая роща (Лесной) олень Шатенка Ягодка к ягодке Барбарис Ананасные Ромашка Желанная |
Коровка Москвичка Молочная (речка) Желейные Лимон Ассорти Миндаль (Иванович) Стакан молока (Яшкинская) картошка |
3. Парные по
звонкости-глухости согласные в корне слова (15 шт.)
(Для
того, чтобы проверить орфограмму нужно изменить слово или подобрать
однокоренное слово так, чтобы проверяемый согласный оказался в сильной позиции
(перед гласным или сонорным).
(Угости) город – города Коровка – корова (Яшкинская) картошка — картошечка Ромашка – ромашечка Кареглазка – глазной Голубкина (весточка) – голуби Сказка – сказочка |
Ириска – ирисочка Маска – масочка Курьёз – курьёзы Зимолюбка – любить Ягодка к ягодке – ягоды Мишка (косолапый) – Миша Шоко—лапки – лапок Сливки— ленивки – сливок—ленивок |
4.
Непроизносимые согласные (1 шт.)
(Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук оказался в сильной позиции).
Буревестник — вести
5. Удвоенные
согласные (1 шт.)
Джульетта
6. Заглавная
буква в именах собственных (8 шт.)
Джульетта Золушка Тайна Буратино Москва (вечерняя) |
Красная Шапочка Плотник Вася Мама Женя Миндаль Иванович |
7. Написание
сложных слов (5 шт.)
(В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о, после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е).
Мишка косолапый Чернослив Буревестник
Зимолюбка Кареглазка
8. Написание
буквосочетаний (11 шт.)
Написание гласных после шипящих.
Шипучки Ореховая роща
Написание буквосочетаний –чк-, —чн-, — ст-.
Шипучки Белочка Москвичка Молочная речка (Голубкина) весточка |
Красная Шапочка Рачки добрячки Тянучка Угости (город) |
9.
Разделительный Ь (3 шт.)
(Разделительный ь пишется в корне слова после согласного перед гласными е, ё, и, ю, я).
Джульетта Птичье молоко Курьёз
10.
Орфограммы с Ь (обозначение мягкости, обозначение формы слова). (4 шт.)
Обозначение мягкости согласного.
(Буква ь пишется для
обозначения мягкости согласных, кроме ч, щ, на конце и в середине слова).
Миндаль (Иванович) (Лесной) олень
Обозначение формы слова (Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода)
(Тёмная) ночь (Леди) Ночь
11.
Правописание предлогов со словами (2 шт.)
(Предлоги со словами пишутся
раздельно).
Ягодка к ягодке Десерт со сгущёнкой
12.
Правописание приставок (2 шт.)
(Приставки со словами
пишутся слитно).
Угости (город) (Десерт) со сгущёнкой
4.
Анкетирование
Цель: выяснить, обращают ли ученики внимание на названия конфет и
видят ли в этих названиях орфограммы.
Исходя из цели анкетирования, мы составили вопросы для анкеты:
1.
Любите ли Вы конфеты?
2.
Интересуетесь ли Вы названием конфеты перед тем, как её съесть?
3.
Названия, каких конфет Вам запомнились?
4.
Как Вы считаете, можно ли на фантиках от конфет найти
орфограммы, изучаемые на уроках русского языка?
Анкетирование было проведено среди учеников 3 и 4 классов. В
анкетировании приняли участие 30 человек. Проанализировав результаты анкет
учащихся, мы получили такие результаты:
оказалось, что из 26 человек, принявших
участие в анкетировании, 1 человек не любит
конфеты, 6человек любят не все
конфеты, остальные 19 человека дали положительный
ответ.
Также выяснилось, что 19 человек из 26 опрошенных не интересуются названием конфеты, главное,
чтобы конфета была вкусной, 7 человек всегда
интересуются тем, что написано на обертке. Перечисляя названия любимых конфет,
участники анкетирования часто допускали орфографические ошибки.
Большинство анкетируемых (15 человек) считают, что
на фантиках можно найти орфограммы русского языка, 3 человека думают, что нельзя, остальные (3 человека) затрудняются ответить на этот вопрос.
(Приложение 4).
Что же
получается? Многие ребята конфету съедают, а на название внимания не обращают,
поэтому и пишут названия любимых конфет с ошибками. Хотя и считают, что на
обёртках можно встретить орфограммы русского языка.
Мы
решили на этом не останавливаться. И всерьёз задумались над проблемой: можно ли
повысить уровень орфографической зоркости, используя конфетные обёртки? И решили
провести эксперимент.
5. Эксперимент
Цель
проведения эксперимента: выяснить,
можно ли повысить уровень орфографической зоркости учащихся, используя фантики.
Продолжительность
эксперимента: 7 дней.
Для участия
в эксперименте мы привлекли 28 учеников нашего класса. Учитель помог нам
организовать эксперимент и подобрать слова (названия конфет) для словарного
диктанта с учётом изученных нами орфограмм. (Приложение 5). Участникам
эксперимента было предложено написать словарный диктант. (Приложение 4).
Проверив все работы, мы получили такие результаты:
5 учеников из 28 не
справились со словарным диктантом (получили «2»), 13 учеников
написали диктант на «3», 9 человек получили отметку «4», и
лишь 2 ученика не допустили ни одной ошибки. Выходит, конфету
многие дети съедают, а на название конфеты не обращают внимания.
О
результатах словарного диктанта участники эксперимента не знали. И о допущенных
ошибках им тоже не сообщалось.
На
следующий день мы попросили участников эксперимента проклассифицировать часть
названий конфет, среди которых были слова из словарного диктанта, по
предложенным орфограммам, как это делали мы. После этого участникам было
предложено дома составить орфографические задачники с использованием названий
конфет, которые они классифицировали по орфограммам.
Через 2 дня
ребята продемонстрировали орфографические задачники перед классом. Теперь эти
задачники могут использовать ученики начальной школы для усовершенствования
умения решать орфографические задачи. (Приложение 6).
Далее нам предстояло провести последнюю часть эксперимента
–повторный словарный диктант. В диктанте были использованы те же слова, что и в
первый раз. Результат нас удивил и порадовал: 6учеников из 17 не допустили ни одной ошибки, 6 получили
отметку «4», 5 человек
написали диктант на «3»,
а двоек не было вовсе. Мы занесли результаты обеих словарных работ в таблицу и
сравнили их: результаты повторного словарного диктанта значительно улучшились.
(Приложение 7).
Мы пришли к
выводу, что работая над составлением задачников, участники эксперимента стали
обращать внимание на названия конфет и выделять в них изученные орфограммы, что
привело к повышению уровня орфографической зоркости.
Заключение
Итак, подведём итоги нашей работы. На фантиках
от конфет можно встретить разные орфограммы. Мы сгруппировали названия конфет
по 12 орфограммам. Среди нашей подборки фантиков самыми частыми орфограммами
оказались слова с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными. А самыми
редкими — непроизносимые согласные в корне слова и удвоенные согласные.
А вот орфограмма «разделительный Ъ» не встретилась на наших фантиках
вовсе. Рекордсменами по количеству орфограмм стали названия таких конфет: «Джульетта»,
«Зимолюбка»,
«Кареглазка»,
«Голубкина
весточка», «Мишка косолапый».
При
исследовании фантиков от конфет мы формировали орфографические умения и навыки,
находили и обосновывали орфограммы в названиях конфет.
Результаты
эксперимента доказали, что можно повысить уровень орфографической зоркости
учеников, используя фантики.
Мы
убедились в том, что фантик является хорошим материалом для изучения
орфографии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный нами
материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе при
отработке навыков грамотного письма.
Мы считаем,
что достигли цели работы и выполнили все задачи.
Наша
гипотеза о том, что орфографию можно изучать не только на уроках русского
языка, но и по обёрткам от конфет, подтвердилась.
Литература
1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык 2 класс —
Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. (1, 2 ч.)
2. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык 3 класс —
Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. (1, 2 ч.)
3. Шелякин М.А. Объяснительный словарь непроверяемых орфограмм
русского языка. Флинта, Наука. -2009.
4. Откуда взялась обёртка от конфет?
5. Определение понятия «фантик».
6. Список школьных орфограмм.
7. Орфографическая зоркость как важнейшее условие грамотного
письма.
8. Правила — памятки по русскому языку, 2-3 класс.
9. Критерии оценивания словарных диктантов в начальной школе.