- Информация о материале
-
Опубликовано: 16 сентября 2016
-
Просмотров: 302137
Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12
Схема гармони КАЛИНКА 15х8
Черные клавиши — это одиночные ноты, Цветные — это аккорды. Цветная без буквы “m” — Мажорный аккорд, с буквой “m” — минорный. |
Юрий 50 ответил в теме
#36544
6 года 10 мес. назад
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Расположение нот на клавиатуре Вашей гармони вырезано жирной линией. Именно эти клавиши и следует нажимать, пользуясь самоучителем. (Условно считается при считывании нот, что гармошка в До мажоре).
Александр Богинский ответил в теме
#36448
6 года 11 мес. назад
отбросьте правый ряд(A G F D……) и по две кнопки снизу левого и среднеего рядов D и D7, H и H7,и получится схема для Чайки
Алекс ответил в теме
#36414
6 года 11 мес. назад
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.
Правая сторона в зависимости от вашей тональности.
Лилия ответил в теме
#36403
6 года 11 мес. назад
Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
николай ответил в теме
#31273
7 года 10 мес. назад
Здравствуйте . Подскажите где можно найти аккорды к гормоне ГН-7 «СКАЗКА» заранее спасибо.
Николай Писарцев ответил в теме
#27043
8 года 11 мес. назад
От себя добавлю.При выборе того или иного баса,в этом случае нужно смотреть какая нота в мелодии приходится на этот бас.Например,если в мелодии нота До,то и бас нужно брать До.Если Ми,то и бас должен быть Ми.Имеется ввиду
аккорд Ля-минор.
Вячеслав Пестриков ответил в теме
#27034
8 года 11 мес. назад
Александр. Спасибо за замечание. картинку несколько изменил. Тут разные варианты, кому как будет играть удобнее согласно конкретной нотной записи. Главная идея в том, что аккомпанемент на басах можно сыграть более разнообразнее, комбинируя и меняя разные варианты бас — аккорд. Для меня, когда мне это подсказал знакомый баянист, это очень пригодилось в понимании игры на гармони…
Александр Донецкий ответил в теме
#27027
8 года 11 мес. назад
Спасибо за пояснение. Для аккордов Am и Dm, лично мне, удобнее использовать клавиши басов находящиеся над аккордом в основном ряду, а не в дополнительном, как указано на схеме. Тогда играется поочередно бас снизу от аккорда, аккорд, бас сверху от аккорда. Этот принцип поясняет Константин Иванин в своих уроках. Но понятно, что возможны варианты когда играть бас на дополнительном ряду удобнее.
Вячеслав Пестриков ответил в теме
#27026
9 года 3 ч. назад
При игре на басах мы используем, чаще всего, поочередное нажатие бас — аккорд, например ля бас, ля минор аккорд. Для улучшения разнообразия звучания этого сочетания бас — аккорд, можно использовать другие басы (ноты, которые входят в этот аккорд). На схеме это обозначено и буквами и расположением клавиш, например вместо баса ля в сочетании с аккордом ля минор можно играть сочетанием до — ля минор или ми — ля минор. Вот где то так…
Здравствуйте, уважаемые начинающие (и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«. Думаю, настало время нам познакомиться с нотной грамотой… Не спешите морщиться: в этом уроке я попытаюсь простым человеческим языком объяснить вам самые основы нотной грамоты и научить читать нотную запись.
Профессионалам, случайно или намеренно заглянувшим сюда, советую не читать этот материал, чтобы сберечь свои нервы или, напротив, не умереть от смеха, ибо то, как я собираюсь учить начинающих, вероятно, будет противоречить всем канонам обучения нотной грамоте в музыкальных школах(училищах, вузах). Но и цель у меня другая. Я не собираюсь учить играть «с листа», то есть сразу играть произведение по нотам без предварительного разучивания(я и сам этого не умею). Мне хотелось бы, только, чтобы этот урок научил начинающих гармонистов понимать и расшифровывать нотную запись и разучивать мелодии по нотам(не важно за какое время).
Правильно ли-играть на гармони по нотам?
Не подумайте, что я-ярый фанат игры только по нотам и ничего другого не признаю. Вовсе нет. Я много играю на слух и часто использую ноты какой-либо понравившейся мелодии, как основу для добавления чего-то от себя. К тому же, далеко не все, кто одержим желанием научиться играть на гармони, обладают достаточно хорошим музыкальным слухом, чтобы самостоятельно подбирать мелодии.
Честно говоря, у меня были некоторые опасения по поводу выбора темы этого урока… Столько людей считают, что нотная грамота — это нечто безумно сложное и под силу только избранным, что переубедить их кажется невыполнимой задачей. Самое интересное, что многие говорят примерно одну фразу, вроде «я пытался разобраться, но ничего не понял»…
Другие же считают изучение нотной грамоты занятием, недостойным настоящего гармониста или просто не нужным ему. Например, Алексей Мехнецов на семинаре в Екатеринбурге высказался, что по его мнению на гармони не стоит играть по нотам(а может он имел ввиду, что не стоит играть по нотам традиционные наигрыши, которым и был посвящён семинар?).
Есть еще люди, которые утверждают, что записать нотами, например, народную игру невозможно… По поводу последних скажу-бред! Что именно там невозможного? Нотная запись имеет все инструменты для полноценной передачи всех нюансов любой мелодии с помощью нотных знаков. Если нажата кнопка на гармони, то звучит музыкальный звук, а если звучит музыкальный звук-то его можно записать на бумаге, используя возможности, предоставляемые нотной грамотой.
Но сейчас мы будем учиться не записывать музыку нотами, а читать уже записанную. В этом уроке я постараюсь на доступном языке и без лишних подробностей объяснить вам основные принципы, которые если и не позволят вам в совершенстве овладеть нотной грамотой, то, по крайней мере, научат вас учить мелодии для гармони полноценно, а не по каким-то там «циферкам», которые еще нужно, чтобы кто написал для вас и передающие, лишь, малую часть информации о музыкальном произведении.
Сразу скажу, что нашей задачей является не научиться по звучанию ноты определять её название, а, глядя на конкретную ноту, визуально представлять её местонахождение на клавиатуре. И, естественно, что без некоторой доли специфических знаний нам не обойтись. Начнем.
Запись нот на нотном стане, скрипичный и басовый ключи
Ноты записываются на нотном стане. Нотный стан — это набор из пяти горизонтальных линеек:
Ноты для гармони(как и для других язычковых инструментов) записываются на двух нотных станах: верхний — для правой руки, нижний — для левой.
Отличаются они специальным знаком — «ключом», стоящим в самом начале нотного стана для каждой руки. Ключ определяет положение конкретной ноты в конкретном месте нотного стана. Поясняю: ноты для правой руки пишутся в скрипичном ключе «соль», который, охватывая своим завитком вторую снизу линейку, показывает, что на данной линейке должна находиться нота «соль».
Ноты для левой руки пишутся в басовом ключе «фа», который показывает, что на четвёртой снизу линейке, заключённой между двумя точками, должна располагаться нота «фа».
Это так, к сведению. Эту информацию про ключи не обязательно глубоко осмысливать, так как все ноты для гармони пишутся именно с такими ключами.
Сами ноты могут располагаться как НА линейках, так и МЕЖДУ линейками:
Звукоряд гармони(в какой-то мере, условно) делится на октавы:
Каждая октава состоит из семи нот, которые должен знать каждый, кто учился хотя бы в школе(в простой, не музыкальной): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Запись нот в зависимости от длительности звучания
В зависимости от предполагаемой длительности звучания, одна и та же нота записывается по-разному(об этом чуть ниже). Под длительностью ноты подразумевается продолжительность её звучания. По продолжительности звучания ноты делятся на: целые, половинные, четвертные, восьмые, тридцатьвторые и так далее. Наиболее часто употребляются половинные, четвертные и восьмые.
Все эти названия означают кратность времени звучания каждой ноты относительно целой. Каждая последующая из перечисленных длительностей будет ровно вдвое короче предыдущей. То есть, если принять целую ноту за 4 секунды, то половинная будет звучать 2с, четвертная-1с, восьмая-1/2с и так далее.
На практике вам не нужно высчитывать, сколько времени должна звучать каждая нота. Вам достаточно лишь видеть, к примеру, что она звучит вдвое(вчетверо и так далее) короче или длиннее предыдущей, и следовать этому.
Записывается одна и та же нота по разному в зависимости от её длительности. На картинке изображены слева направо целая нота, половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая:
Из чего состоит нота
Рассмотрим подробнее, как устроена нота и из каких частей она состоит:
Как видите, нота имеет три части: головка, штиль и флажок. Главной из этих частей является головка. Именно по её положению на нотном стане и определяется, какой клавише она будет соответствовать.
Головка есть у всех нот, независимо от длительности. Штиль пишется у нот, начиная с половинной. Он может быть направлен как вверх, так и вниз(это определяется лишь вопросом удобства нотной записи в каждом конкретном месте произведения).
Хвостик при штиле называется флажком. По количеству этих самых флажков мы определяем длительность звучания нот, начиная с восьмых(один флажок-восьмая нота,два флажка-шестнадцатая,три флажка-тридцатьвторая). Обычно, несколько идущих друг за другом нот с флажками объединяются в группы. Вот так будет выглядеть запись из нескольких шестнадцатых нот:
Закономерности расположения нот на нотном стане и их соответствие клавишам гармони
Теперь самое главное. В расположении нот в нотной записи для гармони-хромки есть одна закономерность, которая облегчит вам нахождение нужной клавиши, соответствующей написанной ноте: запомните, ноты первого(от руки)ряда правой клавиатуры всегда лежат так, что пересекаются линейками, а ноты второго ряда лежат между линейками. Таким образом, звукоряд первого от руки ряда правой клавиатуры(клавиши с 3 по 13) будет записан нотами вот так:
а второго ряда(клавиши с 15 по 25)-вот так:
Самые низкие звуки пишутся внизу нотного стана(на клавиатуре они находятся вверху), а самые высокие-вверху(на клавиатуре они находятся внизу). Таким образом, чем выше звук, тем ниже он находится на правой клавиатуре.
Почему я не говорю про клавиши №№ 1, 2, 14? А потому, что клавиши 1, 2 и 14 — это, так называемые, полутона. Записываются они вот так (слева направо- кнопки 14, 1, 2):
Их расположение нужно просто запомнить. Записываются они со специальным знаком «решётка»(который читается, как «диез»), стоящим перед каждой нотой и наличие этого знака сразу же говорит нам, что данную ноту нужно искать среди трёх первых клавиш сверху.
Следующее, что вам нужно запомнить, это расположение ноты «До» каждой октавы(на стандартной гармони три полных октавы из 7-ми звуков и один звук «до» четвертой октавы — клавиша №25). Их я обозначил на следующей картинке(слева-направо: клавиши №№ 3, 18, 10, 25):
Обратите внимание, что ноты, соответствующие клавишам 3, 10 и 25 пишутся на так называемых добавочных линейках. Добавочные линейки применяются, когда в произведении присутствуют ноты, записываемые на них. То есть: есть нота — есть добавочная линейка, нет ноты — нет линейки.
Но, если у нас в каком то месте произведения есть, например, нота «до» четвертой октавы(25-ая клавиша), а между ней и верхней линейкой нотного стана никаких нот нет, то пустые добавочные линейки всё равно пишутся.
Теперь разберемся, для чего я вам рассказывал про запоминание местоположения нот, соответствующим клавишам 3, 18, 10 и 25. Смотрите, как мы будем применять эти знания. Допустим, мы видим в нотной записи вот такую ноту:
Во-первых, мы сразу видим, что эта нота находится в первом от руки ряду клавиатуры, так как лежит НА линейке(таким образом, область поиска мы сразу же снижаем вдвое!).
Во-вторых, вспоминаем, что на добавочной линейке под нотным станом у нас лежит нота «до», соответствующая клавише №3. Берём её за точку отсчёта и отсчитываем четыре клавиши вниз: три, четыре, пять, ШЕСТЬ. Таким образом получаем искомую клавишу №6.
Давайте рассмотрим для примера первую фразу песни «В лесу родилась ёлочка»:
Смотрим на первую ноту и видим, что она находится ровно на три линейки выше ноты «до» первой октавы, расположеной, как мы знаем, на добавочной линейке под нотным станом. Отсчитываем от неё три клавиши вниз, соответственно(за первую берём ту самую ноту «до»(клавишу №3)). Получаем клавишу №5, с которой и начинается песня. Далее смотрим следующую ноту. Видим, что она находится МЕЖДУ линейками нотного стана, значит она — во втором от руки ряду. Вспоминаем, что между третьей и четвёртой линейкой(снизу) находится нота, соответствующая клавише 18, а искомая нота — всего на одну линейку выше, значит, наша следующая клавиша — №19, которая идёт сразу после 18-ой. То есть, если на нотном стане две ноты, принадлежащие одному ряду клавиатуры находятся на соседних линейках, то и на клавиатуре это будут соседние клавиши(эта закономерность не относится к трём полутонам-диезам( 1, 2, 14),вынесенным вверх клавиатуры). Смотрим следующую ноту песни: это такая же нота, как и предыдущая. Значит, просто нужно нажать ещё раз клавишу 19. Следующую(четвёртую) ноту песни находим также, как и первую: отсчитываем от клавиши №3 количество линеек, на которое она отстоит от неё и выясняем, что это клавиша №7. Попробуйте разобрать фрагмент песни до конца самостоятельно.
Как видите, ничего особо сложного здесь нет. Не пугайтесь! Мучиться с подсчётом клавиш вам не придётся долго: через некоторое время, вы будете находить каждую клавишу практически на автомате, стоит только разобрать несколько простых песен.
Нотная запись звуков левой руки(басы и аккорды)
Про нотную запись для левой руки я не буду говорить особо много. Стоит только помнить, что, как сказано в начале статьи, ноты для левой руки пишутся в другом ключе(«фа») и, соответственно, нота «до» в них будет находится в другом месте, нежели в правой руке. Метод для правой руки здесь не подходит.
Здесь, наверное, самый верный способ — просто визуально запомнить соответствие каждой ноты и каждого аккорда конкретной клавише, ибо их не так много: семь звуков-басов(кнопки №№ 2 и 16-дублируются) и восемь аккордов(третий ряд, как вы, наверное, помните, дублирует басы, расположенные в первых двух).
Вот эта картинка вам поможет это сделать(в неё же можно заглядывать при разучивании мелодий):
Запись аккордов правой руки гармони
Немного об аккордах. Аккорды записываются нотами, стоящими строго друг над другом. Собственно, это и определяет, что перед нами именно аккорд, а не перебор, потому что, согласно правилам нотной записи, мы должны сыграть все эти ноты одновременно.
Вот так выглядят аккорды в нотах(на примере — аккорд из трёх нот и тот же самый аккорд из четырёх нот):
Ноты, составляющие аккорд, находятся так же, как описано выше для правой руки, только исполняются одновременно. Со временем, увидев запись аккорда, вы будете интуитивно ставить пальцы на нужные кнопки, без всяких подсчётов.
Играя по нотам уже обеими руками, помните, что они(ноты) располагаются друг под другом не просто так, а совершенно закономерно: если в записи вы, например, видите, что в левой руке нота или аккорд записаны строго под нотой для правой руки, значит они должны играться одновременно. Если же они НЕ располагаются строго друг над другом, то и играются в разный момент времени.
Подведём итоги
Ну вот, наверное, для первой части достаточно.
Давайте выделим самое главное, что мы узнали из этого урока и что нужно усвоить в первую очередь:
- нотная запись читается слева направо
- ноты для правой руки, расположенные НА линейках нотного стана, играются в первом от руки ряду клавиш; ноты, расположенные, МЕЖДУ линейками, играются во второму ряду клавиш; но к клавишам №№ 1, 2, 14 это правило не применяется
- соответствие ноты конкретной клавише клавиатуры определяется её положением на конкретной линейке нотного стана(для каждой ноты оно неизменно), а длительность звучания ноты определяется её внешним видом(чем короче звучит нота, тем больше у неё «флажков» при штиле)
Я думаю, этих знаний достаточно, чтобы начать изучать мелодии по нотам. Вот только начинать я посоветую с самых простых, а ещё лучше — с мелодий знакомых, чтобы вы сами могли понять свои ошибки, если что-то сделаете неправильно.
Ну а во второй части мы рассмотрим специальные знаки, знание и правильное использование которых играет важнейшую роль для правильного чтения нотной записи. Это будет часть, пожалуй, даже более важная, чем первая…
Удачи!
«Карело-финская полька». Разбор на гармони с цифрами мелодии. Играю обычный вариант(обработка для гармони Н. Писарцева), а цифрами показан немного упрощённый вариант(без триолей, вместо них-одиночные звуки). «Оренбургский пуховый платок». Разбор на гармони с цифрами для правой и левой руки. Цифры для левой руки построчно: 14-13-13-12-13-13-16-15-15-12-11-11-14-13-13 12-13-13-14-13-13-12-13-13-16-15-15-6-5-5-4 5-5-8-7-7-6-7-7-4-3-3-2-3-3-4-3-3-6-5-5 14-13-13-12-13-13-16-15-15-14-15-15-8-7-7-12-11-11-14-13-13-12-13-13 Повтор окончания: 13-13-8-7-7-6-7-7-4-3-3-2-3-3-6-5-5-4-5-5 14-13-13-12-13-13-16-15-15-14-15-15-8-7-7-12-11-11-14-13-13-12-13-13-(14-13)
Как научиться играть на гармошке
Чем дальше прогресс и все новые технические ноу-хау входят в нашу жизнь, тем меньше слышно вокруг живой музыки. Чтобы услышать реальное звучание инструмента, приходится покупать билеты на концерт, либо же изредка слушать умельцев в метро или на улице. Невзирая на это, многие люди желают научиться играть на гармошке с нуля самостоятельно. Это традиционный русский музыкальный инструмент, который всегда звучал на свадьбах, народных гуляниях, он звучит красиво, жизнеутверждающе, привлекает к себе внимание.
Никаких особых секретов и сложностей в том, чтобы научиться играть на гармошке дома, не существует. Освоение инструмента подразумевает стандартные шаги: освоение самой гармошки, умение правильно ее держать, занимать правильную посадку с инструментом, освоить игру по цифрам, научиться играть аккомпанемент к популярным песням и мелодиям. При дальнейшем продвижении человек может изучить ноты, музыкальную грамоту и играть уже на профессиональном уровне с листа. Рассмотрим основные этапы обучения для новичков.
Изучаем основы
При освоении любого музыкального инструмента, есть базовые вещи, не изучив которые, не получится двигаться вперед. Для гармошки они тоже есть и это: изучение устройства инструмента, правильная посадка, постановка рук на гармошке, а также освоение принципа звукоизвлечения. Изучим эти моменты подробнее.
Как устроена гармошка
Гармошка имеет такие основные элементы:
Сам инструмент делится на два полукорпуса: правый и левый. Между ними находится так называемый мех;
- Правая клавиатура используется для исполнения мелодий. Здесь клавиши расположены на специальном грифе;
- Левая клавиатура располагается в самом левом полукорпусе, хотя в некоторых моделях гармошек и слева также есть клавиатура. Служит она для исполнения аккомпанемента;
- Звук в инструменте возникает в результате прохождения воздушного потока, создаваемого движением меха, через голосовую планку. Она спрятана внутри корпуса, имеет специальную рамку с колеблющимися язычками, которые и создают звук.
Также конструкция гармошки подразумевает наличие двух ремней для того, чтобы одевать ее на плечи и играть стоя, на ходу, даже сидя, но удобно зафиксировав инструмент. Правда, лишь после того, как человек будет уверенно играть сидя, он сможет понять, как научиться играть на гармошке стоя, а может даже пританцовывая!
Правильная посадка
Правильная посадка с гармонью
Играть стоя – это удел опытных гармонистов. Для новичка потребуется для начала освоить игру в сидячем положении. Посадка гармониста имеет следующие особенности:
- Благодаря легкости инструмента его легко держать на коленях. Пробуйте держать гармошку как на одном, так и на обоих коленах;
- Высота стула для игры выбирается такой, чтобы обе стопы надежно касались пола. Рекомендуется ноги держать на ширине плеч.
Важно при начале репетиции отрегулировать ремни, чтобы они не давили. Они должны быть натянуты так, чтобы не пережимали ни плечо, ни запястье.
Что касается рук, то при игре они обычно находятся сбоку инструмента, чтобы иметь легкий доступ до любой клавиши, как слева, так и справа. Учась играть на гармошке с нуля, уделите внимание расположению рук, так как если они будут размещены неправильно, слишком низко или высоко, то будет сложно играть по всей клавиатуре. Также неправильное положение рук помешает гармонисту играть длительное время, так как он будет быстро уставать.
Звукоизвлечение
Звукоизвлечение на гармони
На любом инструменте очень важно освоить принципы правильного звукоизвелечения. Для гармошки таким процессом служит сжимание и растяжение меха, так как оно создает поток воздуха, который проходит через установленную внутри голосовую планку с язычками, контролируемыми клавишами.
Вот основные советы по грамотному извлечению звука с гармошки:
- Движение меха должно быть плавным, без рывков. Это касается и смены направления движения, так как звук извлекается с голосовой планки как при сжатии, так и растяжении мехов;
- Смена направления должна производиться в звуковых паузах, особенно удачно делать смену движения меха перед сильными тактовыми долями;
- При игре одного такта лучше направление движения не менять, чтобы звук был более ровным.
Также не рекомендуется растягивать или сжимать меха до максимального предела. Это создаст ненужные паузы. Что касается игры первых нот, то тренируйтесь исполнять один звук на сжатии и растяжении мехов так, чтобы он звучал одинаково.
Учимся играть по цифрам
Схема правой клавиатуры
Схема левой клавиатуры
Как в случае с гитарой, когда не знающие нот гитаристы играют по табулатурам, или по цифрам, обозначающим ноты на грифе, так и новички гармонисты должны учиться играть по цифрам. Играть на гармошке по цифрам необходимо каждому человеку, который освоил основы и начинает учить какие-то композиции.
Новичкам будет проще играть, если не осваивать сначала ноты, а заменить их по принятой схеме цифрами. Происходит это так:
- Вместо сети классических нот До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си используются цифры от 1 до 7. Чем больше цифра, тем выше звук: 4 выше 2, 7 выше 3, 1 ниже 2 и т.п.;
- Правая клавиатура: ряды 1-2 – диезы, 2-5 – набор самых низких звуков (басов), 5-8 – средняя семерка нот, 9-12 – наиболее высокие ноты. Ряды – это условные линии на клавиатуре, в каждый ряд, кроме крайних, попадает по 2 ноты;
- Левая клавиатура: вверху находятся басы (цифры 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), аккорды – на втором (7с — 7, 3с — 3, 6м — 6, 2м — 2) и третьем рядах (2б — 2, 5б — 5 1б — 1, 4б — 4).
Сразу освоить цифры и игру по ним не получится. Надо настойчиво упражняться каждый день, выделяя хотя бы 20-30 минут на занятия.
Первые упражнения
Упражнения для начинающих
Чтобы научиться играть на гармошке с нуля, потребуется начинать с самых простых упражнений, которые помогут получить базовое преставление об инструменте. Рассмотрим некоторые из них:
- Учимся нажимать на клавиши. Нажатие (удар) по клавише должно быть таким, чтобы палец при этом не сгибался, а клавиша легко возвращалась в исходное положение. Учитесь делать активный, короткий толчок кнопки с быстрым возвратом ее в базовое положение;
- Нажатие кнопки и движение меха. Осваивайте правильное извлечение звуков с движения меха. Здесь надо зажать любую кнопку, и не бросая ее начать движение меха – сначала на сжим, потом в обратную сторону. Надо пробовать извлекать равномерный звук, а потом поиграть с его интенсивностью. В зависимости от динамики движения меха звук будет более мягким, спокойным или же быстрым и резким;
- Теперь надо совместить 1 и 2 указанные упражнения. Сводите и растягивайте меха, при этом ударяя по одной или разным клавишам так, чтобы извлекать короткие ровные звуки и кнопка сама возвращалась назад в исходное положение;
- После одиночных кнопок можно начать осваивать извлечение гамм. Для начала освойте базовые гаммы: мажорная 1-2-3-4-5-6-7-1 и минорная 6-7-1-2-3-4-5-6. Научитесь играть их как на повышение, так и на понижение тона, то есть и вверх и вниз.
Этого будет достаточно, чтобы начать играть на гармошке. После базовых упражнений надо браться за наиболее простые мелодии. При наличии хорошего музыкального слуха не лишним будет пробовать практиковать подбор мелодий на слух.
Как научить играть на гармошке ребенка
Если вы планируете научить гармошке ребенка, то все указанные выше рекомендации и правила сохраняются. Единственной особенностью может быть то, что для маленького ребенка гармошка покажется большой и тяжеловатой, поэтому первые движения, особенно сжатие и растягивание мехов ему может понадобиться помощь. Во всех остальных вопросах предложенные рекомендации сохраняются.
Советы для начинающих
Советы для начинающих
Освоение любого музыкального инструмента – сложный и длительный процесс, который может затянуться на многие месяцы, а иногда и годы. Нет пределов совершенства в игре на гармошке, но чтобы будущие свершения давались легче, надо помнить о простых базовых вещах. Часто бывает так, что музыкант неправильно осваивает основы, к примеру, посадку или постановку пальцев и в будущем это мешает ему добиться высот в исполнении. Поэтому, осваивая инструмент, помните о таких рекомендациях:
- Играйте как можно большим количеством пальцев. Развивайте все пальцы обеих рук, включая безымянный и мизинец. Чтобы хорошо играть, в процессе должны участвовать как минимум 4 пальца каждой руки;
- Правильная «смена меха». Чтобы звук некрасиво не обрывался в процессе игры, не терялась интенсивность звучания, не было неприятных слуху переходов – чередовать смену движения меха надо в паузах, при завершении тактов. Это требует хорошего знания мелодии, которая исполняется и тренировок;
- Рекомендуется не зажимать одним пальцем сразу 2 кнопки. Это считается не самой лучшей привычкой, использовать которую можно лишь в крайних случаях, когда по-другому сыграть не получается;
- Слушайте запись своей игры. Чтобы понять, в чем ваши ошибки и что надо исправлять – записывайте игру на гармошке на диктофон, на камеру и прослушивайте, что получилось.
Универсальная рекомендация – не надо спешить за скоростью игры, лучше медленно прорабатывать все детали. В будущем скорость появится сама собой, но ошибок в исполнении будет меньше.
Вот так можно научиться играть на гармошке для начинающих даже без учителя или помещения специальной музыкальной школы. Терпение, регулярные упражнения и стремление к лучшему помогут вам быстро получить результат!
https://youtube.com/watch?v=Z9q2e7q330E%3Ffeature%3Doembed
Этапы обучения
Нам нужно понять ваш текущий уровень и узнать ваши цели. Ведь цели могут быть самыми разными – от изучения одной композиции до повышения общего уровня музыкальности.
Индивидуальныйплан
В зависимости от вашего уровня и поставленной цели, мы составим план, скорость достижения и прогресс будет зависеть от вашего усердия.
Выступлениена сцене
Все не заканчивается обучением. «Виртуозы» проводят регулярные концерты, где выступают их ученики. На сцене можете выступить и вы!
Контрольпрогресса
Опытные педагоги контролируют ваш прогресс на каждом занятии. Вы всегда получаете актуальную обратную связь и продолжаете свое движение на вершину.
Что вы получите на уроках игры на гармошке в школе «Виртуозы»?
Подберём преподавателя, с которым вам будет комфортно достигать цели и приятно общаться на общие темы
Всем знакомы кадры из старых фильмов, в которых народные гуляния проходили под звуки гармони. Игра на этом музыкальном инструменте популярна и в наше время. Не потеряли актуальности и курсы обучения игры «на гармошке», с каждым годом все больше учеников записываются на уроки к репетиторам или в музыкальную школу.
Чтобы не искать опытного учителя по всей Москве, предлагаем приехать в школу «Виртуозы», где собраны лучшие педагоги столицы, а расписание обучения строится с учетом ваших мероприятий.
Наши тарифы
30 мин.
700 руб
За урок offline
Купить за 700р
Выгоднее на 70%
55 мин.
2150 руб
За урок offline
Купить за 2150р
1100 руб
За урок online
Купить за 1100р
1938 руб
За урок offline
Купить за 7750р
Выгоднее на 10%
990 руб
За урок online
Купить за 3960р
Выгоднее на 10%
1813 руб
За урок offline
Купить за 14500р
Выгоднее на 16%
970 руб
За урок online
Купить за 7760р
Выгоднее на 12%
1717 руб
За урок offline
Купить за 20600р
Выгоднее на 20%
950 руб
За урок online
Купить за 11400р
Выгоднее на 14%
1646 руб
За урок offline
Купить за 39500р
Выгоднее на 23%
930 руб
За урок online
Купить за 22320р
Выгоднее на 16%
Здравствуйте, уважаемые начинающие и не очень гармонисты. Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!»В предыдущих уроках(урок1 и урок2) мы познакомились с правой и левой клавиатурой гармони-хромки. Я долго думал, о чем лучше сделать третий урок и решил, всё-таки, рассмотреть тему, обозначеную в названии этого материала. Давайте попробуем разучить простые однокнопочные мелодии из тех, что являются традиционными для исполнения на гармони. Что значит «однокнопочные мелодии»? Поясню: так я называю мелодии в простейшем варианте, которые исполняются без аккордов и переборов. Просто чистая, голая мелодия. Самое то для начала обучения игре на гармони. Играем простейшие варианты Частушки,Барыни,Матани и ЦыганочкиТут, на всякий случай, сделаю небольшое отступление: дело в том, что название «Частушка» здесь очень и очень условное, так как оно с полным правом может применяться и для многих других народных наигрышей. А данная мелодия(которую мы будем изучать сейчас) отчетливо прослушивается, хоть и под «слоем» украшений(аккордов, переборов и других технических приемов), во многих общерусских наигрышах, имеющих, казалось бы, совсем разные названия: Подгорная, Елецкого, Страдания, Досада и некоторые другие. В нижеследующем видео сначала звучит Частушка, затем идут Барыня, Матаня и Цыганочка. Привожу цифровую запись этих мелодий для правой руки(смотрите цифровое представление клавиатуры гармони): Частушка: (19-19-8-19)-(7-7-19-7)-(18-18-7-18)-(6-5-5) Барыня: (19-18-18)-(7-19-18)-(8-7)-(19-18-18)-(7-19-18-8) Матаня: (18-18)-(6-6)-(18-18-6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5-6)-(18-18)-(6-6)-(18-18)-(6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5) Цыганочка: (20-8-20-8)-(8-19-8-19)-(19-7-19-7)-(7-18-7-18)-(18-6-18-6)-(6-17-6-17)-(6-6-18-6)-(17-19)Цифровую запись этих мелодий для левой руки смотрите в Уроке2, где мы знакомились с левой клавиатурой. Эти мелодии вы уже давно должны знать и исполнять без «затыков»(по кайней мере те, кто ознакомился со вторым уроком в момент его опубликования два месяца назад и кто следовал приведённым там рекомендациям). Добавляем аккорд в концеТеперь давайте добавим в конце каждой разученной вами мелодии аккорд. Вернее, не добавим, а заменим аккордом нажатие одной кнопки, которым мы завершали эти мелодии. Здесь аккорд будет применяться, как акцент, подчеркивающий завершение куплета. Этим самым мы начнем понемногу учиться применять аккорды в игре. Цифровая запись этих аккордов(добавляем их вместо последней цифры в оцифровке): Частушка: 5-6-7 Барыня:17-18-8 Матаня:5-6-7 Цыганочка:17-18-19Синхронизация,соединение двух рук при игре на гармониК сожалению, ни один самоучитель не останавливается подробно на этом моменте. Почему-то считается, что обьединение игры двух рук пройдет для начинающего гармониста быстро и безболезненно. Для начала могу посоветовать вот что: учите мелодии для левой руки, оцифровка которых приведена во втором уроке, где мы знакомились с левой клавиатурой. Как я уже не раз говорил, эти мелодии нужно отработать до полного автоматизма, чтобы вы, не глядя на клавиатуру, не задумываясь о моменте смены направления движения меха, без проблем играли их быстро и четко. А нужно это для того, чтобы, начиная соединять руки, вы уже не пытались разделить внимание на обе руки и не думали, куда и в какой момент должна нажимать левая рука. Вы сосредоточитесь на исполнении мелодии правой рукой, под аккомпанемент, исполняемый левой. Знайте, в мелодии правой руки в определенный момент времени звучат те же самые звуки, что и в левой руке. Только в левой они гораздо ниже и по научному это называется звучание «в октаву». В следующем видео показано на примере вышеупомянутых мелодий, какие именно звуки правой клавиатуры созвучны каждой паре бас-аккорд аккомпанемента(сначала я играю эти созвучия, а потом-саму мелодию обеими руками). Как вы можете увидеть в этом ролике, на каждые два нажатия в левой клавиатуре приходится одно нажатие в правой и длится это нажатие, пока звучат оба звука(бас и аккорд) в левой. Попробуйте и вы это повторить. Цифровая запись: Частушка: 19-7-18-5 Барыня: 19-7-19-8 Матаня: 18-6-17-6-17-5 Цыганочка: 8-19-7-17Вот что еще могу посоветовать для тех, кто мучается с обьединением игры обеих рук: попробуйте записать свою игру левой рукой, а затем, проигрывая эту запись, поиграть под неё правой рукой(конечно, я мог бы и сам сделать для вас такую запись, но, так как гармони у всех разных тональностей , то это мало кому будет полезно). Я думаю, у многих должно получится. Понимаете, о чем я? Повторюсь: для начала вы должны отработать до автоматизма партии левой руки в простейших мелодиях и научиться играть под этот аккомпанемент правой рукой КАК ПОД ЗАПИСЬ. Левая клавиатура-ведущая!Наверное поэтому и советуют начинать изучение какой-либо мелодии по нотам или подбор её на слух именно с левой клавиатуры(по поводу изучения по нотам могу согласиться полностью, а вот если подбирать на слух, то лично я предпочитаю начинать с мелодии, а затем-подбирать к ней аккомпанемент, что, возможно, и неправильно, но мне почему-то так легче). На следующем видео я играю те же самые мелодии, но уже двумя руками. Я специально подобрал их так, чтобы на один звук в левой клавиатуре приходился ровно один звук в правой. Это самый простой вариант для соединения двух рук в игре(гораздо труднее, когда на одно нажатие в левой будет приходиться несколько нажатий в правой). Смотрите и повторяйте. Напоследок покажу на примере Частушки,как её можно «развить» в процессе игры от простого к более сложному с помощью различных вариаций(это видео просто для ознакомления):На этом позвольте считать третий урок законченным. Не забывайте, что для того, чтобы у вас что-то начало получаться, нужно пробовать, пробовать и, еще раз, пробовать. Кто ничего не делает, тот ничего и не сможет добиться. А я надеюсь, что этот урок будет полезен хоть кому-нибудь, кто желает научиться играть на гармони. До новых встреч!
- 🎬 Aleksandr Boginskij, Игра на Гармони.
📅 8 мес. - 🎬 я познаю гармонь
📅 9 мес. - 🎬
📅 4 год. - 🎬
📅 4 нд. - 🎬
📅 2 год. - 🎬 Любовь Гришанова Уроки
📅 1 мес. - 🎬 Любовь Гришанова Уроки
📅 2 нд. - 🎬 Aleksandr Boginskij, Игра на Гармони.
📅 7 мес. - 🎬 Бескрайний голос гармони
📅 11 мес. - 🎬
📅 5 год. - 🎬 Разбор на гармони
📅 1 год. - 🎬 Любовь Гришанова Уроки
📅 4 нд. - 🎬
📅 3 год. - 🎬
📅 4 мес. - 🎬 Бескрайний голос гармони
📅 1 год.
Песни для гармони в цифрах
Гармонь. Частушки. pdf
Тексты песен для гармони. pdfУпражнения для гармони. pdf
Ближайшие соревнования
- Открытое первенство КСО «Спартак», этап КПРБ-2022, г. Октябрьский
- «Бег вне времени», ночное ориентирование. Чишминский р-н.
- «Соцветие курая» — эстафета клубов РБ, д. Глумилино.
- Ночное ориентирование «СОВА», г. Салават.
- XXV Республиканские соревнования «Заснеженная тропа», г. Стерлитамак.
- Чемпионат и Первенство Приволжского Федерального округа, д. Глумилино. 27.01.2023 – 29.01.2023
- Зимняя Спартакиада молодёжи России 2023, г. Уфа15.02.2023 – 19.02.2023
Посмотреть все Мероприятия
ГРУППА ВКОНТАКТЕ
- Соревнования
- Объявления
- Новости БРФСО
- Клубное первенство РБ
- Свободная колонка
- Поздравления
- Заметки Леонида Седюка
АРХИВЫ
7 года 6 мес. назад #31002
от Michael Berenstein
Иван Копытин пишет: Ответ Michael Berenstein
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Всё нормально, и интересно, но представляете удивление человека, не понимающего нифига в нотном материале, который он бы хотел сыграть. Теперь-то, когда он в совершенстве владеет аккордами “b6ю” и “Зю”. Особенно полезен аккорд “Зю”. А также “Бя” и “Сю”. И тогда запись будет выглядеть совсем уж академически: Зя-За-Зя, Сю-Сю-Сю, и завершаться в непроизносимое “b6ю”. Я это со знанием дела говорю, я на гитаре играл “лесенку”, “звёздочку”, “аккорд Высоцкого”. И придумал симметричную систему нотной записи (см. приложение). Для новых подходов нужен смысл. Не могли бы вы всё же объяснить идею? Я книжку скачал, но нет времени её рассматривать пристально. Но для моей мамы, например, может и сгодится, хотя я и очень сомневаюсь насчёт аккорда Зю.
7 года 6 мес. назад – 7 года 6 мес. назад #31003
от Николай Писарцев
Полностью согласен с Л. Шаманиной и С. Акимовым. Самоучитель П. Лондонова соответствует
своему предназначению: дать начальные уроки по освоению основных правил нотной грамоты с одновременным освоением игры на гармони. И именно с одновременным,а не с раздельным
(с начала выучить нотную грамоту,а уже потом учиться играть по нотам). И с этой задачей он
(П. Лондонов)блестяще справился. А Ваши, Михаил,завышенные требования уже реализуются в
академической школе. Музыкальных училищах,консерваториях. Тем более,в те далекие советские времена,гармонь не считалась серьезным и полноценным инструментом как,
допустим, баян или аккордеон. И равноценное внимание как к баяну или аккордеону обучению игре на гармони не уделялось. Да и сейчас не особо то что сильно изменилось. И было бы очень
желательно в музыкальных образовательных заведениях давать более полный объем информации о гармони как родственном инструменте баяну,аккордеону. И уже совсем не
красиво и не гоже заявлять такое как “срубить бабки”,халтурщик. Какие “бабки” можно было срубить в советское время?И если Вы ж такой преверженец западной или американской школы,то и
обучайтесь по ней. А для нас это голословное утверждение. И нечего хаить советскую школу.
Последнее редактирование: 7 года 6 мес. назад пользователем Николай Писарцев.
7 года 6 мес. назад – 7 года 6 мес. назад #31004
от Иван Копытин
Насчет редких аккордов 3ю и других. Они идут в конце книги. В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов, которых многим хватит
Для уточнения две небольшие цитаты авторов из указанной книги
Стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов. Не пужайтесь – уже первых десяти, и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы. Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.
Последнее редактирование: 7 года 6 мес. назад пользователем Иван Копытин. Причина: Дополнение кому ответ
7 года 6 мес. назад #31006
от Michael Berenstein
Хочу ответить на то, с чем не согласен, а с остальным – согласен. Думаю, что ориентировка на клавиатуре – основной навык. Ориентировка в гармонии, которая на гармони ограничена и проще в изучении, для аккомпанимента и нетрудной импровизации – один из базовых элементарных навыков. С этим Лондонов, по моему мнению, не справился. Хотя, если вы учились по его самоучителю, и достигли вашего уровня, то снимаю шляпу, жую её, и беру все свои слова обратно. В советское время можно было срубить немеряные бабки. Самыми легально богатыми гражданами были кино-сценаристы, режиссёры и публикующиеся писатели. Сценарист получал за сценарий 1. 5-2000 рублей вне зависимости от того, были ли приняты их сценарии к постановке. А писатели, с дикими советскими тиражами. Разве я ругал советскую школу? Я выразил мнение, что записывание левых аккордов – вовсе не признак качества, и обосновал тем, что в американской аккордеонной джазовой школе аккорды целиком не записывают. И что запись аккордов имеет смысл в выборной системе, а не в Страделле. А на выборной системе играют как раз советские баянисты.
Мне казалось, что я обосновал свои положения логически, и оставил немного места эмоциональной оценке. Если она вас обидела, то прошу прощения. Никакой Лондонов не халтурщик, а большой молодец. Но работу не доделал, к сожалению. То ли методист был слабый, то ли заранее планку понизил. Но, опять же, моё мнение. Все мнения хороши, давайте их побольше.
7 года 6 мес. назад – 7 года 6 мес. назад #31007
от Иван Копытин
Ответ Michael Berenstein
Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий. Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)
Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 – 30 ( Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500)
Для аккордов 6м, 3с, 2м
Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я
PS:
Для нотников (по методике обучения). Увидев цифры, я тоже вначале подумал что это в стиле цифровиков как для механического пианино. Когда понял, что это для обучающихся по слуху цифры нот октавы. Все встало на свои места.
Правая клавиатура гармони октавы мелодии
Левая клавиатура гармони басы и аккорды аккомпанемента
Кто до обучения на гармони играл на гитаре. Без труда сыграет по аккордам. Жмите бас вместе с его аккордом. Во втором ряду те самые заветные 3 аккорда – 3с, 6м, 2м ( Буквами E7, Am, Dm)
Буквы заменены цифрами совсем для начинающих. Так им легче. Любой догадается, что звук 6 выше звука 3. Но не любой догадается, что звук A выше звука E.
Последнее редактирование: 7 года 6 мес. назад пользователем Иван Копытин. Причина: форматирование
7 года 6 мес. назад – 7 года 6 мес. назад #31008
от Николай Писарцев
Только не известно кто будет играть по этим цифрам или им подобным приведенные Вами песни. Дети однозначно не могу их знать. Самое старшее поколение вряд ли будет разбираться в этой системе. Остается среднее,которое тоже не вечно. Получается эта цифровая система и
ей подобные не имеют будущего. Как известно,музыка искусство временное. все процессы
происходят в нем во времени. Каждый звук звучит в данный момент определенное время
(длительность ноты). Очень наглядно это видно,если в любом нотном редакторе(Finale например)включить какие либо ноты на воспроизведение. Бегущий курсор точно показывает,какие ноты звучат в данный момент. И это является одним из основных параметром любой музыки. А в цифровой системе это ни как не отражено. А кнопки клавиатуры можно обозначить как угодно. Хоть цифрой,хоть нотным знаком. Только не знакомую музыку все равно сыграть
будет невозможно. Вот в этом и заключается вся “ущербность”цифровой системы. Так стоит ли
огород городить.
- Обучение и репертуар
- Учиться играть по нотам, на слух или по цифрам
Время создания страницы: 0. 310 секунд
Вся жизнь гармонь !…….