Приятно открывать для себя новую музыку. Хочется тут же разобрать аккорды, соло, гитарные арпеджио, выучить всю эту красоту и повторять бесконечно. Но снять песню на слух может не каждый. К тому же разбор занимает много времени. Поэтому музыканту необходимо знать, как читать ноты для гитары. Мы читаем нотные обозначения, когда осваиваем новые упражнения для оттачивания техники, когда учимся играть классические произведения или партии мировых хитов, а также когда разбираем любимые песни.
Уметь читать ноты для гитары полезно и при работе в группе. С помощью записей участники делятся музыкальными идеями, обмениваются своими наработками, помогают друг другу придумывать мелодические и гармонические ходы. Это нужно даже просто для того, чтобы не забыть только что сочиненную линию. Потом можно вернуться к ней, доработать и развить. Дойдите до конца статьи и узнаете, как читать ноты и символы для гитары в разных форматах обозначений.
Способы обозначения
Традиционный и универсальный для всех исполнителей метод – ноты-овалы, расположенные на нотном стане (нотоносце). Так можно записать партию любого инструмента. Выпускники музыкальных школ и классических учебных заведений хорошо владеют нотной грамотой, как минимум знают основы. Читать ноты для гитары с листа, моментально воспроизводя их на грифе, – навык, который вырабатывается годами. Если вы всего лишь научились узнавать ноты и разбираться в длительностях, это уже достижение.
Традиционная нотная запись
Многим гитаристам достаточно владения аккордами. Им не нужно понимать, как читать ноты для гитары. Они знают, какие струны зажать, чтобы получился тот или иной аккорд. Меняя аппликатуры, они уже создают гармонические последовательности и могут, к примеру, аккомпанировать себе для пения. Но для этого нужно выучить буквенные обозначения аккордов и схемы, по которым они зажимаются.
Схема аккорда Bm
И, наверное, самый распространенный среди гитаристов разных уровней способ, как читать ноты для гитары, – табуляция. С ним сможет разобраться и новичок, и профессиональный исполнитель. Это удобная и гибкая запись. С ее помощью можно передать гармоническую или мелодическую партию обобщенно, без подробностей. Но для этого формата используется и множество символов, обозначающих штрихи и ритмические нюансы. В статье мы рассмотрим все три вида нотной и аккордовой записи, но табулатурам уделим особое внимание.
Табулатура в упрощенном виде
Как читать ноты для гитары в классической записи
Нотный стан представляет собой пять линий. Ноты обозначаются овалами и располагаются на линиях и между ними. Некоторым не хватает стана, и они размещаются на добавочных линиях (например, до в скрипичном ключе). Закрученная фигура в начале строки – это и есть скрипичный ключ. Он говорит о том, что первая линейка предназначена для ноты ми, вторая – для соль, третья – для си, четвертая – для ре, пятая – для фа (в басовом ключе другое расположение). Между линиями, а также под ними и над ними находятся места для ре, фа, ля, до, ми, соль. Чтобы читать ноты для гитары, нужно знать их соответствия на грифе. Вот они.
Гамма до-мажор в две октавы на грифе
Гаммы до-мажор и ля-минор идеально размещаются на нотоносце. На клавиатуре пианино им соответствуют белые клавиши. Чтобы обозначить звуки черных клавиш или гитарных ладов из других тональностей, нам придется использовать диезы и бемоли, в некоторых музыкальных произведениях встречаются бекары, которые отменяют диезы и бемоли. Чтобы в общих чертах понимать, как читать ноты на гитаре, этого нам достаточно. Не будем углубляться в нотную грамоту.
Но важно еще иметь общее представление о ритме и длительностях. Считывать длительности сложнее, чем ноты-овалы. В начале строки, за ключом, мы видим цифры. Чаще всего это будет «4/4» – четыре четверти. Это значит, что такт делится на четыре четвертных ноты, можем просчитать их: «раз-два-три-четыре». Из них складываются две половинных или одна целая. А разбить их можно на восемь восьмых («раз-и-два-и-три-и-четыре-и»), шестнадцать шестнадцатых или еще мельче. Плюс у нас есть паузы с такими же длительностями. Комбинируя все это, мы получаем ритмические рисунки. Вот весь набор длительностей.
Целая нота и целая пауза (ставится под четвертой линейкой)
Половина и половинная пауза (ставится над третьей линейкой)
Четверть
Восьмая
Шестнадцатая
Тридцать вторая
Шестьдесят четвертая
Сложно? Читать ноты для гитары в классическом виде в принципе сложно. А сходу понимать длительности – значит находиться на продвинутом уровне владения нотной грамотой. Но не всем музыкантам это нужно, поэтому мы больше пользуемся другими способами записи. Есть намного более простые методы, как читать ноты для гитары и записывать их. К ним и перейдем.
Аккорды
Когда мы воспроизводим несколько звуков одновременно, у нас получаются аккорды, септаккорды, секстаккорды, нонаккорды и прочие созвучия. Традиционным способом они записываются в виде овалов, расположенных друг под другом. Но проще дать каждому аккорду буквенное обозначение и постоянно пользоваться комбинациями букв. Так читать ноты для гитары очень удобно. Нотный стан в таком случае нам не нужен, мы можем прямо над текстом песни записать букву-аккорд. Самые простые и популярные – C, Am, E, Em, D, Dm, G, F.
Распространенные аккорды в виде нот, табулатур и схем
Но нужно научиться их правильно ставить. Для этого есть масса схем. Шесть горизонтальных линий – струны: снизу самая толстая, сверху самая тонкая. Их изображают в перевернутом виде, потому что на гитарный гриф вы смотрите сверху вниз, и толстая струна оказывается ближе к вам, как будто снизу. Вертикальные линии – лады. Точки – те лады, которые нужно зажимать. Встречаются и повернутые схемы, на которых струны стоят вертикально, а лады горизонтально. Вот вы уже знаете, как читать ноты для гитары по буквам и схемам.
Композиторы и джазовые музыканты пользуются еще более удобным методом. Они читают аккорды по ступеням и обозначают их римскими (а иногда и арабскими) цифрами. Так в тональности ля-минор Am становится I (1), Bdim – II (2), C – III (3), Dm – IV (4), Em – V (5), F – VI, G – VII. Когда джазменам необходимо переместиться в другую тональность, они не переписывают все аккорды, а пользуются теми же цифрами. Это еще один пример, как читают ноты для гитары в музыкальном мире.
Табулатуры
Кто-то соединил классическую нотную запись с аккордовыми схемами, и получились табулатуры. Это самая удобная форма обозначения любых гитарных партий, и аккордовых, и мелодических-монофонических. Если на нотоносце можно расположить партитуру любого инструмента, то в виде табулатур записывают исключительно партии для гитары (или, например, для укулеле – с четырьмя линейками).
Как читать ноты для гитары в табулатурах? Как и на схемах, горизонтальные линии обозначают струны. Снизу самая толстая, сверху самая тонкая. Цифрами обозначены лады, на которых нужно зажимать струны. Читаем слева направо, по порядку проигрывая цифры. Там, где стоит 0, дергаем открытую струну. Процесс напоминает компьютерную игру. Разберем пример.
Здесь мелодия комбинируется с аккордами. Сначала мы видим трезвучие: левая рука зажимает струны на первом, третьем и втором ладах. Затем дергаем открытую первую струну и опят ставим трезвучие, но уже на других струнах. И так далее. Если окинуть взглядом весь отрывок, можно увидеть, что аккорды здесь чередуются с одной нотой на открытой первой струне. Нужно только разобрать их расположение и отточить перестановку пальцев. Еще мы видим дуги и косые линии. Об этом чуть позже.
Читать ноты для гитары таким способом очень удобно. Но это табулатура общего вида. Здесь совершенно нет информации о ритме. Если вы знаете, как должна звучать мелодия, то вы и так сыграете ее в правильном ритме, с правильными длительностями и паузами. Чтобы разобрать популярную песню, такой обобщенный формат подойдет. Но чтобы записать новую партию и обозначить ее ритмический рисунок, уже понадобятся флажки-длительности.
Та же табулатура вместе с нотной записью и длительностями
Но все равно у нас пока нет полной информации. Другая (расширенная) версия табов показывает, как читать ноты для гитары, чтобы они звучали стильно, качественно, будто играет профессионал. Хорошие гитаристы не просто зажимают и дергают струны, они используют разнообразные техники и приемы игры, а также уделяют большое внимание нюансировке. Все это тоже можно отобразить на табулатуре.
Табы со штрихами
Hammer-on. Этот прием также называют «восходящее легато». Когда будете читать ноты для гитары, обратите внимание на дуги, которые объединяют цифры в пары. Это значит, что два звука должны звучать слитно, между ними не должно быть паузы. На пианино это сделать легко: отпустить первую клавишу ровно в тот момент, когда вы зажимаете вторую. У гитары атаки слышатся более отчетливо. И легато здесь означает нечто иное: то, что первый звук будет иметь атаку, а второй практически нет.
Как вам технически осуществить этот прием, когда будете читать ноты для гитары? Первая цифра воспроизводится с помощью медиатора, вторая только пальцем левой руки. Допустим, вы зажали струну указательным пальцем. Чтобы сделать хаммер-он, дергаете струну медиатором, а затем ударяете средним пальцем левой руки по соседнему ладу, не отпуская указательный. Если табы записаны просто в текстовом редакторе, хаммер-он может обозначаться буквой «h» или символом «^»: например, «5h6» («5^6»).
Hammer-on
Pull-off. Это движение в обратную сторону – нисходящее легато. Если будете читать ноты для гитары в текстовом виде, встретите букву «p» или символ «^»: «6p5» («6^5»). Либо пулл-офф обозначат так же, как хаммер, соединительной дугой. Технически он реализуется так: зажимаем два соседних лада (либо два лада через один), медиатором воспроизводим первый звук, а чтобы получить второй, нужно сдернуть средний палец, и тогда вы средним пальцем сыграете ноту на предыдущем ладу.
Pull-off
Глушение. Как читать ноты для гитары, обозначенные крестиками? Положите левую руку на струну, но не зажимайте ее. Затем сделайте удар медиатором – должен получиться перкуссионный звук без тона. Такие щелчки еще называют «мертвыми нотами». Ими разбавляют плотные мелодические линии соло или бриджей.
Мертвые ноты
Также вы можете встретить обозначение «pm». Это сокращенное название техники Palm Muting. Она дает похожее «мертвое», приглушенное звучание, но в нем уже слышатся конкретные ноты. Чтобы так сыграть, нужно зажать струну левой рукой, а ладонью правой руки со стороны мизинца чуть прижать струны около струнодержателя и работать медиатором.
Palm Muting
Слайд. Ноты для гитары в табах могут писаться через косую черту («/») или буквы «sl». Либо между цифрами проводят ровную линию. Читать это следует таким образом. Играете первую цифру медиатором и ведете палец к следующему ладу, не отрывая его от грифа. Получается эффект скольжения, глиссандо. Оно тоже может быть как нисходящим, так и восходящим.
Слайд
Бенд. В табах для гитары вам встретятся цифры, разделенные буквой «b». Читать их нужно так. Зажимаете ноту, высекаете медиатором звук и тянете струну вверх (иногда удобнее вниз), вдоль металлического лада. Дотянуть ее нужно до того момента, когда она зазвучит как нота следующего лада, то есть на полутон выше (иногда даже нужен бенд на тон). Второе число как раз соответствует высоте этого следующего лада. Этот штрих также обозначают изогнутой или ломаной линией.
Бенд
Движение рычагом. Не у каждой гитары есть рычаг (тем более у акустической). Так что, возможно, у вас не получится адекватно читать все приемы, которые встречаются в табуляции. Если нота представлена в виде «75/7» или как-то похоже, то вам нужно быстро надавить на рычаг, чтобы получился резкий питч-бенд. Число внутри « /» указывает количество полутонов, на которое нужно съехать вниз. Прием также обозначают знаком «v».
Движение рычагом
Вибрато. Этот штрих гитаристы используют практически для каждой длинной ноты. В окончании фразы он звучит особенно заметно и выразительно. В табах ему соответствуют значки «~» и «x». Читать их с помощью гитары не сложно. Зажмите струну на указанном ладу, извлеките звук и аккуратно двигайте пальцем вниз-вверх, меняя высоту тона. Амплитуда должна быть небольшой, а движение должно совпадать с ритмом песни. Резкое вибрато также делают колебаниями вдоль грифа, влево-вправо. Для этого нужно приложить немного больше усилий.
Вибрато
Трель. Технически это многократное повторение комбинации Hammer-on и Pull-off. Нужно зажать опорную ноту и, удерживая ее, несколько раз ударить по соседнему ладу другим пальцем. Так читают обозначения «tr» и «tr~~~». Этот прием характерен скорее для игры на пианино. На гитаре так играют не часто, в основном в напряженных моментах, чтобы передать состояние ожидания перед мощным разрешением.
Трель
Тремоло. Как читать ноты для гитары, если в табуляции одна цифра повторяется много раз? Мы сыграем ее как несколько четвертей или восьмых. А если нужно превратить ее в шестнадцатые или тридцать вторые, то есть сыграть тремоло, используется специальный знак или сочетание букв «TR». Иногда после него ставят «~», чтобы было примерно понятно, насколько долго оно длится. Тремоло получается с помощью быстрого и ритмичного движения медиатором вниз-вверх. Как правило, удары приходятся на шестнадцатые, тридцать вторые или шестьдесят четвертые доли, в зависимости от темпа песни.
Тремоло
Tapping. Эту технику можно рассматривать как оптимизированный Hammer-on. Когда будете читать ноты для гитары, тэппинг, скорее всего, встретится вам в сложной комбинации, вроде «5h7t10p7p5». Вы ударяете пальцем по ладу, как при хаммере, но это палец правой, а не левой руки. Pull-off, естественно, делаете этим же пальцем. Таким образом, вы задействуете обе руки, как при игре на клавишных. Это позволяет значительно повысить скорость и получить специфическое звучание.
Tapping
Флажолеты. Ноты, сыгранные на гитаре флажолетами, обретают мягкое, воздушное звучание. Естественные флажолеты берут в треугольные скобки: «< >». Как это читать с помощью инструмента? Нужно слегка прикоснуться пальцем левой руки к струне над металлическим порожком-ладом, извлечь звук правой рукой и моментально (сразу после удара) убрать палец левой руки. Причем естественные флажолеты находятся только на 12, 7 и 5 ладах. Искусственный флажолет можно извлечь где угодно, но это довольно сложно, требуется наработка техники. Если хотите научиться, разберитесь с этим вопросом самостоятельно, в сети есть много видеоуроков, посвященных искусственным флажолетам.
Практические советы, как читать ноты для гитары
Начните с разучивания аккордов. Освоить аппликатуры по схемам довольно легко. После этого не помешает отработать переходы между разными аккордами. Это позволит быстро менять пальцы, не сбиваясь с ритма. Просто переходите с позиции на позицию много раз подряд. В определенный момент вы заметите, что руки стали двигаться в правильном направлении автоматически. Владея аккордами, вы сможете быстро узнавать их на табулатурах.
Учитесь читать ноты и символы для гитары по уровням. Сначала тренируйтесь находить лад и зажимать струну на указанном цифрой месте. Это очень простое упражнение, главное здесь – добиться от себя максимально возможной скорости. Затем начните отрабатывать разные штрихи, приемы, техники. Здесь не обязательно пользоваться конкретными табулатурами, упражняться можно автономно. Третий уровень – освоение длительностей. Когда вы начнете ориентироваться в них и быстро улавливать ритмику, считайте, что почти достигли вершины. Осталось изучить классическую нотную грамоту.
Разбирайте конкретные песни. Вы узнали, как читать ноты для гитары, но музыкальный опыт на этом не заканчивается. Не ограничивайтесь теми примерами, которые встретили в статье. Берите табулатуры с гитарными партиями популярных песен, соло, аккордами, бриджами – и смотрите, из чего собраны хиты. Это поможет не только научиться читать ноты для гитары, но и понять логику знаменитых композиторов, музыкантов, гитаристов.
Пользуйтесь подручными программами. Существует специальное программное обеспечение для работы с табами (например, Guitar Pro). Оно позволяет читать ноты для гитары, которые составили другие пользователи, и записывать свои произведения. Как правило, здесь есть возможность работать с нюансировкой и ритмикой, а также выбирать звук и писать аранжировку, дополняя проект партиями других инструментов.
Работайте с секвенсорами. В некоторых программах для записи музыки включается нотный режим. Вы расставляете ноты по сетке, ориентируясь по клавишам виртуального пианино (это очень просто). А программа переводит все в классическую нотную запись. Это помогает разобраться и с длительностями, и с тем, как читать ноты для гитары на нотном стане.
Заключение
Итак, мы разобрались с обозначениями аккордов, рассмотрели буквенный и цифровой способы записи, поняли, как строятся аккордовые схемы. Вскользь затронули универсальную классическую нотную грамоту, в общих чертах описали, как в традиционном методе транслируется ритмика. И подробно разобрали самый удобный для гитаристов способ записи музыки. Познакомились с разными приемами, техниками гитарной игры и их обозначениями.
Умение читать ноты для гитары не всем пригодится. Но оно помогает сохранить лицо и быстро сориентироваться, когда нужно срочно разучить незнакомое произведение. Если вы усвоите всю информацию, которая изложена в статье, начнете пользоваться рекомендациями и отработаете приемы, с которыми только что познакомились, вы на несколько уровней поднимете свое мастерство гитариста. Не откладывайте.
Содержание статьи
- 1
- 2 Как выучить ноты на гитаре?
- 3 Для чего мне учить расположение нот на грифе?
- 4 Необходимые базовые знания
- 4.1 Обозначение нот
- 4.2 Ноты на открытых струнах
- 4.3 Что означает Диез и Бемоль
- 4.4 Где не используются Бемоли и Диезы
- 4.5 Что такое натуральный ряд
- 5 Таблица нот для гитары
- 6 Пошаговое изучение расположения нот на гитаре
- 6.1 День первый. Учим ноты на шестой струне
- 6.2 День второй. Учим ноты на пятой струне
- 6.3 День третий. Учим ноты на четвертой струне
- 6.4 День четвертый. Учим ноты на третьей струне
- 6.5 День пятый. Учим ноты на второй струне
- 6.6 День шестой. Учим ноты на первой струне
- 6.7 День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот
- 6.8 День восьмой. Все ноты на пятом ладу
- 6.9 День девятый. Все ноты на десятом ладу
- 6.10 День десятый. Запоминаем все ноты A
- 6.11 День одиннадцатый. Запоминаем все ноты B
- 6.12 День двенадцатый. Запоминаем все ноты С
- 6.13 День тринадцатый. Запоминаем все ноты D
- 6.14 День четырнадцатый. Запоминаем всем ноты E
- 6.15 День пятнадцатый. Запоминаем все ноты F
- 6.16 День шестнадцатый. Запоминаем все ноты G
- 7 Ноты на грифе гитары. Таблицы для скачивания. Шпаргалки.
- 8 Стоит ли использовать наклейки с нотами на грифе гитары?
- 9 Несколько полезных советов
Как выучить ноты на гитаре?
Существует довольно много способов сделать это, однако самый простой – просто зазубрить и запомнить их, используя некоторые упрощающие меры. Иначе процесс может сильно затянуться, что значительно приостановит ваше музыкальное развитие. Эта статья как раз и посвящена систематизации обучения нотам на гитаре, а также содержит в себе несколько простых шагов, которые помогут в этом.
Для чего мне учить расположение нот на грифе?
Ответ на это такой же, как и на вопрос – зачем вообще учить ноты? Вся музыка состоит из них, как язык состоит из букв, поэтому без знания нот вы просто не сможете придумывать действительно интересные и сложные композиции. Конечно, вы будете способны учить любые композиции по аккордам, однако импровизировать, сочинять красивые соло, придумывать интересные последовательности аккордов – совершенно точно нет. Вы не будете знать, когда надо играть ту или иную ноту, или вообще где находится нужный звук. Знание того, где на грифе находится нота – а еще лучше то, как она звучит – позволит свободно играть на гитаре произведения любого уровня сложности.
Необходимые базовые знания
Обозначение нот
На письме они помечаются буквами латинского алфавита от A до G. Соответственно их значения выглядят так:
- A — ля;
- B — си (иногда может обозначаться как H);
- C -до;
- D — ре;
- E — ми;
- F — фа;
- G — соль.
В последующем руководстве мы будем использовать именно такие пометки для вашего удобства.
Ноты на открытых струнах
В стандартном строе открытые струны на гитаре состроены в кварту друг к другу, кроме третьей и второй – они строят в большую терцию. Благодаря этому аккорды зажимаются гораздо проще, это позволяет значительно упростить изучение гамм и боксов пентатоник. Ноты на открытых струнах выстроены в следующем порядке с первой по шестую – E B G D A E. Это называется «стандартный строй». Стоит сказать то, что почти все популярные строи, не сильно меняют его структуру, а иногда просто опускают ноты, сохраняя техническую последовательность.
Что означает Диез и Бемоль
В современной музыкальной теории мало кто использует оба эти понятия – скорее это свойственно ученикам музыкальных школ, которые изучали классическую теорию. В целом, между этими понятиями можно условно поставить знак равенства, потому что диезы и бемоли означают «промежуточные» – то есть, полутона, или же черные клавиши на фортепиано. Например, после ноты C идет не D, а Db – Ре-бемоль, или же C#. Собственно, в классических учебниках указывается, что Бемоль пишется, когда мы идем по гамме вниз, а Диез – вверх. Однако этот момент можно опустить, и называть промежуточные ноты так, как удобно вам – понятия все равно обозначают одно и то же.
Где не используются Бемоли и Диезы
Ровно в двух тональностях – Ля-миноре и До-мажоре. В остальных ситуациях они активно используются всеми без исключения музыкантами.
Кроме того, бемоли и диезы отсутствуют между нотами E и F, а также B и C. Они находятся на расстоянии полутона друг от друга. Обязательно запомните это – данный аспект довольно важен при импровизации.
Что такое натуральный ряд
Натуральным рядом по факту называется обычная гамма без повышения и понижения ступеней. В ней все ноты идут последовательно друг за другом в классическом мажорном или минорном порядке. Этот порядок очень важно знать для импровизации на гитаре, поскольку именно на нем она и строится.
Читать также: Как поменять струны на акустической гитаре
Таблица нот для гитары
Перед тем, как приступать непосредственно к запоминанию нот, взгляните на эту таблицу, на которой они обозначены вплоть до 12го лада. Почему до 12го? Потому что это целая октава, и после него ноты повторяются в том же самом порядке, как будто начинаются с нулевого. В данном случае нулевым ладом служит двенадцатый.
Пошаговое изучение расположения нот на гитаре
День первый. Учим ноты на шестой струне
Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:
День второй. Учим ноты на пятой струне
Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.
День третий. Учим ноты на четвертой струне
Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие
День четвертый. Учим ноты на третьей струне
В стандарте это выглядит так
День пятый. Учим ноты на второй струне
В стандартном строе это выглядит так
День шестой. Учим ноты на первой струне
Для стандартного строя разметка следующая
Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.
День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот
Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:
- Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
- Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.
Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе. Это очень важно в таком вопросе, как играть соло, поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место.
Подробно про построение октав с примерами в статье Октавы на гитаре
День восьмой. Все ноты на пятом ладу
В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.
День девятый. Все ноты на десятом ладу
То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.
День десятый. Запоминаем все ноты A
В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах
День одиннадцатый. Запоминаем все ноты B
Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах
День двенадцатый. Запоминаем все ноты С
В стандарте нота C находится на этих ладах
День тринадцатый. Запоминаем все ноты D
Эту ноту прозвучивают эти лады
День четырнадцатый. Запоминаем всем ноты E
Данную ноту обозначают эти лады
День пятнадцатый. Запоминаем все ноты F
Эта нота находится на следующих ладах
День шестнадцатый. Запоминаем все ноты G
Она находится на этих ладах
Ноты на грифе гитары. Таблицы для скачивания. Шпаргалки.
Для того, чтобы вам было легче учиться, ниже представлен небольшой сборник файлов-шпаргалок с указанными на грифе нотами. Это сделает процесс обучения еще проще.
- Удобная таблица от сайта Pereborom.ru — Скачать (292 Kb)
- Таблица #2 — Скачать (280 Kb)
- Таблица #3 — Скачать (344 Kb)
- Таблица #4 — Скачать (27 Kb)
Изображения откроются в новом окне, после вы сможете сохранить их себе на компьютер.
Стоит ли использовать наклейки с нотами на грифе гитары?
Однозначно – да, но только поначалу. Таким образом, вам действительно будет проще запомнить, где находится какая нота. Однако не стоит цепляться за них – постепенно убирайте их с грифа и старайтесь запоминать ноты без них.
Несколько полезных советов
- Как уже было сказано выше – используйте стикеры на гриф, чтобы запомнить нужные ноты;
- Тренируйте слух – учитесь не только запоминать расположение нот на грифе, но и то, как они звучат, чтобы быстро находить нужную интонацию по звуку;
- Находите все интервалы по всему грифу – это очень поможет в игре в дальнейшем;
- Запоминайте, из каких нот, и каким образом строятся аккорды, чтобы потом без труда ставить их в любом месте грифа;
- Узнайте, по какому принципу строятся мажорные и минорные гаммы, и пытайтесь строить их от уже запомнившихся нот в любом месте грифа.
Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077
Меню
Если вы хотите узнать как читать ноты для гитары, то внимательно изучите это руководство. Здесь вы узнаете основы чтения стандартной нотации. Стандартная нотация – это формальный способ написания музыки для многих различных инструментов.
Почти во всех нотных тетрадях, которые вы можете купить для гитары, будет использоваться стандартная нотация.
Примечание: это руководство о том как читать ноты для гитары, охватывает практически все, что вы можете узнать о нотах в целом, о длительностях, ключевых знаках, размере, знаках сокращения нотного письма и многом другом. Поэтому если вы действительно желаете изучить нотную грамоту, вам необходимо вникнуть в каждую фразу данного урока.
Я рекомендую добавить в закладки / избранное эту страницу, чтобы вы могли всегда продолжить изучение данного урока и быстрее научились читать музыку.
К концу этого руководства вы будете знать достаточно информации для того, чтобы читать ноты для гитары и сможете постепенно понять, как их играть.
Но для этого потребуется практика!
Что такое нотный стан
Первое, что нам нужно понимать при чтении нот для гитары – это нотный стан.
Линии нотного стана и такты
Нотный стан состоит из пяти горизонтальных линий:
Ноты помещаются на этих строках или между ними, и представляют ноты на гитаре.
Нотный стан разделен на такты с помощью вертикальных линий, называемых тактовыми линиями:
Положение этих линий зависит от количества нот в такте и размера (рассматривается позже). Каждый такт длится один и тот же отрезок времени, если только не меняется размер.
Виды ключей
В крайнем левом углу нотного стана символ, называемый ключом, используется, чтобы сообщить вам, какой будет тип нотного стана.
Существует несколько ключей, которые вы можете увидеть в музыке. Ниже показаны три основных ключа: G-ключ (высокие частоты), F-ключ (басы) и C-ключ.
Ноты для гитары обычно пишутся с помощью скрипичного ключа, а ноты для баса обычно пишутся с помощью басового ключа.
Конец маленькой кривой расположен близко ко второй строке, что означает, что эта строка представляет ноту G.
Ключ До используется с другими инструментами, поэтому мы не будем рассматривать его в этом уроке.
Расположение нот
Теперь, когда мы знаем что такое скрипичный ключ, мы можем посмотреть на расположение нот на гитаре.
На каждой из пяти строк можно поместить ноту, как показано ниже:
Нижняя строка – E (ми), вторая строка – G (соль), третья строка – B (си), четвертая строка – D (ре), а пятая строка – F (фа).
Мы также можем размещать ноты между строками.
Пробел под нижней строкой равен D (ре), нижний пробел равен F (фа), второй пробел равен A (ля), третий пробел равен C (до), четвертый пробел равен E (ми), а пробел над верхней строкой равен G (соль).
Вот основные ноты в пределах пятого лада на гитаре:
Если вы посчитаете все эти точки, у вас получится одиннадцать нот.
Очевидно, что мы можем сыграть намного больше, чем одиннадцать нот на гитаре. Чтобы решить эту проблему, мы используем различные символы для расширения возможностей, чтобы охватить весь диапазон грифа.
Добавочные линии
Самая низкая нота, показанная выше, находится под нижней строкой. Что, если бы мы хотели сыграть ноту ниже этой?
Один из способов, которым мы можем это сделать, – использовать добавочные. Добавочная – это короткая линия, которую вы добавляете в ноты, чтобы отобразить ее выше или ниже пяти строк.
Вот несколько примеров линий под нотным станом:
Самая первая нота находится под первой линией нотного стана. Мы знаем, что нота под первой линией – это D (ре), поэтому следующая нота ниже D – C (до).
Пробел под этой строкой книги равен B (си), за которым следует A (ля) на второй добавочной линии.
Вот несколько примеров добавочных линий над нотным станом:
Самая первая нота находится на первой добавочной линии сверху. Мы знаем, что нота над пятой линейкой нотного стана – это G (соль), поэтому следующая нота после G – A (ля).
Пробел над этой добавочной равен B (си), за которым следует C на второй добавочной.
Поиск нот на гитаре
Теперь, когда вы знаете, как читать основные ноты и позиции нот, давайте посмотрим, как найти эти ноты на гитарном грифе.
Давайте начнем с поиска нот на открытых струнах.
Как вы можете видеть на приведенной выше диаграмме, ноты на открытых струнах охватывают широкий диапазон.
Вот пример гаммы до мажор, сыгранной от низкой открытой струны Ми до высокой струны Ми. Для удобства понимания где играть указанные ноты, снизу добавлена табулатура.
8va и 8vb (октава вверх и октава вниз)
Мы можем расширять добавочные линии, насколько у нас есть место, но это может стать трудным для чтения, когда используется много добавочных линий.
Если нам нужно сыграть очень низкие или высокие ноты на гитаре, вместо того, чтобы использовать добавочные, мы можем использовать символ, чтобы “сдвинуть” нотный стан вверх или вниз на октаву.
В приведенном ниже примере вы можете видеть, что над нотным станом написано “8va” и пунктирная линия.
Это означает, что каждая нота ниже пунктирной линии должна воспроизводиться на октаву выше написанной.
Во втором такте показаны те же самые четыре ноты без символа 8va. Вы можете видеть, что использование 8va облегчает чтение этих нот.
8va означает ‘на октаву выше’, а 8vb означает ‘на октаву ниже’.
Если нота находится очень высоко на грифе, вы можете увидеть, что используется 15 ma. Это символ для обозначения двух октав выше.
А как насчет низких нот? В то время как для стандартной гитары не требуется ничего большего, чем 8vb, чтобы отобразить все ноты, некоторые гитаристы настраиваются ниже (например, дроп-D или гитары с расширенным диапазоном).
Вместо того, чтобы использовать другой символ, вы, скорее всего, увидите, что используется басовый ключ. Ноты на басовом ключе расположены иначе, чем на скрипичном, поэтому имейте это в виду, если увидите басовый ключ.
Диезы и бемоли
Теперь, когда мы познакомились с нотами, приступим к знакомству с знаками альтерации или диезами и бемолями.
Например, вот ноты E, F и G (открытый, первый и третий лады) на первой струне:
Что, если бы мы захотели сыграть на втором ладу?
Чтобы показать эти промежуточные ноты, мы используем знаки диезов и бемолей.
Символ диеза (выглядит как #) означает воспроизведение ноты на один полутон выше. Один полутон на гитаре – это расстояние в один лад.
Итак, чтобы сыграть второй лад на высокой струне E, мы используем символ диеза слева от ноты F, чтобы сказать, что мы хотим сыграть ноту на один полутон выше, чем F:
Эта нота называется “Фа диез”. Это на один полутон выше, чем F.
Так же мы можем использовать знак бемоля (выглядит как b), что означает исполнить ноту на один полутон ниже.
Всякий раз, когда вы видите ноту с бемолем, просто подумайте про себя, что вам нужно сдвинуться вниз на один лад, чтобы сыграть ее.
Вы можете заметить, что в ноте G внезапно появляется новый символ, это называется бекар и объясняется позже.
Вот несколько других примеров нот с диезами и бемолями.
Потренируйтесь выяснять, как называются эти ноты, затем попытайтесь найти их на грифе.
Повторяющиеся знаки альтерации
Что произойдет, если вы захотите сыграть четыре ноты C # (до диез) подряд?
В стандартной нотации вы не пишете символ диеза четыре раза подряд. Вместо этого вы пишете символ в первый раз, и предполагается, что одна и та же нота играется с диезом по умолчанию.
В приведенном выше примере может показаться, что вам нужно сыграть C #, за которым следуют три ноты C, но на самом деле это четыре ноты C #. Знак диеза продолжается до конца такта, но не пишется.
Если вы продолжите воспроизведение C# в следующем такте, вы увидите, что знак диеза появляется при первом повторном воспроизведении C # во втором такте.
В приведенном выше примере вы можете увидеть, что существует восемь нот C #. Четыре в первом такте и четыре во втором. Знак диеза пишется только один раз на такт в первой ноте C#. Во второй раз, когда вы видите ноту C, это означает, что вы должны сыграть ее как C#.
Все, о чем говорилось выше, также относится и к бемолям. Если вы повторяете в такте идентичную ноту с бемолем, вам не нужно писать знак снова, если он находится в том же такте.
Знак бекар
Что произойдет, если вы сыграете F#, а затем захотите сыграть F после нее в том же такте?
Для этого мы используем знак бекара, как показано ниже:
Символ бекар дает указание нам отменить символ диеза или бемоля, который использовался до него, и воспроизвести чистую ноту (без диезов и бемолей, например: F вместо F #).
Как читать ритм
На данный момент вы узнали, как читать ноты и как найти эти ноты на грифе.
Теперь давайте узнаем как читать ритм.
Нотация ритма – это символы, используемые для указания нам, как долго играть каждую ноту. Нотация ритма настолько важна, что без этого не имеет смысла изучение нотной грамоты.
Длительности нот
Длительность первой ноты визуально представляет собой не закрашенный круг:
Эта нота называется целой нотой и длится четыре доли. Считается – “раз и два и три и четыре и”.
Если в такте четыре доли (размер 4/4), целая нота будет длиться весь такт.
Если вы видите ноту, которая выглядит как целая нота, но к ней прикреплена вертикальная линия, это называется половинной нотой.
Половинная нота длится два удара. Первая нота будет считаться “рази и два и”, вторая – “три и четыре и”. Штиль ноты может быть направлен вверх или вниз, чтобы ноты выглядели более удобными для чтения (например: у высоких нот штиль будет направлен вниз, а у низких нот будет направлен вверх).
Если кружок половинной ноты закрашен черным, это четвертная нота и длится одну долю – считается “раз и”.
Большую часть времени, когда вы считаете 1 – 2 – 3 – 4 в своей голове в такт музыке вы считаете четвертными нотами.
Если вы видите черную ноту со штилем и хвостом, это восьмая нота, которая длится половину доли. Т.е. на одну четвертную нотуы приходится две восьмых ноты.
Как вы можете видеть выше, восьмая нота может либо иметь хвост в верхней части нотного стана, либо может быть соединена с другой восьмой нотой с помощью ребра (он также может быть соединен со всеми нижеприведенными нотами).
Черная нота с двумя хвостами или двумя соединительными линиями представляет собой шестнадцатую ноту и длится четверть такта.
Вы можете видеть, что каждый тип ноты составляет половину длительности предыдущей ноты.
Мы можем продолжать добавлять хвосты к нотам, чтобы уменьшить длину ноты вдвое.
Так что, если вы видите ноту с тремя хвостами , это тридцатьвторая нота, которая длится одну восьмую долли.
Это может продолжаться до шестьдесят четвертой ноты и далее, но вы вряд ли увидите что-либо после тридцати вторых нот.
Паузы
Все вышеперечисленные символы используются, чтобы указать вам, как долго играть ноту. Но как насчет того, когда нам не нужно играть?
Паузы используются, чтобы сообщить вам, сколько по времени вам не играть.
Вот целая пауза, которая длится четыре доли (так же, как целая нота):
Вот половинная пауза, который длится две доли:
При сравнении целых и половинных остальных символов обратите внимание на то, как блоки соединяются со строками. Целая пауза касается второй линии, а половинная находится на третьей.
Вот четвертная пауза, который длится одну долю:
Вот восьмая пауза, которая длится половину доли:
Вот шестнадцатая пауза, которая длится четверть доли:
И так далее. В такте можно использовать любую комбинацию вышеуказанных символов, если общая длина пауз и нот составляет правильное количество долей (объяснено позже).
Пунктирный ритм
Вы можете заметить, что длительности вдвое уменьшают или увеличивают длину предыдущей. Но что, если мы хотим сыграть трехтактно или в полтора раза увеличенную длительность ноты?
Есть простой способ сделать это, и он называется пунктирная нота:
Если поместить точку сбоку от ноты, это означает, что данная длительность увеличивается еще на половину от своего значения.
В данном примере показана половинная нота с точкой. Половина от половинной ноты – четвертная. Соответственно данная нота будет звучать 3 доли: “раз и два и” + “три и”.
Рядом с любой нотой или символом паузы может быть точка для изменения длительности.
Ритмические фигурации
Что произойдет, если у вас в такте 4 доли, но вам нужно равномерно сыграть три ноты на весь такт?
Триоль – это когда вы делите ритм на нечетные значения, которые не совпадают с нормальной длиной ноты.
Ритмические фигурации могут быть сложными для начального уровня, поэтому я оставлю примеры базовыми.
Приведенный ниже пример показывает, как вы можете сыграть три ноты, распределенные на четыре доли:
Обычно каждая из вышеперечисленных нот длится две доли.
Скобка и “3” под нотами говорят нам, что мы должны играть их как триоль.
Когда в скобке стоит “3”‘ это называется Триоль. Триоль – это один из множества различных типов ритмических фигурация, и он самый распространенный.
Суть заключается в том, что 3 говорит нам играть эти три ноты вместо двух нот.
Вот еще один пример триолей с использованием восьмых нот:
В аудиопримере показано звучание триолей. Первый такт звучат простые восьмые длительности, второй такт – восьмые триоли
Как читать аккорды
Теперь, когда вы знаете, как читать ноты и длительности, вы можете начать изучать музыку!
Аккорды легко читаются в стандартной нотации, так как вам нужно помнить только одну вещь: когда ноты пишутся друг под другом, они воспроизводятся одновременно.
Аккорд – это просто набор нот (три и более), наложенных друг на друга, как показано ниже:
Вам потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к чтению аккордов, и поначалу это будет медленно, так как вам нужно будет разобраться в каждой отдельной ноте.
Со временем вы научитесь мгновенно определять аккорды, не останавливаясь и не разбирая каждую отдельную ноту.
Аккорды на гитаре с схемами и описанием находятся здесь.
Вот несколько распространенных аккордов в стандартной нотации:
В нотах диаграммы аккордов обычно размещаются на первой странице песни, чтобы вы знали, какие аккорды будут использоваться.
В приведенном ниже примере вы можете видеть, что сначала отображаются диаграммы аккордов для песни (выделены желтым цветом), затем названия аккордов помещаются над нотами, чтобы помочь вам быстро идентифицировать каждый аккорд.
Я настоятельно в первую очередь рекомендую научиться читать диаграммы аккордов, чтобы у вас было два разных способа определения формы аккордов. Ознакомьтесь с этим руководством о том, как играть аккорды.
Размер
Важно знать, сколько ударов (долей) в такте. Некоторые песни следуют типичному 4-дольному шаблону (например: 1 2 3 4, 1 2 3 4), другие используют схему из 3 ударов (например: 1 2 3, 1 2 3 – вальс), в то время как другие немного сложнее.
Вы можете определить, сколько ударов в такте, прочитав размер в начале такта.
В приведенном выше примере вы можете видеть, что песня звучит в размере 4/4.
Это означает, что в такте будет содержаться четыре доли (верхнее число), и каждая доля длится четверть (нижнее число).
Посмотрите на приведенный ниже пример и что означает этот размер:
На этот раз он говорит нам, что в такте есть три доли (верхняя цифра), и каждая доля длится четверть (нижняя цифра).
Нижнее число не всегда равно 4, но оно является наиболее распространенным. Вот пример времени 6/8:
Этот размер означает, что в такте шесть долей, и каждая доля длится одну восьмую.
Разница между размером 3/4 и размером 6/8 заключается в том, как вы себя чувствуете и как вы считаете.
В 3/4 размере мы считаем “1 2 3, 1 2 3”. В 6/8 размере мы считаем ‘1 2 3 4 5 6, 1 2 3 4 5 6’.
Песня может изменить количество долей в такт в любое время. Некоторые стили музыки (например, прогрессивный металл) хорошо известны тем, что используют много изменений размера.
Вот экстремальный пример из Dream Theater The Dance of Eternity:
Вы можете видеть, что почти каждый такт меняет свой размер. Пример начинается с 4/4, а затем меняется на 7/8.
Это экстремальный пример, поэтому вы вряд ли увидите размеры, такие как 13/16 или 17/16.
Многие песни придерживаются только одного размера. Но следите за любыми изменениями, чтобы вы могли продолжать правильно считать ритм.
Ключевые знаки
Если песня написана в до мажоре (C D E F G A B), вы скорее не увидите какие-либо диезы и бемоли.
Но что, если мы играем в тональности, в которой используется много диезов и бемолей?
Наличие большого количества этих знаков может быстро затруднить чтение нот. Взгляните на приведенный ниже пример и на то, насколько загромождена запись диезами:
К счастью, существует другой способ написания нот, который облегчает чтение.
Ключевые знаки – диезы или бемоли прописываются в начале строчки, и действуют на протяжении всего музыкального произведения.
Вот снова приведенный выше пример, но на этот раз он использует ключевые знаки:
Обратите внимание на все диезы после скрипичного ключа.
Это означает, что указанные диезы находятся на определенной строчке или между и говорят вам, что отныне вы должны играть эти ноты на пол тона выше.
Итак, первый символ диеза, который мы видим, находится в верхней строке, нота F. Эта ключевой знак говорит нам, что каждый раз, когда мы видим F (в любой октаве), нам нужно вместо этого играть F #.
В этом примере есть пять символов диеза, поэтому есть пять нот, которые нам нужно запомнить, чтобы играть диез вместо чистой ноты.
Здесь можно узнать знаки во всех тональностях
Вот более простой пример:
Здесь мы имеем один бемоль на средней линии, которая представляет собой ноту B. Этот ключевой знак говорит нам играть Си-бемоль вместо Си.
Все остальные ноты остаются прежними, но когда мы дойдем до ноты Си, нам нужно не забыть сыграть Си-бемоль.
Ключевые знаки могут измениться в любое время, поэтому следите за изменениями.
Как читать темп
Темп песни обычно указывается в начале любого нотного листа, как показано ниже:
Это число показывает нам количество ударов в минуту песни. Итак, если темп показывает 60, это означает 60 ударов в минуту (удар каждую секунду). Если темп составляет 120 ударов в минуту, это означает два удара в секунду.
Если вы хотите узнать, насколько быстр любой темп, все, что вам нужно, это простой метроном.
Вы могли бы купить физический метроном, но есть много бесплатных приложений для метронома, которые вы можете использовать, которые выполняют ту же работу.
Темп песни может меняться, поэтому следите за темпом по всему нотному листу.
Как читать музыкальные символы
Вот наиболее распространенные символы, которые вы, вероятно, увидите, и что они означают.
Лиги
Лига может означать две разные вещи. Если изогнутая линия соединяет две ноты одинаковой высоты, это называется связью:
Это означает, что вторая нота является продолжением первой ноты. Другими словами, вы продолжаете удерживать первую ноту и не играете ее снова.
Лига может соединять ноты вместе в одном такте, а также переносить их на следующий такт, как показано ниже:
В приведенном выше примере последняя нота в такте продолжает звучать в течение двух ударов во втором такте.
Чтобы вычислить общую длину ноты, вы суммируете длины всех нот (более двух нот могут быть связаны вместе).
Если изогнутая линия соединяет разные ноты вместе (две или более), это обозначение для легато.
Легато – это когда вы играете правой рукой первую ноту, но не играете ударом следующие ноты. Приемы игра хаммер, пул, слайд и теппинг – все это формы легато.
Как играть легато можно узнать здесь
Иногда в нотах используются буквы H или S вместе с изогнутой линией, чтобы указать вам, как играть приемы пул или хаммер.
В приведенном выше примере вы играете ноту G, затем без удара нажимаете на A. Затем вы играете ноту B и без удара нажимаете на C.
Если вы видите наклонную линию, соединяющую ноты, а также изогнутую линию, как показано ниже, это говорит о том, что вам нужно воспроизвести слайд.
Буквы sl. также может отображаться для обозначения слайдов.
Знаки повтора
Когда часть песни повторяется снова и снова (например, рифф, который повторяется на протяжении всей песни), вместо того, чтобы писать такт снова и снова, можно использовать знак повтора.
Знак повтора состоит из двух частей: начала и конца, как показано ниже:
Двойные вертикальные линии и две точки используются в начале и в конце раздела, который нужно повторить.
Приведенный выше пример говорит нам сыграть четыре ноты, затем снова сыграть четыре ноты, прежде чем переходить к следующему такту.
Если такт нужно повторить более двух раз, он сообщит вам цифру над знаком окончания повтора, как показано ниже:
Этот пример говорит нам повторить такт три раза, прежде чем продолжить.
Альтернативные окончания (вольты)
Довольно часто что-то повторяется несколько раз, а затем при последнем повторении происходит небольшое изменение.
Вместо того чтобы выписывать весь раздел целиком, мы можем использовать альтернативные окончания, чтобы повторить все, кроме последнего такта.
Приведенный выше пример означает, что первые три раза вы повторяете первые два такта. Затем, в четвертый раз, вы играете первый такт, затем пропускаете все что в скобке и играете третий такт.
Цифры говорят вам, что играть при каждом повторении. Вот почему мы играем третий такт (обозначенный цифрой 4) при четвертом повторении и пропускаем второй такт (обозначенный цифрой 1-3).
Альтернативные окончания (вольты 1-я и 2-я) поначалу могут показаться запутанными, но они значительно облегчают чтение нот, поскольку вы можете серьезно сократить количество страниц, необходимых для записи песни.
Аппликатура
Ноты могут содержать несколько советов о том, какие пальцы использовать. Это называется аппликатура.
В приведенном выше примере число рядом с первой нотой является рекомендацией, какой палец использовать.
Указательный палец равен 1, средний палец равен 2, безымянный палец равен 3, а мизинец равен 4.
Иногда большинству нот присваиваются номера, но чаще всего первый номер партии обозначается цифрой. Затем вам нужно самостоятельно разобраться с остальными пальцами.
Обычно, как только вы знаете, с какого пальца начинать, довольно легко разобраться с остальным.
Номера струн
Ограничение стандартной нотации заключается в том, что ноты на нотоносце не указывают, где их играть на грифе.
Например, ноту ми 1 ой струны можно сыграть в шести разных позициях (если у вас гитара с 24 ладами).
Ноты могут подсказать вам, на какой струне должна быть сыграна нота, используя число в круге.
В приведенном выше примере первая нота должна быть сыграна на пятой струне.
В стандартной нотации используется множество других символов, но приведенных выше примеров должно быть достаточно, чтобы понять как читать ноты для гитары.
Поскольку большинство нот, доступных сегодня, представляют собой комбинацию стандартной нотации и гитарной табулатуры, вы можете найти полезным изучение обоих методов.
Ознакомьтесь с этим руководством, чтобы узнать, как читать гитарную табулатуру. Многие символы, используемые в стандартной нотации, также применяются в табулатурах.
Если вы будете разучивать песни, в которых используется много аккордов, убедитесь, что вы знаете, как читать диаграммы аккордов, прочитав это руководство.
Спасибо за ваше внимание. Всем приятного обучения!
1 778
Как правильно записывать ноты для гитары
Встречаясь в своей музыкально-педагогической практике с различными нотами для гитары или вокала, я обратил внимание, что очень часто ноты записываются (чаще всего музыкантами-любителями), не верно с практической точки зрения.
Прежде всего, чтобы делать это правильно, нужно ставить себя на место музыканта, который будет ваши ноты читать и играть. Чтобы ему делать это было удобно, нужно как-то упорядочить нотную запись внутри тактов. Для этого существует принцип записи нот по четверным. Так принято записывать ноты ещё с древних веков. Сейчас поясню что это значит.
Практический пример записи нот
Допустим, вам необходимо записать нотами вот такой ритмический рисунок.
Первый вариант правильный, второй нет. Думаю, вы уже догадались почему. Хотя на том и на другом рисунке ритм абсолютно одинаковый, в первом варианте все ноты распределены по четвертям, а во втором хаотично разбросаны по такту.
В данном примере размер 4/4. Если мы возьмём каждую по отдельности ритмическую фигуру в этом такте, то без труда увидим, что в ней содержится ровно по одной четвертной ноте. Например, 8-я плюс две 16-х в сумме дают одну четвертную ноту, также и две 8-е. Ритмические фигуры соединены лигой. Музыкант сразу видит это распределение, и ему очень легко посчитать доли и ориентироваться в ритме.
Вывод
Именно в правильности записи нот для гитары заключается умение многих опытных гитаристов не тратить время на разбор нотного текста, а играть практически с листа. Говоря об этом, будет уместно вспомнить табулатуры для гитары, или как их ещё называют – табы. Спор о том, нужно ли знать ноты или достаточно играть по табам не утихает и поныне. Однако, неоспоримым остаётся тот факт, что табулатуры лишены возможности записать ритмический рисунок. И прочитать их с листа практически невозможно. Поэтому я всегда и всех призываю выучить ноты и научиться их правильно записывать.
Прочтите это! Полезно! Нужно ли знать ноты гитаристу?
04.03.2021 .
Речь пойдет о том, какими способами пользуются современные гитаристы для записи музыки на бумаге. Мы не ставим задачу углубленно разобрать все варианты и трактовки графической записи гитарной музыки, а лишь хотим показать ее разнообразие несмотря на наличие универсальной нотной письменности.
Как известно, самый универсальный и надежный способ графической записи музыки — это запись этой музыки нотами. К сожалению, этот способ доступен не всем гитаристам, и поэтому они пользуются целым рядом других записей. Кстати сказать, современный нотный способ записи также прошел свою длинную историю через табулатуры, цифровки и прочие графичекие вариации, однако, логично пришел к наиболее универсальному варианту, о котором мы поговорим чуть позже. А пока начнем с аккомпанемента и записи гитарной музыки цифровками.
Не для кого не секрет, что гитару повсеместно используют для инструментального сопровождения пению. А самый распространенный способ записи гитарной музыки при этом — запись аккордов или цифровки вместе с текстом. За основу берутся буквенно-цифровые обозначения аккордов из классической гармонии, однако, они порой расходятся с классическим вариантом. Так, например, аккорд B или H может по-разному трактоваться — в одних случаях это си бемоль мажорное трезвучие, а в других си мажорное и т.д. Цифровки очень хорошо знакомы также джазовым музыкантам. В их музыке цифровки — это гармоническая основа для различных импровизаций. Джазовые цифровки также отличаются своим гармоническим разнообразием в отличие от цифровок к популярным песням, гармония которых часто основывается всего на 3-5 аккордах.
Когда записывается джазовая цифровка, то она порой записывается вместе с нотами. Нотами, в этом случае, может быть записана мелодия или полные аккорды, и цифровка лишь помогает лучше ориентироваться гитаристу в нотах. Кроме того, одна и та же цифровка уже сама по себе содержит импровизационный стережнь, так как один и тот же аккорд, записанный цифровкой для гитары, можно сыграть многими способами, в разных расположениях и регистрах гитары.
Ещё один способ записи музыкального материала для гитары — запись табулатур. Этот способ также пришел к нам из классической музыки. Основная идея — указание музыканту, где должна находится каждая конкретная нота на инструменте. Каждая горизонтальная линейка табулатуры здесь означает струну гитары, а цифры на этих линейках — на каком ладу прижать эту струну для получения соответствующего звука. В записи гитарной музыки табулатурой существует много вариантов как самой записи, так и возможных толкований уже записанной музыки. Так, например, порой в табулатурах нельзя определить длительность звуков, что вносит разнотолкование исполняемого произведения. Если произведение известное и, что называется, «на слуху», то проблемы может не возникнуть, однако, иначе может обстоять дело с музыкой неизвестной. К слову сказать, это одна из причин разного прочтения старинной музыки, которая записывалась не просто табулатурой по одним канонам, а порой разные ее варианты могли встречаться уже в соседних населенных пунктах. И несмотря на это, табулатура до сих пор пользуется популярностью у гитаристов (как правило, непрофессионалов), которые ещё не разучили обыкновенные ноты.
В вышеприведенном примере табулатуры, хотя и не стоит размер, но прослеживается длительность нот. Но вот в следующем примере о длительностях нот ничего не известно. Скорее всего, подобную табулатуру можно правильно воспроизвести лишь зная описанную музыку.
И вот в табулатуре уже появляются первые описательные пояснения. К сожалению, это не решает основную проблему — в этой табулатуре не понятна длительность нот, и музыку прочитает лишь знающий, а описания говорят о способах звукоизвлечения и предостерегают исполнителя о возможных трудностях.
Так может выглядеть запись музыки электрогитары (см. ниже). Здесь мы видим тоже вариант табулатуры. Различными стрелочками указаны, так называемые, приемы подтяжки струн и пр. И снова же главный недостаток — отсутствие длительностей нот. С другой стороны — это дает исполнителю полную свободу в ритмическом отношении. Настолько полную, что можно исполнить сходу совершенно другое произведение, хотя и повторяя указанные ноты (как говорилось выше, цифрами указаны лады, на которых следует прижимать струны-линейки).
Ввиду вышесказанного об отсутствии длительностей в табулатурах, гораздо более привлекательно в этом отношении смотрится комбинированная запись, где на одной линейке записываются полноценные гитарные ноты, а на другой линейке, сразу под первой — табулатурный вариант этих же нот. Таким образом, гитарист, не знающий нотной грамоты целиком, но который уже отличает длительности нот, может гораздо более уверенно осваивать подобно записанный материал. Расположение нот на грифе без знания их названия можно найти благодаря табулатуре, а длительность подсмотреть строкой выше.
Вышеописанный способ записи будет особенно полезен для начинающих гитаристов, а также в музыке, в которой важное значение занимает аппликатура пальцев (т.е. где и как прижимать каждый конкретный лад), например, в классической музыке или в музыке фламенко. Обратите внимание на то, что подобный способ записи позволяет автору точно определить положение каждой ноты на грифе. Ведь одну и ту же ноту на гитаре можно извлечь в нескольких разных местах. Верным будет утверждение, что подобные возможности дает классичекая запись гитарной музыки, и будете абсолютно правы. Речь, конечно же, идет о записи нотами, которые в процессе длительной эволюции стали мощным и универсальным инструментом записи музыки. Здесь и длительности, и паузы безоговорочно присутствуют, а специальные гитарные обозначения определяют все нюансы положения пальцев гитариста обеих рук и т.д. и т.п. Подробную информацию о гитарных нотах можно найти в любой гитарной школе. Но, все ли под силу простым нотам?
Оказывается, что есть ситуации, в которых обычных нот также не хватает для записи музыкальной мысли автора. Ведь классическая гитара — один из самых богатых в тембровом отношении акустических инструментов. А как же все эти возможности записать, если требуется зафиксировать в нотах музыкальный материал, выходящий за пределы общепринятых приемов?
И вот в этих ситуациях авторы вносят новые обозначения в нотные записи, некоторые из которых при частом использовании в разных произведениях «приживаются» и становятся всем понятными без дополнительных пояснений. Или почти всем.
Если же автор чувствует свое полное новаторство и новизну используемых им приемов, то, для лучшего понимания его задумок, для исполнителя делаются сноски с пояснениями исполнения этой музыки. Порой, подобные сноски и пометки занимают несколько страниц описания на разных языках. Приведем в пример лишь фрагмент музыкального произведения, требующего дополнительного описания.
Таким образом, мы лишь частично соприкоснулись с многообразием графической записи гитарной музыки. Среди основных из них, как мы убедились, являются запись музыки с помощью цифровки, табулатур и, конечно же, самой главной — запись гитарной музыки нотами. Были отмечены преимущества и недостатки каждого из способов записи. Но каждый из этих видов, опять же, преследует свою узкую цель — будь то пение под гитару или исполнение современного гитарного концерта с оркестром. И пусть каждый сам определит какая запись ему ближе. От этого способа будет зависеть и то, какая музыка будет доступна этому исполнителю для чтения, исполнения и понимания.
В предыдущей статье мы говорили о том, как играть на гитаре без знания нот, однако, если вы хотите стать действительно хорошим гитаристом, то рано или поздно, вам придется постичь хотя бы азы нотной грамоты. Именно поэтому в этой части цикла обучающих статей, речь пойдет именно о нотах и нотной грамоте.
Что такое нота
Нота (с латинского «метка») — это условное изображение музыкального звука, в частности его высоты и длительности. Однако, в сочетание с другими символами, с помощью нот можно указать не только эти параметры, но и очередность исполнения с другими звуками.
Графически нота состоит из: головки, флажков и штиля.
Такой вид ноты приобрели относительно недавно, а их прообраз выглядел примерно так, как показано на рисунке ниже.
Помимо всем знакомых названий нот, таких как: до, ре, ми, фа, соль, ля и си, они имеют так же и буквенные обозначения.
Звукоряд и нотный стан
Звукоряд — это ряд музыкальных звуков, выстроенных по порядку от самых низких до самых высоких и создающих тем самым единую систему.
Ноты звукоряда записываются на нотном стане. Нотный стан — это линейка из пяти параллельных линий, положение нот на котором определяет их высоту и порядок исполнения. Так же, для точного обозначения высоты звука, в самом начале нотного стана стоят ключи, это или всем знакомый скрипичный ключ или басовый.
Звукоряд разделяют на отрезки — октавы, каждая из которых состоит из одинаковых нот (до, ре, ми, фа, соль, ля и си).
На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы:
Схематически же гитарный гриф разделенный на октавы выглядит так:
Знаки альтерации
Нельзя не упомянут и знаки альтерации, при помощи которых обозначается повышение или понижение какой-то ноты, без изменения ее названия.
Всего таких знаков три — это диез повышающий звук на полтона (один гитарный лад), бемоль понижающий звук так же на полтона и бекар отменяет действие диеза и бемоля.
Ноты на грифе гитары
Познакомившись с понятием звукоряда, нотного стана и знаками альтерации, можно начать изучение расположения нот на грифе гитары. Данные знания крайне помогли автору статьи, в своё время, начать нормально импровизировать. Естественно, без наставничества Михаила Русакова и его курса тоже не обошлось. Именно благодаря курсу, автор стал интуитивно понимать, как правильно использовать знания нотной грамоты.
Подробная схема такого расположения приведена на данном рисунке:
Если эта схема покажется вам через чур сложной, ниже мы приводим схему проще, с буквенным обозначением нот:
Длительность нот и пауз
Если до этого момента, в статье мы в основном говорили о высоте нот, то сейчас самое время поговорить о их длительности.
На рисунке ниже, схематически представлены изображения как нот так и пауз, с присущими им названиями:
Длительность нот не измеряется абсолютными величинами времени, такими как секунда, минута и т.п. Представить их длительность можно только в отношении других нот, наглядно это можно посмотреть на следующей схеме:
На нотном стане ноты разной длительности выглядят так:
А паузы соответственно вот так:
Так же следует отметить, что если у головки ноты стоит точка, длительность этой ноты увеличивается на половину продолжительности, то есть в 1.5 раза.
Заключение
В заключении хочется сказать, что не следует бояться нот. В самом начале возможно их освоение вызовет некоторые сложности, в этом случае можно сделать паузу, но не бросать изучение нотной грамоты совсем.
Поверьте со временем все окупится, так как знание нот дает значительное преимущество при игре не только на гитаре, но и на абсолютно любом музыкальном инструменте.
Ноты на грифе гитары
Что делать, если вы видите незнакомые символы рядом с текстом песни?
Или разные незнакомые слова типа «полутон», «диез» или «аппликатура»?
Как быстро правильно объяснить, какую ноту сейчас нужно играть?
В этом уроке мы постараемся раскрыть ответы на эти вопросы. Он является вводным и содержит обзор самых базовых музыкальных терминов, нот и их расположения на грифе гитары.
Но для начала давайте разберемся с обозначениями этого курса:
Правило — раскрывает знание какого-либо важного термина.
Заметка — интересная деталь относительно изученного.
Практикум — практическое задание.
Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно
Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
Основные понятия
Знакомство с самыми базовыми понятиями музыки.
Сейчас мы познакомимся с самыми главными музыкальными терминами. Обойдемся без зубрежки — вы всегда сможете вернуться в начало страницы и освежить их в памяти. В процессе изучения вы все запомните автоматически. Приступаем:
Нота — это звук определенной высоты.
Интервал — это соотношение двух нот по их высоте.
Лад — пространство между двумя соседними поперечными металлическими пластинами на гитарном грифе. Лады делят гриф таким образом, чтобы при последовательном движении от одного лада к следующему высота извлекаемых звуков отличалась на полутон. Также ладами называют сами металлические пластины.
Полутон — это наименьшая единица расстояния между двумя звуками
(в традиционной музыке), а также мера измерения всех музыкальных интервалов.
Тон — это базовый музыкальный интервал, который состоит из двух полутонов.
Аккорд — это сочетание трех и более нот разной высоты, взятых одновременно.
Аппликатура аккорда — это схема этого аккорда на гитарном грифе. Она позволяет визуализировать аккорд и дает возможность сыграть его без дополнительных знаний. Вот пример аппликатуры аккорда до-мажор:
Аппликатура аккорда До-Мажор
Символ ‘X’ на аппликатуре рядом со струной значит, что эту струну извлекать не нужно или при извлечении ее нужно будет приглушить. А ноль рядом со струной намекает, что ее нужно сыграть открытой.
В этом курсе мы будем отталкиваться от стандартного гитарного строя, так как он наиболее распространен среди гитаристов.
Одной из самых крутых «фишек» гитары, является простота построения аккордов. Например, вы можете взять аккорд ля-минор (Am) c баррэ от пятого лада и всего лишь сдвинуть все пальцы на полтона вперед, чтобы получить другой минорный аккорд — ля-диез минор (A#m). Достаточно запомнить одну всего одну аппликатуру минорного аккорда, и вы сможете исполнить практически любой минорный аккорд (правда, это не всегда будет удобным). Просто, не так ли?
Сравните это с фортепиано, где сдвиг аккорда на полтона даст уже совсем другую аппликатуру, которую нужно будет учить заново. Фактически, гитара позволяет держать в голове как можно меньше информации и сразу наслаждаться осознанной игрой.
Вы можете выучить несколько аккордовых аппликатур и без проблем начать играть песни аккордами. Встретив неизвестный аккорд, вы всегда можете сдвинуть известную вам аппликатуру в нужное место грифа.
Чем больше аппликатур вы выучите — тем больше будет у вас возможностей в отношении аккордов и шире гитарный кругозор.
Теперь добавьте к этому понимание того, как строятся аккорды (и базовую теорию вообще), и ваши возможности вырастут безгранично.
Тут мы подобрались к еще одному интересному нюансу: гитаристы мыслят аппликатурно. Когда вам нужно взять какой-то новый аккорд, вы не раскладываете его на составляющие ноты и не ищете каждую из них на грифе гитары, чтобы потом зажать их все вместе. Вместо этого вам достаточно правильно выбрать самую нижнюю по высоте звука ноту аккорда (она зовется тоникой), и от этой ноты построить нужную аппликатуру (которая уже «сидит» в пальцах).
Понятия «высокая нота» и «низкая нота» вызывают у новичков изрядную путаницу. Особенно это заметно в применении к струнам. Представьте первую струну, она же — самая тонкая. Первая струна находится дальше всех струн относительно уровня ваших глаз. Ее антиподом служит шестая струна (она же — самая толстая), которая находится ближе всех струн по отношению к вашим глазам. При всем при этом, шестая струна будет (!) самой низкой струной т.к. ее нота самая низкая на гитаре. И наоборот.
Знакомство с нотами
Какие ноты бывают. Что такое знаки альтерации?
На самом деле, вы их уже знаете. Точнее, вы знаете их названия: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Знакомо?
Чтобы умело ориентироваться в гитарном грифе, вам первым делом нужно будет выучить латинские обозначения этих нот. Благо, их всего семь:
Сейчас вы можете пропустить эту таблицу и выучить ее позже. Я рекомендую сфотографировать ее или сделать скриншот, а потом повторять в удобное вам время (и в удобном месте). Вы можете делать так со всеми нашими материалами.
Как вы знаете, нот всего 7, но на самом деле — о ужас! — их 12. Остальные 5 нот — это полутона (помните начало урока?). Для полутонов нет отдельных латинских букв, их обозначают через дополнительные символы, которые называются диез и бемоль.
Диез — нотный знак, требующий повышения ноты на полутон. Обозначается как #. Например, если ноту D нужно повысить на полтона вверх, то пишут D#.
Бемоль — нотный знак, требующий понижения ноты на полутон. Обозначается как b. Например, если ноту D нужно понизить на полутон, то пишут Db.
Основная разница между ними — в направлении движения.
Полутона есть между всеми нотами, кроме пар ми (E) — фа (F) и си (B) — до (C). Таким образом, мы получаем 7 нот (обозначаются буквами) и 5 полутонов (обозначаются символами диезов или бемолей). Итого — 12 нот.
Для наглядности, это может выглядеть так:
C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B
или так:
C — Db — D — Eb — E — F — Gb — G — Ab — A — Bb — B.
Запомните эти последовательности, они нам пригодятся. А еще отметьте, что диезы и бемоли в общем называют знаками альтерации.
В общем диезы и бемоли называют знаками альтерации.
Вы обратили внимание на то, что одну и ту же ноту можно выразить как через диез, так и через бемоль? Например, C# по высоте звучания равняется Db. Такие ноты называют энгармонически равными. Выбор знака обуславливается тональностью произведения.
Большинство новичков интуитивно выбирают для себя какой-то один знак альтерации, который используют в дальнейшем. Как правило, это диез. Мы не будет отходить от этой практики и будем использовать в этом уроке только диезы.
Многие гитаристы тут начинают задавать вопросы в стиле «а почему так, а не по другому?»:
Почему нот 7, а не 8?
Почему полутонов 5?
Почему нет полутонов между ми и фа?
На самом деле, это нужно принять на веру. Это аксиомы, это так работает. Ответы на эти вопросы будут связаны как с историей развития теории музыки, так и с более глубоким ее понимание. Для достижения цели нашего курса ответы на эти вопросы не важны.
Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно
Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
Знакомство с гитарным грифом
Как найти любую ноту на гитарном грифе.
Как мы уже договорились, в этом уроке мы будем разбирать ноты на грифе в стандартном строе.
В нотном выражении он расшифровывается как E-B-G-D-A-E. Слева тут самая первая, тонкая струна, а справа будет шестая и самая толстая.
Помните, чуть выше я просил вас запомнить последовательность нот? Так вот, с ее помощью вы УЖЕ можете построить схему нот на всем гитарном грифе.
Напоминаю последовательность:
C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B.
Все, что нам нужно — это нота открытой струны, от которой мы сможем отталкиваться. Например, нота открытой первой струны — ми (E). Теперь смотрим на нашу последовательность и видим, что через полтона от E располагается фа (F). Значит 1-й лад 1-ой струны — это нота F. И так далее: 2-й лад — F#, 3 лад — G …
После В вся последовательность повторяется: нота следующего лада — C, потом C# и так далее.
Ради интереса вы можете взять бумажку, расчертить гитарный гриф лада так до 12-го, и спокойно заполнить ноты всех ладов.
Подытожим: все, что вам нужно для поиска нот на гитарном грифе, это знание последовательности нот с полутонами, и знание нот открытых струн стандартного строя гитары.
Если чертить схему самостоятельно — лениво, то вот вам готовая схема нот на грифе:
Схема расположения нот на гитарном грифе.
Слева находятся открытые струны, снизу — лады. В кружочки обведены ноты, а полутоны — между ними.
Как запомнить ноты
Способы запоминания нот на гитарном грифе.
Теперь поговорим о том, как все эти ноты проще всего запомнить.
Во-первых, учить нам придется не шесть струн, а пять т.к. ноты первой и шестой открытых струн одинаковы. Таким образом задача упростилась на 16%.
Во-вторых, не нужно учить полутона. Достаточно запомнить, где находятся целые ноты, а полутон всегда можно вывести самостоятельно. Например, вы знаете, где находятся ноты до и ре. На ум сразу просится, что нота между ними — до-диез (или ре-бемоль). Задача упростилась еще на 40%.
В-третьих, не нужно учить ноты после 12 лада т.к. далее они повторяются. Нота 13 лада эквивалента ноте 1 лада, и так далее. Это упрощает задачу еще почти вполовину.
Итоговая, упрощенная, схема для разучивания будет выглядеть так:
Упрощенная схема расположения нот на гитарном грифе.
Практикум 1
Я рекомендую следующий способ запоминания:
- Каждый день запоминайте по одной струне до 12 лада. Вам нужно выучить расположение всего лишь 7-ми нот на струне.
- Каждый новый день повторяйте ту струну, которую вы выучили вчера и учите еще одну, пока не выучите их все.
- Далее уделяйте 5 минут времени занятия для того, чтобы повторить ноты. Не спешите — знания закрепятся в голове постепенно, и нет никакого смысла торопить события или нервничать по этому поводу.
Многие распечатывают схему расположения нот на грифе и вешают на стены в различных местах квартиры или дома. Таким образом, схема всегда перед глазами и постепенно запоминается сама собой.
Еще один способ — периодически самостоятельно чертить такую схему. Вы заполняете все, что помните, а остальное — выводите. Несколько таких подходов в удобное время — и вы увидите прогресс.
Еще пара способов:
1. Попросите кого-нибудь назвать вам номер струны и лада, и старайтесь отгадать ноту.
2. Возьмите знакомую вам мелодию и разложите ее на ноты. В процессе распознавания нот ваш мозг будет работать усиленно, и это поможет быстрее их выучить.
Помните: не нужно зубрить и нервничать. Тратьте на изучение грифа всего по 5 минут в день. В остальное время лучше займитесь упражнениями на развитие гитарной техники.
Кстати, знание интервалов, которые мы разберем в следующем уроке, сильно поможет вам лучше ориентироваться в гитарном грифе.
Практикум 2
Давайте закрепим новые знания с помощью небольшого теста.
Тест
Насколько хорошо вы знаете ноты на грифе гитары?
Протестируйте свои знания.
Все вопросы подразумевают стандартный строй гитары.
Какие ноты включает в себя стандартный строй гитары?
Какая нота располагается на 5 ладу струны D?
Какая из этих нот не располагается на 7 ладу?
B
Неверно, это 7 лад струн обеих струн E.
F#
Неверно, это 7 лад струны B.
E
Неверно, это 7 лад струны A.
A#
Верно. Такой ноты на 7 ладу нет.
Из каких нот состоит этот аккорд? (подсказка: открытые струны мы тоже учитываем)
А это что за ноты отмечены кружочками?
Условие: у нас 6-струнная гитара с 24 ладами. Сколькими способами на ней можно взять ноту E? Высота ноты не важна.
8
Не-а. Их 14 — по 2 на струны B, G, D, A и по 3 на обе струны E (лад 24 — тоже E).
10
Не-а. Их 14 — по 2 на струны B, G, D, A и по 3 на обе струны E (лад 24 — тоже E).
12
Не-а. Их 14 — по 2 на струны B, G, D, A и по 3 на обе струны E (лад 24 — тоже E).
14
Ответ верный. Молодцом!
Кажется, это FAIL. Не волнуйтесь и прогоните материал еще разок, а потом пройдите этот тест заново:)
Вы и сами знаете, что можно было ответить лучше
В таких случаях говорят: ‘на троечку’. Но не унывайте, просто надо повторить все еще разок!
Для начала — сойдет, но материал надо повторить
Похоже, вы неплохо знаете материал! Но я бы на всякий случай повторил
Великолепная работа на материалом урока! Продолжайте в том же духе, и все получится
Ура! На этом мы заканчиваем наш первый урок. Второй урок будет посвящен музыкальным интервалам.
Откройте полный доступ к курсу
Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете!
Онлайн-курс расскажет, как применять теорию музыки на практике с любого уровня игры. Двадцать лонгридов с заданиями и тестами расскажут про все самые важные темы, в том числе:
- ноты на грифе гитары
- аккорды: базовые и более продвинутые
- тональности
- гаммы и лады (в том числе и пентатоника).