Как пишутся новеллы


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Новелла (рассказ) — это художественное произведение длиной около 20 000–40 000 слов.[1]
Написание новеллы будет интересным опытом, если вам трудно совершить переход от коротких рассказов к длинному роману. Хорошая новелла позволит сохранить темп и действие как у короткого рассказа, а также детально описать персонажей и сделать сюжет подробным как в романе. Начните с мозгового штурма, чтобы найти идеи для новеллы. Потом напишите первый черновик и отредактируйте его, чтобы довести до совершенства.

  1. Изображение с названием Write a Novella Step 1

    1

    Сосредоточьтесь на определенной теме или идее. Новеллы получаются наиболее удачными, когда основное внимание в них уделяют одной теме или идее. Выберите тему (например, «любовь», «самоопределение» или «утрата») и исследуйте ее в рассказе более подробно. Найдите тему или идею, о которой, как вам кажется, вы можете много написать, и используйте ее в качестве вдохновения.

    • Например, можно написать новеллу об утрате, где основной персонаж справляется с главной потерей в своей жизни.
  2. Изображение с названием Write a Novella Step 2

    2

    Придумайте увлекательного главного героя. В хорошей новелле должен быть один главный герой, который выступит проводником для читателя. Главный герой должен казаться читателю кем-то особенным, тем, кого он узнает на личном, интимном уровне.[2]

    • Многие новеллы написаны от первого лица, с позиции главного героя. Можно попробовать использовать и третье лицо, сделав ударение на основном персонаже.
  3. Изображение с названием Write a Novella Step 3

    3

    Выберите вдохновляющую обстановку. Выберите обстановку, которую хорошо знаете или о которой можете много написать. Используйте ее в качестве вдохновения для рассказа.[3]

    • Например, в качестве места действия можно взять военную базу времен Второй мировой войны. Или выбрать свой родной город.
  4. Изображение с названием Write a Novella Step 4

    4

    Почитайте примеры новелл. Чтобы лучше понять жанр, почитайте примеры новелл, которые считаются успешными. Вот несколько вариантов:

    • «Превращение», Франц Кафка
    • «Письма незнакомке», Андре Моруа
    • «Полковнику никто не пишет», Габриэль Гарсиа Маркес
    • «Жизненный цикл программных объектов», Тед Чан

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Novella Step 5

    1

    Напишите план новеллы. Можно составить план рассказа, используя схему сюжета, состоящую из пяти частей: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, сворачивание действия и развязка. Также можно использовать структуру из трех действий, где есть завязка, конфликт и развязка.[4]

    • Еще один способ составить план новеллы — использовать метод снежинки. Этот метод состоит из четырех разделов: аннотация в одно предложение, краткое содержание в один абзац, краткая характеристика персонажей и сводная таблица сцен.
  2. Изображение с названием Write a Novella Step 6

    2

    Придумайте сильное вступление. Удивите читателя с первых строк своего рассказа. Привлеките его ошеломительным образом или интересным языком. Постарайтесь суммировать основной конфликт или проблему новеллы в первых нескольких строках, чтобы ввести читателя в курс дела.[5]

    • Например, новелла Кафки «Превращение» начинается со строки: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое».
  3. Изображение с названием Write a Novella Step 7

    3

    Сосредоточьтесь на центральном конфликте. Не захламляйте новеллу многочисленными конфликтами или проблемами. Сделайте ударение только на одной проблеме и подробно ее исследуйте. Конфликт должен оказывать давление на главного героя и заставлять его принять серьезное решение или сделать тяжелый выбор.[6]

    • Например, в «Превращении» Кафки конфликт главного героя, Грегора Замзы, заключается в том, что ему приходится иметь дело с повседневным существованием в виде жука, в то время как он не хочет быть жуком и предпочел бы быть человеком.
  4. Изображение с названием Write a Novella Step 8

    4

    Сведите к минимуму ответвления сюжета и второстепенных персонажей. Из-за нагромождения ответвлений и второстепенных персонажей велика вероятность упустить из виду главное, когда вы будете писать новеллу. Кроме того, рассказ может получиться слишком длинным или многословным. Постарайтесь придерживаться максимум одного ответвления в сюжете и не добавлять больше одного-двух второстепенных персонажей.[7]

    • Например, в новелле И. Бунина «Тёмные аллеи» всего два главных персонажа, Николай Алексеевич и Надежда, и один второстепенный — ямщик.
  5. Изображение с названием Write a Novella Step 9

    5

    Используйте ограниченный период времени. Сосредоточьтесь на определенном количестве дней, недель или месяцев. Сведите временные сдвиги к минимуму, чтобы читатель познакомился с отрывками из жизни главного героя.[8]

    • Например, в «Превращении» Кафки история сосредоточена на событиях одного дня из жизни Грегора Замзы.
  6. Изображение с названием Write a Novella Step 10

    6

    Завершите новеллу сильной концовкой. У хорошей новеллы должна быть неожиданная, захватывающая и мощная концовка. Продвигайтесь к завершению, которое удивит, но в то же время удовлетворит читателя.[9]

    • Например, концовка «Превращения» Кафки раскрывает трагедию одинокого, покинутого и чувствующего себя виноватым человека перед лицом абсурдной и бессмысленной судьбы.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Novella Step 11

    1

    Прочитайте черновик вслух. Как только черновик новеллы будет готов, прочитайте ее вслух от начала до конца. Обратите внимание, как каждая глава или каждый раздел перетекает друг в друга. Убедитесь, что основное внимание в рассказе уделяется центральному конфликту.

    • Также можно зачитать новеллу вслух, чтобы проверить орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.
  2. Изображение с названием Write a Novella Step 12

    2

    Покажите свою работу другим людям. Получите отзывы о новелле от других людей, например, сверстников, друзей и членов семьи. Спросите их мнение: хорошо ли в новелле удалось исследовать центральный конфликт и точку зрения главного героя? Будьте открыты для конструктивной критики, так как это поможет вам усовершенствовать рассказ.

  3. Изображение с названием Write a Novella Step 13

    3

    Оцените длину рассказа и его логичность. Просмотрите черновик и удалите все ненужные разделы или сцены. Новелла должна быть краткой и понятной. Станьте безжалостным редактором собственной работы и избавьтесь от любых моментов, которые кажутся лишними или ненужными в рассказе.[10]

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 49 647 раз.

Была ли эта статья полезной?

                                    
                                          

Если верить Иоганну Вольфгангу фон Гёте, новелла «есть свершившееся неслыханное событие» (Разговор с Эккерманом 25 января 1827). Нам это определение не очень нравится, но оно походит в качестве исходной точки. Вероятно, Гёте что-то понимал в новеллах.

Не будем спорить с классиком, заметим только, что из этого определения неясно о случившемся в каком мире - действительном или вымышленном - идёт речь. Мы полагаем, что неслыханное событие в вымышленном, воображаемом художественном мире, - но рассказанное как случившееся в действительности, - также будет новеллой.

. В. Гёте беседует с И. П. Эккерманом

Нас будет интересовать вопрос: «Как проще всего написать новеллу?». Неслыханные происшествия редко случаются. А нам, предположим, не терпится написать новеллу прямо сейчас.

Руководящей идеей для нас будет две достаточно убедительные гипотезы. Первая гипотеза: прежде чем писать новеллу, следует придумать её фабулу (последовательность событий, образующих «событие»). Эта фабула в процессе художественного творчества превратится в сюжет, или, как сказал бы Виктор Шкловский, «что» превратится в «как». Вторая гипотеза: писать проще всего о том, что внутренне знакомо - хотя бы в какой-то мере пережито в действительности.

Таким образом, наша задача распадается на две подзадачи:

1) придумать некоторую историю (фабулу), которая может послужить материалом для новеллы;

2) пережить нечто подобное придуманной истории, чтобы изложить её легко и правдоподобно - с заинтересованностью очевидца или действующего лица.

Первую проблему мы рассмотрим на теоретическом уровне, а для решения второй подзадачи мы предложим практический способ, подсказанный тремя замечательными новеллами XIX века.

Эпистемический сюжет

В решении первой подзадачи подспорьем нам станет современная теория литературы - что, в общем-то, неожиданно, учитывая непрестанно возобновляемые сетования на полную бесполезность теории для творчества. Мы обратимся к построениям философа и филолога Вадима Руднева.Руднев полагает, что основу сюжета образует радикальное изменение модальности повествования. Это может быть переход от неведения к знанию или от знания к неведению (эпистемическая модальность), от недолжного к должному или от должного к недолжному (деонтическая модальность), от неприятного положения дел к приятному положению дел или наоборот (аксиологическая модальность) и так далее. Собственно, такой переход и является «событием», «происшествием» в художественном произведении. С этим трудно спорить. Но изменение какой именно модальности является наиболее важной, фундаментальной для сюжетосложения?


Download Article


Download Article

A novella is a work of fiction that is around 20,000-40,000 words long.[1]
Writing a novella is a fun challenge if you are struggling to make the leap from short stories to a novel. A good novella will have the pace and action of a short story, as well as the detailed characters and plot of a novel. Start by brainstorming ideas for the novella. Then, create a first draft and polish it so it is at its best.

  1. Image titled Write a Novella Step 1

    1

    Focus on a particular theme or idea. Novellas work best if they are centered on one theme or idea. Choose a theme like “love,” “identity,” or “loss” and explore it in more detail in the novella. Find a theme or idea that you feel you have a lot to write about and use it as inspiration.

    • For example, you may write a novella about loss by having a main character who deals with loss in their life.
  2. Image titled Write a Novella Step 2

    2

    Create an engaging main character. A good novella will have one main character who acts as a guide for the reader. The main character should be feel like a specific person to the reader, someone they get to know on a personal, intimate level.[2]

    • Many novellas are written in the first person, from the perspective of the main character. You can also try using the third person, with the main focus of the novella on the main character.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Novella Step 3

    3

    Choose an inspiring setting. Pick a setting that you know well or have a lot to write about. Use the setting as inspiration for the novella.[3]

    • For example, you may choose a WWII army base as the setting for the novella. Or you may choose your hometown as the setting.
  4. Image titled Write a Novella Step 4

    4

    Read examples of a novella. To get a better sense of the genre, read examples of the novella that are considered successful. You may read:

    • The Metamorphosis by Franz Kafka
    • Beside the Sea by Veronique Olmi
    • No One Writes to the Colonel by Gabriel Garcia Marquez
    • The Lifecycle of Software Objects by Ted Chiang
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Novella Step 5

    1

    Outline the novella. You can outline for the novel by using a plot diagram, which consists of five sections: exposition, inciting incident, rising action, climax, falling action, and resolution. You can also use a three act structure, where there is a set up, a conflict, and a resolution.[4]

    • Another way you can outline the novella is by using the snowflake method. This method consists of four sections: a one sentence summary, a one paragraph summary, a synopsis of characters, and a spreadsheet of scenes.
  2. Image titled Write a Novella Step 6

    2

    Create a strong opening. Surprise your reader in the first few lines of your novella. Engage them with a startling image or interesting language. Try to sum up the main conflict or issue of the novella in the first few lines so the reader is aware of the set up.[5]

    • For example, Kafka’s novella The Metamorphosis opens with the line: “When Gregor Samsa woke up one morning from unsettling dreams, he found himself changed in his bed into a monstrous vermin.”
  3. Image titled Write a Novella Step 7

    3

    Focus on a central conflict. Do not clutter the novella with multiple conflicts or issues. Focus on just one conflict and explore it in detail. The conflict should put pressure on the main character and force them to make a big decision or choice.[6]

    • For example, in Kafka’s The Metamorphosis, the main character, Gregor Samsa, is in a conflict where he has to deal with daily existence as a bug, when he does not want to be a bug and would prefer to be human.
  4. Image titled Write a Novella Step 8

    4

    Keep subplots and minor characters to a minimum. Having too many subplots and minor characters can cause you to lose focus when you are writing a novella. They can also make the novella too long and wordy. Try to stick to a maximum of one subplot and one to two minor characters in the novella.[7]

    • For example, in the novella Beside the Sea by Veronique Olmi, there are only three characters total in the story, a mother and her two children.
  5. Image titled Write a Novella Step 9

    5

    Explore a limited amount of time in the novella. Focus on a set number of days, weeks, or months in the novella. Keep the time shifts to a minimum in the novella so the reader gets a slice of the main character’s life.[8]

    • For example, in Kafka’s The Metamorphosis, the novella focuses on the events of one day in Gregor Samsa’s life.
  6. Image titled Write a Novella Step 10

    6

    Wrap up the novella with a strong ending. A good novella will have an ending that is surprising, engaging, and powerful. Build up to an ending that will leave the reader surprised, but also satisfied.[9]

    • For example, in Olmi’s Beside the Sea, the ending focuses on the mother character’s spiral into madness, and the effect it has on her children.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Novella Step 11

    1

    Read the draft out loud. Once you have a draft of the novella, read it aloud from beginning to end. Notice how each chapter or section flows into one another. Make sure the novella stays focused on one central conflict.

    • You can also read the novella aloud to check for spelling, grammar, and punctuation errors.
  2. Image titled Write a Novella Step 12

    2

    Show it to others. Get feedback on the novella from others, such as peers, friends, and family members. Ask them if they think the novella does a good job at exploring one central conflict and one main character’s point of view. Be open to constructive feedback from others, as this will help to make the novella better.

  3. Image titled Write a Novella Step 13

    3

    Revise the draft for clarity and length. Go through your draft and remove any unnecessary sections or scenes. Keep the novella short and concise. Be a ruthless editor of your own work and get rid of any moments that do not feel relevant or important in the novella.[10]

  4. Advertisement

Writing Help

Add New Question

  • Question

    I have been told that a novella is not much more than 50,000 words. Is this the case?

    Community Answer

    Yes. A novella ranges from 8,000 words to 45,000 words (roughly). Any book 50,000+ is a novel.

  • Question

    Do I need to get a copyright for my short stories and novellas?

    Donagan

    Not unless you’re going to publish them, and even then it’s not absolutely necessary. Merely having a dated hard copy or computer file of your written work will protect you.

  • Question

    How many pages are in a novella?

    Donagan

    Novellas are not measured in pages. Reread the first sentence in the introduction above.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

To write a novella, keep your story between 20,000 and 40,000 words long, which is the typical length of a novella. Like you would with a full-length novel, break your story up into several acts or sections. First, write the set up of your novella, which should introduce the main characters and setting. Then, introduce a conflict into the story that drives the plot. Finally, wrap things up with a resolution to the conflict. Since novellas are shorter than novels, try to keep subplots and minor characters to a minimum. To learn how to brainstorm ideas for a novella, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 179,326 times.

Reader Success Stories

  • Lorella McDonald

    Lorella McDonald

    Feb 28, 2017

    «I am a budding author and experimenting with the format of a novella. This was a helpful guide to word length,…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

A novella is a work of fiction that is around 20,000-40,000 words long.[1]
Writing a novella is a fun challenge if you are struggling to make the leap from short stories to a novel. A good novella will have the pace and action of a short story, as well as the detailed characters and plot of a novel. Start by brainstorming ideas for the novella. Then, create a first draft and polish it so it is at its best.

  1. Image titled Write a Novella Step 1

    1

    Focus on a particular theme or idea. Novellas work best if they are centered on one theme or idea. Choose a theme like “love,” “identity,” or “loss” and explore it in more detail in the novella. Find a theme or idea that you feel you have a lot to write about and use it as inspiration.

    • For example, you may write a novella about loss by having a main character who deals with loss in their life.
  2. Image titled Write a Novella Step 2

    2

    Create an engaging main character. A good novella will have one main character who acts as a guide for the reader. The main character should be feel like a specific person to the reader, someone they get to know on a personal, intimate level.[2]

    • Many novellas are written in the first person, from the perspective of the main character. You can also try using the third person, with the main focus of the novella on the main character.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Novella Step 3

    3

    Choose an inspiring setting. Pick a setting that you know well or have a lot to write about. Use the setting as inspiration for the novella.[3]

    • For example, you may choose a WWII army base as the setting for the novella. Or you may choose your hometown as the setting.
  4. Image titled Write a Novella Step 4

    4

    Read examples of a novella. To get a better sense of the genre, read examples of the novella that are considered successful. You may read:

    • The Metamorphosis by Franz Kafka
    • Beside the Sea by Veronique Olmi
    • No One Writes to the Colonel by Gabriel Garcia Marquez
    • The Lifecycle of Software Objects by Ted Chiang
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Novella Step 5

    1

    Outline the novella. You can outline for the novel by using a plot diagram, which consists of five sections: exposition, inciting incident, rising action, climax, falling action, and resolution. You can also use a three act structure, where there is a set up, a conflict, and a resolution.[4]

    • Another way you can outline the novella is by using the snowflake method. This method consists of four sections: a one sentence summary, a one paragraph summary, a synopsis of characters, and a spreadsheet of scenes.
  2. Image titled Write a Novella Step 6

    2

    Create a strong opening. Surprise your reader in the first few lines of your novella. Engage them with a startling image or interesting language. Try to sum up the main conflict or issue of the novella in the first few lines so the reader is aware of the set up.[5]

    • For example, Kafka’s novella The Metamorphosis opens with the line: “When Gregor Samsa woke up one morning from unsettling dreams, he found himself changed in his bed into a monstrous vermin.”
  3. Image titled Write a Novella Step 7

    3

    Focus on a central conflict. Do not clutter the novella with multiple conflicts or issues. Focus on just one conflict and explore it in detail. The conflict should put pressure on the main character and force them to make a big decision or choice.[6]

    • For example, in Kafka’s The Metamorphosis, the main character, Gregor Samsa, is in a conflict where he has to deal with daily existence as a bug, when he does not want to be a bug and would prefer to be human.
  4. Image titled Write a Novella Step 8

    4

    Keep subplots and minor characters to a minimum. Having too many subplots and minor characters can cause you to lose focus when you are writing a novella. They can also make the novella too long and wordy. Try to stick to a maximum of one subplot and one to two minor characters in the novella.[7]

    • For example, in the novella Beside the Sea by Veronique Olmi, there are only three characters total in the story, a mother and her two children.
  5. Image titled Write a Novella Step 9

    5

    Explore a limited amount of time in the novella. Focus on a set number of days, weeks, or months in the novella. Keep the time shifts to a minimum in the novella so the reader gets a slice of the main character’s life.[8]

    • For example, in Kafka’s The Metamorphosis, the novella focuses on the events of one day in Gregor Samsa’s life.
  6. Image titled Write a Novella Step 10

    6

    Wrap up the novella with a strong ending. A good novella will have an ending that is surprising, engaging, and powerful. Build up to an ending that will leave the reader surprised, but also satisfied.[9]

    • For example, in Olmi’s Beside the Sea, the ending focuses on the mother character’s spiral into madness, and the effect it has on her children.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Novella Step 11

    1

    Read the draft out loud. Once you have a draft of the novella, read it aloud from beginning to end. Notice how each chapter or section flows into one another. Make sure the novella stays focused on one central conflict.

    • You can also read the novella aloud to check for spelling, grammar, and punctuation errors.
  2. Image titled Write a Novella Step 12

    2

    Show it to others. Get feedback on the novella from others, such as peers, friends, and family members. Ask them if they think the novella does a good job at exploring one central conflict and one main character’s point of view. Be open to constructive feedback from others, as this will help to make the novella better.

  3. Image titled Write a Novella Step 13

    3

    Revise the draft for clarity and length. Go through your draft and remove any unnecessary sections or scenes. Keep the novella short and concise. Be a ruthless editor of your own work and get rid of any moments that do not feel relevant or important in the novella.[10]

  4. Advertisement

Writing Help

Add New Question

  • Question

    I have been told that a novella is not much more than 50,000 words. Is this the case?

    Community Answer

    Yes. A novella ranges from 8,000 words to 45,000 words (roughly). Any book 50,000+ is a novel.

  • Question

    Do I need to get a copyright for my short stories and novellas?

    Donagan

    Not unless you’re going to publish them, and even then it’s not absolutely necessary. Merely having a dated hard copy or computer file of your written work will protect you.

  • Question

    How many pages are in a novella?

    Donagan

    Novellas are not measured in pages. Reread the first sentence in the introduction above.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

To write a novella, keep your story between 20,000 and 40,000 words long, which is the typical length of a novella. Like you would with a full-length novel, break your story up into several acts or sections. First, write the set up of your novella, which should introduce the main characters and setting. Then, introduce a conflict into the story that drives the plot. Finally, wrap things up with a resolution to the conflict. Since novellas are shorter than novels, try to keep subplots and minor characters to a minimum. To learn how to brainstorm ideas for a novella, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 179,326 times.

Reader Success Stories

  • Lorella McDonald

    Lorella McDonald

    Feb 28, 2017

    «I am a budding author and experimenting with the format of a novella. This was a helpful guide to word length,…» more

Did this article help you?

№ 2016 / 11, 23.03.2016

Если верить Иоганну Вольфгангу фон Гёте, новелла «есть свершившееся неслыханное событие» (Разговор с Эккерманом 25 января 1827). Нам это определение не очень нравится, но оно походит в качестве исходной точки. Вероятно, Гёте что-то понимал в новеллах.

Не будем спорить с классиком, заметим только, что из этого определения неясно о случившемся в каком мире – действительном или вымышленном – идёт речь. Мы полагаем, что неслыханное событие в вымышленном, воображаемом художественном мире, – но рассказанное как случившееся в действительности, – также будет новеллой.

19

И. В. Гёте беседует с И. П. Эккерманом

Нас будет интересовать вопрос: «Как проще всего написать новеллу?». Неслыханные происшествия редко случаются. А нам, предположим, не терпится написать новеллу прямо сейчас.

Руководящей идеей для нас будет две достаточно убедительные гипотезы. Первая гипотеза: прежде чем писать новеллу, следует придумать её фабулу (последовательность событий, образующих «событие»). Эта фабула в процессе художественного творчества превратится в сюжет, или, как сказал бы Виктор Шкловский, «что» превратится в «как». Вторая гипотеза: писать проще всего о том, что внутренне знакомо – хотя бы в какой-то мере пережито в действительности.

Таким образом, наша задача распадается на две подзадачи:

1) придумать некоторую историю (фабулу), которая может послужить материалом для новеллы;

2) пережить нечто подобное придуманной истории, чтобы изложить её легко и правдоподобно – с заинтересованностью очевидца или действующего лица.

Первую проблему мы рассмотрим на теоретическом уровне, а для решения второй подзадачи мы предложим практический способ, подсказанный тремя замечательными новеллами XIX века.

Эпистемический сюжет

В решении первой подзадачи подспорьем нам станет современная теория литературы – что, в общем-то, неожиданно, учитывая непрестанно возобновляемые сетования на полную бесполезность теории для творчества. Мы обратимся к построениям философа и филолога Вадима Руднева. Руднев полагает, что основу сюжета образует радикальное изменение модальности повествования. Это может быть переход от неведения к знанию или от знания к неведению (эпистемическая модальность), от недолжного к должному или от должного к недолжному (деонтическая модальность), от неприятного положения дел к приятному положению дел или наоборот (аксиологическая модальность) и так далее. Собственно, такой переход и является «событием», «происшествием» в художественном произведении. С этим трудно спорить. Но изменение какой именно модальности является наиболее важной, фундаментальной для сюжетосложения?

Вот как звучит ответ исследователя: «<…> мы подчёркиваем, что эпистемический сюжет рассматривается нами как наиболее фундаментальный из всех выделенных нами типов сюжета. Что же так выделяет эпистемический сюжет по сравнению с алетическим, деонтическим, аксиологическим, темпоральным и пространственным? Прежде всего наибольшая универсальность первого. Целые жанры нарративной прозы строятся на эпистемическом сюжете, не могут без него обойтись, используя остальные виды модальностей на второстепенных мотивных ролях. Такими жанрами являются прежде всего комедия, детективный жанр, криминальный роман и т. п. В целом можно отметить, что чем более массовым является беллетристический жанр, тем более необходимой, неотъемлемой его частью является эпистемический сюжет, сюжет ошибки, qui pro quo. <…> Поэтому наиболее фундаментальный интерес рядового «пользователя» беллетристики – это интерес эпистемический, а не деонтический, не аксиологический, не алетический, не темпоральный и не пространственный. Для читателя прежде всего важно, что будет дальше»
(В.П. Руднев. Прочь от реальности. М: Аграф, 2000. С. 132–133).

В переводе на привычный язык это означает примерно следующее. В первоначальном состоянии герой повествования или рассказчик (а вместе с ним и читатель) находится в состоянии неведения или ложного мнения – это состояние с отрицательной эпистемической модальной окраской («Ep-»). По ходу разворачивания действия он приходит к пониманию истинного положения дел – утоляет своё любопытство, избавляется от недоумения, испытывает своего рода эпистемический «катарсис». Это состояние с положительной эпистемической модальной окраской («Ep+»): герой (и вместе с ним читатель) разобрались, в чём дело. Большинство беллетристических произведений (в том числе новелл) построено именно на этом эффекте: возбуждении любопытства и удовлетворении его.

Итак, прежде чем приступить к написанию новеллы, мы должны заинтересоваться какой-то загадкой, тайной, странностью. Можно даже вообразить в качестве отгадки что-то несуразное, ложное, заведомо неправдоподобное – чем более абсурдным будет исходное заблуждение, тем сильнее будет заключительный эмоциональный эффект от истинной разгадки.

Как это выглядит на практике?

Конкретные примеры

Обратимся к новелле Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Пустой дом» (1816) из сборника «Ночные этюды». Герой (по-видимому, лирический двойник автора) гуляет по городу и завораживается видом попавшегося ему на глаза странного дома. Это очень практичный приём – начать с впечатления от таинственного облика какого-нибудь реального здания. Гофман поступил именно так – в примечаниях к современным изданиям почти всегда указывается точный адрес дома, описанного в новелле: Берлин, улица Унтер-ден-Линден, № 9.

Дом выглядит вдвойне таинственно, поскольку непонятно даже, в чём именно заключается его таинственность: «Вообразите себе невысокое, шириной в четыре окна, строение, как бы втиснувшееся между двумя высокими, прекрасными зданиями, второй этаж его лишь чуть-чуть выше нижнего этажа соседнего дома, а ветхая крыша, окна, частично заклеенные бумагой ввиду отсутствия стёкол, и стены с выцветшей от времени краской свидетельствуют о заброшенности, о совершенном нерадении хозяев к его поддержанию. Можете себе представить, как выглядел такой дом между зданиями, отделанными со вкусом и великолепием. Я остановился и при ближайшем рассмотрении заметил, что окна этого дома плотно занавешены, а окна нижнего этажа даже наглухо заложены кирпичом, что на воротах, находящихся сбоку и служащих входной дверью, нет ни колокольчика, ни замка, ни даже ручки».

Tainstvennyy dom

Таинственный дом. Фото Михаила Бойко

Однажды рассказчику показалось, что в окне дома мелькнула женская кисть прелестнейшей формы с ярким бриллиантом на пальце. Само по себе это могло быть обманом зрения, но герой может теперь дать волю своей фантазии и всем сердцем принять подсказанную воображением разгадку тайны дома (конечно, ложную):

«<…>и воображению моему ясно представился образ прелестнейшего создания, которое стало жертвой злодейского волшебства. Старик превратился в злого, мерзкого колдуна, который, не имея никакого отношения к семье графа 3., творит свои тёмные дела в заброшенном доме. <…>

– О, прелестное, очаровательное создание! – воскликнул я, исполненный восторга.– Скажи, где ты обитаешь и кто держит тебя в неволе? Ах, с какой печалью и любовью взираешь ты на меня! О, я знаю: ты во власти гнусного чернокнижника, ты томишься в плену у злого демона <…>. О, милое, доброе создание, я всё, всё знаю! Бриллиант на твоей руке – это отблеск жаркой страсти! Мог ли он так блестеть, мог ли так переливаться тысячью восхитительных оттенков, если бы не был напоён твоей кровью?».

Собственно, новелла готова. Не столько важно, кем именно окажутся в новелле обитатели таинственного дома, – важно то, что ответ, навеянный воображением, окажется несуразным вымыслом, а герой утолит болезненное любопытство.

Вторая новелла принадлежит перу французского писателя Жюля Барбе д’Оревильи и называется «За тёмно-красной шторой» (1873). Герой (опять лирический двойник автора) знакомится в дилижансе со случайным попутчиком – виконтом де Бриссаром. Во время ночной остановки они выходят из дилижанса и видят невдалеке одиноко рдеющее окно. Впоследствии герой вспоминает:

«Бодрствование – пусть даже бодрствование дозорного – в час, когда все живые существа погружены в бесчувствие, сходное с бесчувствием утомлённого животного, всегда впечатляет. Попытка понять, что же гонит сон из комнаты, где за опущенными шторами горит свет, свидетельствуя о жизни ума и сердца, овевает поэзию реальности поэзией мечты. Я, во всяком случае, увидев освещённое окно в городке, который мы проезжали, никогда не мог унять рой мыслей, разбуженный светящимся квадратом, – за шторами мне виделась страстная любовь или страшная беда… И теперь, столько лет спустя, я по-прежнему вижу множество окон, горящих уже навсегда в моей памяти, думая о которых я вновь и вновь погружаюсь в фантазии, разгадываю загадку: «Так что же таится там, по ту сторону штор?»

Но таинственнее других светится для меня окно (вы скоро поймёте, почему), которое я увидал на улице городка ***, где мы той самой ночью проезжали вместе с виконтом. Подумать только, как точна моя память! Оно светилось через три дома от гостиницы, где остановился наш дилижанс, и я смотрел на него куда дольше, чем смотрел бы, если бы мы просто меняли лошадей».

Виконт, разумеется, начинает свой рассказ со слов: «Это окно комнаты, где я жил, впервые попав в гарнизон. Жил я там… чёрт побери!..»

Итак, завязкой новеллы может быть даже свет в окошке посреди спящего города. Достаточно вообразить страстную любовь или страшную беду, таящуюся за этим окном. Новелла, по сути, готова, каким бы ни оказался рассказ виконта.

Перелетим теперь через океан – в Северную Америку. Третья новелла, пожалуй, самая реалистическая в нашей подборке – это «Веранда» (1856) Германа Мелвилла. Герой и рассказчик, как и в предыдущих случаях, – это лирический двойник автора. Мелвилл рассказывает о видах с веранды собственного дома. Однажды после болезни он видит «золотую блёстку» далеко в горах:

«<…>в таком-то вот состоянии беспричинного раздражения, свойственного выздоравливающим, сидел я на веранде – и, случайно подняв глаза, увидел вдруг на горе огненно-золотое окно, сверкавшее, будто резвящийся над водой дельфин. Там феи, снова мелькнуло у меня в голове: королева фей растворяет волшебное окно, а может быть, там беззаботная девушка, она живёт в горах; взглянуть на неё – и я исцелюсь, и я избавлюсь от своего уныния. Довольно, чёлн пустился вдаль – эгей, душа, возвеселись! Отчаливаем в царство фей – пусть радуга укажет путь, скорей, скорее в царство фей!»

Герой отправляется на поиски лужайки фей, но находит в горах лишь ветшающую от сырости хижину, один скат кровли которой был покрыт новым гонтом. В хижине живёт Марианна с братом-дровосеком. Марианна в отсутствие брата занимается шитьём и мечтает побывать в доме, который видит далеко в долине. Рассказчику она говорит:

«– О, если бы я могла хоть раз оказаться в том далёком доме и только взглянуть на счастливца, который живёт там! Глупая мысль – и с чего это я себе вбила в голову? Это, наверное, потому, что я живу так одиноко – и ничего, ничего не знаю…»

Легко догадаться, что Марианна мечтает увидеть вблизи дом рассказчика, но герой скрывает это от неё, чтобы не лишать её мечты.

Итак, для того, чтобы написать новеллу, нам не нужно быть свидетелями или участниками какого-то неслыханного происшествия. Чтобы получить материал для новеллы, достаточно увидеть старое здание и заключить, что там живёт колдун, удерживающий страдающую красавицу, достаточно увидеть светящееся окно на ночной улице и представить таящуюся там страстную любовь или страшную беду, достаточно увидеть блестящую точку на горизонте и вообразить лужайку беспечных фей. Затем можно отправиться туда и выяснить, что же скрывается за этой тайной. Скорей всего обнаружится нечто обыденное, тривиальное, само по себе незначительное. Чем удалённей от реальности, безудержней, невероятней (а, желательно, чудовищней) будет исходная фантазия, тем сильнее будет контраст с обыденной реальностью, истинным положением дел.

Собственно, истина здесь и неважна. Разгадки тайн в трёх приведённых новеллах лично у автора этих строк вызывают скорее разочарование, да они и не имеют значение. Имеет значение именно сам контраст, переход от состояния напряжённого любопытства, томления, одержимости к состоянию эпистемического удовлетворения, раскрытой тайны, сделанного открытия. Новеллы рождаются не от удивительных происшествий, а от необузданного воображения, которое приходит в соприкосновение со скучной реальностью. Но как научить этому воображению, как снять с него оковы, воспламенить до неистовой степени? Это гораздо сложнее, чем научить писать новеллы.

                      Михаил БОЙКО

Уверен, если вы читаете эту статью, то знаете, что визуальная новелла — это жанр компьютерных игр, довольно близкий к интерактивной литературе. Именно в нем можно во всю мощь развернуться пишущему человеку: спустить фантазию с поводка и создать нелинейную историю с несколькими концовками и переплетающимися сюжетными линиями. Только если вы до этого имели дело исключительно с прозой, вам нужно знать некоторые особенности построения диалогов для визуальных новелл.

Напомню об ограничениях

Писатели — счастливые люди, они, в отличие от сценаристов, ничем не ограничены. Могут писать книги любого объема, расписывать описания и монологи на целые страницы, потому что их никто в этом не ограничивает — издателю не принципиально, будет книга толщиной в 314 или 326 страниц.

В кино, комиксах и компьютерных играх есть масса ограничений. Киносценарист ограничен хронометражем и бюджетом (если он не Джеймс Кэмерон, которому дадут хоть миллиард, лишь бы он снял очередного «Аватара»). Сценарист комиксов ограничен количеством страниц и размером отдельного кадра. Сценарист компьютерных игр ограничен техническими возможностями платформы, для которой будет создаваться игра, особенностями самой игры и мастерством программистов.

Как устроена визуальная новелла

Чтобы понять ограничения, которые накладываются на диалог в визуальных новеллах, нужно понять принцип самой игры. Итак, вы играете за персонажа, который по ходу игры должен общаться с другими персонажами. В процессе диалога вам периодически будут предлагать выбор следующей реплики для своего персонажа. В зависимости от этого выбора персонаж, с которым вы общаетесь, может:

  • изменить к вам свое отношение (станет относиться лучше или хуже);
  • выполнить вашу просьбу или отказать в ней.

Также вам периодически нужно будет принимать решение о том, как поступить. Каждый такой выбор тоже имеет последствия. В зависимости от поступка сюжет игры повернет на одну из сюжетных линий. Это не значит, что однажды сделанный выбор однозначно определяет концовку. Отнюдь, вы можете добраться до финала разными способами.

Почему диалогу нужно уделять много внимания

Парадоксально, но в визуальной новелле главным является диалог, то есть текст. Дело в том, что для сохранения динамики, чтобы игрок, попросту говоря, не заскучал, он должен играть — что-то делать. Ему быстро надоест читать длинные описания того, что произошло с персонажем, и он бросит играть. Нужно, чтобы на экране происходило какое-то движение, смена кадров. Но визуальная новелла не предполагает использование анимаций, здесь возможны лишь статические изображения. Единственный выход — сделать диалог между персонажами, в котором на экране будет появляться то один, то другой.

Это значит, что большая часть сюжета должна быть подана через диалог. Вам уже нельзя будет написать так:

Ты отправляешься в кино, на свой любимый фильм «Кицунэ», который смотрел уже три раза. 

Нужно будет сделать иначе, например так:

ДРУГ: Привет! Идем на речку!
Я: Не, я в кино собрался. 
ДРУГ: А что там сейчас идет?
Я: «Кицунэ». 
ДРУГ: Да мы же на него с тобой ходили!
ДРУГ: Хочешь второй раз посмотреть?
Я: Четвертый.
ДРУГ: Ну ты маньяк!

Не увлекайтесь

А теперь, собственно, об ограничениях.

В названии этого жанра игр слово «визуальный» стоит не просто так. Изображение персонажа и фон занимают большую часть экрана, а на текст остается процентов 20–30. Это значит, что вам нельзя будет писать очень длинные предложения. Обратите внимание на пример, который я привел выше.

Реплику можно было написать так:

ДРУГ: Да мы же на него с тобой ходили! Хочешь второй раз посмотреть?

Но я намеренно разбил ее на две. Потому что такое длинное предложение, скорее всего, не поместилось бы на экране. Конечно, все зависит от конкретной игры. Где-то вам дадут больше места, где-то меньше. Но в любом случае лучше не увлекаться и стараться писать как можно лаконичнее. Особенно если игра предназначена для мобильных устройств. Там экраны маленькие, на них помещается совсем мало информации.

Ставьте игрока перед выбором

Еще раз напоминаю, что игра — это не проза, где читатель пассивно воспринимает информацию. Игра предполагает активное участие, а значит, игрок должен не просто читать диалог двух персонажей, а отвечать на вопросы или принимать решение о том, как ему поступить.

Например, предположим, что у вас в игре есть сцена, где персонаж пришел в бар. Ее можно описать так:

Ты входишь в бар, пробуешь несколько фруктовых коктейлей, но все они тебе не нравятся, тогда ты выбираешь кофе.

Но гораздо интереснее сделать иначе, например, так:

Ты входишь в бар. 
БАРМЕН: Вам предложить что-нибудь? 
Я: Какие у вас есть фруктовые коктейли? 
БАРМЕН: Апельсиново-лимонный, ягодный, киви с ананасом.
Я: А можно сначала попробовать? 
БАРМЕН: Да, конечно. Выбирайте. 
Ты можешь выбрать: 
1. Апельсиново-лимонный.
2. Ягодный.
3. Киви с ананасом.
> 1
Я: Ой, какой кислый. 
> 2
Я: Неплохо, но я не люблю косточки. 
> 3
Я: Похоже, что на ананас у меня аллергия. 
БАРМЕН: Может быть что-то другое?
Я: Принесите, пожалуй, кофе. 
БАРМЕН: Хорошо. 

Суть сцены осталась прежней, но теперь игрок почувствовал себя ее участником, а не сторонним наблюдателем.

Пишите много

Как вы заметили, игрового текста получается довольно много. Гораздо больше, чем если бы вы писали прозу. Это часто играет с игровыми сценаристами злую шутку — они просто ленятся. Написать полстраницы диалога вместо одного предложения действительно сложно, но подумайте над тем, насколько интереснее будет игрокам.

Пишите много, интересно и соблюдайте правила игровой сценаристики. Мы же с вами хотим одного — чтобы игры были интересными.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как пишутся посты знакомства
  • Как пишутся непроизводные предлоги
  • Как пишутся порядковые числительные цифрами
  • Как пишутся неправильные дроби
  • Как пишутся порядковые числительные на английском