Окончания причастий
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 418.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 418.
Поскольку причастия совмещают в себе признаки глаголов и прилагательных, они могут изменяться по лицам, падежам и числам, а также быть в настоящем или прошедшем времени, страдательного или действительного залога. В данной статье подробно описаны правила написания суффиксов и окончаний причастий с наглядными примерами.
Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию и имеет грамматические признаки глаголов и прилагательных. Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам, поэтому окончания причастий совпадают с окончаниями прилагательных. Как и глаголы, причастия бывают настоящего и прошедшего времени, действительного и страдательного залога.
В русском языке особенности написания суффиксов и окончаний причастий определяются:
Как правило, ошибки делают при написании безударных гласных в суффиксах причастий настоящего времени (образованных от основы настоящего времени – личной формы глаголов 3-го лица, мн. числа, НВ)
В таблице приведены падежные окончания причастий единственного и множественного числа.
Полные формы причастий (действительные и страдательные) | ||||||||
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||||
мужской род | женский род | средний род | ||||||
И. п. | -ий/-ый | прочитанный,
называемый, звенящий |
-ая | прочитанная,
называемая, звенящая |
-ее/-ое | прочитанное,
называемое, звенящее |
-ые/-ие | прочитанные,
называемые, звенящие |
Р. п. | -его/-ого | прочитанного,
называемого, звенящего |
-ей/-ой | прочитанной,
называемой, звенящей |
-его/-ого | прочитанного,
называемого, звенящего |
-ых/-их | прочитанных,
называемых, звенящих |
Д. п. | -ему/-ому | прочитанному,
называемому, звенящему |
-ей/-ой | прочитанной,
называемой, звенящей |
-ему/-ому | прочитанному,
называемому, звенящему |
-ым/-им | прочитанным,
называемым, звенящим |
В. п. | -ий/-ый/-ого | прочитанный,
называемого, звенящий |
-ую | прочитанную,
называемую, звенящую |
-ее/-ое | прочитанное,
называемое, звенящее |
-ых/-их | прочитанных,
называемых, звенящих |
Т. п. | -им/-ым | прочитанным,
называемым, звенящим |
-ей/ой | прочитанной,
называемой, звенящей |
-им/-ым | прочитанным,
называемым, звенящим |
-ыми/-ими | прочитанными,
называемыми, звенящими |
П. п. | -ем/-ом | о прочитанном,
о называемом, о звенящем |
-ей/ой | о прочитанной,
о называемой, о звенящей |
-ем/-ом | о прочитанном,
о называемом, о звенящем |
-ых/-их | о прочитанных,
о называемых, о звенящих |
Краткие формы причастий (только страдательные) | ||||||||
нулевое окончание | прочитан, называем | -а | прочитана, называема | -о | прочитано, называемо | -ы | прочитаны, называемы |
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 418.
А какая ваша оценка?
Как определить окончание причастия
Причастия имеют ряд признаков, перешедших им от имени прилагательного. Они склоняются по числам и падежам и родам, согласуются с именами существительными по тому же самому принципу, что и имена прилагательные, то есть не только в смысловом плане, но по одинаковой форме. Окончание у причастия определяется достаточно простым образом. Нужно задать вопрос к слову, после чего на основе полученной информации узнать окончание. Исключением из правил является форма именительного падежа и мужского рода – Бегущий (какой?) спортсмен. Действовать стоит по простой схеме, представленной ниже:
- Найти нужное существительное.
- Поставить вопрос от существительного к причастию.
- Взглянуть на то, как оканчивается поставленный вопрос.
- Определить окончание у рассматриваемого слова.
Правило орфографии
Если с тем, как определить окончание все ясно, то не стоит забывать о некоторых правилах орфографии.
В случае, если вопрос заканчивается на «о», в окончании пишем букву «е», а когда в конце вопроса стоит гласная «и», то в слове должна находиться «ы». Вопрос кончается на «у» – в окончании ставим «у» или «ю».
Далеко не всегда окончание будет находиться в конце слова. В некоторых случаях оно может заканчиваться постфиксом (или суффиксом) «ся»: круживший – кружившийся. Как и было сказано выше, окончание причастия не стоит определять по вопросу, стоящему в форме именительного падежа и мужского рода.
Примеры предложений
- Мужчина, приехавший на банкет на роскошной машине, привлек внимание всех присутствующих.
- Одноклассник, устроивший драку, будет вполне заслуженно нести наказание за содеянное, оставаясь после уроков.
- Сестре не хотелось идти на школьные занятия, поэтому она решила притвориться уставшей и больной.
- Наш учитель выглядел изрядно запыхавшимся, так как был вынужден бежать прямиком до кабинета директора.
В этой статье удалось узнать о правильном правописании гласных в окончании причастий, получив большое количество полезных знаний.
Окончания причастий: правописание
Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.
Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма
Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:
- Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
- Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи мужского рода единственного числа именительного падежа.
Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?
Падежные окончания причастий
окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе
нет чистящего средства, пятновыводящего раствора
к чистящему средству, пятновыводящему раствору
увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор
с чистящим средством, пятновыводящим раствором
о чистящем средстве, пятновыводящем растворе
окончания причастий в женском роде в ед. числе
нет отбеливающей пасты
к отбеливающей пасте
увидел отбеливающую пасту
с отбеливающей пастой
об отбеливающей пасте
окончания причастий во множеств. числе
нет дезинфицирующих средств
к дезинфицирующим средствам
увидел дезинфицирующие средства
с дезинфицирующими средствами
о дезинфицирующих средствах
Практическое задание № 1
Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:
- На пестреющ… лужайке.
- Опавш… листву.
Вопрос ставится к причастию от главного слова
Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.
предмет, испытывающий действие со стороны другого предмета
котом (что он сделал?) запрыгнул
из чашки (что с ней сделал?) опрокинул
Таким образом, получится следующее:
Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.
Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.
Практическое задание № 2
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В написанном учеником сочинении.
- Распиленную плотником доску.
- По ведущей в парк тропинке.
- Посаженных нами цветов.
- В проверенной учителем тетради.
- На плескавшуюся у берега волну.
- В построенном в деревне доме.
- На покрашенном зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий с площадки вертолёт.
- За летящим над лесом самолётом.
Практическое задание № 3
Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:
- В окно видно заросш… кустарником побережье реки.
Практическое задание № 4
Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:
- В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
- Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
- При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Практическое задание № 5
Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.
Ответы к практическим заданиям
- На пестреющей (какой?) лужайке.
- Опавшую (какую?) листву.
- О летающем (каком?) мотыльке.
- За отнятую (какую?) игрушку.
- К сидящей (к какой?) малышке.
- Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
- От растревоженного (какого?) улья.
- Народы (какие?), борющиеся за свободу.
- Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
- Плескавшуюся (какую?) волну.
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
- Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
- По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.
- В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
- В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
- Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
- В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
- Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
- При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.
Глаголы и причастия
Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:
- Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
- Собака лает – лающая собака.
- Мальчик стоит – стоящий мальчик.
- Грибы собрали – собранные грибы.
- Поле засеяли – засеянное поле.
- Рассказали историю – рассказанная история.
- Лёд растаял – растаявший лёд.
- Местность исследовали – исследованная местность.
- Вещи разбросали – разбросанные вещи.
- Детей обрадовали – обрадованные дети.
- Окна осветились – освещённые окна.
- Океан дремлет – дремлющий океан.
- Тропинки заросли – заросшие тропинки.
- Слова написали – написанные слова.
- Стоят столбы – столбы стоящие.
- Волны пенятся – пенящиеся волны.
- Предмет движется – движущийся предмет.
- Птиц потревожили – потревоженные птицы.
- Народ борется – борющийся народ.
- Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
- Канаву вырыли – вырытая канава.
Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.
В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:
Как просклонять причастие по падежам, родам и числам
Склонением называется способность определенных частей речи менять свою форму. Склонение причастий (далее – ПЧ) обусловлено тем, что, наряду с глагольными признаками, они наделены признаками прилагательных.
Изменяемые признаки причастия
К таковым относятся:
- Форма – она бывает полной (пройденный) и краткой (пройден);
- Род – их три: мужской (кипящий ключ), средний (кипящее молоко) и женский (кипящая лава);
- Падеж – отвечает на прямой вопрос – «какой(-ая/-ое/-ие)?» и на пять косвенных – «какого/-ому/-ого/-им/-ом?», соответствуя этим вопросам своими окончаниями: спортсменка (какая?) бегущая;
- Число – может быть в единственном (кипящий (-ое/-ая) и множественном (кипящие).
Всем набором изменяемых признаков обладают только полные ПЧ, краткие – не могут изменяться по падежам.
Сводная таблица падежных окончаний с примерами
О том, каким образом изменить форму, то есть просклонять разные причастия, известно из программы русского языка 7 класса. Результаты этого процесса можно увидеть в иллюстрации, размещенной ниже:
Окончания мужского рода по форме полностью совпадают с флексиями среднего – в род., дат., тв. и предл.; формы род., дат., тв. и предл. ж. р. – идентичны (совпадают); у причастий в падежах – И. и В.; Р. мн. ч. – они тоже одинаковы.
При склонении ПЧ, которые согласуются с неодушевленными именами существительными, словоформы в вин. и им. п. м. р. и мн. ч. – одни и те же: вижу улетающий самолет (В.) – улетающий самолет (И.), вижу разрисованные стены (В.) – разрисованные стены (И.).
ПЧ, относящиеся к одушевленным существительным, имеют одинаковые флексии в вин. и род. м. р., а также – мн. ч.: вижу поющего соловья (В.) – нет поющего соловья (Р.), вижу смеющихся детей (В.) – нет смеющихся детей (Р.).
Правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Известно, что ПЧ в контексте словосочетаний и предложений может осуществлять связь с другими словами: быть определяемым и определяющим словом, выполнять функции главных и второстепенных членов, меняя при этом свою форму. В косвенных падежах окончания, как правило, находятся в слабой позиции, но их можно проверить. Они совпадают с ударными гласными вопросов, заданных от определяемых слов к ПЧ.
Правописание безударных – «е/о», «и/ы» – зависит от конечного согласного основы слова: после мягких и шипящих пишутся гласные буквы «е» и «и», после твердых – «о» и «ы». Написание «е/о», «и/ы» полностью соответствует правилу, применяемому при склонении имен прилагательных.
источники:
https://fb.ru/article/264258/okonchaniya-prichastiy-pravopisanie
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/prichastie/kak-prosklonyat-prichastie-po-padezham-rodam-i-chislam.html