Как пишутся пояснительные записки образец

Пояснительная записка пример

На странице представлен образец документа «Пояснительная записка пример» с возможностью скачать его в формате doc.

Тип документа: Записка

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 26,5 кб

Пояснительная записка — это документ, который дает общие сведения о каком-либо отчете, проекте, выводе или заключении ревизионной комиссии. Пояснительная записка заполняется печатным шрифтом на листе форматом А4. Она может состоять из нескольких листов, которые обязательно нужно пронумеровать. Содержание данного пояснения напрямую зависит от документа, к которому она прилагается. Пояснительная записка обычно пишется тем структурным подразделением предприятия, которое имеет непосредственное отношение к отчету, выполненному проекту или проведенной проверке. Адресуется пояснительная записка непосредственно руководителю своего предприятия.

Как правильно составить пояснительную записку

Текст пояснительной записки должен быть написан деловым стилем, лаконично, четко и однозначно. Сама пояснительная записка должна делиться на разделы, пункты и подпункты.

Вступительная часть пояснительной записки должна содержать ссылку на документ, по которому будет предоставляться информация. Обязательно нужно указать, какой именно вопрос будет раскрыт, если их несколько, то нужно перечислить все.

После вступления идет основная часть пояснительной записки, в которой нужно понятно и четко изложить всю информацию, поясняющую суть документа. Текст пояснения должен быть структурирован и разделен на перечни и списки. Данную записку обычно пишет работник структурного подразделения, такого, например, как:

  • бухгалтерский отдел;
  • плановый отдел;
  • финансово-аналитический отдел;
  • отел логистики.

Главное — не забывать, что нужно понятно изложить специфику документа, который непосредственно имеет отношение к работе подразделения. Поэтому она должна быть конкретной и легко читаемой. При необходимости в тексте нужно сделать сравнительный анализ данных отчетного периода с предыдущими годами. Данный анализ поможет лучше проследить динамику развития предприятия, а пояснительная записка легче будет восприниматься.

В заключительной части записки нужно подвести итог, и обязательно сделать акцент на позитивные моменты описываемого документа.

Подписывает записку исполнитель подразделения, и вместе с исходным документом отдает на подпись руководителю.

Скачать образец документа

Скачать в .doc

Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.

Начало документа «Пояснительная записка пример»

Обратите внимание! Приведено лишь начало документа. Полную версию вы можете скачать по соответствующей ссылке.

Скачать в .doc

Сохраните этот документ сейчас. Пригодится.

Вы нашли то что искали?

* Нажимая на одну из этих кнопок, Вы помогаете формировать рейтинг полезности документов. Спасибо Вам!

Смежные документы

  • Записка: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Записка» по всему сайту
  • «Пояснительная записка пример».doc

Документы, которые также Вас могут заинтересовать:

  • Докладная записка
  • Аналитическая записка
  • Рабочая записка
  • Служебная записка
  • Докладная записка на сотрудника за оскорбление
  • Докладная записка о нарушении трудовой дисциплины
  • Докладная записка о невыполнении должностных обязанностей
  • Докладная записка о прогуле
  • Докладная записка об отсутствии работника на рабочем месте
  • Записка-расчет при увольнении

Управление проектами хорошо тем, что позволяет планировать, управлять и выполнять всю работу вашей команды. Зачастую полезно иметь эту информацию в доступном виде. Но иногда новые участники проекта или руководители хотят получить упрощённое представление о проекте. Тогда вам понадобится лаконичный способ рассказать об основных моментах проекта, не теряя внимания аудитории.

Лучше всего для этого подходят пояснительные записки. Если вы никогда не занимались их составлением, в этой статье найдётся всё необходимое для планирования, написания и представления их своей команде.

Что такое пояснительная записка?

Пояснительная записка — это обзор документа. Объём и содержание записки зависят от того, к какому документу она относится, но в целом она должна занимать не больше одной–двух страниц. В этом документе необходимо изложить всю информацию, которую должны знать ваши читатели и важные заинтересованные лица.

Планировать проекты с помощью Asana

Представьте себе это так: если бы заинтересованные лица на уровне руководства прочитали только вашу пояснительную записку, то получили бы они всю информацию, необходимую для достижения успеха? Если да, тогда ваша пояснительная записка выполнила свою задачу.

Пояснительные записки часто прилагаются к следующим документам:

  • экономическое обоснование;

  • Проектные предложения

  • исследовательская документация;

  • экологические экспертизы;

  • исследования рынка;

  • план проекта.

Обычно в пояснительной записке выделяют четыре части:

  1. Начните с проблемы или потребности, которую удовлетворяет данный документ.

  2. Опишите рекомендуемое решение.

  3. Объясните ценность этого решения.

  4. В заключение приведите обоснование важности вашей работы.

Что такое пояснительная записка в управлении проектами?

В управлении проектами пояснительная записка — это способ внести ясность для сотрудников из разных подразделений, руководства команды и заинтересованных лиц проекта. Считайте, что это краткая презентация проекта для членов команды, у которых нет времени или необходимости вникать во все его детали.

Читать о 15 примерах кратких презентаций на все случаи жизни

Основное отличие между пояснительной запиской в управлении проектами и более традиционным приложением к бизнес-плану заключается в том, что первая должна быть создана в начале проекта, а второе — после составления бизнес-плана. Например, чтобы написать пояснительную записку к экологической экспертизе, необходимо составить отчёт о результатах и выводах по окончании исследования. Но для составления пояснительной записки в целях управления проектами нужно рассказать о том, какие цели преследует проект и почему он важен.

К пояснительным запискам в целях управления проектами применяются те же самые четыре правила:

  1. Начните с проблемы или потребности, которую удовлетворяет проект. Зачем нужен этот проект? Какие идеи, отзывы клиентов, планы продуктов и т. п. лежат в его основе?

  2. Опишите рекомендуемое решение или задачи проекта. Каким образом этот проект может решить проблему, определённую вами в первой части? Каковы цели и задачи проекта?

  3. Объясните ценность этого решения. Что произойдёт по завершении проекта? Как это улучшит ситуацию и решит проблему, определённую в первой части?

  4. В заключении приведите обоснование важности этой работы. Это ещё одна возможность напомнить о важности проблемы и о том, почему ваш проект имеет право на жизнь. В этой части также можно напрямую обратиться к аудитории и рассказать о том, как ваше решение улучшит ситуацию и решит проблему. В конце приведите дальнейшие действия.

Если вы никогда раньше не занимались составлением пояснительных записок, вам может быть любопытно, как они связаны с другими элементами управления проектами. Вот несколько сравнений:

Пояснительная записка и план проекта

План проекта — это программа, описывающая ключевые задачи, которые решает проект для достижения поставленных целей. В плане проекта приводятся цели, показатели для оценки его успешности, заинтересованные лица и роли, бюджет, вехи и ожидаемые результаты, временные рамки и расписание, а также план обмена информацией.

Пояснительная записка — это краткое изложение наиболее значимой информации из плана проекта. Примите во внимание наиболее важные моменты, которые необходимо довести до сведения руководителей, чтобы ознакомить их с проектом без использования его плана. Это и есть ваша пояснительная записка.

Читать статью «Апробация концепции (РОС): как продемонстрировать осуществимость идеи»

Пояснительная записка и обзор проекта

Обзоры проектов и пояснительные записки часто имеют схожие элементы: в обоих документах приводится краткое изложение важной информации о проекте. Однако обзор проекта должен быть непосредственно связан с вашим проектом. Проект и его обзор должны быть взаимозависимы.

А вот пояснительную записку можно включить в проект с помощью средства управления проектами или сделать её самостоятельным документом.

Пояснительная записка и цели проекта

Во второй части пояснительной записки должны быть подробно расписаны цели проекта (опишите рекомендуемое решение или задачи проекта). В дополнение к целям проекта здесь следует привести обоснование ценности достижения указанных целей, а также предоставить информацию о пути выполнения поставленных задач.

Преимущества пояснительной записки

Вы можете спросить: а зачем моему проекту нужна пояснительная записка? Разве недостаточно плана проекта?

Как мы уже упоминали ранее, не у всех есть время или необходимость углубляться в детали вашего проекта, чтобы понять его цели и их значимость. Инструменты управления работами наподобие Asana позволяют собрать массу полезной информации о проекте, чтобы у вас с командой было чёткое понимание того, кто какую работу выполняет и к какому сроку. Пояснительная записка предназначена не столько для сотрудников, непосредственно занятых в проекте, сколько для заинтересованных лиц вне проекта, которым нужно общее представление о нём и его важности.

Эффективная пояснительная записка предлагает заинтересованным лицам общую картину проекта и его важные элементы без необходимости погружаться в детали. А если им понадобится дополнительная информация, они могут обратиться к плану проекта или просмотреть задачи, приведённые в вашем инструменте управления работами.

Как написать отличную пояснительную записку (с примерами)

Каждая пояснительная записка состоит из четырёх частей. Следуйте этому шаблону для написания отличной пояснительной записки. Когда её текст будет готов, перечитайте его и удостоверьтесь в том, что в нём приведена вся нужная информация, которую должны знать заинтересованные лица.

1. Начните с проблемы или потребности, которую нужно удовлетворить

В начале пояснительной записки объясните, в чём заключается важность этого документа (и проекта, который он представляет). Уделите время изложению сути проблемы, включая любые исследования или полученные вами отзывы клиентов. Расскажите, чем эта проблема важна и актуальна для ваших клиентов и почему её решение имеет значение.

Например, представьте, что вы работаете в компании-производителе часов. Ваш проект заключается в разработке более простых и дешёвых часов, которые останутся привлекательными для покупателей товаров класса люкс, но в то же время будут ориентированы на новую группу клиентов.

Пример пояснительной записки:

Последние исследования рынка 52% клиентов выразили потребность в более простой и дешёвой версии нашего продукта. В опросах клиентов, выбравших часы конкурентов, цена упоминается в 87% случаев. Чтобы наилучшим образом обслуживать наших существующих клиентов и выйти на новые рынки, нам необходимо разработать серию часов, которые мы сможем продавать по цене, соответствующей данному рынку.

2. Выделите рекомендуемое решение или цели проекта

Теперь, когда вы обрисовали проблему, объясните, в чём заключается предлагаемое решение. В отличие от аннотации или конспекта при описании решения следует пользоваться директивным слогом: постарайтесь убедить аудиторию в том, что оно является правильным. Это не столько раздел для мозгового штурма, сколько место для обоснования рекомендуемого решения.

Поскольку пояснительная записка составляется в начале проекта, не страшно, если в ней не будут приведены все ожидаемые результаты и основные вехи. Однако это ваш шанс описать в общих чертах то, что произойдёт в ходе проекта. Если вам нужна помощь в составлении обзора основных результатов и сроков проекта на более высоком уровне, подумайте о создании a дорожной карты проекта, прежде чем заниматься пояснительной запиской.

Продолжаем наш пример пояснительной записки:

Наша новая серия часов будет стоить на 20% дешевле, чем самый дешёвый текущий вариант. При этом предусмотрена возможность удешевления на 40% и более в зависимости от материалов и механизма. Чтобы добиться таких цен, мы будем:

  • предлагать часы в новом исполнении, включая силикон и дерево;

  • использовать высококачественные кварцевые модули вместо наших механизмов;

  • представить возможность выбора дизайна браслета с упором на гибкость, а не на традиционную роскошь.

Обратите внимание, что каждые часы по-прежнему будут проходить строгий контроль качества, чтобы сохранить скорость и точность мирового класса, присущие нашим текущим предложениям.

3. Объясните ценность этого решения

В этом разделе вы более подробно рассказываете о том, как предлагаемое решение повлияет на проблему, обозначенную в самом начале, и улучшит ситуацию. Каких результатов вы ожидаете (при их наличии)? В сюда следует включить всю необходимую финансовую информацию, риски проекта и потенциальные выгоды. Также нужно соотнести этот проект с целями и ключевыми результатами вашей компании. Как эта работа связана со стоящими перед ней задачами?

Продолжаем наш пример пояснительной записки:

С новыми предложениями, которые на 20–40% дешевле, чем самый дешёвый из наших текущих вариантов, мы ожидаем, что сможем выйти на рынок часов для повседневного использования, поддерживая при этом наш бренд класса люкс. Это поможет нам достичь цели номер 3 «Расширение бренда» на 22 финансовый год. Эти новые предложения могут принести до 3 млн $ дополнительной прибыли за год, что поможет нам достичь цели номер 1 «7 млн $ прибыли за год» на 22 финансовый год.

Проведённые ранее исследования рынка показали, что более дешёвые варианты не повлияют на ценность или престиж бренда класса люкс, хотя это риск, который необходимо учитывать при разработке. Чтобы снизить его, команда маркетинга продукта начнёт работать над стратегией его вывода на рынок за шесть месяцев до запуска.

4. В заключение приведите обоснование важности этой работы

Теперь, когда вы поделились всей важной информацией с заинтересованными лицами, настала очередь заключительного раздела — это ваш шанс помочь аудитории понять влияние и важность этой работы для организации. Что именно нужно вынести из вашей пояснительной записки?

В заключение нашего примера пояснительной записки:

Более дешёвые и разнообразные предложения не только позволят нам выйти на новый рынок, но и расширят наш бренд в положительном смысле. Благодаря вниманию к этим новым предложениям, а также ожидаемому спросу на более дешёвые часы, мы рассчитываем увеличивать рыночную долю на 2% ежегодно. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашей стратегией выхода на рынок и документацией по обратной связи с клиентами.

Пример пояснительной записки

Вот так может выглядеть ваша пояснительная записка с учётом всего вышеизложенного:

Пример пояснительной записки в Asana

Планировать проекты с помощью Asana

Распространённые ошибки, которые совершаются при написании пояснительных записок

Вы не станете профессионалом в написании пояснительных записок в одночасье — и это нормально. Поначалу используйте в качестве руководства шаблон из четырёх частей, представленный в этой статье. Затем, по мере оттачивания своих навыков составления пояснительных записок, примите во внимание несколько распространённых подводных камней, которых следует избегать:

Избегайте жаргонизмов

Ваша пояснительная записка — это документ, который должны быть в состоянии прочитать и понять все, начиная от участников проекта и заканчивая заинтересованными руководителями. Помните, что вы гораздо ближе к повседневной работе и индивидуальным задачам, чем руководство компании, поэтому прочитайте пояснительную записку ещё раз, чтобы очистить её от ненужного жаргона. Там, где это возможно, объясните жаргонный термин или вообще опустите его.

Помните: это не полноценный отчёт

Ваша пояснительная записка — это всего лишь резюме. Если вы обнаружите, что вдаётесь в подробности конкретных задач, сроков исполнения и вложений, попробуйте сделать шаг назад и спросить себя, есть ли место этой информации в вашей пояснительной записке. Некоторые детали важны — вам всё-таки нужно, чтобы записка призывала к действию и увлекала. Но имейте в виду, что весь объём информации по вашему проекту будет отражён в инструменте управления работами, а не в пояснительной записке.

Ваша пояснительная записка должна выдерживать проверку на самостоятельность

Вы знаете этот проект вдоль и поперёк, а заинтересованные лица — нет. Написав пояснительную записку, перечитайте её и убедитесь в её самостоятельности как документа. Есть ли контекст, который необходим заинтересованным лицам для её понимания? Если да, включите его в пояснительную записку или рассмотрите возможность ссылки на него в качестве дополнительной информации.

Всегда проверяйте орфографию и пунктуацию

Ваша пояснительная записка — это живой документ, и если вы допустили опечатку, её всегда можно исправить. Однако никогда не повредит провести проверку орфографии и пунктуации или переслать записку одному из своих коллег, чтобы он посмотрел на неё «незамыленный взглядом».

Что в итоге? Пояснительная записка необходима

Пояснительная записка — это отличный способ ввести всех в курс дела и рассказать о вашем проекте. Если у него много заинтересованных лиц, которым нужно быстро понять, какую проблему решает проект и почему это важно, пояснительная записка — это идеальный вариант предоставления необходимой информации.

Дополнительные советы о том, как соединить свою стратегию высокого уровня и планы с повседневной работой, приводятся в нашей статье о стратегическом планировании.

Попробовать Asana бесплатно

Как правильно оформить пояснительную записку?

  • Что такое пояснительная записка?
  • Общие требования оформления
  • Образец заполнения пояснительный записки
    • В налоговую службу
    • К бухгалтерскому балансу
    • К дипломному проекту
  • Скачать образец документа
    • Пример пояснительной записки
    • Образец пояснительной записки к годовому бухгалтерскому балансу

Пояснительная записка является документом, включающим обобщенные сведения о бухгалтерской документации, исследовательском проекте, документах для налоговой. Текст записки является информационным и пишется он в деловом стиле. Подобный документ становится приложением к отчету, либо научной работе. Обычно в него включаются сведения о назначении работы, ее актуальности.

Что такое пояснительная записка?

Деловые бумаги играют в нашей жизни не последнюю роль. И любой сотрудник, студент или научный работник рано или поздно сталкивается с необходимостью написания пояснительной записки. Предусмотрена такая записка для разных случаев, она представляет собой документ, сопровождающий дипломную работу, а также другой научный труд, бухгалтерский отчет или документ для налоговой. Само содержание пояснительной записки определяется тем, к какому документу или научной работе она прилагается.

Документ отличается сдержанным и четким стилем, в нем используются стандартные выражения, профессиональные термины, личные местоимения исключены. В записке такого рода не дается никакой оценки повествованию.

Если мы говорим о бухгалтерской отчетности, в документе описывается:

  • Деятельность компании;
  • Доходы или расходы;
  • База нематериального характера и материального;
  • Задолженности и т.п.

Пояснительная записка, созданная для научного труда, отражает цель создания труда, его значимость и актуальность. Для технического проекта обязательно указывается область использования и технические параметры, а также данные о предназначении системы или объекта.

Такой документ изначально создавался для того, чтобы пояснять содержание других бумаг. В учебных заведениях при сдаче дипломной работы студенты всегда прикрепляли пояснительную записку, чтобы пояснить включенные в нее сведения. С такой запиской комиссии легче понять суть сложных моментов. Документ является дополнением к основной части чего-либо, тезисным описанием. Содержание записки определено типом документа, к которому ее следует приложить.

Общие требования оформления

Требования к заполнению пояснительной записки

В любом ведомстве и организации обычно есть свои образцы оформления пояснения. В заведениях образовательного плана есть методички с требованиями к форме, а также тексту записки. Действующие акты нормативного характера отражают лишь общие моменты. Большая часть сведений носит характер рекомендаций, некоторые сведения являются обязательными.

Содержание записки всегда подразделяется по смыслу на структурные компоненты, которые подчиняются друг другу. Они включают разделы, перечни, списки, приложения, сноски, а также пункты или подпункты.

Стиль обязательно приводится в соответствие с принципами общения в деловой сфере. Повествование не терпит излишеств, оно ведется лаконично, очень кратко и понятно. Если в тексте есть какие-то специальные термины, либо сокращения, они непременно должны отражать принятые в отрасли стандарты.

Иногда могут потребоваться приложения к записке. Они включают ссылки, которые присутствуют в документе, графики или формулы. Необходимо отдельно оформить список литературы, методы расчетов и их обоснования. Среди требований к пояснительной записке стоит выделить:

  • Точность использования наименований или терминов;
  • Отсутствие употребления местоимений и собирательных имен существительных (например, граждане);
  • Предложения строятся по стереотипу;
  • Используются стандартные обороты.

Документ может быть составлен от руки или на специальном бланке. Пояснение включает:

  • Титульный лист;
  • Непосредственно введение и аннотацию;
  • Возможные сокращения;
  • Содержание и выводы;
  • Приложение и библиографию.

Оформление документа стандартное. Очень важно пронумеровать страницы и включить выводы после каждого пункта раздела. Различия в пояснении касаются сферы использования записки.

Популярные вопросы по статье

✅ Что такое пояснительная записка?

Пояснительная записка — это документ, сопровождающий дипломную работу, а также другой научный труд, бухгалтерский отчет или документ для налоговой.

✅ Какие требования к оформлению пояснительной записки?

Оформление документа стандартное, которое соответствует деловой сфере. Важно пронумеровать страницы, добавить выводы. Составляется от руки или на специальном бланке. 

✅ Какие нюансы важно учитывать при написании пояснительной записки в налоговую?

Важно описать экономическую деятельность компании, ее доход, задолженности и прочее. Может понадобиться объяснение некоторых расхождений в учете, а также обоснование таких расхождений. 

✅ Какую информацию включает пояснительная записка для бухгалтерской отчетности?

Пояснительная записка для бухгалтерской отчетности включает в себя информацию:

  • Об организации или предприятии;
  • О расходах, финансовом положении, имущественной структуре;
  • Анализ ликвидности компании и эффективность ее работы;
  • Данные за прошлые годы, а также кварталы;
  • О том, как ведется хозяйственная работа.

✅ Какие есть нюансы при составлении пояснительной записки к дипломному проекту?

Пояснительная записка к дипломному проекту раскрывает его содержание. Важно помнить, что записка будет изучаться членами комиссии, поэтому должна быть оформлена грамотно. 

Образец заполнения пояснительный записки

Образец заполнения пояснительный записки

Все те сотрудники, которые работают с документами или занимаются разработкой проектов, должны знать, как пишется пояснительная записка. Это касается юристов и экономистов, студентов, ученых и служащих. Содержание пояснительной записки во многом определяется целями создания.

Если вы пишете бухгалтерскую записку в налоговую, то важно описать экономическую деятельность компании, ее доход, задолженности и прочее. Может понадобиться объяснение некоторых расхождений в учете, а также обоснование таких расхождений. В каждой структуре приняты свои образцы оформления документа. Очень часто в пояснительной записке к курсовой или дипломной работе появляются обозначения используемых сокращений, упомянутых в тексте.

Необходимо следить за тем, чтобы соблюден был официальный стиль, присущий деловым бумагам. Информация не должна подразумевать нескольких толкований.

Используемая терминология должна соответствовать существующим стандартам. Допустимо наличие приложений к записке. В них нередко отражены сведения о графических изображениях, которые были включены в саму записку. Подобные документы служат пояснением. Приложение включает расчеты, перечень документов, использованных при составлении. Содержание пояснительной записки не закреплено в нормативных документах, но используемый формат соответствует определенным требованиям.

В налоговую службу

Пояснительная записка в налоговую пишется исключительно по прямому требованию с ее стороны. Налоговая инспекция вправе потребовать у бухгалтерии компании составить пояснение по убыткам, отраженным в налоговом отчете. Работники бухгалтерии указывают в налоговом документе:

  • Название отдела налоговой службы, куда отправляется записка;
  • ИНН компании;
  • Реквизиты того письма, которое предполагает ответ в виде записки;
  • Необходимые данные по документу, вызвавшему наибольшие вопросы;
  • Уровень доходов, а также расходов компании, показатели ее баланса;
  • Убытки и траты на определенную дату;
  • Данные о расхождениях налогового и бухгалтерского отчета, если они есть.

Налоговая инспекция может попросить составить записку, если обнаружены различные нарушения, а также ошибки или другие обстоятельства, которые вызывают вопросы. Составление налогового документа необходимо, если:

  • В налоговой декларации найдены были ошибки;
  • В документах фигурируют противоречивые сведения;
  • Была подана декларация уточняющего типа, которая подразумевает уменьшение налога по сравнению с первоначальной суммой;
  • У плательщика налогов отразился убыток за отчетный период и он имеет внушительный размер;
  • С убытком компания работает не первый отчетный период, а несколько подряд.

Налоговый документ необходимо отправить по требованию в кратчайшие сроки. На это дается 5 дней. Несколько лет назад в законодательстве произошли некоторые изменения. Компания уведомляет службу о том, что она получила запрос. Если по требованию налоговый документ не предоставили, предусмотрены штрафные санкции. Может быть проведена выездная проверка, поэтому запрос не стоит игнорировать. Налоговый документ составляется на имя руководителя инспекции.

Форма подачи чаще всего будет произвольная. По определенным видам пояснений предусмотрена специальная форма, но она носит исключительно рекомендательный характер.

При составлении пояснения опирайтесь на суть запроса. Он может содержать узкое требование или просьбу предоставить общую информацию. В заключении нужно написать, какие меры будут приняты для того, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Часто возникают вопросы относительно заработной платы работников и ее размера. Вопросы появляются относительно работников, оформленных на полставки. В данном случае сослаться надо на объем работы, штатное расписание. Инспекторы могут затребовать информацию о контрагентах и обо всех операциях, проведенных с ними. Ответ оформляется в соответствии с той информацией, которая была запрошена.

Если у компании большие убытки, то инспекция относит ее в категорию проблемных. Инспектору может показаться, что в компании намеренно занижают прибыль. Поэтому в пояснении требуется указать факторы, которые привели к возникновению убытков. Речь может идти об изменении курса валюты, о форс-мажорных обстоятельствах. В качестве доказательств прилагается налоговый документ, подтверждающий ваши слова.

К бухгалтерскому балансу

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу

Подобная записка для бухгалтерской отчетности считается одной из наиболее распространенных. Она включает в себя определенную информацию:

  • О конкретной организации или предприятии;
  • О расходах, финансовом положении, имущественной структуре;
  • Анализ ликвидности компании и эффективность ее работы;
  • Данные за прошлые годы, а также кварталы;
  • О том, как ведется хозяйственная работа.

Если налоговая инспекция запросит пояснительную записку, а вы забудете ее сделать, вам грозят санкции. По приказу Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н работник бухгалтерии пишет подробный отчет об убытках и прибыли, он сопровождается пояснительной запиской.

Пояснения к подобным налоговым отчетам должны отражать сведения, которые касаются политики компании. Они позволяют оценить ее финансовое состояние. В пояснении бухгалтер непременно указывает о наличии за отчетный период:

  • Главных средств компании;
  • Активов, относящихся к нематериальным;
  • Прибыли или возможных затрат;
  • Вложений финансов;
  • Акций, если они были выпущены;
  • Задолженности.

Оформляется пояснительная записка как налоговый документ, позволяющий оценить функционирование компании.

К дипломному проекту

Пояснительная записка к дипломному проекту

Надо сказать, что каждая студенческая работа непременно должна сопровождаться пояснительным документом, особенно, когда речь идет о дипломе по технической специальности. Обычно любое учебное заведение располагает своими образцами таких записок, которые всегда содержат:

  • Титульный лист с именем автора и названием работы;
  • Задание от руководителя;
  • Аннотацию, в которой кратко изложены разделы дипломной работы;
  • Постраничную разметку и оглавление;
  • Обозначения или сокращения приводятся списком;
  • Краткое обзорное введение;
  • Заключение, содержащие выводы по проделанной работе;
  • Источники, которые принимались во внимание при написании диплома;
  • Дополнительные приложения с графиками и другими материалами.

Важно помнить о том, что записка будет изучаться членами комиссии. Она должна быть составлена аккуратно и оформлена грамотно. Есть определенные требования и стандарты, касающиеся структурирования пояснения. Порядок оформления будет следующим:

  1. Для начала необходимо написать план пояснительной записки, где будут строго прописаны все пункты. Сначала оформляется титульный лист, затем следует аннотация. Не забудьте про оглавление и введение. Лишь после этого будет размещен основной текст, разбитый по главам. В конце дается заключение и список литературы, которая использовалась в работе. Приложения к записке должны размещаться после списка литературы. Непременно пронумеруйте их.
  2. Перед написанием чистового варианта следует набросать черновик. Он основан на принципах, которые были во главе всей дипломной работы. Создайте анализ трудов, которые были использованы в работе. В заключении предоставьте результат работы.
  3. Документ начинается с разъяснений, по какой причине вы выбрали именно данную тему, почему она для вас ценна.

Помните, что пояснительная записка раскрывает содержание проекта. Составляется она исключительно в письменном виде. Чтобы создать хорошую пояснительную записку, нужно уделить внимание каждому ее пункту.

Скачать образец документа

Для вашего удобства представлены образцы подобного документа.

Что такое пояснительная записка, правила ее написания

Как написать пояснительную записку (образец, примеры содержания)?

Пояснительная записка — это документ, позволяющий получить общие сведения об исследовательском проекте, бухгалтерской, налоговой и прочей документации.

Содержание пояснительной записки зависит от документа, к которому она прилагается.

Начнем с общих правил написания, а затем, расскажем о специальных требованиях для специальных случаев.

Законодательство не содержит жестких требований к написанию пояснительных записок, но это не значит, что нужно игнорировать общие правила работы с деловыми документами.

Пояснительная записка всегда составляется в письменной форме, но обычно печатается на стандартном листе формата А4. Документ может включать в себя несколько страниц, которые переплетаются прозрачной обложкой. Страницы записки нумеруются: нумерация начинается с титульного листа (но на нем не проставляется), номер указывается по центру нижнего поля каждой страницы.

Текстовое содержание пояснительной записки делится на ряд структурных элементов, в число которых входят разделы, подразделы, пункты, подпункты и перечни.

При написании пояснительной записки важно следить за соблюдением официально-делового стиля повествования. Необходимо, чтобы информация в документе излагалась однозначно, кратко, четко и лаконично.

Использованная в тексте терминология и аббревиатура должны строго соответствовать установленным стандартам.

Допускается оформление приложений к пояснительной записке. Обычно в приложения выносят сведения о содержащихся в пояснительной записке таблицах, схемах, чертежах и графиках. Также приложение может содержать обоснования, методики, расчеты и список дополнительных бумаг, использованных при разработке документа.

Пояснительная записка к дипломному проекту. Оформление по ГОСТу

Учебные учреждения обычно издают свои методические рекомендации по написанию дипломов и пояснительных записок к ним, поэтому учащиеся могут также найти пример пояснительной записки и иную справочную информацию по этому поводу в библиотеке образовательной организации.

Типовая пояснительная записка к дипломной работе имеет следующую структуру:

  • титульный лист, где зафиксированы основные сведения о наименовании проекта и его исполнителе;
  • задание, которое исполнитель получает от научного руководителя;
  • аннотация с кратким изложением разделов исследовательской работы;
  • оглавление с постраничной разметкой;
  • перечень обозначений и сокращений;
  • введение, где исполнитель работы приводит краткий обзор рассматриваемого вопроса;
  • основная часть работы с анализом ключевых понятий;
  • заключение с выводами по исследованию;
  • список использованных источников;
  • приложения, где содержатся таблицы, чертежи, графики или схемы.

Что должно быть написано в рецензии на дипломную работу, читайте в отдельной статье.

Пояснительная записка в налоговую службу

В ряде случаев налогоплательщикам требуется составлять пояснительные записки к документации по налоговой отчетности.

К примеру, налоговые органы могут потребовать ответственных сотрудников юридического лица составить записку об убытках в налоговой отчетности.

В такой пояснительной записке сотрудник должен будет указать:

  • наименование подразделения налоговой службы, в которое адресована записка;
  • ИНН юридического лица;
  • реквизиты требования, ставшего основанием для составления записки;
  • реквизиты документа, по которому предоставляются пояснения;
  • показатели расходов и доходов организации;
  • убытки и затраты;
  • сведения о расхождениях между бухгалтерским и налоговым учетом.

Как ИП сдать отчетность через интернет, мы рассказывали в статье.

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу

В соответствии с приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, сотрудники бухгалтерии составляют бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках с пояснительной запиской для сдачи бухгалтерской отчетности.

Подробнее о пояснительной записке к балансу мы писали в статье

Пояснения к отчетным документам должны полностью раскрывать все сведения, касающиеся политики организации, необходимые для оценки ее финансового положения и результатов деятельности.

В пояснительной записке бухгалтер фиксирует сведения о наличии в течение отчетного периода:

  • нематериальных активов;
  • основных средств;
  • финансовых вложений;
  • выпущенных акций;
  • затрат и прибыли;
  • дебиторской и кредиторской задолженности.

Таким образом, каждая пояснительная записка (к дипломному проекту, в налоговую службу, к бухгалтерскому балансу) имеет свою специфику в зависимости от ее получателя и цели составления.

Бланк пояснительной записки к бухгалтерскому балансу

Бланк пояснительной записки к бухгалтерскому балансу

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Пояснительные записки».

Если вы пишете курсач впервые, у вас обязательно возникнет вопрос: как сделать пояснительную записку к курсовой работе? Поговорим об этом в сегодняшней статье.

Больше полезных материалов для учебы всегда найдется на нашем телеграм-канале. А если вы ищете скидку на заказ, заходите на специальный канал с акциями и бонусами для клиентов.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Пояснительная записка к курсовой работе: что это

Пояснительная записка к курсовой работе – это документ с последовательным и логичным изложением сведений о проделанном в ходе работы исследовании.

Бывает, что курсовая работа состоит только из пояснительной записки (актуально в основном для гуманитарных специальностей). Студенты технических специальностей пишут расчетно-пояснительную записку к курсовому проекту. Финалом всего вашего обучения будет пояснительная записка к диплому.

Часто в довесок к пояснительной записке идут приложения, чертежи, программы и прочие сопутствующие материалы курсовой. В любом случае, пояснительная записка – важнейший документ, без правильной подготовки которого вам не защитить курсовую. 

Для чего нужна пояснительная записка к курсовому проекту

Записка к курсовой нужна, чтобы получить доступ к защите. Пролистав записку, преподаватель может быстро составить представление о работе: как студент провел исследование, насколько глубоко изучена тема и готова ли работа к защите вообще. Ну а сам студент, в процессе написания пояснительной записки, учиться работать с информацией, структурировать её и выделять главное.

К счастью, сделать пояснительную записку к курсовому проекту не так и сложно, главное следовать нескольким простым правилам. Давайте разберемся, каким.

Записка к курсовому проекту: структура

Если вы еще не знаете, как делать пояснительную записку к курсовому проекту, читайте и запоминайте! Первым делом уточним содержание пояснительной записки к курсовой работе. В записке к курсовой обязательно должны быть:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание (оглавление).
  3. Введение.
  4. Основная часть (как правило,  минимум две главы).
  5. Заключение.
  6. Список использованной литературы.

Существуют общие правила оформления курсовых записок, утвержденные ГОСТом. Тем не менее не поленитесь спросить на кафедре методичку!

Расскажем подробнее о каждом пункте.

Титульный лист

Здесь указываются тема курсовой работы, сведения об учебном заведении, ФИО студента и научного руководителя, город, год. Пример титульного листа для курсовой работы можно посмотреть здесь.

Содержание

В этом пункте списком укажите, что есть в куровой работе: названия глав и разделов с соответствующими номерами страниц. В нашей отдельной статье уже собраны практические рекомендации к написанию содержания курсовой работы. 

Кстати, чтобы облегчить себе жизнь, можете сделать автооглавление в ворде. 

Введение

Введение занимает примерно 1,5 страницы. Здесь обязательно нужно не забыть указать цель и задачи работы, ее актуальность, предмет и объект исследования. Пример хорошо написанного введения к курсовой можно посмотреть здесь

Основная часть

Как правило, она содержит две главы: теоретическую и практическую. В конце каждой главы или подглавы обязательно должен быть вывод.

Здесь вы можете скачать пример основной части курсовой работы со ссылками на литературу.

Заключение

Чтобы написать хорошее заключение к работе, посмотрите на введение. Были ли достигнуты цели исследования, какие выводы можно сделать исходя из результатов? Вообще делать грамотные выводы в курсовой – очень важно, ведь именно на них преподавательно будет обращать внимание при проверке работы.

Список литературы

Этот раздел – настоящая головная боль студентов, а его составление – настоящее искусство. Все источники должны быть пронумерованы и идти по порядку. А еще, очень важно не забывать про ссылки и сноски на используемую литературу в тексте курсовой.

Здесь много нюансов, читайте подробный гайд по оформлению списка литературы и сносок в наших отдельных статьх.

Кстати, в некоторых курсовых при оформлении пояснительной записки вам может понадобиться рамка. Читайте в нашей отдельной статье, как сделать ее в ворде.

Оформление пояснительной записки к курсовому проекту

При оформлении записки к курсовой, даже если у вас нет под рукой четких рекомендаций, обязательно соблюдайте следующие правила:

  1. Шрифт: Times New Roman, 12 или 14 кегль.
  2. Межстрочный интервал: 1,5.
  3. Выравнивание текста: по ширине.
  4. Объем пояснительной записки: от 30 листов.
  5. Нумерация страниц: сквозная, арабскими цифрами. На титульном листе, оглавлении и аннотации номера страниц не проставляются!

Также обратите внимание на поля страницы:

  • сверху — 2 см;
  • снизу — 2 см;
  • слева — 3 см;
  • справа -1 см.

Пояснительную записку можно писать и от руки на листах формата А4. В таком случае никто точно не сможет сказать, что у вашей работы низкая уникальность в системе антиплагиат.

Пример пояснительной записки к курсовой работе

Иногда гораздо проще увидеть всё своими глазами. Вот образец пояснительной записки к курсовому проекту, который вы можете скачать и использовать как шаблон при подготовке своего оригинального проекта.

Хорошая пояснительная записка: самая важная часть курсовой. Но не забывайте и о вспомогательных материалах. Для успешной защиты вам обязательно понадобятся также презентация и речь. 

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Есть проблемы или вопросы с подготовкой пояснительной записки? Обращайтесь за ответами к специалистам профессионального сервиса для учащихся в любое время. Мы готовы помочь!

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу — это сопроводительный документ, который в произвольной форме описывает финансовую ситуацию в организации. Не является обязательной, но помогает сделать годовую отчетность более полной и понятной. 

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено обязательное предоставление такой формы, как пояснительная записка к балансу в составе годовой отчетности. Но на практике обойтись без нее сложно. Никаких особых требований к этому документу не предъявляется, но составить его желательно без ошибок. При несоответствии данных с указанными в самом отчете у налоговой службы возникнут обоснованные вопросы. Давайте посмотрим, кто, когда, зачем и в какой форме составляет пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Пояснения и записка — не одно и то же

Пояснительная записка не заменяет собой пояснения к балансу. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» указано, что:

Пояснения — это расшифровка статей бухгалтерского баланса, а также уточнение отдельных отчетных форм:

  • отчета об изменениях капитала;
  • отчета о движении денежных средств;
  • других отчетных форм и приложений в составе бухгалтерской отчетности.

Ответ на вопрос, что такое пояснительная записка, — это произвольная расшифровка всей финансовой ситуации в хозяйствующем субъекте. В ней содержатся как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам баланса и отчета о финансовых результатах.

В статье 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 и п. 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н указано, что этот документ входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. А п. 28 ПБУ 4/99 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты обязаны оформить пояснения к балансу и форме № 2 в виде отдельных отчетных форм и общей записки. Из этого следует, что сдавать с балансом пояснительную записку необходимо всем организациям.

Исключением из общего правила являются представители малого бизнеса, которые вправе составлять и сдавать бухгалтерские отчеты в упрощенном виде. Они обязательно предоставляют в ИФНС всего две обязательных формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Расшифровывать значения и описывать свое финансовое положение в пояснительной записке им не обязательно. Но если возникнет такое желание, составить отдельную записку не возбраняется.

Кому и для чего нужна пояснительная записка к годовому отчету за 2021 год

Пояснительная записка к балансу необходима всем пользователям финансовой отчетности для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ включают, исходя из конкретных пожеланий, например совета директоров, и из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года.

Какую информацию указывают

Законодательные требования к содержанию этого документа отсутствуют. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет, какую информацию пояснительная записка должна раскрывать и полноту данных в ней, и то, в каком виде их удобнее предоставить:

  • простого текста;
  • диаграмм;
  • таблиц;
  • схем;
  • графиков.

Существует общий план этого документа. Наиболее полная записка обычно содержит:

  • общие данные организации (адрес, среднегодовая численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т. д.);
  • общие данные о применяемой учетной политике;
  • анализ текущих финансовых показателей деятельности организации;
  • текстовые и табличные пояснения.

Чтобы у проверяющих возникало меньше вопросов, в документе следует обязательно указать хотя бы краткую информацию о методах учета. Особенно это касается таких сфер:

  • оценка товаров, производственных запасов и готовой продукции;
  • оценка незавершенного производства;
  • амортизация основных средств;
  • признание выручки от реализации.

Как правильно написать пояснительную записку к годовой отчетности

Если в учетную политику были внесены изменения, об этом обязательно указывают с обоснованием причин и необходимости поправок. Обязательно должна присутствовать оценка результата изменений в денежном выражении — величина, на которую изменилась оценка статей финансовой отчетности в связи со сменой способа бухгалтерского учета. Если в планах на текущий год есть действия, влияющие на факты хозяйственной деятельности или ее непрерывность, например, предстоящая ликвидация организации, то об этом обязательно информируют контролирующие органы.

В виде таблиц желательно привести расшифровки строк баланса и формы 2, в частности:

  • данные об изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
  • о составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
  • оценочные резервы юридического лица;
  • изменения в структуре и объеме нематериальных активов и основных средств;
  • данные об арендованном имуществе;
  • сведения о финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • состав затрат на производство и прочих расходов;
  • объемы реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности организации и рынкам сбыта;
  • данные об обеспечении обязательств организации;
  • все чрезвычайные факты хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде и их последствия.

Кроме сухих фактов и цифр, в пояснительной записке приветствуется анализ финансовых показателей организации. Такая информация, в первую очередь, интересует учредителей, акционеров и инвесторов, но и налоговым специалистам эти данные расскажут о многом. В частности, информация о деловой активности организации и ее положении на рынке пойдет на пользу при обращении за вычетами по НДС или при открытии внешнеэкономической деятельности.

Особое внимание при составлении документа с пояснениями необходимо уделить информации об аффилированных лицах. Эти данные желательно оформить отдельным разделом, как того требует пункт 14 ПБУ 11/2008. По закону, необходимо раскрывать информацию не только об учредителях самой организации, но и о связанных с ними лицах, поэтому, если в составе учредителей есть юридическое лицо, необходимо указать его участников или акционеров. Кроме того, указывают информацию о совершенных в отчетном периоде операциях со связанными сторонами, а также, независимо от совершения операций, по тем юрлицам и гражданам, которые признаются аффилированными.

Образец пояснительной записки

Рассмотрим образец пояснительной записки к бухгалтерскому балансу в 2022 году для условной компании ООО «PPT.ru», которая работает с 2005 года, занимается производством и реализацией молочной продукции. Ее главный бухгалтер составил этот документ следующим образом:

Пояснения к бухгалтерскому балансу ООО «PPT.ru» за 2021 год

1. Общие сведения

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «PPT.ru» зарегистрировано ИФНС № 1 по г. Санкт-Петербургу 29.03.2005. Свидетельство о госрегистрации № 000000000, ИНН 1111111111111111, КПП 22222222222, юридический адрес: г. Санкт-Петербург, проспект Замечательный, 1.

Бухгалтерский баланс организации сформирован в соответствии с действующими в Российской Федерации правилами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности:

  1. Уставный капитал организации: 5 000 000 (пять миллионов) рублей, оплачен полностью.
  2. Количество учредителей: два физических лица О. М. Курочкин и П.П. Петров и одно юридическое лицо ООО «Молоко».
  3. Основной вид деятельности: переработка молока ОКВЭД 15.51.
  4. Численность сотрудников по состоянию на 31.123.2020 составила 165 человек.
  5. Филиалы, представительства и обособленные подразделения отсутствуют.

2. Основные положения учетной политики

Учетная политика ООО «PPT.ru» утверждена приказом директора Петрова П.П. от 25.12.2019 № 289. Применяется линейный метод амортизации. Оценка материально-производственных запасов и готовой продукции осуществляется по фактической себестоимости. Финансовый результат от продажи продукции, работ, услуг, товаров определяется по отгрузке.

3. Информация об аффилированных лицах

Петров Порфирий Петрович — учредитель, 50% доли собственности в УК, занимает должность генерального директора.

Курочкин Олег Михайлович — учредитель, 30% доли собственности в УК.

ООО «Молоко» — учредитель, 20% доли собственности в УК, российская организация (учредители В.П. Петров и Ю.К. Сидоров).

В отчетном периоде со связанными сторонами были совершены такие финансовые операции:

  • 12.03.2021 общим собранием учредителей ООО «PPT.ru» была рассмотрена и утверждена финансовая отчетность организации за 2020 год. Собрание постановило выплатить по итогам 2020 года прибыль в размере 3 252 000 рублей учредителям, исходя из их доли в уставном капитале. Выплата (с учетом удержания НДФЛ по двум физлицам) была произведена 01.04.2021;
  • 25.05.2021 ООО «PPT.ru» заключило с учредителем ООО «Молоко» Ю.К. Сидоровым договор о приобретении нежилого помещения стоимостью 5 102 000 рублей. Стоимость сделки обусловлена проведением независимой оценки стоимости объекта недвижимости. Расчеты по договору были произведены в полном объеме 06.06.2021, подписан акт приема-передачи недвижимости.

4. Основные показатели деятельности организации

В отчетном году выручка составила:

  • по основному виду деятельности «производство и реализация молочной продукции» — 385 420 020 рублей;
  • по прочим видам деятельности — 650 580 рублей;
  • прочие доходы — 170 800 рублей (реализация ОС).

Затраты на производство и реализацию продукции:

  • приобретение основных средств — 1 410 500 рублей;
  • амортизация ОС — 45 230 рублей;
  • приобретение сырья — 110 452 880 рублей;
  • фонд оплаты труда — 137 580 040 рублей;
  • командировочные расходы — 238 300 рублей;
  • аренда помещений — 8 478 190 рублей;
  • прочие расходы — 532 458 рублей.

5. Расшифровка статей бухгалтерского баланса на 31.12.2021 (на примере кредиторской задолженности)

Наличие и движение дебиторской задолженности

Показатель Период На начало года Изменения за период На конец года
Учтенная по договорам Резерв сомнительных долгов Поступило Выбыло Остаток
В тысячах рублей с десятичным знаком По договорам (сделкам) Штрафы, пени, неустойки Погашено Списано на фин. результат Списано на резерв сомнительных долгов Текущая Просроченная

Всего краткосрочная
дебиторская задолженность, в том числе:

2021 г. 25 489,3 (200,0) 15 632,7 300,4 (25 023,2) (102,1) (48,9) 15 726,1 522,1
покупателей 20 409,0 (200,0) 10 015,5 300,4 (17 315,3) (87,7) (48,9) 12 750,9 522,1
поставщиков 5080,3 5617,1 (7707,9) (14,4) 2975,2
Всего долгосрочная дебиторская задолженность, в том числе: 2021 г. 50 000,0 50 000,0
по беспроцентным займам 40 000,0 40 000,0
ИТОГО дебеторская задолженность 30 489,3 (200,0) 15 632,7 300,4 (25 023,2) (102,1) (48,9) 65 726,1 522,1

6. Оценочные обязательства и резервы

На 31.12.2021 сформировано оценочное обязательство на оплату очередных отпусков работников в сумме 7 458 000 рублей, количество неоплаченных дней отпуска — 67, срок исполнения — 2022 год.

Резерв по сомнительным долгам сформирован на сумму 600 000 руб. в связи с наличием просроченной и ничем не обеспеченной задолженности ООО «Гиря» в сумме 522 000 рублей.

Резерв под снижение стоимости МПЗ в 2021 году в организации не создавался, так как МПЗ не имеют признаков обесценивания.

7. Заработная плата

Кредиторская задолженность по зарплате на 31.12.2021 составила 3 876 400 руб. (оплата за декабрь 2021 г., по сроку: 10.01.2022). Текучесть кадров в отчетном периоде составила 14,88%. Списочная численность работников на 31.12.2020 — 165 чел. Среднемесячная зарплата — 25 675 руб.

Директор ООО «PPT.ru» /подпись/ Петров П.П. 12.03.2022.

Особенности для бюджетных организаций

Бюджетные (автономные) учреждения сдают бухгалтерский баланс по форме 0503730, а казенные учреждения (получатели бюджетных средств) — по форме 0503130. Для них пояснения не только обязательны, но и подаются по утвержденной форме. В 2021 году изменились требования к заполнению таблиц № 1 и № 4, предоставляемых в составе пояснительной записки. В таблице № 1 указывают только те виды деятельности, которыми учреждение начало заниматься или которые прекратило вести в отчетном году.

образец заполнения таблицы 1 к пояснительной записке за 2022 год

Таблица 4 в новой редакции называется «Сведения об основных положениях учетной политики».

Вот так выглядит образец пояснительной записки к балансу бюджетного учреждения за 2022 год (графы таблицы):

В них указывают данные только о тех положениях учетной политики, которые перечислены в новых приложениях № 2 к инструкциям № 191н и № 33н, по правилам:

  • в графе 1 — наименование объекта учета, в отношении которого применяются особенности отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;
  • в графе 2 — код балансового счета (забалансового счета), по которому отражаются объекты учета;
  • в графе 3 — способ ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в отношении обозначенных объектов;
  • в графе 4 — характеристика применяемого способа ведения учета, исходя из структурных, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения.

Вот образец заполнения таблицы 4 к пояснительной записке 0503760 за 2021 год для бюджетного учреждения по новым правилам для основных средств:

пример пояснительная записка

Очевидно, что грамотное составление документа избавит руководителя и бухгалтера от дополнительного общения с контролирующими органами. Важно помнить, что детализация информации в этом документе зависит только от ее составителя — от намерения самой организации раскрывать или нет те или иные показатели за год. Главное и единственное требование, которое предъявляет законодатель к данному документу, — информация, содержащаяся в пояснениях, должна быть достоверной. Ответственность за ее корректность несет лицо, которое подписало документ.

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Виды записок

Существует много разновидностей такого документа. Они отличаются параметрами, предназначением, темой и самим содержанием. Можно выделить следующие виды:

оформление пояснительной

  • Записка к бухгалтерскому балансу. Бухгалтеры должны не только заниматься ведением бухучета, но и формировать пояснения к отчетностям. Пояснительные записки передаются в ФНС или руководству организации. С их помощью можно понять, каковы особенности отчета.
  • К рабочей программе. Работники образовательных учреждений и других организаций обязаны ежегодно составлять рабочую программу. На основании этого документа осуществляется работа специалистов. Его краткое содержание включается в записку.
  • В налоговую. Во время налоговых проверок оцениваются бухгалтерские документы и декларации. Нередко инспекторы не могут с помощью официальной документации получить нужную информацию. Поэтому они могут запросить пояснения. В ней бухгалтер фирмы приводит расчет основных показателей, приведенных в отчете.
  • По убыткам. Если в бухгалтерских отчетностях имеется информация об убытках от деятельности, то ФНС и работодатель могут потребовать пояснения от бухгалтера.

Кому и для чего нужна пояснительная записка к годовому отчету за 2021 год

Пояснительная записка к балансу необходима всем пользователям финансовой отчетности для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ включают исходя из конкретных пожеланий, например, совета директоров, и из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года. К примеру, если налог на прибыль за отчетный период оказался значительно ниже предыдущего, имеет смысл пояснить причины этого для ИФНС, так как налоговый орган, получив такие данные, все равно попросит их объяснить. Это избавит руководство от лишних вопросов со стороны налоговиков и вызовов на «ковер» в инспекцию, и от выездной проверки, которую назначают в рамках камеральной.

Как правильно составить?

Пояснительная записка составляется не только студентами, но и экономистами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами. Хотя содержание может значительно отличаться, но пользоваться можно единым алгоритмом. Поэтому учитываются следующие правила:

  • выбирается деловой стиль изложения информации;
  • целесообразно пользоваться профессиональными терминами и стандартными оборотами;
  • не допускается пользоваться стереотипными предложениями, поэтому важно излагать только значимую суть;
  • не разрешается включать в текст личное мнение;
  • содержание зависит от цели формирования записки;
  • если составляется документ на основании запроса из ФНС, то описывается деятельность предприятия, а также указываются данные о ее доходах и расходах;
  • при составлении пояснения к научной работе приводится информация о цели проекта, его значимости и особенностях;
  • во время составления документации к техническому проекту указываются технические параметры созданного предмета, область его использования и причины формирования;
  • если требуется записка к законопроекту, то приводятся его разделы, целесообразность введения и другие значимые моменты.

Важно! От грамотности составления пояснительной записки зависит, как легко люди, читающие данный документ, смогут оценить значимость и ценность самого проекта.

Общие требования

Пояснительная к дипломному проекту

При составлении записки обязательно учитываются стандартные требования и условия. К ним относится:

  • определяются особенности сферы деятельности, в которой работает составитель;
  • в каждом образовательном учреждении имеется методичка, в которой предъявляются требования к форме и содержанию записок;
  • составляется документ в печатном виде на листе бумаге стандартного формата;
  • используется только книжная ориентация;
  • выбирается полуторный интервал и шрифт 12 размера;
  • допускается включать в текст списки, а также требуется нумерация страниц;
  • после каждого раздела можно прикладывать дополнительный материал, а также пользоваться схемами и таблицами.

Важно! Основное требование заключается в легкости чтения, а также в достоверности и актуальности информации.

Пояснения или пояснительная записка?

Несмотря на несколько обязательных форм, входящих в комплект годовой бухгалтерской отчетности, представленной в них информации часто бывает недостаточно для того, чтобы внешний пользователь, не видя бухгалтерию компании, мог составить о ней полное и справедливое мнение.

Поэтому часто нужно делать дополнительное раскрытие информации и давать комментарии к данным из форм. Делают это путем приложения к бухотчетности пояснений.

Обязанность делать пояснения к бухгалтерской отчетности за 2020 год в законах отдельно не прописана. Однако она вытекает из положений законодательства. Например, ст. 13 Закона «О бухучете» гласит, что бухотчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении компании, достаточное для того, чтобы пользователи отчетности могли принимать экономические решения.

Что же касается таких пользователей как налоговая или статистика, для них часто тоже не лишними будут заранее сделанные комментарии. Например, если в отчетном периоде существенно изменились показатели, связанные с налоговой нагрузкой, можно сразу расписать налоговикам, почему это произошло. Иначе всё равно придется отвечать на их вопросы.

Таким образом, получаются 2 варианта пояснений:

  • дополнительные расшифровки статей формализованных отчетов, помогающие пользователю составить мнение о делах компании;
  • по некоторым фактам и результатам деятельности компании в прошедшем периоде.

Разумеется, поясняющий отчетность документ может содержать и то, и другое. Установленной формы пояснений к бухотчетности в 2021 году нет. Но, как правило, под пояснениями понимают как раз документ, содержащий дополнительные детализацию и информацию для пользователя. А если к отчетности прилагают текстовые комментарии в свободной форме, дающие сопутствующую информацию к тому, что отражено в отчетности, то это пояснительная записка.

Особенности составления пояснения к дипломному проекту

Наиболее часто составляется пояснительная записка студентами, которые занимаются написанием диплома. Нередко члены аттестационной комиссии уделяют больше внимания этому документу, а не всему дипломному проекту. Записка содержит сжатые сведения о теме, сути и особенностях диплома. В ней приводятся изыскания выпускника. Поэтому при составлении этого документа учитываются правила:

  • обязательно в текст включаются выводы и основные моменты проекта;
  • сведения должны соответствовать проведенному исследованию;
  • указывается на выполнение задания куратора;
  • текст согласовывается с научным руководителем.

Какую информацию указывают

Законодательные требования к содержанию этого документа отсутствуют. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет состав пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2021 год и полноту данных в ней, и то, в каком виде их удобнее предоставить:

  • простого текста;
  • диаграмм;
  • таблиц;
  • схем;
  • графиков.

Существует общий план этого документа. Наиболее полная пояснительная записка обычно содержит:

  • общие данные организации (адрес, среднегодовая численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т. д.);
  • общие данные о применяемой учетной политике;
  • анализ текущих финансовых показателей деятельности организации;
  • текстовые и табличные пояснения.

Чтобы у проверяющих возникало меньше вопросов, в документе следует обязательно указать хотя бы краткую информацию о методах учета. Особенно это касается таких сфер:

  • оценка товаров, производственных запасов и готовой продукции;
  • оценка незавершенного производства;
  • амортизация основных средств;
  • признание выручки от реализации.

Этапы написания

Процесс составления пояснительных записок делится на несколько этапов:

  1. Формирование плана. По нему придумывается оптимальный текст. Все пункты должны располагаться в строгой последовательности. Первоначально заполняется титульный лист, после чего делается аннотация. После включается оглавление и ведение, а только потом идет основной текст, разбитый на отдельные главы. Все листы обязательно нумеруются, а в конце делается заключение и оставляется список литературы. При необходимости прикрепляются приложения.
  2. Создание черновика. Перед формированием актуального текста желательно сделать черновик. Он основывается на целях и задачах, поставленных при написании дипломного проекта. Обязательно оцениваются и анализируются книги, которые использовались студентом. Центральным элементом записки выступает задача научно-исследовательской деятельности, которая должна быть достигнута выпускником. Все выводы, имеющиеся в документе, подкрепляются схемами, таблицами и правильными расчетами.
  3. Написание основного текста. В ведении указывается причина выбора конкретной цели, а также перечисляются поставленные задачи. В заключении приводятся сведения о достижении целей создания проекта. Обычно бакалаврами делается записка на 30 страниц, а для магистров увеличивается объем до 80 страниц. Сюда включается не только текст, но и приложения, титульный лист, рисунки и дополнительные материалы.

От правильности составления данного документа зависит восприятие всей работы аттестационной комиссией.

Приложения в пояснительной записке

Приложения в пояснительной записке

Приложения в пояснительной записке должны быть обязательно, если они имеются в работе. Помимо возможных графических иллюстрации, могут быть приложения в виде

  • Электронной версии пояснительной записки к исследовательской работе,
  • Приложение-дополнение к основному тексту. Например, какие-либо комментарии, вспомогательные материалы

Таким образом, в качестве приложений может быть все, что угодно. А можно вообще не писать приложения, если у вас нет никаких иллюстраций и дополнений. Электронную версию можно просто добавить к работе при сдаче ее на кафедру.

Приложения являются необязательной частью пояснительной записки. Она даже не входит в объем работы, т.е. страницы должны быть пронумерованы, но при подсчете объема, приложение исключается.

Оформление по ГОСТу

Как писать пояснительную

Для составления документа важно пользоваться требованиями ГОСТа. Для этого применяется единая форма, которая может немного изменяться в зависимости от сферы работы составителя. Но при этом учитываются важные моменты:

  • приводится правильная структура документа;
  • на титульном листе обязательно содержится ФИО автора;
  • приводится название документа;
  • введение должно содержать актуальность информации, приведенной в записке;
  • включается аннотация, представленная краткой сутью документа;
  • приводятся разделы, подразделы и отдельные пункты, если они имеются;
  • основной текст перечисляет проведенные исследования или проверки, а также достигнутые результаты;
  • в конце делается вывод, подтверждающий достижение поставленных целей.

Если делается записка бухгалтером, то указываются выявленные расхождения, а также даются пояснения по этой информации. Если анализируется деятельность компании, то приводятся причины появления убытков или неучтенной прибыли. В научных работах допускается пользоваться общепринятыми условными обозначениями.

Как написать пояснительную записку

Следуя уже известным и проверенным примерам написания, к проекту и отчету подготовиться совсем несложно.
Общая пояснительная записка предусматривает составление четкого, лаконичного текста в деловом стиле, исключающим двоякое трактование.

Структурно документ делится на разделы, пункты, подпункты. В тексте помимо ясной структуры должны быть приведены перечни и списки.

Вступление записки должно по тексту ссылаться на исходные источники информации и сформулировать раскрываемый вопрос.

Ответственным за составление назначается отдельный работник из того же подразделения, которое отвечает за подготовку отчета – бухгалтерия, отдел аналитики, финансово-плановый, логистический отделы.

В основной части необходимо обеспечить четкое изложение, с приведением сравнения цифр и сведений из отчетности. В заключении подводят итоги, делая акценты на важнейших мыслях.

В конце документа должна стоять подпись исполнителя. Готовая записка вместе с основным отчетом отдается на подпись руководителю.

Пример составления (образец)

Требования к пояснительной записке

Следует придерживаться шаблонов и утвержденных методичек, предусмотренных на предприятии для оформления пояснительной записки.

Стандарты оформления:

  • Оформляется в печатном виде.
  • Книжная ориентация.
  • Шрифт Times New Roman.
  • Размер шрифта 12.
  • Интервал полуторный.

Списки должны быть выделены жирным. По центру листа стоит нумерация (за исключением титульного листа).

Обычно при составлении придерживаются установленных на предприятии (в организации) правил, как писать пояснительную записку.

Основные пункты включают:

  1. Введение.
  2. Аннотация.
  3. Разделы и их описание.
  4. Проблематика, понятия.
  5. Содержание основного документа.
  6. Анализ результатов.
  7. Выводы по проекту

Бывают дополнительные пункты, включаемые в записку в зависимости от специфики основного документа. Например, условные обозначения и сокращения включают при написании научной работы. Также используют раздел библиографии с приведением списка источников.

С этой статьей читают:

Юрист-эксперт сайта

Сергей Николаевич Пыщев. Юрист-эксперт сайта (опыт 6 лет)

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? прямо на сайте. Все консультации бесплатны/Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Like this post? Please share to your friends:
  • Как пишутся посты знакомства
  • Как пишутся непроизводные предлоги
  • Как пишутся порядковые числительные цифрами
  • Как пишутся неправильные дроби
  • Как пишутся порядковые числительные на английском