Как
пишутся приставки.
Используемые педагогические технологии:
технология проблемного обучения, развития критического мышления
Цель урока: Ознакомление с правописанием
приставок РАЗ- и РАС-
Заседание клуба Ключ и заря≫ Задачи урока:
Повторить и систематизировать знания
– о составе слова;
– о качестве согласных звуков;
Формировать
– умение правильно писать слова с приставками
на -з, -с;
познавательные УУД:
– осуществлять сравнение и выделять общее и
различное (в корнях слов с приставками, оканчивающимися на з-, с-, общее –
корни начинаются согласными звуками, но согласные различаются по
звонкости-глухости.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3
(с.17–20).
Ход
урока
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
Я рада видеть вас в хорошем настроении, и
надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Постановка учебной цели.
— Ребята, утром на своем рабочем столе я
обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть —
некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.
Разломать, растолкать, разбросать,
распускать, разболтать, расписать, размешать, расхватать, Раскатать,
распечатать, расшатать, рассчитать, растоптать, расслышать.
— Легко ли читать текст? Почему? (трудно, так
как пропущены буквы)
— Что общего между всеми словами с
пропущенными буквами? (пропущены буквы з-с).
— А в какой части слова пропущены буквы? (в
приставках)
— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание
приставок раз- и рас-).
— Правильно. Сегодня на уроке мы будем
говорить о правописании приставок РАЗ- и РАС.
Запишите число и тему урока.
— Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные
буквы правильно? (нет)
— Что нужно знать, чтобы правильно написать
эти слова? (правило)
— Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему
мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть? (научиться
правильно писать слова с такими приставками, при каком условии надо писать
раз-, а когда рас-.)
Алгоритм рассуждения
З или С?
Приставка –РАЗ- пишется в словах, корни
которых начинаются с гласных или звонких согласных,
Приставка –РАС- пишется в словах, корни
которых начинаются с глухих согласных.
Вывод: от чего зависит написание З, С в конце
приставок? ( от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного)
Правильно мы сформулировали правило?(да)
Нам удалось узнать что-то новое о
приставках?(да)
О каких приставках вы узнали?(раз-и рас-)
Продолжим узнавать новое о приставках рас,
раз.
— Упражнение в правописании приставок раз- и
рас-.
— Вставьте пропущенные буквы, выделите
приставки. (с объяснением у доски)
Ра…терзаю, ра…несу, ра…кидаю, ра…пугаю,
ра…одеться.
— Сделайте вывод.
Наше следующее задание — решение тестов
Отметьте правильный ответ:
1. Слово с приставкой рас-
а) ра..статься
б) ра..думать
в) ра..давать
г) ра..говориться
2. Слово с приставкой раз-
а) ра..шумелся
б) ра..щелина
в) ра..винтить
г) ра..четливый
Работа с учебником. Выполнение упражнения 11,
с. 18. Записывая слова, выделяя в них приставку, подчеркивая букву, с которой
начинается корень каждого слова, дети приходят к самостоятельной формулировке
соответствующего правила.
Рефлексия деятельности. (подведение итогов
занятия)
— Вот и подошел к концу наш урок. Давайте
подведем итоги.
1. Какова была цель нашего урока?
2. Выполнили мы поставленные цели?
3. Понравился ли вам урок? Если да, то
хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
4. Довольны ли вы своей работой в течение
урока?
Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте
себя по голове , нет – топните ногой.
5. Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте
себя по голове , нет – топните ногой.
Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей
работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
Домашнее задание. Учебник с. 19, упр. 12.
— Завершая урок, хочу
пожелать вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Спасибо за урок!
Мастер-класс по русскому языку 3 класс (ПНШ).
Тема: Как пишутся приставки? (урок-закрепление)
Цели урока
1. Формировать умение правильно писать слова с приставками.
2. Развивать умение формулировать и выводить правило.
3. Прививать интерес к родному языку, расширять словарный запас.
Универсальные учебные действия:
личностные:
• принимать учебные цели, проявлять желание учиться;
• признавать свои ошибки;
• сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем;
регулятивные:
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные
действия;
• осуществлять само- и взаимопроверку;
предметные:
• ориентироваться в учебниках, таблицах, рисунках, схемах;
• наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
• выполнять задание по аналогии;
коммуникативные:
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
• участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы;
• выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Оборудование: учебник по русскому языку II и III части («Перспективная начальная школа» авт.: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс), тетради-тренажеры (Русский язык, 3 класс, изд-во Планета), таблица приставок, интерактивная доска, джойстики, карточки с заданиями для работы в группах.
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результат |
(постановка цели и темы урока) |
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к приобретению нового знания. |
(Приветствие) Добрый день уважаемые гости! Мы начинаем мастер-класс по русскому языку. — В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккурат-ности, уверенности в знаниях. Сегодня у нас очередное заседание клуба «Ключ и заря». К нам пришли гости: это педагоги нашей гимназии. — Начинаем очередное заседание клуба. — Хотите знать тему сегодняшнего заседания? … Тогда отгадайте загадку. Внимание на экран. В речи очень много нас! За, у, до, не, бес, по, рас! И другие тоже есть, Всех нас трудно перечесть! Твёрдо помните, друзья, — В языке без нас нельзя! (Открывается доска, на ней тема урока: «Как пишутся приставки?») (Предъявление темы урока) -Наш мастер-класс посвящён закреплению знаний по теме: Правильное написание приставок. |
Ответы |
Умение сопоставлять, выявлять сходства и различия, полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. |
|
Развитие умения решать учебно-познавательные задачи |
1.(Индивидуальная работа с джойстиками) – тест «Выбери правильный ответ» — Ребята, вы уже знаете правила написания приставок. -Сейчас я предлагаю вам выполнить тест с помощью джойстиков. Ваша задача – внимательно слушать высказывания и из предложенных вариантов выбрать один правильный ответ. Приведите джойстики в рабочее состояние. Внимание на экран! ….. 1.Приставка – это часть речи (2 варианта) 2.Приставка – это … (3 варианта) 3.Приставки пишутся слитно со словом (2 варианта) 4.Чтобы проверить приставка это или предлог нужно … (3 варианта) 5.Выбери строку, в которой все слова имеют приставки (4 варианта). Отложите джойстики в сторону. Давайте проверим все ли правильно справились с заданиями теста. (открыть отчет в программе Excel) 2. А сейчас, мы выполним задание «Найди лишнее». У вас на столах лежат листочки с заданием. Ваша задача — найти «лишнее» и зачеркнуть его. … А теперь поменяйтесь листочками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед. (проверка в парах) Поставьте друг другу оценки, обратите внимание на доску – Я ставлю оценку… 3. (Работа в группах) -А сейчас работа в группах. Каждая группа выполняет свое задание:
Проверка выполненных заданий осуществляется также группами. -Поменяйтесь пожалуйста вашими бланками с заданием и проверьте правильность выполнения соседней группы. -Исправьте ошибки, если они были допущены цветным карандашом. |
Дети отвечают с помощью джойстиков. Индивидуальная работа Работа в парах Групповая работа |
Умение анализировать информацию, применять полученные знания на практике. |
|
Закрепить полученные знания, развитие умения решать учебно-познавательные задачи |
Выполним задание в тетради-тренажере на странице 32. 1 и 3 группа выполняет с 1 по 3 задание, а 2 и 4 группа с 4 по 6 задания. Заполните пропуски … Теперь давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (фронтальная?) |
Групповая работа проверка на интерактивной доске |
Систематизирование знаний по нахождению местоимений. |
|
Организовать понимание ценностного отношения совершённой деятельности. |
-А теперь я попрошу вас проанализировать свою работу на уроке. Возьмите джойстики, приведите их в рабочее состояние и ответьте на вопрос. — Как вы можете оценить свою работу на уроке: 1. Я работал без ошибок. 2. Были ошибки в работе, но я все понял. 3. Остались вопросы к учителю. (На данном этапе учитель анализирует кто из учащихся справился с заданиями, а кому нужна помощь? Для того, чтобы на следующем занятии можно было провести работу по коррекции допущенных ошибок.) Наш мастер-класс подошёл к концу. Спасибо за внимание. |
Дети отвечают с помощью джойстиков. |
Способность к саморефлексии, саморазвитию, мотивация к познанию |
Конспект урока русского языка в 3 классе (ПНШ)
Тема урока: Правописание приставок раз-, рас-.
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью научиться правильно писать слова с приставками раз- и рас- и выделять приставки в словах.
1. Формировать умение правильно писать слова с приставками на з-, с-.
2. Развивать умения формулировать и выводить правила.
3. Прививать интерес к родному языку, расширять словарный запас.
Задачи:
Предметные:
знать, как пишутся приставки раз-, рас-; находить в тексте слова с приставками раз-, рас-;
правильно выделять приставки в словах; уметь работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз-, рас-; уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.
Метапредметные:
Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь самостоятельно создать алгоритм правописания приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.
Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их в словах; понимать значимость правильного написания приставок.
Ход урока
-
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
-
Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, оглянитесь, молча поприветствуйте гостей. Присаживайтесь.
-
Если у вас хорошее настроение — похлопайте в ладоши.
-
Если у вас есть друг — улыбнитесь.
-
Если вы готовы к уроку – поднимите руку.
-
Я предлагаю взять девизом нашего урока следующее высказывание. Прочитайте.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!
— Читает один ученик.
— Как выдумаете, какое слово главное в этом изречении?
— А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет. Должен сам захотеть)
— Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться.
— Сегодня на уроке будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется.
— Откройте тетради запишите дату 28 января и вид работы Классная работа.
— Познакомьтесь с листом самооценки.
2. Актуализация знаний.
— Начнём урок с повторения.
— Для этого проведём небольшую игру «Веришь – не веришь».
— Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите “1”, если нет – “0”. (Один ученик удоски)
1)Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (1)
2) Приставка со словами пишется слитно. (1)
3) Основа – часть слова без окончания. (1)
4) Окончание – это часть слова, стоящая после корня, образующая новые слова. (0)
5) Корень –главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. (1)
6) Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень. (0)
Проверка: 1, 1, 1, 0, 1, 0.
— По какой теме повторили материал? (Состав слова)
— Сверьтесь с ответами.
— Кто допустил ошибку?
— Какие рекомендации можете дать тем, кто допустил ошибки?
— Оцените себя. (Лист самооценки)
-Зачем повторяли?
3. Определение темы и постановка цели урока.
— Прочитайте слова, записанные на доске
гла . ки, кра . ка, ука . ка, ра . говор, ра . двинуть, ра . ширить.
— Я вам их озвучу.
— Какие части речи есть среди слов? (сущ., глаголы)
— В какой части слова пропущены буквы? (в корне и приставке)
— Какое задание можно выполнить со словами? (Вставить букву. Распределить на группы)
— Распределите на группы в зависимости от места пропуска буквы в слове в приставке или в корне и вставьте буквы.
-Работать будете в парах.
— Кто бы хотел поработать у доски парой?
— Если у вас возникает сомнение в слове. Оставляйте пустое место для буквы.
Проверка:
— Какая орфограмма в словах пропущена? (Парные согласны в корне слова.)
— Объяснить написание.
— Выделить корень в словах.
— В приставках какие буквы нужно было вставлять? (С,З)
— Кто затруднился?
— Почему затруднились? (Мы с вами ещё не знаем правило). Вставить буквы в данные слова мы с вами сможем позже, после того, как узнаем привило их написания.)
— Попробуйте сформулировать тему урока.
— Тема урока: Правописание приставок рас-, раз-.
— Откройте учебник и проверьте правильно ли мы сформулировали тему урока. Стр.17
— Какие цели сегодня мы перед собой поставим? (Учиться писать слова с приставкой рас-,раз-)
1. Сформулировать правило написания приставок рас-, раз-.
2. Научиться правильно писать слова с приставками рас, -раз. (алгоритм).
3. Подбирать самостоятельно слова с приставками рас-, раз-, находить в тексте.
4. Работа над новой темой.
1. Самостоятельная работа в парах по учебнику.
— Приставки как пишутся со словами? (слитно)
— Предлагаю поработать с учебником.
— Откройте учебник на стр.18
— Прочитайте внимательно задание к упр.10
— Какие шаги необходимо выполнить?
1.Словарь стр.179 Глаголы на –ать 1 столбик
2.Выпиши в два столбика слова с приставками раз- рас-
3. Подчеркни букву, с которой начинается корень.
4.Какая приставка пишется, если корень начинается
со ЗВОНКОГО согласного?
А если с ГЛУХОГО согласного?
Проверка:
— Сверьтесь с доской, оцените себя, если у вас всё так же. (Лист самооценки)
раз
л
омать рас
п
исать
раз
б
росать рас
х
ватать
раз
б
олтать рас
к
атать
рас
п
ечатать
рас
ш
атать
рас
с
читать
рас
т
оптать
-
Составление модели правила.
— С каких согласных начинается корень в словах в первом столбике? (Со звонких).
— С каких согласных начинается корень в словах во втором столбике? (С глухих).
— Какой вывод можем сделать?
^ Вывод:
если корень начинается со звонкой согласной, пишем приставку раз-; если корень начинается с глухой согласной, пишем приставку рас-.
Физминутка
3. Создать новое открытие знания
— А сейчас игра-соревнование. Кто быстрее? Объединитесь в группы. Выполните задания в группах. Цель игры — сделать новое открытие знаний.
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
1-я гр: ра
зо
бидеть ра
зо
ружить разучиться разуметь
2-я гр: разочаровать разохаться разубедить разодеться
3-я гр: разулыбался разукрасил разобщать разахаться
4-я гр: разузнать разувериться разутюжить разыграть
(вывешиваю на доске листы, дети комментируют «Что заметили интересного? Получилось ли открыть новые знания?)
Вывод: приставка раз- пишется в словах, у которых корень начинается с гласных. МОДЕЛЬ
—Оцените свою работу на данном этапе урока (Лист самооценки)
-У нас получилась модель правила.
-Кто может сформулировать правило?
-Где можем проверить правило?( В учебнике)
4. Чтение правила в учебнике. Стр.18 СЛАЙД
— Анишит Йокоповна создала нам одну трудность. Сейчас нам предстоит не просто прочитать правило, а выбрать из двух вариантов слов верное, чтобы получилось правило. Каждый карандашом поставьте точку около того слова, которое выберете в скобках.
Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с
гласных
или (звонких? глухих?) согласных.
Приставка РАС— пишется в словах, корни которых начинаются с (звонких? глухих?) согласных.
(Учащиеся читают правило, выбирают верное слово и называют его.)
— Кто выбрал такие же слова?
— Оцените свою работу на данном этапе урока (Лист самооценки)
— Расскажите друг другу правило.
Итог: — Что сейчас сделали? (вывели правило написания приставок рас- или раз-)
5. Решение проблемной задачи.
— Вернёмся к словам, которые у нас вызвали затруднение в начале урока.
— Сможете вставить теперь правильно букву? Вставьте , запишите в тетрадь, в паре.
— У доски поработают два ученика.
— Послушаем учеников.
РАСШИРИТЬ
РАЗУЧИТЬ
РАЗДВИНУТЬ
6. Составление алгоритма работы с правилом.
— А чтобы применять правило, что нам нужно? (Алгоритм работы со словом)
— Составим алгоритм работы со словом
1) Выдели корень
2) Обозначь первую букву корня
3) Определи, какой это звук (звонкий / глухой)
4) Примени правило
7. . Закрепление умения применять новые знания
— Правило вывели, алгоритм составили, что нужно теперь сделать? ( потренироваться в написании слов с приставками рас-,раз-)
1)Комментированное письмо
.- Возьмите карточку. Как вы думаете какое задание? Образуйте слова с приставкой рас- или раз-, записать, с объяснением по цепочке.
раз- рас- |
говорить |
разговорить |
дарить |
||
шить |
||
дёргать |
||
обидеть |
||
писать |
||
смотреть |
-Какое слово отличается от других?(рассмотреть – удвоенная согласная ), почему удвоенная(одна с в приставке, другая в корне)
— Что делали сейчас?
2). Решение проблемной задачи.
— Вернёмся к словам, которые у нас вызвали затруднение в начале урока.
— Сможете вставить теперь правильно букву? Вставьте , запишите в тетрадь, в паре.
— У доски поработают два ученика.
— Послушаем учеников.
РАСШИРИТЬ
РАЗУЧИТЬ
РАЗДВИНУТЬ
3). Выборочное письмо.
— Перед вами отрывки из произведений детского писателя. Кто прочитает?
— Кто автор? (К.Чуковский)
— Какое задание? Вставить приставку рас- или раз-. Выписать слова в тетрадь.
1вариант — с приставкой рас-
2вариант — с приставкой раз-.
Проверка: фронтальная.
— Назвать слова с приставкой рас- (рассердился, расфуфырили, расскажет)
— Назвать слова с приставкой раз- (развяжите, разболелись, разъярённых)
—Что делали?
— Оцените себя (Лист самооценки)
4) Тест
— Ну а теперь выполним небольшой тест
— Выделить букву с правильным ответом к заданию
Отметьте правильный ответ:
1. Слово с приставкой раз-
а) ра..шуметься
б) ра..утюжить
в) ра..толочь
г) ра..шевелить
2. Слово с приставкой рас-
а) ра..статься
б) ра..думать
в) ра..давать
г) ра..говориться
3. Слово с приставкой рас-
а) ра..задорить
б) ра..водить
в) ра..шуметься
г) ра..жимать
Проверка:
— Сверьтесь с доской.
1. б)
2. а)
3. в)
— Оцените себя (Лист самооцеки)
8. Рефлексия. Итог урока.
— Вернёмся к цели урока, которую ставили.
— Посчитайте в листе самооценки ск. « +» и ск. –
— 0 – «5»
— 1-2 – «4»
— 3 – «3»
— 2 – «2»
Закончить фразу:
9. Домашнее задание
гла . ки
кра . ка
ука . ка
ра . говор
ра . двинуть
ра . ширить
Правописание
приставок
рас- , раз- .
Учиться писать слова с приставками рас- , раз- .
-
Правило
-
Алгоритм
-
Работа со словами
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
разобидеть
разоружить
разучиться
разуметь
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
разочаровать
разохаться
разубедить
разодеться
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
разулыбался
разукрасил разобщать
разахаться
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
разузнать
разувериться
разутюжить
разыграть
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
разобидеть
разоружить
разучиться
разуметь
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
разочаровать
разохаться
разубедить
разодеться
Алгоритм ( рас- или раз-).
1) Выдели корень
2) Обозначь первую букву корня
3) Определи, какой это звук (звонкий / глухой)
4) Примени правило
Лист самооценки. Дата Ф.И. |
||
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
|
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
||
раз- рас- |
говорить |
разговорить |
дарить |
||
шить |
||
дёргать |
||
обидеть |
||
писать |
||
смотреть |
раз- рас- |
говорить |
разговорить |
дарить |
||
шить |
||
дёргать |
||
обидеть |
||
писать |
||
смотреть |
раз- рас- |
говорить |
разговорить |
дарить |
||
шить |
||
дёргать |
||
обидеть |
||
писать |
||
смотреть |
раз- рас- |
говорить |
разговорить |
дарить |
||
шить |
||
дёргать |
||
обидеть |
||
писать |
||
смотреть |
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1.Повторение |
|
2.Работа со словарём упр.10 |
|
3.Работа в группе (правило) |
|
4.Правило (учебник) |
|
5.Выборочное письмо |
|
6.Тест |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1.Повторение |
|
2.Работа со словарём упр.10 |
|
3.Работа в группе (правило) |
|
4.Правило (учебник) |
|
5.Выборочное письмо |
|
6.Тест |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1.Повторение |
|
2.Работа со словарём упр.10 |
|
3.Работа в группе (правило) |
|
4.Правило (учебник) |
|
5.Выборочное письмо |
|
6.Тест |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1.Повторение |
|
2.Работа со словарём упр.10 |
|
3.Работа в группе (правило) |
|
4.Правило (учебник) |
|
5.Выборочное письмо |
|
6.Тест |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1.Повторение |
|
2.Работа со словарём упр.10 |
|
3.Работа в группе (правило) |
|
4.Правило (учебник) |
|
5.Выборочное письмо |
|
6.Тест |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1.Повторение |
|
2.Работа со словарём упр.10 |
|
3.Работа в группе (правило) |
|
4.Правило (учебник) |
|
5.Выборочное письмо |
|
6.Тест |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1.Повторение |
|
2.Работа со словарём упр.10 |
|
3.Работа в группе (правило) |
|
4.Правило (учебник) |
|
5.Выборочное письмо |
|
6.Тест |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1.Повторение |
|
2.Работа со словарём упр.10 |
|
3.Работа в группе (правило) |
|
4.Правило (учебник) |
|
5.Выборочное письмо |
|
6.Тест |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1.Повторение |
|
2.Работа со словарём упр.10 |
|
3.Работа в группе (правило) |
|
4.Правило (учебник) |
|
5.Выборочное письмо |
|
6.Тест |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
Лист самооценки. Ф.И. |
|
Вид работы (этап урока) |
Знак ( + ? ) |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
из
ис
Знание какого утверждения здесь проверялось? (1). Теперь заполните
колонку «После» только рядом с первым утверждением.
— Что мы повторили ( определения частей слова)
3. Формулирование темы, цели урока.
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
—Запишите слова, которые написаны на доске, вставив пропущенную букву.
Выделите в словах приставки.
(Растолкать, разбросать, распускать, разболтать, расписать).
— В чём была трудность при выполнении этого задания
— В какой части слова была пропущена буква? ( в приставке).
—Зачитайте слова, которые у вас получились, называя в каждом слове
приставку и букву, которую вставляли. У кого по другому? В каких словах?
— ( Цель)Чему нужно научиться сегодня на уроке, чтобы правильно
написать эти слова?( научиться правильно писать слова с приставками –
раз и – рас)
— И тема заседания нашего клуба на уроке русского языка……
( Написание приставок – раз и – рас)
— Как будем работать? (исследовать материалы учебника,
формулировать( называть) правило, применять правило).
4. Решение учебной задачи при работе в группах.
Так как сегодня каждая группа будет самостоятельно заниматься
исследованием, перед началом у вас будут какие— либо предположения или
гипотезы по правильному написанию данных приставок? Например:
Предположим, если..……., тогда пишется приставка –рас, а если……., тогда
пишется приставку – раз. (заслушиваю гипотезы, если есть).Запомните свои
предположения, а теперь— к исследованию.
Исследовать будет каждая группа, выполняя задание №10 стр. 18 учебника.
Внимательно в группах прочитайте задание.
Что вам нужно сделать? Как будете делать? Что получите в результате?
На выполнение задания 5 минут.
— Группа, которая первая справилась с заданием, прочитайте слова из первого
столбика.
—Группа, которая вторая по счёту справилась с заданием, зачитайте слова из 2
столбика.
— Какой вывод группы сделали по выполнению данного задания? ( Если
корень начинается с глухого согласного , то пишем приставку – рас, если
корень начинается со звонкого согласного, то пишем приставку – раз_.
Есть ли другой вывод в группах? Проговорим вывод вслух хором.
—А теперь трудный вопрос! А если корень будет начинаться не с
согласной , а с гласной?
— Посмотрите упражнение №11. Выполните его в группах самостоятельно.
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Содержание
-
1.
Презентация и конспект урока по русскому языку Как пишутся приставки. 3 класс. ПНШ. -
2.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно. -
3.
ПрочитайРа…ломать, ра…толкать, ра…бросать, ра…пускать, ра…болтать, ра…писать, ра…мешать, ра…хватать, ра…катать, ра…печатать, ра…шатать, ра…считать, ра…топтать, ра…слышать. -
4.
Правило.Приставка –РАЗ- пишется в словах, корни которых -
5.
Вставьте пропущенные буквы, выделите приставкиРа…терзаю, ра…несу, ра…кидаю, ра…пугаю. -
6.
Спиши, выдели приставкиРа…ломать, ра…толкать, ра…бросать, ра…пускать, ра…болтать, ра…писать, ра…мешать, ра…хватать, ра…катать, ра…печатать, ра…шатать, ра…считать, ра…топтать, ра…слышать. -
7.
Отметьте правильный ответ:1. Слово с приставкой рас-а) -
8.
Работа с учебником.С. 18, упр. 11. -
9.
Домашнее заданиеУчебник с. 19, упр. 12. -
10.
Спасибо за урок!
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно.
Слайд 2Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем
внимательно.
Слайд 3Прочитай
Ра…ломать, ра…толкать, ра…бросать, ра…пускать, ра…болтать, ра…писать, ра…мешать, ра…хватать, ра…катать, ра…печатать, ра…шатать,
ра…считать, ра…топтать, ра…слышать.
Слайд 4Правило.
Приставка –РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или
звонких согласных,
Приставка –РАС- пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных.
Слайд 5Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки
Ра…терзаю, ра…несу, ра…кидаю, ра…пугаю.
Слайд 6Спиши, выдели приставки
Ра…ломать, ра…толкать, ра…бросать, ра…пускать, ра…болтать, ра…писать, ра…мешать, ра…хватать, ра…катать,
ра…печатать, ра…шатать, ра…считать, ра…топтать, ра…слышать.
Слайд 7Отметьте правильный ответ:
1. Слово с приставкой рас-
а) ра..статься
б) ра..думать
в) ра..давать
г)
ра..говориться
2. Слово с приставкой раз-
а) ра..шумелся
б) ра..щелина
в) ра..винтить
г) ра..четливый
Слайд 8Работа с учебником.
С. 18, упр. 11.
Слайд 9Домашнее задание
Учебник с. 19, упр. 12.
09.01.2017
учитель начальных классов
Тема урока русского языка: «КАК ПИШУТСЯ ПРИСТАВКИ, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НА -З, -С» по УМК «Перспективная начальная школа». На уроке используется технология деятельностного метода.
Оценить
1639
Содержимое разработки
Технология деятельностного метода
Урок русского языка.
3 класс.
Подстрешная А.К., учитель начальных классов МКОУ «Иконниковской средней школы» Красносельского района Костромской области
Тема урока: Как пишутся приставки, оканчивающиеся на -з, -С
ТИП УРОКА: УРОК РЕФЛЕКСИИ – ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ.
Цель: закрепить умение использовать закономерность написания приставок на –З и –С.
ЗАДАЧИ:
— формировать лингвистическую наблюдательность;
— использовать прием сравнения как один из наиболее продуктивных;
— формировать у детей представление о том, что написания в русском языке носят закономерный характер.
Дидактические пособия: учебник «Русский язык», 3 класс, автор Чуракова Н.А., обратный словарь, автор Чуракова Н.А.
План урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
— Я очень рада вас видеть! Желаю всем успеха!
— Прочитайте установку на наш урок.
Будьте успешны!
Я буду успешен!
— Записываем число.
2. Актуализация знаний.
— А сейчас, ребята, давайте вспомним, какие же звуки вообще бывают?
+ Гласные и согласные.
— А согласные звуки, какие бывают?
+ Звонкие и глухие.
— Приведите примеры звонких согласных звуков, глухих, гласных.
(Учитель записывает на доске слово: абракадабра)
— Ребята, есть ли в этом слове гласные? Какие? Сколько их?
+ 5.
— Есть ли звонкие согласные? Какие? А глухие согласные?
+ [к]
бр к кддбрбр
— (Учитель все выделяет на доске)
— Чем звонкие отличаются от глухих?
+ Участвует голос
3. Мотивация. Локализация затруднений.
Работа с обратным словарем. Упражнение 10
— Ребята, скажите, пожалуйста, с какими словарями вы знакомы и работаете на уроках русского языка?
+Орфографический и толковый.
-Для чего нужны эти словари?
+ Толковый словарь объясняет значения слов, а орфографический подсказывает, как правильно писать трудные слова.
-Хотите, я вас познакомлю ещё с одним словарём? Он называется обратный. Кто из вас слышал о таком словаре? Кто знает этот словарь?
— Оказывается в обратном словаре слова также, как и в других словарях, записаны по алфавиту, только не первая буква, а последняя. У вас на столах страничка из такого словаря на букву ь. Вы видите, что все слова заканчиваются на ь.
-Сегодня мы с вами поработаем с первыми двумя столбиками слов. Найдите, пожалуйста, слова с приставками рас- и раз-.
Чтение по цепочке.
-Ребята, а вы знаете почему в одних словах приставка раз-, а в других рас-?
-Есть ли в словах первых двух столбиков другие приставки? Какие?
+Из, ис, с.
-Какие ещё приставки, оканчивающиеся на –з, -с, вы знаете?
-Без-, бес-, воз-, вос-, вз-, вс-.
-Я не случайно заговорила с вами об этих приставках. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Табличка на доску) Цель урока?
+Закрепить умение правильно писать слова с приставками на –з и –с.
4. Построение проекта преодоления трудностей.
А) Работа с обратным словарём. Поиск закономерностей в написании приставок.
-Ребята, а как проверить, есть ли в слове приставка?
+Подобрать однокоренное слово.
-Назовите слова с приставкой рас- и раз-. Проверьте, есть ли в этом слове приставка (подбираем однокоренное слово). Четко проговорите приставку и первый звук корня.
— (Учитель выписывает эти слова в 2 столбика (ставить место на доске для 3 столбика).
растолкатьразломать
распускать разбросать
— Ребята, посмотрите на первую букву корня и последнюю букву приставки. Есть ли какая-нибудь связь, закономерность?
+Если корень начинается с буквы звонкого согласного, то пишется в приставке з-, если корень начинается с буквы глухого согласного, то в приставке пишется с-.
Б) Поиск закономерности в других ситуациях.
Упражнение 11. Работа с учебником.
— Прочитайте слова из упражнения 11. Есть ли в них приставка? Как доказать?
+ Подбираем однокоренные слова.
— В каком слове трудно?
+ Разоружить – оружие
— В 3 столбик выпишите два первых слова (учитель на доске).
— С буквы какого (гласного или согласного) звука начинается корень?
+ С гласной.
— Какой вывод можете сделать?
+Если корень начинается с буквы гласного, то в приставке пишется з-.
В) Работа с правилом.
— Прочитайте правило и выберите нужное слово в скобочках
(Читают два ученика.)
— Все ли случаи в правиле учтены?
+ Корень может начинаться либо с гласной, либо с согласной.
— Прочитаем правило вслух.
— Кто сможет повторить без учебника?
5. Обобщение затруднений во внешней речи. «Лишние слова».
— Ребята, прочитайте слова на доске и подумайте, есть ли здесь лишние?
На доске перед уроком записатьслова:
растениерастерзать
разницаразнести
разоритьразораться
— Словами какого столбика можно проиллюстрировать проблему нашего урока? Почему?
+ Второго, так как в первом нет приставки в словах.
-Докажите, правильно ли во втором столбике записаны слова?
Ответы учеников.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа с учебником. Упражнение 12.
— Прочитайте вслух стихотворение про льва.
— С какой целью выделены цветом четыре слова? Есть ли в них приставка? Докажите.
(Подбираем однокоренные слова.)
— Выполняется ли наше правило? Докажите письменно в тетрадях.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Работа с другими приставками.
— Ребята, предположите, будет ли действовать это правило в отношении приставок:
ИЗ-, ИС-, БЕЗ-, БЕС-, ВОЗ-, ВОС-?
— Давайте проверим.
А)Работа с обратным словарём.
-Найдите в обратном словаре и назовите слова с приставкой ис- и из-. Проверьте, есть ли в этом слове приставка (подбираем однокоренное слово). Четко проговорите приставку и первый звук корня.
-Действует ли правило в этих словах? Докажите. Запишите по 2 слова в столбики.
Б)Словарный диктант.
(Учитель читает слова, дети по цепочке выписывают их на доске, в столбики. Остальные – в тетрадях.)
+ Испачкал, износился, изувечился, бескрайний, безбровый, безумный, воспрепятствовать, возбранять.
— Итак, на все ли приставки, которые оканчиваются на З-, С-, распространяется наше правило?
— Вернемся к правилу. Дополните его приставками.
+ ИЗ-, ИС-…
— Скажем по- другому. (Приставки, которые оканчиваются на З- пишутся …)
— На какую букву заканчиваются приставки.
— Проговорите в парах друг другу правило.
В)Работа с приставкой С-.
-Ребята, а кто из вас знает особенную приставку, которая не подчиняется этому правилу. Что это за приставка?
+С-.
-Что особенного в её написании?
+Несмотря на то, с какой буквы начинается корень, приставка бывает только С-, приставки З- не бывает.
-Докажите примерами из обратного словаря.
+Сломать, скатать, съехать…
-Запишите 3 слова с приставкой С- в тетрадь и выделите приставку.
8. Рефлексия деятельности.
А)Работа с учебником. Упражнение 13.
Учитель читает шуточный текст вслух.
— Прочитайте задание к этому тексту.
— Прежде, чем будем выполнять задание, прочитаем историческую справку на стр. 21.
— О каких словах идет речь?
+ Изумиться, исчезать.
— Подчиняются ли они правилу?
+ Да.
— Но будем ли их выписывать? Почему?
+ Раньше была приставка, теперь нет.
— Самостоятельно выпишите в тетради слова с ИЗ-, ИС- в два столбика.
— Проверка (один ученик читает 1 столбик, другой – 2 столбик.)
Б) Работа с учебником Упражнение 14. (если будет время.)
— Знакома ли вам эта приставка?
— Сможем ли распространить и на нее наше правило?
— Сумеем ли правильно написать эти слова? (Работаем устно и письменно.)
9. Итог урока.
— Какова была тема урока?
— Какую цель мы перед собой ставили?
— Достигли мы цели урока?
— С какой закономерностью в написании приставок мы сегодня работали?
— Потребуется ли вам это правило в жизни?
— Встаньте те ребята, кто справился с установкой нашего урока, был успешен.
— Теперь встаньте те, кто ещё допускал иногда ошибки, кому еще чуть-чуть нужно поработать над этим правилом?
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Тема урока: Как пишутся приставки. Правописание приставок , оканчивающихся на з/с.
Цели урока:
1. Формировать умение правильно писать слова с приставками.
2. Развивать умение формулировать и выводить правило.
3. Прививать интерес к русскому языку, расширять словарный запас.
Планируемые результаты:
Формирование УУД:
предметные:
-находить и выделять изучаемую орфограмму в слове;
-правильно писать слова с приставками раз, рас, без, бес, из, ис;
-определять в какой части слова находится орфограмма;
-без ошибок писать словарные слова;
— ориентироваться в учебниках, таблицах, рисунках, схемах;
— наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
— выполнять задание по аналогии;
метапредметные:
регулятивныеУУД:
-следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия;
— осуществлять само- и взаимопроверку;
познавательные УУД: создать условия для формирования умения ориентироваться, в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания.
коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы;
— выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
личностные:
-принимать учебные цели, проявлять желание учиться;
-признавать свои ошибки;
-сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник по русскому языку II и III части («Перспективная начальная школа» авт.: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс), таблица приставок, интерактивная доска, карточки с заданиями для работы в группах, мультимедийный проектор, карточки с буквами з и с ,
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Давайте улыбнёмся друг другу ещё раз и пожелаем удачи на уроке.
II.Актуализация прежних знаний и выявление проблемы.
— Хотите знать тему сегодняшнего урока .
Тогда отгадайте загадку.
В речи очень много нас!
За, у, до, не, бес, по, рас!
И другие тоже есть,
Всех нас трудно перечесть!
Твёрдо помните, друзья, —
В языке без нас нельзя!
—Как мы называем этих частей слова? О чём мы будем говорить на уроке? (О приставках). Какие приставки мы знаем.- Что ещё можете сказать о приставках? Что такое приставка. (Приставка – это часть слова, которая пишется перед корнем и служит для образования новых слов.) Значит для чего нужны приставки?
О значении приставок говорил даже великий русский писатель К.И.Чуковский. (Какие произведения К.И Чуковского прочитали мы на уроке литературного чтения?
(Мойдодыр, Федотка)
«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.»
-Давайте вспомним что мы знаем о правописании приставок? Для этого посмотрим мультфильм.
(просмотр отрывка из видео «Правописание приставок»)
III.Изучение нового материала.
1.Определение темы и постановка учебной задачи.
-Это мы уже знаем. О правописании каких приставок мы сегодня узнаем, для этого выполним следующее задание. Оно называется « Найди лишнее». Найдите лишнее слово в каждой строчке.
-Обратите внимание на букву на которую оканчивается приставка:
-Внимательно посмотрите на оставшиеся слова и сформулируйте тему урока.
Высвечивается тема урока. Правописание приставок, оканчивающихся на согласные звуки зс.
-Обратите внимание на слова . В некоторых словах пишутся приставки буквой з, а в некоторых буквой с. Почему?
Чем мы будем заниматься на уроке? Изучать приставки, оканчивающиеся на согласный звук и говорить об их правописании .Какая наша задача? Научиться правильно писать слова приставками оканчивающихся на согласные звуки зс.
-Урок наш будет посвящаться Волшебнице Зиме. Она вместе со своими друзьями приготовила для вас интересные задания.
2.Открытие новых знаний.
-Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками.
Будем работать группами. — Возьмите карточки с таблицей. Выделите приставки, сравните первую группу слов со второй группой.
— Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с?
Выдели приставку и подчеркни первую букву корня.
1 группа |
2 группа |
разбег издать беззубый разубедить и зучать безопасный |
расследовать испечь бестолковый распечатать рассчитать растоптать |
Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы.
-Приставка с буквой з — пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных,
Приставка с буквой с пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных.
Вывод: от чего зависит написание З, С в конце приставок? ( от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного)
-Правильно мы сформулировали правило?
— Как мы можем себя проверить?
-По учебнику.( Работа с правилом в учебнике 3 на стр.24,чтение правила)
Чтобы не делать ошибки еще раз повторим наше исследование. Что надо делать чтобы правильно писать слова с этими приставками .
V.Физкультминутка.
IV.Закрепление изученного материала.
1.Я вам сказала что сегодняшний урок мы посвящаем зиме. Зимой очень холодно. Давайте посмотрим презентацию . Как вы думаете, о чем просит нас помнить Маша? ( о том, что надо заботиться о птицах зимой)
Как повеселели птички у кормушки!
Помогите Маше и Мише справиться с заданием:
У вас на столах есть карточки З и С. Работаем карточками.
(Работа с карточками букв З/С)
V.Физкультминутка.(Снеговики)
2.Снеговики просят выполнить 2 задание.
Упр. 18. Прочитайте слова.
-Разные ли звуки в словах? Вы согласны с Машей, что эти звуки в словах обозначаются одной и той же буквой? Какая это буква? Буква с.
Можно ли сказать, что приставка С- может звучать в словах по-разному, но пишется везде одинаково?
Что говорит об этом правило?
-В русском языке нет приставки з-, есть только приставка с- Запишите слова буквами. (Звучит песня «Зимняя сказка»)
(Комментированное письмо «цепочкой».)
-А вот в некоторых словах пишется буква . Давайте посмотрим мультфильм.
3.Просмотр продолжения мультфильма.
Следует запомнить: Здание, здоровье, здесь, ни зги (не видно).
4.Сейчас проведем словарную работу.
Снеговики предлагают
заменить словосочетание одним словом с приставкой, оканчивающейся на «з-» или «с-». Работаем парами.
Ребёнок без забот-беззаботный
Дорога без конца-бесконечная
Пустыня без воды-безводная
Движение без шума-бесшумное
Время перед восходом солнца-рассвет
Внезапное чувство страха-испуг
VI.Физкультминутка для глаз.
5. Красавица Зима махнула своим рукавом и полетели снежинки, некоторые из них упали на ваши парты. В них задание, давайте его выполним.
Подберите к данным словам антонимы с приставками
на з-, с- (устно )
Порядок, участливый, одарённый, корыстный,
жалостливый, честный.
Проверка
Беспорядок, безучастный, бездарный,
бескорыстный, безжалостный, бесчестный.
Какая орфограмма встретилась в словах ?
VI.Физкультминутка для глаз.
5. Наше следующее задание — решение тестов
Отметьте правильный ответ:
1. Слово с приставкой рас-
а) ра..статься
б) ра..думать
в) ра..давать
г) ра..говориться
2. Слово с приставкой раз-
а) ра..шумелся
б) ра..щелина
в) ра..винтить
г) ра..четливый
VII.Итог урока.
1.Самоконтроль с самопроверкой .
Вот и подходит к концу наш урок. Я хочу проверить усвоили ли вы сегодняшнюю тему. Я прочитаю вам сказку.
Будет сказка занимательна, слушайте, дети, её внимательно. Кто уши хорошо раскроет, много-много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснёт, тот ни с чем и уйдёт.
Сказывают, жила когда-то гордая королева З в стране Грамматика. И были у неё прекрасные дочери: раз, из, без. Были они звонки и дружили только со звонкими согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром, когда все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелёгкий. Они шли, шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сёстры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота, показалась глуховатая буква С и спросила:» Что вам угодно?- «Мы пришли посмотреть, как вы живёте,»- ответили принцессы. Звонкие: «Милости просим. Но вы войдёте в наш город, когда расстанитесь с буквой З и поменяете её на меня» улыбнулась С и добавила: « не забудьте, принцессы, что приставки раз, из, без быстро сменяют З на С».
Принцессы согласились и вошли в город, но при каком условии, ребята? Слова тоже хотят жить в этих замках. Я вам раздала каждому индивидуально слова. Вы подумайте . В каком замке будут они жить. (Проверка)
-Что необходимо помнить о выборе приставок раз, рас, из, ис, без, бес?
2. Рефлексия.
— Какова была тема урока?
— Какую цель мы перед собой ставили?
— Достигли мы цели урока?
— С какой закономерностью в написании приставок мы сегодня работали?
— Потребуется ли вам это правило в жизни?
— Встаньте те ребята, кто справился с установкой нашего урока, был успешен.
— Теперь встаньте те, кто ещё допускал иногда ошибки, кому еще чуть-чуть нужно поработать над этим правилом?
Дорисуйте улыбку снеговику:
:
— Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок. (Вам спасибо.)
3.Домашнее задание.
Д / з: упр. 15, стр. 15, выучить правило на стр.24 уч.3.