Как пишутся скороговорки

Как придумать интересную скороговорку самому?

Как придумать интересную скороговорку самому?

Часто тренируясь в отработке сложных звуков с помощью скороговорок, люди задумываются над тем чтобы придумать скороговорку специально для себя. Ведь сложности в артикуляции и дикции у всех разные и очень часто бывает трудно подобрать известную скороговорку, идеально подходящую специально для Вас.

Но как придумать скороговорку если у Вас нет таланта сочинителя? В этой статье мы опишем несколько способов, которые, без сомнения, должны будут помочь Вам.

Этапы для сочинения

Самое первое нужно определить звуки, которые вам необходимо отрабатывать. Звук может быть один или несколько сразу.

Вот комбинация звуков, которые рекомендуется отрабатывать в одной скороговорке вместе:

  • С-Ц;
  • Р-Л;
  • В-Ф;
  • Б-П;
  • Д-Т;
  • З-С;
  • С-Ш;
  • Ш-Ж;
  • К-Х-Г.

Для примера мы выбираем пару С-Ш.

Следующим действием необходимо собрать и выписать как можно больше слов с этими звуками. Обязательно нужно чтобы в списке присутствовали разные части речи (прилагательные, существительные, глаголы и т. д.). Если у вас сразу вызывает затруднение выписать много слов — просто откройте словарь в интернете на необходимую букву.

К примеру, возьмем слова: Саша, шить, шесть, шуба, шерстка.

Теперь нужно проявить немного фантазии и составить из этих слов цепочку-предложение. Пусть оно будет нелогичным и смешным — так Вам будет даже легче его запомнить. (Сшила Саша шесть шуб с шерсткой).

Если у вас получится сочинить в рифму, то будет еще интереснее, если не выходит — ничего страшного.

Если вы сочиняете скороговорку для ребенка, то подумайте над тематикой (животные, герои сказок или мультфильмов и т.д.), которая ему интересна. Тогда ваши совместные занятия для постановки правильной речи точно будут проходить с удовольствием.

Вот несколько правил, которые помогут вам быстрее составить конструкцию:

  1. Определите главного действующего персонажа и придумайте для него действие. (Шла Саша по шоссе и сосала сушку).
  2. Можно просто повторить вторую часть предложения задом наперед. (Носит Сеня сено — Сено Сеня носит).
  3. Использование однокоренных слов, с изменением приставок, суффиксов и т.д. (Регулировщик регулировал регулятор да не вырегулировал).
  4. Первое действующее лицо в именительном падеже + Второе действующее лицо в косвенном падеже + действие первого героя, а теперь меняем местами героев, а действие сохраняем. (Карл у Клары украл Кораллы а Клара у Карла украла кларнет).

И в заключение вам необходимо проверить скороговорку на функциональную пригодность. Прочитайте и хорошо ее запомните. Затем начинайте проговаривать ее в разных темпах. Хорошая скороговорка должна вызывать речевые затруднения уже в среднем темпе произношения.

Надеемся эта статья поможет вам сочинить скороговорку самому и вы сможете не только подкорректировать свое произношение, но и потренироваться в творчестве.

Как правильно «скороговорка» или «скораговорка»

Чтобы узнать как пишется то или иное слово, необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.

Правильно писать:
«СКОРОГОВОРКА»

По какому правилу проверить слово «скороговорка»

Соединительные о — е в сложных словах

Данное правило гласит:
В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц — соединительная е.

Неправильно писать
«СКОРАГОВОРКА»

Употребление слова в цитатах «скороговорка»

– Нет-нет-нет, – торопливой скороговоркой зачастил он, умоляюще присюсюкивая.

– Так в его скороговорке прозвучало украинское выражение «тильке так» – только так.
Георгий Павлович Тушкан, Разведчики Зеленой страны, 1950

– Работниками правоохранительных органов, – скороговоркой сообщал диктор, – обезврежена преступная группировка.

Ответ:

Правильное написание слова — скороговорка

Ударение и произношение — скорогов`орка

Значение слова -быстрая речь

Пример:

Неразборчивая с. Говорить скороговоркой.

Выберите, на какой слог падает ударение в слове — БЛАГА?

Слово состоит из букв:
С,
К,
О,
Р,
О,
Г,
О,
В,
О,
Р,
К,
А,

Похожие слова:

скорог
скорого
скорогов
скорогово
скороговор
скороговорке
скороговорко
скороговоркой
скороговоркою
скороговорный

Рифма к слову скороговорка

поговорка, насморка, семерка, бисмарка, кухарка, татарка, табакерка, ярмарка, дверка, миллионерка, акушерка, лекарка, парка, подарка, фигурка, макарка, дикарка, ловка, помолвка, брака, поправка, похлебка, атака, перестановка, желобка, чудака, кулака, мака, мелюковка, уловка, обстановка, торговка, остановка, завтрака, веревка, бабка, трепака, фрака, древка, улыбка, пуговка, неловка, облака, драка, мерзавка, гривка, масака, ака, лавка, кабака, девка, ошибка, голубка, губка, сервировка, дурака, травка, большака, рысака, казака, мотовка, русака, собака, служака, пробка, колпака, давка

Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.

113 скороговорок для развития дикции

Список маленьких скороговорок, развивающих четкую дикцию у взрослых и детей.

  1. Интервьюер интервента интервьюировал.
  2. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
  3. Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
  4. Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
  5. Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
  6. И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.
  7. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
  8. Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  9. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  10. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
  11. Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
  12. Но, заскороговорившись, выскороговорил,
  13. Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
  14. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
  15. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
  16. У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  17. Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
  18. Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
  19. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
  20. Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
  21. Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  22. Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
  23. Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
  24. Пакет под попкорн.
  25. Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
  26. В Каннах львы только ленивым венки не вили.
  27. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  28. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  29. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  30. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Как сделать речь и дикцию лучше?
Записывайся и мы подберем подходящий речевой курс

  1. Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  2. Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  3. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  4. Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  5. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  6. Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  7. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  8. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  9. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
  10. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
  11. Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
  12. Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
  13. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  14. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  15. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  16. У осы не усы, не усища, а усики.
  17. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
  18. Осип охрип, Архип осип.
  19. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  20. Сачок зацепился за сучок.
  21. По семеро в сани уселись сами.
  22. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  23. Свиристель свиристит свирелью.
  24. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
  25. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  26. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
  27. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  28. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  29. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  30. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
  31. Четверть четверика гороха без червоточинки.
  32. Инцидент с интендантом.
  33. Прецедент с претендентом.
  34. Константин констатировал.
  35. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
  36. Ценит цеп косец по косовице.
  37. Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.
  38. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  39. Жутко жуку жить на суку.
  40. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  41. Течет речка, печет печка.
  42. Щипцы да клещи — вот наши вещи.
  43. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  44. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
  45. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  46. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа Вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.
  47. Около колодца кольцо не найдется.
  48. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  49. Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
  50. Яшма в замше замшела.
  51. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
  52. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  53. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
  54. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
  55. Ест Федька с водкой редьку.
  56. Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
  57. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
  58. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  59. Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
  60. К Габсбургам из Страсбурга.
  61. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
  62. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  63. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  64. У елки иголки колки.
  65. В один клин, Клим, колоти.
  66. Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
  67. А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
  68. Турка курит трубку, курка клюет крупку.
  69. Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
  70. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
  71. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  72. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
  73. Подал грабли крабу краб.
  74. От топота копыт пыль по полю летит.
  75. Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  76. У осы не усы и не усища, а усики.
  77. Ткёт ткач ткани на платки Тане.
  78. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
  79. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  80. Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
  81. А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.
  82. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  83. Рододендроны из дендрария.

курсы для начинающих

Для тех, кто только начинает свой путь на сцену

курсы для начинающих

Для тех, кто только начинает свой путь на сцену

  • Речь, дикция и сторителлинг

Образцы оформления заданий на уроках русского языка

«Писать красиво — нелегко…» Это утверждение близко и понятно каждому, кто хотя бы раз в жизни испытывал горечь или разочарование от неудач и ошибок, допущенных во время письма.

Что значит «писать красиво»? Ответить на вопрос можно так: это графически правильно писать буквы, без ошибок, грамотно (с точки зрения орфографии) записывать слова, аккуратно и правильно оформлять выполненную работу. Для учащихся младшего школьного возраста такая задача оказывается сложной, так как они ещё не обладают в полной мере определённым уровнем распределения внимания, умением решать одновременно графические, орфографические и грамматические задачи с соблюдением правил оформления письменного задания.

Процесс письма — многогранный, но при правильной организации он позволяет формировать у учащихся культуру письменной речи и реализовывать требования учебной программы. Начинать это важное и нужное дело следует с первых дней пребывания ребёнка в учреждении образования. В период обучения грамоте, работая по образцу в тетрадях на печатной основе («Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо»), дети приобретают первоначальные навыки письма букв, слов, предложений. Далее по мере продвижения от класса к классу процесс письма усложняется, требования к нему возрастают.

Во II классе учащиеся приступают к изучению русского и белорусского языков по учебникам, в которых представлены разные по содержанию и структуре упражнения. Перед учениками встаёт задача правильного оформления заданий, выполняемых в обычных тетрадях, в которых отсутствуют дополнительные ориентиры и подсказки.

Образцы выполнения заданий в учебниках не всегда являются опорой для правильного оформления записи в тетради. Например, в учебнике «Русский язык» для II класса (Минск : НИО, 2011) приводится следующий образец по выполнению упражнения № 199: снег — в снегý (с. 121). Первое слово снег написано с маленькой буквы, и это правильно, так как образец в учебнике стоит после двоеточия. Учащиеся приступают к письменному выполнению задания в тетради… И тогда обязательно возникает ряд вопросов:

  • С какой буквы — большой (заглавной) или маленькой (строчной) — нужно писать первое слово в паре слов в первой строке упражнения?
  • Соблюдать ли красную строку?
  • Ставить или не ставить точку в конце выполненного задания?

Помочь учащимся разобраться с правильным оформлением заданий призван учитель. Приведённые в статье рекомендации по оформлению письменных работ помогут учителям снять многие вопросы, связанные с этой работой.

Начнём с того, что напомним ещё раз об общепринятых требованиях к оформлению письменной работы.

Во II – IV классах дата выполнения классной и домашней работы записывается на рабочей строке посередине тетради следующим образом:

  • день месяца — арабской цифрой;
  • название месяца — прописью. Например:

На следующей строке (посередине) после даты пишется

Классная работа или

Домашняя работа.

Слово Упражнение во II – IV классах не пишется.

В обучающих работах на отдельной строке указывается вид работы (изложение, сочинение и др.), на следующей строке по центру записывается заголовок работы (без кавычек и точек).

Например:

Между датой и названием вида работы, названием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом линейки не пропускаются.

Например:

Между последней строкой текста обучающей работы и датой следующей работы пропускаются 2 линейки. В II – IV  классах при переходе на следующую страницу дата и название обучающей работы от содержания не отделяются.

Во II – IV классах должна регулярно выполняться работа над ошибками. Она записывается в тех же тетрадях, в которых выполнялась соответствующая обучающая работа, отступив 2 строки вниз от предыдущего задания. Учащиеся II класса работу над ошибками делают, но дату и вид работы не пишут. В классах записывается вид работы (Работа над ошибками) без указания даты. Образец выполнения работы над ошибками даёт учитель:

Например:

Теперь рассмотрим наиболее типичные упражнения и задания из учебников по русскому и белорусскому языках, при записи которых могут возникать вопросы по их оформлению.

  1. Упражнения, содержательная часть которых состоит из записанных в ряд отдельных слов, словосочетаний, предложений.

Начало записи таких упражнений оформляется красной строкой. Для этого учащийся от начала строки делает отступ, равный примерно ширине двух его пальцев. Первое слово пишется с большой буквы, остальные — с маленькой, в конце группы слов, словосочетаний, в конце предложения ставится точка. Если задание состоит только из отдельных слов, то последние отделяются друг от друга запятой.

Например:

Аналогично оформляется запись упражнений, в которых

  • даётся связный текст;
  • определяются границы предложений (постановка знаков препинания, написание первого слова предложения с большой буквы).

Если необходимо записать предложения по памяти, ответить на вопросы и ответы записать или из текста упражнения выписать одно, два-три предложения (одно, два и более слов, словосочетаний), то учащиеся действует по известному алгоритму: первое слово пишут с большой буквы, остальные — с маленькой, в конце группы слов, словосочетаний, в конце предложений ставят точку.

Например. Упражнение 40 (Русский язык, III класс).

      Прочитайте. Выпишите выделенные слова. Обозначьте в них корень.

Земледелец

Идёт трактор по пашне. Рыхлит и причёсывает землю. Помогают ему плуг и борона. За трактором на поле выходит сеялка. Она засевает поле пшеницей. Выросла пшеница. Урожай убирают комбайны. Работает на этих  машинах человек. Имя ему — земледелец.

Задание выполняется в тетради следующим образом.

      Земледелец, трактор, пшеницей, комбайны, машинах, человек.

  1. Упражнения, в которых к словам из одного столбика необходимо подобрать слова из другого столбика и полученные паоы слов записать. Например. Упражнение 14 (Русский язык, II класс).

    К словам из левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика.

весёлый

вращаться

мчаться

сторожить

охранять

кружиться

радостный

нестись

Запись в тетради будет выглядеть так:

  1. Упражнения, в которых требуется исправить деформированный текст, предложение. Например. Упражнение 182 (Русский язык, II класс).

      Составьте из слов предложения. Запишите        их.

1. Дети, по, гуляли, лесу.

2. Жучка, залаяла, громко.

3. Нашла,        собака.

4. Убежал, в, ёжик, кусты.

Запись предложений оформляют следующим образом:

  1. Упражнения, содержательная часть которых представлена в стихотворной форме.

Например. Упражнение 39 (Русский язык, II класс).

      Прочитайте. Отгадайте загадку. Запишите загадку вместе с отгадкой.

Я стою на ножке толстой,

я стою на ножке гладкой

под коричневою шляпкой

с белой бархатной подкладкой.

Текст загадки записывается в тетради в столбик. Если стихотворная строка не может быть записана на одной строке в тетради, стихотворный текст записывается в строчку, т. е. с сохранением всех требований, которые предъявляются к письменному оформлению предложения: первое слово пишется с большой буквы, причём, записывается с красной строки; далее все слова пишутся с маленькой буквы; в конце предложения ставится точка.

Например:

Я стою на ножке толстой, я стою на нож кс гладкой под коричневою шляпкой с белой бархатной подкладкой. (Гриб.)

  1. Упражнения, в которых предложения записаны столбиком.

Например. Упражнение 104 (Русский язык, II класс).

       Прочитайте. Спишите. Подчеркните букву я в тех словах, где она обозначает звуки [й’а].

        Сосны

        Сосны до неба хотят дорасти.

        Небо ветвями хотят подмести.    

        Чтобы в течение года

        Ясной стояла погода.

В тетрадь записывается не только текст стихотворения, но и заголовок. Заголовок работы (без кавычек и точки) располагается по центру на первой строке. Между заголовком и текстом не пропускаются линейки. Текст записывается традиционно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменному его оформлению.

Запись будет выглядеть так:

 

  1. Упражнения, в которых содержательная часть представлена нестандартно. Например. Упражнение 100 (Русский язык, II класс).

      Образуйте однокоренные слова с корнями лес-, рыб-. Запишите их.

Образец записи в тетради:

Ещё пример. Практыкаванне 33 (Беларуская мова, II класс).

      Прачытайце словы падзякі і запішыце іх.

Образец записи в тетради:

  1. Упражнения, содержательная часть которых состоит из записанных в столбик отдельных словосочетаний.

Начало записи таких упражнений не оформляется красной строкой. Чтобы запись сохранила форму столбика, слова подписываются строго друг под другом. Между столбиками слов организуется определённое пространство. Слова и словосочетания пишутся с маленькой (строчной) буквы. При этом запятые между словами и точка в конце работы не ставятся.

Приведём примеры.

В упражнении 23 (Русский язык, II класс) содержательная, часть представлена двумя столбиками слов.

      Прочитайте слова. Запишите слова парами.


стол — …               карта — …

дым — …        драч — …

марка — …        рак — …

Запись в тетради:

Следующий пример. В упражнении 63 (Русский язык. II класс) содержательная часть представлена группой слов, которые необходимо записать столбиком.

     Прочитайте слова. Запишите слова-действия в два столбика.

      Поёт, бежит, кричат, говорит, поют, кричит, бегут, говорят.

Образец записи в тетради:


  1. Упражнения, в которых из текста сначала выписывается одна группа слов, затем — другая. Например. Упражнение 137 (Русский язык, III класс).

       Прочитайте. Выпишите выделенные слова: сначала имена существительные мужского рода, затем — женского.

Подарки Весны

  — Что, Весна, ты принесла?

И ответила Весна:

— Принесла я вам, ребятки,

лейки, грабли и лопатки

первые подснежники,

жёлтые скворечники.

Сначала выписываются из текста слова, относящиеся к первой группе. Запись оформляется красной строкой, первое слово пишется с большой буквы. Все остальные слова записываются в ряд через запятую. Заканчивается запись точкой. Затем выписываются слова второй группы, также первое слово пишется с большой буквы с красной строки; между словами ставится запятая, в конце работы — точка.

Рассмотрим образцы оформления записей письменных контрольных работ.

1. Контрольная работа, которая включает диктант и грамматическое задание.

Письменные контрольные работы по русскому и белорусскому языкам оформляются в тетрадях для контрольных работ так же, как и обучающие письменные работы. На определённой строке, отступив от предыдущей работы 2 строки, необходимо записать по центру дату выполнения работы. На следующей строке по центру указывается вид работы: с большой буквы пишется слово Диктант (без кавычек и точки). Далее записывается с большой буквы заголовок диктанта.

Между датой и названием вида работы, названием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом диктанта линейки не пропускаются.

Если работа включает грамматическое задание, тогда после записи текста диктанта по центру записывается с большой буквы слово Вариант, рядом указывается номер варианта арабской цифрой без точки (вид работы Грамматическое задание не указывается). Каждое задание выполняется на новой рабочей линейке без оформления красной строкой. Номер задания обозначается арабской цифрой, после которой ставится точка. Первое слово задания пишется с большой буквы.

Например. Контрольная работа № 9 (М. Б. Анти-пова, Е. А. Гулецкая. Сборник контрольных работ по русскому языку. 2-4 классы, с. 30).

2. Контрольный словарный диктант.        

Контрольный словарный диктант выполняется в тетрадях для контрольных работ. По центру рабочей строки записывается дата выполнения работы. Вид работы Словарный диктант не указывается. Первое словарное слово пишется с большой буквы, причём записывается с красной строки. Все остальные слова пишутся в ряд через запятую. В конце работы ставится точка.

Например: Еще раз подчеркнём, что материал статьи носит рекомендательный характер. Учитель творчески подходит к оформлению записи содержательной части того или иного упражнения, пример которого не вошёл в статью. Запись таких упражнений можно оформлять по аналогии с упражнениями указанного вида.

Литература:

  1. Л. А. Одновол, начальник отдела методического обеспечения начального образования НИО// Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа,  2012 г., № 10, стр. 13-16

Всех скороговорок не переговоришь…

Учителя начальной школы в период обучения грамоте младших школьников часто используют скороговорки, чистоговорки и частоговорки, которые способствуют формированию и развитию правильной и чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость.

Проговаривание вслух скороговорок позволяет школьнику составить представление о фонематическом (звуковом) составе слова, избежать искажения его слоговой структуры и ошибок в чтении и на письме. Работа со скороговорками как средство развития артикуляционного аппарата решает и дополнительные задачи: отработка деления слов на слоги, формирование чувства ритма путем совместного проговаривания, отхлопывания, отстукивания, марширования и т.д. исходя из этого, скороговорки иногда используют на этапе физкультминутки.

Использование скороговорки, чистоговорки и частоговорки на уроках русского языка не теряет своей актуальности и в период, когда школьники из младших классов переходят в среднее звено. При планировании урока в пятых и шестых классах 5 минут в начале занятия отведем орфотренингу. Почему в начале урока? Это удобно учителю, так как в первые несколько минут занятия дети, особенно пятиклассники, поглощены не новой темой или проверкой домашнего задания: они, обнаружив, что не выложили на стол пенал, ищут его в рюкзаке, ставят на виброрежим сотовый телефон, здороваются с опоздавшим одноклассником. Все, кто способен слушать учителя уже с первой минуты, открыли специальную тетрадь для скороговорок, заведенную на первых уроках, и медленно, отчетливо проговаривая каждый звук, проговаривают вместе с педагогом сначала шепотом, потом вполголоса записанную на предыдущем уроке скороговорку. Постепенно в орфотренинг включаются все ученики, а скороговорку произносим чуть быстрее и громче. Если есть желающие (а они обычно бывают), скороговорку быстро, отчетливо и громко проговаривают по одному, повторяя 2-3 раза. Обязательным условием является чтение не с листа, а наизусть, поэтому ребята повторяют скороговорку дома, часто вместе с родителями и другими домочадцами.

Как пополняется запас скороговорок в тетрадях? Задание найти, записать в тетрадь и продиктовать скороговорку одноклассникам дается школьникам. Лучше всего не давать эту работу желающим, хотя они всегда находятся, а использовать список в классном журнале. При этом условии каждый ученик (удобно начинать с начала списка) выполняет сначала процедуру поиска: вспомнил ту скороговорку или чистоговорку, что знал ранее; озадачил родителей или бабушку с дедушкой; заглянул в книгу с пословицами, поговорками, потешками и другими малыми жанрами русского фольклора; в конце концов, поискал в Интернете. Таким образом, дети анализируют имеющуюся у них информацию и, если возникает необходимость, собирают и изучают новую – формируют информационную компетентность. Ребята стараются удивить одноклассников чем-то новеньким, потому что реакция на «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» однозначна: это мы знаем, это легко, мы это даже записывать не будем. В тетрадях появляются записи: «Бобры по бревну бредут, бревно в Бранденбург несут», «Проглотил прогорклую горчицу – порадуйся горечи, не вздумай огорчиться», «Бабкин боб расцвел в дождь, будет бабке боб в борщ».

Второй этап более сложный – выступление перед аудиторией, пусть аудитория невелика и очень доброжелательна, а объем выступления – две строчки. Постепенно каждый ребенок научается диктовать громко, отчетливо произнося слова и сочетания, в том темпе, который требуют записывающие. Ученик пробует себя в роли учителя, публично выступает, обеспечивая себе успех интересной, не очень сложной, новой скороговоркой. Таким образом у ребят формируется коммуникативная компетентность.

Следующий этап – проговаривание скороговорки, выяснение, какой звук в ней «работает». Можно, если позволяет время, попросить учащихся охарактеризовать звук по твердости-мягкости, звонкости-глухости и т.п. Новую скороговорку обычно произносим вместе, не торопясь, вполголоса, стараемся меньше смотреть в тетради – тренируем память.

Учитель хвалит учащегося за новую, интересную скороговорку, делает необходимые замечания, благодарит класса за работу и напоминает следующему по списку ученику, что завтра – его очередь. Орфотрренинг проходит весело, энергично и с огромной пользой.

Ковальчук О.А, учитель русского языка и литературы, высшей категории.

Содержание

Откройте в учебниках раздел «Скороговорки».
У. Ваша задача сегодня – выяснить, как строится скороговорка. Что вам может помочь в этой работе? Д.
У. Только ли ради смеха их сочиняли? Может быть, кому-то и польза была? Д.
У. А все любят учиться, когда трудно? Д.
Д. Потому что они смешные, и смешно, когда ошибаешься. У.
Д. Картина жизни, построение картины жизни, предложение, слово, звуковой рисунок, ритмический рисунок, рифма. У.
Итог обсуждения.
Итог обсуждения.
У. Для всех ли так трудна эта скороговорка? Какой трудный для произношения звук здесь повторяется? Д.
Д. Звуки перепутаны в словах «дворе» — «дрова». У.
Д. Как она строится. У.
Итог обсуждения.
Итог обсуждения.
У. Какой следующий уровень? Д.
У. А следующий уровень? Д.
Д. (наперебой). Стихами. Прозой. У.
Д. Надо попробовать выделить основную единицу ритма, а если есть, то и дополнительную. У.
Д. Первая строка – «От топота копыт». А вторая – «Пыль по полю летит». Там концы строк рифмуются. У.
Итог обсуждения.
Д. (друг за другом) .Мягкая пыль. Она летит. Легкая. У.

Полное содержание

Подобный материал:

  • Уроки развития речи, 45.6kb.
  • II. Историческая и социальная «база» написания повестей жанра «Моногатари», 412.45kb.
  • Романы Л. М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра, 764.64kb.
  • Управление персоналом вопросы для подготовки к экзамену, 23.69kb.
  • Ключи по литературе, 152.9kb.
  • Речевые жанры. Эпистолярный стиль, 193.28kb.
  • Литературное исследование, 264.76kb.
  • О. Ю. Чирейкина, 67.63kb.
  • «жанр», 422.71kb.
  • Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе, 565.08kb.

Уроки 43 — 52

Уроки 43-44. Структура жанра «скороговорка»

ТЕКСТЫ К УРОКАМ

Тексты русских скороговорок

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски; надо колпак переколпаковать, надо колокол перевыколоколовать.

3. Архип осип, Осип охрип.

4. Перепелка перепеленка перепеленывала, перепеленывала, еле перепеленала.

5. Дятел и дуб продалбливает.

6. Шли сорок мышей, несли сорок грошей1, две мыши поплоше несли по два гроша.

7. Горошинка с червоточинкой.

8. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

9. Сыворотка из-под простокваши.

10. Стоит гора посреди двора.

11 Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!

12 Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

13. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

14. Бежит лиса по шесточку2: лизни, лиса, песочку!

15 Бык тупогуб, у быка губа тупа.

16. Петр Петрович по прозванью Петров, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку3, подали пятак, он и продал так.

17. Рыла свинья тупорыла, белорыла; весь двор перерыла, вырыла полрыла.

18. Летят три пичужки4 через три пустых избушки.

19. В один, Клим, клин5, колоти.

20. По двору, подворью6, в добром здоровье.

21. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

22. У нас семеро саней; по семеро в сани мы уселись сами.

23. По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.

Урок 43

У. Откройте в учебниках раздел «Скороговорки». Прочитайте их.

Дети читают скороговорки. Учитель обращает внимание детей на наличие вариантов одного текста под номерами 12 и 13 как на явление, характерное для устного народного творчества.

У. Ваша задача сегодня – выяснить, как строится скороговорка. Что вам может помочь в этой работе?

Д. Схемы жанров «считалка» и «потешка».

У. Верно. Откройте схему потешки. Что она вам подсказывает? Что надо прежде всего определить, чтобы сказать, к какому именно жанру относится произведение?

Д. Задачу жанра.

У. Какая же задача у жанра скороговорки?

Д. Их быстро говорить трудно, все ошибаются и смешно.

У. Только ли ради смеха их сочиняли? Может быть, кому-то и польза была?

Д.

Итог обсуждения. Задача скороговорки — учить чисто говорить, преодолевать трудности в произношении слов родного языка.

У. А все любят учиться, когда трудно?

Д. Нет, не все.

У. А скороговорки все любят говорить?

Д. Все.

У. Как же так? Скороговорки говорить трудно, а их все равно все любят?

Д. Потому что они смешные, и смешно, когда ошибаешься.

У. Уточним задачу жанра: скороговорка не просто учит чистоте произношения, тренирует, но еще делает это весело. Начнем заполнять схему жанра. Откройте в своих тетрадях схему 3. А я буду заполнять схему на доске. (Отркывает заготовку для схемы. Окончательный вид схемы см.ниже). В самом верхней части запишем

название жанра

— скороговорка. Ниже напишем:

задача жанра

– весело учить чистоте произношения. (Записывают.)

Скороговорка, как и считалка, и потешка, является

прикладным

жанром. У всех таких жанров есть практические задачи. Раньше скороговорки назывались

чистоговорками

, их авторы стремились к тому, чтобы ребенок учился чисто, правильно произносить слова.

Но скороговорка хотя и прикладной, а все-таки жанр словесного искусства, и строится по законам этого вида искусства. Поэтому вы, наверное, сможете в ней выделить все уже известные вам уровни. Какие?

Д. Картина жизни, построение картины жизни, предложение, слово, звуковой рисунок, ритмический рисунок, рифма.

У. Проверим. Итак, задача жанра — самый «верхний» уровень. За ним следует картина жизни. Без нее художественное произведение не существует. Но, как вы уже убедились, в каждом жанре картина жизни имеет свои особенности, зависящие от задачи жанра. В считалке задача — посчитаться, и, как вы уже знаете, картина жизни может быть даже непонятной. В потешке задача — учить жестам, и поэтому картина жизни связана с действиями, жестами героев. А есть ли какие-нибудь особенности картины жизни в скороговорках, если их задача — весело учить чистоте произношения?

Д.

Итог обсуждения. Нам бывает весело не только оттого, что мы запутываемся в произнесении звуков, но еще и оттого, что сами картины жизни, нарисованные авторами чистоговорок, часто бывают смешными. Например: «Архип осип, Осип охрип». Если представить себе эту парочку крикунов, будет очень смешно.

Запись в схему:

картина жизни

— часто веселая.

У. А теперь попробуйте определить, какой уровень в скороговорке —

ведущий

, т.е. впрямую работающий на решение задачи жанра, больше всего помогающий именно тренировке в произношении?

Д.

Итог обсуждения. Задача жанра — учить произносить звуки, поэтому ведущим уровнем будет

звуковой рисунок

. Слова подбираются так, чтобы звуки повторялись не просто, а как-то по-особому. Как именно?

Учитель предлагает рассмотреть с этой точки зрения несколько скороговорок.

Архип осип, Осип охрип.

[ А Р Х’ И П А С’ И П О С’ И П А Х Р’ И П ]

В этой скороговорке звуки не только дают красоту звучания, не только помогают передать картину жизни. Здесь есть звукоподражание. Повтор звуков [ Р ], [ Х ] подражает хрипу, а повтор звуков [ С’ ],[ И ], [ П ] подражает сипению. Но есть тут и другие особенности. Звуки [ Х ] и [ Р ] меняются местами. Похожие слова «осип» и «Осип» имеют разное ударение, что тоже приводит к смене звуков: [ А С’ И П — Ó С ‘И П ]. Такие перестановки звуков затрудняют произношение, делают скороговорку трудной учебной задачей.

Стоит гора посреди двора.

[ С Т А И Т Г А Р Á П А С Р’ И Д’ И Д В А Р Á ]

У. Для всех ли так трудна эта скороговорка? Какой трудный для произношения звук здесь повторяется?

Д. Маленьким трудно произносить звук [ Р ].

У. В этой скороговорке нет специально затрудняющих произношение перестановок звуков, но маленьким детям бывает трудно справиться и с выговариванием одного звука. Вы замечали, наверное, что малыши часто плохо произносят звук [ Р ], картавят.

Скороговорка, как и потешка, «растет» вместе с ребенком. Например, существует более трудный вариант скороговорки про Осипа и Архипа: «Осип орет, Архип не отстает: Осип охрип, Архип осип».

Но самые сложные скороговорки — это отличная школа и для взрослых. Люди, чьи профессии связаны с публичными выступлениями, — артисты, дикторы, лекторы — используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений.

Итак, вы выяснили, что звуковой рисунок играет главную роль в решении задачи жанра скороговорки, поэтому он — ведущий уровень (соответствующая запись вносится в схему). А в других жанрах он выполнял вспомогательную роль — подчеркнуть выразительность картины жизни, помочь выразить ее не только на уровне слова, но и на уровне звука. В звуковом рисунке скороговорки главным становится акцент на труднопроизносимые звуки (для маленьких) или на звукосочетания, затрудняющие произношение взрослых, несмотря на то, что они свободно владеют родным языком. Запишем:

звуковой рисунок

— повтор трудных звуков (для маленьких) и труднопроизносимых сочетаний звуков (для взрослых). (Записывают.)

А теперь давайте почитаем наши скороговорки так, чтобы произношение было чистым и красивым.

Дети читают скороговорки.

.

Урок 44

У. Продолжим работу со скороговоркой. Давайте вспомним все, что вы узнали о построении этого жанра (совместно восстанавливают на доске схему жанра).

Итак, главное вы уже знаете. Задача жанра — весело учить чистоте произношения. КЖ — часто веселая. Ведущий уровень — звуковой рисунок, который не только подчеркивает выразительность речи и картины жизни (это художественная задача звукового рисунка), но и специально учит произношению (прикладная задача). Обучение основано либо на повторе трудного для маленьких звука, либо звуки сталкиваются так, что и взрослому, владеющему родной речью, трудно произносить их скоро, например, как в скороговорке:

На дворе — трава,

На траве — дрова,

Не руби дрова:

На дворе — трава.

Почему так трудно?

Д. Звуки перепутаны в словах «дворе» — «дрова».

У. Молодцы, хорошо поняли секреты скороговорки. А теперь начнем спускаться по уровням и выделять их особенности. Вы выяснили, что картина жизни часто бывает веселой. А что еще про нее надо знать?

Д. Как она строится.

У. В построении картины жизни считалки вы смогли четко выделить части: заход, основная часть, выход. В потешке такое четкое деление большой картины на маленькие картинки вы уже не всегда могли выявить. Хотя, скажем, в потешке про сороку выделили четыре части, связанные со сменой жеста: первая — как кашу варила, вторая — кому дала, третья — кому не дала, четвертая — как ругала и за что того, кому не дала. А можно ли картину жизни в скороговорке разделить на маленькие картинки?

Д.

Итог обсуждения. Обычно скороговорку трудно разделить на более мелкие картинки — она и так маленькая (например, скороговорки 1, 3, 7, 9). В более длинных текстах все равно нет смены картинок. Например, в скороговорке про перепелку — одна картинка: перепелка перепеленывает своего перепеленка.

Такая краткость не случайна. Дело в том, что скороговорка рассчитана на быстрое говорение, на одном дыхании, поэтому она состоит всего из одного предложения. Даже если скороговорка состоит из нескольких маленьких предложений, то их не разделяют точками, потому что точка — знак паузы, и тогда нарушится скороговорение. Длинные скороговорки объединяют в одно большое сложное предложение с помощью запятых. Правда, иногда вы можете встретить скороговорку, записанную с помощью точек, но надо помнить, что народные исполнители всегда устно «скороговорили» скороговорки, а точки поставил собиратель народного творчества, когда записывал то, что слышал.

А раз скороговорка состоит из одного предложения, то и уровня «построение картины жизни» в ней не может быть. Ведь этот уровень предполагает наличие большого текста, состоящего из ряда предложений, разделенных точками.

У. А как строится предложение? Есть ли что-то особенное в его построении? Посмотрите схему потешки. Может быть, она вам что-нибудь подскажет?

Д. Как и в потешке, в скороговорке может быть повтор слов. Например, про перепелку: «перепеленывала, перепеленывала». Может быть и одинаковое построение предложений, например, про колпак и колокол: «Надо колпак переколпаковать», «Надо колокол перевыколоколовать».

У. Да, есть и одинаковое построение маленьких предложений внутри одного большого,и повтор слов. Например, в той же скороговорке про перепелку: дважды повторено слово «перепеленывала», а потом идет «перепеленала» — похожее слово, но другое. И про колпак и колокол все не так просто: последние слова в маленьких предложениях похожи приставками («пере») и суффиксами («ов», «а», «ть»), но зато какие разные у них корни и как трудно это произнести! Теперь можно записать, что и уровень «предложение» по-особому «работает» на задачу жанра:

предложение

— повтор слов и их сочетаний, затрудняющих произношение (записывают).

Каков следующий нижележащий уровень?

Д. Слово.

У. Есть ли какие-то особенные слова, имеющие значение именно для скороговорок?

Д.

Итог обсуждения. Для скороговорки характерно употребление сходных по звучанию слов, которые легко спутать, например: «Перепелка перепеленка перепеленывала, перепеленывала, еле перепеленала»; «Рыла свинья тупорыла, белорыла; Весь двор перерыла, вырыла полрыла»; «Карл-Клара».

Запись в схему:

слова

— сходные по звучанию.

У. Какой следующий уровень?

Д. Дальше идет звуковой рисунок. Это ведущий уровень в скороговорке. Мы уже про него записали — повтор трудных звуков (для маленьких) и труднопроизносимых сочетаний звуков (для взрослых).

У. А следующий уровень?

Д. Ритмический рисунок.

У. Вы знаете, что бывает стихотворный и прозаический ритм. Какой в скороговорке? Скороговорки сочиняют стихами или прозой?

Д. (наперебой). Стихами. Прозой.

У. Как по записи можно отличить стихи от прозы?

Д. Стихи пишут столбиком.

У. А как записывают скороговорки?

Д. Все скороговорки записаны длинными строчками, но это все равно могут быть стихи. В них даже рифмы внутренние есть

У. Вообще-то скороговорки могут быть записаны по-разному. Ведь это устное народное творчество, записанное собирателями. И точно так же, как собиратели могли при записи разделить одну скороговорку на отдельные предложения с помощью точек, они могли записать скороговорку или в строчку или в столбик. Так что вид записи нам вряд ли поможет определить где стихи, а где проза. Но есть другой, более важный показатель стихотворного ритма. Какой?

Д. Надо попробовать выделить основную единицу ритма, а если есть, то и дополнительную.

У. Возьмем для примера скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит». Эту скороговорку записывают по-разному. То в две строки, как стихи, то в одну, как прозу. Как и почему ее можно записать в две строки?

Д. Первая строка – «От топота копыт». А вторая – «Пыль по полю летит». Там концы строк рифмуются.

У. Попробуем сделать схему ритмического рисунка (открывает на доске заготовку для схемы).

Учитель под хлопки детей заполняет схему, отмечает конец строки. Обращает внимание детей на то, что в сочетании «по полю» ударение падает на предлог.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

/ /
/ / /

Скороговорки – тренажер для речи

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня существует масса методик для развития речи. И самый древний из них, который тем не менее не утратил своей эффективности – это СКОРОГОВОРКИ.

Они одинаково полезны и для детей, которые только начинают учиться правильно произносить слова, и для взрослых. Например, скороговорки постоянно повторяют перед эфиром дикторы, а также артисты, которые готовятся к выходу на сцену или съемкам в кино и на телевидении.

Определение

Скороговорки — это…

Скороговорки – это одна из разновидностей народного творчества в виде одной-двух фраз или небольшого стихотворения. В них используются сложные сочетания звуков или целые слова, которые не так просто произнести, особенно если делать это быстро. Также скороговорки принято проговаривать вслух, а не про себя.

Примеров скороговорок много, и каждый человек знает хотя бы одну, это точно. Среди самых популярных:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
От топота копыт пыль по полю летит.

История возникновения скороговорок

Скороговорки возникли очень давно, их первыми авторами считаются скоморохи. Эти бродячие артисты путешествовали по городам и селам, где развлекали толпу.

И одним из таких развлечений были труднопроизносимые фразы. Скоморохи, которые долго тренировались, говорили без проблем. А потом просили зрителей повторить. И вот тут начиналась потеха, так как почти все, кто пытались, запинались и говорили совершенно другие слова. И естественно, это вызывало смех и веселье среди зрителей.

То есть изначально скороговорки были развлекательным жанром фольклора, и только спустя какое-то время превратились в элемент образования.

С научной точки зрения скороговорки первым рассмотрел Владимир Даль в 1862 году. Правда, в своих трудах он называл их «чистоговорками», так как, по его мнению, они нужны для чистоты речи. Интересно, что в отличие от загадок и поговорок, которых Даль насчитал свыше 30 тысяч, скороговорок (чистоговорок) у него значилось всего 49. Более того, почти все за исключением пяти, не относились к разряду детских.

Даль

Вот пример «взрослых» скороговорок по Далю:

Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

Стоит стопочка на окошечке, не подъявлена, не выявлена: пришел хват подъявить; подъявил и выявил.

А вот более-менее «детские» скороговорки:

Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!

Кстати, несмотря на небольшое количество детских скороговорок, именно Владимир Даль был первым, кто стал рекомендовать использовать этот жанр в качестве обучения.

Принцип создания скороговорок

Все скороговорки строятся на одном принципе – их должно быть сложно произнести. Для этого используют, например, слова, в которых соседствуют не самые сочетаемые звуки.

Например, «Т» и «К»:

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Или «Д», «Т» и «Р»:

На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова, на траве двора.

Сочетания «С» и «Ш»

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Труднопроизносимые слова

А многие скороговорки и вовсе строятся на принципе «одной буквы». Это помогает, например, логопедам исправить конкретные дефекты в речи пациента.

  1. На букву «М»:

    Не жалела мама мыла.
    Мама Милу мылом мыла.
    Мила мыла не любила,
    Мыло Мила уронила.

  2. На букву «Ш»

    Шесть мышат в камыше шуршат.

  3. На букву «Ч»

    Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Есть еще один принцип построения скороговорок. Надо насытить их сложными словами, которые очень трудно произнести в принципе, и почти невозможно, если говорить быстро. Яркий пример такой скороговорки, который многие знают:

Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали
Ведь не веровали в вероятность вылавировать.
Вот маловеры. Если веровали бы — вылавировали бы.

Девочки

Разновидности скороговорок

Все скороговорки можно поделить на несколько категорий:

  1. Детские и взрослые – про это мы уже рассказали чуть выше, но вот еще по одному примеру.

    Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

    Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.

  2. Короткие и длинные.

    На лозе оса, в лозе коза.

    Командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпорудчика, про подпорудчицу, про подпрапорщика про подпрапорщика про подпрапорщика, а про под прапорщицу про подпрапорщицу про подпрапорщицу промолчал.

  3. В обычной и стихотворной форме.

    Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

    Ехал Грека через реку,
    Видит Грека — в реке рак.
    Сунул Грека руку в реку,
    Рак за руку Грека — цап!

  4. С сюжетом и без него.

    У четырех черепашек четыре черепашонка.

    Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
    Чертили черными чернилами чертеж.

  5. Народные и те, у кого есть конкретный автор – последние стали появляться в начале XX века.

    У Еремы и Фомы кушаки во всю спину широки,
    Колпаки переколпачены, новы,
    Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

    Видишь, смотрят из гнезда —
    Два молоденьких дрозда.
    Клюв покажет первый дрозд,
    А второй покажет хвост.
    (Самуил Маршак)

Польза скороговорок

Скороговорки, как мы уже сказали, в первую очередь предназначены для детей. Это не просто смешные фразы или стихотворения, а очень эффективное средство. Оно помогает развить речь ребенка сразу по нескольким направлениям:

  1. Можно исправить различные дефекты – произношения, формирования звуков или построения слов;
  2. Улучшается подвижность языка и губ, что в свою очередь помогает сделать речь более четкой, так как отчетливо проговаривается практически каждый звук;
  3. Улучшает дикцию — ребенок начинает легко произносить даже сложные слова, и не по слогам, а целиком;
  4. Серьезно обогащается словарный запас. В скороговорках часто используются слова, которые редко можно услышать в повседневном общении.

Помимо речи скороговорки помогают развить слух, внимание и память. Это навыки, которые очень пригодятся ребенку во время обучения в школе. И если он придет уже в первый класс достаточно подготовленным, это поможет легко проходить учебную программу.

Правила

Но скороговорки нужны и взрослым. Например, актерам в театре. Знаменитый Константин Станиславский помимо своего «Не верю» произносил еще очень много фраз, которые стали крылатыми. Вот что он говорил про скороговорки:

«Скороговорки помогают четко произносить отдельные слова и целые фразы. С их помощью надо формировать медленную, преувеличенную речь. А от долгого повторения одних и тех слов, речевой аппарат разрабатывается настолько, что потом может делать это даже в самом быстром темпе. Но нужны постоянные упражнения, и помнить, что сценическая речь невозможна без скороговорок» (К.Станиславский)

Скороговорками пользуются и практически все телевизионные и радио ведущие. Особенно те, кто работает в новостях, так как там нужно читать большие куски текста так, чтобы зрители на слух воспринимали практически каждую букву. Поэтому перед началом эфира каждый ведущий проговаривает все самые известные скороговорки – про Греку с раком, про лавировавшие корабли, про Сашу с сушкой, про топот копыт и многие другие.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как пишутся смешанные числа
  • Как пишутся синонимы через запятую или
  • Как пишутся смайлы
  • Как пишутся символы кириллицы
  • Как пишутся смайлики символами