Как пишутся славянские буквы

Церковнославянский язык в таблицах

Оглав­ле­ние

  • Срав­ни­тель­ная таб­лица гла­го­лицы, кирил­лицы и гре­че­ского алфа­вита
  • Азбука
  • Цер­ков­ный счет
  • Над­строч­ные знаки
  • Слова под тит­лами
  • Знаки пре­пи­на­ния
  • Глагол
  • Накло­не­ния
  • При­ча­стие
  • Место­име­ние
  • Личные место­име­ния и скло­не­ния место­име­ний
  • Неиз­ме­ня­е­мые части речи
  • Син­так­сис
  • Памятка по пере­воду цер­ков­но­сла­вян­ских тек­стов
  • Само­сто­я­тель­ная работа
  • Основ­ные язы­ко­вые поня­тия

Срав­ни­тель­ная таб­лица гла­го­лицы, кирил­лицы и гре­че­ского алфа­вита

Гла­го­лица Кирил­лица Греч. алфа­вит Звук Гла­го­лица Кирил­лица Греч. алфа­вит Звук
А α а Ф φ ф
Б β б Х χ х
В в Ц ц
Г γ г Ч ч҆
Д δ д Ш ш҆
Е ε е Щ ш҆т
Ж ж҆ Ъ (ер)
Ѕ ζ ∂͡з Ⱏ Ⰹ,  ⰟⰋ Ы,   ЪИ ы
И и Ь (ерь)
Ⰹ Ⰺ І ι и Ѣ (ять)
Ђ г҆ Ю υ ю
К κ к ja
Л λ л Ѥ je
М μ м Ѧ
Н ν н Ѩ je̯
О ο о Ѫ Ԛ
П π п Ѭ
Р ρ р Ѯ ξ кс
С σ, ς с Ѱ ψ пс
Т τ т Ѳ ϑ т
Ѹ, ꙋ у Ѷ, Ѵ υ и
З з Ѿ ω о

Азбука

буква назва­ние про­из­но­ше­ние осо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния
А, а а́з [а]
Б, б бу́ки [б]
В, в ве́ди [в]
Г, г глаго́л [г] а҆́гг҃лъ [ангел], но а҆́ггелъ [аггел] — искл.
Д, д добро́ [д]
Е е є есть [е] е — есть про­стое пишется в сере­дине и конце слова;

є — есть якор­ное пишется:

1) в начале слова: є҆стество̀, є҆ли́цы:

2) в сере­дине слова для отли­чия форм мн. и дв. числа от форм ед. числа:

ѿве́рзи двє́ри (мн., В.)-

ср.: оу҆́ две́ри (ед., Р.);

3) в окон­ча­нии Р.п. мн.ч. 1 скл. мяг­кого типа: крає́вб;

4) в Им.п. мн.ч. сущ‑х 1 скл., окан­чи­ва­ю­щихся на -: ей: фарисе́є

Ж, ж живе́те [ж]
Ѕ, ѕ зе́ло [з] Встре­ча­ется только в словах: ѕве́рь, ѕвѣзда̀, ѕѣ́лїе, ѕло̀, ѕмі́й, ѕѣлѡ̀ , а также в словах, обра­зо­ван­ных от них: ѕвѣзди́ца
З, з земля́ [з]
И, и и́же,

и́-вось­ме­рич­ное

[и] и— и‑восьмеричное пишется перед соглас­ными: и҆́мѧ, лицѐ
буква назва­ние про­из­но­ше­ние осо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния
Ї, ї и-деся­те­рич­ное [и] ї — и‑десятеричное пишется:

1) перед глас­ными: і҆ере́й, Їисꙋ́съ;

2) перед соглас­ными в неко­то­рых гре­че­ских словах: хїтѡ́нъ, і҆рмо̀съ;

3) в двух сла­вян­ских словах: вїно и мі́ръ (в зна­че­нии “твар­ный мир”). Раз­ли­чай ми́ръ — вышний, горний и мі́ръ — земной, падший

К, к ка́ко [к]
Л, л лю́дие [л]
М, м мысле́те [м]
Н, н наш [н]
Ѻ, ѻ, о он [о] о — о‑узкое или поль­ское упо­треб­ля­ется только в сере­дине и конце слова: сло́во;

ѻ — о‑широкое:

1) в начале слова: ѻ҆́чи, ѻ҆на̀;

2) после при­ставки: соѻбще́нїе;

3) в составе слож­ного слова: многоѻчи́тїи;

4) в слове: Їѻрда́нъ

П, п поко́й [п]
Р, р рцы [р]
С, с сло́во [с]
Т, т тве́рдо [т]
Оу, оу, ꙋ ук [у] оу — о́ник пишется в начале слова: оу҆чи́тель;

пишется в сере­дине или на конце слова: пу́ть, є҆мꙋ̀

буква назва­ние про­из­но­ше­ние осо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния
Ф, ф ферт [ф] упо­треб­ля­ется в ряде гре­че­ских слов на месте гре­че­ской буквы φ: фелѡ́нь
Х, хер [х]
Ц, ц цы [ц]
Ч, ч червь [ч]
Ш, Ш ша [ш]
Щ, щ шта [щ]
ъ ер не имеет звука Упо­треб­ля­ется для обо­зна­че­ния твер­до­сти преды­ду­щего соглас­ного: ѡ҆бъѧ́тїе.

Иногда заме­ня­ется знач­ком ̾ (ерок): ѡ҆б̾ѧтїе

ы еры́ [ы] Иногда исполь­зу­ется для отли­чия форм мн. и дв. ч. от ед. ч.:

на со́нъ грѧдꙋ́щымъ; (мн.ч. Д.п.)

дꙋша́мъ на́шымъ; (мн.ч. Д.п.)

ь ерь; не имеет звука Упо­треб­ля­ется для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти преды­ду­щего соглас­ного: сꙋдьба̀
ѣ ять; [е] Пишется в соот­вет­ствии с эти­мо­ло­гией в неко­то­рых

корнях и окон­ча­ниях, а также в суф­фик­сах пре­вос­ход­ной

сте­пени при­ла­га­тель­ных: пѣ́нїе, честнѣ́йшаѧ

Ю, ю ю [ю]
Ꙗ, ꙗ я, аз-йоти́-

рован­ный

[я] Пишется в начале слова. Исклю­че­ния:

ѧ҆зы́къ — в зна­че­ниях “часть тела” , “дар речи”

(но: ꙗ҆зы́къ в зна­че­нии “народ”;

место­име­ние: ꙗⷤ (В.п., мн. или дв.ч.) — “их”).

Ѡ, ѡ

Ѽ, ѽ

оме́га [о] ѡ пишется:

1) в при­став­ках и пред­ло­гах ѡ‑, ѡб-: ѡ҆чище́нїе, ѡ҆ грѣсѣ́хъ, ѡ́бъѧ́ти

2) в словах, заим­ство­ван­ных из греч. языка на месте греч. буквы ѡ (оме́га): канѡ́нъ, сі́мѡнъ;

3) на конце наре­чий и нареч­ных слов,

буква назва­ние про­из­но­ше­ние осо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния
отве­ча­ю­щих на вопрос как?: ꙗⷯkѡ, та́кѡ, моли́твеннѡ.

4) в сере­дине слова отли­чает мн. и дв. число от ед.: беззакѡ́нїѧ моѧ̑ (И.п., мн.ч.), ср.:

ѿ беззако́нїѧ моегѡ́ (Р.п., ед.ч.);

5) в заим­ство­ван­ных именах соб­ствен­ных: Мѡѵсе́й.

ѽ особо начер­ты­ва­ется в меж­до­ме­тиях “ѽ!”, “ѽле!”: Ѽле страш­ного таин­ства!

Ѿ, ѿ от [от] Упо­треб­ля­ется в пред­ло­гах и при­став­ках: ѿтпꙋща́еши, ѿт мене́
Ѧ, ѧ юс малый [я] Пишется в сере­дине и конце слова: всѧ́къ. Исклю­че­ния см. на букву

Иногда упо­треб­ля­ется для раз­ли­че­ния форм мно­же­ствен­ного числа от форм

един­ствен­ного числа: дꙋ́шы на́шѧ

Ѯ, ѯ кси [кс] Упо­треб­ля­ется только в греч. заим­ство­ван­ных словах на месте греч. буквы: ѯ: Алеѯа́ндръ
Ѱ, ѱ пси [пс] Упо­треб­ля­ется только в заим­ство­ван­ных словах на месте греч. буквы: ѱ: ѱалѡ́мъ
Ѳ, ѳ фита́ [ф] Упо­треб­ля­ется только в заим­ство­ван­ных словах на месте греч. буквы Θ ѳимїа́мъ
Ѵ, ѵ

ѷ

и́жица [и]

[в]

Упо­треб­ля­ется только в заим­ство­ван­ных словах.

[и] — если над ней стоит знак ѵ҆, ѵ́, ѷ, Мѡѷсе́й, ѵ҆ссѡ́пъ;

[в] — если перед ней стоит буква а или є и над ней нет над­строч­ных знаков: Па́ѵелъ

Цер­ков­ный счет

числа про­стые состав­ные
состав­ле­ние числа при­меры
1–19 Еди­ницы:

1 — а҃  (еди́н)

2 — в҃  (два)

3 — г҃  (три)

4 — д҃  (четы́ре)

5 — є҃  (пять)

6 — ѕ҃  (шесть)

7 — з҃  (седмь)

8 — и҃  (о́семь)

9 — ѳ҃ (де́вять)

10 — і҃ (де́сять)

1 + 10 = 11

а҃ + і҃ = а҃і

(еди́н + де́сять =

единона́десять)

11 — а҃і (единона́десять)

12 — в҃і (двана́десять)

13 — г҃і (трина́десять)

14 — д҃і (четырена́десять)

15 — є҃і (пятьна́десять)

16 — ѕ҃і (шестьна́десять)

17 — з҃і (семьна́десять)

18 — и҃і (осмьна́десять)

19 — ѳ҃і (девятьна́десять)

20–99 Десятки:

20 — к҃  (два́десять)

30 — л҃  (три́десять)

40 — м҃  (четы́редесять)

50 — н҃  (пятьдеся́т)

60 — ѯ҃  (шестьдеся́т)

70 — ѻ҃  (се́дмьдесят)

80 — п҃  (о́смьдесят)

90 — ч҃ (де́вятьдесят)

20 + 1 = 21

к҃ + а҃ = к҃а

(два́десять + еди́н =

два́десять еди́н)

21 — к҃а (два́десять еди́н)

32 — л҃в (три́десять два)

43 — м҃г (четы́редесять три)

54 — н҃д (пятьдеся́т четы́ре)

65 — ѯ҃є (шестьдеся́т пять)

76 — ѻ҃ѕ (се́дмьдесят шесть)

87 — п҃з (о́смьдесят седмь)

98 — ч҃и (де́вятьдесят о́семь)

числа про­стые состав­ные
состав­ле­ние числа при­меры
100–900 Сотни:

100 — р҃  (сто)

200 — с҃  (две́сти)

300 — т҃  (три́ста)

400 — у҃  (четы́реста)

500 — ф҃  (пятьс́от)

600 — х҃  (шестьсо́т)

700 — ѱ҃  (седмьсо́т)

800 — ѡ҃  (осемьсо́т)

900 — ц҃ (девятьсо́т)

100 + 20 + 1 = 121

р҃ + к҃ + а҃ = рк҃а

(сто два́десять еди́н)

232 — сл҃в
(две́сти три́десят два)

456 — ун҃ѕ

(четы́реста пятьдеся́т шесть)

705 — ѱ҃є (седмьсо́т пять)

909 — ц҃ѳ (девятьсо́т де́вять)

1000 —

1 000000000

1000 —  а҃  (ты́сяща)

2000 —  в҃  (две ты́сящи)

3000 —  г҃  (три ты́сящи)

10000 —  і҃, Tma - Церковнославянский язык в таблицах

(де́сять ты́сящ, тма)

40000 —  м҃

(четы́редесять ты́сящ)

100000 —  р҃, Legeon - Церковнославянский язык в таблицах

(легео́н, несве́дь)

900000 —  ц҃

(девятьсо́т ты́сящ)

1 000000 —  р҃,  а҃,  Leodr - Церковнославянский язык в таблицах

(лео́др)

10 000000 — Vran - Церковнославянский язык в таблицах

(вран)

100 000000 — Koloda - Церковнославянский язык в таблицах

(коло́да)

1000 000000 — Tma Tem - Церковнославянский язык в таблицах

(тма тем)

1000 + 900 + 90

   + 9 = 1999

 а҃ + ц҃ + ч҃ + ѳ҃

   = ацч҃ѳ

(еди́на ты́сяща

девятьсо́т девя-

но́сто де́вять)

2345 — втм҃ є
(две ты́сящи три́ста

четы́редесять пять)

10345 — ітм҃ є
(де́сять ты́сящ три́ста

четы́редесять пять)

Допол­не­ние 1.

Состав­ные цифры запи­сы­ва­ются в порядке назы­ва­ния чисел:двана́десять = в҃і, пятьдеся́т шесть = н҃ѕ

Допол­не­ние 2.

При обра­зо­ва­нии чисел с нуле­вым зна­че­нием 0 в цифре опус­ка­ется:104 = р҃д

Допол­не­ние 3.

В состав­ных числах знак титла всегда ста­вится над второй цифрой от конца: в҃і, сл҃в, врм҃е

Допол­не­ние 4.

Пере­вод лето­ис­чис­ле­ния от Сотво­ре­ния мира на совре­мен­ное лето­ис­чис­ле­ние (от Рож­де­ства Хри­стова):

год от Сотво­ре­ния мира — 5508 = ?

ѕф҃ѕ — 5508 = цч҃и

Допол­не­ние 5.

  1 2 3 4 5 6 7 8 9
Еди­ницы а҃ в҃ г҃ д҃ є҃ ѕ҃ з҃ и҃ ѳ҃
Десятки і҃ к҃ л҃ м҃ н҃ ѯ҃ ѻ҃ п҃ ч҃
Сотни р҃ с҃ т҃ у҃ ф҃ х҃ ѱ҃ ѡ҃, ѿ҃ ц҃

Допол­не­ние 6.

Над­строч­ные знаки

знак назва­ния осо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния
Уда­ре­ния: ́ оксия

(острое

уда­ре­ние)

1. ста­вится над удар­ным глас­ным в начале и сере­дине слова: сотвори́ти

2. ста­вится над удар­ным глас­ным в конце слова, если после него стоит другое слово, не име­ю­щее соб­ствен­ного уда­ре­ния (бо, ли, же, мѧ, ми, тѧ, ти, сѧ, си, ны):

бж҃е, бж҃е, мо́й вонми́ ми

̀ вария

(тупое

уда­ре­ние)

ста­вится в слове, окан­чи­ва­ю­щемся на удар­ный глас­ный: молѝ тебѣ̀

(искл. см. выше)

̑ камора

(обле­чен­ное

уда­ре­ние)

помо­гает отли­чить формы мн. и дв. числа от форм ед. числа:

ца́рь (ед.И.) — ца̑рь (мн.Р.)

царѧ́ (ед.Р.) — царѧ̑ (дв.И или Р.)

При­ды­ха­ние: ҆ зва­тельцо

(про­стое

при­ды­ха­ние)

ста­вится над глас­ным, сто­я­щим в начале слова: а҆ллилꙋ́їа

(звука не имеет, т.к. заим­ство­ван из греч. языка, где подоб­ные знаки не имели про­из­но­ше­ния)

При­ды­ха­ние + уда­ре­ние ҆́ исо ста­вится в словах, начи­на­ю­щихся с удар­ного глас­ного: ѻ҆́н, а҆́зъ
҆̀ апо­строф ста­вится в словах, состо­я­щих из одного глас­ного звука:

є҆̀(мест. его — ср.В.), ю҆̀(мест. её — ж.В.)

Титло (сокра­ще­ние) ҃ про­стое титло упо­треб­ля­ется для сокра­ще­ния слов, обо­зна­ча­ю­щих свя­щен­ные поня­тия.

Ср.: бг҃ъ (Бог)бо́гъ (идол); а҆́гг҃лъ (ангел, чита­ется [ангел]) — а҆́ггелъ (падший ангел, чита­ется [аггел])

бук­вен­ные титла
добро-титло бцⷣа (Бого­ро­дица)
ⷢ҇ гла­голь-титло єѵⷢ҇лїе (Еван­ге­лие)
ⷪ҇ он-титло прⷪ҇ро́къ (пророк)
ⷬ҇ рцы-титло имⷬ҇къ (имярек)
ⷭ҇ слово-титло крⷭ҇тъ (крест)

    Иногда в сла­вян­ских текстах можно встре­тить знак “кавы́ки”: ꙾ѻ҆на́гри꙾.“Кавыки” — это знак сноски. Внизу стра­ницы поме­ща­ется тол­ко­ва­ние непо­нят­ного слова: ꙾ди́кїе ѻ҆слы̀꙾

Слова под тит­лами

а҆́гг҃лъ — ангел єѵⷢ҇лїе — Еван­ге­лие прⷭ҇нѡ — присно
а҆рха́гг҃лъ — архан­гел имⷬ҇къ — имярек прⷭ҇то́лъ — пре­стол
а҆п҃лъ, аптⷭ҇олъ — апо­стол і҆ерⷭ҇ли́мъ — Иеру­са­лим пррⷪ҇о́къ — пророк
бг҃ъ — Бог і҆и҃ль — Изра­иль ржⷭ҇тво̀ — Рож­де­ство
бж҃е — Боже і҆и҃съ — Иисус сп҃съ — Спас
бл҃гъ — благ крⷭ҇тъ — крест ст҃ъ — Свят
бл҃же́нъ — блажен кн҃зь — князь ст҃ль — свя­ти­тель
бл҃гче́стїе — бла­го­че­стие лб҃вь — любовь сщ҃е́нникъ — свя­щен­ник
бцⷣа — Бого­ро­дица мр҃і́а — Мария срⷣце — сердце
вл҃ка, влⷣка — Вла­дыка мт҃рь — Матерь сл҃ва — слава
влⷣчца — Вла­ды­чица мт҃и — Мати сн҃ъ — Сын
влⷣчество — вла­ды­че­ство млⷭ҇ть — милость стрⷭ҇ть — страсть
воскрⷭ҇нїе — вос­кре­се­ние млⷭ҇рдїе — мило­сер­дие трⷭ҇тъ — Три­свят
гдⷭ҇ь — Гос­подь млⷭ҇тынѧ — мило­стыня трⷪ҇ца — Троица
гдⷭ҇ень — Гос­по­день млⷣнецъ — Мла­де­нец трⷪ҇ченъ — тро­и­чен
гдⷭ҇и́нъ — гос­по­дин мрⷣость — муд­рость оу҆чн҃и́къ — ученик
гдⷭ҇тво — гос­под­ство мч҃никъ — муче­ник оу҆чт҃ель — Учи­тель
гдⷭ҇рь — госу­дарь мцⷭ҇ъ — месяц хрⷭ҇то́съ — Хри­стос
гл҃ъ, гл҃го́лъ — глагол нб҃о — небо цр҃ь — Царь
дв҃а — Дева нбⷭ҇ный — небес­ный црⷭ҇тво — Цар­ство
дв҃ство — дев­ство нн҃ѣ — ныне цр҃ковь — Цер­ковь
дв҃дъ — Давид ѻ҆ц҃ъ — Отец чтⷭ҇ь — честь
дн҃ь — день ѻ҆́ч҃е — Отче чтⷭ҇нѣ́йшаѧ — Чест­ней­шая
дш҃а̀ — душа првⷣнъ — пра­ве­ден чл҃къ, чл҃вѣ́къ — Чело­век
дх҃ъ — Дух прⷣте́ча — Пред­теча чл҃вѣ́ческїй — чело­ве­че­ский
дх҃о́вный — духов­ный премⷣрость — Пре­муд­рость чтⷭ҇ъ — чист
є҆пⷭ҇копъ — епи­скоп прест҃а́ѧ — Пре­свя­тая ѡ҆чтⷭ҇ити — очи­стити
є҆пⷭ҇копство — епи­скоп­ство прпⷣбенъ — пре­по­до­бен
є҆стⷭ҇во̀ — есте­ство

Знаки пре­пи­на­ния

знак назва­ние осо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния при­меры
, запя­тая = ‚
(соот­вет­ствует совре­мен­ной запя­той, т.е. упо­треб­ля­ется для смыс­ло­вого чле­не­ния пред­ло­же­ния и выде­ле­ния его основ­ных частей)
Жи́въ гдⷭ҇ь, н҆ бл҃гослове́нъ бг҃ъ, и҆ да вознесе́тсѧ бг҃ъ сп҃се́нїѧ моегѡ̀. (Пс. 17, 47)
. 1) точка про­стая 1) = .
(соот­вет­ствует совре­мен­ной точке)
Гдⷭ҇и, поми́лꙋй мѧ̀.
2) точка малая 2) ≈ ;
(сле­ду­ю­щее после малой точки пред­ло­же­ние начи­на­ется со строч­ной буквы; в этом случае точка обычно обо­зна­чает конец пред­ло­же­ния внутри биб­лей­ского стиха)
Во всю̀ зе́млю и҆зы́де вѣща́нїе и҆́хъ, и҆ въ концы̀ вселе́нныѧ глаго́лы и҆́хъ. въ со́лнцѣ положѝ селе́нїе своѐ. (Пс. 18, 5)
: двое­то­чие 1) = :
(соот­вет­ствует совре­мен­ному двое­то­чию)
Но стра́хомъ зове́мъ въ полꙋ́нощи: ст҃ъ, ст҃ъ, ст҃ъ є҆си́ бж҃е.
(3‑й тро­парь полу­нощ­ницы)
2) = ;
(упо­треб­ля­ется в зна­че­нии точки с запя­той)
На тѧ̀ гдⷭ҇и оу҆пова́хъ, да не постыжꙋ́сѧ во вѣ́къ: пра́вдою твое́ю и҆зба́ви мѧ, и҆ и҆зми́ мѧ. (Пс. 70, 1)
3) = …
(в зна­че­нии совре­мен­ного мно­го­то­чия)
Слава: (= Сла́ва ѻ҆ц҃ꙋ̀ и҆ сн҃ꙋ и҆ ст҃о́мꙋ дх҃ꙋ)
; “вопро­си­тель­ная” = ?
(соот­вет­ствует совре­мен­ному знаку вопроса)
Что́ бо мѝ є҆́сть на нб҃си; и҆ ѿ тебѐ что̀ восхотѣ́хъ на землѝ; (Пс. 72, 25)
! “вос­кли­ца­тель­ная” = !
(соот­вет­ствует совре­мен­ному вос­кли­ца­тель­ному знаку)
Ко́ль возлю́блєнна селє́нїѧ твоѧ̑ гдⷭ҇и си́лъ! (Пс.83:1)

Глагол

Накло­не­ния

1. Услов­ное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние

Обо­зна­чает дей­ствия, жела­е­мые или воз­мож­ные при опре­де­лен­ных усло­виях.

Обра­зо­ва­ние: дей­стви­тель­ное при­ча­стие вспо­мо­га­тель­ный глагол
про­шед­шего вре­мени с + бы́ти
с суф­фик­сом l zirkumflex 1 - Церковнославянский язык в таблицах + ▯ рода в аори­сте
(вы́) зна́ли бы́сте
ед. число мн. число дв. число
1 лицо не́слъ бы́хъ неслѝ бы́хомъ несла̑ бы́хова
2 лицо не́слъ бы́ неслѝ бы́сте несла̑ бы́ста
3 лицо не́слъ бы́ неслѝ бы́ша несла̑ бы́ста

При­ме­ча­ние 1: Для форм 2‑го и 3‑го л. ед. ч. вспо­мо­га­тель­ный глагол бы́ти не имеет зву­ко­вой добавки -сть:

(ѻ҆но̀) бы́сть (изья­ви­тель­ное накло­не­ние, аорист) = (оно) было
(ѻ҆но̀) спасло̀ бы̀ (услов­ное накло­не­ние) = (оно) спасло бы

При­ме­ча­ние 2: Формы 2‑го лица ед. числа иногда обра­зу­ются с добав­ле­нием гла­гола-связки насто­я­щего вре­мени є҆сѝ:

Ѧ҆́ще бы вѣ́дала є҆сѝ да́ръ бж҃їй… ты̀ бы проси́ла ᲂу негѡ̀ и҆ да́лъ бы тѝ во́дꙋ жи́вꙋ. = Если бы ты знала дар Божий, то ты бы про­сила у Него, и (Он) дал бы тебе. (Ин.4.10)
Ꙗ҆́кѡ а҆́ще бы восхотѣ́лъ є҆си́ же́ртвы, да́лъ бы́хъ ᲂу҆́бо. = Ибо если бы (Ты) поже­лал жертвы, то (я) дал бы Тебе. (Пс.50.18)

При­ме­ча­ние 3: При­зна­ком услов­ного накло­не­ния явля­ется слово а҆́ще (если) в соче­та­нии с гла­го­лом бы́ти в аори­сте:

А҆́ще бы вѣ́далъ господи́нъ хра́мины, въ кі́й ча́съ та́ть прїи́детъ, бдѣ́лъ ᲂу҆́бо бы. = Если бы знал хозяин дома, в какой час придет вор, то бодр­ство­вал бы.

Однако слово а҆́ще упо­треб­ля­ется не только в услов­ном накло­не­нии:

А҆́ще не гⷭ҇дь сози́ждетъ гра́дъ, всꙋ́е трꙋди́шасѧ зи́ждꙋщїи. = Если не Гос­подь сози­дает город, зря тру­ди­лись стро­и­тели.

2. Пове­ли­тель­ное накло­не­ние

По зна­че­нию мало отли­ча­ется от рус­ского, обо­зна­чая просьбу, мольбу, приказ. Упо­треб­ля­ется прежде всего во 2‑м лице.*

ед. число мн. число дв. число
1 лицо
2 лицо несѝ, просѝ неси́те, проси́те неси́та, проси́та
3 лицо**

* В древ­не­цер­ков­но­сла­вян­ском языке были формы для 3‑го лица (сейчас они утра­чены, кроме гла­гола бы́ти
в форме 1‑го л., ед. ч. — бꙋ́ди).

** Для форм 1‑го и 3‑го лицы обычно упо­треб­ля­ются так назы­ва­е­мое жела­тель­ное накло­не­ние, кото­рое обра­зу­ется по схеме:

частица да + или глагол несо­вер­шен­ного вида в насто­я­щем вре­мени = да бꙋ́детѣ
глагол совер­шен­ного вида в про­стом буду­щем вре­мени = да бꙋ́детѣ
ед. число мн. число дв. число
1 лицо да поми́лꙋю да поми́лꙋемъ да поми́лꙋева
2 лицо да поми́лꙋеши да поми́лꙋете да поми́лꙋета
3 лицо да поми́лꙋетъ да поми́лꙋютъ да поми́лꙋета

…да св҃ти́тсѧ и҆́мѧ твоѐ, да прїи́детъ ца́рствїе твоѐ, да бꙋ́детъ во́лѧ твоѧ̀…

*** Часто кон­струк­ция да + глагол упо­треб­ля­ется в при­да­точ­ных пред­ло­же­ниях цели.

3. Изъ­яви­тель­ное накло­не­ние

Основ­ное повест­во­ва­тель­ное накло­не­ние.

Именно оно обла­дает бога­той систе­мой времен, кото­рую можно пред­ста­вить так:

Насто­я­щее время (только для гла­го­лов несо­вер­шен­ного вида)
(что делати?) вѣ́дати
Буду­щее время 1. про­стое (только для гла­го­лов совер­шен­ного вида)
(что сделаю?) повѣ́даю
2. слож­ное (только для гла­го­лов несо­вер­шен­ного вида; тре­бует вспо­мо­га­тель­ного слова)
(что буду делати?) бꙋ́дꙋ вѣ́дати
Про­шед­шее время 1. Про­стые:
1) Аорист (одно­крат­ное, повест­во­ва­тель­ное прош. время)
(что сделал?) повѣ́да

2) импер­фект (мно­го­крат­ное)
(что делал?) вѣ́даше
2. Слож­ные:
1) пер­фект (оче­вид­ное, совер­шен­ное прош. время)
(что сделал?) повѣ́дал е҆́сѝ

2) плюс­квам­пер­фект (дав­но­про­шед­шее время)
(что делал?) вѣ́дал бѣ̀

Система времен в цер­ков­но­сла­вян­ском языке

Насто­я­щее время
(только для гла­го­лов несо­вер­шен­ного вида)
(что делати?) зна́ти
Буду­щие вре­мена
↙ ↘
про­стое
(только для гла­го­лов
совер­шен­ного вида)

(что сделаю?) позна́ю
слож­ное
(для гла­го­лов несо­вер­шен­ного вида;
тре­бует вспо­мо­га­тель­ного слова)

(что буду делати?) бꙋ́дꙋ зна́ти
аорист
(одно­крат­ное пр. вр.)
(что сделал?)
позна̀
импер­фект
(мно­го­крат­ное пр. вр.)
(что делал?)
познава́ше
пер­фект
(оче­вид­ное пр. вр.)
(что сделал?)
позна́лъ є҆сѝ
плюс­квам­пер­фект
(пре­про­шед­шее вр.)
(что делал?)
позна́лъ бѣ̀

* Про­стые про­шед­шие вре­мена

Аорист (повест­во­ва­тель­ное, одно­крат­ное прош. вр.) обо­зна­чает еди­нич­ное дей­ствие в про­шлом, кото­рое завер­шено, не повто­ря­ется и не соот­но­сится с насто­я­щим. Это наи­бо­лее часто упо­треб­ля­ю­ще­еся про­шед­шее время. Обра­зу­ется в основ­ном от гла­го­лов совер­шен­ного вида. А҆́зъ ре́хъ: гдⷭ҇и, поми́лꙋй мѧ̀.
Импер­фект (мно­го­крат­ное прош. вр.) обо­зна­чает дли­тель­ное или повто­ряв­ше­еся дей­ствие в про­шлом. Обра­зу­ется в основ­ном от гла­го­лов несо­вер­шен­ного вида.
Менѐ жда́ша грѣ̑шницы погꙋби́ти мѧ̀. Вразѝ моѝ помышлѧ́хꙋ зла̑ѧ мнѣ̀.

** Слож­ные (состав­ные, ана­ли­ти­че­ские) про­шед­шие вре­мена

Пер­фект (оче­вид­ное, совер­шен­ное прош. вр.) обо­зна­чает дей­ствие в про­шлом, резуль­тат кото­рого оче­ви­ден в насто­я­щем, пока­зы­вает дей­ствие не как про­цесс, а кон­ста­ти­рует сам факт дей­ствия: …ꙗ҆́кѡ сп҃са родила̀ є҆сѝ дш҃ъ на́шихъ.
Плюс­квам­пер­фект (пред­про­шед­шее, дав­но­про­шед­шее время) обо­зна­чает дей­ствие, пред­ше­ство­вав­шее дру­гому дей­ствию в про­шлом.
Прїѧ́лъ бѣ̀ гдⷭ҇ь распѧ́тїе и҆ сме́рть и҆ в̾ тре́тїй де́нь воскрⷭ҇лъ є҆́сть.

Спря­же­ние гла­гола бы́ти

Насто­я­щее время:

ед. число мн. число дв. число
1 лицо є҆́смь є҆смы̀ є҆сва̀
2 лицо є҆сѝ є҆стѐ є҆ста̀
3 лицо є҆́сть сꙋ́ть є҆ста̀

Обра­зо­ва­ние отри­ца­тель­ной формы насто­я­щего вре­мени гла­гола бы́ти:
не + є҆́сть = нѣ́сть:

ед. число мн. число дв. число
1 лицо нѣ́смь нѣсмы̀ нѣсва̀
2 лицо нѣ́си нѣстѐ нѣста̀
3 лицо нѣ́сть нѣсꙋ́ть нѣста̀

Буду­щее время:

ед. число мн. число дв. число
1 лицо бꙋ́дꙋ бꙋ́демъ бꙋ́дева
2 лицо бꙋ́деши бꙋ́дете бꙋ́дета
3 лицо бꙋ́детъ бꙋ́дꙋтъ бꙋ́дета

Про­шед­шее время:

1) аорист

ед. число мн. число дв. число
1 лицо бы́хъ бы́хомъ бы́хова
2 лицо бы́(сть)* бы́сте бы́ста
3 лицо бы́(сть)* бы́ша бы́ста

2) импер­фект

ед. число мн. число дв. число
1 лицо бѧ́хъ бѧ́хомъ бѧ́хова
2 лицо бѧ́ше бѧ́сте бѧ́ста
3 лицо бѧ́ше бѧ́хꙋ бѧ́ста

особая (сред­няя) форма от импер­фекта

ед. число мн. число дв. число
1 лицо бѣ́хъ бѣ́хомъ бѣ́хова
2 лицо бѣ̀ бѣ́сте бѣ́ста
3 лицо бѣ̀ бѣ́ша/бѣ́хꙋ бѣ́ста

* В формах аори­ста 2 и 3 лица -сть явля­ется зву­ко­вой добав­кой и может отсут­ство­вать: бы́сть = бы̀

Спря­же­ние гла­го­лов в цер­ков­но­сла­вян­ском языке

I. Насто­я­щее время
(только для гла­го­лов несо­вер­шен­ного вида)
Таб­лица № 1. Спря­же­ние гла­го­лов нес-тѝ (1 спр.) и носи́-ти (2 спр.)
ед. число мн. число дв. число
1 спр. 1 лицо нес-ꙋ̀ нес-е́мъ нес-е́ва
2 лицо нес-е́ши нес-е́те нес-е́та
3 лицо нес-е́тъ нес-ꙋ́тъ нес-е́та
1 спр. 1 лицо нош-ꙋ̀ но́с-имъ но́с-ива
2 лицо но́с-иши но́с-ите но́с-ита
3 лицо но́с-итъ но́с-ѧтъ но́с-ита

Таб­лица № 2. Спря­же­ние гла­го­лов бы́ти, да́ти, ꙗ́сти, вѣ́дѣти, и҆́мати/и҆мѣ́ти

ед. число мн. число дв. число
бы́ти 1 лицо є҆́смь є҆смы̀ є҆сва̀
2 лицо є҆сѝ є҆стѐ є҆ста̀
3 лицо є҆́сть сꙋ́ть є҆ста̀
да́ти 1 лицо да́мъ да́мы да́ва
2 лицо да́си да́сте да́ста
3 лицо да́стъ дадꙋ́тъ и дадѧ́тъ да́ста
ꙗ́сти 1 лицо ꙗ҆́мъ ꙗ҆́мы ꙗ҆́ва
2 лицо ꙗ҆́си ꙗ҆́сте ꙗ҆́ста
3 лицо ꙗ҆́стъ ꙗ҆дѧ́тъ ꙗ҆́ста
вѣ́дѣти 1 лицо вѣ́мъ вѣ́мы вѣ́ва
2 лицо вѣ́си вѣ́сте вѣ́ста
3 лицо вѣ́сть вѣ́дѧтъ вѣ́ста
и҆́мати/и҆мѣ́ти 1 лицо и҆́мамъ и҆́мамы и҆́мава
2 лицо и҆́маши и҆́мате и҆́мата
3 лицо и҆́мать и҆́мꙋтъ и҆́мата

II. Буду­щее время

1. Про­стое буду­щее
(только для гла­го­лов совер­шен­ного вида)
= соврем. рус. насто­я­щее время от гла­го­лов соверш. вида
(что сделаю?) понесꙋ̀ (что сделаю?) понесу

Таб­лица № 3. Спря­же­ние гла­гола нестѝ (1 спр.) в про­стом буду­щем вре­мени

ед. число мн. число дв. число
1 лицо понес-ꙋ̀ понес-е́мъ понес-е́ва
2 лицо понес-е́ши понес-е́те понес-е́та
3 лицо понес-е́тъ понес-ꙋ́тъ понес-е́та
2. Слож­ное буду­щее
(только для гла­го­лов несо­вер­шен­ного вида)
Обра­зо­ва­ние: неопре­де­лен­ная форма гла­гола несов. вида (что делати?)
нестѝи҆́мати (дол­жен­ство­ва­ние)

хотѣ́ти (жела­тель­ность)

в формах
насто­я­щего
вре­мени
нача́ти (начи­на­тель­ность)

бы́ти (ней­траль­ное)

в формах
про­стого
буду­щего
вре­мени
и҆́маши нестѝ (ты будешь нести обя­за­тельно)
хо́щетъ сꙋди́ти (он будет судить по своей воле)
начнꙋ̀ спаса́тисѧ (я начну спа­саться)
бꙋ́дева вѣ́дати (мы вдвоем будем знать)

Таб­лица № 4. Спря­же­ние гла­го­лов нести́/носѝти в слож­ном буду­щем вре­мени со зна­че­нием жела­тель­но­сти

ед. число мн. число дв. число
1 лицо хощꙋ̀
нести́/носѝти
хо́щемъ
нести́/носѝти
хо́щева
нести́/носѝти
2 лицо хо́щеши
нести́/носѝти
хо́щете
нести́/носѝти
хо́щета
нести́/носѝти
3 лицо хо́щетъ
нести́/носѝти
хо́щꙋтъ
нести́/носѝти
хо́щета
нести́/носѝти

III. Про­шед­шее время

1. Аорист (одно­крат­ное, повест­во­ва­тель­ное)

ед. число мн. число дв. число
1 спр. (с осно­вой 1 лицо принес-о́хъ при­несо́-хомъ принес-о́хова
на соглас­ный) 2 лицо принес-ѐ принес-о́сте принес-о́ста
принес-тѝ 3 лицо принес-ѐ принес-о́ша принес-о́ста
2 спр. (с осно­вой 1 лицо проглаго́ла-хъ проглаго́ла-хомъ проглаго́ла-хова
на глас­ный) 2 лицо проглаго́ла проглаго́ла-сте проглаго́ла-ста
проглаго́ла-ти 3 лицо проглаго́ла проглаго́ла-ша проглаго́ла-ста

2. Импер­фект (мно­го­крат­ное)

ед. число мн. число дв. число
1 тип (с осно­вой 1 лицо глаго́ла-хъ глаго́ла-хомъ глаго́ла-хова
на -а, ‑ѧ): 2 лицо глаго́ла-ше глаго́ла-сте глаго́ла-ста
глаго́ла-тѝ 3 лицо глаго́ла-ше глаго́ла-хꙋ глаго́ла-ста
2 тип (с осно­вой
на согл.): н҆́д-тѝ или
1 лицо и҆д-ѧ́хъ/
хот-ѧ́хъ
и҆д-ѧ́хомъ/
хот-ѧ́хомъ
и҆д-ѧ́хова/
хот-ѧ́хова
на : ‚хотѣ́-тѝ
(ѣ отбра­сы­ва­ется)*
2 лицо и҆д-ѧ́ше/
хот-ѧ́ше
и҆д-ѧ́сте/
хот-ѧ́сте
и҆д-ѧ́ста/
хот-ѧ́ста
3 лицо и҆д-ѧ́ше/
хот-ѧ́шехъ
и҆д-ѧ́хꙋ/
хот-ѧ́хꙋ
и҆д-ѧ́ста/
хот-ѧ́ста
3 тип (с осно­вой 1 лицо прош-а́хъ прош-а́хомъ прош-а́хова
на ): проси́-тѝ 2 лицо прош-а́ше прош-а́сте прош-а́ста
(и отбра­сы­ва­ется,
а послед­ний
соглас­ный сильно
изме­ня­ется)**
3 лицо прош-а́ше прош-а́хꙋ прош-а́ста
При­ме­ча­ния к таб­лице № 6:
* ко 2‑му типу. После шипя­щих ш, щ, ж, ч буква ѧ заме­ня­ется на -а: вѣщ‑а́-хъ.
* к 3‑му типу. Изме­не­ния послед­них соглас­ных основы: з ➙ ж, д ➙ жд, с ➙ ш, с(ст) ➙ щ.
(Напр., вози́ти ➙ вожа́хъ, води́ти ➙ вожда́хъ, носи́ти ➙ ноша́ше, ходи́ти ➙ хожда́хъ).

3. Пер­фект (оче­вид­ное, совер­шен­ное)

основа
смыс­ло­вого + l zirkumflex 2 - Церковнославянский язык в таблицах+ рода
гла­го­ла­или числа
+ бы́ти (в насто­я­щем вре­мени)

Таб­лица № 7. Спря­же­ние гла­гола крести́ти в пер­фекте

ед. число мн. число дв. число
1 спр. (с осно­вой 1 лицо принес-о́хъ при­несо́-хомъ принес-о́хова
на соглас­ный) 2 лицо принес-ѐ принес-о́сте принес-о́ста
принес-тѝ 3 лицо принес-ѐ принес-о́ша принес-о́ста
2 спр. (с осно­вой 1 лицо проглаго́ла-хъ проглаго́ла-хомъ проглаго́ла-хова
на глас­ный) 2 лицо проглаго́ла проглаго́ла-сте проглаго́ла-ста
проглаго́ла-ти 3 лицо проглаго́ла проглаго́ла-ша проглаго́ла-ста

4. Плюс­квам­пер­фект (пред­про­шед­шее, дав­но­про­шед­шее)

основа
смыс­ло­вого + l zirkumflex 2 - Церковнославянский язык в таблицах+ рода
гла­го­ла­или числа
+ бы́ти (в импер­фекте или в особой форме импер­фекта)*

Таб­лица № 8. Спря­же­ние гла­гола заповѣ́дати в плюс­квам­пер­фекте

ед. число мн. число дв. число
1 спр. (с осно­вой 1 лицо принес-о́хъ при­несо́-хомъ принес-о́хова
на соглас­ный) 2 лицо принес-ѐ принес-о́сте принес-о́ста
принес-тѝ 3 лицо принес-ѐ принес-о́ша принес-о́ста
2 спр. (с осно­вой 1 лицо проглаго́ла-хъ проглаго́ла-хомъ проглаго́ла-хова
на глас­ный) 2 лицо проглаго́ла проглаго́ла-сте проглаго́ла-ста
проглаго́ла-ти 3 лицо проглаго́ла проглаго́ла-ша проглаго́ла-ста

При­ча­стие

церковнославянский в таблицах_21

церковнославянский в таблицах_22

Место­име­ние

церковнославянский в таблицах_23

Личные место­име­ния и скло­не­ния место­име­ний

церковнославянский в таблицах_24

Неиз­ме­ня­е­мые части речи

церковнославянский в таблицах_25

Син­так­сис

церковнославянский в таблицах_26

Памятка по пере­воду цер­ков­но­сла­вян­ских тек­стов

церковнославянский в таблицах_27

церковнославянский в таблицах_28

Само­сто­я­тель­ная работа

церковнославянский в таблицах_29

Основ­ные язы­ко­вые поня­тия

церковнославянский в таблицах_30

February 16 2015, 15:41

Category:

  • История
  • Cancel

НАЧЕРТАНИЯ БУКВ СТАРОГО РУССКОГО АЛФАВИТА

Содержание этой работы
Текст о происхождении одной из тамбовских фамилий — Шемонаев
Документы по генеалогии рязанских вотчин Солотчинского монастыря
Документы по генеалогии Тамбовской области (коллекция переписей)

Русская рукописная документация XVII-XVIII веков очень непроста для понимания из-за того, что это время самого активного использования так называемой «скорописи» — каллиграфического стиля, который значительно ускорил работу писцов, но одновременно вынудил читателей вникать в каждый конкретный подчерк. Использование креативных начертаний букв и буквосочетаний, сокращения и надстрочные выносы – всё это поставило качество рукописи в сильную зависимость от индивидуальности пишущего.

С учетом того, что стародавний бюрократический язык ни для кого из нас не является родным, при чтении фискальных книг XVII-XVIII веков даже опытным исследователям необходимо потратить некоторое время на то, чтобы понять особенности подчерка. Для этого в тексте необходимо первым делом найти слова, в правильности своего понимания которых вы уверены, изучить особенности стиля, и затем уже приступать к «сплошному чтению». Обычно для того, чтобы перестать спотыкаться на каждом слове, требуется вдумчиво изучить две-три страницы нового документа. Иногда ревизии писали два-три разных человека по очереди. В этом случае на освоение подчерков у вас уйдет еще больше времени. Но оно точно не будет потрачено напрасно.

Впрочем, перед тем, как разбираться с подчерком, надо изучить буквы, которые пытается донести до своих читателей писец. Без этого вы не сможете разобрать даже одного слова. Для начала — экспресс-вариант со старославянским алфавитом и начертаниями, взятый отсюда.

Более подробные варианты начертаний букв старославянского и церковно-славянского алфавита. Таблица взята отсюда . Первая колонка — это кирилловский устав XV века. Вторая колонка — полуустав XVI века. Третья колонка — скоропись XVII-XVIII веков. Последние три колонки — печатные варианты. При нажатии на название буквы можно перейти на закладку с вариантами скорописного написания, взятыми из коллекции, представленной на этом сайте, а также в книге «Практический курс изучения древнерусской скорописи».

АЛФАВИТ 

Начертание Название Значение
аз а
буки б
веди в
глаголь г
добро д
есть е
живете ж
зело
земля
з
иже и
и и
како л
люди к
мыслете м
наш н
он о
покой п
рцы р
слово с
твердо т
ук у
ферт ф
хер х
омега
от
о (от)
цы ц
червь ч
ша ш
ща щ
ер ъ (о’)
еры ы
ерь ь (е’)
ять е
ю ю
я (юс малый) я
юс большой у
е (йотир) е
юс малый (йотир) я
юс бол (йотир) ю
кси кс
пси пс
фита ф
ижица и, в

Привычный набор букв русской азбуки на самом деле не что иное, как «послание к славянам».
У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится:

«Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Один из вариантов перевода этого текста таков:
«Я знаю буквы: письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»

Подробнее…
Славянская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Она отличается от других алфавитов не только совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения:

один звук – одна буква.
В этой азбуке, и только в ней, есть содержание. И в том вы сейчас убедитесь сами.
Для начала вспомним фразу:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Она известна каждому с детства и позволяет легко запомнить последовательность цветов радуги. Это так называемый акрофонический способ запоминания. Каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый – красный, охотник – оранжевый…

До реформы языка 1918 года каждая буква азбуки так же имела своё название. Каждая буква стояла на своём месте.

Русская азбука – это не только набор букв, соответствующих звукам, это ещё и целое послание к славянам.

Давайте же прочитаем послание наших предков нам, ныне живущим.

Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.

Азъ – я.
Буки – буквы, письмена.
Веди – познал, совершенное прошедшее время от «ведети» — знать, ведать.
Объединяя акрофонические названия первых трёх букв азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде – Я знаю буквы.

Обратите внимание: Азъ – Я – первая буква в азбуке (а не последняя, как в современном алфавите). Потому что именно с меня и начинается мой Мир, моя Вселенная.

Азъ – это основа, начало. Основа всему – знание Бога и предков своих. То есть своих родителей, своих корней.

Глаголь Добро – говори, делай добро. Помните, как у Пушкина: «Глаголом жечь сердца людей». Глагол – это и слово, и дело одновременно. Глаголь – говори. Глаголю – говорю. Говорю – значит делаю. А что нужно делать? Добро.

Добро Есть Живите – делать добро – значит жить в труде, а не прозябать.

Зело – усердно, со рвением.

Земля – планета Земля, её обитатели, земляне. Живите Зело Земля. Живите зело землёю и на земле. Ибо она кормилица-матушка наша. Земля даёт жизнь.

И Како Люди Мыслите – Наш Он Покой. То есть как вы, люди, думаете – таков ваш мир. Вот вам закон отражения. Что посеешь, то и пожнёшь.

Рцы Слово Твёрдо. Говори слово твёрдо. Слово твоё должно быть твёрдым. Сказал – сделал.

Оук Ферт Херъ. Укъ – основа знания. Сравните: наука, учить, навык, обычай.

Фертъ – оплодотворяет.

Херъ – божественный, данный свыше. Сравните: немецкое Herr- господин, Бог, греческое – иеро – божественный. Английское – hero – герой, а также русское имя бога – Хорс. Знание – плод Бога, дар Божий.

Цы – точи, проникай, вникай, дерзай. Цы – энергия жизненно важная, высшая структура. Отсюда значение слова «отцы» — от «Цы» идущие – от Бога идущие.

Червь – тот, кто точит, проникает.

Шта – что в значении «чтобы».

Ъ, Ь (еръ, ерь) – варианты одной буквы, она означала неопределённый краткий гласный, близкий к «э».

Слово «ъръ» означало сущее, вечное, сокровенное. Пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч.

Солнце. «Ъръ», по всей вероятности, одно из наиболее древних слов современной цивилизации. Сравните египетское Ра – Солнце, Бог.

Само слово время содержит тот же корень, поскольку начальное «в» развилось именно из придыхания, с которым надо произносить «ъ» в начале слова. Многие исконно русские слова содержат тот же корень, например: утро – от Солнца (корень «ут» — оттуда, там), вечер – векъ Ръ – век Ра, истекающее время Солнца.

В смысле «пространство, Вселенная» от того же корня происходит русское «рама».

Слово «рай» означает: множество Солнц, т.е. обиталище бога Ра. Самоназвание цыган «ром, рома» — свободный, свободная, Бог – во мне, я – Вселенная. Отсюда же индийский Рама. В смысле «свет, светило, источник света»: клич «Ура!» означает «К Солнцу!». Яркий означает подобный солнечному свету, радуга и т.д.

Юсъ малый – свет, старорусское яс. В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».

Ять (яти) – постичь, иметь. Сравните: изъять, взять и т.д.

Цы, черве, шта Ъра юсъ яти! Что означает: дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!

Совокупность приведённых выше фраз и составляет азбучное послание:

Азъ буки веде.
Глаголь добро есте.
Живите зело, земля,
И, иже како люди.
Мыслете наш он покой.
Рцы слово твёрдо.
Укъ фертъ херъ.
Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

В современном переводе это звучит так

Я знаю буквы.
Письмо – это достояние.
Трудитесь, усердно, земляне!
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание.
Несите слово убеждённо!
Знание – дар Божий.
Дерзайте, вникайте…
Чтобы Сущего свет постичь!

В последнее время группа российский учёных (Г.С.Гриневич, Л.И.Сотникова, А.Д.Плешанов и другие) доказали, что в нашей Азбуке в зашифрованном виде содержатся знания о законах мироздания.

Что такое буква?
Буква – это единица, это атом смысла. Буквы имеют определённую форму, графику. За каждой буквой стоит своя цифра, своё число. Ещё Пифагор утверждал, что у буквы и у цифры одинаковые вибрации.

С открытием торсионных полей стала известна ещё одна составляющая буквы. Так как каждая буква имеет свою форму, а форма создаёт торсионное поле, то буква содержит в себе определённую информацию поля Сознания.

То есть, урезая Азбуку, мы отключаемся от той или иной области общего информационного поля Вселенной, от общего поля Сознания. А это ведёт к деградации человека.

Каждая буква русской Азбуки является символом чего-либо.

Например, буква «Ж» — это символ жизни. Она означает соединение мужского и женского начал. И название она имела соответствующее – «Живёте».

То есть за каждой буквой у наших предков были определённые образы. А чрез образы они творили. Ведь мы уже знаем, что для того, чтобы создать что-либо, необходимо сформировать образ.

А какова нынешняя Азбука? Какие образы за буквами теперь?

А – арбуз.
Б — барабан.
В – ворона.

И так далее. Азбука перестала быть живой, а язык стал без образов, т.е. безобразным…
Текст и фото взято с сайта МЕДИА СОЛЬ.

Немаловажным элементом славянской культуры является старославянская азбука или буквица, представляющая собой набор символов, которые расположены в определенной последовательности и предназначены для выражения определенных звуков. Система знаков на протяжении длительного времени самостоятельно развивалась в регионах, где проживали древнерусские народы. Не стоит забывать и том, что до появления азбуки Кирилла и Мефодия, считающейся основой для современного русского языка, у наших предков была развитая столетиями система рун, которую тоже уверенно считать одной из основ для создания старославянского алфавита или Буквицы.

Руны древних славян

Исторически доказано, что задолго до момента появления на территории Древней Руси монахов Кирилла и Мефодия, у древних славян была своя руническая письменность, но, увы, научных подтверждений тому нет. Числобог-2Возможно из-за того, что после насильственной христианизации представители церкви всячески старались стереть из памяти славян их языческое прошлое (Крещение Руси было далеко не самым мирным процессом). В любом случае рунический алфавит был, и об этом свидетельствует память славян, которая передается от поколения к поколению.

Достаточно часто славянские руны назывались алфавитом Богов, так как именно при помощи рун наши предки общались с божественным пантеоном. Наши предки считали, что руны были дарованы им богами для того, чтобы можно было обратиться непосредственно к своему богу-покровителю. В большинстве случаев руны использовались для создания сильных оберегов, в которых был тайный смысл, а также заключена немалая сила и энергия. Очень часто рунические славянские символы были частью значимых слов или изречение, в которых был заложен глубокий смысл. Немаловажная особенность, что древнеславянский рунический алфавит из восемнадцати рун является основой для создания кириллицы. О значении славянских рун, как первого алфавита, можно спорить часами, но факт остается фактом, вязи, нанесенные на обережные талисманы не так просто разгадать.

Особенности рунического древнеславянского алфавита

Ключевая особенность древнеславянского рунического алфавита – это связь каждой руны, которая в нем имеется со славянскими богами. Если внимательно изучить руны, то у каждой имеется свой бог-покровитель, благодаря которому руна из простого символа превращается в носителя немалой энергии. Для того чтобы руны несли в себе не только силы, но и тайный подтекст, важно их правильно сочетать и размещать. Достаточно часто на местах древних капищ можно найти рунические надписи, расшифровать которые не удается до сих пор даже самым известным ученым. Наши предки при использовании рун старались не только привлечь благосклонность богов, являющихся покровителями символов, но и оставить тайное послание потомкам, которым еще предстоит его разгадать, причем на это может уйти не один десяток лет или даже столетий. Среди рун можно найти созвучные богам названия, которые не были сознательно использованы Кириллом и Мефодием при создании Буквицы – Чернобог, Алатырь, Белобог, Перун, Даждьбог, Леля, но при этом символы, означавшие языческих богов, можно успешно найти в кириллице, используемой более тысячи лет славянами в качестве основного варианта письменности.

Немного истории появления Буквицы

Кирилл и Мефодий памятник Мурманск Если обратиться к истории, то старославянской азбуке не так много лет, как хотелось бы (речь идет именно о Буквице, а не о рунах, использовавшихся древними славянами). В середине IX века князь Ростислав направил просьбу тогдашнему императору Византийского государства Михаилу о том, чтобы он послал в Великую Моравию служителей храмов для распространения христианства среди славян. В то время все христианские книги и летописи были на латыни, незнакомой и совершенно непонятной нашим предкам. Император согласился и направил двух всем известным на сей день братьев-греков – Константина (Кириллом его стали звать после того, как он стал монахом) и Мефодия. Они родились в семье известного военачальника из Салоник, где получили отличное на то время образование. Константин долгое время был при дворе Михаила III, знал множество языков, учил студентов философии. Мефодий изначально был воином, а затем наместником одной из провинций, основное население которой были славяне. Для братьев поездка к славянским народам была не первой, так как до этого они уже были у хазаров с дипломатической миссией.

Как создавалась система письменных знаков

Для того чтобы рассказывать славянским народам о христианстве, важно было сделать правильный перевод Священного писания. Но тут возникала другая проблема – системы символов для письма еще не было, поэтому Константин совместно с Мефодием начали разрабатывать азбуку, годом создания которой считается 863 год. Система знаков была представлена в двух вариантах – глаголице и кириллице, причем не совсем понятно, какой из вариантов был разработан Константином. Если говорить об участии Мефодия, то он помогал переводить ряд богослужебных писаний греческого происхождения. Проводя аналогию между Буквицей и руническим старославянским алфавитом, можно уверенно сказать, что часть букв, использовавшихся братьями-создателями азбуки, — это древнеславянские руны, которые были немного видоизменены.

Стоит сказать, что именно с 863 года у славян появилась возможность письма и чтения на своем языке, причем Кирилл и Мефодий не только даровали систему письменности, но и сделали Буквицу базой для словарного запаса в литературе и летописях. Часть слов из тех далеких времен встречаются и по сей день в наречиях восточных славян.

Первые символы

О том, что азбука, созданная Кириллом и Мефодием, начинается с букв «аз» и «буки», давшие ей название, знают все. Эти буквы соответствуют современным «а» и «б». Находки ученых свидетельствуют о том, что

Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век

Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век

первые буквы были начертаны на стенах приблизительно в IX веке в Переяславских церквях. В XI веке эти символы появились в Киеве, в Софийском соборе. Но одной из самых значимых дат в истории славянской письменности считается 1574 год, когда Иваном Федоровым была напечатана «Старославянская Азбука».

Особенности развития старославянской азбуки

Старославянская азбука – это не просто набор символов для письма. Ее открытие позволило нашим предкам получить возможность получения новых знаний и новой веры. Многие ученые, посвятившие себя изучению славянской истории, анализируя хронологию развития славянской культуры, предполагают тесную связь между созданием письменности и утверждением христианства. Буквально за 100-150 лет языческая культура славян была искоренена, и христианство стало основной верой. Достаточно просто проанализировать даты 863 год и 988 – это почти полторы сотни лет, за которые славяне перестали принимать в штыки христианство.

Тайна системы знаков

Исследователи древнеславянской письменности практически в один голос говорят, что литеры старославянской азбуки – это особая тайнопись, имеющая одновременно и религиозный, и философский смысл. Интересная особенность букв в том, что они представляют собой сложную логико-математическую систему. Исследователи первых старославянских надписей пришли к выводу, что изначально символы создавались не как отдельно сформированный текст, а как единое целостное изобретение. Старославянская азбука состоит из символов-чисел, созданных на основании греческой унциальной письменности, причем в Буквице часть знаков заимствована из других письменностей, в том числе и из рунического славянского алфавита, а часть – разработана Кириллом.

«Высшая» и «низшая» части Буквицы

Проведя небольшой анализ старославянской азбуки, можно более-менее точно выделить две части, которые существенно различаются друг от друга. Первая часть — «высшая», в которую входят буквы «аз»-«ферт», а вторая – «низшая», начинающаяся с «ша» и заканчивающаяся «ижицей». «Низшая» часть не имеет смыслового значения, но имеет негативный смысл. Для того чтобы понимать тайный смысл букв, недостаточно просто посмотреть на азбуку, так как каждый из них имеет особый подтекст, вложенный Кириллом. Значение символов старославянской азбуки – это отдельная категория современной науки, над которой работают одни из лучших историков, филологов и языковедов, причем нельзя назвать их работу стопроцентно успешной, так как очень многое еще не разгадано, а то, что разгадано, имеет множество значений и тайных смыслов.

Буквица или тайное послание потомкам

Если внимательно посмотреть на буквы старославянского алфавита, то они заглавные. Строчные и прописные буквы стали применяться при Петре Первом в начале XVIII века. Достаточно внимательно изучить Буквицу, и становится понятно, что Кирилл не просто занимался созданием письменности, а хотел передать потомкам свое тайное послание. Например, если сложить вместе отдельные знаки, то можно увидеть назидательные словосочетания:

  • «Веди Глаголь» – ведай учение;
  • «Твердо Оукъ» – укрепляй закон;
  • «Рцы Слово Твердо» – изрекай слова истинные.

Порядок и стиль начертания

Языковеды, которые посвящают себя изучению Буквицы, обращают особое внимание на «высшую» часть с двух ракурсов. Первый ракурс – это складывание отдельных знаков в осмысленные фразы. Подобный подход интересен тем, чтобы было проще и быстрее запоминать алфавит. Вторая точка зрения – это восприятие символов с точки зрения нумерологии, в которой каждой букве соответствует цифра. Стоит сказать, что даже наличие узоров и вензелей в старославянских буквах не делает их написание сложным – они успешно использовались для скоростного письма.

Буквица славянскаяРазвитие славянского алфавита

Достаточно сравнить современный и старославянский алфавиты, то можно заметить, что они отличаются на 16 букв. Звуковой состав современного русского языка подобен кириллице, так как структура старославянского и русского языков очень похожи. Объясняется это тем, что Кирилл при составлении учитывал звуковой состав речи. В старославянском языке были символы греческого алфавита, которые не нужны в славянской речи – «омега», «кси», «пси», «фита», «ижица». Также в Буквице были два знака, которые означали звуки «и» и «з» — «и»/«иже» и «зело»/«земля», причем это обозначение было лишним и неиспользуемым в полной мере. Такой вариант использования звуков обеспечивал грамотное произношение звуков греческого алфавита в словах, которые были заимствованы. Со временем необходимость использовать такие символы отпала. Отдельного внимания заслуживает изменение использования букв «ер» (в современном алфавите «ъ») и «ерь» (в современном алфавите «ь»), которые применялись для того, чтобы означать глухие гласные. На данный момент такие гласные практически исчезли, а знаки приобрели иное значение.

Подводя итог

Славянский алфавит или Буквица – это загадка для многих современных ученых, которые постоянно ищут в нем тайный смысл. Достаточно часто в азбуке находят символы триады, духовного равновесия, истины, света и добра. Постоянный анализ и изучение старославянской азбуки позволило сделать ученым и языковедам вывод, что Кирилл и Мефодий оставили потомкам не просто алфавит, а скрытое послание потомкам, которое призывает к самосовершенствованию, любви, смирению и постоянному обучению. А если учесть тот факт, что в кириллице можно встретить многочисленные рунические знаки, содержащие в себе глубокий подтекст, то становится понятно – азбука, алфавит или Буквица славян таит в себе множество тайн, которые разгадать смогут только избранные.

Славянская Буквица. Видео Обзор

Давайте рассмотрим образы буквицы.

Рассмотрим образцы буквицы каждую в отдельности с подробным описанием и значением.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как пишутся собирательные числительные
  • Как пишутся скороговорки
  • Как пишутся снежинки
  • Как пишутся сказки план
  • Как пишутся смешанные числа