Научим писать без ошибок и интересно рассказывать
Начать учиться
Твердые и мягкие согласные
Вы наверняка замечали, что одни и те же согласные буквы могут звучать по-разному. Например, в словах «детский» и «думать» буква «д» не одинакова: одну мы произносим мягко, а другую — твердо. Пришло время разобраться, почему так происходит. В этой статье мы расскажем, что такое твердые и мягкие согласные звуки и как их определить, чтобы не ошибиться при фонетическом разборе.
Какие согласные называют твердыми и мягкими
Согласные звуки — это те, в которых есть шум. Когды мы произносим их, выдыхаемый воздух сталкивается с препятствиями: особым положением языка, губами, зубами, нёбом. Отсюда и возникает характерный для согласных звук.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
-
Мягкие согласные — звуки, при произнесении которых середина языка приподнимается, а кончик приближается к зубам.
-
Твердые согласные — это звуки, при которых язык не делает дополнительных движений.
Поэтому твердые и мягкие согласные звуки мы произносим по-разному. Это можно заметить, если произнести, к примеру, слова осень и осы. В первом случае звук [с’] мягкий и будет звучать соответствующе. Зато во втором слове [с] — твердый согласный звук, и это тоже можно услышать по его звучанию.
Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому
Вот еще несколько примеров одних и тех же согласных букв, которые обозначают твердые и мягкие звуки.
Буква | Мягкий звук | Твердый звук |
---|---|---|
п | [п’]юре | [п]уть |
в | [в’]илка | при[в]одит |
д | [д’]ень | про[д]укты |
с | [с’]емья | [c]нова |
м | [м’]едаль | [м]олот |
к | [к’]ювет | [к]олокол |
Интересно, что твердость или мягкость согласного связана с тем, какая гласная буква за ним следует. Если после согласного стоят буквы, обозначающие твердость звука (а, о, у, ы или э), он будет твердым, а если буквы, обозначающие мягкость (я, е, ё, ю, и или ь), — мягким. Исключение — некоторые заимствованные слова, к примеру фо[нэ]тика.
Например:
-
мягкие согласные: [д’э́]рево, [в’э]черний, при[б’э]жать, [в’а]зание, п[р’и]вел, [л’у́]дный и т. д.;
-
твердые согласные: мес[та́], к[ры́]ша, [ду́]мать, [мэ́]р и т. д.
Проверьте себя!
Определите, какой согласный звук использован в этих словах— [д] или [д’]: видеть, домашний, победитель, деловитый, победа, вредитель, медитация, медведь
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Демоурок по русскому языку
Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки
Согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости и называются соответствующе — парными. Вот таблица всех парных твердых и мягких согласных звуков.
[б] | [в] | [г] | [д] | [з] | [с] | [к] | [л] | [м] | [н] | [п] | [р] | [т] | [ф] | [х] |
[б’] | [в’] | [г’] | [д’] | [з’] | [с’] | [к’] | [л’] | [м’] | [н’] | [п’] | [р’] | [т’] | [ф’] | [х’] |
Однако в русском языке есть согласные, у которых такой пары нет: они могут быть только мягкими или только твердыми. Такие звуки называются непарными. Например, согласные звуки [ж], [ш] и [ц] не имеют пары, они всегда твердые. Даже если в слове за ними стоят буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и или ь.
Пример
Жёлтый [жо́лтый], широкий [шыро́к’ий], шёл [шо́л], жизнь [жы́з’н’], видишь [в’и́д’иш] и т. д.
Для удобства мы собрали все парные и непарные согласные в памятке ниже. Сохраняйте и пользуйтесь!
Проверьте себя
Проверьте, насколько хорошо вы разбираетесь в твердых и мягких согласных звуках и буквах, с помощью заданий ниже.
Задание 1
Назовите:
-
10 слов с твердым согласным звуком;
-
5 слов, в которых есть всегда твердые согласные;
-
10 слов с мягким согласным;
-
5 слов с всегда мягкими согласными.
Задание 2
Прочтите слова ниже и отметьте в них твердые согласные звуки, а также укажите парные они или непарные по твердости-мягкости:
-
ветер,
-
яблочный,
-
пресмыкаться,
-
дальневосточный,
-
приблизившись,
-
прижигать,
-
пирамида,
-
внешность,
-
приманка,
-
важный,
-
циклон,
-
атлетический,
-
мешает.
Грамотная речь идет рука об руку со знанием фонетики. Если нужно подробно разобрать эту тему и не упустить деталей, советуем дополнительно заниматься с преподавателем. На курсах онлайн-школы русского языка Skysmart ученики смогут погрузиться в фонетику и разобраться, какие согласные звуки всегда твердые или всегда мягкие, а после закрепить новое на увлекательных заданиях. Это поможет глубже понять тему и улучшить оценку в школе
Шпаргалки для родителей по русскому
Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно
Твердые и мягкие согласные звуки — одна из наиболее сложных тем для младших школьников. К ее изучению приступают, когда ребенок усвоит предыдущую тему — различие гласных и согласных. Поскольку знакомство с единицами речи дается школьнику нелегко, родители должны заниматься с ним дополнительно дома. Существует много приемов обучения, в том числе развлекательных. Важно только, чтобы ребенок понял разницу между звуками, которые слышат и говорят, и буквами, имеющими письменную форму.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
У младших школьников обычно не возникает затруднений с пониманием, что такое звуки, какие из них гласные, какие согласные. Что касается умения определять твердость и мягкость фонем, то тут просто вызубрить не получится. У ребенка должно сформироваться понимание, почему один и тот же звук в одном слоге твердый, в другом мягкий.
Проще всего дифференцировать согласные, когда после них в слове следует гласная. Если школьник хорошо различает гласные фонемы, то ему останется лишь запомнить, что c твердыми согласными формируют слоги [а], [у], [о], [ы], [э]. А с мягкими — [е], [ё], [и], [ю], [я]. Для ускорения усвоения информации рекомендуется предлагать ребенку упражнения. Главное — для начала подбирать простые слова из 2-х слогов. Например, в слове «мама» фонема [м] твердая, так как после нее следует [а]. А в слове «ляля» согласная мягкая, ведь с ней формирует слог фонема [я].
Больше сложностей возникает, когда в словах за одной согласной следует другая. Школьник должен запомнить, что первая согласная в этом случае — только твердая. Какая вторая, зависит от следующей за ней гласной. Например, в слове «солдат» и [л], и [д] твердые, ведь следом пишется [а]. А вот в слове «кораблик» [б] твердая, но [л] мягкая, ведь за ней следует [и]. Согласные, которые входят в категорию неизменно мягких, — [ч], [й], [щ] — не применяются соответственно указанному правилу. Например, в слове «печка» звук [ч] сохраняет мягкость.
При изложении материала нельзя торопиться. Пусть ребенок воспримет и поймет небольшой кусок информации, затем переходите к следующему.
Иногда младшим школьникам легко понять, чем различаются мягкие и твердые согласные, по собственной мимике. Если ребенок, проговаривая слог, непроизвольно растягивает губы в улыбке, то фонема мягкая. Такое происходит при употреблении соответствующих гласных. Например, «ля», «лю», «ли», «ле», «лё». Но улыбнуться не получится при проговаривании слогов «ла», «ло», «лэ», «лу», «лы». В рассматриваемом случае ребенок должен запомнить: согласная мягкая — слог получается «улыбающимся», твердая — «грустным».
Для систематизации и упрощения восприятия информации представляем таблицу.
твердые | мягкие |
в слогах с гласными фонемами [а], [у], [о], [ы], [э] | с гласными фонемами [е], [ё], [и], [ю], [я] |
в слогах перед согласной | перед мягким знаком |
[ц], [ж], [ш] | [ч], [й], [щ] |
Сколько твердых и мягких согласных звуков
В нашей речи 15 согласных формируют пары, у твердых существуют мягкие аналоги: [л], [н], [м], [б], [д], [п], [в], [к], [т], [г], [с], [з], [х], [ф], [р]. Перечисленные фонемы называются парными. Помимо твердости-мягкости, существуют звуковые пары по глухости-звонкости. У некоторых фонем аналогов по звонкости-глухости нет, они называются непарными: [л], [р], [м], [х], [н].
Чтобы легче воспринять эту информацию, лучше заглянуть в таблицу.
парные | непарные | ||||||
твердые | мягкие | твердые | мягкие | ||||
звонкие | глухие | звонкие | глухие | звонкие | глухие | звонкие | глухие |
[б], [в], [г], [д], [ж], [з] | [п], [ф], [к], [т], [ш], [с] | [б’], [в’], [г’], [д’], [ж’], [з’] | [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] | [л], [м], [н], [р] | [х], [ц] | [л’], [м’], [н’], [р’], [й’] | [х’], [ч’], [щ’] |
При занятии с ребенком важно особо подчеркнуть, что не имеют парных мягких звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] вне зависимости от стоящей следом гласной, а фонемы [ч’], [щ’], [й’] — в любых случаях мягкие. Нечасто младшему школьнику удается запомнить эту информацию сразу.
Для ускорения запоминания можно сделать инсталляцию: изготовить 3 поролоновых фигурки, на них изобразить буквы «ч», «щ», «й», также сделать 3 фигурки из твердого материала, например, древесины, начертить на них «ж», «ц», «ш». По структуре материалов ребенок сразу вспомнит, к какой категории относятся звуки: поролон мягкий, а дерево твердое. Сделанные фигурки желательно зафиксировать на видном месте, на письменном столе, где школьник занимается. Ежедневно ребенок будет поглядывать на буквы, постепенно у него в памяти отложится правильная информация.
Как определить твердый или мягкий согласный звук
Прежде чем рассказывать школьнику, как различить мягкие и твердые звуки, необходимо объяснить ему, что понятие мягкости-твердости характерно исключительно для согласных. Гласные фонемы при произношении певучие, протяжные, установить для них твердость или мягкость невозможно. Но именно гласные определяют, к какой категории относится стоящая впереди согласная. Потому что от гласной зависят артикуляционные особенности проговаривания одной и той же согласной.
При мягком проговаривании согласной средняя часть языка поднимается к нёбу, тем самым перекрывает выходящий ток воздуха. Одновременно конец языка высовывается в сторону зубов. Описанная артикуляционная особенность — это палатализация. При проговаривании слога с твердой согласной воздушный поток не встречает препятствие. Понятно, что младшему дошкольнику знать эту логопедическую информацию не нужно, она предназначена для родителей. Ведь родитель лишь тогда может в доступной форме преподнести информацию ребенку, когда сам будет ее понимать.
Для понимания родителю можно попытаться самому произнести несколько слов, в которых одна и та же согласная совмещается с разными гласными, чтобы убедиться в действительности явления палатализации. Например, «ресторан»: при проговаривании «ре» язык поднимается, его кончик изгибается возле верхнего зубного ряда, а при произношении «ра» подобного не происходит, ощутимого напряжения в языковых мышцах нет.
Чтобы ребенку проще было усвоить различия между твердыми и мягкими фонемами, рекомендуется использовать игровую форму закрепления преподнесенного материала. Лучший вариант — придумать увлекательную историю о том, как звуки разделились на категории. Для примера приводим короткую сказку:
Далеко отсюда стояло славное королевство, в котором счастливо жили гласные и согласные звуки, никогда не ссорились. Но пятерка неугомонных гласных, которых звали Я, И, Ю, Е и Ё, решили захватить власть в королевстве в свои руки. Так в волшебном королевстве началась война, и никто не мог положить ей конец. Лишь звуки А, У, Э, О и Ы не желали воевать, они всеми силами старались поддерживать отношения со всеми товарищами, не выделяя кого-то.
Чтобы скорее подчинить себе товарищей, взбунтовавшиеся гласные придумали хитрый план. Они обратились за помощью к Мягкому знаку. Этот хитрец тайно жил в королевстве, вроде бы числился, но не имел звука. Ему удавалось ловко рассоривать звуки меж собой.
Мягкий знак рассказал гласным, где спрятались противники, но не за просто так, а за вознаграждение, за возможность тоже примоститься к согласным. Благодаря подсказке Мягкого знака гласные сумели отыскать место, где спрятались противники, и одержали победу в сражении. Согласным ничего не оставалось, как подчиниться требованиям гласных.
С той поры гласные стали руководить королевством. Теперь они определяют, у какой согласной будет работа — создавать мягкость, а у какой — твердость. Мягкий знак стал важным чиновником, он распоряжается проигравшими в войне звуками. Но небольшая группа согласных не смирилась с итогами войны. Шипящие отказались следовать новым королевским правилам, они сбежали в лесную чащу, стали разбойниками. Среди тех побежденных, кто остался в королевстве, тоже есть бунтовщики, живущие по своим правилам. Но большая часть согласных подчиняется законам, установленным гласными.
Желательно сказочную историю подкреплять кубиками или карточками, изображающими фонемы разных категорий. Так ребенку будет проще понять смысл сюжета.
Обозначение твердых и мягких согласных звуков
При написании обычного текста твердость и мягкость не обозначаются. Понять, к какой категории относится звук, можно при отображении в форме транскрипции. Мягкость фонемы обозначается значком «’», следующим за буквой. Твердость не выделяется, звук без значка читается априори как твердый.
Чтобы проще было разобраться в принципе обозначения согласных в зависимости от их твердости и мягкости, приводим пояснительную таблицу с примерами слов.
твердые | мягкие | ||
обозначение | примеры | обозначение | примеры |
[б] | бал, бутылка, каблук | [б’] | билет, берег, кубик |
[в] | воздух, звон, корова | [в’] | вишня, свирель, ветка |
[г] | груз, нога, город | [г’] | гитара, изгиб, багет |
[д] | дом, лодка, педаль | [д’] | диван, одежда, дёготь |
[з] | зуб, звон, кукуруза | [з’] | зеркало, корзина, зима |
[к] | калоша, кран, кошка | [к’] | кисель, паркет, носки |
[л] | лыжи, плуг, школа | [л’] | соль, листва, улица |
[м] | морс, комок, сумка | [м’] | медведь, семья, миска |
[н] | нож, косынка, панама | [н’] | гнездо, небо, низина |
[п] | пол, кнопка, пуговица | [п’] | пират, копилка, шпиль |
[р] | река, корыто, фигура | [р’] | рисунок, крик, ряска |
[с] | склон, собака, песок | [с’] | высь, сила, кисель |
[т] | такси, ветка, молоток | [т’] | тигр, постель, картина |
[ф] | фуражка, фокусник, фант | [ф’] | филин, кофе, фигура |
[х] | храм, хохот, художник | [х’] | хит, химия, хирург |
Упражнения для закрепления представления о твердых и мягких звуках
Самый простой игровой способ закрепления полученных школьником знаний — использование карточек со словами и фонемами. Они продаются в готовом виде. Но при желании их можно сделать самостоятельно, распечатать на принтере, разрезать. Посредством карточек можно обучаться не только дифференциации звуков, но и составлению слов. У школьника будет расширяться индивидуальный словарь.
Карточки со звуками можно использовать на начальном этапе обретения навыка чтения.
Важно, чтобы каждое изучаемое правило закреплялось упражнениями, доступными для понимания и восприятия в младшем школьном возрасте. Для начала пускай ребенок потренируется определять согласные фонемы в слогах. Когда начальный этап будет преодолен, можно предложить школьнику потренироваться на словах. Сначала слова должны быть примитивными и короткими, состоящими из 1–2 слогов: воз, дом, рот, пила, шар, крот, кит и прочие. Анализируйте с ребенком по 8–14 слов ежедневно. Школьник должен объяснять каждый звук, встречающийся в рассматриваемом слове.
Также можно попросить школьника среди перечисленных слов указать те, в которых значится звонкий либо глухой, твердый либо мягкий звук. Когда ребенок начнет легко управляться с простыми словами, переходите к сложным.
Можно сыграть с детьми в подвижную игру с мячом. Взрослый в игре исполняет роль ведущего, он становится в центр круга, сформированного игроками. Ведущий называет слог или короткое слово из трех букв, бросает мяч ребенку. Если в названом слоге согласная твердая, игрок ловит мяч, если мягкая, отбивает его обратно. Ошибившийся ребенок выбывает из круга. Победителем становится ребенок, не допустивший ни одной ошибки. Играть можно без ведущего, тогда следующее слово называет поймавший мяч игрок.
Хороший вспомогательный инструмент для закрепления знаний у школьника — музыкальный алфавит. Его можно приобрести в магазине детских товаров. С его помощью дети знакомятся со сказками, песенками.
Для усвоения парных звуков по глухости-мягкости рекомендуется разбирать схожие по произношению слова, составленные в пары. Например, мак — маг, дом — том, шар — жар, пруд — прут. Для удобства работы сделайте соответствующие карточки. Пусть школьник произносит слова попарно, разбирает каждый звук. Он должен сделать вывод, чем различаются схожие по звучанию слова. Попросите школьника составить с каждым из предложенных слов короткую фразу. Например, «в небе летит воздушный шар» и «из печки идет сильный жар».
Что такое твёрдые согласные?
В русской речи согласный звук, обозначенный на письме одной и той же буквой, может быть в слове твёрдым, а в другом — мягким:
- соло [с о л а] — сера [с’ е р а]
- тыл [т ы л] — тина [т’ и н а]
- рама [р а м а] — рябь [р’ а б’]
Чтобы понять, что такое твёрдые согласные, сравнив их с мягкими.
Мягкие согласные образуются с помощью дополнительной артикуляции языка. При их произнесении средняя спинка языка одновременно с основной артикуляцией продвигается к твёрдому нёбу.
Согласные, которые произносятся с подъёмом языка, являются мягкими. Произнесите мягкие звуки и убедитесь в этом:
[к’], [c’], [т’], [п’], [р’] и т. д.
Согласные, которые произносятся с подъёмом языка являются мягкими. Соответственно те же согласные, но не имеющие этой дополнительной артикуляции языка, являются твёрдыми.
Твёрдые согласные — это звуки, которые произносятся без подъёма языка к нёбу.
Твёрдые согласные — это шумные звуки, в произношении которых отсутствует дополнительная артикуляция языка по сравнению с мягкими согласными.
При произношении твёрдых согласных воздух выходит более широкой струёй, так как язык не выгибается и не создает дополнительного препятствия, как при артикуляции мягких согласных.
Если звук произносится только голосом, а выдыхаемый воздух свободно выходит наружу, причём меняются только очертания губ, то возникают гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
В образовании других звуков участвует обязательно шум, который возникает, если выдыхаемая струя воздуха встречает на своём пути препятствие в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки, состоящие из шума и голоса или только из шума, то есть звонкие и глухие согласные.
Согласные звуки различаются не только способом образования, степенью участия шума и голоса, но и признаком твёрдости и мягкости. И звонкие, и глухие согласные делятся на твёрдые и мягкие.
Парные твёрдые и мягкие согласные
Большинство согласных образуют между собой пары по признаку твёрдости/мягкости. Таких пар в современном русском языке 15.
Каждой букве русского алфавита соответствуют парные твёрдые и мягкие согласные звуки:БукваТвёрдый звукМягкий звук
б | [б] | [б’] |
в | [в] | [в’] |
г | [г] | [г’] |
д | [д] | [д’] |
з | [з] | [з’] |
к | [к] | [к’] |
л | [л] | [л’] |
м | [м] | [м’] |
н | [н] | [н’] |
п | [п] | [п’] |
р | [р] | [р’] |
с | [с] | [с’] |
т | [т] | [т’] |
ф | [ф] | [ф’] |
х | [х] | [х’] |
С помощью парных твёрдых и мягких согласных отличаются разные по значению слова:
- томный — тёмный;
- мыло — мило;
- лук — люк.
В письменной речи после твёрдых согласных пишутся буквы «а», «о», «у», «э», «ы», а после мягких — «е», «ё», «и», «ю», «я» и «ь».
Всегда твёрдые согласные
Учтем, что в фонетике русского языка не все согласные образуют пары по признаку твёрдости/мягкости.
Существуют согласные как всегда твёрдые, так и мягкие.
В русском языке всегда твёрдые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц].
Эти согласные произносятся только твёрдо, хотя после них пишутся буквы «е», «ё», «и» или мягкий знак. В звуковой записи слова (транскрипции) после этих согласных никогда не ставится апостроф.
Сравним, как звучат непарные твёрдые согласные.
Всегда твёрдый согласный [ж]:
- жаба [ж а б а]
- жираф [ж ы р а ф]
- жёлтый [ж о л т ы й’]
- за́лежь [з а л’ и ж]
Всегда твёрдый согласный [ш]:
- шаги [ш а г’ и]
- шорты [ш о р т ы]
- шёлк [ш о л к]
- шиповник [ш ы п о в н’ и к]
- плешь [п л’ э ш]
Всегда твёрдый согласный [ц]:
- царапина [ц а р а п’ и н а]
- цокот [ц о к о т]
- цех [ц э х]
- цифра [ц ы ф р а]
При написании слов с всегда твёрдыми согласными пользуемся правилами орфографии, а не их звучанием.
Твердые согласные, обозначенные буквами «ж» и «ш», пишутся только с буквой «и».
В написании букв «и» и «ы» после «ц» обратимся к правилу.
После этих непарных согласных не пишутся буквы «ю», «я», а только в некоторых иностранных словах (парашют, жюри, брошюра, Цюрих).
Мягкий знак после твёрдых шипящих служит не для выражения их мягкости, а для обозначения форм слов:
- существительных женского рода (ложь, ветошь);
- форм 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (ты рисуешь, отдашь, справишься);
- форм повелительного наклонения глаголов (вырежь, утешьте).
Как научить ребенка различать звуки
Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.
Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.
Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.
Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.
Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.
Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.
Запись звуков
В транскрибировании мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.
Например, чтобы обозначить мягкость звука Р в транскрипции необходимо написать [р’]. Твердость звука не обозначается.
В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.
Парные и непарные по твердости-мягкости звуки
Согласные создают 15 пар, каждая из которых состоит из мягкого и твердого звука.
[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].
Согласные, которые могут образовывать подобные тандемы, называют парными. Непарные звуки — это те самые непокорные мятежники, которые могут быть либо только мягкими, либо только твердыми.
Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.
Например:
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще до того, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.
Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | [б] | [б`] | белье |
ворс | [в] | [в`] | вяз |
горб | [г] | [г`] | гиря |
дом | [д] | [д`] | дядя |
золото | [з] | [з`] | земля |
кот | [к] | [к`] | кит |
лыжи | [л] | [л`] | лимон |
мусор | [м] | [м`] | мяч |
нора | [н] | [н`] | Нюра |
полы | [п] | [п`] | пение |
робот | [р] | [р`] | река |
солнце | [с] | [с`] | семя |
тон | [т] | [т`] | темя |
фурор | [ф] | [ф`] | финал |
хомяк | [х] | [х`] | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
§ Понятие о звонких и глухих звуках
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Звонкие звуки | Глухие звуки | ||
[б] | [ж] | [к] | [х] |
[в] | [з] | [п] | [ц] |
[г] | [л] | [с] | [ч] |
[д] | [м] | [т] | [ш] |
[й] | [н] | [ф] | [щ] |
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».
§ Таблица твердых и мягких звуков
Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.
Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:
Твердые и мягкие согласные | |
Твердые | перед гласными: а, о, у, э, ы. |
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан. | |
ж, ц, ш. | |
Мягкие | после согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь. |
перед гласными: е, е, и, ю, я. | |
й, ч, щ. |
§ Развивающие игры для закрепления материала
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
✍ Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
✍ Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
✍ Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
✍ Физкультминутка
Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
✍ Споем друзья!
Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Учитель: Па-па-па…
Дети: Пи-пи-пи…
У: Хо-хо-хо…
Д: Хи-хи-хи… и т. д.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
§ Вместо заключения
Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.
Твердые и мягкие согласные звуки
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 87.
Обновлено 11 Августа, 2022
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 87.
Обновлено 11 Августа, 2022
В русском алфавите 33 буквы. 2 из них не означают звука (Ь и Ъ), 10 букв обозначают гласные звуки и 22 буквы — согласные. Если согласные звуки, парные по глухости-звонкости обозначаются разными буквами (г/к, з/с, ж/ш, д/т, б/п, в/ф), то твёрдые и мягкие варианты согласного звука обозначают одной буквой. В слове «лодка» согласный [л] твёрдый, а в слове «селёдка» он мягкий [л’], но на графический облик буквы это не влияет.
Как определить, твёрдым или мягким является парный согласный
Признаками твердых и мягких согласных звуков, своеобразными сигналами, как надо произносить звук, служат буквы, стоящие после парного по мягкости-твёрдости согласного. После твёрдых согласных пишутся гласные буквы А, О, У, Ы, Э или другие согласные. После мягких — гласные И, Е, Ё, Ю, Я. Мал — мял, лук — люк, дым — Дима, торт — тёртый. Показателем мягкости предшествующего согласного является Ь. В этом его основная функция.
Как знак, обозначающий мягкость согласного, Ь часто выполняет смыслоразличительную роль. Примеры: шест — шесть, ел — ель, угол — уголь, брат — брать.
В русской фонетике существуют согласные звуки, которые не имеют парных по твёрдости-мягкости звуков.
Непарные мягкие согласные
Только мягкими являются согласные Ч, Щ, Й. Ни одна буква, стоящая после них, не сделает эти звуки твёрдыми или ещё более мягкими. Чтобы не совершить ошибки, в орфографии есть правило, запрещающее писать после шипящих Я, Ю, Ы, и Э. Помните правило-памятку, которое учили в 1 классе? ЧА-ЩА пишем с буквой А. ЧУ-ЩУ пишем с буквой У.
Согласные смягчаются рядом с непарным мягким шипящим звуком. Они произносятся мягко, и в этих сочетаниях можно по ошибке написать Ь: гонщик, закончить, сварщик, почта, веточка. Нужно запомнить, что в таких сочетаниях мягкого знака нет. Исключением являются слова с буквой Л: стульчик, пильщик.
Непарные твёрдые согласные
Только твёрдо произносятся звуки, обозначаемые буквами Ж, Ш, Ц. В словах шёпот и шорох, жюри и журить, цирк и цыган эти звуки слышны одинаково. Одним из первых правил орфографии, которое узнают в 1 классе, является правило о правописании ЖИ-ШИ.
Написание букв О или Ё после шипящих регулируется отдельным правилом.
Ь после шипящих на конце слов
Мягкий знак после непарных по твёрдости-мягкости согласных не указывает на мягкость звука, а служит определителем грамматической формы слова.
Ь не пишется после шипящих в конце:
- существительных 1 и 2 склонения (мяч, плащ, мимо дач, выше крыш);
- кратких прилагательных (горяч, блестящ, свеж).
Ь пишется после шипящих в конце:
- существительных 3 склонения (тишь, дочь);
- глаголов (сберечь, пишешь, отрежь).
Мягкий знак после шипящих на конце глаголов сохраняется перед -ся и перед -те (выспишься, съешьте).
Что мы узнали?
В русском языке гласные звуки могут произноситься твёрдо или мягко. Различить парный твёрдый и мягкий звук на письме можно по гласным буквам — показателям мягкости. Это буквы И, Е, Ё, Ю, Я. Указывает на мягкость предшествующего согласного Ь. Кроме парных по твёрдости-мягкости согласных существуют звуки всегда твёрдые и всегда мягкие.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 87.
А какая ваша оценка?
В русском языке есть такие понятия, как твёрдость и мягкость звуков. Они позволяют правильно произносить слова, расставляя акценты так, как нужно. С помощью мягкости и твёрдости можно отличать похожие друг на друга слова, играть с фонетикой в стихотворениях и многое другое. Характеристика звуков нужна еще и потому, что на ней базируются очень многие правила русского языка.
Различение мягких и твёрдых согласных помогает правильно делать фонетический разбор слов, одно из обязательных заданий в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Разберёмся вместе в специфике этого вопроса.
Понятие согласного звука
Согласные звуки — это те звуки, в которых есть шум, возникающий из-за особенности положения языка во время артикуляции. Согласные звуки довольно часто звучат грубее гласных и чаще всего произносятся с характерной голосоподачей.
В отличие от гласных звуков, согласные могут быть:
Мягкими и твёрдыми | Звонкими и глухими | Парными и непарными |
Звонкие звуки подаются с дрожанием артикуляционного аппарата, а глухие — с незначительным шумом. Разница заключается в том, как будет звучать слово в конечном счёте.
Парные согласные имеют пару из глухого или звонкого звука.
Например
Б — П | З — С | В — Ф | Д — Т |
И так далее. Непарные согласные представлены сонорными звуками (например: Р, Л, М). Они не имеют пары и всегда являются звонкими.
Твердые и мягкие согласные: теория и примеры
Мягкость и твёрдость согласных звуков во многом зависит от гласной, которая идёт после согласного звука. Именно гласные звуки дают твердость или мягкость.
Например
- Палка — всё согласные в этом слове твердые (оно и произносится твёрдо) как раз из-за наличия в нем гласной А.
- Тяжесть — в этом слове есть как твердые, так и мягкие согласные. Мягкие — Т (из-за звуков Я и Ь), Ж, С — твердые.
- Включи — мягкие согласные — Л и Ч.
Мягкие согласные дают звуки, при произнесении которых середина языка приподнимается, а кончик приближается к зубам. Они звучат более мягко и протяжно, чаще всего подаются с легкой паузой. Мягкие согласные получаются из-за соседства с мягкими гласными.
Твердые согласные — звуки, при которых язык не делает дополнительных движений. Твёрдые согласные могут образоваться из-за соседства с другими согласными или если после согласного идёт твёрдая гласная.
Рассмотрим твердые гласные:
А | О | У | Э | Ы |
Мягкие гласные:
Я | Ю | Е | Ё | Ю |
Твёрдость и мягкость согласных звуков дают мягкий и твёрдый знаки.
Одну и ту же согласную букву можно произносить по-разному как раз из-за последующей гласной, дающей ту или иную твердость или мягкость. Но бывают всегда мягкие или твердые согласные буквы. Рассмотрим их.
Всегда твердые согласные:
Ж | Ц | Ш |
Независимо от того, какая гласная будет стоять после этих трёх согласных, они всегда будут твёрдыми. Исключений из правила не существует.
Всегда мягкие согласные:
Й | Ч | Щ |
Всегда мягкие согласные звуки будут мягкими независимо от того, какая гласная или согласная будет идти после них. Запомните это правило и постарайтесь не совершать ошибок в произношении или разборе таких слов. Во время фонетического разбора следует учитывать, что в транскрипции согласные мягкие звуки обозначаются с добавлением знака ‘. (апострофа) в квадратных скобках.
Так обозначается твёрдый звук:
[Б]
А вот так мягкий:
[Б’]
Для упрощения усвоения темы следует запомнить парные по твердости-мягкости согласные звуки. Существуют несколько крупных групп:
- Непарные твёрдые согласные;
- Непарные по твердости-мягкости согласные;
- Парные твёрдые согласные звуки.
Парные по твердости-мягкости согласные буквы:
[б] — [б’];
[в] — [в’];
[г] — [г’];
[д] — [д’];
[з] — [з’];
[с] — [с’];
[к] — [к’];
[л] — [л’];
[м] — [м’]
[н] — [н’];
[п] — [п’];
[р] — [р’];
[т] — [т’];
[ф] — [ф’];
[х] — [х’].
Для наглядности можно представить согласные твердые и мягкие звуки в таблице:
Твёрдые и мягкие согласные звуки | Непарные твёрдые и мягкие согласные звуки |
---|---|
[б] — [б’]; [в] — [в’]; [г] — [г’]; [д] — [д’]; [з] — [з’]; [с] — [с’]; [к] — [к’]; [л] — [л’]; [м] — [м’][н] — [н’]; [п] — [п’]; [р] — [р’]; [т] — [т’]; [ф] — [ф’]; [х] — [х’]. |
[ж] — [щ’][ц] — [й’]; [ш] — [ч’]. |
Твёрдые и мягкие согласные, таблица которых указана выше, имеют свойство изменяться при наличии последующих мягких и твёрдых гласных. Наглядная информация позволит быстрее разобраться в теме и запомнить все звуки.
Понаблюдайте за тем, как разные согласные звуки изменяются при наличии последующих гласных букв:
Слова с мягкими согласными звучат более плавно и мягко. Если появляются затруднения при выявлении твёрдых согласных букв, достаточно произнести слово вслух.
Попробуйте самостоятельно определить, в каких словах встречаются мягкие и твёрдые согласные звуки:
Запомним, что:
✅ Твердый согласный звук образуется в ходе сочетания согласных букв с другими согласными, твёрдым знаком или твёрдыми гласными, если согласный звук изначально не является всегда твёрдым;
✅ Мягкий согласный звук образуется в ходе сочетания согласной буквы с мягкой гласной или мягким знаком, если согласный звук изначально не является всегда мягким;
✅ Такие согласные всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц;
✅ Всегда мягкими будут согласные: Щ, Ч, Й;
✅ Во время фонетического разбора слова следует учитывать последовательность согласных звуков и расположение мягких и твёрдых гласных звуков;
✅ Определить мягкость или твёрдость согласного звука можно по голосоподаче при произнесении слова вслух.
Твёрдые и мягкие согласные — это звуки, различающиеся по признаку мягкости/твёрдости.
Выясним, какие звуки являются твёрдыми и мягкими, как их отличить друг от друга, укажем парные и непарные твёрдые и мягкие согласные. Приведем примеры слов с твёрдыми и мягкими согласными.
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Начнем с того, что в нашей речи используются звуки, которые отличаются друг от друга различными характеристиками.
Если звук образует струя воздуха, свободно выходящая из полости рта, то она формирует гласные звуки [о], [о], [у], [э], [и], [ы]. Остальные звуки речи произносятся с шумом. Шум получается, когда выдыхаемый воздух встречает различные препятствия на своём пути в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки. Они различаются по соотношению голоса и шума, поэтому бывают звонкими и глухими.
А ещё согласные могут различаться по признаку мягкости и твердости. Чтобы понять, что такое твёрдые и мягкие согласные, произнесём, например, очень похожие на первый взгляд слова «пар» и «пир»:
- пар [п а р]
- пир [п’ и р].
Слово «пир» произносится несколько иначе. При произнесении первого согласного [п’] серединка языка выгибается к нёбу в виде горбатого мостика, а воздух устремляется по боковым узким проходам мимо языка. Так образуется мягкий согласный. А твёрдый согласный звук [п] произносится более широкой струёй воздуха.
Парные твёрдые и мягкие согласные
В русском языке большинство одних и тех же согласных могут быть как твердыми, так и мягкими. Они образуют между собой пары, соотносящиеся по признаку твёрдости/мягкости.
Согласные, соотносящиеся по признаку твёрдости мягкости, являются парными. С их помощью можно различить слова с разным лексическим значением:
- быть [б] — бить [б’]
- завыть [в] — завить [в’]
- шест [т] — шесть [т’]
- лот [л о т] — лёд [л’ о т].
Но некоторые звуки русского языка не имеют соответствующих парных твёрдых или мягких согласных.
Непарные твёрдые и мягкие согласные
Согласные, у которых нет соотносительного звука по признаку твёрдости/мягкости, являются непарными.
В русском языке всегда твёрдо звучат согласные [ж], [ш], [ц].
- жёсткий [ж о с т к’ и й’] — обжо́ра [а б ж о р а]
- широкий [ш ы р о к’ и й’] — шок [ш о к]
- цель [ц э л’] — цокать [ц о к а т’].
Мягкие непарные согласные [й’], [ч’], [щ’] всегда сохраняют этот признак:
- йод [й’] — майка [й’]
- чайник [ч’] — чёткий [ч’]
- щадить [щ’] — щётка [щ’].
Мягкость непарных согласных в звуковой записи слова (транскрипции) отмечается с помощью специального значка в виде запятой — апострофа.
Как отличить твёрдый и мягкий согласный?
Чтобы узнать, согласный является твёрдым или мягким, сначала произнесём слово и послушаем, как звучит исследуемый звук:
- вар [в] — вилка [в’]
- знак [з] — корзина [з’]
- сом [с] — серый [с’]
- хорошо [х] — хитрый [х’]
Также учтем, что в письменной речи мягкими являются согласные, после которых пишутся буквы:
1. «е», «ё», «и», «ю», «я»:
- белый [б’ э л ы й’]
- пёстрый [п’ о с т р ы й’]
- санки [с а н к’ и]
- рюмка [р’ у м к а]
- вялый [в’ а л ы й’]
2. Мягкость многих согласных, кроме непарных [ж], [ш], [ц], [ч’] и [щ’], выражает «ь»:
- большой [л’]
- семь [м’]
- скатерть [т’]
- борьба [р’].
Учтём, что «ь», который пишется после всегда твердых шипящих «ж», «ш» служит не для их смягчения, а для обозначения существительных женского рода третьего склонения или глагольных форм:
- дрожь [ж]
- гуашь [ш]
- поешь [ш]
- замажь [ж]
- не тревожьтесь [ж].
3. Мягкими по звучанию могут быть согласные в сочетании нескольких звуков, если последующих мягкий согласный повлиял на предыдущий. Этот фонетический процесс смягчения согласного в зависимости от его позиции в слове называется уподоблением по признаку твёрдости/мягкости, или ассимиляцией (лат. assimilatio — «уподобление»).
Понаблюдаем, как согласные звуки влияют друг на друга:
- пенсия [п’ э н’ с’ и й’ а]
- банщик [б а н’ щ’ и к]
- пончик [п о н’ ч’ и к]
- болезнь [б а л’ э з’ н’]
- кости [к о с’ т’ и]
Учтём, что это фонетическое звучание мягкости согласных не отображается в письменной речи.
В соответствии с правилом орфографии мягкий знак не пишется в стечении согласных нч, чк, чн, рщ, рч и пр.