Статьи
Внеурочная деятельность
Психология и педагогика
Как учителю защититься от клеветы родителей?
Оговор, распространение искаженных или неправдивых сведений, клевета на учителя со стороны родителей учеников в последнее время стали вполне обыденным явлением. Подобные действия, начиная от жалоб на несправедливость и жестокое отношение учителя к ребенку и заканчивая обвинениями в уголовно наказуемых деяниях, типа получения взятки и сексуальных домогательств несовершеннолетних, направляемых в органы народного образования или размещаемых в интернете, наносят непоправимый удар по чести, достоинству, авторитету педагога и профессии учителя в целом.
Поэтому необходима корпоративная система защиты учителей, включающая как правовые, так и психологические меры.
31 августа 2018
Что такое клевета и как с ней быть
Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.
Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.
1. Первичный, вне правового поля
- Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
- Требовать тщательное расследование инцидента.
- Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
- Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
- Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
- Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
- Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.
Увы, не все ситуации регулируются подобными мерами, и родители продолжают безнаказанно оскорблять и клеветать на учителя. Остается второй способ защиты.
2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.
Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.
- Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
- Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
- Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.
В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.
Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.
Влияние оговора на психику
- Снижает профессиональную и личностную самооценку.
- Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
- Формирует отрицательные эмоции.
- Выводит из равновесия, лишает целостности.
- Вызывает ступор в общении и действиях.
- Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
- Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
- Уничтожает душевные силы.
Система защиты от клеветы
СМИ буквально кричат о «беззащитности учителя». Тем самым, необдуманно, на уровне коллективного бессознательного создается установка: «учитель беззащитен, учитель — жертва». Но если есть жертва, всегда найдется палач. Поэтому, говоря о защите учителя, стоит поменять позицию, в том числе самим педагогам, акцентируя внимание не на беззащитности, а на создании системы защиты. Коллективное бессознательное впитает в себя новую установку и начнет ее реализовывать, подобно тому, как во времена СССР реализовывало принцип непоколебимого авторитета советского учителя. Первоочередным в данной системе является:
- Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.
- Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.
- По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.
- Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.
- Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.
Примеры тренингов
Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая — «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения. Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»). В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.
Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.
Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.
Техника «Взгляд назад».
-
Сядьте ровно.
-
Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.
-
Плотно закройте глаза.
-
Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.
-
Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.
-
Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.
-
Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.
-
Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.
-
Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.
-
Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.
-
Сбросьте все ощущения.
Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.
«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.
Одна из родителей написала в Министерство образования и обвинила нашего учителя в поборах, как нам помочь учителю? Что написать в Министерство? И сказать что это клевета!
Министерство разберётся. Если данные сведения не подтвердятся, то учителю ничего не будет.
Позвонить
WhatsAppTelegram
Вам помог ответ?ДаНет
По данной жалобе будет проведена проверка.
Учителю необходимо обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений. Требовать тщательное расследование инцидента. Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства. Сформировать своеобразный временный профсоюз, цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений. Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста. Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя. Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.
Либо можно обратиться в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.
Вам помог ответ?ДаНет
Если клевета и ложный донос, в полицию или СУ СК РФ в порядке ст. 141, 144, 145 УПК РФ.
WhatsAppTelegram
Вам помог ответ?ДаНет
Похожие вопросы
И поможет ли это нашему учителю?
Одна из родительниц нашего класса написала заявление на учителя и обвиняет ее в сборе денег. Наш учитель ничего такого не делает. Просто ребенок учится плохо и мама решила таким образом мстить учителю. Такой вопрос можем ли мы написать директору письмо от остальных родителей что никаких поборов не было и что мы, каждый из нас довольны работой учителя. И поможет ли это нашему учителю?
— Здравствуйте, с этим вопросом и разберётся та инстанция в которую мать обратилась, вы ничем помочь не сможете. Удачи Вам и всего хорошего.
Вам помог ответ?ДаНет
Здравствуйте. Разбираться в этой ситуации будет уполномоченная организация, в которую обратилась мама этого ученика. Вы можете составить коллективное обращение и ходатайство, в котором охарактеризовать преподавателя. Существенный это не поможет, Но может быть учтено При рассмотрении жалобы.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Здравствуйте! Конечно это поможет Вашему учителю. Так что не откладывая подайте письменное возражение на данное заявление.
Вам помог ответ?ДаНет
Как защитить себя учителю от подобных родителей?
Ситуация такая. Работаю учителем. Мама второклассника пришла с утра к учителю некорректно, повышенным тоном предъявила претензии, что учитель занижает ее сыну оценки по английскому и не контролирует запись дом. заданий в дневнике. И поэтому они не выполняют дом. задания. Кричала, что будет жаловаться в министерство образованияИ ушла не дав учителю рассказать всю картину успеваемости ее ребенка. Написала начальнику образования. Учителя вызвали на беседу. Учитель чувствует себя оскорбленным, т.к всю душу отдает детям и урокам. Как защитить себя учителю от подобных родителей?
Ничего страшного в этом нет, подобное всегда было и будет еще много раз. Как говорится, — на каждый роток не накинешь платок. Отнеситесь к этому философски. Если от всякого подобного случая чувствовать себя оскорбленным, то лучше тогда поменять профессию. Об инциденте надо было сразу же поставить в известность свое руководство. Юристы не могут вам сказать, как защитить себя от таких родителей.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Имели ли право рассматривать анонимку в министерстве?
В школе на учителя кто то из родителей написал анонимную жалобу в министерство образования, министерство прислали письмо в мерию с просьбой разобраться. В жалобе написана полная чушь. Как поступить родителям в этом случае, как поддержать учителя. Имели ли право рассматривать анонимку в министерстве?
— Здравствуйте, полагаю что вмешательство родителей не имеет смысла, разберутся и без них. Просто не станут её рассматривать. Удачи Вам и всего хорошего. :sm_ax:
Вам помог ответ?ДаНет
Доброго времени суток. Анонимные жалобы не рассматриваются никакими органами, Если только это не сообщение об акте терроризма. Удачи вам и всего хорошего
Вам помог ответ?ДаНет
Жалоба на учителя
Добрый день. А в чем суть жалобы?
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Доказательства может собрать прокуратура и либо служебная проверка. Надзорный орган может провести опрос детей в школе и выяснить, были ли нарушения со стороны педагога.
WhatsAppTelegram
Вам помог ответ?ДаНет
Потому что всё это, как оказалось из-за того, что учитель требует сдать деньги.
Скандал между родителями. Одна обозвала ребёнка, другого. Жалоба написана в управление образования. Потому что всё это, как оказалось из-за того, что учитель требует сдать деньги. Но учитель денег не собирал. Родительница жалобщица, работает в прокуратуре, в статистическом отделе и использует для давления на учителя и администрацию школы помощника прокурора. Что делать в этом случае учители и другим родителям?
Подавать иск в суд на основании ст. 152 ГК РФ.
Позвонить
WhatsApp
Вам помог ответ?ДаНет
Показывает свою личную неприязнь, написала заявление в управление образования.
Заранее благодарна.
У нас одна не совсем нормальная родительница постоянно придирается к учителю, ежедневно посещает школу, создает конфликтную ситуацию в классе. Показывает свою личную неприязнь, написала заявление в управление образования. Четкой цели сформулированной нетю Учитель написал заявление на увольнение. Директор бездействует.3 класс остался без учителя в начале учебного года.
А учитель у нас классная! Мамаша неадекватная…
Пишите на «мамашу» коллективную жалобу в РОНО, о бездействии директора, о самом учителе, в ее поддрежку
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
вы всеми родителями из класса встаньте на ее защиту и в департамент образования обращайтесь и мамашу оформите, с ребенком на другой класс,это возможно
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Что делать учителю, как быть?
Неадекватный родитель написал жалобу на учителя по поводу сбора денег на ремонт класса, а это было решение родительского комитета и родителей, учитель к этому не имеет никакого отношения. Теперь учителя вызывают в роно, Далее последуют разборы и т.д. Что делать учителю, как быть?
Если это решение родительского комитета то и деньги должен собирать председатель родительского комитета. Должен быть протокол заседания родительского комитета, где все отражено, в том числе присутствующие и каким образом проходило голосование, и были ли против родители. И вообще был ли кворум. И эти денежные средства должны быть оформлены как добровольное пожертвование. через договор и тогда проблем никаких не будет. При наличии всего этого, учитель легко предоставит доказательства. Но и на будущее вообще не прикасаться к деньгам родителей.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Как защитить учителя от претензий родителей?
Возникла конфликтная ситуация учителя с родителями учеников начальных классов.
Учитель начальных классов, женщина скоро будет 55 лет. стаж работы в школе более 29 лет.
В школе с конца 2020 г. было назначено дистанционное обучение начальных классов.
У родителей учеников сейчас растет недовольство, небольшая группа родителей обратились прямую в мин. образование района и пожаловались руководству что, учитель не проводит индивидуальное обучение с учениками. Учитель не конфликтный. Последний год работы.
У родителей возникли претензии после начала пандемии короновируса. Жалуются, что толком их детей не учит.
1 четверть дистанционно, потом очное. Потом в феврале дистанционно. Хотят чтоб с каждым учеником дистанционно проводила занятия. Всего более 15 детей.
Интернет слабый, обучение производилось через телефон по группе в мессенджере.
В управление района написали жалобу чтоб начальство поменяла эту учительницу, родители сослались что учитель уже в достаточном возрасте-пожилая, и на основании этого хотят поменять учителя.
У учителя есть трудовой договор до 2022 года.
Может ли сейчас руководство образования или директор школы сказать, чтоб учитель освободила место, уволилась?
Письменно родители написали весной руководству, но директор отказала в рассмотрении в письменной жалобы, сказала что не достаточно подписей, необходимо подписей хотя бы половину от количества родителей (подписали только 3 чел.)
Родители сейчас, в начале учебного года обратились устно с жалобой руководству на счет учителя. Учителю необходимо доработать 1 год.
1. Может ли сейчас руководство образования или директор школы сказать, чтоб учитель освободила место, уволилась?
2. Какой порядок замены учителя в классе?
3. Как защищаться учителю в данной ситуации?
4. Как родители учеников могут заменить учителя?
5. Какие законодательные акты регламентирую данный вопрос?
Спасибо!
1. Скорее нет, чем да. Если там люди умные 9 а то так в целом), то все понимают, что претензии родителей необоснованны. Никто не будет заниматься лишнего за копейки которые платят учителю. Нет особо желающих работать. А диктант — это некая пародия на образование всё же, особенно с трудной аудиторией.
Чтобы уволить учителя — надо соблюсти процедуру. Оговоренную в ТК РФ. и найти снование — ТК РФ Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
[b]Найти основание и подвести под увольнение — можно но вряд ли директор отдаст учителя на растерзание родителям.[/b]
2. Если учитель выбывает (смерть, увольнение) — то директор находит иного, а как иначе? Сейчас учебный год начался. Планы на год имеются. Не так прсото найти сразу учителя. Особенно лучше того, который был. Вообще может начаться непонятно что, если вдруг учитель пропадёт. Откуда взять нового?
Родители приведут?
3. Учителю при необходимости писать объяснительные, доказывать свою правоту, что он свои что отработал, а за иную работу он браться не обязан. Ведь родителя могут требовать выхода за рамки рабочих часов учителя, а с чего это вдруг учитель должен более 18 часов в неделю нас ставку работать со школьниками пусть и дистанционно? Нормы есть рабочего времени и т.д. Рабский труд запрещён!
4. Родители могут писать жалобы и вынудить руководство школы сменить учителя. Но это маловероятно и не факт,, что новый учитель станет лучше. Я повторю — нет желающих за копейки работать с переработкой часов.
5. ТК РФ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Это основные НПА, но в реалиях хотелки родителей не осуществимы в реалиях — нет учителей, готовых работать так, как хочется родителям. Родителя сами своих детей должны по бОльшей мере учить и прочее, вот так примерно.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
1.Орган управления образованием не имееет полномочий для приема и увольнения учителей. Это компетенция директора шкоклы (п/5 п.3 ст.28 Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Директор школы не имеет законных оснований для увольнения.
Тем более не может это сделать в устной форме («сказать», как вы пишете), Кадровые решения принимаются только в форме издания приказов.
2. Порядок приема и увольнения учителя регламентированы ТК РФ, Правилами внутреннего распорядка и Уставом школы.
3. В случае незаконного увольнения приказ можно обжаловать в суде.
4.Никак не могут заменить. Это компетенция администрации школы.
Родители могут только писать жалобы на нарушения усителем правил внутреннего распорядка, устава школы или норм педагогической этики.
А также подавать предожения администрации школы, в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами школы.
5. ТК РФ и Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Остальные акты является подзаконными и должны им соответствовать.
Вам помог ответ?ДаНет
Evgen, добрый день!
1. [i]Может ли сейчас руководство образования или директор школы сказать, чтоб учитель освободила место, уволилась?[/i]
[u]Нет, не может. [/u]
У неё контракт.
Уволить можно по следующим основаниям:
п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ([quote]совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы[/quote]);
п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ ([quote]возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности[/quote]);
п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ ([quote]применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника[/quote]).
[i]2. Какой порядок замены учителя в классе?[/i]
Если учитель увольняется, к примеру, по собственному желанию, то директор образовательного учреждения решает кадровый вопрос путем перераспределения учебной нагрузки среди педагогов, либо путем принятия на работу по трудовому договору нового педагога
[i]3. Как защищаться учителю в данной ситуации?[/i]
Учитель имеет право на защиту своих трудовых прав в судебном органе, если он считает приказ об увольнении не законным.
Решение примет суд, вероятно и восстановлением на работе со всеми компенсациями.
[i]4. Как родители учеников могут заменить учителя[/i]?
Родители сами не могут заменить учителя, это исключительно прерогатива директора образовательного учреждения
[i]5. Какие законодательные акты регламентирую данный вопрос?[/i]
Трудовой Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
[i]Надеюсь мой ответ Вам полезен! [/i]
С уважением.
WhatsAppTelegram
Вам помог ответ?ДаНет
Здравствуйте!
По существу заданных вопросов.
1. Руководство образования не имеет право увольнять, это в компетенции директора школы. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2021)
[quote]Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;[/quote]
2. Замена учителя в школе другим педагогом происходит довольно часто, и оформляется [b]с согласия сотрудника приказом, доп.соглашением или срочным договором.[/b]
3. Защита учителя только в судебном порядке. Так и в не судебном порядке
— Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения недостоверных сведений поступающих от родителей.
— Требовать тщательное расследование инцидента.
— Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой.
4. Статьями 34 и 44 закона об образовании, определяющими права и обязанности родителей и обучающихся, обучающимся и их родителям (законным представителям) [b]право выбора педагога не предоставлено[/b], [b]а ст. 47 учителям гарантируется свобода преподавания.[/b]
5. Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя. Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров. Судебная защита.
Всего Вам наилучшего!
Позвонить
WhatsAppTelegram
Вам помог ответ?ДаНет
Здравствуйте.
1. Не может. Так как учитель не нарушил закон и ТК РФ.
2. Вопрос в компетенции школы, ст.28 Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Нет оснований для замены учителя при недовольстве им 3 родителями, когда группы по 50 человек.
3. Учителю следует вести себя корректно. Не конфликтовать. Делать свою работу. А индивидуальные занятия он не обязан проводить с каждым, если ученик не занимается, то родители могут нанять ему репетитора.
4. Не могут заменить. Они не работодатели что бы менять. Вопрос в компетенции администрации школы.
5. ст.28 Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Надеюсь что мой ответ вам будет полезен.
Вам помог ответ?ДаНет
Жалоба на учителя русского языка
Жалобу пишите в произвольной форме .
Повышать голос учитель конечно имеет право, но оскорблять ребенка нет.
Так-же преподаватель не имеет права оставлять ребенка после уроков без согласования с родителями.
Применять к учащемуся меры физического и психического насилия. (1)
Опаздывать на урок. (2)
Выгонять ученика с урока. (3)
Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося. (4)
Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы. (5)
Закон РФ «Об образовании в рф », ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Публикации
0
306
6
341
0
39
0
131
1
124
0
25
0
323
0
104
2
520
0
103
Администратор печатает сообщение
Учителя знают: есть родители, которые видят в учителях виновников всех бед и даже личных врагов семьи. Хотя претензии могут возникнуть у всех, даже доброжелательно настроенных. Мы выбрали самые частые родительские упреки учителям и попросили психолога рассказать, как на них можно ответить.
Вы занижаете оценки!
Родители: Я уже поговорила с директором о том, как вы нарочно испортили годовую оценку моей дочери, потому что вы ее не любите.
Что может ответить учитель: Я стараюсь объективно относиться ко всем ученикам и оценивать их поступки и работы, не их самих. К вашей дочери я отношусь очень хорошо, но ее результаты по моему предмету заслуживают тех оценок, что я ставлю. Годовая оценка еще не поставлена и есть время пересдать часть заданий, чтобы оценка устраивала и дочь, и вас. Давайте обсудим, как вы и я можем помочь вашей дочери исправить задания.
Трудные подростки. Два совета для учителей старшей школы
Вы задаете слишком много заданий!
Родители: Почему вы задаете так много заданий на дом? Задавайте меньше, учеба — не единственное, чем занят мой ребенок.
Что может ответить учитель: Я не имею права задавать больше, чем прописано в СанПине. Там указано, сколько часов должен тратить на домашние задания ученик в каждом классе. Возможно, ваш ребенок ребенок не успевает выполнять их вовремя. Давайте подумаем, как ему помочь — вы можете настроить его режим дня, а я могу отвечать на его вопросы по самым сложным заданиям.
Мой ребенок никогда не врет!
Родители: Мой ребенок не врет! Если он говорит, что забыл дневник/сдал тетрадь/уже рассказывал вам стихотворение, значит так и есть.
Что может ответить учитель: Да, извините, я погорячился и обвинил его во лжи, хотя не имел права этого делать. Я проверю тетради и отметки о рассказанных стихотворениях в журнале и поговорю с ним.
Заинтересуйте ребенка своим предметом!
Родители: Вы просто не заинтересовали моего ребенка своим предметом. Ему скучно.
Что может ответить учитель: Да, я знаю, что мой предмет может быть неинтересным для некоторых ребят. Особенно самые сложные темы — в них много непонятных терминов и мало практических примеров. Но у меня есть мотивирующие занятия с интересными ситуациями и историями. Если вы знаете, что можно заинтересовать ребенка через определенные темы, посоветуйте, пожалуйста.
Я проверил параграф, у моего ребенка все отлично!
Родители: Вы занижаете оценки моему ребенку. Я сам проверил у него параграф, он его отлично знает.
Что может ответить учитель: Я вам верю. Возможно, ваш ребенок растерялся в классе и поэтому ответил хуже, чем мог. Я стараюсь создавать в классе доверительную обстановку, но не всегда это получается. Давайте, этот параграф он расскажет мне лично или ответит письменно. А мы с вами подумаем, какие условия можно создать, чтобы он не нервничал и ничего не мешало ему отвечать на уроках.
Вы давите на моего ребенка!
Родители: Мой ребенок очень ранимый, поэтому критики в его адрес быть не должно.
Что может ответить учитель: Я стараюсь не критиковать учеников, а только разбираю выполненные ими задания. От разборов я не могу отказаться, это часть учебного процесса — так ребята узнают свои ошибки, могут их исправить и лучше освоить изучаемый материал. Расскажите, пожалуйста, в какой форме я могу рассказывать вашему ребенку об ошибках в заданиях. И расскажите, пожалуйста, что критика необходима для обучения и учитель, критикующий работу, не критикует самого ученика.
Как разрешить конфликты родителей и педагога. Рабочие советы
Мой сын — чемпион!
Родители: Мой сын едет на чемпионат России по футболу среди юниоров, поэтому он не успевал выполнять вашу домашнюю работу. Считаю справедливым не ставить оценки в журнал.
Что может ответить учитель: Нет, к сожалению, я не могу ставить оценки не в журнал. Это учебный документ, к тому же, на основании журнала я получаю оплату за проведенные уроки. Я должен фиксировать оценки, чтобы о них не забывал ни я, ни ученики. Но я очень рад, что у вашего сына получается играть профессионально играть в футбол. Давайте в этот раз он пересдаст оценку. А в следующий раз, когда ему нужно будет уезжать, я могу давать ему домашние задания заранее или давать их в той форме, в которой ему удобно их будет делать и сдавать. Но я не могу освободить его от заданий вообще, потому что он получается основное образование.
Петя сам виноват!
Родители: Если он его и ударил, то только за дело! Мальчик должен уметь постоять за себя.
Что может ответить учитель: Знаете, возможно, вы правы, если речь идет об уличной драке, когда на тебя нападают злоумышленники. Но в школе мы запрещаем физическое и психологическое насилие и учим ребят выходить из конфликтов другими способами. Предлагаю сейчас подключить к ситуации школьную службу примирения, там работают хорошие специалисты. Они помогут ребятам понять друг друга и не допускать таких ситуаций в будущем.
Не портите аттестат!
Родители: Поставьте оценку выше, не портите аттестат!
Что может ответить учитель: Я не могу поставить оценку просто так. Есть темы, которые пока ваш ребенок недостаточно хорошо понял. Давайте узнаем, есть ли у него силы и желание лучше узнать предмет и исправить оценку. Если да, то я подготовлю дополнительный материал для подготовки, затем он выполнит задания. И если у него получится, то он честно заработает хорошую оценку.
Наши деньги уходят в ваш карман!
Родители: О, у вас новая кофточка. Это мы на нее в последний раз деньги собирали?
Что может ответить учитель: Нет, в последний раз вы сдавали деньги на бутылированную воду. И вы сдавали их не мне, а главе родительского комитета нашего класса. Я не имею право собирать деньги у родителей, не имею к ним доступа и не могу их потратить. О том, насколько правильно потрачены, вы можете узнать в родительском комитете. И, пожалуйста, постарайтесь общаться вежливее. Если у вас есть претензии, то сообщите их вежливо, и я постараюсь на них ответить.
Комментарий психолога: В ответ на родительские упреки часто хочется защищаться, но это не совсем правильно. Лучше не превращать диалог в поединок, а понять, проблему, из-за которой родитель обращается к вам. Затем стоит сообщить о своей позиции и принципах, по которым вы работаете. А затем предложить решение проблемы. А уже родитель волен сам выбирать, согласен он на это решение или нет. Важно построить партнерские отношения, если родитель не против — поэтому нужно быть вежливым, уточнять имя и отчество родителя и обращаться к нему именно так. А также не забывать или уточнять имя ребенка.
Как помочь учителю?
Родительский комитет. Поборы в школах?
Тяжёлая ситуация сложилась у нас в классе. Имеется учитель, прекрасный педагог, вкладывает душу в детей, дети её любят. Так же есть в классе отпетый хулиган, который бьет детей и ругается матом, учителя не уважает. учителю приходится его водить буквально за руку, ибо может покалечить детей. Она рядом в раздевалке на физре, возле туалета для мальчиков. Постоянно объясняет и ему, и детям, как надо себя вести и как не надо. Как-то на уроке сказала детям, что если вас обижают, просто отойдите, чтобы не раздувать конфликт. Мама этого мальчика нажаловалась директору, что учитель якобы настраивает детей против её сына. Это предыстория. А теперь сама ситуация. Директор вызвал учителя и сказал, что ему пришло письмо о том, что учитель незаконно собирает с родителей деньги. И это письмо продублировано в департамент образования, но директор вроде как все уладил. Это его слова. Деньги действительно собираются, но не учителем, а родительским комитетом и не такие огромные суммы, за год собрали около 5-7 тыс, включая пособия для 1-го и 2 класса. Все сборы добровольные. Да это везде так. Многие родители думают, что письмо написала мать того мальчика. Родительский комитет написал заявление-опровержение на имя директора, сегодня собрали подписи остальных родителей. Собираются идти с этим заявлением к директору. Учитель нервничает, сегодня вышла к нам и заплакала. Очень жалко её. Как в таком состоянии работать с детьми! Кто-нибудь сталкивался с такой ситуацией? Что грозит учителю? Как её отстоять?
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Поведение детей в классе тоже страдает. Если родители даже в мелочах заставляют ребенка поступать так, как им кажется правильным, например выбрать кружок по математике вместо танцев, рано или поздно школьник начинает бунтовать, конфликтовать и отказываться делать хоть что-то, причем не только дома, но и в школе. Разгребать это все приходится учителю, в то время как родители умывают руки и не хотят никак корректировать свое поведение: вы учитель, вы и работайте.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Мы сразу предупредили родителей о четких правилах: дети подключаются только к основным общеобразовательным занятиям — русскому, литературе, математике и окружающему миру — и только если ребенок пропускает уроки вынужденно, из-за обстоятельств, на которые семья никак не может повлиять. Но нет, родители постоянно пытаются выпросить особенные условия для своего ребенка и обижаются, если мы отказываемся устраивать комбинированные уроки рисования или подключать к занятиям ребенка, родители которого решили уехать на дачу в учебный день. Это бесит.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Школа должна заранее уведомить ГИБДД о поездке во всех подробностях: о количестве детей, маршруте и всех запланированных остановках. Нарушение плана поездки может повлечь за собой штраф до 100 000 Р, поэтому отклонения от маршрута исключены: мы забираем детей из школы, привозим в музей, а потом снова возвращаем в школу. Состав детей за время поездки тоже не должен измениться: учителя отвечают за жизнь и здоровье учеников в том числе и во время экскурсий.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Если ответ на вопрос займет у меня минуту, это еще ничего, но иногда родители хотят, чтобы я потратил весь вечер после работы на подробный отчет об успеваемости или проблемах их ребенка. Это бесит: во-первых, для таких разговоров предусмотрены специальные дни, а во-вторых, у меня могут быть свои планы на личное время, в которые входит кружка пива в баре с друзьями, а не тяжелый разговор, к которому я не был готов.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Добрый день!
Права учителя защищены законом. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 47) педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от
вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств,
методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, к которым относятся и родители обучающихся.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 28) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
.Авторская программа учителя-предметника. Как защитить права учителя в школе от необоснованных жалоб родителей?
Вера
Таким образом, авторская программа по предмету учителя должна быть утверждена образовательной организацией и соответствовать реализуемой образовательной организацией образовательной программы. А учитель имеет право обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая должна разобраться в сложившейся ситуации.
Удачи Вам!
Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников
Родители отправляют детей в школу в первую очередь за знаниями и очень часто смиренно принимают все правила, которые им навязывают, и все претензии учителей. Правильно ли это? И законно ли то, что зачастую позволяют себе учителя в адрес подопечных?
Кого могут взять на работу в школу?
Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?
Кто решает, по каким критериям выставляются оценки, и можно ли оспорить несправедливые отметки?
Имеет ли учитель право забирать личные вещи учеников?
30 августа 2018
Комментарии