Как писать от первого лица?
Как писать от первого лица?
Краткий чек-лист для тех, кто хочет создать гениальный роман
Когда автор ставит себя на место героя, он попадает в определенные рамки. Хочется, чтобы история вышла логичной и стройной, но для этого нужно избегать многих вещей: помпезных фраз, отсылок, и даже определенных сцен. Чтобы не попасться в ловушку, достаточно ответить на несколько вопросов.
Присоединяйтесь к нашему марафону #роман_за_лето22 в нашей группе во «ВКонтакте» и телеграм-канале «Издательские сервисы ЛитРес»!
Кто ваш герой?
Главная опасность в работе от первого лица — несоответствие текста социальному статусу, возрасту, психологии персонажа. Не всегда можно использовать сложные метафоры, или вставлять в речь «пасхалки». Ведь странно, если необразованный мальчишка а-ля Оливер Твист вдруг начнет цитировать Платона, а средневековый крестьянин решит использовать красивые аллюзии длинной в страницу.
Поэтому прежде всего продумайте, кто ваш герой. Помните — авторский текст заменяется речью персонажа. Так, если роман написан от лица поэта, красивое, художественное описание утреннего луга будет уместно. Если же герой-повествователь — обычный работник офиса, будьте проще в описаниях.
Правило можно обойти, если дать тексте необходимые объяснения. Например, в романе Виктора Диксена
«Двор тьмы»
главная героиня — простолюдинка. Она заранее говорит, что читала много классической литературы в отцовской библиотеке, собранной им. А потому, когда через двадцать страниц девушка вспоминает строки из французских романов и цитирует философов, у читателя не возникнет вопросов.
Зачем герой рассказывает историю?
Читателю будет куда приятнее, если вы объясните, почему история написана от первого лица. Делать это следует не в предисловии или послесловии, а в повествовании.
Во-первых, такой прием может создать дополнительную интригу. Как, например, в
«Тайной истории»
Донны Тартт, где персонаж сразу признается, что собирается рассказать об убийстве. Сразу хочется узнать подробности. Весь роман — рефлексия главного героя об этом событии.
Во-вторых, объяснение даст понять читателю, почему роман по-другому бы не сработал. У Джаспера Ффорде в «
Оттенках серого
» вся книга — это предсмертная исповедь героя, узнавшего правду об антиутопическом мире. Будь история написана от третьего лица — все повествование бы развалилось, потеряв эмоциональную наполненность.
Тот же эффект создает Ислам Ханипаев в повести
«Типа я»
. Восьмилетний мальчик Артур придумал себе воображаемого друга — крутого Али. Он учится быть настоящим воином и параллельно ищет своего отца. Советы Али не всегда совпадают с тем, что говорят друзья, родные, учителя. Появляется диссонанс между миром реальным и внутренним миром самого ребенка. Если писать историю не от лица Артура, читатели не смогут увидеть его воображаемого друга Крутого Али. В этой книге важно именно детский взгляд на события.
«Вчера в крутом историческом фильме главный герой сказал: „Ради великой цели мы должны пойти на эту великую жертву!“ — а потом их всех убили. Вот и я подумал: ради великой цели (стать крутым и по возможности злым воином) я должен пожертвовать школой. Надо пожертвовать всей обычной жизнью. Я уже начал жертвовать. Я дал обет безбрачия. Это значит, я никогда не женюсь на Амине. Но мне себя не жалко. Жалко Амину, потому что у нее никогда не будет крутого мужа».
«Типа я» Ислама Ханипаева
«Типа я»
Ислам Ханипаев
Когда происходят события?
Вам, как автору, понимание временных рамок поможет играть с текстом. Если история — это воспоминания о случившемся много лет назад, герой постоянно может осмысливать свой опыт. Смело добавляйте фразы: «Тогда я еще не знал, что…»; «Теперь я понимаю…»; «Никто из нас не догадывался, что эти события станут…». Опять же, вернемся к
«Тайной истории»
. Герой рассказывает о случившемся спустя много лет, так что позволяет себе прыгать из прошлого в будущее.
«…хотя я слишком хорошо помню ту ужасную долгую ночь и все последующие ужасные долгие дни и ночи, стоит мне оглянуться — и прошедших лет как будто нет в помине, и вновь у меня за спиной черное пятно ущелья, выплывающее из-за зеленых ветвей, картина, которая останется со мной навсегда. Наверное, сложись все иначе, я мог бы писать о многих других вещах, но теперь у меня нет выбора. В моей жизни была только одна история, и лишь ее я могу рассказать»
«Тайная история»
Если же вы решите писать о том, что происходит здесь и сейчас, будьте бдительны: возможности персонажа сильно ограничены. Герой просто не может знать, что случится через несколько страниц. Более того, у него нет представления о том, что думают и говорят другие люди за его спиной. Он может лишь интерпретировать и догадываться об этом.
Второе: временные рамки важны для понимания духа эпохи. Этим определяется и лексика героя-повествователя, и речевые обороты, и даже сам формат текста. Например, если вы пишете от первого лица в антураже Англии XVIII века — роман будет весьма органичен в формате дневника. Если же это современность, события могут вполне стать большим постом в блоге.
Как история дошла до читателя?
Почему бы героям не найти дневник капитана корабля? У Евгения Гаглоева в
серии «Арканум»
такой прием есть. Только тут основной текст написан от третьего лица, а дневниковые вставки — от первого. Попробуйте сделать наоборот — пусть герои, нашедшие записи, перебивают повествование ремарками и комментариями. В остальном же текст будет сосредоточен на истории, которую записал капитан судна. А можно поступить и другим способом. Пусть, в начале герой объяснит, что весь следующий текст — его личная биография. И тогда в роли исследователя чужих тайн выступит уже сам читатель.
Способов добавить изюминку в повествование от первого лица много. Вот лишь некоторые варианты:
-
Роман может стать записками последнего выжившего после катастрофы. Герой просто обязан рассказать, что же случилось!
-
Персонаж может расследовать свое же убийство, будучи призраком! Это мы подсмотрели у
Бернара Вербера
-
Историю вообще может рассказывать животное. У Роберта Желязны в
«Ночи в тоскливом октябре»
повествование ведется от лица Нюха, пса главного героя.
-
А почему бы не сделать текст набросками недописанного романа? В финале автор признается, что не может закончить историю, и скажет, что собирается сжечь написанное.
Недостоверный рассказчик
В литературе читатель находится в полной власти рассказчика! Ведь именно он объясняет ту или иную историю. Понятно, что автор лгать не станет, но если текст написан от первого лица… Тут может попасться недостоверный (ненадежный) рассказчик.
Персонаж-повествователь по той или иной причине не рассказывает читателю всей правды. Или же на его слова нельзя положиться, потому что он не объективен. Герой может случайно переврать события от испуга, или намеренно отозваться о своем сопернике хуже, чем тот есть на самом деле. У читателя не остается другого выбора, как поверить рассказчику — больше-то об истории узнать не от кого. В «ненадежности» играет роль и человеческий фактор: герои испытывают эмоции, переживают. Они зачастую субъективны по отношению к событиям и другим людям. В романе Екатерины Звонцовой
«Теория бесконечных обезьян»
один из героев — издатель, который скорбит по погибшей возлюбленной. Он сам неоднократно признает свою ненадежность.
«Варя была особенной. Особенной, не стану врать, прежде всего для меня, для редакции — рядовой среди лучших или лучшей среди рядовых. Скромные тиражи от трех до шести тысяч, на двадцатку и твердую пометку «бестселлер» вышли лишь три книги. Периодические, но не регулярные допы. Пара среднемасштабных премий, пара крупных, одна-единственная экранизация и полное нежелание «быть в моде». И тексты, которые похожи то на выдержанное вино, то на разрывные пули, то на горный воздух, то на священный град Ершалаим. Может, потому я и захотел вот так сразу — о ней, а потом, если получится, и о других. Я сохраню ее хотя бы здесь».
«Теория бесконечных обезьян»
Екатерина Звонцова
Ненадежный рассказчик, к слову, отличный прием для детективов! Доказано на классике: у Агаты Кристи в
«Убийстве Роджера Экройда»
сам повествователь и оказывается… убийцей. Недостоверность истории может быть вызвана и психическими отклонениями. Один из персонажей-рассказчкиов в
«Звуке и ярости»
Уильяма Фолкнера смешивает реальности и галлюцинации просто потому, что действительно видит мир таким образом. Читателю приходится разбираться, где правда, а где вымысел. Интересно, но Сальвадор Дали в автобиографии
«Моя тайная жизнь»
поступает точно так же! Художник признается, что часть его воспоминаний — выдуманные. Поскольку он не может и не хочет отделять их от настоящих, читателю предлагается и правда, и вымысел.
Опасные ловушки
-
Сцены. Помните, что все эпизоды сюжета можно показывать только от лица героя-повествователя. Если, конечно, вы не захотите писать роман сразу и от первого, и от третьего лица. Но это — еще сложнее. Поучится можно, например, у
Макса Фрая
.
-
Внешность. Придумайте, как описать центрального героя. Будет странно, если персонаж вдруг сам начнет рассказывать о цвете своих волос, форме носа и т. д. Но и совсем оставить читателя без описания нельзя.
-
Слово «я». Старайтесь использовать его как можно реже.
-
Другие герои. Помните, что все сторонние персонажи должны раскрываться либо через события, либо через главного героя. Работая от первого лица, нельзя внезапно начать описывать предысторию незнакомца. На то он и незнакомец, что повествователь о нем ничего не знает!
автор блога ЛитРес, журналист. Пишет книги в жанрах фэнтези и магического реализма.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Download Article
Download Article
Writing in the first person can be a fun challenge, allowing you to explore a first person point of view on the page. You may write in the first person in a short story, novel, or opinion piece. Creating an effective first person narrative requires skill and consistency as well as a thorough revision of the writing once it is done.
-
1
Use present tense to move the story forward. The first person point of view has two different tenses, present tense and past tense. Present tense “I” focuses on the actions and thoughts of the narrator as they unfold in the present. It can be a good option for moving the story forward, carrying the reader through a narrative as events and moments are happening.[1]
- For example, a first person present tense narrator would be, “I open the window and yell at him to leave me alone. I close the window and try to focus on the latest soap opera on television.”
-
2
Try past tense to explore a character’s past. The past tense is a good option if you are writing a story that explores the main character or narrator’s past. It is a more popular tense than present tense and is often easier to do. Writing in the past tense can make the story feel more like it is being told, rather than happening in the present moment.[2]
- For example, a first person past tense narrator would be, “I opened the window and yelled at him to leave me alone. I closed the window and tried to focus on the latest soap opera on television.”
Advertisement
-
3
Go for present tense when discussing the work. In most cases, the first person point of view is not recommended for an academic essay. But your instructor may allow you use the first person when discussing a work of literature or a scholarly work. Use the present tense to give the discussion immediacy and an intimate tone.[3]
- If you are using APA style, you can use the first person point of view to discuss your research steps in a research paper. For example, you may write, “I studied sample A” or “I interviewed subject B.” In general, you should avoid the first person point of view and only use it sparingly in your research paper.
Advertisement
-
1
Give the narrator a distinct voice. First person narrators often have a particular way of seeing the world, which is based on their backstory. Give your first person narrator a narrative voice that is distinct and particular to them. Consider the narrator’s age, class, and background. Use these elements to create the voice of the first person narrator.[4]
- For example, if your narrator is a Latino teenager who lives in the Bronx, they will have a distinct narrative voice that may use Spanish phrases and teenage slang as well as standard English.
-
2
Filter the actions of the story through the narrator. With a first person narrator, you want the reader to view the world of the story through their perspective. This means describing scenes, other characters, and settings from the point of the view of the narrator. Try to filter all the action in the story through the first person narrator so the reader gets a sense of their point of view.[5]
- For example, rather than say, “I couldn’t believe what I was seeing. A killer spider skittered towards me and I thought, I’m dead,” focus on describing the action straight from the viewpoint of the narrator. You may write, “This couldn’t be what I was seeing. A killer spider skittered towards me. I’m dead.”
-
3
Use the “I” to keep the pace and action moving forward. Try not to let the first person narrator get bogged down by backstory or long descriptions, especially if you’re writing in the present tense. Keep the pace and action of the story moving forward. Focus on keeping your narrator in the action in every scene.[6]
- For example, rather than write, “I tried to talk to Sara about how I felt but she didn’t want to listen to what I had to say,” you may put this content in a scene with dialogue and action. You may write instead, “‘Sara, why won’t you talk to me?’ I was determined to get her to listen to what I had to say.”
-
4
Read examples of first person narratives. To get a better sense of the first person point of view, read examples of this perspective in literature. Look at present and past tense examples so you can look at how other writers use it in their work. There are several well known examples of the first person point of view in writing, including:[7]
- To Kill a Mockingbird by Harper Lee
- Moby Dick by Herman Melville
- The Great Gatsby by F. Scott Fitzgerald
- Lucy by Jamaica Kincaid
- «Shooting an Elephant,» an essay by George Orwell
- «The Death of the Moth,» an essay by Virginia Woolf
Advertisement
-
1
Avoid starting every sentence with “I.” Though you are writing from the perspective of the “I” in the first person point of view, you do not want every sentence to begin with “I.” Doing this can make the narrative feel repetitive and stilted. Try to vary up your sentences so you do not start with “I” in every sentence or have “I” in sentence after sentence.
- For example, rather than have two sentences like, “I ran down the stairs, my heart pounding. I could hear the killer spider skittering on the wall behind me,” you can write, “I ran down the stairs, my heart pounding. Behind me, the killer spider skittered on the wall.”
-
2
Do not report on the action using the “I.” Allow the first person narrator to describe a scene or moment from their point of view. Do not use the passive voice when describing a scene or moment through your first person narrator. This can make the narrative sound like a report or a summary of events, rather than let the reader experience the events as they unfold.
- For example, rather than write, “I bumped into Marsha and she told me she left her homework at home. I felt sorry for her and told her not to get so upset,” you may place the reader right in a scene.
- You may write, “As I turned the corner of the gym, I bumped into Marsha. ‘I forgot my homework at home,’ she complained. I put my hand on her shoulder and tried to comfort her. ‘Don’t be too upset,’ I said to her.”
-
3
Try not to place distance between the reader and the “I.” Using “I thought,” “I saw,” or “I felt” in the narrative can create distance between the reader and the first person perspective.
- For example, rather than write, “I felt sad about losing her as a friend,” you may write, “Sadness filled my body as I realized I was losing her as a friend.”
- You can also often simply remove “I thought” or “I saw” in a sentence to make the first person point of view stronger. For example, rather than write, “I passed her in the hall and almost stopped to talk to her. Then, I thought, why bother, she’s just going to reject you anyway,” remove «I thought» and tighten up the action in the sentence.
- You may write, “I passed her in the hall and almost stopped to talk to her. But I kept walking. Why bother, she’s just going to reject me anyway.”
Advertisement
-
1
Read the piece out loud. Once you have completed a draft of the story in the first person, read it out loud. Listen to how each sentence sounds in the narrative. Notice if you repeat “I” too often or in every sentence. Pay attention to the voice of the first person narrator and note if it feels consistent throughout the piece.[8]
- You should also pay attention to the tense in the story. Make sure the story does not shift from present to past tense or vice versa. It should stay in the same tense the entire time.
-
2
Tighten up the word choice and language. As you polish and revise the story, make sure your word choice and language is strong. Look for any words that you can replace with more unique terms. Check for any language that does not feel as clear or concise as it could be. Make sure your word choice and language suit the first person narrator in the story.[9]
-
3
Show the piece to others. You should show your draft to others and get their feedback. Ask friends and peers to read the first person narrative. Have them give you feedback and apply their critiques to the story to make it stronger.
- You may also show the story to a writing group to get their criticisms and critiques. Be open to the feedback of others and use it to improve the first person narrator in your story.
Advertisement
Add New Question
-
Question
When the narrator is telling his story (in first person) in the past tense, how does he know when to use the past perfect tense? Can both of these be used together?
Yes, they can. Past perfect is intended to describe an event that happened prior to some other event: «I stepped through the door and suddenly realized I had been there before.»
-
Question
How many characters should narrate the story?
You typically only have one person narrating a story at a time. Sometimes in stories the narrator changes between chapters or parts. If you do this, make it clear so not to confuse readers.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Thanks for submitting a tip for review!
References
About This Article
Article SummaryX
Writing in the first person means writing from the perspective of one person or character. When writing, you’ll want to use words like “I,” “we,” or “me” to demonstrate it’s the first-person perspective. For instance, if you’re writing a narrative, you might say, “I called Marissa on the phone.” Avoid starting every sentence with “I” since this can get repetitive. You can also pepper in dialogue, descriptions of the scene, and action sentences to keep things interesting. If you’re writing a first-person narrative, you’ll want to make sure everything is told from the perspective of 1 character. This means that everything your character says and does should be consistent with their worldview. To learn how to polish your first person narrative, read more from our Writing co-author!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 94,366 times.
Reader Success Stories
-
«It helped me to edit the story I am writing and make it sound so much better!»
Did this article help you?
Download Article
Download Article
Writing in the first person can be a fun challenge, allowing you to explore a first person point of view on the page. You may write in the first person in a short story, novel, or opinion piece. Creating an effective first person narrative requires skill and consistency as well as a thorough revision of the writing once it is done.
-
1
Use present tense to move the story forward. The first person point of view has two different tenses, present tense and past tense. Present tense “I” focuses on the actions and thoughts of the narrator as they unfold in the present. It can be a good option for moving the story forward, carrying the reader through a narrative as events and moments are happening.[1]
- For example, a first person present tense narrator would be, “I open the window and yell at him to leave me alone. I close the window and try to focus on the latest soap opera on television.”
-
2
Try past tense to explore a character’s past. The past tense is a good option if you are writing a story that explores the main character or narrator’s past. It is a more popular tense than present tense and is often easier to do. Writing in the past tense can make the story feel more like it is being told, rather than happening in the present moment.[2]
- For example, a first person past tense narrator would be, “I opened the window and yelled at him to leave me alone. I closed the window and tried to focus on the latest soap opera on television.”
Advertisement
-
3
Go for present tense when discussing the work. In most cases, the first person point of view is not recommended for an academic essay. But your instructor may allow you use the first person when discussing a work of literature or a scholarly work. Use the present tense to give the discussion immediacy and an intimate tone.[3]
- If you are using APA style, you can use the first person point of view to discuss your research steps in a research paper. For example, you may write, “I studied sample A” or “I interviewed subject B.” In general, you should avoid the first person point of view and only use it sparingly in your research paper.
Advertisement
-
1
Give the narrator a distinct voice. First person narrators often have a particular way of seeing the world, which is based on their backstory. Give your first person narrator a narrative voice that is distinct and particular to them. Consider the narrator’s age, class, and background. Use these elements to create the voice of the first person narrator.[4]
- For example, if your narrator is a Latino teenager who lives in the Bronx, they will have a distinct narrative voice that may use Spanish phrases and teenage slang as well as standard English.
-
2
Filter the actions of the story through the narrator. With a first person narrator, you want the reader to view the world of the story through their perspective. This means describing scenes, other characters, and settings from the point of the view of the narrator. Try to filter all the action in the story through the first person narrator so the reader gets a sense of their point of view.[5]
- For example, rather than say, “I couldn’t believe what I was seeing. A killer spider skittered towards me and I thought, I’m dead,” focus on describing the action straight from the viewpoint of the narrator. You may write, “This couldn’t be what I was seeing. A killer spider skittered towards me. I’m dead.”
-
3
Use the “I” to keep the pace and action moving forward. Try not to let the first person narrator get bogged down by backstory or long descriptions, especially if you’re writing in the present tense. Keep the pace and action of the story moving forward. Focus on keeping your narrator in the action in every scene.[6]
- For example, rather than write, “I tried to talk to Sara about how I felt but she didn’t want to listen to what I had to say,” you may put this content in a scene with dialogue and action. You may write instead, “‘Sara, why won’t you talk to me?’ I was determined to get her to listen to what I had to say.”
-
4
Read examples of first person narratives. To get a better sense of the first person point of view, read examples of this perspective in literature. Look at present and past tense examples so you can look at how other writers use it in their work. There are several well known examples of the first person point of view in writing, including:[7]
- To Kill a Mockingbird by Harper Lee
- Moby Dick by Herman Melville
- The Great Gatsby by F. Scott Fitzgerald
- Lucy by Jamaica Kincaid
- «Shooting an Elephant,» an essay by George Orwell
- «The Death of the Moth,» an essay by Virginia Woolf
Advertisement
-
1
Avoid starting every sentence with “I.” Though you are writing from the perspective of the “I” in the first person point of view, you do not want every sentence to begin with “I.” Doing this can make the narrative feel repetitive and stilted. Try to vary up your sentences so you do not start with “I” in every sentence or have “I” in sentence after sentence.
- For example, rather than have two sentences like, “I ran down the stairs, my heart pounding. I could hear the killer spider skittering on the wall behind me,” you can write, “I ran down the stairs, my heart pounding. Behind me, the killer spider skittered on the wall.”
-
2
Do not report on the action using the “I.” Allow the first person narrator to describe a scene or moment from their point of view. Do not use the passive voice when describing a scene or moment through your first person narrator. This can make the narrative sound like a report or a summary of events, rather than let the reader experience the events as they unfold.
- For example, rather than write, “I bumped into Marsha and she told me she left her homework at home. I felt sorry for her and told her not to get so upset,” you may place the reader right in a scene.
- You may write, “As I turned the corner of the gym, I bumped into Marsha. ‘I forgot my homework at home,’ she complained. I put my hand on her shoulder and tried to comfort her. ‘Don’t be too upset,’ I said to her.”
-
3
Try not to place distance between the reader and the “I.” Using “I thought,” “I saw,” or “I felt” in the narrative can create distance between the reader and the first person perspective.
- For example, rather than write, “I felt sad about losing her as a friend,” you may write, “Sadness filled my body as I realized I was losing her as a friend.”
- You can also often simply remove “I thought” or “I saw” in a sentence to make the first person point of view stronger. For example, rather than write, “I passed her in the hall and almost stopped to talk to her. Then, I thought, why bother, she’s just going to reject you anyway,” remove «I thought» and tighten up the action in the sentence.
- You may write, “I passed her in the hall and almost stopped to talk to her. But I kept walking. Why bother, she’s just going to reject me anyway.”
Advertisement
-
1
Read the piece out loud. Once you have completed a draft of the story in the first person, read it out loud. Listen to how each sentence sounds in the narrative. Notice if you repeat “I” too often or in every sentence. Pay attention to the voice of the first person narrator and note if it feels consistent throughout the piece.[8]
- You should also pay attention to the tense in the story. Make sure the story does not shift from present to past tense or vice versa. It should stay in the same tense the entire time.
-
2
Tighten up the word choice and language. As you polish and revise the story, make sure your word choice and language is strong. Look for any words that you can replace with more unique terms. Check for any language that does not feel as clear or concise as it could be. Make sure your word choice and language suit the first person narrator in the story.[9]
-
3
Show the piece to others. You should show your draft to others and get their feedback. Ask friends and peers to read the first person narrative. Have them give you feedback and apply their critiques to the story to make it stronger.
- You may also show the story to a writing group to get their criticisms and critiques. Be open to the feedback of others and use it to improve the first person narrator in your story.
Advertisement
Add New Question
-
Question
When the narrator is telling his story (in first person) in the past tense, how does he know when to use the past perfect tense? Can both of these be used together?
Yes, they can. Past perfect is intended to describe an event that happened prior to some other event: «I stepped through the door and suddenly realized I had been there before.»
-
Question
How many characters should narrate the story?
You typically only have one person narrating a story at a time. Sometimes in stories the narrator changes between chapters or parts. If you do this, make it clear so not to confuse readers.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Thanks for submitting a tip for review!
References
About This Article
Article SummaryX
Writing in the first person means writing from the perspective of one person or character. When writing, you’ll want to use words like “I,” “we,” or “me” to demonstrate it’s the first-person perspective. For instance, if you’re writing a narrative, you might say, “I called Marissa on the phone.” Avoid starting every sentence with “I” since this can get repetitive. You can also pepper in dialogue, descriptions of the scene, and action sentences to keep things interesting. If you’re writing a first-person narrative, you’ll want to make sure everything is told from the perspective of 1 character. This means that everything your character says and does should be consistent with their worldview. To learn how to polish your first person narrative, read more from our Writing co-author!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 94,366 times.
Reader Success Stories
-
«It helped me to edit the story I am writing and make it sound so much better!»
Did this article help you?
Простое объяснение правил русского языка. Что значит писать от первого и от третьего лица?
Содержание
- Что значит писать от первого лица?
- Что значит писать от третьего лица?
- Видео: Что значит писать от первого, третьего лица: объяснение, примеры
Рассказ от первого лица — это повествование, которое излагается персонажем или повествователем, являющимся главным участником сюжетного действия.
Что значит писать от первого лица?
Рассказ от первого лица — это рассказ от «Я» или от «Мы». Например:
- Я полетел на Марс.
- Я любил эту женщину.
- Я спустился на дно Марианской впадины.
- Мы исследовали потухший вулкан.
Если вы пишете рассказ от первого лица, используйте в нем местоимения в различных падежах.
Каким может быть рассказ с предложениями, которые вы прочитали выше?
- Постскриптум о любви.
Я любил эту женщину. Я знал, что никогда я и она не будем вместе. Она была красивой и веселой, а я был обычным и невзрачным парнем. Я издалека наблюдал, как она веселится с подругами и как за ней ухаживают красивые мужчины. Я видел, когда она влюбилась в одного из них и вскоре вышла за него замуж. Я радовался, когда у нее родился малыш, и веселая она катала его в коляске. Теперь срок моей любви истек и я рад, что я любил эту женщину. Любовь не может быть несчастной, и я благодарю за нее эту женщину.
- Как мы исследовали потухший вулкан.
На вершине потухшего вулкана мы обнаружили кратер, который порос деревьями и травой. Поскольку глубина кратера была большой, а стены практически отвесными, нами было принято решение спускаться на его дно с помощью альпинистского снаряжения. Спустившись на самое дно, мы обнаружили небольшой водопад и пещеру. Исследовать пещеру мы решили в следующий раз. Красота дикой природы, необычных цветов и деревьев поразила наше воображение.
Что значит писать от третьего лица?
Рассказ от третьего лица — это рассказ от «он», «она», «оно» или «они». Например:
- Он полетел на Марс.
- Она исследовала потухший вулкан.
- Оно прилетело сегодня с Марса.
- Они спустились на дно Марианской впадины.
При написании сочинения от третьего лица, склоняйте местоимения «Он», «Она», «Оно» и «Они» по падежам.
Каким может быть рассказ с предложениями, которые вы прочитали выше?
- Путешествие на Марс.
Сегодня на сверхмощной ракете Иван Иванов полетел на Марс. На космическое путешествие уйдет 2 года. Он совершит посадку на поверхность красной планеты. На Марсе он проведет 2 земных дня, возьмет пробы грунта и вернется на Землю. Также он оставит на красной планете капсулу, в которой будет послание для инопланетян.
- Исследование Марианской впадины.
Самая глубокая точка мирового океана находится на дне Марианской впадины. В 1960 году американский военный Дон Уолш и океанограф Жак Пикар спустились в батискафе на дно впадины. Они установили, что в грунте есть живые бактерии, а на дне живут некоторые рыбы, ранее неизвестные ученым.
Читайте больше статей о русском языке на нашем сайте:
- Как пишется НЕ с причастиями
- НЕВЫПОЛНЕНИЕ или НЕ ВЫПОЛНЕНИЕ, как пишется слитно или раздельно?
- ПОСЕРЕДИНЕ или ПО СЕРЕДИНЕ — как писать?
- НЕМНОГО или НЕ МНОГО — как пишется?
- НЕПРАВДА: как пишется слитно или раздельно?
- Как определить род, число и падеж прилагательного?
- Предметы, названия которых всегда во множественном числе.
- «Все-таки» как правильно пишется?
- Как правильно пишется слово «акклиматизация»?
Видео: Что значит писать от первого, третьего лица: объяснение, примеры
Понятие «от первого лица» принадлежит литературе и используется при написании текстов. Каждый из них должен быть составлен с использованием повествования какого-либо героя, если это художественная литература.
Как это — от первого лица? Что отличает эти рассказы от других и как их определить? Читайте в этой статье.
Таблица лиц
Рассказы могут быть трех типов:
- От первого лица.
- От второго лица.
- От третьего лица.
В каждом меняется только стиль повествования. Для определения лица, в котором написано произведение, стоит выделить наиболее часто встречающиеся личные местоимения: я, мы, ты, они и прочие.
Затем можно воспользоваться таблицей лиц:
Единственное число | Множественное число | |
Первое лицо | я | мы |
Второе лицо | ты | вы |
Третье лицо | он, она, оно | они |
Определив наиболее часто встречающиеся личные местоимения, необходимо выделить главного героя повествования. Это определенный персонаж? Это вы? Это сам автор?
- Если сам автор и является рассказчиком, то повествование ведется от первого лица. Это как будто автор сидит рядом с вами и рассказывает все в приватной беседе: я пошел, я сделала, я смогла и все в этом духе.
- Рассказы от второго лица не обрели популярность, хотя и весьма интересны. В этом случае автор обращается к аудитории и представляет все так, будто это читатель совершает действия: вы сделали, ты идешь, ты смотришь, ты видишь.
- Рассказ от третьего лица наиболее популярен и встречается чаще всего: она смогла, он рассказал, они ушли.
Типы рассказов
Литература может быть художественной и не художественной. В основном рассказы от первого лица характерны для художественной литературы, где повествование идет от имени героя.
Нон-фикш от первого лица также встречается, хоть и намного реже. Чаще всего написание от первого лица в этом случае ведется во множественном числе: не «я», а «мы». Примером такого рассказа может быть лабораторный журнал, в котором встречаются отрывки типа «…мы провели эксперимент…», «…я сделал замеры…» и тому подобные.
Не стоит путать их с отрывками вроде «…наша группа сделала открытие…», поскольку в этом случае рассказ будет вестись от третьего лица. «Наша группа» может быть заменена на «группа», а затем на «она». «Наша» не должна вас путать. В рассказах от первого лица значение имеют только личные местоимения без предлогов.
Плюсы рассказов от разных лиц
- Если автор хочет показать максимальный накал эмоций, то он будет использовать рассказ от первого лица. Это как будто герой сам повествует о своих похождениях и переживаниях, читатель проникается его историей и начинает сопереживать. Гораздо легче сочувствовать тому, кто, пусть и в вашем воображении, сидит перед вами и рассказывает что-то.
- Рассказы от второго лица не снискали особой популярности. Дело в том, что они слишком узкоспециализированы: мужчине, к примеру, вряд ли понравится читать книгу, в которой пестрит женский род: ты сделала, ты посмотрела, ты услышала. И даже если рассказ читает барышня, то она может быть несогласна с действиями главной героини. Из-за этого пойдет отторжение от истории, появится неприязнь к ней, и в итоге книга будет забыта на самой пыльной полке.
- Рассказы от третьего лица позволяют автору рассматривать историю не только с позиции главного героя, но и от других персонажей. Благодаря этому можно увидеть картину происходящего целиком, не оставаясь прикованным к одному человеку.
Пример рассказов по лицам
Если у вас все еще остается вопрос «От первого лица — это как?», то далее вы найдете несколько примеров рассказов по разным лицам. Они помогут вам научиться определять, в каком ключе составлен текст.
- «Сестра кинула на меня взгляд, полыхающий недовольством. Я не знал, чем оно вызвано, а потому попытался сгладить его слабой улыбкой. Что мне оставалось? Только смотреть на сестру и ждать развязки».
Несмотря на то что есть несколько личных местоимений, рассказ написан от первого лица. Как это определили? Главный герой — мужчина, который рассказывает о себе и своих переживаниях. Эмоции его сестры для него непонятны.
- «Ты посмотрела на брата, стараясь сдержаться от ругани. Вот как так? Почему? Как вы вообще оказались в этой ситуации? Ты не знала, и злые взгляды — это единственное, что тебе осталось».
Та же ситуация, только рассказ написан от второго лица. Возможно, он даже показался вам странным, поскольку подобные формы повествования для нас непривычны.
- «Она сцепила зубы и бросила недовольный взгляд на брата. Тот ответил ей извиняющейся улыбкой в попытке успокоить. Было странно смотреть друг на друга в такой ситуации, но им ничего не оставалось».
Рассказ от третьего лица. Теряется эмоциональность произведения, однако затронуты обе стороны конфликта.
ВикиЧтение
Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа
Вольф Юрген
От первого лица
От первого лица
Можно писать от первого лица. Это значит, что ваш герой сам рассказывает свою историю, как если бы он писал дневник или рассказывал кому-то о своих приключениях. Вот пример рассказа от первого лица:
«Я огляделся. Я понятия не имел, где нахожусь. То есть я понимал, что это больница, но не имел ни малейшего представления, как в ней оказался».
Когда вы читаете написанный от первого лица роман, рассказ или даже нехудожественное произведение, такое как, например, путеводитель, вы мгновенно чувствуете связь с человеком, который напрямую обращается к вам. В этом и заключается преимущество повествования от первого лица. Оно глубоко личное – вы входите в положение рассказчика. Если этот человек, назовем его Джордж, хочет лишь спокойной жизни, а неожиданно все вокруг меняется, вы чувствуете его смятение, его гнев и затем его желание вернуть все то, что было прежде.
Минус в том, что вы можете слышать и видеть только то, что слышит или видит он. В предыдущей главе я уже упоминал, насколько в этом случае читателю нелегко понять, как выглядит рассказчик – как мы видели, для этого необходимо использовать другие способы. Кроме того, вы не сможете описать человека, нанесшего ему удар по голове и находящегося сейчас на противоположном конце города. Чтобы сделать это, вы должны придумать, как Джордж мог об этом узнать. Вот пример такого рассказа:
«Молодая чернокожая медсестра принесла мне на подносе еду, напоминавшую многократно пережеванный гамбургер.
– Пока вы были без сознания, к вам приходил посетитель, – сказала она. – Он записался. Его имя – мистер Перикл.
– Мне это имя ничего не говорит. Как он выглядел?
Она посмотрела в окно и задумалась.
– Высокий, лысый, около шести футов ростом, лет пятидесяти.
Она выжидающе посмотрела на меня, но я по-прежнему не знал, кто он и зачем хотел меня видеть. А также понятия не имел, как он узнал, что я в больнице».
Джордж не знает, кто этот мистер Перикл, не знает этого и читатель. Но в следующей главе, когда он заметит высокого бритоголового человека, делающего покупки в супермаркете, то вспомнит описание посетителя, данное медсестрой, и мы, читатели, вспомним тоже.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Любовь с первого нюха…
Любовь с первого нюха…
Лежат Ванька с Манькой в стогу. Видят — жеребец кобылу покрывает.
Маня: — Вань, а как он узнал, что она хочет?
Ваня: — Хрен его знает, по запаху, наверно.
Еще полежали. Потом Манька говорит:
— Вань, а у тебя, похоже, насморк…
Из колхозных баек
Со многими
С первого взгляда или с шестого?
С первого взгляда или с шестого?
Молодой человек говорит девушке: — Взгляни, звезда упала! А ты знаешь, что если загадать желание, то оно исполнится?
— Знаю, но не верю.
— Почему?
— Потому что ты слишком робкий.
Из историй любви
О том, возможна ли любовь с первого взгляда,
Специально для первого
Специально для первого
Отлично! Вы самый популярный среди всех, кто носит с собой фотокамеру. Но знаете, как раз с Вами и больше всех хлопот у продавцов фотоаппаратуры. Это Вам не так и это Вам не понятно. Мой совет: не ходите в магазин. Слушайте сюда — то есть читайте
От первого лица
От первого лица
Можно писать от первого лица. Это значит, что ваш герой сам рассказывает свою историю, как если бы он писал дневник или рассказывал кому-то о своих приключениях. Вот пример рассказа от первого лица:
«Я огляделся. Я понятия не имел, где нахожусь. То есть я
С Первого по Двадцатый
С Первого по Двадцатый
Впервые Париж поделили на округа в 1795 году. Тогда периметр города был меньше нынешнего, и округов получилось всего 12. В каждом округе существовал свой мэр.
Когда говорили: «они женились в мэрии 13-го округа», подразумевалось, что никто и не думал
Любовь с первого нюха…
Любовь с первого нюха…
Лежат Ванька с Манькой в стогу. Видят — жеребец кобылу покрывает.
Маня: — Вань, а как он узнал, что она хочет?
Ваня: — Хрен его знает, по запаху, наверно.
Еще полежали. Потом Манька говорит:
— Вань, а у тебя, похоже, насморк…
Из колхозных баек
Со многими
С первого взгляда или с шестого?
С первого взгляда или с шестого?
Молодой человек говорит девушке: — Взгляни, звезда упала! А ты знаешь, что если загадать желание, то оно исполнится?
— Знаю, но не верю.
— Почему?
— Потому что ты слишком робкий.
Из историй любви
О том, возможна ли любовь с первого взгляда,
ВРАГИ ПЕРВОГО КОНСУЛА
ВРАГИ ПЕРВОГО КОНСУЛА
Первый консул[100] Франции Наполеон Бонапарт не смог бы удержаться у власти, не проводя политику репрессий, иногда широкомасштабных. Ему угрожали роялисты,[101] повстанцы Бретани и мятежная Вандея, куда были посланы войска. Одному из вождей роялистов
Как писать: от первого лица или от третьего?
Как писать: от первого лица или от третьего?
Сразу вспоминаются шутеры а-ля из глаз и ларокрофтовские. Проще говоря, первые идут от первого Wolfstein, а вторые вообще от самых первых диггеров и шамусов. Написал и подумал, что, когда начинал писать этот труд, такое сравнение не
Повествование от первого лица — сильный приём, мало кто не пробовал так писать, у многих получается отменно хорошо, но…
У меня всегда два вопроса: как и почему.
Первый вопрос: как мы можем видеть это повествование? Особенно если в конце повествователь умирает.
Для примера: в «Финикийском корабле» Яна есть виньетка, где указано, что книга, написанная от первого лица, — это чья-то рукопись, причём она обрывается, т.е. повествователь не знает своего конца. Это логично, всё остальное — нет.
И второй вопрос: кто адресат такого повествования? Для чего и для кого оно? Согласитесь, одно дело — дневник (его пишут для себя), другое — письмо (адресовано конкретному читателю), третье — мемуары (для широкого круга интересующихся), четвёртое — исповедь (для протокола)…Что мы читаем? И как это что-то к нам попало?
Вот когда на эти два очевидных вопроса нет ответа, мне это здорово мешает читать книги от первого лица. Почему я это читаю? Откуда оно могло ко мне попасть? И почему повествование обрывается за пару секунд до смерти повествователя? Он что, всё это время вёл бложик?
Да, можно ответить «ну это же условность», но мне эта условная условность мешает.