Ошибки в договоре могут иметь решающее значение для определения действительности договора, поэтому:
Невнимательность или небрежность могут дорого стоить потерпевшей стороне. И хотя в целом закон встает на сторону потерпевшей стороны, во избежание спорных ситуаций мы бы предложили следовать таким рекомендациям при заключении договоров:
- Перед заключением договора необходимо удостовериться, что лицо, которое намеревается подписать договор, полномочно это делать. Если речь идет о первых лицах компании (директор, генеральный директор), то здесь вопросов возникнуть не должно. Как правило, они действуют на основании устава компании. Если же в подписантах указан человек, занимающий другую, хотя и немаловажную должность в компании, то обычно таким основанием будет являться доверенность. Ее реквизиты (дата и номер) должны быть обязательно указаны в тексте самого договора.
- Кроме того, не будет лишней и копия этой доверенности. Она позволит удостовериться в наличии соответствующих полномочий, что называется, воочию.
- Копии учредительных документов позволят не только удостовериться в правильном написании наименования, но и убедиться в правоспособности другой стороны. К тому же, если для осуществления деятельности по заключаемому договору в соответствии с законом необходимо наличие лицензии, то следует запросить и копию этой лицензии.
- Все цифры в тексте договора рекомендуется расшифровывать путем буквенного написания в скобках. Это позволит избежать спорных ситуаций с «исчезнувшими» нулями или «перескочившей» запятой.
- Необходимо помнить о том, что, если в договоре не конкретизировано, о каких именно днях идет речь, дни считаются календарными. Поэтому не лишним будет в каждом сроке уточнить вид дней, используемых для исчисления.
Это лишь некоторые рекомендации, соблюдение которых позволит компании избежать ошибок при заключении договоров, так же обязательно посмотрите следующие частые ошибки встречающиеся при составлении текста договора:
Неправильно: ООО «Фирма» в лице генерального директора Главнюка Христофора Юрьевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, далее именуемого «Поставщик»…
Правильно: далее именуемое «Поставщик».
Почему: слово «именуемое» относится к обществу, а не к руководителю.
Неправильно: Срок платежа — 5 календарных дней с даты выставления счета.
Правильно: со дня, с момента.
Почему: дата — обозначение дня в календаре, а отсчет времени ведется с какого-либо дня, момента.
Неправильно: Согласно счета № 123.
Правильно: согласно счету № 123.
Почему: ошибка в управлении. Предлог «согласно» употребляется с дательным падежом (кому, чему) в случае, если он не выражает согласие с чем-либо.
Неправильно: Оплата производится на основание счета № 123 в течении 5 дней.
Правильно: на основании, в течение.
Почему: слова «на основании» и «в течение» в данном предложении являются сложными предлогами, а предлоги не склоняются. Проверить, предлог это или существительное можно, задав вопрос «что?» к данному слову.
Неправильно: Генеральный директор Главнюк Х.Ю.
Правильно: генеральный директор Х. Ю. Главнюк.
Причина: при адресовании должностному или физическому лицу инициалы разделяют пробелами и указывают перед фамилией: В. В. Иванову, А. А. Петрову. Признак хорошего тона. Юридически значимым не является. Инверсия фамилии и инициалов используется, например, в указателях изданий для упрощения поиска лиц.
Неправильно: Оплатить стоимость товара, оплатить неустойку.
Правильно: оплатить товар, выплатить стоимость товара, выплатить неустойку.
Почему: ошибка в управлении. Глагол «оплатить» требует прямого дополнения: товар, услугу и т.д. О сумме денег следует говорить «заплатить» или «выплатить».
Неправильно: В 10-ти дневный срок, в 10-тидневный срок.
Правильно: в 10-дневный срок.
Причина: при записи слов, где первая часть — количественное числительное, не нужно писать буквами наращение окончания. Наращение требуется только при буквенно-числовой записи порядковых числительных: в 14-м ряду.
Неправильно: Блокада, забастовка, акты и другие действия гос. органов РФ, препятствующих исполнению обязательств Сторонами.
Правильно: госорганов.
Почему: это слово пишется слитно. Или раздельно, но полностью: «Государственных органов».
Неправильно: Товара, по которому заявляются рекламации.
Правильно: товара, по которому предъявляются рекламации.
Почему: «заявлять» — это вольное, просторечное выражение, не употребляемое в тексте документа.
Неправильно: Осуществлять контроль за исполнением настоящего Контракта.
Правильно: осуществлять контроль над исполнением настоящего Контракта.
Еще правильнее: осуществлять контроль исполнения настоящего Контракта.
Почему: контроль осуществляется над чем-либо, либо — производится контроль чего-либо. «Контроль за» является просторечным выражением, которое не следует использовать в документах и деловой переписке.
#1
Неправильно: ООО «Фирма» в лице генерального директора Главнюка Христофора Юрьевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, далее именуемого «Поставщик»…
Правильно: далее именуемое «Поставщик».
Почему: слово «именуемое» относится к обществу, а не к руководителю.
#2
Неправильно: Срок платежа — 5 календарных дней с даты выставления счета.
Правильно: со дня, с момента.
Почему: дата — обозначение дня в календаре, а отсчет времени ведется с какого-либо дня, момента.
#3
Неправильно: Согласно счета № 123.
Правильно: согласно счету № 123.
Почему: ошибка в управлении. Предлог «согласно» употребляется с дательным падежом (кому, чему) в случае, если он не выражает согласие с чем-либо.
#4
Неправильно: Оплата производится на основание счета № 123 в течении 5 дней.
Правильно: на основании, в течение.
Почему: слова «на основании» и «в течение» в данном предложении являются сложными предлогами, а предлоги не склоняются. Проверить, предлог это или существительное можно, задав вопрос «что?» к данному слову.
#5
Неправильно: Генеральный директор Главнюк Х.Ю.
Правильно: генеральный директор Х. Ю. Главнюк.
Причина: при адресовании должностному или физическому лицу инициалы разделяют пробелами и указывают перед фамилией: В. В. Иванову, А. А. Петрову. Признак хорошего тона. Юридически значимым не является. Инверсия фамилии и инициалов используется, например, в указателях изданий для упрощения поиска лиц.
#6
Неправильно: Оплатить стоимость товара, оплатить неустойку.
Правильно: оплатить товар, выплатить стоимость товара, выплатить неустойку.
Почему: ошибка в управлении. Глагол «оплатить» требует прямого дополнения: товар, услугу и т.д. О сумме денег следует говорить «заплатить» или «выплатить».
#7
Неправильно: В 10-ти дневный срок, в 10-тидневный срок.
Правильно: в 10-дневный срок.
Причина: при записи слов, где первая часть — количественное числительное, не нужно писать буквами наращение окончания. Наращение требуется только при буквенно-числовой записи порядковых числительных: в 14-м ряду.
#8
Неправильно: Блокада, забастовка, акты и другие действия гос. органов РФ, препятствующих исполнению обязательств Сторонами.
Правильно: госорганов.
Почему: это слово пишется слитно. Или раздельно, но полностью: «Государственных органов».
#9
Неправильно: Товара, по которому заявляются рекламации.
Правильно: товара, по которому предъявляются рекламации.
Почему: «заявлять» — это вольное, просторечное выражение, не употребляемое в тексте документа.
#10
Неправильно: Осуществлять контроль за исполнением настоящего Контракта.
Правильно: осуществлять контроль над исполнением настоящего Контракта.
Еще правильнее: осуществлять контроль исполнения настоящего Контракта.
Почему: контроль осуществляется над чем-либо, либо — производится контроль чего-либо. «Контроль за» является просторечным выражением, которое не следует использовать в документах и деловой переписке.
Любите русский язык? Подписывайтесь на страницу Русский язык для всех — все, что пропущено в школе
Quotes of the Day
Цитаты дня на английском языке
«The more refined and subtle our minds, the more vulnerable they are.»
Paul Tournier
«Everything has been figured out, except how to live.»
Jean-Paul Sartre
«The whole secret of life is to be interested in one thing profoundly and in a thousand things well.»
Horace Walpole
«Everything’s got a moral, if only you can find it.»
Lewis Carroll
Всего найдено: 29
Здравствуйте! Пожалуйста, не оставьте без внимания мой вопрос, задаю его много раз, но не получаю ответа, а для меня это очень важно. В кавычках или без пишется название фестиваля форума – Российская креативная неделя? И еще, пожалуйста, скажите как пишется (с кавычками или без) это название с родовым словом (фестиваль, форум, фест-форум) и без него. Заранее огромное спасибо за помощь!
Ответ справочной службы русского языка
Названия мероприятий со словом неделя пишутся без кавычек, так как не выделяются кавычками собственные наименования, если они не имеют условного характера (например, Российский государственный гуманитарный университет, Московский театр кукол, Институт языкознания Российской академии наук). У слова неделя фиксируется значение ‘семидневный промежуток времени, посвящённый чему-л., какому-л. событию’. Ср. с названиями, закрепленными в словаре. В сочетании названия (как несклоняемого приложения) с родовым словом кавычки уместны.
Добрый день! 7-(семи-)дневный. Как правильно написать, если в банковском договоре нужно прописать число и цифрой, и буквами?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: 7-дневный, семидневный, 7 (семь) дней.
Разъясните правописание сложных прилагательных, образованных на основе существительного и числительного. Например, как написать 21-минутный буквами — двадцатиодноминутный или двадцати одноминутный? 38-дневный — тридцативосьмидневный? 2500-летний — дветысячипятьсотлетний? Спасибо за разъяснения.
Ответ справочной службы русского языка
Пишем слитно: двадцатиодноминутный, тридцативосьмидневный, дветысячипятИсотлетний.
Как будет правильно:
В.И.Соболеву в трехдневный срок представить предложения
или
В.И.Соболеву в трехдневный срок предоставить предложения
Ответ справочной службы русского языка
Здесь верно: представить.
В пятидневный срок или в пятидневной срок
Ответ справочной службы русского языка
Верно: в пятидневный срок.
Как правильно написать:
Объявить под росписть в 3-х дневный срок.
или
Объявить под роспись в 3-дневный срок.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: в 3-дневный срок. Обратите внимание: не под роспись, а под подпись. См. в «Словаре трудностей»: Подпись, роспись и виза.
Всем, нижеперечисленным сотрудникам, в двухдневный сроксдать фотографии в отдел кадров. Запятые нужны?
Ответ справочной службы русского языка
Запятые не нужны.
Здравствуйте. Не могу решить, как правильно писать сложные слова, когда первая часть числительное пишется цифрой. Подскажите. например: 3-х дневный, 3-хдневный или 3-дневный, или вообще по-другому. Спасибо за справку.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно только такое оформление: 3-дневный.
Скажите, пожалуйста, как правильно разобрать по составу слово ОБЫДЕННОСТЬ? Какое слово явл. однокоренным:быть или день? Это то, что обычно бывает или каждый день бывает? Правильно ли так: о-приставка, быд-корень, дальше суффиксы?
Спасибо. Елена.
Ответ справочной службы русского языка
В современном русском языке морфемный состав слова обыденность такой: корень обыденн- и суффикс -ость, у слова обыденный – корень обыденн- и окончание -ый (см.: Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. М., 1996). Что касается истории этих слов, то первоначальное значение обыденный в древнерусском языке – ‘сделанный в один день’; ‘однодневный‘. Слово происходит от сочетания *об-ин-день ‘в один день’, где ин < инъ ‘один’ (ср. др.-рус. инорогъ ‘единорог’). Значение ‘повседневный‘ у слова обыденный появилось позже. Сейчас корень —ден— у слов обыденный, обыденность уже не выделяется.
Здраствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно расставить запятые в предложении «предписываем Вам в 3-х дневный срок с момента получения предписания демонтировать самовольно установленный навес.»
Ответ справочной службы русского языка
Запятые в этом предложении не нужны. Правильно: 3-дневный.
Подскажите, пожалуйста, какое окончание необходимо писать у прилагательного, которое стоит перед рядом существительных: Ежедневный (или ежедневные) сбор, обновление и ведение электронных данных?
Ответ справочной службы русского языка
Здесь лучше поставить определение в форму множественного числа: ежедневные сбор, обновление и ведение электронных данных, т. к. при единственном числе неясно, связано ли определение только со словом сбор или со всем рядом однородных членов.
«Пробил» слово «довлеть» и получил удивительный ответ: господствовать, тяготеть над и пр.
Но ведь это совершенно неверно. Значение этого глагола: быть достаточным, полным, хватать. См. в Библии «довлеет дневи злоба его», т.е. на каждый день ДОСТАТОЧНО, хватает его (дня) забот. Да и у Ожегова есть (или было?)предупреждение: не путать с давлением. Что современная неграмотность уже заползает и в словари? Буду вам искренне благодарен за разъяснение и ВАШ комментарий. yurko66
Ответ справочной службы русского языка
Глагол довлеть произошел от унаследованного русским литературным языком старославянского глагола довлети, означавшего ‘быть достаточным, хватать’. В первоначальном значении этот глагол употребляется в евангельском выражении довлеет дневи злоба его, переводимом ‘хватает на каждый день своей заботы, довольно для каждого дня своей заботы’ (отсюда и устойчивое сочетание злоба дня – повседневная забота, нужда данного момента, требующая немедленного удовлетворения; потом и прилагательное злободневный).
Слово довлеет встречается и в другом устойчивом выражении – довлеть самому (самой) себе, означающем ‘зависеть в своем существовании и развитии только от себя’, например: природа сама себе довлеет. Отсюда прилагательное самодовлеющий – ‘достаточно значительный сам по себе, имеющий вполне самостоятельную ценность’.
Однако в XX веке у глагола довлеть возникло совершенно новое значение – ‘тяготеть, преобладать, господствовать’. Вот как об этом пишет Л. Успенский в книге «Слово о словах»:
«Нам, особенно не знающим древнеславянского языка, «довлеть» по звучанию напоминает «давить», «давление», — слова совсем другого корня. В результате этого чисто внешнего сходства произошла путаница. Теперь даже очень хорошие знатоки русского языка то и дело употребляют (притом и в печати) глагол «дОвлеть» вместо сочетания слов «оказывать дАвление»:
«Гитлеровская Германия довлела над своими союзниками».
«Над руководителями треста довлеет одна мысль: как бы не произошло затоваривания…»
В этих случаях «довлеет» значит уже «давит», «висит», «угнетает», — все что угодно, только не «является достаточным».
По поводу этого обстоятельства в нашей прессе возникли бурные споры. Писатель Ф. Гладков опротестовал подобное понимание слова, совершенно справедливо считая его результатом прямой ошибки, неосведомленности в славянском языке. Казалось бы, он совершенно прав.
Однако посыпались возражения. Старое древнеславянское значение слова забылось, говорили многие, утвердилось новое. Какое нам дело до того, что «довлеть» значило во дни Гостомысла? Теперь оно значит другое, и смешно возражать против этого. Подобные превращения происходят в языке постоянно…»
Таким образом, новое значение глагола довлеть постепенно прижилось в русском языке. Сейчас говорить довлеть над кем-то в значении ‘господствовать, тяготеть’ допустимо, употребление соответствует норме. Но управление еще испытывает колебания в стилистическом плане. Так, довлеть над кем-чем отмечено как нейтральное в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, но с пометой «разговорное» в «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова.
Подробно об истории этого слова можно прочитать в книге: В. В. Виноградов. История слов. М., 1994.
Здравствуйте. Объясните правильно ли употреблено слово оплатить в предложении: «Вы обязаны в трехдневный срок оплатить за коммунальные платежи».
Ответ справочной службы русского языка
В предложении допущена ошибка. Можно сказать: оплатить коммунальные услуги; внести коммунальные платежи.
Необходима ли запятая перед либо в следующем предложении? Прошу Вас в пятидневный срок освободить помещение либо заключить договор аренды указанного имущества предприятия.
Ответ справочной службы русского языка
Запятую ставить не нужно.
Как правильно писать 3-х дневный семинар или 3-дневный?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: 3-дневный семинар.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
тридцатидне́вный, (30-дне́вный)
Рядом по алфавиту:
тригономе́трия , -и
триго́рский , (к Триго́рское)
Триго́рское , -ого
трида́кна , -ы (моллюск)
тридевя́тый , : в тридевя́том ца́рстве
три́девять , : за три́девять земе́ль
тридеся́тый , : в тридеся́том госуда́рстве
тридими́т , -а (минерал)
тридне́вный , (церк.)
тридцативедёрный , и тридцативёдерный
тридцативёрстный , (30-вёрстный)
тридцатигра́дусный , (30-гра́дусный)
тридцатидвухба́йтный , (32-ба́йтный)
тридцатидвухби́тный , (32-би́тный)
тридцатидвухразря́дный , (32-разря́дный)
тридцатидне́вный , (30-дне́вный)
тридцатиле́тие , (30-ле́тие), -я
тридцатиле́тний , (30-ле́тний)
Тридцатиле́тняя война́ , (ист.)
тридцатиметро́вый , (30-метро́вый)
тридцатимину́тный , (30-мину́тный)
тридцатиодноле́тний , (31-ле́тний)
тридцатипроце́нтный , (30-проце́нтный)
тридцатипятиле́тие , (35-ле́тие), -я
тридцатипятиле́тний , (35-ле́тний)
тридцатирублёвый , (30-рублёвый)
тридцатисеку́ндный , (30-секу́ндный)
тридцатито́мник , -а
тридцатито́мный
тридцатиты́сячник , -а
тридцатиты́сячный , (30-ты́сячный)
Рады помочь вам узнать, как пишется слово «тридцатидневный ».
Пишите и говорите правильно.
О словаре
Сайт создан на основе «Русского орфографического словаря», составленного Институтом русского языка имени В. В. Виноградова РАН. Объем второго издания, исправленного и дополненного, составляет около 180 тысяч слов, и существенно превосходит все предшествующие орфографические словари. Он является нормативным справочником, отражающим с возможной полнотой лексику русского языка начала 21 века и регламентирующим ее правописание.
Правильно слово пишется: тридцатидневный
Всего в слове 15 букв, 5 гласных, 10 согласных, 5 слогов.
Гласные: и, а, и, е, ы;
Согласные: т, р, д, ц, т, д, н, в, н, й.
Номера букв в слове
Номера букв в слове «тридцатидневный» в прямом и обратном порядке:
- 15
т
1 - 14
р
2 - 13
и
3 - 12
д
4 - 11
ц
5 - 10
а
6 - 9
т
7 - 8
и
8 - 7
д
9 - 6
н
10 - 5
е
11 - 4
в
12 - 3
н
13 - 2
ы
14 - 1
й
15
Разбор по составу
Разбор по составу (морфемный разбор) слова тридцатидневный делается следующим образом:
тридцатидневный
Морфемы слова: тр, дцат, дн — корни, и, и — соединительная гласная, евн — суффикс, ый — окончание, тр, и|дцат, и|дневн — основы.
Трёхдневный
⇒ Гласные буквы в слове:
тр ё хдн е вн ы й
гласные выделены красным
гласными являются: ё, е, ы
общее количество гласных: 3 (три)
трёхдн е ́ вный
ударная гласная выделена знаком ударения « ́ »
ударение падает на букву: е
тр ё хдневн ы й
безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием « »
безударными гласными являются: ё, ы
общее количество безударных гласных: 2 (две)
⇒ Согласные буквы в слове:
т р ё х д н е в н ы й
согласные выделены зеленым
согласными являются: т, р, х, д, н, в, н, й
общее количество согласных: 8 (восемь)
т р ёх д н е в н ы й
звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием « »
звонкими согласными являются: р, д, н, в, н, й
общее количество звонких согласных: 6 (шесть)
глухие согласные выделены двойным подчеркиванием « »
глухими согласными являются: т, х
общее количество глухих согласных: 2 (две)
⇒ Количество букв и слогов:
гласных букв: 3 (три)
согласных букв: 8 (восемь)
всего букв: 11 (одиннадцать)
всего слогов: 3 (три)
Если вы хотите получить больше знаний, быстро и легко изучить английский язык, не выходя из дома, рекомендуем пройти уникальный и эффективный курс английского языка Polyglot.
Как написать слово «тридцатидневный» правильно? Где поставить ударение, сколько в слове ударных и безударных гласных и согласных букв? Как проверить слово «тридцатидневный»?
тридцатидне́вный
Правильное написание — тридцатидневный, ударение падает на букву: е, безударными гласными являются: и, а, и, ы.
Выделим согласные буквы — тридцатидневный, к согласным относятся: т, р, д, ц, н, в, й, звонкие согласные: р, д, н, в, й, глухие согласные: т, ц.
Количество букв и слогов:
- букв — 15,
- слогов — 5,
- гласных — 5,
- согласных — 10.
Формы слова: тридцатидне́вный (30-дне́вный).
тридцатидневный
- тридцатидневный
-
тридцатидневный
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.
Смотреть что такое «тридцатидневный» в других словарях:
-
тридцатидневный — тридцатидн евный (30 дн евный) … Русский орфографический словарь
-
Договор аренды в Республике Беларусь — Под арендой законодательство Республики Беларусь понимает основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной и иной деятельности. [1] Из данного… … Википедия
-
Афганистан — Республика Афганистан, гос во в юго зап. части Азии. Название Афганистан образовано сложением этнонима афганы (русск. афганцы) и иран. стан страна ; как название территории, заселенной афганцами, впервые встречается в XIV в. См. также Теджен.… … Географическая энциклопедия
-
Президент Нагорно-Карабахской Республики — является главой государства, гарантом суверенитета, независимости, территориальной целостности и безопасности непризнанного государственного образования Нагорно Карабахской Республики. Он избирается сроком на 5 лет непосредственно гражданами… … Википедия
-
Бегство в Египет — (фреска Джотто в … Википедия
-
Праздники Афганистана — Праздники в Афганистане дни, в который в Афганистане по традиции (например, религиозной) принято радостно проводить время, устраивать церемонии, торжества. Религиозные праздники Религиозные праздники в Афганистане, как правило, отмечаются по… … Википедия
-
Вознесение Девы Марии — Тициан. Вознесение. 1516 1518, дерево, масло Вознесение Богоматери (лат. Assumptio Beatæ Mariæ Virginis) католический догмат о телесном вознесении Девы Ма … Википедия
-
Индекс автомобильных номеров Приднестровской Молдавской Республики — В Приднестровской Молдавской Республике большинство номерных знаков имеют следующий вид … Википедия
-
месяц — Это общеславянское слово индоевропейской природы (в польском – mesiac, в болгарском – месец, в латинском – mensis, а восходит оно к индоевропейской основе mens – месяц, луна . Отметим, что у слова месяц есть два значения – 1/12 часть года и луна… … Этимологический словарь русского языка Крылова
-
Гражданская война в Ливии — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (30 июля 2012) … Википедия
Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др.
Даем примеры расчета даты ответа на календаре – для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).
Вопрос в тему
Слышала, что сейчас суды считают разумным и достаточным 7 рабочих дней на подготовку ответа на входящее обращение. Откуда появился такой срок? Теперь что – госорганы могут 30 дней отвечать, а коммерческим организациям надо стараться в 7 рабочих дней уложиться, чтобы не рисковать? Если коммерческая организация в своем локальном нормативном акте запишет 30-дневный срок ответа на обращения, то это спасет от его уменьшения до 7 дней?
Как это ни удивительно, но законодательно установленные сроки подготовки ответов на обращения граждан не меняются уже давно. Хотя законодательное регулирование остается достаточно стабильным, этого нельзя сказать о практике его применения судами. С удивительной регулярностью в, казалось бы, идентичных ситуациях суды рассматривают спор, руководствуясь различными правовыми нормами и при этом не столько буквой закона, сколько принципом справедливости так, как его понимает судья. В результате, например, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании ЖКХ должны отвечать на запросы, то руководствуясь нормами Закона об обращениях граждан1, а то ориентируясь только на Закон о защите прав потребителей2.
30 дней для обращений в государственные и муниципальные органы
Конституция Российской Федерации в ст. 33 закрепляет право каждого обращаться лично, а также направлять обращения, как индивидуальные, так и коллективные, в государственные органы и органы местного самоуправления. В рамках развития и регулирования данного права законодатели приняли Закон об обращениях граждан. В его ст. 4 содержится четкая градация обращений по видам:
Таблица 1. Виды обращений граждан, согласно Закону об обращениях граждан
Этот закон детально регулирует порядок работы с обращениями граждан, юрлиц и объединений граждан: когда регистрировать, что можно перенаправить более компетентному органу, до какой даты ответить (в т.ч. случаи удвоения и, наоборот, сокращения стандартного срока ответа). По общему правилу отводится 3 дня на регистрацию поступившего обращения и 30 дней на подготовку и направление ответа.
Фрагмент документа
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения
…2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Закон об обращениях граждан не содержит указания, о каких днях идет речь: рабочих или календарных. В рамках сложившейся практики расчет принято вести в календарных днях (т.к. уточнения про рабочие дни в тексте закона нет). В законе также не сказано, куда сдвигается окончательная дата, если она выпадает на выходной, праздничный день: на предшествующий рабочий день или на ближайший следующий.
На основании данного закона государственными органами и иными уполномоченными лицами, наиболее часто сталкивающимися с обращениями граждан, разработаны детализированные регламенты и инструкции3. И там вопрос о переносе окончательной даты направления ответа с выходного на предшествующий или последующий рабочий день решается по-разному. Если ваша организация не подпадает под действие подобного профильного документа и вам нужно решить этот вопрос самостоятельно, то рекомендуем переносить дату подготовки ответа, если она выпадает на выходной день, на предшествующий рабочий, тогда получится, что вы уложитесь в календарные дни, отведенные Законом об обращениях граждан. Хотя те, кто переносит дату направления ответа на следующий за нерабочим рабочий день, видимо, опираются на главу 11 Гражданского кодекса РФ. Но из-за «нестабильности» судебной практики лучше укладываться в более сжатые сроки.
Пример 1. Расчет конечной даты ответа по Закону об обращениях граждан (обычно 30 дней)
Фрагмент документа
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, –
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Нарушение сроков ответа на обращения граждан чревато для должностных лиц привлечением к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. Обычно к ней привлекают не исполнителей, готовивших проект ответного документа, а руководителей, которые должны были его подписать.
30 дней для обращений в организации, выполняющие публично значимые функции
Необходимо четко понимать, что Закон об обращениях граждан имеет жесткую сферу применения. Согласно ч. 1 ст. 1 его положения распространяются только на правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ч. 4 ст. 1 этого закона аналогичный порядок рассмотрения обращений применяется так же иными юридическими лицами и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции. Такое расширение сферы действия закона произошло сравнительно недавно4. Причина этой поправки достаточно очевидна. Исторически сложилось, что в некоторых правоотношениях государство выступает не исполнителем, а гарантом надлежащего осуществления публично значимых функций другими лицами. Например, Конституционный суд РФ указывает, что нотариальные5 и адвокатские6 палаты, арбитражные управляющие7, не являясь государственным органом, осуществляют такие функции. Суды8 регулярно признают вузы организациями, участвующими в исполнении публично значимых функций. Российская Федерация и сейчас продолжает придерживаться курса на перераспределение части своих функций с целью повышения эффективности их администрирования. Из новинок подобного «делегирования» можно назвать, например, сбор банками биометрических данных граждан для единого государственного реестра9.
Однако необходимо четко понимать, что Закон об обращениях граждан действует избирательно – только на правоотношения, связанные с реализацией таких функций10.
На что же в этой ситуации ориентироваться организациям и гражданам, чтобы понять, распространяются ли на конкретное обращение положения данного закона и можно ли привлечь должностное лицо к административной ответственности за его нарушение?
Наиболее простой, хотя и достаточно условный критерий дает нам Конституционный суд РФ. В своих актах он последовательно озвучивает следующую позицию: обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера, соответственно, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования11.
Утилитарное толкование этой фразы дает нам следующее: если запрос не касается «социально-культурных или иных функций некоммерческого характера» Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, то, скорее всего, он не подпадает и под сферу регулирования Закона об обращениях граждан12. Соответственно, следующим логичным шагом является заключение – если вы коммерческая организация, в уставе которой черным по белому написана цель «извлечение прибыли», значит и «ответ в течение 30 дней», вероятно, не про вашу компанию.
Вместе с тем отсутствие внятного перечня случаев, когда должны работать положения Закона об обращениях граждан, регулярно порождает проблемы как у организаций, так и у граждан. Даже профессиональные правоприменители регулярно путаются в том, как надлежит трактовать и применять их. На это указывает сложившаяся судебная практика, причем тот факт, что подобные дела доходят до Верховного суда РФ, говорит о значительной глубине имеющейся проблемы.
Кого постоянно путают «с госорганами» на тему работы с обращениями граждан? Прежде всего, это управляющие компании ЖКХ и банки. Попытки привлекать их к административной ответственности за нарушение сроков, установленных Законом об обращениях граждан, предпринимаются регулярно.
Судебная практика. Постановление Верховного Суда РФ от 15.02.2019 № 48-АД19-2
Основанием для привлечения Г. к административной ответственности… послужили… выводы о том, что названным лицом, являющимся начальником цеха обслуживания населения № 510 акционерного общества «Трансэнерго», которому поручено рассмотрение обращения Б. …по вопросу установки железных сеток на подвальные окна дома… в установленный срок не дан письменный ответ на данное обращение, что является нарушением требований Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
…состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Как усматривается из материалов дела… акционерное общество «Трансэнерго», будучи юридическим лицом, основной целью деятельности которого согласно уставу является извлечение прибыли через удовлетворение общественных потребностей в продукции, товарах, работах и услугах, производимых обществом, осуществляет управление многоквартирным домом… лицо, проживающее в одной из квартир… обратилось к директору общества… с вышеупомянутым заявлением. В рассматриваемом случае правоотношения собственника помещений в многоквартирном доме или проживающего в таком помещении лица с управляющей организацией носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении обществом публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на них не распространяются.
В постановлении Верховного Суда РФ от 15.02.2019 № 88-АД19-2 была высказана аналогичная позиция.
Часто граждане «обижаются» и на банки за непредоставление ответов в рамках сроков, определенных Законом об обращениях граждан. Судам всех уровней13 вплоть до Конституционного14 приходится их поправлять.
Основную причину попыток притянуть к этим отношениям требование «о 30 днях» мы видим прежде всего в фактическом бесправии и неспособности граждан отстаивать свои интересы в этих секторах экономики. Слишком часто рядовые потребители сталкиваются с произволом таких хозяйствующих субъектов и слишком дорого в финансовом плане обходится им отстаивание своих интересов в рамках действующего законодательства.
Вот с кем по-настоящему бывает трудно разобраться, так это с медицинскими организациями. Очень сложно разделить, где у больницы заканчивается публичная функция «защита здоровья граждан» и начинаются обычные коммерческие отношения по оказанию платных медицинских услуг15. В этом случае требуется индивидуальный подход. Впрочем, если деньги вы отдавали напрямую и заключали отдельный договор, то в отношениях с медицинской организацией на первое место будет выступать все же Закон о защите прав потребителей.
А в какие же сроки тогда отвечать?
Если мы не можем применить закон напрямую, мы можем использовать его по аналогии? Да, такая возможность есть, но далеко не ко всяким обращениям. Применение правовой нормы «по аналогии» оправданно только в тех случаях, когда отсутствует прямое законодательное регулирование. А во многих случаях у нас есть прямые законодательные нормы, определяющие порядок направления обращений в организации и ответа на них. Рассмотрим их более внимательно.
От 7 дней на «потребительские» обращения, а в отдельных случаях даже от 3 дней
Наиболее часто люди обращаются к организациям в связи с приобретенными у них товарами, работами или услугами. И эта сфера очень жестко регулируется законодателем, основу составляет Закон о защите прав потребителей. Согласно его преамбуле он «включается» всегда, когда с одной стороны потребитель (только физлицо), а с другой – продавец, производитель или импортер, а с недавнего времени16 еще и агрегатор информации о товарах (услугах). Значит, коммерческая организация при подготовке ответов на львиную долю17 полученных ею обращений граждан должна руководствоваться именно нормами этого закона. В отличие от Закона об обращениях граждан, Закон о защите прав потребителей не содержит прямого указания на порядок подготовки письменных ответов. Он оперирует немного другими категориями, основная среди них – «удовлетворение требований».
Естественно, если продавец полностью согласен с покупателем, самым правильным ответом на обращение является предоставление ему того, что тот просит. Но если ответ отрицательный, его необходимо формализовать – подготовить в письменной форме и вручить покупателю. Сроки, в течение которых компания, продавшая товар или предоставившая услугу, должна ответить, а соответственно, и срок когда физическое лицо может ждать такой ответ, зависят от предъявленных в обращении потребителя требований.
Таблица 2. Сроки подготовки ответов на отдельные виды обращений потребителей
За нарушение сроков ответа на требование (обращение) покупателя, потребителя услуг установлены очень жесткие санкции. Допустившие такие нарушения организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню):
- в размере 1% цены товара18;
- в отношении работ и услуг пеня взимается в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги)19.
Особо стоит отметить, что Закон о защите прав потребителей регулирует в т.ч. отношения в сфере выполнения работ и оказания услуг. А к ней относятся очень многие окружающие нас буквально каждый день отношения. Например, управляющие компании и энергоснабжающие организации, поставляющие воду и тепло в дома, также оказывают услуги жильцам многоквартирного дома . Для исполнителей по договору оказания коммунальных услуг установлены укороченные сроки ответа на обращения потребителей, связанные с качеством их оказания. Так согласно подп. «к» п. 31 Правил20 исполнитель21 обязан в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ об ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Основная проблема при привлечении к ответственности за ненадлежащее качество услуг компаний в сфере ЖКХ не в том, что отсутствует законодательное регулирование. Проблема в том, что нет адекватных по времени и затратам механизмов, позволяющих зафиксировать нарушения с их стороны. Для фиксации большинства из них необходима экспертная оценка22, а это требует значительного времени и денежных средств на привлечение экспертов.
Гражданские, но не потребительские – обычно 7 дней
Кроме вышеперечисленных есть еще и другие случаи обращений с требованиями, связанными с хозяйственной деятельностью, но которые прямо не поименованы в Законе о защите прав потребителей, а следовательно, для них там не установлены порядок работы и сроки ответов. На такие обращения распространяются общие требования Гражданского кодекса РФ.
Отметим, что ГК РФ, так же как и Закон о защите прав потребителей, далеко не всегда содержит прямое указание на срок, в течение которого необходимо подготовить письменный ответ на обращение. Это и понятно. Правильным с точки зрения закона ответом в этих отношениях является исполнение взятых на себя обязательств. Переписка же представляет собой экстраординарный случай, переход от нормальных отношений к конфликту. Для «непоименованных» случаев п. 2 ст. 314 ГК РФ определяет стандартный срок – 7 календарных дней23.
Фрагмент документа
Статья 314 «Срок исполнения обязательства» Гражданского кодекса Российской Федерации
…2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства…
Еще одним «7-дневным» случаем ответа на «обращение» является формальный письменный акцепт оферты потребителя, направленный в адрес компании, делающей публичное предложение заключить сделку. Здесь так же действует правило «разумного срока», если иное не предусмотрено прямо в оферте (ст. 440 ГК РФ).
И тут самое время заострить внимание автора вопроса, ответ на который развернулся в эту подробную статью. Получается, что для обращений в организацию от физических и юридических лиц, связанных с ее хозяйственной деятельностью, для которых нет индивидуального правового регулирования, «включается» срок в 7 календарных дней на удовлетворение этих требований либо на оформление мотивированного письменного отказа.
Кроме этого, в ГК РФ есть еще специальные сроки, относящиеся к отдельным видам сделок. Например, согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ для направления аргументированного отказа на полученное требование об изменении или расторжении договора сторона имеет 30 дней, если иное не установлено в тексте договора или норме закона, регулирующего такой тип договоров. В п. 3 ст. 743 заказчику по договору подряда предоставляется 10 дней для ответа на запрос подрядчика о необходимости проведения работ, не предусмотренных договором (сметой). Также в п. 2 ст. 797 ГК РФ законодатель предоставляет перевозчику 30-дневный срок для ответа на претензию грузовладельца.
Как Гражданский кодекс РФ предписывает считать сроки? Основные принципы их расчета в календарных днях разъясняются в главе 11 Гражданского кодекса РФ:
- течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191);
- если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193);
- если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (п. 1 ст. 194), – часто это соответствует концу рабочего дня.
Именно эти правила мы и применяем при определении сроков в гражданско-правовых отношениях, в т.ч. сроков, определенных через более экзотические «банковские»24 дни и т.п.
Пример 2. Расчет конечной даты ответа по Гражданскому кодексу РФ (для большинства случаев 7 календарных дней)
Большая часть обращений от граждан в коммерческие организации так или иначе связана с хозяйственной деятельностью юридических лиц. Это естественно, ведь львиная доля правоотношений, в которых они участвуют, направлена на извлечение прибыли, а это прежде всего реализация товаров и услуг.
Внутренние корпоративные отношения
Еще один большой блок, который можно отнести к обращениям, носит для организации внутренний характер. Это обращения тех людей, которые связаны с компанией особыми отношениями:
- переписка, которая происходит в рамках трудовых отношений между работником и работодателем. Сроки на ответ здесь обычно более короткие и регулируются Трудовым кодексом РФ. Так, предоставление копий документов, связанных с работой, должно осуществляться в течение 3 рабочих дней (ст. 62 ТК РФ);
- обращения в рамках корпоративных отношений от участников общества или акционеров. По их запросам информацию надо предоставить:
- акционерам в течение 7 рабочих дней25;
- а участникам ООО – в течение 5 рабочих дней26.
Что в сухом остатке?
Итак, мы убедились, что срок для ответа зависит от типа (повода) обращения. В рамках входящей корреспонденции можно выделить следующие большие блоки, требующие соблюдения сроков:
1. Обращения в рамках публично значимых функций27, при ответе на которые надо руководствоваться Законом об обращениях граждан.
2. Внутренние корпоративные обращения:
- в рамках трудовых отношений руководствуемся ТК РФ;
- в рамках корпоративных отношений – профильными законодательными актами.
3. Обращения потребителей, при работе с которыми компания обязана руководствоваться Законом о защите прав потребителей.
4. Обращения в рамках гражданских правоотношений, не поименованные в Законе о защите прав потребителей.
Для каждого из этих типов обращений существуют законодательно установленные жесткие сроки ответов. Изменить их невозможно. Ни одна организация своим внутренним нормативным актом не может увеличить срок, установленный в законе.
Произвольное установление сроков в локальных нормативных актах организации возможно только для тех обращений, которые не подпадают ни под один из вышеперечисленных случаев. Как правило, в этом случае организации прибегают к аналогии с Законом об обращениях граждан и устанавливают срок в 30 календарных дней. Но у меня, как юриста, остается в этом случае один простой вопрос – а зачем вообще отвечать на письма, не имеющие никакого отношения к хозяйственной деятельности организации?