Как составить анализ мероприятия? Образец представим ниже, а пока постараемся обосновать необходимость подобного действия.
Самооценка – это способ пояснить коллегам, почему именно такие приемы и методы работы были взяты для определенных этапов урока (занятия), обосновать цели, пояснить полученные результаты, оценить эффективность мероприятия (учебного занятия).
Необходимость самооценки
Для того чтобы группа экспертов, которая назначается приказом директора образовательного учреждения для аттестации педагога, могла получить полное представление о его профессиональных качествах, педагог показывает коллегам «открытые уроки» и мероприятия. После их завершения учитель проводит анализ мероприятия по ФГОС. Образец плана, которым он пользуется для этого, предоставляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе или руководителем школьного методического объединения.
Схема анализа внеурочного мероприятия
В настоящее время отдельное внимание в образовательных учреждениях уделяется внеурочной деятельности. Как сделать анализ воспитательного мероприятия в школе? Образец предлагаем ниже.
- Педагог указывает название мероприятия. В анализе он отмечает возраст детей, для которых оно было разработано.
- Обязательным элементом самооценки является указание целей, поставленных учителем для анализируемого занятия:
- воспитательные (предполагают формирование аккуратности, трудолюбия, нравственности, уважения и бережного отношения к народным традициям);
- общеобразовательные (предполагается расширение общего кругозора школьников);
- развивающие (совершенствование у школьников творчества, самостоятельности, художественного вкуса);
- учебные (оптимальные условия для получения знаний).
- Оснащенность занятия: рисунки, презентации, рисунки, инструменты, картинки, проигрыватель, ноутбук.
Подготовка к проведению
Для того чтобы правильно провести анализ внеклассных мероприятий в школе, образец необходимо изучить при подготовке к занятию. Это позволит избежать досадных ошибок, которые могут негативно отразиться на итоговом заключении экспертной группы.
Чтобы продумать анализ мероприятия, образец которого есть в методическом кабинете любой школы, необходимо продумать тематику планируемого занятия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, их творческих способностей и возможностей, интересов и склонностей.
Необходимо творчески подходить к каждой новой разработке, привлекать к подготовительному этапу инициативных и творческих школьников.
Этот момент можно включить в анализ мероприятия. Образец самоанализа педагог может корректировать, но из него нельзя выпускать основные моменты: цели, задачи, приемы, технологии.
Если предполагается творческое занятие, ведущими можно сделать самих школьников. Творческую группу также можно создать и для оформления класса к открытому мероприятию.
Особенности проведения
Какие элементы еще должны быть включены в анализ мероприятия? Образец (по ФГОС) предполагает обоснование выбранных целей и результативность занятия. Эксперты, посещающие занятие, отмечают впечатление от увиденного занятия. Они оценивают своевременность выбора темы, проработку структуры (этапы). Для того чтобы у экспертов не появилось лишних «неудобных» вопросов к аттестуемому учителю, ему нужно четко обосновать все эти моменты в самоанализе.
При обосновании целей, поставленных для конкретного занятия, необходимо продумывать целостность, содержательность. Эти элементы должны быть включены в анализ мероприятия в школе. Образец готового анализа представлен на фото.
Важные моменты анализа
В бланке эксперты отмечают соответствие целям и задачам мероприятия оформления классного кабинета. Внимание уделяется организованности, дисциплине, внешнему виду детей, уместности использования костюмов. Для того чтобы достичь поставленных задач, учащиеся должны быть максимально вовлечены в мероприятие. Для этого педагог отмечает в самоанализе применение им групповых, игровых, соревновательных приемов. Эксперты сравнивают его выступление с теми эмоциями, которые они наблюдали у детей после завершения мероприятия.
Также в анализе отводится место влиянию личности педагога на подготовку и проведение занятия, создание им ситуации успеха для воспитанников, применение сотрудничества.
Подведение итогов
После завершения занятия учитель должен подвести итоги, объявить учащимся благодарность. Оптимальным является такое занятие, которое связано с учебной программой. К примеру, игра «Сто к одному», посвященная строению периодической системы Д. И. Менделеева, станет отличным вариантом стимулирования познавательного интереса у школьников к химии.
Также педагог должен отметить в самоанализе количество детей, вовлеченных в подготовку и проведение занятия, показать активность школьников на этапе подготовки и его проведения.
Желательно выделить адекватность выбора способов, приемов, форм проведения внеурочного занятия, соответствие достигнутых результатов поставленным целям.
Анализ игры в ДОЛ
По аналогичному плану можно провести и анализ мероприятия в лагере. Образец предлагаем для изучения.
Тема занятия «Выходи во двор играть». Предназначено для детей младшего и среднего возраста (7-14 лет).
Цель мероприятия: формирование активной гражданской позиции в подрастающем поколении путем вовлечения их в игровую деятельность.
Задачи:
- знакомство детей с русскими народными играми;
- развитие коммуникативных навыков посредством игровой деятельности;
- социализация детей.
Во время мероприятия царила атмосфера взаимовыручки и дружбы. Ребята с интересом слушали рассказ педагога, откликались на его предложения поиграть. В рамках проведенного мероприятия были в полной мере реализованы все задачи, достигнута поставленная учителем цель. Отличительные черты проведенного мероприятия:
- массовость;
- организованность и структурированность;
- смена видов деятельности.
Заключение
Федеральные образовательные стандарты, разработанные для оценки качества образования, содержат подробные рекомендации по проведению анализа уроков и внеурочных мероприятий. Особое внимание в документе уделяется созданию оптимальных условий для саморазвития подрастающего поколения. Именно поэтому так важно, чтобы при продумывании занятия педагог использовал личностно ориентированный подход, помогал проектировать индивидуальные образовательные траектории для каждого воспитанника.
Разработка схемы анализа урока (внеурочного мероприятия) позволяет экспертам оценивать посещенное занятие. Поскольку педагоги раз в пять лет проходят аттестацию, подтверждая или повышая свою профессиональную компетентность, заключение группы экспертов, составленное по определенному алгоритму, станет шагом к получению заявленной в аттестационном заявлении категории.
Помимо анализа мероприятия, важным этапом профессиональной деятельности педагога является его собственная оценка мероприятия (урока), разработанного и проведенного для коллег. На основе самоанализа эксперты делают вывод о владении учителем современными образовательными технологиями, методами и приемами учебной и воспитательной деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ АНАЛИЗА
ВНЕКЛАССНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ
Автор работы
Гудебская О.А.
Внеурочная работа является
неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Это мощное дополнительное
средство формирования у учащихся интереса к предмету, средство расширения и
углубления знаний, приобретенных на уроке.
Любой воспитательный процесс предполагает оценку
результативности проводимой работы. Отследить целесообразность и эффективность
принимаемых в данном направлении мер позволяет анализ внеклассного мероприятия.
Он проводится членами администрации, проверяющими лицами или коллегами.
Все мы не раз сталкивались с трудностями анализа
внеклассного мероприятия. О чём нужно сказать? На что обратить внимание?
В любом образовательном учреждении
существует своя форма такого анализа, которая позволит максимально объективно
отследить, соответствует ли мероприятие целям и задачам воспитательной работы.
Но существуют чёткие структурные единицы, которые соблюдаются везде.
Предлагаем Вашему вниманию
различные варианты, схемы анализов внеклассных мероприятий, а также пример
готового анализа предметной недели.
Схема анализа внеклассного мероприятия
«Мероприятие» – любое
целенаправленно организованное событие во внеклассной жизни учащихся
независимо от того, к какому типу и виду форм воспитательной работы оно
относится, кем оно организовано (взрослыми или учащимися).
За каждый утвердительный
ответ присваивается один балл,
сумма сопоставляется с максимально возможным количеством баллов, делается вывод
о профессионализме классного руководителя.
Предмет анализа |
Характеристика мероприятия |
Кол-во |
Цель мероприятия |
А) Б) В) Г) Д) Е) |
6 |
Тема форма мероприятия |
А) Б) В) Г) |
4 |
Подготовка мероприятию |
А) Б) В) |
3 |
Содержание |
А) Б) В) Г) Д) Е) |
6 |
Проведение мероприятия |
А) Б) В) Г) Д) Е) |
6 |
Подведение итогов |
А) Б) В) Г) |
4 |
Схема
самоанализа внеклассного мероприятия.
Мой класс
представляет собой … . Поэтому я считаю, что в этом году важно решить
следующие задачи: … . Чтобы хотя бы немного … задачу … , я подумала, что
было бы уместно провести такие дела, как … и среди них …
Чтобы
вдохновить учащихся этой идеей, я …. . В итоге мы решили … Подготовка к …
представляла собой … . Ребята …(что и как делали), мое участие в подготовке
заключалось … . Мы вместе …(содержание, форма, оформление).
Целью
проведенного … было: … , как педагог я предполагала решить следующие задачи
(воспитывающие … , обучающие … , развивающие …).
При
проведении мероприятия удачными оказались следующие моменты: … (содержание,
форма, организация, эстетика оформления, стиль взаимодействия, судейство и
т.д.). Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто?).
Больше
всего я волновалась … . Совсем не волновалась … .
На
будущее я постараюсь учесть и исправить . . . .
Подведение
итогов (анализ) прошло (будет проходить) в следующей форме: … . Учащиеся
отметили, что … , ими были высказаны следующие мысли: … .
Я считаю,
что цель, на достижение которой было направлено данное мероприятие, … .
Следующим
шагом в работе с классом должно стать … .
Показатели
и критерии эффективности внеклассного воспитательного мероприятия
Оценка |
Оценка |
||
организаторская |
воспитательная |
||
1 |
Создание |
Четкость |
Степень |
2 |
Оптимальность |
Эмоциональный |
Развитие |
3 |
Стимулирование |
Духовно-нравственная |
Степень |
4 |
Наличие |
Влияние мероприятия на улучшение эмоционального и |
Уровень |
5 |
Координация |
Направленность |
Развитие |
6 |
Педагогическая |
Степень |
Степень |
7 |
Наличие |
Эстетическое |
Развитие |
8 |
Уровень |
Развитие |
Степень |
9 |
Уровень |
Развитие |
Уровень |
10 |
Степень |
Коррекция |
Внешний |
АНАЛИЗ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ
МО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Тема предметной недели: «Развитие творческих
способностей учащихся на внеклассных мероприятиях и уроках гуманитарного цикла»
Целью проведения предметной недели:
·
создание
условий для развития познавательной и творческой активности учащихся;
·
повышения
профессиональной компетентности учителей.
Исходя из анализа результатов предметной недели
прошлого учебного года, были сформулированы следующие задачи:
1.Создание условий максимально благоприятствующих
получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его
индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных
потребностей.
2. Повышение интереса учащихся к познанию
действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и
самоорганизации.
3. Выявление учащихся, обладающих творческими
способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной
дисциплины или в целом образовательной области;
4. Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего
творческого потенциала.
5. Создание праздничной творческой атмосферы.
Подготовка к проведению недели включала в себя
составление плана, использование лучшего опыта коллег, накопленного в школе, и,
конечно, подготовку учащихся.
При проведении учитываются возрастные особенности
школьников, их интересы и пожелания, индивидуальные склонности и способности.
Программа недели отражает различные формы и методы учебной деятельности.
Удачно сочетаются коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на
дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся используются
оригинальные наглядные пособия, игры, конкурсы, викторины, занимательные уроки
с применением ИКТ. Предметная неделя позволяет учащимся раскрыть свой
творческий потенциал.
План предметной недели Филологии
№ |
Мероприятия |
Класс |
Ответственные |
Дата |
1. |
Выпуск |
9,10,11 |
||
2. |
Игра |
9-е |
||
3. |
Конкурс |
5-11 |
||
4. |
Интеллектуальная |
8-е |
||
5. |
Викторина |
5-е |
||
6. |
Интеллектуальная |
7-е |
||
7. |
Интеллектуальная |
6-е |
||
8. |
Литературная |
9-11 |
||
9 |
Открытый |
10 |
||
10 |
Выставка |
|||
11 |
Праздник, |
8,11 |
||
12 |
Конкурс |
5 |
Мероприятия недели.
1. Выставка
творческих работ учащихся «Дела давно минувших дней…» Подготовили: ФИО
Цель выставки: формирование у учащихся интереса к
творческой деятельности.
Задачи:
— выявить и поддержать яркие самобытные
идеи;
— продемонстрировать потенциал и жанровое
многообразие всех видов творчества;
— развивать и сохранять культурные
традиции.
На выставке были представлены работы как
выпускников разных лет, так и учащихся школы, что позволило
охватить творчество учащихся практически всех классов, выпускников разных лет.
Каждая представленная на выставке работа имела
законченный вид, необходимое оформление (этикетка с названием работы, фамилией
и именем ребенка, год выпуска или класс). Выставка имела название,
композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения.
Выставочные работы были расположены композиционно, т.е. разные детские работы
объединены по небольшим тематическим композициям. Выставка вызвала интерес у
учащихся.
2.
Литературно-музыкальная
композиция,
посвящённая дню матери «Загляните в мамины глаза»
Подготовили:
ФИО
Участники:
кл.
Цели мероприятия:
·
формирование
чувства уважение и заботы к матери;
Задачи:
·
воспитывать
патриотизм и любовь к Родине ;
·
развивать
чувство ответственности за свои поступки;
·
развивать
инициативу и творческие способности учащихся.
При
подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и
инициативу. Для данного возраста детей воспитательная ценность проведенной
работы очень велика. Хорошо подготовлено оборудование, удачно подобраны песни,
сценарий соответствует возрастным особенностям учащихся. Вечер построен на
диалоге двух поколений: старшего (учитель) и младшего (учащийся 8 класса) В
мероприятии прослеживается последовательность
составных элементов содержания и целенаправленность каждого из них. Учащиеся на празднике были активны, внимательны, заинтересованы. Хочется отметить
высокую степень подготовленности учащихся к мероприятию. Учителю
удалось достигнуть поставленных целей и задач.
3.
Игры
по классам:
5 классы
Подготовила ФИО
Викторина «В гостях у сказки»
Цель викторины: обогащение знаний и развитие речи
учащихся.
Задачи мероприятия:
1)
закрепить
и обобщить полученные знания о литературных и народных сказках;
2)
показать
детям величие и красоту литературных и народных сказок.
Класс-участник: 5а, 5б класс
Детские сказки —
это не просто выдуманные истории, которые интересны ребенку, но и прекрасный
инструмент психотерапии, помогающий корректировать поведение ребенка, решать
его психологические проблемы. Сказки действуют на ребенка завораживающе,
увлекая его нитью повествования в неведомые страны вместе со сказочными
персонажами. Дети воспринимают сказку как нечто само собой разумеющееся, что не
вызывает у них ни критики, ни обсуждения.
В основу построения данного занятия положен метод
эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной
задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и
фантазии.
Выбранные методы
соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала,
уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы словесные
методы: объяснение, вопросы, инсценировка; наглядные методы: изобразительная
наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый, методы
стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Психологическая атмосферана занятии была
доброжелательной.
Игра прошла на
высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи
занятия удалось реализовать. Встреча со сказкой дала детям возможность
почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ
уйти от ежедневной рутины и скуки. Такие легкие эмоциональные встряски очень
полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную
систему ребенка.
6 классы
Подготовила ФИО
Викторина «Знай и люби русский язык»
Цель :
·
развитие
логического мышления и творческих способностей учащихся;
·
формирование
осмысленного восприятия необходимости постоянно учиться.
Задача:
·
выработать
умение учащихся работать коллективно
Класс-участник: 6А, 6Б классы
В игровой форме команды шестиклассников
систематизировали и совершенствовали языковые навыки, решали непростые
лингвистические задачи, отвечали на вопросы, связанные с историей русского
языка.Цель игры —
показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как о
формальном и скучном предмете, подарить радость открытий при решении
нестандартных задач. Дети отвечали на сложные вопросы викторины, выполняли
задания на карточках различной степени сложности. Все задания имели развивающую
направленность. Игра достигла своей цели: обучающиеся ещё раз почувствовали,
как богат и интересен русский язык, как ещё много нужно узнать.
Победила команда 6а класса. Участники команды были
награждены грамотами за активное участие.
7 классы
Подготовила ФИО
Тема: «Брейн-ринг юных филологов».
Цель мероприятия: формирование положительной мотивации
изучения предмета учащимися
Задачи мероприятия:
·
активизировать
мыслительную деятельность учащихся;
·
развивать
интеллект, внимание, память, воображение.
·
воспитывать
чувство коллективизма и сотрудничества; воспитывать уважение к соперникам;
·
повышать
уверенность в себе, своих знаниях.
Класс-участник: 7 А
Внеклассное мероприятие позволило детям применить свои
знания в области русского языка, проявить творческие способности. Ребята были
активны, старались заработать баллы для своей команды.
Класс был разделен на 3 команды (по рядам). Победила
команда 3 ряда. Участники команды были награждены грамотами за активное
участие.
8 классы
Подготовила ФИО
Тема: « Интеллектуальная игра по русскому
языку «Своя игра»
Цель мероприятия: формирование положительной мотивации
изучения предмета учащимися
Задачи мероприятия:
·
активизировать
мыслительную деятельность учащихся;
·
развивать
интеллект, внимание, память, воображение.
·
воспитывать
чувство коллективизма и сотрудничества; воспитывать уважение к соперникам;
·
повышать
уверенность в себе, своих знаниях.
Класс-участник: 8а, 8б
Внеклассное мероприятие позволило детям применить свои
знания в области русского языка, проявить творческие способности. Ребята были
активны, старались заработать баллы для своей команды.
Победила команда 8б класса. Участники команды были
награждены грамотами за активное участие.
9 классы
Подготовила ФИО
Игра — брейн — ринг «Берегите русский
язык» в 9 классе.
Цель: формирование положительной мотивации изучения
предмета учащимися
Задачи:
·
проверить
знания учащихся из разделов русского языка «Лексика», «Морфология»,
«Синтаксис»,
·
развивать
умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить,
·
воспитывать
интерес к изучению родного языка.
Класс-участник: 9а, 9б
Данное мероприятие
соответствовало возрастным особенностям и интересам учащихся, способствовало
развитию повышенного интереса к русскому языку, познавательной активности в
изучении трудностей языка, импровизации и воображения. Учитель умело сочетал
игровые моменты, наглядность, научные термины, знания учащимися грамматики
русского языка. Поставленные цели и задачи мероприятия были реализованы.
Победила команда 9а
класса. Участники команды были награждены грамотами за активное участие.
10 класс
Открытый урок «Текст как
речевое произведение» (10а класс)
Подготовила ФИО
Цель урока: организовать деятельность учащихся по
обобщению и систематизации знаний по теме «Текст как речевое произведение» в
рамках подготовки к ЕГЭ:
— повторить признаки текста;
— уметь находить изобразительные средства языка;
— уметь проводить комплексный анализ текста
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-обобщение с элементами исследования
Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку
готовы, настрой на урок хороший.
На данном уроке
сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий: наглядная презентация
по ходу выполнения заданий урока, беседа, практическая работа (работа с
деформированным текстом, работа со вновь созданным текстом; беседа по тексту;
введение новой лексики; определение речевой ситуации; отработка тестовых
заданий; работа с пословицами и высказываниями известных людей), фронтальный
опрос.
Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям
урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к
другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно.
Ученики показали, что умеют работать с текстом, умеют работать у доски. Они
были активны в течение всего урока. Они показали
умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы по увиденному,
умение анализировать и обобщать свои знания. Также дети показали наличие
навыков самоконтроля. Психологический
климат на уроке позитивный. Цели, поставленные учителем,
достигнуты.
5-11 классы
Подготовила ФИО
Конкурс чтецов, посвящённый творчеству Марины
Цветаевой
Цель:
·
выявление,
поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром
художественного слова.
Задачи:
·
пропагандировать
произведения Марины Цветаевой;
·
знакомить
учащихся с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и
богатство русского языка;
·
повышать
общественное внимания к жанру художественного слова;
·
повышать
уверенность в себе, своих знаниях.
Класс-участник: 5-11 классы
Критерии оценки и требования к выступлениям
1.
Уровень
исполнительского мастерства;
2.
Индивидуальность
исполнительской манеры;
3.
Внятность
и слышимость речи;
4.
Артистичность
и сценическая культура;
5.
Умение
удерживать внимание аудитории во время выступления;
Победили:
Буйваленко Ульяна 1 место, 11а
Кондратенко Кристина 2 место, 11б
Ермизина Диана – 3 место, 9а класс
АсхабоваМадина 1 место, 8б
Авдеева Валерия – 3 место, 5б
Победители были награждены грамотами
4.
Литературная
гостиная «Красною кистью рябина зажглась…»
Подготовила ФИО
Участники учащиеся 8-11 классов
Цель литературной
гостиной: создание оптимальных условий для раскрытия творческого,
интеллектуального потенциала учащихся, формирования его личности.
Задачи:
— развивать
интеллект, творческие способности через приобщение к поэзии, литературному
творчеству, лучшим образцам мировой художественной культуры;
— воспитывать бережное отношение к историческому и
культурному наследию Отечества;
— развивать творческие способности;
— создать условия для самовыражения, самореализации
каждого члена коллектива;
Главные принципы построения программы:
1) принцип историзма, научности, системности;
2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую
манеру писателя, поэта;
3) принцип доступности, толерантности.
Анализ итогов
литературных встреч показывает: 40% учащихся считают, что литературные гостиные
раскрывают творческие способности, формируют потребности в самовыражении и
самосовершенствовании, 35% участников видят в литературных гостиных возможность
расширения и углубления предметных знаний по литературе, 32% — называют
литературную гостиную “школой общения” с миром культуры, сверстниками и
творческими людьми.
5. Выпуск
газеты «Литературный вестник»
Главный редактор ФИО
Цель:
1. Развитие творческих способностей
одаренных учащихся в литературной и изобразительной (художественной) сферах
через публикацию лучших произведений на страницах литературной газеты
Задачи:
·
Формировать
высокие нравственные, политические и патриотические качества учащихся школы
через произведения авторов, откликающихся на исторические, политические и
нравственные проблемы современности в своих произведениях.
·
Развивать
творчество и активную жизненную позицию авторов и учащихся
Инициативу по созданию школьной
литературной газеты взяли на себя старшеклассники. Ведь для них такая газета —
способ заинтересовать всех ребят проблемами любимых книг, спорами об их героях,
пробудить желание высказать свои мысли.
В газете есть постоянные рубрики,
например: «Проба пера», «Из истории слова», «Увы! Так говорят и пишут»,
сообщения о литературных юбилеях, о событиях школьной жизни.
Работа редколлегии тесно связана с жизнью
всех классов, корреспонденты в которых имеют постоянные поручения.
Проведённые внеклассные мероприятия помогают не
только прививать любовь к русскому языку и литературе, но и помогают развивать
творческие и интеллектуальные способности учащихся, приучают их к вдумчивому,
внимательному чтению, воспитывать у учащихся культуру речи.
Учащиеся
показали хороший уровень знаний русского языка и литературы; они с
удовольствием принималиучастие как в подвижных, так и в классических видах
заданий.
Уровень
педагогов дает возможность вовлекать во внеклассные мероприятия учащихся с
разной мотивацией и продемонстрировать не только достойный уровень знаний русского
языка и литературы, но их организаторские, художественные и творческие
способности.
Предложения:
1.Объявить благодарность учителям за
умелый творческий подход к проведению мероприятий на недели русского языка и
литературы;
2. Шире использовать накопленный материал
по обмену опытом в проведении уроков и внеклассных мероприятий.
3. На будущий год вовлечь большее
количество учащихся в мероприятия недели и постараться более широко осветить итоги
мероприятий.
СХЕМА
анализа воспитательного мероприятия
1. Обоснование темы внеклассного мероприятия.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Форма и место проведения.
4. Содержание и методика проведения.
5. Активность учащихся при подготовке и проведении мероприятия.
6. Общий эмоциональный фон проводимого мероприятия.
7. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных учащихся.
Рекомендации по анализу внеклассных воспитательных мероприятий
Известны два полхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа:
— психолого-педагогический;
— предметно-содержательный (анализ воспитательных мероприятии различной содержательной направленности; при таком анализе педагогическая сторона мероприятия отодвигается на второй план, а в первую очередь рассматривается само его содержание).
Ниже приведены различные схемы анализа воспитательных мероприятий.
Анализ внеклассного мероприятия
1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.
2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия?
3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах: место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?
4. В какой степени и при помощи каких средств информированы школьники о данном занятии? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как был учтен возраст детей?
5. Как было организовано начало воспитательного занятия? На какой психологический эффект была ориентирована методика начала занятий?
6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.
7. Какими приемами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности школьников; какие новые данные были усвоены, их нравственное значение?
8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?
9. Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии?
10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.
Анализ внеклассного мероприятия
(схема Ю. Самсонова, Т. Тучковой)
1. Участники данного мероприятия. Класс, контингент, возраст, количество, добровольность (или обязательность) их участия.
2. Тема и цель мероприятия. Обоснование целесообразности проведения данного мероприятия (интерес, актуальность для данного возраста, предварительная работа с целью заинтересовать учащихся). От кого исходит инициатива проведения мероприятия?
3. Программа мероприятия. Средства для мотивационной подпитки его участников. Структура мероприятия (начало, кульминация, завершение).
4. Прогнозируемый результат. Воспитание культуры выражения эмоций: радости, доброжелательности и желания помочь другим. Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовыражать я. Развитие творческих способностей учащихся, квалифицированная помощь в этом педагогических работников, проводящих мероприятие.
5. Своеобразие данного мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность)
6. Оснащенность, разнообразие и адекватность средств воздействия.
Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела
(из книги Г.М.Коджаспировой «Культура профессионального самообразования педагога»)
1. Тема занятий и ее педагогическое обоснование.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Организация подготовки учащихся: степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.
4. Содержание и методика проведения занятия;
а) соответствие содержания занятия поставленной цели;
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность;
г) приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса.
5. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие; убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей.
6. Педагогическая ценность занятия. Как будет учтен опыт этого занятия в Вашей дальнейшей работе?
Анализ воспитательного мероприятия эстетической направленности
(схема Ю. Самсонова)
1. Конкретность задач (целей) мероприятия. Их соответствие возрастным и культурным особенностям воспитанников. Адекватное восприятие этих задач воспитанниками (и «артистами», и зрителями).
2. Оптимальный подбор фактов и явлений культуры (разных жанров и видов), предназначенных для воспитанников при:
— прослушивании музыки;
— восприятии живописи;
— наблюдении за танцорами и т.д. Количественное соотношение произведений-образцов с особенностями восприятия данного возраста. Соответствие произведений-образцов эстетическому культурному уровню воспитанников.
3. Характер условий для самореализации воспитанников в различных видах и жанрах эстетической деятельности.
4. Характер обсуждения проблем, связанных с произведения ми-образцами. Их актуальность, значимость и соответствие возрасту воспитанников. Возможность выражения своих мыслей и чувств воспитанниками.
5. Развитие воспитанников в различных аспектах:
— в интеллектуальном;
— в эмоциональном;
— в художественно-эстетическом.
6. Соотнесение количества «артистов» с количеством «зрителей».
7. Дальнейшее использование эстетической продукции как условия (средства) для совершенствования (саморазвития) художественного вкуса воспитанников.
Анализ воспитательного мероприятия
Главными аспектами в анализе воспитательного мероприятия должны, прежде всего, выступать:
- анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;
- оптимальность применяемых форм и методов;
- реализация поставленных целей,
- реализация поставленных целей,
- отношения воспитателя и воспитанников;
- профессионализм педагога-воспитателя.
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
I. Общие сведения
- Название мероприятия.
- Дата и место его проведения. Кто проводит?
- Состав группы учащихся: мальчики, девочки по интересам и др.
- Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
- Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие
- Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:
а) соответствие занятия общим воспитательным задачам,
б) уровню развития классного коллектива,
в) возрастным особенностям учащихся.
II. Анализ подготовки мероприятия
1. Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось? В чем и как проявлялось активность, самостоятельность и инициатива учащихся.
2. Методика подготовки мероприятия:
- планирование,
- разработка,
- участие в них детей.
3. Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.
III. Ход мероприятия
1. Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности?
2. Насколько содержательно, интересно и организовано проходила работа?
3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие?
4. Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?
5. Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?
6. Каково его воздействие на отдельных учащихся:
- Эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
- Этика труда, художественная деятельность;
- Эстетика поведения.
7. Роль и место старших (воспитателя, психолога, приглашенных) на данном занятии.
8. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.
IV. Общая оценка воспитательного мероприятия
1. Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок?
2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
3. Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.
V. Анализ деятельности воспитателя
1. Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие наоборот мешали?
2. Какие педагогические способности проявлялись при проведении воспитательной работы с учащимися?
3. Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.
4. Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?
Щадящий охранительно-педагогический режим.
Анализ педагогической деятельности.
Схема анализа классного часа
1. Тема классного часа и его место в общей системе воспитательной работы классного руководителя (классного воспитателя).
2. Образовательно-воспитательные задачи классного часа, их личностный смысл для каждого школьника.
3. Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:
а) своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;
б) уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;
в) педагогическая обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.
4. Ход классного часа:
а) убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в постановке и раскрытии перед учащимися цели и задач классного часа;
б) соответствие содержания, тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса;
в) педагогическое мастерство классного руководителя в проведении классного часа: педагогическая культура, такт, общение, внешний вид воспитателя; создание психологической совместимости на начальном этапе проведения классного часа; рациональное использование учебного времени; коррекционные действия классного руководителя.
5. Итоги классного часа:
а) достижение цели и задач классного часа;
б) позитивные и негативные аспекты проведенного мероприятия, их причины;
в) педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию работы классного руководителя по подготовке и проведению классного часа.
Схема анализа воспитательного дела
1. Актуальность темы.
2. Цель и воспитательные задачи, их соответствие уровню развития школьников данного класса.
3 Характеристика подготовительного периода, его основных этапов: степень участия в подготовке воспитательного дела коллектива класса, органов самоуправления, каждого участника; уровень активности и самостоятельности учащихся при подготовке воспитательного дела, способы стимулирования воспитателем инициативы и общественной активности школьников; характер педагогического руководства коллективом класса при подготовке занятия, стиль общения классного руководителя с учениками.
4. Оценка содержания и методики проведения КТД, соответствие содержания его форме и поставленным воспитательным задачам, оформление на каждом из этапов КТД; общественная, познавательная и эмоциональная направленность КТД.
5. Отношение учащихся к воспитательному делу: заинтересованность, самостоятельность, инициативность, способы дисциплинирования школьников воспитателем.
6. Характер использованной литературы при подготовке КТД.
7. Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения подобного КТД.
Анализ КТД
1. Фамилия, имя, отчество руководителя КТД.
2. Возраст участников.
3. Дата проведения, место, форма, количество участников.
4. Оптимальный выбор времени, продолжительность с учетом возраста, использование ТСИ (Технических средств информации)
5. Тема, цели и задачи:
• актуальность
• соответствие возрастным особенностям
• соответствие интересам и уровню воспитанности детей
• формирование у детей педагогически ценных мотивов участия в деле
6. Примерная структура хода мероприятия, содержания основных компонентов:
• создание ситуации готовности
• организационное начало
• содержательность
• оптимальное сочетание рациональной и эмоциональной информации.
• степень заинтересованности на протяжении всего КТД
• степень самостоятельности
• организованное завершение
7. Педагогический самоанализ:
• оценить, насколько реализованы планируемые воспитательные задачи
• проектирование последствий КТД
• создание воспитывающих ситуаций
• корректировка воспитательных целей, задач и методов организации КТД в системе воспитательной работы
Схема анализа урока.
1. Общая структура:
• основная дидактическая цель
• тип урока, его место в системе уроков
• основные элементы (начато, основной этап, окончание)
• дозировка времени, эффективность его использования.
2. Реализация основной дидактической цели:
• выполнение требования программы
• соотношение объясненного и самостоятельной работы учащихся
• организация первичного закрепления
• проверка качества знаний, умений, навыков
• охват учащихся учебной работой.
3. Развивающая функция:
• вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация)
• обучение учебным умениям
• развитие познавательной самостоятельности
• развитие творческого мышления
• сообщение информации для общего развития
4. Воспитывающая функция:
• использование воспитательных возможностей содержания учебного материала
• приобщение к общечеловеческим ценностям
• практическая направленность, учет интересов
• воспитание добросовестного отношения к учебному году
• учет воспитательной функции отметки
• личность учителя.
5. Методы обучения:
• методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция,
беседа, демонстрации и др.)
• методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания)
• методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником.)
• инновационные методы.
6. Работа с учениками:
• подготовленность учеников к уроку
• активность учеников на разных этапах урока
• виды деятельности
• культура труда, дисциплина
• отношение к предмету, к учителю
• динамика работоспособности, моменты се наибольшей активности, спада, их причины
• привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению.
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое «последействие», т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. К тому же каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность.
Последовательно продвигаясь от идеи-цели и педагогического осмысления мероприятия через обсуждение содержания и возможностей каждого и класса, через планирование, выбор лидеров и совета дела, распределение поручений в микрогруппах к осуществлению его, т.е. от замысла — к реализации и анализу сделанного, мы уводим детей от слепого послушания и приспособленчества, иждивенчества и пассивности, лености и несвободы, утверждаем положительные проявления личности, способствуем успеху ее, учим самоутверждению и защищенности.
Главными моментами в анализе воспитательного мероприятия должны выступать:
анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников; |
|
оптимальность применяемых форм и методов; |
|
реализация поставленных целей; |
|
отношения воспитателя и воспитанников; |
|
профессионализм педагога-воспитателя. |
АНАЛИЗ ПРОВЕДёННОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Подведение итогов проведённого мероприятия – важный момент, который нередко недооценивается. Анализ культурно-массового мероприятия – функция методическая. Именно методист должен сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостатки проделанной работы. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать её будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма.
При проведении анализа необходимо учитывать основные требования к нему:
-
анализ должен дать ответ на три вопроса: почему такие результаты? Как преодолеть недостатки? Как развивать положительные тенденции?
-
итоги рассматриваются с позиции решения поставленных задач и выполнения того, что запланировано;
-
работа оценивается по качественным показателям и конкретным результатам.
Ниже предлагается структура анализа культурно-массового мероприятия, в которую по мере необходимости можно включать дополнительные разделы, отражающие специфику мероприятия, целевой аудитории и использования культурных практик.
Примерная схема анализа культурно-массового мероприятия
1. |
Представление мероприятия |
Общая информация о мероприятии: его название, периодичность, категория участников, форма проведения. |
2. |
Дата проведения мероприятия |
Тематическое или календарное мероприятие; мероприятие, связанное со знаменательным действием. |
3. |
Время проведения мероприятия |
Анализ соответствия времени суток, выбранного для проведения мероприятия, с учетом его удобства для целевой аудитории и тематики мероприятия. |
4. |
Цель проведения мероприятия |
Описывается не только сама цель, но и дается анализ ее логичности и реалистичности, соответствие данной цели, тематике проводимого мероприятия. Также в этом пункте производится структурирование задач, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели. |
5. |
Анализ подготовки мероприятия |
Какая подготовительная работа проведена: выбор ведущих, организационные вопросы, связанные с выбором необходимого дополнительного оборудования, формированием списка награждаемых, определением концертных номеров, выступлением коллективов. |
6. |
Анализ структуры мероприятия |
Анализируется удачное использование формы культурно-массового мероприятия; органичность используемых форм в сочетании друг с другом; художественная выразительность и художественный уровень, оригинальность режиссёрского решения, использование современных технических средств культурно-досуговой деятельности. |
7. |
Выводы и предложения |
Итоговое заключение о культурно-массовом мероприятии с соответствующими выводами о качестве его проведения и предложениями по усовершенствованию. Причины неудач, успеха, замеченные ошибки. |
Анализ досугового мероприятия.
Праздничный концерт «8 Марта – день чудесный!».
Автор сценария, режиссёр-постановщик – Сингаевская Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД Центра внешкольной работы.
Цель мероприятия: создать атмосферу праздника для зрителей и всех участников.
Возраст учащихся: 7-12 лет.
Место и время проведения: МКОУ ДОД ЦВР 05.03.18. в 17.00 ч.
Сценарий мероприятия оригинальный, креативный; присутствуют нестандартные решения. Структура сценария выстроена логически, отвечает законам композиционного построения.
Мероприятие насыщено разно жанровыми номерами (стихи, песни, танцы, номера оригинального жанра), позитивного, весёлого характера. Качество материала хорошее. Стиль и культура речи ведущих были на высоком уровне. В мероприятии отсутствовали неоправданные паузы. Сценарий мероприятия эмоционален. Может быть адаптирован для учащихся разного возраста. Все номера направлены на создание праздничной, доброжелательной атмосферы.
Мероприятие способствует самовыражению, самосовершенствованию личности учащихся; развитию и реализации их творческого потенциала. Мероприятие направлено на воспитание чувства ответственности, коллективизма, дружелюбия, нравственно-патриотических чувств; развивает познавательную активность учащихся.
В ходе мероприятия осуществлялись межпредметные связи (музыка, литература, русский язык). Мероприятие подготавливалось для родителей, мам, сестёр, бабушек (широкого круга населения).
Мероприятие отличалось красивым оформлением сцены, декорациями (цветы, шары). Были использованы спецэффекты (свето-звуковые), мультимедийные средства (презентации, видеоролики); костюмы («Лебедь», «Цветы», народные костюмы). В праздничном концерте использовалась современная, народная, классическая музыка. Подготовка к мероприятию носила индивидуальный характер, соответствовала психологическим и возрастным особенностям детей.
Прогнозируемый результат был достигнут. Была создана праздничная атмосфера радости, доброжелательности. Учащиеся показали свои творческие способности. Художественные номера отличались высоким исполнительским уровнем.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Одним из важнейших средств повышения
эффективности каждого воспитательного
мероприятия является педагогический анализ.
Помогая выявить причины различных недостатков,
он служит основой для дальнейшего
совершенствования воспитательной работы и
управления процессом воспитания.
Проведение всестороннего анализа и
подготовка плана работы – обязательные этапы
деятельности любого руководителя и организатора
воспитания. В школе это прежде всего заместитель
директора по воспитательной работе, классные
руководители, педагоги-организаторы,
воспитатели групп продленного дня, педагоги
дополнительного образования. Умение
анализировать, изучать итоги своей деятельности,
прогнозировать ее будущие результаты,
планировать конкретные шаги для их достижения –
показатели высокого профессионализма. Грамотно
выполненные анализ и план позволяют увидеть
связь между воспитательной работой педагога и
уровнем воспитанности школьников, с которыми эта
работа проводилась.
Цель данных методических рекомендаций
– дать заместителю директора по воспитательной
работе, классным руководителям,
педагогам-организаторам, воспитателям групп
продленного дня, педагогам дополнительного
образования необходимые сведения по анализу
воспитательного мероприятия, раскрыть методику
его осуществления.
Подготовка к анализу воспитательного
мероприятия
1. Каждое воспитательное мероприятие
является одним из звеньев в общей цепи дел
классного (школьного) коллектива учащихся
направленных на достижение общей цели
воспитания и развития личности.
2. Воспитательное мероприятие имеет
свою цель, достижение которой призвано
способствовать решению конкретных задач по
формированию личности учащегося и осуществлению
комплексного подхода к воспитанию – учить,
воспитывать, формировать, развивать.
3. Воспитательное мероприятие
представляет собой сложную систему и состоит из
ряда взаимосвязанных этапов:
I — этап анализа предшествующей
педагогической ситуации и формулировки цели;
II — этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V — этап подведения итогов.
4. Наряду с задачами воспитательного
мероприятия, вытекающими из его главной цели,
каждый из перечисленных этапов, имея
определенную специфику, решает свои задачи по
формированию у учащихся различных черт и
качеств: аналитических, организаторских,
коммуникативных, конструктивных и т.д.
5. На каждом этапе мероприятия
используются различные методы и приемы
педагогического воздействия и взаимодействия с
учащимися, направленные на достижение общей цели
и задач мероприятия, а также на решение задач
этапа. Все они имеют свою специфику и требуют
определенных знаний и умений педагога.
I. Анализ этапа предшествующей
педагогической ситуации и формулировки цели
Предшествующая педагогическая
ситуация или обстановка складывается из
определенных периодов жизни коллектива,
проводимых ранее мероприятий с их
воспитательным влиянием на учащихся. Она
характеризуется определенным уровнем развития
коллектива, интересов и потребностей учащихся,
их отношением к жизни класса, школы. Без анализа
сложившейся в классе, школе воспитательной
ситуации, учета ее особенностей невозможно
грамотное определение перспектив коллективной
жизни, целей и задач ближайших дел.
Первый этап воспитательного
мероприятия можно проанализировать по
следующему алгоритму.
Алгоритм анализа
1.Определить ожидаемые результаты
воспитательного мероприятия: социальная и
педагогическая значимость цели, ее конкретность
и четкость; реальность и достижимость в данных
условиях, за конкретный отрезок времени; степень
эмоционального и воспитательного воздействия;
степень обучающего значения данного
мероприятия.
2.Определить с помощью приведенной
ниже таблицы, на какой основе сформулированы
цель и задачи воспитательного мероприятия.
Рекомендуем использовать следующие критерии
эффективности планирования воспитательных
мероприятий: критический, допустимый и
оптимальный (таблица 1).
Таблица 1
Критерии эффективности планирования
воспитательных мероприятий
Уровни эффективности |
Характеристика |
1.Критический |
Мероприятие проводится в |
2.Допустимый |
Мероприятие проводится в |
3.Оптимальный |
В основе формулировки цели – |
3.Определить, какие задачи ставит
педагог при осуществлении первого этапа
воспитательного мероприятия, и каким образом
решает их.
4.Установить, соответствует ли данное
мероприятие возрастным особенностям учащихся;
уровню развития ученического коллектива, с
которым оно проводится; насколько реально
решение поставленных задач в данном коллективе;
подготовлены ли учащиеся к восприятию
воспитательных воздействий, предусматриваемых
мероприятием, знают ли они о его цели,
заинтересованы ли в его проведении.
5.Использовать для анализа первого
этапа наблюдение, анкетирование, беседы с
классным руководителем,
педагогом-организатором, воспитателем группы
продленного дня, педагогом дополнительного
образования и учащимися.
Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся
- С какой целью проводится данное мероприятие?
- По чьей инициативе проводится мероприятие?
- Что интересного и полезного получено от этого
мероприятия? - Какое твое участие в подготовке и проведении
данного мероприятия? - Понравилось ли тебе это мероприятие?
- Назови недостатки проведенного мероприятия.
II. Анализ этапа планирования
воспитательного мероприятия
От планирования воспитательного
мероприятия в значительной степени зависит его
качество и эффективность работы в целом. Вместе с
тем при коллективном подходе к осуществлению
планирования, его правильной организации у
школьников развивается чувство коллективизма и
ответственность за порученное дело. Учащиеся
учатся правильно распределить свое время, силы,
средства, выделять главное, развивают логику
мышления.
Алгоритм анализа
1.Выяснить, какие задачи по воспитанию,
обучению и развитию поставлены классным
руководителем, педагогом-организатором,
воспитателем группы продленного дня, педагогом
дополнительного образования на данном этапе.
2.Познакомиться с планом подготовки и
проведения мероприятия. Определить, способна ли
реализация имеющегося плана решить поставленные
педагогом задачи. Проанализировать, какие методы
воспитания и приемы педагогического воздействия
предусмотрены для решения задач этапа. Насколько
целесообразен выбор методов и приемов
воспитательного мероприятия. Соответствует ли
он особенностям данного коллектива, отдельных
учащихся, реализации комплексного подхода к
воспитанию.
3.Выяснить путем бесед с классными
руководителями, педагогами-организаторами,
воспитателями групп продленного дня, педагогами
дополнительного образования и учащимися, как при
планировании подготовки и проведении
мероприятия решались те или иные задачи этапа.
Какое участие приняли в планировании учащиеся,
чему они при этом научились, что нового открыли
для себя? Способствовало ли планирование
мероприятия проявлению активности учащихся, их
самостоятельности и самодеятельности?
Содействовал ли процесс планирования развитию
коллективистских отношений в классе, школе?
Способствовала ли избранная форма планирования
подготовки и проведения предстоящего
коллективного творческого дела укреплению
содружества между педагогом и учащимися?
4.Установить, учитывалась ли при
планировании связь предстоящего мероприятия с
предыдущим и последующими делами классного
(школьного) коллектива.
5.Выяснить, существует ли связь между
первым и вторым этапами мероприятия.
6.Проанализировать, способствовало ли
планирование подготовки и проведение
воспитательного мероприятия решению его общей
цели? Каким образом?
7.Суммировать достоинства и недостатки
в организации второго этапа мероприятия.
Попытаться установить их причины.
III. Анализ этапа организации
мероприятия
Этап организации мероприятия является
самым важным для учащихся в плане формирования
таких качеств, как ответственность за порученное
дело, умение довести начатое до конца, умение
организовать учащихся на выполнение того или
иного задания и поручения, проконтролировать и
проанализировать их действия. Правильная
постановка организации любого дела призвана
способствовать развитию детского творчества,
инициативы, самодеятельности, самоуправления в
ученическом коллективе.
Алгоритм анализа
1.Выяснить, какие задачи по воспитанию,
обучению и развитию учащихся поставлены
классным руководителем,
педагогом-организатором, воспитателем группы
продленного дня, педагогом дополнительного
образования на данном этапе.
2.Проанализировать путем беседы с
педагогами, каким образом и насколько успешно
решались эти задачи.
3.Изучить, как была осуществлена
управленческая сторона этапа: знает ли сам
педагог основные требования к организационной
деятельности, руководствуется ли он этими
требованиями, какая роль и место в организации
мероприятия отведены педагогу, учащимся;
насколько это оправдано и обосновано.
4.Выяснить, какое участие в организации
мероприятия приняли учащиеся, что сделано
педагогом для их активизации, проявления
инициативы и творчества: как подобраны
организаторы и исполнители, насколько глубоко
они проинструктированы, каков уровень
разделения труда между организаторами, как
осуществляется процесс формирования у них
организаторских навыков.
5.Побеседовать с
учащимися-организаторами и исполнителями и
выяснить, чему они научились при подготовке и
организации, какие навыки приобрели.
6.Установить, выполнен ли план
подготовки мероприятия, и какие аспекты общей
цели по воспитанию учащихся на организационном
этапе.
7.Проанализировать причины высокого
(низкого) качества осуществления данного этапа и
определить, как это повлияло в дальнейшем на ход
мероприятия.
IV.Анализ этапа проведения мероприятия
Данный этап является центральным и
призван способствовать реализации главной цели
мероприятия и его задач. Этот этап
характеризуется тем, что при проведении
мероприятия, ярко видны все достоинства и
недостатки, связанные с его подготовкой и
организацией. Посещение и непосредственное
наблюдение за ходом мероприятия дает большие
возможности для их правильной оценки.
Алгоритм анализа
Посетить воспитательное мероприятие и
путем наблюдения изучить качество его
подготовки и проведения, эффективность
воспитательного влияния на учащихся. Для
наблюдения рекомендуется использовать карту
посещения воспитательного мероприятия (таблица
2).
Таблица 2
Карта посещения воспитательного
мероприятия
Класс: |
||||
Структура мероприятия |
результаты наблюдения |
|||
использованы |
характеристика |
замечания и |
||
методы воспитания |
приемы педагогического |
|||
организационная часть |
||||
основная часть |
||||
заключительная часть |
2.При наблюдении и заполнении карты
обратить внимание на следующие моменты:
а) подготовка помещения к проведению
мероприятия, оборудования и оформление;б) убедительность, четкость раскрытия
перед учащимися цели и задач проводимого
мероприятия;в) осознанность цели учащимися;
г) выполнение комплексной цели
воспитательного мероприятия (как решены
воспитательные, образовательные и развивающие
задачи);д) причины недостатков (достоинство)
мероприятия, которые могут заключаться в таких
моментах, как:
-
соответствие формы проведения
воспитательного мероприятия его цели и
содержанию; -
соответствие методов, приемов и
средств воспитания поставленной цели, их
действенность, направленность на развитие
личности; -
организационная четкость
осуществления мероприятия, связь с предыдущими
этапами; -
педагогическое мастерство педагога:
аналитическая подготовленность, наличие
организаторских навыков, эрудиция, умение
ориентироваться в сложных педагогических
ситуациях, гибко использовать весь арсенал
методов воспитания, умение сочетать применение
системы воспитательных воздействий на коллектив
и одновременно на отдельную личность и т.д.
3.Сделать вывод и заключение на основе
наблюдения о положительных и отрицательных
сторонах проведения мероприятия, его
недостатках и их предполагаемых причинах,
продумать предложения о возможных путях
преодоления недостатков и развития
положительного опыта.
V. Анализ этапа подведения итогов
Подведение итогов предполагает оценку
мероприятия учащимися на основе его анализа.
Этот анализ проводится организаторами
мероприятия под руководством педагога. Он
направлен на закрепление положительного опыта,
выявление причин недостатков и призван
воспитывать такие черты личности, как
критичность и самокритичность, чувство
ответственности за порученное дело, чувство
долга перед коллективом, чувство
гражданственности. Обучающий момент этого этапа
состоит в формировании у учащихся умения
правильно оценивать свою работу, подводить ее
итоги, намечать перспективы своей деятельности,
то есть решать управленческие задачи. Развивать
аналитическое мышление учащихся: умение
выделять составные части мероприятия,
анализировать каждую из них, синтезировать эти
части в единое целое – осуществление
развивающих задач.
Алгоритм анализа
1.Определить, насколько выполнены
задачи данного этапа.
2.Оценить уровень сформированности у
учащихся умения анализировать качество не
только самого мероприятия, но и всех его этапов,
связей между ними, умения делать практические
выводы на основе анализа, общие заключения по
мероприятию и работе своих одноклассников.
3.Проанализировать активность
школьников при обсуждении мероприятия, умение
давать правильную оценку фактам, устанавливать
причины их возникновения, формулировать
предложения по устранению причин отрицательных
или по развитию положительных фактов.
4.Дать оценку поведения педагога на
этом этапе, насколько умело он определяет задачи
анализа, настраивает учащихся на глубокое
осмысление мероприятия, помогает им
сосредоточить внимание на главных моментах,
насколько педагог способствует созданию
атмосферы доброжелательности, непринужденности
при обсуждении мероприятия. При этом обратить
внимание на такт педагога, его умение
активизировать обсуждение.
5.Суммировать информацию, полученную
при анализе всех этапов, и на основании этого
сделать вывод о мероприятии, его воспитательной
ценности и эффективности.
Приложение 1
Алгоритм анализа воспитательного
мероприятия
I. Оценка педагога как воспитателя:
-
компетентность и уровень его
эрудиции; -
уровень заинтересованности в
проводимом мероприятии; -
степень демократичности в общении с
воспитанниками; -
степень воздействия и помощи
воспитанникам; -
культура речи, мимика и жесты.
II. Оценка основных характеристик и
поведения воспитанников:
-
активность воспитанников в процессе
проведения мероприятия; -
их заинтересованность в течение
всего времени проведения; -
степень инициативности и творчества
самих воспитанников; -
уровень самостоятельности
воспитанников; -
степень эмоциональности
воспитанников; -
степень дисциплинированности и
ответственности.
III. Оценка содержания воспитательного
мероприятия:
-
Научность и мировоззренческая
направленность содержания; -
доступность и посильность содержания
для данного возраста; -
степень актуальности содержания
(связь с жизнью); -
целесообразность и познавательная
ценность содержания.
IV. Оценка способов деятельности
воспитателя и воспитанников:
-
степень рациональности и
эффективности использования времени; -
эстетическая и действенность
оформления; -
общий стиль и культура общения всех
участников мероприятия; -
выразительность, эмоциональность и
доходчивость выступлений; -
степень участия воспитанников в
проведении мероприятия (что преобладает: участие
или присутствие и почему).
V. Оценка цели и результата
воспитательного мероприятия:
-
социальная и педагогическая
значимость цели, ее конкретность и четкость; -
реальность и достижимость в данных
условиях, за конкретный отрезок времени; -
степень эмоционального и
воспитательного воздействия; -
степень обучающего и развивающего
значения данного мероприятия.
Анализ мероприятия
Вид работы: классный час Дата проведения: 03.12.2014 года
Тема: « Разговор о правильном питании»
Педагогическое обоснование темы: данное мероприятие включено в план воспитательной работы поскольку его тема является крайне актуальной; пропаганда правильного питания чрезвычайно важна для детей данного возраста (11 лет)
Цели и задачи мероприятия
Цель: актуализировать тему правильного питания, здоровья, здорового образа жизни; воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
Задачи:
-
Развивать знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни.
-
Формировать навыков самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
-
Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Психолого – педагогическое обоснование содержания и формы данного мероприятия
Возраст 11-12 лет характеризуется повышенным интересом к окружающему миру, ко всему новому, стремлением казаться старше – поэтому считаем важным проведение данной работы с детьми с целью информирования их об опасностях, которые могут их подстерегать в повседневной жизни. Сценарий классного часа построен с учетом возрастных особенностей пятиклассников, учтены аспекты современных профилактических программ; в нем есть и достаточно серьезная информация, и игровые моменты, и профилактические меры
Анализ подготовки мероприятия
Степень участия детей в подготовке к мероприятию: изготовление плакатов, оформление кабинета.
Анализ хода мероприятия
Нравственная направленность содержания:
дети должны твердо усвоить, что правильное питание—основа здорового образа.
Виды деятельности: познавательная (беседа-информация)
Эмоциональные состояния: тревога, удивление, негодование (связаны с информацией о губительном действии отдельных продуктов);
Характер взаимоотношений: Учитель-учащиеся – доброжелательные; учащиеся-учащиеся – доброжелательные, но соревновательные;
Активность учащихся: ребята проявили активность как в ходе подготовки мероприятия (изготовление плакатов, оформление кабинета), так и в ходе самого мероприятия – с удовольствием включались в процесс, внимательно слушали и задавали вопросы, помогали вести мероприятие; высказывали свое мнение; рассказывали о своем негативном опыте употребления «вредных продуктов»
Общая оценка
Результаты мероприятия соответствуют поставленным задачам – ребята усвоили материал. Мероприятие имеет большую познавательную и воспитательную ценность – дети не только узнали много нового о питании , но и пришли для себя к очевидному выводу о недопустимости употребления отдельных продуктов;
Ребята получили нескрываемое удовольствие от мероприятия, которое выражалось в их активности, внимательности, включенности в процесс и желании дополнить речь учителя своими знаниями;
Мероприятие, посвященное столь актуальной проблеме нашего времени, несомненно имеет важное значение для последующего развития учащихся, поскольку пропагандируя здоровый образ жизни, оно представило страшные факты о вредоносности отдельных продуктов.
Классный руководитель был удовлетворен проделанной работой (оценка за классный час – 5 (отлично);