декоративно-прикладной
- декоративно-прикладной
-
декоративно-прикладной
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.
Смотреть что такое «декоративно-прикладной» в других словарях:
-
Декоративно-прикладной — прил. Связанный с украшением предметов быта, культа, оружия и т.п. (о разделе декоративного искусства). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
декоративно-прикладной — декорат ивно прикладн ой … Русский орфографический словарь
-
декоративно-прикладной — … Орфографический словарь русского языка
-
декоративно-прикладной — декор/ат/ивн/о/ при/клад/н/ой … Морфемно-орфографический словарь
-
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО — в школе, система уч. и внеуч. худож. деятельности учащихся; в узком смысле уч. предмет (до 1964 «Рисование»). И. и. важное звено в системе общего и эстетич. воспитания, один из видов и средств худож. образования школьников. Занятия И. и. призваны … Российская педагогическая энциклопедия
-
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — одна из специализированных сфер культуры, функционально ре шающая задачи интеллект. чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности. Изучением Х.к. традиционно занимались… … Энциклопедия культурологии
-
Музеи Донецкой области — Основная статья: Музеи Украины Содержание 1 Музеи Донецка 2 Музеи в городах областного подчинения … Википедия
-
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и… … Википедия
-
Нэцкэ — произведения миниатюрной декоративно прикладной пластики (высота от 2 до 10 см) из дерева, слоновой кости и металла, получившие распространение в Японии в конце 17 19 вв. С помощью Н. (имеющего сквозные отверстия для шнура) к поясу кимоно … Большая советская энциклопедия
-
Нэцкэ — произведения японской миниатюрной декоративно прикладной пластики из дерева, слоновой кости и металла. Получили распространение в конце XVII XIX вв. С помощью нэцкэ (имеющего сквозные отверстия для шнура) к поясу кимоно прикрепляются… … Художественная энциклопедия
Слова русского языка,
поиск и разбор слов онлайн
декоративно-прикладной
Правильно слово пишется: декорати́вно-прикладно́й
Сложное слово, состоящее из 2 частей.
- декоративно
- Ударение падает на 4-й слог с буквой и.
Всего в слове 11 букв, 5 гласных, 6 согласных, 5 слогов.
Гласные: е, о, а, и, о;
Согласные: д, к, р, т, в, н. - прикладной
- Ударение падает на 3-й слог с буквой о.
Всего в слове 10 букв, 3 гласных, 7 согласных, 3 слога.
Гласные: и, а, о;
Согласные: п, р, к, л, д, н, й.
Номера букв в слове
Номера букв в слове «декоративно-прикладной» в прямом и обратном порядке:
- 21
д
1 - 20
е
2 - 19
к
3 - 18
о
4 - 17
р
5 - 16
а
6 - 15
т
7 - 14
и
8 - 13
в
9 - 12
н
10 - 11
о
11 -
—
- 10
п
12 - 9
р
13 - 8
и
14 - 7
к
15 - 6
л
16 - 5
а
17 - 4
д
18 - 3
н
19 - 2
о
20 - 1
й
21
Слово «декоративно-прикладной» состоит из 21-й буквы и 1-го дефиса.
Разбор по составу
Разбор по составу (морфемный разбор) слова декоративно-прикладной делается следующим образом:
декоративно—прикладной
Морфемы слова: при —приставка, декор, клад — корни, о — соединительная гласная, ат, ивн, н — суффиксы, ой — окончание, декоративн, -прикладн — основы.
Quotes of the Day
Цитаты дня на английском языке
«The more refined and subtle our minds, the more vulnerable they are.»
Paul Tournier
«Everything has been figured out, except how to live.»
Jean-Paul Sartre
«The whole secret of life is to be interested in one thing profoundly and in a thousand things well.»
Horace Walpole
«Everything’s got a moral, if only you can find it.»
Lewis Carroll
Декоративно-прикладное искусство известно с первобытных времен. Люди с древности украшали рукояти орудий насечками и наносили на разные предметы минеральные краски. Одним из самых ранних видов декоративно-прикладного искусства считается керамика. Например, в Японии целая историческая эпоха называется Дзёмон по одноименной технике украшения — ее название переводится как «веревочный орнамент» или «шнур». Такой декор был популярен у японцев более 10 тысяч лет назад. Древние мастера брали палочку или костяной стержень, наматывали на него шнур из нескольких нитей и катали по сырому глиняному изделию. Таким образом на сосудах и фигурках возникали причудливые узоры.
Позже декоративно-прикладное искусство получило особую роль в христианской культуре: многие предметы культа украшали драгоценными камнями, резьбой, литьем и вышивкой. Например, в Эрмитаже хранятся резные византийские пиксиды — круглые коробочки с крышками — VI века из слоновой кости с библейскими сюжетами. Древние греки хранили в них мази, косметику и украшения, а христианские священнослужители — просфору, особый священный хлеб.
Важное место декоративно-прикладное искусство заняло в культуре Возрождения. Европейские аристократы заказывали у мастеров изысканную мебель и текстиль. Например, в Италии художник Сандро Боттичелли расписывал свадебные сундуки кассоне; а позже, при дворе Людовика XV, в моду вошли пузатые комоды бомбе с маркетри — наборным рисунком из древесины разных пород.
В Российской империи к XVIII веку повсеместно открывались фарфоровые, гранильные, шпалерные фабрики, оружейные заводы, ювелирные и медноиздельные мастерские. Возникли эксклюзивные промыслы вроде тульской всечки, центры лаковой миниатюры с великолепными расписными шкатулками, табакерками, живописными коробочками для чая.
Многие художники занимаются декоративно-прикладным искусством и сегодня. Например, мастера села Федоскино расписывают сложные объекты: от шкатулок в виде усеченного куба до вееров со множеством пластин. В них они виртуозно соединяют форму предмета — объемы, грани, выдвижные части — и лаковую живопись.
Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
декоративно-прикладное искусство
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Декорати́вно-прикладно́е иску́сство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литьё, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала XX в. также с дизайном, художественным конструированием.
* * *
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИСКУ́ССТВО, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (см. АНСАМБЛЬ) (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с нач. 20 в. также с художественным конструированием.
БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с нач. 20 в. также с художественным конструированием.
ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИСКУ́ССТВО — обл. пластич. иск-в; создание худож. изделий, имеющих практич. назначение в обществ. и частном быту. К Д.-П. И. относятся разл. утварь, мебель, одежда, ткани, орудия труда, игрушки, оружие и т. д. Со 2-й пол. 19 в. утвердилась классификация по мат-лам или техникам исполнения (текстиль, фарфор, дерево или резьба, роспись, вышивка, ковка, чеканка, инкрустация, литье и т. п.), связанная с важной ролью конструктивно-технологич. нач. в Д.-П. И. его непосредств. связью и зависимостью от произв-ва. Д.-П. И. принадлежит одноврем. к сферам материального и духовного. Д.-П. И. эстетически насыщает окружающую чел. среду, воспринимается во взаимосвязи с архит. пространством, образуя худож. комплекс. Д.-П. И. возникло в глубокой древности, его история тесно связана с худож. ремеслом, худож. пром-стью и худож. конструированием. Становление, развитие и смена стилей в Д.-П. И. происходит синхронно с эволюцией др. видов иск-в и архит. Развитие в 19 в. массового машинного произв-ва негативно сказалось на худож. качестве предметов Д.-П. И., и художники разл. стран противопоставили машинному произ-ву изготовление уникальных вещей. Значит. роль здесь принадлежит в Великобритании — мастерским У. Морриса, в Германии — «Дармштадтской колонии художников», в России — кружку С. И. Мамонтова, талашкинским мастерским и др.
Лит.: Аркин Д. Иск-во бытовой вещи. М., 1932; Рус. декоративное иск-во. / Под ред. А. И. Леонова. М., 1962-65. Т. 1-3; Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Рус. интерьер XVIII-XIX вв. Л., 1977; Салтыков А. Б. Избр. тр. М., 1982; Пронина И. А. Декоративное иск-во в Академии Художеств: Из истории рус. худож. шк. XVII — перв. пол. XIX вв. М., 1983; Худож. убранство рус. интерьера XIX в.: Очерк-путеводитель. Л., 1986; Иск-во ансамбля: «Худож. предмет — интерьер — архитектурная среда / Сост. науч. ред. М. А. Некрасова. М., 1988.
Декоративно-прикладное искусство. Хохломская роспись. И. А. Иванов. Панно «Жар-птица»
Декоративно-прикладное искусство. Вологодское кружево
ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, область декоративного искусства: создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, одежда, игрушки и т.д.). Декоративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей народного творчества; в 20 в. связано с дизайном.
ЕВРАЗИЙСКАЯ МУДРОСТЬ ОТ А ДО Я.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
(лат.-украшать): искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей. Декоративно-прикладное искусство возникло в глубокой древности и в течение многих веков развивалось в форме народных художественных промыслов. Эстетические качества вещи обусловливаются ее назначением, особенностями материала, из которого она производится, и техникой изготовления. Изделия могут иметь утилитарное назначение (расписные чашки, ткани, инкрустированная мебель); здесь зависимость их декоративных элементов от формы и практического назначения наиболее очевидна. Декоративная отделка, роспись фасадов зданий и интерьеров допускают гораздо большую свободу в использовании изобразительно-выразительных средств. Декоративное панно, декоративная статуя, являясь частью архитектурного ансамбля, могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения. Вот почему в эстетике и искусствознании наряду с понятием «декоративно-прикладное искусство» существует понятие «монументальнодекоративное искусство». С развитием дизайна, призванного совершенствовать эстетические качества предметного мира, производство изделий декоративно-прикладного искусства все чаще ограничивается созданием небольших серий или даже отдельных произведений.
СИНОНИМЫ
сущ., кол-во синонимов: 14
ИДЕОГРАФИЯ
▲ пластическое искусство
↑ декоративное оформление, утварь
декоративно — прикладное искусство — искусство создания художественных предметов обихода.
плакетка — рельефная металлическая пластинка, украшение.
аппликация.
инкрустация. инкрустировать.
маркетри. интарсия.
перламутр.
стеклярус.
мишура.
сутаж.
финифть.
блестки.
чеканка. насечка. басма.
филигрань. скань.
плаке. апплике. плакировать.
набор (ремень с серебряным набором).
гирлянда (# украшений).
хрусталь. баккара.
ангоб. | багет.
ручная работа.
см. посуда
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
Как правильно пишется слово «декоративно-прикладной»
декорати́вно-прикладно́й
декорати́вно-прикладно́й
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: альгвазил — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «декоративно-прикладной»
Предложения со словом «декоративно-прикладной»
- Скульптура той эпохи носила в основном декоративно-прикладной характер и использовалась для оформления архитектурных сооружений.
- Подражание западному стилю, ввоз товаров низкого качества с ярлыками Made in USA и CHINA никак не способствовали развитию собственной промышленности, а уж тем более декоративно-прикладной деятельности.
- Девочка была достаточно интересующейся, не просто декоративно-прикладной частью кабинета.
- (все предложения)
Значение слова «декоративно-прикладной»
-
1. связанный с художественным оформлением предметов быта, орудий труда, жилых и общественных зданий, помещений (Викисловарь)
Все значения слова ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ
Отправить комментарий
Дополнительно
ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИСКУ́ССТВО, вид искусства, создание изделий, сочетающих худож. и утилитарные функции. Произведения Д.-п. и. связаны с бытовыми нуждами людей, составляют неотъемлемую часть среды человеческого обитания. Основой и источником Д.-п. и. является народное творчество. В сферу Д.-п. и. входят изделия традиц. худож. промыслов и ремёсел, худож. пром-сти и профессионального авторского иск-ва. Термин «прикладное искусство» («applied art») возник в 18 в. в Англии и применялся гл. обр. к созданию бытовых изделий (роспись посуды, тканей, отделка оружия). В 20 в. в рос. искусствознании утверждается термин «Д.-п. и.» как обозначение раздела декоративных искусств, включающих также театрально-декорационное искусство и дизайн.
Блюдо со сценой царской охоты. Серебро. 4 в. н.э. Сасанидский Иран. Эрмитаж (С.-Петербург).
Специфич. особенность произведений Д.-п. и. – неразрывная связь утилитарного и художественного, единство пользы и красоты, функции и украшения. Утилитарность позволяет классифицировать произведения Д.-п. и. по их практич. назначению (орудия труда, мебель, посуда и т. д.); функция предмета чётко обусловливает его конструктивную схему. Качеством, придающим предмету Д.-п. и. статус произведения иск-ва, является декоративность. Она реализуется не только в украшении предмета к.-л. частными деталями (декор), но и в её общем композиционно-пластич. строе. Декор обладает собств. эмоциональной выразительностью, ритмом, пропорциями; он способен видоизменять форму. Декор может быть скульптурно-рельефным, живописно-расписным, графически-резным (см. также Гравирование); он использует как орнамент (в т. ч. декоративные надписи – иероглифы, каллиграфию, славянскую вязь и т. п., раскрывающие смысл изображений), так и разл. изобразит. элементы и мотивы («мировое древо», птицы и животные, растения и др.) сообразно с определённой декоративно-стилистич. системой (см. также Букраний, Грифон, Роза, Сфинкс). В пластич. системе Д.-п. и. есть возможность использования и т. н. чистой формы как антитезы любому декору: она может проявляться в самоценной красоте материала, выявлении его структурных, пластических, цветовых качеств, гармонии пропорций, изяществе силуэта и контуров.
Кратер из Дервени. Бронза. Ок. 310 до н. э. Древняя Греция. Археологический музей (Салоники).
Другая фундам. особенность Д.-п. и. – синтетичность, подразумевающая совмещение различных видов творчества (живописи, графики, скульптуры) и разных материалов в одном произведении. Синтетическое по своей внутренней природе, произведение Д.-п. и. нередко вовлечено в синтез искусств, в ансамбль художественных предметов, может находиться в зависимости от архитектуры (мебель, декоративная скульптура, панно, гобелен, ковёр и т. д.). Вследствие этой зависимости Д.-п. и. во все эпохи чутко и наглядно следовало сменам стилей и изменениям моды.
Сосуд в форме сидящей женской фигуры. Керамика. 4-е тыс. до н. э. Иерусалимский музей.
В Д.-п. и. образ вещи определяется связью между её эстетич. формой и функциональным назначением. С одной стороны, существует концепция утилитарной и неизобразит. природы Д.-п. и. как «делания вещей»: сугубо практическая задача не подразумевает создания полноценного образа (напр., цель гончарства или корзиноплетения – не изображение вещей, но создание самой вещи). Однако др. примеры (антропоморфная керамика и т. п.), несущие в себе миметич. начало, позволяют говорить об образности как первичной задаче творчества в Д.-п. и., проявляющейся прежде всего в ассоциациях и аналогиях (форма предмета может напоминать бутон цветка, каплю, фигуру человека или животного, мор. волну и т. п.). Дуализм эстетич. и функциональных задач обусловливает образную специфику Д.-п. и. (ограничение конкретности изображений, тенденция отказа от светотени и перспективы, использование локальных цветов, плоскостность изображений и силуэтов).
Парадное платье вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Сер. 1820-х гг. Россия. Эрмитаж (С.-Петербург).
Д.-п. и. как вид худож. деятельности связан с ручным трудом мастера, выделившимся в самостоят. отрасль произ-ва. Дальнейшее обществ. разделение труда приводит к замене ремесленного произ-ва машинным (мануфактуры, фабрики, заводы); функциональная конструкция и украшение становятся делом разных специалистов. Так возникает худож. пром-сть, где находят себе место методы «прикладного иск-ва» – отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией, чеканкой и т. п. Вопрос о соотношении ручного и машинного труда при изготовлении предметов Д.-п. и. особенно остро был поставлен во 2-й пол. 19 в., в контексте проблемы «обезличивания» (по выражению У. Морриса) произ-вом худож. ремесла и популярных в эту эпоху теорий ограниченного применения машин как предпосылки возрождения нац. традиций. Противопоставляя нар. кустарное творчество и массовую продукцию, Моррис в то же время предлагает пути их синтеза, позволяющего создать новый тип Д.-п. и. Дизайн, ставший с сер. 19 в. новым видом художественной деятельности в сфере пром. (массового) произ-ва, ограничил Д.-п. и. преим. созданием малотиражных серий ручных изделий (см. также Производственное искусство).
Типология
Зеркало. Дерево, роспись, позолота. Нач. 18 в. Венеция. Палаццо Пизани-Моретта (Венеция).
Каждая область Д.-п. и. имеет большое разнообразие форм; их эволюция напрямую связана с развитием технологий, с открытием новых материалов, со сменой эстетич. представлений и модой. Произведения Д.-п. и. различаются по функциональному назначению, по формам и материалу.
Один из древнейших видов Д.-п. и. – посуда. Её формы варьировались в зависимости от материала (деревянная, металлич., глиняная, фарфоровая, керамич., стеклянная, пластмассовая) и назначения (ритуальная, бытовая, столовая, декоративная; см. также Художественные сосуды). Д.-п. и. включает также: культовые принадлежности (хоругви, оклады, лампады – в христианстве; мусульм. сосуды для омовения, молитвенные коврики «намазлык» и др.; иудаистские семисвечники «менора»; буддистские лотосовые троны и храмовые курильницы); предметы интерьера (мебель, осветительные приборы, вазы, зеркала, письм. приборы, шкатулки, веера, табакерки, изразцы и т. п.); домашнюю ремесленную утварь (прялки, вальки, трепала, рубеля, верётенца и т. п.); произведения глиптики; ювелирное иск-во; средства передвижения (повозки, колесницы, кареты, сани и др.); оружие; текстиль (см. также Батик, Вышивка, Кружево, Набойка, Ткачество; к текстилю относятся также ковры, шпалеры, гобелены, килимы, кошмы и т. п.); одежду; отчасти – мелкую пластику (прежде всего игрушку).
Ваза. Фарфор. Подглазурная роспись. 1320–50. Династия Юань (Китай). Музей Виктории и Альберта (Лондон).
Столь же разнообразны материалы, применяемые в изделиях Д.-п. и. Древнейшими являются камень, дерево, кость. Твёрдые породы дерева шли на строительство жилища, на изготовление мебели, бытовых изделий [сосна, дуб, орех (в иск-ве Возрождения), карельская берёза (в эпоху рус. классицизма и ампира), клён (особенно в эпоху модерна), красное дерево, груша]; мягкие сорта (напр., липа) – на изготовление посуды, ложек. С 17 в. в Европе стали использоваться привозные экзотич. сорта древесины.
Такие техники обработки глины, как лепка от руки, формовка, были определяющими в создании глиняных изделий на начальных этапах. В 3-м тыс. до н. э. появляется гончарный круг, позволяющий изготовлять тонкостенную посуду. Керамика (обожжённая глина) включает в себя терракоту (простую и лакированную), майолику, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор, бисквит, т. н. каменную массу. Осн. способы украшения керамики – налепы, лощение, полировка, цветная роспись, гравировка, глазурование и др.
Ткани получают широкое распространение с эпохи неолита. Выдающимися образцами Д.-п. и. являются др.-егип. многоцветные льняные ткани, в технике батиковой набойки – коптские; шёлковые ткани Китая, инд. муслины, венецианская камка.
Шкатулка с изображением распятия и ангелов. Дерево, серебро, эмаль. 1-я четв. 13 в. Лимож (Франция). Эрмитаж (С.-Петербург).
Мастера Д.-п. и. часто использовали драгоценные, полудрагоценные и цветные поделочные камни: бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, нефрит, ляпис-лазурь и сердолик, малахит, яшму и т. д. (к поделочным материалам относится также янтарь). Среди разл. видов обработки долгое время господствовали кабошоны (округлые камни), затем появились огранённые камни. Существуют комплексные техники – т. н. флорентийская мозаика (изображения из мрамора и полудрагоценных камней), рус. мозаика (обклейка округлой поверхности ваз пластинками из цветных камней) и др.
Среди металлов выделяют драгоценные (золото, серебро, платина), цветные (медь, олово), сплавы (бронза, электр, пьютер), а также сталь, чугун и алюминий. Наряду с благородными металлами почти во всех древнейших цивилизациях обрабатывали медь, бронзу, позднее железо. Золото и серебро изначально были гл. металлами в Д.-п. и., а их нехватка компенсировалась разл. техниками (гальваническое серебрение и золочение; с сер. 19 в. – гальванопластика). Осн. техники обработки металла – чернь, зернь, чеканка, канфарение, литьё художественное, ковка художественная, басма (вид ювелирной техники, имитирующий чеканку), тиснение.
Оклад так называемого Евангелия из Лорша. Слоновая кость. 9 в. Ахен. Музей Виктории и Альберта (Лондон).
Особой техникой и одновременно материалом является эмаль, древнейшие образцы которой находят в Китае. Эмаль, как правило, использовалась в качестве составной части комплексных произведений Д.-п. и. (напр., техника покрытия разноцветной прозрачной эмалью гравированных на металле изображений или декоративная роспись эмалевыми красками).
Стекло по своим технологич. параметрам делится на прозрачное и непрозрачное, бесцветное и цветное, и др. Различаются также оригинальные формы из гутного, выдувного стекла («крылатые» венецианские бокалы), из гранёного англ. хрусталя, из прессованного (появилось в 1820 в США), цветного многослойного или молочного стекла, стекла филигранного, гравированного, резного шлифованного или с нацветом. Среди техник обработки стекла – межстеклянное золочение, роспись, миллефьори, худож. травление, иризация.
Родина лаков художественных – Древний Восток. В Европе они известны с 16 в.; в 17 в. голл. мастера стали расписывать дерев. шкатулки золочёным орнаментом по чёрному фону. Позднее произ-ва расписных лаков возникли во многих странах. Изделия из папье-маше, покрытые лаком, появились в Европе в 18 в., пика популярности они достигли в 19 в., особенно в Англии, Германии и России. В 20 в. Россия становится гл. центром лакового иск-ва (Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра).
Использование черепашьего панциря и слоновой кости началось с древности; затем их применение возродилось в европ. иск-ве в средние века и, особенно, в кон. 18 в. (англ. и франц. табакерки и чайницы, холмогорская резьба по кости). Перламутр входит в моду в 1-й пол. 19 в. для украшения изделий из папье-маше и лака, отделки столовых приборов.
Исторический очерк
«Гиппопотам». Фаянс. Ок. 2000 до н. э. Среднее царство (Египет). Художественно-исторический музей (Вена).
Первые художественно обработанные предметы появились в эпоху палеолита. В период неолита широко распространились керамич. изделия. В разных культурах создаются вазы с виртуозной графичностью худож. решений, выразительным сакрально-мифологич. сюжетом, расписная керамика с орнаментальными и др. мотивами (напр., кит. сосуды эпохи неолита, 5–3-е тыс. до н. э.; керамика из Суз, 4-е тыс. до н. э.; трипольская керамика, кон. 3-го тыс. до н. э.).
Подвеска в виде мужской фигуры. Золото. 14–16 вв. Тайрона (Колумбия). Метрополитен-музей (Нью-Йорк).
Древнейшие вост. цивилизации в развитии Д.-п. и. достигли такого же высокого уровня, как и в области архитектуры и скульптуры (худож. обработка камня, металла, дерева, ювелирное иск-во, резьба по слоновой кости и т. д.). Ювелиры Древнего Египта, Месопотамии владели разл. тончайшими техниками обработки благородных металлов. Др.-вост. иск-во дало непревзойдённые образцы полихромной глазурованной керамики, в Египте производились изделия из фаянса (на основе кремнезёма) – архит. детали, скульптура, ожерелья, чаши и кубки. Египтяне (наряду с финикийцами) изготавливали и предметы из стекла (ок. 3-го тыс. до н. э.); расцвет стекольных мастерских, как и др. ремёсел, приходится на Новое царство (разл. форм сосуды из синего или полихромного стекла и др.). Егип. мебель изготовлялась из местного эбенового (чёрного) дерева и привозных пород (кедр, кипарис), украшалась вставками из синего и чёрного фаянса, покрывалась листовым золотом и инкрустировалась слоновой костью и росписью (некоторые её формы впоследствии сильно повлияли на европ. ампир). Во многих районах Китая обнаружены тонкостенные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), отличающиеся стилистич. своеобразием, разнообразием форм и причудливыми зооморфными изображениями. В Индии высокоразвитая гор. цивилизация бронзового века оставила выразит. предметы домашнего обихода, расписную керамику, ткани, обнаруженные во время раскопок в Мохенджо-Даро и Хараппе. В Зап. Иране, в Луристане, развивалась культура, представленная луристанскими бронзами.
Блюдо со сценой царской охоты. Серебро. 4 в. н. э. Сасанидский Иран. Эрмитаж (С.-Петербург).
Своеобразие Д.-п. и. эгейского мира (см. Эгейская культура) оказало влияние на иск-во др. стран (Египта эпохи Нового царства, Ближнего Востока) – ювелирные изделия, чеканные кубки и чаши, ритоны. Ведущий вид худож. ремесла – керамика (полихромная со стилизованным узором, растит. мотивами, с изображениями морских животных и рыб). К числу высочайших достижений в истории Д.-п. и. относится др.-греч. керамика – прежде всего красно- и чернофигурные сосуды, покрытые лаком, где форма органично связана с сюжетной росписью и орнаментом, обладает чёткой тектоникой, богатством ритма линий и пропорций (см. Вазопись). Керамика и ювелирные изделия греч. работы экспортировались во многие страны мира, благодаря чему осуществлялась широкая экспансия греч. худож. традиций. В Д.-п. и. кочевых племён Азии и Европы, фракийцев, кельтов, некоторых финно-угорских племён сложились разные формы звериного стиля; в сер. 1-го тыс. н. э. его своеобразная форма возникает у германцев, традиции звериного стиля сохранялись и в ср.-век. искусстве.
«Кассоне Нери». Дуб. 1472. Роспись Дзаноби ди Доменико, Якопо дель Селлайо и Бьяджо д’Антонио. Институт Курто (Лондон).
Этруски, находясь под сильным греч. влиянием, смогли создать не менее самобытную культуру со своей керамикой «буккеро», расписной терракотой, ювелирным иск-вом. Их тяга к овеществлённой в предметах Д.-п. и. демонстративной роскоши передалась преемникам – древним римлянам. Они заимствовали у этрусков рельефную керамику, декорирование тканей, у греков – формы и орнамент. В рим. декоре много чрезмерного, лишённого греч. вкуса: пышные гирлянды, букрании, грифоны, крылатые амуры. В эпоху империи вошли в моду вазы из полудрагоценных камней (агата, сардоникса, порфира). Наивысшим достижением римского Д.-п. и. стали изобретение техники выдувания стекла (1 в. до н. э.), произ-во прозрачного, мозаичного, гравированного, двухслойного, имитирующего камею, и золочёного стекла. Среди изделий из металла – серебряные сосуды (напр., клад из Хильдесхайма), бронзовые светильники (найденные при раскопках г. Помпеи).
Устойчивость традиций отличает дальневосточную и индийскую культуры в целом, где и в ср.-век. эпоху сохранились характерные виды и формы Д.-п. и. (керамика и лаки в Японии, изделия из дерева, металла и текстиля в Индии, батик в Индонезии). Для Китая характерны устойчивые образы и традиции камнерезного, гончарного и ювелирного дела, многообразие материалов: шёлк, бумага, бронза, нефрит, керамика (прежде всего изобретение фарфора) и др.
В древней (доколумбовой) Америке существовало неск. цивилизаций (ольмеки, тотонаки, майя, ацтеки, сапотеки, инки, чиму, мочика и др.), имевших высокую материальную культуру. Осн. ремёслами были гончарство, худож. обработка камня, в т. ч. и полудрагоценных пород, с применением оригинальной техники мозаики из бирюзы по древесине, текстиль, ювелирное иск-во. Керамика относится к лучшим достижениям др.-амер. иск-ва, в отличие от других не знавшего гончарного круга (погребальные урны сапотеков, тольтекские вазы, миштекские полихромные вазы, сосуды с гравированным орнаментом майя и др.).
Характерная особенность ср.-век. иск-ва стран Ближнего Востока, Сев. Африки (Магриб) и районов Европы, заселённых арабами, – тяга к красочности, к самоценному декору, геометрич. орнаменту (с растит. мотивами, стилизованными до абстракции, см. Арабеска); в Д.-п. и. Ирана сохранялась и изобразит. традиция. Гл. видами Д.-п. и. мусульм. стран были керамика, ткачество, произ-во оружия и предметов роскоши. Керамика (преим. орнаментальная, покрытая люстром или полихромной росписью по белому и цветному фону) производилась в Ираке (Самарра), Иране (Сузы, Рэй), ср.-век. Египте (Фустат), Сирии (Ракка), Ср. Азии (Самарканд, Бухара). Испано-мавританская керамика (фаянсы Валенсии) имела большое влияние на европ. Д.-п. и. 15–16 вв. Сине-белый кит. фарфор оказал воздействие на керамику Золотой Орды, Ирана и др. В 16 в. расцветает тур. полихромный фаянс из Изника. Мусульм. культура оставила также много образцов худож. стекла, металла (декорированных гравировкой, чеканкой, эмалью), оружия. Исламский мир традиционно пользовался в большей степени коврами, нежели мебелью; их производили во многих странах (на Кавказе, в Индии, Египте, Турции, Марокко, Испании, Ср. Азии); ведущее место в ковроделии принадлежит Ирану. В Египте производили многоцветные шерстяные шпалерные ткани, ткани из льна, набойку; в Сирии, в Испании во времена Кордовского халифата и араб. мастера на Сицилии – шёлк, парчу; в Турции (в Бурсе) – бархат; в Иране (в Багдаде) – шёлковые драпировки; в Дамаске – т. н. дамасские ткани.
Византия стала наследницей мн. худож. ремёсел античности: стеклоделия, иск-ва мозаики, резьбы по кости и пр., а также виртуозно освоила новые – технику перегородчатой эмали и др. Здесь большое распространение получили культовые предметы и (под влиянием вост. культур) предметы роскоши; соответственно стиль визант. Д.-п. и. был рафинированный, декоративный и пышный одновременно. Влияние этой культуры распространялось на государства Европы (в т. ч. Древняя Русь), также Закавказья и Ближнего Востока (в России реминисценции этого влияния сохранялись вплоть до русско-византийского стиля 19 в.).
В Европе новые формы Д.-п. и. сложились в эпоху «Каролингского возрождения» под влиянием Византии и стран араб. мира. В культуре романской эпохи большую роль играют монастыри и гор. цеховые корпорации: практиковались резьба по камню и дереву, изготовление изделий из металла, кованых дверей и домашней утвари. В Италии, где продолжали сохраняться традиции поздней античности, развивались резьба по кости и камню, иск-во мозаики и глиптики, ювелирное иск-во; во всех этих областях мастера добились высочайшего совершенства. Готика унаследовала мн. характерные для той эпохи ремёсла; особенности готич. стиля ярко проявились в изделиях из слоновой кости и серебра, в эмалях, шпалерах и мебели [в т. ч. свадебные сундуки (в Италии – кассоне, украшенные резьбой и росписью)].
Прялка. Дерево, роспись. 18 в. Борок (Северная Двина). Смоленский исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник.
В Древней Руси особые достижения принадлежали ювелирному иск-ву, резьбе по дереву и камню. Характерными типами рус. мебели были ларцы, столы-терема, шкафы-киоты, сундуки, столы. Авторами живописных композиций в виде «травного узора» были иконописцы-«знаменщики», они также расписывали сундуки, столы, доски под пряничные коврижки, шахматы, золочёные колымаги и т. п.; декоративная «резь» 17 в. получила название «фряжских трав». Утварь, посуда, изразцы, предметы культа производились в мастерских Киева, Новгорода, Рязани, Москвы (Патриаршие мастерские, Серебряная палата, со 2-й пол. 17 в. – Оружейная палата Московского Кремля), Ярославля, Костромы, также в Кирилло-Белозерском, Спасо-Прилуцком, Сергиево-Посадском монастырях. Со 2-й пол. 17 в. в рус. Д.-п. и. начинается бурное развитие нар. промыслов (изразцовое произ-во, резьба и роспись по дереву, плетение кружев и ткачество, серебряное дело и гончарство).
Аптечная банка «альборелло». Ок. 1550. Итальянская майолика (Венеция).
В эпоху Возрождения худож. ремесло приобретает принципиально авторский и преим. светский характер. Появляются новые виды Д.-п. и., возрождаются забытые с античного времени жанры и техники. Наиболее существенные изменения происходят в произ-ве мебели (шкафы с откидной передней доской, сундук-скамья со спинкой и подлокотниками и др.); в декоре используются классич. ордер и характерный орнамент – гротески. Достигают расцвета шёлковое ткачество Генуи, Флоренции и Милана, венецианское стекло, итал. майолика, глиптика, ювелирное иск-во (Б. Челлини), худож. обработка металла [«дольчатый стиль» в голл. и нем. серебре (семья Ямницеров)], эмали, стекло и франц. керамика (произ-во Сен-Поршер; мастер Б. Палисси).
Б. Челлини. Солонка Франциска I. Золото, эмаль, драгоценные камни. 1540–43. Художественно-исторический музей (Вена).
Д.-п. и. эпохи барокко присущи особая пышность и динамика композиций, органичная связь между собой всех элементов и деталей (посуды и мебели), предпочтение отдаётся объёмным, крупным формам. В произ-ве мебели (шкафы, кабинеты, комоды, шкафы-буфеты и т. п.) использовались полированное дерево, золочёная бронзовая фурнитура и флорентийская мозаика, инкрустация (накладная бронза, маркетри с использованием эбенового дерева, металла, перламутра, черепахового панциря и др. – в изделиях мастерской А. Ш. Буля). Шпалерные мануфактуры Европы находились под влиянием флам. коврового иск-ва (брюссельских мануфактур); Генуя и Венеция славились шерстяными тканями и набивным бархатом. Делфтский фаянс возник в подражание китайскому. Во Франции развиваются произ-во мягкого фарфора, фаянса (Руан, Мустье) и керамики (Невер), текстиля (мануфактуры в Лионе), изготовление зеркал, гобеленов.
Часы каминные «Вакханка и Купидон». Бронза золочёная. 1790-е гг. Мастерская Л. Ж. Лагесса (Франция). Музей-заповедник «Павловск».
В эпоху рококо (18 в.) в формах и украшениях предметов преобладают хрупкие и изощрённо-асимметричные линии. В Англии производят серебряную посуду (П. Ламери), канделябры и пр. В Германии среди изделий из металла встречаются пышные рокайльные формы (И. М. Динглингер). Возникают новые формы мебели – бюро (стол-бюро, бюро-плат и бюро-цилиндр), разл. типы столов, мягкое, обитое тканью кресло-бержер с замкнутой спинкой, трюмо из 2 частей; для декора используются живописные панели, маркетри, инкрустация. Появляются новые виды тканей (муар и синель). В Англии Т. Чиппендейл изготавливал мебель в стиле рококо (стулья, столы и книжные шкафы), используя мотивы готики и шинуазри. В нач. 18 в. в Майсене (Саксония) была открыта первая европ. мануфактура по произ-ву фарфора (скульптор И. Кендлер). Стиль шинуазри проникает и в европ. фарфор (Майсен, Шантийи, Челси, Дерби и др.), и в российский (Имп. фарфоровый завод близ С.-Петербурга), а также в текстильные изделия, стекло и мебель (франц. лаки бр. Мартен). В 1670-х гг. в Англии появилось новое по составу свинцовое стекло (т. н. англ. хрусталь); техника его произ-ва широко распространилась в Чехии, Германии, Франции.
Дж. Уэджвуд. Ваза «Игры амуров в жмурки». По рисунку Дж. Флаксмана. Каменная масса. 1782. Музей в усадьбе Кусково (Москва).
На Д.-п. и. эпохи классицизма 2-й пол. 18 в., позднее и ампира повлияли археологич. раскопки в городах Геркуланум и Помпеи (см. Помпеянский стиль). Созданный бр. Адам (Англия) стиль, утверждавший единство внешнего декора и отделки интерьера, вдохнул новую жизнь в Д.-п. и., в частности в мебель (работы Дж. Хеплуайта, Т. Шератона, Т. Хоупа, бр. Жакоб, Ж. А. Ризинера), пластич. украшения (франц. позолоченная бронза П. Ф. Томира), худож. серебро (кубки и посуда П. Сторра), ковры и ткани, ювелирное иск-во. Простота и ясность отличают стеклянные графины Коркской стекольной компании, вазы баккара, хрустальные люстры-каскады. В фарфоре к кон. 18 в. Майсен уступает статус гл. европ. производителя фарфора франц. севрскому фарфору; выдающиеся образцы начинают создаваться на заводах Вены, С.-Петербурга и Берлина. В Англии возникает фабрика Дж. Уэджвуда «Этрурия», выпускающая керамику в подражание античным камеям и вазам. В России созданием произведений Д.-п. и. занимались мн. крупнейшие архитекторы (А. Н. Воронихин и К. И. Росси проектировали мебель и вазы, М. Ф. Казаков и Н. А. Львов – люстры).
Люстра. Бронза золочёная, хрусталь, голубое стекло. 1790-е гг. Мастерская И. Цеха (С.-Петербург). Музей-заповедник «Павловск».
В эпоху бидермайера произведения Д.-п. и. отражали стремление к комфортной жизни, что привело к появлению удобной простой мебели округлых безыскусных форм из местных сортов древесины (ореха, вишни, берёзы), элегантных стеклянных гранёных кувшинов и стаканов с изящной росписью (работы А. Котгассера и др.). Период эклектизма (сер. 19 в.) проявился в стилистич. разнообразии используемых историч. стилей, также в унификации подходов и худож. приёмов. Источником вдохновения неорококо был декор иск-ва 18 в.; в России он проявился в фарфоровых изделиях завода А. Г. Попова с его полихромной цветочной росписью на цветном фоне. Возрождение готики (неоготика) было обусловлено стремлением художников привнести в Д.-п. и. романтически-возвышенный стиль и лишь опосредованно воспроизводило подлинно готич. мотивы; заимствовались, скорее, элементы орнамента, нежели формы готич. иск-ва (богемское стекло Д. Бимана, работы в фарфоре и стекле для дворца Николая I «Коттедж» в Петергофе). Викторианский стиль в Англии нашёл отражение в создании тяжеловесной мебели и широком распространении её «малых форм» (этажерки, держатели для зонтов, игорные столики и т. п.). Вновь стал популярен неглазурованный фарфор, имитирующий мрамор. В стекле (прежде всего в богемском) появились новые виды и техники – многослойное цветное стекло «флэш», камейное непрозрачное и чёрное (хиалитовое) стекло, имитирующий драгоценные камни литиалил. С сер. 1840-х гг. во Франции на стекольных фабриках Баккара, Сен-Луи и Клиши, а позднее в Англии, Богемии и США появилось новое направление (создание миллефьоровых пресс-папье и др.). Сплав элементов разл. стилей определял развитие мебели и появление новых промышленных технологий и материалов: формы из клеёной и гнутой древесины (М. Тонет), папье-маше, резного дерева и чугуна.
Кабинет. Дерево, роспись, позолота. 1858. Мастер У. Бёрджесс (Лондон). Музей Виктории и Альберта (Лондон).
Протест против эклектизма, инициированный в Великобритании об-вом «Искусства и ремёсла», способствовал формированию в кон. 19 в. стиля модерн; он размыл границы между декоративным, прикладным и изобразит. иск-вом и принял во многих странах разл. формы. Декор модерна чаще всего уподоблен орнаментальным мотивам природных форм; широко использовались изогнутые линии, волнообразные контуры, асимметричные конструкции (мебель В. Орта, Л. Мажореля, Э. Гимара, худож. многослойное цветное стекло с флоральными и пейзажными мотивами Э. Галле, О. Даума, Л. Тиффани, ювелирные украшения Р. Лалика). Художники венского Сецессиона, как и шотландец Ч. Р. Макинтош, напротив, использовали симметрию и сдержанные прямолинейные формы. Работы Й. Хофмана, выполненные часто совм. с Г. Климтом (мебель, стекло, металл, ювелирные изделия), отличают элегантность и утончённость. В европ. произ-ве фарфора лидирующее место заняли произведения с подглазурной росписью Копенгагенской королевской мануфактуры. В рус. модерне, в его национально-романтич. ветви проявился неорусский стиль – особенно в деятельности Абрамцевского художественного кружка (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Е. Д. Поленовой), Талашкинской мастерской кн. М. К. Тенишевой, мастерских Строгановского уч-ща.
Л. Тиффани. Абажур лампы «Лилии в пруду». Стекло. 1900–10.
Новейшая история Д.-п. и. начинается не только с возрождения ручного творчества (У. Моррис и др.), но и с появления на рубеже 19–20 вв. по всей Европе и в США нового вида творч. деятельности – дизайна и дальнейшего его активного развития в 1920-е гг. (Баухауз, Вхутемас). Дизайн ар деко стал основой почти всех домашних интерьеров, культивировавших сдержанную роскошь и комфорт (геометрич. формы, стилизованный и упрощённый орнамент, экзотически фанерованная мебель прямолинейных форм, функциональная столовая посуда и цветочные вазы).
В. В. Кандинский. Чашка с блюдцем. Ок. 1923. Фарфоровый завод (Петроград).
Рус. иск-во после 1917 развивалось на новой идеологич. и эстетич. основе. Художники пытались средствами иск-ва передать дух эпохи (т. н. агитационный фарфор), создать комплексную рациональную среду для широких слоёв населения. С кон. 1950-х гг. в сов. Д.-п. и. наряду с активным развитием худож. пром-сти (фарфоровые заводы Ленинграда, Вербилок, Дулёвский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Ленингр. стекольный завод, Гусевский хрустальный завод и др.) и нар. промыслов (гжельская керамика, жостовская роспись, скопинская керамика, дымковская игрушка и др.; см. Промыслы художественные) высокого уровня достигло и авторское иск-во.
«Кузнецы». Богородская игрушка (мастер А. И. Барашков). Дерево, резьба, роспись. 1920-е гг. Сергиево-Посадский музей-заповедник.
Развитие Д.-п. и. в 20 в. обусловлено сосуществованием и взаимопроникновением традиционного и авангардного начал. Большое значение приобрели тонкие выразит. возможности новых материалов, имитационность и творч. цитирование. В эпоху постмодернизма возникает особое отношение к декоративному артефакту как автономной сущности, которая демонстративно «не заинтересована» служить человеку, отчуждена от него. В итоге это привело к «кризису самоидентификации» Д.-п. и., вызванному возникновением конкуренции со стороны смежных видов иск-ва (прежде всего – дизайна). Однако данный кризис парадоксальным образом открывает новые перспективы перед Д.-п. и. в плане расширения и пересмотра собственной образной специфики, освоения новых жанров и материалов (керамопластики, стеклопластики, текстильной пластики, мини-гобеленов, мозаики в дерев. рамах и т. п.).