Как правильно написать декоративно прикладное искусство

декоративно-прикладной

декоративно-прикладной

декоративно-прикладной

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.

Смотреть что такое «декоративно-прикладной» в других словарях:

  • Декоративно-прикладной — прил. Связанный с украшением предметов быта, культа, оружия и т.п. (о разделе декоративного искусства). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • декоративно-прикладной — декорат ивно прикладн ой …   Русский орфографический словарь

  • декоративно-прикладной — …   Орфографический словарь русского языка

  • декоративно-прикладной — декор/ат/ивн/о/ при/клад/н/ой …   Морфемно-орфографический словарь

  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО — в школе, система уч. и внеуч. худож. деятельности учащихся; в узком смысле уч. предмет (до 1964 «Рисование»). И. и. важное звено в системе общего и эстетич. воспитания, один из видов и средств худож. образования школьников. Занятия И. и. призваны …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА —         одна из специализированных сфер культуры, функционально ре шающая задачи интеллект. чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.         Изучением Х.к. традиционно занимались… …   Энциклопедия культурологии

  • Музеи Донецкой области — Основная статья: Музеи Украины Содержание 1 Музеи Донецка 2 Музеи в городах областного подчинения …   Википедия

  • Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и… …   Википедия

  • Нэцкэ —         произведения миниатюрной декоративно прикладной пластики (высота от 2 до 10 см) из дерева, слоновой кости и металла, получившие распространение в Японии в конце 17 19 вв. С помощью Н. (имеющего сквозные отверстия для шнура) к поясу кимоно …   Большая советская энциклопедия

  • Нэцкэ —         произведения японской миниатюрной декоративно прикладной пластики из дерева, слоновой кости и металла. Получили распространение в конце XVII XIX вв. С помощью нэцкэ (имеющего сквозные отверстия для шнура) к поясу кимоно прикрепляются… …   Художественная энциклопедия

wordsonline.ru

Слова русского языка,
поиск и разбор слов онлайн

декоративно-прикладной

Правильно слово пишется: декорати́вно-прикладно́й

Сложное слово, состоящее из 2 частей.

декоративно
Ударение падает на 4-й слог с буквой и.
Всего в слове 11 букв, 5 гласных, 6 согласных, 5 слогов.
Гласные: е, о, а, и, о;
Согласные: д, к, р, т, в, н.
прикладной
Ударение падает на 3-й слог с буквой о.
Всего в слове 10 букв, 3 гласных, 7 согласных, 3 слога.
Гласные: и, а, о;
Согласные: п, р, к, л, д, н, й.

Номера букв в слове

Номера букв в слове «декоративно-прикладной» в прямом и обратном порядке:

  • 21
    д
    1
  • 20
    е
    2
  • 19
    к
    3
  • 18
    о
    4
  • 17
    р
    5
  • 16
    а
    6
  • 15
    т
    7
  • 14
    и
    8
  • 13
    в
    9
  • 12
    н
    10
  • 11
    о
    11
  •  

     
  • 10
    п
    12
  • 9
    р
    13
  • 8
    и
    14
  • 7
    к
    15
  • 6
    л
    16
  • 5
    а
    17
  • 4
    д
    18
  • 3
    н
    19
  • 2
    о
    20
  • 1
    й
    21

Слово «декоративно-прикладной» состоит из 21-й буквы и 1-го дефиса.

Разбор по составу

Разбор по составу (морфемный разбор) слова декоративно-прикладной делается следующим образом:
декоративноприкладной
Морфемы слова: при —приставка, декор, клад — корни, о — соединительная гласная, ат, ивн, н — суффиксы, ой — окончание, декоративн, -прикладн — основы.

Quotes of the Day
Цитаты дня на английском языке

«The more refined and subtle our minds, the more vulnerable they are.»

Paul Tournier

«Everything has been figured out, except how to live.»

Jean-Paul Sartre

«The whole secret of life is to be interested in one thing profoundly and in a thousand things well.»

Horace Walpole

«Everything’s got a moral, if only you can find it.»

Lewis Carroll

Декоративно-прикладное искусство известно с первобытных времен. Люди с древности украшали рукояти орудий насечками и наносили на разные предметы минеральные краски. Одним из самых ранних видов декоративно-прикладного искусства считается керамика. Например, в Японии целая историческая эпоха называется Дзёмон по одноименной технике украшения — ее название переводится как «веревочный орнамент» или «шнур». Такой декор был популярен у японцев более 10 тысяч лет назад. Древние мастера брали палочку или костяной стержень, наматывали на него шнур из нескольких нитей и катали по сырому глиняному изделию. Таким образом на сосудах и фигурках возникали причудливые узоры.

Позже декоративно-прикладное искусство получило особую роль в христианской культуре: многие предметы культа украшали драгоценными камнями, резьбой, литьем и вышивкой. Например, в Эрмитаже хранятся резные византийские пиксиды — круглые коробочки с крышками — VI века из слоновой кости с библейскими сюжетами. Древние греки хранили в них мази, косметику и украшения, а христианские священнослужители — просфору, особый священный хлеб.

Важное место декоративно-прикладное искусство заняло в культуре Возрождения. Европейские аристократы заказывали у мастеров изысканную мебель и текстиль. Например, в Италии художник Сандро Боттичелли расписывал свадебные сундуки кассоне; а позже, при дворе Людовика XV, в моду вошли пузатые комоды бомбе с маркетри — наборным рисунком из древесины разных пород.

В Российской империи к XVIII веку повсеместно открывались фарфоровые, гранильные, шпалерные фабрики, оружейные заводы, ювелирные и медноиздельные мастерские. Возникли эксклюзивные промыслы вроде тульской всечки, центры лаковой миниатюры с великолепными расписными шкатулками, табакерками, живописными коробочками для чая.

Многие художники занимаются декоративно-прикладным искусством и сегодня. Например, мастера села Федоскино расписывают сложные объекты: от шкатулок в виде усеченного куба до вееров со множеством пластин. В них они виртуозно соединяют форму предмета — объемы, грани, выдвижные части — и лаковую живопись.

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

декоративно-прикладное искусство

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Декорати́вно-прикладно́е иску́сство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литьё, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала XX в. также с дизайном, художественным конструированием.

* * *

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИСКУ́ССТВО, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (см. АНСАМБЛЬ) (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с нач. 20 в. также с художественным конструированием.

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с нач. 20 в. также с художественным конструированием.

ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ

ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИСКУ́ССТВО — обл. пластич. иск-в; создание худож. изделий, имеющих практич. назначение в обществ. и частном быту. К Д.-П. И. относятся разл. утварь, мебель, одежда, ткани, орудия труда, игрушки, оружие и т. д. Со 2-й пол. 19 в. утвердилась классификация по мат-лам или техникам исполнения (текстиль, фарфор, дерево или резьба, роспись, вышивка, ковка, чеканка, инкрустация, литье и т. п.), связанная с важной ролью конструктивно-технологич. нач. в Д.-П. И. его непосредств. связью и зависимостью от произв-ва. Д.-П. И. принадлежит одноврем. к сферам материального и духовного. Д.-П. И. эстетически насыщает окружающую чел. среду, воспринимается во взаимосвязи с архит. пространством, образуя худож. комплекс. Д.-П. И. возникло в глубокой древности, его история тесно связана с худож. ремеслом, худож. пром-стью и худож. конструированием. Становление, развитие и смена стилей в Д.-П. И. происходит синхронно с эволюцией др. видов иск-в и архит. Развитие в 19 в. массового машинного произв-ва негативно сказалось на худож. качестве предметов Д.-П. И., и художники разл. стран противопоставили машинному произ-ву изготовление уникальных вещей. Значит. роль здесь принадлежит в Великобритании — мастерским У. Морриса, в Германии — «Дармштадтской колонии художников», в России — кружку С. И. Мамонтова, талашкинским мастерским и др.

Лит.: Аркин Д. Иск-во бытовой вещи. М., 1932; Рус. декоративное иск-во. / Под ред. А. И. Леонова. М., 1962-65. Т. 1-3; Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Рус. интерьер XVIII-XIX вв. Л., 1977; Салтыков А. Б. Избр. тр. М., 1982; Пронина И. А. Декоративное иск-во в Академии Художеств: Из истории рус. худож. шк. XVII — перв. пол. XIX вв. М., 1983; Худож. убранство рус. интерьера XIX в.: Очерк-путеводитель. Л., 1986; Иск-во ансамбля: «Худож. предмет — интерьер — архитектурная среда / Сост. науч. ред. М. А. Некрасова. М., 1988.

Декоративно-прикладное искусство. Хохломская роспись. И. А. Иванов. Панно «Жар-птица»

Декоративно-прикладное искусство. Вологодское кружево

Декоративно-прикладное искусство. Вологодское кружево

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, область декоративного искусства: создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, одежда, игрушки и т.д.). Декоративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей народного творчества; в 20 в. связано с дизайном.

ЕВРАЗИЙСКАЯ МУДРОСТЬ ОТ А ДО Я.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

(лат.-украшать): искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей. Декоративно-прикладное искусство возникло в глубокой древности и в течение многих веков развивалось в форме народных художественных промыслов. Эстетические качества вещи обусловливаются ее назначением, особенностями материала, из которого она производится, и техникой изготовления. Изделия могут иметь утилитарное назначение (расписные чашки, ткани, инкрустированная мебель); здесь зависимость их декоративных элементов от формы и практического назначения наиболее очевидна. Декоративная отделка, роспись фасадов зданий и интерьеров допускают гораздо большую свободу в использовании изобразительно-выразительных средств. Декоративное панно, декоративная статуя, являясь частью архитектурного ансамбля, могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения. Вот почему в эстетике и искусствознании наряду с понятием «декоративно-прикладное искусство»  существует понятие «монументальнодекоративное искусство». С развитием дизайна, призванного совершенствовать эстетические качества предметного мира, производство изделий декоративно-прикладного искусства все чаще ограничивается созданием небольших серий или даже отдельных произведений.

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 14

ИДЕОГРАФИЯ

пластическое искусство

декоративное оформление, утварь

декоративно — прикладное искусство — искусство создания художественных предметов обихода.

плакетка — рельефная металлическая пластинка, украшение.

аппликация.

инкрустация. инкрустировать.

маркетри. интарсия.

перламутр.

стеклярус.

мишура.

сутаж.

финифть.

блестки.

чеканка. насечка. басма.

филигрань. скань.

плаке. апплике. плакировать.

набор (ремень с серебряным набором).

гирлянда (# украшений).

хрусталь. баккара.

ангоб. | багет.

ручная работа.

см. посуда

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Как правильно пишется слово «декоративно-прикладной»

декорати́вно-прикладно́й

декорати́вно-прикладно́й

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: альгвазил — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «декоративно-прикладной»

Предложения со словом «декоративно-прикладной»

  • Скульптура той эпохи носила в основном декоративно-прикладной характер и использовалась для оформления архитектурных сооружений.
  • Подражание западному стилю, ввоз товаров низкого качества с ярлыками Made in USA и CHINA никак не способствовали развитию собственной промышленности, а уж тем более декоративно-прикладной деятельности.
  • Девочка была достаточно интересующейся, не просто декоративно-прикладной частью кабинета.
  • (все предложения)

Значение слова «декоративно-прикладной»

  • 1. связанный с художественным оформлением предметов быта, орудий труда, жилых и общественных зданий, помещений (Викисловарь)

    Все значения слова ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ

Отправить комментарий

Дополнительно

ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИС­КУ́С­СТ­ВО, вид ис­кус­ст­ва, соз­да­ние из­де­лий, со­че­таю­щих ху­дож. и ути­ли­тар­ные функ­ции. Про­из­ве­де­ния Д.-п. и. свя­за­ны с бы­то­вы­ми ну­ж­да­ми лю­дей, со­став­ля­ют не­отъ­ем­ле­мую часть сре­ды че­ло­ве­че­ско­го оби­та­ния. Ос­но­вой и ис­точ­ни­ком Д.-п. и. яв­ля­ет­ся на­род­ное твор­че­ст­во. В сфе­ру Д.-п. и. вхо­дят из­де­лия тра­диц. ху­дож. про­мы­слов и ре­мё­сел, ху­дож. пром-сти и про­фес­сио­наль­но­го ав­тор­ско­го иск-ва. Тер­мин «при­клад­ное ис­кус­ст­во» («applied art») воз­ник в 18 в. в Анг­лии и при­ме­нял­ся гл. обр. к соз­да­нию бы­то­вых из­де­лий (рос­пись по­су­ды, тка­ней, от­дел­ка ору­жия). В 20 в. в рос. ис­кус­ст­во­зна­нии ут­вер­жда­ет­ся тер­мин «Д.-п. и.» как обо­зна­че­ние раз­де­ла де­ко­ра­тив­ных ис­кусств, вклю­чаю­щих так­же те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ное ис­кус­ст­во и ди­зайн.


Блюдо со сценой царской охоты. Серебро. 4 в. н.э. Сасанидский Иран. Эрмитаж (С.-Петербург).

Спе­ци­фич. осо­бен­ность про­из­ве­де­ний Д.-п. и. – не­раз­рыв­ная связь ути­ли­тар­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го, един­ст­во поль­зы и кра­со­ты, функ­ции и ук­ра­ше­ния. Ути­ли­тар­ность по­зво­ля­ет клас­си­фи­ци­ро­вать про­из­ве­де­ния Д.-п. и. по их прак­тич. на­зна­че­нию (ору­дия тру­да, ме­бель, по­су­да и т. д.); функ­ция пред­ме­та чёт­ко обу­слов­ли­ва­ет его кон­ст­рук­тив­ную схе­му. Ка­че­ст­вом, при­даю­щим пред­ме­ту Д.-п. и. ста­тус про­из­ве­де­ния иск-ва, яв­ля­ет­ся де­ко­ра­тив­ность. Она реа­ли­зу­ет­ся не толь­ко в ук­ра­ше­нии пред­ме­та к.-л. ча­ст­ны­ми де­та­ля­ми (де­кор), но и в её об­щем ком­по­зи­ци­он­но-пла­стич. строе. Де­кор об­ла­да­ет собств. эмо­цио­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­стью, рит­мом, про­пор­ция­ми; он спо­со­бен ви­до­из­ме­нять фор­му. Де­кор мо­жет быть скульп­тур­но-рель­еф­ным, жи­во­пис­но-рас­пис­ным, гра­фи­че­ски-рез­ным (см. так­же Гра­ви­ро­ва­ние); он ис­поль­зу­ет как ор­на­мент (в т. ч. де­ко­ра­тив­ные над­пи­си – ие­ро­гли­фы, кал­ли­гра­фию, сла­вян­скую вязь и т. п., рас­кры­ваю­щие смысл изо­бра­же­ний), так и разл. изо­бра­зит. эле­мен­ты и мо­ти­вы («ми­ро­вое дре­во», пти­цы и жи­вот­ные, рас­те­ния и др.) со­об­раз­но с оп­ре­де­лён­ной де­ко­ра­тив­но-сти­ли­стич. сис­те­мой (см. так­же Бу­кра­ний, Гри­фон, Ро­за, Сфинкс). В пла­стич. сис­те­ме Д.-п. и. есть воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния и т. н. чис­той фор­мы как ан­ти­те­зы лю­бо­му де­ко­ру: она мо­жет про­яв­лять­ся в са­мо­цен­ной кра­со­те ма­те­риа­ла, вы­яв­ле­нии его струк­тур­ных, пла­сти­че­ских, цве­то­вых ка­честв, гар­мо­нии про­пор­ций, изя­ще­ст­ве си­лу­эта и кон­ту­ров.

Кратер из Дервени. Бронза. Ок. 310 до н. э. Древняя Греция. Археологический музей (Салоники).

Дру­гая фун­дам. осо­бен­ность Д.-п. и. – син­те­тич­ность, под­ра­зу­ме­ваю­щая со­вме­ще­ние различных ви­дов твор­че­ст­ва (жи­во­пи­си, гра­фи­ки, скульп­ту­ры) и раз­ных ма­те­риа­лов в од­ном про­из­ве­де­нии. Син­те­ти­че­ское по сво­ей внутренней при­ро­де, про­из­ве­де­ние Д.-п. и. не­ред­ко во­вле­че­но в син­тез ис­кусств, в ан­самбль ху­дожественных пред­ме­тов, мо­жет на­хо­дить­ся в за­ви­си­мо­сти от ар­хи­тек­ту­ры (ме­бель, де­ко­ра­тив­ная скульп­ту­ра, пан­но, го­бе­лен, ко­вёр и т. д.). Вслед­ст­вие этой за­ви­си­мо­сти Д.-п. и. во все эпо­хи чут­ко и на­гляд­но сле­до­ва­ло сме­нам сти­лей и из­ме­не­ни­ям мо­ды.


Сосуд в форме сидящей женской фигуры. Керамика. 4-е тыс. до н. э. Иерусалимский музей.

В Д.-п. и. об­раз ве­щи оп­ре­де­ля­ет­ся свя­зью ме­ж­ду её эс­те­тич. фор­мой и функ­цио­наль­ным на­зна­че­ни­ем. С од­ной сто­ро­ны, су­ще­ст­ву­ет кон­цеп­ция ути­ли­тар­ной и не­изо­бра­зит. при­ро­ды Д.-п. и. как «де­ла­ния ве­щей»: су­гу­бо прак­ти­че­ская за­да­ча не под­ра­зу­ме­ва­ет соз­да­ния пол­но­цен­но­го об­раза (напр., цель гон­чар­ст­ва или кор­зи­но­пле­те­ния – не изо­бра­же­ние ве­щей, но соз­да­ние са­мой ве­щи). Од­на­ко др. при­ме­ры (ан­тро­по­морф­ная ке­ра­ми­ка и т. п.), не­су­щие в се­бе ми­ме­тич. на­ча­ло, по­зво­ля­ют го­во­рить об об­раз­но­сти как пер­вич­ной за­да­че твор­че­ст­ва в Д.-п. и., про­яв­ляю­щей­ся пре­ж­де все­го в ас­со­циа­ци­ях и ана­ло­ги­ях (фор­ма пред­ме­та мо­жет на­по­ми­нать бу­тон цвет­ка, ка­п­лю, фи­гу­ру че­ло­ве­ка или жи­вот­но­го, мор. вол­ну и т. п.). Дуа­лизм эс­те­тич. и функ­цио­наль­ных за­дач обу­слов­ли­ва­ет об­раз­ную спе­ци­фи­ку Д.-п. и. (ог­ра­ни­че­ние кон­крет­но­сти изо­бра­же­ний, тен­ден­ция от­ка­за от све­то­те­ни и пер­спек­ти­вы, ис­поль­зо­ва­ние ло­каль­ных цве­тов, пло­ско­ст­ность изо­бра­же­ний и си­лу­этов).

Парадное платье вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Сер. 1820-х гг. Россия. Эрмитаж (С.-Петербург).

Д.-п. и. как вид ху­дож. дея­тель­но­сти свя­зан с руч­ным тру­дом мас­те­ра, вы­де­лив­шим­ся в са­мо­сто­ят. от­расль про­из-ва. Даль­ней­шее об­ществ. раз­де­ле­ние тру­да при­во­дит к за­ме­не ре­мес­лен­но­го про­из-ва ма­шин­ным (ма­ну­фак­ту­ры, фаб­ри­ки, за­во­ды); функ­цио­наль­ная кон­ст­рук­ция и ук­ра­ше­ние ста­но­вят­ся де­лом раз­ных спе­циа­ли­стов. Так воз­ни­ка­ет ху­дож. пром-сть, где на­хо­дят се­бе ме­сто ме­то­ды «при­клад­но­го иск-ва» – от­дел­ка из­де­лий рос­пи­сью, резь­бой, ин­кру­ста­ци­ей, че­кан­кой и т. п. Во­прос о со­от­но­ше­нии руч­но­го и ма­шин­но­го тру­да при из­го­тов­ле­нии пред­ме­тов Д.-п. и. осо­бен­но ост­ро был по­став­лен во 2-й пол. 19 в., в кон­тек­сте про­бле­мы «обез­ли­чи­ва­ния» (по вы­ра­же­нию У. Мор­ри­са) про­из-вом ху­дож. ре­мес­ла и по­пу­ляр­ных в эту эпо­ху тео­рий ог­ра­ни­чен­но­го при­ме­не­ния ма­шин как пред­по­сыл­ки воз­ро­ж­де­ния нац. тра­ди­ций. Про­ти­во­пос­тав­ляя нар. кус­тар­ное твор­че­ст­во и мас­со­вую про­дук­цию, Мор­рис в то же вре­мя пред­ла­га­ет пу­ти их син­те­за, поз­во­ляю­ще­го соз­дать но­вый тип Д.-п. и. Ди­зайн, став­ший с сер. 19 в. но­вым ви­дом ху­дожественной дея­тель­но­сти в сфе­ре пром. (мас­со­во­го) про­из-ва, ог­ра­ни­чил Д.-п. и. пре­им. соз­да­ни­ем ма­ло­ти­раж­ных се­рий руч­ных из­де­лий (см. так­же Про­из­вод­ст­вен­ное ис­кус­ст­во).

Типология


Зеркало. Дерево, роспись, позолота. Нач. 18 в. Венеция. Палаццо Пизани-Моретта (Венеция).

Ка­ж­дая об­ласть Д.-п. и. име­ет боль­шое раз­но­об­ра­зие форм; их эво­лю­ция на­пря­мую свя­за­на с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий, с от­кры­ти­ем но­вых ма­те­риа­лов, со сме­ной эс­те­тич. пред­став­ле­ний и мо­дой. Про­из­ве­де­ния Д.-п. и. раз­ли­ча­ют­ся по функ­цио­наль­но­му на­зна­че­нию, по фор­мам и ма­те­риа­лу.

Один из древ­ней­ших ви­дов Д.-п. и. – по­су­да. Её фор­мы варь­и­ро­ва­лись в за­ви­си­мо­сти от ма­те­риа­ла (де­ре­вян­ная, ме­тал­лич., гли­ня­ная, фар­фо­ро­вая, ке­ра­мич., стек­лян­ная, пла­ст­мас­со­вая) и на­зна­че­ния (ри­ту­аль­ная, бы­то­вая, сто­ло­вая, де­ко­ра­тив­ная; см. так­же Ху­до­же­ст­вен­ные со­су­ды). Д.-п. и. вклю­ча­ет так­же: куль­то­вые при­над­леж­но­сти (хо­руг­ви, ок­ла­ды, лам­па­ды – в хри­сти­ан­ст­ве; му­сульм. со­су­ды для омо­ве­ния, мо­лит­вен­ные ков­ри­ки «на­маз­лык» и др.; иу­даи­ст­ские се­ми­свеч­ни­ки «ме­но­ра»; буд­ди­ст­ские ло­то­со­вые тро­ны и хра­мо­вые ку­риль­ни­цы); пред­ме­ты ин­терь­е­ра (ме­бель, ос­ве­ти­тель­ные при­бо­ры, ва­зы, зер­ка­ла, письм. при­бо­ры, шка­тул­ки, вее­ра, та­ба­кер­ки, из­раз­цы и т. п.); до­маш­нюю ре­мес­лен­ную ут­варь (прял­ки, валь­ки, тре­па­ла, ру­бе­ля, ве­рё­тен­ца и т. п.); про­из­ве­де­ния глип­ти­ки; юве­лир­ное иск-во; сред­ст­ва пе­ре­дви­же­ния (по­воз­ки, ко­лес­ни­цы, ка­ре­ты, са­ни и др.); ору­жие; тек­стиль (см. так­же Батик, Вы­шив­ка, Кру­же­во, На­бой­ка, Тка­че­ст­во; к тек­сти­лю от­но­сят­ся так­же ков­ры, шпа­ле­ры, го­бе­ле­ны, ки­ли­мы, кош­мы и т. п.); оде­ж­ду; от­час­ти – мел­кую пла­сти­ку (пре­ж­де все­го иг­руш­ку).


Ваза. Фарфор. Подглазурная роспись. 1320–50. Династия Юань (Китай). Музей Виктории и Альберта (Лондон).

Столь же раз­но­об­раз­ны ма­те­риа­лы, при­ме­няе­мые в из­де­ли­ях Д.-п. и. Древ­ней­ши­ми яв­ля­ют­ся ка­мень, де­ре­во, кость. Твёр­дые по­ро­ды де­ре­ва шли на строи­тель­ст­во жи­ли­ща, на из­го­тов­ле­ние ме­бе­ли, бы­то­вых из­де­лий [со­сна, дуб, орех (в иск-ве Воз­ро­ж­де­ния), ка­рель­ская бе­рё­за (в эпо­ху рус. клас­си­циз­ма и ам­пи­ра), клён (осо­бен­но в эпо­ху мо­дер­на), крас­ное де­ре­во, гру­ша]; мяг­кие сор­та (напр., ли­па) – на из­го­тов­ле­ние по­су­ды, ло­жек. С 17 в. в Ев­ро­пе ста­ли ис­поль­зо­вать­ся при­воз­ные эк­зо­тич. сор­та дре­ве­си­ны.

Та­кие тех­ни­ки об­ра­бот­ки гли­ны, как леп­ка от ру­ки, фор­мов­ка, бы­ли оп­ре­де­ляю­щи­ми в соз­да­нии гли­ня­ных из­де­лий на на­чаль­ных эта­пах. В 3-м тыс. до н. э. по­яв­ля­ет­ся гон­чар­ный круг, по­зво­ляю­щий из­го­тов­лять тон­ко­стен­ную по­су­ду. Ке­ра­ми­ка (обож­жён­ная гли­на) вклю­ча­ет в се­бя тер­ра­ко­ту (про­стую и ла­ки­ро­ван­ную), май­о­ли­ку, по­лу­фа­янс, фа­янс, опак, фар­фор, би­ск­вит, т. н. ка­мен­ную мас­су. Осн. спо­со­бы ук­ра­ше­ния ке­ра­ми­ки – на­ле­пы, ло­ще­ние, по­ли­ров­ка, цвет­ная рос­пись, гра­ви­ров­ка, гла­зу­ро­ва­ние и др.

Тка­ни по­лу­ча­ют ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние с эпо­хи не­оли­та. Вы­даю­щи­ми­ся об­раз­ца­ми Д.-п. и. яв­ля­ют­ся др.-егип. мно­го­цвет­ные льня­ные тка­ни, в тех­ни­ке ба­ти­ко­вой на­бой­ки – копт­ские; шёл­ко­вые тка­ни Ки­тая, инд. мус­ли­ны, ве­не­ци­ан­ская кам­ка.

Шкатулка с изображением распятия и ангелов. Дерево, серебро, эмаль. 1-я четв. 13 в. Лимож (Франция). Эрмитаж (С.-Петербург).

Мас­те­ра Д.-п. и. час­то ис­поль­зо­ва­ли дра­го­цен­ные, по­лу­дра­го­цен­ные и цвет­ные по­де­лоч­ные кам­ни: брил­ли­ан­ты, ру­би­ны, изум­ру­ды, сап­фи­ры, неф­рит, ля­пис-­ла­зурь и сер­до­лик, ма­ла­хит, яш­му и т. д. (к по­де­лоч­ным ма­те­риа­лам от­но­сит­ся так­же ян­тарь). Сре­ди разл. ви­дов об­ра­бот­ки дол­гое вре­мя гос­под­ство­ва­ли ка­бо­шо­ны (ок­руг­лые кам­ни), за­тем поя­ви­лись ог­ра­нён­ные кам­ни. Су­ще­ст­ву­ют ком­плекс­ные тех­ни­ки – т. н. фло­рен­тий­ская мо­заи­ка (изо­бра­же­ния из мра­мо­ра и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней), рус. мо­заи­ка (об­клей­ка ок­руг­лой по­верх­но­сти ваз пла­стин­ка­ми из цвет­ных кам­ней) и др.

Сре­ди ме­тал­лов вы­де­ля­ют дра­го­цен­ные (зо­ло­то, се­реб­ро, пла­ти­на), цвет­ные (медь, оло­во), спла­вы (брон­за, электр, пью­тер), а так­же сталь, чу­гун и алю­ми­ний. На­ря­ду с бла­го­род­ны­ми ме­тал­ла­ми поч­ти во всех древ­ней­ших ци­ви­ли­за­ци­ях об­ра­ба­ты­ва­ли медь, брон­зу, позд­нее же­ле­зо. Зо­ло­то и се­реб­ро из­на­чаль­но бы­ли гл. ме­тал­ла­ми в Д.-п. и., а их не­хват­ка ком­пен­си­ро­ва­лась разл. тех­ни­ка­ми (галь­ва­ни­че­ское се­реб­ре­ние и зо­ло­че­ние; с сер. 19 в. – галь­ва­но­пла­сти­ка). Осн. тех­ни­ки об­ра­бот­ки ме­тал­ла – чернь, зернь, че­кан­ка, кан­фа­ре­ние, ли­тьё ху­до­же­ст­вен­ное, ков­ка ху­до­же­ст­вен­ная, бас­ма (вид юве­лир­ной тех­ни­ки, ими­ти­рую­щий че­кан­ку), тис­не­ние.


Оклад так называемого Евангелия из Лорша. Слоновая кость. 9 в. Ахен. Музей Виктории и Альберта (Лондон).

Осо­бой тех­ни­кой и од­но­вре­мен­но ма­те­риа­лом яв­ля­ет­ся эмаль, древ­ней­шие об­раз­цы ко­то­рой на­хо­дят в Ки­тае. Эмаль, как пра­ви­ло, ис­поль­зо­ва­лась в ка­че­ст­ве со­став­ной час­ти ком­плекс­ных про­из­ве­де­ний Д.-п. и. (напр., тех­ни­ка по­крытия раз­но­цвет­ной про­зрач­ной эма­лью гра­ви­ро­ван­ных на ме­тал­ле изо­бра­же­ний или де­ко­ра­тив­ная рос­пись эма­ле­вы­ми крас­ка­ми).

Стек­ло по сво­им тех­но­ло­гич. па­ра­мет­рам де­лит­ся на про­зрач­ное и не­про­зрач­ное, бес­цвет­ное и цвет­ное, и др. Раз­ли­ча­ют­ся так­же ори­ги­наль­ные фор­мы из гут­но­го, вы­дув­но­го стек­ла («кры­ла­тые» ве­не­ци­ан­ские бо­ка­лы), из гра­нё­но­го англ. хру­ста­ля, из прес­со­ван­но­го (поя­ви­лось в 1820 в США), цвет­но­го мно­го­слой­но­го или мо­лоч­но­го стек­ла, стек­ла фи­ли­гран­но­го, гра­ви­ро­ван­но­го, рез­но­го шли­фо­ван­но­го или с на­цве­том. Сре­ди тех­ник об­ра­бот­ки стек­ла – меж­стек­лян­ное зо­ло­че­ние, рос­пись, мил­ле­фьо­ри, ху­дож. трав­ле­ние, ири­за­ция.

Ро­ди­на ла­ков ху­до­же­ст­вен­ных – Древ­ний Вос­ток. В Ев­ро­пе они из­вест­ны с 16 в.; в 17 в. голл. мас­те­ра ста­ли рас­пи­сы­вать де­рев. шка­тул­ки зо­ло­чё­ным ор­на­мен­том по чёр­но­му фо­ну. Позд­нее про­из-ва рас­пис­ных ла­ков воз­ник­ли во мно­гих стра­нах. Из­де­лия из па­пье-ма­ше, по­кры­тые ла­ком, поя­ви­лись в Ев­ро­пе в 18 в., пи­ка по­пу­ляр­но­сти они дос­тиг­ли в 19 в., осо­бен­но в Анг­лии, Гер­ма­нии и Рос­сии. В 20 в. Рос­сия ста­но­вит­ся гл. цен­тром ла­ко­во­го иск-ва (Фе­до­ски­но, Па­лех, Хо­луй и Мстё­ра).

Ис­поль­зо­ва­ние че­ре­пашь­е­го пан­ци­ря и сло­но­вой кос­ти на­ча­лось с древ­но­сти; за­тем их при­ме­не­ние воз­ро­ди­лось в ев­роп. иск-ве в сред­ние ве­ка и, осо­бен­но, в кон. 18 в. (англ. и франц. та­ба­кер­ки и чай­ни­цы, хол­мо­гор­ская резь­ба по кос­ти). Пер­ла­мутр вхо­дит в мо­ду в 1-й пол. 19 в. для ук­ра­ше­ния из­де­лий из па­пье-ма­ше и ла­ка, от­дел­ки сто­ло­вых при­бо­ров.

Исторический очерк


«Гиппопотам». Фаянс. Ок. 2000 до н. э. Среднее царство (Египет). Художественно-исторический музей (Вена).

Пер­вые ху­до­же­ст­вен­но об­ра­бо­тан­ные пред­ме­ты поя­ви­лись в эпо­ху па­лео­ли­та. В пе­ри­од нео­ли­та ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись ке­ра­мич. из­де­лия. В раз­ных куль­ту­рах соз­да­ют­ся ва­зы с вир­ту­оз­ной гра­фич­но­стью ху­дож. ре­ше­ний, вы­ра­зи­тель­ным са­краль­но-ми­фо­ло­гич. сю­же­том, рас­пис­ная ке­ра­ми­ка с ор­на­мен­таль­ны­ми и др. мо­ти­ва­ми (напр., кит. со­су­ды эпо­хи нео­ли­та, 5–3-е тыс. до н. э.; ке­ра­ми­ка из Суз, 4-е тыс. до н. э.; три­поль­ская ке­ра­ми­ка, кон. 3-го тыс. до н. э.).


Подвеска в виде мужской фигуры. Золото. 14–16 вв. Тайрона (Колумбия). Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

Древ­ней­шие вост. ци­ви­ли­за­ции в раз­ви­тии Д.-п. и. дос­тиг­ли та­ко­го же вы­со­ко­го уров­ня, как и в об­лас­ти ар­хи­тек­ту­ры и скульп­ту­ры (ху­дож. об­ра­бот­ка кам­ня, ме­тал­ла, де­ре­ва, юве­лир­ное иск-во, резь­ба по сло­но­вой кос­ти и т. д.). Юве­ли­ры Древ­не­го Егип­та, Ме­со­по­та­мии вла­де­ли разл. тон­чай­ши­ми тех­ни­ка­ми об­ра­бот­ки бла­го­род­ных ме­тал­лов. Др.-вост. иск-во да­ло не­пре­взой­дён­ные об­раз­цы по­ли­хром­ной гла­зу­ро­ван­ной ке­ра­ми­ки, в Егип­те про­из­во­ди­лись из­де­лия из фа­ян­са (на ос­но­ве крем­незё­ма) – ар­хит. де­та­ли, скульп­ту­ра, оже­ре­лья, ча­ши и куб­ки. Егип­тя­не (на­ря­ду с фи­ни­кий­ца­ми) из­го­тав­ли­ва­ли и пред­ме­ты из стек­ла (ок. 3-го тыс. до н. э.); рас­цвет сте­коль­ных мас­тер­ских, как и др. ре­мё­сел, при­хо­дит­ся на Но­вое цар­ст­во (разл. форм со­су­ды из си­не­го или по­ли­хром­но­го стек­ла и др.). Егип. ме­бель из­го­тов­ля­лась из ме­ст­но­го эбе­но­во­го (чёр­но­го) де­ре­ва и при­воз­ных по­род (кедр, ки­па­рис), ук­ра­ша­лась встав­ка­ми из си­не­го и чёр­но­го фа­ян­са, по­кры­ва­лась лис­то­вым зо­ло­том и ин­кру­сти­ро­ва­лась сло­но­вой ко­стью и рос­пи­сью (не­ко­то­рые её фор­мы впо­след­ст­вии силь­но по­влия­ли на ев­роп. ам­пир). Во мно­гих рай­онах Ки­тая об­на­ру­же­ны тон­ко­стен­ные со­су­ды (ча­ши, ва­зы, кув­ши­ны и куб­ки), от­ли­чаю­щие­ся сти­ли­стич. свое­об­ра­зи­ем, раз­но­об­ра­зи­ем форм и при­чуд­ли­вы­ми зоо­морф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми. В Ин­дии вы­со­ко­раз­ви­тая гор. ци­ви­ли­за­ция брон­зо­во­го ве­ка ос­та­ви­ла вы­ра­зит. пред­ме­ты до­маш­не­го оби­хо­да, рас­пис­ную ке­ра­ми­ку, тка­ни, об­на­ру­жен­ные во вре­мя рас­ко­пок в Мо­хенд­жо-Да­ро и Ха­рап­пе. В Зап. Ира­не, в Лу­ри­ста­не, раз­ви­ва­лась куль­ту­ра, пред­став­лен­ная лу­ри­стан­ски­ми брон­за­ми.


Блюдо со сценой царской охоты. Серебро. 4 в. н. э. Сасанидский Иран. Эрмитаж (С.-Петербург).

Свое­об­ра­зие Д.-п. и. эгей­ско­го ми­ра (см. Эгей­ская куль­ту­ра) ока­за­ло влия­ние на иск-во др. стран (Егип­та эпо­хи Но­во­го цар­ст­ва, Ближ­не­го Вос­то­ка) – юве­лир­ные из­де­лия, че­кан­ные куб­ки и ча­ши, ри­то­ны. Ве­ду­щий вид ху­дож. ре­мес­ла – ке­ра­ми­ка (по­ли­хром­ная со сти­ли­зо­ван­ным узо­ром, рас­тит. мо­ти­ва­ми, с изо­бра­же­ния­ми мор­ских жи­вот­ных и рыб). К чис­лу вы­со­чай­ших дос­ти­же­ний в ис­то­рии Д.-п. и. от­но­сит­ся др.-греч. ке­ра­ми­ка – пре­ж­де все­го крас­но- и чер­но­фи­гур­ные со­су­ды, по­кры­тые ла­ком, где фор­ма ор­га­нич­но свя­за­на с сю­жет­ной рос­пи­сью и ор­на­мен­том, об­ла­да­ет чёт­кой тек­то­ни­кой, бо­гат­ст­вом рит­ма ли­ний и про­пор­ций (см. Ва­зо­пись). Ке­ра­ми­ка и юве­лир­ные из­де­лия греч. ра­бо­ты экс­пор­ти­ро­ва­лись во мно­гие стра­ны ми­ра, бла­го­да­ря че­му осу­ще­ст­в­ля­лась ши­ро­кая экс­пан­сия греч. ху­дож. тра­ди­ций. В Д.-п. и. ко­че­вых пле­мён Азии и Ев­ро­пы, фра­кий­цев, кель­тов, не­ко­то­рых фин­но-угор­ских пле­мён сло­жи­лись раз­ные фор­мы зве­ри­но­го сти­ля; в сер. 1-го тыс. н. э. его свое­об­раз­ная фор­ма воз­ни­ка­ет у гер­ман­цев, тра­ди­ции зве­ри­но­го сти­ля со­хра­ня­лись и в ср.-век. ис­кус­ст­ве.


«Кассоне Нери». Дуб. 1472. Роспись Дзаноби ди Доменико, Якопо дель Селлайо и Бьяджо д’Антонио. Институт Курто (Лондон).

Эт­ру­ски, на­хо­дясь под силь­ным греч. влия­ни­ем, смог­ли соз­дать не ме­нее са­мо­быт­ную куль­ту­ру со сво­ей ке­ра­ми­кой «бук­ке­ро», рас­пис­ной тер­ра­ко­той, юве­лир­ным иск-вом. Их тя­га к ове­ще­ст­в­лён­ной в пред­ме­тах Д.-п. и. де­мон­ст­ра­тив­ной рос­ко­ши пе­ре­да­лась пре­ем­ни­кам – древ­ним рим­ля­нам. Они за­им­ст­во­ва­ли у эт­ру­сков рель­еф­ную ке­ра­ми­ку, де­ко­ри­ро­ва­ние тка­ней, у гре­ков – фор­мы и ор­на­мент. В рим. де­ко­ре мно­го чрез­мер­но­го, ли­шён­но­го греч. вку­са: пыш­ные гир­лян­ды, бу­кра­нии, гри­фо­ны, кры­ла­тые аму­ры. В эпо­ху им­пе­рии во­шли в мо­ду ва­зы из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней (ага­та, сар­до­ник­са, пор­фи­ра). Наи­выс­шим дос­ти­же­ни­ем рим­ско­го Д.-п. и. ста­ли изо­бре­те­ние тех­ни­ки вы­ду­ва­ния стек­ла (1 в. до н. э.), про­из-во про­зрач­но­го, мо­за­ич­но­го, гра­ви­ро­ван­но­го, двух­слой­но­го, ими­ти­рую­ще­го ка­мею, и зо­ло­чё­но­го стек­ла. Сре­ди из­де­лий из ме­тал­ла – се­реб­ря­ные со­су­ды (напр., клад из Хиль­дес­хай­ма), брон­зо­вые све­тиль­ни­ки (най­ден­ные при рас­коп­ках г. Пом­пеи).

Ус­той­чи­вость тра­ди­ций от­ли­ча­ет даль­не­во­сточ­ную и ин­дий­скую куль­ту­ры в це­лом, где и в ср.-век. эпо­ху со­хра­ни­лись ха­рак­тер­ные ви­ды и фор­мы Д.-п. и. (ке­ра­ми­ка и ла­ки в Япо­нии, из­де­лия из де­ре­ва, ме­тал­ла и тек­сти­ля в Ин­дии, ба­тик в Ин­до­не­зии). Для Ки­тая ха­рак­тер­ны ус­той­чи­вые об­ра­зы и тра­ди­ции кам­не­рез­но­го, гон­чар­но­го и юве­лир­но­го де­ла, мно­го­об­ра­зие ма­те­риа­лов: шёлк, бу­ма­га, брон­за, неф­рит, ке­ра­ми­ка (пре­ж­де все­го изо­бре­те­ние фар­фо­ра) и др.

В древ­ней (до­ко­лум­бо­вой) Аме­ри­ке су­ще­ст­во­ва­ло неск. ци­ви­ли­за­ций (оль­ме­ки, то­то­на­ки, майя, ац­те­ки, са­по­те­ки, ин­ки, чи­му, мо­чи­ка и др.), имевших вы­со­кую ма­те­ри­аль­ную куль­ту­ру. Осн. ре­мёс­ла­ми бы­ли гон­чар­ст­во, ху­дож. об­ра­бот­ка кам­ня, в т. ч. и по­лу­дра­го­цен­ных по­род, с при­ме­не­ни­ем ори­ги­наль­ной тех­ни­ки мо­заи­ки из би­рю­зы по дре­ве­си­не, тек­стиль, юве­лир­ное иск-во. Ке­ра­ми­ка от­но­сит­ся к луч­шим дос­ти­же­ни­ям др.-амер. иск-ва, в от­ли­чие от дру­гих не знав­ше­го гон­чар­но­го кру­га (по­гре­баль­ные ур­ны са­по­те­ков, толь­тек­ские ва­зы, миш­тек­ские по­ли­хром­ные ва­зы, со­су­ды с гра­ви­ро­ван­ным ор­на­мен­том майя и др.).

Ха­рак­тер­ная осо­бен­ность ср.-век. иск-ва стран Ближ­не­го Вос­то­ка, Сев. Аф­ри­ки (Маг­риб) и рай­онов Ев­ро­пы, за­се­лён­ных ара­ба­ми, – тя­га к кра­соч­но­сти, к са­мо­цен­но­му де­ко­ру, гео­мет­рич. ор­на­мен­ту (с рас­тит. мо­ти­ва­ми, сти­ли­зо­ван­ны­ми до аб­ст­рак­ции, см. Ара­бе­ска); в Д.-п. и. Ира­на со­хра­ня­лась и изо­бра­зит. тра­ди­ция. Гл. ви­да­ми Д.-п. и. му­сульм. стран бы­ли ке­ра­ми­ка, тка­че­ст­во, про­из-во ору­жия и пред­ме­тов рос­ко­ши. Ке­ра­ми­ка (пре­им. ор­на­мен­таль­ная, по­кры­тая люс­т­ром или по­ли­хром­ной рос­пи­сью по бе­ло­му и цвет­но­му фо­ну) про­из­во­ди­лась в Ира­ке (Са­мар­ра), Ира­не (Су­зы, Рэй), ср.-век. Егип­те (Фус­тат), Си­рии (Рак­ка), Ср. Азии (Са­мар­канд, Бу­ха­ра). Ис­па­но-мав­ри­тан­ская ке­ра­ми­ка (фа­ян­сы Ва­лен­сии) име­ла боль­шое влия­ние на ев­роп. Д.-п. и. 15–16 вв. Си­не-бе­лый кит. фар­фор ока­зал воз­дей­ст­вие на ке­ра­ми­ку Зо­ло­той Ор­ды, Ира­на и др. В 16 в. рас­цве­та­ет тур. по­ли­хром­ный фа­янс из Из­ни­ка. Му­сульм. куль­ту­ра ос­та­ви­ла так­же мно­го об­раз­цов ху­дож. стек­ла, ме­тал­ла (де­ко­ри­ро­ван­ных гра­ви­ров­кой, че­кан­кой, эма­лью), ору­жия. Ис­лам­ский мир тра­ди­ци­он­но поль­зо­вал­ся в боль­шей сте­пе­ни ков­ра­ми, не­же­ли ме­бе­лью; их про­из­во­ди­ли во мно­гих стра­нах (на Кав­ка­зе, в Ин­дии, Егип­те, Тур­ции, Ма­рок­ко, Ис­па­нии, Ср. Азии); ве­ду­щее ме­сто в ков­ро­де­лии при­над­ле­жит Ира­ну. В Егип­те про­из­во­ди­ли мно­го­цвет­ные шер­стя­ные шпа­лер­ные тка­ни, тка­ни из льна, на­бой­ку; в Си­рии, в Ис­па­нии во вре­ме­на Кор­дов­ско­го ха­ли­фа­та и араб. мас­те­ра на Си­ци­лии – шёлк, пар­чу; в Тур­ции (в Бур­се) – бар­хат; в Ира­не (в Ба­гда­де) – шёл­ко­вые дра­пи­ров­ки; в Да­ма­ске – т. н. да­мас­ские тка­ни.

Ви­зан­тия ста­ла на­след­ни­цей мн. ху­дож. ре­мё­сел ан­тич­но­сти: стек­ло­де­лия, иск-ва мо­заи­ки, резь­бы по кос­ти и пр., а так­же вир­ту­оз­но ос­вои­ла но­вые – тех­ни­ку пе­ре­го­род­ча­той эма­ли и др. Здесь боль­шое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли куль­то­вые пред­ме­ты и (под влия­ни­ем вост. куль­тур) пред­ме­ты рос­ко­ши; со­от­вет­ст­вен­но стиль ви­зант. Д.-п. и. был ра­фи­ни­ро­ван­ный, де­ко­ра­тив­ный и пыш­ный од­но­вре­мен­но. Влия­ние этой куль­ту­ры рас­про­стра­ня­лось на го­су­дар­ст­ва Ев­ро­пы (в т. ч. Древ­няя Русь), так­же За­кав­ка­зья и Ближ­не­го Вос­то­ка (в Рос­сии ре­ми­нис­цен­ции это­го влия­ния со­хра­ня­лись вплоть до рус­ско-ви­зан­тий­ско­го сти­ля 19 в.).

В Ев­ро­пе но­вые фор­мы Д.-п. и. сло­жи­лись в эпо­ху «Ка­ро­линг­ско­го воз­ро­ж­де­ния» под влия­ни­ем Ви­зан­тии и стран араб. ми­ра. В куль­ту­ре ро­ман­ской эпо­хи боль­шую роль иг­ра­ют мо­на­сты­ри и гор. це­хо­вые кор­по­ра­ции: прак­ти­ко­ва­лись резь­ба по кам­ню и де­ре­ву, из­го­тов­ле­ние из­де­лий из ме­тал­ла, ко­ва­ных две­рей и до­маш­ней ут­ва­ри. В Ита­лии, где про­дол­жа­ли со­хра­нять­ся тра­ди­ции позд­ней ан­тич­но­сти, раз­ви­ва­лись резь­ба по кос­ти и кам­ню, иск-во мо­заи­ки и глип­ти­ки, юве­лир­ное иск-во; во всех этих об­лас­тях мас­те­ра до­би­лись вы­со­чай­ше­го со­вер­шен­ст­ва. Го­ти­ка унас­ле­до­ва­ла мн. ха­рак­тер­ные для той эпо­хи ре­мёс­ла; осо­бен­но­сти го­тич. сти­ля яр­ко про­яви­лись в из­де­ли­ях из сло­но­вой кос­ти и се­реб­ра, в эма­лях, шпа­ле­рах и ме­бели [в т. ч. сва­деб­ные сун­ду­ки (в Ита­лии – кас­со­не, ук­ра­шен­ные резь­бой и рос­пи­сью)].


Прялка. Дерево, роспись. 18 в. Борок (Северная Двина). Смоленский исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник.

В Древ­ней Ру­си осо­бые дос­ти­же­ния при­над­ле­жа­ли юве­лир­но­му иск-ву, резь­бе по де­ре­ву и кам­ню. Ха­рак­тер­ны­ми ти­па­ми рус. ме­бе­ли бы­ли лар­цы, сто­лы-те­ре­ма, шка­фы-кио­ты, сун­ду­ки, сто­лы. Ав­то­ра­ми жи­во­пис­ных ком­по­зи­ций в ви­де «трав­но­го узо­ра» бы­ли ико­но­пис­цы-«зна­мен­щи­ки», они так­же рас­пи­сы­ва­ли сун­ду­ки, сто­лы, дос­ки под пря­нич­ные ков­риж­ки, шах­ма­ты, зо­ло­чё­ные ко­лы­ма­ги и т. п.; де­ко­ра­тив­ная «резь» 17 в. по­лу­чи­ла на­зва­ние «фряж­ских трав». Ут­варь, по­су­да, из­раз­цы, пред­ме­ты куль­та про­из­во­ди­лись в мас­терских Кие­ва, Нов­го­ро­да, Ря­за­ни, Мо­ск­вы (Пат­ри­ар­шие мас­тер­ские, Се­реб­ря­ная па­ла­та, со 2-й пол. 17 в. – Ору­жей­ная па­ла­та Мо­с­ков­ско­го Крем­ля), Яро­слав­ля, Ко­ст­ро­мы, так­же в Ки­рил­ло-­Бе­ло­зер­ском, Спа­со-При­луц­ком, Сер­гие­во-­По­сад­ском мо­на­сты­рях. Со 2-й пол. 17 в. в рус. Д.-п. и. на­чи­на­ет­ся бур­ное раз­ви­тие нар. про­мы­слов (из­раз­цо­вое про­из-во, резь­ба и рос­пись по де­ре­ву, пле­те­ние кру­жев и тка­че­ст­во, се­реб­ря­ное де­ло и гон­чар­ст­во).


Аптечная банка «альборелло». Ок. 1550. Итальянская майолика (Венеция).

В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ху­дож. ре­мес­ло при­об­ре­та­ет прин­ци­пи­аль­но ав­тор­ский и пре­им. свет­ский ха­рак­тер. По­яв­ля­ют­ся но­вые ви­ды Д.-п. и., воз­ро­ж­да­ют­ся за­бы­тые с ан­тич­но­го вре­ме­ни жан­ры и тех­ни­ки. Наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния про­ис­хо­дят в про­из-ве ме­бе­ли (шка­фы с от­кид­ной пе­ред­ней дос­кой, сун­дук-ска­мья со спин­кой и под­ло­кот­ни­ка­ми и др.); в де­ко­ре ис­поль­зу­ют­ся клас­сич. ор­дер и ха­рак­тер­ный ор­на­мент – гро­те­ски. Дос­ти­га­ют рас­цве­та шёл­ко­вое тка­че­ст­во Ге­нуи, Фло­рен­ции и Ми­ла­на, ве­не­ци­ан­ское стек­ло, итал. май­о­ли­ка, глип­ти­ка, юве­лир­ное иск-во (Б. Чел­ли­ни), ху­дож. об­ра­бот­ка ме­тал­ла [«доль­ча­тый стиль» в голл. и нем. се­реб­ре (се­мья Ям­ни­це­ров)], эма­ли, стек­ло и франц. ке­ра­ми­ка (про­из-во Сен-Пор­шер; мас­тер Б. Па­лис­си).

Б. Челлини. Солонка Франциска I. Золото, эмаль, драгоценные камни. 1540–43. Художественно-исторический музей (Вена).

Д.-п. и. эпо­хи ба­рок­ко при­су­щи осо­бая пыш­ность и ди­на­ми­ка ком­по­зи­ций, ор­га­нич­ная связь ме­ж­ду со­бой всех эле­мен­тов и де­та­лей (по­су­ды и ме­бе­ли), пред­поч­те­ние отдаётся объ­ём­ным, круп­ным фор­мам. В про­из-ве ме­бе­ли (шка­фы, ка­би­не­ты, ко­мо­ды, шка­фы-бу­фе­ты и т. п.) ис­поль­зо­ва­лись по­ли­ро­ван­ное де­ре­во, зо­ло­чё­ная брон­зо­вая фур­ни­ту­ра и фло­рен­тий­ская мо­заи­ка, ин­кру­ста­ция (на­клад­ная брон­за, мар­кет­ри с исполь­зо­ва­ни­ем эбе­но­во­го де­ре­ва, ме­тал­ла, пер­ла­мут­ра, че­ре­па­хо­во­го пан­ци­ря и др. – в из­де­ли­ях мас­тер­ской А. Ш. Буля). Шпа­лер­ные ма­ну­фак­ту­ры Ев­ро­пы на­хо­ди­лись под влия­ни­ем флам. ков­ро­во­го иск-ва (брюс­сель­ских ма­ну­фак­тур); Ге­нуя и Ве­не­ция сла­ви­лись шер­стя­ны­ми тка­ня­ми и на­бив­ным бар­ха­том. Делфт­ский фа­янс воз­ник в под­ра­жа­ние ки­тай­ско­му. Во Фран­ции раз­ви­ва­ют­ся произ-во мяг­ко­го фар­фо­ра, фа­ян­са (Ру­ан, Му­стье) и ке­ра­ми­ки (Не­вер), тек­сти­ля (ма­ну­фак­ту­ры в Лио­не), из­го­тов­ле­ние зер­кал, го­бе­ле­нов.


Часы каминные «Вакханка и Купидон». Бронза золочёная. 1790-е гг. Мастерская Л. Ж. Лагесса (Франция). Музей-заповедник «Павловск».

В эпо­ху ро­ко­ко (18 в.) в фор­мах и ук­ра­ше­ни­ях пред­ме­тов пре­об­ла­да­ют хруп­кие и изо­щрён­но-асим­мет­рич­ные ли­нии. В Анг­лии про­из­во­дят се­реб­ря­ную по­су­ду (П. Ла­ме­ри), кан­де­ляб­ры и пр. В Гер­ма­нии сре­ди из­де­лий из ме­тал­ла встре­ча­ют­ся пыш­ные ро­кай­ль­ные фор­мы (И. М. Динг­лин­гер). Воз­ни­ка­ют но­вые фор­мы ме­бе­ли – бю­ро (стол-бю­ро, бю­ро-плат и бю­ро-ци­линдр), разл. ти­пы сто­лов, мяг­кое, оби­тое тка­нью крес­ло-бер­жер с замк­ну­той спин­кой, трю­мо из 2 час­тей; для де­ко­ра ис­поль­зу­ют­ся жи­во­пис­ные па­не­ли, мар­кет­ри, ин­кру­ста­ция. По­яв­ля­ют­ся но­вые ви­ды тка­ней (му­ар и си­нель). В Анг­лии Т. Чип­пен­дейл из­го­тав­ли­вал ме­бель в сти­ле ро­ко­ко (сту­лья, сто­лы и книж­ные шка­фы), ис­поль­зуя мо­ти­вы го­ти­ки и ши­ну­аз­ри. В нач. 18 в. в Май­се­не (Сак­со­ния) бы­ла от­кры­та пер­вая ев­роп. ма­ну­фак­ту­ра по про­из-ву фар­фо­ра (скульп­тор И. Кенд­лер). Стиль ши­ну­аз­ри про­ни­ка­ет и в ев­роп. фар­фор (Май­сен, Шан­тийи, Чел­си, Дер­би и др.), и в рос­сий­ский (Имп. фар­фо­ро­вый за­вод близ С.-Пе­тер­бур­га), а так­же в тек­стиль­ные из­де­лия, стек­ло и ме­бель (франц. ла­ки бр. Мар­тен). В 1670-х гг. в Анг­лии по­яви­лось но­вое по со­ста­ву свин­цо­вое стек­ло (т. н. англ. хру­сталь); тех­ни­ка его про­из-ва ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась в Че­хии, Гер­ма­нии, Фран­ции.


Дж. Уэджвуд. Ваза «Игры амуров в жмурки». По рисунку Дж. Флаксмана. Каменная масса. 1782. Музей в усадьбе Кусково (Москва).

На Д.-п. и. эпо­хи клас­си­циз­ма 2-й пол. 18 в., позд­нее и ам­пи­ра по­влия­ли ар­хео­ло­гич. рас­коп­ки в го­ро­дах Гер­ку­ла­нум и Пом­пеи (см. Пом­пе­ян­ский стиль). Соз­дан­ный бр. Адам (Анг­лия) стиль, ут­вер­ждав­ший един­ст­во внеш­не­го де­ко­ра и от­дел­ки ин­терь­е­ра, вдох­нул но­вую жизнь в Д.-п. и., в ча­ст­но­сти в ме­бель (ра­бо­ты Дж. Хе­п­лу­ай­та, Т. Ше­ра­то­на, Т. Хо­упа, бр. Жа­коб, Ж. А. Ри­зи­не­ра), пла­стич. ук­ра­ше­ния (франц. по­зо­ло­чен­ная брон­за П. Ф. То­ми­ра), ху­дож. се­реб­ро (куб­ки и по­су­да П. Стор­ра), ков­ры и тка­ни, юве­лир­ное иск-во. Про­сто­та и яс­ность от­ли­ча­ют стек­лян­ные гра­фи­ны Корк­ской сте­коль­ной ком­па­нии, ва­зы бак­ка­ра, хру­сталь­ные люс­т­ры-кас­ка­ды. В фар­фо­ре к кон. 18 в. Май­сен ус­ту­па­ет ста­тус гл. ев­роп. про­из­во­ди­те­ля фар­фо­ра франц. севр­ско­му фар­фо­ру; вы­даю­щие­ся об­раз­цы на­чи­на­ют соз­да­вать­ся на за­во­дах Ве­ны, С.-Пе­тер­бур­га и Бер­ли­на. В Анг­лии воз­ни­ка­ет фаб­ри­ка Дж. Уэд­жву­да «Эт­ру­рия», вы­пус­каю­щая ке­ра­ми­ку в под­ра­жа­ние ан­тич­ным ка­ме­ям и ва­зам. В Рос­сии со­з­да­ни­ем про­из­ве­де­ний Д.-п. и. за­ни­ма­лись мн. круп­ней­шие ар­хи­тек­то­ры (А. Н. Во­ро­ни­хин и К. И. Рос­си про­ек­ти­ро­ва­ли ме­бель и ва­зы, М. Ф. Ка­за­ков и Н. А. Львов – люс­т­ры).

Люстра. Бронза золочёная, хрусталь, голубое стекло. 1790-е гг. Мастерская И. Цеха (С.-Петербург). Музей-заповедник «Павловск».

В эпо­ху би­дер­май­е­ра про­из­ве­де­ния Д.-п. и. от­ра­жа­ли стрем­ле­ние к ком­форт­ной жиз­ни, что при­ве­ло к по­яв­ле­нию удоб­ной про­стой ме­бе­ли ок­руг­лых бе­зы­скус­ных форм из ме­ст­ных сор­тов дре­ве­си­ны (оре­ха, виш­ни, бе­рё­зы), эле­гант­ных стек­лян­ных гра­нё­ных кув­ши­нов и ста­ка­нов с изящ­ной рос­пи­сью (ра­бо­ты А. Кот­гас­се­ра и др.). Пе­ри­од эк­лек­тиз­ма (сер. 19 в.) про­явил­ся в сти­ли­стич. раз­но­об­ра­зии ис­поль­зуе­мых ис­то­рич. сти­лей, так­же в уни­фи­ка­ции под­хо­дов и ху­дож. приё­мов. Ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния нео­ро­ко­ко был де­кор иск-ва 18 в.; в Рос­сии он про­явил­ся в фар­фо­ро­вых из­де­ли­ях за­во­да А. Г. По­по­ва с его по­ли­хром­ной цве­точ­ной рос­пи­сью на цвет­ном фо­не. Воз­ро­ж­де­ние го­ти­ки (нео­го­ти­ка) бы­ло обу­слов­ле­но стрем­ле­ни­ем ху­дож­ни­ков прив­не­сти в Д.-п. и. ро­ман­ти­че­ски-воз­вы­шен­ный стиль и лишь опо­сре­до­ван­но вос­про­из­во­ди­ло под­лин­но го­тич. мо­ти­вы; за­им­ст­во­ва­лись, ско­рее, эле­мен­ты ор­на­мен­та, не­же­ли фор­мы го­тич. иск-ва (бо­гем­ское стек­ло Д. Би­ма­на, ра­бо­ты в фар­фо­ре и стек­ле для двор­ца Ни­ко­лая I «Кот­тедж» в Пе­тер­го­фе). Вик­то­ри­ан­ский стиль в Анг­лии на­шёл от­ра­же­ние в соз­да­нии тя­же­ло­вес­ной ме­бе­ли и ши­ро­ком рас­про­стра­не­нии её «ма­лых форм» (эта­жер­ки, дер­жа­те­ли для зон­тов, игор­ные сто­ли­ки и т. п.). Вновь стал по­пу­ля­рен не­гла­зу­ро­ван­ный фар­фор, ими­ти­рую­щий мра­мор. В стек­ле (пре­ж­де все­го в бо­гем­ском) поя­ви­лись но­вые ви­ды и тех­ни­ки – мно­го­слой­ное цвет­ное стек­ло «флэш», ка­мей­ное не­про­зрач­ное и чёр­ное (хиа­ли­то­вое) стек­ло, ими­ти­рую­щий дра­го­цен­ные кам­ни ли­тиа­лил. С сер. 1840-х гг. во Фран­ции на сте­коль­ных фаб­ри­ках Бак­ка­ра, Сен-Луи и Кли­ши, а позд­нее в Анг­лии, Бо­ге­мии и США по­яви­лось но­вое на­прав­ле­ние (соз­да­ние мил­лефь­о­ро­вых пресс-па­пье и др.). Сплав эле­мен­тов разл. сти­лей оп­ре­де­лял раз­ви­тие ме­бе­ли и по­яв­ле­ние но­вых про­мышленных тех­но­ло­гий и ма­те­риа­лов: фор­мы из кле­ё­ной и гну­той дре­ве­си­ны (М. То­нет), па­пье-ма­ше, рез­но­го де­ре­ва и чу­гу­на.


Кабинет. Дерево, роспись, позолота. 1858. Мастер У. Бёрджесс (Лондон). Музей Виктории и Альберта (Лондон).

Про­тест про­тив эк­лек­тиз­ма, ини­ции­ро­ван­ный в Ве­ли­ко­бри­та­нии об-вом «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла», спо­соб­ст­во­вал фор­ми­ро­ва­нию в кон. 19 в. сти­ля мо­дерн; он раз­мыл гра­ни­цы ме­ж­ду де­ко­ра­тив­ным, при­клад­ным и изо­бра­зит. иск-вом и при­нял во мно­гих стра­нах разл. фор­мы. Де­кор мо­дер­на ча­ще все­го упо­доб­лен ор­на­мен­таль­ным мо­ти­вам при­род­ных форм; ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись изо­гну­тые ли­нии, вол­но­об­раз­ные кон­ту­ры, асим­мет­рич­ные кон­ст­рук­ции (ме­бель В. Ор­та, Л. Ма­жо­ре­ля, Э. Ги­ма­ра, ху­дож. мно­го­слой­ное цвет­ное стек­ло с фло­раль­ны­ми и пей­заж­ны­ми мо­ти­ва­ми Э. Гал­ле, О. Дау­ма, Л. Тиф­фа­ни, юве­лир­ные ук­ра­ше­ния Р. Ла­ли­ка). Ху­дож­ни­ки вен­ско­го Се­цес­сио­на, как и шот­лан­дец Ч. Р. Ма­кин­тош, на­про­тив, ис­поль­зо­ва­ли сим­мет­рию и сдер­жан­ные пря­мо­ли­ней­ные фор­мы. Ра­бо­ты Й. Хоф­ма­на, вы­пол­нен­ные час­то совм. с Г. Клим­том (ме­бель, стек­ло, ме­талл, юве­лир­ные из­де­лия), от­ли­ча­ют эле­гант­ность и утон­чён­ность. В ев­роп. про­из-ве фар­фо­ра ли­ди­рую­щее ме­сто за­ня­ли про­из­ве­де­ния с под­гла­зур­ной рос­пи­сью Ко­пен­га­ген­ской ко­ро­лев­ской ма­ну­фак­ту­ры. В рус. мо­дер­не, в его на­цио­наль­но-ро­ман­тич. вет­ви про­явил­ся не­орус­ский стиль – осо­бен­но в дея­тель­но­сти Аб­рам­цев­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го круж­ка (про­из­ве­де­ния В. М. Вас­не­цо­ва, М. А. Вру­бе­ля, Е. Д. По­ле­но­вой), Та­лаш­кин­ской мас­тер­ской кн. М. К. Те­ни­ше­вой, мас­тер­ских Стро­га­нов­ско­го уч-ща.


Л. Тиффани. Абажур лампы «Лилии в пруду». Стекло. 1900–10.

Но­вей­шая ис­то­рия Д.-п. и. на­чи­на­ет­ся не толь­ко с воз­ро­ж­де­ния руч­но­го твор­че­ст­ва (У. Мор­рис и др.), но и с по­яв­ле­ния на ру­бе­же 19–20 вв. по всей Ев­ро­пе и в США но­во­го ви­да творч. дея­тель­но­сти – ди­зай­на и даль­ней­ше­го его ак­тив­но­го раз­ви­тия в 1920-е гг. (Бау­ха­уз, Вху­те­мас). Ди­зайн ар де­ко стал ос­но­вой поч­ти всех до­маш­них ин­терь­е­ров, куль­ти­ви­ро­вав­ших сдер­жан­ную рос­кошь и ком­форт (гео­мет­рич. фор­мы, сти­ли­зо­ван­ный и уп­ро­щён­ный ор­на­мент, эк­зо­ти­че­ски фа­не­ро­ван­ная ме­бель пря­мо­ли­ней­ных форм, функ­цио­наль­ная сто­ло­вая по­су­да и цве­точ­ные ва­зы).


В. В. Кандинский. Чашка с блюдцем. Ок. 1923. Фарфоровый завод (Петроград).

Рус. иск-во по­сле 1917 раз­ви­ва­лось на но­вой идео­ло­гич. и эс­те­тич. ос­но­ве. Ху­дож­ни­ки пы­та­лись сред­ст­ва­ми иск-ва пе­ре­дать дух эпо­хи (т. н. аги­та­ци­он­ный фар­фор), соз­дать ком­плекс­ную ра­цио­наль­ную сре­ду для ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния. С кон. 1950-х гг. в сов. Д.-п. и. на­ря­ду с ак­тив­ным раз­ви­ти­ем ху­дож. пром-сти (фар­фо­ро­вые за­во­ды Ле­нин­гра­да, Вер­би­лок, Ду­лёв­ский фар­фо­ро­вый за­вод, Ко­на­ков­ский фа­ян­со­вый за­вод, Ле­нингр. сте­коль­ный за­вод, Гу­сев­ский хру­сталь­ный за­вод и др.) и нар. про­мы­слов (гжель­ская ке­ра­ми­ка, жос­тов­ская рос­пись, ско­пин­ская ке­ра­ми­ка, дым­ков­ская иг­руш­ка и др.; см. Про­мыс­лы ху­до­же­ст­вен­ные) вы­со­ко­го уров­ня до­стиг­ло и ав­тор­ское иск-во.


«Кузнецы». Богородская игрушка (мастер А. И. Барашков). Дерево, резьба, роспись. 1920-е гг. Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Раз­ви­тие Д.-п. и. в 20 в. обу­слов­ле­но со­су­ще­ст­во­ва­ни­ем и взаи­мо­про­ник­но­ве­ни­ем тра­ди­ци­он­но­го и аван­гард­но­го на­чал. Боль­шое зна­че­ние при­об­ре­ли тон­кие вы­ра­зит. воз­мож­но­сти но­вых ма­те­риа­лов, ими­та­ци­он­ность и творч. ци­ти­ро­ва­ние. В эпо­ху по­стмо­дер­низ­ма воз­ни­ка­ет осо­бое от­но­ше­ние к де­ко­ра­тив­но­му ар­те­фак­ту как ав­то­ном­ной сущ­но­сти, ко­то­рая де­мон­ст­ра­тив­но «не за­ин­те­ре­со­ва­на» слу­жить че­ло­ве­ку, от­чу­ж­де­на от не­го. В ито­ге это при­ве­ло к «кри­зи­су са­мо­иден­ти­фи­ка­ции» Д.-п. и., вы­зван­но­му воз­ник­но­ве­ни­ем кон­ку­рен­ции со сто­ро­ны смеж­ных ви­дов иск-ва (пре­ж­де все­го – ди­зай­на). Од­на­ко дан­ный кри­зис па­ра­док­саль­ным об­ра­зом от­кры­ва­ет но­вые пер­спек­ти­вы пе­ред Д.-п. и. в пла­не рас­ши­ре­ния и пе­ре­смот­ра соб­ст­вен­ной об­раз­ной спе­ци­фи­ки, ос­вое­ния но­вых жан­ров и ма­те­риа­лов (ке­ра­мо­пла­сти­ки, стек­ло­пла­сти­ки, тек­стиль­ной пла­сти­ки, ми­ни-го­бе­ле­нов, мо­заи­ки в де­рев. ра­мах и т. п.).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать декларацию 3 ндфл
  • Как правильно написать действующего или действующей на основании устава
  • Как правильно написать дезинфицирующие средства
  • Как правильно написать дезинфицирующие салфетки
  • Как правильно написать дезинфицирующее средство