Как правильно написать диакон или дьякон

Как правильно пишется слово «дьякон»

дья́кон

дья́кон, -а и диа́кон, -а

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: медиальный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «дьякон»

Синонимы к слову «дьякон»

Предложения со словом «дьякон»

  • Я знаю одного отца дьякона, который живёт с женой и пятью детьми в однокомнатной квартире.
  • Сегодня ей поручена была крахмальная рубашка молодого дьякона собора. Со вздохом умиления отправляла вдова этот плод своего труда и особых стараний.
  • – Ты?.. – так же рассеянно спросил дьякон, внимательно расправляя прядь волос. – О чём же?
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «дьякон»

  • Между тем церковнослужители облачились, и священник с дьяконом вышли к аналою, стоявшему в притворе церкви. Священник обратился к Левину, что-то сказав. Левин не расслушал того, что сказал священник.
  • И сразу — копошение серебра в ладони, переливание серебра из руки в руку, из руки в бумажку: столько-то батюшке, столько-то дьякону, столько-то дьячку, столько-то просвирне…
  • Тут обедня служилась соборне двумя священниками и дьяконом.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Каким бывает «дьякон»

Значение слова «дьякон»

  • ДЬЯ́КОН и ДИА́КОН, -а, м. Священнослужитель, имеющий первую степень священства (низшую, чем священник), помощник священника при совершении церковной службы. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ДЬЯКОН

Отправить комментарий

Дополнительно

Дьякон и Диакон

Дьякон и Диакон
Дьякон и Диакон
устар. м. 1. Служитель культа, имеющий первую, низшую степень священства; помощник священника при совершении церковной службы (в православной церкви)

Толковый словарь Ефремовой.

2000.

.

Смотреть что такое «Дьякон и Диакон» в других словарях:

  • ДЬЯКОН — см. диакон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЬЯКОН, ДИАКОН [гр. diakonos служитель] в православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ДИАКОН — ДЬЯКОН, ДИАКОН [гр. diakonos служитель] в православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ДИАКОН (греч. diakonos служитель). В православной церкви… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • дьякон — См …   Словарь синонимов

  • диакон — дьякон Словарь русских синонимов. диакон сущ., кол во синонимов: 1 • дьякон (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ДИАКОН — [дьякон; греч. διάκονος], одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера. Происхождение служения Д. Архидиак. Андрей Мазур совершает каждение во время патриаршегобогослужения в храме… …   Православная энциклопедия

  • дьякон — и устарелое диакон (сохраняется в церковной речи); мн. дьякона и дьяконы, род. дьяконов и дьяконов …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ДИАКОН — ДИАКОН, диакона, муж. см. дьякон. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • диакон — диакон. см.: дьякон …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Диакон — Диаконы Русской православной церкви возжигают кадила Не следует путать с Дьяк. Диакон (лит. форма; разг. дьякон; др. греч …   Википедия

  • Дьякон — Диаконы Русской православной церкви возжигают кадила Диакон (лит. форма; разг. дьякон; др. греч. διάκονος  служитель)  лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Еще до разрушения Второго Храма в Иерусалиме при… …   Википедия

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. дья́кон дья́коны
Р. дья́кона дья́конов
Д. дья́кону дья́конам
В. дья́кона дья́конов
Тв. дья́коном дья́конами
Пр. дья́коне дья́конах

дья́кон

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Встречается также устаревший вариант склонения по схеме 1c①: мн. ч. дьякона́, дьяконо́в и т. д.

Встречается также устаревший вариант написания и произношения: диакон.

Корень: -дьякон- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ˈdʲjakən], мн. ч. [ˈdʲjakənɨ]

Семантические свойства

Значение

  1. церк. в православии и католицизме — священнослужитель, имеющий первую, низшую степень священства ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. церк. в ряде протестантских церквей — член религиозной общины, прошедший тот или иной обряд посвящения и занимающийся вопросами хозяйственной деятельности, миссионерства, благотворительности ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. диакон

Антонимы

Гиперонимы

  1. священнослужитель, частично: священник

Гипонимы

  1. иеродиакон

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: диакон, дьяконица, диаконисса, диаконство, иеродьякон, иеродиакон
  • прилагательные: диаконский

Этимология

Происходит от др.-греч. διάκονος «служитель, гонец», от διακονέω «служить», далее из διά «через; раздельно» + κονέω «поднимать пыль, перен. спешить, торопиться», от κονία «пыль, песок». Русск. диакон — из др.-русск. дьѩконъ, из ст.-слав. диѩконъ; ср. дьяк, укр. дякон. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов
  • Английскийen: deacon
  • Испанскийes: diácono м.
  • Итальянскийit: diacono м.
  • Латинскийla: diaconus м.
  • Немецкийde: Diakon м.
  • Украинскийuk: диякон м.
  • Французскийfr: diacre м.

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Распечатать

Как правильно?

«Свято-» в названиях храмов и монастырей

Присоединение через знак дефиса к основным традиционным наименованиям монастырей и церквей слова «Свято-» не рекомендуется.

В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода является название – Свято-Троицкая Сергиева лавра (наряду с Троице-Сергиевой лаврой). Хотя это название вошло в употребление только в XX столетии, в данном случае оно оправдано, поскольку происходит от устойчивого термина Святая Троица.

Слово «Свято-» в названии храма или обители оправдано и в том случае, когда они освящены в честь Святого Духа.

Во всех остальных случаях присоединение слова «Свято-» к названию монастыря или храма излишне (см. подробнее: Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М., 2007. С. 99–100).


Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

АллилуЙя или аллилуИя?

По рекомендации орфографических словарей, правильное написание – аллилуйя.

Боговдохновенная или Богодухновенная

Верны оба варианта (например, Боговдохновенная Книга (Библия)), но вариант Богодухновенная (Книга), по мнению специалистов Издательства Московской Патриархии, предпочтительнее.

БожИя или БожЬя?

С точки зрения русского языка, правильно и так и так. Разница между прилагательными «божия» и «божья» только в стилистической принадлежности и сфере употребления.

Слово «Божия» относится к высокому книжному стилю и употребляется преимущественно в церковных текстах и словосочетаниях:

Божия Матерь

Божия благодать

Божия помощь верующим

Слово «божья» относится к общелитературной лексике, характеризует предметы и явления более приземленные, чаще встречается в устойчивых сочетаниях:

божья тварь

божья коровка

птичка божья

То же различие справедливо для некоторых других форм прилагательного Божий:

муж. р., род. п.: Божьего и Божия,

муж. р., дат. п.: Божьему и Божию,

ср. р.: Божье и Божие,

мн. ч. Божьи и Божии

ДЬякон или дИакон?

Оба варианта верны. В церковных текстах традиционно используется более древнее написание: диакон, иеродиакон, протодиакон, в светских – написание через «ь».

Диа́кон – низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы.

ИгуменЬя или игуменИя?

Существует традиция написания одного из наименований Матери Божией – Небесная Игумения – с прописной оба слова, при этом в слове Игумения сохранять окончание -ия.

В случае употребления этого слова по отношению к настоятельнице монастыря слово пишется со строчной буквы с окончанием -ья: игуменья.


Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

Книга пророка ИсаИи или книга пророка ИсаЙи?

Согласно рекомендациям Издательства Московской Патриархии, правильно писать Книга пророка Исаии.

НаперСный или наперСТный крест?

Правильно наперсный, от церковнославянского слова перси – грудь, т. е. нагрудный крест.

Основные принципы церковной орфографии

Написание строчных и прописных букв в изданиях церковной тематики на русском языке, а также в церковнославянских богослужебных текстах, издаваемых в русской транслитерации, – проблема не новая. До недавнего времени почти в каждом православном издательстве имелись словарики для внутреннего употребления, однако, как нетрудно догадаться, в разных словариках были реализованы разные принципы решения указанной проблемы.

Каждый издатель подходил к этому вопросу, в лучшем случае опираясь на орфографические и синтаксические правила русского языка, используя пособия для корректоров и редакторов. Но, учитывая специфику издаваемых текстов, литературные работники вносили поправки и дополнения, которые порой не соответствовали общепринятым нормам русского языка. В советский период церковная лексика, как правило, почти не попадала в словари и тем более не упоминалась в пособиях по редактированию и стилистике. Поэтому редакторы на свой страх и риск обращались за образцом к изданиям, выпущенным до революции в России или за рубежом в XX веке. Но во всех этих книгах также не было единых правил для издания подобных текстов.

Важный шаг в этом направлении – настоящие правила. Основные принципы, согласно которым была разработана «церковная орфография», сводятся к следующим:

– Правописание в текстах церковной тематики в общем и целом не должно противоречить общепринятым в настоящее время орфографическим нормам русского литературного языка.

Отступления в текстах церковной тематики от общепринятых норм должны быть немногочисленными, четко мотивированными и, по возможности, системными – во избежание размывания проверенных временем правил. Кроме того, следует учитывать, что данные правила будут применяться не только в издательской практике, но и в процессе обучения в средних и высших церковных учебных заведениях, – и это обучение, разумеется, не должно быть сопряжено с заучиванием десятков нелогично сформулированных правил и сотен исключений.

– В русском языке все слова, находящиеся в середине или в конце предложения (за исключением имен собственных) пишутся по умолчанию со строчной буквы. Написание прописной буквы – особый случай, который всякий раз требует специального описания и весомого обоснования.

Текст не должен быть перегружен прописными буквами, иначе возникают проблемы с его зрительным восприятием, а сами прописные буквы стремительно девальвируются в сознании читателя. Сказанное касается как светских, так и церковных текстов.

– Осознавая, что никакие руководства и справочники не могут вместить в себя всё многообразие реальных случаев словоупотребления, следует признать допустимым и нормальным наличие вариантов в написании различных слов, словосочетаний и терминов в зависимости от жанра текста, предполагаемой аудитории, индивидуальных авторских предпочтений. При этом необходимо воздержаться от сколько-нибудь жесткой регламентации написания строчных и прописных букв в художественных текстах: в произведениях подобного рода язык является не только средством, но и целью. Не следует ограничивать свободу авторского замысла.


Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

Патриаршего или патриаршЬего?

Верно без мягкого знака: патриаршего, патриаршему. А также: патриаршие (Патриаршие пруды).

Прилагательное патриарший в начальной форме выглядит как притяжательное прилагательное, отвечающее на вопрос «чей?» и оканчивающееся на -ий (-jeго), ср.: лисий – лисьего, пастуший – пастушьего, черепаший – черепашьего, птичий – птичьего, человечий – человечьего, монаший – монашьего, помещичий – помещичьего, скомороший – скоморошьего и т. д. Такие слова склоняются по особому (местоименному) склонению, в них пишется разделительный мягкий знак.

Однако слова монарший и патриарший склоняются не по местоименному, а по адъективному склонению, то есть как прилагательные хороший (хорошего), святейший (святейшего), усопший (усопшего), больший (большего), августейший (августейшего) и т. п. В таких словах разделительный мягкий знак не пишется.

По этой причине правильно: патриаршее (не патриаршье) благословение, патриаршая (не патриаршья) ризница,Патриаршие (не Патриаршьи) пруды. И, соответственно: монаршее, монаршая, монаршие.

«Русская грамматика» (под ред. Н. Ю. Шведовой, М., 1980) указывает: «Притяжательные прилагательные орлий (устар.), отчий, монарший и патриарший, основа которых оканчивается на группу согласных (-ий – флексия им. п. ед. ч. муж. р.), изменяются по мягкой разновидности адъективного склонения. Образование от притяжат. прил.
монарший, патриарший падежных форм по типу притяжат. прил. соболий, пастуший, волчий для современного языка ненормативно». При этом «у писателей XIX в. встречается образование форм косвенных падежей притяжательных прилагательных женского рода с шипящей согласной перед
j
(казачья, разбойничья) по образцу изменения местоимен. прил. наш, ваш (см. ниже) без
j
в конце основы: Ты не издохнешь от удара Казачей сабли (Пушк.); Не для разбойничей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба старика (Пушк.); Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, – Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век (Некр.) (для современного языка нормативны формы казачьей, разбойничьей, вражьей)».

Итак, различается написание слов:
монашьего – патриаршего; монашье – патриаршее; монашья – патриаршая; монашьи – патриаршие
.


Источник: Грамота.РУ

Православие или православие?

В значении «христианская конфессия» правильно писать православие. В значении Православная Церковь слово православие пишется с прописной буквы – например: История Православия в России.


Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

Причастие или причастие?

Слово Причастие в значении таинства Евхаристии пишется с прописной. Слова причастие и причащение в значении действия, принятия Святых Христовых Таин пишется со строчной.

ПромыСЕЛ или ПромыСЛ Божий?

В значении «провидение» правильно писать Промысл Божий.

Светские vs. церковные орфографические рекомендации

Рекомендации Издательства Московской Патриархии Рекомендации Грамота.РУ и некоторых светских словарей
церковь святой мученицы Татианы церковь Святой Мученицы Татьяны
икона великомученика Георгия Победоносца икона Великомученика Георгия Победоносца
Русская Православная Церковь Русская православная церковь
Русская Православная Церковь Заграницей Русская православная церковь за границей
Вселенский Собор Вселенский собор
Священный Синод Священный синод
Послание к Римлянам Послание к римлянам

СвятОЙ водОЙ или святОЮ водОЮ?

Оба варианта окончаний корректны и используются. Более распространенным является вариант с окончанием -ой.


Источник: Грамота.РУ

Святых Христовых ТаИн или Святых Христовых ТаЙн?

Правильно – Святых Христовых Таин.

Служба УспениЯ Богородицы или служба УспениЮ Богородицы?

Правильно указывать название праздника в родительном падеже: служба Успения Пресвятой Богородицы.

Тропарь преподобнОГО СергИЯ или тропарь преподобнОМУ СергИЮ?

В названии молитвословий имя святого указывается в дательном падеже: тропарь преподобному Сергию.

ЧерНое море или ЧерМНое море?

Правильно Чермное (Красное) море.

Комментарии для сайта Cackle

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

диа́кон, -а и дья́кон, -а

Рядом по алфавиту:

диазоаминосоедине́ния , -ний, ед. -ние, -я
диазокопи́рование , -я
диазокраси́тель , -я
диазоли́н , -а
диазо́ль , -я
диазомета́н , -а
диазоме́тод , -а
диазо́ний , : со́ли диазо́ния
диазосоедине́ния , -ний, ед. -ние, -я
диазота́ты , -ов, ед. -та́т, -а
диазоти́пия , -и
диазоти́пный
диазоти́рование , -я
диазоу́ксусный
диака́рб , -а
диа́кон , -а и дья́кон, -а
диакона́т , -а
диакони́са , -ы
диа́конский , и дья́конский
диа́конство , -а и дья́конство, -а
диа́конствовать , -твую, -твует и дья́конствовать, -твую, -твует
диакри́тика , -и
диакрити́ческий
диале́кт , -а
диалекта́льный
диалекти́зм , -а
диале́ктик , -а
диале́ктика , -и
диале́ктико-материалисти́ческий
диалекти́ческий
диалекти́чность , -и

И та и та форма правильные. Первая- церковная. Вторая- литературная

Андреева НатальяМудрец (13578)

6 лет назад

Вот, только что сама хотела написать ))) Нормальный церковный оборот, когда вместо «дья» говорят «диа»: дьявол — диавол

Автор Дмитрий Бехтев задал вопрос в разделе Лингвистика

Как правильно писать — «диакон» или «дьякон» ? и получил лучший ответ

Ответ от May Flower[гуру]
И та и та форма правильные. Первая- церковная. Вторая- литературная

Ответ от Настёнка кирсанова[активный]
2

Ответ от Fyy YYY[активный]
2

Ответ от Катерина С[гуру]
Дьякон

Ответ от Ђаинственная Незнакомка[гуру]
2

Ответ от »»»»»»»»»»»»»»»»»»»» »»»»»’[активный]
Скорее всего 1, 2 больше разговорное, но пишется оба варианта))

Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Как правильно писать — «диакон» или «дьякон» ?

Оба варианта верны. В церковных текстах традиционно используется более древнее написание: диакон, протодиакон, иеродиакон, в светских-написание через «ь» знак. Диакон-низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы.

Дьякон или диакон как правильно пишется

Диакон отличается от священника тем, что не может самостоятельно служить литургию и совершать таинства. Диакон украшает службу своим голосом, большинство диаконов обладают хорошим голосом и слухом. Помимо своих богослужебных обязанностей, диакон отвечает за чистоту в алтаре, Благообразие службы, сохранность церковных сосудов и утвари.

диакон — существительное, именительный п., муж. p., од., ед. ч.

Часть речи: существительное

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всего найдено: 12

Его Преосвященству сослужили клирики Свято-Никольского храма; настоятель иерей Дмитрий Самохин, протоиерей Михаил Утяцкий; а также диакон храма Покрова Пресвятой Богородицы ст. Каневской Георгий Демченко. Доброго дня! Скажите, пожалуйста, правильно ли расставлены знаки препинания в этом предложении?

Ответ справочной службы русского языка

Между однородными членами во всех случаях нужно поставить запятую. 

Подскажите, нужны ли где запятые в предложении? Василий Александрович родился 24 июля 1868 года в селе Старая Слобода Владимиркой губернии в семье диакона.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые ставить не нужно.

Сотрудничество с НГО выгодно снижает нагрузку на государственный бюджет, считает директор Диаконического дома социального служения Ольга Залеская и как пример вспоминает личный опыт работы в третьем секторе. Выделяется ли запятыми «как пример»? Нужна ли запятая перед «и» ? … и, как пример, … Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слова как пример запятыми в этом предложении не выделяются.

Обратите внимание, что часть и как пример вспоминает личный опыт небезупречна, предложение лучше перестроить.

как правильно:
медиа-контент или медиаконтент?

первый вариант предлагается в словаре синонимов Тришина. Но ведь «медиа» как первая часть сложных слов пишется слитно.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: медиаконтент (согласно процитированному Вами правилу).

Каким правилом следует воспользоваться при написании таких слов, как ДИАКОНИС(С)А, КАНОНИС(С)А: 1) суффикс -иса пишется с одним «с» (это написание поддерживает «поверка слова» вашего портала); 2) придерживаться языка-источника, а в греческом здесь ss (такое написание зафиксировано «Википедией», «Православной энциклопедией» — официальным изданием РПЦ)?

Ответ справочной службы русского языка

По рекомендации орфографического словаря: диакониса. По аналогии: канониса.

Здравствуйте. В каком падеже следует употреблять существительное иеродиакон в следующем случае: Александр был пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона(ы)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: _рукоположен в иеродиаконы_.

Добрый день, проверьете, пожалуйста, правильность знаков:
В 22 года он был рукоположен в диаконы, а еще через 2 года(,) в 1644 году (,) поставлен в священники села Лопатищи на Волге близ Нижнего.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: _В 22 года он был рукоположен в диаконы, а еще через 2 года, в 1644 году, — поставлен в священники села Лопатищи на Волге близ Нижнего._

Здравствуйте,хотел бы попросить Вас помочь мне найти историю возникновения простого слова спасибо.Из словаря Ожегова,по-моему, это слово происходит от «спаси Бог».Скажите давно ли,как и почему это слово преобразовалось из столь близкого мне(я—верующий православный)словосочетания.Я сейчас на форуме портала диакона Андрея Кураева обсуждаю вопрос о возможности употребления этого слова и мне очень нужно знать историю его возникновения.Да и действительно ли это слово происходит от «спаси Бог»? Денис Рысс.

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 178623 .

Верны знаки? После того, как диакон или церковнослужитель отрет платом уста причастника, следует поцеловать край основания чаши и молча, не останавливаясь и не разнимая рук, идти к запивочному столику.

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация верна, первая запятая не обязательна.

Что является современной нормой: диакон или дьякон? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

дьяк и диакон — это одно и тоже? это синонимы? спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Нет, эти слова обозначают совершенно разные понятия. _Дьяк_ — на Руси в 14 — 17 веках: должностное лицо в государственных учреждениях. _Дьякон (диакон)_ — в православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы.

Какой предлог употребить здесь: рукоположен во (в) иеродиакона, хиротонисан во (в) епископа?

Ответ справочной службы русского языка

В светских текстах правильно: _рукоположен в иеродьяконы, хиротонисан в епископы_. В церковной речи уместно: _рукоположен во иеродьяконы, хиротонисан во епископы_.

Смотреть что такое ДИАКОН в других словарях:

ДИАКОН

(διάκονος — служитель) — так называются лица, проходящие церковное служение на первой, низшей степени священства. По происхождению своему это служение … смотреть

ДИАКОН

диакон м. устар. см. дьякон.

ДИАКОН

диакон
дьякон
Словарь русских синонимов.
диакон
сущ., кол-во синонимов: 1
• дьякон (6)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
дьякон… смотреть

ДИАКОН

Диакон (διάκονος — служитель) — так называются лица, проходящие церковное служение на первой, низшей степени священства. По происхождению своему это служение относится к временам апостольским и возникло в церкви иерусалимской по следующему поводу. Многие жаловались на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие которого являлись обделенными особенно вдовы. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать слово Спасения, не имели возможности печься о столах и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц (Деяния VI, 2—6). Это первоначальное служение скоро осложнилось другими многочисленными занятиями и обязанностями. Д. должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей Д. в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи Д. Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров, возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени Д. и о зависимости их от пресвитеров. В церкви католической диаконство удержало свое древнее иерархическое значение. В протестантских общинах диаконство имеет значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии. На православном Востоке и у нас в России Д. и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без Д. может совершать все службы и требы, Д. не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа Д. при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников. В бытность гр. Д. А. Толстого обер-прокурором св. синода было определено, чтобы Д. были поставляемы из псаломщиков, по просьбе прихожан, лишь в том случае, если приход изъявит желание взять на себя содержание Д. Вследствие этого число Д. значительно сократилось. В настоящее время заметно, наоборот, стремление к увеличению числа Д., между прочим для того, чтобы в них иметь учителей для церковно-приходских школ. <i> П. В. </i><br><br><br>… смотреть

ДИАКОН

(греч. diakonos — служитель), низшая степень священства в христианстве (перед священником и епископом). Институт диаконов восходит к апостольским време… смотреть

ДИАКОН

ДИАКОН(греч. diakonos — служитель), низшая степень священства в христианстве (перед священником и епископом). Институт диаконов восходит к апостольским временам, в Деян 6:1-6 описано рукоположение первых диаконов: апостолы рукоположили семь человек (среди них был первомученик Стефан), которые должны были помогать пресвитерам. В посланиях апостола Павла диаконы фигурируют как особый класс служителей, которые занимались в основном хозяйственными делами раннехристианской церкви.Начиная с понтификата папы Климента в 1 в. и на протяжении всей эпохи патристики диаконы выполняли множество обязанностей под началом епископа. Во время совершения евхаристии они читали Апостол или Евангелие, принимали пожертвования от мирян, составляли списки жертвователей для молитвы за них на литургии, помогали священнику во время причащения верующих или разносили Св. Дары больным на дом, руководили молитвами верующих в собрании, давали знак кающимся и оглашенным (готовящихся ко крещению) покинуть церковь перед началом евхаристии, крестили с соизволения епископов, обучали конвертитов, осуществляли экзорцизмы и воцерковляли тех, кто отпал во времена гонений на церковь.Число диаконов поначалу ограничивалось семью в каждой епархии, в Риме эта традиция до сих пор сохраняется — там имеется семь кардиналов-диаконов. Их служение по сбору и распределению пожертвований делало их важными лицами в христианской общине. Архидиаконы (главные диаконы) округа появились на Востоке, но бльшее значение приобрели на Западе в качестве главных административных чиновников при епископе. В Средние века институт диаконства практически сузился до временной предварительной ступени при подготовке к принятию сана священника, хотя в сане диакона пребывали и такие личности, как св. Франциск Ассизский (ок. 1181-1226).В современном церковном законодательстве Римско-католической церкви в круг обязанностей диакона входит сослужение священнику во время торжественной евхаристической литургии, замена священника в некоторых функциях, а также чтение проповеди и осуществление крещения.В англиканских и епископальных церквах клирик, начиная восхождения по ступеням иерархии, становится диаконом; будучи диаконом, он не имеет права совершать евхаристию, давать частное или полное отпущение грехов, давать благословение. Без особого разрешения диаконом нельзя стать прежде достижения 23-летнего возраста, и обычно в этом сане находятся в продолжении одного года. В Англии архидиаконы являются административными чиновниками, которые осуществляют общий надзор за клиром с особыми полномочиями, касающимися церковной собственности их архидиаконства. Эту должность может занять клирик, имеющий стаж священника не менее 6 лет.Лютеранские пасторы, хотя и обладающие высшим церковным саном, именуются диаконами, когда они занимают подчиненную должность (второго или третьего проповедника или пастора). Кальвин различал два класса диаконов: тех, кто собирает пожертвования, и тех, кто заботится о бедных и больных. Это различение сохраняется и в пресвитерианских церквах. В баптистском сообществе и конгрегационалистских церквах диаконы могут выполнять определенные духовные функции, равные тем, которые выполняют полноправные пасторы. Методистская церковь также предоставляет диаконам право проповедовать, руководить богослужением, осуществлять обряд бракосочетания, крестить и совершать Трапезу Господню; однако исполнение этих функций ограничено…. смотреть

ДИАКОН

ДЬЯКОН, ДИАКОН[гр. diakonos — служитель] в православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов.Словарь… смотреть

ДИАКОН

(слово греч., значащее: служитель) (Фил.1:1 , 1Тим.3:8 ,12) — называется так потому, что обязанность диакона служить при таинствах. Диаконство — низшая… смотреть

ДИАКОН

Диакон(слово ·греч., значащее: служитель) (Фил.1:1 , 1Тим.3:8 ,12) — называется так потому, что обязанность диакона служить при таинствах. Диаконство — низшая степень священства, учрежденная еще в апостольские времена. Избрание и рукоположение апостолами первых семи диаконов Стефана, Филиппа, Прохора и Никанора, Тимона, Пармена и Николая подробно описаны в книге Деяний (Деян.6:1 ,7). Первоначально должность диакона состояла в служении при трапезе, в попечении о содержании бедных и больных; а потом они служили и при совершении таинств, при отправлении общественного богослужения и вообще были помощниками епископов и пресвитеров в их служении. Они могли даже учить и проповедовать Евангелие, как то видно из примеров Стефана и Филиппа (Деян.6:8 ,10, Деян.8:5 ,8 и ·др. ). Нравственные качества, требуемые от диаконов и их жен, ·ап. Павел подробно изображает в 1-м послании к Тимофею (1Тим.3:8 ,13)…. смотреть

ДИАКОН

ди’акон (греч. — служитель) (Деян.21:8 ; 1Тим.3:8 ,12; Фил.1:1 ) — один из младших служителей современной церкви. Хотя в первых общинах верующих не был… смотреть

ДИАКОН

1) Орфографическая запись слова: диакон2) Ударение в слове: ди`акон3) Деление слова на слоги (перенос слова): диакон4) Фонетическая транскрипция слова … смотреть

ДИАКОН

(гр. – служитель) – низшая степень священничества, помощник священника при совершении таинств без права их вести самостоятельно. Старшие диаконы называются протодиаконами. В диаконском сане могут быть и монахи, именуемые иеродиаконами и те, что постарше, архидиаконами. Диакон наблюдает за порядком в приходе, прислуживает в алтаре, читает священное писание. Диакон нередко ведет занятия в воскресной школе…. смотреть

ДИАКОН

(греч. служитель) младшая из трех степеней священства (диакон, священник, епископ). В раннехристианской церкви выступал, прежде всего, как посредник между епископом и паствой, а затем как помощник при богослужении, принимающий участие в совершении св. таинств, но не имеющий права совершать их самостоятельно. Понятие диакон как служитель церкви встречается уже в апостольских посланиях…. смотреть

ДИАКОН

корень — ДИАКОН; нулевое окончание;Основа слова: ДИАКОНВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ДИАКОН; ⏰Слово Диакон содерж… смотреть

ДИАКОН

чин священнослужителя в православной церкви. В период раннего христианства — лицо, избираемое для ведения хозяйственных дел общины. С появлением епископов — посредники между ними и паствой, помощники в управлении епархией. Различают протодиаконов (старших диаконов), иеродиаконов (диаконов-монахов) и архидиаконов (состоящих при епископах и архиереях)…. смотреть

ДИАКОН

диа́кон,
диа́коны,
диа́кона,
диа́конов,
диа́кону,
диа́конам,
диа́кона,
диа́конов,
диа́коном,
диа́конами,
диа́коне,
диа́конах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
дьякон… смотреть

ДИАКОН

первая степень священнослужения от времен апостольских. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослуженияСинонимы: дьякон

ДИАКОН

— См.: СВЯЩЕНСТВО.Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»Синонимы: дьякон

ДИАКОН

Ударение в слове: ди`аконУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: ди`акон

ДИАКОН

Кан Каин Ион Инок Инко Инк Инд Канд Икона Канди Каон Кина Идо Кино Ида Коан Код Кон Накид Ника Донка Нок Дно Ода Дико Диакон Данио Дан Дак Анид Акно Аки Ока Аник Анк Анод Аон Дин Динка Дион Днк Док Дон… смотреть

ДИАКОН

ДИАКОН Петр Варнефрид (ок . 725 — ок. 799), латинский поэт и историк германского происхождения. Автор «Истории лангобардов» (после 787), писем.

ДИАКОН

дияко[і]н. Жена -на — диякониха. Ребёнок -на — дияконча (р. -ати). Сын -на — дияконенко. Дочь -на — дияконівна (прит. прил. дияконівнин).

ДИАКОН

ди’акон, -а и дь’якон, -аСинонимы: дьякон

ДИАКОН

диа’кон, диа’коны, диа’кона, диа’конов, диа’кону, диа’конам, диа’кона, диа’конов, диа’коном, диа’конами, диа’коне, диа’конах

ДИАКОН

см. дьякон.Синонимы: дьякон

ДИАКОН

Начальная форма — Диакон, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное

ДИАКОН

диакон диа́консм. дьяко́н.

ДИАКОН

диакон ди`акон, -а и дь`якон, -а

ДИАКОН

ДИАКОН диакона, м. См. дьякон.

ДИАКОН

ДИАКОН м. устар. см. дьякон.

ДИАКОН ДЬЯКОН

(греч.-служитель): во 2 – 3 вв. лицо, ведавшее хозяйственными делами христианской общины. Впоследствии и сейчас – низший духовный сан христианской церковной иерархии, помощник священника при совершении богослужений…. смотреть

ДИАКОН ПЕТР ВАРНЕФРИД

ДИАКОН Петр Варнефрид (ок. 725 — ок. 799) — латинский поэт и историк германского происхождения. Автор «Истории лангобардов» (после 787), писем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать диагноз язва желудка
  • Как правильно написать диагноз цирроз печени
  • Как правильно написать диагноз хсн
  • Как правильно написать диагноз сахарный диабет инсулинозависимый
  • Как правильно написать диагноз полиартрит