Как правильно написать должность самозанятого

Как составить договор с самозанятым, чтобы налоговая не придиралась

Бизнес активно подключает плательщиков НПД к работе. Но если неправильно составить гражданско-правовой договор, это грозит негативными последствиями: переквалификации договора в трудовой, снятию расходов, недоимкам, штрафам.

Обязательно ли заключать договор с самозанятым?

В письме № СД-4-3/2899@ налоговики отметили, что договор с самозанятым можно не заключать в письменной форме, если услуга (работа, покупка продукции) разовая и совершается в момент договоренности.

Например, ваша компания заказывает подарки на 23 февраля и 8 марта. Ответственный сотрудник нашел нужные подарки (корзина с пряниками и кексами), созвонился с самозанятым, который их делает, и договорился о встрече. В день встречи был произведен расчет наличными, получен чек, подарки забрали. Договор на такую сделку можно не заключать.

Если же самозанятый оказывает вам услуги на протяжении определенного периода, работа выполняется этапами, вы вносите предоплату — договор обязательно нужен.

Расскажем, на какие нюансы надо обратить внимание при его составлении.

Статус плательщика НПД в преамбуле

Первое и самое главное условие — исполнитель является плательщиком НПД, что подтверждается справкой. Его нужно обязательно включить в договор.

Обратите внимание: при заключении договора нельзя заставлять исполнителя регистрироваться в качестве плательщика НПД. На это указала ФНС в своем письме от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@.

Вот так может выглядеть преамбула правильного договора с самозанятым:

Еще важно указать, что самозанятый должен оповестить компанию, если он «слетит» со спецрежима. Уточните, что если он этого не сделает, то обязан будет возместить заказчику убытки. В них можно включить суммы взносов, пени, штрафы и иные санкции, которые грозят компании, если обнаружится, что она работала с лицом без особого налогового статуса.

Этот пункт договора можно включить в раздел «Ответственность сторон».

Предмет договора

Следующий пункт — это предмет договора. В нем надо описать конкретную услугу или работы, которые вы заказываете у самозанятого. Причем услуга должна быть расписана подробно.

В предмете договора можно прописать как одну услугу, так и несколько. Укажите срок оказания услуги (услуг).

Например:

«1.1. Исполнитель обязуется предоставить Заказчику за вознаграждение следующие услуги (далее — „Услуги“):

  • разработка макета визитки;
  • создание сайта;
  • дизайн промо-страницы акции „Скидки до 50%“.

1.2. Услуги подлежат исполнению не позднее (соответственно):

  • „_28_“ _февраля_ 2022 г.;
  • „_03__“ _апреля__ 2022 г.;
  • „_13__“ _марта___ 2022 г.»

Важно: услуги, которые указаны в договоре, лучше также подробно расписать в чеке от самозанятого. Такое условие можно включить в договор. Название работ, услуг должно соответствовать прописанным в договоре.

Если самозанятый не указал подробно услуги или работы в чеке, тогда стоит приложить акт, в котором будет эта информация. Хотя акт и не является обязательным документом, но налоговики часто просят его показать.

Указывать в пунктах договора с самозанятым отсылки к Трудовому кодексу нельзя. Иначе налоговики переквалифицируют договор из ГПХ в трудовой. То есть нельзя прописывать:

  • график работы;
  • место работы;
  • материальную ответственность;
  • обеспечение материалами и оборудованием (на безвозмездной основе).

Оплата

Важно уделить внимание разделу «Оплата услуг» или «Вознаграждение». В нем не должно быть:

  • слова «зарплата» и иных упоминаний, связанных с оплатой трудовой деятельности, «вознаграждение» — верный термин;
  • фиксированной ежемесячной суммы без привязки к результату, количеству оказанных услуг или объему работ;

Например, правильно будет указать: количество доставляемых заказов, необходимых консультации, объем прокладки кабеля, количество статей или карточек товара на маркетплейсе, которые надо заполнить.

  • определенной периодичности выплат (один из критериев переквалификации договора в трудовой — выплаты каждые две недели в дни выплаты зарплаты штатным сотрудникам).

В договоре можно указать факт оплаты по итоговому результату, после полного исполнения обязательств или по этапам, частям. При этом каждую выплату стоит отмечать выставлением акта с указанием объема работ или услуг и производить оплату со ссылкой на такой акт.

Счет самозанятый выставлять не обязан, хотя приложение «Мой налог» позволяет это сделать. Исполнитель может направить ссылку на счет или скачать его в pdf, распечатать и передать заказчику на бумаге.

По каждой оплате исполнитель должен сформировать и передать заказчику чек. Обратите внимание — по каждому факту оплаты, а не один чек по всем выплатам в целом!

Скачать шаблон договора с самозанятым и акта можно на сервисе «Мои самозанятые».

Что нельзя прописывать в разделе про оплату

Не стоит указывать на обязанность самозанятого сформировать и направить чек заказчику до получения оплаты.

Да-да, даже такое условие на практике иногда включается в договор с самозанятым. Но делать так нельзя. Объясним почему.

Работа с плательщиками НПД — это получение услуги. А, следовательно, заказчик оплачивает исполнителю вознаграждение за оказанные услуги, выполнение работы или купленный товар. И происходит это так же, как и в любом другом магазине. То есть вы отдаете товар, вам его пробивают, вы отдаете деньги, и только после этого кассир выдает чек.

Почему некоторые заказчики прописывают в договоре условие о выдаче чека заранее? А просто потому, что хотят себя обезопасить от непорядочных самозанятых, которые получают деньги, а чек не выдают. Но это не правильно.

В сервисе «Мои самозанятые» вы сможете найти исполнителя на любую услугу, заключить договор, к которому не придерутся налоговики и получить акт. Не стоит беспокоиться за получения чека от самозанятого, так как сервис автоматически его формирует после оплаты услуги и проследит, чтобы исполнитель его не аннулировал.

Закрывающие документы

Чек — единственный обязательный документ, который подтверждает факт оказания услуги и ее оплаты. Такой ответ дала ФНС в письме от 22.12.2020 № ЗГ-3-20/8488@ в отношении документов, подтверждающих расходы заказчика. Но в договоре можно (и стоит, учитывая уже сложившуюся практику) прописать другие подтверждающие документы, например, акт.

Стоит определить — в какой срок составляется и передается акт, будет ли у него определенная форма (приложение к договору) или исполнитель может представить его в любом виде. Укажите, в какой срок заказчик должен подписать акт со своей стороны, в какой момент работы (услуги) будут считаться принятыми. Как правило, это дата, когда обе стороны подписали акт.

Например, если исполнитель выставил и подписал акт 10.02.2022, а заказчик подписал его 15.02.2022, то дата принятия работ по договору — 15 февраля.

В акте указываются:

  • наименование и подробности выполненных услуг или работ;
  • объем работ;
  • размер вознаграждения;
  • примечания по согласованию — к примеру, пожелания доработок или условие о том, что работы будут приняты только после устранения выявленных недочетов.

Например, пункты акта могут выглядеть вот так:

Акт, как и при работе с любыми другими исполнителями, подписывается в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Самозанятый может считать, что ему акт не нужен и хранить его не обязательно. Рекомендуем предупредить исполнителя, что ФНС может обратиться к нему при проведении встречной проверки в отношении заказчика и запросить документы по сделке.

Проверяют не только характер условий договора, но и его формальность. Ведь если услуги были оказаны только на бумаге, то расходы по ним снимут и придется доплатить налоги.

Само по себе отсутствие у исполнителя собственных экземпляров актов не говорит о том, что договор был заключен только для незаконной оптимизации налогообложения, но может посеять сомнение у проверяющих.

Два актуальных вопроса по работе с самозанятыми

А вот и два вопроса (или страха), которые «крутятся в голове» у заказчика при заключении договора с плательщиками налога на профессиональный доход.

Надо ли перезаключать договор, если исполнитель перестал быть самозанятым?

Представим ситуацию, ваша компания работает с самозанятым. И через некоторое время исполнитель вам говорит, что он «слетел» с НПД из-за превышения дохода. Сразу возникает вопрос: как быть с договором?

В письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@ налоговики ответили, что перезаключать договор не нужно, если его существенные условия не меняются. Исключение — если исполнитель — ИП, который перешел на ОСНО.

Причем не важно, самозанятый будет работать по договору как физлицо или как индивидуальный предприниматель. Перезаключать договор все равно не требуется, но можно подписать допсоглашение.

Почему надо перезаключать договор с исполнителем, если после прекращения статуса самозанятого, если он станет ИП и будет применять общую систему налогообложения? Ответ прост: стоимость услуг будет определять с НДС. А это существенный пункт договора.

Не забудьте, что если самозанятый «слетел» с НПД и будет работать с вашей компанией как физлицо, то с его вознаграждения надо исчислять и удерживать НДФЛ, а также уплачивать страховые взносы в ПФР и ФОМС.

Что делать, если самозанятый аннулирует чек?

Компания может принять расходы к учету, если есть чек от самозанятого, в котором указана сумма расчета, предмет расчета и другие главные реквизиты. Причем, если плательщик НПД в дальнейшем аннулирует чек, но не вернет деньги — признать расходы все равно можно. Такой ответ дала ФНС в письме от 28.10.2021 № ПА-4-20/15213@.

А если у заказчика на руках будет договор или акт выполненных работ, подписанный двумя сторонами, то эти документы будут являться дополнительным подтверждением произведенных расходов.

Похожий вопрос: можно ли принять к вычету расходы по чекам самозанятого, если он в дальнейшем превысит лимит и «слетит» с НПД. Ответ такой же: да, принять расходы можно (письмо ФНС от 16.04.2019 № СД-4-3/7089@).

Оставьте заявку на сервисе «Мои самозанятые» — и мы поможем подобрать исполнителя, который подойдет именно под ваши задачи.

Если ошибиться в чеке самозанятого, налоговая может выписать штраф. Юристы «Консоли» объясняют, как избежать проблем.

Привет, это «Консоль». Мы — платформа, которая автоматизирует в том числе и выбивание чеков, поэтому знаем всё про ошибки в них. А ошибаются и самозанятые, и компании. Сейчас расскажем, как формировать чеки правильно.

Что будет за ошибку в чеке

Внеплановая проверка, а потом, возможно, выплата недоимок, пеней и штрафов.

Когда налоговая видит несоответствия в чеке, она должна проверить компанию. Проверка может найти проблемы, которые не связаны с чеками самозанятых, и налоговая оштрафует компанию за них. Еще в чеке могут быть признаки трудовых отношений. По закону, если правоотношения с самозанятыми фактически являются трудовыми, компанию ждет выплата недоимок, пеней и штрафов.

Это касается как условий договора, так и формулировок в общении с самозанятыми. Так закон защищает исполнителей: компания не имеет права прикрывать трудовые отношения с человеком договором ГПХ и не вносить за него налог и страховые взносы.

Арина Юсупова

«Если произошла переквалификация гражданско-правового договора в трудовой, то считается, что трудовые отношения с работником возникли с момента его допуска к работе (ст. 19.1 ТК РФ). В этом случае налоговые органы начислят компании:

  • недоимку по НДФЛ;
  • недоимку по страховым взносам;
  • пени на сумму задолженности;
  • штрафы за неуплату налогов и взносов.

Все аналогичные правоотношения с другими самозанятыми также будут переквалифицированы. Кроме того, организацию могут привлечь к административной ответственности по п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа от 50 до 100 тысяч рублей за каждый случай нарушения.

Повторное привлечение к административной ответственности за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, повлечет наложение штрафа от 100 до 200 тысяч рублей (п. 5 ст. 5.27 КоАП РФ)».

Как проверить чек, который прислал самозанятый

Вообще говоря, самозанятые должны выбивать чеки самостоятельно. Если у компании нет подписки на платформу, аккредитованную налоговой, так и происходит. Важно проверять чек, самозанятый ведь может ошибиться. Если не заметить, оштрафуют компанию.

Самозанятые формируют чеки в приложении «Мой налог» или в приложении банка.

Приложение «Мой налог»

Большинство ошибается в графе «Наименование услуги»: вписывают данные акта или договора, должность или текст, который никак не связан с задачей.

На самом деле сюда надо вписать вид услуги или ее конкретный результат.Например, вы привлекли самозанятого-дизайнера, чтобы сделать несколько презентаций. В графе «Наименование услуги» он должен написать либо «Услуги разработки дизайна презентаций» (вид услуги), либо «Пять презентаций на такую-то тему в таком то объеме» (конкретный результат).

Лучше всего расписывать этот пункт как можно подробнее и конкретнее. Например, в чеке копирайтера хорошо бы указать тему материала и объем: «Написание одной информационной статьи на тему “Как правильно оформлять чеки самозанятых” объемом от 7000 знаков».

В «Наименование услуги» нельзя писать:

  1. Вещи, не относящиеся к виду услуги. Например, номер акта, договора, ФИО исполнителя и бог весть еще что.
  2. Названия специальностей и должностей. Например, некоторые пишут в графе слово «дизайнер» или «услуги дизайнера» вместо «услуги по разработке дизайна». А это уже признак трудовых отношений, и в воздухе повеяло штрафом на 200 штук.
  3. Трудовые функции. Нельзя написать «разработка презентаций» — это процесс без указания результата. Процессы бывают только у сотрудников, у самозанятых — результаты исполнения конкретных задач.
  4. Стоп-слова, в бухгалтерии они тоже есть. Например, «ставка», «оклад», «премия», «аванс», «работа», «график». Эти слова — признаки трудовых отношений. Налоговая заподозрит компанию в прикрывании договором ГПХ и переквалифицирует отношения. Подробно про стоп-слова — в нашей статье.

Ошибки в графе «Наименование услуги»

Если вы не вполне поняли, как правильно написать в чеке «наименование услуги» — расскажите о своей задаче нам в комментариях, мы поможем с правильной формулировкой.

Где еще могут быть ошибки

В сумме и ИНН. Проверьте, чтобы самозанятый ввел правильную сумму оплаты, вместе с копейками, и удостоверьтесь, что указанный в чеке ИНН совпадает с вашим.

Как правильно сформировать чек через платформу

Когда самозанятых становится столько, что бухгалтерия не успевает их оформлять, бизнес обычно подключается к платформе автоматизации (например, к «Консоли»). Там можно загрузить данные исполнителей в экселевскую таблицу, а чеки сформируются автоматически.

Чтобы сформировать чеки для десятков самозанятых на платформе, бизнес заносит данные исполнителей в специальную эксельку. Обычно она выглядит так:

Данные из каждой графы идут в чек. Ошибка в одной из них = ошибка в чеке, проверка, штраф и прочие ахи-страхи. Разберемся, как заполнить каждую графу.

Phone

Здесь всё просто — не ошибитесь в номере телефона. Самозанятые записаны на платформе по номеру, поэтому если перепутать номер, в чеке будет неправильное ФИО.

Title

Title — это то же самое, что и «Наименование услуги» в приложении «Мой налог». На него распространяются те же правила.

Здесь надо вписать вид услуги или конкретный результат, которого достиг исполнитель. Допустим, вы привлекли курьера для доставки документов. Тогда в графе Title вы должны написать либо «Услуги доставки документов» (вид услуги), либо «Доставка пяти пакетов документов по указанным в приложении адресам» (конкретный результат).

В графе Title нельзя писать:

  1. вещи, не относящиеся к виду услуги;
  2. названия специальностей и должностей;
  3. трудовые функции;
  4. стоп-слова.

Всё как в графе «Наименование услуги» в приложении «Мой налог». Напомним: если вы не поняли, как правильно сформулировать вид услуги в графе Title — вы можете рассказать о своей задаче нам в комментариях, мы поможем с правильной формулировкой.

Amount

Это общая сумма выплат, тут главное не ошибиться в цифре.

Count

Грубо говоря, количество услуг. Если курьер доставил 6 заказов, пишем сюда цифру 6, если дизайнер сделал 3 презентации, пишем 3.

Date

Впишите сегодняшнюю и не парьтесь.

Start Date // End Date

Начало и окончание периода оказания услуги. Если ваш курьер подписал с вами договор 20 ноября, а последний пакет документов доставил 28 ноября, впишите эти даты в Start и End соответственно.

Type

Просто напишите «Услуга».

Напоследок

Дорогой читатель, берегите чеки смолоду. Налоговики, может, ребята и приятные, но любить их лучше на расстоянии.

Если вам кажется, что у вас не всё юридически гладко с самозанятыми, приходите к нам. Укроем пледом, напоим чаем, проконсультируем, перевыпустим неправильные чеки и в обиду не дадим.

Проконсультировала по юридическим вопросам и проверила статью:

Дарья Голева

Руководитель юридического отдела «Консоли»

В соцсетях «Консоли» начали рассказывать, как снизить риски при работе с внештатными исполнителями.

Содержание статьи


Показать


Скрыть

Разбираемся, как составить договор с самозанятым, что нужно учитывать, чтобы не получить штрафы от налоговой, и каких формулировок лучше избегать.

Кто может быть самозанятым

Самозанятый — это человек, который работает сам на себя или продает товары собственного производства. Для этого он не нанимает работников по трудовым договорам.

Самозанятыми могут стать только граждане РФ и резиденты стран ЕАЭС — Армении, Казахстана, Белоруссии и Киргизии. В случае с иностранцами всю свою деятельность они должны вести на территории России.

Статус самозанятого не могут получить продавцы товаров под акцизами и с обязательной маркировкой — это не только табак и алкоголь, но и молочные продукты например. Специалисты, которые занимаются добычей и продажей полезных ископаемых, тоже не получат этот налоговый статус.

И, наконец, последнее ограничение: суммарный заработок самозанятого не должен превышать 2,4 млн рублей в год.

Как стать самозанятым: пошаговая инструкция

Какие налоги платят самозанятые

Самозанятые платят налог на профессиональный доход с фиксированной ставкой: 4% при сотрудничестве с физическими лицами и 6% при сотрудничестве с ИП и организациями. Из этой суммы 37% перечисляют в Фонд обязательного медицинского страхования и 63% — в бюджет субъекта, в котором самозанятый зарегистрировал деятельность.

Самозанятому не нужно заниматься подсчетом налогов: это делается автоматически при внесении сведений о заработке в приложение «Мой налог». Налог необходимо оплатить до 25 числа следующего месяца. Если настроить автоплатеж, деньги с карты будут списываться автоматически. Если заработка в какой-то из месяцев не было вообще, то и налог платить не нужно.

Может ли самозанятый работать официально и быть самозанятым

Любой уже официально трудоустроенный человек может оформить самозанятость, и наоборот: закон это не запрещает. Самозанятость чаще всего и является прибавкой к основному доходу, так что проблем с налоговой не возникнет.

Это, например, удобно, когда вы сдаете недвижимость в аренду. Зарплату вы получаете на работе, и ваш работодатель выступает вашим налоговым агентом по этому заработку. С дополнительного дохода вы можете уплачивать налог как самозанятый, чтобы не пришлось в конце года сдавать декларацию и высчитывать дополнительный НДФЛ (сумма за 12 месяцев может накопиться внушительная).

Кстати, только такой способ совмещения основной работы и самозанятости доступен для госслужащих. Они могут получить этот налоговый статус только для сдачи недвижимости в аренду, а во всех остальных случаях госслужащие должны заключать договоры гражданско-правового характера.

Стать самозанятым может и индивидуальный предприниматель. Причем сниматься с учета как ИП не нужно, но придется подать в ИФНС уведомление об отказе от прежнего режима. У самозанятого есть на это один месяц после регистрации, иначе налоговая будет считать, что человек все это время работал на прежнем режиме.

Какие документы понадобятся самозанятому для работы с заказчиком

Для работы с заказчиком самозанятому прежде всего понадобится чек. Он легко оформляется в приложении «Мой налог» в один клик. Так вы сообщаете ФНС, сколько вы заработали, после этого будет рассчитан налог. Заказчики-юрлица прикладывают чек к отчетности как подтверждение уплаты налогов по договору.

Как правило, между заказчиком и исполнителем-самозанятым оформляется договор — компании нужно проводить платежи, за которые нужно отчитываться в налоговой. К тому же это упрощает работу: все знают, какие за кем прописаны обязательства. Договор также защитит права сторон в суде.

Но заключать его необязательно. Самозанятые могут работать по оферте — например, на ярмарках или в аккаунтах в соцсетях.

Когда статус самозанятого только ввели, некоторые работодатели думали, что могут схитрить и перевести своих сотрудников на самозанятость: экономия фонда оплаты труда сразу порядка 30%. Однако налоговая и трудовая инспекция могут выявить такую схему и признать самозанятого как наемного сотрудника. Вот признаки, которые вызывают подозрения:

  • резкое уменьшение сотрудников в штате;
  • регулярные платежи самозанятым с фиксированным значением;
  • компания — единственный заказчик у самозанятого;
  • самозанятые соблюдают трудовой распорядок — рабочий график, дресс-код и так далее.

Даже если сотрудник сам уволится и зарегистрируется как самозанятый, компания не сможет воспользоваться его услугами в течение двух лет после увольнения. Они смогут работать только по договору ГПХ, уплатив все взносы и налоги.

Получается, сменить договор подряда с физлицом на договор подряда с самозанятым можно довольно быстро, а вот сменить трудовой договор на договор с самозанятым можно только через два года.

Когда нельзя работать с самозанятыми

Самозанятые имеют право сотрудничать с любыми видами организаций: ИП, ООО, физлицами, даже с другими самозанятыми и так далее. Но некоторые виды деятельности запрещены:

  • нельзя продавать товары, произведенные кем-то другим;
  • нельзя продавать товары под акцизом и те, что подлежат обязательной маркировке;
  • нельзя работать по агентским договорам, а также по договорам комиссии и поручения;
  • нельзя заниматься добычей полезных ископаемых;
  • нельзя сдавать в аренду нежилую недвижимость.

Как составить договор с самозанятым

Для работы с самозанятым составляется стандартный договор гражданско-правового характера:

  • подряда;
  • возмездного оказания услуг;
  • авторского заказа;
  • хранения;
  • перевозки;
  • и так далее. Но в пределах разрешенной работы для самозанятых.

Договор ГПХ не должен иметь признаки трудового договора во избежание проблем в налоговой. Не забудьте прописать в обязанностях необходимость предоставлять чеки после оплаты и безотлагательно сообщать об утрате своего статуса.

Заключать договор можно как на разовые услуги, например установку освещения в офисе, так и на объемные задачи вроде организации нескольких праздников. Просто нужно будет указать в документе предмет соглашения, объем, стоимость работ или услуг, сроки и порядок их выполнения, ответственность сторон.

Что следует проверить перед заключением договора с самозанятым

При работе с самозанятым прежде всего нужно проверить его статус и регистрацию в налоговой. Справка о постановке на учет оформляется в приложении «Мой налог», поэтому ее самозанятый может предоставить оперативно. По ИНН через сервис налоговой также можно проверить регистрацию исполнителя. Для перестраховки статус проверяется перед каждым перечислением денег.

Основные условия договора

Основным условием договора является тот факт, что исполнителем работ выступает самозанятый. Это непременно нужно указать в документах, чтобы заказчику не пришлось платить НДФЛ и страховые взносы за исполнителя.

Стороны могут заключить смешанный договор — когда один документ содержит элементы разных соглашений.

Порядок расчетов и обязанности сторон

Закон не предусматривает ограничений по способам расчета с самозанятыми: это можно сделать наличными, переводом на личную банковскую карту, по выставленному счету и даже почтовым переводом. Сразу после оплаты самозанятый должен передать чек. Без наличия чека отчитаться перед налоговой будет сложно.

Еще раз подчеркнем, что наличие чека обязательно: договор или акт об оказании услуг его не заменяет. В договоре можно прописать штрафные санкции за непредоставление чека.

Если самозанятый не предоставляет чеки, на него можно пожаловаться в налоговую. После проверки его обяжут передать чеки. Если они не были сформированы, плательщика НПД оштрафуют.

Приемка работы

Во избежание споров компания составляет акт приемки работ: это необязательная процедура, но она облегчает учет расходов и понадобится при возникновении споров юридического характера. Составлять подобный акт можно так часто, как того требует специфика деятельности заказчика: принимать работу можно частично, разбивая ее на интеграции, а можно при полном исполнении обязанностей.

Ответственность, штрафы и форс-мажор

Все возможные подводные камни нужно предусмотреть в договоре: срыв сроков поставки, неуведомление заказчика о потере статуса самозанятого и так далее.

Так как закон не предусматривает сроков заключения договора, его можно заключить на день, месяц или год. Лучше прописать четкие сроки по предоставлению услуги.

Расторжение договора может происходить в одностороннем порядке через суд или по соглашению сторон. В данном случае расторгающая сторона будет обязана возместить другой стороне понесенные расходы.

Если же решение о расторжении является обоюдным, можно оформить письменное соглашение о расторжении.

Как составить приложение к договору с самозанятым

Приложение — это дополнение к договору, в котором можно указать уточнения к работе или некоторым условиям договора. Оно не может изменять условия документа. Приложение может содержать точное техническое задание, перечень произведенной продукции с указанием ее цены и так далее.

В заглавии приложения всегда должны быть указаны точная дата заключения договора и его номер. Этот документ составляется в произвольной форме.

Какие закрывающие документы самозанятый предоставляет после заключения договора

Самый главный документ — это чек. Он формируется сразу после получения оплаты и направляется заказчику.

Подписание актов — это уже индивидуальная инициатива, не носящая обязательного характера, но они нужны для внутренней бухгалтерии.

Также самозанятый может выставить заказчику счет. Он не обязан это делать, но может на договорных условиях с заказчиком.

Как подписать договор с самозанятым удаленно

Подписать договор с самозанятым удаленно можно, обменявшись подписанными отсканированными документами по электронной почте. Не лишним будет прописать в договоре дополнительный пункт о том, что стороны признают юридическую силу отсканированного документа наравне с бумажным вариантом. Также укажите адреса электронных почт, участвующих в обмене документацией.

Договорами можно обменяться по обычной почте. Еще есть вариант подписать договор с помощью электронной подписи, если таковая имеется (этот способ тоже стоит прописать в договоре).

Частые вопросы

Что делать, если самозанятый аннулирует чек?

Для аннулирования чека есть только два законных основания: при возврате денег заказчику или при вводе неверных данных. Чек аннулируется в приложении «Мой налог». Если необходимо поменять данные в чеке, первый чек нужно будет аннулировать и создать новый с правильной информацией: возможности редактировать уже оформленный чек не предусмотрено.

В законе не прописаны сроки, в которые можно аннулировать чек: то есть это можно сделать с любым чеком за весь период деятельности самозанятого.

Если самозанятый не сообщил об аннулировании чека заказчику, последний не обязан нести за это ответственность. Наличия старого чека при возникновении спора будет достаточно. А вот самозанятый в случае аннулирования чека будет обязан сообщить об этом заказчику и предоставить ему новый чек либо же вернуть деньги.

Что делать заказчику, если самозанятый потеряет свой статус?

Налоговая может аннулировать статус самозанятого по нескольким причинам, но в основном это происходит, если самозанятый превысил лимит годового дохода. В случае с выплатой, поступившей уже на счет физлица с аннулированным статусом, заказчик будет обязан заплатить такой же налог, как при работе с физическим лицом, — выступить в качестве налогового агента по НДФЛ и страховым взносам.

По этой причине нужно тщательно отслеживать статус исполнителя перед каждым перечислением денег. Если же оплата прошла хотя бы за сутки до дня аннулирования, работа попадает под режим НПД.

Могут ли два самозанятых оказать одну услугу?

Да, на исполнение одной и той же услуги можно нанять двух самозанятых, но здесь есть свои условия. Эти исполнители не должны между собой работать по договору простого товарищества — это когда два ИП «скидываются» прибылью, чтобы больше зарабатывать.

В случае найма двух самозанятых для оказания одной и той же услуги с каждым из них составляется отдельный договор.

Какую должность указать при выставлении самозанятым счета юридическому лицу?

Здравствуйте,
физ.лицо зарегистрированное как самозанятый выставляет счет юридическому лицу.
у счета внизу есть поля для подписи ответственных лиц:
Либо предприниматель _______ (если ИП)
Либо руководитель______бухгалтер______ (если ООО и тд)
Но возник вопрос что указывать для самозанятого?
Самозанятый ___________?

Добрый день.
Я бы написала «Плательщик НПД без статуса ИП» либо «Самозанятый без статуса ИП».

Получить ЭЦП по ускоренной процедуре и с полной техподдержкой

Александра Кривошеева, спасибо

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать должность исполняющий обязанности директора
  • Как правильно написать должность заведующий хозяйством
  • Как правильно написать должность заведующая или заведующий
  • Как правильно написать должность главного бухгалтера отсутствует
  • Как правильно написать должнику чтобы вернул долг