Как правильно написать график работы аптеки

График работ — это документ, с помощью которого распределяется время труда и отдыха сотрудников в течение определенного периода для рационального использования трудовых ресурсов. Его применяют на непрерывных производствах, чтобы не превысить нормальную продолжительность отработанного месяца, квартала или года.

Что собой представляет график работ

Про режим или расписание работы обычно ведут речь в контексте статьи 103 ТК РФ, когда продолжительность производственного процесса превышает нормальную продолжительность трудовой деятельности (8 часов в течение дня и 40 часов в течение недели).

Возьмем металлургический комбинат, который функционирует круглосуточно.

Литейщикам или крановщикам прокатного стана необходимо постоянно обслуживать технологические процессы. И для них руководству придется подготовить график сменности, когда первая, вторая и третья смены, перекрывая друг друга, обеспечивают непрекращающийся технологический процесс изготовления продукции. Режим работодатель разрабатывает самостоятельно и утверждает локальным нормативным актом.

Но, к примеру, бухгалтеру нет смысла присутствовать на предприятии в течение 24 часов. Для него и остальных административных сотрудников устанавливают односменный режим — пятидневку с двумя фиксированными выходными.

Составлять регулярно график дежурств — прерогатива руководителей подразделений, которые обязаны планировать деятельность своих подчиненных и вести учет отработанного ими времени постоянно. Для этого разрешается распечатать шаблон графика дежурств на месяц и заполнить его вручную. Другой вариант — заполнять на компьютере в Excel или другой программе.

Бланк графика дежурств на месяц

Для тех, кто работает на пятидневке или шесть дней в неделю, график не требуется, режим работы для таких сотрудников указывается в их трудовых договорах. Все, что необходимо работодателю, — это осуществлять учет их рабочего времени.

Какие бывают

В разговорах о том, какие бывают графики работы, встречаются следующие формулировки:

  • скользящий;
  • гибкий;
  • индивидуальный;
  • свободный и пр.

Однако все эти выражения относятся к учету рабочего времени, а не к сменному режиму деятельности, в том числе при трудоустройстве вахтовым методом. Таким образом, режим бывает:

  • постоянным — при пятидневной или шестидневной рабочей неделе с фиксированными или скользящими выходными днями;
  • сменным — когда профессиональная деятельность осуществляется в очередности, установленной нормативным актом работодателя.

Чем сменный отличается от обычного

Обычный

Работник трудится в строго отведенное время: с понедельника по пятницу с девяти утра до шести вечера с перерывом на обед с 13:00 до 14:00 ч. В этом случае каждый день, каждый месяц и весь год работник приходит и уходит в одно и то же время. Для такой категории работников на предприятиях существуют готовые таблицы для заполнения графика работы в установленных временных рамках. Но подходит такое расписание только тем работодателям, у кого нет технологической и производственной необходимости выполнения задач за нормальными временными рамками. Как следствие, у организации отсутствует необходимость вести суммарный учет времени персонала, поскольку нормальная продолжительность рабочей недели сотрудников не превысит 40 часов, что соответствует требованиям законодательства.

Сменный

Чтобы понять, как сделать график работы на месяц в Excel (или любой другой программе), вспомните наш пример про металлургический комбинат. У работодателя в силу его производственных и технологических особенностей (непрерывное производство или оказание услуг населению) есть необходимость выполнять профессиональную деятельность либо круглосуточно, либо в течение времени, которое значительно превышает нормальную продолжительность (40 часов человек может отработать всего за несколько дней, а не за неделю), в связи с чем устанавливается сменность работников.

Для чего он нужен на предприятии

Законодательство обязывает работодателя:

  • с одной стороны, создавать для всех сотрудников одинаковые условия труда;
  • с другой стороны, исключить дискриминацию по любым признакам.

Этот документ позволяет одновременно обеспечить:

  • нормальное функционирование предприятия (если технологические и иные условия этого требуют);
  • соблюдение требований законодательства при превышении нормальной продолжительности рабочего времени.

Поэтому работодатель и организует поочередные смены: тот, кто трудился сегодня в утреннюю смену, завтра трудится в дневную, потом у человека выходной. Потом он пойдет в ночь и после этого опять получит выходной. Затем опять в день и т. д. Исключений нет ни для кого, кто занят в этом режиме. Вот пример, как выглядит график работы на месяц в виде таблицы с днями недели в Эксель для трехсменной работы.

Образец заполнения графика работы

Другой пример — режим работы в магазине, руководство которого установило сменный режим для четырех продавцов. Время работы объекта — с 9:00 до 21:00 ч, ночью магазин не работает.

Образец заполнения графика работы при сменном режиме

Расчет времени работы

Чтобы рассчитать норму работы на определенное время, потребуется:

  1. Определить учетный период.
  2. Утвердить его нормативным актом, закрепить его в правилах внутреннего трудового распорядка.
  3. При расчете сменности каждому работнику необходимо отработать положенную норму часов и дней в соответствии с производственным календарем.

Графики сменности рассчитывают онлайн или в специальных программах (1С и др.). Главное, чтобы он существовал и работники были с ним ознакомлены.

За учетный период разрешено принимать один месяц, квартал, полугодие или год. Максимальная продолжительность этого периода — один год, а для персонала, трудящегося во вредных или опасных условиях, — три месяца.

Продолжительность рабочего времени в учетный период не должна отличаться от показателей, установленных производственным календарем.

Так, если за учетный период принимается один месяц, то работники, к примеру, в марте не должны работать больше:

  • 175 часов при 40-часовой неделе;
  • 157,4 часа при 36-часовой неделе;
  • 104,6 часа при 24-часовой неделе.

Кроме того, количество рабочих дней в марте — не более 22, а количество выходных — не менее 9.

Потому рекомендуется брать период не меньше трех месяцев (одного квартала). Такой учетный период позволяет гибко регулировать деятельность подчиненных.

Например, при учетном периоде, равном одному кварталу (возьмем первый квартал 2022 года):

  • 57 рабочих дней;
  • 33 выходных и праздничных.

Рабочее время составляет при:

  • 40-часовой неделе — 454 часа;
  • 36-часовой неделе — 408,4 часа;
  • 24-часовой неделе — 271,6 часа.

Поэтому если:

  • в январе 2022 года работники трудились в рамках производственного календаря 16 дней и 128 часов;
  • а в феврале персонал отработал 21 день и 167 часов, что больше, чем по норме, —

то в марте, чтобы выйти на расчетную норму рабочих дней и часов за учетный период, работодателю придется сократить рабочее время сотрудников на два рабочих дня и 16 рабочих часов.

Иначе придется платить работникам дополнительные деньги, и немалые.

Начинающим разобраться, как составить график дежурств на месяц в виде таблицы, несложно, поскольку это делается даже онлайн, при помощи Google Docs. Создав копию этого файла, вы сможете формировать смены в режиме реального времени.

Являются ли сведения о режиме работы бесспорным правом клиента? Можно ли не уведомлять посетителей об изменениях в режиме работы на время праздничных дней? Позволяется ли при желании просто закрыть магазин и уйти отдыхать домой? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в этой статье, также вы увидите пример оформления режима работы магазина.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

  • Кто и как устанавливает график?
  • Требования к вывеске
  • Что обязательно должно быть на табличке?     Как правильно указать время и дни работы?     Требования к внешнему виду     

  • Где должна быть размещена табличка?
  • Как оформить изменения?
  • В режиме работы     В данных организации     Временные изменения на праздничные дни    

  • Ответственность за неправильное оформление вывески или ее отсутствие
  • Что будет за нарушение графика?

Кто и как устанавливает график?

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О Защите прав потребителей» организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица и другие организации, занимающиеся обслуживанием потребителей – устанавливают режим работы самостоятельно.

Рабочее время для государственных и муниципальных учреждений торговли, бытового и иных видов обслуживания определяется органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Требования к вывеске

Установлены ст. 9 ФЗ «О Защите прав потребителей».

Предоставление достоверных сведений о режиме работы является обязанностью магазина (организации). В случае отклонения от установленного графика работы (плановый санитарный или сокращенный предпраздничный день, ремонт и др.) информация доводится до покупателей заблаговременно.

Что обязательно должно быть на табличке?

К необходимой информации относится:

  • организационно-правовая форма;
  • наименование организации;
  • часы работы;
  • информация о перерывах и выходных днях;
  • адрес места нахождения.

Существуют отдельные виды деятельности, на осуществление которых необходимо иметь лицензию. Номер и срок действия такого документа также указывается на табличке.

Индивидуальные предприниматели указывают на входной табличке:

  • номер и дату свидетельства ОГРНИП;
  • наименование налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете.

Можно указать в качестве дополнительной информации номер телефона организации, но не стоит перегружать излишними сведениями.

Сведения, относящиеся к государственной регистрации, виду деятельности и лицензировании могут быть указаны как на вывеске, так и в уголке потребителя.

Как правильно указать время и дни работы?

Жестких требований на этот счет законодательством не установлено. Необходимо расписать график работы, выделить выходные дни (если они есть). В случае беспрерывного режима достаточно будет написать слово «круглосуточно».

Требования к внешнему виду

В некоторых городах постановлением правительства могут быть установлены свои условия к внешнему виду вывески в целях сохранения общего архитектурного стиля города. В зависимости от арендуемого помещения, может потребоваться согласование. На старинном здании будет совершенно неуместно выглядеть вывеска в современном стиле.

Информационные таблички могут быть изготовлены из любого материала или выполнены методом нанесения трафаретной печати на двери или стекле витрины. Магазины, расположенные в торговом центре могут напечатать график работы на листе А4 и повесить с внутренней стороны стеклянной двери. Допустимые размеры информационной вывески устанавливаются постановлениями администрации города.

Стандартные размеры в Москве установлены Постановлением Правительства от 25.12.2013 № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве»:

  • высота – не более 0,40 м;
  • длина – не более 0,60 м;
  • высота знаков в тексте – не более 0,10 м.

Допускается:

  1. размещение на табличке с режимом работы зарегистрированного товарного знака или декоративных элементов;
  2. использование внешних источников света с соблюдением установленных норм.

Конструкция вывески носит информативный характер. При установлении вывески необходимо учитывать положения закона «О рекламе».

Штрафы за нарушение согласно ст. 14.37 КоАП РФ:

  • ИП (от 3 000 до 5 000 рублей);
  • ООО (от 500 000 до 1 000 000 рублей).

Для размещения рекламных материалов необходимо получить разрешение. Законом не установлено четкой разницы между обычной и рекламной вывеской.

Ниже вы увидите образец вывески режима работы магазина:

Где должна быть размещена табличка?

Требования к размещению табличек в местах торговли в различных регионах могут отличаться, но в целом все равняются правилам, установленным правительством Москвы.

  1. Информация располагается в поле зрения посетителей непосредственно в местонахождении организации с правой или с левой стороны от входа.
  2. Расстояние от земли до верхнего края не должно превышать 2 м.
  3. Не допускается размещение табличек в окнах.
  4. При наличии на дверях входных групп вывески и таблички располагаются на данных дверях входных групп в один ряд на едином горизонтальном или вертикальном уровне.

Как оформить изменения?

В режиме работы

Необходимо издать приказ об изменении правил трудового распорядка. На вывеске можно заклеить измененные данные или напечатать дополнительный лист о новом графике работы. Нарушением это являться не будет.

В данных организации

Следует заменить старую табличку на новую. Но даже если этого не сделать, а просто заклеить и поверх написать новое название – это не будет являться нарушением, так как регламентирующего закона на этот счет не существует. В данном случае не нарушается пункт ФЗ «О защите прав потребителей» о получении достоверной информации потребителями.

Временные изменения на праздничные дни

В целях недопущения нарушения прав потребителей необходимо заранее повесить дополнительный лист с измененным режимом.

Ответственность за неправильное оформление вывески или ее отсутствие

Согласно п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, за нарушение требований, установленных российским законодательством, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа:

  • на должностных лиц – от 500 до 1 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

Что будет за нарушение графика?

  1. Придется понести административную ответственность и заплатить штраф в соответствии со ст. 14.8 КоАП «Нарушение иных прав потребителей».
  2. Потребитель имеет право предъявить доказательства и потребовать возмещение причиненных убытков.
  3. Покупатели могут подать жалобу в Роспотребнадзор на основании нарушения ст. 8, 10, 12 ФЗ «О защите прав потребителей».

Вывеска – первая визитная карточка организации. Она должна быть доступна в круглосуточном режиме для клиентов. Необходимо уделять должное внимание ее оформлению и следовать установленному на ней порядку, чтобы не возникало лишних проблем со стороны закона.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!

Читатели «Катрен-Стиль» часто интересуются темой аптечных вывесок, например, тем, может ли на них быть отражена дополнительная информация, например, о ближайшей/дежурной аптеке или о товарах, которые можно приобрести в данной аптеке. Проблема отнюдь не праздная — здесь неправильный шаг влево или вправо чреват привлечением к административной ответственности согласно статье 14.3 КоАП и другим нормами законодательства, устанавливающим ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Не говоря уже о возможных штрафах за нарушение или грубое нарушение лицензионных требований.

Каким должно быть лицо

Вывеска — лицо аптеки. Каким оно должно быть — этот вопрос регулируется несколькими нормативными правовыми актами. Начнем со свежего и наиболее актуального — имеются в виду «Правила надлежащей аптечной практики…» приказа Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н. Пункт 22 Правил НАП определяет, что вывеска субъекта розничной торговли лекарственными препаратами должна содержать следующую информацию:

  • вид данной аптечной организации на русском и национальном языках, то есть одну из трех надписей: «Аптека», «Аптечный пункт», «Аптечный киоск». Из этого следует, что если у вас аптечный пункт, то заказывать вывеску с надписью «Аптека» неправильно, ее вывешивание является нарушением;
  • полное и сокращенное (в случае, если второе имеется) наименование, в том числе фирменное наименование субъекта розничной торговли, а также его организационно-правовая форма. Фирменное наименование — это уникальное словесное (чаще всего) обозначение того или иного участника рынка, по сути, его торговая марка, бренд. Оно регулируется статьей 1473 Гражданского кодекса РФ;
  • режим работы.

Тема вывесок регулируется также пунктом 1 статьи 9 «Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)» Закона «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2300–1). Он настолько лаконичен, что лучше его процитировать: «Продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске». Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…» почти точь‑в‑точь повторяет данный пункт, поэтому уделять ему отдельное внимание излишне.

При сравнении этих положений сразу бросается в глаза, что в НАП почему‑то отсутствует норма о том, что на вывеске должна присутствовать информация о местонахождении (адресе) данного аптечного объекта. Возможно, ее просто «забыли перенести» из Закона «О защите прав потребителей» и Постановления № 55.

В любом случае адрес на вывеске должен быть указан, иначе это может быть квалифицировано как нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о продавце. Согласно пункту 1 статьи 14.8 КоАП РФ, это влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на юридических лиц — от 5000 руб. до 10 000 руб., на должностных лиц — от 500 руб. до 1000 руб.

Ну и в заключение данной главы еще два положения из пункта 22 Правил НАП. Если аптечный объект работает и в ночное время, то он должен иметь освещенную вывеску с информацией о работе в эти часы. А если объект расположен внутри здания, то его вывеска должна находиться на наружной стене этого здания. В тех случаях, когда это невозможно, Правила НАП допускают установку указателя, который должен содержать тот же объем информации, которая обязательна для вывески.

Вывеска — не реклама

Когда‑то давно предприниматели, в том числе и аптекари, для привлечения внимания максимального числа потенциальных покупателей к своей продукции и услугам отображали на вывесках не только названия своих предприятий, но и всё, что считали нужным. Эти времена прошли. Теперь законодательство проводит границу между информированием и рекламой. Проблема включения в содержание вывески дополнительной, не предусмотренной упомянутыми выше нормативными правовыми актами информации состоит в том, что есть риск нарушить рекламное законодательство.

Согласно подпункту 2.5 статьи 2 Закона «О рекламе» (от 13.03.2006 № 38‑ФЗ), этот закон не распространяется на вывески и указатели при условии, что они не содержат сведений рекламного характера. Далее процитируем определение рекламы из статьи 3 данного Закона — это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с распространением любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Ну а объект рекламирования в данном случае — это не только товар, но и его продавец.

Из сопоставления данных норм вытекает, что вывеска аптечного объекта не должна содержать изображения конкретных лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента, а также их наименований. Если аптечная организация хочет это сделать, она должна заказать отдельную рекламную конструкцию.

Тирамису и венские булочки

Рассмотрим другую вероятную ситуацию. Предположим, руководитель аптечной организации считает целесообразным, чтобы на вывеске его объекта было не только написано слово «Аптека» (или «Аптечный пункт»), но и отражены виды/группы товаров, которые можно приобрести в данной аптеке.

Вопрос весьма актуальный, поскольку многие собственники и управляющие ищут пути увеличения выручки за счет расширения продаж нелекарственного ассортимента. Ведь группы товаров — это не конкретные наименования; при первом рассмотрении это не выглядит откровенной рекламой, во всяком случае рекламой конкретных единиц продукции.

Поясним на примерах из продовольственного ритейла: можно написать на вывеске «Пивная», а можно — «Пиво. Воды»; можно лаконично — «Кондитерская», а можно развернуто — «Хлеб. Булочки. Пирожное. Торты. Круассаны» и т. п. Ведь «Булочки» — это не конкретная булочка — например, венская, а «Пирожное» — это пирожное вообще, не только тирамису.

ФАС поясняет

К счастью, данный вопрос поясняет письмо Федеральной антимонопольной службы от 28.11.2013 № АК/47658/13. Это ведомство провело системный анализ норм российского законодательства — в том числе процитированных выше положений Закона «О рекламе», а также части 3 статьи 455 Гражданского кодекса, согласно которой «условие договора купли-продажи… считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товаров».

На основании этого ФАС пришла к следующему выводу: объектом рекламирования может быть тот товар, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, подчеркивается в письме, «реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре». Получается, что неконкретная информация, например информация о группе товаров, это просто информирование потребителя, и ничего более.

Из пояснений ФАС следует, что если вывеска аптечного объекта содержит названия групп товаров или их изображения без индивидуализирующих признаков — например, словосочетания/слова «Медицинские изделия», «Тонометры», «Оптика», «Косметика» или изображение тонометра вообще (а не конкретной марки) — то такие надписи и изображения не должны быть признаны рекламными.

При этом ФАС оговаривает, что порядок распространения субъектами розничной торговли такой информации может регулироваться также каким‑нибудь актом органа местного самоуправления, касающимся правил благоустройства территории. Так что, помимо пояснений ФАС, поинтересуйтесь нормами местного законодательства, если таковые на данный счет имеются.

Поздний час

Лекарства — такой продукт, который может понадобиться внезапно и срочно в самое неурочное время. Ну или можно банально забыть их приобрести днем. Тогда человек идет к дверям ближайшей аптеки, а она, к сожалению, уже закрылась. Приходится искать еще одну ближайшую или дежурную.

Это типичная ситуация, которая повторяется ежедневно, миллионы раз. Именно для таких случаев в законодательствах многих стран мира — где‑то на государственном, а где‑то на местном уровне — существуют нормы, которые обязывают аптеки вывешивать снаружи информацию о ближайшей (или) дежурной аптеке. Это часть социальной заботы отрасли о потребителях, важный элемент оказываемой аптечной системой лекарственной помощи. Иными словами, с профессиональной точки зрения эта информация необходима на вывеске, и точка.

Но «необходимо» и «можно» — это два разных слова. Читатели «Катрен-Стиль» спрашивают, не будет ли нарушением наличие на вывеске сведений о ближайших и дежурных аптеках? Вопрос вполне логичный, ведь такая информация не предусмотрена ни одним из упомянутых выше нормативных правовых актов, регулирующих тему вывесок.

То ли еще бывало

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала вновь заглянем в статью 2 Закона «О рекламе». Из нее следует, что:

  • информация, распространение или доведения до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом (подп. 2.2);
  • справочно-информационные материалы, не имеющие основной целью продвижение товара на рынке (подп. 2.3);
  • объявления физических и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (подп. 2.6)

не являются рекламой.

Начнем с первого пункта: имеется ли в федеральных законах норма об обязательности наличия на аптечной вывеске адресов близлежащих и дежурных аптек? Нет. Она когда‑то присутствовала в Отраслевом стандарте «Правила отпуска лекарственных средств в аптечных организациях», но он приказал долго жить. К тому же он не являлся законом. А в пришедших на смену ОСТу Правилах НАП, как было показано выше, о близлежащих и дежурных аптеках не сказано ни слова.

Можно ли наличие таких адресов на аптечной вывеске считать справочно-информационными материалами или объявлениями, не связанными с предпринимательством (о чем говорится в подп. 2.3 и 2.6)? Полагаю, что да. И всё же в нашем четырежды безумном мире нельзя исключать, что у проверяющего может быть противоположная точка зрения. Например, он может счесть, что такие сведения являются рекламой этих самых близлежащих аптек. Хотя, подчеркнем еще раз, трудно себе представить, что проверка может придраться к информации, имеющей столь важное социальное значение. Но то ли еще бывало.

Выводы следующие: действующее законодательство не позволяет с полной ясностью ответить на вопрос, является ли присутствие на аптечной вывеске адресов близлежащих и дежурных аптек нарушением законодательства о рекламе. Вероятность отрицательного ответа на него приближается к 100 %-ному показателю, но не достигает его. Вообще, данный вопрос логичнее регулировать местными актами, мелковато для федерального уровня. Ну а тем, кто работает над внесением изменений и дополнений в Правила НАП, возможно, следует внести в них норму о наличии на аптечной вывеске адресов близлежащих и дежурных аптек.

  • Телефоны

    • Киевстар:
      +38 (067) 322-61-64

    • Vodafone:
      +38 (050) 315-23-33

    • Lifecell:
      +38 (093) 170-41-51

    • Украина

      • Украина
        • Киев
        • Харьков
        • Днепр
        • Запорожье
        • Одесса
        • Львов
      • Болгария
      • Словения

    • Русский

      • Українська

    • Вход

    Шаблон таблички на двери с графиком работы аптеки

    Информация о шаблоне:

    Бесплатный шаблон прозрачной таблички режима работы для аптеки. Создайте макет своими руками в онлайн-конструкторе табличек.

    • ID: 61226
    • Дизайнер: Iryna Dmytruk
    • Создан:28.05.2021

    Похожие шаблоны

    • Вход

    • Регистрация

    Согласно приказу Минздрава РФ №80 «Об утверждении Отраслевого стандарта» к оформлению аптечной вывески выдвигаются особые требования. Аптека должна указать на вывеске:

    • Вид организации на русском и национальных языках: «Аптека», «Аптечный пункт», «Аптечный киоск»;
    • Организационно-правовую форму деятельности и форму собственности;
    • Фирменное наименование;
    • Местонахождение, которое указано в учредительных документах;
    • Режим работы;
    • Адреса и телефоны ближайших или дежурных аптек.

    Кроме этого, название вида аптечной организации необходимо выполнить таким шрифтом, чтобы надпись можно было различить в любое время суток с расстояния 25 метров. Если аптека работает в ночное время, то на освещенной вывеске необходимо указать режим работы в ночное время и сделать для посетителей специальный звонок для вызова работников аптечной организации в ночное время.

    В связи с тем, что этот отраслевой стандарт был отменен, владельцы аптек должны ориентироваться на требования следующих нормативных документов:

    • Закон РФ «О защите прав потребителей» — продавец обязан проинформировать потребителя о фирменном наименовании своей организации, ее адресе, режиме работы. Все эти данные должны быть размещены на вывеске.
    • Постановление Правительства РФ №55 – продавец обязан донести информацию о своем наименовании, адресе и режиме работы потребителю на вывеске.

    apteka2

    Если на Вашей вывеске есть только вышеперечисленная информация, то она принадлежит к числу информационных конструкций и на нее не распространяется действие закона РФ «О рекламе». В законе РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также указано, что органы местного самоуправления имеют полномочия утверждать схемы размещения, выдавать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Также органы местного самоуправления имеют право разрешить разместить на вывеске организации какую-либо дополнительную информацию.

    Просмотров: 108 344

    Работодателю необходимо составлять график работы для сотрудников предприятия. Это необязательно для пятидневки, но при сменном распорядке график необходим. Рассказываем, как правильно его составить при различной продолжительности смен.

    В кадровом делопроизводстве существуют два сходных по звучанию, но разных по смыслу понятия: график работы (планируемый) и график учета рабочего времени, или табель, составляемый по окончании месяца (с его помощью подводятся итоги). Определимся с базовыми понятиями, рассмотрим, как составить график дежурств на месяц в виде таблицы, как оплачивать работу в различных режимах.

    В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. Планирование и учет рабочего времени, отработанного каждым сотрудником, организует работодатель. Обычно для такого учета пользуются унифицированными формами Т-12 или Т-13.

    Когда оформляют графики

    Если в организации для всех сотрудников принят единый режим рабочего времени (40-часовая рабочая неделя (пятидневка) с двумя общими выходными), то такой документ оформлять не нужно. Ниже приведены ситуации, когда необходимо ввести расписание труда и учет рабочего времени сотрудников на предприятии:

    • ненормированное рабочее время (ст. 101 ТК РФ);
    • работа в режиме гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ);
    • сменный режим работы (ст. 103 ТК РФ);
    • суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ);
    • разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ).

    В этих случаях график работы на месяц в виде таблицы с днями недели в Эксель или другой удобной программе составляется с целью контроля за соблюдением нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие, но не более одного года). На основании данных по каждому сотруднику за определенный учетный период происходит начисление заработной платы, в том числе с учетом часов переработки или недоработки.

    Продолжительность учетного периода устанавливается каждой организацией самостоятельно. Следует учитывать, что месяц целесообразно устанавливать как учетный период, если работник ежемесячно работает количество часов, соответствующее нормальной продолжительности рабочего времени, либо больше часов, чем это предусмотрено нормой (т. е. изначально заложены сверхурочные часы). Это позволит ежемесячно определять количество сверхурочных часов и производить соответствующую доплату.

    Если по графику работника видно, что в некоторых месяцах он работает больше часов, а в некоторых меньше, чем следует по норме, то справедливо, чтобы переработка в одном месяце компенсировалась недоработкой в другом. В этом случае поможет не какая-то универсальная формула, как составить график сменности, чтобы не было переработок (ее не существует), а установка продолжительности учетного периода более одного месяца. Количество месяцев в учетном периоде следует установить так, чтобы сумма рабочих часов по учетному документу совпала с нормой рабочего времени. Определение количества сверхурочных часов производится не помесячно, а один раз за весь учетный период.

    Виды рабочих графиков

    Рассмотрим подробнее образцы, какие бывают графики работы, чем отличаются гибкий график, ненормированный рабочий день, сменный режим, суммированный учет рабочего времени и раздробленный рабочий день.

    Гибкий

    Гибкий рабочий режим предполагает самостоятельное регулирование сотрудниками начала и окончания длительности смены. Важно отработать конкретное количество часов, установленное для определенного учетного периода.

    Ненормированное рабочее время предусматривает периодическое привлечение к трудовым обязанностям за пределами стандартного трудового дня. Перечень должностей с таким временем работы закрепляется коллективным договором или внутренними правилами организации.

    Сменный

    Сменная работа предусматривает работу в две, три или четыре смены в течение суток. Такой режим нужен, когда продолжительность рабочего цикла превышает норму для одного человека. В этом случае сотрудники сменяют друг друга.

    В компаниях составляются графики на месяц по шаблону, представленному ниже.

    Пустой бланк графика дежурств на месяц

    Локальный акт утверждается руководителем предприятия. Работники должны подтвердить факт ознакомления и согласия с работой по утвержденному распорядку, поставив подписи.

    Дополнительно: что такое сменный график и как его составить

    Суммированный учет

    Суммированный учет рабочего времени позволяет засчитывать более продолжительные сроки работы. Суть в том, что средняя продолжительность труда в течение дня должна равняться норме за конкретный период — неделю, месяц, квартал, год.

    Допустим, в неделю надо отработать 40 часов, смену же допустимо установить и 12 часов, и сутки. Так нередко работают продавцы в круглосуточных магазинах, сторожи, уборщики. Сейчас в ТК РФ не регулируется продолжительность перерыва между двумя 12-часовыми сменами, но ранее при распределении нагрузки учитывали рекомендации Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 24.09.1929, предписывавшие установить перерыв между 12-часовыми сменами не менее двойной продолжительности рабочего времени накануне, то есть не менее 24 часов. Сейчас это постановление утратило силу, но некоторые ведомственные нормативные документы содержат подобные условия. Например, в Приказе Министерства обороны РФ № 541 от 30.12.2001 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» сказано:

    Распорядок для 12-часовых смен

    Покажем на конкретном примере, как правильно составить график работы при 12-часовом рабочем дне на 4 сотрудников. В образце использованы условные обозначения:

    • У — работа с 07:00 до 19:00;
    • В — вечерняя смена с 19:00 до 07:00;
    • * — выходной день.

    График работы на апрель

    Предложенный пример универсальный, такой образец режима работы используют в магазинах, на складах, в транспортных компаниях, охранных агентствах.

    Еще один образец для случаев, когда работа строится по графику 2 через 2 дня:

    График 2/2

    Дополнительно: график работы «2 через 2»

    Разделение дня на части

    Разделение трудового дня на части допускается в соответствии с нормативным локальным актом организации и с учетом мнения профсоюза. День делится на части перерывом, который не оплачивается. Такой распорядок используется в торговле, компаниях, занимающихся транспортными перевозками, госучреждениях.

    Читайте также: что такое скользящий график работы

    Как заполняется табель учета времени

    Существуют две унифицированные формы: Т-12 и Т-13. Разница между ними заключается в том, что форму Т-12 заполняют только вручную или в текстовом редакторе, в ней есть специальный раздел для расчета зарплаты. Табель Т-13 допустимо заполнять с помощью специализированных компьютерных программ и систем контроля доступа, которые используются в целях учета присутствия сотрудников на рабочих местах. Такой шаблон графика дежурств для дальнейшего учета не содержит блока для расчета зарплаты, она подлежит расчету в других документах.

    Табель учета рабочего времени является первичным документом, на основании которого начисляется заработная плата, выплаты с нее и принятые в организации доплаты. Поскольку перечисленные выплаты уменьшают налог на прибыль организаций или налогооблагаемый доход при УСНО, документ следует закрепить в качестве первичного в учетной политике организации. Пользоваться унифицированной формой с 01.01.2013 необязательно. Важно закрепить собственный вариант формы в учетной политике и проследить, чтобы в нем содержались все необходимые реквизиты, обязательное наличие которых в первичных документах установлено законом 402-ФЗ.

    Табель составляется в одном экземпляре лицом, уполномоченным следить за контролем рабочего времени по всей организации или в отдельном структурном подразделении. Перечень лиц, подписывающих его, устанавливается внутренним распорядительным актом организации. В конце каждого месяца заполненный табель передается в бухгалтерию.

    Рассмотрим порядок заполнения табеля на примере формы Т-13.

    Пошаговая инструкция по оформлению

    Шаг 1. Оформляем шапку

    В шапке обязательно указывается наименование организации и структурное подразделение (при контроле рабочего времени в структурных подразделениях). Порядковый номер присваивается в соответствии с принятой в организации нумерацией. Дата составления и отчетный период указываются обязательно как реквизиты первичного документа.

    Шапка табеля учета рабочего времени

    Шаг 2. Заполняем графы 1–3

    Графа 1, содержащая порядковый номер, заполняется по количеству сотрудников в табеле. Графы 2–3 содержат идентификационные сведения о каждом работнике: ФИО, должность и табельный номер.

    Графа 1 формы Т-13

    Шаг 3. Заполняем графы 4–6

    Графа 4 содержит отметки о явках и неявках на работу по каждому числу в соответствующем месяце. В приведенном примере табеля за февраль 2023 года 28 дней, поэтому и ячеек для заполнения данных 28. Для этой информации в таблице четыре строки (по две на каждую половину месяца).

    В верхней строке каждой половины месяца ставятся буквенные обозначения причин явок и неявок (буквенное соответствие причин представлено на титульном листе формы Т-12) — это коды явок и неявок к графику рабочего времени. Расшифровка кодов дана в файле в конце статьи.

    Отметки, объясняющие причины неявок на работу, отметки о работе в режиме неполного или за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и другие делаются на основании документов: листка нетрудоспособности, справки о выполнении государственных или общественных обязанностей, письменного предупреждения о простое, письменного согласия работника на сверхурочную работу в случаях, установленных законодательством и др.

    Под буквенным обозначением проставляется числовой показатель, равный количеству фактически отработанных каждым сотрудником часов и минут.

    Графы 5 и 6 содержат суммарный показатель отработанного каждым сотрудником времени за каждую половину месяца в часах, минутах и днях (графа 5) и за весь месяц (графа 6) в часах, минутах и днях.

    Пример учета явок и выходных

    Шаг 4. Заполняем графы 7–9

    Графы 7–9 в форме Т-13 заполняются при использовании автоматизированной системы учета. Необходимо принимать во внимание следующие особенности:

    • если всем работникам организации начисление зарплаты происходит только по одному виду оплаты труда и с использованием одного корреспондирующего счета, то показатели «Код вида оплаты» и «Корреспондирующий счет» можно ставить над графами 7, 8 и заполнять только графу 9 — на суммовой показатель отработанных дней и часов (в скобках) по каждому сотруднику;
    • если начисления производятся по нескольким видам оплаты (от 2 и более) и с использованием нескольких счетов бухгалтерского учета, то графы 7 и 8 заполняются соответствующими данными, а в 9 отражается суммовой показатель отработанных дней и часов (в скобках) по каждому сотруднику;
    • дополнительный блок с аналогичными графами предусмотрен на случай, если количество видов оплаты труда превысит 4.

    Заполнение графика Т-13

    Шаг 5. Заполняем графы 10–13

    Приводится информация о неявках за учетный период по соответствующим кодам в днях и часах (указывается в скобках). Два блока предусмотрены на случай, если количество причин неявок превысит 4.

    Коды неявок в табеле

    Следует помнить, что в табель не включаются лица, работающие по гражданско-правовым договорам. Табель ведут одним из двух способов, который организация фиксирует в учетной политике:

    • сплошным способом, то есть регистрировать все явки и неявки на работу;
    • способом учета отклонений, то есть регистрировать только отклонения (неявка на работу, опоздание, сверхурочные часы и т. д.).

    По окончании месяца табель подписывают ответственные лица, перечень которых установлен в нормативном акте организации, и передают в бухгалтерию для начисления зарплаты и других выплат.

    Подробнее: условные обозначения и коды в табеле учета рабочего времени

    Образец графика дежурств

    Если в организации зарплата за первую половину месяца (аванс) начисляется за фактически отработанное время, то табель разрешено составлять отдельно за первую и вторую половины месяца.

    Дополнительно: заработная плата — когда выплачивается и в каких формах

    Сроки хранения и ответственность за отсутствие

    Предусмотрены следующие сроки хранения графика учета:

    • как первичный документ в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ — 5 лет;
    • как первичный документ в целях бухучета — 5 лет (закон 402-ФЗ);
    • как кадровый документ и документ для оплаты труда — не менее 5 лет, а при тяжелых, вредных или опасных условиях труда — не менее 75 лет (приказ № 558 от 25.08.2010).

    Ответственность за отсутствие:

    • в соответствии со ст. 120 НК РФ отсутствие его как первичного документа повлечет наложение штрафа в размере от 10 000 до 40 000 руб. и отказ в признании расходов при исчислении налога на прибыль затрат на оплату труда;
    • в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за несоблюдение трудового законодательства для организаций установлен штраф в размере от 30 000 до 70 000 руб., а для руководителей и лиц без образования юрлица — от 1000 до 20 000 руб.

    Рабочий день длится 8 часов, а неделя должна укладываться в 40. Но в аптеках смены обычно более длинные, случаются и суточные дежурства. Законом предусмотрены специальные правила для таких случаев.

    Компании имеют право устанавливать смены более 8 часов, однако ограничения количества часов в рабочей неделе остаются в силе. И если не удается соблюсти существующие нормы рабочего времени на протяжении семи­дневки, то необходимо уложиться в них в течение более продолжительного учетного периода (месяц, квартал или год). Соответствующий механизм, предусмотренный ст. 104 ТК РФ, называется суммированным учетом рабочего времени.

    Как правильно пользоваться им и какие нюансы необходимо при этом учесть? Предлагаем пошаговый алгоритм, который позволит избежать наиболее распространенных ошибок.

    Шаг 1. Меняем правила внутреннего трудового распорядка

    В соответствии с ч. 4 ст. 104 ТК РФ введение суммированного учета рабочего времени должно быть отражено в Правилах внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР). В документе необходимо указать, на какие категории сотрудников (например, провизоров, фармацевтов, фасовщиков и т.д.) он распространяется. Обязательно должен быть отражен учетный период. Иначе у работодателя могут возникнуть осложнения – например, суд может не поверить ему на слово, что учетный период у него составляет месяц1. Согласно ст. 68 ТК РФ работники должны быть ознакомлены с изменениями в ПВТР под роспись.

    NB! Трудовым законодательством установлено общее ограничение для размера учетного периода – 1 год. Но для некоторых категорий работников действуют специальные правила. Например, при наличии вредных условий труда учетный период не должен превышать 3 месяцев (ч. 2 ст. 104 ТК РФ), аналогичное ограничение распространяется и на водителей, если они есть в штате (приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15).
    Шаг 2. Издаем приказ о введении суммированного учета

    В нем должны быть отражены дата введения изменения и должности работников, которых оно коснется. Также необходимо обозначить, кто из сотрудников и на каком этапе отвечает за внедрение новых правил.

    Например:

    • заведующей аптекой – обеспечить своевременное составление графиков работ и ознакомление с ними работников
    • бухгалтеру – производить оплату труда сотрудников, работающих по графику с суммированным учетом рабочего времени, в соответствии с действующим трудовым законодательством
    • заведующей аптекой – подготовить проекты дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками.
    Шаг 3. Оформляем дополнительные соглашения с работниками

    Введение суммированного учета рабочего времени связано с изменением условий трудовых договоров. Его необходимо задокументировать, оформив дополнительные соглашения к трудовому договору с согласия работника (ст. 72 ТК РФ). Если он не согласен, внести изменения в трудовой договор возможно лишь при наличии оснований и в соответствии со ст. 74 ТК РФ (уведомление за 2 месяца, предложение вакансий). Второй вариант – уволить несогласных по п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ с выплатой двухнедельного пособия.

    Шаг 4. Составляем графики работы

    Порядок формирования графиков работ при суммированном учете рабочего времени специально не урегулирован законодательством. Возможные споры обычно разрешаются судом на основании требований к графикам сменных работ, которые сформулированы в ст. 103 ТК РФ2.

    Если сотрудники аптеки работают более 8 часов в день или более 40 часов в неделю - вам необходимо вводить суммированный учет рабочего времени.

    Перечислим наиболее важные нормы

    1) График работ может составляться на любой период, законодательных ограничений нет.


    2) Работодатель может предусмотреть различные варианты работы: например, 12 часов по графику «два через два» или 24 часа по графику «сутки через трое». Максимальная продолжительность рабочей смены законодательно не установлена (письмо Роструда от 01.03.2007 № 474-6-0). Однако есть и исключения, например для водителей – до 10 часов согласно приказу Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается в ПВТР.


    3) Выходные предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно ПВТР (ст. 111 ТК РФ). Согласие на привлечение к работе в субботу, воскресенье и праздники не требуется. Оно необходимо, только если сотрудник привлекается на работу в его выходной по графику.


    4) Еженедельный отдых при работе по графику должен составлять 42 часа (ст. 110 ТК РФ).


    5) Продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и т.д.) не должна превышать нормального числа рабочих часов при стандартном  графике работы (8 часов в день/40 часов в неделю).

    NB! Для определения нормы рабочего времени за учетный период используется порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н.

    NB! Для определения нормы рабочего времени за учетный период используется порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н. Из учетного периода исключается время, в течение которого работник освобождается от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы: отпуск, временная нетрудоспособность, командировка и т.д. В этих случаях норма рабочего времени уменьшается на количество часов отсутствия (см. письмо Минтруда России от 25.12.2013 № 14-2-337).
    Шаг 5. Знакомим работников с графиком

    Согласно ст. 103 ТК РФ сменные графики доводятся до сведения сотрудников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. ТК РФ не содержит норм, определяющих срок и форму ознакомления с графиками работ при суммированном учете рабочего времени. Полагаем, что использование указанного в ст. 104 ТК РФ месячного срока позволяет снизить риск трудовых споров, это также подтверждается судебной практикой3. Если в процессе работы возникнет необходимость изменить графики конкретным сотрудникам, то это следует делать с их согласия. В противном случае изменения возможны только за месяц до начала периода, в котором они планируются.

    Как следует из наших примеров, обращение работников в суд с различными жалобами по поводу графиков работы – не редкость. Поэтому руководителям аптечных организаций необходимо обратить пристальное внимание на составление документов, регламентирующих учет рабочего времени.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Апелляционное определение Липецкого областного суда от 4.04.2016 г. по делу № 33-1006/2016. 2. Решение Переславского районного суда Ярославской области по делу № 2-251/2016 от 18.02.2016 года, Решение Серпуховского городского суда Московской области 28.10.2015 года по делу № 2-3216/2015). 3. См., например, Апелляционное определение от 30.09.14 по делу № 33-12674/2014.

    Юлия Жижерина

    Журнал «Российские аптеки» №10, 2017

    Вам могут понравиться другие статьи:

    Допуск и знаки о запрете входа в аптеку для посетителей с питомцами

    По закону

    Допуск и знаки о запрете входа в аптеку для посетителей с питомцами

    Посетители часто заходят со своими питомцами, в частности с собаками, игнорируя знаки о запрете входить в аптеку с домашними животными. В то же время у сотрудников аптеки аллергия на шерсть собак. …

    Подробнее

    Размер штрафа за проданный забракованный препарат

    По закону

    Размер штрафа за проданный забракованный препарат

    Подскажите, пожалуйста, размер штрафа за проданный забракованный препарат для сотрудника аптеки и юридического лица.

    Подробнее

    Иск в суд на аптеку из-за отказа в отпуске антипсихотического препарата без рецепта

    По закону

    Иск в суд на аптеку из-за отказа в отпуске антипсихотического препарата без рецепта

    Покупатель пришел в аптеку за антипсихотическим средством без рецепта, фармацевт не отпустила препарат, однако через несколько дней родственники покупателя решили подать в суд на аптеку, так как че…

    Подробнее

    Замена упаковки препарата из-за проблем с кодом в системе «Честный знак»

    По закону

    Замена упаковки препарата из-за проблем с кодом в системе «Честный знак»

    Покупательница приобрела препарат и тут же, проверив его с помощью мобильного приложения «Честный знак», выяснила, что код не считывался, и потребовала заменить упаковку. Заведующая аптекой отказал…

    Подробнее

    Трудовое законодательство: что нового?

    По закону

    Трудовое законодательство: что нового?

    В последнее время законопроектов становится все больше, и уследить за ними бывает непросто. Подводя итоги 2022 года, мы решили рассмотреть самые важные, на наш взгляд, изменения в сф…

    Подробнее

    Восстановление выцветшего кассового чека для оформления возврата НДФЛ

    По закону

    Восстановление выцветшего кассового чека для оформления возврата НДФЛ

    Посетителю, который приобретал лекарства в аптеке, нужен кассовый чек для оформления возврата НДФЛ, однако он выцвел и перестал читаться. Как можно его восстановить?

    Подробнее

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать генератор или генератор
  • Как правильно написать генеральную исповедь
  • Как правильно написать генеральную доверенность
  • Как правильно написать генеральному или генеральному директору
  • Как правильно написать генеральная уборка или генеральная уборка