Как правильно написать графомоторные навыки

1) Моторные навыки — это маленькие, утонченные движения мышцами, которые необходимы для того, чтобы мастерски делать изящные вещи. Графомоторные навыки — это умение свободно выполнять мелкие и точные двигательные движения руками в процессе выполнения графических задач, связанных с графикой (письмом).

2) Встречается как слитное, так и раздельное написание прилагательного «графомоторный», но правильным следует считать слитное написание. Схема образования: моторный — графомоторный, это чистое сложение основ графо + моторный.

3) Но нельзя сказать, что для «графо» сочинено отдельное правило, по которому все слова с этим элементом пишутся слитно. Форма написание слов с «графо» должна соответствовать общему правилу написания сложных прилагательных.

К примеру, слово «графо-аналитический» можно писать через дефис, так как сложное прилагательное составлено из основ прилагательных с сочинительной связью (можно вставить союз и), с усечением первой основы: графический и аналитический — графо-аналитический, сравнить: английский и русский — англо-русский.

Орфография подобных слов неоднозначна, может встречаться как слитное, так и раздельное написание.

Автор статьи

Дарья Михайловна Ромашкина

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Структура графомоторных навыков

Определение 1

Графомоторный навык — это конкретное положение и движения пишущей руки, позволяющие успешно рисовать, писать, раскрашивать, штриховать и т.д.

Структура графомоторных навыков включает в себя следующее:

  1. Мелкая мускулатура пальцев рук – представляет собой контроль над силой пальцев и быстротой их движения в работе.
  2. Зрительный синтез и анализ – определение левых и правых частей тела, его ориентировка в пространстве, расположение по отношению к окружающим предметам, умение выполнять задания с конкретными условиями и выбирать нужное направление движения.
  3. Рисование – включает в себя штриховку, обведение по контуру, обводку, умение срисовывать геометрические фигуры, рисовать предметы и детали, дорисовывать незаконченные рисунки или недостающие детали на них.
  4. Графическая символика – умение рисовать различной сложности узоров, а также изображать их с помощью разнообразных символов и знаков.

Получай знания в онлайн-школе

Подберем репетитора, поможем понять сложные учебные предметы

Выбрать программу

Замечание 1

Таким образом, структура графомоторных навыков весьма обширна, освоение каждого ее элемента требует от ребенка значительных усилий. Для того, чтобы освоение осуществлялось без переутомлений и перегрузок, а результат был высок, формирование графомоторных навыков осуществляется поэтапно.

Этапы формирования графомоторных навыков

Формирование графомоторных навыков начинается в период дошкольного детства, родителями или воспитателями ДОУ. Предусматривает прохождение следующих последовательных этапов.

Первый этап – развитие у ребенка дошкольного возраста мелкой и крупной моторики.

На данном этапе необходимо выполнять ряд специальных упражнений, которые направлены на развитие моторики ребенка. Рекомендовано выполнять следующие графомоторные упражнения:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж и самомассаж
  • Лепка из пластилина, соленого теста, массы для лепки и т.п.
  • Вырезание из бумаги фигур различной степени сложности
  • Составление бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков и т.п.
  • Собирание мозайки и пазлов
  • Конструирование (лего, кубики, модули и т.п.)
  • Раскрашивание раскрасок
  • Специальные игры: палочки «Кюизенера», «Танграмм» с прищепками, крупами и т.п.

«Как писать? Формируем графомоторные навыки» 👇

Второй этап – направлен на формирование у детей пространственных представлений и их речевое обозначение.

Этот этап предусматривает формирование у детей таких навыков как:

  1. Ориентировка в собственном теле и его положение в окружающем пространстве
  2. Ориентировка в окружающем пространстве, среди находящихся в нем предметов
  3. Уточнение пространственного расположения тела и окружающих его предметов, а также расположение на плоскости

На данном этапе целесообразно использовать следующие графомоторные упражнения:

  1. Конструирование, раскладывание и выкладывание сериационных рядов
  2. Разнообразные пальчиковые игры и упражнения
  3. Штриховка
  4. Выкладывание букв и цифр из различных предметов
  5. Различного рода работы с мелкими предметами
  6. Лепка, аппликация, рисование и т.д.

Третий этап – непосредственное развитие графомоторных навыков.

Данный этап включает в себя:

  1. Развитие у детей зрительного гнозиса. Используются упражнения:

    • Контурное изображение предметов
    • Перечеркивание контурных изображений, наложение контуров один на другой и т.п.
    • Формирование и уточнение представление о форме, величине, цвете.
    • Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти
  2. Формирование и развитие у детей зрительного синтеза и анализа.

  3. Формирование и развитие у детей зрительного узнавания и восприятия.

Четвертый этап – формирование и развитие изобразительно-графических способностей.

На данном этапе используются следующие графомоторные упражнения:

  1. Знакомство с рабочими тетрадями, рабочей клеткой и строкой
  2. Обучение написанию и начертанию горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, а также их комбинация
  3. Рисование различных по сложности орнаментов и узоров, дуг, волнистых линий, овалов, кругов и т.д.
  4. Рисование предметов различной сложности по клеткам, графические диктанты
  5. Ознакомление с графическими символами
  6. Формирование графического образа букв и цифр (графемы)
  7. Дифференциация букв, которые имеют кинетическое сходство в написании

Во время работы на листе бумаги или тетрадях у детей осуществляется развитие и укрепление мелкой моторики рук, совершенствование зрительной и двигательной координации, улучшается координация на листе, а также осуществляется развитие внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия, речи.

Формирование интереса к графическим упражнениям

Формирование графомоторных навыков требует от педагога определенных профессиональных умений. Для того, чтобы процесс формирования протекал продуктивно и был интересен ребенку, предварительно его необходимо подготовить. Предварительная подготовка включает в себя зарождение и последующую поддержку к графомоторным упражнениям.

Графомоторные упражнения должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям ребенка, не перегружать его. Так как занятия начинаются еще в дошкольном возрасте, то целесообразнее их проводить в игровой форме. Педагог должен ставить перед каждым воспитанником посильные задачи, при этом важно обращать внимание на то, что ребенок уже умеет.

При выполнении графомоторных упражнений следует обращать внимание на графические успехи детей, что оказывает положительное влияние на стимулирование их дальнейшей деятельности, повышает интерес на выполнение графомоторных заданий и упражнений.

Выполнение графомоторных упражнений позволяет решить ряд следующих задач:

  1. Интеллектуальное развитие детей.
  2. Подготовка к успешному овладению письмом.

Решение этих задач способствует тому, что в будущем ребенок сможет избежать некоторых проблем школьного обучения. Если графомоторные навыки не начинают формировать с раннего дошкольного возраста, то к моменту поступление ребенка в школы могут возникнуть значительные трудности в освоении навыков письма. Чаще всего отмечают следующие проблемы:

  • Небрежный и неразборчивый почерк
  • Быстрая утомляемость руки
  • Слабая фиксация рабочей строки

Замечание 2

Таким образом, формирование графомоторных навыков необходимо начинать как можно раньше. Для успешности данной деятельности необходимо создать оптимальные условия по накоплению ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

    Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Все чаще учителя отмечают неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Как часто можно услышать и от учителей, и от родителей  «Пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Это явление далеко неслучайное. Причины его уходят своими корнями  в дошкольный период развития.  

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста:

  • слабо развиты мелкие мышцы кисти руки,
  • несовершенна координация движений,
  • не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев,
  • низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам.
  • дети не могут выделить элементы из целой буквы,
  • конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Поэтому дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы. 

Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык».

Давайте разберемся более подробно, что это такое? Как и когда необходимо формировать «графомоторные навыки»?

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
  • развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
  • обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.  

Работа по формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться задолго до поступления в школу.

Формирование графомоторных навыков следует проводить по следующим направлениям:

  1. Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики; 

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода: 

5, 5- 6, 5 мес. – начинает брать предметы, 

6, 5-7, 5 мес. вращение кистью с игрушками.

К 11мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. 

1г-1, 5г. – попытки рисовать «как попало».

1, 5 – 2г – появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия.

В . появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу).

 3-4г. – режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). 

В 5-6лет появляется способность обводить клетки. 

6-7лет – готовность к навыкам письма.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речь.

1.Начинать работу по этому направлению нужно с формирования умения выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её

         На данном этапе детям предлагается комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук: «Кольцо», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «3 богатыря» …..

Выполнять упражнения необходимо с ведущей руки, потом дополнительная рука, а затем двумя руками одновременно. Каждую заданную позу удерживать под счет до 5 секунд. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

  • Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции или по картинке, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя, и больше. «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».

Только когда упражнения доведены до автоматизма переходим на следующий уровень.

2. Развитие  динамического праксиса — способность ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу.

На данном этапе детям предлагаются динамические упражнения с включением обеих рук: «Дерево», «Птичка», «Очки», «Флажок», «Лодка –Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик». 

  • Для формирования ритмической организации движений «Рассказывать руками» стихи, истории. Играть в теневой театр, кукольный театр с использованием перчаток, самодельные куклы).

3. Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев  кистей рук,  координация движений… )

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. 

Самомассаж рук (массаж с использованием карандашей,  су-джок- тренажеров, шариков, орехов и т.д.)

Продуктивная деятельность детей.

  • вырезать из бумаги;
  • лепить из пластилина, теста, песка…
  • нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
  • собирать мозаики и конструкторы;
  • обводить, рисовать, раскрашивать…;
  • копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
  1. Формирование зрительно-пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).
  • ориентировка в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела);
  • ориентировку в окружающем пространстве

(а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т. п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь — слева от меня”;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”;

  • обучение ориентировке на листе бумаги  (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты.
  • уточнение пространственного расположения фигур и букв.
  1. Формирование зрительно-двигательной координации.

Зрительно — двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации, которые способствуют формированию графомоторных навыков.

С 1 до 2-х лет.

  • малыш может держать два предмета в одной руке;
  • держит карандаш в руке и чертит им;
  • умеет переворачивать страницы книг;
  • из кубиков строит башни;
  • складывает пирамидку;

От 2 до 3 лет.

  • ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;
  • играет с песком, крупами, тестом и глиной;
  • открывает крышки, откручивает и закручивает;
  • рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;
  • нанизывает бусы;
  • правильно держит карандаш;
  • копирует формы несколькими чертами;
  • строит из кубиков.

 От 3 до 6 лет.

  • малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками;
  • складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);
  • лепит из пластилина и теста разные фигуры;
  • шнурует ботинки;
  • определяет предметы в мешке на ощупь.

 Именно эти умения подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма, т.е. развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.

 Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы систематические упражнения: 

 — Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по в образцу,

— Дорисовки. На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых  необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий. 

 — Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко»,  «Елочка»

 — Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей в форме:

— родительских собраний;

— семинаров-практикумов;

— информационных буклетов, папок-передвижек, родительских уголков с темами: «Как подготовить руку дошкольника к письму», «Тренируем пальчики — развиваем речь» «Точка, точка, запятая» и др.

− индивидуальных бесед и домашних заданий по выполнению отдельных упражнений и т.д.

   Таким   образом, последовательная,   поэтапная    работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий,  способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

Комитет по образованию  г. Улан-Удэ

Муниципальное  автономное  дошкольное 
учреждение

Детский  сад  № 59 «Золотой ключик»

Консультация для воспитателей
на тему:

«Развитие графомоторных
навыков у детей старшего дошкольного возраста»

учитель-логопед

Шуневич Ю.В.

Ноябрь

2021г

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста»

Часто учителя
констатируют: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные
связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, много знают об
окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно».
Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет
ребенок, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между
буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами
не назовешь».

Развитый мозг и
неразвитая рука — вполне закономерное, при современном образе жизни, явление.
Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку
дошкольника можно и необходимо развивать. И привить ребенку правильные
графические или графомоторные навыки.

 Давайте
разберемся более подробно, что такое «графомоторные навыки»? Что содержится под
этим понятием? Как и когда необходимо формировать данные навыки?

Графомоторный
навык
— это определенное
положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать,
копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий
предмет.

 Графомоторные
навыки включают в себя:

1.  Мелкую
мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. 
Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела;
ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с
условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование
(штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур;
зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание
рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую
символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

  Правильно
сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно
осваивать школьную программу.

 Работа по
формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться задолго
до поступления в школу
.

Какие же
упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

Это, прежде всего, все виды
изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование –
рисование орнаментов, узоров.

Раскрашивание, с этой целью
можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на
то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических
навыков — это штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для
упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением
предметов

Широко используются различные
графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров
по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и
т. д.

Дети, у которых нарушены
графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью.
Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной
деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и
пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых
навыков.

Формирование графомоторных
навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом
длительным и непростым и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем
школьного обучения.

Развитие графомоторных
навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

        
Первый этап
— развитие 
крупной  и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является
мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и
стимулирующем речевое развитие ребенка.

Для развития
мелкой моторики необходимо:

·  выполнять пальчиковую гимнастику, а также
массаж (самомассаж, массаж роликами);

·  лепить из пластилина или глины;

·  вырезать из бумаги;

·  нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;

·  застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки,
крючки, змейки;

·  собирать мозаики и конструкторы;

·  раскрашивать раскрасками;

·  копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.

        
Второй этап
направлен на
формирование пространственных представлений и речевого обозначения
пространственных отношений. Этот этап предусматривает:

·  ориентировку в собственном теле;

·  ориентировку в окружающем пространстве;

·  уточнение пространственного расположения фигур
и букв.

Пространственные
понятия лучше закрепляются в процессе конкретной практической работы и
осуществляются в определенной последовательности.

               
Третий этап
— направлен на развитие графомоторных навыков.

·  Развитие зрительного гнозиса:
             — контурные изображения предметов,
             — перечеркнутые контурные изображения,
             — контурные изображения, наложенные друг на друга и др.

·  Уточнение представлений о форме, цвете,
величине.

·  Уточнение и расширение объема зрительной
памяти.

     
— развитие зрительного анализа и синтеза;    

Развитие
зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного.

 И, наконец,
четвертый этап  по развитию графомоторных навыков —
изобразительно-графические способности:

·  Развитие графомоторных навыков.

·  Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

·  Вертикальные и горизонтальные прямые линии и
комбинации из них.

·  Наклонные прямые линии и комбинации из них.

·  Рисование орнаментов

·  Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

·  Рисование по клеткам предметов сложной формы.

·  Овладение графической символизацией

·  Работа по формированию графического образа
букв (графемы).

·  Дифференциация букв, имеющих кинетическое
сходство.

        
В процессе работы в тетради, на планшете или листе бумаги у детей укрепляется
мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно- двигательная
координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная
память, аналитическое восприятие, речь.

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.

Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.

У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.

Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.

Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.

В задачи графомоторики входит:

  • зрительное восприятие заданного материала;
  • сосредоточенность и внимание;
  • правильное удерживание карандаша или ручки;
  • соответствующий нажим ручки при письме;
  • ритмичность движений;
  • точность в обведении линий;
  • двигательные навыки.

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
  • Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
  • Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
  • Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.

Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.

Вот что должны уметь дети 1-2 лет:

  • умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
  • переворачивать странице в книге (по одной);
  • держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
  • строить башню из кубиков и складывать пирамидки.

Навыки детей 2-3 лет:

  • ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
  • лепить из пластилина;
  • складывать из бумаги простейшие фигурки;
  • нанизывать большие бусы;
  • правильно держать карандаш.

Навыки детей 3-4 лет:

  • умение вязать узелки;
  • самостоятельно заправлять постель;
  • рисовать фломастерами, мелками;
  • обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
  • происходит латерализация (определение ведущей руки).

Навыки детей 4-6 лет:

  • застегивать молнии на куртке;
  • самостоятельно завязать шнурки;
  • уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
  • разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.

Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.

Дети с ЗПР с трудом овладевают навыками письма, что объясняется незрелостью уровня активации нервной системы. Тем не менее, развивать графомоторные навыки у таких детей очень важно, т.к. в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга.

Многие исследователи разработали различные пути развития этих навыков у детей с ЗПР, но проблема остается актуальной и по сей день. Связано это с особенностями развития детей с задержкой психического развития:

  • неразвитое зрительно-пространственное восприятие;
  • быстрая утомляемость;
  • отклонения в двигательной сфере;
  • скованность и напряженность мышц при движении;
  • гипо- или гипертонус мышц.

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.

На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для этого используются: рамки Монтессори, мозаики, доски Сегена, различные предметы для нанизывания и сортировки.

На 2 этапе важно совершенствовать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, формирование у них умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы и т.д.

На 3 этапе дети учатся всем видам расстегивания и застегивания, они должны уметь штриховать предметы в разных направлениях. Они учатся ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение горизонтальных и вертикальных линий).

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.

Работа с такими детьми ведется по нескольким направлениям:

  • Развитие мелкой моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:
  1. формирование дифференцированных движений кистями и пальцами, отведение в стороны пальцев, разгибание и сгибание (важно проводить пальчиковую гимнастику, в ходе которой каждый палец называется вслух);
  2. формирование согласованных действий обеими руками («камень-ножницы», «кулак-ладонь», затем можно усложнять до трех действий: «камень-ножницы-бумага»);
  3. развитие дифференцированных движений пальцев рук: детей учат нанизывать колечки или бусы на шнурок в определенной последовательности;
  4. обучение застегиванию и расстегиванию липучек, пуговиц, молний и т.д.;
  5. обучение шнуровке.
  • Развитие зрительного внимания и восприятия. Дети учатся собирать целое изображение из отдельных составляющих, соотносить геометрические формы с предметами («Выбери, что круглое? – мяч, колесо).
  • Развитие пространственного ориентирования. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов в изображениях и конструкциях («Куда поехала машина?»). Они учатся ориентированию в разных плоскостях на тетрадном листе, учатся выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по речевой инструкции или показу.
  • Развитие графических навыков. Дети учатся проводить линии по образцу, обводить контуры различных предметов, дорисовывать недостающие части рисунка. Учатся первичным навыкам штриховки, умению проводить линии (прямые, диагональные и т.д.).
  • Совершенствование навыков закрашивания контуров и штриховки. Обучение умению срисовывать, копировать и закрашивать контуры предметов.
  • Совершенствование графических навыков.

Дети с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) не в состоянии ориентироваться в пространстве листа бумаги, они не замечают ориентиров в виде строчек и клеток, неправильно держат ручку или карандаш.

Первый этап работы над развитием графомоторных навыков у детей с ТМНР заключается в обучении их правильному захвату карандаша (ручки). Важно развивать дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать средний, указательный и большой палец в «щепотку» и захватывать, таким образом, различные предметы.

Детей учат чертить вертикальные и горизонтальные линии, следя глазами за движениями своей руки. Методики обучения зависят от возраста ребенка, а также от его диагноза и степени испытываемых им трудностей.

Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в соответствующих коррекционных мероприятиях, направленных на развитие интереса к данному виду деятельности, а также «готовности» руки к выполнению необходимых движений.

Для развития графомоторных навыков используются различные методики: пальчиковая гимнастика (во время занятий можно проговаривать стишки, а сами пальцы можно сделать «героями» сказок), массаж ладоней при помощи шипованных мячиков, перебирание круп и других мелких предметов, вырезания из бумаги, аппликации и т.д.

Помимо этого, проводятся различные игры на развитие графомоторных навыков. Вот несколько примеров:

  • «Куда указывают стрелки». Цель: развитие пространственных представлений. На плакате нарисованы стрелки, педагог просит ребенка показать направление, которое указывает каждая стрелка.
  • «Вниз по реке». Цель: подготовить руку ребенка к письму. Необходимо нарисовать волнистые линии, которые расположены на близком расстоянии друг от друга – это извилистые берега реки, по которым ребенок должен провести корабль так, чтобы он не задел берега. Делать это нужно, не отрывая карандаш от бумаги, точно следуя изгибам импровизированной «реки».
  • «Раскрась правильно». Цель: развитие мелкой моторики и пространственных представлений. На листе бумаги нарисованы контуры 5 домиков, задача ребенка – раскрасить карандашом определенного цвета тот домик, который скажет педагог (красным – второй дом слева, синим – третий дом слева и т.д.).

Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию: мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т.д.

Графомоторные навыки

Маяцкая<br>Елена

, фармаколог | Обновлено 14 апр 2022

Содержание:

Развитие графомоторных навыков у детей

Диагностика графомоторных навыков

Графомоторные навыки у школьников

Упражнения для коррекции графомоторных навыков

Графомоторные навыки – это умение правильно расположить и двигать рукой для письма или рисунков. Другими словами – это навык овладения письмом.

Многие люди считают, что в современном мире умение писать от руки перестало быть ключевым. Отчасти это справедливо, поскольку большая часть современных документов печатается на клавиатуре, а обучение зачастую ведется с помощью визуальных материалов.

Однако успешное овладение письмом напрямую влияет на устную речь и умственное развитие в целом.

Разберемся, как происходит развитие графомоторных навыков у детей, какие методики существуют для их изучения, а также поделимся упражнениями для коррекции навыков овладения письмом.

графомоторные навыки

Успешное владение письмом напрямую влияет на устную речь и умственное развитие в целом. Фото: © olia danilevich/Pexels

Развитие графомоторных навыков у детей

Нормальное развитие навыков владения карандашом и рисования линий происходит в возрасте от 12 месяцев до 7 лет.

1. 12-24 месяца:

  • эксперименты с пишущими предметами;
  • беспорядочные каракули, а затем постепенно появляются круговые линии;
  • карандаш в кулаке;
  • движение руки от плеча и локтя;
  • запястье и пальцы не двигаются самостоятельно;
  • карандаш передается из одной руки в другую.

2. 24-36 месяцев:

  • определяются стабилизирующая рука (для удержания бумаги) и рука для письма;
  • движение руки от плеча и локтя (по-прежнему);
  • горизонтальные и вертикальные линии, спирали, волнистые линии и точки.

3. 36-48 месяцев:

  • улучшается координация глаз и рук;
  • карандаш в пяти или трех пальцах;
  • свободное движение запястья;
  • первый замкнутый круг.

4. 4-5 лет:

  • карандаш в правильном свободном захвате тремя пальцами;
  • движения при письме из суставов пальцев;
  • при раскрашивании соблюдаются контуры;
  • может провести линию между двумя точками и скопировать прямоугольник.

5. 5-7 лет:

  • умение рисовать диагонали;
  • более упорядоченные рисунки;
  • умеет копировать простые схематические картинки;
  • может писать свое имя печатными отдельными буквами;
  • способен научиться писать письменными буквами.

Диагностика графомоторных навыков

Часто психологам, логопедам и учителям важно понимать, насколько развит этот навык у конкретного ребенка. Методики для изучения состояния навыков у дошкольников можно разделить на несколько видов.

развитие графомоторных навыков

Нормальное развитие навыков владения карандашом и рисования линий происходит в возрасте от 12 месяцев до 7 лет. Фото: © Sarah Dietz/Pexels

1. Определение уровня развития мелкой моторики. Например:

  • «Обведи кисти рук»;
  • «Ребро, кулак, ладонь» (Н.И. Озерецкий).

2. Обследование графических навыков. Например:

  • «Графический диктант»;
  • «Выполнение штриховок»;
  • «Рисование по точкам, контурам, клеточкам» (Н.В. Нижегородцева).

3. Оценка способности ребенка к переключению графической деятельности и ориентации на листе бумаги. Например, «Заборчик» (А.В. Семенович).

Графомоторные навыки у школьников

Не совсем развитые графомоторные навыки у школьников могут вызвать много проблем при обучении.

Выделяют такие симптомы, по которым можно определить дефицит навыков:

  • проблемы с запоминанием написания слов;
  • проблемы с распознаванием или называнием слов (букв) на странице;
  • неспособность запомнить, как формировать буквы или слова на бумаге;
  • небрежный (неразборчивый) почерк или разборчивое, но медленное письмо;
  • неловкий захват карандаша;
  • плохое пространственное планирование соотношений между буквами или словами;
  • судороги или боль в руке при письме;
  • неспособность к многозадачности во время письма (например, неспособность одновременно слушать и писать);
  • резкое предпочтение устной речи письменной;
  • неспособность последовательно организовать мысли при написании работы.

Упражнения для коррекции графомоторных навыков

графомоторные навыки у детей дошкольников

Не совсем развитые графомоторные навыки у школьников могут вызвать много проблем при обучении. Фото: © Andrea Piacquadio/Pexels

Подготовительный этап

1. Развитие памяти, внимания. Игры:

  • «Расположи по порядку»;
  • «Тень предмета» и т.п.

2. Формирование пространственной ориентировки в своем теле и на листе бумаги. Подвижные игры:

  • «Путаница»;
  • «Геометрический диктант».

3. Развитие силы пальцев и быстроты их движения. Игры с прищепками, шнурками. Лепка.

Основной этап

1. Развитие координации глаз-рука и тонкой моторики рук:

  • рисование дорожек и узоров;
  • писание в воздухе с открытыми и закрытыми глазами.

2. Развитие произвольного рисования. Штриховки и обведение рисунков по контуру.

3. Развитие графики. Разнообразные задания на прописывание букв и списывание слов.

Видео

Список литературы

  1. Кобякова Г.Н., Середа В.В. К вопросу о формировании графомоторных навыков у младших школьников с дисграфией. \ Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2020;(1):54-59.
  2. Prinz, F. Graphomotor Skills. Occupational Therapy in Epidermolysis Bullosa. Springer-Verlag Wien — 2013 — pp. 50-51.
  3. Chung P.J., Patel D.R., Nizami I. Disorder of written expression and dysgraphia: definition, diagnosis, and management. \ Translational pediatrics. 2020;9(1):46–54.
  4. Золоткова Е.В, Никашкина Н.С. Коррекционно-развивающая работа по формированию графомоторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи. \ Проблемы современного педагогического образования. 2021;(72-1):121-125.

13 апреля 2022 11:00 | Отредактировано: 14 апреля 2022 22:37

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1»

(МАДОУ «Детский
сад № 1»)

Методические
рекомендации

для
воспитателей ДОУ

по
формированию

графомоторных
навыков

 у детей дошкольного возраста

Разработали:

Балохина
Анастасия Валерьевна –

воспитатель
высшей квалификационной категории

Манакова Галина Ивановна — воспитатель 

Фатахова
Татьяна Анатольевна –

учитель-логопед
высшей квалификационной категории

ГО Верхняя Пышма

2021 год

Содержание:

1.  Введение ……………………………………………………………… 3

2.  Формирование графомоторных навыков ………….. 4

2.1
 Развитие мелкой моторики с 5 месяцев до
2 лет ……5

2.2  Двигательные автоматизмы руки ребенка 3-4 лет
…. 5

2.3
 Двигательные автоматизмы руки ребенка
5-6 лет …. 5

2.4
 Готовность к навыкам письма ребенка 6-7
лет …….. 5

3.  Формирование зрительно-пространственной ориентировки
…………………………………………………………
6

4.  Формирование зрительно-двигательной координации ………………………………………………………. 6

4.1 
Формирование
графомоторных навыков ребенка 1-2 года ………………………………………………………………………. 6

4.2 
Формирование
графомоторных навыков ребенка 2-3 лет ……………
……………………….……………………………….. 7

4.3 
Формирование
графомоторных навыков ребенка 3-5 лет …………
……………………….…………………………….……. 7

4.4 
Формирование
графомоторных навыков ребенка 6-7 лет …
……………………….…………………………….……………. 7

5.  Систематизация работы по подготовке руки ребенка к
письму
……………………….………………………………..….. 7

Введение

Одна из проблем, с которыми
сталкивается современная школа — рост числа детей, не готовых к школьному
обучению. Как часто можно услышать и от учителей, и от родителей «Пишет
медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает,
а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

 Согласно
данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста: слабо развиты
мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, не закончено
окостенение запястий и фаланг пальцев, низкий уровень выносливости мышц к
статическим нагрузкам, дети не могут выделить элементы из целой буквы, конфигурацию
буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее
структуры.

Это явление далеко неслучайное.
Причины его уходят своими корнями  в
дошкольный период развития. С ребенком следует выполнять упражнения,
направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координация
движений. Все это – основные составляющие овладения письма.

Навык овладения письмом
обозначается как «графомоторный навык».

Графо-моторный
навык

– это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет:
рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно
удерживать пишущий предмет

Один из показателей
интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития
мелкой моторики.

Всё
это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма
необходим определённый уровень психофизиологического развития ребёнка, и не
только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания,
способности к зрительному пространству восприятия объектов и т.п.

Графомоторные
навыки включают в себя:

— формирование мелкой мускулатуры
пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);

— развитие зрительного анализа и
синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на
ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по
выбору нужных направлений);

— рисование (задания по штриховке
по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей,
предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в
дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти);

— графическая символика (умение
изображать узоры, а также правильно изображать с помощью символов).

Правильно сформированный
графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную
программу. 

Работа по формированию
графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в
школу.

Цель:

Подготовка руки ребенка к письму.

Задачи:

1. Организовать пропедевтическую
работу по подготовки детей к письму.

2. Разработать и
систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на
развитие руки ребенка.

3.  Сформировать у детей графические навыки.

4.  Развивать целенаправленность действий, умение
доводить начатое дело до конца.

Формирование
графомоторных навыков

Формирование графомоторных
навыков следует проводить по следующим направлениям:

            
формирование
тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой
моторики;

Под
понятием «мелкая моторика»
подразумевают движения мелких мышц кистей рук.
Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного
периода:

      
5,
5- 6, 5 мес. – начинает брать предметы;

      
6,
5-7, 5 мес. вращение кистью с игрушками;

      
к
11мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса;

      
1
г.-1, 5 г. – попытки рисовать «как попало»;

      
1,
5 – 2 г. – появляется тонкая моторика.

            
рисование на подносе манкой;

            
выкапывание игрушек из перловки, фасоли, риса;

            
вылавливание рукой и подручными предметами (ложкой, шумовкой,
ситечком, совочком и пр) игрушек из воды, крышечек, счетных палочек;

            
массаж стоп – ходим по крупам ножками;

            
переливание и пересыпание из стаканчика в стаканчик;

            
переливание и пересыпание ложкой переливание и пересыпание с использованием воронки,
спринцовки, шприца;

            
наполнение пластмассовой бутылки сыпучими веществами или
водой.

И обязательно
давайте ребенку поиграть так, как ему хочется (если это безопасно, конечно).
Захотел пересыпать совочком не в ведерко, а на пол, рядышком, ну, пускай
попересыпает. Предложите ведерко попозже. Захотел поплюхаться в тазу руками,
вместо того, чтобы доставать оттуда крышки – пускай, ведь это занятие приносит
ему столько радости! Не стоит загонять малыша в строгие рамки, если вы хотите
вырастить свободную целеустремленную личность.
Хочу такой сайт

В
3-4 года

появляются двигательные автоматизмы, происходит определение ведущей руки
(латерализация)

— раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску»

— пытается резать бумагу ножницами

— обрывная аппликация

— пластилинография

— режет бумагу

— рисует (пальчиками, карандашами, мелками,
нетрадиционным способом)

В
5-6лет

 — штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и
амплитудой движения руки;

—   раскрашивание листа в разных направлениях с
ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

—    обведение рисунка по контуру без отрыва
карандаша и по точкам,

—    разлиновка;

—     лабиринты;

В 6
— 7лет – готовность к навыкам письма

Моторные центры речи в коре головного
мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому,
стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и
активизирует речь.

1. Начинать работу по этому
направлению нужно с формирования умения выполнять заданную позу, опираясь на
зрительный образец и удерживать её.

На данном этапе детям
предлагается комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук:
«Кольцо», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «3
богатыря»

Выполнять упражнения необходимо с
ведущей руки, потом дополнительная рука, а затем двумя руками одновременно.
Каждую заданную позу удерживать под счет до 5 секунд. Когда все упражнения
будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

2. Запоминать и повторять серию
движений по словесной инструкции или по картинке, начиная с двух движений и
заканчивая тремя, четырьмя, и больше. «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается
с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется
по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».

Только когда упражнения доведены
до автоматизма переходим на следующий уровень.

3. Формирование функциональных
возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев кистей рук,
координация движений.)

— Игры с мелкими предметами
(палочками, песком, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками,
«Почтовый ящик»).

-Самомассаж рук (массаж с
использованием карандашей,  су-джок- тренажеров,
шариков, орехов и т.д.)

-Продуктивная деятельность детей
(вырезать из бумаги;лепить из пластилина, теста, песка…нанизывать бусины,
пуговицы и т.д.; застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки; собирать
мозаики и конструкторы; обводить, рисовать, раскрашивать…; рисунки на
прозрачную бумагу и т.д.

Формирование
зрительно-пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем
пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги)

 а) определение “точки стояния”, т. е.
местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я
нахожусь справа от дома” и т. п.;

б) локализация окружающих
объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например:
“Шкаф находится справа, а дверь — слева от меня”;

в) определение пространственного
расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных
отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее
лежит мяч”;

-обучение ориентировке на листе
бумаги  (упражнения на развитие
зрительного и пространственного восприятия: формирование умения “входить” в клеточку,
обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке;
размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали;

 -вести волнообразные линии, не отрывая
карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки,
графические диктанты.

-уточнение пространственного
расположения фигур и букв.

Формирование зрительно-двигательной
координации.

Зрительно — двигательная
координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука
изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в
старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.
Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной
координации, которые способствуют формированию графомоторных навыков.

С
1 до 2-х лет.

-малыш может держать два предмета в одной руке;

-держит карандаш в руке и чертит им;

-умеет переворачивать страницы книг;

-из кубиков строит башни;

-складывает пирамидку;

2
до 3 года.

-ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его
содержимое;

-играет с песком, крупами, тестом и глиной;

-открывает крышки, откручивает и закручивает;

-рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;

-нанизывает бусы;

-правильно держит карандаш;

-копирует формы несколькими чертами;

-строит из кубиков.

         3
до 5 лет.

-малыш рисует цветными мелками, карандашами,
красками;

-складывает бумагу (умеет складывать простые
оригами);

-лепит из пластилина и теста разные фигуры;

-шнурует ботинки;

-определяет предметы в мешке на ощупь.

6-7
лет.

— воспринимает движущие предметы;

прослеживает
глазами за действием руки;

—  пользуется
карандашом и ручкой;

—  умеет
проводить линии (прямые, наклонные, изогнутые) от заданного начала к заданному
концу, между границами, по образцу;

— соединяет точки прямой линией;

— выбирает рациональный способ действия при выполнении
графических заданий;

— ориентируется на листе и на любом другом
пространстве.

 Именно эти умения подготавливают руку и глаза
ребенка к процессу письма, т.е. развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму
и воспроизводить ее. 

 Ребенку в процессе учебы часто приходится
одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или
срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук,
когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям
подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы
систематические упражнения:

 — Штриховки:  в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным
точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по в образцу,

— Дорисовки , в которых  необходимо самостоятельно дорисовать
недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий.

 — Рисование.  на формирование умения воспроизводить
графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование  знакомых предметов.

Эти повседневные нагрузки  являются хорошей систематической тренировкой
для пальцев рук.

Кроме того, успешность работы по
подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие
может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей в форме:

— родительских собраний;

— семинаров-практикумов;

— информационных буклетов,
папок-передвижек, родительских уголков с темами: «Как подготовить руку
дошкольника к письму», «Тренируем пальчики — развиваем речь» «Точка, точка,
запятая» и др.

− индивидуальных бесед и домашних
заданий по выполнению отдельных упражнений и т.д.

  
Таким   образом,
последовательная,   поэтапная    работа по направлениям и уровням увеличения
сложности упражнений и заданий, 
способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

 Ссылка на видео     Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста










Рейтинг:
.


Оценили:
.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать график уборки подъезда
  • Как правильно написать график работы сутки через трое
  • Как правильно написать график работы на праздники
  • Как правильно написать график работы магазина
  • Как правильно написать график работы или режим работы образец